Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Физическое развитие ребенка − как вырастить будущего чемпиона? Причины и симптомы задержки физического развития у детей.

Задержка физического развития это значительное отставание ребенка по антропо­метрическим показателям от сверстников. Неред­ко оно сопровождается и задержкой становления двигательных навыков и познавательных функций.

Единого мнения относительно критериев диаг­ностики заболевания нет, но обычно о задержке говорят, когда антропо­метрические показатели ниже 3-5-го процентиля или за короткий срок произошло их значительное снижение (например, с уровня выше 75-го про­центиля до уровня ниже 25-го). Традиционно раз­граничивают задержку физического развития, об­условленную заболеваниями (органическую) или социальными и психологическими причинами в отсутствие болезней, вызывающих задержку роста (неорганическую, психосоциальную), характерную для детей до 5 лет.

Эпидемиология и этиология

Распространен­ность заболевания зависит от обследуемого контингента детей. Среди детей, родившихся с низкой массой тела или живущих в плохих материально-бытовых условиях, она до­стигает 5-10%. Задержке развития способствуют также конфликты в семье, заболе­вания в периоде новорожденности, депрессия у матери. В США задержка физического развития, обусловленная психологическими и социальными причинами, встречается значительно чаще обу­словленной заболеваниями.

Круг последних довольно широк и затрагивает любые органы и системы. Ведущие психологические и социальные причины задержки физического развития - бедность, недостаточное внимание и отсутствие привязанности к ребенку родителей, иногда тяжелые психотравмирующие ситуации, такие как жестокое обращение. Несколь­ко факторов могут воздействовать одновременно, например жестокость сочетается с плохим уходом, глубокая недоношенность с эмоциональной холод­ностью родителей к ребенку.

Симптомы задержки физического развития

Тяжесть проявле­ний колеблется от небольшого отставания роста, массы до облысения, утраты под­кожного жирового слоя, уменьшения мышечной массы, дерматита, рецидивирующих инфекций, белково-энергетического (маразм) или белкового истощения (квашиоркор). В развитых странах за­держка физического развития обычно ограничива­ется отставанием в росте и массе, диагности­руемым амбулаторно, в развивающихся - весьма распространены такие ее проявления, как рециди­вирующие инфекции и истощение (белковое или белково-энергетическое).

Степень задержки развития ко­личественно определяют, оценивая каждый из антропометрических показателей (масса тела, рост и весо-ростовой индекс) в процентах от средних возрастных на соответствующих диаграммах фи­зического развития. В отсутствие диаграммы, срав­нение с которой было бы корректно (например, при некоторых влияющих на физическое развитие забо­леваниях), опираются на многократные определе­ния антропометрических показателей в динамике. У детей, родившихся недоношенными, учитывают продолжительность недонашивания, так как до 1-2 лет корректированного возраста сравнение ан­тропометрических показателей с диаграммами для соответствующего корректированного возраста бо­лее точно, чем с диаграммами для соответствующе­го хронологического.

Отставание расценивается как легкое, умерен­ное или тяжелое, если масса тела составляет 75-90, 60-74 и менее 60% стандартного соответственно, рост - 90-95, 85-89 и менее 85 % стандартного соответственно, а весо-ростовой индекс- 81-90, 70-80 и менее 70% стандартного соответственно. Как правило, отставание массы тела проявляется раньше, чем отставание ро­ста. При хроническом недоедании масса тела часто соответствует росту, так как оба показателя отста­ют от возрастных стандартов.

Лабораторные исследования при отставании физического развития обычно мало информатив­ны, а потому их следует ограничивать разумным пределом. Для начала достаточно общего анализа крови, анализа мочи и определения свинца в сыво­ротке крови. Определение костного возраста часто помогает отличить семейную низкорослость, при которой он соответствует хронологическому воз­расту, от эндокринных заболеваний и расстройств питания, при которых он отстает от хронологиче­ского. Другие исследования, такие как определение функции щитовидной железы, всасывания и ацидемий, вызванных органическими кислотами или аминокислотами, потовая проба, назначают при соответствующем анамнезе или физикальных на­ходках.

Диагностика задержки развития

Диагностика опирается в первую очередь на анамнестические и клинические данные и наблю­дения взаимоотношений родителей и ребенка. По­следние, особенно во время кормления, зачастую важны в диагностике причин физического развития.

К ним относятся:

  • неспособность родителей обеспечить ребенку достаточное питание;
  • неспо­собность ребенка получить достаточное питание
  • его неспособность усвоить питание.

Питание ребенка может быть недостаточным из-за того, что родители не знают, как правильно кормить ре­бенка, имеют необычные убеждения относитель­но питания, потому что мать страдает депрессией или просто потому, что семья бедна. У детей пер­вых мес. жизни особенно важно выяснить состав питания, его режим и реакцию родителей на то, что ребенок беспокоен между кормлениями или, наоборот, просыпает очередное кормление. Нару­шения координации сокращения мышц полости рта и глотки, анатомические аномалии, сердечно­сосудистые расстройства, увеличение нёбных мин­далин и их рецидивирующие инфекции, (гипертрофия глоточной миндалины) могут нару­шать глотание. Основные причины недостаточного поступления источников энергии - рвота, понос и нарушения всасывания. В диагностике причин болезни надо исходить из возраста ребенка и клинической кар­тины.

Лечение задержки психического развития

Для успеха лечения необходимо уяс­нить, каково состояние здоровья ребенка и состо­яние его питания, понять, каковы проблемы семьи и взаимоотношения ребенка и родителей. Неза­висимо от причины необходимо создать в семье условия для нормального питания. Особая тща­тельность в восстановлении питания требуется при тяжелом истощении.

Если в основе патологии лежит заболевание, ведущее значение имеет его те­рапия. Тип усиленного питания зависит от тяжести задержки физического развития и характера забо­левания, вызвавшего ее. Например, при почечной недостаточности необходимо тщательно контро­лировать поступление с питанием белка. Эффек­тивность высококалорийного питания зависит от характера заболевания, его лечения и тяжести за­держки физического развития.

Грудным детям старше 6 мес. и детям 1-2 лет, у которых задержка физического развития обу­словлена психологическими и социальными при­чинами, продолжительность кормления должна быть 20-30 мин, начинать его следует с гу­стой пищи. Следует, по возможности, исключить отвлекающие моменты. Дети старше 1 года должны принимать пищу вместе с другими членами семьи.

Нельзя кормить насильно. Потребление воды, со­ков, низкокалорийных напитков следует ограничи­вать, а потребление высококалорийных продуктов, таких как цельное молоко, сыр, масло, сухие фрук­ты, - поощрять. Иногда целесообразно ввести вы­сококалорийные пищевые добавки, такие как Дуокал (Duocal) или Поликос (Polycose), высокока­лорийные добавки к цельному молоку или молочную смесь повышенной калорийности, содержащую более 20 ккал на 30 мл - Педиасур (PediaSure), Энсур (Ensure), Ресурс (Resource). Быстрая прибавка массы тела обычно подтверж­дает предположение о психологической и социаль­ной причине задержки физического развития.

Госпитализация показана при тяжелом истоще­нии, необходимости тщательного обследования, отсутствии соответствующего ускорения роста, не­уверенность в адекватности отношения родителей к ребенку. Если нарушения развития связана с заболеванием, в стационаре должно быть проведено обследование и лечение, не оставляющее родителей и ребенка неудовлетворенными. При за­держке физического развития ребенка госпитали­зируют на 5-10 дней для контроля калорийности питания и взаимоотношений родителей и ребенка. Цель госпитализации в подобных случа­ях - добиться ускоренного роста и научить роди­телей правильно кормить ребенка. Независимо от причины болезни к кон­цу госпитализации характер питания и его режим должны соответствовать рекомендуемым после вы­писки.

Прогноз

Независимо от причины задержка фи­зического развития на первом году жизни опасна. Максимум постнатального роста головного моз­га приходится на первые 6 мес. жизни. Его уве­личение на первом году равно увеличению за все остальные детские годы. Приблизительно у трети де­тей с задержкой физического развития, вызванной психологическими и социальными причинами, за­держивается психомоторное развитие, возникают расстройства социальной адаптации и эмоциональ­ные нарушения. При патологии, обусловленной заболеваниями, прогноз зави­сит как от характера болезни и тяжести задержки. Всем детям, у которых наблюдалась эта болезнь, следует в дальнейшем оценить когнитивное и эмоциональное развитие и постоян­но его контролировать, при необходимости при­менять коррекционные меры.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

– группа заболеваний различной этиологии, сопровождающихся отклонением показателей физического развития ребенка от возрастных норм. Чаще проявляется задержкой роста, намного реже встречаются заболевания, приводящие к ускоренному росту. Нарушения роста у детей почти всегда сопровождаются симптоматикой со стороны сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта (в зависимости от этиологии). Проводится оценка физического развития на основании специально разработанных таблиц, а также комплексная лабораторная диагностика. Лечение этиотропное, применяется заместительная гормональная терапия, нейрохирургические и другие операции.

    Нарушения роста у детей сопутствуют огромному числу различных эндокринных и соматических заболеваний. Трудности своевременной диагностики и дорогостоящая гормональная терапия ставят проблему физического развития ребенка на одно из первых мест в педиатрии . Кроме того, заболевания данной группы оказывают непосредственное влияние на демографическую ситуацию в будущем. Особую опасность представляют задержка внутриутробного развития и врожденные эндокринные патологии, при которых своевременная коррекция практически невозможна, и по этой причине ребенок остается низкорослым. Нарушения роста у детей способны в определенной степени снижать качество жизни уже взрослого человека, а также часто отражаются на фертильности в будущем.

    Причины и классификация нарушений роста у детей

    Часть заболеваний связана с эндокринными нарушениями. Это могут быть патологии метаболизма соматотропина, его недостаточное или избыточное образование либо изменение чувствительности периферических рецепторов к данному гормону. Расстройства обмена гормона роста могут быть вызваны опухолями гипоталамо-гипофизарной области, генетическими дефектами каких-либо ферментов, участвующих в образовании соматотропина и т. д. Кроме того, нарушения роста у детей встречается при патологиях обмена других гормонов, в частности, гормонов щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов и некоторых центральных гормонов, таких как АКТГ и рилизинг-факторы.

    Некоторые соматические патологии тоже могут являться причиной нарушений роста у детей. Прежде всего, это группа скелетных дисплазий и хромосомных заболеваний, сопровождающихся низкорослостью. Патологии почек, печени и желудочно-кишечного тракта также иногда сопровождаются задержкой роста. Обычно это связано с недостаточностью питания (нерациональная диета, голодание) или усвоения пищи. Вместе с тем, печень опосредованно участвует в процессе роста ребенка, поскольку именно здесь под влиянием соматотропного гормона образуются инсулиноподобные факторы роста, которые напрямую воздействуют на клетки-мишени, запуская анаболические реакции.

    Существует два основных принципа, на основе которых все нозологии делятся на подгруппы. Первый принцип количественный, в этом случае говорят либо о задержке роста, либо о преждевременном и ускоренном росте. Второй принцип связан с причинами патологий. В соответствии с ним различают нарушения роста эндокринного и соматического генеза. В структуре общей заболеваемости существенно превалирует последняя подгруппа. Кроме того, к нарушениям роста у детей относятся некоторые наследственные формы патологии, например, семейная низкорослость.

    Симптомы нарушений роста у детей

    Стоит отметить, что задержка роста встречается гораздо чаще, нежели ускоренный рост и развитие. В случае задержки внутриутробного развития сразу после рождения ребенка можно заметить, что параметры его физического развития в той или иной степени отстают от нормы. Однако чаще заподозрить нарушения роста у детей можно примерно с 3-4 лет, когда есть возможность проследить динамику роста. Как правило, с этого времени отставание определяется не только педиатром, но и родителями малыша. Это может быть пропорциональная задержка роста (туловище и конечности равномерно отстают в размерах от возрастной нормы) и диспропорциональная форма (конечности либо короткие, либо длинные по отношению к туловищу).

    Хромосомные синдромы, в клинике которых присутствуют нарушения роста у детей, также проявляются специфическими изменениями внешности (например, синдром Дауна или ). Дополнительная симптоматика характерна для всех соматических заболеваний, отражающихся на физическом развитии ребенка. При пороках развития сердечно-сосудистой системы выявляется цианотичность кожных покровов и другие признаки, нарушения подтверждаются по данным ЭКГ. Патологии желудочно-кишечного тракта сопровождаются диспепсическими явлениями, изменением стула, вздутием живота и другими симптомами.

    Что касается эндокринных заболеваний, то нарушения роста у детей также не являются единственным их проявлением. Если изменения связаны с вырабатываемым гипофизом соматотропным гормоном, показатели роста будут заметно отклоняться от возрастных норм, в отличие от других заболеваний, при которых это может быть не так очевидно. Недостаточность гормональной функции щитовидной железы, помимо низкорослости, проявляется характерной вялостью ребенка, низким артериальным давлением и брадикардией , при гиперфункции железы симптомы противоположны, рост ускорен.

    Половые гормоны в некоторой степени потенцируют физическое развитие ребенка. Они участвуют в образовании ядер окостенения и закрытии зон роста в эпифизах костей по окончании пубертатного периода. Таким образом, врожденные и приобретенные заболевания надпочечников, а также дефекты метаболизма половых гормонов неизбежно ведут к нарушениям роста у детей. В некоторых случаях задержка роста может быть связана с сильным психоэмоциональным стрессом. Кроме того, конституциональные особенности также играют роль в физическом развитии. У таких детей в семейном анамнезе обычно есть указание на задержку роста, чаще по отцовской линии.

    Диагностика нарушений роста у детей

    Существуют определенные нормативы, на которые педиатр ориентируется при оценке физического развития ребенка, в частности – центильные таблицы, содержащие количественные границы роста, веса и других показателей для детей разных возрастов. Если показатели пациента на протяжении одного-двух лет выходят за рамки, указанные для конкретного возраста, можно говорить об ускорении или задержке физического развития. Соответствие определенной колонке центильных таблиц в целях диагностики нарушений роста у детей всегда оценивается на протяжении нескольких лет.

    Разработаны алгоритмы, на основании которых проводится дифференциальная диагностика причин нарушений роста у детей. Необходимость в них возникает в связи с тем, что исследование функции гипофиза является дорогостоящим и представляет серьезную нагрузку на организм ребенка, поэтому выполняется только по строгим показаниям. На начальном этапе исключают любые соматические патологии, способные вызывать нарушения роста у детей.

    Проводят ЭКГ и ЭхоКГ-диагностику для оценки состояния сердечно-сосудистой системы. Патологии желудочно-кишечного тракта диагностируют на основании результатов биохимического анализа крови, абдоминального УЗИ и рентгенологического исследования (по показаниям).

    Далее выполняют лабораторное исследование функции щитовидной и других периферических желез, поскольку технически периферические железы исследовать проще, чем центральные. Определяют уровень тироксина, глюкокортикоидов, половых гормонов. Это позволяет обнаружить возможное снижение или повышение функции какой-либо из этих желез внутренней секреции и начать соответствующую терапию. Если у ребенка не выявлено отклонений от нормы, осуществляют скрининг дефицита или избытка соматотропного гормона и инсулиноподобных факторов роста. Помимо лабораторной диагностики, на данном этапе проводят определение костного возраста (R-грамма кисти и лучезапястного сустава), МРТ головного мозга ребенку и исследование кариотипа.

    При подозрении на нарушения роста у детей, связанные с метаболизмом соматотропина, выполняют однократное измерение уровня его базальной секреции, а также несколько стимуляционных тестов. Дефицит соматотропного гормона подтверждается при уровне стимулированной секреции ниже 7 нг/мл. Концентрация 7-10 нг/мл свидетельствует о частичном дефиците соматотропина. Такой результат обычно говорит в пользу точечной мутации гена гормона роста. Наряду с этим проводится определение концентраций пролактина и тиреотропного гормона, поскольку при некоторых опухолях и генетических мутациях имеет место множественная недостаточность гипофизарных гормонов. Тесты высокоинформативны и позволяют врачу определиться с тактикой лечения.

    Лечение и прогноз нарушений роста у детей

    Проводится этиотропная терапия заболеваний. Если нарушения роста у детей связаны с гормональными причинами, назначается заместительная гормональная терапия, либо используются антагонисты гормонов, которые синтезируются в избыточном количестве. Для лечения соматотропной недостаточности применяется синтетический соматотропин. Большинство гормонопродуцирующих опухолей можно удалить хирургическим путем. Как правило, рецидивы подобных новообразований встречаются редко. Нарушения роста у детей с соматическими заболеваниями корригируются по показаниям, однако в большинстве случаев лечение основного заболевания приводит к нормализации физического развития. Всем детям обязательно назначается полноценная диета и витаминотерапия.

    Прогноз чаще благоприятный. В большинстве случаев удается компенсировать недостаточность соматотропного и других гормонов. Одним из важнейших факторов успешного лечения является своевременная диагностика нарушений роста у детей, а она очень часто невозможна ввиду слабой выраженности отклонений от нормы либо присутствия других, более опасных симптомов. Малейшая задержка в терапевтической коррекции физического развития может привести к резкому снижению чувствительности организма к лечению. Кроме того, некоторые причины нарушений роста у детей, например, хромосомные заболевания, устранить невозможно.

В этой статье:

Когда врач ставит ребенку диагноз «задержка физического развития», многие родители совершенно не знают, что делать дальше. Малыш в 7 месяцев не сидит сам или слишком пассивен? В любом случае необходимо точно знать: что означает этот диагноз, как лечить малыша и сможет ли он вести нормальную жизнь?

У этих проблем могут быть разные корни: генетика, проблемы развития, неправильный уход в младенчестве. Бывает, что основную роль играет питание, лечение, наличие витаминов у детей. При правильном лечении отставание можно скорректировать. Малыш сможет вести абсолютно нормальную жизнь. Если же причина глубже, а лечение сложное - родителям необходимо вести себя правильно. Помните, малыш не виноват в том, что с ним происходит.

Этиология возникновения проблемы

В 35% случаев задержки уровня физического
развития ребенка все происходит очень быстро. Например, до 3 месяцев малыш наблюдается у врача, все идет хорошо. Мама радуется, не волнуется, пока на следующем приеме ее не огорошат. Врач ставит неожиданный диагноз . Традиционно выделяются два типа причин таких нарушений:

  • физиологические;
  • психосоматические.

Такое явление может происходить у детей разного возраста. Основная масса задержек обычно выявляется рано, в 2-3 года. Благодаря этому, можно помочь ребенку, вернуть к нормальной жизни. Чаще всего наблюдаются:


В случае тяжелых наследственных или генетических заболеваний ребенку необходимо сразу же оказать помощь. К сожалению, избежать некоторых генетических проблем невозможно .

Проблема внутриутробного развития

Первая - проблема внутриутробного развития. Повлиять на него могут многие факторы:


В любом случае очевидно, что кроха не виноват в своем недуге. Иногда ситуация легко поправима занятиями, приемом лекарств и витаминов, массажами. Одна из частых проблем - задержка роста. Адекватная терапия и питание смогут помочь ребенку. Тогда особенно опасно употребление матерью алкоголя во время беременности. Почти всегда это ведет к отставанию в росте, часто - довольно серьезному.

Перинатальные проблемы

Многие серьезные травмы , ведущие к задержке развития, происходят во время родов:

  • неправильное положение плода;
  • тяжелые, затяжные роды;
  • гипоксия;
  • фетальный дистресс.

Как следствие, возникает недостаток гормона роста, случаются сложные переломы конечностей. Сегодня проводится успешная гормональная терапия для детей, перенесших такие проблемы во время рождения.

Отставание полового созревания

К сожалению, основная причина задержки роста и полового созревания у детей пока еще не установлена. В какой-то момент времени происходят сильные изменения в половой системе , в выработке необходимых гормонов. Что-то дает этот сдвиг. Причин врачи называют много:


Это частые проблемы, но иногда изменения происходят и без них. Задержка развития половой системы впервые проявляется в возрасте 4-5 лет. Хотя в этот момент обнаружить ее трудно. Половое созревание, вступление в пубертатный период всегда связано с гормоном роста, поэтому в это время все становится очевидно. Обычно, если есть проблемы физического характера , они влекут за собой сбой половой системы у детей.

Обычные темпы роста – 5-6 сантиметров в год для детей младшего возраста. Если прирост всего 3-4 сантиметра, то можно говорить об отставании в росте.
Конечно, если оба родителя низкорослые, сами вступили в период пубертата позже, то для их детей такая ситуация станет нормальной. Это уже не задержка, а наследственная особенность. Хотя часто бывает и так, что у низких родителей дети выше на 5-10 сантиметров , чем «семейная норма».

Основные симптомы

Кроме простого отставания в росте, можно выделить и другие симптомы:

  • потеря подкожного жира;
  • облысение;
  • дерматиты;
  • потеря мышечной массы .

Многие проблемы идут от неправильного питания. Бывает
банально недостаточно питательных веществ, кальция, витаминов для нормального физического развития, и организм «оперирует» тем, что у него есть. Часто корректировка питания может привести к быстрым результатам . Детям назначают дополнительные витаминные комплексы.

Иногда отставание проявляется как потеря массы тела или ее изначально недостаточное количество. Дело тут совсем не в питании. Оно может быть здоровым, разнообразным, полным, но проблема в другом: организм не может нормально усвоить питательные вещества. Врач назначает анализы:

  • забор крови;
  • анализ мочи;
  • наличие свинца в крови.

Если эти анализы не показали никаких существенных недостатков развития, то проводятся более серьезные:

  • потовая проба;
  • функциональные нагрузки;
  • исследование щитовидной железы.

Посредством таких исследований можно выявить, где именно корень проблемы, чем вызвана задержка. Не всегда можно поправить ситуацию, но чаще всего после
адекватного лечения малыш приходит в норму.

Важно понимать, что не всякая задержка физического развития реально вредит жизни, здоровью и трудоспособности ребенка. Низкий рост, худоба, частичное облысение могут сочетаться с нормальной жизнью. Если девочка излишне худая, у нее в пубертатном периоде медленно развиваются грудные железы, а созревание произошло поздно, это еще не приговор. Совершенно не значит, что она не сможет стать мамой, родить здорового ребенка.

Кто ставит такой диагноз?

Первично родители обращаются к педиатру или детскому терапевту. Он назначает анализы. В зависимости от того, в чем именно проблема, детей направляют к специалистам :

  • андрологу;
  • детскому гинекологу-эндокринологу;
  • диетологу и т.д.

Причины разные, а значит, проблемы физического развития решают разные специалисты. Поставить такой диагноз при беглом осмотре нельзя.

Карликовость

Один из видов отставания физического развития. У подобных людей рост редко достигает 140 сантиметров. Виновниками могут быть или проблемы эндокринного характера (чаще всего то, что гипофиз вырабатывает недостаточно гормона роста), или некоторые генетические заболевания.

В зависимости от вида заболевания рост человека можно корректировать гормоном роста, но не во всех случаях это поможет.

Генетические нарушения – не единственная причина такого отклонения у детей. Структурные изменения мозга, гипоксия во время родов и другие проблемы во время беременности тоже могут стать причиной.

Всегда ли родителям стоит волноваться?

На самом деле, не всегда. Организм ребенка часто сам может скорректировать проблему. Многие мамы сильно переживают: 7-8 месяцев, а ваш кроха пассивен, еще не сидит сам… Обычно проходит всего 2-3 месяца, и он полностью вливается в нормальный график развития. Потом его абсолютно не отличить от детей, которые начали сидеть тогда, когда это положено.

В любом случае при каждом подозрении обращайтесь к врачу, проходите контрольные проверки вовремя. Это поможет выявить возможные заболевания на ранних стадиях.

Многие родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. Как педиатр я часто сталкиваюсь с вопросами: когда ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? А ходить? А привыкнуть к горшку? Различия норм развития часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы (а следовательно, и тревогу) у молодых родителей. Так кто же прав? Какими нормами руководствоваться родителям и педиатрам?

Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.

В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.

Как формируются нормы физического развития ребенка ?

В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал (некое количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое в десятках, а то и сотнях тысяч человек). На основании анализа физических параметров и параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.

Так, собственно, и сформировались нормативы:

  • держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
  • переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
  • ползать – к 6 месяцам;
  • самостоятельно ходить – к 12 месяцам.

И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.

Для советской поточной поликлинической медицины это было выгодно и удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей. Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности.

Однако в последние десять лет «советские» нормы стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками. Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физразвитию первого года: повороты со спины на живот – к 4 месяцам, ползание – к 7, ходьба – к 12-13 месяцам.

Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.

В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично: перевороты теперь с 3 до 6 месяцев, ползание – с 6 до 9, ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.

Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе: там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав. Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать). Когда-нибудь все это будет, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.

Перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?

Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?

Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» – все показатели считаются нормой, если запаздывают на 2-3 месяца. Выходит, все здоровы – надо только ждать.

Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная , перенесенные заболевания в раннем возрасте.

И все же нужно ждать как будет развиваться малыш. Часто ставятся диагнозы: темповая задержка моторного развития, заместительная гидроцефалия, ….., ……но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.

Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев?
– не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев. А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».

Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей. Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей. И нередко сразу делается вывод: «на вашем месте я бы спросила у педиатра, почему Маша, Полина или Ванечка отстает»…

Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».

В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?» На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет? Начинается тернистый путь по врачам.

Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи. Но родителям первого ребенка приходится совсем тяжко.

Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.

В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.

Надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации. В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Грубые отклонения видны и , другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.

Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.

Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы). Пример: ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».

Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику? Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка. Важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Отставание в физическом развитии или индивидуальная норма – что нужно знать родителям

Прочинано статью: 134

Этот диагноз ставится детям, как правило в школьном или дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с систематическим и целенаправленным обучением. Это вид задержки в психологическом развитии, которое требует коррекции. При своевременной диагностике и правильном лечении, поведении родителей с ребенком от этого заболевания можно избавиться полностью и преодолеть проблемы в развитии.

ЗПР - что это такое

Аббревиатура расшифровывается как задержка психического развития, по МКБ-10 имеет номер F80-F89. ЗПР у детей – это медленный тем совершенствования психический функций, к примеру, эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти, восприятия информации, памяти, что при водит к отставанию по общепринятым нормам в развитии для данного конкретного возраста.

Обнаруживается патология, как правило. в младшем школьном или дошкольном возрасте. Первые проявления ЗПР проявляются при тестировании, которое проводят перед поступлением в школу. К конкретным проявлениям относят нехватку знаний, ограниченность представлений, затрудненная интеллектуальная деятельность, незрелость мышление, преобладание чисто детский и игровых интересов. Причины появления патологии в каждом случае индивидуальны.

Симптомы и признаки

Дети с ЗПР в познавательной сфере испытывают незначительные проблемы, но они затрагиваются многие психические процессы, которые и формируют клиническую картину. К проявлениям ЗПР у детей относят следующие признаки:

  1. Специалисты характеризуют уровень восприятия у ребенка с ЗПР как замедленное, нет способности собрать целостный образ предмета. Часто страдает при заболевании слух, поэтому подача материала для детей с данным заболеванием должна обязательно сопровождаться картинками и наглядными примерами.
  2. Если ситуация требует устойчивости, концентрации внимания, то у ребенка возникают трудности, потому что любое внешнее воздействие отвлекает его.
  3. При диагнозе ЗПР наблюдается гиперактивность на фоне синдрома дефицита внимания. Запоминают дети информацию выборочно, со слабой избирательностью. Лучше работает наглядно-образный (зрительный) типа памяти, вербальный тип развит недостаточно.
  4. Отсутствует образное мышление. Дети используют абстрактно-логическое мышление только под руководство педагога.
  5. Малышу сложно сделать какое-то умозаключение, сравнивать вещи, обобщать понятия.
  6. Словарный запас ограниченный, речь характеризуется искажением звуков, пациенту сложно строить полноценные фразы, предложения.
  7. ЗПР в большинстве случаев сопровождается задержкой речевого развития, дисграфией, дислалией, дислексией.

Перед приемом в школу специалисты обязательно проводят тесты, которые проверяют уровень развития малыша. Если присутствует задержка психического развития у детей, то педагог обязательно это заметит. Крайне редко у малыша с ЗПР нет никаких признаков заболевания, в кругу сверстников никак не выделяется. Самостоятельно родители не должны начинать лечение, нужна обязательно консультация у доктора. К явным признакам ЗПР в дошкольном возрасте относят:

  • школьник совсем не может или с трудом одеться, покушать, умыться, застегнуть куртку, завязать шнурки, выполнять прочие ежедневные процедуры;
  • школьник не хочет участвовать в совместных играх, с опасной относится к одноклассникам, явно проявляет признаки замкнутости, не хочет общаться с коллективом;
  • любые его действия сопровождаются агрессией, нерешительностью;
  • ведет себя тревожно, боится постоянно даже самых простых ситуаций.

Отличия от умственной отсталости

Родители не всегда понимают разницу между этими двумя патологиями, но они существуют, и они очень ощутимые. Если врачи у малыша после 4 класса продолжают наблюдать все признаки ЗПР, то появляется подозрение на умственную отсталость или конституциональный инфантилизм. Основные различия этих патологий следующие:

  1. Умственная отсталость, интеллектуальное недоразвитие носят необратимый характер. При ЗПР ситуацию можно исправить, если начать своевременно лечение, при надлежащем уходе за пациентом.
  2. При ЗПР школьник может использовать ту помощь, которую ему предлагает специалист, переносит ее на новые задания. При умственной отсталости этого не происходит.
  3. Дети с ЗПР пытаются понять прочитанное, при УО такое желание отсутствует вообще.

Причины

Классификация ЗПР проводится согласно тем факторам, которые спровоцировали патологию. Один из возможных вариантов – локальные изменения в мозговых зонах, которые происходят еще на этапе внутриутробного развития. Причиной этому становятся болезни матери соматической, токсической, инфекционной формы. Такие же изменения происходит при асфиксии ребенка во время прохождения по родовым путям.

Еще одним важным фактором является генетика, которая по законам природу может наградить ребенка природной предрасположенностью к медленному созреванию мозговых систем. Часто патология носит неврологическую основу с признаками дистонии сосудов, гидроцефалией, сбою иннервации черепно-мозгового участка. На энцефалографии можно хорошо проследить все нарушения деятельности головного мозга, которые провоцируют замедленное развитие. К характерным проявлениям ЗПР у детей относится активность дельта-волн, полное затухание альфа-ритмов.

Эмоционально-психологические причины развиваются, если школьник с раннего возраста воспитывался в неприемлемых условиях. Межличностные, психоречевые и прочие проблемы возникают, если:

  • наблюдается эмоциональная, материнская депривация (безнадзорность);
  • отсутствие внимание со стороны педагогов, что привело к запущенности;
  • у малыша не было необходимых стимулов для нормального развития;
  • алкоголизм родителей, недостаток внимания со стороны родителей в раннем возрасте;
  • не было условий, чтобы овладеть простыми навыками;
  • равнодушное, безразличное отношение со стороны педагога, не учитывались индивидуальные особенности;
  • частые, регулярные скандалы в семье, ограничение контакта со сверстниками, нестабильность;
  • скудное, плохое питание, которое не обеспечило растущий организм всеми необходимыми витаминами, минералами.

Виды ЗПР

Данное заболевание делят на 4 группы. Каждый тип провоцируют определенные факторы, обладает своими особенностями незрелости эмоционального характера, нарушениями познавательной деятельности. Выделяют следующие виды патологии:

ЗПР конституционального происхождения

Для этого вида патологии присуща ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, она отстает на несколько ступеней по сравнению с другими детьми. Это называется психический инфантилизм, это не болезнь, его принято считать комплексом заостренных черт характера, черт поведения, которые могут ощутимо отражаться на повседневной деятельности ребенка. Больше страдает учебная, адаптационная способность малыша к новым ситуациям.

При таком типе ЗПР ребенок часто несамостоятелен, привязан к маме, без нее чувствует себя беспомощным, тяжело адаптируется к новым условиям. Характерной особенностью выступает повышенный фон настроение, проявление эмоций бурное, но настроение неустойчивое. Ближе к школьному возрасту малыш на первый план по-прежнему ставит игры, а в норме должна появится учебная мотивация.

Без посторонней помощи ребенку сложно принимать решения, что-либо выбрать, совершить любое другое волевое усилие. Детям с ЗПР могут вести себя весело и непосредственно, в глаза отставание в развитии не бросается, но по сравнению со сверстниками они всегда кажутся младше. Педагоги должны уделять больше внимания таким школьникам, учитывая индивидуальные особенности.

Соматогенное происхождение

В эту группу попадают часто болеющие, ослабленные дети. Хронические инфекции, длительные болезни, аллергии, пороки врожденного характера провоцируют задержку психического развития. Объясняется это тем, что под воздействием долгого течения заболевания, на фоне слабости организма у малыша страдает психическое состояние. Это не дает ему полноценно развиваться, что приводит к низкой познавательной активности, притуплению внимания, повышенной утомляемости. Эти факторы приводят к замедлению темпов формирования психики.

Этой же группе относятся и школьники из семей с гиперопекой. Слишком повышенное внимание к воспитанию ребенка приводит, когда буквально шагу не дают сделать без контроля, приводит к отсутствию развития самостоятельности, познанию окружающего мира, формирования полноценной личности. Гиперопека присуща семьям, где дети часто болеют, постоянная тревога, жалость к малышу, стремление максимально облегчить ему жизнь в итоге приводят к задержке психического развития.

ЗПР психогенного происхождения

В этом случае главная роль отводится социальной ситуации при развитии малыша. Неблагоприятная обстановка в семье, психические травмы, проблемное воспитание приводит к ЗПР. При наличии насилия, агрессии к крохе или членам семьи влечет за собой развитие определенных черт в характере вашего чада. Это становится часто причиной несамостоятельности, нерешительности, безынициативности, патологической застенчивости и боязливости.

Этот тип причины ЗПР отличается тем, что опека практически отсутствует, недостаточное внимание к воспитанию. Растет школьник в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Это приводит к отсутствие сформированного мнения о моральных и нормах поведения в обществе, малыш не может контролировать свое собственное поведение, не в состоянии отвечать за свои поступки, проявляется нехватка знаний об окружающем мире.

ЗПР - церебрально-органического происхождения

Самый распространенный тип патологии, имеет неблагоприятный прогноз развития по сравнению с вышеописанными видами. Основной развития болезни становится органические нарушения, к примеру, недостаточность нервной системы, которая развивается по следующим причинам:

  • родовая травма;
  • патологии беременности (резус-конфликт, травма, интоксикации, инфекции, токсикозы);
  • недоношенность;
  • нейроинфекции;
  • асфиксия.

Данный вид задержки психического развития сопровождается дополнительным симптомом – минимальная мозговая дисфункция (ММД). Под этим понятия подразумевают комплекс легких отклонений в развитии, которые проявляются себя только в определённых случаях. Признаки сильно отличаются и могут появиться в разных областях психической деятельности малыша.

Осложнения и последствия

ЗПР отражается последовательно на личностном развитии больного в дальнейших жизненных ситуациях. Избежать значительных последствий можно только при своевременно принятых мерах по диагностированию отклонения, коррекции поведения, обучению существования индивидуума в социуме. Безразличие к задержке приводит только к усугублению имеющихся проблем, которые проявятся во время взросления.

Типичным осложнением становится замкнутость в себе, отстранение от сверстников, к ним начинают относится как к изгоям, что добавляет чувство неполноценности собственной личности, снижает самооценку. Совокупность всех факторов приводит к крайне сложной адаптации, невозможности общения с противоположным полом. Последствием становится снижение уровня познавания, усвоения новой информации, искажение речи и письма, сложность в поиске подходящей профессии, освоении простых рабочих приемов.

Для определения задержки развития необходимо провести всестороннее обследование крохи, которое проводит психолого-медико-педагогическая комиссия (сокращенно ПМПК). Диагноз ЗПР ставят по заключению логопеда, психолога, дефектолога, детского невролога, педиатра, психиатра. Специалист проводят сбор анамнеза, изучат его, анализируют условия жизни. Далее проводят нейропсихологическое тестирование, изучение медицинской документации вашего чада, диагностическое обследование речи.

Обязательной частью диагностики становится беседа с малышом на предмет изучения интеллектуальных процессов, эмоционально-волевых качеств. Эти сведения становятся основанием для определения уровня развития малыша. Члены ПМПК выносят заключение об отсутствии или наличии ЗПР, выдают рекомендации по дальнейшей организации воспитания, обучения вашего чада в условиях школы или других специальных образовательных учреждений. В качестве инструментальных методов может применяться:

Коррекция

Лечение ЗПР начинают сразу после появления первых симптомов заболевания. Ранняя диагностика важна для эффективной схему коррекции, который включает комплексный подход, используются следующие основные лечебные методы:

  1. Рефлексотерапия. Электрические импульсы посылаются на мозговые точки. Методика воздействия микротоков эффективно при отставании развития после церебрально-органического поражения.
  2. Логопедический массаж, эффективные методики развития памяти, тренировка памяти, занятия артикуляционной гимнастикой, повышение уровня мышления. Все эти лечебные мероприятия проводятся специалистами дефектолог и логопед.
  3. Медикаментозные лекарства назначают только после обследования у невролога. Самостоятельно использование строго противопоказано, оно может навредить вашему крохе.
  4. При социальных факторах требуется консультация у психолога. Хорошо помогает общение с дельфинами, животными, лошадьми. Благополучные пары могут помочь малышу развить уверенность в себе (без формирования завышенной самооценки), поддержка должна помочь в развитии личности.

Профилактика

В качестве профилактических мер выступает предупреждение отклонений в развитии малыша. Необходимо провести точное планирование беременности, предотвратить негативное воздействие любых внешних факторов в период формирования и роста плода. Будущая мама должна избегать любых заболеваний, инфекций, проводить профилактику от них в раннем возрасте крохи.

Одной из главных задач молодых родителей становится социальная сфера развития чада. Создайте положительные условия для развития крохи, благополучной атмосферы в семье. С младенческого возраста нужно развивать и заниматься ребенком. Для профилактики ЗПР нужно создать эмоционально-телесную связь крохи и родителей. Тогда дети чувствуют спокойствие и уверенность. Это будет способствовать правильному развитию, поможет адекватно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке.

Видео



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!