Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Семейное воспитание и дошкольное образование. Передовой опыт семейного воспитания в доу

Наталья Александровна, какую миссию призвана осуществить Ассоциация педагогов семейных детских садов?
- Семейные детские сады в Москве появились после принятия 30 октября 2007 года правительством столицы постановления №951-ПП «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада».
В соответствии с этим положением СДС в Москве может организовать у себя дома многодетная семья, имеющая детей дошкольного возраста. Также в СДС могут быть приняты дети из других семей. СДС является структурным подразделением государственной образовательной организации, а мамы-воспитатели - ее штатными сотрудниками.
С сентября 2014 года воспитатели семейных детских садов объединились в ассоциацию, которая насчитывает на сегодняшний день около 400 членов. Основной целью деятельности ассоциации является объединение на территории РФ семейных детских садов и содействие развитию и повышению качества семейного образования и воспитания.
- Какие проблемы удалось решить, создав семейные детские сады?
- Семейные детские сады решают сразу несколько проблем. Это и создание рабочих мест для многодетных матерей, у которых появляется возможность без отрыва от семьи иметь занятость, достойную зарплату, повышать свою квалификацию, что в свою очередь изменяет в положительную сторону статус многодетной семьи в обществе. Воспитанники СДС могут заниматься со специалистами-педагогами из образовательных организаций, что повышает возможность всестороннего развития детей. При создании СДС сокращается потребность в строительстве новых детских садов, соответственно отпадает необходимость проводить текущий и капремонт, тратить деньги на коммунальные платежи, материально-техническую базу, также сокращаются транспортные расходы. Все это, несомненно, может быть выгодно для бюджета нашего города.
На сегодняшний день семейные детские сады являются самым удачным и продуманным социальным проектом, направленным на поддержку многодетных семей, имеющих детей-дошкольников, и наиболее востребованным этими семьями! Почему это так? По статистике семейные детские сады организуют социально активные родители, которые мотивированы на полноценное родительство. Для этих людей ребенок - одна из основных жизненных ценностей, значимая часть их самореализации. Семейный детский сад немногочисленный, соответственно воспитателю-маме легче использовать преимущественно личностно ориентированный уровень общения. Как подтверждают исследования, личностно ориентированное общение в отличие от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия в детских многочисленных группах в практике дошкольного воспитания используется довольно редко. Уже давно замечено, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, силой и глубинной значимостью. Таким образом, семейные детские сады открывают большие возможности для наиболее естественного и гармоничного развития дошкольников, а также являются механизмом поддержки семейных ценностей, что очень важно для многодетных родителей, поскольку именно семья и дети для них являются наиболее значимыми!
- Вы говорите, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Как это понять?
- Исследования психологов показали, что маленькие дети интеллектуально лучше развиваются рядом с мамой. Мама для маленького ребенка является самым любимым человеком, безусловным авторитетом, защитой. Вне дома малыш переживает стресс от разлуки, и из-за этого происходит временная остановка в его жажде познания. В домашней обстановке ребенку спокойно и комфортно, и он может не бояться познавать этот мир.
- В семейных группах чаще всего находятся дети разных возрастов. Не обижают ли старшие младших и не обижаются ли они сами на взрослых за то, что те больше внимания уделяют малышам?
- Так могут считать только те, кто не видел, как в больших семьях обычно растут дети. На собственном примере могу сказать, что трудно было только со старшим ребенком. И немножко со вторым. Дальше пошло легче. А у меня их шестеро. Малыши тянутся к тем, кто больше знает, умеет. И, повторяя многое, мгновенно схватывают суть. Поэтому им легче даются и таблица умножения (они ее слышат с пеленок), и грамота, и принципы поведения. Им есть на кого равняться. А старшим тоже интересно повозиться с несмышленышем, где-то показать свое превосходство, в чем-то почувствовать себя взрослым, проявив заботу, обучив каким-то навыкам. Никому не придет в голову обидеть того, о ком заботишься!
- Шестеро детей! Как вы справляетесь?
- Это несложно, когда хочешь, чтобы у каждого твоего ребенка было счастливое детство. Моя старшая дочь уже студентка финансового университета, еще два дошкольника и трое школьников. Они посещают различные кружки, спортивную и музыкальную школы, танцевальную студию, дополнительно занимаются английским языком. Их жизнь весьма насыщенна, и они не могут пожаловаться, что им не хватает маминого участия. А я поняла, что в материнстве мое призвание. И таких женщин много. Мне кажется, государство еще не вполне осознало роль, которую женщина-мать играет в жизни общества. Плоды семейного воспитания, к сожалению, увидит только следующее поколение. Но многие, решившись на рождение ребенка, а потом второго и третьего, ставят под угрозу свою карьеру и... обретают новую миссию, на мой взгляд, гораздо более важную, чем профессиональное продвижение по служебной лестнице, - ведь мы растим будущих граждан своей страны!
- Когда вам пришла в голову идея организовать свой семейный детский сад?
- Это было в 2008 году. Сегодня старший из первых выпускников учится в 7-м классе. Я окончила факультет информатики РГГУ, но не могу сказать, что много потеряла, перестав работать по специальности. С появлением семейного детского сада я все время вынуждена повышать свою квалификацию и познавать что-то новое. Ведь недаром говорят: «Мы воспитываем детей, а дети воспитывают нас».
- Итак, главная цель ассоциации?
- Содействие развитию и повышению качества семейного образования и воспитания как вариативной формы дошкольного образования в РФ. Выполнение нашей цели позволит в течение двух-трех лет внести вклад в обеспечение малозатратными способами 100-процентной доступности дошкольного образования и услуг для детей в возрасте до 3 лет, многодетным мамам иметь работу, формировать пенсию, продолжая воспитывать детей, за счет положительного примера СДС как адресной поддержки многодетных семей повлиять на повышение рождаемости и снижение семейного неблагополучия, связанного с бедностью, сформировать профессиональный кластер семейных воспитателей.
И знаете, что любопытно, не так давно в рамках нашей ассоциации был проведен опрос воспитателей, в результате которого обозначилась одна очень важная составляющая этого проекта. Выяснилось, что СДС играют заметную роль в преодолении демографического кризиса! Как показало исследование, в каждой семье, имеющей СДС более двух лет, в среднем за время функционирования родилось еще двое детей. Это пятые, шестые и даже десятые дети в своей семье!
- Для работы воспитателем семейного детского сада необходимо профильное педагогическое образование?
- На данный момент воспитатель, не имеющий профильного образования, но имеющий необходимые знания и уровень компетентности, может быть аттестован на соответствие должности «воспитатель» по результатам работы и собеседования с аттестационной комиссией.
Также можно получить педагогическое образование в рамках переподготовки на базе имеющегося высшего образования. Также педагогическое образование можно получить, не имея высшего образования вообще, в педагогических вузах, в том числе реализующих заочное обучение с применением дистанционных технологий, без отрыва от работы и детей. Переподготовку на базе высшего образования можно пройти (в том числе дистанционно) в МИОО, МПАДО, АКИПКРО, ПСТГУ. Например, программа профессиональной переподготовки, реализуемая педагогическим факультетом ПСТГУ, включает в себя обучение основам педагогики и психологии, методикам дошкольного воспитания, педагогическим технологиям дошкольного образования, нормативно-правовым основам организации семейного воспитания и дошкольного образования. Ведущее место в программе отведено анализу собственной педагогической практики обучающихся, организации консультаций со специалистами в сфере дошкольной педагогики и психологии. Выпускники программы, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ государственного образца о профессиональной переподготовке. Также в 2016 году Московская педагогическая академия дошкольного образования открывает новые проекты: «Работаем по программе «От рождения до школы»: содержание и технологии образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» (72 часа); авторский курс Ольги Викторовны Дружиловской «Социальная адаптация и дезадаптация детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» (36 часов); курсы переподготовки «Воспитательная работа в дошкольных организациях» в объеме 512 академических часов в форме вебинара; курсы повышения квалификации «Всестороннее воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста по примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДО», а также авторский курс Ксении Юрьевны Белой «Организация режимных моментов в работе младшего воспитателя ДОО в условиях реализации ФГОС ДО».
- На круглом столе обсуждали проблемы правового регулирования. Насколько актуальна эта тема для семейных детских садов?
- Весьма актуальна. Мы хотим помочь в организации СДС не только в Москве, но по всей России. Но у каждого региона своя нормативная база, к сожалению, часто бюрократические препятствия создают условия, не реалистичные для их выполнения многодетной семьей. Уникальный положительный опыт Москвы в организации семейных детских садов хорошо бы транслировать в регионы, где существует колоссальная потребность в этой форме дошкольного образования, и с каждым днем к нам в ассоциацию обращается все больше и больше людей из других городов и областей за консультацией. Наша задача постараться сделать проект семейных детских садов общедоступным. Над этой глобальной проблемой пока работаем.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Актуальность данной темы в том, что современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.

Материал по теме:

В связи с таким положением появился термин “семьи группы риска”, которые нуждаются в особой поддержке.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Повышение педагогической культуры разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.

Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не все готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Возникает еще одно противоречие, которое разрешается посредством методической работы в ДОУ.

Семья и значение семьи в жизни ребенка

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются с детским садом, изучаются дошкольной педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

Содержание работы педагога с родителями в ДОУ

Организацию работы по взаимодействию с родителями необходимо начинать с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: “Как поступить в том или ином случае?”.

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им читать доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, “как воспитывали меня”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность.

В планировании содержания работы с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ. Например, если это художественно-эстетическое направление, то акцент делается на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных группах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например, психолога, музыкального руководителя, педагога по изобразительной деятельности), проводить открытые просмотры детского творчества.

Формы общения педагога с родителями в ДОУ

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, “Круглые столы” и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, такие темы: “Знаете ли вы своего ребенка”, “Воспитание послушания у детей”, “Методы педагогического воздействия” и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, “чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами”. Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа “доклад”, “мероприятия”, “повестка дня”, “явка строго обязательна”. Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.

Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями (таких, например, как социологические срезы, опросы, “Почтовый ящик”) являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм можно отнести проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как “Встреча Нового года”, “Лучший папа”, “Папа, мама, я – дружная семья” и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать как нетрадиционные.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Это могут быть информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек и др.

В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным формам работы с родителями. Но мы прекрасно понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта.

От воспитателя требуется творческий подход к организации работы с родителями: поиск новых примеров; использование методов активизации родителей, направленных на появление у них интереса к проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысливание своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Можно провести анкетирование: “Чего вы ждете от детского сада в этом году?”, “Об организации дополнительных платных услуг”, “По результатам года”.

Также можно применить творческие объявления. Объявления постоянно присутствуют для родителей: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей можно подойти творчески, тем самым повысив уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль ДОУ в семейном воспитании.

Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.

Синицина Ольга Евгеньевна, старший воспитатель

«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец».

А.В. Сухомлинский

Жизнь шагает вперед. Современные дети требуют к себе особого внимания и понимания. Взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей. Семейный Кодекс РФ гласит: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый ребенок имеет право на счастье.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе. Признание приоритета семейного воспитания требует сотрудничества, взаимодействия и доверительности семьи и образовательного учреждения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развития способностей ребенка.

В условиях жизни ребенка в детском коллективе нужно развивать его личность, сохраняя неповторимую индивидуальность. Семью же часто называют «школой чувств», так как в семье в общении с родными у ребенка формируется способность к сопереживанию. Нужно учитывать, что влияние семьи на ребенка происходит непрерывно, постоянно. Семья воспитывает ребенка не только, когда родители осуществляют свою педагогическую деятельность. На ребенка оказывают воздействие и особенности быта, уклад семьи, ее традиции, характер взаимоотношений между членами семьи, их нравственные качества, потребности и интересы. Родители воспитывают своего ребенка в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда они не вместе. Для ребенка имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми, как радуются или печалятся, как они общаются с друзьями и врагами, как смеются, читают и многое другое. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным контролем ничего не пропускающих любопытных внимательных глаз ребенка. Любить своих детей и мечтать о счастье для них недостаточно, нужно еще своему ребенку помочь воспринимать правильно окружающий мир. Родительская любовь к детям и ответные чувства детей к маме, папе, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам помогает взрослым преодолеть ряд трудностей (бытовых, педагогических), создать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – все способствует выполнению главной задачи воспитания детей. Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь, повседневный быт, игру и труд. Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Взаимоотношения, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых условиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей. Другой фактор семейного воспитания, который определяет его силу и стойкость – это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель, например, научить ребенка что-нибудь мастерить, пересказать сказку, решить задачу) и стихийно по дороге в детский сад отец рассказывает поучительную историю. Третий фактор семейного воспитания – возможность естественного включения ребенка в совместную со взрослым деятельность (наведение порядка в квартире, уход за растениями).

Говоря с родителями о трудовом воспитании детей, мы обращаем внимание на то, что в данной семье имеются возможности разнообразного и систематического совместного труда взрослых и детей. В совместном труде ребенок подражает добросовестной работе, учится у старших необходимым умениям, приобретает ценные навыки и привычки. У него формируется желание делать не только для себя, но для других.

Педагоги нашего коллектива строят свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей, убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего – родители, семья.

Педагогический коллектив нашего детского сада проводит планомерную работу с родителями по созданию единого образовательного, оздоровительного пространства «детский сад – семья». Ежегодно педагогами составляется перспективный план, в начале учебного года проводят собрания, на которых знакомят родителей с задачами воспитания и обучения на данный год. В группах оформляются уголки для родителей, проводятся индивидуальные консультации, анкетирования, дни открытых дверей, организуются фотовыставки. Наиболее популярными являются мероприятия, где участвуют и дети, и родители. Это конкурсы рисунков, поделок, музыкальные и физкультурные праздники.

С 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. По словам Асмолова А.Г., стандарт – это по сути дела определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Поддержка разнообразия детей через создание условий социальной ситуации, содействие взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка является ключевой установкой стандарта. Обязательным требованием к разработке образовательной программы является взаимодействие с родителями.
Коллективом нашего детского сада разработан план («Дорожная карта») по внедрению ФГОС в образовательный процесс. Также педколлективом разрабатывается новая образовательная программа с учетом федеральных государственных образовательных требований совместно с родителями.

Таким образом, чем лучше налажено общение между родителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлений, любви и доверием к окружающим, а первый социальный опыт будет успешным.

Библиография:

  1. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /Т. Данилина// Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – С.41-44; №2. – С.44-49
  2. Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции7-9.12-2011. – М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2012. – 240 с.

Подготовка

1. Анкетирование родителей.
2. Изготовление с детьми приглашений.
3. Запись высказываний детей о своей семье.
4. Оформление выставки «Генеалогическое древо семьи».
(Приложение 1-4)

Цель собрания: помочь родителям, осознать роль семьи в воспитании ребёнка. В ходе беседы помочь преодолеть трудности в воспитании детей.

План:
1. Анализ проведённого анкетирования родителей. Психолог.
2. Выступление воспитателей «Понятие о семейном воспитании».
3. Разыгрывание проблемных ситуаций в воспитании детей.
4. Обсуждение памятки для родителей.
5. Чаепитие.

Анкетирование родителей

Анкета для родителей
Ваши взаимоотношения с детьми

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить особенности общения между Вами и вашими детьми.

1. Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?

  • Затрудняюсь ответить

2. Находите ли Вы время для общения со своими детьми?

  • Стараюсь, но не всегда получается
  • Нет, не хватает времени

3. Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?

  • Спокойным доверительным тоном
  • Стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается
  • Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах

4. Какой стиль общения у Вас и у вашего ребенка?

  • Общаетесь ли Вы на равных?
  • Считаете свое мнение выше, чем мнение ребенка?
  • Считаю, что ребенку должна быть предоставлена полная свобода в общении

5. Всегда ли Вы выслушиваете своих детей?

  • По возможности стараюсь, но не хватает времени
  • Не обращаю внимания на детскую болтовню

6. Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?

  • Таких причин не существует
  • Занятость на работе и бытовые проблемы
  • Ваш вариант ответа
    _______________________________________

_____________________________________________

7. Имеете ли Вы единые требования к воспитанию детей в семье?

  • Нет, у каждого члена семьи свои требования
  • Не задумывались над этим вопросом

8. Внимательно ли Вы выслушиваете своих детей?

  • Да, всегда вникаю в детские проблемы
  • Не всегда, много своих проблем
  • Нет. Откуда у детей проблемы?

9. Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?

  • Затрудняюсь ответить

Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по развитию у детей навыков общения.

Понятие о семейном воспитании
(консультация для родителей)

Семья - это основа воспитания.
По-научному, семейное воспитание – это воздействия на ребенка со стороны членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Семья для ребенка – это одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Семья влияет на развитие личности ребёнка.
Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребёнок проводит примерно две трети своего времени. Здесь он играет, читает, готовит уроки, включается в бытовой труд, отдыхает, слушает радио, смотрит телевизор, обменивается своими впечатлениями с близкими, делится с ними своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь.
Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Отношения с любимыми, и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Если отец и мать не допускают ошибок в воспитании, душа ребёнка им всегда открыта. Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительные начала и тормозить негативные проявления. Влияние родителей на становление личности ребёнка очень велико, прежде всего, потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребёнка, систему его отношений к миру и людям. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких. В воспитательном процессе отец, мать, с одной стороны, и ребёнок - с другой, выступают как взаимодействующие личности. Воспитывая сыновей и дочерей, родители заботятся о пробуждении у них заинтересованности и желания воспринимать наставления, охотно выполнять предъявляемые требования, приучают их к самостоятельности, выявляют в каждом ребёнке творческий потенциал.
Общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей - это одновременно и самовоспитание отцов и матерей.
Ребёнок не рождается личностью, он становится ею в процессе социализации - освоения опыта трудовой и общественной жизни. Существенной чертой высоко развитой личности является способность к саморегуляции, то есть самостоятельному, осознанному выбору действий и поступков в соответствии со сформированными убеждениями и психологическими установками. Поэтому, формируя личность ребёнка, столь важно заботиться о развитии в нём сознательности, не переоценивая силу и роль прямого запрета и принуждения. Насильно воспитывать нельзя.
Ребёнок не родится ни злым, ни добрым, ни трудолюбивым, ни ленивым, хоть ему свойственны индивидуальные наследственные задатки. От родителей передаются не только внешние черты - цвет глаз, волос, особенности телосложения, но и типологические особенности нервной системы, своеобразие в строении слуховых и зрительных центров мозга и др. Личностные качества и способности ребёнка формируются в первую очередь в процессе общения с родителями и участия в разнообразных видах деятельности - игре, труде, учёбе, спорте.
Иногда родители сетуют на то, что их дети растут разными - один строптив, другой покладист, один спокоен, другой шаловлив. В соответствии с природным темпераментом - холерическим, флегматическим, сангвиническим, меланхолическим - дети по-разному себя ведут, своеобразно реагируют на одни и те же воздействия окружающей среды, избирательно относятся к применяемым методам воспитания. Ребёнок - неповторимая индивидуальность со своими интересами, потребностями, склонностями, и индивидуальный подход к каждому из детей относится к ведущим принципам воспитания.
Уже в раннем детстве формируют нравственные качества человека. Возможности, упущенные в этот период, подчас невосполнимы в более старшем возрасте.
Главный путь нравственного воспитания маленького ребёнка - общение со взрослыми. Чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребёнком окружающего мира, шире возможности нравственного воспитания. Однако было бы проявлением педагогической безграмотности родителей их поведение, продиктованное стремлением не спускать с ребёнка глаз и бежать к нему по первому зову. Нужно уметь различать потребности ребёнка и его капризы, чтобы первые удовлетворять, а вторые пресекать.
Родителям не следует скупиться на ласку. Это, однако, не означает отсутствия требовательности по отношению к малышу. Ласковое, заботливое отношение важно сочетать с разумной требовательностью. Причём эта требовательность доброжелательна: взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берётся малыш, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше не повторится и т. д. На ребёнка надо смотреть как на самостоятельную личность, он умеет чувствовать так же, как и взрослый. За старание ребёнка надо похвалить даже в том случае, если достигнутые результаты незначительны.
Если взрослые не проявляют по отношению к малышу должного внимания или если они чрезмерно и неразумно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребёнка может возникнуть недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, страх, стремление к уединению.
Важно добиться, чтобы у малыша преобладали положительные эмоции - радость, сочувствие, доверчивость, а проявление таких отрицательных эмоций, как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились.
В дошкольный период незаменимым источником активного накопления ребёнком представлений о нормах морали являются сказки, рассказы, беседы, разъяснения взрослых, раскрывающие в доступной форме понятия доброты, честности, чуткости и др. Когда малыша знакомят с окружающим миром, читают ему или рассказывают, взрослые стараются подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Вот видишь - мальчик собачку ударил. Ей больно», «Смотри, вот девочка бабушке помогла. Надо всем помогать».
Моральные нормы усваиваются не только тогда, когда мы разъясняем ребёнку, что хорошо, а что плохо. Здесь всё начинается с деталей, с того, например, как родитель кормит ребёнка, приговаривая: «Кушай кашу, сыночек. Видишь, бабушка тоже просит кашки, мы ей не дадим.- Уходи бабушка. Мы сами съедим кашу!» И хотя бабушку прогоняют, шутя, у ребёнка появляются отрицательные установки: с бабушкой можно не считаться, с другими можно не делиться, всё себе.
Уже от малышей родители должны требовать нравственного поведения. Учитывая импульсивность и непосредственность поведения дошкольника, необходимо особое внимание обращать на развитие у него таких чувств, которые побуждали бы его поступать в соответствии с требованиями взрослых, учитывать интересы других людей - близких, сверстников. Малыш скорее поделится своими игрушками с другим ребёнком, если вы вызовете чувство симпатии к этому ребёнку, чем если бы вы стали просто требовать и приказывать сделать это. Ребёнок чувствует, что от него ждут правильных поступков и хорошего поведения и в большинстве случаев стремится оправдать ожидания.
У детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявить заботу о других. Увидели на прогулке большую сломанную ветку - предложите убрать: ведь она будет мешать прохожим; встретили у подъезда маму с тяжёлой сумкой - предложите помочь донести сумку до квартиры.
Нравственное воспитание, таким образом, включает в себя вооружение ребят знанием нравственных норм и формирование у детей поведения в соответствии с этими нормами.
Цель семейного воспитания - заложить основы всестороннего развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (игры, домашнего труда, учёбы и т. д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста.
Дети рано начинают проявлять интерес к явлениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют разнообразные вопросы дошкольника, его желание побольше узнать о происходящем вокруг.
Семья - микроколлектив, в котором складываются свои традиции, обычаи, оказывающие благотворное влияние на детей. Так, участвуя в подготовке и проведении традиционных семейных праздников, дети естественно приобщаются к культуре быта: убирают и украшают квартиру, занимаются кухонной стряпнёй, придумывают фирменные блюда, сервируют стол, готовят близким подарки, пишут поздравительные открытки.
Подарок, выбранный с учётом вкусов и потребностей виновника торжества, добрые слова и пожелания, адресованные ему,- не простая условность. В этом искренние родственные чувства находят соответствующую внешнюю форму проявления. В дни рождения отца и матери дети учатся культуре выражения своей любви и благодарности. Принимая вместе с родителями гостей, они на практике постигают этикетные тонкости застолья, поддержания беседы, вежливости и предупредительности.
Семейные традиции - это не только праздничные ритуалы. Не менее важными являются трудовые, спортивные и другие традиции - всей семьёй делать еженедельную генеральную уборку квартиры, в выходные дни отправляться в турпоходы, на экскурсии и т. д.
Игра - естественная форма выражения детской активности. Для дошкольников это и основной способ познания жизни. Как свободная деятельность, в которую ребёнок включается по собственному побуждению, игра всегда доставляет радость, удовольствие. Дети часами играют в семью, дочки-матери, куклы, в школу, магазин, больницу и т. д. Привлекательность игры создаёт личностную увлечённость процессом овладения необходимыми привычками. Так, играя в куклы, которых кормят завтраками и обедами, одевают, водят на прогулки, лечат и т. д., дети постигают модели человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Эти игры полезны для девочек и мальчиков. Психологическая и практическая подготовка к выполнению социально важных функций отца и матери, хозяина и хозяйки дома обусловлена в значительной мере детскими играми.
Ролевые игры (в детсад, в библиотеку, школу, театр, магазин) при умелом, тактичном руководстве взрослых создают естественные ситуации для упражнения в дисциплинированном и культурном поведении. Отцу или матери иногда целесообразно стать непосредственным участником игры. Так легче поддержать детские игровые замыслы, корректировать их нравственное содержание.
Любые положительные качества ребёнка-доброжелательност ь, честность, правдивость и др.,- если они проявляются повседневно (в общении с отцом и матерью, братьями и сестрами, друзьями, знакомыми и незнакомыми), становятся в итоге чертами его характера.
Закономерность позволила педагогам вывести правило: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Какая семья, такой и растущий в ней ребенок.
Вывод: социальное, семейное, дошкольное и школьное воспитание должно осуществляется в неразрывном единстве.
Итак, семья глобально влияет на процессы и результаты становления личности, поэтому родителям серьезно нужно задуматься о том, правильные ли цели они ставят, нужные ли методы используют.

Игра «Я знаю выход».

  • капризы и упрямство детей в общественных местах;
  • неподчинение детей требованиям родителей;
  • педагогически неграмотное поведение мам и пап при общении с детьми в ситуациях разрешения конфликта;
  • оценки деятельности и личности дошкольников; и т.д.
  • Поверьте в уникальность своего ребёнка.
  • Позвольте ребёнку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть.
  • Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
  • В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание. Постарайтесь воздействовать на ребёнка просьбами – это самый эффективный способ давать ему инструкции.
  • Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его не менее 4, а лучше по 8 раз в день.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты у нас есть», «Я по тебе соскучилась», «Давай посидим вместе» .
  • Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите чёткие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного – лишь самые основные).
  • Старайтесь бывать (читать, играть, заниматься) вместе. Не забывайте, что ключ к сердцу ребёнка лежит через игру. Именно в процессе игры вы сможете лучше понять друг друга, а также передать ему необходимые навыки и знания, понятия о жизненных правилах и ценностях.
  • Не вмешивайтесь в занятия ребёнка, с которым он справляется.
  • Помогайте, когда он просит.
  • Поддерживайте его успехи.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Активно слушайте его переживания и потребности. Делитесь и доверяйте свои чувства.

Воспитание наших детей зависит только от нас!

Основные понятия: «анкета»; «анкетирование»; «взаимодействие»; «воспитание родителей»; «общение»; «педагогическая компетенция»; «педагогическая рефлексия»; «семья»; «социализация»; «метод»; «семейное воспитание»; «общественное воспитание»; «взаимодействие семейного и общественного воспитания»; «образование родителей», «педагогическая культура родителей».

Вопросы и задания:

  1. Расширьте список форм взаимодействия с родителями за пределами ДОУ (О.И. Давыдова, Л.Г.Богословец, А.А.Майер). Изучите задачи и содержание каждой из предлагаемых форм взаимодействия с родителями.
  2. Расширьте список форм взаимодействия с родителями внутри ДОУ (О.И. Давыдова, Л.Г.Богословец, А.А.Майер). Изучите задачи и содержание каждой из предлагаемых форм взаимодействия с родителями.
  3. Соотнести опыт сотрудничества с семьями воспитанников в своем дошкольном учреждении с нижеследующими суждениями, дав им собственную оценку. (Е.П.Арнаутова). На каждое из перечисленных суждений выберите ответ: «да», «нет», трудно сказать».
  4. каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален;
  5. педагогический коллектив несет ответственность за обеспечение в глазах родителей высокого профессионального уровня воспитания и образования детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы;
  6. в оказании комплексной психолого-педагогической и социально- педагогической помощи семьям все специалисты учреждения интегрируют свои профессиональные усилия без дублирования друг друга;
  7. текущая и перспективная деятельность ДОУ соответствует интересам и социокультурным потребностям семей; педагоги в содержании общения с родителями ориентируются на структуру и типологию конкретных семей;
  8. все специалисты ДОУ учитывают в общении с родителями индивидуальные особенности и потребности как самого ребенка, так и его родителей;
  9. все педагоги выстраивают взаимоотношения с родителями на основе диалога, открытости и конфиденциальности, используют конвенциональный (деловой) стиль общения (на основе договоров) в сочетании с личностным стилем;.
  10. педагоги владеют культурой выражения собственных мыслей, чувств и желаний с учетом принципа: «в конфликте не прав тот, кто умнее»; при этом они активно используют язык принятия, поддержки и соучастия (контакт глазами, активное слушание, уместный комплимент, улыбка и пр.);
  11. родителям предоставляется право быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в ДОУ, успешности его роста и развития;
  12. всеми педагогами и специалистами ДОУ используются разнообразные, эмоционально насыщенные способы вовлечения родителей в жизнь группы и детского сада с целью обогащения воспитательного опыта матерей и отцов;
  13. педагогический коллектив проявляет поддержку общественной активности родителей и готовность всегда откликнуться на любые инициативные действия семьи;
  14. в ДОУ создается предметная среда, способствующая комфортному самочувствию детей, их родителей и педагогов; в специально оборудованном помещении для конфиденциального общения с семьями специалистами организуется консультативная помощь родителям, предоставляется возможность пользоваться литературой по семейному воспитанию и т.п.
  15. работники ДОУ постоянно поддерживают связи с другими социальными институтами образования и воспитания (общеобразовательная школа, детская поликлиника, музыкальная школа, стадион, музей, районная библиотека и др.), а также с представителями территориальных служб социальной помощи семье и ребенку.

Если на большинство суждений Вам удалось ответить утвердительно, не кривя душой, Вы уверенно продвигаетесь по пути обновления социально-педагогической практики взаимодействия с семьями воспитанников.

Литература:

1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.

3. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.

4. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи // Народное образование. 2002. № 8.

5. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М., 2004.

6. Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования - образование в мире. 2001. № 4.

7. Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. –М., 2005.

8. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.

9. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.

10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2000.

11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. - М, 2005.

12. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

13. Конягина Л.Н. Положение семьи и детства в современной России // Неизвестный Макаренко / Сост. С.С. Невская. М., 1999. Вып. 13.

14. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М., 1997.

15. Лобза О.В. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.

16. Луков В.А. О концепции фамилистической экспертизы // Семья в России. 1996. № 3–4.

17. Николаева Е.И. Тоталитаризм в семье // Ребенок и семья. Самара, 2002.

18. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/Сост. Н.П.Митрошина, Т.А.Овечкина. СПб., 2001.

19. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.

20. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

21. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М., 2004.

22. Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения // Ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. Т.1. Кн. 1. М.; Ставрополь, 1997

9. Спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

На основе исследований можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

Первые контакты между семьями и ДОУ: приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения; составление договора.

Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с письменным материалом об их детях; рекомендаций посетить врача и т.п.; посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке со держания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.

Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.

Эффективны общественные мероприятия для родителей: посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.п. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Многие перечисленные аспекты участия родителей требуют от персонала переоценки своей профессиональной роли: переориентация на взаимодействие с родителями может оказаться сложной для сотрудников, чье мышление и планирование деятельности ранее были полностью сосредоточены на детях.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!