Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Как сделать пластилинография. Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды

Пластилинография в детском саду

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе все больше и больше внимания. Почему? Что такое пластилинография? Какими развивающими возможностями обладает данная техника? И как работать с пластилином и бумагой, чтобы получился рисунок?

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

Пластилинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.

Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином: они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом. При знакомстве с пластилинографией для детей 3 – 4 лет крайне важно овладеть новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку».

Поэтому и сюжеты и задания для детей данного возраста должны быть просты и легки. Вот какие работы можно предложить детям 3 – 4 лет: «Солнышко» (ребенок на голубом картоне изображает пластилиновый круг, а затем скатывает из маленьких кусочков кружочки, прикрепляет их к основе и размазывает, придавая им форму лучей), «Травка и цветы» (может стать продолжением предыдущего сюжета – в ответ на ласковые лучи солнца на полянке выросла зеленая травка, а затем распустились цветы), «Бусы на елочку», «Снежинки», «Осенние листья», «Новогодняя ёлочка» и т. д.

В старшем возрасте дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы.

Поэтому работы, которые могут выполнять в этом возрасте дошкольники могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции. Дети могут изображать целостные объекты (животных, растения, плоды), а могут и создавать жанровые картинки (в них присутствует действие, несколько героев). Возможно выполнение коллективных работ (например, «В зоопарке»), включение в изображение дополнительных материалов (семян, крупы, блесток, ниток и пр.), смешение техник (налепливание деталей на графическое изображение, например, на фотографии). Чем старше художник, тем больший арсенал действий с пластилиновым изображением он может совершать: процарапывать поверхность, обрезать стекой (например, как на фотографии перья у птицы).

Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.


Задачи:

  • Освоить разные способы и приёмы работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок.
  • Воспитать художественный вкус, пространственное мышление (сочетать цвета; создавать необходимые цвета путём смешивания; создавать композиции).
  • Развивать мелкую моторику пальцев.

План презентации «Цветочная сказка» из пластилина:

1​. Природа – художница.

2​. Что даёт ребёнку лепка.

3.​ Пластилин нового поколения.

4.​ Как изменить цвет пластилина.

5​. Способы «рисования» на пластилине: процарапывание, печать, аппликация, из «колбасок».

6.​ Цветы осени.

7​. «Расписной» пластилин, полученный резанием.

8​. Хризантема – последовательность выполнения.

9.​ Пластилиновое чудо.

10.​ Предметы из пластилина, полученные резанием.

11.​ Используемая литература.

Ход

Слайд 1. Обложка. «Цветочная сказка».

Слайд 2. Природа, всегда вдохновляла художников, поэтов, музыкантов.

«Божественна кудесница Природа

Художница мольберт её Земля.

Так удивительна в любое время года,

Своим искусством волшебство творя» Николай Столяров.

Слайд 3. Художники в своих работах используют разные художественные материалы: гуашь, акварель, масло.

Слайд 4. Любят рисовать не только взрослые, но и дети. И, сегодня, мы поговорим об одном из материалов.

Отгадайте загадку.

«Материал я непростой,

Из брусочков и цветной.

Из меня лепи, играй,

Руки мыть не забывай!»

Правильно. Пластилин – его делают из белой природной глины с добавлением воска, чтобы он не затвердевал; глицерина, для придания ему пластичности; жировых веществ, для предохранения от высыхания; красителей, чтобы получить различные цвета.

Само название его — говорит о великолепных пластических свойствах. Все дети любят лепить.

Что даёт ребёнку лепка:

  • Развивает ребёнка в художественном и творческом плане.
  • Способствует восприятию формы, фактуры, цвета, пропорций.
  • Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение.
  • Формирует умение планировать работу.

Слайд 5. В настоящее время, на прилавках магазинов, мы видим разнообразный материал для лепки.

Масса для лепки – удивительно пластичная, лёгкая, приятная на ощупь и совсем не липнет к рукам и одежде.

Шариковый незастывающий пластилин – состоит из маленьких шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями, пластилин многоразового использования.

Тесто для лепки — уникальность материала заключается в том, что тесто для лепки можно предлагать малышам от 1 годика, благодаря растительному составу.

Плавающий пластилин – вылепленные фигурки отлично держаться на поверхности воды.

Шариковый застывающий пластилин – воздушный, почти невесомый. Можно вылепить фигурку, облепить витраж или поделку из дерева, картона.

Слайд 6. Для работы с пластилином, нам понадобятся следующие материалы.

Слайд 7. Если в наборе нет нужного цвета пластилина, его можно получить. Взять два кусочка пластилина, хорошо размять, получится новый цвет. Если пластилин размять не сильно, то получится «мраморный» эффект.

Слайд 8. Существуют разные способы работы с пластилином. Им можно рисовать. Это нетрадиционный способ художественной техники называется «пластилинография». «Графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Слайд 9. С помощь различных инструментов можно процарапать рисунок на пластилине.

Слайд 10. Предметы различной формы помогут напечатать рисунок на поверхности пластилина.

Слайд 11. Рисунок на пластилине, можно получить из выкатанных «колбасок».

Слайд 12. Цветы – одно из самых удивительных и чудесных творений природы, поражающие разнообразием красок, форм, от которых невозможно отвести взгляд.

Слайд 13. «Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая.

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры» К. Жане

Слайд 14. Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов. Посмотрите на эти замечательные работы. Проникновенно писал о цветах Расул Гамзатов:

«С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

Кто не верит, всех зову я в сад –

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели»

Р.Гамзатов

Слайд 15. Сегодня, я познакомлю вас, с новым приёмом обработки пластилина – резание.

Чтобы сделать такую заготовку, нужно вылепить 4-7 пластин (размером 4-6 см на 6-10 см). Верхнюю пластину можно сделать меньше. Положить пластины одна на другую, плотно прижать и сложить пополам, как книжку, затем многократно разрезать.

Слайд 16. Этот способ позволит вам создать чудесные поделки из пластилина. Здесь, вы видите, как резанием получить «расписные» кружочки, капельку.

Слайд 17. Посмотрите, как можно сделать хризантему этим приёмом.

Слайд 18. Вот, такие разные цветы получились у нас.

Слайд 19. А, эти работы из пластилина, полученные резанием.

Слайд 20. Желаю творческих успехов! Буду очень рада, если представленный материал заинтересовал и вдохновил вас к дальнейшему творчеству. А, сейчас мы с вами попробуем сделать «Натюрморт. Цветы». Выбирайте, понравившийся цветок и приступайте к работе.

На экране оставить слайд 15 потом 17.

» target=»_blank»>Скачать презентацию

Используемая литература:

О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Технология», Москва, 2005г.

А.А. Анистратова, Н.И. Гришина «Поделки из пластилина и солёного теста», Москва, ОНИКС, 2009г.

В.С. Горичева, М.И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Ярославль, 1998г.

И.А. Лыкова «Лепим с мамой», Москва, 2005 г.

Мастер класс Татьяны Просняковой. Сайт Страна Мастеров.

АНАИТ ОРЕХОВА

Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка. Это время первона-чального становления личности, стремления к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающими. Познавательная активность малыша с каждым днем растет. Ребенок стремится к обследованию предметов. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке .

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии , которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников . Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интел-лектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по пластилинографии . Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников , делает ее более увлекательной и интересной.

Я год вела кружок «Умелые ручки» , и стала замечать, что малыши с большим удовольствием занимаются именно рисованием пластилином . Это самая любимая их деятельность в детском саду, она доставляет малышам ра-дость, заряжает их положительными эмоциями. Мне тоже нравится пластилин . Из него можно делать разное. Например, вылепить объёмную фигуру из целого куска, прищипывая и вытягивая детали. А можно накатать горсть шариков-колбасок и собрать пластилинового персонажа , почти как конструктор. Пластилин можно размазать по картонке – и вот водная гладь, а может быть просторы луга. Можно взять жёлтый шарик и сплющить его, положить под лепёшку пять колбасок – и вот перед нами черепаха, а если положить вокруг – яркое светящееся солнышко. С помощью пластилина можно делать картины.

Что же такое пластилинография ? Это новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Лепка из пластилина для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Эта работа приносит гордость, которую дарит результат. Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Ведь в каждой поделке помимо поднятия настроения и получения радости от совместной деятельности и общения – лепка из пластилина может дать гораздо больше, чем мы думаем. Вот, например, некоторые плюсы :

Занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает.

Лепка из пластилина способствует развитию фантазии, воображения, раскрывается творческий потенциал.

При лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это развитие мозга.

Эта работа формирует усидчивость и учит доводить дело до конца. Чего стоит работа по обрамлению готовой картины в рамку из пластилина .

И потом, готовые картины – подарок для родных, для друзей, т. е. их можно подарить, а можно оставить себе на память.

Даже у того, кто впервые взял пластилин в руки , с каждым разом будет получаться всё лучше и лучше. Я убедилась в этом на своём опыте и наблюдая за своими детками.

Что приготовить для пластилиновой картины ?

Во-первых, пластилин . Выбирайте его на своё усмотрение. Можно купить самый-самый «навороченный» , а можно и самый простой, тобишь «советский» . Главное, чтобы он был мягким для больших деталей и для больших поверхностей, а для мелких деталей обыкновенный, чтобы приятно пах, чтобы у него были чистые яркие цвета, ну и конечно же безопасный.

Во-вторых, основа. Это может быть картон или пластмасса (гибкие основы для лепки, но мне больше понравился такой вариант : разрезанная коробка пластилина . Этот картон более плотный. Необходимо обратить внимание на то, что пластилин плохо липнет к бумаге, но хорошо это делает к самому себе. Поэтому на картоне всегда следует делать фон, т. е поверхность полностью замазать пластилином .

В-третьих, стек, трубочка от сока, спички, зубочистки, стержень от шариковой ручки, фломастеры. Эти предметы нужны для оформления деталей, например, трубочкой от сока можно сделать улыбку, чешую для рыбки или дракона; головка спички пригодна для того, чтобы сделать выразительные раздутые ноздри; зубочисткой можно сделать ноздри на клюве, процарапать шерсть, а ещё ею легко брать мелкие детали со стола; колпачок фломастера поможет сделать фактуру для кроны дерева, круги на воде.

В-четвёртых, клеёнка для покрытия стола, можно фартук для защиты одежды.

Что касается советов по лепке, то их огромное количество как в литературе, так и на просторах всемогущего интернета. Легче, когда есть поэтапная инструкция. Например, мне все детали удобнее делать, начиная с шарика. Если нужно сплющить большой шар, то лучше ребром ладони, а не центром ладони или пальцами. Если надо скатать несколько колбасок одинаковой толщины, то удобнее сначала сделать одну длинную, а затем разрезать на нужное количество частей и т. д.

Работа с пластилином должна доставлять радость малышам! Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества, нет пластилина , красок, цветных карандашей, раскрасок. Родители сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат своих детей работе с изобразительным материалом. Не стоит заниматься пластилином длительное время , получаса вполне достаточно, ребенок не заскучает за это время, а для взрослых это всего каких-то тридцать минут.

Поэтому родителей деток всегда привлекаю к участию в различных творческих семейных конкурсах, предлагаю тему для творчества с детьми дома . Затем оформляется выставка, проходит голосование и на очередных родительских собраниях устраиваем награждение по номинациям, т. е. награждаются все, кто принял участие в конкурсе.

В заключение хочется сказать, то, что делает воспитатель в детском саду это важно и нужно, но, то, что делает родитель важнее в двойне. Рукотворчество – важное занятие для малышей, которое не только развивает, но и благотворно влияет на нервную систему в целом. Лепите, рисуйте, вырезайте вместе с детьми чаще , с радостью, на здоровье Уважаемые родители любите своих детей, находите на них время, будьте терпеливыми. Ведь накормить, напоить, одеть , обуть ребёнка – это не любовь и не воспитание!

Предлагаю посмотреть несколько детских работ кружка «Умелые руки» (старшая группа)

Литература

1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Цветные ладошки ».; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , 2007.

2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т. С. Комарова. -М.: Просвещение, Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников . - М :, 2006.

3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. / О. А. Новиковская. - М.: АСТ; СПб : Сова, 2006

4. Новацкая М. А. Пластилиновые картинки СПб .:Питер, 2014. – 64с.

5. Ткаченко Т. Б. Лепим из пластилина / Т . Б. Ткаченко, К. И. Стародуб. - Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс» , 2003

5. Кожохина С. К Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М .: ТЦ Сфера, 2002.-192с.











1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике .

Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни, у детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Общее недоразвитие речи (ОНР) относится к такой форме патологии речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Общее недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии двигательной сферы: отмечается плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики. Рядом исследователей доказано (М.М. Кольцова, А.В. Антакова - Фомина), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева).

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Взаимосвязь мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев).

Известный исследователь детской речи (М.М. Кольцова) пишет о том, что развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, подчеркивает М.М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Рекомендуется стимулировать (Е.М. Мастюкова, М.И.Ипполитова, Л.А. Данилова) речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности (Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина).

Поэтому с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Одной из таких методик является «пластилинография».

Пластилинография - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формированности двигательных навыков. Поэтому рисование пластилином благотворно сказывается и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. В процессе занятий с пластилином ребёнок начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его. Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей группы, я использую метод пластилинографии, включая в процесс пальчиковую гимнастику. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занимаясь «пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Работая воспитателем в МАДОУДСКВ №15 «Солнышко» 8 лет, я пришла к выводу, что в образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание нетрадиционной изодеятельности - «Пластилинографии».

Опыт «Пластилинография, как способ развития речи детей», обобщён на педагогическом совете в ДОУ.

Провела мастер – класс для педагогов «Чудо руки – не для скуки». (см. приложение №2)

Пополнила наглядно-информационный материал для родителей консультации:

ü «Как развивать мелкую моторику через пластилинографию»; (см.приложение №3)

ü «Пластилинография с элементами дизайна» ; (см. приложение №4)

ü «Что дает ребёнку лепка?», (см. приложение №5)

Провела родительское собрание на тему «Развитие мелкой моторики у детей». (см. приложение №6)

При планировании перспективного плана, я старалась учитывать лексические темы. Перспективный план был составлен на 2 года обучения детей в логопедической группе, (см. приложение №7).

Разработала серию занятий по обучению старших дошкольников лепке с использованием нетрадиционных способов лепки, (см. приложение №8)

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Лепка - процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом - глиной, пластилином, воском.

Пластилинография - создание лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Обратная пластилинография - разновидность аппликации из пластилина, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы.

Раскатывание

Скатывание

оттягиванием

аглаживания,

Сплющивание

вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание

Пластилин - мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму.

Восковой пластилин - восковой пластилин можно назвать разновидностью традиционного пластилина с усовершенствованной формулой. Основа из природного воска обеспечивает материалу повышенную пластичностью, поэтому идеально подходит для начинающих мастеров.

Шариковый пластилин - необычный пластилин состоит из мелких шариков, соединенных специальным клеевым раствором. Особая структура материала отлично скрывает неровности детских поделок.

Пластилин с дополнительными свойствами - представлен необычный пластилин: флуоресцентный, перламутровый, прыгающий, светящийся в темноте и т. д.

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Сенсомоторика - область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. На основании сенсомоторной информации, поступающей от анализаторов , осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений.

Пальчиковые игры - занятий на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.

ОНР - Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического

опыта.

Дети посещают логопедическую группу МАДОУДСКВ №15 станицы Староминской и имеют III уровень речевого развития. Дошкольники III уровня речевого развития могут более свободно общаться с окружающими. Их речь развернутая, фразовая с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Важно заметить, что у некоторых речь понятна только близким взрослым. Самостоятельное общение остается затрудненным. Словарь детей продолжает отставать от возрастной нормы. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий. Нарушено звукопроизношение. Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции, смешение, недифференцированное произнесение звуков, смазанное произношение некоторых звуков. Слоговая структура сложных слов и слов со стечение согласных – нарушена. Страдает и речевая активность – дети неохотно пользуются речью для достижения своих целей, общения. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Важно отметить, что у всех детей группы отмечается пониженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имеются специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом выполняют операции сравнения, обобщения. Эти дети, неловки, движения их плохо координированы недостаточно развита моторика рук. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционной педагогике выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. В дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими: игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; (см. приложение №9), лепка. Необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребенка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений

Моторная речь - это, прежде всего, результат деятельности мозга, которая является законодательным органом. Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Учёные установили, что своевременное развитие ручных умений ребёнка положительно влияет на развитие его психических процессов.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Необходимо отметить, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики. Давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.

Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Таким образом, развитие функции рук и речевой функции дошкольника шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Необходимо обратить внимание, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

В процессе своей работе привлекала родителей к активному участию в процессе по развитию мелкой моторики и развития речи ребёнка.

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в

представленном педагогическом опыте.

Рисование пластилином - редко встречающийся вид живописи. Он способствует творческому развитию ребенка. Активное использование этого метода художественной выразительности вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилиновой живописи уникальна. Ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, ребенок учится планировать и доводить работу до конца. Пластилинография помогает подготовить руку ребенка к письму.

Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребенком. Так как родители не всегда понимают важность художественного творчества и не владеют приёмами обучения, я провожу с ними консультации и беседы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы.

Иногда дети отказываются от нетрадиционной техники «пластилинографии» из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям с ОНР требуется поощрение, даже если у них получается самая малость. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

Развивать мелкую моторику, сенсомоторику;
- формировать навыки работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- осваивать новые приемы (скатывания, надавливания, размазывания, примазывания, сглаживания) и создавать с их помощью сюжетных картин;
- обучать умению ориентироваться на листе бумаги;
- ознакомить с окружающим миром;
- развивать эмоций и фантазии.
При планировании я опиралась, на соблюдение следующих принципов:

1.Принцип обогащения обогащение активного и пассивного словаря детей сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы.

2.Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

Л. С. Выгодский

Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

3. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

Закрепляем у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.

4.Принцип свободы выбора.

Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.

При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

5.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

В соответствии с этим, научила детей с различным уровнем творческого развития, следующим важным умениям:

Самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;

Принимать самостоятельные и ответственные решения;

Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность;

Строить с детьми отношения сотрудничества.

Работая по личностно-ориентированной методике, стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Все это реализую через различные формы работы на непосредственно организованной и свободной деятельности, что позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка.

6.Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана:

С различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

С разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Работу по формированию навыков по пластилинографии проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определённые задачи:

1 этап Подготовительный:

Применение знакомых приемов надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками в продуктивной деятельности в виде декора.

Работа на ограниченном пространстве.

Освоение правильной постановки пальца.

2 этап Основной:

Научиться:

Не выходить за контур рисунка;

Размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

Пользоваться специальной стекой-печаткой;

Доводить дело до конца;

Аккуратно, выполнять свои работы;

Выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

Восстановлению последовательности выполняемых действий;

Действовать по образцу воспитателя;

Действовать по словесному указанию воспитателя;

Использовать несколько цветов пластилина;

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

3 этап Итоговый:

Самостоятельно решать творческие задачи;

Самостоятельно выбирать рисунок для работы;

Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Пластилин - мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму,(см. приложение №10) Но при работе важно знать:

1) Твердый пластилин нужно разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);

2) При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, сплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.

3) Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;

4) На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Практика показывает, что целесообразно начинать изучение техники «пластилинографии» на основе небольших, сюжетных картин.

Выполнение подготовительных упражнений.

При выполнении картины из пластилина нужно научить дошкольников правильно обращаться с бруском пластилина. Объяснить, что брусок будет выполнять роль тюбика с красками. И мы будем от целого куска отделять маленькие кусочки для работы. Так быстрее идёт процесс изготовление картины, а сам пластилин долгое время сохраняет аккуратный вид.

Работа с цветом в пластилиновой технике – явление новое. Этому моменту следует уделить достаточно времени. Новый цвет можно получить, смешивая пластилин разных цветов, принцип смешивания такой же, как в красках. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества. Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный. Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми. Самое трудное для детей ОНР, делать шарики одинакового размера. Для этого раскатанную колбаску разрезают стеком на равные части, из полученных частей получают одинаковые шарики.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.

Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п. (см. Приложение №11)

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Перевод рисунка на картон и работа с фоном.

На вырезанный по формату картон переводиться эскиз сюжетной картины. Перевод эскиза осуществляется при помощи копировальной бумаги.

Можно обводить рисунок авторучкой, тогда легко отличить отработанные места. Перед началом, внимательно рассматривается картина и словесно проговаривается, какие места будут являться фоном. Работа начинается с определения цвета фона. Контурное изображение на данном этапе работы остаётся незакрытым. Сначала вымешивается цвет, необходимого оттенка. Потом формируется колбаска которая выкладывается на фон и прижимается к картону. Дальше размазывается пластилин по всему пространству фона, сохраняя ровную линию около контура изображения Вне контуров, на остальной площади фона, пластилин примазывается маленькими сформированными кусочками. Картон, на котором ребёнок изображает сюжетную картину, может поворачиваться в любом направлении.

Работа над фрагментами основного изображения.

После того как будет закрыт основной фон, можно переходить к фрагментам основного изображения. Эта работа будет проходить в три этапа.

Подготовка контура изображения: Необходимо проверить, насколько видна контурная линия основного изображения. Если линии контура, закрылись пластилином, то с помощью стека нужно их очистить. Всё изображение должно хорошо просматриваться и ребёнок ориентировался в изображении.

Работа с фрагментами основного изображения: Для того чтобы закрыть пластилином фрагменты основного изображения, пластилин нужно подготовить. Нельзя работать рваными, несформированными кусочками, так как в этом случае трудно сохранить линии контура. С приёмами работы в технике пластилиновой картины мы уже знакомы. Чтобы линия контура изображения получалась ровной и аккуратной, сначала скатывается колбаска, прижимается с контуром изображения, не закрывая его, и примазывается в нужном направлении, то есть внутрь контура. Для закрепления деталей сложной формы или очень мелких фрагментов можно скатать маленькие шарики. А затем шарик, также как и колбаска примазывается в нужном направлении.

Выделение контурных линий: Когда всё изображение закрыто пластилином, остаются не закрытыми контурные линии. Для того чтобы усилить зрительное ощущение от нашей картины, можно на контурные линии наложить очень тонкие колбаски из пластилина черного цвета и прижать их. Колбаски, можно заменить, на маленькие шарики.

Виды «пластилинографии»:

Обратная аппликация - ещё одна разновидность аппликации из пластилина. Выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином контур будущего рисунка, начинаем последовательно заполнять открытые участки пластилином. По окончании работы, перевернув изделие гладкой стороной к себе, вы получите удивительный рисунок. Мозаика – это способ создания изображения или узора из кусочков маленьких размеров;

Объёмная, скульптурная лепка ;

Техника разрезания пластилина ;

Техника смешивания пластилина ;

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике «пластилинография» позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции. Нетрадиционная техника «пластилинографии», имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Актуальность опыта « Пластилинография, как способ развития речи ребёнка» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Данная проблема особенно сейчас актуальна. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей о окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи.

Тактильная активность, особенно ярко проявляемая дошкольниками именно при рисовании пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребёнка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Изобразительное искусство прекрасно и многогранно. Путь в этот мир начинается в душе человека. Художественное творчество - это во многом работа, исходящая от сердца. Настоящим художником может стать только тот, кто всей душой проникается искусством и приложит максимум усилий для совершенствования своего мастерства. Художественное творчество, пронизанное душевным теплом, создает прекраснейшие произведения.

В прямом смысле это касается работ с пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук мастера. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает повышенный интерес к творческому процессу и приносит удовлетворения результатами, побуждая к последующей деятельности.

Каждое новое творческое для ребёнка – это не просто умение, навыки, опыт; это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи « рука – мозг».

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, у ребенка развивается моторика рук, укрепляется сила руки, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.

У детей с ОНР развиваются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Научность опыта заключается в познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. В опыте использованы: словесные, наглядные, практические методы работы

3.4. Результативность педагогического опыта

Для определения уровня сформированности мелкой моторики были использованы диагностические методики Т.В. Фадеевой, Н.И. Озерецкого, А. М. Быховской,Г.Н. Давыдовой.

Особое внимание уделялось оценке сформированности мелкой моторики: скоординированные движения пальцев, манипуляция с мелкими предметами, а также моторным навыкам в продуктивной деятельности. Здесь отмечались такие важные особенности, как умение делать мелкие точные движения при выполнении заданий.

В диагностическом исследовании по состоянию ручной моторики, принимали участие 12 детей логопедической группы. (см. приложение №12) Показатели составили, что на начало I года обучения:

● высокий уровень – 0 %

● средний уровень –33%

● низкий уровень – 67%

По результатам исследования развития мелкой моторики рук, синхронности выполнения движений, гибкости можно сказать, что у детей наблюдается средний и низкий уровень развития.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что у детей на начало I года обучения возраста с ОНР III уровня, отстаёт развитие мелкой моторики рук. Это выражается в неточном выполнении движений, не соблюдении заданного темпа, недостаточной координации рук, а так же во время исследования скоординированности мелкой моторики рук, синхронности и гибкости движений. Исходя из результатов диагностирования, наметила индивидуальную работу с детьми.

То к концу II года обучения:

● высокий уровень –75%

● средний уровень –25%

● низкий уровень –0%.

Таким образом, уровень развития ручной моторики детей к концу II года стал гораздо выше. Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.

При проведении диагностики «Пластилиновые узоры». Мною была проведена диагностика по развитию творческих способностей детей и результаты показали, что если на начало учебного года показатели составили: (см. приложение №13)

● высокий уровень –8%

● средний уровень –42%

● низкий уровень –50%

Конец II года:

● высокий уровень –67%

● средний уровень –33%

● низкий уровень –0%

Таким образом, к концу II года обучения, анализ диагностического исследования по развитию творческих способностей детей показал:

Способность самостоятельно составлять художественные образы;

Способность различения многообразия цветовых оттенков;

Рациональное применение техник по выполнению работ;

Желание наблюдать, анализировать, мысленно выполнять выбранную операцию и предполагать результат работы. Способность к познанию является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Сравнивая результаты двух лет обучения я увидела, что значение пластилинографии состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. Дошкольники стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Работы дошкольников по нетрадиционной технике «пластилинографии» приобретали осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

3.5. Новизна представляемого педагогического опыта.

Проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраст способствует:

ü совершенствованию качества развития моторных умений детей с нарушением речи;

ü развитию тактильных ощущений;

ü расширению представлений детей об окружающем мире;

ü у детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки;

ü дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами;

ü в работах детей преобладают новизна и оригинальность;

ü у детей появился повышенный интерес, творческая активность;

ü малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.

Новизна моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционным методом «пластилинографии», оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, формирует механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Технологичность заключается в большой практической значимости представленного опыта, который используется в практике, педагогами, родителями впервые. Опыт моей работы «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка», способствует развитию у дошкольников мелкой моторики, развитию тактильных ощущений. Дети овладевают умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета, умение использовать разнообразные приемы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели, грамотности, выразительности речи. Нетрадиционная техника «пластилинография» играет чрезвычайно важную роль в полноценном творческом развитии ребёнка.

Опыт работы «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка» дал возможность использование его педагогами МАДОУДСКВ № 15 и другими ДОУ. Опыт работы, размещен на сайте МАДОУДСКВ№15 www . detskiysad 15 son . a 5. ru .

В работе с родителями своих воспитанников по проблеме развития речи с использованием техники «пластилинография», использовала различные формы работы:

ü дни открытых дверей;

ü папки передвижки - где были подобраны тематики:

«Как развивать мелкую моторику через пластилинографию",

«Пластилинография с элементами дизайна».

«Что дает ребёнку лепка?».

ü Родительское собрание: «Развитие мелкой моторики у детей».

Живой интерес у родителей вызывают выставки детских работ по «пластилинографии».

Постоянно оказываю консультативную помощь родителям, как индивидуальную, так и общую.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Занятие лепкой из пластилина способствует развитию мелкой моторики рук. Пластилинография – новый вид декоративно – прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид "живописи". Вы практически "рисуете" пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приемов – увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.

Занятие «пластилинографией», способствует развитию речи, мелкой моторики рук. «Пластилинографию» иначе называют, «Живопись с помощью пальцев». Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.

Она способствует развитию тактильных ощущений, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность.

Рисование пластилином, увлекательное и полезное занятие. Увлекательное – так, как позволяет сделать картину из пластилина рельефной, а, следовательно, более живой. А полезное – так, как дает детским пальчикам хорошую мышечную тренировку. Особенно, когда приходится размазывать пластилин по поверхности или отщипывать мелкие кусочки. На занятиях «пластилинографии», формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в будущей учебной деятельности дошкольников, а именно умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность. В то же время использование «пластилинографии» в работе с дошкольниками позволяет развить их творческое мышление, а значит, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

С помощью нетрадиционной техники «пластилинографии», вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты. Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук юных художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь, это наши дети.

4. Выводы.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей ОНР возрос интерес к нетрадиционной технике - «пластилинографии». Основная задача занятий нетрадиционной изодеятельностью состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода, от простого, к более сложным заданиям.

Дошкольники, стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Работы детей стали более интересными, содержательными, идея и замысел богаче. Каждая работа кажется произведением искусства. А дети обрели уверенность в себе и начинают чувствовать себя маленькими творцами. Возрос интерес к изобразительной деятельности, а вместе с ним и желание.

Творчество обогатило жизнь ребенка новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребенок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат своей работы, доставляя удовольствие другим. Это порождало у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствовало всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

Сравнивая результаты этих двух лет я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по «пластилиногравфии» приобретали осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Всё это создало благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

Библиографический список:

1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М., «Скрипторий»2003, 2006г.

2. Давыдова Г. Н «Цветочные мотивы» пластилинография М. : «Скрипторий» 2003г.

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000

5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М., 2003

6. Дуров К.Г.Дошкольная педагогика. - М., 1991

7. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2004

8. Лыкова И.А. Мы лепили, мы играли: книга для занятий с детьми 3-7 лет. – М., 2000

9. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М., 2006

10. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. – М., 1961

11. Румянцева Е.А. Необычная лепка. – М., 2006

12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.

13.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. – 2001. – 191 с.

14.Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5,

15.Семенович А.В. Ланина Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка - фундамент коррекции общего недоразвития речи // Практическая психология и логопедия. - №2

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер – класс: «Чудо руки не для скуки" Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад №15 «Солнышко» Выполнил: воспитатель Сергань Светлана Владимировна с т. Староминская

Пластилинография - нетрадиционная техника лепки, которая отражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображения на горизонтальной поверхности.

Приёмы пластилинографии: раскатывание; скатывание; оттягивание; заглаживание; сплющивание; вдавливание; прищипывание.

Виды « пластилинографии »: Мозаика; Объёмная лепка; Техника смешивания цветов; Техника разрезания пластилина; Обратная аппликация; Техника рисования жгутиками.

Виды пластилина: Традиционный пластилин; Восковой пластилин; Шариковый пластилин; Пластилин с дополнительными свойствами

Материалы для создания пластилиновой картины: картон с контурным рисунком набор пластилина стека, салфетка, инструменты: набор стеков, расчёска, металлическое ситечко, обычный медицинский шприц, специальные формочки, скалка. бросовый и природный материалы.

Вот, что мы умеем:

Спасибо за внимание!



«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить». Ольга Новикова




Занятия пластилинографией способствуют: снятию мышечного напряжения и расслаблению; развивают детское воображение, художественное и пространственное мышление; положительно влияют на развитие мелкой моторики, которая способствует полноценному формированию речи детей; будят фантазию; побуждают дошкольников к самостоятельности; формируют эстетический вкус; дают детям определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяют успешнее находить свое место в окружающем социуме.


Материалы, используемые в пластилинографии Пластилин (разных цветов). Пластилин (разных цветов). Пластиковые дощечки для выполнения работ. Пластиковые дощечки для выполнения работ. Стеки. Стеки. Картон (однотонный и цветной), желательно плотный. Картон (однотонный и цветной), желательно плотный. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик. Бросовый и природный материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, бусины, пуговицы, семечки, зернышки, шишки, ракушки, каштаны, пластиковые ёмкости, диски и т. д.

























Розочка из «колбаски» и «капельки» Делаем из пластилина «колбаску» и «капельку». «Колбаску» разминаем пальчиками до плоского состояния. «Капелька» – база нашего бутона, ее мы обязаны обернуть лепестками. Чем больше будет «колбасок»-лепестков, тем пышнее будет роза. Продолжаем прикреплять лепестки один за одним. Получилась благовидная желтоватая роза.






Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!