Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Творческий отчет фольклор детей 3 4 лет. Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей

Князева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Кораблик"
Населённый пункт: Сахалинская область,г.Поронайск
Наименование материала: статья
Тема: Отчёт по теме самообразования
Дата публикации: 10.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска» Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" Воспитатель: Н.А. Князева 2016 год

Отчёт по теме самообразования
"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое». К.Д.Ушинский В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Эта тема
актуальна
, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Сказки, потешки, прибаутки, загадки - первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Общаясь с детьми, я обратила внимание что, у многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать речью, в основном используют в общении со сверстниками преимущественно неречевые средства (мимику, жесты, интонацию). Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я поставила перед собой следующую
цель:
- развить познавательные, коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества.
Основными задачами моего направления являются
: - вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, потешек с использованием различных методов и приёмов; - познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа; - приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Для решения поставленных задач использую следующие
методы и приёмы
:
Наглядный

метод:
демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный

метод:
коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
Игровой

метод:
игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры. В своей работе использую следующие
формы

работы:
художественно- творческая деятельность (изобразительная деятельность, лепка); художественная литература, народный фольклор; проведение занятий, развлечений; подготовка консультаций для родителей и воспитателей. В своей работе использую следующие
дидактические пособия
: - настольный театр; - пальчиковые игры; - кукольный театр; - иллюстрационный материал; - пособия мнемотехники (мнемотаблицы и мнемодорожки) - иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям. Работая с малышами, я составила
картотеки:
- русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста; - русских народных песенок, потешек, прибауток, закличек; - пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста, основанных на фольклорном материале. В моей работе стали традиционными
фольклорные занятия
: «В гости в сказку», «Ладушки у бабушки»,«Сорока-Белобока», «Теремок»; развлечения и физкультурные досуги «Колобок», «Птичий двор», «Мишка - шалунишка». «К белке в гости». Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития коммуникативных навыков. Это даёт мне возможность привнести в непосредственно образовательную деятельность с детьми элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда НОД проходит не в традиционной форме учебной деятельности, а как яркое общение с детьми, ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют, танцуют и т. д. При внесении настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства. В этом я вижу приоритет фольклорных з а н я т и й. Раскрепощённость, возможность реализовать себя в работе, ориентировка на индивидуальный почерк - действенное претворение в жизнь
принципа

демократического обучения
. На фольклорные занятия распространяются общие
дидактические принципы
: -принцип развивающего и воспитывающего обучения; -систематичности и последовательности, наглядности, индивидуального подхода к детям; - принципы активности усвоения и применения знаний. Проводя занятия с детьми, по всем видам деятельности, на каждое подбираю интересную игровую мотивацию с использованием динамических пауз и физминуток, использую приёмы обеспечения интереса детей, в результате чего, малыши проявляют интерес к произведениям устного народного творчества, в повседневной жизни используют потешки, песенки. А также дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких людей, сопереживают персонажам сказок. Реагируют на музыкальные произведения, мир природы, учатся овладевать средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Учитывая особенности возраста, я начала работу по использованию малых фольклорных форм с использования их для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения с детьми в разные режимные моменты. Утреннюю гимнастику, физ. минутки, ходьбу по коррекционным дорожкам, оздоровительный бег, прогулки - всё это провожу, сопровождая чтением стихов, потешек, песенок на фольклорной основе.
На непосредственно образовательной деятельности
, для создания игровой мотивации, использую сюжеты из сказок, заучивание потешек, сюрпризные моменты с привлечением героев сказок.
Развитие сенсорных эталонов и конструктивной деятельности
организую с применением игровых приёмов с присутствием сказочного героя, и с элементами фольклора, что придаёт обучению яркую, эмоциональную окраску, способствует эффективному усвоению как математического, так и литературного материала. Так же использую
произведения

устного

народного

творчества

одевании,

кормлении,

укладывании

спать,

процессе

игровой

деятельности
. Фольклорные произведения, стихи сопровождаю действиями, и наоборот, действия сопровождаю чтением, обыгрывая их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание слушать и повторять её. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся словосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют прислушаться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.
Особое значение я придаю малым фольклорным формам в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи, чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки. Проводя народные игры с детьми, я убедилась, что воспитательные возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка и общительность, дружелюбие, а также гармоничное душевное состояние. Я узнала и записала много народных игр для малышей, которые использую в своей работе, помня о том, что двигательная функция у ребёнка - ведущая с рождения до школы. Малыши любят играть в «Заинька, походи…», «Курочка Хохлатка», «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси». Для развития мелкой моторики использую
игры

пальчиками
на фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети знают их много, потому, что мы проговариваем их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Такие игры как «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим, рубим…», «Этот пальчик дедушка…» и многие другие помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно. Спокойная, доброжелательная обстановка, доверительные отношения располагают детей к общению. Для развития речи, которая является основным средством общения, для развития её активности, я использую в своей работе опыт В.А. Деркунской.
Игры-фантазии
с использованием произведений Н.А. Римского-Корсакова помогли детям участвовать в коллективном сочинительстве. Расширению словарного запаса детей, развитию воображения, снятию напряжения помог опыт работы П.А. Жуковой. Игры-драматизации, такие как «Курочка Ряба», «Медведь и пчёлы», «Встреча с колобком» помогают формированию эмоциональной отзывчивости к сверстникам, расширению эмоционального словарного запаса, вызывают у детей интерес к сказке, к ряженью, развивают выразительность движений, умение сопереживать сначала герою сказки, а потом и сверстникам. Идеальными образцами такой формы служат народные художественные произведения: загадки, русские народные сказки, прибаутки, пословицы, потешки.
Содержание

потешек
позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их состоит в том, что слово можно соединить с действием ребёнка. Их содержание динамично, богато глаголами. Потешки легко можно инсценировать, используя атрибуты. Произведения устного народного творчества, в том числе и потешки, построены на множественных повторах. Повторяются отдельные слова, словосочетания,
предложения, четверостишия. Это способствует запоминанию слов, а затем и активному их употреблению. С помощью потешек у детей сложилось положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приёму пищи, укладыванию спать.
З а г а д к а
- это упражнение для детского ума. Она развивает сообразительность. Когда я загадываю детям загадки, то обязательно выставляю на стол игрушки. Дети быстро отыскивают глазами отгадку, потому что она стоит перед ними. Так же использую картинки и загадки в непосредственно образовательной деятельности.
Заклички
ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором: «Дождик, дождик, поливай - будет хлеба каравай» или «Солнышко - ведрышко, выгляни, высвети!». Трудно представить мир ребёнка без сказки.
Сказка
, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Каждый день я читаю детям сказки. По моим эмоциям и мимике дети понимают их содержание. Через сказку дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, укладом жизни, учатся преодолевать трудности, быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные иллюстрации к сказкам, подчеркиваю при этом колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои. Систематически работаю над оснащением
предметно-развивающей среды
, которая помогает усваивать предложенный материал, радует детей.
В книжном уголке
- выставка книг и иллюстраций к русским народным потешкам, песенкам, сказкам, а также пальчиковый театр, шумовые инструменты, постоянно оснащаю предметно-развивающую среду, н-р: персонажами пальчиковых театров «Колобок», «Курочка - Ряба», «Теремок» и т.д.; русскими народными шумовыми инструментами. В группе создан и действует
«Уголок

ряженья»
с элементами русских народных костюмов. Сказки, пословицы, песни, обряды - это образец духовного служения людям, который даёт им эстетическое наслаждение, несет определений объём жизненно важной информации. Здесь очень важна
работа,

проводимая

родителями.
Я рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать. Оформляю для них консультации, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания. Например: папки «Пальчиковая гимнастика» (на фольклорном материале); «Русские народные игры для малышей».Родители активно участвуют в изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам.

результате

проведённой

работы
я отметила, что к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей стала выше речевая активность, больше словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают стихи, потешки, песенки и с удовольствием их рассказывают. Воспринимают небольшие сказки, рассказы без наглядного сопровождения, называют героев сказок. Для тех детей, которые участвуют в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуются невербальными средствами общения, понимают инструкции при 2-3-х повторениях и нуждаются в незначительной помощи в виде подсказок, а также не проявляют активности и инициативности при общении со сверстниками и взрослыми я разрабатываю рекомендации для воспитателей, для дальнейшей их работы над развитием речи детей. Большое внимание уделяю современным подходам к воспитанию детей, создаю условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт, его всестороннее развитие. Ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, в этом мне очень помогли
курсы повышения квалификации
в ГБОУДПО «Института развития образования Сахалинской области» по дополнительной профессиональной программе «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»в 2015 году. Принимаю активное участие в организационно-педагогической работе ДОУ: участвую в проведении праздников,развлечениях,досугах МБДОУ №2 «Кораблик». Усовершенствуя работу по направлению «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» занимаюсь
самообразованием.
В своей педагогической деятельности, я планирую продолжать работу реализации принципа «от простого к сложному». Непосредственно образовательную деятельность с детьми проводить в необычной обстановке, со сменой мезосцен, ввести интеграцию во все виды деятельности с детьми по различным направлениям воспитательной работы (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры). В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества.

Введение

Мы поставили перед собой большую задачу – не просто представить устное народное творчество, но показать это же творчество в истории развития детского фольклора; показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием эстетического воспитания.

Долг старших – с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И детский фольклор верное средство для этого. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нём ответные чувства.

Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики , Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам.

Актуальность данной темы подтверждается пристальным вниманием к фольклорным произведениям специалистов различных направлений: этнографов, психологов, науки - этнопедагогики, фольклористики, этнографии, историков, и самое главное - это педагогов. Актуальность обусловлена также необходимостью изучения произведений детского фольклора - как народной педагогики, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею.

Цель данной работы: рассмотреть детский фольклор в народной педагогики.

Задачи работы:

1. рассмотреть детский фольклор в истории России.

2. изучить специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора;

3. изучить значимость произведений детского фольклора в народной педагогике.


1. Детский фольклор в истории России

«Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений - П. Бессонова «Детские песни» - был издан в 1868 году и содержал 19 игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В. Шейна составившие фундамент последующих теоретических работ».

Если собирательская работа велась довольно интенсивно, то теоретическое осмысление детского фольклора началось значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всём объёме. К примеру: - В.А. Попов рассматривал считалки, как произведения, сохранившие следы мифологического мышления наших предков, их верований и суеверий. Н.И. Костомаров в фольклоре видел отражение национального уклада жизни, систему народного мышления. В.Ф. Кудрявцев изучение детских игр связывал с педагогическими проблемами и рассматривал их как вернейшее отражение социальной жизни. И.П. Хрущов в детских песнях видел отражение древних языческих обрядов и современного крестьянского быта и так далее…

«В 1921 году в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В 1920-х гг. появились первые исследователи детского фольклора. С 1960-х годов русский детский фольклор Сибири изучал М.Н. Мельников. В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе. Исследователи стремятся рассмотреть произведения в естественном контексте, в тех ситуациях в общении детей, в которых распространяется и функционирует их фольклор».

И так что же такое детский фольклор в широком понимании нашего сознания. «Детский фольклор - это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Или специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой»

«Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение хозяйственной деятельности» .

К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотов и многие знатоки языка.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира… «Суждение ребенка, - писал К. Маркс, - как и его практическое мышление, имеет фактор, прежде всего практически-чувственный. Чувственная природа организма ребенка - это первая связь, которая соединяет его с миром» . Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые.

Взрослые мыслят, - писал К.И. Чуковский,- «словами, отпетыми формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами» . Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детского фольклора. К.И. Чуковский собрал богатейший материал для изучения детского словотворчества и поэтического творчества детей. Его исследования и наблюдения, публикации, объединенные позднее в книге «От двух до пяти», содержат материал большой научной ценности. Он разработал теорию жанра перевертышей, показал, когда, как и в каких условиях, дети овладевают народными поэтическими богатствами.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

Ученый и фольклорист Ю.М. Соколов к детскому фольклору относит не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор». Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и, тем не менее, не может быть без соответствующих оговорок названо собственно детским творчеством.

Наконец, при видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых между ними нет четкой границы, многие произведения в одинаковой степени могут быть отнесены и к тому и к другому. Например, ряд популярных хороводных песен («А мы просо сеяли», «Княгини мы по вас пришли», «В хороводе были мы», «Стой, моя роща» и другие) без видимых изменений текстов, зафиксированных, как у взрослых, так и в детской среде» . Многие сюжеты характерны и для детских сказок и для взрослых. Но в таком случае, как правило, существенно меняется художественный стиль.

Трудно переоценить роль О.И. Капицы в организации собирания, издания произведений детского фольклора и его популяризации. Лично и с помощью студентов она собрала более восьми тысяч текстов, организовала комиссию по детскому фольклору, выпустила ряд популярных сборников, статей, библиографических обозрений литературы по русскому и зарубежному детскому фольклору, сборник статей «Детский быт и фольклор» (1930). Ее многолетние поиски венчает труд «Детский фольклор» (1928). Более пятидесяти лет эта книга была единственной в русской фольклористике обобщающей работой по детскому фольклору.

Г.С. Виноградов подчеркивал, что «детский фольклор - не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою „маленькую провинцию“ фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор - полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики» .

Несомненно, что фольклорные произведения выполняют в быту и ряд практических неэстетических функций: колыбельными песнями убаюкивают детей, посредством заговоров желают вернуть больному здоровье, внушить к себе приязнь и проч.; ритм особых песен помогал соединить физические усилия тянущих невод, толкающих груз. Но в детском фольклоре не меньше, чем в литературе, развито художественное начало, осознаваемое народом (в былинах, сказках, лирических песнях, загадках и других произведениях) или неосознаваемое (в причитаниях, в обрядовых песнях, заговорах), что, однако, не может помешать нам признать сам факт художественного творчества и в этих случаях.

Сравнивая фольклор с литературой, надо, конечно, принять во внимание, что искусство слова в фольклоре связано с другими видами художественного творчества (исполнительским искусством актера, мастерством рассказывания, искусством пения, музыкой и прочими), но при сопоставлении этот момент не принимается во внимание. Искусство слова, сближая между собой фольклор и литературу, равно отличает их от других искусств. Правомерность такого рассмотрения обосновывается самим фактом, что слово в фольклоре выполняет изобразительно-выразительную функцию, а информационно-коммуникативные функции, как и соединение искусства слова с другими искусствами, - не более чем сопутствующее обстоятельство. Аналогичное изучение не встречает возражений, когда дело касается литературного произведения. Оно также бывает соединено с другими искусствами (стихотворение и его художественное чтение, песня и ее исполнение и прочие).

Все сказанное вполне объясняет, почему своеобразие детского фольклора ищут через сопоставление его с художественной литературой.

Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива.

Родовым признаком , общим у фольклора с литературой, необходимо признать их принадлежность к художественному творчеству, а видовым признаком, отличающим фольклор от литературы, - процесс устного массового , непрофессионального творчества, основанного на традициях. Традиционное коллективное устное художественное творчество народа - вот что такое фольклор в самом кратком определении.

Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно - хозяйственная деятельность, национально – психологические черты и социальная жизнь народа.

При изучении детского фольклора перекрещиваются интересы фольклористики, этнографии, этнопедагогики, возрастной психологии, что предполагает возможность использования в работе их методов исследования.

«Детский фольклор стал «арсеналом и почвой» русской детской литературе, до сих пор питает и обогащает её. Не было не одного литератора, писавших для детей, творчество которого не несло бы зримых следов, теснейших связей с детским фольклором, не предлагало бы образцов его творческого освоения» .

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих целую систему поэтических жанров фольклора.


2. Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора

Так как в фольклоре имеет место сотворчество множества певцов и рассказчиков, то на первый план выдвигается не только отдельные изменяющиеся произведения – результат работы многих людей, но и то общее, что объединяет отдельные произведения в группы – жанры. Особенности жанра сохраняются каждым творцом. Жанры в фольклоре сохраняют большую устойчивость, по сравнению с литературными. По сравнению с литературой в фольклоре меньше сочетаний жанров. Меньше прихотливых изломов и форм. Придав важное значение жанрам, мы по необходимости должны углубиться в их понимание и уяснить своеобразие, им присущие.

«Жанр – определённый вид литературного произведения» , - сказано в справочнике и в новом говорится тоже: «Жанр – определённый вид литературного произведения, принадлежащий одному и тому же роду» . Понятием «жанра» обозначается единство группы художественных произведений.

Поэтические жанры возникают в процессе исторического развития искусства. Изучение жанров облегчает тем, что многие из фольклорного произведения отличает тесная связь с бытом. Трудовые песни, заговоры, календарные, свадебные песни, похоронные причитания, неотделимы от народного быта. Многие жанры связаны с игрой , в которой воспроизводится жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. Наряду с ними существует жанры, свободные от прикладных бытовых целей. Это сказка, внеобрядовая лирическая песня.

Позднее искусство восприняло по наследству древние традиции и, изменяя их, придало возникшим жанрам целевые установки идейно–эстетического характера. Понимание жанра как единства формы и содержания уже прочно вошло в фольклористику. Жанр охарактеризован в литературе как понятие «чисто условное». Нет единства мнений по генезису отдельных жанров детского фольклора, их поэтике. Почти каждый исследователь выделяет свою классификационную схему. « О. И. Капица, теоретически обосновала деление детского фольклора по годам и генезису поэзии. Этого же поддерживал В. П. Аникин – генетический принцип (поэзия взрослых для детей, произведения, выпавшие из фольклора взрослых и усвоенные детьми, собственное творчество детей). В. А. Василенко, выделял 1)колыбельные песни, или байки, 2)произведения связанные с игровыми действиями, 3)произведения которые занимают детей словесным содержанием и исполнением независимо от игровых действий. Г.С. Виноградов выделял пять основных разделов детской народной поэзии: игровой фольклор, потешный фольклор, сатирическую лирику, бытовой фольклор и календарный» . А. М. Горький писал; «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» . Этим требованием забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан игровым действием ребёнка, то игра ведётся на уровне смысла, понятий, слова, звука. Деление детского фольклора на игровой и неигровой не приближает нас к пониманию сложной системы жанров» …

Правомерно выделить поэзию взрослых, предназначенную для детей. Это - поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки). Понять художественное значение поэзии пестования по ее печатным образцам, представляющим не более чем приблизительную словесную схему этих произведений, сложно. Поэзия пестования очень многообразна и по поэтике, и по характеру исполнения, и по своему бытовому назначению. Но только колыбельные песни имеют общепризнанную жанровую определенность и сравнительно четкие жанровые границы. В отношении остальных видов поэзии пестования нет единого мнения. Г.С. Виноградов объединил под термином «потешки» и поэзию пестования в первые дни, месяцы жизни ребенка, и довольно сложные песни-забавы («Ладушки», «Сорока-белобока»), не давая четкого определения песенкам и прибауткам; О.И. Капица выделяла пестушки и потешки, но однородные по поэтике и назначению произведения относила к разным видам поэзии; она же названием «песенки и прибаутки» указала на существование различных жанров, а при анализе не видела разницы между прибауткой и песенкой; В.П. Аникин объединил их термином «прибаутки».

По назначению и характеру бытования» выделены лишь основные группы детского фольклора. В.П. Аникин жанры детского фольклора отнёс к группе - собственное детское творчество «(считалки, жеребьёвые сговорки, дразнилки, поддёвки, скороговорки)» . Выше перечисленные исследователи выделяют в отдельную группу - игровой фольклор . Г.А. Бартышев отнёс к ним считалки, игровые песни и приговоры, а В.А. Василенко, кроме того, - пестушки и потешки. Сюдаже можно отнести все виды ролевых детских игр, игровые (считалки жеребьёвки, жеребьёвые сговорки). Все остальные жанры детского фольклора, включая колыбельные песни, обозначающие как «поэзию словесной игры» итем самым разрушают собственную классификацию, основанную на понятиях: игровой – неигровой.

«Г.С. Виноградов выделил потешный фольклор (сечьки, голосенки, словесные игры, перевёртыши, скороговорки, молчанки, поддёвки) – назначение этих произведений, «по мнению Виноградова, - развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей» . Детский фольклор выделяет в отдельную группу - календарный детский фольклор, который не относится в единую группу жанров поэзии пестования, игровому и потешному фольклору (это детские песни страшилки, сказки, загадки). Виноградов выделяет их в три группы: сатирическая лирика, календарный и бытовой фольклор.

У каждого жанра четвёртой группы своя функция, своя поэтика, отличная манера исполнения. Одни жанры можно определить как словесно-речевые, другие - как повествовательные. Третьи – как песенные – это будет группа бытового фольклора

Определение групп детского фольклора по назначению и характеру бытования – это лишь первое звено классификации. Существует много других названий, и даже опытные фольклористы, обратившись к детскому фольклору, «говорят на разных языках». Предложенная классификация далеко не совершенна, но может рассматриваться в качестве исходной - рабочей.

«Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героями эпоса, сказками, многочисленными произведениями малых жанров» .

«В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Рассмотрим некоторые из этих жанров» .

Колыбельные песни. «Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска, народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять)» Её назначение или цель – усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.

С одной из таких колыбельных песен можно познакомиться в Приложении 1 (1 -5).

Старинное значение колыбельных – заговоры, против злых сил, но со временем они утратили своё обрядовое значение. С помощью заговоров за частую просили для дитятко, здоровья, защиты от сглазу, богатой жизни.

Тематикой колыбельных песен становилось отражение все, чем жила мать, - её думы о младенце, мечты о его будущем, оберечь его и подготовить к жизни и труду. « В свои песни мать включает то, что понятно ему. Это «серенький котик», «кранная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлики»…

Слов – понятий в песне обычно немного – лишь те, без которых первичное познание мира невозможно» . Приложение 1( 1-5).

Частый персонаж в колыбельной песне – кот, фантастические персонажи – Сон да Дрёма. Животные наделены человеческими качествами – антропоморфизм.

«Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, своё композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания, аллитерация – повторение одинаковых или созвучных согласных. Следует отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов» .

Статистический анализ наблюдений показал, что носителями традиционной колыбельной песни, как правило, являются представители уходящего поколения. Чем ниже возрастной ценз, тем выше удельный вес фольклорных заимствований и песен литературного происхождения. Молодое поколение пестуний редко пользуется колыбельными песнями и почти не пользуется традиционными. На наших глазах происходит интенсивный процесс разложения и угасания жанра.

Этот процесс вполне закономерен. Коренным образом менялась жизнь трудового народа в нашей стране. Круг интересов матери был ограничен заботами о детях и муже, о поддержании порядка в домашнем хозяйстве, в наши дни женщина наравне с мужчиной участвует в общественной жизни - ей стали чужды «внутренние жесты» колыбельной песни. Художественная литература, радио, телевидение, театры воспитывают эстетические чувства - и художественная ценность колыбельной поэзии начинает вызывать сомнение. Колыбельная песня не в состоянии конкурировать с современными литературно-музыкальными произведениями.

Школьное образование, медицинское просвещение, система дошкольного воспитания коренным образом изменили взаимоотношения матери и ребенка, меняются и народно-педагогические воззрения. Укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда и пр.) распорядком; укачивание признается ненужным и даже вредным. Колыбельная песня соответственно не поддерживается бытовой необходимостью.

Пестушки, потешки, поскакушк». «Пестушки, (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодам развития ребёнка. «Распеленав ребенка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста» . (Приложение 1 .(2.1 – 2. 10.) Не каждая мать осознает необходимость это процедуры, из сотни одна объяснит ли ее физиологическое значение.

Стишки просты. «Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: понимание значения этого приема и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребенка («А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закрепленные поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.

Ритмически четко построены стишки. Некоторые из них достигают хорошей художественной формы:

Чук, чу к, чук, чук, Баба рыбку пекла,

Наловил дед щук, Сковородка утекла.

Ребенок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берет ребенка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки».

Приговоры эти не отличаются ни поэтическими достоинствами, ни оригинальностью, ни разнообразием, но ребенок всегда стремится на руки к матери, делает отчаянные движения ручонками, чтобы коснуться материнских рук, постепенно вырабатывает умение управлять движением своих рук. Слово матери (пестуньи), отразившись в сознании ребенка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал дает команду органам движения, ребенок делает хватательные или иные движения руками. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребенка, так и для психологического» .

Им присуще своеобразное построение, определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент. Пеструшки лаконичны, в них не всегда есть рифма, а если и есть то всегда парная, употребляются повторы, они, как правило кратки, близки своеобразные шутливые заговоры, например: «С гуся вода, а с Ефима – худоба». Пестушки незаметно переходят в потешки

Потешки. Потешками принято называть особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых использкется различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называется и песенки – приговоры, организующие эти забавы.

Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, бытовые назначения, эмоционально – мелодическая основа совершенно иные» . Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. «Она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек пестуньи вырабатывали у детей потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе… Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания» .

В потешку вводят простейшие шутки, комические мотивы, для поддержания радостных эмоций, добавляются жестикуляция В потешку вводится счет, ребёнка приучают к пересчёту без абстрактного цифрового обозначения счёта (пример – «Сорока»). Приложение 1. И это же первые шаги к общению, абстракции. Потешки строятся так, знания никогда почти не даётся в «чистом виде», прямо. Оно как бы скрыто, ум ребёнка должен потрудится, чтобы добыть его. В потешках показано обяза тельность труда для все, даже маленьких.

«В потешках, как и в пестушка, неизменно присутствие метонимия - художественный приём, помогающий через часть познавать целое. Например, в детское игре «Ладушки-ладушки», где были? – У бабушки. При помощи метонимии внимание ре бёнка привлекается к его собственной ручкам» . (Приложение 2.( 3.3).

Жеребьевки (или «сговоры») определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, или только один вопрос, в котором предлагается выбор. Собственно жеребьёвки представляют собой загадку. Но загадку обязательно двучленную, в которой образы совпадают или противопоставляются. Она обычно рифмованная. Иногда рифма содержится в обращении, чаще не имело поэтической организации или вообще исчезло. Они полны остроумия и здорового юмора. Приложении 2 .(5.1-5.4.)

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Считалки связано с древними формами гадания.

У считалок две главные особенности, Во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция.

Игровые приговорки и припевки были включены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовило их ко взрослой жизни. Приговорки произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания. В своей приговорке дети могли обратиться с просьбой к христианским святым.

Некоторые приговорки несут социальный смысел (Приложение 2. (7.2.-7.6.). Приговорки в наше время повсеместно доставляют радость детям.

Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток . Прибаутки вносят в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд – ритмичность, звукоподражание. Через прибаутки мамы и няни, знакомят с повадками и голосами птиц и животных…

Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением (обилие аллитерации, частые повторы, внутренние рифмы, ассонансы). Приложение2 .(8.1- 8.8).

Своеобразными словесными упражнениями былимолчанки - стихотворный уговор молчать, а также голосянки (вариант: «волосянки») - соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка. К словесным играм детей можно отнести исполнявшиеся в их среде сказки, загадки .

Некогда Г. С. Виноградов отметил у детей «единственный вид устной словесности, представленный прозой» - сказку. Стихийный поток современного детского повествовательного творчества - "страшные истории " (так их называют дети) или «страшилки» (так их стали называть исследователи) - сделался предметом изучения фольклористов, психологов и педагогов с 1960-х гг. По-видимому, к этому времени и относится начало массового бытования детских страшных историй . Страшилки функционируют по всем правилам фольклора. Приложение 7. (12.1-12.3).

«Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словам, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно» .

«Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения» .

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностям - народа» . Следовательно, изучение детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомерно.

3. Детский фольклор как народная педагогика

Детский фольклор - часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика - древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала «могучие и всеопреоделяющию» роль слова в формировании личности. Это величайшее из человеческих духовных сокровищ.

В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речитативы, песенки, загадки, пословицы, скороговорки, приговорки, моления, назидания, басни, притчи. И особенно сказки…

Сила слова невероятна велика в жизни человека. Не зря говорят о слове: можно им убить, можно воскресить.

«Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Безгранична сила доброжелательного сила слова в народной педагогике, но более всего родного слова, родной речи, родного языка» .

«Само слово «фольклор», произошло от соединения двух английских слов: folk –народ – и lore – мудрость. Этот термин появился в середине XIX в., его предложил английский ученый У. Дж. Томе для обозначения материалов по старинной поэзии, обрядов и верований» . История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий мир природы и своё место в нём. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времен.

«Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности не возможно» .

Педагоги – классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой. Народный педагог, по мнению Я. А. Коменского, « должен быть патриотом родного языка, родной культуры» . Его поддерживали и другие учёные, писатели, композиторы, педагоги - К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Чехов, Пушкин, Глинки, Горький, Чайковский и многие другие.

Народная педагогика несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых – умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитие подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных учёных, изобретателей, художников и писателей.

Народная педагогика не обошла также вопроса и о физическом развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры.

До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколения с помощью произведений устного народного творчества, Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания, и песни – замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Такие педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий, получил отражение, хотя и в самой примитивной форме, в произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке.

Возникает вопрос: как проявляется народная педагогика в детском фольклоре?

Мы в своей исследовательской работе попробуем представить (насколько позволит объём данной работы) несколько жанров детского произведения в которых покажем проявления народной педагогики.

Пестушки: «Наиболее правильно поняла специфику произведений этого рода О. И. Капица, её точку зрения разделил В. П. Аникин.

Имеют строго определённую бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой» . Физические упражнения нужны ребёнку для укрепления мышц рук, ног, спины и так далее. Для этого и применяются пестушки. (Смотрите приложение 1 .(1 – 1. 10).

Потешки: Потешка призвана - потешить развеселить, позабавить ребёнка. Готовила к самостоятельной игре в детском коллективе. « Главное значение забавы - приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физического и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания» . Учит счёту, и как следствие абстрактному мышлению (К. Маркс.). Это первые шаги к общению.

«Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии» .Приложение2. (3.1-3.3)

Сечки: - (отличаются от считалок тем, что это и есть сама игра). Эта игра требует определённой тишины, так она соединяет в себе ещё одну игру – молчанку (голосянку – волосянку). «Единственным достижением этой игры является развитие голосовых данных и стремление к регулировке собственного дыхания» . К сажилению эта игра потеряна для наших детей. Этой игре также были присущ всевыше перечисленные качества.

Загадки: Служила средством проверки мудрости. « Педагогическая ценность загадок, видна в том, что она знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает внимание глубже в смысл словесных обозначени этих признаков, повышает способность и определённость мышления и силу воображения. – Это, так сказать, педагогические предпосылки загадок» . Приложение (дополн.)

Небылицы – перевёртыши: - задача перевёртышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью.

Докучные сказки: - большой педагогической ценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желанниях, чувства юмора. Приложение3 (9.1-9.2).

Страшилки: - «фантастика, как это ни звучит парадоксально, для ребёнка – средство познания окружающего мира с его сложным и опосредованными связями, с единством и борьбой противоположностей; форма усвоения общественного опыта. Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха помогают формировать умение анализировать и синтезировать восприятие организма чувств. Сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать». И так далие… Приложение 7 . (12.1-12.3).

«Словесные игры, поддевки, скороговорки и некоторые другие малые формы фольклора, вызваны к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» .

Сегодняшняя педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Можно было бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе – и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою неумело зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.

Заключение

Методика использования детского фольклора в детских садах и других дошкольных учреждениях не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей.

Несомненно, что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановка собирательской работы. Глубокое изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимы.

Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Поэзия пестования в последние годы претерпела значительные изменения. Молодые матери, как правило, прибаутке, докучной сказке предпочитают детскую книжку, колыбельной песне - режим сна, пестушке - физзарядку по рекомендации врачей. Но во многих районах поэзия пестования еще сохраняет свое традиционное назначение. 60-70-е годы характеризуются повышенным интересом педагогики, филологии, физиологии, фольклористики и психологии к воспитанию детей дошкольного возраста.

Советские исследователи Б.Н. Клосовский и Е.Н. Косморская убедительно доказали, что морфологическое развитие мозга ребенка находится в прямой зависимости от притока импульсов из окружающей среды. В жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических, физиологических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, сконцентрирован необходимый для поддержания прогрессирующего «потока нервных импульсов», веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования.

Таким образом, детский фольклор – это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение прослеживается в данной работе.

Мы сегодня учащиеся, а завтра – воспитатели, должны знать и понять, что детский фольклор как народная педагогика, а теперь одно из основных «орудий» всей педагогики, должно неотъемлемо сопутствовать с нами по всей нашей осознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.

Список использованных источников

1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] М.: Высшая школа, 1987.- 254с.

2. Аникин, В.П. Русский фольклор [Текст] М.:.: Высшая школа, 1987.- 283с.

3. Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М.: «Академия», 2000 – 472с. – (Высшая школа).

4. Василенко, В.А. Детский фольклор [Текст] - М.: Высшая школа, 1978.- 198с.

5. Виноградов, Г.С. Народная педагогика [Текст]. Иркутск, 1996. – 231с.

6. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии [Текст]. - Иркутск, 1990. – 195с.

7. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб. для. Студ. сред. И высш. пед учеб. заведений / Г.Н. Волков. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: «Академия», 2000. – 176с.

8. Капица, О.И. Детский фольклор [Текст]: Л., 1948.

9. Литвин, Э.С. К вопросу о детском фольклоре [Текст]: М.-Л., 1958. -203с.

10. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики [Текст]: Новосибирск, 1985.- 243с.

11. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [ Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец.№2101 «Рус.яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1987. – 240 с.

12. Соколов, Ю.М. Русский детский фольклор [Текст]: М – Л, 1991. – 297с.

13. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст]: М., 1963.

14. Весёлые уроки [Текст]: позн.-журнал для детей/ отпечатано в ГУП «ИПК Московская Правда». – 2003. - №9. – Еженед.

Приложение 1

Материнский фольклор

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

1.Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки, баю. 2. Ночь пришла,

Тихо смотрит месяц ясный Темноту принесла;

В колыбель твою. Задремал петушок,

Стану сказывать я сказки, Запел сверчок,

Песенку спою, Уж поздно сынок,

Ты дремли, закрывши глазки, Ложись на бочок,

Баюшки, баю. Баю-бай, засыпай…

Богатырь ты будешь с виду 3. Баю- баю, за рекой

И казак душой, Скрылось солнце на покой.

Провожать тебя я выйду, У Алёшиных ворот,

Ты махнешь рукой. Зайки водят хоровод:

Сколько слез я втихомолку Зайки, заиньки,

В эту ночь пролью… Не пора ли баиньки?

Спи, младенец мой прекрасный, Вам под осинку,

Алёше - на перинку.

Баю – баю, Лёшенька

Засыпай скорёшенько.

4. Глупый сон, сон, 5. Спи, дитя, до утра,

Неразумная дрёма! До утра, до солнышка;

Баю, баю! Не разумная дрёма, Будет пора,

Мимо ты ходишь, Мы разбудим тебя.

Колыбели не находишь. Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

«Я спать хочу!»

Дремота говорит:

«Я дремать хочу!»

По полу по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают;

Заглядывают –

Спать указ

ПОЭЗИЯ ПЕСТОВАНИЯ

Распеленав ребенка, пестуют:

2..1 Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,

А в ручки фатунюшки,

А в роток говорок,

А в голову разумок.

2.2.Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:

На маленьку ножку

Золоту подковку.

Подай молоток

Подковать чеботок.

Учат осознанному движению руками:

2.3.Гуси летели,

Лебеди летели,

Гуси летели,

Лебеди летели...

2.4.Лунь плывет,

Лунь плывет,

Лунь плывет...

2.5. Уты, уты полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели,

Уты, уты, уты...

Подбрасывая ребенка, приговаривают:

2.6.Чук, чук, чучки,

На горе - стручки,

Под горой - лопатки:

Вырвали ребят

Учат ребенка стоять:

2.7.Дыбок, дыбок,

Завтра годок!

Дыбок, дыбок,

Целый годок!

Учат ребенка прыгать:

2.8. Та, та, та, та, та,

Вышла кошка за кота:

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки;

Топы, топы по лавочке,

Цапы, цапы за лапочки.

При ушибе ребенка:

2.9.У кошки боли,

У собаки боли,

У лошадки боли,

А у Ванюшки не боли.

При купании младенца:

2.10. Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода -

С тебя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

Приложение 2

Игровой фольклор

(потешный )

ПОТЕШКИ

3.1. Водичка, водичка, 3.2.Большие ноги 3.3 – Ладушки, ладушки!

Умой моё личико, Шли по дороге: Где были?

Чтобы глазки блестели, Топ, топ, топ, - У бабушки!

Чтоб смеялся роток, Топ, топ, топ, - Что ели?

Чтоб кусался зубок. Маленькие ножки, - Кашку!

3.4. Вода текучая, Бежали по дорожке: - Что пили?

Дитя растучее. Топ, топ, топ, топ, топ, - Бражку!

С гуся вода, Топ, топ, топ, топ, топ. Кашка масленька,

С дитя худоба! Бражка сладенька

Вода книзу Бабушка добренька.

А дитя кверху Попили поели

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

ПРИБАУТКИ

4.1- Федул, что губы надул? 4.2. Я по лесу пройду, 4.3 - Коза, коза, бя

Кафтан прожег. Я бруснику найду Где ты была?

Зачинить можно? Если нет лукошка, - Коней стерегла.

Да иглы нет. Соберу в ладошку. – И где кони?

А велика ли дыра? Прыгну через лужицу, - Они в лес ушли.

Один ворот остался! Голова закружится – - А лес тот где?

И в траву брусника… - Сгорел…

Тут её найди – кА!

ЖЕРЕБЬЕВЫЕ СГОВОРКИ

5.1.Матки, матки: дуб или в зуб? 5.2. С неба падать или подхватить?

Печь топить или коня кормить?

Церьковь золотую или барабан костяной

Тес тесать или на воде плясать?

5.3. Коня воронова, аль седла золотова?

Тес ломать, аль деньги воровать?

На печке заблудился, аль в ложке утонул?

5.4. Коня удалого или казака удолого?

Травка – муравка или золотой булавки?

Коня кормить или печь топить?

Бочку с салом или казака с кинжалом?

С неба стрельца или с земли молодца?

СЧИТАЛКИ

6.1Авсень-паусень, 6.2. Раз, два, три, четыре, пять, 6.3. Раз, два, три, четыре, пять,

Шинь, пень, Мы собрались поиграть, Вышел зайчик погулеть,

Ширварвень. К нам сорока прилетела Вдруг охотник выбегает,

Авсень-паусень. И тебе водить велела. Прямо в зайчика стреляет.

Дзинь! Пиф! Паф! Не попал!

Серый зайчик ускакал.

6.4. – Чики – брики – ты куда? 6.5. Конь ретивый 6.6. Сидит белка на тележке

Чики – брики - на базар! С длинной гривой Продаёт она орешки:

Чики – брики - ты за чем? Скачет, скачет по полям Лисичке - сестричке,

Чики – брики - за овсом. Тут и там; тут и там! Воробью, синичке,

Чики – брики - ты кому? Сюда мчится он - Мишке - толстопятому,

Чики – брики - я коню! Выходи из круга вон! Зайчишке усатому.

Чики – брики - ты какому? Кому в платок,

Чики – брики – вороному! Кому в зобок,

Кому в лапочку.

ЗАКЛИЧКИ И ПРИГОВОРКИ

7.1.Улитка, улитка, 7.2. «Дождик, дождик, перестань» 7.3. Солнышко, солнышко,

Высунь рога! Я поеду во Ристань Выгляни в окошечко!

Дам кусок пирога Богу молиться, Солнышко на рядись,

Да кувшин молока. Кресту помолиться, - …» Красное покажись!

7.4 Солнышко – вёдрышко! 7.5 Радуга – дуга, 7.6 Поп, поп

Выгляни в окошечко! Не давай дождя! Выпусти собак

Твои детки плачут. Давай солнышка - На боярский двор,

Солнышко покажись! Колоколнышка! На дворянских ребят.

Красное, появись!

СКОРОГОВОРКИ .

8.1 От топыта копыт пыль по полю летит. 8.2. Мышонок да мышь:

«Ты всё шуршишь – не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

8.3. Шапка да шубка – 8.4. Баран – буян залез в бурьян.

Вот и весь Мишутка. 8.5. У осы не усы, а усики.

8.6. У Сени и Сани в сетях сом с усами. 8.7. Соломы воз возница вёз.

8.8. На возу коза. Под возом лоза.

Приложения 3

БЫТОВОЙ ФОЛЬКЛОР

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

9.1 У попа была собака,

Он ее любил,

Она съела кусок мяса - Он ее убил.

И в землю закопал, И на камне написал:

У попа была собака, Он ее любил… и т. д.

9.2. Жили-были два гуся - Вот и сказка вся!

Приложения 3

ДЕТСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

10..1.- Петушок, петушок, 10..2 Лизонька

Золотой гребешок, Во саду - садочке

Далеко ли летал? Выросла малинка

До Куликова поля, Солнце её греет,

До матушкина дома. В светлом теремочке

Что тебе матушка дала? Выросла Лизуша.

Овин с овсом, Люди её любят,

Мерина с хвостом, Курицу в опаре, Все её голубят.

Петуха в заваре.

ДЕТСКИЕ СКАЗКИ

11.1. Жили дедушка да бабушка. У них росла на банке репка. Бабушка говорит: «Дедушка, вытащи репку!»

Дедушка тащил, тащил - не мог вытащить, бабку кликнул.

Бабка за дедку, дедка за репку, тащили, тащили - не могли вытащить.

Кликнули Машку. Дедка за репку, бабка за дедку, Машка за бабку, тащили, тащили - не могли вытащить.

Кликнули внучку. Дедка за репку, бабка за дедку, Машка за бабку, внучка за Машку, тащили, тащили - не могли вытащить.

Кликнули Жучку. Дедка за репку, бабка за дедку, Машка за бабку, внучка за Машку. Жучка за внучку, тащили, тащили - не могли вытянуть.

Кликнули кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку. внучка за Жучку Жучка за Машку Машка за бабку Бабка за дедку Дедка за репку.

Потом кликнули мышку. Бабка за дедку. Дедка за репку, Машка за бабку, Жучка за Машку, внучка за Жучку, кошка за внучку, мышка за кошку, тащили, тащили репку - вытащили и пополам разделили все по репке.

Современный детский фольклор

Страшилки .

12.1« … В тёмный зал театра во время спектакля входят страшные кровопийцы, они убивают всех людей. Это замечают билитёршы и задают вопрос, почему так много мёртвых. Те начали врать. Им не поверили, потому что они покраснели…»

12.2. «Как вызвать Бабу Ягу».

Надо пойти в 12 часов ночи в туалет. Написать там круг мелом и сидеть ждать. Прийти утром пораньше. Если будет крест на круге – значит, Баба Яга прилетал.

12.3. «… Открыла девочка глаза и видит, что мачеха одела черное платье. Распустила длинные чёрные волосы, посадила на грудь лягушку и куда-то тихо пошла…»

Анекдоты

13.1 Начало учебного года. Учитель вызывает Иванова

к доске. Тот долго соображает, но всё без толку.

Иванов, ты хоть таблицу умножения помнишь?

Да хоть ночью спросите!

Ну-ка, три умножите на восемь?

Я же сказал - ночью!

13.2. Онегин умел хорошо говорить и

танцевать на французском языке.

13.3. На уроке природоведения:

Наташа, расскажи нам как происходит круговорот воды в природе?

Да очень просто. Когда идёт дождь, на земле образуются лужи. А потом

Земля переворачивается, и вода выливается обратно.

13.4.- Елена Сергеевна, а Вы не считаете, что у моего сына

Много полезных идей? –

Спрашивает мама ученика учительницу.

Да, особенно в орфографии.

Дразнилки»

«Дразнило – собачее рыло».

«Алёшка – лепёшка».

«Андрей – воробей».

«Жених и невеста. Тили – тили тесто…»

«Петька – петух».

«Ябеда – беда, тараканья еда».

« Ваше благородье, - свиньи в огороде! Дозвольте их выгнать да вас загнать!»

Мирилки

15.1. «Мирись - мирись

И больше не дерись,

А если будешь драться,

Я буду кусаться,

Знакомство детей дошкольного возраста с русским фольклором

Знакомство с Русскими фольклорными традициями.


Костырина Галина Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ЦДТ п.Карагайлинский.

Описание: Предлагаю Вашему вниманию рекомендации для родителей по знакомству с русским фольклором, данные рекомендации могут быть использованы воспитателями и педагогами в своей работе.

Цель: знакомство родителей с ролью русского фольклора в воспитании детей.

Задачи:
- развивать эмоционально-положительное общение с ребенком;
- расширять взаимодействие с ребенком с целью активизации его речи;
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Детство - начало жизни и его можно сравнить с утренней зарей розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день и мы говорим "Доброе утро!" И это утро во многом зависит от взрослых воспитывающих малыша с самого раннего детства. Прекрасно если родители и воспитатели наполнят жизнь ребенка светом добра и ласки, если они способны духовно обогатить среду в которой он растет и расцветает и смогут заложить в малыше предпосылки высоких человеческих начинаний.
А что может духовно обогатить нашу среду? Народное, поэтическое слово - образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ бьющий из недр земли, к которому припадают поколения людей, наполняясь его живительной влагой доброты.
Огромную и неоценимую помощь в воспитании ребенка оказывает фольклор, разносторонне развивая и формируя основы этического, экологического и патриотического воспитания.
Фольклор для детей объединяет в себе стихи, песни, игры, танцы, потешки,заклички и т.д. Пользу малых поэтических данных доказывать не приходится, она очевидна.


Для знакомства детей с животным миром используйте сказки: "Курочка - пеструшечка", "Смоляной бычок", "Лиса и заяц", "Лисичка сестричка и серый волк". На этих сказках у детей закрепляются и обогащаются знания о животных и птицах. Часто образ из детства, того или иного животного сопровождает человека всю жизнь.
С использованием фольклора у ребенка развиваются реалистические представления о животных и главное воспитывается гуманное отношение к ним на эмоциональной основе. Дети в доступной форме и на конкретных примерах из сказки узнают о значении животных в жизни человека: курочка несет яички, коровка дает молоко, на лошадке ездят, барашек дает шерсть.


Параллельно со сказками используйте потешки. Такие произведения показывают детям в доступном для их понимании, как человек заботится о животных: кормит, поит, ухаживает за ними.
"Уж как я ль свою коровушку люблю!
Свежей травкой я буренушку кормлю,
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была буренушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала."

В этих словах дети чувствуют теплоту добрых чувств с которыми человек относится к своей коровушке - кормилице, у них возникает яркий образ этой коровушки и естественное, доброжелательное отношение к ней.
Потешка "Бычок",
"Бычок, бычок,
Смоляной бочек.
Бодучие рожки,
Резвые ножки..."

знакомит ребенка с детенышами домашних животных, передает радостное настроение, воспитывает доброе отношение к животным - братьям нашим меньшим, побуждает оберегать все живое.
Фольклор дает возможность познакомить детей ближе с животными, которых они видели только на картинках (лиса, заяц, медведь, белка, ёж и так далее). На основе этих знаний у ребенка формируются представления о диких животных, птицах, их повадках и поведении.


Играя с ребенком в такие игры, как "Сорока - белобока", "У медведя во бору", "Хитрая лиса", "Пташки" вы ближе познакомите его с жизнью диких животных их особенностях, а образный язык народного слова помогает детям открыть много нового в мире животных.
Деятельность и творчество детей тесно связанно с природой, временами года, с народными праздниками. Произведения детского фольклора, переходя из поколения в поколение утверждают в детях любовь к народному слову, окружающему миру и дают начальные знания о временах года. Знакомят с историей народных праздников, важно чтобы дети видели на только праздничный стол, но и слышали стишки и сказки о проходящем празднике.
Например в праздничные дни Нового года можно познакомить детей с колядками:
"Коляда - моляда,
Отворяй-ка ворота,
Подавай нам пирога,
И кувшин творога.
А не дашь творога,
Мы коровку за рога,
Мы коровку за бока,
Уведем за ворота..."

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения русского фольклора интересно знакомят детей с погодными явлениями и временами года. Зимой играя в снежки разучите проговорку:
"Мороз, мороз,
Через дуб перерос.
Через дуб перерос,
Бабу снежную принес.
Бабу снежную принес,
Баба, бела - беляком,
Получай-ка снега ком!"

Многие незнакомые слова заинтересуют детей, постарайтесь правильно ответить на их вопросы, тем самым расширить их кругозор.
Весной хорошо разучить с детьми разные заклички, где прослеживается связь природы с трудом человека.
"Ау, ау, аукаем,
Весну за-а-укиваем.
Март, март -
Солнцу рад.
Апрель, апрель -
Несет капель.
Май, май,
Ниву засевай."

И о летнем периоде есть много потешек, приговорок, которые знакомят с различными явлениями и учат бережно относится не только к животным, но и к насекомым и растительному миру (ягодам, травам, грибам).
"Приходи, приходи летечко,
Приноси грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Солнышко в окошко."

А в этой потешке дети видят значимость дождя в природе.
"Радуга - дуга
Пролей дождя -
Из ведра лагуна,
на леса, на луга.."

Следующие потешки учат детей бережно относится к насекомым, вызывают интерес к их жизни.
о пчелках:
"Пчелки, пчелки,
В поле летите,
С поля летите,
Медок несите!"

о божьей коровке:
"Божья коровка,
Полети вверх ловко.
Принеси нам с неба,
Меда и хлеба!"

Наша задача заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Русские фольклорные произведения учат детей понимать доброе и злое, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.
Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворной взаимосвязи человека с природой и природы с ним.
Уже в младшем возрасте закладывается нами тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение природы и формироваться величие человеческого духа. И пусть это постижение будет освещено солнцем народного - поэтического творчества, а не телевизором и компьютером. Именно это творчество - русский фольклор, рекомендую широко использовать в течении всего воспитательного процесса детей.

В 2013-2014 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

на 2013-2014 учебный год


Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

Изучение методической литературы;

Работа с детьми;

Работа с семьёй;

Самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Развлечение «Широкая Масленица»

План по самообразованию:«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Подготовил воспитатель 2-й младшей группы

Максикова Татьяна Петровна

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  • - Знакомить детей с окружающим миром - природой (растения, животные, птицы) ; с укладом жизни и быта русского народа.
  • - Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • - Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

· Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

· Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетамипосредством театральной деятельности.

  • Обогащать чувства детей, воображение и речь.
  • Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Перспективный план работы

Сентябрь

Составление перспективного плана

Подготовка материала, литературы

Консультация для родителей " Что такое фольклор?"

Октябрь

- Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок»

Консультация для родителей "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Ноябрь

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Консультация для родителей "Театральные игры для детей"

Декабрь

Консультация для родителей

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Дидактические игры с использованием фольклора

Пальчиковая гимнастика

Январь

Разучивание потешек, песенок, скороговорок.

« Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Консультация для родителей "Пословицы и поговорки"

Февраль

- Совместное творчество детей и родителей. Выставка детских работ Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры

Развлечение «Широкая Масленица»

Консультация для родителей "Детский фольклор"

Март

- Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Консультация для родителей "Баю-баюшки-баю..."

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования

Используемая литература.

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!