Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Развитие воображения у детей дошкольного возраста. Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Нуждова
Развитие творческого воображения дошкольника

«Творчество – это не удел только гениев,

создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде , где человек воображает ,

комбинирует, создает что-либо новое».

Л. С. Выготский

Актуальность проблемы :

Требования современного общества.

ФГОС ДО (целевые ориентиры) .

- Новообразования возраста .

Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО является задача

Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является развитое воображение , которое реализуется в разных видах деятельности.

Воображение – достаточно специфичный и сложный психический процесс, поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения.

Философский словарь под редакцией М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина определяет воображение как "способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений" .

Л. С. Выготский считает, что "воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений". Он отмечает, что "привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением ".

Рубинштейн отмечает, что воображение "может быть только у человека". Человек, имея полученные ранее знания, а так же свой опыт, может создать себе картину того, чего на самом деле нет, и того, чего он сам в действительности не видел.

По мнению Дубровиной И. В., "воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы".

Суммируя все выше упомянутые определения, можно отметить, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Основные формы активного воображения :

воссоздающее

антиципирующее

творческое

Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Помимо всех указанных видов воображения так же выделяет продуктивное и репродуктивное.

Продуктивное , в котором сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится.

Репродуктивное воображение – это воображение , задачей которого является воспроизведение реальности в том виде, как она есть.

Теплов Б. М. характеризовал творческое воображение , как "самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности , т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя , художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д. "

Преобразование материала в любой форме воображения , в том числе и в творческой ,

подчиняется определенным законам.

Для воображения характерны следующие процессы и приемы :

Типизация,

Комбинирование,

Акцентирование,

Реконструкция,

Аглютинация,

Гиперболизация,

Уподобление,

Расчленение,

Аналогия.

Воображение - это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития . Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого.

Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент.

В три года происходит становление словесных форм воображения . Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества .

Т. Рибо выделяет

основные стадии развития воображения ребенка :

1) ребенок может преобразовывать воспринимаемые предметы, т. е. в одном предмете он видит другой;

2) воображение ребенка проявляется в одушевлении игрушек;

3) воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;

4) ребенок комбинирует образы, т. е. начинает формироваться собственно художественное творчество .

Игры и упражнения для развития

творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

Упражнение «На что похожи наши ладошки »

Цель : развитие воображения и внимания .

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.) . Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Игра - упражнение «Три краски» .

Цель : развитие художественного восприятия и воображения .

Предложить детям взять три (или более) краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист (часть листа) любым образом. На что похож рисунок?

Упражнение «Волшебные кляксы» .

Цель :

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

Упражнение «Волшебная ниточка» .

Цель : развитие творческого воображения ; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

Публикации по теме:

Приоритетным направлением в моей работе является развитие творческогоПриоритетным направлением в моей работе является развитие творческого.

Отчет по плану самообразования за 2014–2015 год «Развитие творческого воображения» Управление образования Альметьевского Муниципального района РТ Отчет по плану самообразования на тему: «Развитие творческого воображения.

Отчет «Развитие творческого воображения в процессе реализации замысла сюжетно-ролевых игр» Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Сюжетно-ролевая.

Педагогический проект «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе игры» Педагогический проект на тему: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе игры» Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в.

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Ольга Васильевна Ваньшина. Я работаю воспитателем в структурном подразделении ГБОУ.

«Ум ребенка – на кончиках его пальцев» И. Сухомлинский Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным,.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической.

Развитие творческого воображения у детей (опыт работы) Развитие творческого воображения у детей (опыт работы) Детство – это время сказок, придуманных историй и вымышленных героев. Именно в этот.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Развитие творческого воображения» Цель: Познакомить детей с игрой «Хорошо - плохо», способствовать осознанию ими объективного существования мира. Формировать умение логически.

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста Консультация для родителей. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста. Вот уже.

Библиотека изображений:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

Введение

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем. Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются дошкольные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в дальнейшем на всем их жизненном пути.

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ, в ней кратко раскрыты теоретические аспекты развития творческого воображения у дошкольников и представлен практический материал по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Творческое воображение – необходимая составная часть творчества

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение , которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

1. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное , деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

2. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:

1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно в разделе «Социально-коммуникативное развитие»

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель : развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.Игра - упражнение «Три краски».

Цель : развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель:

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель:

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель:

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14.Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель : развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель : развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель : развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ

Сегодня в человеке очень ценится умение создавать новое, то есть придумывать то, чего ещё не придумали. Инновационные технологии, новые товары и услуги создают креативные люди, мыслящие необычно, умеющие находить новые подходы и решения. Творческие личности нужны со всех сферах деятельности. Начинать творческое развитие лучше всего в раннем детстве. В этой статье вы узнаете, как с ранних лет начать развивать у ребёнка творческое воображение.

Какие виды воображения бывают?

Мозг - это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш опыт, а также комбинирует, творчески перерабатывает и создаёт из компонентов своего опыта нечто совершенно новое. Творчество делает из человека существо, смотрящее в будущее, которое он созидает, видоизменяя своё настоящее. Творчество, основанное на комбинаторной способности мозга, называют воображением .

В психологии выделяют несколько классификаций воображения.

Каких же видов бывает воображение? По признаку активности:

  • активное (деятельное)
  • пассивное (созерцательное).

По признаку самостоятельности и оригинальности:

  • воссоздающее
  • творческое.

В основе воссоздающего воображения лежит представление человеком чего-то нового, опорой чему служит описание или условное изображение (схема, чертёж, ноты и пр.).

Основа творческого воображения - самостоятельное создание абсолютно новых образов без помощи в виде описания или изображения.

Как развивать воображение у малышей?

Начнём с развития воображения у самых маленьких. Недаром сегодня особо актуальны разные методики раннего развития, ведь ведущие психологи и педагоги считают, что в первые три года жизни человека у него формируются основные процессы и закладываются способности. Всё то, чем вы с малышом занимаетесь, непосредственно влияет на развитие его мозга.

Крохи, у которых хорошо развито воображение, обязательно вырастут личностями творческими, активными, неординарными. Они смогут легко приспособиться к миру, обществу, в котором они живут.

Воображение у новорождённых отсутствует. Знакомя малыша с миром прекрасного, открывая ему новые знания и опыт, вы создадите условия для активного развития воображения. Новую информацию и полученный опыт ребёнок будет использовать в своей творческой деятельности. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от открытия нового, от занятий творчеством. Задача родителей здесь - максимально содействовать развитию творческого воображения маленького творца.

Что нужно делать, чтобы начать развивать воображение у ребёнка младшего дошкольного возраста? Помогут наши рекомендации :

  1. Рассказываем сказки. А в вашей семье есть традиция читать сказку ребёнку на ночь? Используйте эту замечательную традицию с точки зрения стимулирования воображения, а именно: дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий. Пусть кроха попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет. Учите ребёнка размышлять.
  2. Придумываем истории. Размышления над продолжением сюжета (при помощи родителей) могут перерасти в новые сказки и истории. Новую историю можно сочинять в любое время и где угодно: на прогулке, по пути в детский сад, у кабинета педиатра, в автобусе. А прообразами для новых персонажей могут стать любые предметы, которые попадутся на глаза.
  3. Наблюдаем за людьми. Попробуйте с малышом поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.
  4. Играем в ролевые игры. «Доктор», «Магазин», «Автобус», «Стройка», «Парикмахерская» - играя в эти знакомые всем игры, малыш отлично будет стимулировать развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.
  5. Устраиваем представление кукольного театра. Обзаведитесь пальчиковыми куклами и вовлекайте малыша в представление: пусть он будет персонажем, который ему по душе. Проигрывая знакомые народные сказки, изменяйте ход сюжета, вводя новых героев и меняя концовку. Ребёнок будет с удовольствием придумывать и развивать воображение, играя.
  6. Приобщаем к прекрасному. Включая ребёнку с раннего детства красивую музыку и показывая иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории, подсказанные сюжетом.
  7. Сочиняем стихи. Как только малыш заговорил, научите его рифмовать. Вот увидите, как здорово у него будет получаться.
  8. Используем развивающие наборы. Собирая узор мозаики, конструируя, играя с кубиками, малыш моделирует образ, которого хочет достичь. Чаще всего доверяется интуиции, и, таким образом, стимулирует развитие воображения.
  9. Делаем поделки. Природные материалы дают огромную свободу для творчества. Покажите ему, как делать песочные фигуры, лепить снеговика, делать кукол из веточек. Природа всегда была бездонным колодцем творческих идей.

«Совет. Для развития изображения используйте метод Леонардо да Винчи. Великий гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи. Крохе это понравится».

А у детишек старшего дошкольного возраста?

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детишек помладше: оно уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла.

Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

  1. Игра.
  2. Конструирование.
  3. (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание).

«Совет. Побольше читайте ребёнку сказки. Делайте это выразительно, используя разные интонации, паузы. Учите этому ребёнка. Важно, чтобы он проникся услышанным и выстроил у себя в голове «фильм» или «спектакль». Не забывайте знакомить ребёнка с историями о волшебных мифических персонажах: волшебницах и феях, говорящих животных, кикиморах и гномах и прочих. Лучше если это будут положительные, добрые герои».

Полезные игры и упражнения

Активизировать развитие творческого воображения ребёнка можно, использую полезные упражнения и игры:

  • «Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
  • «Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать , которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.
  • «Новая сказка». Пусть мама назовёт одного сказочного персонажа (например, кот Леопольд), а папа - другого (Буратино). Они должны быть из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.
  • «Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, то он видит сверху?
  • «Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет. Делая это упражнение, родители и сами потренируются в развитии воображения.
  • «Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто - по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии - в автомобиль и т. д.
  • «Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?»
  • «Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом или волшебником или жирафом… Вариантов - сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.

Видео о том, как с помощью необычной книги можно заниматься с ребёнком, развивая фантазию и воображение

Ценные советы помогут сделать развитие творческого воображения эффективным:

  1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
  2. Играйте в игры с вымышленными персонажами. Так ребёнок научиться творчески мыслить, моделировать выход из различных ситуаций. Воображение поможет справиться даже с самыми сложными обстоятельствами.
  3. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
  4. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Да уж, иногда надо что-то построить, соорудить для игры. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
  5. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.

    Воображение является одним из путей познания мира. Именно воображение дало человечеству комфорт и уют, цивилизацию. Уважаемые родители, учитывайте важность развития воображения при организации учебно-воспитательного процесса ребёнка. Не забывайте, что важно заниматься его формированием с раннего возраста.

Принципы развития творческого воображения

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего возможные

6. последствия, а не абсолютные достоинства.

7. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

В своей работе мы попытались максимально реализовать предлагаемые принципы.

Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 - 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как помочь дошкольникам развить свое творческое воображение

Существует множество разнообразных способов:

1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников - читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

3. Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра - лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Написав курсовую работу и проанализировав литературные источники, я могу сделать выводы, что воображение - это очень сложный психический процесс, требующий глубокого и серьёзного изучения.

Воображение - это не просто какая-то отдельная функция нашей психики, а целый механизм, без которого любая наша деятельность немыслима.

Воображение, её механизмы и процессы привлекали внимание учёных ещё с самых давних пор. Пытаясь разгадать эту загадку, они разрабатывали различные научные теории, в которых пытались объяснить, как происходят эти сложные процессы.

Сегодня наука достигла значительных успехов в изучении воображения. Было дано определение воображению, как психическому процессу. Были выявлены виды воображения, зависимость их уровня развития от рода деятельности человека. Было изучено, какой вид воображения превалирует в том или ином возрасте. Была обнаружена взаимосвязь различных видов воображения, её закономерности.

Очень подробно были проанализированы виды воображения.

Так, например, было установлено, что запоминание того или иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности. Воспроизведение включает в себя ещё 3 процесса: узнавание, воспроизведение и припоминание. Главной характеристикой забывания является зависимость его от времени, а сохранение имеет избирательный характер, определяется степенью его участия в деятельности личности; процент сохранения заученного материала после определённого отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объёму этого материала.

В этом и состоит сущность воображения, которая определяет основное направление при изучении вопросов воображения в отечественной психологической науке.

Значительных успехов достигла детская психология. Были изучены многие закономерности развития воображения в различных детских возрастах. Огромное количество научных исследований показывает, как развивается воображение в различных видах детской деятельности.

Проблема развития воображения - одна из наиболее важных, на сегодняшний день. Создавая новое, творческое, оригинальное, мы опираемся на данные предшествующего опыта, которые удерживаются с помощью воображения. В любом виде деятельности мы основываемся при этом не только на нашем индивидуальном опыте, на практике каждого из нас в отдельности, но и на широком социальном опыте, на опыте, накопленном другими людьми, в известной мере на практике всего человечества.

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретический обзор психологической литературы……................
6
1.1. Воображение, как специфичный и сложный психический процесс.…..
6
1.2.Особенности творческого воображения …………………………………
12
1.3.Развитие воображения детей дошкольного возраста …………………...
15
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………………..
20
2.1. Определение уровня развития воображения…………………………….
20
2.2. Формирующий эксперимент исследования……………………………..
24
2.3. Результаты исследовательской работы………………………………….
28
Заключение……………………………………………………………………..
29
Список использованной литературы…………………………………………
30
Приложение

Введение

На протяжении прошлых веков обществу постоянно предъявлялись требования в воспитании, образовании и развитии личности. XXI век не является исключением. Современное общество требует присутствия творчески активной личности. В условиях современного мира человек должен уметь решать различные проблемы, преодолевать различные препятствия эффективно и нестандартно. Поэтому перед образовательными учреждениями ставится вопрос о воспитании и развитии творческих способностей детей. Основной задачей дошкольного учреждения является развитие художественно-эстетических способностей дошкольников. Развитие творческого воображения дошкольников охватывает практически все моменты в детском саду. Однако, для правильной, эффективной организации работы над развитием воображения необходимо использовать традиционные приемы и методы работы.
Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Творческое воображение – достаточно сложный психических процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.
Проблемой развития творческого воображения у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги и психологи, как Выготский Л.С., Давыдов, Е. И., Д. Б. Эльконин и другие.
Предмет исследования – особенности творческого воображения детей дошкольного возраста.
Объект исследования – дошкольный возраст.
Цель исследования – изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
Предмет, объект и цель исследования позволили нам сформулировать гипотезу исследования – развитие творческого воображения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях.
Задачами исследования являются:
· Рассмотреть воображение, как психический процесс, в котором происходит отражение действительности в специфической форме;
· Раскрыть виды воображения, а так же рассмотреть особенности творческого воображения;
· Рассмотреть особенности развития творческого воображения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте;
· Провести диагностическое исследование для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
· Разработать и провести занятия направленные на развитие творческого воображения для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
База исследования – исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №123» г. Москва. В исследовании принимало участие по 2 ребенка из первой младшей, средней и подготовительной групп. Продолжительность исследования – 4 недели.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обозначены актуальность, предмет, объект, цель, гипотеза и задачи исследования.
В первой главе была проанализирована научная литература по теме исследования.
Во второй главе представлено экспериментальное исследование.
В заключении вынесены основные выводы, полученные в ходе исследования.
Список литературы состоит из 35 наименований.

Глава 1. Теоретический обзор психологической литературы
1.1. Воображение, как специфичный и сложный психический процесс

Любой человек оперирует образами. В образах человек воспроизводит как то, что было когда-то им воспринято, так и то, чего он непосредственно не воспринимал. Рубинштейн Л.С. утверждает, что «любой образ может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением - хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным - и преобразованием действительного». (13, С.317)
Воображение – достаточно специфичный и сложный психический процесс, поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Каждый психолог, педагог, исследователь предлагает свое личное определение данного процесса.
Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» (12, С.368).
Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений». Он отмечает, что «привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» (2, С.15).
Рубинштейн отмечает, что воображение «может быть только у человека» (13, С. 319). Человек, имея полученные ранее знания, а так же свой опыт, может создать себе картину того, чего на самом деле нет, и того, чего он сам в действительности не видел.
По мнению Дубровиной И.В., «воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы» (3, С. 146).
Значимость воображения определяется в том, что оно позволяет представить результат того, что должно получиться перед началом осуществления деятельности. К.Марс отмечал, что «в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально» (3, С.16).
Суммируя все выше упомянутые определения, можно отметить, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.
В психологической литературе разные авторы по-своему определяют функции воображения. Мы считаем классификацию, предложенную Немовым С.Р. наиболее полную (9, с 265-266):
1) воображение – это представление действительности в образах, а так же возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
2) воображение регулирует эмоциональное состояние - при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
3) воображение участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
4) воображение участвует в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
5) воображение - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Так же при помощи воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма.
По мнению Немова С.Р. воображение можно развивать, но только при помощи специальных упражнений и приемов. В творческих видах деятельности развитие воображения происходит, естественно, во время занятий данными видами деятельности. «В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода)» (9, с.266).
Рубинштейн Л.С. утверждает, что в «воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения» (13, С.322). Уровни воображения определяются прежде всего отношением человека к процессу создания новых образов.
Рубинштейн Л.С. выделяет:
· пассивное и активное воображение – они различаются по степени намеренности и сознательности;
· воспроизводящее и творческое (преображающее) - воспроизводящее воображение заключается в воссоздании определенных образов, а творческое – в самостоятельном создании новых;
· конкретное и абстрактное – различаются в зависимости от характера образов.
Столяренко Л.Д. и Самыгин С.И. считают, что основными видами воображения являются пассивное и активное, которые в свою очередь делятся на различные подвиды (см. схема 1).

Схема 1
ВООБРАЖЕНИЕ
пассивное
активное

Произвольное
(мечтатель-ность, грезы)
Артистическое
Творческое
Критическое
Воссоздающее
Антиципирующее
Эмпатия
Непроизвольное (галлюцинации, сновидовая фантазия)

Пассивное воображение имеет две формы: произвольное и непроизвольное. К непроизвольным формам воображения относятся:
- сновидения – в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение жизненно важные потребности, которые из-за определенных причин не могут получить реализации в жизни;
- галлюцинации – это фантастические видения, которые не имеют никакой связи с окружающим миром человека. И которые являются результатом каких-либо нарушений психики.
Пассивными произвольными формами воображения считаются:
- грезы – психическое состояние, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, которое очень часто идеализируется;
- мечта – психическое состояние, которое представляет собой фантазию, желание, которое связано с действительностью и осуществима.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Основные формы активного воображения:
- воссоздающее – воображение, при котором происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте;
- антиципирующее – способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий;
- творческое – это воображение, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Помимо всех указанных видов воображения Немов С.Р. так же выделяет продуктивное и репродуктивное (9, С.262).
Продуктивное воображение – это воображение, в котором сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится.
Репродуктивное воображение – это воображение, задачей которого является воспроизведение реальности в том виде, как она есть.
Воображение считается одним из самых ярких психических явлений. Оно очень тесно связано с творчеством. Рубинштен С.Л. отмечает, что «воображение формируется в процессе творческой деятельности» (13, с.323). Количество специфических видов воображения определяется количеством видов человеческой деятельности, - конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения.
Роль воображения в жизни может быть весьма различной в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность.

1.2. Особенности творческого воображения

Понятие творческого воображения в психологической литературе рассматривалось многими учеными. Большинство психологов отмечают, что воображение является очень сложным процессом. Теплов Б.М. характеризовал творческое воображение, как «самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д.» (16, С.54).
Преобразование материала в любой форме воображения, в том числе и в творческой, подчиняется определенным законам. Для воображения характерны следующие процессы и приемы:
· Типизация (особое обобщение) – заключается в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
· Комбинирование – представляет собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это объединение исходных элементов по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
· Акцентирование – заключается в выделении определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличения или преуменьшения. Классическим примером является шарж, карикатура.
· Реконструкция – заключается в определении целостной структуры образа по части, признаку или какому-нибудь свойству.
· Аглютинация, т.е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.
· Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
· Уподобление – позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).
· Расчленение заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
· Замещение – это замена одних элементов другими.
· Аналогия – заключается в создании нового по аналогии (сходству) с известным.
Необходимо отметить, что в основе всех вышеперечисленных процессов находятся мыслительные операции.
Выготский Л.С. отмечает, что «для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека» (2, с.10). Он отмечает существование четырех основных форм, связывающих воображение с творческой деятельностью:
1) Любой образ воображения создается из образов, взятых из действительности и опыта человека. Выготский Л.С. рассматривает следующий пример: «Избушка на курьих ножках». Образы, из которых построен сказочный элемент, являются образами реальной действительности.
2) Сложившийся образ воображения является элементом действительности. Изучая рассказы историков или путешественников, человек представляет себе определенную картину какого-нибудь события, например, события Второй Мировой войны. Представления человека и являются результатом творческой деятельности.
3) На процесс творческого воображения оказывает влияние эмоции. Выготский Л.С. отмечает, что при создании нового образа проявляются такие же эмоции, которые закрепились в памяти совместно с ранее созданными образами.
4) Образ воображения может представлять из себя что-то совсем новое, не бывшее в опыте человека. Например, образ автомобиля был изначально создан комбинированным воображением человека и в реальности его не существовало. Воплотившись в действительность, автомобиль стал реальным.
Творческое воображение проходит определенный путь создания образов. Первый этап процесса развития творческого воображения начинается с появлением ребенка на свет. Воспринимая окружающий мир при помощи органов чувств, ребенок накапливает материал, который является базой для будущего творчества. Затем следующий этап – процесс переработки воспринятого материала. Главными составляющими второго этапа являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Выготский Л.С. отмечает, что «диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются» (2, с.22). Умение выделения отдельных черт целого играет ведущую роль для творческого воображения.
Следующим этапом считается ассоциация – объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциации могут происходить на различной основе и принимает различные формы образов.
Последним, завершающим этапом является процесс комбинирования образов, построение их в определенную систему.
Нельзя сказать, что процесс творческого воображения сразу же заканчивается. Оно будет закончено тогда, когда представление воплотится во внешнем образе.
Творческое воображение является достаточно сложным явлением и зависит от определенных факторов. Деятельность творческого воображения не может быть одинаковой у ребенка и у взрослого, так как в разные периоды жизни человека окружающая действительность воспринимается по-разному.

1.3. Развитие воображения детей дошкольного возраста

В психологической литературе дошкольный возраст приходится на период от 3 до 7 лет. Мухина В.С. отмечает, что «это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками» (8, с.201). Психологи выделяют три периода:
· младший дошкольный возраст (3–4 года),
· средний дошкольный возраст (4–5 лет),
· старший дошкольный возраст (5–7 лет).
Ведущим видом деятельности является игра. В процессе игры дети усваивают основные приемы деятельности и норм социального поведения. Вместе с игрой в дошкольном возрасте формируются и такие формы деятельности, как конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилам или образцам.
Ефимкина Р.П. отмечает, что «игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий» (5, С.21). Изначально в период младшего дошкольного возраста игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки являются моделями предметов. Для данного периода характерна сюжетная игра. В процессе игры ребенок воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а всего лишь действия, имитирующие действия врача.
Средний дошкольный возраст характеризуется тем, что игра становится ролевой и она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.
В старшем дошкольном возрасте существует игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра имеет важное значение для развития детей. Ребенок получает в игре возможность сыграть определенную роль. В ходе проигрывания этой роли образуется отношение ребенка к действительности.
Ребенок в игре развивается, а следовательно в игре складывается и развивается и воображение ребенка. По мнению Матюхиной М.В. «воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни» (7, С.70). О наличии воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают небольшие рассказы, сказки, сопереживая героям.
Т. Рибо выделяет основные стадии развития воображения ребенка:
1) ребенок может преобразовывать воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой;
2) воображение ребенка проявляется в одушевлении игрушек;
3) воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;
4) ребенок комбинирует образы, т.е. начинает формироваться собственно художественное творчество.
Так как развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование, то особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.
Мухина В.С., говоря о воображении в младшем дошкольном возрасте, отмечает, что «на первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке - в этот момент он всадник, а палка - лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней» (8, С.245).
По мнению Мухиной В.С. в игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. А у детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.
Формируясь в игре, творческое воображение переходит так же и в другие виды деятельности дошкольника: рисование, сочинение сказок, стишков. Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словотворчество. Мухина говорит о том, что «сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки» (8, С.246).
В младшем и среднем дошкольном возрасте процесс словотворчества сопровождает внешние действия ребенка.
Дошкольники трех-четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят то, что уже известно. В таких случаях детские воспроизведения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения. Однако достаточно часто ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания. Мухина отмечает, что «сочиняемые детьми сказки и истории становятся достаточно последовательными и оригинальными. При этом часто ребенок доводит сюжет до логического конца» (8, С.246).
По мнению К.И.Чуковского в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Он считает, что «достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как оно тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию образа» (17, С.36).
Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей мало жизненного опыта и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.
Мы считаем, что описание последовательности развития воображения в дошкольном возрасте даст некоторую общую картину развития.
В период с трех до четырех лет ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. При игре взрослого с ребенком, если взрослый берет на себя роль какого-либо фантастического персонажа и изображает действия, свойственные этому персонажу, малыш переживает одновременно чувство восторга и ужаса. Ребенок верит создаваемому образу до тех пор, пока взрослый не перестает действовать от его лица. Через взрослого ребенок научается создавать свои собственные персонажи, которые могут быть преходящими, но могут и сопутствовать ребенку в течение дней, недель и даже месяцев.
В среднем и старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:
· замысел в форме наглядной модели;
· образ воображаемого предмета, существа;
· образ действия существа или образ действия с предметом.
Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображениявоссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.
Детское воображение – это прежде всего творчество. При активном развитии воображения в общем психическом развитии ребенка существует и известная опасность. У некоторых детей воображение начинает менять действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводят к аутизму и могут свидетельствовать об искажениях в развитии психики ребенка.

Гдава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития воображения

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №123» г. Москва. Исследование продолжалось в течении четырех недель. В исследовании принимало участие 6 детей, по 2 ребенка из первой младшей, средней и подготовительной групп:
· младшая группа – Ира (3 года 5 месяцев), Коля (3 года 11 месяцев);
· средняя группа – Маша (4 года 8 месяцев), Игорь (4 года 10 месяцев);
· подготовительная группа – Оля (6 лет 3 месяца), Антон (6 лет 9 месяцев).
Исследование состояло из двух этапов: констатирующий и формирующий этапы. Констатирующий этап включал в себя проведение методик, направленных на определение уровня развития творческого воображения, предложенные Немовым Р.С.
Методика «Нарисуй что-нибудь» - предложена Немовым Р.С. (10, С.86). Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты (для детей младшего дошкольного возраста можно увеличить время проведения до 6 минут). После этого оценивается качество рисунка по определенным критериям, и на основе оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка (см.приложение №1).
Проанализировав рисунки детей нами были сделаны следующие выводы:
1) Ира – 4 балла, что соответствует низкому уровню развития воображения, что в принципе соответствует возрасту ребенка. Ребенок нарисовал достаточно простой рисунок, использовал всего лишь один цвет фломастера, и на рисунке слабо просматривалась фантазия.
2) Коля – 2 балла, что говорит об очень низком уровне развития воображения. За отведенной время ребенок нарисовал лишь отдельные линии, черты.
3) Маша, Игорь и Антон – 5, 7 и 7 баллов соответственно, что соответствует среднему уровню развития воображения. В их рисунках наблюдались элементы фантазии. Детали прорисованы не достаточно хорошо, но все-таки рисунки оказали свое впечатление.
4) Оля – 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития воображения. На рисунке изображен предмет, который не является новым, но выглядит действительно необычно. Присутствует фантазия. Ребенок использовал комбинацию цветов. Детали рисунка достаточно хорошо проработаны.
В констатирующем эксперименте так же была использована методика Е. Торренса "Неполные фигуры".
На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Детям предложили дорисовать их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Все работы детей можно поделить на 4 группы:
1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.
2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.
3 группа – оригинальные изображения в одном случае.
4 группа – нет оригинальных изображений.
Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
Нами были получены следующие результаты:
Имя испытуемого
Круг
Квадрат
Треугольник
Ира
Солнце 30%
Дом 50%
Елка 40%
Коля
Воздушный шар 10%
Дом 50%
---
Маша
Цветок 40%
Конверт 10%
Елка 30%
Игорь
Медвежонок (+) 100%
Чемодан 10%
Дом 50%
Оля
Цветок 40%
Телевизор (+) 100%
Девочка (+) 100%
Антон
Яблоко 30%
Чемодан 10%
Елка 30%

Знаком (+) отмечены оригинальные на наш взгляд изображения. Таким образом нами было отобрано всего три рисунка.
Так же мы оценили каждое изображение по 100% шкале на оригинальность, сложность композиции. Мы исходили из расчета самый оригинальный рисунок – 100%, самый простой рисунок с добавлением одной линии – 10% и т.д. по усложнению изображений. Результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1

Проанализиров полученные результаты, мы сделали следующие выводы:
1) Ира и Коля – дети младшего дошкольного возраста. Они тратят на выполнение задания больше времени, чем старшие ребята. Однако, для своего возраста они показали, что творческое воображение соответствует их периоду умственного развития. Оно находится на стадии формирования.
2) Маша и Антон – дети среднего и старшего дошкольного возраста. Они набрали баллов даже меньше, чем дети из младшей группы, что говорит о том, что воображение у них для своего возраста развито не достаточно хорошо.
3) Оля и Игорь – дети среднего и старшего дошкольного возраста. Разница в возрасте детей 1 год 9 месяцев, но их изображения отмечены как самые оригинальные. В таком случае можно утверждать об очень хорошем развитии творческого воображения у детей.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости проведения дополнительных занятий, направленных на развитие воображения с детьми, у которых воображение развито недостаточно хорошо для своего возраста.
2.2. Формирующий эксперимент исследования

Формирующий эксперимент состоял из проведения курса дополнительных занятий со следующими детьми:
· Маша – 4 года 8 месяцев, средний дошкольный возраст;
· Антон – 6 лет 9 месяцев, старший школьный возраст.
Так как дети, которые участвуют в формирующем эксперименте разной возрастной категории, то были подобраны задания, отвечающие возрастным требованиям.
За время исследования было проведено 6 занятий с детьми. Продолжительность каждого занятия 15 – 20 минут.
Занятие 1.
На первом занятии предлагалось детям пофантазировать. Им показали картинку с изображением рыбы молота и рыбы иглы. Детей попросили объяснить почему у них такие названия. Затем предложили пофантазировать: «А как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба - ножницы» и т.д. Дети пытались придумывать свои версии ответов на вопросы. Иногда исследователю приходилось подсказывать, так как дети не могли сформулировать ответ.
Затем детям было предложено другое задание – показать как нужно варить суп. Дети начали изображать как моются и вытираются овощи перед приготовлением пищи. Наливается вода в кастрюлю. Зажигают гарелку газовой плиты. Чистят и режут овощи, кладут в кастрюлю, солят и помешивают суп ложечкой. И т.д.
Занятие 2.
Детям раздали листочки, на которых были изображены произвольные закорючки. Задача детей заключалась в том, чтобы дети превратили закорючки в осмысленный рисунок. Затем детям предложили самим нарисовать произвольные закорючки и поменявшись листочками друг с другом, дорисовать изображение.
Следующим заданием на занятии было придумать новое назначение предмета. Исследователем показывались предметы по очереди, а дети придумывали им новые назначения. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Каждый из детей предлагали огромное количество вариантов.
Занятие 3.
Детям раздали листочки с изображением клякс. Кляксы были различного размера. Детям предложили придумать, на что похода клякса, а затем и дорисовать ее. Дети предлагали различные варианты.
Затем им была предложено другое задание, суть которого заключалась в следующем: им нужно было представить себя тем, что просил показать исследователь:
· новой шубой;
· шапкой;
· потерянной варежкой;
· варежкой, которую вернули хозяину;
· рубашкой, брошенной на пол;
· рубашкой, аккуратно сложенной;
· сапогами;
· мягкими тапочками.
Дети выполняли задания по очереди, чтобы не было повторений и чтобы каждый проявил свою инициативу.
Занятие 4
Детям были предложены листы бумаги, на которых были изображены такие фигуры, как:
· две параллельные линии,
· квадрат,
· треугольник,
· круг,
· овал,
· волнистая линия.
Задание состояло в том, чтобы их превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Дети предлагали варианты по очереди.
Следующее задание состояло из того, чтобы дети представили себя в роли какого-нибудь персонажа. Девочке предложили стать заботливой хозяйкой, а мальчику добросовестным работником. Девочка показывала, как она ухаживала за птицами: сыпала им зерно, наливала воду. А мальчик изображал, как рубил дрова, складывал их.
В конце занятия детям предложили изобразить домашних птиц:
· заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам;
· гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство;
· сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят;
· индюка, распушившего хвост.
Занятие 5
В начале занятия исследователь показывал детям картинку, которая была закрыта большим листом с отверстием диаметром три с половиной сантиметра посредине. Дети передвигали лист по картине, и должны были узнать, что на ней изображено. Картинок было несколько. Важно отметить, что для каждого ребенка были подобраны отдельные картинки.
Для следующего задания был подготовлен лист, в центре которого была нарисована красная точка. Детям предложили продолжить рисунок. Каждый ребенок по очереди дорисовывал необходимый на его взгляд элемент. В итоге получился целый рисунок.

Занятие 6
Итоговое занятие началось с того, что детям предложили глядя в окно, придумывать про людей, которых они видели внизу, разнообразные истории. А затем, им показали различные фотографии с изображением людей и предложили придумать и рассказать кто изображен, чем он занимается и что будет делать завтра.
Последнее задание состояло в том, что детям предложили нарисовать свое настроение. Проанализировав рисунки, мы сделали следующие выводы:
1) У детей не возникло трудностей перед выполнением задания, они живо принялись за его выполнение.
2) Каждый из испытуемых изображал то, что ему хотелось.
3) Можно отметить так же красочность рисунков, что говорит о положительном настроении в то момент.
За период проведения занятий была отмечена заинтересованность детей, так как задания были подобраны с учетом возрастных особенностей. Так же нами была отмечена следующая тенденция: дети во время выполнения заданий все больше и больше предлагали различные варианты, что может говорить о том, что специально организованные задания, при соблюдении методов и при использовании определенных приемов, являются эффективным средством и условием развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

2.3. Результаты исследовательской работы

Развитие и формирование творческого воображения в дошкольном возрасте характе-ризуется такими качествами как богатство образов и направлен-ность.
Детский возраст считается самым благоприятным периодом для развития творческих способностей. Но благоприятное формирование и развитие творческих способностей возможно при создании определенных условий и при использовании определенных методов и приемов.
Результаты проведенной экспериментальной работы позволяют говорить о том, что развитие творческого воображения детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при методически правильно организованных занятиях, что подтверждает гипотезу, которая была высказана нами в начале данной работы.
Заключение

Исследовательская работа по теме данной курсовой работы позволяет сделать следующие выводы:
1) Была проанализирована теоретическая литература по теме исследования. Нами было отмечено, что воображение является сложным и особым психическим процессом и поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Однако, все авторы согласны в том, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.
2) Существует два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение бывает в свою очередь произвольным и непроизвольным. Активное воображение включает такие подвиды, как творческое воображение, критическое, воссоздающее и эмпатия.
3) Мы рассмотрели особенности развития творческого воображения в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, и отметили, что развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование.
4) Для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста были проведены методики Немова Р.С. «Нарисуй что-нибудь» и Е.Торренса «Неполный фигуры».
5) Были разработаны и проведены занятия, направленные на развитие творческого воображения для детей дошкольного возраста.

Литература

1) Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО "ЦГЛ "Рон"" 2000. – 112с.
2) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
3) Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
4) Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996.
5) Ефимкина Р.П. Детская психология: методические указания. – М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
6) Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.
7) Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.-М.: Просвещение, 1984.-256с.
8) Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
9) Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
10)Немов Р.С. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
11)Рибо Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств – Издательство: Харвест. – 2002, 784с.
12)Розенталь М.М., Юдин П.Ф. Философский словарь – Издательство политической литературы, Москва, 1968.
13)Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
14)Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Разработано с учетом государственного образовательного стандарта по циклу социально-экономических дисциплин Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001.
15)Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: "Академия развития", 1997. – 240с., ил. – /Серия: "Вместе учимся, играем"/.
16)Теплов Б.М. "Психология" Учпедгиз, Москва, 1953 г.
17) Чуковский К.И. От двух до пяти. Издательство: М. – 2005 г.
18)Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006.

Приложение 1

Методика «Нарисуй что-нибудь»

Оценка результатов
Оценка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное. Причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития
10 – баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
5-7 баллов – средний
3-4 балла – низкий
0-2 балла – очень низкий



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!