Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Патриотическое воспитание младших дошкольников

Патриотическое воспитание младших дошкольников

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, детскому саду, родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д. рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Все задачи нравственно - патриотического воспитания, решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками.

Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения

к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это

корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям. Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было как можно больше.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Родной город… Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины; здесь живут, совместно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей. В процессе работы познакомить детей с родным краем через природу, художественную литературу, иллюстрации, наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). Важное место в нравственно - патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателей и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательной образовательной работы.

Статья "Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста"

Доклад-выступление «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».(обобщение опыта)

"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш."(В.А.Сухомлинский)

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В своей статье хотелось бы остановиться на патриотическом воспитании детей 1 младшей группы.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по которой и работает наш детский сад, основными целями и задачами по патриотическому воспитанию детей 2-3 лет является формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашей группе ведется по следующим направлениям:
- НОД
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
-взаимодействие с семьями воспитанников,
а также создание предметно-пространственной среды в группе;
Далее хотелось бы подробно остановиться на формах и методах, которые мы используем в работе с детьми младшего дошкольного возраста, решая вопросы патриотического воспитания.
В течении всего года с детьми проводятся беседы:
«Моя семья», «Праздники в моей семье», «Я и мое имя», «Что значит любить родителей», «Как зовут маму, папу, сестренку…», «Какие они…», беседы с детьми о папах в преддверии праздника Дня защитника Отечества, беседы о мамах к 8 марта.
На группе собран большой материал по теме «Семья» - это подборки пословиц и поговорок, потешек, закличек, песенок, загадок, стихов.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», «Уважай старших»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.
В первой младшей группе используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя».
С детьми проводятся дидактические игры: «Чья мама?», «Вежливые слова», «Полное и неполное имя», «Ласковые слова для мамы», «Чей малыш».
Широко применяется разыгрывание различных ситуаций по теме «Семья». «День рождения», «Ссора», «Как помириться», «Как поднять настроение маме», «Вечер в семье», что создает предпосылки к формированию сюжетно – ролевой игры.
Игровая ситуация «Семья» - самая любимая детьми. Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. В игре дети имеют возможность примерить к себе разные роли и приобрести соответствующий социальный опыт.
Теме «Семья» в нашей группе уделяется большое внимание и реализуется она также и в художественном творчестве: лепке, рисовании, аппликации - наших любимых видах деятельности с детьми. Дети готовят рисунки, подарки для мам, пап, бабушек и дедушек и затем организуются выставки
В рамках тематической недели «Народная игрушка», на нашей группе был проведен проект по ознакомлению детей с народно-прикладным творчеством. В ходе проекта дети познакомились с народными игрушками.
Народная игрушка в детском саду – больше, чем просто игрушка. Она выполняет еще ряд дополнительных функций: воспитывает любовь к традициям, сближает с народным материалом, передает образы естественными, такими, какие они есть – без излишеств и прикрас.
По теме семья нами собран большой материал – картотеки пальчиковой гимнастики, физкультминуток, утренних зарядок.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
А это вся моя семья!
Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Нами был разработан комплекс мероприятий по взаимодействию с семьями в рамках решения проблемы по патриотическому воспитанию детей нашей группы.
-Родительское собрание «Роль отца и матери в воспитании самостоятельности у детей».
-Консультации «Нравственное воспитание детей», «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».
-Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?»
Традиционными стало проведение в нашем ДОУ конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту. «Трудовой десант» на участок детского сада «Сделаем прогулку интересней».

Совместное творчество в изготовлении поделок к различным конкурсам, которые проводятся в группе и в ДОУ. Это и конкурс «Дары осени», конкурсы поделок новогодней тематики и мн. др. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
В рамках тематической недели «Моя семья», на группе был организован творческий конкурс стенгазет «Мама, папа, я – дружная семья». Были проведены беседы с использованием представленного родителями материала. Дети с удовольствием рассматривали фотографии своих родных, рассказывали о своей семье.
Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание предметно – пространственной среды в ДОУ.
Центр социально-эмоционального развития.
Совместно с родителями в группе был оформлен центр «Моя семья», в котором собраны семейные фотографии воспитанников, а также есть один большой альбом с фото. Рассматривая с детьми альбом в свободной деятельности, мы развиваем речь, учим узнавать свой дом, любимые места отдыха, знать свое имя и членов своей семьи.
Центр книги.
Тематическая выставка художественной литературы о семье.
Центр игры.
В первой младшей группе особую роль играют игровые уголки, в которых ребенок играет со знакомыми и любимыми куклами, машинками.
Совместно с родителями пополняется кукольный уголок: атрибуты для игровых действий с куклами; атрибутика для создания интерьера и другое.
Центр конструирования.
В центре конструирования детям предлагается различный конструктор, схемы построек по теме «Семья»: «Построй свой дом», «Мебель для куклы» и т.д.
В ходе проделанной работы по патриотическому воспитанию видны первые результаты. Дети больше знают о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Совместная деятельность детей и родителей способствует укреплению детских – родительских отношений. Родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание младших дошкольников.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Патриотизм – это любовь и преданность отечеству. Чувство любви к своей семье, городу, краю, восхищение своей народной культурой, интерес к национальным традициям – это и есть начало патриотизма.

Перед нами по воспитанию патриотизма у младших дошкольников стоят следующие задачи:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Расширение представлений о своем городе;

Развитие интереса к традициям родного края, соблюдать их и сохранять;

Формирование толерантности, чувства к другим народам.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Мама – самый дорогой и близкий человек. Большую работу проводим с детьми ко Дню матери, к Международному Дню 8 марта. Проводим беседы, учим стихи, проводим праздник для мам и бабушек.

Младшие дошкольники должны знать членов семьи, родственные отношения, в каком городе они живут, где находится их дом. Взрослые должны знакомить с объектами культурного назначения, с памятниками старины. Закреплять и расширять знания дошкольников о своих улицах, на которых они живут, об объектах социального назначения, расположенных на них. Обращать внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Как дети могут участвовать в наведении порядка, чистоты во дворах?

При знакомстве с родным городом надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах больших и маленьких есть много общего. Дети осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая.

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России, Мордовии. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Не забудем в работе с детьми о великой русской поэзии А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, С.А Есенина. Пусть ухо ребенка с ранних лет приучается к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи.

У каждого народа есть свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь. Издавна наша страна славится своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времен до нашего времени. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. Поэтому в своей работе с детьми большое внимание уделяем формированию представлений о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитанию уважения к ветеранам войны. Расширяем знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. В дни празднования Дня Победы возлагаем цветы к памятнику «Танк Т-34», воздвигнутому мордовскому народу, собравшему в годы Великой Отечественной войны средства на построение танковой колонны «Мордовский колхозник». В эти моменты дети становятся как будто старше, серьезней, ответственней .

Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненных позиций, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого нельзя обойтись. Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.


Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Приложение 6

Введение

Актуальность исследования. Патриотическое воспитание - одна из вечных проблем педагогики, которую нельзя решить раз и навсегда. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоззрении. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите на протяжении многовековой истории отечественной мысли.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Актуальность исследования заключается в том, что одной из главных задач воспитания является формирование гармоничной, всесторонне развитой личности с высоким уровнем образованности, профессиональной культуры и развитым патриотизмом. Важно приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. В последние годы происходит переосмысление сущности патриотического воспитания; идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно - нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Значимость проблемы патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста обусловлена тем, что процесс патриотического воспитания необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Формированию патриотических ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Вплотную занимались и занимаются проблемами патриотического воспитания детей дошкольного возраста: Н.Ф. Виноградова, С.А.Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова и др.

Одной из важных задач патриотического воспитания в младшем дошкольном возраста является воспитание любви к родителям, к родному дому, к детскому саду. Поэтому особую роль в этом процессе играет семья и взаимодействие педагогов ДОО с родителями. Особенно актуальна проблема взаимодействия ДОО с родителями детей младшего дошкольного возраста в патриотическом воспитании, так как в данном возрасте семья выступает основным воспитательным институтом для ребенка.

Существует противоречие между необходимостью взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в ДОО по патриотическому воспитанию и отсутствием эффективных форм и методов этого взаимодействия.

Оно порождает проблему поиска эффективных содержания, форм и методов взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в ДОО по патриотическому воспитанию.

Цель исследования: определить содержание, формы и методы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в ДОО по патриотическому воспитанию.

Объект исследования: патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Предмет исследования: содержание, формы и методы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в ДОО по патриотическому воспитанию.

Гипотеза исследования: взаимодействие с родителями детей младшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию возможно при условии:

Использования разнообразных форм взаимодействия воспитателей с родителями (досуговые, информационно-аналитические, наглядные формы взаимодействия с родителями воспитанников);

Формирования активной педагогической позиции родителей (участие в родительских собраниях и мероприятиях группы).

Участия родителей в создании предметно-развивающей среды группы. Задачи исследования:

1. Охарактеризовать сущность патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

2. Выявить состояние взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в ДОО по патриотическому воспитанию.

3. Определить содержание, формы и методы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в ДОО по патриотическому воспитанию.

Исследование выполнялось с помощью комплекса методов, взаимодополняемость которых обеспечила объективность и научную достоверность результатов исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, качественный и количественный анализ.

Глава 1. Проблема патриотического воспитания детей в теории и практике дошкольного образования

1.1 Понятие «патриотизм» в педагогической науке и задачи его воспитания в младшем дошкольном возрасте

В педагогической науке рассматриваются современные проблемы формирования патриотизма у детей и молодёжи, принимаются программы, пересматривается содержание учебно-методических комплексов по разным предметным областям, анализируется исторический опыт становления патриотического воспитания в истории русской и советской педагогики.

Исследование истории патриотизма позволяет детально воссоздать реальную картину прошлого, создать тем самым реальные предпосылки прогнозирования процесса патриотического воспитания в настоящем и будущем.

Для этого необходимо исследование трансформации представлений о патриотическом воспитании в советской и российской школе в процессе обретения им современного звучания.

Слово «патриотизм» происходит от латинского слова «patris», что означает «родина», «отечество» .

В философском словаре под редакцией И. Г. Фролова патриотизм трактуется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».

Патриотизм -- понятие сугубо историческое. Оно изменяется со сменой общественных формаций. Анализ научного фонда позволяет выделить более 15- ти определений патриотизма и патриотического воспитания с 1917 года. Кроме того, изменились и представления о смыслообразующих компонентах патриотического воспитания и, прежде всего, понятиях «Родина», «Отечество», встречающихся во всех определениях, а также представления общества о человеке-патриоте .

Множество философов, социологов, политологов трактовали патриотизм исходя из наиболее близких им аспектов. Что касается педагогов, то они рассматривают патриотизм как цель педагогической деятельности. Р. Я. Мирский трактует это понятие как «основанное на естественной связи людей со своей Родиной деятельное отношение к Отечеству» .

В особую категорию многими современными авторами выделяется гражданский патриотизм. В качестве его компонентов А. Н. Вырщиков и М. П. Бузский рассматривают «любовь к Родине, национальное и правовое самосознание, гражданскую мораль и естественную поддержку природных инстинктов (гордость за свою семью, дом, спортивный клуб, город, регион, страну)» .

Из множества разновидностей патриотизма можно выделить государственный патриотизм. И. М. Клименко определяет государственный патриотизм как «проявление его носителями чувства гордости за державу, активное участие в укреплении государственности». Появление такой разновидности патриотизма было востребовано необходимостью консолидации усилий для создания и укрепления государственной власти. Из вышесказанного можно сделать вывод, что государственный патриотизм кроме любви и уважения к Родине автоматически подразумевает обязательное уважение к государственной власти и направлен на формирование у личности осознания идентичности своей судьбы с судьбой своего народа и Родины .

Альтернативным государственному многие учёные относят «личностный патриотизм», в котором личность рассматривается как высшая ценность по отношению к обществу и государству. В нём субъект, т. е. личность, занимает доминирующее положение, не возвышаясь над коллективом и не противопоставляя себя большинству.

Личностный патриотизм носит активный характер, который проявляется в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и деятельностного саморазвития личности и в отождествлении её целей и идеалов с Отечеством.

В особое направление многими авторами выделяется «национальный патриотизм». Целью национально-патриотического воспитания является воспитание, направленное на национальные ценности: национальное самосознание, национальный характер, национальную культуру и традиции, уважение и любовь к историческому прошлому страны и т. д.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования в 90-е годы получили свое отражение и закрепление в нормативно-правовых актах федерального уровня -Федеральном Законе «Об образовании в РФ», Национальной доктрине образования РФ, Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, обозначивших аспект нового видения проблемы воспитания патриотизма, духовности, гражданственности, толерантности, любви к природе, семье и т.д. .

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», разработанной в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов, религиозных конфессий определено содержание, основные направления (духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско- патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико- патриотическое, спортивно-патриотическое), пути развития и формирования патриотического сознания «как важнейшей ценности». Но при этом следует отметить, что содержание данной Программы в большей мере было ориентировано на военно-патриотическое и спортивно-патриотическое воспитание граждан и характеристику особенностей организации данных процессов в общеобразовательной школе .

Л.Д. Короткова отмечает, что нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма .

По мнению Н.А. Виноградовой и Е.П. Панковой патриотическое воспитание надо начинать как можно раньше, ибо чувство Родины не рождается само по себе. Оно формируется всем укладом жизни и главное, благодаря целенаправленному воспитанию. Выделяют следующие педагогические принципы - любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами .

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства- начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

По мнению А.К. Быкова, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом раннем возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству .

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста, по мнению А.К. Быкова может быть представлена следующими тематическими блоками: «Вместе дружная семья», «Детский сад», «Труд взрослых», «Родной город».

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

Специально организованные занятия,

Наблюдение,

Чтение художественной литературы,

Сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры,

Тематические праздники,

Целевые прогулки,

Взаимодействие с социумом и др.

Таким образом, исследование патриотизма как феномена педагогики позволило сделать следующие выводы:

В основе всех определений патриотизма лежит одна из высших духовных ценностей человека -- любовь к Родине и Отечеству, хотя содержание этих смыслообразующих понятий менялось в соответствии с конкретными историческими условиями и сменой общественных формаций;

Независимо от государственного строя в качестве первоочередного субъекта патриотизма выступает личность, задачей которой является осознание своей исторической, духовной, национальной принадлежности.

Решая задачи патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста, педагог строит свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей данного возраста, учитывая следующие принципы:

Отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;

Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребенку. Максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Деятельностный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура и т.д. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета коже и вероисповедания. В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

1.2 Методы патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания .

По мнению Л.А. Григорович, метод воспитания -- это путь достижения заданной цели воспитания. Методы -- это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств .

Методы патриотического воспитания дошкольников обеспечивают овладение ими знаниями о родном народе, его Родине и на этой основе - развитие национальных черт и качеств молодого поколения.

Методы воспитания -- это рассмотрение иллюстраций, слайдов, видеофильмов, художественные произведения, рассказы взрослых, фотографии, рисование, игры-путешествия и т.п.

Средство воспитания, по мнению А.К. Быкова-- это совокупность приемов .

Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусств, народное декоративно- прикладное искусство. По мнению Т.М. Ерофеевой необходимо, чтобы произведения искусства, которые используются, в работе с детьми, были высокохудожественными .

С точки зрения Т.М. Ерофеевой, содержание работы по патриотическому воспитанию детей включает в себя следующие компоненты:

1. Ознакомление с предметами ближайшего окружения: воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам; воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими; ознакомление с людьми, прославившими Россию; воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

2. Ознакомление с явлениями общественной жизни: воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);бережливое отношение к тому, что сделано людьми; воспитание любви к семье, родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства); знакомство с памятниками культуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей; знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства.

3. Ознакомление с природой: воспитание любви к природе родного края; воспитание бережного отношения к родной природе; воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

М.Д. Маханева полагает, что осуществляя работу по воспитанию у детей к любви к родному городу и его людям, педагог сам должен обладать суммой знаний об исторических памятниках, местах, связанных с историческими событиями, строительством новых сооружений, улиц, площадей, плановых преобразований города, о лучших людях, которыми гордится народ. Только тогда воспитатель справится с поставленной перед ним задачей, если свои знания и любовь к нему он сможет передать своим воспитанникам со знанием дела, доступно, эмоционально.

Для этого необходимо педагогу поставить перед собой определенные задачи патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста :

Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Воспитывать любовь и уважение к своей Родине - России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

Воспитывать уважительное отношение к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее. Н.Г. Комратова выделяет, следующие формы нравственно-патриотического воспитания детей, являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания

По мнению автора, нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины -- Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Москве- реке в прошлое города и т.д.) .

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.

Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация «Музея старины» в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

М.Ю. Новицкая пишет, детей 3-4 лет учат играть дружно, помогая друг другу. В праздничные дни наблюдается красочное оформление ближайших улиц, зданий, воспитывается чувство сопричастности к жизни страны. Полученные знания также закрепляются в дидактических играх .

Дети 3-4 лет продолжают знакомиться с трудом взрослых: медицинской сестры, повара. Педагог не только рассказывает о профессии, но и воспитывает уважение к человеку и его труду. В этой группе работа проводится уже более углубленно. Формируются представления о нравственных нормах: доброжелательности, правдивости, справедливости. Учат детей выражать чувство благодарности в ответ на заботу окружающих взрослых и детей. Учат детей умению обращаться с незнакомыми детьми. В Программу Воспитания и обучения в детском саду входит элементарное ознакомление с общественно-политическими праздниками, знакомство с днем Защитников отечества. Продолжается знакомство с трудом взрослых (шофер, почтальон, продавец). В помощь привлекаются родители с целью организовать прогулки по улицам, где движется автотранспорт. В доступной форме рассказывается об этих профессиях. Дидактические игры помогают усваивать материал .

С юных лет ребенка должны закладываться такие понятия, что он тоже москвич, только маленький и должен быть причастным к делам взрослых: бережно относиться к своему городу: не топтать газоны, не сорить, беречь зеленые насаждения. Пример в этом взрослых - главное в воспитании детей. Педагог должен тактично напоминать родителям: не забывать, что их жизнь является примером для ребенка, обладающего высокой подражательностью. Дети наше будущее, важно своевременно научить их любить и беречь все то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, отечество.

Чувство любви к родной природе - еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. В работу по патриотическому воспитанию мы включаем беседы; занятия музыкальные, на которых дети поют песни о дружбе, взаимовыручке; по изобразительной деятельности, на которых дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов, коллективные работы с изображением своего города, улицы и т.д. В театрализованную деятельность часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия тем по патриотическому воспитанию более ярким, глубоким и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию, изобразительному и театрализованному творчеству своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости .

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо знать: места ближайшего окружения - проспекты, скверы, парки, кинотеатры, имена знаменитых людей, в честь кого названы улицы, культуру быта, традиции народа. Педагог должен продумать, как показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерные особенности истории родного города, как москвичи с трепетом относятся к культурным ценностям.

Формирование у дошкольников любви к своей Родине заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи различных средств и методов воспитания. Методы, используемые воспитателем самые разнообразные и должны опираться на их опыт и знания, строиться на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Воспитатель должен учесть, что методы воспитания любви к родному городу - это также педагогические воздействия, благодаря которым формируется развивающая личность, начало патриотизма и гражданственности.

По мнению Г.А. Ковалевой работа по патриотическому воспитанию детей выстраивается поэтапно.

На первом этапе ставится задача восприятия и эмоционального переживания детьми художественных образов - носителей нравственно- патриотических идей (методы демонстрации художественных произведений, визуализации нравственно-патриотических идей, эмоциональной драматургии занятия). Значимым моментом здесь является подбор произведений изобразительного русского искусства, народный фольклор в которых запечатлены в художественно-образной форме модели нравственного поведения человека в семье, социальном окружении, мире природы. Это произведения живописи русских классиков, народные пословицы, поговорки, притчи, сказки, мультимедийные продукты, в которых герои, с любовью, бережно и внимательно относятся к миру семьи, близким людям, Отечеству. Приобщение к искусству - это не рассказ об искусстве, а удивительный процесс, когда само искусство воздействует на чувства и мысли ребенка, побуждает к «преображению». Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает ребенка к человеческому, заставляет с большим вниманием, пониманием и состраданием относиться к чужой боли, к чужой радости, быть чутким к тем, кто с тобой рядом, указывает направление нравственного поступка .

Образы, предлагаемые и демонстрируемые педагогом, должны увлекать детей, вызывать их эмоциональную реакцию. Только в этом случае дети их с интересом воспримут и запомнят. Например, произведения русских художников и писателей раскрывают семейный уклад жизни русского народа, традиционные ценности, культуру семейных отношений на близких и понятных детям сюжетах: семейное чтение, семейная трапеза и т.д. Фольклор и классическая музыка привносит необходимую эмоциональную яркость, теплоту и задушевность в восприятие сюжетов. Разнообразные формы театрализованной деятельности детей на основе художественных произведений приводят к усилению эффекта вживания в образы и эмоционального принятия нравственных идей, носителями которой они являются .

Задачи второго этапа связаны с развитием умений у детей проявлять и выражать свои чувства и эмоции к воспринимаемым образам в полихудожественной деятельности (рисование своих впечатлений и преобразование усвоенных смыслов и ценностей в художественно-творческом продукте), выполнение индивидуальных и коллективных работ на нравственно- патриотическую тематику, участие в сюжетно-ролевых играх, театрализации и т.д.) Осмысление детьми нравственно-патриотических идей, воплощенных в художественных произведениях, реализуется через методы диалогового обсуждения, создания проблемных игровых ситуаций, самовыражения в полихудожественной деятельности. Полихудожественная деятельность, основанная на органичной связи зрительных, звуковых, двигательных, тактильных ощущений с художественным словом расширяет возможности детей в выражении своих эмоций и чувств, способствует пониманию и осмыслению собственного нравственного выбора при оценке героев художественных произведений живописи, литературы или в проблемных игровых ситуациях на занятиях.

Третий этап связан с задачей выработки личного осознанного отношения к образу - ценности методами создания ситуации ценностного выбора, образного моделирования собственной нравственной позиции (в индивидуальных и коллективных творческих заданиях). Полихудожественная деятельность этого этапа направлена на формирование у детей моделей нравственного поведения (поступка): бережного, чуткого, доброго, ответственного отношения к родителям, братьям и сестрам, родственникам, окружающему миру людей и природы. Реализация этой задачи связана с целенаправленной работой педагога по перенесению сюжетов произведений изобразительного искусства, литературы, игровых сюжетов в различные смысловые контексты. Например: задание для детей «подобрать главному персонажу картины или стихотворения подходящую для него пословицу, дать характеристику поступку, поведению»; «определить характер поступка, эмоционально-нравственный настрой главных героев, и способ передачи художником или поэтом, писателем главной идеи»; рассматривая репродукцию произведения или прослушивая литературное произведение угадать, что хотел до нас донести автор»; придумывание сказок (совместно с родителями или педагогам), где героями являются они сами, члены их семей; фантазирование на тему «что сказал бы, или что сделал бы главный герой, если бы он ожил» или «что бы сделали или сказали вы если бы оказались в обстановке, которая изображена в произведении живописи или литературном произведении»; нахождение аналогий с действиями или поступками героев художественных произведений в окружающей ребенка реальности .

Педагог, выступает в роли профессионального «дирижера», он может менять развитие сюжета в образной истории картины или сказке, чтобы инициировать мотивацию детей на размышление, при этом педагогу необходимо знать точный замысел художника или писателя, дабы не уклонится от основной идеи. Педагог, обязательно сопровождает детей в высказывании своих ответов, подсказывает, «ведет» по пути правильного ответа. Игры, игровые ситуации или приемы организовываются и разворачиваются совместными усилиями детей и педагога таким образом, чтобы дети имели возможность сравнить свои поступки и действия с поступками, действиями положительных героев, стремились подражать им, сначала во время игры, а затем и в ситуации реальной жизни, в отношениях с родителями, сестрами и братьями, бабушками и дедушками, окружающими людьми.

С точки зрения Г.А. Ковалевой у детей 3-4 лет основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Воспитатель беседует с детьми о мамах. Обращает их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи -- она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи -- сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. .

Воспитатель объясняет детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семь и папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках; предлагает принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. И таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.

Большинство детей 3-4 лет приходят в детский сад из семьи, поэтому в начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе; с помещениями, с участком, с территорией детского сада, с его зданием.

Вся работа проходит вне занятий - это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки. Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада -- воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещения других групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Воспитатель рассказывает о том, что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их окружает, необходимо беречь.

Ю.М. Новицкая отмечает, что детей 3-4 лет прежде всего знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Детей 3-4 лет знакомят также с трудом медицинской сестры, повара. Кроме этого, в течение года следует познакомить детей с трудом шофера, дворника .

Основной метод ознакомления с трудом взрослых -- наблюдение. Воспитатель вместе с детьми приходит в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для работы, воспитатель предлагает взрослым рассказать о своей работе детям. За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки. Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача -- вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.

Воспитание любви к родному городу -- одна из задач патриотического воспитания детей. Детям 3-4 лет трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения можно проводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Дети рассматривают дома, воспитатель обращает внимание на то, что домов много, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Воспитатель, подключая родителей, старается, чтобы в течение года все дети запомнили свой домашний адрес .

В течение года воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседует с детьми после праздников, обращает их внимание на красиво украшенный город. К концу года дети запоминают название родного города, свой домашний адрес.

Понятие «страна» для детей 3-4 лет так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшает группу к праздникам.

После праздников, беседуя с детьми, спрашивает, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны. Воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, рассматривает их вместе с детьми, восхищаясь красотой различных пейзажей, сообщает детям название страны и часто его повторяет.

Ненавязчиво воспитатель знакомит детей с культурой своего народа: рассказывает русские народные сказки, играет в народные игры, читает и разучивает народные потешки, рассматривает предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ. В конце года дети начинают различать понятия «город» и «страна», запоминают их названия

Как показывает педагогический опыт, наиболее оправданными можно считать следующие методы:

Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменение в облике города, воздвигаемых стройках и т.п.)

Рассказ, объяснение воспитателя в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями детей (например, подготовка горда к празднику, благоустройство своего микрорайона, открытие новой станции метро и т.п.)

Показ картин, иллюстраций, диафильмов, диапозитивов и других наглядных форм, использования детской художественной литературы.

Побуждение детей к различной деятельности, в которой они могут отражать имеющиеся знания и впечатления о Москве (в играх, рисовании, лепке, аппликации, поделках игрушек - самоделок, пении песен, чтении стихов и т.п.), неформальное привлечение детей к посильному общеполезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, цветнике, совместный труд родителями по благоустройству территории детского сада и т.д.)

Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за примерное поведение в общественных местах, которое воспитатель оценивает, как образец поведения москвича и т.п.

Приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям. Традиционными стали у нас такие праздники, как День Знаний, День города, День Победы.

Личный пример воспитателя, как носителя патриотических черт, любящего свой город, принимающего активное участие в общественной жизни Москвы и москвичей. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, оценки, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитателя.

В изобразительной деятельности дети также стараются отобразить знания о патриотизме - рисуют на темы: «Я и детский сад», «Красная площадь», «Парад на Красной площади», «Праздник о Москве». «Самый красивый дом на моей улице» и т.п.

Таким образом, в данном параграфе мы показали с чего нужно патриотическое воспитание детей, а также какие методы использовать в работе по патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

1.3 Организация взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в патриотическом воспитании

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, период закладывания нравственных основ, которые делают дошкольников более устойчивыми к нежелательным влияниям, учат их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма в семье являются глубинные чувства любви и привязанности к родной природе, своей культуре и своему народу .

Дети в раннем возрасте очень восприимчивы и внушаемы. Поэтому большая роль отводится семье в нравственном воспитании ребенка. Воздействие семьи длительное и постоянное. Ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. Поэтому воспитатель должен постоянно проводить большую работу с родителями по формированию у ребенка чувств, привычек, нравственного поведения и представлений о добре и зле, я явлениями общественной жизни. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

Взаимодействие - это тип взаимоотношений людей между собой в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. В данном случае между семьей и педагогами ДОО. Так как без участия семьи воспитательный процесс будет неполным.

Воспитатель знакомит родителей с задачами, которые стоят перед детским садом в нравственном развитии дошкольника. Начиная с близкого: любовь к своей семье, детскому саду, к своей улице, городу, доброжелательного отношения к окружающим .

Многие родители не видят воспитывающего значения игр, труда, занятий. Задача педагога - рассказать родителям о том, что ребенок воспитывается в деятельности, что игры, труд, занятия, общение с близкими людьми и сверстниками являются для него своеобразной школой нравственности.

В беседах с родителями следует тактично напомнить им, что нравственное становление ребенка зависит от самих взрослых, их примера. Беседа это диалог двух сторон, поэтому важно создать атмосферу доброжелательности, непринужденности.

У детей 3-4 лет формируются предпосылки нравственного поведения, положительные привычки, эмоциональная отзывчивость, доброжелательное отношение к близким людям. Дети знакомятся с трудом няни, врача, слушая рассказы и рассматривая картинки, которые показывает педагог. Обращают внимание на наиболее характерные трудовые операции и результат труда. Все полученные знания закрепляются в дидактических играх. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь». И вид из окна на проспект, и панорама родного города, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина.

Задача педагогов - отбирать из массы впечатлений, полученных ребенком те, которые наиболее доступны ему. Они должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. .

Важной частью содержания работы по патриотическому воспитанию детей является взаимодействие детей, родителей и педагогов. Для этого используются традиционные и инновационные формы привлечения родителей к процессу нравственно- патриотического воспитания: подготовка и проведение совместных занятий, праздников и познавательных мероприятий, тематических встреч, мастер-классов, презентаций семейного творчества, организация «методической копилки», в которой представлены методические рекомендации, советы по комплектованию домашних библиотек, аудио- и видеоматериалов для семейного просмотра; познавательные передачи, программы, консультации; знакомство с библиотечными фондами Online и детского сада и пр.

В дополнение к этим формам работы с родителями разрабатываются методические сценарии лекториев и информационные буклеты для родителей, проводятся мастер- классы для просвещения родителей в вопросах патриотического воспитания детей, разрабатываются парциальные программы «Мир моей семьи» и методическое приложение по художественно-продуктивной деятельности детей совместно со взрослыми (педагогами, родителями) к стихотворному циклу «Круглый год».

По патриотическому воспитанию детей в условиях семьи Ватаман В.П. выделяет следующие направления работы в условиях семьи: образно-игровое взаимодействие родителя с ребенком в традициях народной педагогики; семейное чтение, укрепляющее и гармонизирующее духовные связи детско-родительских отношений внутри семьи и ребенка с окружающим миром; знакомство детей с произведениями отечественной живописи (русской классической, советской, современной), поддерживание интереса к изобразительному и литературному искусству, через посещение музеев, выставок, творческих встреч, библиотек; домашние театрализованные представления, по сюжетам произведений живописи, литературным произведениям, народным песням, развивающие ребенка духовно, нравственно, социально, и обладающие благоприятным и созидающим воздействием на отношения между членами семьи; совместная изобразительная, художественно-практическая деятельность на основе этнокультурных и духовно- нравственных семейных традиций. Личная заинтересованность родителей, их желание взаимодействия с дошкольной образовательной организацией в нравственно-патриотическом воспитании детей способствует созданию целостного и комфортного педагогического процесса .

Важным условием для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста является тесная взаимосвязь детского сада и семьи, потому что именно семья является хранительницей национальных традиций. Поэтому, чтобы донести до ребёнка духовность, красоту народных традиций, надо научить его видеть традиции своей семьи, уважать их, показать ребёнку, что традиции передаются из поколения в поколение. В этом нужна помощь родителей.

Например, воспитатель может предложить родителем рассказывать детям о семейных традициях, принять участие в фотовыставках «Моя семья», «Наш семейный досуг». Провести родительские собрания: «За круглым столом», в виде диспутов. Проводить викторины, вместе с родителями оформлять стенгазеты ко Дню Матери, Международному Дню Семьи, Дню Победы.

Взаимодействие с родителями нужно осуществлять на принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, надо предъявлять дошкольнику согласованные требования, помогать друг другу, чтобы усилить педагогическое воздействие. Поможет в этом «Почта доверия» -в группе повесить почтовый ящик, куда родители могут положить записки со своими предложениями, вопросами.

С родителями проводятся индивидуальные беседы, консультации на темы «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Воспитываем патриотов» «Нравственные ценности», «Знакомство с городами воинской славы». Оформляют папки - передвижки, буклеты, памятки для родителей.

Педагоги могут привлекать родителей принимать участие в детских праздниках «День Защитника Отечества», «День Матери», в спортивных развлечениях «Папа, мама, я - дружная семья». В работе с родителями можно использовать презентации, посвящённые памятным датам.

Педагоги рекомендуют родителям совершать совместные прогулки с детьми к памятным местам города, читать детям книги о защитниках Отечества, о подвигах русских людей во имя своей Родины, рассказывать детям о знаменитых земляках, смотреть фильмы.

В патриотическом воспитании огромное значение для дошкольников имеет пример взрослых. Беседы родителей с ребёнком помогают детям понять, что их прадеды победили в Великой войне, потому что любят свою Родину и чтут память героев, отдавших жизнь за её счастливое будущее.

Создание информационного уголка по ознакомлению с планированием работы по осуществлению патриотического воспитания в учреждении («Все друг другу мы нужны»), позволяет привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Благодаря этому они могут узнать название темы, сроки, цели проводимых мероприятий, информацию, которую можно и нужно донести до ребенка соответственно его возрасту. Для этой цели в образовательных учреждениях используются папки - передвижки, подборка материалов для консультации по интересующим родителей темам, альбомы интересных мест для посещения всей семьей.

Включение родителей в образовательно - воспитательный процесс можно осуществлять, через привлечение их к активному участию в подготовке и проведении народных праздников, фольклорных развлечений, досугов, конкурсов чтецов, тематических и фото - выставок («Самый лучший папа на свете», «Дружная семья гору сдвинет», «Я и моя мама»); в изготовлении книжек - самоделок («Мой город», «Красота родной земли»), проектных работ («Моя родословная», «Мой город», «Праздничный семейный календарь»), семейных альбомов («Мой папа в армии служил», «Моя родословная», «Мои предки»), газет («Семья за здоровый образ жизни», «Шире круг»), поделок, костюмов для народных кукол; в создании краеведческого уголка, мини этно-музея; в организации семейного клуба («Беседушка»), хора народной песни («Лебедушка», «Русские матрешки»), проведении совместных этических бесед («Уроки толерантности», «Уроки доброты», «У нас сегодня гости», «Волшебные слова», «Хлеб - всему голова», «Уважай старших» и т.п.).

...

Подобные документы

    Понятие "патриотизм" в педагогической науке и задачи его воспитания в младшем дошкольном возрасте. Формы и методы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2017

    Разработка проблемы патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогические методы и приёмы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников во внеурочной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2015

    Анализ педагогической литературы и систем по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Особенности формирования представлений о природе у детей дошкольного возраста. Условия формирования представлений о природных памятниках.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Задачи, средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Раскрытие основ нравственно-патриотического воспитания детей через ознакомление с историей и культурой родного города и страны. Взаимодействие воспитателей с родителями детей.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2014

    Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие. Современные средства организации воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Ознакомление с программой нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2013

    Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2012

    Проблемы психосексуального воспитания детей дошкольного возраста. Психосексуальное развитие детей дошкольного возраста. Материалы методологии и методы исследования психосексуального развития и полоролевого воспитания дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 01.03.2002

    Проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе. Характеристика и специфика нравственного воспитания в семьях детей дошкольного возраста. Эмпирическое исследование влияния семьи на нравственное воспитание младшего дошкольника.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Психологическая характеристика и особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эмоциональные состояния детей в условиях детских образовательных учреждений. Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому саду.

    дипломная работа , добавлен 04.05.2011

    Теоретический анализ проблемы гендерного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Феномен социализации. Роль семьи и педагога в развитии дошкольников. Результаты констатирующего и формирующего эксперимента, проведенного в детском саду.

Актуальность проблемы

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, отчему дому, в приобщении детей к народным традициям и обычаям.

Задачи:

1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.

2. Знакомить детей с народными традициями, обычаями.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

Определение цели и задач.

Подбор литературы, разработка методического материала по теме.

Создание предметно-пространственной среды, подбор материала, игрушек, атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Детский сад».

Определение направлений - «Моя семья», «Мой город», «Обычаи и традиции русского народа»

Создание электронного пособия для детей «Улицы моего города».

Подобрать иллюстрации, художественную литературу по теме, стихи, загадки, материалы для продуктивной деятельности.

2 этап - Основной (практический)

Беседы о семье, об обязанностях членов семьи, о профессиях.

Совместная с родителями деятельность:

Составление фотоальбома «Моя семья»

Оформление генеалогического древа

Рассматриваний иллюстраций, альбома, набора открыток с видами города.

Просмотр презентации «Улицы моего города»

Принятие участия в конкурсе чтецов «День матери»

Художественно - речевая деятельность:

Чтение художественной литературы по теме:

Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», К. Чуковский «Мойдодыр», «Моя армия родная», р. н. с. «Гуси-лебеди», «Кукушка».

Художественное творчество:

Лепка «Чашка для куклы», «Угощение к чаю»

Коллективная аппликация «Город зимой»

3 этап - Заключительный

Выставка «Генеалогическое древо семьи».

Выставка детских рисунков «Моя семья».

«В гостях у бабушки Арины» посиделки в русской избе

Мини-музей «Русская изба»

Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»

Предполагаемый результат:

- расширение знаний детей о своей семье, о её членах, их обязанностях, традициях, о жизни бабушек и дедушек;

- умение организовать сюжетно - ролевые игры на тему «Моя семья»;

- проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи;

- расширение знаний детей о родном городе, об улицах, парках, скверах.

- преобразование развивающей среды;

- оптимизация сотрудничества с родителями.

Возраст участников проекта: дети 4-5 лет.

Тип проекта: долгосрочный

Сроки проведения: сентябрь - декабрь

Состав проектной группы: старший воспитатель, воспитатели, воспитанники группы 4-5 лет, родители.

Место проведения: МБДОУ детский сад № 36

4 этап - Итоговый

1. Дети знают свое имя, фамилию, название города Каменск - Шахтинский, называют и узнают (по иллюстрации) достопримечательности, города Каменск - Шахтинский, 4- 5 улиц, площадь; называют предметы быта; заботятся об окружающей природе, близких, оказывают помощь, проявляют дружелюбие, умеют договориться со сверстниками, имеют представление о членах семьи и ближайших родственниках, традициях своей семьи, детского сада.

2. У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (выставки, родительские собрания, совместные тематические праздники), а также количественный состав их участников.

Ресурсное обеспечение

Реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования из местного бюджета.

Краткое описание проекта

В результате реализации проекта у детей формируются знания о культуре, традициях русского народа, жителей города Каменск - Шахтинский, своей семьи. Развивается коммуникативно - речевая деятельность через театрализацию произведений детского фольклора. Педагоги используют интересные технологии и формы работы с детьми. Воспитатели, родители и дети приобретают опыт совместного сотрудничества в организации досугов и народных праздников.

Проект реализуется через систему индивидуальных и групповых форм деятельности с детьми, через видео презентации для детей, родителей, участие детей и взрослых в подготовке выставок и тематических праздников.

Научная новизна: Новизна в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Методы исследования: педагогические наблюдения, анкетирование, беседы, тестирование, метод обобщения независимых характеристик (естественный педагогический эксперимент), обработка результатов.

Пути и методы распространения информации о Проекте:

· через участие в работе методических объединений города Каменск - Шахтинский;

· через видео презентацию данного проекта для детей и родителей, педагогов ДОУ;

· через участие в ежемесячном конкурсе «Лучшая методическая разработка» в MAAM.RU

· сайт МБДОУ детского сада № 36.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!