Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Понятие социального статуса семьи. Характеристика и показатели социального статуса семьи в различных сферах жизнедеятельности

1. Перечислите действующих в этой ситуации лиц::

a) непосредственных участников;

К непосредственным участникам можно отнести: мужа, жена, а также продавца-консультанта из данного магазина.

б) тех, кто мог повлиять на принятие решения

К таким людям следует отнести всех непосредственных участников, а также какие-либо друзья или родственники с которым мог вестись диалог по телефону.

2. Какие социальные факторы могли повлиять на процесс выбора и принятие решения отказаться от покупки?

Факторы, которые могли оказать влияние на решение:

  • -Экономический. В него входит, как и экономический фактор самой семьи (наличие требуемых денежных средств и т.д.), так и экономическая ситуация в стране (к примеру на данный момент, из-за санкций и, как следствия рост доллара и евро, цена на большое количество товаров возросли, даже если они были произведены на территории России). Также здесь как следствие можно еще выделить желание купить подешевле, при слишком высокой стоимости.
  • -Рыночный. Наличие схожего товара, по возможно, более низкой цене или лучшем соотношении цена - качество.
  • - Качество самого товара, в данном случае дивана.
  • -Качество работы сотрудника магазина, а точнее его профессионализм и подход к покупателем.
  • -Личные. Различные эмоционально - психологические факторы, начиная от дурного самочувствия и настроения, вплоть до простой незаинтересованности или предвзятости к данному товару.
  • 3. По каким признакам Вы бы определили социальный статус этой семейной пары?

Примерный социальный статус данной пары можно определить по следующим признакам:

  • -Одежда и аксессуары. Её качество, стиль, ухоженность, качество аксессуаров, наличие драгоценных камней в них.
  • -Возраст. А также возможная разница в возрастах между ними.
  • -Манера общения. Использование сленга, ругательств, построение фраз.
  • -Отношения между друг дружкой. Как они держаться вместе.
  • -Возможно, можно определить есть ли машина, и если да, то какая.
  • -Внешность. Лицо, ухоженность. Излишний вес.

В совокупности по всем этим признакам можно попытаться определить социальный статус пары.

4. По каким признакам Вы бы определили распределение социальных ролей между супругами?

Распределение социальных ролей между супругами можно определить по ряду признаком:

  • -Общение между собой. Обычно по разговору видно, кто является, к примеру, более главным.
  • -По общению с продавцом.
  • -Возраст, а точнее возможная разница в возрасте.
  • -Кто платит. Часто эти тоже видно.
  • -Кто вынес окончательное решение.
  • 5. Какие из этих признаков могли явно присутствовать (быть очевидными) в описанной ситуации?

В данной ситуации, конечно же, одни из первейших визуальных признаков - это одежда и аксессуары. По тому, как одеты супруги можно сделать предположения о их денежной достаточности, аккуратность в одежде также сильно характеризует людей. К примеру, кардинальные различия в одежде между супругами тоже могут многое сказать о разделении ролей. Возраст супругов, если супруги имеют славянскую внешность, то определить примерный возраст особо труда не составит. Их манера общения с продавцом, а также между собой - это тоже является достаточно очевидным признаком. Кто вынес решение, конечно же тоже видно. Наличие машины или же определение того супруга, который платит - признаки, которые могут быть, но их распознать немного проблематично. Первое зависит от ряда факторов, таких как нахождение магазина и стоянки, до привычки человека держать ключи в определённом месте. Второе же, из-за того, что покупка совершенна не была, по этой причине точно узнать кто бы платил может быть проблематичным.

6. Каким образом социальный статус супругов мог повлиять на выбор дивана и на отказ от его покупки?

социальный статус супруги

Имеется множество вариантов:

  • -Цена дивана. Он мог быть слишком дешевом или же дорогим для данной пары.
  • -Уровень магазина, а точнее соответствие статусу пары.
  • -Наличие необходимого транспорта для перевозки, либо же денег для оплаты данного транспорта.

Все данные варианты исходят из социального статуса супругов.

7. Каким образом ролевые отношения между супругами могли повлиять на выбор дивана и решение отказаться от его покупки?

Это зависит от того, кто в паре главный. И если он. Если есть авторитарный лидер, то решение в любом случае примет он. Если же отношения построены на демократичных и совместных решениях, то тут значит итоговое отрицательное отношение к данному дивану с двух сторон.

  • 8. В социологии, как Вам известно, семья рассматривается, с одной стороны, как социальный институт и, с другой стороны, как малая группа.
  • 1. Укажите признаки, в которых семья проявляется:
    • а) как институт;Со стороны институтов, семья относится к формальным институтам. Все основные существенные признаки институтов (коих 4) могут в большей или меньшей степени являться признаками семьи, как института.
    • б) как малая группа.

Со стороны групп семья относится к малой группе и три основных отличительных черты (членство, идентичность, способ взаимодействия) ей также присущи.

2. Приведите примеры (возможно, из наблюдений в Вашей семье) распределения семейных ролей.

В семье присутствуют, как социально-демографические роли, обобщенные с рядом стереотипов - муж, жена, дочь и т.д. Так и межличностные. Как раз межличностные роли в семье и являются определяющими. К примеру в моей семье, главой являлась бабушка, сейчас роли сменились и теперь у неё другая роль. Но ранее, все основные решения, контроль финансов, все это было в её ведомстве. Хотя обычно считает, что отец является главой семьи, согласно стереотипам. По факту же, все бывает гораздо разнообразней.

3. Попытайтесь показать обусловленность ролевого поведения в семье институциональными нормами. Ответ обоснуйте.

Институциональные нормы бывают, как формальными, так и неформальными. В отличие от обычных норм - эти нормы часто являются следствием многолетний работы. В таком институте, как семья, они будут очень сильно базироваться на традициях и обычаях конкретной семьи, а также учитывать опыт предыдущих поколений. Конечно же записаны они нигде не будет. И в общих чертах эти норма будут схожи с другими институтами - семьями, но при этом каждая будет обладать своими индивидуальным институциональными нормами. Но часть ролей являются базисными, и они скорее всего будут присутствовать в любой семье, такие роли, как: глава семьи, человек решающий почти все вопросы, главные кормилец, часто по совместительству глава семьи, хранительница очага, та кто следит за домом и детьми, чаще всего данная роль присваивается матери. Схожие роль но с другими названиями можно найти в любом институте.

Основные функции семьи

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

Выделяют различные функции семьи.
Репродуктивная функция (от лат. самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.
Функция первичной социализации . Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка.
Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.
Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

Социальный статус семьи и ее типология

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.
Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.
Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи :
наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);
стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);
порядок заключения брака (первичный, повторный);
количество поколений в семье (одно или несколько поколений);
количество детей (многодетная, малодетная).
В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска. Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.
Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику - статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса :

социально-экономический,

социально-психологический,

социокультурный,

ситуационно-ролевой.

Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т. е. представляют собой срез некоторого состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе.

Структура социальной адаптации семьи представлена на схеме:
Первый компонент социальной адаптации семьи - материальное положение семьи . Для оценки-материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.
Второй компонент социальной адаптации семьи - ее психологический климат - более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.
Чтобы знать и уметь оценивать состояние психологического климата семьи, или иными словами ее социально-психологический статус, целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.
В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие:

степень эмоционального комфорта,

уровень тревожности,

степень взаимного понимания,

уважения, поддержки, помощи,

сопереживания и взаимовлияния;

место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

Третий компонент структуры социальной адаптации семьи - социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

Состояние психологического климата семьи и ее культурный уровень - показатели взаимно влияющие друг на друга, поскольку благоприятный психологический климат служит надежной основой нравственного воспитания детей, их высокой эмоциональной культуры.
Четвертый показатель - ситуационно-ролевая адаптация , которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.
На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе.
Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи , имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Деятельность социального педагога по работе с семьей

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи : образовательную, психологическую, посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.
Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:
- педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
- роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
- значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;
- взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;
- воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
- социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
- сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
- поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
- наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
- особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
- трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;
- организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
- подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;
- нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
- развитие представлений об общении в детском возрасте;
- причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.
Наряду с передачей родителями такого рода знаний, социальные педагоги могут организовать еще и практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.
Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии между собой позволяют наиболее эффективно осуществлять воспитательную функцию.
Если родители не добиваются позитивного результата в воспитании, то следовательно, в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.
Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения. Социальный педагог должен показать родителям, через какие приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.
Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут пользоваться родители, если у ребенка возникают какие-либо проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, метод обращения к чувству, метод обращения к воле и поступку. Социальный педагог также должен показать, через какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо социальные педагоги через обращение к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости, а обращение к воле и поступку требует от педагога внушения, упражнения, поощрения, наказания.

Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включаете себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Психологическую поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный педагог может осуществлять, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того эту работу могут выполнять психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводит лечение.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое-насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния.

Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. В отличие от психотерапии социально-психологическая коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотношений и отношений между семьей и обществом.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие:

помощь в организации,

координации,

информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов но ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Формы социально-педагогической помощи семье
Выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.
Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы. Кризис трех лет, связанный с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности и создания предпосылок для развития социально-нравственных качеств; 7-8 лет - адаптация к новому социальному статусу школьника, усвоение нового режима жизни, установление отношений с учителем, детским коллективом; 12-17 - период самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом, 18-21 - социальное самоопределение.
Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального педагога - путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса.
Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формируется новое понимание возникшей проблемы, развиваются адаптивные реакции, которые могут быть полезны и в будущем.

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней.

Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, т. е. косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, которые препятствуют контролю над ситуацией.

Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, иди хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога - создать такие условия. Особенности диагностического этапа в рамках этой модели в том, что социальный педагог сосредотачивает внимание не столько ни внутренних особенностях семьи, сколько на ситуации, породившей проблему. Совместно с семьей формулируются конкретные, достижимые цели. Работа с семьей необходима в том случае, если проблема связана с особенностями взаимодействия между ее членами. К таким проблемам относятся: деструктивное отношение к ребенку, неверный стиль воспитания, неудовлетворительный психологический климат семьи и пр.
Ведущим методом проблемно-ориентированной модели является составление контракта (договора) между социальным педагогом, оказывающим помощь, и Семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта роль семьи - определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога - определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для семьи, и помочь последней в выборе и осуществлении целей. Следует подчеркнуть, что соглашения между социальным педагогом и семьей не аналогичны контрактам в бизнесе или брачным договорам. В данном случае стороны несут не правовые, а моральные обязательства, которые закрепляются официальным документом, что повышает эффективность взаимодействия.
Составление контракта - это один из способов, каким реализуется на практике важный этический принцип о самоопределении клиентов, заимствованный социальной педагогикой из социальной работы. Совместная работа над договором поощряет семью активно участвовать в процессе выработки его условий, вовлекает ее в процесс принятия решений. В работе с подростками и юношеством составление контракта играет положительную роль еще и тем, что придает их отношениям со специалистом « взрослый », деловой характер.
Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе. Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию - другие общественные системы, оказывающие влияние на семью, либо воздействовать на то и другое одновременно.
В рамках данной модели могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение семьи на дому является неотъемлемой формой работы и социального педагога.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Иной подход допустим в отношении асоциальных семей, где обстановка не отвечает нуждам ребенка, а в ряде случаев, представляет опасность для его жизни. В этом случае социальный педагог, исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными органами ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к карательным мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено, в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования : эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги .
Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Надо отметить, что в настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной педагогике, системе образования. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних десятилетий. Особенно остро она стоит в отношении родителей тех детей, которые имеют проблемы психического, физического, социального отклонения от нормы.
Образовательные тренинги, пока не получившие должного распространения в нашей стране, должны быть направлены прежде всего на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:
- коммуникационные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку приема «Я-сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др.;
- психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др.;
- психолого-педагогические приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Итак, в современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее
страны.
Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья
- система гомеостатическая, т. е. сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений; семья - система закрытая, не
каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.
Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.
Организация социально-педагогической деятельности с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.

Семья - это неотъемлемая часть общества, одной из важнейших функций которой является рождение и воспитание детей. В человеческом мире тяжело социализироваться без принадлежности к этому институту. К сожалению, выпускники интернатов в большом количестве случаев нуждаются в ресоциализации по их окончании.

Это устоявшийся факт в сфере социальной работы. Проблемой детских домов является изоляция сирот от внешнего мира, полная или частичная. Как следствие, все социальные навыки они могут получать только в рамках своей группы.

Одним из самых важных параметров, обозначающих степень эффективности выполнения основной является ее социальный статус. Поэтому сейчас все активнее выступают за приемные или фостерные семьи.

Что это?

Это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается социальный статус семьи. Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.

Виды

Есть несколько критериев, по которым можно оценивать социальный статус семьи. Виды, приведенные в этом разделе, являются самостоятельными.

  1. статус семьи. Что это? Так называются характеристики, отражающие особенности микроклимата внутри нее. Это общая динамика отношений между людьми, проживающими под одной крышей и связанных узами родства. Определение социально-психологического статуса сопряжено с проведением довольно сложных исследований, таких как социометрия и референтометрия.
  2. Социально-экономический статус семьи. Так называется категория, отображающая материальную сторону вопроса. В нее входит огромное количество факторов: суммарный доход, душевой доход (то есть такой, который получает один ее член), имеющаяся собственность и ее стоимость, уровень потребления каждого члена этой семьи. Также сюда входят факторы, связанные с заработком денег и трудоустройством членов семьи.
  3. Культурный социальный статус семьи - что это? Его узнать достаточно просто. Для этого нужно определить такие параметры, как уровень образования каждого из членов семьи, насколько каждый из них социализирован, какое отношение у них к разным социальным нормам, принятым в обществе.
  4. Ситуационно-ролевой социальный статус семьи - что это? Его можно отнести и к социально-психологическому, но он касается взглядов родителей на воспитание ребенка, а если быть более точным - на представления о том, какими должны быть мама, папа и ребенок.

Эти критерии можно применять для оценки социального статуса семьи как каждый обособленно, так и все в совокупности. Зависит от цели анализа.

Как определяется социальный статус

Вообще, социальный статус достаточно тяжело четко обозначить. Нужно использовать ряд методов, которые может применять только опытный Тем не менее все способы достижения цели определить такой сложный критерий базируются на основных постулатах.

  1. Количество брачных партнеров. По этому критерию семьи делятся на полные, формально полные и неполные. Здесь все просто - к первому типу семей принадлежат те, в которых есть оба родителя. Формально полные - это те, в которых только один родитель участвует в воспитании ребенка. Ну и неполные семьи - это те, в которых есть только один из родителей или же воспитанием занимается бабушка или дедушка в случае отсутствия отца и матери.
  2. Стадии жизненного цикла семьи. По этому параметру можно все семьи разделить на молодые, зрелые и пожилые. Каждый из этих типов семей лучше справляется с определенным типом задач. Например, молодые семьи с легкостью выполняют задачу рождения ребенка, а пожилым легче его воспитать. Оптимальным вариантом в этом случае являются зрелые семьи, в которых хотя бы одному из родителей недавно исполнилось 35 лет.
  3. Порядок заключения брака. На социальный статус влияет и то, в какой раз уже был заключен брак. Так, семьи, в которых имеется отчим или мачеха, называются вторичными. Если же брак заключается впервые, то такие называются первичными браками.
  4. Количество поколений. В семьях может жить как одно поколение, так и два или три. К примеру, в доме живут не только родители ребенка, но и бабушки с дедушками. В этом случае говорят, что семья имеет два поколения.
  5. Ну и, наконец, по количеству детей они подразделяются на бездетные, малодетные или многодетные.

Данные факторы во многом влияют на образ жизни семьи, а в определенных случаях могут даже сделать ее неблагополучной.

Сейчас поговорим более детально о такой категории, как социальный статус семьи. Виды приведены ниже.

Условно благополучные семьи

Для данного характерен прекрасный уровень реализации функций. Но при этом нельзя однозначно сказать, что все так гладко. Внутри каждой семьи есть свои неурядицы, но они настолько мелкие, что ими можно немного пренебречь. Именно поэтому в названии имеется слово "благополучные", так они наиболее адаптированные к социуму.

Благодаря этим шероховатостям браки подобного типа можно назвать лишь условно благополучными, но несмотря на это, в услугах социального работника они на данном этапе не нуждаются, так как имеют все необходимые для выживания ресурсы. Супруги зарабатывают достаточно денег, отношения внутри семьи в целом благоприятные, родители имеют если не высокий, то хотя бы средний уровень культуры и быстро адаптируются к потребностям детей и находят с ними общий язык. В общем, можно сказать, что у семьи высокий социальный статус. Примеры искать не приходится. Большая часть семей среднего и высокого достатка, уделяющих внимание своим детям, является примером условно благополучных.

Семьи группы риска

Как правило, у этой категории семей есть какие-то отклонения, но они лишь незначительно сказываются на эффективности воспитания. Как правило, такие браки при наличии определенных обстоятельств могут стать неблагополучными. С целями такие семьи справляются, но через силу. К сожалению, вся социальная работа с такими браками касается преимущественно их поддержки, благодаря чему они не переходят в категорию неблагополучных. Примерами данного статуса могут служить некоторые многодетные, неполные семьи. В них родителям сложно уделять детям должное количество внимания и средств.

Неблагополучные семьи

Для таких семей характерен низкий социальный статус в одной или больше из перечисленных выше сфер, и с функциями воспитания они не справляются. Такие семьи нуждаются в помощи социального работника, без него они ничего не могут поделать. Специалистами проводятся разные мероприятия, направленные на восстановление их функциональности.

Конечно, не всегда воспитание ребенка в таких условиях совсем не имеет результатов, в некоторых случаях оно может осуществляться, но недостаточно интенсивно. Как следствие, ребенок плохо социализируется, что приводит к личностным проблемам в дальнейшем, а также потенциальной неспособности создать хорошую семью из-за отсутствия необходимых примеров для подражания.

Асоциальные семьи

Ну и наконец самая неадаптированная категория семей, которая никак не выполняет своих функций. И причина этого кроется даже не в неумении родителей воспитывать ребенка, а в нежелании. Такие семьи нуждаются в коренных изменениях. Какой брак можно назвать асоциальным? В первую очередь, такой, в котором у одного или обоих супругов присутствуют признаки девиантного или деликвентного поведения. Также при присвоении семье этой категории необходимо обратить внимание на жилищно-бытовые условия, которые зачастую не соответствуют даже элементарным нормам.

Дети в таких семьях растут голодными, беспризорными и часто становятся жертвами насилия как внутри самой семьи, так и за ее пределами. Примерами могут служить семьи лиц с психическими отклонениями, страдающих алкогольной зависимостью, наркоманов. В принципе, грань между неблагополучной и асоциальной категорией временами очень тяжело найти. Условия жизни в семье настолько ужасные в асоциальных семьях, что детям часто на улице лучше, чем с родителями.

Социальный статус семьи - анкета

Часто при поступлении в школу или детский садик предлагают заполнить специальный бланк. В нем зачастую есть графа "социальный статус семьи". Анкета может и не давать разъяснений. Что нужно указывать в этом случае? Как правило, подразумевается всего лишь такой критерий, как полнота семьи. В этом случае пишите, полная ваша семья или же нет.

Итак, мы разобрали значение такого понятия, как "социальный статус семьи", примеры рассмотрели, а также поняли, по каким критериям нужно производить оценку степени адаптированности определенной ячейки общества к воспитанию детей.

Семья - это "дом", объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первичная социализация личности.

Социальный статус, представляющий собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами, характеризует процесс адаптации семьи в обществе. У семьи может быть по крайней мере четыре статуса:

✓ социально-экономический;

✓ социально-психологический;

✓ социокультурный;

✓ ситуационно-ролевой.

Социальная адаптация семьи включает в себя следующие компоненты:

✓ первый - материальное положение. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, используется несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи;

✓ второй - психологический климат семьи - представляет собой более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности; степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с миром;

✓ третий - образовательная адаптация. Определяя общий уровень культуры семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи;

✓ четвертый - ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением в семье к ребенку. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении его проблем ситуационно-ролевой статус семьи высокий: если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, что, как правило, сочетается с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.


Комплексная типология предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации (от высокого к среднему, низкому и крайне низкому):

благополучные семьи - успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития;

семьи "группы риска" - характеризуются наличием некоторого отклонения от норм (например неполная семья, малообеспеченная семья и т. п.), и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за их состоянием;

неблагополучные семьи - имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности (или в нескольких одновременно). Они не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены; процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога;

асоциальные семьи - нуждаются в коренных изменениях. В этих семьях родители ведут аморальный, противоправный образ жизни; жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными; отстают в развитии; становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.

Воспитательный процесс в семье - это целенаправленное взаимодействие родителей и детей, ведущее к взаимному обогащению, развитию культуры отношений, в целом к формированию личности растущего человека.

Членом семьи, этого разновозрастного коллектива, ребенок становится с момента рождения и испытывает его влияние многие годы. Именно поэтому семья - это важнейший институт социализации ребенка. В семье формируется восприятие окружающей действительности и отношение к ней, приобретаются знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. От семейного климата зависит развитие интеллектуальных и творческих способностей, нравственной и эмоциональной культуры. Именно родители не только учат детей, как преодолевать трудности, адаптироваться в современных условиях, но демонстрируют это на собственном примере. Определенным образом сказывается на ребенке совместное ведение хозяйства, досуг, увлечения членов семьи. Под влиянием семьи осуществляется выбор профессии. Суммируя сказанное, функции семьи можно сформулировать следующим образом: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, релаксационная (организация досуга и отдыха).

Специфика воспитательной функции заключается в особом отношении к детям в семье, создании условий для их развития, постоянном воздействии семейного коллектива на всех членов семьи и влиянии детей на родителей, стимулирующем их совершенствование.

Воспитательный потенциал семьи создается нравственной, эмоционально-психологической и трудовой атмосферой жизни, опирается на образовательный уровень и профессиональные качества родителей. Определенным образом он зависит от развитости семейного коллектива, характера отношений между членами семьи.

Семейное воспитание невозможно без родительской любви к детям и ответного чувства со стороны детей. Именно это чувство лежит в основе семейного счастья и стимулирует расцвет личности благодаря переживанию ребенком такого состояния, как эмоциональная удовлетворенность, нужность окружающим, защищенность и др.

Воспитание в семье предполагает включение взрослых и детей в различные виды деятельности: бытовой труд, игру, спорт, художественное творчество и др.

Качество семейного воспитания определяется социально-культурными, экономическими, технико-гигиеническими, демографическими показателями. Но в немалой степени развитие личности зависит от стиля воспитания в семье. Наиболее типичны:

Семья с высокой ответственностью за ребенка . В такой семье есть любовь и доброжелательность, дисциплина и стремление понять другого человека.

Семья отчужденная, незаинтересованная в ребенке . Такая семья - пример безразличия к ребенку, выражение желания держать его на расстоянии.

Семья с попустительским отношением к ребенку . Принцип вседозволенности - основа жизни такой семьи.

Семья с повышенным вниманием к ребенку . Для такой семьи характерна гиперопека, растворение родителей в ребенке, не позволяющее развиваться в нем самостоятельности.

Перечисленные выше стили воспитания в семье свидетельствуют о том, что так или иначе родители пытаются заниматься воспитанием. Но, делая это не всегда разумно и деликатно, они порождают психологические барьеры, нейтрализующие эффективность общения с ребенком.


К числу психологических барьеров следует отнести следующие.

Барьер «занятости» . Сущность его определяется невозможностью из-за загруженности работой, домашними делами, а то и просто нежеланием общаться со своим ребенком. Это тормозит эмоционально развитие ребенка, вызывает у него навязчивые мысли о ненужности в семье, вследствие чего ребенок, особенно в подростковом возрасте, полностью отчуждается от родителей и пытается найти взаимопонимание в далеко не идеальной среде.

Барьер «стереотипа» , который возникает при отсутствии у родителей способности «каждый день смотреть на ребенка новыми глазами», то есть способности учитывать динамику развития личности. Поэтому если слащаво-заискивающий характер общения, который нередко «обслуживает» взаимоотношения родителей с дошкольниками, перенести на отношение к подростку, то это вызовет у ребенка взрыв, категорическое неприятие и станет одной из причин семейной конфронтации.

Барьер «дидактизма» , связанный с установкой родителей к постоянному поучению и опеке своего ребенка. Дидактизм чаще всего является следствием самореализации авторитета личности, претендующей на роль благодетеля. Однако, проявляясь в довольно жестких назиданиях, дидактизм не оставляет ребенку права на самоопределение, ограничивает его свободу и, в конце концов, вызывает у него резкий протест.

Наконец, барьер «семейных традиций» . Он приводит одновременно к положительным и отрицательным последствиям, поскольку родители используют подходы и средства воздействия на ребенка, которые дублируют отношения их детства. Поэтому, с одной стороны, таким образом сохраняется традиционная система народной педагогики, но, с другой стороны, применяясь без достаточной гибкости (вне учета социокультурных изменений среды) эта система может вступить в противоречие с потребностями современного ребенка.

Учет особенностей семейных отношений между родителями и детьми поможет устранить из семейного воспитания такие недостатки и трудности, как:

· дефицит общения родителей с детьми;

· наличие отрицательных примеров из жизни родителей;

· система запретов как основа семейного воспитания;

· опоздание в принятии решений;

· неумение организовать труд и отдых детей;

· бессистемность воспитательных воздействий родителей;

· несогласованность действия со школой и т.д.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся.

отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи;

слепая любовь к ребенку;

чрезмерная строгость;

перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения;

ссоры родителей;

отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми;

применение физических наказаний и др.

Семья и школа - это два воспитательных института общества, без активного взаимодействия которых невозможен полноценный процесс воспитания юного человека. Поэтому профессиональной обязанностью педагога является установление непосредственного контакта с родителями своих учеников. Правда, отношения между семьей и школой могут складываться на разных уровнях: формально-административном, культурно- просветительском, терпимо-дружеском, товарно-денежном, партнерско-деятельностном, конфликтном и т.д. Но какими бы ни были эти отношения, воспитатель должен помнить, что педагогический такт - основное условие успешного взаимодействия с родителями.

Особое значение во взаимодействии школы и семьи имеет процесс повышения педагогической культуры семьи, оказание ей педагогической помощи.

Формы проведения педагогического всеобуча разнообразны:

Оценивая современное состояние работы с родителями, необходим подчеркнуть ведущую роль в ней индивидуальных контактов, позволяющих учитывать специфику и избегать стереотипов, формализма в общении.

Существуют еще одна линия связи между семьей и школой: включение родителей в учебно-воспитательный процесс школы. Работа родителей в родительских комитетах, общественных советах, помощь в ведении факультативов, кружков, клубной работы, содействие в хозяйственных делах, в организации коллективной деятельности сближает родителей, воспитателей и воспитанников. Сплочению семей помогают практикуемые в последнее время встречи, семейные праздники, торжества, спортивные состязания, творческие выставки, проводимые в школе.

Семья и школа могут конструктивно сотрудничать, делать общее дело, создавая условия для развития личности ребенка. Организуя это сотрудничество, воспитатель должен соблюдать следующие условия:

· не жалеть времени на диагностику воспитания в семье;

· опираться на положительный опыт семейного воспитания;

· целенаправленно повышать педагогическую культуру родителей;

· искренне интересоваться взаимоотношениями родителей и детей и предлагать квалифицированные советы, педагогически оправданную помощь;

· относиться с уважением к детям и их родителям вне зависимости от конкретных обстоятельств;

· рассматривать родителей как соучастников специально организованного воспитательного процесса;

· стимулировать нравственные качества школьников, проявление заботы о родителях.

В нашей стране школе отводится ведущая роль в развитии личности детей и подростков. Такое положение представляется спорным, поскольку только семья со своими сложившимися ценностными ориентирами является детерминирующей средой индивидуального развития ребенка и становления его как личности. К тому же современная школа переживает не лучшие свои времена и, следовательно, вряд ли способна фундаментально определять ценностные установки учащихся.

Между тем образовательные учреждения достаточно успешно используют воспитательные функции семьи, выражающиеся, прежде всего, в подготовке школьников к семейной жизни. Эта работа основывается на формировании качеств личности будущего семьянина (мужественность, женственность, ответственность, чувство долга, хозяйственность). Многие выдающиеся педагоги (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) считали центральной линией в этом процессе - развитие чувства уважения и любви к родителям, особенно к матери. В последнее время школа становится инициатором изучения истории своей семьи, фамилии, семейных традиций. Определенное место в этом процессе занимает изучение художественной литературы, примеров из жизни различных семей (Л. и С. Толстых, Л. и Б. Никитиных, Н. Гарина-Михайловского, К. Паустовского и др.). Большое значение в процессе подготовки к семейной жизни имеет половое и гигиеническое просвещение, встречи с врачами, социологами, психологами. Довольно широко воспитатели используют в этом процессе диспуты, конкурсы, семейные праздники, тестирование, просмотр фильмов, игры-имитации, ролевые игры, тренинг.

Но подготовка к семейной жизни - процесс сложный и многоаспектный. Без участия семьи он протекает ущербно. Поэтому нужно всячески поощрять и приветствовать беседу отца с сыном, матери с дочерью. Практические советы школьник может получить в литературе по вопросам семейной жизни. Правильно подобранные книги, специфика семейных отношений, профессиональная помощь учителей, врачей, психологов помогут современному школьнику осмыслить роль и назначение семьянина и родителя.

В «Конвенции о правах ребенка » признается, что растущему человеку для полного и гармоничного развития его личности необходимо воспитываться в атмосфере счастья, любви и понимания. При этом семья определяется как основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов. Отмечается и еще одна деталь - общество должно предоставить семье необходимые защиту и содействие прежде всего для полноценного воспитания детей. Но это, так сказать, в идеале.

В действительности и существование семьи, и ее взаимосвязь с обществом отягощены множеством проблем. Современная экономическая, социальная, культурная нестабильность жизненного уклада России провоцирует кризис семьи как таковой.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12

Новости и общество

Социальный статус семьи: что это такое?

25 октября 2015

Семья является довольно сложным социальным образованием. Социологи привыкли рассматривать ее как систему близких отношений между отдельными членами общества, которые связаны ответственностью, брачными и родственными отношениями, социальной необходимостью.

Что такое социальный статус семьи?

Проблема прохождения адаптации семей в обществе чрезвычайно остро стоит перед социологами, которые занимаются исследованием данного вопроса. Одним из главных факторов при социализации семейной пары является именно социальный статус семьи.

Основными характеристиками при рассмотрении социального статуса выступают материальные возможности членов общества, объединенных брачными узами, наличие общей ответственности, воспитательных обязательств. Имеют место также потенциальные факторы риска, которые увеличивают вероятность потери приобретенного статуса. Так, разрыв супружеских взаимоотношений чаще всего приводит к ухудшению детско-родительских связей. Повторный брак способен в определенной мере устранить данные негативные тенденции.

Семьи, состав которых отличается сложной структурой, создают благоприятную почву для формирования разнообразной картины взаимодействия между индивидуумами, что открывает более широкие возможности для социализации подрастающего поколения. Однако, выделяя негативные моменты такого семейного образования, можно отметить присутствие дискомфорта при необходимости совместного проживания нескольких поколений. Ухудшает ситуацию в данном случае дефицит личного пространства, простора для формирования самостоятельного мнения.

Функциональная структура

Что значит социальный статус семьи? На его формирование во многом влияет выполнение данным общественным образованием определенных функций. Среди основных функций семьи можно выделить следующие:

  1. Репродуктивная - продолжение рода, воспроизводство в биологическом смысле.
  2. Воспитательная - духовное развитие потомства. Образование супружеской связи позволяет не только создать условия для рождения и воспитания ребенка. Наличие определенной атмосферы в доме отражается на формировании личности малышей, а иногда воздействует на человека на протяжении всей жизни.
  3. Хозяйственно-бытовая - важнейшая функция, от которой зависит социальный статус семьи. Заключается в способности к поддержанию физического состояния родных, уходе за еще не созревшими или престарелыми лицами.
  4. Материальная - определяется способностью членов семьи к обоюдной поддержке в финансовом плане.

Видео по теме

Нормальные семьи

Рассматривая социальный статус семьи, виды статусов, в первую очередь следует взглянуть на понятие нормальной семьи. Впрочем, представление о ней является довольно условным и не имеет четких рамок. Нормальными принято считать семьи, которые способны обеспечить собственное благосостояние на минимально достаточном уровне, создать здоровые условия для социализации ребенка, позаботиться о защите родных и близких.

Благополучные семьи

Несмотря на само определение, лица, которые закрепляют за собой данный социальный статус семьи, испытывают определенные трудности. В качестве распространенных проблем здесь стоит выделить наличие конфликтов и противоречий, что проявляются в связи с переходом на новый уровень в обществе, влиянием постепенно изменяющихся условий жизни.

Препятствует приобрести такой социальный статус семьи чрезмерное стремление помочь отдельно проживающим родственникам, формирование атмосферы чрезмерной опеки либо же слишком снисходительное отношение к близким.

Проблемные семьи

Обратить внимание также стоит на так называемые неблагополучные семьи, рассматривая социальные статусы семьи. Какие бывают проблемные структуры?

Само определение социального статуса говорит о наличии сложностей не только во взаимоотношениях между близкими, но и при поиске отдельными лицами собственного места в обществе. Психологические неурядицы обычно возникают здесь по причине неудовлетворения потребностей нескольких или одного члена семьи.

Распространенной проблемой в неблагополучных семьях остается наличие нездоровых отношений между парой или же родителями и ребенком. Проживая в неблагополучных, проблемных семьях, детям приходится искать пути для преодоления различных психологических сложностей. Нередко это приводит к формированию психогенных отклонений, что позже проявляются в эмоциональном отвержении окружения, слабом развитии родительских чувств.

Асоциальные семьи

Если говорить про социальный статус семьи, виды статусов, нельзя не выделить такое распространенное явление, как асоциальная семья. Здесь взаимодействие между отдельными индивидуумами складывается наиболее сложно.

Называть асоциальными можно образования, в которых супруги склонны к ведению попустительского или аморального образа жизни. Что касается жилищно-бытовых условий, то в данном случае они не соответствуют элементарным требованиям гигиены и санитарии. Как правило, воспитание детей пускается на самотек. Подрастающее поколение нередко подвергается моральному и физическому насилию, испытывает отсталость в развитии.

Чаще всего к данной категории относятся лица, которые имеют социальный статус многодетной семьи. Главным же фактором, который приводит к формированию подобной негативной среды, является низкая материальная обеспеченность.

Группы риска

В семьях с нормальным или благополучным социальным статусом часто возникают периоды упадка, которые потенциально могут привести к переходу на более низкий уровень социализации. К основным группам риска относятся:

  1. Деструктивные семьи - характерно частое возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие желания к формированию эмоциональной связи, сепаративное поведение супругов, наличие сложных конфликтов между родителями и ребенком.
  2. Неполные семьи - отсутствие одного из родителей приводит к неправильному самоопределению ребенка, снижению разнообразия семейных отношений.
  3. Ригидные семьи - отчетливо проявляется доминирование одного индивидуума, что накладывает отпечаток на семейную жизнь всех родственных лиц.
  4. Распавшиеся семьи - сохранение семейных контактов при раздельном способе жизни супругов. Такие отношения оставляют сильную эмоциональную связь между родными людьми, но в то же время приводят к некоторой потере родителями собственной роли.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!