Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Картотека трудовой деятельности на прогулке. Примерный перечень трудовых поручений

Примерный перечень трудовых поручений

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Примерный перечень трудовых поручений
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Младшая группа

Воспитательные задачи:

1. Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включиться в него.

2. Учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.

3. Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление кобщению и совместной деятельности с ними.

4. Воспитывать у детей исполнительность, послушание, желание выполнить требование взрослого.

5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.

Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (2-3 ребенка).

Сложить аккуратно на полке строительный материал.

Расставить игрушки, посадить красиво кукол.

Расставить стулья на занятие, по окончании - убрать их.

Вынести на участок игрушки, а после прогулки помочь собрать их.

Разложить на столе ложки, расставить салфетницы.

Отнести на раздаточный стол чашки, салфетницы.

Раздеться, одеться, помочь товарищу развязать шарф.

Расчистить дорожку от снега.

Собирать сор, листья в определœенное место.

Смести снег с лавочек.

Труд в природе

Поливать комнатные растения.

Полить грядку на огороде, цветник на участке.

Кормить птиц.

Сеять крупные семена (гороха, фасоли, настурции).

Сажать лук.

Вытирать пыль с листьев крупнолистных растений.

Средняя группа

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, учить умению принимать помощь своих товарищей.

что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и по просьбе воспитателя.

4. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.

5. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе по примеру сверстников.

Хозяйственно-бытовой труд (3-4 ребенка).

Протирать мокрой тряпкой столы, стулья. Стирать кукольное белье.

Вытирать влажной тряпкой пыль с подоконников.

Вытирать разлитую воду после поливки цветов.

Мыть и протирать строительный материал.

Мыть игрушки в группе и на участке.

Наводить порядок в раздевальных шкафах.

Подметать часть участка, веранды, дорожки.

Сметать снег с лавочек, игрового оборудования.

Собирать песок в горку в песочном дворе.

Собирать мусор и относить его в ведерках в определœенное место.

Труд в природе

Собирать овощи, фрукты в саду и огороде.

Срезать лук специальными ножницами.

Рыхлить землю в цветочных горшках.

Собирать природный материал для поделок.

Собирать щавель, крупные семена.

Ухаживать за птицей, черепахой (менять им воду, кормить их, уносить в определœенное место отходы).

Приносить из кухни корм (капусту, морковь, зелœень).

Старшая группа

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей устойчивое положительное отношение к труду, закреплять интерес к коллективной деятельности со сверстниками и взрослыми.

2. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения ее результатов.

3. Развивать умение общаться со сверстниками: обсуждать и планировать работу, оценивать достигнутый результат.

4. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости; правильно распределять интересную и малоинтересную работу, трудиться с детьми до конца.

5. Приучать детей выполнять некоторые задания по типу ʼʼсовместного трудаʼʼ.

Хозяйственно-бытовой труд.

Приводить в порядок шкаф с игрушками и пособиями.

Протирать подоконники влажной тряпкой в групповой комнате и спальне.

Помогать няне застилать чистое белье, надевать наволочки.

Поливать в сухую погоду участок, .в песочном дворе - песок.

Протирать лавочки на своем участке и у малышей.

Следить за порядком в песочном дворе.

Мыть, просушивать и укладывать строительные материалы.

Приводить в порядок огород (очищать от мусора и камней).

Приводить в порядок игрушки (мыть, сушить, протирать).

Подметать участок, дорожки (от снега, песка, мусора).

Стирать салфетки, тряпочки, использованные на занятиях по изобразительной деятельности.

Срезать цветы, составлять букеты, украшать помещение.

Протирать шкафы в раздевальной комнате (совместно с няней).

Труд в природе

Пересаживать комнатные растения.

Сеять семена цветов, овощей, выращивать рассаду.

Высаживать рассаду, ухаживать за ней.

Собирать корм на зиму для животных, птиц, находящихся в детском саду.

Полоть грядки на своем участке и участке малышей.

Собирать в саду ягоды и фрукты.

Перекапывать грядки (вторичная перекопка).

Вместе с воспитателœем менять воду в аквариуме.

Ручной труд

Ремонтировать книги.

Готовить пособия, материалы для предстоящего занятия.

Делать гирлянды, бусы, елочные украшения.

Ремонтировать пособия, игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Участвовать в оформлении группы, участка к праздникам.

Изготавливать сувениры, игрушки, украшения из природного материала.

Делать гирлянды цветных флажков для оформления веранды, песочного двора.

Приложение 6

Примерный перечень трудовых поручений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Примерный перечень трудовых поручений" 2017, 2018.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет )

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать при­вычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотен­цем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в опреде­ленном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению про­стейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухажи­вает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подме­тает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые дейс­твия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет )

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и разде­ваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одеж­ды и т.п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: гото­вить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необ­ходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: рас­кладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.п.).

Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растения­ми и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кор­мить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отноше­ние к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представле­ния о трудовых действиях, результатах труда.

Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к резуль­татам их труда.

Средняя группа (от 4 до 5 лет )

Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мы­лом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.

Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно оде­ваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.

Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баноч­ки, кисти, протирать стол и т. д.)

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное от­ношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные пору­чения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллектив­ной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный мате­риал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столо­вой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посиль­ной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период - к расчистке снега.

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.

Формировать стремление помогать воспитателю приводить в поря­док используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, про­сушивать, относить в отведенное место).

Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близ­ких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.

Старшая группа (от 5 до 6 лет )

Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятель­но чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться сто­ловыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одевать­ся и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одеж­ду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить ма­териалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать под­готовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятель­ности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах тру­да. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполне­нии различных видов труда.

Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспи­тывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материа­лам и инструментам.

Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу.

Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельнос­ти. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспиты­вать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.

Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой - от снега, поливать пе­сок в песочнице и пр.).

Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столо­вой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поруче­ния, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д.).

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью - к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цве­тущих растений из грунта в уголок природы; зимой - к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созда-

нию фигур и построек из снега; весной -к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом - к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формиро­вать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Приви­вать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет )

Культурно-гигиенические навыки. Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользо­ваться носовым платком и расческой.

Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми прибо­рами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить матери­алы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Общественно-полезный труд. Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельнос­ти наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радовать­ся результатам коллективного труда. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.

Закреплять умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки.

Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участ­ке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспи­тателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).

Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке де­тского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой -от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.

Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по сто­ловой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.

Прививать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).

Труд в природе. Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнат­ные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб, птиц, морских свинок и т. п.

Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посиль­ному участию: осенью - к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапы­ванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой - к сгребанию сне­га к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной -к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом - к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).

Развивать интерес к различным профессиям, в частности к професси­ям родителей и месту их работы.

Формирование человеческой личности начинается в раннем детстве. Маленький дошкольник с удивлением и радостью познаёт окружающий мир, а задача родителей и педагогов - сделать так, чтобы стремление к созиданию стало его жизненной позицией. Труд оказывает огромное влияние как на умственное, так и на нравственное развитие ребёнка, и войти в его жизнь он должен как можно раньше. Поэтому современная дошкольная педагогика очень большое внимание уделяет именно этому направлению. Что касается средней группы, то в этот дошкольный период заметно вырастает объём трудовых задач, которые ставятся перед детьми. Ребята активно овладевают самыми различными навыками, которые помогут им стать более взрослыми и самостоятельными.

Зачем нужна трудовая деятельность детям среднего дошкольного возраста

Трудовое воспитание в средней группе нацелено на реализацию различных задач.

Образовательные задачи трудовой деятельности в средней группе

  1. Продолжать учить малышей самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать (в кабинку, на стульчик) предметы гардероба, приводить одежду в надлежащий вид под присмотром взрослого (сушить, чистить), прививать стремление к опрятности.
  2. Учить дошкольников подготавливать рабочее место к продуктивной деятельности, а также убирать его по завершении работы (промывать кисточки, непроливайки, протирать стол и т. д.).
  3. Формировать умение содержать в порядке своё групповое помещение (уборка игрушек), участок (подбирать мусор, в зимнее время расчищать снег), содействовать педагогу в мелком ремонте книг, коробок и т. д.
  4. Учить дошкольников дежурству по столовой: объяснять, как правильно расставлять чашки и блюдца, глубокие тарелки, салфетницы, хлебницы, раскладывать столовые приборы в определённом порядке.
  5. Закладывать основы правильного ухода за комнатными растениями: аккуратно поливать их, рыхлить землю, протирать пыль на листьях. Также учить малышей кормить рыбок, наливать воду в поилку, мыть её, накладывать для птиц корм в кормушки (все эти действия осуществляются при помощи воспитателя).
  6. Приобщать ребят к работе на огороде, в цветнике (высевать семена, поливать клумбу, грядки, помогать взрослым или старшим дошкольникам в сборе урожая).
  7. Учить помогать педагогу приводить в порядок инвентарь, который используется в процессе трудовой деятельности (чистить и просушивать его, относить в положенное место).
  8. Учиться выполнять поручения - как индивидуальные, так и коллективные.
  9. При выполнении коллективного задания учить дошкольников распределять обязанности, стремиться своевременно завершить совместную работу.
  10. Расширять представления дошкольников о трудовой деятельности взрослых, различных профессиях, вызывать интерес к тому, какие профессии у родителей.

Развивающие задачи трудовой деятельности в средней группе

  1. Трудовая деятельность помогает развитию мыслительных операций, познавательной активности: в процессе труда малыши узнают для себя много нового, интересного, приобретают важные знания, начинают их анализировать, сравнивать, сопоставлять.
  2. Труд совершенствует способности к концентрации внимания, развивает сообразительность и творческое воображение.
  3. Выполнение того или иного вида работы способствует социализации дошкольников, помогает учиться выстраивать отношения со взрослыми и ровесниками, договариваться, оказывать взаимопомощь.

Воспитательные задачи трудовой деятельности в средней группе

  1. Трудовая деятельность воспитывает в детях такие важные качества, как уверенность в себе, самостоятельность, усидчивость, силу воли, умение планировать своё время, формирует активную жизненную позицию.
  2. В процессе труда затрагиваются и вопросы эстетического характера: малыши учатся видеть красоту природы, рукотворных вещей, замечать некоторые недостатки в окружающей среде и стремиться их устранить.

Виды трудовой деятельности в детском саду и формы их организации

В среднем дошкольном звене трудовое воспитание представляет собой следующие виды деятельности:

  • углубление и расширение представлений о рабочей деятельности взрослых людей;
  • самообслуживание (удовлетворение своих повседневных потребностей);
  • хозяйственно-бытовой труд (приведение в порядок группового помещения и участка);
  • ручной труд (простейший ремонт игрушек, подклеивание книжек и коробок);
  • трудовые задания в природе (работа на огороде, цветнике, в экологическом уголке комнаты группы).

В процессе реализации этих видов деятельности педагог использует разнообразные формы организации детского труда:

  • поручения (индивидуальные либо же объединяющие нескольких человек);
  • дежурства;
  • коллективные задания;
  • игры (подвижные, дидактические, речевые).

Расширение представлений о профессиональной деятельности взрослых

В среднем дошкольном звене воспитатель продолжает знакомить малышей с трудом взрослых, при этом воспитывая позитивное отношение к труженику. Такие занятия представляют собой наблюдения за тем, как работает представитель определённой профессии. Проще всего это сделать в пределах детского сада. Например, ребята отправляются на кухню и смотрят, как повар варит вкусную кашу, в другой раз - как он нарезает овощи или готовит аппетитные котлетки.

Наблюдение за трудом повара расширяет представление детей об этой профессии

Таким образом, малышей подводят к пониманию сущности труда определённой профессии (помимо повара это также труд воспитателя, прачки, няни, музыкального работника, дворника). Подобные наблюдения обязательно воплощаются в сюжетно-ролевых играх, которые становятся более глубокими по содержанию («Мы - поварята», «Прачечная»), дидактических («Кому что нужно для работы»), подвижные («Съедобное - несъедобное»). Также воспитатель предлагает малышам картинки для рассматривания, а ещё периодически читает малышам художественные произведения, пословицы и поговорки, загадки на тему профессий, прививая тем самым уважительное отношение к любой работе. Можно порекомендовать следующую литературу:

  • Б. Заходер «Строители», «Шофер»;
  • С. Маршак «А что у вас?», «Почта»;
  • А. Кардашов «Наш доктор»;
  • В. Берестов «Больная кукла».

Наглядность всегда способствует лучшему усвоению материала

Самообслуживание

Основной вид самостоятельной трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте - это самообслуживание. Педагог продолжает стимулировать к нему детский интерес, совершенствовать имеющиеся у ребят трудовые навыки (умывание, мытьё рук, одевание и раздевание), прививает новые (причесаться, помыть за собой чашку). Дошкольники этого возраста учатся называть, в каком порядке они снимают и надевают одежду. Также перед детьми ставятся и более сложные задачи: собираясь на прогулку, они должны стараться сами завязать себе шарфик, пробовать зашнуровать ботиночки.

В средней группе у дошкольников часто появляется желание научить чему-то товарища. Педагог, конечно же, должен поддерживать это стремление для воспитания у детей важных навыков взаимопомощи и доброжелательности. Однако нельзя допускать, чтобы одни ребята злоупотребляли помощью других.

В среднем дошкольном возрасте формируются навыки взаимопомощи, например, при одевании на прогулку

Хозяйственно-бытовой труд

В жизни детей 4–5 лет всё большее значение начинает уделяться элементарному бытовому труду. Как и в более раннем возрасте, основной его формой остаётся выполнение поручений. Поскольку ребята ещё недостаточно хорошо владеют соответствующими навыками, воспитатель даёт задание одному ребёнку либо же небольшой группе (из 2–3 человек). Конкретные примеры: протереть влажной тряпочкой полки, вымыть в тазике игрушки, снять с кукол одежду и постирать её. Коллективные поручения (на всех) только начинают практиковаться, при этом педагог всячески помогает воспитанникам, распределяет между ними обязанности.

В процессе хозяйственно-бытового труда воспитатель даёт конкретное поручение небольшой группе детей

Детям среднего дошкольного возраста воспитатель может давать задания, которые, казалось бы, не будут иметь ощутимого результата (к примеру, куда-нибудь сходить, подойти к няне и что-то ей сказать). Однако они очень важны для формирования самостоятельности, ответственности.

Элементарный бытовой труд можно предлагать малышам в любое время дня: и утром, и вечером, включая часы, проведённые на прогулке. Дети учатся поддерживать порядок в окружающей среде наравне со взрослыми. К примеру, на участке воспитатель предлагает ребятам очистить скамейки или беседку от снега, мотивируя свою просьбу тем, что нужно помочь дворнику (одному ему никак не справиться).

Хозяйственно-бытовой труд можно организовать на природе

При выполнении хозяйственно-бытового труда крайне важно, чтобы ребята научились доводить начатое дело до конца, делая при этом волевое усилие.

Поручая детям те или иные задания, нельзя допускать перенапряжения: оно чревато переутомлением и, как следствие, негативным отношением к труду. Продолжительность непрерывной рабочей деятельности для малышей 4–5 лет не должна превышать 10 минут.

Дежурство по столовой в средней дошкольном возрасте практикуется с начала года. При этом первое время педагог обстоятельно объясняет дежурным все приёмы работы. Например, чашку нужно брать за ручку, а тарелки нести двумя руками. Поскольку малышам до шести лет трудно координировать свои действия с работой других детей, каждый стол всегда сервирует один ребёнок.

Каждый стол сервирует один ребёнок

Ручной труд

В средней группе дети уже довольно хорошо работают с бумагой, могут смазать большую поверхность клеем, учатся пользоваться ножницами и линейкой. Поэтому при участии воспитателя ребёнок уже может подклеить книгу или коробку. В этом возрасте малышам также можно доверить заточить карандаши с помощью точилки. Ручной труд также учит дошкольников бережно относиться к вещам.

Ремонтируя книги, ребята учатся бережно к ним относиться

Труд в природе

В детском саду взрослый показывает дошкольникам пример заботливого отношения к миру природы, одновременно вовлекая их в трудовую деятельность. Осенью малыши могут поучаствовать в сборе урожая на огороде дошкольного учреждения. Зимой же они с радостью будут подкармливать пернатых на участке (кстати, предварительно можно устроить семейный конкурс на изготовление самой красивой кормушки).

Кормить птиц нужно не эпизодически, а каждый день, чтобы дошкольники осознали важность этой работы и ответственно относились к живым существам.

Регулярное кормление птиц зимой воспитывает ответственность, доброту и бережное отношение к природе

В весенний период воспитанники средней группы наблюдают, как взрослые перекапывают огород, цветник, обрезают кустарники, сажают цветы и овощи. Нужно показать малышам, как воспитанники старшего звена сами высевают семена. Всё это вызывает у них стремление самим активно поучаствовать в трудовой деятельности. Педагог должен предоставить детям такую возможность: например, он вырывает сорняки, а ребята аккуратно складывают их в кучку. Летом малыши вполне могут ухаживать вместе со взрослыми за цветущей клумбой - поливать растения из леечек.

Другое важное направление трудовой деятельности в природе - привлечение детей к уходу за комнатными растениями. Хотя дежурство в групповом уголке природы начинается лишь со старшей группы, малыши четвёртого-пятого года жизни могут под присмотром воспитателя поливать цветы, рыхлить землю, аккуратно протирать листочки. Вместе с ребятами педагог регулярно осматривает экологическую зону в группе, чтобы ребята учились видеть происходящие там изменения.

Дежурства в уголке природы в средней группе ещё нет, но малыши приобретают начальные навыки ухода за комнатными растениями

Приёмы, актуальные для работы с малышами средней группы

Чтобы труд приносил воспитаннику средней группы радость, не превратился в скучное однообразное действие, воспитатель может использовать различные приёмы и методические находки.

В процессе занятия рекомендуется задействовать различных игровых персонажей. Например, педагог предупреждает детей, что сегодня Мишка проверит, как они моют руки, не намочит ли кто-нибудь рукава из-за того, что плохо их подвернёт. А кукла Катя, оказывается, мечтает стать поваром и хочет побольше узнать об этой важной профессии. Задача ребят - отвечать на её вопросы.

Кроме того, в структуру занятия желательно включать собственно игры (дидактические, речевые, сюжетно-ролевые, подвижные). Например, с помощью куклы можно организовать с дошкольниками игру «Что изменилось?». Дети запоминают, во что она одета, а потом закрывают глаза. Воспитатель в это время снимает один предмет одежды либо меняет его на другой. Задача ребят - определить, что поменялось. Ремонт же книг можно реализовать в сюжетно-ролевой игре «Больница», где книжки будут пациентами, а дети - докторами.

Ручной труд, например, ремонт книг, можно преподнести как игру

При работе с детьми среднего возраста большую роль играет наглядность. Поэтому на трудовом занятии нужно предлагать ребятам для рассматривания различные картинки, плакаты, пиктограммы, слайды и пр.

Фотогалерея: наглядность при обучении трудовым навыкам

Используя алгоритм, детям будет проще запомнить последовательность одевания В средней группе при обучении детей самообслуживанию очень важна наглядность Чтобы расширить кругозор детей, педагог знакомит их с самыми разными гигиеническими средствами

У малышей 4–5 лет ещё не развито абстрактное мышление, поэтому в ходе трудового воспитания взрослый должен приводить конкретные примеры, иллюстрирующие мысль, которую он хочет донести до воспитанников. Например, ребёнку объясняют, что если он долго не может найти после прогулки свою сменную обувь, то это потому, что он не убрал сразу её на место, а рубашка мятая, поскольку он не повесил её аккуратно на спинку стула перед тем, как отправиться спать.

Нужно постоянно подчёркивать для малышей значимость их работы. К примеру, если воспитатель хочет попросить детей аккуратно расставить на полочке строительный материал, то говорит, что доверяет им очень важное дело, а после этого излагает просьбу.

В процессе выполнения работы педагог должен хвалить детей, сообщать им о конкретных результатах их действий (например, «Маша хорошо завязала шарфик, и теперь она не простудится»), поощрять их к самоанализу («Давайте проверим, правильно ли мы надели варежки»).

Трудовое воспитание неразрывно связано с использованием индивидуального подхода. Он начинается с учёта личностных особенностей каждого ребёнка, уровня его трудовых навыков. Это очень важно - если требования педагога завышены, то дети быстро устанут, потеряют уверенность в себе. Также при реализации индивидуального подхода учитываются нравственные качества ребёнка (активность или, наоборот, застенчивость).

Трудовое воспитание ребёнка должно осуществляться при тесном взаимодействии педагогов с семьёй: требования воспитателей и родителей не должны противоречить друг другу. Воспитатель рекомендует мамам и папам, чтобы и у себя дома ребята имели определённые обязанности.

Эффективнее будет, если привлекать и родителей к вопросу трудового воспитания

Картотека тем занятий по трудовому воспитанию

В соответствии с видами трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте воспитатель подбирает конкретные темы для занятий:

  1. Самообслуживание, гигиена, одежда:
    • «Научим куклу Катю одеваться» (последовательность одевания на улицу);
    • «Застёгиваем кнопки»;
    • «Как об обуви заботиться»;
    • «Чистота - залог здоровья»;
    • «Правила умывания».
  2. Забота о вещах, очистка, ремонт:
    • «Спасение игрушек» (они грязные);
    • «Мытьё игрушечной посуды»;
    • «Стирка кукольной одежды»;
    • «Вылечим книжки».
  3. Труд в природе:
    • «Уход за комнатными растениями»;
    • «Путешествие в страну цветов»;
    • «Посадка семян фасоли (овса) в уголке природы»;
    • «Наша красивая клумба».
  4. Уборка территории:
    • «Уборка участка от снега»;
    • «Поможем дворнику убрать листья».
  5. О профессиях:
    • «Весёлые поварята»;
    • «Как трудится наша няня».

Как замотивировать детей на трудовую деятельность

В средней группе детей больше интересует непосредственно процесс труда, нежели его результат. И задача педагога - усилить этот интерес с помощью правильной мотивации:

  1. В гости к ребятам может прийти довольно необычный персонаж - Старый Башмачок. Он рассказывает малышам грустную историю про братцев Тапочкиных, которые служат мальчику Алёше. Мальчик плохо с ними обращается: неаккуратно носит, сбивает задники и никогда не ставит их на место. В итоге тапочки стали некрасивыми, и скоро их выбросят на помойку. При помощи воспитателя и игрового персонажа дошкольники формулируют правила ухода за домашними тапочками: аккуратно поправлять их пальчиками при надевании, не бросать где попало, очищать их от пыли.

    Старый Башмачок научит ребят заботиться об обуви

  2. Плюшевый Мишка собрался на праздник, но у него расстёгнута жилетка, потому что он не знает, как обращаться с кнопками. Задача детей - научить Мишку.
  3. В гости к малышам приходит расстроенная кукла Катя. Она снимает свою верхнюю одежду и разбрасывает вещи. Кукла сообщает детям, что с ней никто не хочет гулять, подружки не приглашают в гости, называют неряхой. Катя просит ребят о помощи, чтобы они объяснили, что значит это слово и помогли ей исправиться.
  4. Другой вариант для той же хозяйственно-бытовой деятельности - злой волшебник Вредилиус заколдовал все кубики в группе - заразил их вирусом пыли и грязи. Если кубики не спасти, то заразятся все остальные игрушки в группе. Конечно же, дети с энтузиазмом начнут спасательную операцию - вымоют все нужные предметы.
  5. В гости к ребятам приходит игрушечный Мишка с мешком, полным игрушек. Он не понимает, отчего медвежата отказываются с ними играть. А всё дело в том, что игрушки грязные. Дети с удовольствием порадуют медвежат - помоют игрушки.

    В Мишкином мешке находятся грязные игрушки, которые нужно помыть

  6. Мотивацией к трудовой деятельности может быть помощь няне. Вначале воспитатель заводит разговор о том, как малыши дома помогают родителям, а потом предлагает облегчить няне процесс уборки. С просьбой о помощи может обратиться и завхоз: в детском саду есть большая теплица, и там нужно посадить много семян. А одной ей никак не справиться.
  7. Если тема трудового занятия - уход за комнатными растениями, то педагог может предложить ребятам отправиться в волшебную Страну цветов. Но попасть туда могут только ласковые и добрые, внимательные и заботливые дети.
  8. Другой пример на тему природы - перед дошкольниками появляется плачущий зайчик. Ему стыдно, что он съел всю морковку у Маши и Медведя, ведь они её сажали, выращивали. Зайчик очень хочет исправить то, что натворил, но не знает как. Педагог показывает семена растений (морковь, горох, фасоль, тыква) и предлагает посадить их, чтобы выросло много вкусных овощей.
  9. Начать занятие по трудовому воспитанию можно с чтения художественного произведения, например, рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша». Воспитатель проводит беседу по содержанию, одновременно закрепляя навыки самообслуживания (самостоятельного одевания и бережного отношения к вещам).
  10. Этой же теме посвящена «Сказка про то, как одежда обиделась» И. Гуриной. Её герой - избалованный мальчик Андрюша, который очень не любит сам одеваться - за него это всегда делает бабушка. Собственная одежда ему не нравится, он называет её некрасивой. И вот однажды предметы гардероба оживают и наказывают мальчика. Колготки превращаются в зелёные ветви деревьев и лупят Андрюшу по попе, свитер - в огромную птицу и щипает избалованного мальчика за коленки, шнурки - в змей, ботинки - в кусающихся собачек, шапочка с ушками - в рычащую медвежью голову и т. д. В итоге мальчик осознаёт своё некрасивое поведение, обещает всегда одеваться сам, и вещи возвращаются к нему.
  11. У И. Гуриной есть и ещё одно произведение на тему самообслуживания, которое можно почитать воспитанникам средней группы - это «Сказка про злую волшебницу, правительницу страны Нерях». Здесь уже фигурирует мальчик Вася, который никогда не убирает свои игрушки. Злая волшебница Неубиринда уносит его в свою страну Нерях.

В структуру занятия следует включать физкультминутки на тему труда.

Таблица: физкультминутка «Маме дружно помогаем»

Таблица: физкультминутка «Башмачок»

Таблица: пальчиковая гимнастика «Тесто ручками помнём»

Таблица: конспекты занятий по трудовой деятельности в средней группе детского сада (фрагменты)

Автор и название занятия Ход занятия
Киселева Е.В.
«Чистота - залог здоровья»
В гости к ребятам приходит плюшевый Мишка с мешком. Он сообщает, что в нём находятся игрушки медвежат, но они отчего-то не хотят с ними играть, они им не нравятся.
Воспитатель интересуется у малышей, какие у них любимые игрушки. Проводится мини-беседа.
Педагог достаёт из мешочка игрушку и демонстрирует детям, что она грязная. Теперь понятно, почему медвежата не хотят с ней играть. Создаётся проблемная ситуация: как помочь зверятам? Педагог ставит детей перед выбором: поиграть самим либо сделать для медвежат доброе дело. Дети, конечно же, выбирают последнее, ведь они уже большие, и игра может подождать.
Проводится физкультминутка (пантомима соответственно тексту):
  1. Стираем, стираем, стираем целый день.

  2. Полощем, полощем, полощем целый день.
    Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
    И снова на работу готовы ли идти?
  3. Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день.
    Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
    И снова на работу готовы ли идти?
  4. Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день.
    Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
    И снова на работу готовы ли идти?
Малышам предлагается помыть игрушки, тем более что Мишка уже приготовил тазик. Педагог перед началом работы просит ребят улыбнуться, ведь они должны быть рады, что смогут помочь медвежатам.
Воспитатель просит одну девочку поставить все тазики на скамейку (поручение), другой ребёнок кладёт на стол мыльницы, третий - раскладывает губки.
Трудовая деятельность дошкольников (Мишка подаёт игрушки из мешка, дети моют их и ставят на салфетку сушиться).
Стукало Л.В.
«Весёлые поварята»
Воспитатель выходит к детям в фартуке и колпаке и сообщает, что он сегодня - повар-кондитер. А им он предлагает стать весёлыми поварятами и научиться готовить. Но вначале детям предстоит познакомиться с профессией кондитера.
Проводится беседа на тему: кто такой повар. Воспитатель читает стихотворение:
  • Повар варит для детки
    Супчик, картошку, котлетки.
    Готовит кашу-манку,
    Салатик со сметанкой.

Стихотворение про повара-кондитера:

  • Напеку я пирожков,
    И коврижек, и рожков.
    Вот такой имею дар:
    Я кондитер-кулинар.
Рассказ педагога с одновременной демонстрацией слайдов. Профессия повара-кондитера сложная, но очень творческая. Ведь пирожные и торты, которые продаются в магазинах, имеют разную форму, причудливо украшены.
Обсуждение одежды кондитера (халат, фартук). Волосы всегда спрятаны под косынку. Демонстрация инструментов кондитера. Закрепление новых сведений вопросами.
Проводится танец-игра «Мы похлопаем в ладоши».
Практическая часть. Воспитатель-кондитер предлагает дошкольникам сделать пирожные из солёного разноцветного теста. Конечно, их нельзя кушать, но можно угостить кукол, поиграть в «Магазин» или «Кафе».
Дети превращаются в поварят: надевают фартуки и колпачки.
Проводится пальчиковая гимнастика «Тесто ручками помнём».
Воспитатель объясняет приёмы работы с тестом: нужно скатать шарик, сплющить его и украсить «пирожное» макаронами, фасолью и пр.
Самостоятельная деятельность дошкольников. Готовые поделки складываются на отдельный столик. Проводится анализ работ. Педагог угощает малышей настоящим печеньем.
Бакирова Л.Р.
«Путешествие в Страну цветов»
Педагог приглашает ребят в путешествие в волшебную Страну цветов. Чтобы туда отправиться, нужно быть ласковыми и добрыми, заботливыми и внимательными. В пути эти качества очень пригодятся. Воспитатель подводит дошкольников к столикам с комнатными растениями.
Проводится игра «1,2,3 - цветок найди!» Вместо слова «цветок» каждый раз называется конкретное растение (фиалка, герань и пр.), к которому дети должны подойти.
Цветы приглашают ребят на цветочную полянку (садятся на стульчики). Беседа о том, что растениям нужно для роста: малыши показывают карточки с изображением воды, воздуха, почвы, света, тепла. Дошкольники выстраивают временную цепочку «семечко - маленький росточек - большой росток»).
Педагог просит ребят сказать цветочку тёплые слова (красивый, любимый, цветущий и пр.).
Внимание малышей обращается на то, что на растении пыль, а почва не рыхлая. Обсуждается вопрос: что же делать. Дети догадываются, что пыль нужно протереть, землю порыхлить и полить. Рассматривание карточек, изображающих, как ухаживать за комнатными растениями.
Дети надевают фартуки. Индивидуальная беседа с каждым воспитанником о названии выбранного растения, приёмах работы, которые он будет использовать. Если это необходимо, педагог показывает нужные действия.
Самостоятельная трудовая деятельность дошкольников.
Воспитатель вспоминает с детьми пословицы о труде. Уборка рабочего места.
Пентюхова О.А.
«Наши помощники»
Проводится игра на приветствие «Доброе утро»:
  1. Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).
  2. Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание мочек ушей пальчиками).
  3. Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки руками).
  4. Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать ногами).
  5. Доброе утро, солнышко!
    Я проснулся. (Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).

Звучит аудиозапись из сказки Чуковского «Мойдодыр» о том, что все зверята по утрам умываются.

Рассматривание на доске картинок, где изображены утренние гигиенические процедуры. По указанию педагога дети показывают конкретные картинки (чистка зубов, умывание, вытирание, расчёсывание).
Сюрпризный момент. Раздаётся стук в дверь - «заходит» кукла-мальчик с мешочком в руках. Там находятся предметы личной гигиены. Дети поочерёдно достают их, рассматривают, обследуют на ощупь и запах.
Упражнение «Найди нужный предмет»: педагог демонстрирует картинку, а дети находят такой же предмет на столе.
Кукольный мальчик хочет поиграть с ребятами, но у него грязные руки. Мальчика жалко: нужно помочь ему - научить пользоваться предметами гигиены.
Проводится физкультминутка на гигиеническую тему:
  1. Жарче, дырчатая тучка (сжать-разжать кулачки)!
  2. Поливай водичкой ручки (потирать кисти рук)!
  3. Плечики и локоточки (потирать плечики и локоточки)!
  4. Пальчики и ноготочки (потирать пальчики и ноготочки)!
  5. Мой затылочек, височки (потирать затылок, височки)!
  6. Подбородочек и щёчки. (Потирать подбородок и щёки).
Воспитатель выставляет на столы тазики с водой, мыло и полотенце. На доске выставляется схема-алгоритм мытья рук. Педагог объясняет последовательность выполнения действий:
  1. Надеть фартук.
  2. Закатать рукавчики.
  3. Взять мыло.
  4. Вымыть ладошку с одной, а потом - с другой стороны.
  5. Смыть пену и вытереть руки насухо полотенцем.

Этот алгоритм прорабатывается на практике с каждым ребёнком - моют руки кукле под одновременное чтение потешки:

  • Водичка, водичка, лейся на ладошку по-нем-нож-ку.
    Нет, не понемножку, посмелей, будет мыться веселей!
Кукла-мальчик дарит детям подарки - красивые полотенца. Подведение итогов занятия, прощание с игрушечным персонажем.

Использование фольклорного материала в процессе трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей будет более эффективным при использовании средств художественной литературы. В первую очередь речь идёт о фольклоре. Он всегда вносит в занятие эмоциональную ноту. Нельзя научить ребёнка трудиться, используя потешку, пословицу или загадку, однако с помощью этих фольклорных жанров можно вызвать у дошкольника интерес к трудовой деятельности, стремление быть похожим на того, кто работает, помочь детям понять важность труда для общества.

Потешки на тему гигиены

При обучении малышей гигиеническим навыкам можно сопровождать действия чтением следующих потешек:


Пословицы и поговорки о труде и лени

У русского народа очень много пословиц о труде. Они прославляют его и, наоборот, высмеивают леность. Народная мудрость учит детей любить свою работу и уважать труд других людей:

  • Всякому молодцу ремесло к лицу.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Землю красит солнце, а человека - труд.
  • Дерево смотри в плодах, а человек - в делах.
  • Птицу узнают в полёте, а человека - в работе.

При работе с воспитанниками средней группы педагог должен использовать лишь пословицы и поговорки, понятные детям. В противном случае от их употребления не будет никакого эффекта.

Пословицы можно и вводить в занятие отдельно, сопровождая иллюстрациями

Например, когда малыши только начинают какую-нибудь работу, важно сразу их поддержать, настроить на успешный результат:

  • Доброе начало - половина дела.
  • Была бы охота - заладится всякая работа.

Если кто-то из детей с нежеланием принимается за работу, то пословица выразит огорчение взрослого, заставит малыша задуматься о том, как себя повести:

  • У лодыря Егорки всегда отговорки.
  • В работе разгар, а он на базар.

Если в процессе выполнения задания ребята ссорятся, не могут договориться, то с помощью пословицы можно сгладить ситуацию, подтолкнуть к поиску решения конфликта:

  • На сердитых воду возят, на надутых кирпичи.
  • Ум хорошо, а два лучше.
  • В одиночку не одолеешь и кочку.

Когда работа сделана, педагог подчёркивает, какие дети молодцы, сколько старания они вложили в свой труд:

  • Золотые руки - золотые дела.
  • Каков мастер - такова и работа.
  • Кто работы не боится, у того и работа спорится.

В русском языке есть и пословицы на тему планирования: ведь каждое дело, даже самое маленькое, нужно предварительно обдумать:

  • Голова научит - руки сделают.
  • Сила - хорошо, а ум - лучше.
  • Семь раз примерь - один раз отрежь.

Меткая пословица может сделать для трудового воспитания малыша больше, чем длительные нотации

Другие пословицы и поговорки подчёркивают, что если ничего не делать, то работа не сдвинется с места:

  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Если в процессе труда некоторые ребята теряют интерес к нему, пытаются уклониться, то педагог может прокомментировать это так:

  • Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Если кто-то из ребят начинает хвастаться результатом своей работы ещё до того, как он её сделал, то воспитатель подмечает:

  • Говорить легко, делать трудно.
  • Языком не торопись, а делом не ленись.

Пословицы и поговорки про тех, кто много отвлекается в процессе работы:

  • Где много слов, там мало дела.
  • Один пашет, а семеро руками машут.

Когда дети успешно выполнили трудовое задание, можно похвалить их результаты, предложить им отдохнуть:

  • Кончил дело - гуляй смело.
  • Добрый конец - делу венец.
  • Работнику - медовые пышки, а лодырю - еловые шишки.

Загадки на тему труда и гигиены

Дошкольники обычно любят отгадывать загадки. При работе с детьми среднего дошкольного возраста желательно, чтобы правильный ответ воспитатель сопровождал демонстрацией соответствующей картинки.

Так, ребятам понравятся загадки про предметы личной гигиены:


Интересная идея - целиком построить занятие на загадках. В гости к ребятам может прийти Бабушка-Загадушка (переодетый воспитатель) и предложить им «вкусные» загадки:

  • И зелен, и густ
    На грядке вырос куст.
    Подкопай немножко,
    Под кустом… (Картошка)
  • Вверху зелено,
    Внизу красно,
    В землю вросло. (Свёкла)
  • Уродилась я на славу,
    Голова бела, кудрява,
    Кто любит щи -
    Меня в них ищи. (Капуста)
  • Расту в земле
    На грядке я.
    Оранжевая, длинная,
    Сладкая. (Морковь)
  • Летом - в огороде,
    Свежие, зелёные,
    А зимою - в бочке,
    Жёлтые, солёные,
    Отгадайте, молодцы,
    Как зовут нас? (Огурцы)
  • Скинули с Егорушки
    Золотые пёрышки -
    Заставил Егорушка
    Плакать без горюшка. (Лук)

Когда ребята отгадывают все загадки, Бабушка-Загадушка раздаёт им фартуки и предлагает помочь ей посадить лук в горшочек с землёй (огород в группе).

Диагностика и анализ результатов трудового воспитания

Чтобы наметить для себя эффективные пути работы по трудовому воспитанию дошкольников, в самом начале учебного года педагог проводит диагностику детей. Она позволяет выявить, на каком уровне трудового развития находится каждый ребёнок, а также группа в целом.

Как правило, для оценивания используется трёхбалльная система:

  1. Низкий (1 балл):
    • у ребёнка нет выраженного интереса к работе;
    • он неактивен;
    • задания не способен выполнить без помощи взрослого;
    • труд не доставляет малышу позитивных эмоций;
    • в совместном труде с другими детьми действует непродуктивно.
  2. Средний (2 балла):
    • дошкольник интересуется трудовой деятельностью, однако при этом почти не проявляет инициативу;
    • при выполнении поручений не может справиться без помощи взрослого;
    • легко нарушает последовательность выполнения работы, переключается с одного дела на другое;
    • не всегда проявляет бережное отношение к результатам своего труда.
  3. Высокий уровень развития (3 балла):
    • у ребёнка устойчивый интерес к труду;
    • он самостоятельно способен выполнять несложные поручения;
    • при этом гордится результатами своей работы;
    • рабочий процесс приносит ему радость;
    • успешно взаимодействует в ходе выполнения задания с другими детьми.

По такой трёхбалльной шкале рассматривается каждый вид трудовой деятельности:

  • труд в природе;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • ручной труд;
  • самообслуживание.

По аналогичной схеме диагностика проводится и в конце учебного года (май). При этом педагог сравнивает результаты, выявляет динамику, отмечает воспитанников, у которых не выявляется изменений, и планирует свои дальнейшие действия.

Помимо диагностики трудовой деятельности в детском саду может проводиться её анализ. Как правило, воспитатель сам анализирует конкретное занятие по следующим параметрам (при проведении открытого занятия это делается в обязательном порядке):

  1. Решены ли все поставленные задачи (закрепление имеющихся навыков или формирование новых, какова воспитательная направленность труда, его практическая значимость)?
  2. Как организованы условия труда (соответствует ли оборудование заданиям, рационально ли оно размещено, каковы его эстетические параметры)?
  3. Какие формы организации детского коллектива использовались на занятии, как дошкольники взаимодействовали между собой в процессе работы?
  4. Какие методические приёмы использовались в ходе педагогического процесса, был ли реализован индивидуальный подход?

Правильная организация трудовой деятельности дошкольника - основа его полноценного развития. Ребёнок чувствует свою ценность, возможность принести пользу окружающим. В процессе труда происходит усвоение полезных знаний о предметах и материалах, их назначении и использовании. Что касается воспитанников средней группы, то их более привлекает сам трудовой процесс, нежели его результат. И задача педагога - создать атмосферу сотрудничества, максимально заинтересовать детей этой деятельностью, сделать так, чтобы она приносила им большое удовольствие.

Методическая разработка воспитателя

ГБДОУ «Детский сад № 90»

Кастрюлиной Лидии Сергеевны

«Трудовое воспитание детей в средней группе детского сада»

Цель:

Формирование положительного отношения к труду у детей 3-4 летнего возраста.

Задачи трудового воспитания детей 3-4 летнего возраста:

1. Воспитывать желание трудиться.

2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело

4. Разъяснять детям значимость их труда.

5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.

6. Учить доводить начатое дело до конца

Виды труда дошкольнико в:

· Самообслуживание.

· Хозяйственно-бытовой труд.

· Труд в природе.

· Ручной труд.

Формы организации труд:

· Поручения.

· Дежурства.

· Коллективный труд (общий, совместный).

Методический комментарий.

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Главная цель труда - в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, сосредоточенности, тренирует память. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Для детей до четырех лет характерен элементарный хозяйственно-бытовой труд - самообслуживание, связанное главным образом с удовлетворением своих личных потребностей. Дети должны овладеть такими действиями и операциями хозяйственно-бытовой деятельности, как: накрывание стола к обеду, завтраку или полднику, приготовление материалов к занятиям, поддержание порядка в помещении и на участке.

В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию более сложных навыков самообслуживания. Перед детьми ставится задача оказания взаимопомощи при одевании завязать шарф, научить завязывать ботинки, помочь малышу одеться и т.д.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда усложняется в основном за счёт увеличения количества процессов этого труда. Так в начале под наблюдением воспитателя, а к концу года дети самостоятельно поддерживают порядок в группе и на участке, принимают участие в уборке (протереть полки, помыть игрушки и т.д.). В данной возрастной группе дети осваивают целостные процессы хозяйственно-бытового труда (стирка кукольной одежды, мытьё игрушек, накрывают на стол). Это требует от ребят знания конкретных приёмов и операций, умения пользоваться ими в нужной последовательности.

Воспитывать у детей умение и желание трудиться можно, с помощью организации трудовой деятельности:

1, Поручения

2, Совместная деятельность детей с педагогом.

3, Дежурство по столовой и занятиям.

Поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста . Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада

В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения, реже коллективные, маленьким подгруппам 2-3 человека. Так как научить одного-двух ребят гораздо легче, чем целую группу, при этом контроль за действиями каждого более удобен.

Дежурства более сложная форма организации труда детей . Они требуют от ребёнка большей самостоятельности. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, это требует от детей знания последовательности необходимых действий.

Объём задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приёмами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.

В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).

Совместная деятельность воспитателя и детей в процессе режимных моментов. Образовательная область: труд.

Перспективный план. Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

Формировать навыки самостоятельного и последовательного выполнениятрудовых действий, соблюдая целостность трудового процесса;

Добиваться целенаправленности действий и своевременности выполнения их;

Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда;

Воспитывать умение совместно достигать цель, стремление помогать друг другу;

Развивать чувство радости от выполненной работы;

Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе.

III неделя

Сентябрь

Формировать навыки самостоятельно расправлять свою кроватку. Наблюдать за деятельностью няни в спальне. Учить последовательности в действиях.

Приучать детей к соблюдению порядка на веранде. Формировать навыки поочерёдно выполнять трудовое действие (подметание части веранды по очереди). Наблюдать за трудом дворника.

Продолжать учить детей ухаживать за растениями в уголке природы. Наблюдать за воспитателем, как поливает, рыхлит землю, протирает горшок, моет плошку.. Разработать график дежурства в уголке природы. Повесить схемы «можно» «нельзя»

Продолжать учить детей шнуровать шнурки на своих кроссовках и помогать другим. Развивать моторику рук. Поощрять стремление помогать друг другу. Воспитывать опрятность и аккуратность своего внешнего вида.

Следить за культурой поведения за столом. Провести беседу по этикету, показать правила пользования столовыми приборами. Закрепить правила пользования салфеткой. Воспитывать культуру поведения за столом.

Приучать детей к дежурству по столовой. Учить последовательно выполнять действия (убрать вилку, ложку, кружку, выбросить использованную салфетку). Наблюдать за действиями няни. Разработать график дежурства по столовой. Научить детей пользоваться им.

Воспитывать стремление помочь взрослому. Помочь дворнику собирать сухие листья на дорожках д/с и уносить их в определённое место. Собирать природный материал. Выполнить поделку из природного материала. Показать красоту природных элементов и развивать воображение.

Продолжать учить детей убирать игрушки на своё место. Воспитывать бережливость. Поощрять инициативу, взаимопомощь.

Продолжать учить детей ухаживать за растениями в уголке природы (мытьё поддонов, протирание листьев у крупнолистовых растений, полив, рыхление). Воспитывать любовь к природе.

Читать литературные произведение о труде, о разных профессиях. Вызывать интерес к труду взрослых. Наблюдать за деятельностью повара. Продолжать навыки дежурства по столовой, раскладывать ложки, ставить на стол хлебницы, салфетницы.

Научить детей сметать снег со скамеек и игрового оборудования на участке. Приучать детей бережно пользоваться предметами труда, уносить их на свое место по окончании работы.

Следить за порядком в раздельных шкафах. Отметить самых аккуратных. Формировать навыки складывания одежды и содержания её в порядке. Закреплять навыки убирать всё на свои места.

Наблюдать за трудом дворника и помочь ему в расчистке дорожек и игрового оборудования на участке от снега. Совершенствовать навыки детей в пользовании трудовым инвентарём. Продолжать воспитывать бережное отношение х инструментам труда

Учить детей приводить свою одежду в порядок после прогулки (отряхнуть от снега помочь отряхнуться другому, положить сушить варежки и шапку, мокрые штаны повесить на дверку своего шкафчика …). Закреплять стремление детей самостоятельно следить и ухаживать за своей одеждой. Воспитывать аккуратность и опрятность во внешнем виде. Приучать к взаимопомощи.

Продолжать формировать навыки работы в уголке природы (рыхление земли в цветочных горшочках). Объяснить необходимость и правильность выполнения данного трудового действия. Создавать эмоционально-положительную среду для работы.

Читать литературные произведения, сказки о труде. Развивать представление детей о значимости различных видов трудовой деятельности в жизни человека. Продолжать вызывать у детей интерес к трудовой деятельности и поощрять, желание трудиться.

Следить за своевременным выполнением поручений

Продолжать формировать навыки ухаживания за растениями в уголке природы. Наблюдать за детьми старшего возраста и их умениями ухаживать за растениями.

Закреплять навыки самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, помогая друг другу (застегнуть сзади пуговицу или замок). Приучать детей к самостоятельности и взаимопомощи. Учить справляться с данными задачами без помощи взрослого.

Продолжать обращать внимание детей на их внешний вид. Учить детей самостоятельно устранять небрежности внешнего вида (заправляться, причёсываться…). Воспитывать стремление к красоте и опрятности. Оформить в группе уголок красоты: сделать кармашки для расчесок.

При помощи взрослых сделать на участке снежную горку. Формировать целенаправленность действий и обозначать их значимость. Слепить на участке снеговика. Дать детям эмоциональную разгрузку и в тоже время закрепить данный вид деятельности. Обратить внимание на изменения на участке с появлением горки и снеговика.

Учить детей выти рать пыль с подоконников, столов, стульев, влажной тряпкой, предварительно

понаблюдав как это делает няня. Следить за соблюдением целостности трудового процесса и за тем, чтобы по окончании работы дети все убирали на свои места. Провести беседу на тему «Чистота – залог здоровья» наблюдать за деятельностью врача.

Продолжать формиро вать навыки дежурства по столовой (помогать приносить няне обед). Закреплять навыки накрывания

(расклады вание столовых приборов, салфетниц, хлебниц и уборки со столов (убирать столовые приборы, кружки, хлебницы, салфетницы, уносить грязные салфетки). Наблюдать за тем как няня моет посуду. Помочь дома маме помыть посуду.

представления детей о значимости данной профессии. Учить детей наводить порядок в книжном уголке, правильно обращаться с книгой. Наблюдать за тем как воспитатель «ремонтирует книги», вызывая тем самым бережное отношение к книгам.

Закрепить навыки пользования трудовым инвентарём зимой. Уточнить его место нахождение.

Продолжать формировать навыки своевременного выполнения поручений (расчистить снег с дорожек и игрового оборудования на участке).

Продолжать учить детей рыхлить землю в цветочных горшочках и правильно поливать цветы (под корешок), опираясь на схемы в уголке природы. Формировать навыки коллективного труда (рыхление, полив, вытирание воды после полива цветов, протирание листьев от пыли). Воспитывать ощущение общей радости от проделанной работы.

Учить детей соблюдать чистоту в раздевалке (протирать об тряпку грязную обувь). Помогать дома маме ухаживать за обувью. Воспитывать уважительное отношение к труду других. Продолжать воспитывать бережное отношение к своим вещам, учиться самостоятельно ухаживать за ними.

Формировать навыки помогать воспитателю в подготовке к занятиям (раскладывать листочки, карандаши…). Воспитывать желание помочь взрослому и бережное отношение к учебным пособиям.

Провести закрепляющие игры: «Кто всех быстрее?» – оденется – разденется – заправит свою кроватку без помощи взрослого А так же «Кто умеет лучше всех!?» – полить цветы – протереть пыль и воду – подрыхлить землю в цветочных горшках Закрепить стремление, ответственно трудиться Поощрять победителей.

Учить детей мыть игровое оборудование (мыть кукол, стирать их одежду). Продолжать воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию акцентируя на его изнашиваемости. В д/с. наблюдать за трудом прачки, дома наблюдать как стирает и гладит белье мама.

Продолжать формировать навыки работы в уголке природы. Помогать воспитателю чистить клетку животного, менять подстилку, уносить отходы в определенное место. Закрепить в мышлении детей, что труд человека приносит пользу домашним животным.

Научить детей убирать мусор на участке. Добиваться того, чтобы дети сами организовывали свою деятельность, проявляли инициативу. Совместно с детьми сделать коробочку под мусор, как стимул привлечения детей к порядку. Наблюдать за работой продавца.

Закрепить навыки совместной деятельности воспитателя и детей в подготовке к занятиям(раскладывать и убирать учебные пособия), а так же закрепить навыки своевременного выполнения поручений.

Помогать воспитателю вскапывать и поливать песок на участке, собирать его в горку продолжать учить детей трудиться целенаправленно. Наблюдать за трудом взрослых в огороде.

Закрепить навыки самостоятельно исправлять небрежности своего внешнего вида. Провести конкурс на самого красивого и опрятного. Учить девочек самостоятельно прибирать волосы.

Закрепить навыки ухаживания за комнатными растениями. Следить за самостоятельным распределением деятельности среди дежурных и последовательностью её выполнения наблюдать как воспитатель ухаживает за растениями на участке.

Помогать воспитателю ухаживать за уличными растениями (рыхлить, поливать, полоть). Продолжать воспитывать чувство радости от совместного труда

Закрепить навыки уборки и аккуратного складывания игрового оборудования на свои места. Воспитывать самостоятельность и инициативу в трудовом процессе.

Отгадывание загадок на темы: профессия, трудовой инвентарь, как средство привлечения детей к труду.

Наблюдать за деятельностью плотника в д/с. вызвать интерес к данной профессии. Сформировать представление о ее значимости.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!