Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Помощь детям с диагнозом госпитализм. Госпитализм: причины патологической тяги быть «вечным» пациентом

В статье расскажем о явлении госпитализма : определение, признаки и симптомы, что лежит в его основе, остановимся на понятии «госпитализм у детей». Поводом для статьи стал клинический пример: обращение к эпилептологу для уточнения диагноза эпилепсия у ребенка с аутизмом , как проявления госпитализма .

Слово «госпитализм » изначально происходит от слова «госпиталь », означающее «медицинское учреждение, стационар, больница, благотворительное заведение, богадельня».

Латинское слово, лежащее в основе слова «госпиталь» hospitalis , означает «гостеприимный, дружелюбный, приветливый».

— это сочетание психических и соматических расстройств, возникших в связи с длительным пребыванием человека в госпитале, лишенного связи с близкими людьми и с домом.

— это неблагоприятные, важнее психические, условия госпитальной атмосферы.

Больше подвержены дети и пожилые люди.

Госпитализм у детей

В ответ на отлучение ребенка от матери, особенно в самом раннем, младенческом возрасте, появляется недостаток общения и воспитания. У ребенка наблюдается глубокая умственная отсталость, задержка физического развития (дефицит роста и массы), отклоняющееся психическое развитие.

Разлука с матерью – это основная причина развития госпитализма . Явления госпитализма могут наблюдаться не только при длительном пребывании в больницах, но и дома. Стертые симптомы госпитализма проявятся там, где воспитание и уход за ребенком происходит при частичном отсутствии матери или при не достаточном внимании и нелюбви матери к своему ребенку.

В последние десятилетия сложилась такая социальная ситуация, при которой в обществе приветствуется карьера женщины с уклоном в создание материального благополучия. В такой семье мать присутствует в жизни ребенка формально, кратковременно. Между матерью и ребенком не налажен душевный контакт, нет близости; а есть отстранённость, незнание потребностей, интересов, способностей ребенка. Эта социальная депривация в семье — тоже проявления госпитализма .

«Сценарий» формирования госпитализма

Под влиянием сложившихся жизненных обстоятельств бывает, что сначала ребенка оставляют в роддоме или в стационаре, пишут отказ от ребенка или мамы уходят и не возвращаются. После роддома ребенка переводят в детский стационар. Если обнаруживают у ребенка проявления инфекционного заболевания (ОРВИ, пневмония, желтуха), то перевод осуществляют в инфекционную больницу. Если у ребенка присутствуют признаки хирургической патологии (пороки развития), то в стационар хирургического профиля. При наличии симптомов перинатального поражения центральной нервной системы (возбудимости, угнетения, двигательных нарушений, гипертензионно — гидроцефального синдрома, эпилептических приступов или других пароксизмальных состояний), маленького пациента переводят в отделение патологии новорожденных в стационар неврологического профиля.

В условиях стационара дети часто пребывают до 3-4 –месячного возраста. Далее врачи стационара оформляют перевод в Дом малютки. С 1,5 лет переводят ребенка в детский дом.

Находясь в стационаре, ребенок поступает под курацию лечащего врача. Осматривая ежедневно ребенка, врач осуществляет лечебную работу (назначение медикаментов), контролируя уход за ребенком. Уход осуществляет постовая медицинская сестра, проводя кормление из бутылочки, смену пеленок и подгузников, гигиенические процедуры. На посту на одну медсестру приходится около 20 детей. Если сравнить время, внимание и участие мамы с постовой медсестрой, то станет понятно, сколько недополучит заботы младенец в стационаре без опеки мамы.

Госпитализм является следствием нахождения ребенка без мамы в детских воспитательных и лечебных учреждениях с длительным пребыванием.

Факторами, приводящими к феномену госпитализма , являются: недостаток человеческого внимания и заботы, эмоционального контакта, бедность психологического окружения.

У детей постепенно формируется эмоциональная недостаточность и пассивность.

Следует отметить, что синдром госпитализма наблюдается не у всех, длительно находящихся в стационаре. Степень выраженности и клинические проявления симптомов госпитализма зависят от предрасположенности к заболеваниям, преморбидного фона.

При синдроме госпитализма у детей замедленно развиваются моторные навыки :

позже начинают держать голову — с 2- 5 месяцев,

позже ползать — с 8-12 месяцев,

позже начинают садиться самостоятельно — с 9-15 месяцев,

позже начинают ходить самостоятельно — с 14-24 месяцев.

Дети менее моторно ловкие; их движения менее координированные, менее плавные, неустойчивые, неуверенные.

При синдроме госпитализма у детей замедляется психо — речевое развитие:

гуление — с 2-4 месяцев,

гуление протяжное – с 3-8 месяцев, и менее активное,

лепет – с 9 – 18 месяцев, и обеднен,

первые слова — с 14 – 36 месяцев и позже, с просьбой или требованием.

Для детей с проявлениями феномена госпитализма характерно — отсутствие слежения взглядом за предметом, отсутствие поворота головы на звук голоса, отсутствие комплекса оживления и ответного гуления на приветливый голос; слабый длительный частый «беспричинный» плач.

У детей с проявлениями феномена госпитализма часты навязчивые действия : раскачивания тела вперед-назад, самоукачивание при засыпании, покачивания в стороны, движения головой по типу «нет-нет»; яктации; сосания пальцев, кончиков волос, кончика одеяла; часто мы видим, как ребенок намеренно достаточно сильно и продолжительно бьется головой об пол или стены.

Такие дети гораздо позже овладевают навыками опрятности – после 3-5 лет. Энурез и дневное недержание мочи, энкопрез (или каломазанье) наблюдается у 50-90% детей (у младших детей чаще).

При неудовлетворительном гигиеническом уходе за ребенком, не оптимальном температурном режиме, снижении иммунитета присоединяются частые соматические заболевания : респираторные инфекции, инфекции мочевыводящих путей, нарушения усваивания пищи, нарушения стула. Это приводит к задержке роста и дефициту массы тела – отставание в росте от сверстников на 5-15 см; масса тела ниже на 10 – 40%, чем у сверстников.

Признаки синдрома госпитализма:

задержка темпов моторного развития, задержка темпов речевого развития; обеднение положительных эмоций, негативизм; навязчивые движения; отставание от сверстников в росте и весе; неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; нарушение адаптации к новым условиям.

У детеймладшего возраста с синдромом госпитализма отмечается худощавость, мышечная гипотония, общая вялость, сонливость (но сон поверхностный, прерывистый), апатия. Для младших детей характерен отказ от контактов: не прослеживают глазами за предметом, не вокализируют в ответ на голос, не тянутся к людям; слабо плачут, закрываются, отворачиваются, не смотрят в глаза, мало играют игрушками. Кроме интеллектуального дефицита, идет нарушение формирования личности : эмоциональная депривация приводит к искажению «Я – концепции».

Психическое и физическое неблагополучие может приводить к тяжелым психическим расстройствам , например, аутизму , умственной отсталости тяжелой степени; а иногда к летальному исходу (чаще в результате присоединения инфекции). Эти дети инвалиды с детства.

Госпитализм в психиатрии

В условиях пребывания в психиатрическом стационаре развивается фармакогенный регресс личности – тяжелый вариант госпитализма . Фармакогенный регресс личности формируется быстро и его проявления значительно выражены за счёт применения нейролептической терапии . Такие пациенты мало инициативные, рассеянные, вялые, скованные, медлительные. Они негативны, необщительны; быстро истощаются. У них отсутствует желание учиться и работать, быть выписанными из стационара, они боятся внебольничной жизни.

Вследствие быстрого привыкания к психотропным препаратам, развивается фармакорезистентность (читайте статью: ) ; что вынуждает добавлять новые и увеличивать дозы препаратов.

При снижении высоких доз и отмене полипрагмазии психотропных препаратов у пациента идёт постепенное частичное восстановление интереса к окружающему.

Процесс реабилитации явления госпитализма длительный, возможен в условиях создания благоприятного эмоционального климата с близкими и профессиональной специализированной помощи.

Приведу клинический пример проявления госпитализма.

(Описание клинического примера в статье публикуется с разрешения приёмной мамы)

На прием эпилептолога обратилась мама с ребенком 6 лет.
Жалобы:
Наблюдаются у психиатра с диагнозом: детский аутизм . Ребенок инвалид детства. На ЭЭГ выявлена эпиактивность. Один из знающих специалистов, работающих с аутистами, направил к эпилептологу с целью уточнения диагноза.

Итак, у ребенка расстройство аутистического спектра и эпиактивность по ЭЭГ .

Активно выявляемые жалобы:
Грубое отставание речевого развития — говорит 5 -7 слов, в контакт вступает избирательно, поведение отстраненное. Приступы отрицают . Живет в приемной семье около 1 года. Девочка с рождения GJXNB до 6 лет проживала в детском доме. Анамнез не полный. Гипервозбудима. Гиперактивна, неусидчива. Посещает специализированные реабилитационные центры, отмечает положительный эффект от занятий. Сон спокойный.
Отмечалась задержка темпов моторного развития: известно, что ходит самостоятельно с 1,5 лет.
История заболевания:
С анамнезом ознакомлена со слов приёмной мамы и частично из медицинских документов.
Беременность 3, 36 недель, ОАГА (отягощенный акушерский гинекологический анамнез), соц фактор. Роды 3, самопроизвольные, досрочные. Масса при рождении 2450 грамм, рост 46 см.
Диагноз при рождении: Недоношенность 36 недель. Неонатальная желтуха. Анемия. Дисплазия тазобедренных суставов.
Проводили лечение в психиатрическом стационаре с диагнозом: Детский аутизм . Умственная отсталость умеренная. Последний курс лечения 1 год назад (хлорпротексен в условиях стационара). Далее постепенно отменены психотропные препараты (хлорпротексен), после чего девочка стала активнее.
Оформлена инвалидность у психиатра.
Проживали в другом регионе. Поменяли место жительство с целью получить лучшую возможность для реабилитации ребенка.

Приёмная дочка у мамы вторая, есть и свой биологический сын. Проживают вчетвером: сын, две приёмные дочки и мама. На мой вопрос: «Что мотивировало на то, чтобы взять из детского дома такого тяжелого ребенка?» Мама ответила, что она надеется и сможет её вытянуть, справиться с этими трудностями вместе. А за этот год у них большие успехи.

У девочки есть родной старший брат в подобном психическом и умственном состоянии, проживающий в том же детском доме, в настоящее время взят в другую приёмную семью.

На осмотре:
Во время беседы и сбора анамнеза девочка в контакт вступает избирательно, команды выполняет частично. Гиперактивна: передвигается хаотично по кабинету, берет игрушки, бросает, играет, меняет вид деятельности. Выполняет просьбы мамы охотно, отвечает на её вопросы невнятно. Задержка речевого развития – произносит слова, даже поёт не членораздельно, попытки фразовой речи.

При приближении к ребенку врача во время осмотра негативна, плачет, отталкивает. Осмотру доступна частично.

Череп правильной округлой формы, окружность головы 50 см (норма), безболезненный при перкуссии.
ЧМН: зрачки нормальных размеров, D = S. Глазные щели D = S. Движение глазных яблок в полном объеме, косоглазия нет, нистагма нет, реакция зрачков на свет живая. Лицо симметричное. Голос громкий, звучный. Глотание не нарушено. Язык по средней линии.
Двигательная сфера: Сила мышц достаточная, парезов нет. Мышечный тонус: слегка снижен диффузно.
Сухожильные рефлексы живые, D = S. Патологических рефлексов нет.
Походка не нарушена. Координаторных нарушений нет.

Результаты обследования :

ЭЭГ (10.11.2014 год) — диффузные изменения б/э активности головного мозга с признаками нейрофизиологической незрелости. В момент пробуждения регистрируется эпилептиформная активность в лобно-височных областях справа и слева.

Диагноз: Детский аутизм, сопровождающийся эпиактивностью на ЭЭГ. Данных за активную эпилепсию в настоящее время нет.

Отметим, что это и не .
Рекомендации:
1. ЭЭГ (фон + сон) контроль через 3-4 месяца
2. Наблюдение психиатра.
3. Медикаментозная терапия: Пантокальцин 0,5 по 1 таблетке * 3 раза в день внутрь через 15-30 минут после еды 2 месяца.
4. Массаж (щадящий) в домашних условиях, мамой.
5. Логопедические занятия.
6. Продолжить коррекционную педагогическую работу в специализированных реабилитационных центрах.

  1. Осмотр через 3-4 месяца с ЭЭГ.

Итак, из статьи мы узнали об явлении госпитализма — это сочетание психических и соматических расстройств, возникших в связи с длительным пребыванием человека в госпитале, лишенного связи с близкими людьми и с домом. Узнали о причинах, этапах развития, проявлениях госпитализма у детей . Выяснили, что госпитализм в психиатрии – это результат применения психотропных препаратов на фоне текущего психического заболевания, в условиях длительного пребывания в стационаре в отрыве от близких.

Рассказали о клиническом случае, когда ребенок с рождения до 6 лет проживал в детском доме и психиатрическом стационаре с проявлениями аутизма. В данном клиническом случае, не смотря на наличие психических нарушений (расстройства аутистического спектра) , сопровождающихся эпиактивностью на ЭЭГ , но при отсутствии эпилептических приступов , данных за активную эпилепсию в настоящее время нет . Ребенку показано проведение контрольных обследований (ЭЭГ), повторных консультаций эпилептолога, но не показан приём противоэпилептических препаратов. Пожелаем маме и её девочке быстрейшего выздоровления.

  • Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения
  • Анатомия органов зрения с учетом возрастных особенностей детей
  • Анатомо-физиологические особенности (АФО) центральной нервной системы недоношенных детей.
  • Анатомо-физиологические особенности органов и систем детей периода «молочных зубов»
  • Антимикробная терапия инфекций мочевой системы у детей
  • В ответ на отлучение ребенка от матери, особенно в самом раннем, младенческом возрасте, появляется недостаток общения и воспитания. У ребенка наблюдается глубокая умственная отсталость, задержка физического развития (дефицит роста и массы), отклоняющееся психическое развитие.

    Разлука с матерью – это основная причина развития госпитализма. Явления госпитализма могут наблюдаться не только при длительном пребывании в больницах, но и дома. Стертые симптомы госпитализма проявятся там, где воспитание и уход за ребенком происходит при частичном отсутствии матери или при не достаточном внимании и нелюбви матери к своему ребенку.

    В последние десятилетия сложилась такая социальная ситуация, при которой в обществе приветствуется карьера женщины с уклоном в создание материального благополучия. В такой семье мать присутствует в жизни ребенка формально, кратковременно. Между матерью и ребенком не налажен душевный контакт, нет близости; а есть отстранённость, незнание потребностей, интересов, способностей ребенка. Эта социальная депривация в семье - тоже проявления госпитализма .

    «Сценарий» формирования госпитализма

    Под влиянием сложившихся жизненных обстоятельств бывает, что сначала ребенка оставляют в роддоме или в стационаре, пишут отказ от ребенка или мамы уходят и не возвращаются. После роддома ребенка переводят в детский стационар. Если обнаруживают у ребенка проявления инфекционного заболевания (ОРВИ, пневмония, желтуха), то перевод осуществляют в инфекционную больницу. Если у ребенка присутствуют признаки хирургической патологии (пороки развития), то в стационар хирургического профиля. При наличии симптомов перинатального поражения центральной нервной системы (возбудимости, угнетения, двигательных нарушений, гипертензионно - гидроцефального синдрома, эпилептических приступов или других пароксизмальных состояний), маленького пациента переводят в отделение патологии новорожденных в стационар неврологического профиля.

    В условиях стационара дети часто пребывают до 3-4 –месячного возраста. Далее врачи стационара оформляют перевод в Дом малютки. С 1,5 лет переводят ребенка в детский дом.

    Находясь в стационаре, ребенок поступает под курацию лечащего врача. Осматривая ежедневно ребенка, врач осуществляет лечебную работу (назначение медикаментов), контролируя уход за ребенком. Уход осуществляет постовая медицинская сестра, проводя кормление из бутылочки, смену пеленок и подгузников, гигиенические процедуры. На посту на одну медсестру приходится около 20 детей. Если сравнить время, внимание и участие мамы с постовой медсестрой, то станет понятно, сколько недополучит заботы младенец в стационаре без опеки мамы.

    Госпитализм является следствием нахождения ребенка без мамы в детских воспитательных и лечебных учреждениях с длительным пребыванием.

    Факторами, приводящими к феномену госпитализма, являются: недостаток человеческого внимания и заботы, эмоционального контакта, бедность психологического окружения.

    У детей постепенно формируется эмоциональная недостаточность и пассивность.

    Следует отметить, что синдром госпитализма наблюдается не у всех, длительно находящихся в стационаре. Степень выраженности и клинические проявления симптомов госпитализма зависят от предрасположенности к заболеваниям, преморбидного фона.

    При синдроме госпитализма у детей замедленно развиваются моторные навыки:

    позже начинают держать голову - с 2- 5 месяцев,

    позже ползать - с 8-12 месяцев,

    позже начинают садиться самостоятельно - с 9-15 месяцев,

    позже начинают ходить самостоятельно - с 14-24 месяцев.

    Дети менее моторно ловкие; их движения менее координированные, менее плавные, неустойчивые, неуверенные.

    При синдроме госпитализма у детей замедляется психо - речевое развитие:

    гуление - с 2-4 месяцев,

    гуление протяжное – с 3-8 месяцев, и менее активное,

    лепет – с 9 – 18 месяцев, и обеднен,

    первые слова - с 14 – 36 месяцев и позже, с просьбой или требованием.

    Для детей с проявлениями феномена госпитализма характерно - отсутствие слежения взглядом за предметом, отсутствие поворота головы на звук голоса, отсутствие комплекса оживления и ответного гуления на приветливый голос; слабый длительный частый «беспричинный» плач.

    У детей с проявлениями феномена госпитализма часты навязчивые действия: раскачивания тела вперед-назад, самоукачивание при засыпании, покачивания в стороны, движения головой по типу «нет-нет»; яктации; сосания пальцев, кончиков волос, кончика одеяла; часто мы видим, как ребенок намеренно достаточно сильно и продолжительно бьется головой об пол или стены.

    Такие дети гораздо позже овладевают навыками опрятности – после 3-5 лет. Энурез и дневное недержание мочи, энкопрез (или каломазанье) наблюдается у 50-90% детей (у младших детей чаще).

    При неудовлетворительном гигиеническом уходе за ребенком, не оптимальном температурном режиме, снижении иммунитета присоединяются частые соматические заболевания: респираторные инфекции, инфекции мочевыводящих путей, нарушения усваивания пищи, нарушения стула. Это приводит к задержке роста и дефициту массы тела – отставание в росте от сверстников на 5-15 см; масса тела ниже на 10 – 40%, чем у сверстников.

    Признаки синдрома госпитализма:

    задержка темпов моторного развития, задержка темпов речевого развития; обеднение положительных эмоций, негативизм; навязчивые движения; отставание от сверстников в росте и весе; неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; нарушение адаптации к новым условиям.

    У детеймладшего возрастас синдромом госпитализма отмечается худощавость, мышечная гипотония, общая вялость, сонливость (но сон поверхностный, прерывистый), апатия. Для младших детей характерен отказ от контактов: не прослеживают глазами за предметом, не вокализируют в ответ на голос, не тянутся к людям; слабо плачут, закрываются, отворачиваются, не смотрят в глаза, мало играют игрушками. Кроме интеллектуального дефицита, идет нарушение формирования личности: эмоциональная депривация приводит к искажению «Я – концепции».

    Психическое и физическое неблагополучие может приводить к тяжелым психическим расстройствам, например, аутизму , умственной отсталости тяжелой степени; а иногда к летальному исходу (чаще в результате присоединения инфекции). Эти дети инвалиды с детства.

    Госпитализм – это синдром, при котором наблюдается отставание в развитии (у детей) или деградация (у взрослых) в психическом и физическом плане. Болезнь возникает из-за длительного пребывания человека в больничных условиях, в изоляции от привычного мира и заботы близких людей.

    Госпитализм у детей – явление в психологии более распространенное и изученное, нежели случаи со взрослыми. Ребенок, проводящий много времени в больнице или интернате, страдает эмоциональной обедненностью, низким уровнем элементарных навыков общения и самообслуживания. Синдром нередко сопровождается умственной отсталостью, рахитом и нарушенной моторикой.

    Теория Спитса

    Госпитализм – это то понятие в психологии, которым оперировал Р.Спитс. В 1945 году австро-американским психоаналитиком был введен специальный медицинский термин для диагностирования детского синдрома, который наблюдался в приютах и домах малютки.

    Изначально предполагалось, что явлению госпитализма способствует скудность и убогость обстановки, в которой содержатся дети-сироты:

    • недостаточно предусмотрено витаминов в рационе питания;
    • малочисленность персонала для полноценного обслуживания маленьких детей и развития в них необходимых социальных навыков.

    Естественно, что указанные факторы оказывают неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка. Однако дальнейшие исследования Спитса доказали, что синдром может возникать даже при очень высоком уровне организации детского учреждения.

    Следуя психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, последователи Спитса объясняли госпитализм результатом психоэмоционального одиночества. То есть синдром основан на том, что малыш лишен тесного общения с близкими людьми, в особенности с мамой.

    Подобное явление замечается и у детей, надолго оставленных в оздоровительных центрах. Обстановка больницы и дискомфорт, причиняемый медицинскими процедурами, вызывают страх и подсознательную блокаду общения.

    Синдром особо опасен в раннем детстве, так как напрямую влияет на торможение в развитии: ребенок поздно начинает говорить, ходить и проявлять интерес к происходящему вокруг. Некоторые психические или физические отклонения могут остаться на всю жизнь.

    Яркими примерами служат случаи, когда потерявшиеся дети росли среди животных. Если их находили и пытались приобщить к нормальному образу жизни, то еще никогда не удавалось поднять развитие маленьких дикарей до уровня, соответствующего их человеческому возрасту.

    Детский госпитализм

    Госпитализм описывается следующими симптомами:

    • очень низкими антропометрическими показателями (рахитом);
    • запоздалым развитием движений и способностью ходить;
    • эмоциональной и мимической бедностью;
    • навязчивыми бессмысленными движениями (например, раскачиванием из стороны в сторону);
    • сниженным иммунитетом и частыми инфекционными заболеваниями.

    Госпитализм ярко проявляется и в младенческом возрасте:

    • ребенок резко теряет вес, отказывается от еды;
    • малыш все время сонный и неактивный;
    • мышцы лишены тонуса, конечности вяло и безвольно свисают, когда ребенка поднимают с кроватки;
    • отсутствуют признаки обратной реакции на контакты (не поворачивает голову на голос, не следит глазами за игрушкой).

    Теория Спитса является основой для изучения синдрома госпитализма. Современные психологи, так же как и австро-американский врач, отмечают описанные ранее патологии, возникающие в условиях интернатов, яслей и детских больниц. Однако, к причинам болезни добавляют еще один аспект – влияние (а точнее, его отсутствие) матери на развитие ребенка.

    Сегодня психологи отмечают прямую зависимость между полноценным развитием малыша и родительской любовью. Дети, которых не любят матери, испытывают эмоциональный и познавательный дефицит:

    • с ними мало разговаривают и играют, что приводит к психологической и эмоциональной бедности, нарушает «Я-концепцию» в дальнейшей жизни;
    • не занимаются зарядкой, недостаточно хорошо ухаживают в гигиеническом плане, что провоцирует частые инфекции и болезни, ослабевающие иммунитет;
    • не учатся правильно двигаться и реагировать на внешние импульсы, что идет вразрез с гармоничным развитием вестибулярного аппарата и высшей нервной системы.

    Именно отсутствием материнского внимания и объясняется повышенный процент случаев синдрома в интернатах и больницах. То есть, теоретически, если бы в таких заведениях к каждому ребенку была приставлена личная няня, которая смогла бы заменить мать и заниматься малышом все время, исчезли бы все предпосылки для возникновения синдрома госпитализма.

    Случай в Калифорнии

    О том, что госпитализм возникает в условиях отсутствия нормального воспитания и изоляции от социума, ярко свидетельствует относительно недавний случай, произошедший в американском городке Аркадия.

    Социальная служба обнаружила в чулане городского дома тринадцатилетнюю девочку. Дикарка росла в тесном помещении, не видя солнечного света, не имея нормального питания, условий для ухода за телом и какого-либо общения.

    Мать девочки оказалась психически больным человеком. Она не смогла дать ни одного адекватного ответа о своем обращении с ребенком. Если бы работник социальной службы не обнаружил страшную находку, девочке грозила близкая смерть, так как ее организм уже находился в катастрофическом состоянии.

    Девочке дали имя Дженни и поместили в клинику при Калифорниском университете. Ей оказали первую медицинскую помощь и выхаживали под пристальным вниманием и опекой команды, которую возглавил известный психолог Д. Риглер. Врачи пытались вернуть Дженни человеческий облик, но результаты были плачевными: девочка так и не научилась выражать свои мысли и общаться. Все ее поведенческие навыки сводились лишь к примитивнейшим рефлексам.

    Исследуя этот случай, который имеет непосредственное отношение к болезни, называемой «Госпитализм», психологи еще раз доказали жизненную необходимость человека в гармоничном общении и взаимодействии с социумом.

    Проявления у взрослых

    В психологии известно немало случаев, когда госпитализм проявляется и у взрослого человека. Причины остаются те же, что и при детском синдроме:

    • длительная госпитализация и изоляция от общения с близкими людьми;
    • недостаток внимания со стороны родственников.

    Госпитализм часто возникает у людей пожилого возраста, особенно у одиноких. Когда такой человек заболел или просто стал слабым под гнетом прожитых лет, ему необходима помощь со стороны:

    • оказание медицинской помощи;
    • гигиенический уход;
    • эмоциональная поддержка.

    И если с первыми двумя аспектами могут справиться хорошо оснащенные специализированные заведения (дома престарелых, оздоровительные пансионаты и т.п.), то дефицит любви и внимания восполнить трудно.

    В случаях недостаточного ухода и внимания возникает синдром госпитализма: теряется аппетит, развивается апатия, снижается иммунитет, проявляются патологии в вестибулярном аппарате, происходит личностный регресс.

    синдром патологии детского психического и личностного развития - результат отделения младенца от матери и его ранней институционализации. Глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослыми в первый год жизни ребенка. Накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозя интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие и пр. Общие признаки госпитализма в возрасте младенческом - потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов "на голос", "гуления" в ответ на ласку взрослого), слабый плач и пр. Он влечет запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы); резкое отставание в речевом развитии; эмоциональную обедненность; склонность к движениям навязчивым (раскачивание тела). В крайних формах может привести к серьезным душевным заболеваниям (младенческие маразмы и пр.), хроническому инфицированию, иногда - к смерти. Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях малоэмоциональных, холодных матерей, не уделяющих ребенку требуемого внимания.

    ГОСПИТАЛИЗМ

    В психиатрии: ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре (явления социальной дезадаптации, утрата интересов к труду и трудовых навыков, снижение синтонности, ухудшение контакта с окружающими, тенденция к хронификации заболевания, усиление характеропатических проявлений).

    Син.: синдром отрыва от дома.

    ГОСПИТАЛИЗМ

    англ. hospitalism) - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие "дефицита" общения и воспитания. Признаки Г.: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

    Психологи фрейдистского, неофрейдистского и этологического направлений склонны интерпретировать Г. как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери.

    Явления Г. могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, "холодных" матерей, не уделяющих им необходимого внимания.

    ГОСПИТАЛИЗМ (HOSPITALISM)

    Катастрофическая картина симптомов, развивающаяся на первом году жизни у детей, которые воспитываются в специальных учреждениях или по иным причинам испытывают острую материнскую депривацию. К этим симптомам относятся ухудшение физического состояния, повышенная восприимчивость к инфекциям, подверженность заболеваниям, высокая смертность, ухудшение, задержка и дисфункция психического функционирования. Среди выживших детей обнаруживаются повышенная частота психических расстройств, задержка психического развития и антисоциальные наклонности.

    Психиатрические последствия госпитализма впервые были изучены в тридцатые годы, однако первое систематическое исследование патогенетических факторов, обусловливающих этот синдром, принадлежит Шпицу (1945). Он изучал младенцев, которые находились в благоприятных условиях с точки зрения гигиены и питания, но были лишены нормальной аффективной поддержки со стороны матери. Начиная с третьего месяца жизни отмечались ухудшение физического и психического состояния с крайней подверженностью инфекциям и заболеваниям, высокая смертность, причем даже от заболеваний, обычно не приводящих к фатальному исходу. Дети страдали депрессией, были заторможены, пассивны, амимичны, с плохой координацией глаз. Со второго года жизни выявлялись признаки глубокой физической и психической отсталости: дети не могли сидеть, стоять, ходить, говорить. Последствия госпитолизма долго-временны и в целом необратимы.

    В своих новаторских работах Шпиц показал, что адекватный материнский уход абсолютно необходим для здорового физического и психического развития. Шпиц различал госпитолизм, формирующийся в связи с тотальной эмоциональной депривацией, и анаклитическую депрессию, возникающую в ситуации, когда изначально нормальная ситуация отношений между матерью и ребенком прерывается, и ребенок оказывается в депривации.

    В последнее время термин госпитализм распространяется на все случаи острой материнской депривации независимо от конкретных обстоятельств. Так, например, Леон Крейслер (1984) использует понятие внутрисемейный госпитализм для описания ситуации, когда мать не способна эмоционально реагировать на ребенка.

    Госпитализм

    Словообразование. Происходит от лат. hоspitaliers - гостеприимный.

    Специфика. Глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная "дефицитом" общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движения (раскачивание тела). Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, "холодных" матерей, которые не уделяют ребенку необходимого внимания.

    Синоним. Дефицит общения.

    Госпитализм

    франц. hospital - больница) - синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д. В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т. п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

    ГОСПИТАЛИЗМ

    синдром психических и соматических расстройств, обусловленных разлукой младенца с матерью в случае помещения его в институциональные учреждения с целью дальнейшего содержания или стационарного лечения.

    Термин «госпитализм» был введен в научную литературу психоаналитиком Р. Шпитцем (1887–1974) в работе, имеющей одноименное название и опубликованной в 1945 г. Его исследования, посвященные особенностям развития младенцев, находящихся в разлуке с матерью и не имеющих аффективной связи с ней, выявили крайне патогенную ситуацию, оказывающую разрушающее воздействие на ребенка в первые месяцы и последующие годы его жизни. Наблюдения над детьми показали, что при помещении их в различные институциональные учреждения и долгом отсутствии эмоциональной связи с матерью у них проявляются разнообразные симптомы, связанные с ухудшением физического и психического состояния. У таких детей имеет место замедление физического и психического развития, заторможенность движений и различного рода функциональные расстройства, ослабление сопротивляемости организма и, как следствие этого, повышенная чувствительность к инфекционным и иным заболеваниям, а также повышенный уровень смертности.

    С точки зрения Р. Шпитца, полное отсутствие эмоциональных контактов между ребенком и матерью с неизбежностью ведет к синдрому госпитализма, в то время как временные перерывы в их отношениях после первоначальной эмоциональной связи между ними сопровождаются возникновением анаклитической депрессии. Если последствия анаклитической депрессии существенны для дальнейшего развития ребенка, но поправимы в случае установления последующих теплых эмоциональных отношений между им и матерью, то госпитализм чреват такими долговременными и необратимыми последствиями, которые предопределяют хронические психические заболевания взрослого человека.

    Начатые Р. Шпитцем исследования феномена госпитализма нашли отражение в последующих работах аналитиков, в частности в трудах С. Провенса и Р. Липтона «Дети в учреждениях» (1962), М. Руттера «Лишение матери» (1972) и др. Некоторые аналитики предприняли усилия по изучению последствий не только длительной разлуки младенца с матерью, но и семейных отношений, характеризующихся недостаточно теплыми эмоциональными связями. Так, в работе Л. Крэйслера «Основания психосоматической патологии детей» (1984) был поставлен вопрос о важности изучения того, что автором было названо «внутрисемейным госпитализмом».

    В современной психоаналитической литературе понятие госпитализма соотносится с различными ситуациями, относящимися как к стационарному пребыванию ребенка в различного рода учреждениях без непосредственного контакта с матерью, так и к семейным отношениям, в рамках которых в силу различного рода обстоятельств мать не уделяет должного внимания ребенку, не испытывает к нему материнских чувств любви и привязанности или воспринимает его в качестве обременительной помехи, усложняющей ее личную жизнь.

    Госпитализм

    нем. hospital - лечебное учреждение] - в буквальном смысле, совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием ребенка в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Понятие Г. ввел в оборот австроамериканский психоаналитик Р. Шпиц в 1945 г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Шпицу, Г. младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам Г. он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия Г. являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях Г. приводит к смерти. Явления Г., по Р. Шпицу, возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания. В. И. Овчаренко

    Госпитализм

    лат. hospitalis - гостеприимный) - 1. регрессия поведения, вызванная длительным пребыванием в психиатрическом стационаре с пассивным там существованием и привыканием к его условиям до такой степени, что больница идентифицируется пациентом с собственным домом, а ее персонал - с близкими людьми (госпитализм касается также стационаров с другими хроническими заболеваниями, в частности, туберкулезом). Синоним: Синдром отрыва от дома; 2. неспособность детей до 5-летнего возраста создавать нормальные социальные связи в силу: а) отгороженности, неспособности к социальному взаимодействию; б) неспособности различать близких и чужих людей и неразборчивости в социальных контактах; в) безличного, в отсутствие близкого человека ухода за ребенком в первые 1,5-2 года его жизни. Основная гипотеза заключается в том, что развитие детского госпитализма связано с плохой заботой о детях в возрасте преимущественно до 2-3 лет, когда способность формировать привязанности начинает ослабевать. Плохая забота о детях включает эмоциональную депривацию, жестокое обращение, отсутствие адекватной физической и социальной стимуляции, сексуальное насилие (термин не применяется для обозначение социального поведения детей с умственной отсталостью и другими распространенными нарушениями развития детей). Синонимы: Реактивной привязанности расстройство, Анаклитическая депрессия, Неспособность к преуспеванию.

    Вконтакте

    Госпитализм – помещение ребенка в закрытые учреждения (детский дом, больница, санаторий, когда нет потери связи с социумом, существует потеря связи с семей).

    Депривация развивается и при условии нахождения в семье, но когда близкие не могут обеспечить нормальное развитие ребенка (психически больные родители, родители имеющие сенсорные дефекты, родители игнорирующие родительские обязанности, наличие сенсорных дефектов у ребенка (слепота, глухота, умственная отсталость, аутизм).

    Эксперимент английского психиатра Джона Боулби с детьми до двух лет и с их матерями оценивал, как реагируют дети на отсутствие матери. Эксперимент выявил три группы детей, демонстрирующих три типа поведения (устойчивая привязанность, неустойчивая привязанность, нейтралитет). Свойства темперамента закладывают основу характера, но не определяют основу восприятия (гендерные различия).

    Возраст ребенка: чем раньше происходит депривация, тем тяжелее последствия. Необходимо учитывать существование сенситивных периодов – когда формируется привязанности к матери, по Боулби пик привязанности к матери приходится на полтора года ребенка. В этом возрасте крайне нежелательна разлука с матерью. К трем годам период формирования привязанности к матери завершается, повышается интерес к событиям социально широкого круга, отпечаток накладывают индивидуальные особенности.

    В конце 19 и начале 20 века изучения депривации начались с появления феномена госпитализма. Первый этап: во время первой мировой войны при помещении младенцев в сиротский приют было отмечено, что ребенок начинает отставать в развитии, происходит снижение уровня психической активности, ребенок перестает проявлять интерес и реагировать на окружающую среду. Снижение физиологической активности, снижение аппетита, увеличение продолжительности сна. Острая тоска приводит к гибели ребенка. Госпитализм не связан с качеством медицинского ухода. Боулби обследовал шестимесячных младенцев, находящихся в учреждениях с разной степенью ухода, с разными источниками финансирования, обеспечивающих разное питание, обучение персонала. Вывод: госпитализм связан не с физиологическими причинами, а возникает из-за отсутствия эмоциональной вовлеченности. Второй этап изучения: в 30-х годах в годы второй мировой войны интенсивное изучение этологами и психоаналитиками Мелани Кляйн, Анна Фрейд, которые работали с детьми сиротами. Они пытались компенсировать отсутствие эмоциональной связи с родителями, формируя братско-сестринские отношения в группе. Явление госпитализма в чистом виде практически не встречается. Но существует явление неогоспитализма, присущее обеспеченным семьям, перепоручение ребенка третьим лицам, в силу профессиональной занятости. Нарушение эмоционального контакта с окружающими. При этом явления госпитализма сглажены, но вероятна задержка в развитии. Так же к внешним условиям можно отнести причины — неполная семья, нарушение полоролевой идентификации, несформированность полоролевого взаимодействия.

    Эксперименты с детенышами шимпанзе с использованием манекенов в качестве матери, в результате которых был сделан вывод: действительно для развития детеныша важен не факт кормления, а важен факт эмоционального тесного общения. Другой целью было намерение выяснить влияние на психическое развитие, изоляции от сородичей сразу от рождения на сроки разной длительности: от 1 до 6 месяцев, — чем дольше изоляция, тем интенсивнее проявление последствий. Изоляция в течение 6 месяцев приводят к несформированности внешней активности. Нарушение социальных форм поведения: невключенность в иерархическую систему сообщества, проявление агрессии даже на особей высших по рангу. Эксперименты по реабилитации и реадаптации этих особей показали,что даже для крайне депривированных обезьян возможна реабилитация. В клетку помещали более меньшего детеныша, любопытного, с сильной тягой к телесному контакту в силу возраста и не умеющему проявлять агрессивность. Постепенно, с задержкой возвращается способность эмоционально реагировать. В дальнейшем проводили эксперименты с депривированными в раннем возрасте обезьянами, росшими без материнской опеки. Изучали способы их обращения со своими детенышами. Выяснилось, что они их бросали не интересовались, калечили, убивали. Рождение второго ребенка купировало крайности проявления в поведении, поведение становилось более адекватным. Эти исследования наглядно показали: что ранний возраст сенситивный период формирования материнского поведения, то есть основы материнского поведения закладываются в младенчестве.

    Факторы оказывающие неблагоприятное влияние на ребенка

    • Неблагоприятная обстановка в семье: неполная семья, алкоголизм, наркозависимость, жестокое обращение в семье, низкий социальный статус, психические заболевания.
    • Неправильное воспитание в семье: гипоопека, гиперопека, эмоциональное отвержение. Классификация предложенная Демилер-Юстицким:
    • доминирующее воспитание, инициатива ребенка задавливается; потворствующая гиперопека, ребенок воспитывается по типу кумир семьи; гипоопека,безнадзорность, педагогическая запущенность, депривация социальных навыков; перфекционизм, ребенок может заслужить одобрение родителей только если тот заслужил поощрение — этот тип воспитания представляет явное или скрытое эмоциональное отвержение (при наличии у ребенка сложных заболеваний, нежелательного пола) . В целом эти факторы могут закрепляться в патологические черты характера.


    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!