Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Признаки готовности ребенка к введению прикорма: так ли они важны? Ужасы педагогического прикорма. Показания к введению прикорма

Помните, на этом этапе вы делаете первые шаги в закладывании правильных привычек здорового питания ребёнка, которые будут сопровождать его всю жизнь.

Родители часто спрашивают у специалистов, со скольки месяцев можно прикармливать ребёнка и как правильно вводить дополнительную пищу.

Для большинства детей начало прикорма должно осуществиться к 6-месячному возрасту. Некоторые младенцы могут быть готовы к введению прикорма раньше. Однако дополнительные продукты не следует давать до достижения ребёнком возраста 17 недель (4 месяца).

Причины введения дополнительных продуктов

  1. Примерно с шестимесячного возраста молоко матери или смесь не содержат достаточного количества некоторых питательных элементов, в особенности цинка и железа.
  2. Прикорм обеспечивает дополнительную энергию и питательные элементы для оптимального здоровья, роста и развития.
  3. Твёрдая пища способствует развитию жевательного и глотательного навыка.

Материнское молоко или смесь следует по-прежнему предоставлять ребёнку наряду с дополнительными продуктами до достижения возраста не менее 1 года, поскольку молоко является основным источником питания. Некоторые матери, возможно, пожелают продолжить и после года, что будет очень полезно для здоровья малыша.

При введении дополнительных продуктов необходимо руководствоваться показателями в развитии ребёнка.

Показатели готовности ребёнка к началу прикорма

Понять, что ребёнок готов к другим продуктам, помимо молока, можно по следующим признакам:

  • младенец умеет хорошо держать голову;
  • тянет игрушки и другие предметы в рот;
  • проявляет интерес к взрослой еде и наблюдает за окружающими;
  • ребёнок голодный между кормлениями молоком;
  • открывает рот, когда ложка касается губ или когда еда приближается ко рту.

Как вводить прикорм?

  1. Всегда давайте продукты прикорма после кормления молоком.
  2. Большинство родителей придерживаются правила «4 дня ожидания» и предпочитают ждать 4 дня между введением новых продуктов.

    После приёма новой пищи следите за аллергическими реакциями (сыпь, рвота, диарея). Если это происходит, прекратите давать эту еду и проконсультируйтесь с врачом вашего ребёнка.

  3. Начинайте с маленького количества, около чайной ложки.
  4. Поэтапно увеличивайте количество первых продуктов до возрастной нормы младенцев.
  5. Используйте мягкую ложку для кормления младенца.

С чего начинать первый прикорм грудничка?

В 4 месяца первый прикорм ребёнка следует начинать с овощных пюре, так как в овощах много питательных компонентов, которые детский организм может усвоить полностью.

Чем можно подкармливать ребёнка в 4 месяца?

Самые подходящие овощи для первого прикорма в 4 месяца – это кабачки, тыква, картофель, цветная капуста. Эти овощи наименее опасны с точки зрения появления аллергии. Из фруктов грудничку в четыре месяца можно предложить яблоки, так как они наименее аллергенны.

Только после введения в меню малыша овощей можно предложить каши.

Первый прикорм для грудничка можно начать именно с каш, когда он не прибавляет нормально в весе, в случае частого срыгивания и нарушения стула.

Первый прикорм малыша в 4 месяца необходимо начать с каш без глютена (рис, гречка, кукуруза), потому что у младенцев еще недостаточно ферментов, способных полностью переварить этот растительный белок.

Если вы подумываете о том, когда начинать прикорм ребёнка, хорошим правилом является «наблюдать за младенцем, а не за календарем». Это справедливо при введении твёрдых продуктов для грудных детей. Начинать давать прикорм лучше, исходя из готовности малыша, а не просто потому, что ребёнку исполнилось 4 месяца.

Как вводить прикорм в 4 месяца?

Когда вы начнете вводить первый прикорм, 4-месячные младенцы будут есть только половину столовой ложки пюре.

Не ждите, что кроха в первый раз съест всю порцию. Помните, что это новая практика для ребёнка.

В соответствии с тем, как ребёнок растёт и питается большим количеством продуктов, вы постепенно будете увеличивать размеры порций. Кроме того, принимайте во внимание, что материнское молоко и/или смесь обеспечивают основное питание ребёнка на этом этапе.

Многие родители сталкиваются с тем, что их младенцы выталкивают пищу изо рта при первых попытках. В большинстве случаев это нормально. Но ещё это один из показателей того, что младенец не готов к прикорму. Только вы знаете своего ребёнка и сможете решить, действительно ли пора вводить прикорм.

Как начинать прикорм в 5 месяцев?

Как должно быть организовано питание пятимесячного ребёнка и с чего начинать прикорм, продемонстрировано в таблице приблизительного ввода продуктов. Данная информационная форма доступна в детских поликлиниках. Таблица показывает, что продукты необходимо вводить постепенно и предельно аккуратно.

Прикорм ребёнка по месяцам

Прикорм в 6 месяцев

В полгода ваш ребёнок будет есть 4 — 6 раз в сутки, но порции при каждом кормлении будут больше, чем у малыша в первое полугодие.

Правила введения прикорма в 6 месяцев:

  • можно только начать вводить прикорм 6-месячному ребёнку. В основном, так происходит первый прикорм грудничка. Это правило прикорма не распространяется на искусственников. Им прикорм можно вводить, начиная с 4 — 5 месяцев. Но все равно большинство калорий должно по-прежнему поступать из молока матери или смеси;
  • не является хорошим ресурсом железа. Таким образом, через 6 месяцев вашему ребёнку потребуется больше железа в рационе. Можно начать прикорм ребёнка с обогащённой железом злаковой каши, соединённой с материнским молоком или смесью.

    Смешайте кашу с достаточным количеством молока, чтобы текстура была очень жидкой. Начните, предлагая каши дважды в день, всего с нескольких ложечек;

  • когда ваш ребёнок научится прожевывать и контролировать нахождение пищи во рту и её глотание, сделайте кашу гуще;
  • вы также можете ввести обогащённые железом фрукты и овощи. Попробуйте зелёный горошек, морковь, сладкий картофель, тыкву, яблоки, груши, бананы и персики;
  • некоторые диетологи рекомендуют вводить несколько овощей перед фруктами. Сладость фруктов может сделать некоторые овощи менее привлекательными.

Как давать прикорм в 7 — 8 месяцев?

  1. Примерно в восемь месяцев ребёнок ест разнообразные продукты и может попробовать мягкие кусочки пищи и мясные продукты.
  2. Даже если у младенцев всего несколько зубов, они могут жевать раздавленную вилкой пищу и мелко нарезанное мясо деснами.
  3. Если ребёнок уже встречался с разнообразными продуктами, вы можете предложить твёрдую пищу до кормления молоком.
  4. Примерно в восемь месяцев многие дети любят действовать самостоятельно. Это хорошее время, когда можно давать в виде прикорма продукты, которые едят руками. Тогда ребёнок может держать и жевать приготовленные на пару овощные палочки, мягкие фрукты, крекеры и полоски варёной курицы, рыбы или мяса.
  5. Поощряйте малыша в этом возрасте пить охлаждённую, кипяченую воду из чашки.

Напитки, которые можно разрешить пить малышу до 1 года

  • новорождённым, которых кормят грудью по требованию, не нужна дополнительная вода;
  • если вы не кормите грудью, выберите подходящую молочную смесь для кормления;
  • предложите воду из чашки-непроливайки с 6 месяцев;
  • детям запрещено цельное коровье молоко в качестве главного питания до 1 года;
  • не давайте чай, травяные настои, кофе, заменители кофе, молочные коктейли, питьевой шоколад, какао, сгущённое молоко.

Ограничьте добавление соли, сахара или сливок к детскому питанию. Эти продукты не приносят никакой пользы для здоровья.

Многие родители считают готовое детское питание удобным и простым в использовании.

Однако количество мяса в некоторых коммерческих продуктах может быть низким, и будет целесообразно добавить немного мяса домашнего приготовления для удовлетворения потребностей в железе.

Когда можно давать магазинное детское питание? Коммерческие продукты детского питания можно использовать в случаях, когда вы долго находитесь вне дома, во время путешествия. Но они не должны быть основными в рационе грудных детей.

Домашнее питание предлагает больше разнообразия вкуса и текстуры. К тому же оно дешевле, чем коммерческое детское питание.

Пищевая аллергия

Существует мало доказательств того, что введение прикорма позже шестимесячного возраста уменьшает риск появления аллергии.

Грудное молоко даёт лучшую защиту от аллергий.

Для наибольшей защиты не давайте твёрдой пищи до четырёх месяцев, кормите грудью как минимум шесть месяцев и во время того, как вводите прикорм ребёнку.

Даже если есть члены семьи с , нет необходимости откладывать начало введения прикорма или определённых видов продуктов питания, чтобы предотвратить аллергию. Задержка или избежание введения твёрдой пищи, наоборот, может увеличить риск развития аллергии у ребёнка.

Существует множество различных симптомов пищевой аллергии или пищевой непереносимости, похожих на признаки других детских болезней.

Большинство симптомов пищевой аллергии мягкие или умеренные и возникают в течение получаса после употребления.

Эти симптомы могут включать:

  • отёк лица, век или губ;
  • крапивницу или сыпь;
  • рвоту и ;
  • покраснение кожи.

Вводите дополнительные продукты по одному раз в 3 — 4 дня, чтобы можно было выявить любые реакции.

Если вы полагаете, что у ребёнка появилась аллергическая реакция на питание, следует избегать повторного прима этой пищи и обратиться к доктору.

Распространённые пищевые аллергены следующие:

  • коровье молоко и молочные продукты;
  • яйца;
  • рыба, морепродукты;
  • арахис, орехи;
  • соя и пшеница.

Как поступить, если малыш не любит новую еду?

Не волнуйтесь и не сдавайтесь, просто предложите пищу в другой раз. Может потребоваться до 10 попыток перед тем, как ребёнок признает новый продукт.

Немного о вкусе

Если еда на ваш взгляд кажется безвкусной, не переживайте. Младенцы более чувствительны к вкусу. Еда может не понравиться родителям, но ребёнок будет наслаждаться простым вкусом. Не добавляйте соль, сахар или приправы в прикорм для детей. Старайтесь не допускать, чтобы ваши собственные предпочтения ограничивали выбор ребёнка.

Питание и питьё в жаркую погоду

Когда жарко, давайте ребёнку много жидкости, чтобы предотвратить обезвоживание. Вам может потребоваться чаще кормить грудью или предлагать детскую смесь.

Предотвращение удушья при приёме пищи

Маленькие дети рискуют задохнуться от маленьких, твёрдых, круглых или липких продуктов:

  1. Попкорн, орехи, семена, твёрдые неприготовленные овощи и фрукты, кукурузные чипсы не подходят для младенцев.
  2. Всегда внимательно наблюдайте за тем, как ваш ребёнок ест.
  3. Удаляйте мелкие кости и хрящи из птицы, рыбы, мяса.
  4. Удаляйте кожу с сосисок, если они предлагаются.
  5. Делайте пюре из твёрдых фруктов и овощей (например, из гороха, фасоли, моркови и яблока).
  6. Убедитесь, что мелкие, круглые продукты, такие как виноград, хорошо пережёваны.

Очень важно правильно обращаться с продуктами питания, чтобы предотвратить заражение и снизить риск болезней пищевого происхождения.

  1. Всегда мойте руки перед приготовлением пищи, а так же руки ребёнка перед едой.
  2. Мойте всю посуду в горячей мыльной воде и хорошо её споласкивайте. Используйте чистую посуду и рабочие поверхности.
  3. Всегда используйте отдельные разделочные доски и посуду при приготовлении сырых и готовых пищевых продуктов.
  4. Тщательно мойте фрукты и овощи перед готовкой.
  5. Из морозильника или холодильника доставайте объём еды, необходимый только для одного приёма пищи.
  6. Храните приготовленные продукты в герметичной ёмкости в холодильнике или в морозильной камере.
  7. Повторно нагревать предварительно приготовленную пищу необходимо полностью. Никогда не нагревайте пищу более одного раза.
  8. Держите животных вдали от пищи.
  9. Не давайте мёд ребёнку до года.

Каждый ребёнок индивидуален. Некоторые дети будут есть новые продукты, как только им их предложат, другие на долгое время предпочтут только молоко матери или смесь. Некоторые дети едят все, что предлагается, а другие имеют явные симпатии и антипатии.

Не волнуйтесь слишком о предпочтениях вашего ребёнка. Продолжайте предлагать целый ряд питательных продуктов, чтобы малыш мог научиться наслаждаться разнообразными вкусами и текстурами.

В течение длительного времени в нашей стране существовали узаконенные положения о раннем введении прикорма с 3 нед жизни ребенка. Обоснованием для этого служило утверждение о необходимости ранней дотации витаминов, пищевых волокон и клетчатки с целью улучшения переваривания. Такая система введения прикорма определялась очень широким распространением искусственного вскармливания, которое в основном было не адаптированным относительно женского молока (бифидо-кефир, рис или греча, из промышленных смесей — «Малютка» или «Малыш»). Они включали неизмененный белок коровьего молока, углеводы были представлены главным образом сахарозой и глюкозой, а жиры представляли собой смесь насыщенных и ненасыщенных в основном длинноцепочечных жирных кислот. На этом фоне у детей очень часто развивались ферментопатии, нарушения микробиоценоза кишечника, аллергические дерматиты, анемия и рахит. Для уменьшения негативного влияния предлагалось очень медленное введение продуктов (начиная с капель — как бы «подготавливая» кишечник) и очень раннее — для максимально быстрого замещения основной молочной смеси.

Схема введения прикорма выглядела следующим образом: начиная с 3 нед предлагалось вводить соки (с капель), потом — овощной отвар, постепенно добавляя по одному компоненту для того, чтобы «приучить» ребенка к этим продуктам. В 2 мес вводилось фруктовое пюре, в 3 — кефир, в 4 — каши, в 5 — овощное пюре и творог, затем — яйцо, в 7 мес — мясо и печенье.

И если чередование продуктов для прикорма, скорость их введения во втором полугодии у детей первого года жизни незначительно отличались в различных странах, то столь раннее введение прикорма в первом полугодии не имело аналогов в мире. Эпидемиологические исследования, проведенные по инициативе ВОЗ в 1999-2002 гг., направленные на выявление причинных факторов распространенности гастроэнтерологических, аллергологических, иммунологических заболеваний среди детского и взрослого населения, установили, что одной из ведущих причин развития этих заболеваний является раннее введение прикорма.

Современные установки, касающиеся введения прикорма, основаны на изучении физиологии развития органов и систем ребенка, его подготовленности к восприятию новой пищи.

Своевременное введение правильно подобранных продуктов прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период ускоренного роста и созревания.

В течение всего периода введения прикорма материнское молоко или заменяющая его смесь должны оставаться основным продуктом, потребляемым грудным ребенком.

Постепенное расширение рациона ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) продуктами прикорма обусловлены:

  • необходимостью восполнения возникающего в организме растущего ребенка дефицита энергии и ряда пищевых веществ (белка, железа, цинка и др.), поступление которых с грудным молоком или заменителями после 4-6 мес становится недостаточным;
  • целесообразностью расширения рациона за счет растительных компонентов, различных видов углеводов, жирных кислот растительных масел и микроэлементов;
  • необходимостью включения в рацион более плотной, чем молоко, пищи для развития пищеварительной системы, жевательного аппарата и стимуляции работы кишечника.

Продукты прикорма можно разделить на две категории. Пища переходного периода — это продукты прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических пищевых и физиологических потребностей грудного ребенка. Пища с семейного стола, домашняя еда — это продукты прикорма, которые вводятся в рацион ребенка раннего возраста и приближаются по составу к тем продуктам, которые потребляют остальные члены семьи.

Способность потреблять твердую пищу требует созревания нервно-мышечной, пищеварительной, мочевыделительной и иммунной систем.

До 4 мес у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации, необходимой для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить, поэтому введение полутвердой пищи до этого времени не физиологично. Дальнейшие этапы развития нервно-мышечной координации у грудных детей и соотношение с возможностью введения различных продуктов прикорма представлены в .

Пищеварение и всасывание. Введение прикорма целесообразно только после того, как полностью созреют желудочные, кишечные и панкреатические пищеварительные ферменты. У различных детей, в зависимости от степени морфо-функциональной зрелости, наследственно обусловленных факторов, полноценно функционировать ферменты начинают в разные сроки, но не ранее 4 мес. Именно поэтому раннее введение прикорма сопряжено с появлением кишечной дисфункции.

Почечная функция. Под нагрузкой растворенных веществ на почки понимается суммарное количество растворенных веществ, которое должно быть выведено почками. Это не трансформируемые в ходе обмена веществ пищевые компоненты — главным образом электролиты: натрий, калий, хлор, фосфор, которые были поглощены сверх потребностей организма, — и конечные продукты обмена веществ, в частности азотные соединения. Потенциальная нагрузка растворенных веществ на почки — это растворенные вещества эндогенного и пищевого происхождения, которые должны быть выведены с мочой. Она определяется как сумма четырех электролитов (натрия, хлора, калия, фосфора) плюс растворенные вещества, полученные в результате белкового обмена, на долю которых обычно приходится свыше 50% потенциальной нагрузки на почки.

Наименьшую потенциальную нагрузку «осмотически активных веществ» на почки имеют грудное молоко — 93 мосмоль/л, детские смеси — 135 мосмоль/л. При введении прикорма нагрузка увеличивается в два и более раз. Формирование почечной функции происходит примерно к 4 мес, а у детей, перенесших хроническую внутриутробную или постнатальную гипоксию, и в более поздние сроки (примерно к 6 мес). Таким образом, и с этой точки зрения введение прикорма после 4-6 мес безопасно.

Иммунная система. Незрелая слизистая кишечника детей грудного возраста крайне подвержена действию энтеропатогенных микроорганизмов и чувствительна к антигенам, содержащимся в пище. В первые месяцы жизни, когда иммунная система кишечника еще не развита, решающую роль в поддержании здоровья ребенка играют неспецифические факторы защиты, к которым относится грудное молоко. Кроме того, кишечная стенка в этот период жизни ребенка является хорошо проницаемой для макромолекул, прежде всего аллергенов пищи. Под воздействием лимфоцитов и частично гидролизованного иммуноглобулина G грудного молока созревает лимфоидная система кишечника (GALT — Gut associated lymphoid tissue), которая не только является главным фактором защиты, но и снижает проницаемость стенки кишечника. К потенциальным антигенам относятся белки сои, клейковина, белки коровьего молока, яйца, рыба и др. Таким образом, чем раньше вводятся эти продукты, тем выше риск антигенного воздействия.

Особое внимание необходимо обратить на то, что таким антигеном может быть белок сои, смеси на основе которого в настоящее время часто назначают при появлении кожных изменений, вне зависимости от их генеза. Смеси на основе сои должны назначаться только при условии непереносимости белка коровьего молока и при обязательном контроле индивидуальной реакции ребенка.

Введение прикорма у детей первого года жизни

При введении прикорма у детей первого года жизни следует учитывать ряд положений.

  • Каждый ребенок может иметь индивидуальную реакцию переносимости.
  • Сроки каждого введения прикорма могут колебаться для каждого ребенка в пределах 1-2 мес.
  • В период, когда ребенок болеет, у него наблюдаются выраженные «кишечные колики», т. е. до 4 мес введение прикорма крайне чревато «срывом».
  • При естественном вскармливании сроки введения прикорма можно сместить на 2 мес и начать вводить новые продукты после 6 мес.

Сроки введения прикорма в нашей стране по-прежнему несколько отличаются от мировых норм и рекомендаций ВОЗ. Так, ВОЗ рекомендует не вводить прикорм до 6 мес, а после 6 мес добавлять в рацион новые продукты достаточно быстро. Отечественные специалисты (И. Я. Конь и соавт., 2000) рекомендуют вводить первый прикорм с 4 мес и более медленными темпами. По-видимому, нецелесообразно рассматривать сроки введения прикорма как своего рода догму. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Так, при грудном вскармливании, наличии у матери установки на длительную лактацию, хорошем физическом и психомоторном развитии ребенка прикорм можно начинать вводить с 6 мес. При искусственном вскармливании, возможно, целесообразно сохранить введение новых продуктов с 4 мес. При наличии в семье аллергической предрасположенности, проявлений дерматита у ребенка введение прикорма можно несколько отложить, так же как, например, при длительно неустойчивом стуле или позднем старте ферментов.

Первый прикорм — фруктовый сок и пюре. В России это традиционно яблочное пюре, лучше из чуть «припущенного» яблока: в нем меньше экстрактивных веществ. Желательно, чтобы яблоко было зеленое или желтое. Можно пользоваться и «промышленными» пюре, особенно в зимне-весенний период. Они не менее полезны и содержат необходимые витамины и пищевые волокна. В состав соков входят экстрактивные вещества, более активно влияющие на кишечник. Вопрос, что вводить в начале — сок или пюре, можно решать индивидуально. Следующим фруктом может быть банан, потом абрикос, чернослив (все в виде пюре). Очень хорошо использовать сочетания — яблоко-кабачок или тыква. В 4 мес эти продукты почти безопасны, а в 1-1,5 мес с огромной долей вероятности они вызовут аллергические реакции, кожные проявления или усиление болей в животе.

Фруктовые, фруктово-овощные и овощные пюре и соки могут быть приготовлены из одного или двух видов фруктов, а также из смеси фруктов и овощей. Соки могут быть осветленными и с мякотью. Соки с мякотью вводят позже, чем осветленные, хотя они содержат растительные волокна, которые стимулируют перистальтику кишечника, и могут использоваться как способ лечения запоров.

Основные правила при использовании соков.

  • На этикетке должен быть указан минимальный возраст, начиная с которого можно давать данный сок, но можно начинать давать его детям более старшего возраста.
  • Начинать надо всегда с соков, содержащих один фрукт или овощ. Не рекомендуется начинать с виноградного, морковного, сока из экзотических фруктов.
  • Нельзя одновременно вводить несколько разновидностей соков, так как в этом случае трудно определить, на какой именно сок у ребенка развилась та или иная реакция. Следует начинать вводить сок с минимальных объемов, при этом внимательно наблюдая за ребенком. Нужно проследить, нет ли изменений стула, усиления болей в животе, покраснения кожи. При появлении этих симптомов данный вид сока нужно отменить. Реакция на сок может проявиться отсроченно, при увеличении его объема. Следующий вид сока можно начинать давать ребенку только после того, как полностью освоен предыдущий. Чем позже вы начинаете вводить соки (не раньше 4 мес), тем меньше отрицательных реакций.
  • После введения однокомпонентных соков можно начинать включение в рацион многокомпонентных, но лучше это делать после 6-7 мес. Томатный, виноградный соки чаще других вызывают отрицательные реакции, в связи с чем их лучше начинать давать малышу к году. Также полезны соки из лесных ягод, апельсинов. Лучше использовать абрикосовый, грушевый, сливовый соки.

В состав плодово-овощных пюре могут входит только фрукты и овощи, либо их сочетания с формообразующими компонентами — крахмалом, мукой, загустителями. Фруктовые пюре могут быть одно- и многокомпонентными. Принципы введения пюре те же, что и при введении соков.

Фруктовые пюре могут быть различной степени гомогенизации — полностью измельченные, мелко- и крупноизмельченные. Это деление соответствует стадиям введения продуктов и подготовки ребенка к употреблению твердой пищи. Кроме чисто фруктовых или овощных пюре, в настоящее время на рынке имеются комбинированные продукты, например с добавкой йогурта или каш. Начинать давать их нужно в сроки, соответствующие периоду введения второго компонента, т. е. в период включения в рацион кисломолочных продуктов — в первом случае и каш — во втором.

Фруктово-овощные блюда всегда более вкусные, сладкие и вводятся как фруктовое пюре.

В дальнейшем вводят менее вкусные овощные пюре, к которым нужно приучать ребенка более постепенно. При их введении необходимо учитывать состав, а также индивидуальную реакцию ребенка на состав пюре. При введении овощных пюре начинать следует с тех, которые состоят из минимального количества овощей, постепенно вводят пюре с более сложным и измельченным более крупно составом. Речь идет о пюре из кабачков, тыквы, сладкого картофеля, затем к ним добавляются пюре из моркови, гороха и других бобовых, капусты. В последнюю очередь, после 9-10 мес, вводят пюре, содержащие томаты, лук, специи. Обычно в состав пюре входит растительное масло, поэтому дополнительно его вводить не следует.

Каши являются важным прикормом, который следует добавлять в рацион после фруктовых пюре и соков. Все каши делятся на молочные и безмолочные, а также содержащие один злак или несколько злаков, возможно включение фруктовых и овощных добавок. При наличии этих добавок прикорм относится к кашам, а не к фруктовым пюре.

Молочные каши промышленного производства являются в основном инстантными, т. е. не требуют варки. При разведении их водой в соотношении, указанном на коробке, получается каша, содержащая молочный компонент в виде соответствующей смеси, выпускаемой данной фирмой, или реже — в виде коровьего сухого молока.

На упаковке некоторых каш указывается, что они «не содержат глютена». Глютен, или белок клейковины, содержится преимущественно в злаках. Он может вызывать повреждение слизистой оболочки тонкой кишки, что ведет к понижению всасывания, учащению стула, развитию истощения и анемии. Это состояние называется глютеновой энтеропатией или глютенчувствительной целиакией. Клейковина представляет собой смесь белков, содержащихся в зерновых продуктах. Для кишечного эпителия токсичной является глиадиновая фракция клейковины. Наибольшее количество глиадина содержится в пшенице.

Истинная целиакия представляет собой довольно редкое заболевание. Однако поздний старт ферментов тонкого кишечника может затрагивать и глютенрасщепляющие энзимы. В этом случае возникают не только клинические кишечные проявления, возможна также задержка физического и психомоторного развития. Установлена прямая связь между временем введения прикорма и клиническими проявлениями глютеновой болезни. В то же время у большинства детей введение глютенсодержащих продуктов после 6 мес уже не вызывает этих изменений. Более того, даже у малышей с первичной целиакией позднее начало введения глютенсодержащих продуктов вызывает отсроченное развитие клинической картины. Последнее достаточно важно, так как в особо уязвимый период ускоренного физического развития не возникает помех для питания и роста ребенка. Поэтому первое введение каш лучше начинать с безглютеновых продуктов, не следует также начинать давать цельные каши после 6-го месяца жизни.

Традиционно западные фирмы используют рисовую, пшеничную муку, реже — овсяную, манную и совсем нечасто — гречневую. Это объясняется тем, что на Западе данные злаки считаются наиболее важными для младенцев, и назначение каш начинают именно с них.

В России принято начинать введение в рацион данного вида прикорма с каш из гречневой и овсяной муки. Изготовление каш из этих круп является данью традициям нашей страны, и производятся они в основном для реализации на территории СНГ.

Известно, что кукурузная мука реже других вызывает аллергические реакции, а рисовая содержит наибольшее количество необходимых витаминов. Рисовая мука для детского питания обычно готовится из недробленого риса, поэтому эти каши не обладают свойством замедлять перистальтику и не провоцируют развитие запоров у детей. Поэтому изготовленные промышленным способом каши из рисовой муки можно рекомендовать всем детям, даже имеющим склонность к урежению эвакуации кала, тогда как рисовая каша домашнего приготовления из размолотого дробленного очищенного риса может провоцировать замедление перистальтики. Овсяные каши, напротив, усиливают перистальтику и способствуют лучшей эвакуации желчи.

Каши из нескольких злаков в сочетании с фруктовыми наполнителями лучше вводить ближе к году. Это в первую очередь относится к кашам с медом, шоколадом, какао, орехами и лесными ягодами.

Мясо, рыбу вводят в 7-8 мес, обычно в сочетании с овощами. Мясо начинают давать ребенку в измельченном, взбитом виде, постепенно переходя на более крупные провернутые через мясорубку или мелко порезанные кусочки — с учетом возможностей ребенка. Ребенок не должен давиться пищей, чтобы не развивался отрицательный рефлекс на еду. Начинать лучше с малокомпонентных мясоовощных пюре или с чисто мясных пюре, которые добавляются к привычным для ребенка овощам. В России традиционно используются картофель, капуста, кабачок, тыква, репка. Морковь необходимо вводить очень осторожно. Особое внимание следует уделять использованию помидоров — дети до 1 года переносят их довольно плохо: они могут провоцировать пищевые «срывы». К добавлению лука и специй также нужно относиться с осторожностью.

Мясо можно использовать любое — говядину, телятину, индейку, крольчатину, нежирную свинину, курицу. Вводить различные сорта мяса необходимо постепенно, с учетом пищевых пристрастий ребенка, контролируя его состояние.

В 6-8 мес вводятся творог и кисломолочные смеси. Детям с рахитом и анемией эти продукты можно начинать давать и раньше — c 5 мес.

В 8 мес вводят хлеб или печенье, которое обычно добавляют в творог и смешивают с фруктовым пюре.

Желток, если у членов семьи нет на него аллергии, лучше включать в рацион начиная с 10-11 мес, в этот же период можно начинать давать слабые бульоны.

Таким образом, в первые 6 мес ребенка почти не «нагружают» незнакомой пищей, тогда как во втором полугодии довольно быстро можно ввести все необходимые ингредиенты.

Всю новую пищу необходимо включать в рацион постепенно, по одному компоненту. При появлении отрицательной реакции данный вид прикорма или составляющий его продукт «убирается» из рациона минимум на 1 мес.

Пищевой рацион ребенка должен строиться таким образом, чтобы сформировать у него рефлекс: завтрак (чаще каша), обед (овощное пюре, потом пюре с добавлением мяса и бульона), полдник (творог с печеньем и фруктовым пюре), ужин (кефир, молоко или каша). Желательно между кормлениями ребенку ничего не давать. Если малыш находится на грудном вскармливании или привык к какой-то смеси, то, возможно, после любого вида прикорма ему потребуется немного любимого продукта.

4-6 мес — фруктовые пюре и соки;

5-6 мес — овощное пюре;

6-7 мес — каша;

7-8 мес — мясо; рыба — после 10 мес;

8-9 мес — печенье, творог, кефир;

10-11 мес — желток, бульон.

Можно первоначально вводить кашу, а потом овощное пюре. Творог по медицинским показаниям (течение рахита, анемия, гипотрофия) начинают вводить в 5-6 мес. При стойких запорах с 4 мес можно включать в рацион заквашенные кисломолочные смеси или кефир.

Е. С. Кешишян , доктор медицинских наук, профессор
МНИИ педиатрии и детской хирургии, Москва

По современным представлением введение прикорма – это кормление грудных детей продуктами и жидкостями, все более разнообразными по своей консистенции, вкусу, аромату и внешнему виду в дополнение к грудному молоку или заменителям грудного молока. Ведущие специалисты в области детского питания считают целесообразным выделять понятия «продукты прикорма» и «блюда прикорма». К продуктам прикорма относятся соки, творог, желток, сливочное и растительное масло. Блюдами прикорма считаются фруктовые и овощные пюре, каши, мясные, мясо-растительные, рыбные и рыбно-растительные пюре. По мере того, как ребенок растет и становится более активным, грудное молоко постепенно перестает быть адекватным источником некоторых нутриентов (железа, витамина Д и др.), не обеспечивает растущих потребностей организма в меди и железе, первоначальные запасы которых (в составе гемоглобина, печени) начинают истощаться. Возникает потребность в постепенном переходе к пище, имеющей более высокую энергетическую ценность и концентрацию пищевых веществ по сравнению с грудным молоком.

Необходимость введения прикормов обусловлена:

  • необходимостью дополнительного введения в организм растущего ребенка энергии и ряда пищевых веществ (белка, железа, цинка, меди и др.), поступление которых только с женским молоком (или заменителями женского молока), на определенном этапе развития (с 4-6 месяцев), становится недостаточным;
  • целесообразностью расширения спектра пищевых веществ рациона, в частности, за счет содержащихся в продуктах прикорма растительного белка, различных видов углеводов, жирных кислот, микроэлементов, необходимых для дальнейшего роста и развития ребенка;
  • необходимостью включения в рацион ребенка более плотной пищи для развития и правильного функционирования жевательного аппарата, стимуляции пищеварительной системы и моторной активности кишечника детей;
  • необходимостью формирования новых вкусовых ощущений.

Слишком раннее введение прикорма (до 4-месячного возраста):

  • приводит к снижению частоты и интенсивности сосания из груди, что может привести к уменьшению лактации, а значит и к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ;
  • увеличивает риск диспептических заболеваний и, следовательно, возможность формирования гипотрофии;
  • увеличивает частоту развития пищевой аллергии, поскольку «кишечный блок» для аллергенов еще не сформирован;
  • провоцирует срыгивание;
  • может привести к аспирации пищи в результате дискоординации жевательных и глотательных движений.

Проблемы возникают также и в том случае, когда прикорм вводится слишком поздно. Недостаточное поступление пищевых веществ и энергии может привести к задержке роста, гипотрофии, дефициту микроэлементов (особенно железа и цинка), задержке развития навыков жевания, положительного восприятия ребенком нового вкуса и структуры пищи.

Поэтому вводить прикорм нужно в свое время, соответственно физиологической зрелости ребенка первого года жизни.

Готовность к введению прикормов определяется при наличии следующих признаков:

  1. Возраст около 5-6 месяцев.
  2. Угасание рефлекса «выталкивания» при хорошо скоординированном рефлексе продвижения комочка пищи языком и его проглатывания.
  3. Проявление готовности ребенка к жевательным движениям при попадании в рот ложки, соски или других предметов.
  4. Состоявшееся или текущее прорезывание части зубов.
  5. Умение ребенка сидеть с поддержкой и обладать достаточным нервно-мышечным контролем за головой и шеей.
  6. Способность ребенка выразить свое отношение к предлагаемой пище: открывать рот и наклоняться вперед, если пища нравится, или сжимать губы, отворачиваться и откидывать голову назад, если пища не вызывает у ребенка интерес (больше не хочет есть).
  7. Зрелость функций желудочно-кишечного тракта, достаточная для того, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции на этот продукт.

При введении прикорма необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Не ранее 4 месяцев, не позже 6 месяцев.
  2. Сроки введения прикорма устанавливает только врач, который учитывает антропометрические показатели, состояние здоровья, пищевой статус ребенка, факторы риска, социальные условия, региональные особенности и др.
  3. Нежелательно начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.
  4. Начинать введение любого нового продукта только тогда, когда ребенок здоров.
  5. Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через соску.
  6. Постепенное увеличение объема. Каждый новый продукт начинают вводить с небольших количеств (сок – с нескольких капель, пюре и каши – с 1/2 чайной ложки), увеличивая его в течение 7 дней до возрастного объема, внимательно наблюдают за его переносимостью.
  7. При появлении симптомов плохой переносимости (нарушение функции кишечника, аллергические реакции и др.) необходимо этот продукт временно исключить из рациона, а затем попытаться ввести его в более позднем возрасте (не ранее, чем через 3 месяца). При повторной негативной реакции следует отказаться от введения данного продукта и попытаться заменить его аналогичным (например: сливовое пюре – грушевым, манную кашу – рисовой и т.п.).
  8. Постепенный переход от монокомпонентных к поликомпонентным блюдам. Введение любого нового вида пищи начинают с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Например: первым вводится яблочный сок, затем яблочно-абрикосовый, позднее яблочно-абрикосово-апельсиновый; такие же правила соблюдаются и при введении овощных пюре, каш, мясорастительных и рыборастительных блюд.
  9. По консистенции прикорм должен быть гомогенным и не вызывать затруднений при глотании. С возрастом переходят к новой, более густой, а позже – к плотной пище, требующей жевания. Наиболее понравившиеся ребенку блюда дают в более густом виде.
  10. Начинают с фруктов и овощей, произрастающих в данной местности.
  11. Все новые продукты вводятся поочередно с интервалом не менее 5-7 дней.
  12. Первый прикорм (овощное пюре или каша) вводят во второе утреннее кормление. Второй прикорм (каша или овощное пюре) дают через месяц после первого, третий – через месяц после второго.
  13. Овощной и злаковый прикормы вытесняют по одному молочному кормлению, мясной прикорм добавляется, как правило, к овощному прикорму.
  14. Объем соков не учитывается в суточном объеме питания, фруктовое пюре – 50% от объема.

Прикорм - продукты питания, вводимые в рацион ребенка первого года жизни, в дополнение к грудному молоку или детским молочным смесям. Такое расширение рациона питания позволяет удовлетворить возрастающую потребность ребенка в питательных веществах, витаминах, микроэлементах и постепенно подготовить его к отнятию его от груди.

Виды прикорма

  • овощной, фруктовый;
  • зерновой (каша);
  • мясной;
  • смешанный (молочно-злаковый, фруктово-молочный, фруктово-злаковый, мясо-овощной и пр.).

Сроки введения прикорма

Сроки введения прикорма в нашей стране несколько отличаются от рекомендаций ВОЗ. Так, ВОЗ рекомендует не вводить прикорм до 6 месяцев, а потом достаточно быстро вводятся все виды прикорма. Ведущие российские специалисты в области детской нутрициологии считают возраст от 4 до 6 мес. оптимальным для начала адаптации ребенка к введению в рацион питания других продуктов помимо грудного молока.

Точный возраст введения прикорма не установлен. Вероятно, он зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Здоровым доношенным детям прикормы обычно вводят в 4,5-5 месяцев. Более раннее введение прикорма (с 4 мес) рекомендуют при анемии, рахите, упорных срыгиваниях. В жаркое время года, а также при острых заболеваниях ребенка, особенно при кишечных расстройствах, прикорм назначается в более поздние сроки - с 5-5,5 мес.

При искусственном и смешанном вскармливании введение прикормов может осуществляться раньше, в возрасте 3-4 мес.

Показания для введения прикорма

  • Возраст 4 мес. и более, если ребенок здоров, но не набирает массу тела, при этом отмечается явное проявление неудовлетворенности (беспокойство, учащение крика) ребенка получаемым объемом молока: большая частота прикладываний, повторные ночные пробуждения с голодным криком, уменьшение числа мокрых пеленок, урежение стула;
  • Возраст более 5-6 мес.
  • Появление жевательных движений у ребенка при попадании в рот соски или других предметов.
  • Угасание рефлекса "выталкивания" (языком) при хорошем рефлексе проглатывания пищи
  • Если у ребенка началось прорезывание зубов.
  • Если ребенок уверенно сидит и владеет головой для выражения эмоционального отношения к пище или выражения насыщения.
  • Отсутствие расстройства пищеварения и аллрегических реакций на продукт при введении небольшого количества густого прикорма.


Введение прикорма - важный момент в жизни ребенка, к которому следует подходить с большой осторожностью, обусловленной возможностью развития пищевой аллергии. В период введения новых продуктов в рацион питания ребенка рекомендуется вести "пищевой дневник": если у вашего малыша возникнет аллергическая реакция на введение нового продукта, вы сможете исключить его из рациона ребенка.

Правила введения прикорма
(Г.Н.Сперанский и соавт. (1959), А.Ф.Тур (1971, 1973)

  • Начинать введение любого нового прикорма следует только тогда, когда ребенок здоров! В крайнем случае введение прикорма возможно в период выздоровления, но при устойчивом стуле
  • Вводить прикорм нельзя при изменении условий жизни ребенка (переезд на дачу, поступление в ясли и пр.) или в ближайшие 1-2 нед после профилактических прививок.
  • Не следует вводить прикорм в жаркую погоду
  • Каждый новый продукт следует вводить постепенно, начинать с малых доз (5-10 г), особенно при наклонности к неустойчивому стулу, затем повышать дозы в зависимости от реакции ребенка на пищу; При появлении признаков непереносимости (нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции) введение продукта следует прекратить. Повторное введение ранее непереносимого продукта возможно через некоторое время. Если при повторном введении продукта признаки непереносимости появятся вновь, следует заменить этот вид продукта на аналогичный (например, яблочный сок - на грушевый).
  • Прикорм следует давать детям перед кормлением грудью, так как новая пища нередко вызывает протест ребенка, поэтому лучше давать ее при наиболее сильном пищевом возбуждении.
  • Прикорм дается с ложки в теплом, но не горячем виде.
  • Нельзя вводить одновременно два новых прикорма; введение нового прикорма следует начинать с монокомпонентного продукта (один вид продукта), постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких видов продуктов данной группы. Например, введение соков следует начинать с яблочного, а затем можно переходить на смесь из 2 соков (яблочного и грушевого). Это же правило относится и к другим видам прикорма (кашам, пюре и т. д.).
  • Каждый следующий новый прикорм вводится после того, как ребенок адаптировался к предыдущему.
  • Количество прикорма за одно кормление (пюре, каша, кисель) устанавливается в зависимости от ритма кормления и возраста ребенка.
  • По консистенции прикорм должен быть гомогенным и не вызывать затруднении при глотании; с возрастом следует переходить к более густой, а позже и плотной пище, возможно раньше приучая ребенка к приему пищи с ложки и жеванию.

Примерная схема введения прикорма при грудном вскармливании детей первого года жизни

Продукты прикорма

Возраст (месяцы)

Фруктовый сок (мл)

Фруктовое пюре (г)

Овощное пюре (г)

Творог (г)

Растительное масло (г)

Желток (шт.)

Молочная каша (г)

Сливочное масло (г)

Мясное пюре (г)

Печенье, сухари (г)

Хлеб пшеничный (г)

Кефир(мл)

Примерная схема введения прикорма
при смешанном и искусственном вскармливании детей первого года жизни

Продукты прикорма

Возраст (месяцы)

Фруктовый сок (мл)

Фруктовое пюре (г)

Овощное пюре (г)

Растительное масло (г)

Творог (г)

Молочная каша (г)

Сливочное масло (г)

Желток (шт.)

Мясное пюре (г)

Печенье, сухари (г)

Хлеб пшеничный (г)

Кефир(мл)

Введение прикорма уменьшает число кормлений (до 5 раз в сутки) и количество получаемого грудного молока. При этом желательно и после введения полной дозы прикорма, в это же кормление давать ребенку грудь. К концу первого года хорошо развивающиеся дети могут переводиться на 4-разовое кормление. Суточный объем пищи детей старше 6 мес может доходить до 1100-1200 мл.

Примерные сроки введения прикорма см. в таблицах.

Фруктовый сок в рацион ребенка, находящегося на естественном вскармливании, целесообразно вводить не ранее 3,5-4 месяцев. Сок вводится постепенно, начиная с 1/2 чайной ложки в сутки, в течение 7-10 дней достигается необходимый объем.

Соки вводятся в следующей последовательности:

  • яблочный;
  • грушевый;
  • сливовый;
  • абрикосовый;
  • персиковый.

Первоначально вводятся осветленные соки, при их хорошей переносимости можно рекомендовать те же соки с мякотью.

При склонности к запорам предпочтительнее ввести сливовый или абрикосовый, в случае неустойчивого стула у ребенка - грушевый. Соки из экзотических фруктов, цитрусовых, малины, винограда рекомендуется вводить позднее - с 6-8 месяцев.

Фруктовое пюре вы можете ввести через 2 недели после введения соков в той же последовательности.

Помните, что введение соков и фруктовых пюре необходимо начинать с монокомпонентных продуктов (из одного вида фруктов).

Чем отличается схема введения продуктов прикорма детям, находящимся на смешанном и искусственном вскармливании?

  • Отдельные виды прикорма могут быть введены в более ранние сроки. Например, соки и фруктовые пюре по показаниям могут быть введены в 3 месяца.
  • Вместо овощного может быть введен злаковый прикорм (при малой прибавке в весе, срыгивании, склонности к запорам). Он может вводиться в 4-5-месячном возрасте.
  • Введение второго прикорма - овощей - в 5 мес.
  • Творог - в 6 мес.
  • Мясо может вводиться в 7-месячном возрасте.
  • Все виды прикорма вводятся так же постепенно и в таких же объемах, как и у детей на грудном вскармливании.
  • Кисломолочные продукты при необходимости могут использоваться в более раннем возрасте (8-10 мес.), а натуральное детское молоко рекомендуется с 12 мес.

Учитывая указанные сроки, надо стремиться к разнообразию вводимого прикорма, но никогда не следует переходить на новый прикорм, если ребенок не вполне привык к предыдущему, и каждый новый прикорм надо вводить лишь в постепенно возрастающих количествах. Всегда надо учитывать индивидуальные конституциональные особенности ребенка. Объем каждого кормления - не более 200 мл.

Не следует стремиться к слишком раннему назначению яичного желтка (с 4 месяцев), мяса (с 5-6 месяцев) и другого прикорма, как это, к сожалению, рекомендуют некоторые авторы; дети первого полугодия жизни в таком разнообразии прикорма не нуждаются, если они получают необходимое для них количество полноценного материнского молока. Раннее назначение столь разнообразного прикорма нефизиологично и сравнительно часто вызывает у детей дисфункцию желудочно-кишечного тракта; к этому надо добавить, что дети, которым слишком рано начинают давать разнообразный прикорм, преждевременно перестают брать материнскую грудь, и их приходится раньше срока переводить на искусственное вскармливание.

Использованная литература

  1. Васильева Е.И. Питание детей первого года жизни в норме и при некоторых патологических состояниях. Уч. пособие. Иркутск, ИГМУ, 2011
  2. Домбровская Ю.Ф., Лебедев Д.Д., Молчанов В.И. Пропедевтика детских болезней. - 5-е изд. испр. и доп. - М., Медицина, 1970
  3. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Овсянникова Е.М. Настольная книга для лучшей мамочки, 2008 (другие выходные данные в печатном издании отсутствуют)
  4. Ладодо К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. Основы рационального питания детей. - К.:Здоров"я, 1987. - 256 с.
  5. Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней. - 6-е изд. - Медицина. Ленинградское отделение, 1971
  6. Шамсиев С.Ш., Шабалов Н.П., Эрман Л.В. Руководство для участкового педиатра. - 2-е изд. испр. и доп. - Ташкент, 1990

Вокруг прикорма сегодня существует немало спорных мнений. Несколько десятилетий назад давать прикорм начинали уже с трех недель жизни малыша, а теперь срок введения твердой пищи отодвигается все дальше и дальше.

Мамы и в особенности бабушки оказываются в затруднении, да и часть врачей не успевает освежить свои знания… Каковы же современные представления о прикорме?

Что такое прикорм ?
Подходы к прикорму пытаются объяснить множество терминов. Мамы, активно общающиеся в интернете, наверняка слышали о так называемых педагогическом и педиатрическом прикорме, практики которых активно объясняют различия между этими системами… На самом деле все проще. Всемирная Организация Здравоохранения, после нескольких больших исследований питания малышей по всему миру, дала рекомендации по прикорму, которые вполне согласуются со взглядами большинства опытных матерей.

По формулировке ВОЗ, введение прикорма - это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку или адаптированной смеси. Сначала дети получают пищу переходного периода - это продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических потребностей грудного ребенка; а затем настает время пищи с семейного стола. Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту одного года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения
особых потребностей грудного ребенка.

Когда?
Как это ни удивительно, но еще в 30-40х годах прошлого века оптимальным временем начала прикорма педиатры называли шесть месяцев. Раннее начало прикорма в 50-60х годах было напрямую связано с широким распространением искусственного вскармливания и тем, что матери очень рано выходили на работу, а тогдашние смеси не удовлетворяли потребности ребенка в витаминах.

Со временем, когда состав смесей совершенствовался и поступали все новые результаты исследований о здоровье детей на раннем прикорме, сроки прикорма отодвигались все дальше. От трех недель к полутора месяцам, потом - к трем, к четырем, и наконец - к шести. Проверка временем показала, что довоенные педиатры были правы.

В чем же опасности слишком раннего прикорма? Оказывается, чем раньше он введен, тем больше угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий из-за незрелости детского кишечника. На этом фоне возрастает риск недостаточности питания, ведь незрелый детский организм еще не вырабатывает в достаточном количестве ферменты, помогающие усваивать «взрослую» пищу. Исследования, которые постоянно проводит ВОЗ (последнее из них - в семи странах по всему миру, в 2002 году) подтвердило, что введение прикорма раньше шести месяцев увеличивает риск заболевания пневмонией и повторяющегося отита из-за снижения общей сопротивляемости организма малышей. Дети, которые кормились только грудью на протяжении первых шести месяцев жизни, начинали раньше ползать и ходить по сравнению с детьми, получавшими прикорм вскоре после исполнения четырех месяцев. По всем этим причинам начало прикорма с шести месяцев - это официальная рекомендация министерств здравоохранения большинства стран мира, в том числе США и России.

При этом реально введение прикорма может начинаться и несколько позже, если созревание малыша задерживается или кроха болен. Бывает, что мама переживает: ребенку уже семь месяцев, а никакого интереса к прикорму он не проявляет, да и признаки готовности к получению прикорма еще не все проявились - неужели кормить насильно? Конечно, этого делать не нужно! ВОЗ в своих рекомендациях указывает, что если мама полноценно питается, то ребенку гарантированно хватает всех питательных веществ и микроэлементов грудного молока примерно до 8 месяцев. Глобальная рекомендация о начале прикорма с 6 месяцев сделана с учетом того, что реально далеко не все матери сегодня питаются нормально, особенно те, кто живет в странах "третьего мира"!

Чем?
Цель прикорма состоит в том, чтобы обеспечить малышу дополнительное количество энергии. А поскольку желудочек у него совсем еще невелик, то при энергетической ценности ниже, чем у грудного молока получается, что ребенок, наоборот, теряет в энергии и пищевых веществах. Поэтому продукты для прикорма должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов, и давать их нужно маленькими количествами и часто. Слишком жидкая (10%, как советовали раньше) каша, бульон и тому подобные продукты не могут выступать в качестве прикорма - для малыша это серьезная потеря в качестве пищи!

После полугода вещества, которых первыми начинает не хватать ребенку, это железо и цинк. Поэтому в качестве первого прикорма ребенку рекомендуются каша или овощи, в которых железо и цинк находятся в достаточно легко усвояемых формах. Если ребенок плохо набирает в весе или у него жидкий стул - лучше начать с каш, если же малыша чаще крепит, то начинать стоит с овощей. Второй прикорм, соответственно, овощи или каша, третий - мясной, и уж потом все остальное.

Второй прикорм вводится параллельно с первым спустя месяц. Ориентироваться надо в первую очередь на овощи и фрукты сезонного периода и нашей широты, избегая экзотики. Как правило, первые овощи в рационе - кабачок, цветная капуста, морковь. Кому-то удобнее использовать пюре фабричного приготовления, хотя надо быть готовой к тому, что очень долго баночку почти целиком будет съедать мама. Кто-то просто добавляет овощи в рацион всей семьи, в таком случае
для приготовления овощей хорошо использовать пароварку: еда готовится быстро, а витамины сохраняются в большем количестве. Готовые овощи можно измельчить блендером.

Каши, с которых начинается прикорм, должны быть гипоаллергенными: это рис, гречка и кукуруза, которые не содержат глютен - растительный белок, часто вызывающий аллергическую реакцию. И всегда нужно помнить, что ни один отдельно взятый продукт не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами. Например, картофель обеспечивает витамином С, но не обеспечивает железом, в то время как хлеб и фасоль обеспечивают железом, но не витамином С. Ценность грудного молока и даже адаптированной смеси весь первый год остается значительно выше, чем любого другого продукта, поэтому не торопитесь променять порцию маминого молочка на морковку или яблочко!

Что же касается питья, то необходимость в нем возникает, только когда малыш получает уже значимые порции прикорма. В большинстве случаев это происходит после 8-10 месяцев, а то и позже. Параллельно с введением прикорма мама может предлагать малышу попить компот или водички из чашки, но если кроха отказывается - настаивать не нужно.

Как?
И все же на практике основная проблема прикорма состоит не в том, чтобы накормить малыша какими-то определенными продуктами, а в том, чтобы вообще его накормить. Почему же многие дети отказываются от прикормов? Это происходит, если мама забывает, что прикорм - всего лишь переходный этап на пути малыша от грудного молока или адаптированной смеси ко взрослой еде. И смысл его - в том, чтобы у ребенка старше года было желание и умение есть еду с семейного стола!

Давая прикорм, мама должна всегда иметь в виду, что сытый ребенок - это цель сиюминутная, а главная цель - чтобы у крохи был аппетит и интерес к еде. Поэтому ребенка не надо накармливать любой ценой, когда он этого не хочет! Если мама начинает усиленно и серьезно кормить малыша, то у него создается впечатление, что еда - это насильно навязываемый объект, ценность которого невелика, и начинает избегать попыток кормления.

Как же вызвать интерес к еде? Обычно детки в возрасте около 5-6 месяцев начинают проявлять пищевой интерес, то есть требовать то, что едят родители. Вместе с тем малыши довольно подозрительны и консервативны, они обычно предпочитают не совать в рот то, что им совсем незнакомо. Поэтому, для того чтобы пробудить у ребенка желание есть что-то, помимо материнского молока, надо сажать его с собой за стол (вместо отдельных кормлений). Ребенок должен видеть, как члены его семьи обращаются с едой, и что они едят с аппетитом, есть им нравится. Чаще всего бывает так, что малыш некоторое время просто наблюдает (предлагать ему без его просьбы ничего не надо), а потом - иногда через пару трапез, иногда через несколько дней - обязательно начинает просить дать и ему. Мама с учетом этого просто держит рядом чистую ложечку для малыша и кладет на свою тарелку немного еды, которую планирует дать в качестве прикорма (если домашняя пища, то, конечно, отложенная еще на стадии готовки, чтобы была без специй, молока и т.п.), и когда малыш начинает просить - даже не с первого раза, а когда он проявит яркую инициативу - дает немного предназначенной ребенку еды, одну-две чайные ложки. Если ребенок просит еще - на первых порах давать не стоит, это может оказаться ненужной нагрузкой на пищеварение. Если ребенок, наоборот, морщится и выплевывает - не нужно настаивать и тем более ругать, это будет способствовать формированию негативного отношения к еде. Просто предложите в другой раз другую пищу, а через некоторое время можно предложить и то же самое. Есть интересная закономерность, которая говорит о том, что для того, чтобы у ребенка появился аппетит к какой-то еде, ему нужно попробовать ее 8-10 раз, а явное повышение положительного восприятия пищи происходит после 12-15 раз. Поэтому те продукты, от которых ребенок первоначально отказывается, позже нередко принимаются.

Часто распространенное мнение, что груднички позже начинают проявлять интерес к еде с семейного стола, при правильном вводе прикорма оказывается ошибочным. Как показала практика, при грамотном и бережном вводе прикорма малыши на грудном вскармливании быстрее начинают проявлять интерес и активно есть с семейного стола! Исследователи высказали предположение, что это связано с тем, что в отличие от «искусственников», получающих питание промышленного производства с одним и тем же вкусом, груднички уже привыкли к разным оттенкам вкуса и запаха, передаваемым с материнским молоком.

Если же малышу уже около года, а прикорм он ест в минимальном количестве - это не должно становиться поводом к отмене кормления грудью или отказу от адаптированных смесей. Малыши очень долго не ассоциируют процесс насыщения с родительским столом! Стимулом попробовать твердую пищу для него служит интерес и желание вести себя «как взрослые», а вовсе не желание насытиться. И отмена обычного источника насыщения очень часто приводит к тому, что есть твердую пищу в большом количестве малыш так и не начинает - если мама не помогла созданию интереса ко «взрослой» еде, он не возникнет на пустом месте. Верным путем становится отказ от желания накормить ребенка немедленно большим объемом еды, а прохождение всех этапов прикорма заново, хотя у подросшего ребенка каждый этап будет занимать не месяц-два, а неделю-две. Итак, какие же этапы должен пройти малыш в развитии интереса к пище с семейного стола?

Примерные этапы прикорма.

Первый этап: 6-7 месяцев.

На этом этапе основная цель состоит в том, чтобы малыш попробовал вкус другой пищи и научился есть с ложки. В это время малышу предлагается очень небольшое количество прикорма, всего одна-две чайные ложки за раз и всего один-два раза в день. При этом крохе нужно время, чтобы научиться губами снимать пищу с ложки и перемещать ее внутри рта, поэтому часть пищи может вываливаться из ротика - это еще не значит, что ребенку не нравится еда. Основным источником получения энергии является грудное молоко, а для «искусственников» - адаптированная смесь. Кормление грудью при этом продолжается по требованию, а смесь дается в тех же количествах и с тем же интервалом, что и раньше!

Пища, которую получает малыш на этом этапе - размятые продукты, состоящие из одного ингредиента, мягкой консистенции, без добавления сахара, соли или острых приправ. Это может быть как монокомпонентное пюре или каша фабричного изготовления, так и сваренная дома еда: размятый рис, мягкая густая каша, овощное пюре. Для более мягкого вкуса и лучшего усвоения можно добавить в пищу для малыша сцеженное грудное молоко или смесь.

Второй этап: 7-8 месяцев.

Когда малыш может не только сидеть без поддержки, но и переносить предметы (например, ложку) из одной руки в другую - можно давать уже более густую пищу и добавлять новые оттенки вкуса. Кормление грудью продолжается при этом по требованию, но надо помнить, что нередко детки в это время начинают просить грудь реже. Чтобы количество молока, необходимое малышу, не уменьшилось, эксперты по кормлению детей раннего возраста советуют предлагать прикорм только после кормления грудью.

Пища этого этапа - хорошо проваренные размятые мясо (особенно печень), бобовые, овощи, фрукты и различные зерновые продукты. Сахар и соль по-прежнему не приветствуются! Мама предлагает пищу два-три раза в день, малыш съедает по-прежнему понемногу, но уже из более широкого диапазона продуктов.

Третий этап: 8-10 месяцев.

Настало время учиться справляться с небольшими кусочками пищи. Мама уже не только кормит с ложки, но и предлагает крохе такую еду, которую он может сам взять пальцами: ломтики фруктов, несладкое печенье, кусочки сыра или морковки. Кормление грудью продолжается по требованию, но параллельно с едой мама предлагает малышу еще и питье из чашки: это может быть вода, компот или кисломолочные продукты. Груднички могут отказываться от дополнительного питья, переживать по этому поводу не стоит: грудное молоко по-прежнему удовлетворяет нужды малыша при условии кормления по требованию, так что мамино дело - предоставить возможность выбора. Деткам, которые кормятся смесью или преимущественно смесью, после 9 месяцев можно уже давать немодифицированное коровье молоко.

Еда должна быть разнообразной и содержать фрукты и овощи, бобовые и небольшие количества рыбы, кефира, мяса, печени, яйца или сыра. Грудничкам пища предлагается три-четыре раза в день, а дети, которые не кормятся грудью, должны питаться не менее пяти раз в день.

Четвертый этап: 10-12 месяцев.

Это последние месяцы введения прикорма, когда взрослые все еще дают ребенку адаптированную пищу и следят за ее количеством, чтобы кроха не съел слишком много или слишком мало. Грудное молоко продолжает составлять важную часть рациона питания и предпочтительно должно быть главной жидкостью в течение второго года жизни и даже дольше.

Продукты на этом этапе должны быть рублеными или размятыми, а мясо - прокручено на мясорубке. В каждый прием пищи включаются продукты, которые можно брать пальцами: маленькие кубики фруктов, овощей, картофеля, сыра и мягкого мяса, чтобы приучать малыша есть самостоятельно и определять консистенцию продуктов. У грудничков в это время три основных приема пищи чередуются с двумя легкими закусками.

К возрасту примерно одного года дети могут есть обычную пищу с семейного стола и не требуют специально приготовленных блюд. По-прежнему не рекомендуется добавлять соль, и ограничение соли пойдет на пользу всей семье. Дети едят медленно, поэтому необходимо особо позаботиться о том, чтобы можно было уделять им дополнительное время и внимание. Ругать малыша, если он с чем-то не справился или от чего-то отказывается, нельзя, пища должна быть источником положительных эмоций!

Частые ошибки при введении прикорма

  • прикорм - не самоцель. Мама, дающая своему крохе прикорм, должна твердо понимать, что прикорм - это не основное, а именно дополняющее питание. Не нужно стараться дать ребенку определенное количество прикорма во что бы то ни стало! Всегда должны учитываться обстоятельства. Прикорм вводится позже недоношенным деткам и малышам с аллергией. Новые виды прикорма не вводятся во время болезни и после прививок! Во время болезни или прорезания зубок аппетит малыша резко падает, и это закономерно - прикорм нужно отложить, ведь на переваривание непривычной для организма пищи тратится энергия, нужная для выздоровления.
  • сок не является продуктом первого прикорма. Он не подходит даже для второго или третьего прикорма. Крохе нужно большое количество энергии, а физически он способен употребить совсем немного еды. Поэтому продукты, которые он получает, должны иметь определенную энергетическую плотность, иначе возникает риск недоедания. К тому же в стаpых советских книгах соки рекомендовались в качестве добавок, корригирующих недостаток витаминов в смесях полувековой давности производства. Иначе говоря, прикорм рекомендовали начинать с соков потому, что предполагалось, что мать уже не кормит грудью (нормой считался очень ранний выход на работу), а смеси не дают ребенку нужного количества витаминов. Сегодня и матери часто кормят грудью до года и более, и адаптированные смеси значительно улучшили свой состав! Раннее введение соков не имеет смысла именно потому, что это прямое вытеснение гораздо более полезной для ребенка пищи, при этом содержащиеся в соках фруктовых кислоты без смягчающего воздействия содержащейся во фруктах клетчатки достаточно агрессивны. В среднем у каждого третьего ребенка введение соков ранее 9 месяцев вызывает аллергические реакции и расстройство пищеварения. Мало того, благодаря сочетанию высокой кислотности и сахаров фруктовые соки при активном употреблении часто становятся причиной раннего детского кариеса. Так что с соками лучше подождать - спустя некоторое время они могут стать малышу друзьями, но пусть это произойдет попозже.
  • прикорм до года не должен вытеснять грудное молоко или адаптированную смесь. Всемирная Организация Здравоохранения, а за ней и последние рекомендации Минздравсоцразвития России специально и неоднократно подчеркивают, что прикорм не заменяющее питание, а именно дополняющее. К сожалению, многие врачи-педиатры до сих пор исходят из устаревших рекомендаций по питанию, которые давались таким образом, чтобы к году кормление грудью было окончено, и ребенок был полностью переведен на «взрослую» пищу. Сегодняшние рекомендации, наоборот, говорят о том, что кормление грудью очень полезно продолжать и после года, поэтому и прикорм полезно давать вместе с кормлением грудью, а не вместо кормления грудью. Иначе действительно в год или даже раньше оказывается, что молоко у мамы закончилось.
Если прикорм начинает заменять собой кормления грудным молоком, это приводит к снижению лактации и соответственно к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ. Ни один продукт по своей ценности не может сравниться с ценностью грудного молока, поэтому нельзя допускать, чтобы количество молока, которое получает малыш, становилось меньше за счет увеличения прикорма! Наоборот, по мере роста малышу требуется больше энергии, и прикорм должен возместить эту недостающую энергию при том же количестве грудного молока или адаптированной смеси, что и прежде. И параллельно со введением прикорма мама продолжает кормления грудью по требованию.

То же самое касается и деток-искусственников. Многие мамы испытывают большой соблазн месяцам к 8-9 совсем отказаться от смесей и перейти на продукты прикорма. Тем более, что экономически это выгоднее, особенно если готовить прикормы самостоятельно. Но дешевле - не значит лучше для ребенка! Самой подходящей пищей для ребенка до года является, конечно, грудное молоко, а вслед за ним - адаптированная смесь. Все остальные продукты сильно отстают даже от адаптированной смеси по биологической доступности и питательной ценности. Возьмем, к примеру, то самое железо, о необходимости которого для деток так много говорится врачами: в грудном молоке уровень его доступности для малыша составляет около 50%, а в детских смесях - уже около 15-20%. Казалось бы, и так большая разница, но из красного мяса железо усваивается примерно на 10%, а из специально обогащенных железом овощей и зерновых продуктов - всего на 4-5%! Так что для искусственников прикорм до года точно так же должен оставаться именно дополняющим питанием, а основную необходимую им энергию нужно получать из адаптированной смеси по возрасту.

Приложение 1: продукты, которых долго нельзя давать детям

  • кофе, черный и зеленый чай препятствуют усвоению железа, нужно избегать их употребления до двух лет. После наступления этого возраста рекомендуется все же не давать детям чай во время еды, чтобы не мешать усвоению железа.
  • травяные чаи: ВОЗ предупреждает, что из-за малых размеров тела и быстрых темпов физического развития младенцы менее защищены, чем взрослые, от фармакологических эффектов некоторых химических веществ, присутствующих в травяных чаях. Пока что недостаточно научных данных, которые подтверждали бы безопасность различных трав и травяных чаев для грудных детей, но уже доказано, что большинство травяных чаев - в частности, популярный чай из ромашки - оказывают такое же отрицательное влияние на усвоение железа, как и обычный чай, и тем самым способствуют развитию анемии.
  • молоко с низким содержанием жира не рекомендуют давать примерно до двух лет: из-за низкой пищевой ценности малыш недополучает энергии.
  • мед часто содержит клостридии, вызывающие ботулизм. Их там очень мало, и кислота, содержащаяся в желудочно-кишечном тракте взрослых, уничтожает клостридии. Но у деток до трех лет кислоты для этого недостаточно, поэтому возможно развитие ботулизма.
  • грибы - пища, которую тяжело переваривать даже некоторым взрослым. Детям не рекомендуется употребление грибов до трех лет: тяжелый для усвоения белок часто вызывает расстройства пищеварения.

Приложение 2: признаки готовности ко вводу прикорма

Сегодня специалисты предлагают учитывать также следующие признаки:

  • угасание выталкивающего рефлекса - если малышу попадает что-то в ротик, он не стремится тут же вытолкнуть это языком;
  • удвоение веса при рождении (а для недоношенных деток предлагается говорить об утроении);
  • малыш может осознанно отворачиваться от ложки, если предложенный продукт не понравился;
  • ребенок учащает прикладывания к груди либо не наедается обычной порцией смеси;
  • наконец, кроха проявляет пищевой интерес: активно интересуется, что же там едят родители.

Обращаем внимание родителей на то, что одного-двух признаков из этого списка еще недостаточно для ввода прикорма: должна проявиться большая их часть, а лучше - все. В большинстве случаев это происходит как раз к возрасту около полугода, хотя иногда немного раньше или позже.

Координатор проекта "Новый Уровень"



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!