Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Искусственное и смешанное вскармливание. Вскармливание детей первого года жизни

Смешанное и искусственное вскармливание не стоит путать с прикормом. В первом случае ребенок получает изрядную долю грудного молока, а его недостаток восполняется смесями. В случае искусственного вскармливания (в отличие от смешанного) грудное молоко по объективным причинам исключено из рациона малыша вовсе. Прикорм же – это введение дополнительных продуктов при полноценном вскармливании материнским молоком.

Правила смешанного вскармливания новорожденного ребенка

Смешанное вскармливание назначается ребенку в связи с недостатком грудного молока у матери.

При смешанном вскармливании ребенок в первой половине года наряду с грудным молоком получает докорм в виде молочных смесей, которые составляют 1/5 суточного объема его рациона.

Показаниями к смешанному вскармливанию со стороны матери являются первичная или вторичная гипогалактия, заболевания (порок сердца с недостаточностью кровообращения, эндокринная патология и пр.). Среди социально-бытовых условий, приводящих к переходу на смешанное вскармливание, чаще встречаются пребывание младенцев в домах ребенка, нежелание матери кормить грудью, невозможность кормить ребенка из-за удаленности места работы и другие факторы.

Правила смешанного вскармливания новорожденного следующие:

  • суточный объем пищи не должен превышать 1000 г;
  • грудное вскармливание сохраняется даже при минимальном количестве молока у матери;
  • введение прикорма и корректирующих добавок проводится раньше, чем при естественном вскармливании;
  • требуется строго соблюдать требования приготовления докорма и прикорма;
  • должен быть обеспечен строгий контроль качества и количества пищи для ребенка.

Если грудное молоко составляет 2/3 или 3/4 общего объема, то эффективность смешанного вскармливания приближается к естественному. При уменьшении доли грудного молока менее половины суточного объема пищи вскармливание приближается к искусственному.

Согласно правилам смешанного вскармливания новорожденного, для сохранения молока у матери необходимо докармливать ребенка после полного опорожнения молочной железы. При увеличении суточного объема докорма до половины общего объема пищи ребенка необходимо прикладывать к груди не менее 4 раз в сутки, докармливание ребенка необходимо проводить с ложечки или из твердой соски с маленьким отверстием.

Расчет количества пищи можно проводить различными способами, самый простой из которых - объемный метод: от 2 недель до 2 месяцев ребенок должен получать объем пищи, равный 1/5 долженствующей массы тела, от 2 до 4 месяцев - 1/6, от 4 до 6 месяцев - 1/7. После 6 месяцев суточный объем должен составлять не более 1 л, разовый объем - 200 мл.

Долженствующую массу тела можно определить по формуле: вес ребенка равен массе при рождении + месячная прибавка. В первые месяцы жизни месячные прибавки массы тела составляют: на 1-м месяце жизни - 600 г, на 2-м - 800 г, на 3-м - 800 г, каждый последующий месяц прибавка на 50 г меньше предыдущего.

Путем контрольных взвешиваний до и после кормления в течение суток устанавливается общий объем полученного ребенком грудного молока и, исходя из этого, вычисляется количество необходимого докорма молочными смесями.

Классификация смесей для правильного искусственного вскармливания

Искусственное вскармливание в отличие от смешанного естественного – это вид вскармливания, при котором ребенок получает только молочные смеси и не получает грудного молока. Показаниями к искусственному вскармливанию являются отсутствие молока у матери или ее тяжелые инфекционные и неинфекционные заболевания. В случае перевода ребенка на искусственное вскармливание он должен быть обеспечен адекватным искусственным питанием.

Существует следующая классификация смесей для искусственного вскармливания:

  • базовые для вскармливания здоровых детей;
  • специальные лечебные для детей с особыми диетическими свойствами;
  • лечебно-профилактические искусственные.

Для правильного искусственного вскармливания здоровых детей применяются адаптированные молочные смеси - заменители женского молока. Они готовятся на основе коровьего молока, но выпускаются продукты, приготовленные козьем или молоке других животных.

Адаптированные виды смесей для искусственного вскармливания подразделяются на базовые начальные, предназначенные для вскармливания детей с первых дней жизни (первая формула). Детям старше с 4-6-месячного возраста рекомендуются последующие смеси, которые могут быть пресными и кисломолочными, сухими или жидкими, готовыми к употреблению. Для активизации микрофлоры и предупреждения дисбактериоза в заменители женского молока включаются пробиотики и другие компоненты, которые присутствуют в материнском молоке, но отсутствуют в коровьем.

В адаптированные смеси для искусственного вскармливания новорожденных входят минеральные добавки (кальций, фосфор, калий, натрий, хлор, железо, цинк, медь, марганец, йод, селен и др.) в наиболее оптимальных соотношениях. Они содержат широкий спектр витаминов: А, С, D, Е, К, В1, В2, В6, В12, фолиевую кислоту, пантотеновую кислоту, биотин, холин. Их количество в смесях приближено к их уровню в грудном молоке.

Последующие смеси для искусственного вскармливания, применение которых рекомендовано с 6 до 12 месяцев, обозначаются цифрой 2. Это указывает на возраст, с которого их можно применять. Они отличаются от грудного молока по более высокому уровню белка, минеральных веществ, витаминов. В них могут отсутствовать компоненты, присутствующие в начальных молочных смесях.

Все сведения о составе продукта указываются на этикетке смеси. Приобретают смеси в специализированных магазинах и отделах детского питания и готовят по прилагаемым инструкциям.

Для докорма и вскармливания детей чаще применяются адаптированные смеси, на упаковках которых написано, в каком возрасте они применяются.

Применяемые смеси в зависимости от возраста должны иметь сходные условия производства. Заменять смеси необходимо, когда появляются симптомы потери в весе, беспокойство ребенка, расстройства стула.

При проведении частичного грудного и искусственного вскармливания могут отмечаться некоторые ошибки. К ним относятся:

  • необоснованная замена молочных смесей;
  • назначение кисломолочных смесей в первые месяцы жизни без особой на то надобности;
  • термическая обработка, не соответствующая инструкции, при которой утрачиваются биологические свойства смесей;
  • завышение или занижение объема смеси при кормлении.

Статья прочитана 873 раз(a).

Вскармливание ребенка заменителями грудного молока в полном объеме или в количестве 2 / 3 от всего объема питания называют искусственным . Если смесь занимает не более половины всего объема питания ребенка, тогда такое вскармливание называется смешанным и, конечно, оно предпочтительнее искусственного, так как при этом частично сохраняются преимущества грудного молока (об этом мы писали ранее).

Считается, что искусственное вскармливание ребенка - своего рода «метаболический стресс» (метаболизм - обмен веществ), поэтому при наличии у мамы хотя бы небольшого количества молока малыша все равно необходимо прикладывать к груди и стремиться максимально продлить вскармливание грудным молоком.

Можно перечислить и еще несколько недостатков искусственного питания:

  • повышается опасность инфицирования (в детской смеси бактерии развиваются очень быстро, и бутылочки необходимо каждый раз тщательно пастеризовать);
  • детские смеси, в отличие от грудного молока, не содержат защитных антиинфекционных факторов;
  • усвоение некоторых витаминов и микроэлементов из смесей гораздо ниже, чем из грудного молока;
  • ребенок-«искусственник» подвергается большему риску развития железодефицитной анемии, развития аллергических состояний, чем младенец, находящийся на грудном вскармливании.

По ряду причин (болезнь матери, тяжелое состояние ребенка) младенец может оказаться на искусственном вскармливании с самого рождения. Но, к сожалению, очень часто решение о переводе ребенка на такое питание с легкостью принимается самой мамой, когда у нее просто нет желания кормить грудью.

Некоторых мам может привлекать кажущаяся легкость и отсутствие всяких проблем при вскармливании искусственными смесями. Бывает, что переводу на искусственное вскармливание способствует подозрение на нехватку молока в тех случаях, когда ребенок кричит и проявляет беспокойство во время или сразу после кормления, когда женщина ощущает полное опорожнение грудных желез еще при активном сосании ребенка, когда уменьшается число мокрых пеленок в течение дня. Решить вопрос о том, действительно ли количество молока уменьшается безвозвратно (а такое бывает, но крайне редко) или это проявления обратимого состояния - так называемого «лактационного криза» - лучше совместно с вашим врачом. Существует множество способов увеличения объема молока, иногда бывает достаточно просто чаще прикладывать младенца к груди. Было бы желание. Но если все предпринимаемые мероприятия оказываются малоэффективными и введение в рацион малыша искусственной смеси неизбежно, необходимо посоветоваться с педиатром для грамотного выбора той или иной смеси, исходя из особенностей развития вашего ребенка.

Какие бывают смеси?

Следует сказать, что современные молочные смеси максимально приближены по своему составу к женскому молоку, хотя и приготовлены на основе коровьего молока, подвергнутого специальной обработке. Смеси обычно классифицируются по степени адаптации к грудному молоку.

Максимальной степенью адаптации характеризуются так называемые адаптированные смеси - сухие и жидкие, пресные и кисломолочные . В современные адаптированные смеси вводятся компоненты, аналогичные компонентам грудного молока, - сывороточные белки, растительные жиры, углеводы в виде лактозы и декстрин-мальтозы, минеральные вещества, витамины в адекватных и сбалансированных количествах. К адаптированным молочным смесям - заменителям грудного молока относят ряд продуктов отечественного производства, таких как жидкий продукт «Агуша» (кисломолочная и пресная), кисломолочная смесь «Бифилин», сухая смесь «Нутрилак-1», а также аналогичные продукты, выпускаемые зарубежными фирмами: «Нан», «Нан кисломолочный» («Нестле», Швейцария), «Энфамил-1» («Мид Джонсон», США), «Нутрилон-1» («Нутриция», Голландия), «СМА» («Вайт Ньютришинелс Инк.», США), «Туттели» («Валио», Финляндия), «Фрисолак» («Фризленд», Голландия), «Хайнц» («Хайнц», Чехия/США), «Хумана-1» («Хумана», Германия), «Галлия-1» («Данон», Франция), «Бэби-1» («Сэмпер», Швеция), «ХиПП 1» («ХиПП», Австрия), «Мамекс» («Интернешнл Нутришнл К°», Дания).

Вторая степень адаптации - адаптированные смеси на казеиновой основе без добавления сывороточных белков. К ним относятся: «Нестожен» («Нестле», Швейцария), «Симилак» («Эббот Лабораториз» США), «Лактофидус» («Данон», Франция), «Импресс» («Крюгер», Германия). Казеин - это белок, образующийся при створаживании молока. Младенцам, склонным к срыгиванию, обычно рекомендуют смеси на казеиновой основе с пониженным содержанием сывороточного белка.

Для питания детей постарше, начиная со второго полугодия жизни, используются так называемые переходные смеси (или «последующие формулы »): «Нутрилак-2» (Россия), «Нутрилон-2» («Нутриция», Голландия), «Хайнц для детей с 6 месяцев» («Хайнц», Чехия/США), «Галлия-2» («Данон», Франция), «ХиПП 2» («ХиПП», Австрия), «Фрисомел» («Фризленд», Голландия), «Бэби-2» («Сэмпер», Швеция), «Хумана-2», «Хумана Фольгемильх» («Хумана», Германия), «Энфамил-2» («Мид Джонсон», Голландия/США), «Нан 6-12», («Нестле», Швейцария).

Следует отметить, что в первые 2-3 недели жизни ребенку лучше назначать пресные смеси, поскольку кисломолочные в этом возрасте могут вызывать (или усиливать) срыгивания. Затем целесообразно их сочетание, причем оптимальным является назначение ребенку 50% кислых и 50% пресных смесей (от необходимого ребенку суточного объема питания).

Такие продукты, как стерилизованное молоко, детский кефир, биокефир, не являются адаптированными и могут использоваться только в качестве прикорма детей второго полугодия жизни.

Среди искусственных смесей большую группу составляют смеси лечебного назначения . Есть ряд заболеваний, при которых уже в младенческом возрасте качественное питание малыша невозможно обеспечить без применения смесей с лечебными свойствами: для недоношенных и маловесных детей, для малышей-аллергиков, для младенцев, страдающих болями в животе, срыгиваниями, запорами, неустойчивым стулом. Существуют строгие показания к назначению этих смесей, определенные схемы их введения в рацион. Начав давать ребенку лечебные смеси самостоятельно, без консультации со специалистом, вы можете не достичь желаемого эффекта и даже навредить вашему малышу.

Таблица 1. Примерная схема введения новой смеси.
Срок введения Количество смеси на 1 прием, мл Кратность приема Количество в сутки, мл
1-й день 10,0 1 10,0
2-й день 10,0 3 30,0
3-й день 20,0 3 60,0
4-й день 50,0 5 250,0
5-й день 100,0 4 400,0
6-й день 150,0 4-5 600,0 и более

Как вводить вводить новую смесь в рацио ребенка?

Если по каким-то причинам оказалось необходимым ввести в рацион ребенка новую смесь, то делать это нужно обязательно постепенно. Нередко мама сама принимает решение поменять смесь на «какую-нибудь получше» и вводит ее за один день сразу в полном объеме. Через несколько дней она узнает о существовании «более современной» смеси и опять же из самых лучших побуждений быстренько меняет старую смесь на новую. Хорошо если малыш никак на это не отреагирует, но иногда у ребенка может появиться аллергическая реакция или какое-либо расстройство пищеварения. И не только потому, что питание, возможно, было подобрано не правильно, а в большей степени - из-за его неграмотного введения в рацион ребенка. Однажды у меня на приеме молодая мамочка сокрушалась: «Доктор, моему ребенку не подходит ни одна из существующих смесей!». Оказалось, что за два месяца мама поменяла своему малышу 7(!) разных смесей, так и не выбрав идеальной.

Любую новую смесь (обычную или лечебную) необходимо начинать давать в очень небольшом количестве, увеличивая ее объем за счет объема постепенно заменяемого питания.

Конечно, разводить смесь следует только кипяченой водой и лучше непосредственно перед кормлением ребенка в полном соответствии с инструкцией на упаковке смеси. Если питание приготовлено сразу на несколько кормлений, то бутылочки со смесью должны храниться в холодильнике не более суток.

Режим питания при смешанном и искусственном вскармливании

При смешанном вскармливании режим питания остается свободным. Необходимо только контролировать количество грудного молока с помощью контрольного взвешивания, а недостающий объем компенсировать смесью. При этом докорм следует давать только после прикладывания ребенка к обеим грудям. Если объем докорма невелик, то его целесообразнее давать с ложечки, чтобы ребенок совсем не отказался от груди. При большом объеме докорма можно пользоваться бутылочкой, надев на нее упругую соску с мелкими отверстиями на конце (при большом отверстии или неправильно подобранном размере соски ребенок может одновременно с сосанием заглатывать большие порции воздуха, что бывает главной причиной частого срыгивания).

При искусственном вскармливании детей первых месяцев жизни, как правило, рекомендуется 6-7-разовое кормление через 3 или 3,5 часа с 6,5 или 6-часовым перерывом. При этом важно определить необходимый объем питания. Самым точным является «калорийный» метод расчета, основанный на физиологической потребности ребенка в энергии, которая в первом полугодии составляет 115 ккал/кг, во втором - 110 ккал/кг массы тела. Для ориентировочного расчета может применяться объемный метод. При этом суточный объем пищи, необходимый ребенку со средним уровнем физического развития, составляет в возрасте от 10 дней до 2 месяцев - 1 / 5 массы тела, от 2 до 4 месяцев - 1 / 6 массы тела, от 4 до 6 месяцев - 1 / 7 , от 6 мес. до 1 года - 1 / 8 - 1 / 9 массы тела. Этот объем не включает воду, не входящую в состав молочной смеси, и соки.

Сроки ведения продуктов прикорма при искусственном вскармливании несколько отличаются от схемы введения прикорма при естественном вскармливании. Отличие заключается в возможности более раннего введения каши, овощного и мясного пюре (см. Таблицу 2).

Примерная схема введения продуктов и блюд прикорма при искусственном вскармливании детей первого года жизни («Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни», Методические указания МЗ РФ №225, Москва 1999 г.)
Наименование продуктови блюд Возраст, месяцы
0-3 3 4 5 6 7 8 9-12
Молочная смесь 700-900 800-900 700 400 300-400 350 200-400 200-400
Фруктовый сок, мл - 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Фруктовое пюре, г - 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Овощное пюре, г - - 10-100 150 150 170 180 180-200
Молочная каша, г - - - 50-100 150 150 180 180-200
Творог, г - - - 40 40 40 40 40-50
Желток, шт. - - - - 0.25 0.5 0.5 0.5
Мясное пюре, г - - - - 5-30 50 50 60-70
Рыбное пюре, г - - - - - - 5-30 30-60
Кефир и другие кисломолочные продукты, мл - - - - 200 200 200-400 200-400
Цельное молоко, мл - - 100 200 200 200 200 200
Хлеб пшеничный - - 5 5 10
Сухари, печенье, г - - 3-5 5 5 10 10-15
Растительное масло, г - - 1-3 3 5 5 5 6
Сливочное масло, г - - 1-4 4 5 5 6
Примечание: Фруктовое пюре вводится через 2 недели после введения сока. Цельное молоко до 9 месяцев используется только для приготовления блюд прикорма (овощного пюре, каши).

В заключение хочу еще раз напомнить родителям о непревзойденных преимуществах женского молока перед молочными смесями и уникальности естественного вскармливания. Никогда не торопитесь дать ребенку молочную смесь без действительно серьезных на то причин!

Искусственное и смешанное вскармливание

Искусственное вскармливание вводится в тех случаях, когда у матери полностью отсутствует молоко или состояние ее здоровья не позволяет кормить ребенка грудью. Однако, учитывая, что в первые 3 месяца особенно важно естественное вскармливание, в таких случаях до введения искусственного необходимо попытаться обеспечить ребенка донорским женским молоком. При искусственном вскармливании ребенок полностью переводится на питание молочными смесями, производимыми на основе коровьего молока. Лучше заменять грудное молоко смесями из коровьего постепенно.

Смешанным принято называть такое вскармливание , когда в первые шесть месяцев жизни ребенка его рацион состоит как из грудного молока, так и из молочных смесей. Причиной может быть развивающаяся гипогалактия (недостаточная продукция молока) у матери. Задача врача в таких случаях выяснить степень выраженности гипогалактии и предпринять меры, способствующие увеличению количества грудного молока. В каждом случае необходимо учитывать, сколько грудного молока ребенок получает от матери. Для этого ребенка в течение 1-2 суток взвешивают до и после каждого кормления. Недостающее количество грудного молока восполняют смесями. Докорм надо давать лишь в строго необходимом количестве и с таким расчетом, чтобы объем и калорийность пищи соответствовали потребностям ребенка.

При переходе на смешанное вскармливание важно стремиться к тому, чтобы грудное молоко все-таки оставалось основным в питании ребенка. Введение докорма само по себе может способствовать уменьшению количества грудного молока, поэтому докорм необходимо давать после прикладывания к груди. После того как ребенок привыкнет к смесям, их можно давать как самостоятельное кормление, чередуя с кормлениями грудью. Режим питания при смешанном вскармливании остается таким же, как и при грудном. При искусственном вскармливании рекомендуется более ранний переход на пятиразовое кормление с длительными промежутками между отдельными кормлениями, так как чужеродная пища дольше задерживается в желудке. Объем пищи, как и при естественном вскармливании, зависит от возраста и веса ребенка.


Смешанное вскармливание – это сочетание кормления ребенка первого года жизни грудным молоком (не менее 1/5 суточного объема) и адаптированными детскими молочными смесями.

При искусственном вскармливании грудное молоко либо полностью отсутствует, либо его доля составляет менее 1/5 в суточном рационе ребенка.

Введение докорма или перевод ребёнка на полное искусственное вскармливание должны быть строго обоснованными и могут осуществляться только в том случае, когда весь арсенал средств, направленных на профилактику гипогалактии и стимуляцию лактации, оказывается неэффективным. В таких случаях в питании детей важно использовать адаптированные молочные смеси, созданные с учетом современных требований к их составу.

Перевод ребенка на искусственное вскармливание, особенно в первые месяцы жизни для него далеко не безразличен, являясь своеобразным «метаболическим стрессом». Ни одна даже самая современная искусственная смесь не может являться полноценной заменой материнского молока. В связи с этим максимальное внимание врачей и среднего медицинского персонала должно уделяться правильному выбору «заменителей» женского молока с учетом индивидуальных особенностей здоровья, физического развития и аппетита

Существует несколько видов адаптированных молочных смесей (рис. 1):

Для детей первых 5–6 месяцев жизни - «начальные» или «стартовые» смеси;

Для детей второго полугодия жизни - «последующие» смеси;

Смеси от «0 до 12 месяцев» могут применяться на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Состав «начальных» смесей максимально адаптирован к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ и пищеварения детей первых месяцев жизни. В последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня белка в современных молочных продуктах с целью его количественного приближения к таковому в женском молоке. Это стало возможным благодаря улучшению качества белкового компонента. Так, в большинстве «начальных» смесей количество белка составляет 1,4-1,6 г/100 мл, а минимальный уровень - 1,2 г/100 мл (содержание белка в 100 мл женского молока составляет 0,9-1,2 г).

Белковый компонент таких продуктов представлен смесью легкоусвояемых сывороточных белков, с полным набором заменимых и незаменимых аминокислот. Однако их количество, соотношение не могут соответствовать этим параметрам материнского молока. Соотношение сывороточных белков и казеина в детских молочных смесях последнего поколения составляет 60:40 или 50:50, причем наиболее оптимальным является соотношением - 70:30. Все адаптированные молочные смеси обогащены таурином, в состав некоторых дополнительно введены отдельные аминокислоты и a-лактальбумин. Все большее количество искусственных смесей содержит в своем составе нуклеотиды.

Рис. 1. Характеристика современных адаптированных молочных смесей

Жировой компонент женского молока значительно отличается от такового коровьего молока. В первую очередь это связано с наличием в нем незаменимых ПНЖК, чрезвычайно важных для правильного роста и развития ребенка, формирования центральной нервной системы, адекватного иммунного ответа. Состав жирового компонента «начальных» смесей приближен к уровню липидов женского молока. С этой целью в них вводятся растительные масла, богатые полиненасыщенными жирными кислотами. Соотношение линолевой и a-линоленовой жирных кислот в смесях последнего поколения приближается к таковому в женском молоке, составляя 10:1. Для улучшения усвоения жира в молочную смесь вводят небольшое количество природных эмульгаторов (лецитина, моно- и диглицеридов), которые способствуют образованию мелких жировых глобул и более легкому усвоению жира. В состав большинства смесей вводят также L-карнитин, способствующий ассимиляции жирных кислот на клеточном уровне. Современной тенденцией является обогащения смесей длинноцепочечными полиненасыщенными жирными кислотами (арахидоновой и докозагексаеновой), которые являются предшественниками эйкозаноидов (простагландинов, тромбоксанов, лейкотриенов), необходимых для миелинизации нервных волокон, дифференцировки клеток сетчатки глаза, участвующих в формировании и стабилизации клеточных мембран и др.

В качестве углеводного компонента используется, в основном, лактоза или ее комбинация с мальтодекстрином (до 25%), обладающим бифидогенным действием и снижающим осмолярность продукта. Ряд продуктов содержит галакто- и фруктоолигосахариды, обладающие пребиотическими свойствами и способствующие избирательному росту в кишечнике индигенной флоры, преимущественно бифидобактерий («Нутрилон»). Продукты «Сэмпер Бифидус» и «Тема 2» содержит лактулозу, также являющуюся пребиотиком, послабляющий эффект которой клинически доказан.

Соотношение кальция и фосфора в смесях находится в диапазоне 1,5:1 – 2,0:1, что обеспечивает правильное развитие костной ткани и предупреждает появление рахита. Оптимальным является соотношение 2:1. Предусматривается также оптимальное соотношение калия и натрия, равное 3:1. Для улучшения усвоения железа и его использования в процессах кроветворения очень важно наличие в продукте достаточного количества аскорбиновой кислоты (5 – 10 мг в 100 мл), а также оптимальное соотношение железа и цинка – 2:1 и железа и меди – 20:1, поскольку при таком балансе не происходит нарушение всасывания этих микроэлементов.

Уровень витаминов в адаптированных молочных смесях превышает таковой в женском молоке в среднем на 15-20%, так как их усвояемость из коровьего молока более низкая, чем из женского. При этом большое внимание уделяется достаточному введению витамина D, участвующего в процессах обмена кальция и минерализации костной ткани. Его содержание в 100 мл готовой смеси составляет 40 – 50 МЕ. Во все смеси добавлены витамины группы В, витамин Е, обладающий антиоксидантной активностью, витамин А, принимающий участие в иммунных реакциях организма, а в некоторые смеси введен b-каротин.

Содержание белка, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в смесях должно соответствовать отечественным («Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», СанПиН 2.3.2.1078-01, п. 3.1.1.1.) и международным (Codex Alimentarius Commission of FAO/WHO; European Society or Paediatric Gastroenterology, Hepatology and Nutrition, Директива ЕС 1996 г) стандартам для адаптированных молочных смесей.

Важным показателем адекватности смеси физиологическим особенностям детей первого года жизни является ее осмолярность (сумма растворимых компонентов, определяющих ее осмотическое давление). Избыточная осмолярность смеси может создать дополнительную нагрузку на энтероциты слизистой оболочки тонкой кишки и незрелые почки ребенка и поэтому не должна превышать 290- 320 мОсм/л.

«Последующие» смеси, в отличие от «начальных», содержат более высокое количество белка (1,5 – 1,8 г в 100 мл). Преобладание сывороточных белков над казеином уже не является обязательным, но при составлении композиции белкового компонента все большее число производителей отдают предпочтение преимущественному содержанию сывороточной фракции. Продукты для детей этой возрастной группы содержат весь необходимый набор витаминов и минеральных веществ в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления и отличаются более высоким содержанием железа, кальция, цинка по сравнению с «начальными» смесями. Поскольку у детей к 4 - 5 месяцам жизни, полученные внутриутробно запасы железа истощаются, требуется дополнительное введение в смесь этого важного микронутриента (1,1 – 1,4 мг железа в 100 мл.).

Смеси «от 0 до 12 месяцев» используются в питании детей на протяжении всего первого года жизни. В белковом компоненте могут преобладать как сывороточные белки, так и казеины, причем в данном случае казеиновая основа продукта подвергается специальной технологической обработке, облегчающей ее переваривание и усвоение.

В ряд сухих пресных смесей введены пробиотики: бифидо- и лактобактерии, являющиеся основной физиологической флорой кишечника ребенка («Нутрилак Бифи», «НАН 2», «ХиПП 1» и «ХиПП 2»). Современные технологии позволяют обеспечивать сохранность микроорганизмов в продукте на протяжении всего срока годности.

Кроме сухих адаптированных молочных смесей, существуют аналогичные им по составу жидкие продукты, как пресные, так и кисломолочные. Их использование имеет несомненные преимущества: они готовы к употреблению, исключается неправильная дозировка порошка, гарантировано качество используемой воды. Однако их производство налажено только в Европейской части России, поэтому целесообразно наладить выпуск таких продуктов на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

В настоящее время в питании грудных детей широко и успешно используются адаптированные кисломолочные продукты. Для их приготовления подбираются специальные штаммы лактобактерий (Lactobacillus rhamnosus (LGG), Lactobacillus acidofilus, и болгарская палочки), бифидобактерий (Bifidobacterium Lactis Bb12, Bifidobacterium bifidum, Bifidobacterium infantis) и термофильный стрептококк. Закваски могут быть монокомпонентными и комбинированными. Кисломолочные продукты, содержащие бифидо- и лактобактерии, относятся к числу продуктов с пробиотическими свойствами.

В процессе молочнокислого брожения продукты приобретают ряд важных свойств: в них снижается уровень лактозы, накапливаются бактерицидные вещества, молочная кислота, происходит частичное расщепление молочного белка, что облегчает переваривание продукта и его усвоение, а также несколько снижается антигенность белкового компонента.

Адаптированные кисломолочные смеси могут вводиться в питание детей, наряду с пресными детскими молочными смесями, с первых недель жизни. В то же время кефир и другие неадаптированные кисломолочные продукты недопустимо вводить в питание детей первого полугодия. В настоящее время они используются, начиная с 8 месяцев.

В рационе ребенка первых месяцев жизни возможно комбинировать адаптированные пресные и кисломолочные смеси в соотношении 2:1 - 1:1, особенно при нарушениях процессов пищеварения и риске развития алиментарно-зависимых заболеваний. Применение только кисломолочных смесей (особенно с высокой кислотностью) может вызвать срыгивания, отказ ребенка от продукта, определенные сдвиги в кислотно-щелочном состоянии. В настоящее время появились современные сухие кисломолочные смеси («Нутрилак кисломолочный», «НАН кисломолочный») с более низкой кислотность, что позволяет использовать их в качестве основного продукта питания.

Алгоритм выбора смеси

При выборе смеси, наиболее адекватной для вскармливания ребенка, следует учитывать:

Для детей первых 4–6 месяцев жизни - «начальные» или «стартовые» смеси;

Возраст ребенка. В первые 2-3 недели жизни предпочтительнее назначать пресные, а не

кисломолочные заменители женского молока. В последующем возможно сочетание

адаптированных пресных и кисломолочных смесей 1:1, либо 2: 1;

Степень адаптированности смеси. Чем меньше возраст ребенка, тем в большей степени он нуждается в максимально адаптированных смесях. Это «стартовые» или «начальные» - смеси, предназначенные для детей от 0 до 5-6 месяцев жизни. В первом полугодии жизни можно использовать смеси «от 0 до 12 мес.» с 5-6 мес. назначаются «последующие» формулы;

Функциональные возможности желудочно-кишечного тракта;

Социально-экономические условия семьи. Все дети грудного возраста должны получать современные адаптированные молочные продукты. Дети из социально незащищенных семей должны получать питание бесплатно (адресная поддержка);

И ндивидуальную переносимость смеси. Ребенок выбирает смесь по вкусу.

Критерием правильного выбора смеси является хорошая толерантность ребенка к данному продукту: ребенок с удовольствием ест смесь, у него отсутствуют диспепсические расстройства (срыгивания, рвота, жидкий, плохопереваренный стул или запоры), проявления атопического дерматита, дефицитные состояния (железодефицитная анемия, гипотрофия, паратрофия и др.).

Среднесуточные нормы физических потребностей в основных пищевых веществах и энергии и способы расчета необходимого суточного количества пищи приведены в приложениях 1 и 2.

Материалы для данной главы также предоставлены: к.м.н. Лукояновой О. Л. (Москва), к.м.н. Капрановой Е. И (Москва)



10. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила.

Правильное вскармливание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

2.Естественное вскармливание

Естественное(грудное) вскармливание- форма питания новорождённого ребенка, является единственным физиологически адекватным питанием новорождённого и грудного ребёнка.

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни; Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах; Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов; В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

2.1. Преимущества женского молока:

1. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

2. Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

3.Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин – серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в три раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA, который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

5. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка 1-го года жизни.

6. Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит В-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, В-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

7. Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем почти в 15 раз, амилазы – в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментатив-ную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

8. Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в два раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в четыре раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

9. Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности витамина Д, что также способствует профилактике рахита.

10. Показано, что при естественном вскармливании в дальнейшем лучше половая потенция, выше фертильность.

11. При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

2.2.Режим и техника естественного вскармливания.

Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы. Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которыми он сталкивается сразу же после рождения.

Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

В настоящее время следует признать существенно большую эффективность "свободного" вскармливания или, иначе, вскармливания по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может "требовать" от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После "прихода" молока можно кормить ребенка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление.

Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение сидя так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормить лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

3.Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.

·недостаточный набор веса

·недоношенность;

·болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием;

·жизненная ситуация: маме необходимо работать или учиться.

Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью.

Главное правило смешанного вскармливания – это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки. Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью.

Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливание смесью – наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен.

Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практически не остается. В этом случае одно кормление полностью или два-три кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют смесью кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.

Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.

3.1.Правила смешанного вскармливания

1.Докорм(искусственную смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеми грудным железам и после полного их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит и он активно состет грудь. Если же вначале дать искусственную смесь, то во-первых Вы не знаете в каком колечестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки.

В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать в течении определенного количества времени или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следущему способу кормления. Ребенок в течении дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления грудное молоко;

2.Докорм лучше давать из ложечки (есили его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от гуди. При большом объеме докорма как привило используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями (чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания);

3.Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием;

4.Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси - 37-38 грудусов;

5.Прикорм при смешанном вскармливании вводиться на 2-3 недели раньше, чем при естественном вскармливании.

Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиетнах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному или естественному), вид применяемой смеси (адаптированная, неадаптированная).

3.2.Существуют 2 метода введения докорма:

1. Классический метод - ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.

2. Метод чередования - ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.

4.Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание - это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

4.1.Правила искусственного вскармливания

1.Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.

2.Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания.

3.Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями «Малютка». «Малыш», «NAN» и др., которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.

4.Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40°С. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.

5.Бутылочку при кормлении держат под таким углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.

4.2.Режим

первая неделя жизни – 7-10;

1 неделя – 2 месяца – 7-8;

2-4 месяца – 6-7;

4-9 месяцев – 5-6;

9-12 месяцев- 5.

4.3.Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:

Слишком частые изменения в пище. Замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказе ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;

Ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;

Назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни, хотя они легче переносятся малышами со скрытой лактазной недостаточностью и обладают антибиотической активностью. Однако при вскармливании только кисломолочными смесями отмечается нарушение обмена веществ.

4.4.При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Готовьте ее непосредственно перед кормлением в предварительно простерилизованной посуде.

2. В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке или напечатанной прямо на ней инструкцией.

3. Разводите ее водой, предназначенной специально для детского питания: она не содержит никаких вредных веществ.

4. Перед тем как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру: она должна соответствовать температуре тела.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!