Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Дурные привычки ребенка 7 лет. Вредные привычки у ребенка: разновидности, способы борьбы и профилактика

Дурные привычки

У млекопитающих привычка вылизываться и поедать отходы жизнедеятельности продиктована безопасностью, а про штаны они и слыхом не слыхивали. У детей их тело и все с ним связанное продуцирует здоровое любопытство - до тех пор, пока взрослые не объяснят им, что козявки из носа и ковыряние пальцем в отверстиях тела это «фу!» и ужас как нехорошо. Родителей можно понять - определенные вещи неприглядны, вызывают брезгливость и отторжение. Редкая мама сохранит выдержку, видя, что малыш грызет ногти или изучает содержимое памперса. Что же делать?

Воспользуйтесь советом Карлсона «Спокойствие, только спокойствие». Ограничивая естественный интерес к телу, можно нанести ребенку психологическую травму, спровоцировать комплексы и даже повредить развитию, зафиксировав представление о «грязном», связанное с половыми органами, обеспечив психологически обусловленные запоры или энурез. Если интерес к экскрементам, интимным местам и другим неприятным вещам - разовое явление, достаточно объяснить малышу, что так вести себя на людях не принято. Ни в коем случае не следует бить по рукам или привязывать руки, мазать пальцы горчицей, как поступали наши бабушки, громко ругать малыша и стыдить его - сильные эмоции только закрепят неприятную модель поведения. Лучше всего незаметно отвлечь ребенка, перевести его внимание на более интересное занятие.

Сигнал «SOS»

Начинать тревожиться следует, когда неприятная привычка становится навязчивой, ребенок не в состоянии отказаться от нее, невзирая на запреты и предупреждения. Сосание пальцев и обгрызенные ногти - следствие сосательного рефлекса, скорее всего малышу не хватило материнской груди . Ковыряние в носу, кручение волос, кивание головой, раскачивание и т.д. - способы отвлечься, успокоиться в стрессовой ситуации или перед сном. Мастурбация утешает и расслабляет ребенка, обеспечивает приятные ощущения, которых, скорее всего, недостаточно. Поедание глины, угля и других несъедобных вещей свидетельствует о тяжелом авитаминозе . У двух-трехлетнего карапуза, которому не хватает внимания, общения и тактильных контактов может сформироваться вполне взрослый невроз.

Прежде чем начать борьбу с вредной привычкой, родителям следует уяснить - маленький ребенок грызет ногти или ест землю отнюдь не затем, чтобы досадить папе с мамой. Таких детей бесполезно перевоспитывать, как больного с манией чистоты невозможно отучить постоянно мыть руки. Малышу необходим психологический комфорт, ликвидация раздражителя, провоцирующего стресс и безопасная доверительная обстановка. Не заостряйте внимание на проблеме, лечите ее обходными путями.

Детская мастурбация может быть спровоцирована тесным бельем, опрелостями, воспалением или даже глистами (острицы вызывают зуд и раздражение) - проверьте это. Если очевидно, что ребенку не хватает внимания и телесного контакта - постарайтесь больше общаться с ним, чаще брать на руки, гладить, тискать, бороться, делать массаж, щекотать пятки. Подвесьте в кроватку игрушки, которые малыш сможет теребить перед сном, положите мягкое приятное на ощупь одеяло, плюшевого мишку или зайца. И постарайтесь обеспечить достаточно позитивных ощущений - от вкусной еды, контакта с домашними животными , теплых ванн с пеной.

Сосательный рефлекс лучше удовлетворять в младенчестве, чтобы малыш потом не переключился на сигареты . Если ребенок сосет пальцы или грызет ногти, пусть у него под рукой всегда будут более подходящие вещи для грызения или сосания - леденцы, сухарики, хлебные палочки. Переключайте ребенка на дозволенное поведение - и все будет хорошо .

Если малыш раскачивается перед сном - значит, его надо укачивать, в люльке, коляске или гамаке, колыбельной песней напоминая, что мама рядом. Если он крутит волосы, дергает себя за ухо или нос - подарите ему четки или шарики для верчения, пусть «выпускает стресс» приемлемым образом.

Следите, чтобы дети с навязчивыми привычками достаточно спали и много двигались, не сидели у телевизора или компьютера более получаса в день, не плакали слишком долго, не подвергались физическим наказаниям, не были свидетелями родительских «разборок», не посещали тяжелобольных родственников или кладбища . Сильный стресс и нервное истощение могут усугубить проблему. Чаще хвалите малышей, разговаривайте с ними.

Иногда негативное поведение у ребенка осознано - даже трехлетка может понять, что маме сильно не нравится, когда он ковыряет в носу или показывает попу на улице. От невроза такое поведение отличается именно умением контролировать себя - маленький шалун точно знает, что с папой или воспитателем не забалуешь. Ребенок провоцирует маму или бабушку, чтобы добиться внимания - хотя бы и негативного. Способ лечения прост - обеспечивать больше позитивного внимания и полностью игнорировать пакости маленького негодника, как бы неприятны они ни были.

Если дурные привычки у ребенка множатся, сочетаясь со скачками настроения, проблемами с речью, безудержной фантазией, гиперактивностью , агрессией или нежеланием общаться со сверстниками - лучше проконсультироваться у психиатра, это может быть началом душевного заболевания.

Фотобанк Лори

Все малыши, к сожалению, рано или поздно обзаводятся дурными привычками - вспомни себя в их возрасте! Это может быть что угодно - от невинного ковыряния в носу или сосания пальца до злостных капризов или, в более старшем возрасте, - о ужас, .

Главная причина возникновения дурных привычек - детский инстинкт подражания. Поэтому тщательно, тщательно следи за собой и призывай к тому же всех родственников. Если твой муж постоянно ковыряется в носу или чешет в затылке, не будет ничего странного в том, что обожающий папу отпрыск будет делать то же самое. А если ты запираешься в туалете с номером Cosmo, то рано или поздно обнаружишь дочь на горшке с «Тремя поросятами».

Главное правило в таких случаях - не наказывать ребенка за то, что ты делаешь сама! Это вызывает в его чуткой душе боль от несправедливости, а особенно сильные характером и упрямые детки будут продолжать «грешить» тебе назло. Объясни ребенку, что то, что он делает, нехорошо, но так же нехорошо и то, что то же самое делаешь ты. Предложи ему: «Давай бороться вместе? Если ты заметишь, что я ковыряюсь в носу, скажи мне об этом, а я скажу тебе, если ты вдруг нечаянно забудешь, что ковыряться некрасиво».

К сожалению или счастью, ребенок берет пример не только с родителей. Если ты заметила, что ребенок «притащил» какую-то дурную привычку из садика или школы, объясни ему, что такой пример брать не следует. Аргументы: «Ни я, ни папа, ни брат так не делаем!», «Твой любимый мультипликационный герой никогда не подбирает мусор на улице!».

Кстати о мультгероях: тщательно выбирай примеры для подражания в искусстве. Герои книжек, фильмов, мультяшные персонажи могут сильно помочь тебе в воспитании ребенка, если ты следишь за тем, что он смотрит и читает, и навредить, если он читает и смотрит все без разбора, потому что с ним никто не занимается. То же относится и к интернету: следи за тем, какие сайты посещает ребенок, и установи режим пользования компьютером, ибо игромания - тоже вредная привычка.

Даже если уговоры помогают плохо, не спеши переходить к карательным мерам, кричать и наказывать ребенка: иногда у его упрямства, капризов есть психологические причины. Если малыш не просится на горшок, в пять лет продолжает сосать пальчик или «патологически» лжив, отведи его к психологу: возможно, эти привычки помогают хрупкому чаду спасаться от страхов, окружающих его в мире, или позволяют создать иллюзию, жизнь в сказке.

Много сказано о том, что надо отличать ложь от фантазии. Если ребенок без всяких корыстных помыслов часто придумывает истории и выдает их за реальность, он просто творческая личность. Поощряй его: «Давай напишем книжку! Это ведь сказка, так почему бы тебе не рассказать ее сестренке?». Ты должна дать понять сыну или дочке, что ты не поддаешься на обман, но в то же время считаешь его творчество достойным уважения.

Очень плохо, если родители наказывают ребенка за творческие порывы или излишнюю подвижность: не шлепай малыша, если он разрисовал обои или несколько раз подряд подпрыгнул на новом диване. Лучше запиши его в , купи мольберт и рулон бумаги, занимайся с ним спортом. Если ребенок ломает дорогие игрушки, возможно, он склонен к технике - не покупай ему коллекционные машинки, замени их на пару наборов конструктора.

Если ребенок часто отбирает у других детей игрушки или даже ворует их, это, безусловно, дурная привычка, и она требует решительных мер. Но задай себе вопрос: а может ли быть, что ты обделяешь ребенка в том, чего ему хочется? Зачастую увлеченные развивающими играми родители так панически боятся Барби, что кончается дело тем, что дочка эту самую Барби крадет. Принципы, конечно, дело серьезное, но каждый ребенок индивидуален, и иногда его воспитание требует внесения корректив в соответствующий принцип. Кстати, детская клептомания, как и мания мелких краж у взрослых, может быть признаком депрессии , тревожности и других психических расстройств. Так что если ты заметила, что твой отпрыск крадет ненужные ему вещи и то, что у него и так есть, запишись к психологу.

Капризы маленьких детей - не вредная привычка, а попытка «определить границы» родительской приемлемости и терпения. Если ты считаешь, что конфет ребенку давать нельзя ни в коем случае, не поддавайся на его капризы: одна уступка создает у ребенка ощущение, что граница расширена на еще один шаг. Однако и жестко реагировать - бить ребенка, кричать на него - не следует. Правильная позиция с «определителем границ» - доброжелательная, но жесткая. Границы определяет не ребенок, а ты, с учетом его справедливых требований. Не забывай, что ты отвечаешь за ребенка и обязана, в его интересах, запрещать ему то, что ему вредно.

Тут как раз и возникает вопрос о мастурбации. Ранее эта привычка считалась безусловно вредной и греховной. Современные сексологи, напротив, находят ее нормальной стадией развития детской сексуальности. Если ты обнаружила, что ребенок занимается «этим» (а это может случиться раньше, чем ты думаешь - даже в дошкольном и младшем школьном возрасте!), не спеши ругать и наказывать ребенка: страх в связке с сексом легко приводит к тяжелому неврозу.

Дай ребенку понять, что то, что он делает, нормально, но не подлежит огласке и демонстрации, подобно другим физиологическим отправлениям. «Все писают, но никто не писает на виду у других, правда? Вот это тоже иногда делают, но об этом никто не должен знать». Таким образом, ребенок поймет, что его привычка условно приемлема, она не влечет наказания, но афишировать ее, говорить о ней на людях не следует. И никто не отменял, разумеется, рецепта наших бабушек: регулярная гигиена и занятия спортом не заставят темпераментного ребенка отказаться от мастурбации, но у нее не будет сил и желания злоупотреблять ею.

Привычка – это повторяющееся действие, некий ритуал, который ребенок, как и взрослый человек, выполняет, чтобы успокоиться, развлечься, привлечь внимание или помочь себе справиться со сложными или неприятными ситуациями. Иногда привычка может быть «симптомом» различных комплексов: застенчивости, страха, неуверенности в себе.

Некоторые привычки закладываются до рождения (например, малыш сосет пальчик еще в материнском лоне), другие приобретаются в процессе перехода через очередной возрастной рубеж, а есть такие, которые, уходя корнями в раннее детство, сохраняются на всю жизнь.

Причины возникновения

Причины для развития этих своеобразных детских механизмов адаптации самые разные.

Вредные привычки могут быть:

  • результатом подражания (взрослым, другим детям и даже мультяшным героям или персонажам детских книг);
  • итогом стрессовых ситуаций (в семье, в общении со сверстниками) или недостатка внимания и понимания со стороны близких;
  • следствием психологических и неврологических проблем.

Одни дурные привычки, как бы странно это ни звучало, – неотъемлемая часть нормального детского развития. Привычка обзываться и отмахиваться («Иди ты!», «Сам дурак!»), бить и кусаться, как правило, отступает после кризиса взросления, когда кроха понимает, что есть более эффективные способы отстоять свою правоту и добиться желаемого. Бывает и так, что особенности поведения становятся способом справиться с нервозностью, страхом, неуверенностью в себе, внутренним беспокойством. Часто это последствия отсутствия ласки, внимания, эмоционального контакта с близкими людьми. Когда малыш оказывается предоставлен самому себе, он ищет способ справиться со своими переживаниями. Вот только спектр действий для его возраста невелик – и вот уже кроха сосет палец, обкусывает ногти, теребит мочку уха и даже выдергивает волосы.

На что обратить внимание

«Иногда ребенок может совершать действия саморазрушающего характера: бить себя, дергать за волосы, до крови кусать губы или внутренние стенки щек, отрывать заусенцы вокруг ногтей, сильно скрипеть зубами (особенно в ночное время), называть себя дураком, неудачником и другими критикующими словами, в сильном эмоциональном состоянии ломать свои игрушки и т. д. В таких ситуациях, если они регулярно повторяются, ему точно нужна ваша поддержка и, возможно, помощь психолога», – говорит психолог-консультант Юлия Крюкова.

Есть и явно асоциальные привычки, например агрессивность или прикарманивание чужих вещей. Именно в таких случаях помогать ребенку избавляться от вредных привычек необходимо! Ведь он может и понимать, что делать так нехорошо, но не знать, как с этим справиться.

Что делать с «дурной» привычкой

Что делать, когда вы понимаете: у вашего ребенка появилась «дурная» привычка? Как говаривал Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» Прежде всего определимся с тем, как поступать ни в коем случае не нужно. Нельзя ребенка ругать и наказывать, смеяться над ним, критиковать и резко одергивать, особенно в общественных местах: стыд, угрызения совести и тревога могут закрепить негативную модель поведения.

Еще один тупиковый путь – манипуляции и ультиматумы («Если я увижу, что ты это делаешь, я перестану покупать тебе конфеты / отберу айпад / не поведу больше в кино»). В большинстве случаев такие меры приносят больше вреда, чем пользы. Почему? Да потому что сила воли у маленького человечка развита еще недостаточно и четко контролировать свои действия он пока не может. Потому слова: «Так делать нельзя» и «Это нехорошо – не делай так больше» могут заставить малыша испытывать чувство вины и даже замкнуться в себе.

7 приемов эффективной борьбы с вредными детскими привычками

1. Начните с увеличения количества заботы и внимания, проявляемого к малышу. Не будьте с ним чересчур строгими и авторитарными. Не нагружайте сверх меры – ни умственно, ни физически. Не раздражайтесь на него, не запугивайте и не наказывайте. Напротив, постарайтесь обеспечить максимум позитивных впечатлений: от искреннего интереса и тактильного контакта («обнимашки» в постели при пробуждении и легкий массаж перед сном) до вкусной еды и теплых расслабляющих ванн с громадными шапками пены.
2. Боритесь с привычкой, а не с ребенком! Как правило, дурные привычки – близкие соседи некомфортного психологического состояния малыша. Постарайтесь понять, что лежит в основе привычки, и вам станет более-менее понятно, как с ней справиться. Если позволяет возраст, обязательно говорите с ним о том, что его тревожит, что ему не нравится, и пробуйте это устранить. Если кроха еще маленький, старайтесь непринужденно переключать его внимание, отвлекать, при этом спокойно и незаметно останавливая нежелательное действие. Выбирайте время и создавайте атмосферу для доверительных бесед, понятным языком рассказывая ребенку о естественных последствиях его «вредных» действий (в детском саду поедателя козюль наверняка будут дразнить, а с забиякой или ябедой – отказываться дружить). Постепенно малыш должен понять как последствия вредной привычки, так и преимущества ее отсутствия и самостоятельно принять правильное решение. Конечно, здесь нельзя давить и торопиться.
3. Один из эффективных способов победить вредные привычки – это искреннее позитивное подкрепление поведения малыша в те моменты, когда он справляется с ними. Кроме словесного одобрения, можно, например, сделать и повесить на видном месте красивый листок, куда в случае успеха вы вместе будете крепить наклейки с его любимым персонажем из мультфильма. Дайте ребенку почувствовать, что вы гордитесь его маленькими победами!
4. Научите его выражать свои негативные эмоции и снимать напряжение. Довольно часто именно потому, что они не умеют (или боятся) показывать свое раздражение, злость или нетерпение, дети, например, начинают обкусывать ногти. Устраивайте шуточные бои подушками, рвите газеты, месите тесто или пластилин, рисуйте ладошками абстрактные полотна – делайте что угодно, чтобы в игровой форме справиться со стрессом и агрессией.
5. «Забудьте» о вредной детской привычке: не говорите о ней вслух и не фиксируйте на нежелательном действии внимание ребенка («А ну-ка перестань!», «Опять за свое?!», «Немедленно прекрати!»). Поверьте, многие вредные детские привычки умирают в зачатке, если их игнорировать! Лучше почаще говорите малышу о его достоинствах.
6. По возможности подкрепляйте свое намерение практическими решениями. Грызет ногти? Коротко обстригайте их. Слюнявит рукава пижамы? Надевайте короткую футболку и оставляйте дверь в детской полуоткрытой, чтобы малыш мог видеть полоску света, или включайте ночник. Повторяет плохие слова? Введите кодовое слово (например, «ой!») – когда их накопится больше десяти, последуют «штрафные санкции». Насколько возможно, ослабьте «провоцирующие» элементы: спрячьте подальше смартфон или отдайте планшет «в ремонт», не покупайте много шоколада, сделайте некомфортным сидение за компьютером.
7. Все усилия будут напрасными, если вы сами являетесь носителями привычек, которые являются не слишком удачным примером для детей, будь то неаккуратность, невежливость или курение. В этом случае нужно первым делом разобраться со своими привычками. Стоит ли удивляться, что кроха изумленно смотрит на вас, когда вы ругаете его за то, что он разбрасывает свои вещи, если папа, приходя с работы, делает то же самое?

За этими издержками воспитания, в частности, в привитии культурных навыков, очевидна тенденция к росту числа вредных привычек, когда одна рождает другую, и они оказываются взаимосвязанными в комплексы. Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспитание, кроме всего прочего, это еще и привитие полезных привычек. В частности аккуратности, организованности, привычки доводить начатое дело до конца, и борьба буквально с колыбели с возникновением вредных привычек.

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это - причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у ребенка в связи с тревожно-мнительным воспитанием.

Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.

Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое - от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.

Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка. Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себя до крови и только тогда удовлетворен. Один из моих пациентов, подросток, так и заявил: "Я должен догрызть палец до боли".

Часто вредная привычка, выражающаяся в серии ритмичных движений, является вынужденным замещением необходимости ритмичных движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга. Для нормального развития ребенка необходим, например, сосательный рефлекс. Такой ритмичный акт, как сосание груди, не только акт кормления. Это сложный комплекс воздействий - пищевого, эндокринного, психологического и стимулирующего развитие мозга. Иногда плод сосет палец в утробе матери. Есть основание полагать, что у такого плода по каким-то причинам задерживается развитие систем и органов. Прикосновение к губам трех-пятимесячного плода (при выкидыше) вызывает у него сосательное движение.

Грудь матери сосут до года, но дети, нуждающиеся в продлении стимуляции сосут ее до полутора лет; лишенные же материнской груди до срока сосут соску или палец до трех-четырех лет, что в таких случаях нормально. Ритмичные автоматизмы действий способствуют синхронизации биоритма головного мозга, в сложной перестройке его от бодрствования ко сну. Поэтому ребенок нуждается в укачивании при засыпании. Укачивание успокаивает даже боль. До года сосание соски и укачивание, на мой взгляд, физиологичны и необходимы.

Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.

Сосание пальцев, языка, губы и т.д.- самостимуляция и после года нередко является свидетельством задержки созревания тех или иных функциональных систем в организме. Как эквивалент стимуляции оно возникает у детей, лишенных прикосновений любящих рук матери. Понятны и попытки ребенка заменить недостающую стимуляцию поглаживанием самого себя, прикосновением к себе. Однако это не руки матери, как и соска не материнская грудь. Ребенок, привыкший успокаивать, убаюкивать и укачивать себя сам, сосет или теребит что-то, вертит волосики, трет половые органы или пах, раскачивается в постели, чтобы уснуть. Все это самостимуляция, всегда растягивающаяся на годы, чтобы добрать недостающее естественное.

Вредная привычка, как ритуал самоуспокоения, самоутешения, самоободрения нередко приобретает сложные формы выражения. Ребенок сосет большой палец правой руки, а левой вертит волосы, прикрывает глаза. Если левую руку подвязать к туловищу, он перестает сосать правую. Нарушена целостность ритуала, и часть его не приносит удовлетворения. Испытывая тревогу, сосут язык, прикрыв рот ладонью правой руки, потягивая мочку уха левой. Эти ритуалы, равно как и грызение ногтей, надногтевых валиков, слизистой щеки, губ, кожи на пальцах, облизывание губ, кожи вокруг них до красноты, язвочек, нередко входят в клинику невроза навязчивых состояний или неврастении.

Иногда привычка образуется мгновенно, задаваясь по типу условнорефлекторной связи как замещение биологической потребности. Один из моих пациентов в десять месяцев был отлучен от груди. Для того чтобы этот акт прошел спокойно, родители отправили его на две недели к бабушке. Когда его вернули и он увидел мать, то тут же стал сосать язык. Вредная привычка образовалась на глазах у взрослых и закрепилась надолго: мальчик сосал язык и в 14 лет, когда родители обратились ко мне за помощью.

Более всего родителей волнует детский онанизм. До семи лет он отмечается у каждого десятого ребенка. Иногда уже в шесть - восемь месяцев дитя плотно сжимает бедра, не реагируя на окружающее, взгляд его устремлен в одну точку, личико краснеет, на лбу выступают капли пота. Если родители пытаются отвлечь ребенка или мешают иными способами, он бурно протестует. После года онанизм принимает иные формы. Малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке сжимает или трет одеяло между ног. Иногда уже до года ребенок раздражает половые органы рукой.

Начинается отчаянная борьба родителей с ним. Иногда в эту борьбу вовлекается и воспитатель яслей, а потом и детского сада. Взрослые сурово осуждают эту привычку, рассматривая ее как свидетельство испорченности ребенка, чрезмерной его сексуальности. Однако дитя до трех лет по сути бесполо. Оно не выделило себя из окружающей среды. Оно только для нас мальчик иди девочка. Вдумайтесь - слово "дитя" - среднего рода. В этом есть свой смысл. Идентификация с мужским или женским полом произойдет после трех лет, в процессе формирования личности. Ребенок до трех лет и не ведает, что он раздражает именно половые органы. Это знаете вы. Для него нос, пупок, половой член - только части его тела.

Трехлетний понимает: родители недовольны им, осуждают действия, попадающие под определение "нельзя", но причины отрицательной их оценки ему не ведомы. Нельзя играть с огнем - это он усвоил в жестоком опыте, нельзя бить бабушку - он рожден человеком, и, при правильном воспитании, ему понятно: бабушке больно. Однако трехлетний не может понять, почему ковыряние в носу воспринимается относительно спокойно, а те же пальцы в области паха вызывают у родителей гнев. После трех-четырех лет ребенок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться.

Привычка есть привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию. Не спит мать, караулит дочь, не спит дочь - караулит мать. Ребенок делает вид, что уснул, а сам ждет, когда уснут родители. Он стремится получать удовлетворение, переступив через запрет, и ни к чему хорошему запрет не приведет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания родителей, в общем-то к безобидному акту. В результате ребенок стремится к уединению. Ощущение неполноценности, вины приводит к замкнутости.

Онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, пижамки, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка, к ягодичкам и т.п. Но каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько сексуальность (прикосновение детей к своим половым органам, как интерес к ним, являются частью нормального психосексуального развития), сколько такая же обыкновенная вредная привычка, как и сосание пальца, не более.

Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда девочка пальчиком или предметом пытается проникнуть во влагалище, следует обратиться к детскому психиатру, поскольку возможно, в таком случае это может быть следствием ограниченного поражения мозга в родах. Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой, уговорами помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в постели. Кто-то когда-то рекомендовал держать больного ребенка в постели. Почему? Кто лежит, когда может сидеть, ходить, будет дольше болеть. Постель в таких случаях становится ложем для рождения вредных привычек. Если нужно, закутайте ребенку горлышко, оденьте его тепло, но свободно, и пусть сидит, ходит, играет, даже если он болен.

Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке. Не допускайте запоров - это нередко способствует появлению онанизма. Немедленно избавьте ребенка от остриц, если они у него есть. Следите, чтобы ребенок не загулялся и не задержал акт мочеиспускания. Такая задержка приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму. Тщательно следите за гигиеной промежности и ножек, чтобы не было зуда. Лучше, если малыш спит в рубашечке до пят, а не в пижаме. Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубчики не врезались в тело, одежда не давила и не сжимала. Не злоупотребляйте шоколадом, острой и пряной пищей.

Малыша не рекомендуется качать верхом на колене; его не сажают, если он не устал, себе на шею; целуя, его не душат в объятиях. От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями. Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Ручки он должен держать поверх одеяла, как и свободную ручку, если спит на боку. Вредные привычки, зная причины их возникновения, легче предупредить, чем устранить.

Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. Идя по такому пути, впору облить, занимающегося онанизмом, холодной водой (и это делают) или подключить страдающего энурезом к источнику тока, чтобы его ударило, как только моча замкнет электросеть. Все это неприемлемая жестокость по отношению к ребенку. Если такое и поможет, ребенок будет запуган, потрясен и психологические последствия окажутся тяжелее "излеченной" вредной привычки.

У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности - главное. Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.

При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!