Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Рассказ о народном промысле дымковская игрушка кратко. История дымковской игрушки и народного промысла

Дымковская игрушка - уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства. О дымковской игрушке немало написано и в общих трудах по народному искусству, и специальных статей и очерков, и популярных книг. Однако нельзя сказать, что все об этом промысле известно и мы хорошо знаем весь путь его развития.


Художественная эволюция дымковской игрушки в целом еще не изучена, подчас неверно определяются особенности ее выразительных средств, к формальным моментам сводятся традиции. Забыты имена некоторых мастеров, и не выявлен творческий вклад в общее дело даже достаточно известных. Не опубликованы многие выдающиеся произведения, которыми обладают музеи. Все это представляет интерес не только для истории народного искусства в целом, но важно прежде всего для самого промысла. В его современной жизни немало сложностей и трудностей. Чтобы двигаться дальше, нужно хорошо знать пройденный путь, учитывать его опыт, просчеты и ошибки, достижения и победы.


Из истории дымковской игрушки в 19 веке Вятка впервые упоминается в летописных источниках в 1374 году. Эту дату принято считать временем основания города. Заложил его на месте существовавшего в XIV веке русского поселения один из отрядов ушкуйников, ходивших в поход на Волжскую Болгарию. В составе отряда были разные люди: новгородцы, двиняне, устюжане. В XV веке Вятка была феодальным владением: входила в Суздальско-Нижегородское княжество, была уделом Галицкого (Костромского) князя, а потом ею завладел московский князь Василий I. В 1452-1457 годах на высоком берегу реки Вятки между Раздерихинским и Засорным оврагами появился укрепленный кремль-крепость Хлынов, названный по реке Хлыновице. Феодальные войны не раз приводили к осаде города Хлынова, но он стойко защищался и лишь в 1489 году был сдан без боя Ивану III и присоединен к Москве.


Неизвестный мастер. Гуляющий кавалер. Конец XIX в.


В конце XV - начале XVI века население Хлынова стало пополняться выходцами с Северной Двины и особенно из Великого Устюга. Последние и основали в это время на низком правом берегу Вятки Дымковскую слободу, повторившую и название слободы в Великом Устюге, и местоположение, затопляемое во время разливов реки, и церковь во имя почитаемого в северном городе Прокошня, и, возможно, занятие основного населения гончарным делом. В XVI-XVII веках через Хлынов шли торговые пути с севера на Москву, в Поволжье, Пермь Великую. К 1678 году в городе уже было пять тысяч жителей, развивались ремесла.


А. А. Мезрина. Гуляющий кавалер. 1910-е гг.


В XVIII веке число ремесленников значительно возросло. В конце XVIII века в Хлынове было четыреста пятьдесят семь ремесленников около двадцати видов ремесла. Жители Дымковской слободы в это время занимались гончарным промыслом.

Неизвестный мастер. Свистульки уточки. Конец, XIX в.


«Дымковская слободка за рекою Вяткою, на выгонной земле, которая в бывшее под дирекциею Шувалова межевание межевана, коя в весеннее время вся потопляется; по стечении же весенних вод в свои границы окружаема бывает зеленеющимися лугами, близ коей со стороны полуденной облегчает старого течения река Вятка проток; по древнему ее строению регулярных улиц не имеет, в пей домы деревянного строения» , - сообщает старинная рукопись.


Неизвестные мистера. Коньки-свистульки. Начало XX в.


В 1780 году в Хлынове было восемьсот шестьдесят пять деревянных домов и только шесть каменных. В этот год в связи с губернской реформой и присвоением статуса уездного и губернского города Хлынову было возвращено его старое имя - Вятка. Город был захолустным, население малограмотным. Лишь в 1786 году открылась первая светская школа. Таким темным полусонным медвежьим углом Вятка оставалась на протяжении всего XIX столетия. Не случайно она стала местом политической ссылки, которую отбывали здесь А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко и многие другие талантливые представители русской культуры.



А.А.Мезрина (?). Пара на прогулке. Дама под зонтиком. Последняя треть XIX в.


А. А. Мезрина (?) Пара на прогулке. Последняя треть XIX в.


А. А. Мезрина (?). Дама под зонтиком. Последняя треть XIX в.


М. Е. Салтыков-Щедрин писал о Вятке: «Въезжая в этот город, вы как будто чувствуете, что карьера ваша здесь кончилась, что вы ничего уже не можете требовать от жизни, что вам остается только жить в прошлом и переваривать ваши воспоминания. Из этого города даже дороги дальше никуда нет, как будто здесь конец миру». Меткое народное слово отразило дух местного самоуправства в поговорке: «У нас на Вятке свои порядки». Но ссылка рождала силы внутреннего сопротивления, а трудные условия жизни, бюрократизм и самоуправство чиновничества пробуждали в народе изобретательность, дух непокорства и волю к творчеству. «Мы вячки - робята хвачки: семеро одного не боимся, а один на один, так и котомочки отдадим», - посмеивался над собой вятский мужик.


А. А. Мезрина (?). Две дамы. Последняя греть XIX в.


Талант, сметливость и изобретательность вятских крестьян внесли немалый вклад в развитие отечественной техники, науки и культуры. Суровый климат, низкая плодородность почв и малоземелье вынуждали население края заниматься в дополнение к земледелию промыслами.


В XIX веке по развитию местной домашней крестьянской промышленности Вятский уезд занимал первое место в губернии. Здесь были широко развиты не только разнообразные ремесла, но многие виды народного художественного творчества: ткачество, кружевоплетение, гончарство, ювелирное дело; но особенно различные виды художественной обработки дерева - от резных и расписных предметов бытовой утвари до домовых росписей, которыми вятские живописцы-отходники прославились по всему Северу и Уралу; от создания красивых по текстуре предметов из каповых наростов до плетеной и резной мебели.


В ряду этих видов местного народного искусства особая роль принадлежала дымковской глиняной игрушке. Некоторые историки вятского края считают, что производство игрушек в Дымковской слободе появилось, вероятно, только в начале XIX века. Вряд ли с этим можно согласиться, хотя никаких письменных доказательств для более точной даты их возникновения не обнаружено. Вместе с тем происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от местного праздника - Свистопляски. Именно к ней приурочивали производство и массовую продажу глиняных игрушек и свистулек.


Неизвестный мастер. Ребенок в ванночке. Ребенок и собачка. Начало XX в.


Как бы то ни было, но Свистопляска, по справедливому замечанию автора описания праздника в «Санкт-Петербургских ведомостях» 1856 года, действительно «единственный в мире по своей оригинальности и названию» праздник. Удивительно, что до сих пор он не привлек должного внимания этнографов. Местные газеты на протяжении всего XIX века публиковали описания Свистопляски. Они позволяют представить ее существо и те изменения, которые происходили в проведении праздника в течение этого столетия. В старину (до начала XIX века) праздник начинался панихидой по убитым и умершим, проходившей в часовне, поставленной на высоком откосе Раздерихинского оврага. Затем происходили прогулка и увеселения: бросание глиняных шаров с откоса в ров, кулачные бои, свист, пляски, отразившиеся в названии праздника. Все это сопровождалось продажей сластей и особенно глиняных кукол «в честь оставшихся после сражения вдов».


Неизвестный мастер. Няня с двумя детьми. Конец XIX в.


В середине XIX века авторы заметок сетуют па «вытеснение старинных обрядов современным бытом», на сокращение программы Свистопляски, на все большую роль детей как ее участников и сведение всего ритуала после традиционной панихиды главным образом к продаже игрушек, без которых, вероятно, и сам праздник перестал бы существовать. С 1861 года перестали катать глиняные шары и устраивать шутливые бои. С 1888 года праздник меняет свое название - это уже не Свистопляска, а Свистунья, что свидетельствует о трансформации сложного древнего обряда в развлекательную ярмарку. По воспоминаниям старейшей мастерицы 3. В. Пенкиной, последняя Свистунья состоялась в конце 1920-х годов.


Неизвестный мастер. Барыня. Барышня. Конец XIX в.


Современные исследования позволяют отнести Свистопляску к категории календарных праздников весенне-летнего цикла и отметить в ней существенные черты этих древнейших по происхождению обрядов. Свистопляску проводили ежегодно в четвертую субботу после пасхи. Уже эта приуроченность к определенным дням, обычно в апреле-мае месяце, ставит её в ряд традиционных народных обрядов, связанных в своих истоках с древнейшим культом земли, обновления и возрождения природы после зимы и ее пробуждения от весны к лету.


Неизвестный мастер. Барышня. Конец XIX в.


Несмотря на приуроченность к христианскому календарю, все главные до и после - пасхальные народные обряды (масленица - пасха - семик - троица) - исследователи так или иначе связывают с солнцеворотами и циклами сезонных земледельческих работ при переходе от весны к лету, с магическими в своей основе ритуалами, направленными па улучшение плодородия земли. Нередко эти обряды совмещались с поминовением усопших, а сам праздник проводился у церкви или часовни, как это было и на Свистопляске. Этнографы полагают, что это может означать генетическую связь календарного обряда с культом предков. Древность обряда видят и в том, что после поминовения обычно начиналось шумное веселье с песнями и плясками. Сочетание скорби и веселья, даже разгула не вызывало осуждения. а воспринималось как должное: этим думали парализовать смерть и утвердить жизнь.


Неизвестный мастер. Женщина доит корову. Начало XX в.


Магическим актом заклинания плодородия во время весенне-летних обрядов были смех - воссоздание жизни, свист - средство отпугивания злого начала, и особенно катание яиц. Яйцо было символом зарождения новой жизни. Соприкосновение его с землей должно было пробудить землю от зимнего сна, оплодотворить её. Среди пасхальных игр особенно популярны были катания яиц по земле с холма. Можно предположить, что и катание глиняных шаров па Свистопляске было поздней модификацией этих древних действий. Л. А. Динцес связывал его с пережитками культа солнца. Известно, что многие календарные обряды проводились «у воды», имевшей очистительное значение. Возможно, не случайно и Свистопляска проводилась на берегу реки Вятки. В 1824 году здесь был разбит Александровский сад, и праздник проводился около него, но на старом месте. Наконец, возможно, в массовом создании глиняных кукол к празднику Свистопляски и преобладании среди них женских персонажей, особенно кормилиц с детьми, тоже сохранился отдаленный отголосок древних языческих культов плодородия, о чем также писал Л. А. Динцес.


Неизвестный мастер. На печке. Начало XX в


Этнографы отмечают, что в XIX веке обрядность уже была сильно разрушена. Дольше сохранялись обряды, группировавшиеся вокруг крупных праздников и исполнявшиеся коллективно. Происходило это благодаря тому, что с утратой обрядового смысла они стали восприниматься как развлечение, а трансформированные и переосмысленные древние элементы их, сочетавшиеся с новыми, разнообразили праздник и придавали каждому из них свой особый колорит. В некоторых обрядах со временем все больше участвовали дети, воспринимавшие их как игру, что также можно видеть на примере Свистопляски. Свистопляска - местный вятский праздник. Однако известную аналогию ей можно видеть в краковской «ренкавке», которая проводится и поныне в пасхальный вторник на берегу Вислы якобы на могиле Кракуса - легендарного основателя города и сопровождается бросанием яиц, катаниями на каруселях детей, продажей и покупкой игрушек. Таким образом, подытоживая все особенности вятской Свистопляски - Свистуньи, представляется возможным утверждать, что праздник этот - древний по происхождению. К XIX веку он уже сильно трансформировался. В нем очевидны разновременные напластования, которые отразились как на характере самого праздника, так, по-видимому, и в сопровождавших его глиняных игрушках.



А. А. Мезрина. Няни с детьми. Начало XX в.


Самые ранние сохранившиеся в музеях игрушки можно датировать последними десятилетиями XIX - началом XX века. Но отсутствие более ранних вещей могут до известной степени возместить сведения из местной печати. Они довольно многочисленные и позволяют представить состояние промысла па протяжении всего XIX века: характер игрушек, их сюжеты, стоимость, размеры производства, соотношение с другими типами местных изделий, в частности, гипсовыми, постепенно теснившими глиняные. Самое первое упоминание о дымковских игрушках содержится в названных выше записках генерал-майора Н. 3. Хитрово. Он вел журнал, где описал легендарное сражение устюжан и вятчан и ставший традиционным праздник-поминки. В 1811 году он сообщал: «Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам и стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать свою потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные. Сей праздник называется в сем крае Свистопляскою» . Из этого отрывка можно сделать вывод о трех разновидностях участвовавших в Свистопляске игрушек: свистульках, глиняных шарах и куклах. Судя по описанию, ритуал праздника был далеко не нов, и участие в нем глиняных игрушек также свидетельствует скорее о развитом производстве, а не его начальной стадии. Можно думать, что в 1811 году производство глиняных игрушек в Дымкове уже было достаточно налаженным.


А. А. Мезрина. Няня с двумя детьми. Водоноска. Конец XIX- начало XX в.


Игрушки имели определенный сложившийся ассортимент, различались ролью в ритуале праздника, пластикой и росписью: это шары, отдельные фигурки и группы, раскрашенные красками и с применением сусального золота, дешевые и более дорогие. Отмечена сезонность занятий глиняными игрушками, их вывоз за пределы Вятской губернии и определенные доходы мастеров от этого промысла. Описание игрушек вызывает аналогии с произведениями более позднего времени, известными по музейным собраниям: сходство медведя и свиньи и орнаментация «мушками» или полосами свидетельствуют в пользу этого. Наконец, уже к середине XIX века, а не к концу его, как часто пишут, относится появление гипсовых игрушек и статуэток, составивших серьезную конкуренцию глиняным дымковским изделиям.


А. И. Мезрина. Женщина доит корову. Начало XX в.


В 1861 году «Вятские губернские ведомости» свидетельствуют, что программа Свистопляски, проходившей с 20 по 22 мая, все сокращается, даже катанье шаров прекратилось с устройством в овраге мощеного спуска к реке. «Торговля куклами, игрушками и лакомствами па площади перед Александровским садом остается почти единственною причиною значительного стечения народа, приходящего сюда большею частью с детьми для закупки им самого интересного для них товара. В нынешнюю Свистопляску мы насчитали 20 балаганов с орехами, пряниками и прочими сластями и 10 столиков с подобным же товаром, 3 балагана с разного рода детскими игрушками, алебастровыми куклами, статуэтками и даже группами, 42 столика с деревянными, бумажными,шитыми и преимущественно с глиняными куклами и игрушками, 5 столиков с глиняными шарами и 6 с берестяными дудками». Далее автор замечает, что «улучшений и изменений в фигурах никаких не заметили, кроме необыкновенного расширения юбок у глиняных дам - во вкусе нашего времени. Изделия этого рода продаются горожанам за деньги, а деревенским жителям вымениваются больше на яйца; на вопросы о цене торговки отвечают: два яичка, пять яичек и т.д.» Таким образом впервые дается подробное описание балаганов с разными товарами, среди которых глиняные дымковские пока главенствуют, хотя все активнее на них наступают алебастровые статуэтки и фигурки. В 1862 году на Свистопляске было двадцать два балагана с орехами, пряниками и сластями, три балагана с детскими игрушками разного рода, с алебастровыми куклами и статуэтками, тридцать восемь столиков с деревянными, бумажными, шитыми и преимущественно с глиняными куклами и игрушками, пять столов с глиняными шарами и четыре с берестяными дудками. В 1865 году в ведомости о числе ремесленников в Вятке мастера глиняной игрушки уже значатся в общем числе с отливающими алебастровые фигуры. Таких «кукольников» упоминается пятьдесят женщин и двое мужчин. Последние никогда не занимались лепкой глиняных игрушек, но только литьем из алебастра.


Неизвестный мастер. Барыня. Барышня, Конец XIX в.


Неизвестный мастер. Всадник. Конец XIX в.

На рубеже 19-20 веков


Известные сведения о дымковской игрушке можно соотнести с подлинными произведениями, датированными лишь концом XIX - началом XX века. Хрупкость глины и довольно поздний интерес к собиранию глиняной народной пластики, проявившийся главным образом в 1900-1910-е годы, привели к тому, что в музейных коллекциях хранятся дымковские игрушки, созданные не ранее последнего десятилетия XIX века.
Однако даже самые ранние из них далеко не однородны по своему составу и происхождению. И если следовать их «послойному» анализу, то к древнейшим «слоям», вероятно, нужно отнести шары или «шарыши», которые «с незапамятных времен» катали на Свистопляске. Два экземпляра таких шаров сохранилось в музеях. Они вполне соответствуют описанию, приведенному выше из «Санкт-Петербургских ведомостей» 1856 года. Сравнительно небольшого диаметра (6-10 см), полые внутри, с катающимися горошинами, создающими звук погремушки, они красивы по цветовым сочетаниям. Всегда по черному фону, придающему им оттенокмрачноватой суровости, нанесены ряды белых, красных и сиреневых (в другом случае - белых, голубых и коричневых) пятен-горошин. Можно представить, что в общую красочную шумливую атмосферу Свистопляски этот своеобразный вид дымковских игрушек вносил свою неповторимую ноту. Со временем, с уходом из праздничного ритуала шутливых боев и катанья шаров по Раздерихинскому спуску к реке Вятке, шары прекратили свое существование.



Вероятно, также древний по происхождению слой дымковской игрушки составляют свистульки, особенно изображения зверей и птиц.
Интересно отметить, что носителями плодородия в представлении древних земледельцев этнографы называют домашних животных: быка, козу, свинью, лошадь и других. Среди старинных дымковских игрушек есть все эти персонажи, и они всегда - свистульки. Их постоянная форма в виде небольшой фигурки с самыми характерными признаками птицы или животного спереди и коническим завершением - свистком сзади, совершенная и лаконичная пластика, совместившая образную выразительность с функциональностью, - уже сами по себе свидетельствуют в пользу того, что подобные произведения конца XIX века являются традиционным типом игрушки, отработанным не одним поколением мастеров. О том же говорит и единообразие пластических решений этих свистулек у разных авторов, особенности почерка которых проявляются не столько в пластике, сколько в деталях росписи. Лишь по длине морды коня, свистка-конуса, изгибу рогов коровы или барана, рисунку глаз и цветовым особенностям росписи можно пытаться классифицировать эти игрушки. Но так как делали их большими партиями и приобретались они также «заводами», то и в музейных собраниях они представляют достаточно единообразные серии, выполненные в определенных цветовых вариациях.


М. А. Лалетина. Няни с детьми. Начало XX в.


Среди свистулек количественно первое место занимают фигурки уточек и уток-«крылаток». В собрании Государственного музея этнографии народов СССР на одной из них есть надпись: Вятской губ. 1909 г. По пластике «крылатки» отличаются от простых уток лишь горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто надеты два передника с лепной оборкой - спереди и сзади. У некоторых авторов голова утки с поднятым широким клювом похожа на гордо вскинутую человеческую головку в капоре. Обтекаемой, гладкой и компактной пластике утки-свистульки соответствует и роспись, в которой можно видеть определенную систему нанесения цветных полос и рядов горошин. Сначала делается широкая полоса от спины через шею и голову по груди, затем более узкие от груди по сторонам, в соответствии с формой конуса, и уже в завершение их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Желто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-желтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета их авторов, владевших, достаточно широкой палитрой.


А. А. Мезрина. Олень. Корова. Баран. Заяц. Начало XX в.


Многочисленны среди свистулек и фигурки коней - одноглавых или двухголовых. Особенно выразительны двухголовые, уникальные среди глиняных игрушек всех известных центров по пластическому решению, его своеобразной убедительности при всей очевидности художественного вымысла. Дымковские «двухголовки» - яркий пример органического слияния реального и фантастического, воплощенного в совершенной художественной форме, что свойственно лучшим достижениям фольклора во всех его видах. Их силуэт с большим пли меньшим наклоном головок в стороны сохраняет абрис конуса, который, разрастаясь вперед и вверх, создает устойчивую и пластически завершенную форму игрушки. Даже в расположении отверстий для свиста сбоку и свистка в хвосте коня заключен определенный ритм, обусловленный не только необходимостью извлечения звуков, но и чувством гармонии.


Е. А. Кошкина. Няни с детьми. Начало XX в.


Для росписи коньков-свистулек также характерны простейшие, обычно вертикальные ряды разноцветных горошин или чередования полос и клеток с гармоничными или контрастными сочетаниями красок. Иногда на груди коня помещается в кольце круг - «солнце», расчерченный косыми линиями или отходящими от него прямыми лучами. Этот мотив сближает дымковские игрушки с подобными каргопольскими, филимоновскими и другими.


Е. А. Кошкина. Дамы. Начало XX в.


По сравнению с утками и коньками образы других птиц и зверей (козлов, баранов, коров и особенно свиней) представлены в свистульках значительно меньшим числом произведений. Коровы, козлы и бараны по пластике аналогичны коням, лишь положением рогов и рисунком морды обнаруживают они сходство со своими прототипами. Они также лаконичны в слиянии формы конической свистульки с пластическим решением образа, в меткости и точности передачи своеобразных характеров животных. Близки конькам они и по росписи: как правило, украшены вертикальными рядами черных точек или небольших цветных горошин.


А. А. Мезрина. Танцующая пара. 1910-е гг.


Только две разновидности дымковских свистулек передают человеческие образы: это всадник (на одноглавом или двухголовом коне) и так называемый «гуляющий кавалер». Может быть, именно их «Вятские губернские ведомости» называли теми «свистунами», которые пользовались большой популярностью во время Свистопляски. Композиционно обе игрушки также органично слились с формой свистульки, их художественное решение ярко и выразительно. Например, наличие свистка у «гуляющего кавалера» удлиняет фигуру, придает ей устойчивость и некоторый наклон назад, способствуя впечатлению мерного движения и барской важности персонажа. Всегда изображенный в длинном пальто с воротником-шалью и в цилиндре, кавалер передает тип провинциального уличного франта. Образ всадника-свистульки, применяя выражение В. С. Воронова, - это «претворение фантастики в какую-то убедительную реальность и подлинного реализма - в сказочность». Игрушечная шутливость сочетается в нем с живостью передачи лихо скачущего коня и крепко сидящего на нем военного. Пластическое соединение двух фигур в одну, игнорирование деталей и выявление того, что должно усилить содержание образа (гордо вскинутая голова и крутая шея коня, лихая поза наездника), - все позволяет за внешней условностью видеть образ выразительный и достоверный. Этой достоверности помогает и одинаковый рисунок глаз коня и человека (со зрачками и бровями), способствующий объединению в единый живой персонаж.


Л. П. Мезрина. Няни с детьми. Начало XX в.


Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» - дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников - непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.


А. А. Мезрина. Барыня с зонтиком. Начало XX в.


Образы дам, барынь и военных - не исключение в дымковской пластике. Они известны и в других центрах производства русской глиняной игрушки - слободе Большие Гончары под Тулой, деревнях Романове под Липецком, Филимоново Тульской и Абашево Пензенской губерний. Но примечательно, что в деревенских крестьянских промыслах, какими было большинство центров игрушечного производства средней России, человеческие фигурки всегда наделены свистульками, хотя бы в виде птицы, которую держит под мышкой барыня или солдат. В слободах Большие Гончары под Тулой и Дымково в Вятке, за исключением всадника-свистульки и «гуляющего кавалера», человеческие фигурки никогда свистульками не были. Объяснение этому факту, на наш взгляду нужно искать в том, что в обеих пригородных губернских слободах больше следовали моде и ориентировались на достижения фарфоровой мелкой пластики. И создание подобных глиняных игрушек должно было возместить дефицит аналогичных фарфоровых статуэток.


А. И. Мезрина. Няни с детьми. Начало XX в.


О влиянии фарфоровой скульптуры на дымковскую игрушку писали многие исследователи. Знакомство дымковских мастериц с этим производством подтверждается и приведенными выше сведениями из местной печати. Влияние фарфоровых статуэток на народную игрушку в XIX веке сказалось почти повсеместно. Оно еще недостаточно изучено в конкретных проявлениях. Но дымковские мастерицы не были в этом одиноки. Достижения фарфорового производства так или иначе восприняли тульские, липецкие, богородские и другие мастера. Его влияние отразилось на массовости производства подобных фигурок, на изменении функции игрушки, ставшей не столько предметом игры, сколько украшением подоконников, комодов и горок с посудой, что также было повсеместным. Сказалось оно и в сюжетах, привлекших внимание народных мастеров к миру господ и уличным типам; в композициях фигурок, стоящих нередко на подставках-основаниях, подобно фарфоровым статуэткам, и даже в побелке дымковских игрушек перед росписью, явно подражавшей белизне фарфора.


А. И. Мезрина. Няня. Барышня с зонтиком. Начало XX в.


Некоторые типичные композиции дымковской игрушки имеют прямые аналогии в фарфоровой скульптуре XIX века: охотник в лодке с собакой, барыни с собачками, водоноска, а сюжет доения коровы известен в гжельской майолике еще в конце XVIII века. Но при всей бесспорности воздействий фарфоровой пластики дымковские мастера не просто подражали ей и не механически переводили из благородного фарфора в грубую глину образцы модной скульптуры, но создали самобытное и неповторимое искусство, обладающее собственной художественной системой, яркой и мощной, сложившейся талантом многих поколений, явивших миру уникальный народный промысел. Художественные особенности дымковской игрушки рубежа веков отражают истинно народный характер этого искусства, сумевшего освоить сторонние влияния и подчинить их народному мировосприятию и эстетическим нормам.


А. И. Мезрина. Дама с ребенком, Начало XX в.


Пластической основой для всех женских фигурок служила ступка-колокол, устойчивое основание и в то же время пышная юбка. Этот универсальный прием в глиняной игрушке не только многих районов, но и у разных народен в дымковском промысле обрел лишь ему свойственные особенности. Дымковская ступка приземиста и широка в основании. Первоначальная стадия ее лепки, действительно, обнаруживает сходство с колоколом. Но в то же время каждая мастерица имеет возможность варьировать крутизну, глубину, высоту ступки, внося тем самым нюансы в облик персонажа. По-разному обрабатывается и внутренность ступки: у одних авторов в виде полусферы-купола, у других - уходящего вглубь пологого конуса.


А. И. Мезрина. Няни с детьми. Барышня с зонтиком. Начало XX в.


К ступке прилепляется шарик-головка с торсом, а к ним примазываются скатанные калачиками руки и другие лепные детали одежды ко всей композиции. Вместе с головкой лепится пупырышек-бугорок носа, едва выступающий па плоском лице, но придающий всем дымковским игрушкам существенную особенность.


Главный «инструмент» мастерицы - руки, чувствующие, осязающие материал, ловкими движениями пальцев рождающие из комка глины небольшие фигурки. Единственное подспорье рукам - мокрые тряпки для сглаживания швов.


Просушенные в течение трех-пяти дней в домашних условиях, игрушки обжигали три-четыре часа в русской печке. Потом остывшие фигурки белили мелом, разведенным на снятом молоке, и расписывали красками, растертыми на яичном желтке. Для росписи применялись самодельные кисти из тряпок и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей.


А. А. Меарина. Дама. Няня. 1920-е гг.


В Государственном музее этнографии СССР есть экземпляры игрушек, соответствующие разным стадиям работы над ними. Одни обожжённые, где ставшая после обжига темно-коричневой красная глина как бы обнажает пластику. В таких экземплярах можно по достоинству оценить скульптурный дар дымковских мастериц, под ловкими пальцами которых из глины рождались уверенно и лаконично вылепленные фигурки, сглаженные, упругие, поражающие плавностью линий, соразмерностью пропорций, строгим отбором самых необходимых деталей. Так, лишь положение рогов, остро торчащих или упруго загнутых назад, решает образ коровы или козла-свистульки. Другие экземпляры игрушек побелены, но пока без росписи. Благодаря белому цвету в них еще больше выявляются чистота и певучесть линий, плавные переходы объемов, отсутствие каких бы то пи было швов, стыков. В пластическом выражении фигурка монолитна и лаконична. В ней все настолько органично и завершено, что невозможно что-то добавить или убрать. На роспись немногими красками приглушенных оттенков представляется естественным и необходимым дополнением ее облика и наряда, в игрушках рассматриваемого периода, не выходящего за пределы художественного подобия реальному и пока лишенного самодовлеющей цветистости и декоративности.


А. А. Мезрина. Танцующая пара. 1910-1920-е гг.


Деньшин перечисляет краски, которые применяли дымковские мастерицы в начале XX века: красные - сурик, фуксин; желтые - кроны, зеленые - кроны и Поль-Веронез. синие - синька и ультрамарин, черные - сажа. У каждой игрушечницы были свои рецепты их разведения. В раскраске фигурок также существовала своя последовательность. Сначала черным окрашивали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой - три красных или оранжевых пятна - рот и щеки. Затем красили шляпку, и завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска и цветистости местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка).


А. А. Мезрина. Наездница на коне. Наездник на козле. 1910-1920-е гг.


Как и подобает изделиям промысла, предназначенным для реализации, в дымковских игрушках этого времени заметно наличие определенного ассортимента. Женские фигурки различаются не только сюжетами, типажом, но и размерами, характером и набором деталей, степенью сложности. Поменьше размером и попроще стоили дешевле, их делали большими партиями. Посложнее и покрупнее - игрушки более индивидуальные, в собраниях музеев они встречаются в единичных экземплярах.


А. А. Мезрина. Пара в лодке. 1920 е гг.


Дымковские фигурки существуют в трех размерах: около пятнадцати - восемнадцати сантиметров высоты, десять - двенадцать сантиметров и самые маленькие - сантиметров восемь - девять. Но мастерицы не слишком строго придерживались этих эталонов и подчас работали в двух или даже в одном из них. Следует заметить, что все игрушки XIX - начала XX века достаточно миниатюрны, и разница размеров в это время существенно не влияла на образное претворение персонажей.


А. А. Мезрина. Музыканты. 1920-е гг.


Подытоживая развитие дымковской игрушки XIX - начала XX века, нужно отметить, что уже в это время она не была игрушкой в собственном смысле слова. Как видно из проанализированных произведений, это была мелкая декоративная пластика. Поэтому «игрушками» их называли и называют поныне условно, по традиции. На протяжении XIX и в начале XX века дымковская пластика развивалась как народный художественный промысел, которым занималось сезонно или постоянно немало жителей Дымковской слободы. В произведениях этого времени есть слои разного происхождения, но бытовавшие одновременно и обогащавшиеся живыми наблюдениями современной мастерам жизни.


А. А. Мезрина. Медведь. Медведь на дереве. Львы. 1920-е гг


Определенный типаж людей, особенно женские персонажи, образы зверей и птиц, приемы их воплощения в пластике и росписи говорят о вполне сложившейся системе местного искусства, своеобразии его выразительных средств. Игрушкам этого времени свойственны небольшие размеры, сравнительная тонкослойность глиняного теста, различная пластическая и художественная сложность в зависимости от ассортимента, многообразие вариантов воплощения небольшого количества персонажей, разнообразие и тщательность отделки деталей. В росписи и раскраске - приглушенные сочетания красок, скромность простейших узорных украшений, отсутствие самодовлеющей декоративности.



А. А. Мезрина. Детский сад на прогулке. 1935



А. А. Мезрина. Свинарка. 1935



А. А. Мезрина. Чтение колхозного устава. 1935




А. А. Мезрина. Барыни. 1910-1920-е гг.




Е,А. Кошкина. Свинья. 1930-е гг.



Е. А. Кошкина. У колодца. 1936. Водоноска. 1936-1937 г.


Е. А. Кошкина. Корова. 1930-е гг.



Е. А. Кошкина. Продавщица игрушек (Свистунья). 1930-е гг.


Е. А. Кошкина. Крестьянка. 1930-е гг.



Е. А. Кошкина. Цыганка с детьми. Барыня с зонтиком. 1930-е гг.



Е. А. Кошкина. Гусь. 1935-1936. Индюк. Конец 1930-х гг. Индюк. 1949



Е. А. Кошкина. Лев. Собака с птицей. Конец 1980-х гг.



Е. А. Кошкина. Пастух пасет коров. 1930-е гг.



Е. А. Кошкина. Футболист и барабанщик. Конец 1930-х гг.



Е. А. Кошкина. Иван-царевич и Жар-птица. 1940-е гг.



Е. И. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). И за работой. 1945



Е. А. Кошкина. Декоративные плитки. Конец 1930-х - начало 1940-х гг.



Е.И.Пенкина. Пара па прогулке. 1930 е гг.



Е. И. Пенкина. Самоед на олене. 1930 е гг.



Е. И. Пенкина. Няня с ребенком. 1930-е гг.



Е. И. Пенкина. Дама с зонтиком.. 1937



Е. И. Пенкина. Няня с ребенком. 1937



Е. И. Пенкина. Дама. 1930-е гг.



Е. И. Пенкина. Кобылица с жеребенком. 1938



Е. П. Пенкина. Коровка. Собачка. Вторая половина 1930-х гг.



Е. И. Пенкина. Гусар на коне. 1930-е гг.



Е. И. Пенкина. Наездник. Наездница. 1936-1937


Е. И. Пенкина. Царевна на сером волке.1930-е гг.


Е. И. Пенкина. Петух.1930-е гг.



Е. И. Пенкина (лепка). Л. И. Никулина (роспись). Доярка и корова. 1940-е гг.



Е. П. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). Ушкуйники. 1942



Е. И. Пенкина (лепка). Л. Н. Никулина (роспись). Балалаечник на рыбе. 1944



Е. И. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). Продавщица игрушек. 1944



Е. И. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). Спорщица. 1935



Е. И. Пенкина (лепка). Е. И. Косс (роспись). Пара на прогулке. 1940-е гг.


Е. И. Пенкина (лепка). Л. Н. Никулина (роспись). Дрессировщик со львом. 1940-е гг.





М. А. Лалетина. Няня. Дама. 1941


М. А. Лалетина. Барыни. 1941


М. А. Лалетина. Барыни. 1941



М. А. Лалетина. Утка с утятами. Поросенок. Утка. «Утка-крылатка». 1941



М. А. Лалетина. Няньки с детьми. 1941



М. А. Лалетина. Свистульки. 1941



М. А. Лалетина. Всадники. 1941



М. А. Ворожцова. Отдых охотника. 1941



М. А. Ворожцова. Репка, 1940



М. А. Ворожцова (лепка). К. И. Косс (роспись). Петух. 1942


М. А. Ворожцова. Наездник на зайце. 1940

Народное искусство – одна из форм познания действительности. Оно обогащает ум и чувства ребёнка, развивает его творческое воображение, формирует мировоззрение. Для становления мировоззрения имеет огромное значение знакомство с народным промыслом, который хранит и передаёт национальные традиции.

Народное искусство несёт в себе огромную информацию о жизни наших предков. Многочисленные виды русского народного искусства возникли в различное время и в каждом из них утвердились свои традиции, передающиеся из поколения в поколение. Любить своё прошлое – значит наследовать всю красоту жизни, её славу и свет разума предков.

Русскому, как и любому народу, свойственно стремление к прекрасному. Издавна на Руси привыкли украшать свой дом, одежду, мебель, хозяйственную утварь.

Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории.

Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников.

Сохранение культурного наследия прошлого – актуальная тема нашего времени. Мы должны грамотно, с полной отдачей включиться в общенародное дело сохранения самобытного мира народного искусства. Немногие из древних памятников дошли до нас, но их жизнь продолжается в формах, линиях, красках и мотивах орнаментов произведений современных мастеров

На вятскую глиняную расписную игрушку долгое время не обращали внимания. Интерес, а затем и мировое признание к дымковской игрушке пришли в наши дни. Я твёрдо верю в то, что любому из нас, в любом возрасте, каким бы трудом мы ни занимались, свойственно чувство прекрасного. Помимо чувства прекрасного, в каждом из нас живёт и чувство художника, творца. Целью своей работы я вижу изучение истории возникновения «дымки», раскрытие самобытности образов дымковской игрушки, подробно изучить их. А в практической работе прикоснуться к искусству изготовления знаменитых дымковских игрушек.

История возникновения дымковской игрушки.

Дымковская игрушка – самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские,

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

У нас ручки крендельком, щёчки будто яблочки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи. И кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

Ели спят у большака в инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Но не только караваи хлеба да горшки с кашей поспевали в жарких печах. Издавна в дымковской слободе жили гончары. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот неприметный случай способствовал развитию сначала гончарного дела. Лепили из местной красной глины посуду. Потом начал развиваться игрушечный промысел, который скоро стал основным видом деятельности в слободе.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно расписные.

Слепят игрушки и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

Свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».

Идёт весна, Весна-красна!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник,

Не зря весенний праздник.

И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек.

Образы дымковских игрушек.

Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам – нарядным, ярким, дарящим людям ощущение праздника. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают. Нельзя смотреть на них без улыбки

Белоснежные, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «Дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

В самом центре Вятки находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Если мы зайдём туда, сразу увидим груды глины, мешки с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда. Мастера строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждый имеет свои особенности в работе. Лепят мастера фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, нянек с детьми, доярок, птичниц.

Покупают люди сушку

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша:

До чего же хороша,

Просто чудо-водоноска,

Высока её причёска,

Губы алы, щёчки алы

Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими кровными братьями и сёстрами из слободы на реке Вятке.

Барыни изображались с зонтиком, с собачкой, с муфтой. Характерны сюжетные изображения – народные гулянья, праздники, дамы с кавалерами, всадники, большая семья, карусель. Также создаются животные-свистульки, собачки, сопровождающие барынь, скоморох на свинье, доярка с коровой, птичница с утятами и неповторимые образы коней, козлов, баранов, оленей.

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок носили!

Кони удалые,

Гордые, лихие.

Если изображали козла или барана, то с большими рогами и на ногах оборочки-штанишки.

Козоньки рогатые,

Козоньки бодатые,

Ждём вас на дорожке,

Разомните ножки.

Излюбленным образом являются сказочные, необычные, незабываемые индюки с расписными хвостами, петухи.

Под берёзки, на лужки

Выбегают петушки,

Зелёные сапожки,

Красные серёжки.

Характерный образ русского народного искусства – медведь: медведь с вожаком, медведь-нянька, медведь-охотник.

Вот только злого волка не увидишь. Серый волк никогда не появляется в Дымковской слободе: он слишком злобен.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании её формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – броская, яркая, горящая цветными пятнами. Она напоминает рисунки, выполненные детьми. В дымковке – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Дымковка – добрая улыбка, а не резкий смех.

Техника изготовления дымковской игрушки.

Техника изготовления дымковской игрушки проста. Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится она из красной глины, обжигается, затем покрывается меловым грунтом. Нарядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. По белому фону игрушка расписывается анилиновыми красками, разведёнными на молоке, применяется позолота.

Цветовое оформление «дымки».

Художники расписывают дымковские игрушки самыми яркими, самыми весёлыми красками. Это насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, особенно празднично сияющий на белом фоне игрушки. Белый цвет подчёркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастера добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный – зелёный, синий – оранжевый или жёлтый). Остаётся много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись весёлая, жизнерадостная. Стоят игрушки на столе или на музейном стенде – словно шумная, пёстрая ярмарка веселится, гуляет.

Почти в каждой игрушке присутствует и чёрный цвет (рога, копыта у животных, украшения из точек, чёрточек, подчёркивающие яркость крупных элементов узора – колец, кругов, полос, горошинки, рассыпанные между ними).

Очень любят дымковские мастера украшать игрушки золотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигурки животных, птиц.

Выразительные средства орнамента игрушек.

Яркая цветная роспись на белом фоне обогащается орнаментом. Геометрический орнамент состоит из широких и тонких полос, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними – точки, чёрточки, тонкие линии.

Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный. Чётко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами – кругами, овалами или кольцами. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенными рядами, в шахматном порядке или свободно.

Внимательно присмотритесь к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, и вы ясно увидите, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчёркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец.

Практическая работа.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества. Техника лепки богата и разнообразна. Сама лепка способствует эстетическому развитию детей. Лепка помогает ребёнку видеть то, что он создал, но и не только это, он трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок зависит каждый раз от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Не менее важно и то, что в лепке реализуются творческие способности даже при минимуме материалов.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.

Лошадка. Попробуем выполнить лошадку скульптурным способом. Исходная форма – удлинённый овоид, который получаем, раскатывая шар круговыми движениями и слегка вытягивая его или изменяя форму несколькими продольными движениями ладоней. Если сложно создать такую форму, можно взять за основу цилиндр.

Один конец примерно на треть длины исходной формы надрезаем стекой, оттягиваем образовавшиеся части и делаем из одной шею с головой, а из другой – ноги. Шею поднимаем вверх, немного сгибаем вверху и получаем голову. Шею поднимаем вверх, немного сгибаем вверху и получаем голову. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец исходной формы слегка вытягиваем, загибаем вниз, разрезаем стекой пополам, чтобы получились ноги такой же длины, как передние.

Вылепленную фигурку оформляем, чтобы она стала красивой и пластичной. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем. Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву. Затем фигурку высушиваем и расписываем.

Кукла. Делим кусок глины на 3-4 части. Начинаем лепить с туловища. Берём самый большой кусок глины и раскатываем сначала круговыми движениями в шар, а затем продольными движениями в цилиндр, сильнее нажимая ладонями на один конец (обычно со стороны указательных пальцев). Из вершины конуса оттягиваем шею. Примерно посередине формы делаем талию – перехватываем и сжимаем пальцами, сглаживаем.

Из маленького кусочка глины раскатываем шарообразную или овоидную форму – голову. Делаем на ней головной убор: защипываем в виде кокошника или лепим отдельно небольшой валик, прикладываем к голове, прижимаем и щипковыми движениями пальцев формируем кокошник. Присоединяем голову к туловищу, примазываем и разглаживаем мокрыми пальцами или влажной салфеткой, чтобы не было видно шва.

Другой кусочек глины делим на две равные части и раскатываем два одинаковых по длине цилиндра – это руки. Прикрепляем их к верхней части туловища и располагаем так, будто кукла что-то несёт или держит.

Оформление мелких деталей: лицо изображается стекой или налепами; для причёски – плетём косу; выкладываем на голове кудряшки-шарики; лепим детали одежды и украшения – фартук, воротник, бусы, узоры на одежде. В руки кукле «даём» каравай, « ляльку» и т. д.

Куклу высушиваем просто в помещении и разрисовываем по мотивам дымковских игрушек: точками, кольцами, кругами, прямыми и волнистыми линиями, клетками, пятнами.

Вылепленные поделки оставляем до полного высыхания на несколько дней.

Для общей грунтовки смешиваем клей ПВА (ВИФ) с водой и наносим кисточкой или тампоном на поверхность изделия. После высыхания покрываем слоем белой гуаши, снова даём подсохнуть и затем раскрашиваем: сначала большой кисточкой накладываем основной цвет, затем кисточками разных размеров рисуем детали в задуманной цветовой гамме. Для лучшей сохранности поделки покрываем лаком.

Заключение.

Дымковская игрушка – уникальное явление в русском народном творчестве. Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками, благодаря её колориту.

Знаменитый русский художник А. Васнецов, написавший много картин, посвящённых истории России, сравнивал дымковскую игрушку с древней античной скульптурой: « Удивительное дело! На далёком Севере, в лесной стороне, в древнем Хлынове, в слободе Дымково каким-то далёким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции. Как там обожжённые из глины статуэтки окрашивали водяными красками, так и здесь. Разница только в образах, вложенных в глину: там – классические туники дев, Амур и Диана, здесь живые, близкие нам образы».

Дымковские игрушки – живые эстетические ценности. Они властно входят в жизнь. В них полно и верно выразилась душа народа, красочность его художественных впечатлений, выразительность его мыслей.

Яркая, красочная «дымка» популярна не только в России, но и за рубежом.

Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

П ромысел по изготовлению глиняной расписной игрушки в слободе Дымково, расположенной напротив г. Хлынова-Вятки на другой стороне реки Вятки, возник в XV–XVI вв. Появление наиболее ранних игрушек-свистулек исследователи связывают с языческим праздником зазывания весны. Характерный, узнаваемый стиль дымковской игрушки сложился в середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики. Искусство изготовления игрушек передавалось по женской линии. Традиционный процесс изготовления игрушки состоит из нескольких этапов. Вылепленная из красной глины фигурка тщательно высушивается и обжигается в печи, затем покрывается меловым грунтом и расписывается темперными красками. Характерным приемом дымковских мастериц является украшение некоторых фигурок, как правило, женских, маленькими квадратиками сусального золота.

Считается, что промысел по изготовлению глиняной расписной игрушки в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки возник в XV–XVI веках. Именно здесь развилась и сложилась традиция изготовления глиняной игрушки, передававшаяся исключительно по женской линии, от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки. Изделия каждой такой династии имели свои особенности в форме, пропорциях, колорите и орнаментах.

Возникновение наиболее ранних дымковских игрушек – свистулек – многие исследователи связывают с вятским весенним праздником «свистопляской» или «свистуньей», первые описания которого относятся к началу XIX века. Свистунья была приурочена к четвертой субботе после Пасхи и была связана, согласно легенде, с днем поминовения убитых в братоубийственном «хлыновском побоище», состоявшемся в 1418 году между вятчанами и устюжанами у стен хлыновского кремля. Древние поминальные тризны у славян сопровождались свистом и плясками. Этот языческий обычай соблюдался и позже, о чем ярко свидетельствует праздник Свистунья (первоначально «Свистопляска»), сохранявшийся в Вятском крае вплоть до начала ХХ века.

Начинался праздник с панихиды, которую служили в часовне у Раздерихинского оврага. А затем горожане устраивали кулачные бои, пили вино и веселились, что сопровождалось пением песен и свистом свистулек. На главной площади разворачивалась ярмарка, к которой дымковские мастера заранее делали полые глиняные шарики - «шарыши» и глиняные игрушки в виде барыней, кавалеров, разных животных и дешевых свистулек.

Вот как описывает этот праздник, проходивший в 1811 году Н. Хитрово: «Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увесилениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные» (Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка, 1892).

К концу XIX – началу ХХ века праздник сильно видоизменился, однако обычай свистеть в свистульки сохранялся: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят...» – так описывал этот праздник в первой трети ХХ века вятский писатель В. Лебедев (Лебедев В. Вятские записки. Кировск, 1957). Главное место в празднике стало принадлежать ярмарке, где наряду с другими товарами продавали глиняные игрушки и свистульки, в которые дети свистели в течение нескольких праздничных дней. Последний раз Свистунью справляли на рубеже 1920-х годов, а в 1979 году ко Дню города в Кирове были возрождены элементы праздника.

Традиционный процесс изготовления игрушки, сохранившийся до настоящего времени, состоит из нескольких этапов.
Летом дымковцы заготавливали местную красную глину и толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, а в остальное время года занимались изготовлением изделий.

Вначале из хорошо подготовленной и тщательно вымешанной красной глины лепится фигурка. Особенностью дымковского промысла является то, что игрушку лепят из частей, а не из единого куска глины, как это делается в других местах. Перед обжигом игрушки тщательно высушиваются и только потом обжигаются в печи. Раньше это была русская печь, а теперь – муфельная печь, разогревающаяся до температуры 900º.

Обожженная дымковская игрушка имеет обычный для глины красно-коричневый цвет. После обжига игрушку белили – размешивали мел в молоке и окунали в этот раствор фигурку, которая покрывалась плотным белым слоем. Затем игрушки расписывали, используя сухие краски, растертые на яйце. Современные мастера применяют разведенную на яйце гуашь. Для дымковской игрушки характерны яркие краски и простые геометрические узоры.

Характерным приемом дымковских мастериц является украшение некоторых фигурок маленькими квадратиками сусального золота. На завершающем этапе росписи игрушки мастерица, смачивая кисточку в сыром яйце, аккуратно касается ею золотого квадратика или ромбика, а затем наносит его на фигурку там, где считает необходимым. Как правило, ромбики золотистой потали наносились на шляпы и кокошники барышень, на гребешки петухам и т.д.

Хорошо узнаваемый стиль дымковской игрушки сложился в середине XIX в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в произведения мелкой пластики подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры в цилиндрах, солдаты и т.п.

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В конце XIX века промысел пришел в упадок. Дымковская игрушка была вытеснена фабричными гипсовыми формованными статуэтками, подражавшими изделиям из фарфора. Однако в 1930-е годы советская власть начала возрождать некоторые народные промыслы, в том числе и дымковскую игрушку. При поддержке первого исследователя промысла художника А.И. Деныпина несколько потомственных мастериц организовали в 1933 году артель «Вятская игрушка» (с 1948 - мастерская Художественного фонда РСФСР).
Дымский промысел не имеет серийного производства, и каждая фигурка, и сегодня изготавливаемая вручную, индивидуальна и неповторима. В настоящее время дымковская игрушка представляет собой произведения декоративной скульптуры, популярный русский сувенир.

Дымковский промысел - уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки.

НХП «Дымково», Союз художников России , CC BY-SA 3.0

В слободе Дымково изготовляли игрушки целыми семьями. Происходило это обычно в период, когда заканчивались полевые работы, с поздней осени до ранней весны.

Копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, лепили, сушили и обжигали. А потом расписывали.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали.

«Свистунья»

Традиция праздника

Ярмарка « » была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша».

В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.

Воспоминания старожилов

Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство:

«…Все горожане шли на Свистунью с детьми - три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице - и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки - сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные - привозили их из Архангельска - больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...».

Сейчас праздник утратил свой первоначальный вид. Представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI веков.

Пресса в 1939 году писала:

«Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива». Так родился дымковский рельеф, который прочно вошел в арсенал дымковских мастериц второй половины ХХ века.

Использованные материалы

В статье использованы фотографии из Царицинского музея народно-прикладного искусства народов СССР

Часть информации взята с разрешения с сайта: dymkatoy.ru - Кировское городское отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» - Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!