Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе ДОУ «Полезное мыло. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица

Екатерина Бачегова
Конспект занятия по экспериментально-опытнической деятельности в средней группе «Чудо-магнит»

Конспект занятия по экспериментально-опытнической деятельности в средней группе «Чудо магнит » .

Составлен воспитателем первой квалификационной категории Бачеговой Е. А. 2015 г.

Цель : развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи :

Образовательные :

Формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма, размер)

Учить приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Дать понятие о практической значимости магнита.

Развивающие :

Развитие познавательной активности детей.

Развитие мыслительных операций, умения делать выводы.

Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Воспитательные :

Воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности .

Воспитание навыков сотрудничества.

Воспитание нравственных качеств : доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования .

Методы и приемы, используемые на занятии :

Словесный рассказ воспитателя.

Наглядный показ слайдов.

Практическая исследовательская деятельность .

Предварительная работа :

Создание коллекции : «Игрушки- магниты»

Беседа на тему; «Что такое магнит?»

Д/и : «Рыболов» , рассматривание детской энциклопедии.

Словарная работа : магнит, примагничивается.

Материал : стаканчики с окрашенной водой, металлические и неметаллические предметы, «посылка» , фартуки,

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Цель : Создание у детей интереса к последующей практической деятельности .

Дети входят в зал останавливаются около воспитателя.

-Воспитатель :

Ребята, к нам сегодня в детский сад пришла посылка, на которой написано : «Детям средней группы » . По –моему, это наша группа или я не права ?) Может, откроем её и посмотрим, что же там находится. Да здесь и письмо есть давайте прочтем и узнаем кто его прислал. (открывают письмо) . (песня «Толстый Карлсон» 1 куплет). Вы поняли от кого оно?) (слайд) . (звуковое письмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Карлсон, который, живет на крыше. Со мной недавно произошла необычная история. Я вчера поссорился с одной вредной вороной, которая утащила у меня все блестящие предметы. Я замахнулся на неё палкой, а она на меня рассердилась. И когда я собирался лететь к Малышу в гости, ворона, бросила в меня какую- то страшную штуку. Эта штука прицепилась к моему моторчику, и он перестал работать. Я пробовал её отцепить, но она снова прилеплялась. Я еле - еле её оторвал и отправил к вам в посылке. Помогите мне узнать, что это такое». Ваш Карлсон.

Воспитатель

Вы готовы посмотреть, что находится в этой посылке?) А вам не страшно?)

(заглядывая в «посылку» и загадывает загадку)

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Что же это такое? (магнит)

2. Знакомство со свойствами магнита.

Воспитатель :

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Рассматривание магнита : (стоя)

Возьмите его в руки и внимательно посмотрите : Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок? (ответы детей) .

Вывод : Все магниты гладкие; холодные; без запаха; твёрдые; не ломаются; магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче; они бывают разной формы.

(слайд)

Ребята, а давайте мы с вами поэкспериментируем с магнитом . Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)

2. Внимательно слушать взрослого.

3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)

Дети одевают фартуки, садятся за столы.

Опыт 1. «Какой магнит сильнее?» . (сидя)

Цель : определение зависимости силы притяжения магнита от его величины.

Воспитатель :

Ребята, а вы знает, что Карлсон очень добрый и внимательный. Он любит дарить всем подарки, изготовленные своими руками. И ему хотелось бы подарить бусы Фрекен Бок. Но как их изготовить он не знает. Мы можем ему помочь?) Давайте, научим Карлсона изготавливать бусы с помощью магнита.

На столе лежат 2 магнита : большой и маленький.

Как вы думаете, какой магнит сильнее большой или маленький? С помощью какого магнита получатся длинные бусы? …., короткие?) Давайте проверим.

(работа в парах)

На столе рассыпаны скрепки. Девочки берут маленький магнит, а мальчики большой. Подносим магниты к скрепкам.

Сколько скрепок притянул маленький магнит? (ответы детей)

Сколько притянул большой магнит. (ответы детей)

Какой магнит притянул скрепок больше? (большой магнит)

Значит, какой из магнитов сильнее?)

Вывод : Большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок.

Опыт 2 : «Все ли притягивает магнит?» (стоя)

Цель : Формирование знаний,о том что магнит притягивает лишь металлические предметы.

Воспитатель :

Карлсон - известный шалун. У себя дома он устроил настоящий кавардак, он перевернул всё в верх и даже испортил мебель. Ему опять необходима помощь. Если вы поможете Карлсону навести порядок, он будет вам благодарен.

1 стол : Карлсону надо купить новую мебель, да вот беда – деньги с пуговицами перемешались. Их необходимо разделить.

2стол : А вам надо навести порядок в коробках с конструкторами - металлическим и пластмассовым.

3стол : Вам необходимо помочь навести порядок на кухне - Карлсон перемешал фасоль со скрепками.

Как можно отделить одни предметы от других? Что вы будете делать? ….) Подумайте, с помощью чего вы это можете сделать быстрее? (использовать магнит)

Приступайте (педагог подходит по очереди к подгруппам детей и проверяет их).

А сейчас проверяем.

1 стол (ответы детей) .

(слайд) Правильно!

2 стол : - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей) . Правильно!

3 стол : - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей) . (слайд) Правильно!

Почему они примагнитились?) Из чего они изготовлены?) Какие они? (ответы детей) .

А какие предметы к магниту не примагнитились? (ответы детей) -

Вывод : магнит притягивает лишь металлические предметы.

3. Физкультурная минутка.

Устали? Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.

«Магнетизм» .

Цель : Закреплять представления о свойствах магнита, развитие внимания.

Воспитатель называет предмет и протягивает руки к детям. Дети протягивают руки к воспитателю, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину (мяч, колокольчик, булавка и т. д.) .

Воспитатель : Продолжим, наши волшебные опыты?

Опыт 3. «Действие магнита через другие материалы» . (сидя)

Цель : Определение возможности магнита притягивать одни предметы через другие.

Воспитатель :

Ребята, а вы знаете, что любит Карлсон? (варенье) . А ещё он любит вкусный и сладкий компот. Но вредная ворона набросала туда скрепки или шайбы. Вот, посмотрите. (воспитатель ставит на столы стаканы с подкрашенной водой и «мусором» ). Кто знает, как мы можем их оттуда достать?) Ложки у нас нет, ворона утащила; руками забираться в стакан – не красиво да и не хочется.) Ну что не можете? ….) А я могу вам в этом помочь. Нужно прислонить магнит к стакану на уровне скрепки.

После того как скрепка приблизится к стенке стакана, магнит медленно двигаем вверх. Скрепка будет двигаться за магнитом и ее можно легко достать, не замочив рук.

Дети пробуют самостоятельно.

Что мы можем сказать (ответы детей)

Вывод : Магнит может примагничивать через стакан и воду.

4. Практическая значимость магнита. (стоя)

Цель : Формирование знаний детей об использовании магнита людьми.

- Воспитатель :

А знаете ли вы в каких предметах люди используют магнит)

Магнит помогает людям быстро убирать ненужный железный мусор. (слайд)

Изготавливать пластиковые карточки (слайд,

диски (слайд)

Люди делают из магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы (слайд)

А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей, магнитов на холодильник, магнитной азбуки. (слайд)

Вот так широко использует человек магнит в повседневной жизни.

Воспитатель

Ребята, вам понравились проводить опыты?

Что нового вы узнали о свойствах магнита?

Почему же магнит прицепился к моторчику Карлсона?) И конечно же Карлсону надо помириться и подружиться с вороной.

А ещё, Карлсон оставляет вам в подарок свои портреты и эти магниты. Ими можно обследовать группу и узнать , какие предметы могут примагничиваться.

Третьякова Юлия Николаевна
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная вода»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе .

Тема : «Волшебная вода »

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Программное содержание : совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха) .

Задачи :

Образовательные : формирование у детей представлений о свойствах воды;

Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.

Коррекционно-развивающие : развитие диалогической речи у детей;

Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные : формирование познавательного интереса, активности, любознательности, доброжелательного отношения к окружающей среде , друг к другу.

Предварительная работа : просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде» , чтение пословиц о воде.

Материал и оборудование : Незнайка (плоская игрушка из картона, комнатное растение в горшке, лейка, пластиковые емкости, салфетки, разносы, краски (гуашь, кисти, сахар, сок лимона, камешки, столовые приборы (маленькая ложка, значки-капельки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать полным ответом и при ответах поднимать руку. Присядьте на стулья и послушайте внимательно загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды) .

Дети. Воды.

Воспитатель. Правильно.

Введение в тему.

Сегодня, ребята, мы поговорим о воде и ее значении для жизни на Земле.

Скажите, зачем нам нужна вода ?

Дети. Вода нужна нам для того , чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.

Воспитатель. Правильно. Молодцы.

А кому еще нужна вода ?

Дети. Вода нужна растениям , рыбам, животным, птицам.

Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка и принес в подарок комнатное растение, но с комнатным растением что-то случилось и Незнайка не знает, как ему помочь и просит вас, ребята, о помощи. Поможем Незнайке?

Воспитатель. Дети, подойдите поближе и посмотрите на комнатное растение. Что с ним случилось?

Дети. Растение засыхает, погибает.

Воспитатель. А почему растение засыхает?

Дети. Растение хочет пить.

Воспитатель. А что пьют растения?

Дети. Растения пьют воду.

Воспитатель. Ребята, значит, что мы должны сделать?

Дети. Полить растение.

Воспитатель. Правильно, растение нужно полить. Давайте, каждый из вас польет растение.

(Дети поливают из лейки по очереди комнатное растение) .

Воспитатель. Молодцы, ребята. Я думаю, что вы помогли Незнайке и спасли комнатное растение. А пока комнатное растение пьет воду и оживает, мы пройдем в детскую лабораторию и узнаем, что еще нового и интересного таит в себе вода . А узнаем мы это, проведя опыты .

Основная часть :

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. На спинке каждого стула висит фартук. Ребята, наденьте фартуки и представьте, что вы волшебники и сейчас будем проводить опыты с водой .

Занимайте свои места, сели красиво, спины прямые, ноги поставили ровно. Ребята, опыты будут с водой , поэтому будьте внимательны и аккуратны, чтобы не облиться.

Опыт № 1 «Вода прозрачная »

Воспитатель. Ребята, перед каждым из вас слева стоит стакан с водой, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?

Дети. Камни упали на дно.

Воспитатель. А камни видны в воде?

Дети. Да, мы их видим.

Воспитатель. А как вы думаете? Почему мы их видим?

Дети. Потому что вода прозрачная .

Воспитатель. Правильно, вода прозрачная . Молодцы.

Опыт № 2 «У воды нет вкуса»

Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите стакан с водой, стоящий справа от вас и попробуйте воду. Какая она на вкус?

Дети. У нее нет вкуса.

Воспитатель. А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар) .

Положите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.

Какая вода стала на вкус ?

Дети. Вода стала сладкая .

Воспитатель. А что за белое вещество вы положили в воду?

Дети. Сахар.

Воспитатель. Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды. Молодцы.

Физ. минутка.

Воспитатель. А сейчас немного отдохнем и выполним упражнение. Встаньте в круг. (Далее дети проговаривают текст и выполняют движения по тексту стихотворения).

Надо, надо нам помыться,

Где тут чистая водица?

Кран откроем ш-ш

Руки моем с-с

Щеки моем, шейку трем

И водичкой обольем.

Молодцы, ребята. Проходите на свои места, садитесь поудобнее.

Опыт № 3 «У воды нет запаха» .

Воспитатель. Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?

Воспитатель. Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.

Воспитатель. Скажите, вода имеет запах ?

Дети. Нет. Вода не имеет запаха .

Воспитатель. А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?

Дети. Вода пахнет лимоном .

Воспитатель. Ребята, что произошло с соком лимона?

Дети. Сок лимона растворился.

Воспитатель. Правильно. Сок лимона растворился в воде и вода приобрела запах .

А сейчас выполним упражнение для пальчиков «Лодочка» .

Мышонок в лодочке плывет,

Лисенка в лодочку зовет.

Ладошки правильно сложи и лодочку нам покажи (Дети проговаривают текст и выполняют движения кистями рук в соответствии с содержанием текста).

Опыт № 4 «Вода растворитель » .

Воспитатель. Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой . Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску и опустите в воду.

Что произошло с водой?

Дети. Вода изменила цвет .

Воспитатель. Каким цветом стала вода ?

Дети. Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.

Воспитатель. Почему вода стала красной , желтой, синей?

Дети. Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной .

Воспитатель. Правильно. Вода изменила цвет , потому что краска в ней растворилась. Молодцы.

Ребята, вам понравилось быть волшебниками ?

Заключительная часть.

Воспитатель. Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить , как настоящих волшебников , о чем мы с вами сегодня говорили? Расскажите об этом не только мне, но и нашему гостю Незнайке.

Дети. Мы сегодня говорили о воде.

Воспитатель. Зачем нам нужна вода ?

Дети. Пить, поливать растения, умываться и т. д.

Воспитатель. А кому еще нужна вода ?

Дети. Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.

Воспитатель. Да, я согласна с вами. Все верно.

Воспитатель. Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?

Дети. Проводили опыты .

Воспитатель. Что это были за опыты ?

Дети. Опыты с водой .

Воспитатель. Что вы узнали из опытов ?

Дети. Что вода прозрачная , не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества .

Воспитатель : Молодцы. Ну что Незнайка, ты все запомнил, о чем рассказывали ребята? Я думаю, что Незнайка внимательно вас слушал и многое узнал о воде.

Воспитатель. Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой , из которых узнали, что вода растворяет вещества , не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить значки в форме волшебной капельки , потому что вода действительно волшебная . Пусть эта капелька напоминает вам о своей волшебной силе , а еще о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно.

Ребята, давайте вернемся к комнатному растению и посмотрим, что с ним происходит. Как вы думаете, оживает цветок?

Воспитатель. Я тоже так считаю. Листья, стебли заметно поднялись.

Незнайка, ребята тебе помогли, спасли комнатное растение и ты уже знаешь сам, как нужно ухаживать за растением, его необходимо поливать, а иначе оно погибнет. Незнайка вас благодарит за помощь и прощается с вами. Давайте и мы скажем Незнайке. До свидания! До новых встреч!

Образовательная деятельность «Праздник в Песочной стране»

Горбунова Жанна Александровна, воспитатель
Методическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Это конспект познавательно – экспериментальной деятельности.

Цель: формирование мотивации к созидательной продуктивной деятельности, стимуляция эмоционального фона у детей с помощью кинетического песка.
Задачи:
Образовательные:
формировать навык экспериментирования с песком;
продолжить знакомство со свойствами кинетического песка;
обогащать тактильный опыт у воспитанников в процессе песочного угощения;
стимулировать творческие проявления при создании и украшении поделок из песка;
расширять словарный запас (приятный, волшебный, мягкий, пластичный, ласковый, удивительный, живой, безопасный);
формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;
закреплять знания об съедобной пищи.
Развивающие:
развивать конструкторские навыки, умение моделировать объёмную постройку из плоскостных частей с помощью конструктора ТИКО;
развивать память, активное внимание, логическое мышление, творческое воображение, фантазию.
мелкую моторику, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
воспитывать умение слышать друг друга, желание помогать и приходить на помощь;
вызвать положительные эмоции, вызванные новыми впечатлениями.
увлечь детей активной творческой деятельностью.
Материал и оборудование:
Кинетический песок, лоточки для игры (по количеству детей), песочные наборы, бусинки для украшений, геометрические фигурки, влажные салфетки.

Ход деятельности:

(Дети входят в группу и приветствуют гостей)
Воспитатель: чтобы у нас на занятии было хорошее настроение, давайте зарядимся теплом от нашего солнышка.
(Дети становятся в круг)
Воспитатель : Наши руки – это лучики. Подставляем лучики под солнышко, улыбнёмся друг другу. Мы друг другу улыбнёмся – утро доброе начнётся. (Дети проговаривают вместе с воспитателем)
Вот попало солнышко
Прямо в детский сад
Приласкало солнышко
Сразу всех ребят.

Воспитатель : Ребята, Вы чувствуете, тепло? Согрелись, ребята?
(дети садятся на стульчики, звонит очень громко телефон)
Воспитатель: кто же это звонит?
(воспитатель подходит к телефону, берёт трубку и разговаривает по громкой связи)

Воспитатель: Это звонит Песочная черепашка.
Песочная черепашка: Здравствуйте Жанна Александровна и ребята из 10 группы. Я слышала, что в детском саду дети живут весело и радостно. А в моей Песочной стране так грустно и одиноко. Очень давно у нас не было праздника и веселья. Помогите нам устроить праздник.
Воспитатель: Ой, Милый наш друг, как же тебе помочь? Я спрошу у ребят. Ребята, давайте поможем Песочной черепашке устроить праздник. Вы готовы? (Ответ детей). Черепашка, ты слышала, наши дети готовы тебе помочь. Жди нас в гости!
А что такое праздник? (предполагаемые ответы детей: праздник – это веселье, музыка, танцы, игры, подарки, торт, шары, угощение). Здорово! Так мы можем сделать праздничное угощение для всех жителей Песочной страны. Если Вы готовы, тогда мы отправляемся в путешествие в Песочную страну. Ребята, Песочная страна находится очень. На чём мы туда доберёмся?».
(Ответы детей. Дети предлагают транспорт, на котором можно отправиться в гости и договариваются отправиться на ракете, так как им необходимо прибыть очень быстро, а ракета – это самый быстрый транспорт)
Воспитатель: а из чего мы можем сделать быстро ракету? (ответы детей: из бумаги, палочек, конструктора)
(Ребята, как здорово, что мы с вами вчера строили по схеме плоскостную ракету. А что, если мы их соединим, то у нас может получится настоящая объёмная ракета. Я знаю, что Вы все справитесь с этим заданием!
(воспитатель предлагает из заранее сконструированных частей ракеты из конструктора ТИКО сделать ракету, на столе лежат 3 части, которые необходимо соединить)
Схема постройки :
Воспитатель: ракета готова!
Воспитатель : Я знаю волшебное заклинание, которое нас мгновенно доставит в Песочную страну. Для этого необходимо крепко закрыть глаза и повторять за мной волшебное заклинание!
(Дети повторяют заклинание за воспитателем и попадают в Песочную страну)

За горами, за долами, есть песочная страна!
Если дружно сесть в ракету,
То в страну песка и сказок
Можно сразу же попасть.

(Дети открывают глаза)
Воспитатель: и вот мы в Песочной стране, смотрите, ребята: «Нас встречает Песочная черепашка».
Воспитатель: Здравствуй, черепашка, не грусти. Мы знаем, как устроить праздник (ответ детей).
Воспитатель: ребята, я совсем забывала вас предупредить. Что в гости Песочной страны допускаются только те, кто знает правила обращения с песком.
Черепаха: ребята, а Вы знаете правила обращения с песком?
(Песочная черепаха спрашивает детей о правилах игры с песком)
Игра «Правила обращения с песком»
Воспитатель: на столе лежат карточки, вам необходимо быстро выбрать только ту карточку, на которой изображено правило обращения с песком.
(Дети по очереди подбегают к столу под весёлую музыку, выбирают нужную карточку и крепят её на мольберт в табличку. Все пустые квадратики должны быть закрыты)
-Не сыпать песок на голову
-Не высыпать песок из песочницы
-Песок нельзя есть
-Не одевать песочные игрушки на голову
-Не бросать песок в глаза
-Не ломать постройки
Черепаха: молодцы ребята, вы действительно знаете правила обращения с песком.
(Дети подходят к столу, на котором стоит большая коробка с кинетическим песком)
Воспитатель: Ребята, не знаю, сможем ли мы сделать угощение, песок какой- то не такой, давайте его потрогаем. Положите на него ладони, погладьте его. Скажите, какой он? (ответы детей: мягкий, пушистый, волшебный, пластичный, течёт сквозь пальцы, цветной, нежный, хорошо держит форму, живой)
Но только очень грустный. Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок!» (Дети повторяют) Давайте попробуем его развеселить. Пощекочите его пальцами одной руки, затем другой руки, а теперь пальцами обеих рук. Кажется, песочку очень нравится и он развеселился. Итак, прежде чем приступить к изготовлению праздничных угощений, давайте выясним, какое угощение бывает на праздничном столе.
А сейчас я хочу с вами поиграть.

Игра «Съедобное – несъедобное»
Правила игры: я буду называть слова. Если назову съедобное – спрячьте руки в песок, если нет – поставьте кулачки на песок! Правила понятны, ребята! Итак, начали!
(пирожное, конфеты, гвоздик, торт, автомобиль, печенье, мяч, пирог, газета, кекс,стул, мороженое)

Физкультурно – музыкальная минутка «Пяточка – носочек»
(Дети под музыку выполняют вместе с воспитателем упражнения)

Практическая часть «Угощение»
(Дети превращаются в кулинаров, одевают фартуки и бумажные колпаки)
Пальчиковая гимнастика «Печём торт»
Тесто pучками помнем (сжимаем- pазжимаем пальчики)
Сладкий тоpтик испечем (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом (кpуговые движения ладошками)
А веpхушку сладким кpемом (по плоскости стола)
И кокосовою кpошкой
Мы пpисыплем тоpт немножко... («сыплем кpошку» пальчиками обеих pук)

(Дети вместе с воспитателем под музыку делают песочное угощение: трёхъярусный торт, пирожное, кексы, пирог, мороженое, конфеты, используя формочки, бусинки для украшений, геометрические фигурки и готовое угощение выставляют на поднос и тарелочки)
Воспитатель: Ну, что, ребята, угощения готово!
Черепаха: Как красиво у вас получилось! А теперь можно звать всех друзей!
(Воспитатель просит детей сложить оставшийся песок в лоточки и вытереть руки влажной салфеткой и просит посмотреть гостей на угощения, в этот момент появляется Солнышко из конфет)
Солнышко: Ребята. Вы были сегодня такие умелые, смелые, быстрые, весёлые и главное дружные, и поэтому у вас всё получилось! Вы помогли Песочной черепахе приготовить праздничное угощение, а это угощение от меня.
(Солнышко дарит детям «Солнышко из конфет», дети благодарят, а воспитатель предлагает угостить гостей и напоминает детям о том, что пора возвращаться в детский сад и произнести волшебное заклинание)
Воспитатель: Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть!

(Дети произносят заклинание вместе с воспитателем, возвращаются в детский сад и говорят всем до свидания и выходят из группы)

Используемая литература:
1. Грабенко Т.М. , Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, и развивающие и адаптирующие игры».
2. Зеленцова Н.В. – Пешкова «Элементы песочной терапии».
3. Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», №2, 2016 год

Разработанный мною конспект посредством создания ситуации занимательности способствует решению поставленных задач: позволяет детям развивать и закреплять знания о свойствах воды, её использовании; осваивать действия замещения и экспериментирования.

Конспект НОД построен как процесс продуктивной деятельности:
с использованием игрового метода обучения, способствующего заинтересованной, непринужденной обстановке на занятии;
проблемного метода, содействующего развитию интеллекта ребенка.
Планируемый результат:
Актуализация знаний из жизненного опыта детей о том, где встречается вода, кому и зачем она необходима; правила безопасного поведения на воде и с водой.
Открытие нового знания о свойствах воды посредством экспериментирования, анализа собственных действий и осмысления полученного результата.

Задачи:

Образовательные задачи:
Ознакомление детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет вкуса, запаха и цвета, растворяет и отражает.?
Овладение детьми действием замещения.
Освоение экспериментирования.

Развивающие задачи:
Развитие и закрепление представлений о свойствах воды, её использовании.
Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка; развитие умения анализировать и самостоятельно делать выводы.
Развитие познавательной активности.

Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию.
Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
Воспитывать бережное отношение к использованию воды.

Материал и оборудование:
Картинки морской бури, наводнений, паводков, стаканчики, сахар, сок, трубочки, лимон, ракушки, молоко, крышки от бутылок, ложечки.
Текст физкультминутки, аудиозапись звука дождя.
Поощрение: кулончики-капельки.

Предварительная работа:
Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, загадывание загадок. Обсуждение с детьми, что они знают о воде.

Методические приёмы:
Упражнение на эмоциональный заряд перед занятием.
Введение в игровую ситуацию (сюрпризный момент); создание ситуации занимательности.
Актуализация знания: познавательная и практическая мотивация.
Затруднение в игровой ситуации: постановка проблемы.
Открытие нового знания: наглядный (показ образца, демонстрация), практический (эксперименты, игровые упражнения, сравнение), словесный (напоминание, беседа, рассказ, вопросы поискового характера, пояснение, индивидуальные ответы детей).
Включение нового знания в систему знаний.
Осмысление: анализ занятия.
Поощрение.

Ход занятия:

Мотивационно-побудительный этап:
Упражнение «Эмоциональная буря» (дети стоят в кругу).
В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Эмоциональная буря»: будем мимикой, жестами показывать наши эмоции: «Радость», «Грусть», «Злость», «Испуг», «Веселье».
В: Приободрились, и теперь отправимся в путешествие с моей подружкой, которую зовут Капелька. Но пока она находится в пути и вот, вот постучится в дверь, мы с вами…
Послушайте…что-то шумит. Так это наша подружка уже у нас в гостях (в умывальной включен кран, на нём знак капли).
Но почему Капелька такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Сможем помочь Капельке? А как мы это сделаем? (ответы детей)

Организационно – поисковый этап:
Из чего состоит капелька и где она живет? (Состоит из воды и живет в воде). А где можно встретить воду? (разные ответы детей)
Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? (человеку, животным и растениям). Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.
Путешествие по группе (обозначение капельками тех мест, где нужна вода):
В: Ребята, давайте покажем Капельке, где живут её сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками.
В уголке природы: возле растений. Дети: да нужно они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
У аквариума: Дети: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)
Около раковины (мойки): да, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит бутылка с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы могли мыть руки и лицо. (Приклеивают большую капельку)
В: Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. Ребята, но вода не всегда бывает полезной, а бывает даже опасной. (Показ картинок бурь, наводнений, паводков).
Рассказ о правилах безопасности с водой и на воде:
В: Горячей водой можно обжечься, лёд опасен травмами, в водоёмах можно утонуть. Ребята, можно ли дома самостоятельно наливать чай?
Включать горячую воду? Что мы делаем, когда выходим на прогулку, а там с гололёд? Можно ли ходить к водоёмам одному без взрослых?).

Физминутка:
А вы знаете в какие игры любит играть наша Капелька? (ответы детей). Сейчас поиграем.
Превратились детки в капельки. Пора им отправляться в путь.
(звучит аудиозапись со звуками дождя)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.
(дети прыгают)
Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки.
(дети берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки)
Встретились ручейки и стали большой рекой.
(дети объединяются в одну цепочку)
А из реки попали в большой океан.
(дети перестраиваются в хоровод)
Тут капельки вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки вверх – пригрело их солнышко лучиками, и они испарились. Вернулись капельки к маме Тучке.
(дети рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя)
Ребята! А хотите ли вы помочь Капельке узнать ещё больше о себе? (ответы детей). А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в лаборантов и будем проводить опыты с вами. А капелька сможет узнать намного больше о себе.

Опыт № 1 . Определение цвета воды.
В: Посмотрите, что у нас на столах. Предлагаю вам сейчас налить в один стакан воду, а в другой молочко. Определите, в каком стакане вода. Как вы догадались и как определили? (Вода прозрачная, а молоко нет).
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 ракушки. Они видны в стакане с водой? (да) А теперь положите ракушки в стаканчик с молоком. Видно их? (нет) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна (грязная вода не бывает прозрачной). Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле? (разные ответы)
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные крышки. Вы будете опускать в воду эти крышки по очереди и смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды (выполняют действия с крышками и наблюдение за результатом).
Ну, что ребята, подошла какая-нибудь крышка по цвету? (нет)
Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды? (Нет, у воды нет цвета). Она бесцветная. Посмотрите: Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и улыбнулась этому.

Опыт № 2 . Определение вкуса воды.
В: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. А какой у него вкус? (вкусный, сладкий).
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? (Вода безвкусная. У нее нет вкуса.) Правильно, ребята! Чистая вода безвкусная.

Опыт № 3. Определение запаха воды.
В: Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (разные ответы детей). Правильно, чистая вода ничем не пахнет! Добавим в воду лимон.
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?(есть)
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? (Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет). Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили.

Опыт № 4. Определение возможности воды растворять.
В: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? (он исчез, растворился). Где в жизни мы можем наблюдать? (когда мы кладём кусочек сахара в чай, он растворяется и становится сладким). Вывод: вода растворитель, может растворять различные вещества.
Выводы: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода. А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, может растворять различные вещества.

Рефлексивно – корригирующий этап:
В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)
В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.
Ребята, а чем мы сегодня интересным занимались? Кому сегодня помогали? Получилось ли у нас это сделать? (ответы детей)

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

«Вода-водица»

Программное содержание : Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода источник жизни , необходима для поддержания жизни и обеспеченья здоровья человека, о свойствах воды (прозрачная, без запаха и цвета, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед, жидкая, газообразная (пар) .

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи :

Образовательные :

Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды.

Обучение пониманию переносного смысла выражения из загадки.

Обогащение лексики словами признаками, родственными словами.

Развитие диалогической речи у детей.

Коррекционно-развивающие :

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие тактильных ощущений.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Воспитательные :

Формирование познавательного интереса, доброжелательного отношения друг к другу.

Материалы и оборудование : рисунки по теме « вода » , стеклянные емкости, соль, сахар, пакетики чая, лимон, пластиковая бутылка, марля, вата, древесный уголь, х/б ткань.

Ход занятия:

Вы слыхали о воде? На плите у вас кипит,

Говорят она везде! Паром чайника шипит.

В луже, в море, в океане, Без нее вам не умыться,

И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!

Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить :

В лес туманом заползает, Без воды вам не прожить!

Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Скажите мне ребята для чего нужна вода человеку ?

(пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).

- Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет формы , цвета, запаха и вкуса. Давайте мы с вами убедимся в этом. Посмотрите у меня на столе стоят два стакана с водой, (попросить подойти детей к столу и посмотреть) давай те попробуем эту воду. (Дети нюхают, пробуют воду на вкус) А теперь расскажите мне какая вода в стакане .

Правильно вода без цвета , без вкуса и прохладная, а теперь мы с вами попробуем изменить ее. У меня есть соль и сахар, возьмите ложечку и положите их в стаканы с водой и попробуйте. Какие изменения произошли с водой?

Да у воды появился вкус, в одном стакане вода стала соленая в другом сладкая, а теперь смотрите я опущу в стакан пакетик с чаем, что происходит?

- Вода окрасилась , значит можно поменять качества воды, а теперь добавим в чай кусочек лимона, понюхайте у воды появился запах, молодцы, сейчас мы с вами поиграем в игру.

«Какая бывает вода »

(Воспитатель бросает детям мяч и они говорят о свойствах воды, об использовании ее в жизни человека).

А теперь мы проведем еще один опыт , мы все знаем что вода у нас в кране чистая, а кто знает как ее чистят? Вот здесь в банке у меня вода , мы возьмем песок и перемешаем с водой, какая она стала? Правильно грязная, а теперь мы с вами сделаем фильтр, возьмем пластиковую бутылку у которой мы заранее отрезали дно, в марлю завернем вату, положим ее в бутылку, возьмем мешочек с углем и тоже высопим в бутылку. Теперь поставим ее в чистую банку, а сверху нальем грязную воду. Пока наш фильтр работает мы с вами поиграем.

Март сосульки свесил с крыши дети, взявшись за руки, идут по кругу

И капелью зазвенели останавливаются, ритмично хлопают в ладоши

Солнце в небе выше, выше поднимают руки вверх

Все хлопочут, много дел выполняют наклоны вправо и влево

Скоро снег совсем растает приседают и встают

Выйдут в поле трактора ставят руки на пояс, с перетопом продвигаются вперед

Черный грач весну встречает идут, высоко поднимая колени

Громкой песней : кра-кра-кра машут руками, как крылышками.

Молодцы, теперь пойдемте посмотрим как работает наш фильтр.

(дети рассматривают и рассказывают об увиденном, сравнивают банки с грязной и чистой водой).

Помните на прошлом занятии мы с вами познакомились с круговоротом воды в природе, а хотите посмотреть как это происходит, давайте проведем опыт . Нальем в банку горячей воды, смотрите над банкой поднимается пар, кто знает почему?

Правильно при нагревании вода начинает испарятся и поднимается вверх, и сверху мы накроем банку зеркалом и посмотрим что получиться. Смотрите пар собирается на зеркале, собирается в капли и снова падает в банку с горячей воды.

Давайте вспомним какие загадки о воде мы знаем. (дети загадывают загадки) .

Меня пьют, меня льют. Мы говорим : она течёт;

Всем нужна я, Мы говорим : она играет;

Кто я такая? Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман, В морях и реках обитает,

И ручей, и океан, Но часто по небу летает.

И летаю, и бегу, А как наскучит ей летать,

И стеклянной быть могу! На землю падает опять.

Очень добродушная, Сама пить не пьёт,

Я мягкая, послушная, А нас вынуждает.

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

Итог :

Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали? Вода – это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет формы , цвета, запаха и вкуса. Поэтому : она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если в нее добавят краску; приобретает соответствующий вкус и запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон и т. д. Вода может быть чистой и грязной : чистая прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры : холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние : на морозе она превращается в лед, при нагревании – в пар. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит . Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становиться водой. Вода имеет большое значение доя жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода . Такая вода есть в реках , озерах, родниках, под землей.

Светлана Ханнанова
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!