Тест Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель)
Является одной из основных в моей работе с клиентскими запросами в теме семейных и сексуальных отношений, так как она явно показывает причины возникающих проблем в построении близких, интимных отношений.
Однако, прежде чем мы перейдем к теме мужско-женских отношений, давайте познакомимся базовой теорией эго-состояний поближе.
Теория эго-состояний
Родитель, Взрослый, РебенокЭго-состояние – это набор мыслей, чувств и поведенческих реакций. В каждый момент времени мы находимся в одном из трех эго-состояниях: Родитель, Взрослый и Ребенок. Для здоровой и сбалансированной личности нужны все три эго-состояния.
В транзакном анализе большая буква в словах Родитель, Взрослый и Ребенок означает, что речь идет об эго-состояниях, а не о реальных родителе, взрослом или ребенке. Однако, так как теория эго-состояний уже вышла за рамки транзактного анализа, то для того чтобы читателям, не знакомым с теорий ТА, было понятно, что речь идет о внутренних эго-состояниях – последнее время часто используют словосочетания: внутренний Родитель, внутренний Взрослый и внутренний Ребенок.
Родитель
– это набор чувств, мыслей и образцов поведения, которые мы с самого раннего детства копировали у наших родителей и других значимых для нас взрослых. Родитель складывается как из всех убеждений, эмоций и схем поведения, которые мы выбрали для встраивания у своих реальных родителей, так и из Родителя, которого мы создаем для себя и продолжает создавать всю жизнь.
Взрослый – это наша осознанность, наш внутренний компьютер, ведущая себя безэмоционально. Внутренний взрослый независим от наших переживаний: будь то запрет чего-то нашим Родителем или беспокойство Ребёнка, – помогает нам в сложных жизненных ситуациях принимать те решения, которые позволяют нам полностью их разрешить.
Ребёнок – это та часть человека, которая думает, чувствует и ведет себя так, как он вел себя в детстве.
Свободный и Адаптивный Ребенок
Эго-состояние Ребенка делят на две части: Свободного и Адаптивного (или Приспособившегося) Ребенка.Свободный Ребенок – ведет себя на основе своих потребностей и желаний. Свободный Ребенок – отвечает за контакт с нашим телом, с его желаниями и нежеланиями, в том числе сексуальными.
Адаптивный Ребенок – ведет себя в соответствии со своим пониманием того, каких решений ждут от него другие, то есть он ведет себя в соответствии с ожиданием родителей и других значимых фигур. Во взрослом возрасте, когда мы выражаем себя из Адаптивного Ребенка – мы ведем себя в соответствии с ожиданиями внутреннего Родителя.
Например, если ребенок получает позитивные поглаживания за пользование горшком и/или негативные за мокрые штанишки, он научится ходить на горшок, чтобы доставить удовольствие окружающим – то есть его действия будут из Адаптивного Ребенка.
Если же он учится пользоваться горшком просто потому, что ему не нравится ощущение мокрых штанишек, тогда его тренировки обслуживают его собственное желание, и таким образом, те же его действие: умение пользоваться горшком – будет из Естественного Ребенка.
Родитель, Взрослый, Ребенок в близких, интимных отношениях
Теперь давайте вернемся к теме построения близких отношений.
В нашем внутреннем Родителе заложены все требования к себе и к противоположному полу – это так называемые списки того, каким должен быть наш сексуальный партнер.
Однако, за сексуальную привлекательность или не привлекательность – отвечает Естественный Ребенок.
И чем сильнее проявлен наш внутренний Родитель, тем чаще мы выбираем партнера не из Естественного, а из Адаптивного Ребенка, и тем чаще мы вступаем в отношения, в том числе в сексуальные отношения с "подходящим" партнером (с точки зрения Родителя), но сексуально непривлекательным или недостаточно сексуально привлекательным (с точки зрения Естественного Ребенка).
Что же делать?
Есть два пути:1. Работать со своими списками убеждений, исходящими из Родителя и анализировать их из своего внутреннего Взрослого, выкидывая "не нужное".
Довольно часто, начиная работу с клиентом/кой по проблеме поиска партнера – мы начинаем с составления этих списков, и часто в них оказываются такие "неожиданные" требования, как знание языков или любовь к тому же типу печенья, что и у клиента/ки.
В работе с этими списками из внутреннего Взрослого, бывает такое, что требования к партнеру уменьшается до одного пункта (которого даже не было в первоначальном списке), что партнер/ша должен быть мужчиной/женщиной – и этого достаточно.
2.
Если вы уже нашли партнера, подходящего под требования вашего Родителя, можно разбудить в своем Естественном Ребенке сексуальное желание к этому человеку, а для этого вам необходимо построить с этим человеком отношения психологической интимности – это способность открыто выражать с этим человеком свои чувства и желания и чтобы он выражал с вами свои чувства и желания.
Для того, чтобы вы могли открыто выражать свои чувства со своим партнером, не боясь осуждения или оценки, вам необходимо будет реализовать два других качества автономии в отношениях: осознанность и спонтанность.
Осознанность – это способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать все, что окружает человека в данный момент. Осознающий себя человек находится в тесном контакте со своими любыми телесными ощущениями и внешними стимулами.
Спонтанность – это способность выбирать из всевозможного разнообразия и диапазона чувств, мыслей, поведения. Как человек, осознающий ощущает мир, так спонтанный человек реагирует прямо и открыто.
И если вы реализуете со своим партнером Осознанность, Спонтанность и Интимность – это автоматически положительно повлияет на ваше сексуальное желание к нему.
Если вы будете продолжать жить с человеком, которого не хочет ваш Естественный Ребенок: это может привести к одному из двух вариантов развития: появлению любовника/цы – у вас и/или у партнера/ши, либо к соматическим (физическим) болезням мочеполовой системы: "женским" болезням у женщин или к психологической импотенции у мужчин.
Однако, как показывает моя практика, второй путь намного более сложный, нежели первый, и если вы не готовы к такой работе над вашими отношениями и не хотите описанных мной выше последствий – то лучше разойтись и начать работать над своим списком требований к сексуальным партнерам (к Родительскому списку из пункта 1).
Теория трансактного анализа Э.Берна, исходит из того, что транзакция - единица акта общения, в течение которой собеседники находятся в одном из трех состояний «Я». В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния человека: состояние «Родителя», «Взрослого», «Ребенка». Эти состояния сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств. Попробуете оценить, как вы сочетаете эти три «Я» в вашем поведении, для этого вы можете пройти тест.
Цель: определение ролевых позиций в межличностных отношениях.
Инструкция: ниже приведены 21 высказывания, оцените высказывания в балах от 0 до 10.
- Мне порой не хватает выдержки.
- Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
- Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.
- Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
- Меня провести нелегко.
- Мне бы понравилось быть воспитателем.
- Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
- Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.
- Каждый должен выполнять свой долг.
- Нередко я поступаю как не надо, а как хочется.
- Принимая решение, я стараюсь подумать его последствия.
- Младшие поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
- Я, как и многие люди, бываю
- Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
- Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
- Я - увлекающий человек.
- Мой основной критерий оценки человека - объективность.
- Мои взгляды непоколебимы.
- Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
- Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.
- Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.
Ключ к Тесту Трансактный анализ Э.Берн (Тест ребенок, взрослый, родитель).Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э.Берну
1 (состояние «ребенок») : 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
2 (состояние «взрослый»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
3 (состояние «родитель»): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Инструкция: подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам.Далее у вас идет интерпретация. Рассмотрим, следующие три составляющие личности человека, которые обуславливают характер общения между людьми: Родительское, Взрослое, Детское.
Интерпретация:
1. Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжений , получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблемы: не способен преодолеть трудности или/ и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.д.), возражающее детское Я.
Эго состояние Ребенка
Вербальные признаки : а) восклицание: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.
Обращение Вы - Ты и Ты - Ты.
Поведенческие (невербальные) признаки : непроизвольное поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.
2. Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющею информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решения.
Признаки актуализации эго - состояния: Эго - состояние Взрослый
Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.
Обращение Вы - Вы и Ты - Ты.
поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.
3. Родительское (Родитель - Р) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обычными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Признаки актуализации эго - состояния: Эго - состояние Родитель
Вербальные признаки - слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.
Обращение Ты - Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).
Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещенные на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голос насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.
Сочетания Эго- состояний. Для этого вернитесь к таблице с балами. Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулу. Для оптимального функционировании личности, с точки зрения Э.Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогает ему вовремя вернуться во «Взрослое» состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.
Формулы:
- Если у вас получилась формула 2, 1, 3, или ВДР то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склоны к назиданиям.
- Если у вас получилась формула 3, 1, 2, или РДВ то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
- Если на первом месте в формуле состояние 1 или Д -состояние (ребенка), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.
У каждого человека возникают ощущения по поводу того, как нужно вести себя в определенной ситуации и с конкретным человеком. Часто ли люди задумываются откуда берется тот или иной тип поведения? Психотерапевт Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» раскрыл секрет появления внутриличностных ролей и их влияния на поведение индивидуума.
Итак, эго-состояния — это роли в межличностных отношениях, выражаемые в трёх фигурах — Ребенок, Родитель, Взрослый.
«Ребенок»
Поведения «Ребенка» характеризуется капризами, требованиями, беспомощностью, самокритичностью. Но также непосредственной детской радостью, любознательностью, креативностью и счастью по мелочам. Примером поведения взрослого человека в роли «Ребенка» выступают взаимоотношения парня и девушки. Часто девушка, чтобы заполучить внимание своего молодого человека совершает детские поступки: требует что-то здесь и сейчас, смеётся со всего или наоборот счастлива от любой мелочи в её сторону. Это не есть плохо, всем важно почувствовать себя малышом — это придаёт простоту окружающей нас действительности. Но если человек практически постоянно пребывает в роли «Ребенка», то стоит задуматься о его детских неразрешенных проблемах и переживаниях.
«Родитель»
Модель роли «Родителя» берётся из детства, из поведения родных людей. Откуда человек выносит понятия «хорошо» и «плохо», впитывает все необходимые «нужно», сохраняет какие-то убеждения. Родитель контролирует и «знает как правильно». Если родители конкретного человека не были справедливы к оценке обстоятельств в детстве, то это перенесётся в его дальнейшую жизнь.
«Взрослый»
«Взрослый» — человек, который сам учится, познает, не отталкиваясь от опыта родителей или других людей, он проверяет, приобретенную информацию и исследует её. «Взрослого» отличает объективность оценивания ситуации. Его поведение, взвешенное и спокойное, логичность действий не даёт усомниться в правильности. Редко бывает так, что взрослый человек пребывает в единичной роли на протяжении долгого времени. Тем более что в жизни эти роли между собой переплетаются, и трудно судить какая модель поведения на данный момент. В отношениях с родителями индивидуум остается всё теми же «Ребенком», но с задатками «Родителя»: заботится о родных, советует и поучает.
- Это интересно —
Важно сбалансировать отношения этих трех эго-состояний, чтобы вести себя согласно определенной ситуации. Человек не должен всегда находиться в позиции «Взрослого», но должен адекватно оценивать свои возможности и не действовать вслепую «родительскому сценарию». Важно определить свои жизненные ценности и приоритеты. Ведь это не только поможет сохранить и создать статус мудрого человека в обществе, а и спасёт нервную систему от заболеваний и неврозов. Способность контролировать мысли, желания и реакции приведёт к осмысленности между эго-состояниями.
Три Эго-состояния — видео
Эго- состояние |
Хранимые записи |
Примеры поведения |
Родитель |
* все наставления, правила и законы, которые ребенок слышал от своих родителей и видел в их образе жизни; * восприятие родительского отношения в самом раннем возрасте; * тысячи «нет» и «нельзя»; * образы счастливых или нестчастных родителей; * сдерживание, принуждение, разрешение, запрещение - «многотомное собрание информации, существенное для выживания человека в группе людей. |
Физические признаки: нахмуренный лоб, указующий перст руки, качание головой, «грозный вид», топание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, щелкание языком, поглаживание другого по голове и т.п. Слова и выражения: «Всегда», «Никогда», «Сколько раз я тебе говорил», «Запомни раз и навсегда», «Я бы на твоем месте..», слова: глупый, капризный, нелепый, отвратительный, душечка, милашка, ну-ну, хватит, должен, следует, надо. |
Взрослый |
Информация, приобретенная путем исследования и проверки |
Физические признаки: Поза – прямая, мерцание глаз- 3-6 раз в минуту. Слова и выражения: почему, что, когда, кто и как, каким образом, относительный, сравнительный, верно/неверно, вероятно, возможно, неизвестно, я думаю, я вижу, это мое мнение и т.п. |
Ребенок |
Поскольку маленькая личность не владеет словарем во время наиболее критических из ее ранний переживаний, то большинство реакций проявляется в чувствах. негативные данные о самом себе: «Это моя вина», «Опять!», «И так всегда»; созидание, любознательность, желание исследовать и узнать, стремление потрогать, почувствовать, испытать, а также записи чудесных чувств первых открытий. |
Физические признаки: слезы, дрожание губ, вспыльчивость, раздражительность, пожимание плечами, потупленный взор, поддразнивание, восхищение и восторг, поднятие руки, чтобы получить разрешение говорить, привычка грызть ногти, ковыряние пальцем в носу, ерзание, хихиканье. Слова и выражения: я хочу, не знаю, мне все равно, мне кажется, когда я вырасту |
Трансакционный анализ Эрика Берна представляет собой разработанную систему, в основании которой лежит представление о сознании человека, как композиции трех состояний «Я»:
Родитель;
Взрослый;
Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе контакта ребенка с родителями, он получает от них образы и пример поведения, принимает сценарий, пути его реализации, получает антисценарий.Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве»,
Трансакция - это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:
Параллельные (англ. reciprocal / complementary ) - это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).
Пересекающиеся (англ. crossed ) - направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.
Скрытые (англ. duplex / covert ) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр - это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.
Тест. Попробуйте оценить, как сочетаются эти три "Я" в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки. 9
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять. 7
3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей. 6
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях. 6
5. Меня провести нелегко. 5
6. Мне бы понравилось быть воспитателем. 10
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому. 4
8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события. 8
9. Каждый должен выполнять свой долг. 9
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется. 0
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия. 10
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить. 8
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив. 8
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе. 9
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей. 6
16. Я - увлекающийся человек. 8
17. Мой основной критерий оценки человека - объективность. 6
18. Мои взгляды непоколебимы. 8
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать. 5
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны. 7
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств. 4
Ключ к Тесту Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну
I (состояние ""ребенок""): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19. (9+6+4+0+8+8+5= 40)
II (состояние ""взрослый""): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. (7+5+8+10+9+6+7= 52)
III (состояние ""родитель""): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. (6+10+9+8+6+8+4= 51)
ФОРМУЛА II - III - I или ВРД
Если у вас получится формула II, I, III, или ВДР то это значит, что вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям.
Если у вас получилась формула III, I, II, или РДВ то для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.
Если на первом месте в формуле состояние I или Д-состояние (""ребенок""), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.
Признаки актуализации различных эго-состояний
1. Эго-состояние ребенок
Вербальные признаки : а) восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.
Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.
: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.
2. Эго-состояние взрослый
Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.
Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.
Поведенческие (невербальные) признаки : поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.
3. Эго-состояние родитель
Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.
Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).
Поведенческие (невербальные) признаки : указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.
Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во “взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.
Наше триединое царство
Каждый из нас – это нечто целое, в тоже время, разделенное на некие части.
Возникают вопросы: что собой представляют эти части, насколько они отделены друг от друга, дифференцированы, как взаимодействуют друг с другом, как на них влиять?
Речь пойдёт о модели жизни человека по Э. Берну, трансактном анализе.
Я уже писал раньше об этом.
А в этом посте я намерен более подробно остановиться на основных признаках каждой из этих 3-х ролей или эго — состояний.
Зная эти признаки, можно будет легко обнаруживать, кто доминирует в данный момент: родитель, или взрослый.
Итак, родитель.
По сути это консерватор и догматик. Но цель его благая: благополучие и самосохранение!
Родитель – это оплот и строгий цензор, наставник и главный свидетель.
Слова: надо, должно, необходимо, принято, хорошо – плохо, правильно – неправильно, верно – неверно.
Родитель постоянно поучает, контролирует, вмешивается, осуждает, поощряет, критикует, хвалит и т. д.
Мы видим и отрицательные, и положительные оценки и реакции. А что преобладает?
Грубо родителя можно разделить на два типа: 1.осуждаюший и критикующий, 2.поощряющий и поддерживающий.
Этот момент самый важный. А какой родитель у вас?
Говоря о родителе, мы, конечно, имеем в виду внутреннего родителя, живущего внутри нашего я. Но предтечей, прототипом был наверняка наш реальный родитель или другой человек, который нас опекал и воспитывал, возможно, два человека. Это истоки, которые имеют много общего с нашим нынешним эго – состоянием «родитель».
Если выражаться языком Берна, «каждый носит в себе своих родителей».
Ребёнок. Ребёнок – это самое начало, это выживание слабого ещё росточка, рост и становление неокрепшего ещё жизненного создания, тяга к солнцу и боязнь ненастья.
Самая ранняя наша часть, искренняя и наивная, беззащитная и зависимая, самая импульсивная и безрассудная.
Это эго-состояние оперирует словами (если уже умеет говорить): хочу, не буду, дай, моё, мне. И эти слова не только и не столько следствие эгоизма (хотя эгоизм есть, и он здоров и оправдан), сколько следствие неспособности самому удовлетворить свои потребности, отсутствие тех ресурсов, которые имеет взрослый. Если сравнивать с реально живущим ребёнком (не эго – состоянием), то это возраст примерно до пяти лет.
Обычно эго — состояние «ребёнок» делят на три типа: 1. естественный, 2. адаптированный, 3. бунтующий.
Если грубо дать определения, то примерно так: естественный – веди себя, как хочешь, адаптированный – ты то, что надо и должно, бунтующий – ты не то и не так.
Счастливы те, в ком живёт ребёнок первого типа. К сожалению таких людей очень мало.
Неплохо живёт и второй тип, но «надо» и «должно» их напрягает, а порой и мучает.
Третий тип неудовлетворённый и ущемлённый, порой это бывает и опасно. Лично мне представляется, что алкоголики и наркоманы, зачастую «бунтующие дети». Лично моё предположение.
И наконец, взрослый! Взрослый – это реалист и практик, прагматичный деятель, трезво, взвешенно, хладнокровно смотрящий на жизнь.
Можно сказать, что это наиболее реальная часть нашего сознания. Если родитель и ребёнок это архаичные пласты нашего сознания, то, что во многом досталось нам от прошлого в наследство, то взрослый является актуальным действующим лицом, живущим «здесь и сейчас».
Он не робот – автомат, а самая приближённая к действительности и адекватно её воспринимающая часть нас. Его эмоции не импульсивны и экспрессивны, а глубоки и устойчивы. Взрослый обладает ресурсами и возможностями и решает, как действовать, исходя из ситуации. Для него нет «хочу» ребёнка и нет «надо и положено» родителя, для него есть то, что есть на самом деле.
«Ведь как в действительности чувствует себя человек, который на уровне привычки становится НЕХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЮЩИМ Ребёнком, когда он учится пребывать во Взрослом? Он чувствует, как постепенно раскрываются его сильные стороны, потенциал и ресурсы - те ресурсы, которых, как он считал, находясь в Ребёнке, ему недостаёт. Постоянно учась пребывать во Взрослом, он попросту учится раскрывать и действовать в соответствии с собственными потенциалами, а не отчуждать их, впадая в архаические петли НЕХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЮЩЕГО, нересурсного и беспомощного Ребёнка.»
Вот и описаны все три типа эго – состояний по Берну. О сложном и непростом их взаимодействии я хочу поговорить в следующей статье.
А сейчас вспомнил, что меня подвигло на написание этой.
Ездил я как-то на днях много на общественном транспорте. И оказалось, что общественный транспорт даёт огромные возможности для психологических наблюдений.
Вначале мне повстречались бабушка с внуком. Так приятно мне было смотреть на них. Внук что-то лопочет, а бабушка таким любящим взглядом на него смотрит. Лучезарным.
Ненароком и меня своим взором одарила. Поощряющий, одобряющий, поддерживающий родитель? Естественный ребёнок? Не знаю.