Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Определение понятия одиноко проживающий гражданин. Одинокие пожилые граждане как объект социальной работы

Субсидии одиноко проживающим пенсионерам не имеют существенных отличий от иных вариантов государственной поддержки. Для их получения требуется наличие специфических условий, позволяющих считать гражданина одиноким и нуждающимся. При этом послабления затрагивают сразу несколько сфер жизни пенсионера и применяются по мере необходимости реализации такой помощи. Статус одиноко проживающего пенсионера и льготы для него регламентируются законодательством, принятом на федеральном и региональном уровнях, что повышает гарантию их предоставления.

Условия

Субсидии одиноким проживающим пенсионерам предоставляются в порядке, предусматриваемом при реализации мер социальной государственной поддержки. Но кто считается одиноким пенсионером? Для указанной категории граждан предусмотрены отдельные условия, позволяющие претендовать на материальную помощь.

Первое условие – получение статуса пенсионера и оформление пенсионного обеспечения. Определяется три варианта денежных начислений:

  • страховые, предусмотрены для тех, кто достиг предельного возраста и минимального стажа труда;
  • социальные, установлены для лиц, не получивших права на страховую пенсию;
  • государственные, назначаемые отдельным гражданам (военнослужащим, сотрудникам МВД, госслужащим и так далее).

Право на такие начисления возникает одновременно с присвоением статуса пенсионера и выдачей удостоверения.

Помощь одиноким пенсионерам будет предоставляться в том случае, если будет установлено соответствие дополнительным требованиям. Для указанной категории лиц к ним относят следующее:

  1. Обязательно получение пособия. Оно предусматривается исключительно федеральным законодательством.
  2. Гражданин является одиночкой, то есть должен проживать один или с нетрудоспособными членами семьи.
  3. Лицо не состоит в брачных отношениях, что также предполагает одиночество.
  4. Обязательно самостоятельное ведение хозяйства и без помощи других людей, в частности членов семьи.

Для лиц, соответствующих указанным выше требованиям, в полном объеме могут предоставляться не только субсидии и дотации, но и различные налоговые, социальные и компенсации.

Варианты поддержки

Какие льготы одиноким пенсионерам будут полагаться согласно предусмотренным условиям? Субсидирование осуществляется в нескольких областях. Под льготный режим будет попадать, как социальное обеспечение, так и сфера налогообложения.

Первая группа включает в себя стандартные льготы для одиноких пенсионеров. Можно будет оформить следующие варианты помощи:

  1. Возмещение затрат ЖКХ. Данный вариант действует только в том случае, если лицо имеет статус ветерана, что предусматривает наличие орденов и получение специального звания от государства. Или его затраты превышают установленные законом пределы. Также если пенсионер достиг семидесяти лет, то он может получить пятьдесят процентов скидки при оплате капитального ремонта, и сто процентов снижения всех платежей при достижении восьмидесяти лет. Касается льгота электроэнергии, отопления, газа, вывоза мусора, капремонта и иных коммунальных услуг.
  2. Помощь при приобретении лекарств. Данный вариант будет означать, что при предъявлении рецепта от врача и медицинской карты можно получить скидку на медикаменты от пятидесяти до ста процентов суммы уплаты. Также сюда относится лечение в курортных условиях с предоставлением медицинских услуг.
  3. Адресная помощь. Она предполагает осуществление газификации конкретных домов нуждающихся граждан.
  4. . Неработающий пенсионер получает такую помощь только в порядке очереди.
  5. Льготы на проезд в общественном транспорте. Предполагаются не только скидки, но и полное освобождение от уплаты. Оформлять льготы можно без учета адреса проживания.
  6. включают бесплатную его установку и пользование. Эта субсидия также реализуется в порядке очереди после подачи заявки.

В отдельных районах могут быть установлены иные варианты льгот одиноким пенсионерам. В Московской области в 2019 году, например, предлагают дополнительно компенсации от Мосэнерго.

Большинство социально-значимых выплат предусматривает регулярный характер предоставления. Чаще всего ежемесячно выплачивают доплаты к пенсиям. Размер таких пособий обычно не больше показателя прожиточного минимума, а индексация – 4,1 %. Единовременно можно получить бесплатные услуги врачей, телефонных компаний, клиник протезирования и тому подобное.

Вторая группа касается уплаты налогов. Сюда также входит несколько вариантов единоразовых послаблений:

  1. Упразднение НДФЛ. Предусматривается для пенсионера, признаваемого безработным. Данный вид налога не удерживается с пособий, надбавок и иных начислений. Если же лицо продолжает работать, то НДФЛ высчитывают по общим основаниям.
  2. Льгота на имущественный налог. Предполагается упразднение обязательства, когда речь идет о квартире, доме или иной недвижимости. Однако распространяется правило только на один объект. Когда их несколько, то подходящее для освобождения имущество, определяет сам собственник.

Также по общим правилам допускается оформлять налоговый вычет, если гражданин пенсионного возраста осуществляет покупку нового жилья.

Порядок получения

Льготы одиноких пенсионеров в 2019 году оформляются согласно общим правилам федерального законодательства. Отдельный вид помощи будет относиться к конкретному органу власти. Если реализуется социальная льгота, то нужная структура – соцзащита, если налоговые послабления, то ИФНС, а доплаты к пенсии предоставляет Пенсионный фонд. Определять структуру необходимо согласно адресу прописки .

Обратиться к теме одиночества людей с ограниченными возможностями здоровья и кругу проблем, с которыми они сталкиваются во всех жизненных сферах, побудили обращения. Чтобы получить полную картину, изучались жилищные условия, уровень материального благополучия, обеспеченность необходимыми лекарствами, средствами технической реабилитации, путевками на санаторно-курортное лечение и другие социальные аспекты жизни одиноких и одиноко проживающих инвалидов. Были направлены запросы главам муниципальных районов и городских округов, министру социальной защиты населения области, общественным организациям инвалидов, ветеранов войны и труда. Проведен анализ обращений за последние три года.
Российское законодательство не дает легального разграничения понятий "одинокий" и "одиноко проживающий". Единственное нормативное определение содержит Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" . В числе категорий клиентов социальной службы назван одинокий гражданин - человек, не состоящий в браке, не имеющий родственников, обязанных по закону содержать его и оказывать ему необходимую помощь. Понятие "одиноко проживающий гражданин" подразумевает наличие родственников, но проживание отдельно от них.

Одинокие и одиноко проживающие инвалиды (далее - одинокие), прежде всего пожилые люди, составляют "группу риска", которая подчас оказывается изолированной от окружающего мира. Их социальная и психологическая незащищенность, уязвимость не позволяют самостоятельно решать возникающие у них проблемы.
Одинокие люди нередко становятся объектами повышенного интереса мошенников, которые путем обмана или подлога легко завладевают их имуществом, в том числе жильем. Наиболее острой проблемой инвалидов является ограничение жизнедеятельности: полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также возможность трудовой деятельности. Многие из них проживают в сельской местности в домах частного сектора, где отсутствуют централизованное водо- и газоснабжение, канализация, затруднены пользование социально-бытовой инфраструктурой и доступ к бесплатным лекарствам.

Ослабление традиционных семейных устоев одна из причин большого числа одиноко проживающих инвалидов. У многих есть дети, внуки, другие родственники, связь с которыми прервана. О ненужных родне стариках нередко забывают.
Например, инвалид З. из города Железнодорожного нашел пристанище в бывшем совхозе Ногинского муниципального района - в здании, где проживают освободившиеся из мест лишения свободы. Все свои вещи и документы он вынужден постоянно носить с собой, чтобы не украли. Когда-то З. лишился родительского дома в результате действий банка. Родственники у пожилого человека есть, но отношения с ними не сложились, жить в семье он не может. Жена не расторгает брак и не снимает З. с регистрации по месту жительства в аварийном доме. При этом инвалид уверен, что при предоставлении семье новой квартиры места в ней для него не найдется.

Лишилась своего жилья и гражданка В., дочь которой оформила кредит в двух банках под залог квартиры и уехала жить в Европу, не выплатив задолженность. Суд вынес решение обратить взыскание на квартиру несмотря на то, что это единственное жилище В., а временное жилье администрация муниципального образования ей выделить не может.
Подобное положение приводит к переходу основной ответственности за одиноких людей к органам государственной власти и местного самоуправления, общественным институтам. Имеющаяся информация о социальном неблагополучии данной категории граждан дает основания перейти от констатации частных случаев к признанию массовости нарушения прав. Настал момент представить трудности одиноких как проблему всего общества, а не узкого круга обездоленных людей.
В последние годы общая численность инвалидов в России остается примерно на одном и том же уровне: 12,8 млн. или 9,2 процента населения.
В Подмосковье проживает более 500 тысяч лиц данной категории, из них около 80 процентов достигли пенсионного возраста. С каждым годом увеличивается количество инвалидов с психоневрологическими заболеваниями.
Системный учет одиноких никем не ведется. Данные об их количестве Министерством социальной защиты населения Московской области не представлены. Приблизительную цифру можно получить только оценочным путем. Например, Министерством проведен социологический опрос инвалидов. По состоянию на 1 января 2014 года опрошено 45640 лиц данной категории, 19277 из них идентифицированы как одиноко проживающие. Получается, что почти половина инвалидов считает себя одинокими.
А обобщенные данные, полученные из администраций муниципальных образований, показывают, что как минимум 70 тысяч инвалидов из живущих в Подмосковье - одинокие. Безусловно, реальная цифра еще больше, так как не все органы местного самоуправления смогли дать сведения, а многие из представленных основаны не на собственных исследованиях. Результаты мониторинга показывают, что значительная часть администраций муниципалитетов не владеет информацией о численности, месте жительства и нуждах одиноких, считая, что это дело Министерства социальной защиты населения Московской области и его подразделений. Показатели численности основаны по большей мере на данных учета лиц, получающих денежную компенсацию за жилищно-коммунальные услуги, доплату к пенсии, жилищную субсидию, другие выплаты материального характера.
Не предоставили какие-либо сведения о положении одиноких руководители Волоколамского, Каширского, Истринского, Лотошинского, Орехово-Зуевского, Солнечногорского, Павлово-Посадского, Раменского, Шатурского, Чеховского муниципальных районов, городских округов Бронницы, Власиха, Дзержинский, Звенигород, Звездный городок, Молодежный, Орехово-Зуево (17 из 71 муниципального образования).
В то же время отдельные органы местного самоуправления не только дали информацию, но и, оценив значимость проблемы, начали работу по изучению условий жизни одиноких инвалидов. Так, в городском округе Долгопрудный и Воскресенском муниципальном районе организовано обследование состояния жилых помещений, в том числе санитарно-технического, газового и электрооборудования. В Воскресенском районе по результатам проведенных мероприятий будет разработана дорожная карта по оказанию помощи одиноким.
Международное и российское право не содержит специальных норм, устанавливающих меры социальной поддержки для одиноких и одиноко проживающих инвалидов. На них распространяются основные экономические, социальные и правовые гарантии, закрепленные в целом ряде законодательных актов . А с 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" , отменяющий ныне действующие Федеральные законы N 122-ФЗ и 195-ФЗ. В нем особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в социальном обслуживании, включающую обследование условий жизнедеятельности гражданина, определение влияющих на ухудшение этих условий причин, разработку индивидуальной программы оказания социальных услуг. Вводится социальное сопровождение, то есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
По отношению к одиноким государство выполняет две основные функции: оказание материальной поддержки и осуществление социального обслуживания, направленного на продление активного образа жизни и сохранение здоровья.
Материальное обеспечение состоит из пенсии, ежемесячной денежной выплаты по инвалидности, включающей в себя набор социальных услуг, компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, обеспечения техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или компенсации за самостоятельно приобретенные средства. Кроме того, предусмотрены и другие меры социальной поддержки на общих основаниях в зависимости от дохода или других критериев: такие как бесплатный проезд в метрополитене и наземном транспорте общественного пользования; субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг; региональная социальная доплата, доплаты к пенсии лицам, достигшим 80 и 85 лет; материальная помощь находящимся в трудной жизненной ситуации из областного и муниципальных бюджетов; обеспечение периодическими печатными изданиями и бесплатной юридической помощью малоимущих.
Нормативными правовыми актами муниципальных образований Московской области установлены дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан (одиноких, малообеспеченных, неработающих пенсионеров и других). По информации органов местного самоуправления такие документы приняты в Ленинском, Можайском, Шаховском, Шатурском муниципальных районах, городских округах Балашиха, Домодедово, Королев, Реутов, Пущино, Жуковский, Дубна, Климовск, Химки.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ, одним из приоритетных направлений политики социальной поддержки населения является сочетание заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц, оказание социальных услуг в первую очередь лицам с особыми потребностями. Кроме того, обязанность руководителей и специалистов социальных служб выявлять лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан закреплена и в других документах .
На практике реализуется главным образом заявительный принцип. Систематически и планомерно работа по выявлению нуждающихся в помощи лиц не ведется. Это не позволяет в полной мере помочь людям, которые по тем или иным причинам не обращаются за поддержкой, хотя и нуждаются в ней. Такие граждане остаются неучтенными.
Отсутствие системы выявления одиноких, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, частично восполняется институтами гражданского общества и отдельными неравнодушными людьми.
Так, прихожанин М. Клинского православного храма принял участие в судьбе инвалида II группы А., который несколько лет блуждал по городу, хотя имел жилье. В силу своей беспомощности питался скудно и нерегулярно, одевался не по сезону, необходимые лекарства не принимал, зачастую подвергался насилию со стороны сестры и ее семьи. М. помогал ему как мог, но все обращения в различные инстанции об устройстве инвалида ни к чему не приводили. Благодаря вмешательству Уполномоченного М. направлен в ГБСУ СО МО "Орехово-Зуевский психоневрологический интернат".
Жительница деревни Вялки Раменского муниципального района Г. обратилась к Уполномоченному в интересах одинокого инвалида I группы С., 1980 года рождения, страдающего психоневрологическим заболеванием. Г. сообщала о скитаниях больного инвалида без определенного места жительства. В результате пожара в 2004 году он лишился жилья. В ходе проверки с выездом на место факты, указанные заявителем, подтвердились. Выяснилось, что сгоревший деревенский дом в 2007 году перешел в собственность гражданки Б. по договору купли-продажи. Налицо злоупотребление состоянием больного человека, фактически не способного реально оценивать происходящее и свои действия. Настораживает и то, что Б., являясь родственницей инвалида, по доверенности занималась оформлением его наследства после смерти матери. А в 2009 году она приобрела и придомовой земельный участок площадью 1070 кв. м по договору купли-продажи с администрацией Раменского муниципального района.
Впоследствии С. оказался зарегистрирован в этой же деревне, но в соседнем доме, который принадлежит на праве собственности другому человеку. Начальник Раменского управления социальной защиты населения сообщил Уполномоченному, что С. в управление за социальной картой жителя Московской области и за мерами социальной поддержки не обращался. А специалист администрации сельского поселения, в должностные обязанности которого входят социальные вопросы, не сочла необходимым передать информацию о попавшем в беду человеке в органы социальной защиты. Не сделали этого ни медработники, ни сотрудники паспортного стола, а также местного управления Пенсионного Фонда России и других служб.
Благодаря своевременному вмешательству Уполномоченного С. с апреля 2014 года проживает в Климовском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Опасений за его жизнь и здоровье нет.
Такая ситуация не единична - одинокие люди с инвалидностью, особенно страдающие психическими заболеваниями, лишаются жилых помещений вследствие пожаров, взрывов бытового газа, недобросовестных действий других людей, нередко - родственников и оказываются бесприютными и никому ненужными.
Не в полной мере реализуются права одиноких инвалидов на санаторно-курортное лечение, получение технических средств реабилитации и компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации (далее - ТСР), льготное лекарственное обеспечение.
Большие очереди на получение путевок образовались на начало текущего года. По информации органов местного самоуправления по состоянию на 1 апреля нуждаются в санаторно-курортном лечении:
- в городских округах Железнодорожный - 1202 человека, Балашиха - 448, Дзержинский - 397, Ивантеевка - 67, Дубна - 46, Коломна - 19, Электрогорск - 18, Пущино - 14, Лосино-Петровский - 12;
- в муниципальных районах: Люберецком - 2200 человек, Ленинском - 530, Щелковском - 275, Наро-Фоминском - 250, Пушкинском - 225, Егорьевском - 107, Ступинском - 64, Талдомском - 54, Одинцовском - 38, Серебряно-Прудском - 13.
При этом в ряде муниципальных образований не обеспечены путевками люди, стоящие в очереди с 2011 года.
По состоянию на 1 июня 2014 года сохраняют актуальность проблемы обеспечения одиноких ТСР и выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Накапливается задолженность за самостоятельно приобретенные инвалидами ТСР: в городском округе Королев компенсации ожидают 109 человек на сумму 949 тысяч рублей, в Люберецком муниципальном районе долг составляет 6 млн. рублей, а в городском округе Котельники - 850 тысяч рублей. В Одинцовском муниципальном районе компенсация за самостоятельно приобретенные средства реабилитации выплачивается с задержкой 2 - 3 месяца.
Сохраняется непростая ситуация с льготным лекарственным обеспечением. Плановые заявки выполняются несвоевременно и не в полном объеме. Лекарства заменяются на дженерики (аналоги).
Многие одинокие отказываются от социального пакета в части обеспечения лекарствами в связи с трудностью их получения. Например, в Шатурском муниципальном районе в текущем году от льготного лекарственного обеспечения отказалось 950 инвалидов (70 процентов) из 1398 федеральных льготников. В других муниципальных образованиях люди жалуются на отсутствие жизненно необходимых препаратов.
В то же время есть и положительные примеры. В отдельных муниципальных образованиях нехватка лекарств частично восполняется за счет средств местных бюджетов.
Не редки случаи, когда о нуждах одиноких знают органы местного самоуправления, социальной защиты населения, но мер не принимают. Более того, люди обращаются за помощью, но не получают ее. Многие из них, в силу физической немощи и финансовой несостоятельности, не могут самостоятельно произвести ремонт жилого помещения, санитарно-технического оборудования, электропроводки, систем водоснабжения и водоотведения. Им необходима помощь.
Так, инвалид II группы С., 1930 года рождения, одна проживает в двухкомнатной квартире в городе Люберцы. Она добросовестно оплачивает все необходимые коммунальные услуги, задолженности не имеет. После приобретения продуктов питания, лекарств, оставшихся средств ей не хватает на проведение в квартире ремонта и замены газовой плиты, которая имеет значительные неисправности и повреждения, утратила свои первоначальные эксплуатационные свойства. С. неоднократно обращалась в администрацию городского поселения Люберцы за помощью. Сотрудники администрации не находят возможности для удовлетворения просьбы инвалида, ссылаясь на то, что ремонтные работы в квартирах, находящихся в собственности, и замена газового оборудования производятся за счет средств собственников жилых помещений.
Серьезной, практически неразрешимой проблемой для многих одиноких является наличие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг (далее - ЖКУ). По информации муниципальных образований на 1 июня этого года более 800 одиноких имели задолженность по оплате ЖКУ свыше 100 тысяч рублей каждый и не получали по этой причине компенсацию платы за жилье и коммунальные услуги. В Зарайском муниципальном районе 585 одиноких задолжали коммунальным службам 2 млн. 763 тысячи 682 рубля, в городском округе Подольск 24 инвалидам приостановлено предоставление компенсации из-за наличия долга на сумму 2 млн. 440 тысяч 213 рублей 96 копеек. Сумма задолженности в городском округе Железнодорожный составляет 1 млн. 270 тысяч 651 рубль (12 человек), а в городском округе Химки 11 человек должны от 1331 рубля до 111 тысяч 767 рублей.
В городском поселении Андреевка Солнечногорского муниципального района семья, состоящая из двух инвалидов - матери и сына - оказалась в крайне трудной жизненной ситуации. Задолженность по плате за жилье и коммунальные услуги составляет более 200 тысяч рублей. Имея очень маленький доход, которого едва хватает на питание и лекарства, семья не может погасить скопившийся долг, в связи с чем не получает положенную пятидесятипроцентную компенсацию и субсидии. Жилищно-коммунальные службы поселения отказываются производить ремонтные работы в квартире, в связи с чем трубы текут, санитарно-техническое оборудование ветшает еще больше. Семья не состояла на учете в органах социальной защиты. После обращения Уполномоченного в Солнечногорское управление социальной защиты населения ее поставили на учет и оказали разовую материальную помощь, которая полностью проблему не решила.
Зачастую одинокие попадают в замкнутый круг - наличие задолженности лишает человека возможности воспользоваться компенсацией платы за жилье и коммунальные услуги, а отсутствие компенсации приводит к увеличению задолженности платы за ЖКУ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка в размере 50 процентов на оплату жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда. Одинокие, у которых жилые помещения приватизированы, не получают эту компенсацию.
Несправедливость этой нормы и необходимость ее отмены неоднократно отмечались в ежегодных докладах Уполномоченного. Соответствующие предложения направлялись для включения в Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о состоянии законодательства.
Выявлены случаи, когда малообеспеченные инвалиды остаются без единственной связи с внешним миром. Так, инвалиду II группы Ю., жителю города Видное, коммерческая организация, предоставляющая услуги связи, отключила телефон за неуплату. Теперь он не может вызвать на дом врача, жилищно-коммунальные и другие службы.
Оказать помощь и содействие людям с ограниченными возможностями здоровья призвано социальное обслуживание на дому и в отделениях дневного и временного пребывания. Данные результатов выборочного мониторинга свидетельствуют, что к услугам социальных работников на дому обращается небольшое количество одиноких. Из 1085 граждан указанной категории в Дмитровском муниципальном районе на дому обслуживаются 210 человек (19 процентов); в Клинском муниципальном районе - 14 процентов, в Подольском муниципальном районе - 11 процентов; в городских округах Железнодорожный - 15 процентов, Ивантеевка - 14 процентов, Краснознаменск - 9 процентов.
Нередки жалобы на качество услуг на дому. Инвалид I группы К. из города Павловский Посад с младенчества лишилась способности к самообслуживанию: самостоятельно не может передвигаться, готовить пищу, убирать в комнате. Социальный работник приходил только на 40 минут, не оказывая все необходимые беспомощному человеку услуги. После вмешательства Уполномоченного ГБУ СО МО "Павлово-Посадский ЦСО "Надежда" назначило нового социального работника.
Не все сотрудники социальной службы отзывчивы и внимательны к нуждам клиентов, некоторые относятся к своей работе формально. Так, в сельском поселении Пушкинского муниципального района социальный работник отказал инвалиду по зрению в написании заявления о материальной помощи, самостоятельно решив, что она ей не положена.
Таким образом, изучение ситуации показывает:
1. На территории Московской области проживают одинокие инвалиды, которые в силу различных причин фактически изолированы от общества, нуждаются в помощи, но не обращаются и не заявляют о себе. Не все лица данной категории полностью получают гарантированные государством меры социальной поддержки, так как помощь основана на заявительном принципе, а система выявления и учета одиноких работает неэффективно.
2. Основные материальные, медицинские, бытовые, психологические проблемы, с которыми сталкиваются одинокие, это:
- низкий уровень материальной обеспеченности, маленькие пенсии;
- сложности с получением путевок на санаторно-курортное лечение, неполная обеспеченность техническими средствами реабилитации, компенсациями за самостоятельно приобретенные ТСР, льготными лекарственными средствами;
- устаревшее газовое, санитарно-техническое и электрооборудование, необходимость в ремонте жилых помещений;
- наличие задолженностей по оплате жилья и коммунальных услуг;
- потребность в социально-психологической адаптации, общении.
В целях совершенствования защиты прав и законных интересов одиноких и одиноко проживающих инвалидов представляется целесообразным:
1. Дополнить подпрограмму "Социальная поддержка граждан" Государственной программы Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2014 - 2018 годы разделом "Социальная поддержка одиноких и одиноко проживающих инвалидов", где предусмотреть мероприятия по выявлению, учету, ведению регионального регистра одиноких и одиноко проживающих инвалидов, организации индивидуальной помощи.
2. Органам местного самоуправления Московской области организовать взаимодействие с подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области, Пенсионного Фонда России, ОАО "Мосэнергосбыт", ГУП МО "Московское областное бюро технической инвентаризации", территориальными отделами Управления Росреестра по Московской области, органами внутренних дел, медицинскими учреждениями, управляющими организациями, предприятиями газового хозяйства, представителями адвокатского сообщества, общественными объединениями инвалидов, ветеранов в целях:
- выявления одиноких;
- оказания им социальной поддержки;
- выбора формы жизнеустройства, в том числе в приемные семьи, специализированные учреждения;
- оказания содействия в получении доступной квалифицированной бесплатной юридической помощи;
- контроля состояния здоровья, включая бесплатное обеспечение устройствами "тревожный браслет" и оказание медицинской помощи;
- обеспечения защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье и имущество;
- обследования состояния жилых помещений, санитарно-технического, газового и электрооборудования, оказания содействия в выполнении ремонтных работ;
- информирования и консультирования граждан по вопросам возможности получения льгот и пособий, подготовки документов, необходимых для их получения.
Уполномоченный выражает надежду на начало системной работы по изменению ситуации с соблюдением прав одиноких и одиноко проживающих инвалидов в Московской области.

Литература

1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
2. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
3. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
5. Закон Московской области от 21.01.2005 N 31/2005-ОЗ "О социальном обслуживании населения в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
7. Закон Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
8. Закон Московской области от 14.11.2013 N 132/2013-ОЗ "О здравоохранении в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
9. Закон Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
10. Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
11. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст.
12. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания", Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 (ОКЗ) и Профессиональный стандарт "Социальный работник", утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 N 677н, вступает в силу с 1 января 2015 года.

Одинокие пожилые люди, согласно практике социальной работы, это лица пенсионного возраста, не имеющие детей или близких родственников в районе проживания. Одиноко живущие пожилые люди представляют собой особую «группу риска». В случае ухудшения состояния здоровья и ограничения способности к самообслуживанию они не могут рассчитывать на помощь близких и нуждаются в поддержке со стороны (покупка продуктов и необходимых товаров, помощь в работе по дому и уход за собой). В связи с этим одинокие пожилые люди в первую очередь являются клиентами надомного обслуживания. Данная категория граждан имеет право на бесплатное социальное обслуживание, если размер их пенсии не превышает определенной величины, согласно Федеральному закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17.05.1995 г. № 122-ФЗ .

В XX веке проблема одиночества получила небывалый по значению философско-этический статус: в ней увидели один из вечных роковых источников не только трагической безнадежности существования человека, но и хода всей истории. От одиночества могут страдать люди разных возрастов, социального статуса, разных стран. Специфика российского одиночества определяется, в первую очередь, высоким уровнем смертности мужского населения и смертности от неестественных причин (подсчитано, что каждая третья мать имеет возможность пережить своих детей). Кроме того, общая социальная и семейная дезорганизация, отсутствие разработанных технологий помощи одиноким или рискующим остаться одинокими людям превращает одиночество в его российском варианте в злокачественную социальную болезнь. Особенно большой проблемой становится одиночество для пожилых людей - людей пенсионного возраста.

В 1962 г. симпозиум геронтологов (ВОЗ) утвердил возрастные градации: 40-60 - средний возраст; 60-75 - пожилой; 75-90 - старческий; свыше 90 - долгожители. Учитывая эти рамки, следует заметить, что в данной работе речь идет о трех последних возрастных категориях. В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из-за эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти. В целях наилучшего приспособления к среде человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.

Большинство исследователей сходятся в том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это не означает, что все пожилые люди, живущие в одиночку, испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе, и в кругу семьи, хотя одиночество среди старых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных контактов с друзьями и детьми. Контакт с друзьями и соседями снижали их чувство одиночества и повышали чувство собственной пригодности и ощущение, что тебя уважают другие.

Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не отсутствием социальных контактов.

Старость в реальной жизни - это зачастую такой период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Такова основная дилемма. Чувство собственного достоинства, независимость и помощь, мешающая осуществлению этих чувств, приводят к трагическому противоречию. Возможно, в конце концов, придется отказаться от своей независимости, самостоятельности, ведь продление жизни - достаточная награда за такой отказ.

Есть еще один аспект одиночества, жертвой которого становятся чаще мужчины, чем женщины. Это одиночество, наступающее в результате склада интеллектуальной активности наряду со снижением физической. Женщины не только живут больше, чем мужчины, но и в целом меньше поддаются воздействию старения. Пожилым женщинам, как правило, легче удается уйти с головой в хозяйство, чем мужчинам.

Большинство пожилых женщин способны окунуться в мелочи домашнего хозяйства чаще, чем большинство пожилых мужчин. С уходом на пенсию количество дел у мужчин уменьшается, зато количество дел у их жен заметно увеличивается. В то время как мужчина-пенсионер теряет свою роль «добытчика» средств существования, женщина никогда не расстается с ролью домашней хозяйки. С уходом на пенсию мужа женщина сокращает денежные расходы на ведение домашнего хозяйства, ее здоровье ухудшается и снижается жизненная энергия.

Бремя забот, ложащееся на плечи пожилых женщин, усиливается по мере традиционной возрастной дифференциации между супругами. Кроме забот о своем здоровье, многие пожилые женщины принимают на себя заботу и о здоровье своего мужа, и даже в еще большей степени по мере старения. Женщина возвращается «назад к роли матери», теперь уже по отношению к мужу. Теперь в ее обязанности входит следить за тем, чтобы он вовремя посещал врача, следить за его диетой, лечением и корректировать его деятельность. Поэтому брак более выгоден для старых мужчин, чем для женщин. Итак, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин.

По проведенным исследованиям овдовевшие мужчины более одинокие, чем мужчины, состоящие в браке, а среди женщин, состоящих в браке, и овдовевших женщин не обнаружено существенного различия в ощущении одиночества. Две трети одиноких мужчин занимаются делами, связанными с уединением, тогда как свыше двух третей одиноких женщин посвящают свободное время различного рода социальной деятельности.

Исследования социологов показали, что большинство пожилых людей (56 %) проживают вместе с детьми, причем в 45 % таких семей есть внуки, 59 % пенсионеров имеют супруга. Одинокие составляют 13%. Если среди опрошенных пенсионеров чувство одиночества как реальный факт отмечают 23 %, то для одиноких этот показатель - 38 %.

Существуют различные типы и степени одиночества. Некоторые формы могут стимулировать развитие одиночества и углубление его; в других же формах прежде всего ярко выражен разрушительный и истощающий эффект этого явления. Эмоциональные характеристики одиночества выявляют отсутствие позитивных эмоций, таких как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций, таких как страх и неуверенность. У человека может возникнуть чувство ущербности, вызванное отсутствием интимной привязанности, чувство опустошенности и чувство покинутости. Одиночество может переживаться человеком как неизменное, как временное. Иной раз индивид примиряется с одиночеством, усматривая причину одиночества в других (своем окружении).

Социологи Дж. Янг и Бек (1978г.) различали три типа одиночества. Хроническое одиночество - развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи. Хроническое одиночество испытывают люди, которые не были удовлетворены своими отношениями в течение двух и более лет подряд.

Ситуативное одиночество - зачастую наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть супруга или разрыв брачных отношений. Ситуативно-одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество.

Преходящее одиночество - наиболее распространенная форма этого состояния, относящаяся к кратковременным и случайным приступам чувства одиночества.

Роберт С. Вейс полагал, что существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как одиночество. Он назвал эти состояния соответственно эмоциональной и социальной изоляцией. Первое, по его мнению, вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, а второе - отсутствием доступного круга социального общения.

Вейс считал, что особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изоляцией, бывает тревожное беспокойство, а особым признаком одиночества, порожденного социальной изоляцией, - ощущение намеренного отторжения. С возрастом личностные черты, которые провоцируют одиночество, углубляются и придают отрицательную направленность переживаниям межличностных контактов.

Существует и другая типология одиночества. Три типа одиночества выделяет автор В.В. Колков. Первый тип одиноких людей составляют «безнадежно одинокие», полностью неудовлетворенные своими отношениями (14 % выборки). Эти люди не имели партнера по интимным связям или супруга. Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других групп одиноких они склоны были обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинство разведенных и женщин.

Второй тип - «периодически и временно одинокие» (15 % выборки). Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке.

Они считают свое одиночество преходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке.

Третий тип - «пассивно и устойчиво одинокие» (12 % выборки). Несмотря на то, что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это смирившиеся со своим положением, принимающие свои лишения как неизбежность. Большинство среди них - овдовевшие люди [Приложение А].

Опыт одиночества неодинаков у представителей различных социальных групп. Согласно С.И. Джонсону, одиночество - это форма самосознания, которая говорит о разрыве основной сети отношений и связей, составляющих жизненный мир личности. По этому основанию выделяются такие типы одиночества: космическое, связанное с ощущением уникальности своей судьбы - наиболее сложное переживание; кулуарное, связанное с традициями, культурой, например, переживания эмигрантов; социальное, связанное с окружением, проявляющиеся в изоляции, изгнании, межличностное - наиболее проявляемое, связанное с воспитанием человеком другого человека, с которым он устанавливает отношения «я - ты» и которые могут перерасти в «мы» (например, бывший осужденный).

Социологические опросы, проведенные в России в последние годы, показали, что жалобы на одиночество у старых людей занимают первое место. У лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100 %, в то время как в общей численности старых людей доля одиноких невелика - 6,2 %. Специфика феномена одиночества в пожилом возрасте заключается также и в том, что довольно часто одиночество приводит к суицидным поступкам. В возрасте 55-65 лет часто наблюдается так называемая реакция демобилизации, возникающая как результат психологического кризиса позднего возраста. Будущее рисуется в мрачном свете, планов и намерений нет, а прошлое, наоборот, идеализируется, окрашивается в исключительно розовый цвет. Поэтому у человека появляются пассивные суицидные высказывания типа «жить не стоит», «все в прошлом», «никогда не вернуть того, что было».

В возрасте от 65 до 75 лет возможно возникновение суицидоопасных возрастных депрессий, а пожилых старше 75 лет постоянно преследует мысль - уйти из жизни самому.

Вместе с тем автор И.Г. Малкина-Пых убеждена, что одиночество - это не однозначное понятие для поздней взрослости. Оно не связано с жизнью в затворничестве. Автор ссылается на американских исследователей, которые выяснили, что пожилые люди, способные обходится без посторонней помощи в обиходе, лучше, чем молодые, приспособлены к жизни в одиночестве. Переживание одиночества связано с когнитивной оценкой качества и удовлетворенностью людьми, своими социальными связями.

Одиночество - это социально-психологическое состояние, характеризующееся сужением или отсутствием социальных, профессиональных, эмоциональных и других контактов. Одиночество возможно в результате частичной (одиночество вдвоем) или полной изоляции от окружающих. В некоторых случаях личность добровольно избирает одиночество в силу объективных и субъективных причин. Одиночество может быть и вынужденной формой жизни, в случаях, когда у человека отсутствуют близкие, имеются физические недостатка, инвалидность, а также по причине удаленности места проживания. Более остро переживается приобретенное, временное одиночество, которое наступает в результате потери близких, родных, друзей в связи с их уходом из жизни, переменой места жительства или острой конфликтной ситуации.

Одиночество как психологическое понятие и даже философско-этическое отражают нашу действительность и реалии социальной работы, ведь пожилые люди, в особенности одинокие, испытывают многочисленные трудности и проблемы.

К сожалению, ситуации, когда люди остаются после выхода на пенсию один на один со всеми трудностями, встречаются повсеместно. Одинокие граждане, достигшие пенсионного возраста, часто могут рассчитывать только на государственное пособие, в то время как обязательства, к примеру, по оплате коммунальных услуг и налогов, никуда не пропадают.

Конечно, выплачиваемых государством денежных средств зачастую оказывается недостаточно, чтобы обеспечить человеку достойный уровень жизни. В таких ситуациях гражданин пытается устроиться на подработку или начинает узнавать, какие привилегии дает ему получение статуса пенсионера.

Скачать для просмотра и печати:

Кто относится к категории одиноких пенсионеров

Если у гражданина, достигшего пенсионного возраста, нет родственников или других детей, которые могут о нем позаботиться, рассчитывать он может только на помощь государства.

  1. Денежные выплаты.
  2. Льготы.
  3. Поддержка соцслужб.

На законодательном уровне отдельно выделено понятие «одиноко проживающий пенсионер». К этой категории относится человек, достигший преклонного возраста, проживающий отдельно от родственников, и нуждающийся в получении социальной поддержки. Следовательно, даже если у пенсионера есть родственники, но они проживают в другой стране или городе, он имеет право воспользоваться поддержкой государства.

Важно! Наличие у пенсионера званий и наград дают ему возможность получать помощь от государства на регулярной основе.

Сферы, в которых предоставляются льготы

Существует несколько сфер, в которых граждане, достигшие пенсионного возраста, могут воспользоваться определенными привилегиями:

  1. Льготы при оплате коммунальных услуг считаются самыми востребованными привилегиями. Воспользоваться таким преимуществом можно только при отсутствии задолженности по оплате услуг ЖКХ. 100% освобождение от уплаты услуг допускается только для граждан, достигших 80-летнего возраста и соответствующих некоторым условиям.
  2. Транспортная сфера, в которой льготная категория граждан может бесплатно передвигаться на общественном транспорте.
  3. Льготы при оплате налогов.
  4. Привилегии в сфере медицинского обслуживания.
  5. Выплата компенсации за использование средств связи.
  6. Возможность получения адресной помощи.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Правила оформления документов

Чтобы оформить получение льготы, гражданин, достигший пенсионного возраста, должен обратиться в контролирующие госорганы с документами. Для подтверждения своего права на пользование такой привилегией, человек должен предоставить сотруднику учреждения соцзащиты следующие документы:

  1. Документ, являющийся подтверждением личности заявителя;
  2. Справка о регистрации по месту жительства;
  3. Удостоверение пенсионера;
  4. Документ, подтверждающий наличие инвалидности (предоставляется при необходимости);
  5. Справка о доходах заявителя (предоставляется по требованию сотрудника госоргана).
Внимание! Пакет документов может отличаться в зависимости от того, за какой льготой гражданин обращается в госучреждение.

Кроме социальной защиты, человек может обратиться за оформлением документов в МФЦ или орган самоуправления.

Льготы для одиноких пенсионеров

Социальные льготы

Одиноко проживающие пенсионеры вправе рассчитывать на получение от государства физической помощи. Для этого достаточно обратиться в органы соцзащиты, основной деятельностью которых является обеспечение всех нуждающихся граждан необходимыми для жизнедеятельности средствами.

По состоянию на 2019 год, лица, достигшие пенсионного возраста, вправе рассчитывать на получение нескольких социальных услуг от госучреждения:

  1. Уход, который осуществляется на дому, если человек потерял способность обслуживать себя самостоятельно.
  2. Приобретение одежды, продуктов питания и иных вещей.
  3. Уборка в помещениях.
  4. Сопровождение пенсионера в медицинские или иные государственные учреждения.
  5. Приготовление пищи.
Выполнением всех вышеперечисленных услуг занимается специальный социальный работник, который посещает пенсионера по несколько раз в неделю.

Льготы для одиноких пенсионеров в Москве


Одинокие пенсионеры, проживающие в Москве, могут воспользоваться несколькими видами льгот:

  1. Возможность получения бесплатной путевки на лечение, при необходимости такого оздоровления по состоянию здоровья;
  2. Скидка на покупку лекарств.
  3. Возможность получения медпомощи в поликлинике без очереди.
  4. Бесплатное протезирование. Все хирургические вмешательства производятся в порядке очереди.
  5. Бесплатный проезд на городском общественном транспорте.
  6. Получение компенсации за пользование городским телефоном.

Что положено одиноким пенсионерам в 2019 году


Тот факт, что человек относится к категории социально незащищенных граждан, дает ему возможность пользоваться различными социальными благами в нескольких сферах жизнедеятельности. Одинокие пенсионеры могут пользоваться еще большим спектром привилегий.

Для отнесения к такой категории, гражданин должен соответствовать нескольким условиям:

  • Получать пенсию от государства;
  • Проживать в одиночестве или с нетрудоспособным членом семьи;
  • Самостоятельно вести свое домашнее хозяйство;
  • Не состоять в зарегистрированных отношениях.
Внимание! Каждая отдельная привилегия от государства предоставляется только определенным группам граждан, отвечающим нескольким условиям.

Преференции пенсионерам

Налоги


По требованиям НК РФ, каждый гражданин РФ обязан выполнять некоторые налоговые обязательства. Наличие у налогоплательщика статуса пенсионера дает ему право пользоваться некоторыми льготами.

  1. НДФЛ, размер которого составляет 13%. Данный сбор взимается с каждого дохода человека, но для пенсионеров сделано исключение при получении пенсионных выплат и социальных пособий. Если после выхода на пенсию гражданин продолжает трудиться, его работодатель обязан исчислять налог на общих основаниях;
  2. Начисление , находящееся в собственности пенсионера, производится со скидкой. Гражданин, достигший пенсионного возраста, полностью освобождается от уплаты налогового сбора на один объект недвижимости (вправе выбрать конкретный объект самостоятельно). При появлении в собственности у человека второй недвижимости, сначала к ней применяется стандартный вычет, и только после этого производится исчисление налога;
  3. Если пожилой гражданин приобретает новый объект недвижимого имущества, то все ранее уплаченные им налоговые взносы должны быть возвращены. Размер такого вычета не должен превышать 13% от стоимости новой недвижимости;
  4. Так как размер земельного налога устанавливается региональными властями, они вправе самостоятельно установить льготу на оплату этого сбора гражданами, достигшими пенсионного возраста. Как правило, льгота представляет собой скидку в размере 50-100 процентов от суммы налога. Никаких государственных послаблений при оплате этого налога не предусматривается;
  5. предоставляется только на автомобили, которые специально оборудованы для перевозки пенсионеров. Региональные власти вправе самостоятельно устанавливать дополнительные послабления для социально незащищенных граждан.

Оплата жилищных и коммунальных услуг


Наибольшая часть бюджета гражданина уходит на оплату коммунальных услуг. Воспользоваться привилегиями и может пенсионер, соответствует нескольким условиям:

  1. У человека есть льготный статус (участник ВОВ);
  2. У гражданина есть определенные звания и награды, входящие в перечень, утвержденный на законодательном уровне;
  3. Пенсионер тратит на оплату квитанций по услугам ЖКХ больше средств, чем это предусматривается региональным и федеральным законодательством (максимальная часть семейного бюджета, которая может быть потрачена на эти услуги по государственным нормам - 22%).

Если у пенсионера есть документ, подтверждающий наличие у него статуса льготника, то он дополнительно получает от органов соцзащиты компенсацию за оплату услуг ЖКХ (в размере от 50 до 100%). Реальные доходы такого плательщика в этой ситуации не учитываются.

Одинокий пенсионер, который не трудоустроился после получения этого статуса, имеет право на получение компенсации за оплату капитального ремонта:

  1. Пенсионеру в возрасте от 70 лет компенсируется 50% от оплаченной суммы;
  2. Плательщик, который достиг возраста в 80 лет, может получить 100% компенсацию.
Важно! Выплата компенсации производится только после оплаты всех выставленных собственнику счетов.

Прочие льготы


Чаще всего граждане, достигшие пенсионного возраста, обращаются за получением медицинской помощи. Чтобы снизить затраты на получение таких услуг, в сфере здравоохранения предусматриваются некоторые уступки:

  1. Продажа рецептурных препаратов со скидкой в размере 50-100%.
  2. Получение путевок на курортно-санаторное лечение, при наличии у пенсионера показаний для такого оздоровления.
  3. Возможность бесплатного протезирования (предоставляется в порядке очереди).
  4. Диспансеризация.
  5. Бесплатная вакцинация.

Если пенсионер проживает один и о нем некому позаботиться, он может обратиться в социальную службу, чтобы к нему направляли работника для поддержки на дому.

В отдельных регионах РФ для одиноких граждан, достигших пенсионного возраста, предусматриваются дополнительные льготы. К примеру, некоторые местные власти принимают решение о необходимости компенсировать такой категории пенсионеров проезд в общественном транспорте, использование домашним телефоном, вывоз мусора.

Как воспользоваться привилегиями

Воспользоваться льготами, которые предоставляются в сфере налогообложения, можно путем обращения в местное подразделение налоговой инспекции. Все, что нужно для получения привлечений: подтвердить наличие статуса пенсионера.

Все прочие преференции предоставляются при обращении в социальную службу.

Ряд льгот, предоставляемых медицинским учреждением, может предоставляться и без обращения гражданина в органы соцзащиты.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.


Случается, что пожилой человек при выходе на пенсию остается один на один со всеми жизненными трудностями. При этом рассчитывать он может только на себя и на регулярное государственное пособие. По завершению трудовой деятельности человек по-прежнему несет обязательства - платит налоги, . Он также ездит на транспорте, обращается в медицинские учреждения. Иногда из-за недостатка средств к существованию ищет дополнительный источник доходов или продолжает трудиться на прежнем месте работы, несмотря на возраст. Однако приобретение пенсионного статуса приносит гражданину некоторые привилегии. На какие льготы могут рассчитывать одиноко проживающие пенсионеры?

Преференции одиноким пенсионерам

Факт принадлежности человека к социальной группе граждан, получающих гособеспечение ввиду пенсионного законодательства, дает право пользоваться льготами во многих сферах. Для одиноких пожилых людей предусмотрено чуть больше привилегий.

Человек, отнесенный к категории «одиноко проживающих пенсионеров»:

  • получает пособие согласно пенсионному законодательству РФ;
  • живет один или с нетрудоспособными членами семьи;
  • ведет домашнее хозяйство самостоятельно;
  • не состоит в браке;

Уступки государства для таких граждан заключаются в предоставлении:

  • льгот;
  • субсидий;
  • компенсаций.

Налоги

Статья 23 НК накладывает на всех россиян налоговые обязательства. Пенсионный статус налогоплательщика дает ему преимущества.

  1. НДФЛ - подоходный налог 13%. Не удерживается с пенсионных пособий, других социальных . С заработной платы продолжающего работать пенсионера отчисляется на общих основаниях.
  2. Взносы за владение недвижимостью начисляются со скидкой. 1 объект каждого типа (дом, квартира, гараж) освобождается полностью. Когда имеется второй подобный объект, сначала применят стандартный вычет (по площади), потом произведут налогообложение. Ранее уплаченные взносы - имущественные и НДФЛ - подлежат возврату, если пожилой человек приобретет новую . Вычет составит 13% от стоимости жилья. Земельная пошлина регулируется муниципалитетами. Федеральных льгот нет (НК статья 395 п.7). Статистика показывает, что за землю местные ИФНС начисляют налоги по минимальным коэффициентам, предоставляют скидки 50 - 100%. Автотранспорт подлежит налогообложению (НК глава 28). 100-процентная льгота применяется к специализированным авто для инвалидов. Субъекты РФ, которым вручены полномочия, сокращают налоги за счет минимальных ставок. Машины мощностью 100-150 лошадиных сил не облагаются пошлинами вовсе (зависит от региона).

Жилищные и коммунальные услуги

Сфера ЖКХ - наиболее затратная для бюджета одинокого человека. Платежи приходится вносить ежемесячно, выделять на это значительную часть пенсии.

Привилегии могут быть реализованы, если пенсионер:

  • обладает льготным статусом (участник ВОВ, ветеран, инвалид);
  • имеет утвержденные законом звания и награды;
  • тратит больше средств на оплату квитанций, чем это допускает федеральное или региональное законодательства.

Когда пожилой человек располагает удостоверением льготника, помимо пенсионного статуса, органы социальной защиты компенсируют разницу между фактическим и льготным начислением платежей (от 50 до 100%). Доходы плательщика в такой ситуации не учитываются.

Процентное соотношение общих трат за услуги ЖКХ и доходов претендента важно при установлении возможных льгот, если человек получает пенсионное обеспечение ввиду наступления старости. Наибольшая часть семейного бюджета, которую может выделять гражданин на платежи - 22%. Таков стандарт согласно постановлению Правительства (№54). Региональные коэффициенты значительно ниже во многих городах (Москва - 10%, Санкт-Петербург - 14%).

Сумма пособия не учитывается при установлении привилегий за капремонт.
Здесь имеет значение:

  • возраст человека;
  • семейное положение;
  • наличие дополнительного заработка.

Одинокому пенсионеру, закончившему трудовую деятельность, согласно 169 статье ЖК компенсируют:

  • 50% ежемесячных платежей за капремонт, если ему исполнилось ;
  • 100% уплаченных средств 80-летнему плательщику.

Исполнение предусмотренных обязательств соцподдержки происходит двумя путями:

  • компенсацией;
  • субсидированием.

Компенсация выплачивается после того, как плательщик погасит счета (ст. 160 ЖК). Сначала пенсионер должен изыскать средства на оплату, потом ему вернут часть суммы.
Субсидии назначаются до внесения платежей (ст.159 ЖК). Это целевая выплата, предназначенная только для погашения вновь поступающих счетов.

Компенсации и одиноко проживающим пенсионерам положены, если претендент оставил место работы.

Другие виды льгот

Пожилые люди чаще других обращаются за медицинской помощью. Сфера здравоохранения также приготовила уступки получателям государственного обеспечения:

  • рецептурные медпрепараты со скидкой 50-100% (для состоящих на учете льготников);
  • оздоровительное курортно-санаторное лечение (при наличии показаний);
  • бесплатное протезирование (в порядке очереди);
  • вакцинация;
  • диспансеризация.

Одинокий, нуждающийся в помощи, пенсионер может через уполномоченную службу пригласить соцработника, который будет оказывать ему поддержку на дому.

Место жительства человека имеет существенное значение. Так как именно постановления муниципалитетов, субъектов РФ обуславливают дополнительные льготы для одиноких пенсионеров.

Власти некоторых регионов компенсируют траты (частично или полностью) своих жителей на:

  • проезд общественным транспортом;
  • установку и пользование домашним телефоном, радиоточкой;
  • газификацию домов;
  • вывоз мусора.

Москва заботиться не только о финансовом благополучии граждан, но и организует их досуг. Чтобы скрасить одиночество людей преклонного возраста, организует бесплатные мероприятия:

  • оздоровительные;
  • интеллектуальные;
  • спортивные;
  • развлекательные.

Одиноко проживающим москвичам-пенсионерам выплачиваются надбавки к пенсии, предусмотрены 50-процентные скидки за водоснабжение, электричество, телевидение.

Реализация привилегий

Льготы по части налогообложения материализуются путем в ИФНС. Достаточно сообщить сотрудникам исполнительного органа о наличии пенсионного статуса, подтвердить сведения документально. Служащие выдадут бланк заявления, который нужно будет заполнить.

Остальные вопросы решает социальная служба. Преференции относительно услуг ЖКХ, транспортных расходов, набора соцуслуг, дотаций отнесены к полномочиям этого органа.

Некоторые привилегии пенсионерам могут оказывать медицинские учреждения самостоятельно, минуя инстанцию соцзащиты населения.

Размер пособия большинства российских пенсионеров ненамного превышает прожиточный минимум. Индексация, запланированная на 2019 год, составит от 3,7 до 4,1 %. Тогда как тарифы и цены растут значительно быстрее. Хорошо, когда могут помочь родственники. Если пенсионер одинок, то важна любая экономия. Помощь государства в виде скидок, уступок, субсидий поможет сохранить часть денежных средств, поэтому стоит ею воспользоваться.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!