Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Ребенок 9 лет плохо пишет. Помощь детям с нарушениями процесса чтения и письма

Дисграфия - это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушение письменной речи у ребенка - как бороться?

Когда страдает устная речь - тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь - требуется... что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или "надо просто учить лучше", как говорят либерально настроенные родители?

Иногда - "лучше учить". А иногда - и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово - дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика...

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего - если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо "дом" пишет "дон" или "том", вместо "для" пишет "дял", вместо "кот" - "кто", вместо "пришёл" - "присёл", "белка" превращается в "блка" и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: "Девочка спряталсь вдубло". Ему продиктовали фразу: "Белочка спряталась в дупло". На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно - "отдельно". Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк - мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

И лечение

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну - и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё - объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что "плохо учатся". Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из "Матрицы", тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное - верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия - это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки - могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" - "лома", вместо "порох" - "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" - крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Маша бежал", "синяя пальто").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён - почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Классификация дисграфических ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

  1. пропуски гласных букв: всят - висят, комнта - комната, урожй - урожай;
  2. пропуски согласных букв: комата - комната, вей - всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки - стрелки,
  4. замена гласных: пище - пищу, сесен - сосен,люгкий - легкий;
  5. замена согласных: тва - два, роча - роща, урошай - урожай, бока-зываед - показывает
  6. перестановки букв и слогов: онко-окно,
  7. недописывание букв и слогов: чере - через, на ветка - на ветках,диктан - диктант;
  8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити - дети, сенег - снег, диктанат - диктант;
  9. искажение слова: мальни - маленький, чайщик - чащи;
  10. слитное написание словд их произвольное деление: два- два, бой-- часов - бой часов, в ся - вся;
  11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. - Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  12. нарушение смягчения согласных: болшой - большой , толко - только, мач - мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

  1. нарушения согласования слов: с еловый ветки - с еловой ветки, появилось трава - появилась трава, огромная бабочки - огромные бабочки;
  2. нарушения управления: с ветка - с ветки, умчались к чащу - умчались в чащу, сидит стул - сидит на стуле;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще - в роще, настене - на стене, на бухни - набухли;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв: с, э, ю;
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии (риск дизорфографии)

  1. безударная гласная в корне слова: вада - вода, чисы - часы;
  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп - зуб, дорошка - дорожка;
  3. обозначение смягчения согласных;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ?

1. Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «право»?

2.Ребенок должен уметь правильно задания: покажи свое правое ухо,

левую ногу, и т. д; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

3.Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие

несформированных понятий «слева» и «права».

2. Чтобы помочь ребенку легче запоминать буквы , рекомендуются следующие приемы :

Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять раскрашивает) предметы, в названии которых первая буква для него трудная.

Лепка ребенком буквы из пластилина.

Вырезание ребенком буквы по контору, нарисованным взрослым.

«Написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребенок мгновенно вспомнит ее)

Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие - то сравнение взрослых, да еще в стихотворной форме.

Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона.

Реконструирование букв, то есть как бы «переделка » одной буквы в другую.

Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов.

Нахождение «спрятавшихся » букв в так называемых «совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой фигуре

Письмо буквы по контору, нарисованным взрослым.

Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Обводка буквы, изготовленной из наждачной бумаги.

На заключительном этапе работы можно перейти, наконец, к письменным упражнениям.

Полезно письмо смешиваемых (или искаженных букв) под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит.

После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими же буквами. Перед записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из «сомнительных» он собирается написать и из каких элементов она состоит.

Такие предварительные « отчеты» очень важны для предупреждения ошибочного написания букв.

ЗЕРКАЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ БУКВ

Зеркальное написание букв чаще всего свойственно детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили » на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже и строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

1. Начинать надо с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки.

2.Учим ребенка ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают у него умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу и т.д. Для закрепления этих понятий можно попросить ребенка показать, например, правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо и пр.

3.Развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета его правой и левой стороны. Ребенку задаются многочисленные вопросы о местонахождении различных предметов.

4. Работа с рисунком, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.

* Рассказать как можно «переделать» зеркальную букву в правильную.

* Тонким карандашным штрихом (который можно легко стереть) зачеркнуть все зеркально написанные буквы.

*Перевести оставшиеся не зачеркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный.

После этого можно переходить к письменным заданиям.

*Письмо под диктовку отдельных букв, затем слогов и слов с этими буквами.

Основной принцип работы всех письменных упражнений, состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ДОПУСКАЕТ БОЛЬШОЕ КОЛЛИЧЕСТВО ОШИБОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Как отличить логопедические ошибки от «физиологических» ошибок «роста»?

Логопедические ошибки являются стойкими и специфическими, что позволяет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», «физиологических» ошибок, закономерно встречающихся у детей при овладении письмом. При этом следует отметить, что логопедические ошибки по внешнему проявлению сходны с так

называемыми физиологическими ошибками. Однако логопедические ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняющимися длительное время.

Трудности овладением письма у детей могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую деятельность.

Как помочь ребенку? Что делать?

*Необходима срочная консультация логопеда или дефектолога.

Только специалист разберется в том, что именно не ладится у Вашего ребенка, какие конкретные он делает ошибки – только так можно найти надежное и безотказное средство их преодоления.

* Строгая целенаправленность занятий со специалистом.

* Правильный подбор речевого материала.

* Последовательность в преодолении ошибок.

* Необходимо учитывать силы и возможности ребенка.

НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК!

Интересна реакция на эти ошибки родителей, не знакомых с логопедическими и дефектологическими проблемами. Они просто дают ребенку образцы правильного написания этих слов для неоднократного воспроизведения, что ребенок аккуратно выполняет. Польза от этого мероприятия минимальная, поскольку здесь вообще не затрагивается сама суть проблемы. Ребенок просто-напросто срисовывает написанные родителями слова, но так и не овладевает навыком слуховой дифференциации звуков.


С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте , а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

Зрительный, который подбирает соответствующую графему;

Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи . Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей .

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого...

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам. Редактор статьи: Вера Берёзова Материалы для статьи взяты на сайте www.logoped.ru

Ноябрь 30, 2015

Уже не крошка, но еще не взрослый сын, пришел ко мне жаловаться на тягости своего бытия. Поводом вечернего обсуждения стала грамотность. В последнее время ребенок заинтересовался стихоплетством и некоторые из своих коротких шедевров пытался записать и показать людям, достойным доверия. Но черствые люди, не уловив его гениального замысла, начинали исправлять ошибки. Эта вопиющая несправедливость заставила его задуматься, почему же так много внимания уделяют «этой грамотности», а меня – искать методы, как научить ребенка писать без ошибок.

В этой статье вы узнаете:
— доводы для разговора с детьми о грамотности;
— показатели грамотности для разных возрастных групп;
— 10 советов, как победить нежелание заниматься правописанием;
— интересные орфографические упражнения;
— игра для решения проблем с пунктуацией;
— как сделать словарь помощником и другом;
— принципы работы над орфографией при выполнении домашнего задания.

Доводы для разговора с детьми о грамотности.

Часто дети не понимают, почему так важна грамотность. Мой семилетний сын подготовил целый монолог, обосновывая свое непонимание: «Ну, написал я «агурец », а не «огурец », но ведь всё равно всем понятно, о чем идет речь! И огурец после ошибки в написании в тыкву не превращается! Зачем все эти сложности?» Мне пришлось провести внеплановый мозговой штурм, чтобы найти обоснованные доводы в пользу грамотности. Я прижала сына к себе и рассказала ему примерно следующее.

Много веков назад пещерным людям было достаточно уметь расшифровать наскальную живопись, чтобы считаться вполне образованным человеком. В наше время одним из признаков образованности считается умение грамотно писать. Для школьника грамотность – одно из самых важных умений, так как письменные работы есть по всем предметам. Очень часто одноклассники, а иногда и педагоги, смеются над теми, кто не умеет грамотно писать. Грамотность важна также и для взрослых людей. Например, довольно часто наличие орфографических ошибок в заявлениях приводит к плачевным результатам – замечательному человеку могут отказать в трудоустройстве или в повышении заработной платы.

После моего монолога, я попросила сына придумать примеры, где может пригодиться грамотность. Для закрепления мотивации, я задала ребенку три вопроса, на которые он мог ответить только однозначно и утвердительно: «Ты расстроишься, если твои одноклассники будут считать тебя безграмотным и подшучивать над твоими способностями? Ты хочешь уважения друзей и педагогов? Будем заниматься веселыми уроками грамотности?» Получив три «да», я начала искать способы сделать занятия грамотности веселыми и результативными.

Показатели грамотности для разных возрастных групп.

Будем честны с собой – мы все иногда допускаем орфографические ошибки. Для детей показателем грамотности является умение написать слова, изучаемые в школьной программе по письму и чтению. Также от детей ждут умения делать предположения о правильном написании незнакомого слова, опираясь на свой опыт и известные им орфографические правила. Изучив пожелания нескольких авторов, предлагаю ориентироваться на обобщенные требования к грамотности для разного возраста:

— для шестилетних детей – это правильное написание простых слов, которые пишут так же, как слышат (например, бегать полем, ходить лесом );

— для восьмилетних детей – это слова с двойными согласными (например, класс, группа, балл, рассказ ) и словарные слова – это те, к которым нельзя подобрать проверочное слово (например, аллея, береза, багровый );

— для девятилетних детей – это слова из повседневной жизни (например, адреса школы и дома, названия школьных предметов) и базовых знаний (например, название дней недели и месяцев, стран, известных городов);

— для десятилетних детей – это знать правильное написание терминов и исторических слов.

10 советов, как победить нежелание заниматься правописанием.

Совет 1. Регулярно и недолго. Договоритесь с ребенком заниматься правописанием по 5 минут в день. Для того чтобы ребенок верил вам, установите таймер. Из личного опыта советую убрать таймер из поля зрения – например, на полку над рабочим столом. Поверьте, это вынужденная мера поможет предотвратить попытки поиграть с таймером или последить, как быстро убегают секунды. Очень важный момент — быть готовыми прекратить занятия по звонку, даже если что-то не завершено. Это подтвердит правдивость ваших слов – 5 минут это всего лишь 5 минут. Если не будет интересно — можно перетерпеть.

Совет 2. Позитив. Для того чтобы ребенку было приятно заниматься, начинайте упражнения всегда с легких слов. Это повысит самооценку, после этого ребенок в хорошем настроении пойдет на покорение новых орфографических вершин.

Совет 3. Запоминаем через схожесть. Для того чтобы ребенок лучше запоминал слова, используйте вначале похожие слова, а затем добавьте несуществующие слова, например – роза, поза, коза, лоза, фоза .

Совет 4. Находим ассоциации. Для того чтобы уменьшить нагрузку на мозг, мы может отправлять в память блок информации, которая запоминается ассоциативно. Например, однокорневые слова к слову «род» – это Родина, родная, родимая, родинка, родник, родитель, родить, родство, сородич, родственник, породниться, родоначальник, родословная, порода, зарождение. В один день мы искали такие слова, а на следующий день придумывали с ними предложения, не подглядывая правописание.

Совет 5. Не отвлекаемся на почерк. Если верить педагогам, то у безграмотных детей обычно и . Часто ребенок, пытаясь написать аккуратно все буквы, не успевает еще и подумать над тем, что он пишет. Если у вашего ребенка есть одновременно эти две проблемы, тогда на пятиминутных уроках правописания стоит использовать карточки с печатными буквами, которые ребенок может выкладывать в нужном порядке. Такая игра доставит ребенку больше удовольствия, чем письмо от руки, и он сможет сосредоточиться над работой по правописанию.

Совет 6. Игровая форма. Воспользуйтесь интернетом, когда будете учить правила. Есть много стишков и ключевых фраз, облегчающих запоминание правил. Есть смешные пословицы и скороговорки, которые помогут весело и с пользой провести время. Очень полезно использовать орфографические мнемоники – фразы, помогающие запомнить путем образования ассоциативных связей.

Совет 7. Понимание. Если ребенок упрямится и не хочет заниматься, обязательно выслушайте его и согласитесь. Например: «Я понимаю твое нежелание. Ты устал и разочарован соей неудачей. Может, ты боишься допустить новые ошибки? Это не страшно, ведь ты же учишься, с каждым днем у тебя будет получаться все лучше».

Совет 8. Не наговаривайте на себя. Не стоит рассказывать ребенку о своих скелетах в шкафу. Не приводите негативных примеров, например: «Я до сих пор в этом слове допускаю ошибку. А твой папа без помощи компьютерной проверки орфографии ни одного документа написать не может. А бабушка вообще три класса приходской школы закончила и читает по слогам – ничего, жизнь прожила счастливую». Намного полезнее приводить примеры успешной работы над грамотностью: «У папы была «тройка» по русскому языку во втором классе, а после третьего класса никогда оценку, ниже «четверки» он не получал. У мамы были с грамотностью проблемы в младших классах, а в старших классах она стала отличницей».

Совет 9. Похвалы не бывает много. часто, но описывая конкретное достижение. Например: все буквы в слове «широко» верно написаны. Ты вовремя вспомнил проверочное слово «шире» и избежал ошибки.

Совет 10. Фиксируйте успехи ребенка. Очень просто поднять самооценку начинающему грамотею – сфотографировать работу без единой ошибки и показать родственникам или друзьям. Вот увидите – для ребенка это будет сильной мотивацией стараться выполнять работу идеально.

Интересные орфографические упражнения.

Если вы поставили перед собой цель помочь ребенку повысить навыки правописания, тогда орфографические игры – это действенный способ, который вы ищете. Хочу предложить вам попробовать полезные игры, которые понравились моему семилетнему сыну.

Игра по дороге домой «Догадайся или сдавайся». Один из игроков загадывает слово, называет смысловую категорию, а потом первую и последнюю буквы. Второй игрок кричит «Догадался» и называет количество букв и само слово по буквам. Например: «Я загадал слово, которое относится к овощам. Первая буква «о», последняя буква «ц». Лично я предпочитала периодически сдаваться – так я контролировала знания сына и поднимала ему настроение. Выигравший игрок загадывает новое слово.

Настольная игра «Юный следопыт». Вам понадобятся два листа бумаги, карандаши и словарь. Предложите ребенку выбрать любое длинное слово из словаря и написать его на листе крупными буквами. Затем каждый из игроков ищет короткие слова, которые спрятались в этом слове. Например, из слова «электростанция » можно составить около двухсот слов. Я, конечно, их не буду перечислять все, но для примера назову десяток: лектор, танец, рост, электрон, нация, стилет, лента, старт, рацион, реакция .

Настольная игра «Чистый веер слов». Нужны два листа бумаги и карандаши. Один из участников придумывает задание для отбора слов. Это могут быть слова:
— состоящие из определенного количества букв;
— начинающиеся на определенную букву;
— заканчивающиеся на определенную букву;
— относящиеся к определенной категории (животные, музыкальные инструменты, профессии, сказочные герои).

Затем все желающие берут лист бумаги и пишут одно слово, складывают гармошкой, пишут следующее, и так до тех пор, пока не получится веер. Потом вы проверяете правописание, ставя вопросы возле неправильно написанных слов. Если ребенок сам исправляет ошибку, вы ничего не делаете, если ребенок не находит ошибку в слове – вы рядом пишите слово правильно, но другим цветом. Как показывает личный опыт, победителей лучше не искать. Мы просто стремились сделать веер слов чистым, и когда это удавалось – гордо показывали родным, вальяжно помахивая возле лица.

Игры с буквами-карточками.

Эта игра помогает выучить сложные слова или слова, правописание которых составляют проблему. Понадобятся буквы, написанные отдельно на листе бумаги. Некоторые родители пишут буквы сами, некоторые предпочитают купить готовые буквенные карточки. Такие карточки помогают малышу визуализировать слова. Вначале ребенок должен выбрать сам необходимые буквы из всего набора. После того, как ребенку удастся сложить слово из букв-карточек верно, можно перевернуть одну из карточек обратной стороной, чтоб ребенок вспомнил недостающую букву и назвал ее. Далее игру можно усложнить, перевернув несколько букв. Повторите эту игру со словом несколько раз, переворачивая каждый раз другие буквы-карточки. Затем попросите ребенка написать это слово аккуратно в тетради. Если в слове допущена ошибка, необходимо вернуться к буквам-карточкам. Этот способ эффективнее метода запоминания «увидел, закрыл, написал, проверил», так как ребенок внимательно изучает все части сложного слова.

Если ребенок уже достиг определенных успехов, можно играть всей семьей в такие известные игры, как «Скрэббл» или «Эрудит». Чтобы не отбить у ребенка желание играть, мы разбивались на пары «взрослый – ребенок» против взрослого. Нам это приносило истинную радость – и полезным делом заняты, и настроение у всех членов семьи замечательное.

Игра для решения проблем с пунктуацией.

У детей и подростков, которые пишут неграмотно, обычно существует и проблема с пунктуацией. Мы с сыном делаем так. Если остается время после уроков, мы пишем короткие рассказы – фантазии из пяти предложений. Каждый из нас нарочно допускает несколько ошибок. Потом обмениваемся нашими литературными изысками, вооружаемся цветными карандашами и правим пунктуацию друг у друга, обосновывая свою точку зрения.

Как сделать словарь помощником и другом.

Многие дети воспринимают словарь, не как помощника, а как помеху на пути к свободе. Вроде закончил писать домашнее задание, впереди – свободное время, и тут возникает на горизонте родитель и строго так говорит: «А ну, посмотри, у тебя здесь ошибка! Не знаешь как правильно? Бери словарь!» Это однозначно отталкивает детей от этой замечательной книги, так как пользоваться словарем сложно и долго.

Чтобы ребенок подружился со словарем, надо помочь ему перестать его бояться. Попробуйте раз в неделю рассматривать словарь вместе с ребенком ради интереса, а не в поисках правописания слова из домашнего задания.

Очень часто дети не умеют пользоваться словарем аккуратно и быстро. Их раздражает затянувшийся поиск слова, потому что они плохо ориентируются в порядке расположения слов. Чтобы ребенок не открывал словарь наугад, можно потренироваться открывать словарь на нужной букве. После того, как поиск по букве начнет проходить быстро и безболезненно, придет время объяснить, зачем написаны слова в верхней части страницы. Освоив этот этап, ребенок будет увереннее чувствовать себя при работе со словарем.

Для повышения грамотности можно создать личный словарь. Для этого нужно взять тетрадь и просто записывать слова, с которыми у ребенка возникли трудности. Ведение такой тетради приучает ребенка к самостоятельной работе над ошибками. И еще один совет из нашего с сыном опыта. Сына всегда радовало, если для ответа на его вопрос о правописании какого-нибудь слова, я брала в руки словарь и там находила ответ. Этим поступком я демонстрировала ему, что всё знать невозможно, но стыдно не уметь найти нужную информацию. Вскоре ребенок сам стал находить в словаре ответы на свои вопросы, а меня спрашивал только для того, чтобы проверить уровень моих знаний.

Принципы работы над орфографией при выполнении домашнего задания.

Известный педагог с огромным стажем Ноэль Дженис – Нортон в своей книге «Престаньте кричать, заставлять и упрашивать или домашнее задание без слез и нервотрепки» рекомендует разбивать домашнее задание на три этапа: мозговой штурм, самостоятельное выполнение домашнего задания, исправление ошибок.

Хочу рассказать, как к процессу выполнения домашнего задания можно добавить работу над правописанием.

Мозговой штурм. Очень важно, чтобы у ребенка был его личный словарь сложных слов, которые он писал с ошибками. Словарь должен быть в зоне доступа всё время, особенно – во время выполнения уроков. Очень полезно после ознакомления с заданием выяснить, есть ли у ребенка вопросы или трудности. Если предвидите какое-то сложное слово, можете помочь ребенку написать его правильно в словаре трудных слов. Списки слов в таком словаре служат подсказкой при самостоятельном выполнении домашнего задания.

Самостоятельная работа. Даже если ребенок вежливо спрашивает, как пишется это слово правильно, вы не должны подсказывать ему. Чтобы избежать обид, обсудите это правило во время мозгового штурма. Ребенок самостоятельно может воспользоваться помощью друга, то есть словаря, подсказками в личном словаре сложных слов или выдвинуть гипотезу правильного написания слова. Главное для вас – суметь удержать себя в руках, не намекая на правильный ответ и даже не говоря – правильно написано или нет. Такая тактика поможет скорее ребенку почувствовать вкус и ответственность самостоятельного человека.

Исправление ошибок. Никому не нравится, когда его тыкают носом в допущенные ошибки. Дети не являются исключением. Начните работать над ошибками не с исправления ошибок, а с перечисления правильных слов. Это заинтересует ребенка, и не будет унижать и так сомневающегося в своих силах человека. На первых порах вы можете записывать правильно написанные слова. Ребенок заметит пропущенное слово и постарается его тут же исправить. Если ему это удастся – не скупитесь заносить его в список правильных слов.

Затем можно составить список слов с ошибками, только слова нужно располагать в нем не по порядку. Предложите ребенку разыскать эти слова в своей работе и найти отличия. Такая работа отличается от механических исправлений после подсказок, так как ребенок самостоятельно находит правильное решение.

Многие люди считают, что есть дети, грамотные от природы. Можно согласиться с такой теорией. Только вот обычно у таких детей прекрасно развита символическая память – они много читают и поэтому правильно написанные слова, мелькая перед глазами, прекрасно запоминаются. Эти дети любят новые слова и гордятся своей грамотностью. Мозг человека – это очень гибкая система, которую можно обучить всему. И грамотность – не исключение. Научиться грамотно писать можно в любом возрасте!

Первые два школьных года дети активно овладевают письменной речью, и ошибки при написании слов и предложений, кажутся естественным явлением. Но если вы вместе сидите над домашним заданием, зубрите правила, наняли репетитора, а в результате ребенок приносит одни двойки, это повод обратиться за помощью к логопеду. Специалисты центра развития «Каркуша» рассказывают, почему ребенок плохо пишет во втором классе и как можно ему помочь.

Причины проблем с письмом

В большинстве случаев ошибки появляются еще в первом классе: ребенок пишет грязно, заходит за поля, путает заглавную и прописную буквы, не дописывает их полностью. С чем это связано? Письмо – сложный процесс, в котором участвует несколько отделов головного мозга: речевой и моторные центры, память, логическое мышление, воображение, слуховой центр. Для того чтобы правильно написать то или иное слово, необходимо:

  • Правильно услышать слово и выделить в нем отдельные звуки.
  • Восстановить в памяти буквы, которые соотносятся с ними.
  • Прикинуть, как правильно они пишутся.
  • Дать нужную команду руке.
  • Вспомнить правило, если это нужно, и применить его.

Ребенок допускает ошибки, если в какой-то момент связь между отделами мозга прерывается, несмотря на то, что он занимался подготовкой к уроку весь вечер.

В первую очередь, подобные явления связывают с отставанием в речевом и психоречевом развитии в еще дошкольном периоде:

  • начал говорить позже сверстников;
  • не умеет играть в сюжетно-ролевые игры;
  • с трудом усваивает правила простых игр, например, пряток;
  • речь несвязная, малопонятная;
  • есть сложности в общении со сверстниками и взрослыми;
  • появление звуков не соответствует возрастной норме.

Если до поступления в школу ребенок наблюдался у логопеда, необходимо уделить особое внимание профилактике дисграфии.

Почему развивается дисграфия?

Дисграфия – это нарушение процесса письменной речи, возникающее из-за несформированных высших психических функций. В результате ребенок не в состоянии овладеть грамотным письмом и грамматикой языка.
По мнению логопедов центра развития «Каркуша», причины возникновения дисграфии можно разделить на несколько больших групп.

  • Биологические: поражения ЦНС, наследственность, сложная беременность, родовая травма, тяжелые инфекции, травмы головного мозга.
  • Социально-психологические: длительное нахождение в больнице, педагогическая запущенность, недостаток общения, в семье используется два языка и более.
  • Средовые и социальные причины: взрослые предъявляют к успеваемости слишком высокие требования, ребенка отдали в школу слишком рано, слишком жесткие методы и слишком быстрые темпы обучения.

Чаще всего дисграфия развивается у детей с нарушениями слуха или зрения, их мозг не может правильно анализировать и синтезировать информацию. По статистике, дисграфия выявляется почти у трети российских младших школьников.

О том, что у ребенка развилась дисграфия, говорят следующие признаки:

  • он делает ошибки даже в тех случаях, когда выбор буквы очевиден, например, под ударением;
  • пропускает одну или несколько букв;
  • смешивает близкие звуки: ведка – ветка, неуклюзем — неуклюжем;
  • не дописывает до конца отдельные буквы, слоги, окончания: соба – собака;
  • переставляет местами слоги, буквы: бубашка – бабушка;
  • повторяет сходные по звучанию буквы: магазим – магазин;
  • пишет некоторые буквы и цифры в перевернутом виде, зеркально;
  • пропускает буквы, которые редко употребляют: ь, э, ъ;
  • пишет неаккуратно, грязно, строчки пляшут, нет полей;
  • не умеет переносить слова, не оставляет пробелы между словами;
  • не может определить границы предложения, не ставит точки и большие буквы.

Диагноз дисграфия может поставить логопед, поэтому не игнорируйте замечания учителя и его просьбы показать ребенка специалисту. Чем раньше вы начнете коррекцию, тем успешнее она пройдет.

Как помочь ребенку с дисграфией?

1. Обязательно обратитесь к логопеду

Он проведет собеседование, сделает функциональные пробы, при необходимости направит на функциональную диагностику, даст вам подробные рекомендации, как организовать занятия в школе и дома.

2. Запишите ребенка в спортивную секцию

Занятия спортом, как и письмо, требуют слаженной работы сразу нескольких отделов мозга. Спортивные игры приучают к соблюдению правил и взаимодействию с другими детьми. Особенно полезны подвижные игры на свежем воздухе: благодаря глубокому дыханию, мозг получает больше кислорода, чем обычно.

3. Развивайте мелкую моторику

Лепка, рисование, собирание пазлов – подойдет любое занятие, в котором нужны мелкие движения пальцев. Логопеды советуют купить карандаши, ручки, фломастеры с необычной поверхностью корпуса, например, рельефными точками, что во время письма и рисования внутренняя часть ладони и подушечки пальцев непрерывно массировались, обеспечивая лучший приток крови к речевому центру.

4. Массируйте голову и шею ребенка

Легкими массажными движения прорабатывайте шейную и затылочную часть головы ребенка, когда он приходит из школы. Это поможет расслабить напряженные мышцы шеи, пережимающие сосуды, и улучшить местное кровоснабжение.

5. Занимайтесь русским языком дополнительно

Выполняйте задания на овладение лексикой, грамматикой, коррекцию пространственного и слухового восприятия, развитие памяти. Необходимые пособия, альбомы с упражнениями вам подберет логопед. Если вы занимаетесь с репетитором, предупредите его, что у ребенка дисграфия, это поможет ему скорректировать занятие, чтобы оно дало максимально возможный результат.

5. Используйте необычные способы письма

Перьевые ручки, механические карандаши, магнитные буквы, пластилин, краски, – нестандартные аксессуары и способы помогут ребенку лучше сосредоточиться на процессе письма. Хорошо помогают упражнения, где для того, чтобы записать слово, нужно приложить определенные усилия, например, с помощью шифрованного алфавита, рисунка и т. д.

Любые занятия, направленные на коррекцию дисграфии, должны быть в обязательном порядке согласованы с логопедом. Если у вас остались вопросы, приходите на консультацию в наш центр, где грамотные специалисты окажут всестороннюю помощь вашему ребенку.

Родительское собрание (2 класс)

Дата проведения: 1 четверть

Форма проведения: лекторий для родителей

Родительский лекторий «Всегда ли проблемы с учебой связаны с ленью»

Цель: ознакомление родителей с причинами, связанными с неуспеваемостью учащихся начальных классов

Задачи : 1. Познакомить с терминами «дислексия», «дисграфия»;

2. Познакомить с приемами занятий с детьми.

Вступление

Ваш ребенок делает много ошибок при письме? Никак не может научиться хорошо читать? Обратите внимание на их характер.

Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное?

А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Если вы не знаете причин, не понимаете, в чем дело, если никакие дополнительные занятия не помогают – обратитесь к специалистам: логопедам, психологам, дефектологам. Возможно, у вашего ребенка имеются такие нарушения, как дисграфия, дислексия.

В этом случае помощь должна носить коррекционный характер, иметь свою специфику, в зависимости от причин, тяжести и проявлений нарушений.

Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.

Основных причин возможных трудностей с письмом и чтением две. Первая и наиболее часто встречающаяся - так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Скажем, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой - травма вроде бы пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания. Родителям таких деток нужно быть заранее готовыми к тому, что в школе у их малышей могут возникнуть трудности с чтением, письмом или счетом.

Дислексия и дисграфия бывают связаны не только с травмами мозга, но и с врожденными особенностями его строения: к примеру, запоздалое разделение «обязанностей» между правым и левым полушариями. На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислектиков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.

Что же такое - эта загадочная дислексия? Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Левое обычно доминирует, в нем циркулируют бета-волны мозговой актив! стн и оно отвечает за логическое мышление. Любая аналитическая работа мозга происходит здесь, в том числе - обучение чтению и письму. Нарушения в работе этого полушария могут быть связаны с плохой учебой ребенка или взрослого.

Для правого полушария характерны альфа-волны, оно отвечает за интуицию и творческое мышление, например - за музыкальные способности или общительность человека.

Обоими полушариями командует мозжечок, расположенный сзади, между полушариями мозга и позвоночным столбом. При помощи электроимпульсов различной частоты мозжечок посылает команды большим полушариям.

При дислексии нарушаются основные нейронные связи, передающие информацию между полушариями мозга. Частично это проявляется в обычных для «плохого» ученика симптомах: затрудненном чтении, письме, плохой памяти, рассеянном внимании, проблемах при соединении букв в слова или выполнении арифметических действий. Дислексию часто путают с неспособностью к обучению. Выходит, что сегодня система просвещения отвечает за распознавание дислексии, хотя у педагогов нет ни знаний, ни возможности диагностировать столь непростую проблему. Сама система устроена так, что у дислектика нет никаких шансов успешно учиться. Как правило, проблема возникает уже в первом классе, при обучении чтению и письму. Иногда мамы еще в детском саду замечают, что ребенку трудно рисовать (например), и ведут своего малыша на обследование. Детям – дислектикам и дисграфикам не придется приспосабливаться и стараться не отстать хотя бы от среднего уровня, они смогут сполна использовать свой интеллектуальный потенциал, если с ними начнут вовремя заниматься грамотные специалисты - логопеды.

И еще - детям обязательно нужно приводить положительные примеры. Многие великие люди страдали в школе теми же проблемами. Обязательно расскажите ребенку о них! (Смотреть презентацию).

Многие часто навешивают на учеников ярлыки "тупица", "неспособный" и тому подобное. А их прогнозы о будущем таких детей довольно мрачные. Не слушайте их! Возможно, у этого ребенка есть немалые способности и его ждет блестящее будущее.

Познакомьтесь

Не заметить этого дислектика просто невозможно. Он может сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами». Это, конечно, Джордж Буш – наш неиссякаемый источник радости. Врачи считают, что вылечить дислексию можно, но в Америке таких деток, также как и левшей, обычно просто оставляют в покое. Кстати, не расстраивайтесь, если вам никак не дается грамотное письмо: ученые говорят, что дислексия – это, как правило, признак гениальности в каких-нибудь других областях.

Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

Король Швеции Карл Густав никогда не пользуется заранее приготовленными речами не потому, что ему лень их готовить, а потому, что он просто не в состоянии их написать.

Ханс Кристиан Андерсен . Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.

Ингвар Кампрад : заработано самостоятельно
(плохо читает и пишет)Источник богатства: компания «Ikea»
Состояние: 31 млрд. долларов
Гражданство: Швеция

Томас Алва Эдисон (1847 - 1931), изобретатель.
Учителя считали его тупым, потому что он плохо говорил, плохо писал и ничего не мог запомнить. Его признали совершенно неспособным к математике.
Томаса Эдисона вышвырнули из школы в 12 лет. Если бы после этого он пал духом, то никогда не изобрел бы фонограф, первый звукозаписывающий прибор в мире!

Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов.
Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг.
Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

Альберт Эйнштейн (1879 - 1955), физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии.
Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.

Линдон Джонсон (1908-1973), 36-й президент США (1963-1969).
Джонсон отличался острым умом, обширными знаниями и безграмотным письмом. Легенда повествует о том, как на отчетах, прочитанных им, президент ставил отметку О.К., что должно было означать «Все правильно». На правильном английском слова эти пишутся - «All correct». Однако ошибка эта – «О кей!» - осталась и звучит как первый признак американизма.

Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок. Некоторые дислектики путают буквы – например, могут написать «Под небом лолубым».

Многих талантливых людей из-за этой особенности в детстве считали дураками. Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислектиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же - он из рук вон плохо читал и писал…

Знаменитые троечники

Исаак Ньютон (1643-1727) - великий физик, открыл закон всемирного тяготения. Учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его и в знаниях, и в бою и уже через несколько месяцев стал первым в классе.

Наполеон Бонапарт (1769-1821) - французский император и великий полководец. Учился плохо по всем предметам, кроме математики.

Отто фон Бисмарк (1815-1898) - канцлер Германский империи. Объединил Германию. Скверно учился и еще хуже работал - устраивался на службу только по протекции и либо был отовсюду изгоняем, либо уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий композитор. Учился плохо, писал с ошибками, делить и умножать так и не научился.

Александр Дюма-отец (1802-1870) - великий французский писатель. Деление так и не освоил.

Сергей Королев (1906/07-1966) - ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники, космические корабли "Восток" и "Восход". Круглый троечник.

Владимир Маяковский (1993-1930) - поэт. Учился настолько плохо, что даже не дочитал "Анну Каренину", чем и хвастался.

Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя. (Памятка для работы всех учителей)

Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.

Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.

Встречаются оптические ошибки , связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние – нижние элементы букв б – д .

Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка. У детей со скрытым или явным левшеством встречается зеркальное написание отдельных букв, а порой в редких случаях и полностью зеркальное письмо.

И, наконец, выполнение требований к каллиграфическому написанию букв может быть затруднено какими-либо двигательными расстройствами у ребенка. Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки.

Дисграфия - часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение почерка.

Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.

Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.

Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой школе. Поэтому ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.

Ошибки на уровне буквы и слова.

Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.

Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.

Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.

Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).

Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).

Добавление лишней буквы ; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).

Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.

Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).

Проявление: замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.

Дети часто путают:парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);

гласные о – у, ё - ю;

заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);

соноры л – р, й – л, м –н;

свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;

аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.

Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.

Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.

Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов .

Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

В ряду правильно написанных букв найти одну

Неправильную. Найти буквы, спрятанные в

различных рисунках, в геометрических фигурах.

Разобрать несколько букв в наложенном

изображении: какие буквы «свалились в кучу»

и спрятались на рисунке.

Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет . Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Выводы:

1. Прежде всего, не бояться ни слова, ни того, что за ним стоит. Никто не виноват в том, что он не такой как все, хотя сейчас это не модно. Дисграфия не болезнь - правило. Иначе - исключение. Эффект, а не дефект. Эффект давно позабытого испуга перед учительницей, толстой книжкой, грязной тетрадкой и стихотворением из двадцати четырех строк, которое нужно выучить к завтрашнему дню.

2. Прежде всего спокойствие. Готовность к медленной и равномерной работе.

Работе, сложной для ребенка, но легкой для взрослого. С учеником старшего школьного возраста работать гораздо легче. Но и здесь нельзя никуда торопиться.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!