Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Сочетаемость цветов. Цветовой круг

Цвета, видимые человеческому глазу, в действительности являются лишь малой частью электромагнитного спектра, который включает с одно конца инфракрасный цвет, а с другого ультрафиолетовый, которые мы не видим .

Традиционно, говоря о цветах спектра, рассматриваются 7 цветов радуги. Мы же будем рассматривать 12 цветов хроматического круга:

  1. Красный
  2. Оранжевый
  3. Желтый
  4. Зеленый
  5. Изумрудный
  6. Бирюзовый
  7. Голубой
  8. Индиго (синий)
  9. Фиолетовый
  10. Пурпурный
  11. Маджента
  12. Розовый

Красный

  • огонь
  • жизнь
  • энергия
  • активность
  • борьба
  • страсть
  • агрессия

: кровь, половые органы.

Психология и цвет : Наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера.

Положительно влияет на негативные психические состояния : апатия, депрессия, страх, неуверенность в себе.

Физиология и цвет : стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови, увеличивает сексуальность и сексуальное влечение.

Лечит заболевания : пониженное артериальное давление, анемия, плохое кровообращение, простуда, насморк.

Лучше применять красный цвет в сочетании с зеленым или голубым цветами, а при лечении красным цветом всегда заканчивать сеанс воздействием этих холодных цветов.

Оранжевый

  • движение
  • скорость
  • радость
  • эмоции
  • чувственность
  • жизнерадостность
  • общительность
  • зависимость
  • избалованность

Орган, с которым ассоциируется : селезенка (связана с органами пищеварения и выделения).

Психология и цвет : Очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека), помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету.

: апатия, скука, тоска.

Физиология и цвет : Находится между красным и желтым цветами спектра, поэтому обладает свойствами этих двух цветов. Наделяет энергией как красный и способствует мыслительному процессу, как желтый цвет. Так же как стакан апельсинового сока, тонизирует и заряжает энергией на весь день. Способствует пищеварению и усвоению полезных веществ в пище (например, усвоение витамина С).

Лечит заболевания : потеря аппетита, расстройство желудка, спазмы, астма, желчные камни.

Желтый

Ключевые значения и символика :

  • солнце
  • свобода
  • праздник
  • веселье
  • терпимость
  • упрямство
  • критичность
  • беспокойство
  • предательство

Орган, с которым ассоциируется : солнечное сплетение (связывает кишечник, печень и желчный пузырь)

Психология и цвет : Приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Для детей: повышает познавательный интерес. Можно использовать для детских комнат, но в ограниченном количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть.

Если вы хотите, чтобы ваши гости чувствовали себя непринужденно и веселились от души, украсьте гостинную желтыми предметами.

Помогает при негативных психических состояниях : творческий блок, депрессия, заниженная самооценка, пессимизм

Физиология и цвет : Хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Улучшает память.

Лечит заболевания : запор, диабет, кожные заболевания, истощение нервной системы.

Зеленый

Ключевые значения и символика :

  • природа
  • жизнь
  • гармония
  • экстравертность
  • естественность
  • доброта
  • мягкость
  • ипохондрия
  • эгоизм

Психология и цвет

Орган, с которым ассоциируется : сердце.

Психология и цвет : Когда мы думаем о зеленом цвете, мы представляем лес, деревья, траву. В силу того, что зеленый объединяет нас с природой, он помогает нам быть ближе друг к другу. Когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии.

Помогает при негативных психических состояниях : неуравновешенность, злоба, грубость, скованность в эмоциях и чувствах.

Физиология и цвет : чаще всего сердечные приступы возникают из-за скопившихся эмоциональных проблем. Причиной большинства сердечных заболеваний у мужчин среднего возраста является невозможность изменить что-либо в своей жизни, из-за недовольства своей профессией.

Лечит заболевания : болезни сердца, бронхит и болезни легких, грипп, клаустрофобия.

Изумрудный

Ключевые значения и символика:

  • благополучие
  • солидность
  • изоляция
  • требовательность
  • последовательность

Это один из самых положительных цветов спектра, он наделяет ощущением материального благополучия и чувством благодарности за все, что мы имеем. Соотносится с умением брать и отдавать свободно, чтобы постоянно находиться в гармонии. Как и остальные темные оттенки зеленого изумрудный способствует успокоению. Этот цвет устранит любой дисбаланс в вашем организме.

Бирюзовый

Ключевые значения и символика:

  • волна
  • лагуна
  • дождь
  • очищение
  • эволюция
  • изменения
  • спокойствие
  • сдержанность
  • смущение
  • тщеславие

Психология и цвет : Содержит в себе два цвета: зеленый и голубой. Как первый гармонизирует, как второй создает ощущение чистоты.

Если вы нервничаете в присутствие других людей, вам поможет бирюзовый цвет. Он благоприятен для лекторов, которым предстоит читать лекцию перед большой аудиторией. Бирюзовый поможет находить нужные слова и поддерживать контакт со слушателями.

Физиология и цвет : Как голубой цвет, бирюзовый обладает антисептическими свойствами, как зеленый гармонизирует.

Лечит заболевания : раны, ожоги, поддерживает иммунную систему в период простудных заболеваний и гриппа.

Голубой

Ключевые значения и символика :

  • ветер
  • холод
  • чистота
  • искренность
  • разговор
  • тактичность
  • замкнутость
  • равнодушие
  • манипулирование

Орган, с которым ассоциируется : горло, щитовидная железа.

Психология и цвет : Этот цвет связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом.

С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и, оставшись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять. При занятиях медитативными практиками полезно зажигать голубую свечу или голубую лампу. Способствует креативности.

Помогает при негативных психических состояниях : застенчивость, страх говорить, плохие отношения.

Физиология и цвет : при бессоннице поможет заснуть, так как действует расслабляюще. Имеет вяжущее и противовоспалительное действие. Голубой сужает и охлаждает.

Лечит заболевания : повышенное артериальное давление, лихорадка, ларингит, порезы, укусы насекомых, ожоги, ПМС, фригидность, мигрени, вызванные стрессами, детские болезни - болезненное прорезывание зубов, корь, свинка.

Переизбыток голубого может привести к манипулированию людьми, скандалам и разногласиям.

Индиго

Ключевые значения и символика:

  • глубина
  • видение
  • мудрость
  • тишина
  • спокойствие
  • угнетение
  • беспокойство
  • идеализм
  • фанатизм

Орган, с которым ассоциируется : гипофиз, "третий глаз".

Психология и цвет : развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция). С индиго проще переходить на более тонкие уровни сознания.

Помогает при негативных психических состояниях: одержимость, паранойя, истерия.

Физиология и цвет : Лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах.

Предупреждение ! Цветом пользоваться очень осторожно, так как он воздействует на эндокринную систему (выработку гормонов).

Фиолетовый

Ключевые значения и символика:

  • мудрость
  • духовность
  • мистика
  • вдохновение
  • артистизм
  • благородство
  • закон
  • власть
  • фанатизм
  • отчуждение
  • смерть

Орган, с которым ассоциируется : правое полушарие мозга, шишковидная железа.

Психология и цвет : Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее с вами со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души. Из людей с преобладанием фиолетового цвета в ауре получаются умелые целители, а если они занимаются творчеством, то их произведения отличаются естественностью и языком, который понятен каждому. Фиолетовый уравновешивает два конца спектра, и также уравновешивает мужскую и женскую энергии в человеческом организме.

Помогает при негативных психических состояниях : невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения.

Лечит физиологические заболевания : сотрясение мозга, эпилепсия, невралгия, рассеянный склероз.

Пурпурный

Ключевые значения и символика:

  • интуиция
  • вечность
  • царственность
  • богатство

Повторяет свойства фиолетового цвета.

Психология и цвет : в психиатрии считается гипнотическим цветом.

Физиология и цвет : лечит фригидность. Является хорошим сосудорасширяющим средством.

Маджента

Ключевые значения и символика:

  • любовь
  • нежность
  • младенчество
  • мечты
  • стремление
  • интимность
  • ненадежность
  • ирреальность

Орган, с которым ассоциируется: почки, надпочечник, слизистые оболочки.

Психология и цвет: находится между красным и фиолетовым цветами. Сила этого цвета - в мощи красного и духовности фиолетового. Это цвет перемен. Если у вас появляется желание внести этот цвет в свою жизнь, значит, вы готовы изменить свой привычный образ жизни и начать что-то новое. Если вы хотите изменить что-то в обстановке вашей комнаты, то вам достаточно поставить цветок фуксии. Этот цвет умиротворяет, помогает справиться с капризами, избавляет от агрессии и злости.

Соотносится с интимными отношениями.

Помогает при негативных психических состояниях: ощущение внутренней опустошенности, невозможности найти цель дальнейшего существования.

Физиология и цвет : насыщает энергией надпочечник и почки, помогает им очищать кровь от вредных веществ, действует как слабительное. Визуальная температура этого цвета близка к температуре человеческого тела - 37 градусов.

Розовый

Ключевые значения и символика:

  • женское начало
  • безусловная любовь
  • романтичность
  • дружелюбие
  • доброта
  • женственность
  • легкомыслие
  • чрезмерная чувствительность

Снижает агрессию, расслабляет. Вызывает чувство комфорта, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе.

В комнате, окрашенной в розовый цвет, создается ощущение защищенности.

Хорош для спальни.

Белый

Ключевые значения и символика:

  • покой
  • безмятежность
  • чистота
  • пустота
  • целомудрие
  • девственность
  • сосредоточенность
  • отрешенность
  • одиночество

Это положительный цвет, содержащий в себе все цвета спектра.

Белый цвет соотносится с духовностью. Психологи и целители часто прибегают к помощи белого цвета в работе с пациентами.
Белый заряжает энергией и очищает.

Когда вы неуверены, какой цвет вам подходит для лечения или применения в повседневной жизни, обратитесь к белому цвету.

Переизбыток белого цвета может привести к чувству превосходства или к ощущению собственной неполноценности.

Серый

Ключевые значения и символика:

  • облака
  • неподвижность
  • стабильность
  • здравомыслие
  • реализм
  • раздвоенность
  • скука
  • тоска

Психология и цвет : является промежуточным между черным и белым цветами, поэтому считается нейтральным цветом.

Серый цвет не депрессивен, но и радости с ним мы тоже не испытываем. Серый - это цвет "серого вещества", то есть мозга. Это цвет интеллекта.

Физиология и цвет : расслабляет, помогает чувствовать себя спокойно. Способствует сну.

Коричневый

Ключевые значения и символика:

  • почва
  • мать-Земля
  • осень
  • надежность
  • преданность
  • выносливость
  • трудолюбие
  • скука
  • консерватизм
  • страх

Психология и цвет : Применим, когда нужно на чем-то сосредоточиться и ощутить почву под ногами.

Это цвет надежности, прочности, практичности и здравого смысла.

Помогает не тратить время и силы зря в процессе достижения поставленной цели.

Если вы зависите от чужого мнения и вам это мешает, воспользуйтесь коричневым цветом.

Ассоциируется с ностальгией и меланхолией. Но в жизни не бывает вечной весны. Поэтому эти чувства уравновешивают радость и веселье, делая последние более желанными.

Ключевые значения и символика:

  • покой
  • тайна
  • вызов
  • печаль
  • подавление
  • смерть

Это не цвет, потому что черный поглощает свет. Являясь противоположностью белого цвета, играет огромную роль в нашей жизни. Уравновешивает белый цвет (без тьмы нет света, инь и янь). Соотносится с бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может мешать изменениям.

Психология и цвет : Черный одаривает чувством собственного достоинства и власти, однако, может послужить преградой в отношениях между людьми. Его всегда лучше дополнять другими цветами.

Черный с другими цветами может создавать сильные энергетические сочетания: например,

  • красный-черный: физическая, сексуальная сила;
  • розовый-черный: высокое социальное положение;
  • желтый-черный: умственное превосходство.

Черный обладает и защитными свойствами.

Когда мы чувствуем свою уязвимость и нам нужна защита или когда мы ощущаем потребность в одиночестве, мы прибегаем к помощи черного цвета.

Главная > Документ

ВВЕДЕНИЕ

Человеческий глаз способен различать порядка семи миллионов различных оттенков. Но наш язык и система понятий не в состоянии дать такое количество названий - не хватает слов. Наверное, тот, кто давал когда-то имена вещам и явлениям, приступив к цветам, вовремя остановился, почувствовав дыхание бесконечности. Поэтому мы и оперируем весьма скромным и неопределенным набором. И эти несколько названий носят не оригинальный, а ассоциативный характер. Так, красный - красивый, желтый - желчь, оранжевый - от английского слова «апельсин», малиновый, салатный, сиреневый и т. д. Поэтому очень трудно описать какой-то оттенок, так как у него нет названия. В разных каталогах один и тот же цвет может называться по-разному. Как же разобраться во всех этих верблюжьих, смарагдово-зеленых, дымчато-коричневых, лососевых оттенках? Все многообразие цветов называется «спектр», который обычно изображают в виде цветового круга, развивающегося от красного цвета через желтый - к синему и замыкающегося через глубокий фиолетовый на темно-пурпурный и вновь на красный. В спектре солнечного света различается около 130 цветов с оттенками. В цветовом круге - около 150 за счет добавления 20 пурпурных. Количество делений в цветовом круге может быть от 8 до 160 и более, но обычно пользуются 32-цветным кругом.

ЦВЕТОВОЙ СПЕКТР
Вселенная обладает неповторимым красочным многоцветьем. И это, видимо, не случайность, надо полагать, что в задачу природы, на первом этапе входило именно таким образом привлечь внимание человека. Видимый спектр для обычного человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Когда белый свет идет через хрустальную пирамиду он преломляется в радугу, в которой заключены все возможности. Видимый спектр – это излучения, имеющие длины волн от 380 до 770 миллимикрон, которые и вызывают у нас ощущения света и цвета, благодаря им мы видим окружающий мир. Деление спектра условно и зависит от особенностей глаз. Человеческий глаз способен выделить в спектре от 100 до 200 различных оттенков (порогов) цвета. Легче всего увидеть красный цвет. Свет в этом конце спектра имеет большую длину волны. С другой стороны, там, где синий свет переходит в фиолетовый и лиловый свет, волны коротки. В науке есть достаточно информации об особенностях цветового зрения различных животных. Птицы и рептилии не видят синего цвета, а некоторые глубоководные рыбы все видят в красном цвете. Правда, золотая рыбка различает краски хорошо. Развитым цветовым зрением обладают черепахи. Кошки вообще не обладают цветовым зрением. Лягушка хорошо различает цвета по всему полю зрения, а не так как человек – лучше к центру и хуже к периферии. Довольно просто заметить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток. При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки. Лучше всего цвета различаются при солнечном освещении, в сумерках красный цвет приближается к черному цвету, желтый – к серому и гаснет, зеленый и голубой в сумерках кажутся еще более светлыми, однородно насыщенный цвет во всех случаях утомляет зрительный аппарат. Активные цвета (красный, желтый, оранжевый) вызывают четкое изображение на сетчатке глаза с далекого расстояния и даже в тумане, а пассивные цвета (голубой, фиолетовый) на таком же расстоянии будут казаться расплывчатыми, смазанными. Желтый, белый, красный, голубой цвета увеличивают предметы, все темные цвета, и особенно черный уменьшают предметы (явление иррадиации). Существуют люди с врожденными дефектами зрения. Чаще всего встречаются нарушения восприятия красного и зеленого – дальтонизм. Этим дефектом страдают большего всего мужчины. Учеными установлено, что эти люди имеют определенные нарушения памяти. Человек, умеющий видеть, различать цвета, наблюдать цвета в их гармоничном сочетании, активизирует свои психические процессы и организует свою повседневную деятельность на более высоком уровне. Обратите внимание – может мир для тех, кто нас окружает, выглядит несколько иначе.

ПОРЯДОК ЦВЕТОВ В СПЕКТРЕ

Цвета спектра можно хорошо видеть в специальном приборе - спектроскопе. Порядок цветов в спектре такой же, как в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Следовательно, крайними цветами спектра являются красный и фиолетовый. Такая последовательность расположения цветов в спектре всегда сохраняется постоянной и является естественной шкалой цветовых тонов, указывающих на признак хроматических цветов. Получениеспектра , как это должно быть известно из физики, объясняется преломлением солнечного луча. Проходя через трехгранную призму, луч солнечного света отклоняется от первоначального направления и разлагается на множество лучей, обозначенных на экране в виде цветной полосы, называемой спектром.
Солнечный свет не простой, а сложный. Он состоит из световых волн различной длины, которые преломляются неодинаково. Сильнее всего преломляются лучи с короткими волнами - фиолетовые и синие, слабее - лучи с длинными волнами - красные, оранжевые, желтые. Различно преломляемыми лучами и длинами их волн и объясняется расположение в определенном порядке цветов от красного до фиолетового, которыми замыкаются концы спектра .

Цвета спектра, видимые в спектроскопе, необычайно красивы и эффектны. Они производят удивительное впечатление, надолго запоминающееся благодаря чистоте, яркости и гармонии красок. Особые природные качества спектра трудно, конечно, передать обычными нашими красками, не обладающими достаточными свойствами чистоты. На самом деле спектр состоит из множества цветов, и резких границ между каждым цветом в нем не существует. Таким образом, кроме перечисленных выше, в спектре существует еще ряд переходных цветов, составляющих непрерывный ряд.

Спектр представляет собой непрерывный цветовой ряд (в виде прямой) с множеством переходных оттенков от красного до фиолетового. Если мы такой цветовой ряд расположим не по прямой, а в виде замкнутой кривой, то получим круг , в которомцвета займут места в той же последовательности, как в спектре.

Прибавив между красным и фиолетовым новый цветовой тон, который будет результатом их смеси - пурпуровый, мы получим, таким образом, цветовой круг из восьми цветов - желтого, оранжевого, красного, пурпурового, фиолетового, синего, голубого и зеленого (в спектре пурпуровый цвет отсутствует). Их можно в практике считать наиболее важными цветами. Цвета левой части круга (голубовато-зеленый, голубой, синий) принято называть холодными; правой части (желтый, оранжевый, красный) - теплыми. Эти названия условны, так как эти цвета связаны с вызванными в нас ассоциациями. Так, например, красный и оранжевый цвета вызывают у нас воспоминание и представление о цвете огня, пламени, солнца; голубой и синий связываются с представлением о цвете воды, льда, неба и т. д.
Чисто зеленый цвет - нейтральный: ни теплый, ни холодный. В зависимости от того, какой он имеет оттенок - желтоватый или голубоватый, он бывает теплым или холодным. Пурпуровый и фиолетовый цвета также могут быть то более теплыми, то более холодными, в зависимости от того, какой оттенок в них преобладает: Если в них больше красноватых оттенков, то они будут восприниматься теплыми, если больше голубоватых - холодными. Одни цвета имеют некоторое сходство, другие выделяются из всей группы, являясь как бы поворотными пунктами. Так, если начать рассматривать красный цвет и идти от него в сторону желтого, то мы увидим, что он будет постепенно переходить в оранжевый, в котором есть в известной мере и красные и желтые тона. Но если мы придем к чисто желтому цвету, то увидим, что ощущение красного оттенка в нем исчезло вовсе, а появилось ощущение чисто зеленого. То место, где совершенно исчезает сходство с одним цветом и не начинается с другим, называется главным поворотным пунктом. Таких пунктов легко заметить четыре: желтый, зеленый, синий и красный. Эти цвета можно назвать главными.

ЦВЕТОВОЙ КРУГ.

Луч света, пропущенный сквозь трехгранную стеклянную призму, разлагается на составные цвета, на цвета линейного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если к цве-там спектра добавить пурпурный, смесь крайних его цве-тов-красного и фиолетового, то можно замкнуть линейный спектр в цветовой круг. При помощи этого цвето-вого круга попробуем разобраться в закономерностях взаимо-действия цветов. Разделив цветовой круг пополам по диаметру пурпурный, - зеленый, получаем группу холодных и группу теплых цветов. Холодными принято называть цвета, в которых ощу-щается примесь голубого цвета, а теплыми-примесь жел-того. Это определение условно, но при колорировании, под-боре красок оно имеет большое значение. Многие краски могут быть и холодными, и теплыми. Ярче всего это просле-живается на примере зеленого цвета: с примесью голубо-го или синего он становится голубовато-зеленым, т.е. хо-лодным, а с примесью желтого - желто-зеленым, т. е. теплым. Основные цвета. Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей). Составные цвета. Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Сложные цвета. Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций:

    красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый.
На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами. Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже более того. Дополнительные цвета. Расположенные на противополож-ных концах спектрального круга тона называются дополни-тельными. Вот основные пары дополнительных цветов: желтый и фиолетовый, оранжевый и синий, красный и зелено-голубой, пурпурный и желто-зеленый. Если смешивать в равных количествах дополнительные цвета, то они становятся сероватыми, малонасыщенными, как бы погашая друг друга. Внутри основного цветового круга распо-ложены три концентрических круга, в которых помещены цвета, полученные от смешения в различных пропорциях двух дополнительных цветов. Проследим, например, что, получается, от смеси желтого и фиолетового, Как основу смеси сначала берем желтый цвет и начинаем постепенно добав-лять к нему фиолетовый. Сначала у нас получается светло-золотистый цвет, т. е. желтый стал темнее и несколько по-терял свою насыщенность. По мере увеличения доли фиоле-тового желтый теряет свою насыщенность и в центре круга приближается к серому ахроматическому. Подобное явление наблюдается при смешении любой па-ры дополнительных цветов. Из приведенного примера можно сделать вывод, что при смешении дополнительных цветов невозможно получить новый чистый насыщенный цвет, а всякая, даже незначительная примесь дополнительного цвета к основному снижает его насыщенность. Это свойство дополнительных цветов важно учитывать в тех случаях, когда необходимо получить какой-либо приглу-шенный или так называемый мягкий цвет. И в самом деле, все цвета, расположенные на таблице во внутренних концентрических кругах, полученные от смеси дополнительных цветов в различных пропорциях, дают серию привлекатель-ных по тону малонасыщенных цветов. Этот прием существен-но обогащает палитру художника, Существуют три способа смешения цветов: механический, при котором новый цвет, получается, от перемешивания двух или более цветов, оптический способ (лессировка), при кото-ром цвета, будучи наложены прозрачным слоем один на другой, дают новый цвет, и пространственный, когда цвета, располагаясь на поверхности в виде мелких точек, орнамен-тальных форм или полосок, создают при восприятии на рас-стоянии ощущение нового цвета. Эти способы применяются при колорировании текстильных изделий: первый и второй - в росписи тканей, третий - в ткачестве и ковроделии.

СПЕКТР КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЦВЕТА

В природе излучение от различных источников света либо предметов редко является монохроматичным, т.е. представленным излучением только одной определенной длины волны, и имеет довольно сложный спектральный состав, т.е. в нем присутствуют излучения самых различных длин волн. Если представить эту картину в виде графика, где по оси ординат будет отложена длина волны, а по оси абсцисс - интенсивность, то мы получим зависимость, называемую цветовым спектром излучения или просто спектром цвета. Для окрашенных поверхностей спектр цвета определяется как зависимость коэффициента отражения ρ от длины волны λ, для прозрачных материалов - коэффициента пропускания τ от длины волны, а для источников света - интенсивности излучения от длины волны. Примеры цветовых спектров различных источников света и материалов приведены на рис. 1.2 и рис. 1.3. Рис.1.2 Кривые спектра отражения различных красок: изумрудной зелени, красной киновари, ультрамарина Рис. 1.3. Примеры спектральных распределений интенсивностей излучения различных источников света: свет от ясного голубого неба, среднедневной солнечный свет, свет лампы накаливания По форме спектральной кривой можно судить о цвете излучения, отраженного от поверхности предмета или испущенного самосветящимся источником света. Чем более будет стремиться эта кривая к прямой линии, тем более цвет излучения будет казаться серым. Чем меньше либо больше будет амплитуда спектра, тем цвет излучения предмета будет менее или более ярким. Если спектр излучения равен нулю на всем диапазоне за исключением определенной узкой его части, мы будем наблюдать так называемый чистый спектральный цвет, соответствующий монохроматическому излучению, испускаемому в очень узком диапазоне длин волн.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В природе фактически нельзя встретить чистых цветов. К примеру, даже если принять излучение солнца в полдень за эталон белого цвета, то и он на самом деле окажется не белым, а имеющим ту или иную окраску, возникающую вследствие изменения спектрального состава солнечного излучения в процессе его прохождения сквозь толщу земной атмосферы: молекулы воздуха, а также находящиеся в атмосфере частички пыли и воды взаимодействуют с потоком солнечного излучения, причем в зависимости от длины волны этот процесс происходит менее или более интенсивно. Поэтому в вечерние и утренние часы, когда солнце находится низко над горизонтом и солнечные лучи должны проходить большее расстояние в атмосфере, чем в полдень, солнечный свет кажется нам не белым, а желтоватым, а освещенные им предметы - окрашенными в различные оттенки желтого, оранжевого, розового и красного. Это происходит из-за того, что атмосфера поглощает коротковолновую (условно синюю) и свободно пропускает длинноволновую (условно красную) составляющую излучения солнца. Таким образом, получается, что цвет предметов напрямую зависит от источника света, освещающего поверхность данного предмета. Точнее, световое излучение, отраженное от поверхности предмета, либо прошедшее через нее и формирующее в зрительном аппарате ощущение цвета этого предмета, определяется, как свойствами самого предмета отражать либо поглощать свет в зависимости от длины волны, так и свойствами источника света, используемого для освещения этого предмета, изменять интенсивность излучения в зависимости от длины волны. Поэтому при проведении цветовых измерений необходимо всегда учитывать используемое при этом освещение и по возможности пользоваться только стандартными источниками света, причем не использовать сразу несколько разнотипных источников. То же самое касается любых работ с цветными изображениями, когда необходимо обеспечить высокую точность цветопередачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агостон Ж. «Теория цвета и её применение в дизайне» М. «Мир» 1982 г. 2. Багданов К. Б. Физика в гостях у биолога М: Наука, 1986 3. Перышкин А. В., Чемакин В. П. Факультативный курс физики, 1980 4. Глазунов А. Т., Курминский И. И., Пинский А. А., Квантовая физика, 1989 5. Научно - популярный физико-математический журнал «Квант», 1987 6. Попов Г. В., П-58, Спектроскопия и цвета тел в курсе физики средней школы. М: «Просвещение», 1971 7. Чандаева С. А., Физика и человек, АО «Аспект пресс», 1994.-336с. 8. Шашлов Б. А. «Цвет и цветовоспроизведение» М. «Книга» 1986 г. |1.Рассмотреть порядок цветов в спектре
2.Охарактеризовать цветовой круг
3.Рассмотреть спектр как характеристику цвета |1. Агостон Ж. «Теория цвета и её применение в дизайне» М. «Мир» 1982 г.
2. Багданов К. Б. Физика в гостях у биолога М: Наука, 1986
3. Перышкин А. В., Чемакин В. П. Факультативный курс физики, 1980
4. Глазунов А. Т., Курминский И. И., Пинский А. А., Квантовая физика, 1989
5. Научно - популярный физико-математический журнал «Квант», 1987
6. Попов Г. В., П-58, Спектроскопия и цвета тел в курсе физики средней школы. М: «Просвещение», 1971
7. Чандаева С. А., Физика и человек, АО «Аспект пресс», 1994.-336с.
8. Шашлов Б. А. «Цвет и цветовоспроизведение» М. «Книга» 1986 г. |Введение
1.Цветовой спектр
2.Порядок цветов в спектре
3.Цветовой круг
4.Спектр как характеристика цвета
Заключение
Список использованных источников

  • Спектр

    Документ

    Каждый со времен Александра Сергеевича знает, что навещать пожилых родственников - не то чтобы непременный долг, но обязанность воспитанного человека, и Мартин ею не пренебрегал.

  • Первая 16 хроматические основы религиозности 16

    Документ

    В самом деле, мы знаем состав пищи и содержание воды, которую пьем. Знаем состав воздуха, которым дышим. Но кто из нас хотя бы раз задумывался о содержании цвета,

  • Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Индивидуальное восприятие цвета определяется его спектральным составом, а также цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, особенности человеческого глаза и психики. ()

    Цвета делятся на спектральные и неспектральные, хроматические и ахроматические.

    Спектр и спектральные цвета.

    В 1671 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного.

    Ньютон ставил свой опыт следующим образом (см. рисунок ниже):

    Солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, жёлтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления. Существуют и другие физические пути образования, например, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценции.

    Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберём каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. Два цвета, объединение которых даёт белый цвет, называются дополнительными цветами . Если мы удалим из спектра один цвет, например, зелёный, и посредством линзы соберём оставшиеся цвета - красный, оранжевый, жёлтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удалённому нами зелёному. Если мы удалим жёлтый цвет, - то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зелёный, синий и фиолетовый - дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к жёлтому. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда. Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.
    Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 380 до 740 миллимикрон:

    1 микрон или 1 m = 1/1000 мм = 1/1 000000 м. 1 миллимикрон или 1 MIT) =1/1 000 000 мм.

    Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, и соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого призматического цвета имеют следующие характеристики:

    Отношение частот красного и фиолетового цвета приблизительно равно 1:2, то есть такое же как в музыкальной октаве.

    Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний.

    Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом.

    Остается исследовать важный вопрос о корпусном цвете предметов. Если мы, например, поставим фильтр, пропускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зелёный, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут чёрный цвет или темноту. Красный цвет поглощает все лучи спектра, кроме лучей в том интервале, который отвечает красному цвету, а зелёный фильтр задерживает все цвета, кроме зелёного. Таким образом, не пропускается ни один луч, и мы получаем темноту. Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются также вычитаемыми .

    Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: "эта чашка красная", то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении. Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.

    Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это впитывающие (поглощающие) краски, и при их смешивании следует руководствоваться правилами вычитания. Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета - жёлтый, красный и синий - смешиваются в определённой пропорции, то результатом будет чёрный, в то время как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой дает в результате белый цвет, поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания. ()

    Таблица, характеризующая физические характеристики спектральных цветов:

    Спектральные цвета — цвета, которым по зрительному ощущению человека можно поставить в соответствие видимый свет, имеющий определённую длину волны. Их можно интерпретировать, как узкие (вплоть до монохроматичности) участки непрерывного спектра видимого светового излучения. ()

    Что такое непрерывный спектр?

    Белый свет разлагается призмой на спектральные цвета (спектр): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это распределение «главных» цветов было предложено Ньютоном по аналогии со звуковой гаммой. Между отдельными цветами происходят непрерывные переходы тонов. Красный свет отклоняется меньше всего, фиолетовый имеет наибольший угол отклонения. При помощи цилиндрической линзы можно снова соединить спектральные цвета в белый свет (рис.216). Следовательно, белый цвет является смесью множества цветных лучей спектра .

    Если ввести в сходящийся пучок лучей позади цилиндрической линзы вторую (тонкую призму, то она отклонит часть лучей и на экране появится окрашенное изображение щели, например светло-голубое; неотклонённые лучи дадут второе изображение щели (оранжевое). Эти два пучка лучей дадут совместно белый цвет. Такого рода цвета: красный и зеленый, оранжевый и светло-голубой, желтый и синий называют дополнительными цветами .

    Замечание. Желтый и синий спектральные цвета дают совместно белый; но соединение желтой и синей красок дает зеленый цвет. В последнем случае речь идет об отраженном свете. Желтая краска отражает главным образом оранжевый, желтый и зеленый. Синяя отражает, наоборот, зеленый и синий. В смеси преобладает отраженный зеленый цвет.

    Одинаковые призмы из разных сортов стекла дают спектры различной ширины. Комбинируя призмы с различными преломляющими углами, можно уменьшить отклонение и одновременно увеличить ширину спектра (спектроскоп прямого зрения). Комбинируя призмы из флинтгласа и кронгласа с различными преломляющими углами, можно, наоборот, устранить разложение в спектр и сохранить отклонение - ахроматические призмы. ()

    На диаграмме ниже все спектральные цвета заключены внутри кривой линии, прямая линия, соединяющая фиолетовый и красный - это линия пурпурных цветов, которые относятся к неспектральным.

    Таким образом, спектральные цвета - это реальные цвета, а неспектральные - это воображаемые цвета, которые находятся за пределами данной кривой и образуются посредством произвольного смешения спектральных и ахроматических цветов.

    В следующий раз рассмотрим подробнее спектральные цвета, какие цвета являются первичными (основными) и дополнительными, что такое аддитивное и субтрактивное смешивание (воспроизведение) цвета, что такое цветовой круг и какое практическое значение он имеет при подборе одежды. Основные определeния основных и дополнительных цветов и видов смешивания даны выше, но нужны иллюстрации и более детальное рассмотрение.

    Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трёх цветов (т. н. «трёхкомпонентная теория цветового зрения »). Установлено, что пресмыкающиеся , птицы и некоторые рыбы имеют более широкую область ощущаемого оптического излучения. Они воспринимают ближнее ультрафиолетовое излучение (300-380 нм), синюю, зелёную и красную часть спектра . При достижении необходимой для восприятия цвета яркости наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения - палочки - автоматически отключаются.

    Цвета спектра и основные цвета

    Цвета спектра и основные цвета

    Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон. Это разбиение условно и во многом случайно. Скорее всего, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве (сравните: 7 металлов, 7 планет…), что и послужило причиной выделения именно семи цветов. В XX веке Освальд Вирт предложил «октавную» систему (ввел 2 зелёных - холодный, морской и тёплый, травяной ), но большого распространения она не нашла.

    Заметно, что цвета спектра, начинаясь с красного и проходя через оттенки противоположные, контрастные красному (зелёный, циан), затем переходят в фиолетовый цвет, снова приближающийся к красному. Такая близость видимого восприятия фиолетового и красного цветов связана с тем, что частоты, соответствующие фиолетовому спектру, приближаются к частотам, превышающим частоты красного ровно в два раза. Но сами эти последние указанные частоты находятся уже вне видимого спектра, поэтому мы не видим перехода от фиолетового снова к красному цвету, как это происходит в цветовом круге, в который включены неспектральные цвета, и где присутствует переход между красным и фиолетовым через пурпурные оттенки.

    Стоит отметить, что цвета, которые мы видим в таблице - смесь частот излучаемых светодиодами мониторов. Все цвета, которые мы можем получить на этих экранах, будут являться суммой цветов всего трёх люминофоров (излучателей), используемых в этих панелях. Именно таким образом воспоизводятся все цвета на экранах ЭЛТ, ЖК-дисплеев, плазменных панелей и т. д., а частота, соответствующая в спектре конкретному видимому цвету, может при этом отсутствовать.

    Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти «первоосновы» всего на свете, анализируя явления природы, всё разложить «на элементы», привело к выделению «основных цветов».

    Аддитивное смешение цветов

    В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий, лишь в 1860 г. Максвелл ввёл аддитивную систему RGB (красный, зелёный, синий). Эта система в настоящее время доминирует в системах цветовоспроизведения для электронно-лучевых трубок (ЭЛТ) мониторов и телевизоров.

    В художественной практике существует устоявшаяся система цветов, не совпадающая с аддитивной системой Максвелла, использующейся в ЭЛТ. В этой системе в качестве основных цветов используются красный, жёлтый и синий. Использование жёлтого не удивительно, поскольку при смешении красок, в отличие от смешения лучей, светлота и насыщенность полученного цвета получается меньше чем у исходных красок, поэтому получить жёлтый, самый светлый цвет смешением других красок - невозможно. Если в системе RGB в определённых координатах спектр разделён основными цветами на три равные части, то в художественной практике частоты соответствующие основным и дополнительным цветам относятся определённым более сложным образом. Понятия чистых красного и жёлтого цветов здесь примерно совпадают с RGB, но чистый синий здесь более заметно отличается от системы Максвелла, относительно чистого синего которой это оттенок более близкий к голубому. Понятие чистого зелёного цвета также не совпадает с тем, который мы обычно видим при горении только зелёных диодов ЭЛТ. В художественной практике под зелёным понимается самый пассивный цвет, являющийся дополнительным, контрастным самому активному - красному.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!