О моде. Модельер-металлург
Пако Рабан – знаменитый французский кутюрье баскского происхождения, создавший одноименный модный дом Paco Rabanne. Вошел в историю моды, в первую очередь, благодаря своим авангардным коллекциям одежды из нетрадиционных материалов: металла, бумаги, пластмассы, резины и так далее. Таланты Пако Рабана разноплановы – он не только гениальный модельер, но и писатель, художник, архитектор. Известен своей благотворительной деятельностью, в частности, борьбой со СПИДом, в том числе и в России.
Я стремился к тому, чтобы создать образ свободной, независимой, самостоятельной женщины, полностью контролирующей свою жизнь и финансы.
Биография и карьера
…Они должны были погибнуть там, на корабле. Все шестеро – он, его мама, бабушка и еще трое детей. Но незадолго до отплытия маленький Франсиско поднял крик и начал тянуть взрослых обратно на берег. К надрывному плачу присоединились две сестренки и брат. Повинуясь безотчетному чувству, мать подхватила на руки младших и кинулась к трапу. Остальные с трудом поспевали следом, продираясь сквозь толпу.
Лайнер отчалил, и тут же небо потемнело от мессершмиттов. Посыпались бомбы, судно загорелось и пошло ко дну. Тех, кто прыгал в воду, стремясь доплыть до близкого берега, добивали из пулеметов. Последняя надежда сотен и сотен беженцев, корабль превратился в их последнее пристанище.
Судьба дала им отсрочку. Ненадолго. Псы Франко уже казнили отца, республиканского генерала, и семью его тоже не пощадят. Это, во-первых. Во-вторых, они подлежали расстрелу за то, что мать состоит в ЦК испанской Компартии. Но даже если бы не было первого и второго, их все равно бы уничтожили. За то, что баски.
Визг тормозов! «Они уже в городе! Скорей, прыгайте в кузов, пока не перекрыли все дороги!!». «Слава Тебе, Господи!» – перекрестилась бабушка. А мать крепко пожала руку товарищу по партии. Спустя несколько минут грузовичок бодро пылил к французской границе, унося их прочь от опасности. Пятилетнему Франсиско суждено было прожить долгую и яркую жизнь…
Греясь меж двух огней
18 февраля 1934 года древняя земля басков подарила миру удивительного ребенка – Франсиско Рабанеда-и-Куэрво. Бабушка его была знахаркой и предсказательницей, известной далеко за пределами родного Пасахеса. Лечила травами и оккультными методами. Что, однако, не мешало ей быть верующей и набожной. Помогая старой целительнице, смышленый внук перенял от нее часть знаний.
«Пако (вороненок, греч.), придет время, и ты узнаешь силу камня и тайны трав. Тебе откроются Знаки, оставленные давно ушедшими…». Ворон, говорила бабушка, покровитель их рода. Cuervo по-испански и означает «ворон».
Речи седой ведуньи пьянили, подобно дыму от шаманского костра… но мимоходом брошенная фраза матери отрезвляла, как ведро холодной воды: «Опиум для народа! Что футбол, что религия эта ваша! Ступай делом займись». Она работала у Balenciaga, просиживая за шитьем круглые сутки, поэтому хозяйство лежало на плечах детей.
Против рисования, правда, мать ничего не имела – и маленький Франсиско рисовал. То, что получалось, напоминало мир, в котором рос мальчик: черное и белое, материальное и духовное. Единые, неделимые и вечно противоречащие друг другу. Позже рисунки помогут ему поступить в Национальную школу искусств, на факультет архитектуры.
Рука Отца Народов
Москва… Мать часто рассказывала о ней. В 1950 году, как соратница Долорес Ибаррури и вдова красного генерала, она была удостоена приема у самого Сталина. Ей разрешили взять с собой сына.
Франсиско ничего не знал о репрессиях и ГУЛАГЕ. Вот он, Отец Народов – великий, мудрый, справедливый… Но почему его глаза – это глаза демона?! Почему его рука, легшая на затылок, такая тяжелая и холодная?? Юноша покинул Кремль в полуобморочном состоянии.
Раннее творчество
На какие только ухищрения не идут студенты, стараясь раздобыть деньги на пропитание! Франсиско было проще – по рекомендации матери его приняли на работу в Модный Дом Кристобаля Баленсиаги. Взяв под крыло молодое дарование, предприятие ничуть не потеряло: сделанные им пояса, сумки, и прочие аксессуары быстро находили покупателей; даже элементарную пуговицу он умел превратить в нечто, притягивающее взгляд.
Но истинным коньком молодого Рабанеды была бижутерия. Благодаря ему мир моды услышал звонкое слово «родоид». Привычный для нас пластик тогда, в начале 60-х, был экзотикой. Легкие, недорогие авторские украшения из родоида стали хитом в молодежной среде.
Когда начали поступать заказы от Живанши, Ив-сен-Лорана и Диора, стало ясно, что имя зодчего Франсиско Рабанеды не прозвучит никогда. Но зато у всех на слуху было имя многообещающего дизайнера – Пако Рабан.
Прощайте, шаблоны!
Unwearables. Неносибельное – так назвал он свою первую коллекцию из дюжины платьев. В аннотации к показу стояла мало что проясняющая фраза: «одежда из современных материалов». Но публика, зная склонность автора к эпатажу, потянулась в зал.
Посетителей встретила музыка. Это уже было необычно – доселе показы мод сопровождались лишь комментариями.
Под неистовые, провоцирующие ритмы Пьера Буле на подиум выпорхнули они – стройные, босоногие, сверкая ослепительными улыбками… Темнокожие. Все до единой. Новшество? Да. И одновременно – вынужденный шаг. Дело в том, что представленные платья действительно невозможно было носить. Пластины, кольца и прочие конструкции из металла и пластика прекрасно лежали по фигуре – когда эта самая фигура была неподвижной. В движении же грани их впивались в тело, причиняя боль и оставляя жуткие кровоподтеки. Белокожие модели в ужасе отказались участвовать в дефиле! Дочери Африки оказались куда более терпеливыми. А, кроме того, на темной коже не видно синяков…
Если бы девушки читали Булгакова, то вспомнили бы Маргариту на балу у Воланда – как та любезно улыбалась гостям, изнемогая в терзающем ее наряде… Но жизнерадостные мулатки никогда не открывали «Мастера и Маргариты», и потому ни с кем себя не сравнивали. Они просто продолжали танцевать.
Шок. Буря негодования. Журналисты, в знак протеста покидающие зал. Одной из дам стало дурно – она все же разглядела царапины на девичьей коже… «Это не кутюрье, это – металлург. Слесарь!!» – хваталась за голову мадам Шанель.
Однако, чуть остыв, публика поняла: да, это оно! То дерзкое начало, которого так недоставало в респектабельном мире моды. Пако Рабан стал всеобщим любимцем – так сорванец, попав в компанию благовоспитанных ребятишек, становится заводилой.
В том же 1966 году неугомонный модельер продемонстрировал коллекцию платьев из… бумаги. Нечто эфемерное, сиюминутное – как противовес «вечному» металлу. Так, с легкой руки Пако Рабана, родилась концепция одноразовой одежды.
Платья из бумагиПолет ворона: набирая высоту
«Несносное дитя Парижской моды» недолго оставалось без собственного крова. В 1967 году в столице открылся бутик Paco Rabanne. Рядом, в полуподвальном этаже находилась мастерская, откуда доносились удары молота и гул паяльной лампы: кутюрье-слесарь ваял очередное изделие.
Только смелые женщины отваживались одеваться от Пако Рабана. И сильные. В прямом смысле, физически – его платье могло весить и 10, и 15, и более килограммов. Тем не менее, модницы не просто надевали эти увесистые наряды, но и лихо отплясывали в них на дискотеках, пуская по стенам зайчики. Кстати, о зайчиках: кажется, все звезды кино примерили знаменитое платье, состоящее из сотен и сотен маленьких круглых зеркал.
Зеркальное платье
Жюль Верн высокой моды, Рабан экспериментировал со смелостью истинного инженера. В ход шли лазерные диски и дверные ручки, одноразовые стаканчики, резина, минералы, проволока и все прочее, что попадало в его поле зрения. По подиуму шествовали древние воительницы и женщины-киборги. То полупрозрачные обитатели глубин, а то вдруг – порождения иных миров, прекрасные и недоступные, ощетинившиеся шипами…
Играючи, мастер изобрел то, что вправе занять места в золотом фонде легкой промышленности. Вязаный мех, например. Или блестящую пряжу, так называемое «алюминиевое джерси». К слову: настоящего меха кутюрье не использует из принципа. Он убежденный вегетарианец.
И лишь основа основ фундаментальной моды – ткань – оставалась для него падчерицей. Ткань в его творениях играла не первую и даже не вторую скрипку. Ей дозволялось служить связующим звеном между металлом и кожей, стеклом и пластмассой. Или быть подкладкой. Забегая вперед: «умные» ткани XXI века приводят маэстро в неподдельный восторг! Недаром он всегда называл себя человеком из будущего.
Из разных коллекций
Со временем одежда от Пако Рабана стала вполне «носибельной» и уже не травмировала своих обладателей. И вместе с тем приобрела еще более футуристический дизайн. Приемы конструирования и сборки были, мягко говоря, нетривиальными – давали о себе знать лекции по архитектурному проектированию и термеху.
На его творчество, что называется, положили глаз кинематографисты. Сначала были «Двое на дороге» и Les poneuttes (1967), но подлинную известность принесла «Барбарелла» (1968), фантастика в жанре, как сейчас бы сказали, эротического триллера. Кутюрье создал костюмы еще к 35 фильмам. Плюс – к десяткам театральных и балетных постановок.
Кадры из кинофильмов «Двое на дороге» и «Барбарелла»
В нарядах от него блистали (а так же шелестели, звенели, шуршали и бренчали) Бриджит Бардо и Урсула Андресс, Милен Фармер, Элизабет Тейлор, Сильви Вартан и уже упомянутая выше Барбарелла, то есть Джейн Фонда. Франсуаза Арди, актриса и астролог, была его преданной поклонницей.
Пако Рабан творил платья собственноручно. Одни рождались за считаные часы, над другими приходилось просиживать месяцами, корпеть над пайкой и голографией. Их, авторских, относительно немного, чуть больше трех тысяч. Каждое – уникально и достойно стать музейным экспонатом. Именно там их и можно увидеть – в музеях Парижа, Токио, Пекина и Нью-Йорка.
Все, созданное им когда-то, продолжает притягивать неординарные личности, как магнитом (кстати, магниты в арсенале мастера тоже имеются). Яркий тому пример – Патрисия Каас и Леди Гага.
Язык запахов
…Крона огромного дерева дрогнула и пошла вниз. Все быстрее, со свистом разрезая воздух ветками… Удар!! Ну вот, дело сделано, можно и отдохнуть. Мужчина оперся на топорище, смахнул пот и тут заметил под ногами… Орхидею? Лесоруб был не силен в ботанике. Недолго думая, он сорвал цветок и понес в хижину, где хлопотала молодая жена.
Эту нехитрую историю поведал… парфюм. Вызвавший когда-то много шума, Pour Homme имеет малоизвестную особенность – он способен подстраиваться под индивидуальный запах человека, работая в тандеме. Ему предшествовал женский Calandre, передающий пульс большого города; слова «автоледи» в 1969 году не знали, но Calandre – именно для нее.
История ароматов от Paco Rabanne богата хитами. Так случилось, что они в основном мужские: вызывающий мурашки (у противоположного пола) страстный XS, 1 Million для преуспевающих, Ultraviolet – для тех, кто чувствует себя в виртуальной реальности, как дома. Впрочем, появившиеся чуть позже «прекрасные» варианты ни в чем не уступают «сильным».
На склоне лет мэтр охладел к высокой моде, а в 1999 году и вовсе покинул одноименный Дом, передав дела молодым, энергичным, и не менее изобретательным преемникам. Последние показы красноречивы: дело Великого Провокатора Моды живет и процветает.
Маниш Арора для Дома Paco Rabanne
Не модой единой
«Продолжай!» – сказал Сальвадор Дали, увидев его рисунки. И Рабан продолжал. Втайне от всех. Тайное стало явным в 2006 году, когда в Москве открылась выставка художника. Почему Россия? Видимо, сказалось пережитое в детстве. А, кроме того, как признался горячий испанец, он преклоняется перед красотой русских женщин. И тут же заметил: красотой и телесной, и душевной.
Душа, ее тайны, высоты и пропасти, по которым странствует она порою… Этому посвящены книги Пако Рабана, на сегодняшний день их пять. В том числе такой бестселлер, как «Траектория» (1991), и не менее нашумевший «Конец времен» (Fin des temps, 1994). Замыкает цикл вышедшая в 2005 году «Нить Ариадны». Те, кто не прочь поблуждать в лабиринтах эзотерики, с удовольствием прочтут их все.
Награды
Люди любят тех, кто дарит сильные эмоции. Гениального баска осыпали щедрым потоком наград. Первую, Beauty Products Industry, он получил в 1969 году — за Calandre. Знаменитый Pour Homme завоевал «Оскара Ароматов» (Fragrance Foundation Recognition Award) в 1974 году. Потом были Золотая Игла и Золотой Наперсток, Орден Изабеллы Католической (высшая награда Испании), и французский Орден Почетного Легиона. В 2001 году маэстро принял Золотую медаль «За достижения в искусстве» из рук Хуана Карлоса, короля Испанского. И, заключительным аккордом – Национальная премия Дизайна моды (2010).
Люди обрушиваются на тех, кто будоражит их. Как только его не называли! Человек-скандал, ремесленник и (см. выше) провокатор. Шарлатан и горе-предсказатель (станция «Мир» не рухнула на Париж, какое разочарование!), и еще многими, многими нелестными эпитетами. Из этого богатого ассортимента ироничный кутюрье выбрал звание ремесленника. И с гордостью повторяет, что, да, он – Ремесленник. От Бога.
Личная жизнь. Его семья – Мир
Время выбелило иссиня-черные, как вороново крыло, волосы. Скоро, говорит он, мне снова предстоит дорога. Снова – потому, что помнит все свои прошлые жизни. За 78 тысяч лет их было много, очень много…
Потомок рода Ворона так и не создал семьи. Ну и что? Женщины любили его, он любил их. Разве этого мало? А еще он любил (и любит) само Бытие. И находит силы и средства помогать тем, кому плохо. Помогать, а не рассуждать о помощи. Сейчас, а не потом. Издает за свой счет журналы об искусстве, открывает в странах Третьего мира культурные центры. Определенный процент от реализации парфюмов Paco Rabanne поступает в Фонд борьбы со СПИДом. А когда случилась трагедия в Беслане, художник создал посвященную этому картину. И все деньги от продажи эскизов перечисляет матерям, потерявшим тогда ребятишек.
Для личности такого масштаба семьей является вся наша планета.
Из интервью
Металл часто встречается в ваших коллекциях, вы создали много платьев из металла. Почему вам так нравится именно этот материал?
П: Я люблю свет, отражение, блики. К тому же сейчас мы пребываем в эре Водолея, эре света, думаю металл, как никакой другой материал, актуален именно сейчас. А еще это символ женщины-воительницы, как древней, так и современной.
У вас есть какие-либо ограничения?
П: Это очень просто. Моя мама, которая обожала моду, всегда говорила мне:»Ты свободен во всем, кроме одного: нельзя посягать на красоту женщины». Женщина – это чудо, соблазн, модельер не имеет право ее высмеивать. Даже использую металл, бумагу и другие материалы, я все сделал для того, чтобы женщина была красивой, как богиня. Вот мое единственное ограничение.
В какой сфере ваше творчество раскрывается полнее: в моде или парфюмерии?
П: Прежде всего в моде. Но ароматы являются очень важным дополнением к одежде, затрагивая обоняние человека. Уже тридцать лет я пытаюсь сделать так, чтобы мои духи и мои коллекции одежды были взаимосвязаны.
Вам уже немало лет. В чем секрет вашей энергии?
П: Улыбка и работа. Я никогда не притворяюсь, я такой, какой есть. Смерть меня не пугает. Это просто переход из одного астрального состояния в другое. Даже, когда мне исполнится сто лет, я буду молод, ведь в душе мне все еще пятнадцать.
Чем вы занимаетесь сейчас?
Наконец то у меня появилось время для многочисленных хобби – рисование, создание интерьеров, мебели, домашней утвари. И конечно, книги. Всего я написал восемь книг.
Как вы думаете, каково будущее высокой моды?
П: Мне кажется, что высокая мода умирает, как отживают свое знатные семьи, для которых и создавались все эти великолепные наряды. Когда я пришел в мир высокой моды, в 1965 г, было тридцать кутюрье, сейчас только семь. Но даже они не в состоянии продать все, что создают. На смену приходят дешевая унифицированная одежда, простая и одинаковая, зачастую сшитая в Китае, в лучшем случае – коллекции прет-а-порте.
Что вы посоветуете молодым дизайнерам?
П: Человек, который начинает свою карьеру в модном бизнесе сегодня, должен быть готов встретиться с огромной конкуренцией. Нужны стальные нервы, ведь тебя постоянно будут сравнивать с другими дизайнерами. Необходимо создавать что-то совершенно новое, отстаивать свою точку зрения, доказывать, что ты являешься настоящим творцом. Ни в коем случае не копировать. Это должен быть твой собственный закрытый мир. Думаю, эти советы подходят не только молодым модельерам, но и всем творческим людям.
Это экспериментатор и революционер, беспрецедентное явление в мире моды. Мастер, шагнувший за порог своего времени дальше всех.
Это экспериментатор и революционер, беспрецедентное явление в мире моды. Мастер, шагнувший за порог своего времени дальше всех. Изобретённые им новые формы, структуры и материалы оказали влияние на мировую моду. Философ, мистик и великий ремесленник одновременно, он на протяжении десятилетий поражает публику экстравагантностью и оригинальностью.
Я воссоздаю свои воспоминания о прекрасных женщинах других цивилизаций» - так Пако Рабанн определил содержание своего творчества.
Пако Рабанн (настоящее имя - Франциско Рабанерро Кверро) не только беспрецедентное явление в мире моды. Это мастер, оказавший влияние на многих молодых дизайнеров, в том числе и русских. Это выдающаяся личность, философ и мистик, шокирующий не подготовленную к восприятию его мышления публику. Впрочем, шокировать, а не соблазнять всегда было его девизом. Эстетика этого дизайнера, его мировоззрение, понимание смысла искусства поражают экстравагантностью. Нет ничего более не соответствующего высоким требованиям «хорошего французского вкуса», воплощенного в традиционных портновских методах и материалах, чем модели Пако Рабанна (исключая лишь начальный этап творчества).
Тем не менее в 1990 г. ему присуждена высшая награла кутюрье - «Золотой напёрсток» за самую изысканную и оригинальную коллекцию сезона, технику кроя и работу с новыми материалами, коими являлись тончайшие металлические пластинки и нити, а также винил. Однако металл и пластик вместо текстиля, плоскогубцы и паяльная лампа вместо ножниц и ниток до этого знаменательного момента служили мастеру уже три десятилетия. Структура и форма одежды, по словам Пако Рабанна, не могут оставаться незыблемыми, когда в жизни происходят стремительные изменения. Отсюда своеобразие его методов. Он изобрел вязаный мех, алюминиевый трикотаж и использовал в создании фантастических женских образов лазерные диски.
Его неиссякаемая фантазия отмечена множеством наград: «Золотой иглой», премией «Почести моды», присуждённой Первым Международным фестивалем моды в 1985 г., испанским орденом Изабеллы, французским орденом Почётного легиона.
Родился дизайнер в 1934 г. в Испании, в Сан-Себастьяне (Страна Басков). Семья была довольно неординарной: религиозная бабушка, владевшая тайнами оккультизма, мать - атеистка, член социалистической партии и руководительница испанского отделения ателье Баленсиаги, отец - генерал республиканской армии. С приходом к власти Франко семья эмигрировала в Советский Союз, а через несколько лет переехала во Францию. Щедро наделённый талантом, почитающий красоту во всех проявлениях, Рабаин в 1952 г. поступил в Национальную школу изящных искусств в Париже, где получил диплом архитектора. Но будущее своё связал с модой (влияние же архитектуры видно в его работе с объёмами, в поисках оригинальных форм, конструктивных решений необычных моделей).
Ещё в студенческие годы, чтобы заработать, Рабанн проектировал сумки, туфли, пояса, украшения для коллекций французских модельеров.
Оригинальные идеи обратили на себя внимание. Это были его первые опыты в моде, искусству которой он учился в Доме Баленсиаги, у Юбера ле Живанши и восемь лет в Доме Кристиана Диора. Самостоятельное творчество дизайнера началось в 60-х гг. Тогда рождалось новое искусство - «оптическое», «кинетическое»; в архитектуру пришли современные материалы - пластик и металл. Всем этим и была вдохновлена показанная в феврале 1966 г. первая коллекция от-кутюр Рабанна под названием «12 экспериментальных и негодных к носке моделей из современных материалов». Здесь он представил, в частности, маленькие шубки из цветных мехов, инкрустированных металлическими кольцами и пластинами.
Коллекция вызвала скандал. Но Париж, потрясённый последующими работами модельера - гибкими, пластичными кольчугами из металла, воздушными кружевами, соединяющими металл с тканью, всё-таки признал нового кутюрье. Фантастические идеи Рабанна органично вписались в эстетику революционных 60-х гг. (Не только металлические, но и бумажные его платья одноразового использования имели грандиозный успех.) Изящные туалеты из пластика, алюминия в комбинации с кожей и страусовыми перьями появились на эстраде. Причудливые «доспехи» проникли и в кинематограф: знаменитости Голливуда - Франсуаза Арди , Джейн Фонда , Одри Хепберн - снимались в костюмах Рабанна. В разные годы Урсула Дилере, Сильви Вартан , Патрисия Каас , Бриджит Бардо носили эти необычные платья. Сам кутюрье-слесарь, «металлург», как называла его Шанель, считает себя модельером 90-х гг.
Овальные вырезы и широкие декольте; панциревидные мини из разноцветных цепей и металлических кружев, украшенные жемчугом и перевитые голографическими бумажными лентами; туники из набивных тканей, расшитые драгоценными камнями; шляпы-антенны; кожа, разрезанная па квадратики и скреплённая металлическими кольцами, - всё это составляющие его ярчайшего, уникального стиля.
Б 1969 г. сенсацию вызвало появление духов «Calandre» для энергичных дам. Дизайн флакона обыгрывал автомобильную тему. Затем появилась серия духов для мужчин, среди которых «XS» («Эксцессы для мужчин»). Дерзкий и чувственный аромат стал бестселлером.
Линии прет-а-порте Рабанна (первая появилась в начале 80-х гг.) демонстрировались на многочисленных международных выставках и вызывали не меньший восторг, нежели его модели от-кутюр. На пяти континентах бутики и представительства работали на марку «Расо Rabanne».
Помимо этого Рабанн открывал культурные центры, издавал собственный журнал, его книги «Коней времени» (переведена на пять языков) и «Профессиональная карьера» пользовались огромной популярностью.
Однако в 1999 г. этот удивительный художник объявил о своём уходе из мира высокой моды и вообще покинул Париж.
Одной из причин, по которой Рабанну пришлось оставить Париж, была ошибка в предсказании. Он предрек катастрофу Парижа в день августовского солнечною затмения 1999 г. Когда это не сбылось, модельер подвергся жестоким нападкам в прессе.
Двойным был не только менталитет, но и воспитание. Мать Пако – убежденная атеистка, а бабушка – верила в магию. Возможно, от бабушки и пришла к Пако вера в сверхъестественное. Пако написал несколько книг, посвященных мистике. Он говорит, что неплохо помнит свои прошлые жизни:
Я помню все свои предыдущие жизни. В XVIII веке я был очень известной парижской проституткой, у меня была большая, красивая грудь.
Пако Рабан верит в знаки.
Знаки - это тихие толчки. Они могут проявиться в очень реальном событии, и впоследствии окажется, что всё это было для того, чтобы наша жизнь глубоко изменилась. Но для этой перемены вовсе не обязательно шумное приключение: просто случай, встреча, стечение обстоятельств, и наша жизнь может стать совершенно другой.
Пако Рабан – художник.
- Я сделал открытие: форма шей, разрез глаз, форма носа – все символично. Я использую это в своих рисунках.
Он знает небольшие секреты работы над собой.
Прямо перед сном избегайте размышлений о занимающей вас проблеме; в лучшем случае это только затруднит ваше засыпание. Станьте пустым, освободитесь от своих забот, расслабьтесь, дыша глубоко и медленно. Закрыв веки, думайте только о своей ночи - о том, что это чудесное путешествие, а не беспокойная туристическая поездка, полная неприятных неожиданностей.
Будущее никогда не смотрит в прошлое. Дети отвергают учение родителей. Это и есть прогресс. Кто пытается остановить время – пытается убить его. Живое меняется. Я хочу быть живым, поэтому я не оборачиваюсь.
Мнение других неважно – если ты проиграешь, они тебя забудут, если победишь – перейдут на твою сторону. Единственное, что ты можешь сделать – знать, чего ты действительно хочешь. Неопределённость – враг человека. В ней нет формы. Я говорю это, как архитектор.
Женское желание эмансипации - это необходимость внешней «защиты», то есть потребность носить своеобразные доспехи. К тому же в это время, когда из металла делали машины, небоскребы, даже художники создавали свои арт-объекты из металла и железа. Так что я одел женщин в металл. Это было очень вовремя.
16 февраля 2010, 12:46Франциско Рабанерро Кверро (Francisco Rabaneda-Cuervo) родился в Сан-С:)стьяне (Испания) 18 февраля 1934 года. Однако сегодня он известен под именем Пако Рабанн (Paco Rabanne). В переводе с испанского “Пако” переводится как “ворон”. Модельер сменил данное его родителями имя и сократил фамилию для того, чтобы его было легче произносить.
В детстве, когда в Испании к власти пришел Франко, семья Пако была вынуждена эмигрировать в СССР. Через несколько лет они переехали во Францию, где в 1952 году Пако поступил в Национальную школу изящных искусств (Париж) по специальности архитектура. Уже во время учебы Рабанн начал создавать туфли, сумки и украшения для французских модельеров. Он работал в Доме Баленсиаги (Balenciaga), а затем и у Юбера де Живанши (Hubert de Givenchy). Однако наиболее существенный опыт он получил в Доме моды “Christian Dior”.
Свою первую коллекцию одежды класса “Haute couture” дизайнер продемонстрировал в 1966 году, которую назвал “12 экспериментальных и негодных к носке моделей из современных материалов”. Дизайнер попытался максимально применить пластик и металл, которые были наиболее популярны в то время. Коллекция была воспринята неоднозначно, но благодаря революционной эстетике 60-х, которая благоприятствовала развитию всего нового и необычного, все же была принята модным сообществом как результат новых реалий в моде. Впоследствии модельер стал еще больше привлекать к себе внимание посредством придуманных им кружев из ткани и металла, шляп-антенн, кольчуг из металла, бумажных платьев и различных комбинаций из пластика, кожи и алюминия.
В 1967 году Пако Рабанн (Paco Rabanne) основывает собственный Дом моды в Париже. В 1968 году помимо коллекции, включающей алюминиевые джерси, модельер создает костюмы для фильма “Barbarella”. На следующий год Пако презентует свой первый аромат “Calandre”, который был назван в честь автомобиля. За этот парфюм Пако Рабанн (Paco Rabanne) был удостоен приза “Beauty Products Industry”. В 73-м появился “Paco Rabanne Pour Home”, в 79-м – “Metal”, а в 85-м – “La Nuit”.
На Первом Международном фестивале моды, в 1985 году, модельер был награжден премией “Почести моды”. В 1986 году Пако Рабанн (Paco Rabanne) создает свой новый аромат “Sport” и только спустя два года – “Tenere”.
В 1988 году дизайнер создал коллекцию платьев, для пошива которых использовал лазерные диски. Его собрания становились все более эксцентричными. Пако стал применять голографическое полотно и органическое стекло.
В 1989 году модельер создает свою первую женскую коллекцию класса “Prêt-a-Porter”, а спустя год и мужскую. В этом году модельер был награжден высшей наградой Испании “Орденом Изабеллы Католической” и получил звание Кавалера “Ордена почетного легиона” во Франции.
В 1990 году Пако Рабанн (Paco Rabanne) был удостоен награды “Золотой наперсток” за коллекцию, в которой он использовал металлические нити и пластинки, а также винил. Подобный подход к созданию моделей является для кутюрье “стандартным”. Ведь именно ему принадлежит изобретение алюминиевого трикотажа.
В 1991 году Пако Рабанн (Paco Rabanne) издал свою первую книгу под названием “Траектория” (Trajectory), а уже на следующий год появилось новое творение “Конец времен” (The End of Times). В 1993 году он создает свой самый популярный парфюм для мужчин “XS” (Excess Pour Homme). В 1994 году Пако вновь издает новую книгу “Настоящее время: дорога посвященных” (Le Temps Present: le chemin des grand inities).
В 2000 году модельер заявил о своем уходе из мира Высокой моды в связи с тем, что она убыточная.
В 2001 году в Бургосе (Испания) состоялась выставка-ретроспектива работ модельера. В этом же году король Испании Хуан Карлос наградил модельера золотой медалью “За достижения в изящных искусствах”.
Помимо моды, Пако Рабанн (Paco Rabanne) занимается живописью и графикой. В 2005 году он представил выставку своих работ в Центральном Доме Художника в Москве. На следующий год его графику смогли посмотреть в Тольятти, Самаре, Казани, Сочи, Новосибирске и Санкт-Петербурге.
Платье в собранном виде
Платье в продаже)