Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Что делать ребенок истерит 3 года. Почему возникает истерика? Кто подвержен истерикам

Истерика у ребенка: он топает ногами, кричит, плачет и ничего не хочет слышать. Или однотонно ноет, хнычет и канючит. Каждый родитель хоть раз сталкивался с подобным поведением своего чада. Но обычно проблема масштабнее, чем кажется, и затрагивает 9 из 10 семей, которым приходится воспитывать истеричного ребенка. Да и сами истерики – не разовое явление, так они происходят систематически. Мамы и папы в растерянности, они злятся, переживают, не знают, как все это прекратить. Что делать взрослым, если у ребенка истерика?


Что такое детская истерика?

Истерика – это особое эмоциональное состояние крайнего возбуждения. Ребенок кричит, рыдает, падает на пол, может биться о стены или царапать себе лицо. Он совершенно не восприимчив к словам и действиям окружающих и практически не чувствует боли. Остановить это крайне сложно. Такое поведение пугает и озадачивает родителей, особенно если, по их мнению, и причин-то особых для такого поведения у малыша не было. Что взрослые сделали не так?


Истерика, как правило, хоть и развивается стремительно, но как любой процесс в нашем организме, протекает в несколько стадий. Даже если кажется, что все началось внезапно, поверьте, симптомы начинающегося «концерта» были, и их нужно научиться узнавать. Часто малыш начинает сопеть, хныкать, замолкает. Это затишье перед бурей. Если вовремя отреагировать, истерики можно избежать. Порой для этого достаточно ласково обнять обидевшегося на весь мир малыша, спросить, что его так огорчило. Если дело в сломавшейся игрушке, предложить починить ее вместе.

Некоторых детей для профилактики истерики достаточно переключить на другое занятие. Не получается собрать конструктор? Не плачь, мы сейчас порисуем, а потом обязательно соберем из упрямых деталей домик или паровоз. Если предвестники разглядеть не удалось или взрослые не придали им должного значения, начинается сама истерика.


Справиться с предстоящей истерикой помогут вовремя замеченные ее симптомы

  • Первая стадия – голосовая. Ребенок, стараясь обратить на себя внимание, начинает хныкать или сразу кричать.
  • Вторая стадия – моторная. Она характеризуется возбужденными активными движениями малыша. Он может начать бросать игрушки, топать, кататься по полу. Это самая опасная стадия – ребенок может травмироваться.
  • Третья стадия - остаточная. Это своеобразный выход из «пике» - уставший физически и морально ребенок заливается слезами, обводит присутствующих несчастным взглядом и судорожно всхлипывает. Длиться стадия может до нескольких часов.


Почему ребенок так делает?

Надо сказать, что не всегда дети истерят «из вредности». И советы типа «Меньше внимания – быстрее успокоится» или «Ремня ему хорошего!» не только бесполезны, но и вредны.

Истерики у детей бывают двух видов – произвольные и непроизвольные. В первом случае малыш действительно показывает характер, что-то хочет получить и просто не видит другого способа. Он кричит, стучит ногами и руками, трясет головой, при это прекрасно отдавая себе отчет в том, что именно он делает. Если однажды ребенок добился своего путем такой истерики, он возьмет это на вооружение, и будет манипулировать родителями все чаще и чаще. Что делать в этой ситуации? Предоставить карапузу право выбора. Спокойно объяснить, что вам не нравится такое его поведение, предупредить о возможном наказании (например, лишении возможности посмотреть мультики или пойти в парк), а потом, если малыш не успокоился, осуществить наказание. Таким образом, у ребенка есть выбор – кричать дальше и лишиться чего-то приятного или взять себя в руки и разрешить конфликт миром.

Физически в этой ситуации наказывать нельзя! Это сделает малыша еще более агрессивным. Убедившись в неэффективности истерики как инструмента для получения личной выгоды, ребенок постепенно перестанет капризничать.


Прекратить произвольную истерику проще, чем ту, что зависит от выброса гормона, т.к. в первом случае ребенок способен контролировать свои эмоции

Непроизвольные истерики – процесс, протекающий на гормональном уровне. Малыш не в состоянии контролировать свое поведение и свое тело из-за резкого выброса гормонов стресса. Уговаривать в этой ситуации бесполезно , так как ребенок попросту вас не слышит. Что делать? Опять же успокоиться. И только потом переходить к делу.

В состоянии неконтролируемой истерики ребенку важен тактильный контакт. Попробуйте взять его на руки, обнять, погладить по голове. Говорите с ним тихим, успокаивающим голосом, описывайте что-то не имеющее отношения к происходящему : «Вон птички на окошко сели», «Смотри, какое сегодня солнышко, может, погуляем?». Не так важно, что именно вы будете говорить. Главное - тактильный контакт. Когда ребенок успокоится, нужно обязательно постараться выяснить, что произошло. Используйте для этого наводящие вопросы: «Тебя что-то расстроило?», «Ты испугался?» и т.д.


В случае с непроизвольными истериками важно иметь терпение и способность эмоционально успокоить малыша, при таком поведении ребенок быстрее начнет справляться с приступами

Кто подвержен истерикам?

Склонность к истерикам – врожденная особенность. Все зависит от типа организации нервной системы малыша:

  • Слабый тип. Это пугливые, неуверенные в себе дети. Они подвержены частой смене настроения. У них нестабильный аппетит и плохой сон. Они возбудимы, часто повышают голос. Очень подвержены истерикам, пребывая в которых ведут себя непредсказуемо. Успокаиваются относительно быстро.
  • Сильный тип. Ребята с таким типом нервной системы чаще пребывают в благодушном настроении, легко увлекаются, часто не доводят начатое до конца. В сильной стрессовой ситуации могут закатить истерику, но это маловероятно. Да и «погасить» такую истерику будет довольно просто.
  • Неуравновешенный тип. Это тревожные дети. Их часто мучают страхи, сомнения. Они спят «поверхностным» сном, за ночь могут просыпаться по несколько раз. Могут быть шумными в обществе, так как любят быть в центре внимания, но болезненно относятся к любой критике. Истерика у таких ребят может начаться внезапно и сопровождается проявлениями агрессии. Успокоить их трудно.
  • Медлительный тип. Это очень спокойные, рассудительные дети. Любят заниматься чем-то в одиночестве. Их трудно расшевелить. По причине замедленных процессов возбуждения и торможения в нервной системе практически не устраивают истерик. Могли бы, но пока до их мозга это доходит, необходимость в крике уже отпадает.

Таким образом, чаще всего на детские истерики жалуются родители ребят со слабым и неуравновешенным типами нервной системы.



Ночные истерики

Особняком стоят ночные истерики. Они всегда носят характер непроизвольных и могут быть вызваны рядом причин: страхами, приснившимися кошмарами, дневным перевозбуждением и обилием впечатлений. Малыш просто просыпается и сразу начинает кричать. Угомонить его сложно, он выгибает спину, стучит ногами и руками, пытается убежать.

Если малыша оставить без внимания, то он может покалечиться. Здесь важно обеспечить тактильный контакт, устранить причину страхов – включить ночник, убрать пугающий предмет из комнаты.

Я в свое время столкнулась с ночными истериками у своего двухлетнего сына. Не помогало ничего. Тогда нашлось нестандартное решение, которое теперь я рекомендую многим мамам. Мы обсудили с малышом «страшные тени и привидения», которые не дают ему спать, после чего пошли и купили в магазине небольшого ярко-желтого плюшевого очень смешного кота. Мы дали ему имя – Смельчак.

По рассказанной мной легенде, смелый солнечный кот по ночам охраняет мальчиков и девочек от теней и других злодеев. Сын стал спокойнее засыпать, потому что верил мне и Смельчаку. Через пару недель он вообще перестал просыпаться по ночам. Но Смельчака (уже изрядно потрепанного) и сейчас, полтора года спустя, в обязательном порядке берет с собой в постель. Заведите такого друга своему малышу. Пусть это будет добрый, очень яркий персонаж обязательно с большими глазами или широкой улыбкой. Сочините о нем сказку. Ваш ребенок в нее тоже поверит.

Возрастные истерики

Возрастные истерики – это следствие «настройки» детской нервной системы. В разные этапы своей жизни малыш по мере узнавания нового должен приспосабливаться к этому новому. Безболезненно получается не всегда и далеко не у всех.

  • До 1 года малыши истерят редко. Истерика у них всегда имеет свою причину: мокрые штанишки, усталость в промежутках между периодами сна, голод, скука и т.д. В этом возрасте причиной для частого и требовательного плача может послужить и повышенное внутричерепное давление. Подтвердить или исключить такую проблему поможет консультация врача- невролога. Психические отклонения в этом возрасте диагностировать практически невозможно.
  • Если ребенку уже 1,5 года, его истерики - еще не способ манипуляции, а всего лишь следствие перенапряжения неустоявшейся еще психики. Успокоить малыша довольно просто. Достаточно взять его на руки и переключить его внимание.


  • В 2 года детская истерика вызвана, как правило, желанием ребенка получить больше внимания от взрослых. Он уже умеет дифференцировать себя как отдельную личность. И часто с помощью истерики пытается объяснить, что ему что-то не нравится. Двухлетние детки могут капризничать от избытка впечатлений, от усталости, из-за болезни. В этом возрасте поводом для систематических истерик может стать рождение еще одного ребенка в семье. И очень часто истерики случаются на почве необходимости идти в детский сад. Как успокоить малыша? Способ зависит от причины истерики. Если устал – обеспечить ему отдых. Если «ревнует» к брату или сестре – уделить больше внимания.
  • В 3 года начинается так называемый «кризис трех лет». «Я сам!» - именно это чаще всего слышат родители трехлетних малышей. Малыш настойчиво требует уважения к своим убеждениям, яростно протестует, истерит по поводу и без. Трехлетние малыши невероятно упрямы. Они еще не умеют идти на компромисс. Успокоить их трудно. В некоторых случаях без помощи психолога не обойтись. Ребята – большие индивидуумы, и подход к их истерикам требуется индивидуальный.
  • Обычно к 4 годам детские истерики сходят на нет, но если в возрасте 4-5 лет они все еще случаются, это может свидетельствовать, увы, о пробелах в воспитании. Если ребенок не знает слова «нет» или не ощущает границ дозволенного, винить его в этом нельзя. Это дело рук взрослых. Истерики уже вполне контролируемые, малыш осваивает способы манипуляции: если мама запрещает что-то, то можно попросить папу, если и он не даст желаемого, перед громкой истерикой уж точно не устоят бабушка и дедушка. Если у малыша к 4-5 годам не выявлено неврологических или психических заболеваний, то доктор Комаровский советует по возможности оставлять истерящего ребенка в одиночестве. В изоляции нет зрителей, а значит, устраивать представление не интересно.


  • В 6 лет наступает время повышенных требований и довольно жестких ограничений. У ребенка появляются обязанности. Он понимает необходимость вести себя в рамках приличия. Парадоксально, но факт – в этом возрасте истерики снова становятся непроизвольными. Это связано с тем, что в течение дня малыш вынужден хорошо себя вести в детском саду. Но к вечеру он устает. И после садика закатывает истерики. Это протест и неумение «сбросить» нервное напряжение. Помочь ему можно, интересно организовав вечерний досуг.
  • Кризис семи лет – это второй ощутимый возрастной кризис в жизни человека. В 7 лет ребенок переходит от младшего возраста к школьному. Он болезненно воспринимает крутые перемены в жизни (необходимость учиться, соблюдать распорядок дня). Истерики в этом возрасте спонтанны. Бороться с ними нужно вместе со взрослыми, осваивая такое понятие как «сотрудничество».

Почти у всех детей в возрасте от 1 до 3 лет случаются истерики. Они уже знают свои потребности и осознают себя как личность. Если им начинают перечить, они приходят в крайне раздраженное состояние. Однако дети обычно не адресуют свои вспышки гнева родителям, так как понимают, что взрослые люди слишком важные и большие. Кроме того, у них еще слабо развиты «бойцовские» инстинкты.

Поэтому, когда в них закипает ярость, они не находят ничего лучшего, как выместить свою злость на самих себе. Они падают на землю, вопят и колотят по полу руками, ногами, а иногда и головой.

Если такие истерики случаются лишь время от времени, то это еще не повод для беспокойства. Ребенку просто надо избавиться от переполняющих его эмоций. Очень часто такие вспышки ярости становятся результатом усталости, голода или ситуаций, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно (сюда же относятся и истерики, случающиеся в магазинах, когда вы отправляетесь вместе с детьми за покупками). Если речь идет именно о таких истериках, то родители могут просто проигнорировать следствие и обратиться непосредственно к первопричине: «Ты устал и проголодался? Сейчас мы пойдем домой, поедим, ляжем спать, и все пройдет».

Режим истерики

  • Покраснение центрального процессора вполне нормально
  • Возможно выделение жидкости
  • Размахивание конечностями
  • Используйте слово «нет» при серьезной опасности:
    • ребенок может порезаться
    • ребенок может обжечься
    • ребенка может ударить электрическим током
  • Сосредоточьтесь на положительных эмоциях.

Сначала чувства, проблемы потом

«Хочу к маме! Хочу к папе!» - безостановочно рыдал двухлетний сын наших друзей.

Его оставили с нами на всю ночь, и он был безутешен. Мы старались отвлечь его сказками. Пели ему. Пытались кормить. Обнимали. Носили на руках. Долго и очень убедительно объясняли, что родители ушли на концерт, но утром обязательно вернутся. Все без толку!

Позднее мы поняли, что ребенок даже не слышал нас. Ему попросту «сорвало крышу».

Именно так это объясняет Дэн Зигель, профессор психиатрии медицинского факультета Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Он умеет очень наглядно объяснить, как сильные эмоции в буквальном смысле отключают способность мозга рационально мыслить.

  1. Поднимите руку. Она послужит моделью для демонстрации работы мозга.
  2. Прижмите большой палец к ладони. Большой палец - это лимбическая зона, древняя часть мозга, управляющая эмоциями. Функционируя согласованно со стволом головного мозга (ладонь), она подает сигналы телу, определяя в том числе частоту сердечных сокращений и артериальное давление.
  3. Накройте большой палец остальными пальцами. Эти пальцы представляют кору головного мозга - своего рода крышку над лимбической зоной, держащую эмоции под контролем.
  4. Теперь распрямите пальцы, открывая большой.

Префронтальная кора утратила контроль, поскольку при высокой интенсивности переживаний лимбиче-ская зона активируется так интенсивно, что исчерпывает контролирующую способность коры мозга. Вы больше не можете мыслить разумно, сопереживать или как-то иначе использовать высший мозг. Вам «сорвало крышу».

Поэтому совершенно бесполезно взывать к разуму человека, охваченного бурными эмоциями, - как мы той ночью пытались урезонить двухлетнего сына наших друзей. И хотя мы с мужем знали об управлении эмоциями, отчаяние заставило нас обо всем забыть: нам тоже «сорвало крышу».

В этом деле нужна тренировка.

Это можно предвидеть

Итак, вы знаете, что происходит в мозге под воздействием сильных эмоций. Теперь нужно научиться узнавать этот процесс по первым симптомам: я вот-вот сорвусь или я уже себя не контролирую, надо прийти в себя. Вы заметите подобное состояние и в своих детях, скажем когда они закатывают истерику или дерутся.

«В таком случае нам кажется, что ребенку следует преподать урок, - замечает специалист по обучению родителей Сарина Наткин, - и мы спешим сделать это немедленно».

Но когда ребенку «сорвало крышу», он не может ничему учиться! Поэтому в условиях эмоционального взрыва гораздо разумнее сделать вот что:

во-первых, указать на эмоции , проявив участие, обозначить переживаемые ребенком сильные чувства

и лишь во-вторых заняться решением проблемы, их породившей .

Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, с помощью ладони и пальцев объясните ему, что происходит с мозгом под действием сильных эмоций, и, возможно, он сам начнет сообщать вам, когда ему (а может, и вам) нужно остыть.

Называйте сильные чувства

Исследования показывают, что, давая словесные обозначения сильным эмоциям, мы успокаиваемся. «Назовите - и приручите», - советует профессор психиатрии Дэн Зигель.

Пытаясь утешить и отвлечь двухлетнего ребенка, требующего маму и папу, мы с мужем перепробовали буквально все. Но коль скоро нашей целью было успокоить его, следовало прямо заговорить об эмоциях, которые его обуревали, - разумеется, заговорить с участием.

«Да, малыш, ты хочешь к маме и папе, и тебе сейчас ужасно грустно. Понимаю, без них тебе очень плохо». Мы могли бы показать ему фотографии родителей на стене и помочь ему представить их возвращение. «Я уверена, что они крепко-крепко тебя обнимут. Вот здорово будет!»

В следующий раз, когда мы остались с ним, он снова расплакался, заскучав по маме и папе. И тогда я просто взяла его на руки и стала укачивать и похлопывать по спине. Сам он не говорил о том, что чувствует, но слышал, как об этом ласково говорю с ним я. Не прошло и 10 минут, как он успокоился и заснул у меня на руках.

Если вы называете эмоции ребенка и разговариваете о них, он постепенно научится делать это сам.

Дети, умеющие рассказать о своих чувствах, способны размышлять о них, обсуждать их, искать способы справиться с ними, понимать чувства других людей и сопереживать. Они лучше переносят огорчения и меньше конфликтуют, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Они крепче здоровьем, менее одиноки и импульсивны и лучше сосредоточиваются. Кроме того, они лучше учатся.

Чтобы уметь разговаривать об эмоциях своего ребенка, нужно совсем немногое.

Научитесь осознавать чувства - собственные и других людей . Выработайте привычку в течение дня отслеживать и называть собственные эмоции: «Я злюсь», «А вот и разочарование». Описывайте чувства как результат наблюдений («Я вижу, что впала в уныние»), а не как черты характера («Я унылый человек») - это позволяет несколько дистанцироваться от них.

Помните, что все чувства имеют право на существование . Конечно, можно в ответ на слезные требования двухлетнего малыша, желающего увидеть маму и папу, сказать: «Ты вернешься домой, когда приедут твои родители, а пока успокойся и играй», или «Мужчины не плачут», или даже «Твоих родителей здесь нет! Прекращай орать». Но все эти отклики отвергают право ребенка чувствовать то, что он сейчас чувствует.

Пренебрежительное отношение к чувствам других коренится в нашем воспитании. Но мы можем постараться не учить этому своих детей. Одно исследование за другим доказывают, как важно принимать эмоции и считаться с ними, какими бы неприятными они ни были.

По мнению некоторых ученых, эмоции - это фактически способ мозга маркировать событие как «очень важное». Эмоции просто есть. И, как вы знаете, сколько их ни подавляй, сколько ни осуждай, как ни старайся, никуда они не денутся.

Так почему бы не принять их?

Как научить ребенка идентифицировать эмоции

  • Читайте книжки, герои которых сталкиваются с проявлениями эмоций. Разговаривайте о моментах, когда ребенок чувствовал себя так же.
  • Собирайте картинки, изображающие различные эмоции (ваши фотографии, иллюстрации, вырезанные из журналов, комплекты открыток). Когда ребенок ведет себя очень эмоционально, показывайте картинку: «Вот огорченный малыш. Он плачет. Ты тоже огорченный малыш?»
  • Помогите ребенку проиграть травмирующее событие с помощью плюшевых зверей.
  • Подыщите дошкольное учреждение или школу, где учат управлять эмоциями.
  • Вместе с детьми школьного возраста сделайте «градусник эмоций» с делениями: «спокойствие», «счастье», «разочарование», «гнев». Объясните, что эмоции нередко развиваются по нарастающей. Время от времени спрашивайте ребенка, что показывает его эмоциональный термометр, - это приучит его самостоятельно отслеживать свой эмоциональный градус.
  • Проводите «телесный мониторинг»: «Ты ссутулилась и сжала руки в кулаки. Похоже, ты рассержена».

Дети могут убиваться из-за сущих, на наш взрослый взгляд, пустяков. Но заявить «Да брось ты!» - значит выразить пренебрежение, а от этого становится только горше. Сами бы вы не хотели услышать такое в приступе гнева! Признайте сильную эмоцию - одно это обычно успокаивает ребенка достаточно, чтобы вы могли высказаться:

«Ты сердишься, потому что терпеть не можешь ходить в носках. Ты не желаешь надевать их! Но на улице холодно, и без носков пойти нельзя. Но, может быть, ты поможешь надеть их тебе?»

«Ты расстроилась? Да, я знаю, как обидно, когда очень хочешь чего-нибудь и не можешь получить. Давай возьмем эти ягоды с собой. Когда придет время перекусить, ты сможешь съесть их».

Если ребенок злится, когда вы говорите о его эмоциях, прежде всего обрисуйте факты и вместе поищите выход из ситуации. После этого укажите на эмоции: «Ты хочешь надеть зеленую футболку, но она грязная. Какие три действия мы могли бы предпринять, чтобы решить эту проблему?.. Ты был здорово разочарован».

Учитесь сейчас: «маленькие детки - маленькие бедки»

Почему важно заняться этим, пока ребенок еще мал? Потому что умение отдавать себе отчет в собственных переживаниях нарабатывается не быстро. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок это умел, когда вступит во взрослую жизнь, где очень многое зависит от этого навыка? Он должен быть готов к первым разочарованиям и отторжению окружающих, к одиночеству, к стрессам из-за учебы, к психологическим нагрузкам на работе и в собственной семье.

Как избежать истерик ребенка

Было бы совершенно неестественным, если бы родители всегда проявляли в таких случаях безграничное терпение и такт. Когда надвигается буря, постарайтесь вести себя непринужденно и погасите вспышку в самом зародыше. Не поддавайтесь на уловки ребенка, иначе подобные истерики будут повторяться постоянно. Не спорьте с ним, поскольку он в таком состояний не способен понять ошибочность своего поведения. Если вы разозлитесь сами, это еще больше возбудит ребенка. Лучше покажите ему достойный выход из этой ситуации. Один ребенок успокаивается быстрее всего, если взрослые просто отходят в сторонку и продолжают заниматься своими делами, как будто их это совершенно не волнует. Другой, более настойчивый и упрямый, может кричать и колотить руками целый час, пока не дождется от родителей какого-нибудь дружеского жеста. Как только самый бурный период миновал, такого ребенка лучше отвлечь каким-нибудь интересным занятием или просто обнять его в знак того, что в семье восстановлен мир.

Очень неприятно, когда ребенок устраивает такие истерики в людных местах. В этом случае просто возьмите его на руки, улыбнитесь (если вы, конечно, в состоянии) и отнесите его куда-нибудь в более тихое место, где вы оба сможете успокоиться.

Частые истерики детей

Если у ребенка истерики повторяются слишком часто, это может свидетельствовать о его врожденных свойствах темперамента. Например, он может оказаться очень чувствительным к перемене температуры или изменению уровня шума или просто к прикосновению одежды к коже. Такой ребенок может устраивать истерику каждый раз, когда родители надевают на него носки, если вдруг перекосился шов. Другой ребенок просто обладает врожденным упрямством. Если он занят чем-то интересным, его невозможно чем-то отвлечь или увести. Утешайте себя тем, что ваш ребенок может впоследствии добиться значительных успехов в школе, где зачастую требуется большое упорство. Но в раннем возрасте такая черта характера может гарантировать вам пару истерик в день.

Еще одно свойство темперамента, которое проявляется в частых истериках, это чрезмерная экспрессивность. Дети, обладающие таким качеством, - истинные артисты. Если они радуются, то буквально светятся от счастья, если переживают, то на их лице печать отчаяния. Еще один тип, склонный к истерикам, - это дети, которые очень остро реагируют на новых людей и незнакомые обстоятельства. Им, как правило, требуется несколько минут, чтобы почувствовать себя в своей тарелке. Если попытаться присоединить такого ребенка к группе детей, пока он еще не готов к этому, это может вызвать истерику.

Если у вашего ребенка часто случаются подобные истерики, задайте себе следующие вопросы: Часто ли он имеет возможность свободно пойти погулять? Есть ли у него возможность проявить свою физическую силу и ловкость? Достаточно ли у него игрушек и других предметов, с которыми он может играть дома? Спорите ли вы с ним по поводу того, что он должен, скажем, надеть свитер, или просто одеваете его безо всяких комментариев? Если вы знаете, что ему пора в туалет, спрашиваете ли вы о его желании, или просто ведете его туда? Если вам приходится прервать его игру, потому что уже пора идти спать, даете ли вы ему минутку-другую для окончания игры? Обращаете ли вы его внимание на что-то интересное, чем вы занимаетесь? Когда вы видите надвигающуюся истерику, вы просто ждете, когда она начнется, или пытаетесь чем-то отвлечь ребенка?

Привычные истерики у ребенка

Некоторые дети быстро понимают, что истерика - это лучший способ добиться желаемого результата. Отличить такие «искусственные» истерики от вспышек эмоций, вызванных разочарованием, голодом, усталостью или страхом, не так-то просто. Один из признаков заключается в том, что мнимая истерика заканчивается сразу же, как только ребенок получает требуемое. Еще один признак проявляется в том, что ребенок подбирается к истерике постепенно, начиная с требовательного нытья. Ответом на подобные проявления должна быть непреклонная твердость родителей. Если вы говорите: «Сегодня больше никаких пряников не получишь», то так оно и должно быть, невзирая на любые истерики.

Чтобы эта стратегия оказалась действенной, ее нужно тщательно подготавливать. Если вы совершенно уверены, что ребенка нельзя кормить сладостями перед обедом, то это правило должно неукоснительно соблюдаться при любых обстоятельствах. Если вы в этом не вполне уверены, то лучше пойти ребенку на уступки, пока не разразилась истерика. Ведь если вы согласитесь с его требованиями после истерики, он сразу поймет, что его тактика срабатывает!

Очень многие родители замечают, что их дети устраивают истерики по поводу конфет, но почти никогда не выражают бурных эмоций, когда их усаживают в автокресло. Почему? Потому что родители абсолютно уверены в необходимости этого, и дети даже не пытаются оспаривать это незыблемое правило.

Истерики у детей старшего возраста

Истерики совершенно нормальны для двухлетних детей, и они случаются почти с каждым. К 4-5 годам они происходят значительно реже, возможно, 1-2 раза в неделю. Встречаются, однако, дети, которые и в 5 лет продолжают устраивать частые (по 3 раза в день и более) или продолжительные истерики (длящиеся более 15 минут). Зачастую их причиной становятся упомянутые выше особенности темперамента или неумение родителей проявить твердость характера. Однако иногда постоянные истерики служат признаком более серьезных проблем.

Частой причиной такого явления становится замедленное речевое развитие. Такие дети постоянно приходят в отчаяние, потому что не могут выразить словами свои потребности и желания. Они чувствуют свое одиночество и оторванность от других детей и взрослых. Поскольку свои расстроенные чувства они тоже не могут выразить словами, то им остается только демонстрировать их.

Когда дети подрастают, они учатся успокаивать себя, мысленно обращаясь к себе с соответствующими словами. Возможно, вы и сами можете припомнить случаи, когда вслух или про себя говорили себе: «Спокойно». Ребенок, страдающий замедленным речевым развитием, не может воспользоваться этим мощным успокоительным средством, поэтому его эмоции выражаются в истериках.

Другой причиной частых истерик у детей старшего возраста оказываются замедленное психическое развитие, аутизм и трудности в усвоении учебного материала. Если ребенок продолжительное время серьезно болеет, родители стараются не устанавливать для него особых ограничений в поведении. Результатом могут опять-таки стать истерики. Если у вас возникают подобные проблемы и обычные меры воспитания не помогают, следует обратиться к опытным специалистам.

Как справиться с детской истерикой

Ребенок начинает познавать мир и порой может испытывать фрустрацию при попытке получить то, что ему хочется. Зачастую это выражается в форме истерик/приступов гнева и раздражения.

Такие вспышки гнева появляются у ребенка между десятым и двенадцатым месяцами жизни. Он плачет или хнычет, тянется к предметам, которые ему хочется схватить, пинается ножками, машет кулачками, стучит ручками. У некоторых моделей истерики периодически случаются в течение нескольких лет. Справиться с ними вам помогут следующие советы.

  1. В течение первого года жизни приучайте ребенка к слову «нет». Он, возможно, не будет понимать его значение до года. Чаще используйте слово в значимых утверждениях, например: «Нет, не трогай. Это горячо!» или «Нет, не ешь! Это жук!» Данное слово пригодится вам, когда у ребенка начнется истерика.
  2. Старайтесь все объяснить малышу. Встроенная функция позволяет ему понимать, почему нельзя играть с ножом или трогать горячую плиту. Такие объяснения помогут малышу определить границы своей безопасности.
  3. Не реагируйте на его плач и крики эмоционально - это может усилить его истерику. В противном случае ребенок будет провоцировать вас на реакцию. Если безопасности малыша ничего не угрожает, постарайтесь вообще не замечать приступ гнева.
  4. Сосредоточьтесь на положительных эмоциях. Похвалите ребенка, когда он станет вести себя лучше. Похлопайте в ладоши и улыбнитесь, когда он возьмет игрушку и начнет играть.
  5. Будьте терпеливы. Медицинские специалисты называют это состояние «фазой», и оно совершенно точно пройдет.

Беспричинные истерики у ребенка 3 лет — это достаточно распространенная манера поведения. Малыш еще не умеет контролировать эмоции и верно выражать свои желания, поэтому родители должны выяснить причины и узнать, как предотвратить скандалы.

Приступ истерики у детей сопровождается потерей их самообладания. В этот момент возбуждение проявляется в виде паники, плача, крика и падения на пол, хаотичного размахивания руками и ногами. Младшие члены семьи не в могут адекватно реагировать на просьбы родителей и продолжают закатывать скандал до тех пор, пока их желание не будет исполнено. Какова причина истерик у ребенка 3 лет — советы психолога, внимание родителей и обучающие видео помогут разрешить этот больной вопрос.

По мере взросления у детей появляются личные убеждения и взгляды, желания и интересы, которые часто расходятся с мнением взрослых. В ситуациях, когда малыши не могут добиться желаемого, начинают ярко проявляться злость и раздражение. Поэтому столкновение интересов у психологи называют первопричиной истерического поведения. Провоцируют такое состояние следующие факторы:

  • желание привлечь к себе внимание;
  • подражание поведению друзей;
  • неспособность правильно проявить свое недовольство;
  • неправильное воспитание (чрезмерная строгость или опека);
  • неправильная система поощрения или наказания;
  • усталость, недосыпание и чувство голода;
  • отрыв от интересного занятия;
  • нарушение нервной системы;
  • эмоциональная нестабильность.

Физиологические причины детской истерики указывают на серьезные проблемы со здоровьем. Болезни нервной системы, нарушения психики и испуг вызывают частые истерики у ребенка 3 лет, при которых необходимо лечение. А родительские упущения в воспитании специалисты относят к нравственным причинам патологического поведения.

Правильное воспитание с рождения

В первый год жизни начинается формирование характера. Многое зависит от манеры поведения родителей, бабушек, дедушек.

Чрезмерная опека родителей со временем станет первопричиной развития истерического поведения, если при первом же крике сразу берут непоседу на руки и укачивают, пока он не перестанет плакать — об этом говорит и известный доктор Комаровский. В его подсознании вырабатывается инстинкт, что для привлечения внимания достаточно всплакнуть. Если своевременно не «подойдет помощь», начинается истерический плач.

Режим дня — это важный фактор воспитания, несоблюдение которого часто приводит к развитию истерического поведения. Педиатры не советуют давать еду, когда малыш захочет, постоянно находиться рядом даже ночью. Детские психологи называют такой подход к воспитанию причиной неправильного психологического развития.

Понятие «режим дня» — это последовательность исполнения действий в течение суток. Придерживаясь определенного ритма жизни, родители могут правильно спланировать день и вырастить здорового человека. График новорожденного должен выглядеть приблизительно так:

  • Отдых. Спать после кормления не менее 1.5 часа. Ночью нужно отдыхать 6 часов.
  • Еда. Дневной интервал между кормлениями — не менее 3 — 3.5 часов.
  • Прогулки. Вывозить на свежий воздух кроху нужно 2 раза в день.

Если придерживаться правильного режима, с раннего возраста у ребенка вырабатывается привычка нормы. Чтобы совладать с такой задачей, понадобится не более двух недель.

Как правильно дать подсказку, что нужно готовиться к ночному сну? Например, выработать рефлекс, что после купания, которое нужно проводить в одно и то же время, наступает ночной сон. Хорошим сигналом к ночному отдыху будет музыкальная карусель, подвешенная над кроваткой, с нежной мелодией колыбельной.

Истерики перед сном у детей

Независимо от причины неадекватного поведения и приступа, родитель должен знать, как успокоить свое чадо. Нужно определить, что стоит за его криком.

Почти все мамочки сталкиваются с тем, что истерики перед сном у ребенка 3 лет происходят ежедневно. И если в грудном возрасте такое поведение еще можно как-то понять, то когда ребенку исполнится уже год, бороться с истериками у ребенка необходимо.

  1. Научитесь правильно готовить ребенка к сну. Кроме обязательных гигиеничных процедур, почитайте на ночь интересные сказки.
  2. Детская комната должна быть правильно оформленной, веселой и всегда аккуратной, переставлять вещи часто не следует.
  3. Укладываясь спать, притушите свет или включите красивый светильник с изображением веселой «сказочной рожицы».
  4. Когда непоседа просыпается ночью с криком и плачем, то, вероятнее всего, насмотрелся кошмарных снов и сильно испугался. Ночные истерики у ребенка 3 лет могут произойти после просмотра эмоционального фильма перед сном. Контролируйте то, чем ребенок занимается вечером.

В возрасте трех лет развитие речи еще не соответствует его эмоциональному развитию. Поэтому заявить о своем «Я» — это часть его «плана», и выразить это можно и другими методами, часто неправильными. В возрасте 3-4 лет дети ранимы, их нервная система чувствительна и уязвима, что проявляется вспышками плохого поведения.

Психология детской истерики

Истерика в возрасте трех лет развивается на фоне усталости, разочарования в чем-либо. Но есть и психологическая сторона этого явления.

Капризы и истерики становятся ответной реакцией на запрет. Представим ситуацию: дети играют в песочнице. Вокруг много разноцветных игрушек, которыми они охотно делятся со своими друзьями. Пекут пироги, строят гаражи, автострады и т.д. Но в компании есть малыш, мнение которого не совпадает с мнением его друзей. Чтобы проявить свой характер и выразить недовольство тем, что с ним не считаются, он наотрез отказывается делиться своими игрушками. Иногда ситуация уходит из-под контроля, и такой конфликт заканчивается дракой.

Взрослые должны понимать, что истерики у ребенка – это состояние сильного эмоционального всплеска, который проявляется агрессивным поведением.

В момент приступа дети слабо контролируют моторику, не ощущают боль, когда, например, падают на пол или бьются головой об стенку.

Кризис трех лет – что это такое?

Первые капризы у ребенка проявляются до годовалого возраста. Но пик капризности и упрямства наступает в возрасте трех лет. В психологии это так и называется – «кризис трех лет». Малыш становится упрямым, капризным, не дает одеть себя перед выходом на прогулку, отказывается от трапезы. В этот период родители должны быть крайне терпеливыми.

Можно позволить своему чаду проявить самостоятельность. Например, предоставить ему возможность самому подбирать одежду для прогулки. Отведите больше времени для одевания. Это делается, чтобы в последний момент родители не «сорвались» и не накричали на малыша: «Давай, я сама – ты не умеешь».

Н еобходимо очертить рамки дозволенного. Малыш должен понимать, что можно, а чего делать нельзя.

Прежде чем справиться с приступом истерики у ребенка 3 лет, его следует отличить от каприза. Каприз у детей – это преднамеренное действие, цель которого — добиться своего «хочу». Внешне симптомы имеют сходство — малыш может кричать, плакать, топать ножкой, швырять игрушки или другие близлежащие предметы. Но проявление такого поведения происходит в тот момент, когда малыш не имеет возможности совершить желаемое – гулять, когда на улице сильный мороз или ливень, требовать шоколад, когда его нет в доме и подобное.

Истерика у детей – это непроизвольное проявление негативного поведения, когда они не могут или не знают, как правильно вести борьбу со своими эмоциями. В момент скандала малыши могут биться головой об стену, громко кричать, царапать свое лицо или лицо родителя, кусаться, рвать на себе волосы. Иногда проявляются судороги, которые в психологии называются «истерическим мостом».

Главная задача родителей – сохранять спокойствие и правильно подойти к разрешению вопроса, независимо от того, каприз у вашего ребенка или истерика. Прекратить истерику у ребенка могут только слаженные действия родителей:


  • повышать голос;
  • оставлять его наедине с самим собой;
  • пугать его Бабаем или Бабой-Ягой;
  • бить малыша.

Как предупредить развитие истерики

Истерическое поведение ребенка можно предотвратить и не допустить его развития. Для этого психологи рекомендуют правильно воспитывать своих детей еще с грудного возраста.


И главное: нельзя запрещать малышу все подряд. Есть такие ситуации, когда можно пойти на уступки. Например, позволить ему перекус раньше времени. Иногда легче изменить немного расписание, чем довести малыша до истерики.

Малыш постоянно нуждается в ласке и любви. Не забывайте его ласкать и обнимать на протяжении дня. Хвалите его за каждое его доброе дело. А если все же он оступился и повел себя неправильно, спокойно объясните — что нельзя делать, и как нужно поступать. Помните, что если ребенок постоянно истерит — он хочет обратить на себя внимание и нуждается в помощи и уходе.

16

Счастливый ребенок 27.09.2016

Дорогие читатели, сегодня на блоге у нас сложная и болезненная тема – истерики у ребенка. Как быть, если малыш внезапно становится неконтролируемым, капризным, то, что мы называем – от рук отбился? Что конкретно можно сделать в момент наступления истерики и как перестать винить себя и ребенка? Важность этих вопросов в жизни большинства родителей сложно переоценить.

Своими мыслями о детских истериках и способах их предотвращения будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Наверное, сложно найти семью, которая ни разу в жизни не сталкивалась с детскими истериками. Это что-то сродни утопии, к которой все стремятся, но в жизни бывает всякое. Наши детки растут, становятся все более и более самостоятельными. И вот в один миг наступает переломный момент – ребенок вдруг начинает вести себя неадекватно, кричит, рыдает, а то еще и падает на пол, отбиваясь ногами от всех.

Сложно остаться спокойным, увидев подобную картину впервые. Особенно, если это происходит в людном месте, и со всех сторон сыплются критические замечания типа: «Какой непослушный ребенок, ай-яй-яй!», «Что за мама, не может успокоить», и даже «Поднимите же его, наконец, мать вы или не мать? Что же он плачет-то?». Несложно представить, что после подобного инцидента родители начинают думать об истериках с ужасом, растерянностью и болью.

Что же на самом деле происходит? Давайте разберемся с возможными причинами детских истерик.

Почему ребенок истерит?

Многие специалисты говорят об истерике как выученном способе манипулирования родителями. Мол, я сейчас подрыгаю ногами, мама растеряется, испугается и быстренько купит мне игрушку. Или поведет на площадку, куда я хочу. Или в очередной раз включит мультики.

Да, такое поведение действительно имеет место быть, но здесь речь идет не о совсем маленьких детках (1-2 годика), и подобные повторения случаются после более раннего позитивного подкрепления. То есть, если пару раз во имя прекращения истерики капризы ребенка были моментально удовлетворены, кроха попробует еще хоть разочек повторить операцию. И, добиваясь раз за разом своего, сделает истерику одной из доступных и понятных моделей поведения, в которой есть вполне предсказуемый конец и реальные «бонусы».

Но почему же с ребенком случается истерика впервые? Вот вроде же все было хорошо, никто ни к каким манипуляциям не приучал. Но ранее послушный и милый карапуз вдруг начинает вести себя неадекватно? Для этого есть несколько вполне весомых и значимых причин. Рассмотрим основные из них.

Физические неудобства

Малыш может быть голоден, хотеть в туалет, его может мучить жажда. Но в силу невозможности быстро донести свое состояние до родителя другим способом, более конструктивным, ребенок сообщает об этом, как может.

Перевозбуждение

В наше беспокойное время это не редкость. Мы стараемся всячески добавить малышу в жизнь как можно больше эмоций, не замечая момент, в который его еще не до конца сформированная нервная система уже «не тянет».

Усталость

Да, все мы знаем, что, когда ребенок устал, он может уснуть прямо на ходу. Но порой такой возможности нет. Так, если мы в выходной расписали «культурную программу» до отказа, стараясь дать как можно больше – и цирк, и прогулка в парке, и мороженое с друзьями. Для трехлетнего ребенка такой «забег» в большинстве случаев прервется истерикой. Ведь продолжать веселье хочется, а сил уже нет.

Недостаток внимания

Если мама с папой привыкли реагировать эмоционально только на негативные проявления крохи, стоит ждать истерик. Надо же как-то добиваться внимания!

Злость и страх

Да, ребенок, даже совсем маленький, имеет право на эмоции. В том числе и негативные. Он может злиться на маму, на папу, на воспитательницу и детей в садике. Он может возмущаться и гневаться. Страх остаться одному, быть ненужным, заслужить крик. Особенно, если внимание родителей ускользает.

Обида

Да, дети тоже могут помнить, что мама что-то обещала, но не сделала. Или слишком грубо одернула. Да мало ли может быть причин?

Гиперопека

Частенько мамочки грешат нежеланием понять, что чадо растет, и ему нужна определенная доля самостоятельности. Если пытаться сидеть «квочкой» над подросшим ребенком, всячески ограничивая его деятельность и пытаясь все решить и сделать за него, вполне можно нарваться на истерику. А как иначе дать маме понять, что это уже надоело?

Несогласованность взрослых в вопросах позволения-запретов

Это вообще очень важный вопрос. Если кто-то один запрещает, а другой – разрешает, ребенку сложно сориентироваться, а как же правильно поступать? Вот и «выезжает» за счет истерик.

Почему нам сложно выносить истерику чада?

С детками мы немного разобрались. И с их явными и скрытыми мотивами для закатывания истерик. Вроде бы все понятно и закономерно. Но почему же нам, взрослым тетям и дядям, так непросто переживать подобные ситуации? Давайте-ка заглянем себе в душу.

Когда ребенок внезапно устраивает истерику, родитель чувствует:

Злость . Порой реально в глубине души хочется его убить, если он не перестанет! И не потому, что вы плохая мама или нерадивый отец. Просто эмоции слишком сильны, чтобы их анализировать. Как он посмел так себя вести?

Стыд . Перед собой за непонимание выхода из сложившейся ситуации. Перед ребенком, что чем-то ему не угодили, может, обидели или расстроили. И перед окружающими. Что они скажут, увидев, что я не справляюсь с собственным сыном или дочерью? Позор!

Страх . Потерять контроль над собой. Не справиться с ребенком. Быть раскритикованной очевидцами истерики. Осознать себя плохим родителем. А еще вдруг, не дай Бог, с ребенком что-то произойдет? Или это никогда не прекратится?

Чувство вины . Перед собой за некомпетентность. Перед ребенком за дискомфорт. Перед окружающими, что они оказались вовлечены в столь неприятную историю. Хотя, если уж честно, нередко мы преувеличиваем внимание окружающих к нам и нашим детям. Им есть о чем подумать и кроме нас.

Потерянность . Что делать и куда бежать? Как остановить истерику? Что подумают люди? как успокоить ребенка? Вдруг я делаю что-то не так? А если я сейчас что-то сделаю, а станет еще хуже? И т.д.

Раздражение и гнев . Только бы это побыстрее закончилось! Я, наверное, мало его наказываю, потакаю его капризам. Надо быть пожестче! Как он смеет вести себя так? Надо срочно наказать: отшлепать, окрикнуть, выругать, лишить чего-то и т.п.

Вот такую гамму чувств обычно испытывает родитель при виде ребенка, впавшего в истерику. И, наверное, самое неправильное, что мы можем сделать в данной ситуации – пытаться отрицать свои эмоции. Самому занять позицию ребенка, не контролирующего и не отвечающего ни за что. Попытаться все поскорее закончить любой ценой. И во многих случаях – дать малышу «козырь» для дальнейшего манипулирования вами.

Что же лучше сделать? Принять свои эмоции. Да, я действительно это чувствую. Но я взрослый человек, я родитель, и я точно смогу найти выход. Правда, от некоторых негативных реакций все же лучше отказаться. Так ли важно для вас мнение окружающих? И стоит ли давать волю гневу, если вы видите, что ребенку и так тяжело? Надо ли сразу же потакать капризам чада? Есть повод задуматься.

Как предупредить истерику ребенка?

То, о чем мы говорили прежде, уже скорая помощь при наступлении истерики. Когда уже просто необходимо что-то сделать. Но, как и в любом деле, истерику лучше предупредить. Какие же существуют профилактические меры?

Специалисты чаще всего называют такие:

  • Своевременное удовлетворение потребностей ребенка . Тут, думаю, не стоит много объяснять. Позаботьтесь, чтобы кроха был сыт, напоен вовремя, сух. На длительную прогулку возьмите с собой сменную одежду, тормозок. Побеспокойтесь, чтобы ребенок мог отдохнуть, кода устанет. И не перегружайте его эмоционально.
  • Разумная свобода . Под этим термином подразумевается отсутствие излишних запретов, там, где их можно избежать. По возможности, поощрение самостоятельности крохи. Предоставление ему права выбора в простых вопросах, когда это не влияет на безопасность и здоровье ребенка и окружающих. Вы вполне можете задать чаду вопрос: «Ты сегодня какую кофточку наденешь – красную или синюю?». И пусть выберет. Вам без разницы, а ребенку приятно. Ведь он сам выбрал! Да, к такому выбору маме надо тоже подготовиться, и предложить чаду только те кофточки, которые подходят по сезону. Чтобы потом не пришлось ссориться и ругаться.
  • Озвучивайте ребенку свои чувства и желания . Ведь если вы его этому не научите, то кто научит? Говорите честно, что сейчас вы плохо себя чувствуете, и из-за этого пока не можете поиграть с ним. Просите не шуметь, так как младшая сестренка только уснула, и расстроится, если ее разбудить. На таких простых примерах вы научите дитя озвучивать то, что с ним происходит. И истерика может не понадобиться.
  • Предотвращение бури . Если вы чувствуете приближение истерики – ребенок становится напряженным, начинает хныкать, капризничать — постарайтесь переключить внимание крохи, чем-то его заинтересовать, увлечь. Озвучьте ему: «Малыш, я понимаю, что ты устал и расстроен. Давай немного прогуляемся, а потом почитаем книжку вместе».

Совсем скоро вы заметите, что истерик станет меньше. Как и поводов для них. Ведь если мама и папа и так понимают, с ними хорошо и здорово, зачем себя насиловать?

Что делать, если ребенок закатил истерику. Скорая помощь при манипуляциях

И нельзя не затронуть момент: что делать, если ребенок закатил истерику-манипуляцию и пытается таким образом что-то у вас выпросить? Вот несколько советов в такой ситуации:

Спокойно отстранитесь

Без криков, гнева и шлепков. Если есть возможность, просто на короткое время перестаньте обращать на чадо внимание. Посидите рядом и подождите, пока буря стихнет.

Никакого насилия

Многие родители сразу же пытаются поднять ребенка с пола, схватить на руки. Вы, наверное, видели, как «здорово» это все получается. Кроха начинает еще активнее вырываться, и истерика затягивается.

«Нет» мгновенному потаканию капризов

Купите сейчас сотую машинку, которая сразу же будет заброшена в угол к остальным «трофеям», — будьте уверены, что истерики не прекратятся в будущем. И этим благим намерением вы выстелите дорогу сами знаете куда.

По возможности ограничьте благодарную публику

Как в том анекдоте, ребенок знает, «для кого» он плачет. Для тех, кто привык потакать капризам. Если же на время кроху изолировать от такой поддержки, истерика сойдет на «нет».

Попытайтесь переключить внимание ребенка

Вот, смотри, какая птичка летит! А давай позвоним бабушке. И т.д. С маленькими детьми это часто срабатывает.

Учите ребенка конструктивно выражать эмоции

Пусть он научится озвучивать, что ему грустно, плохо, он расстроился, обижается или злится. Все эти навыки ему пригодятся и потом, во взрослой жизни.

Будьте последовательны

Если вы не приемлете истерики – соблюдайте эту тактику всегда. Даже когда очень хочется побыстрее все прекратить.

Как отучить ребёнка от истерик? Давайте послушаем, что об этом говорит доктор Комаровский.

Если вы не можете справиться сами, если ребенок кричит по ночам, и вы не знаете, что делать – обязательно обратитесь за помощью к специалисту! Не упускайте своих детей!

А еще, после истерики обсуждайте все с ребенком. Пусть он тоже учится анализировать, что и почему с ним произошло.

И просто любите свое чадо! Тогда никакие истерики не станут помехой гармонии в вашей семье!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868

Я благодарю Аню за советы. Дорогие читатели, будем рады, если вы поделитесь своими опытом, что вы делаете, если ваш ребенок вдруг устроил истерику.

И предлагаю посмотреть с вашими детьми мультфильм «Нехороший мальчик». И всегда полезно не только включать мультфильмы детям, когда мы чем-то заняты, а посмотреть и вместе и потом обсудить что же нехорошего происходит… Думаю, мысль понятна. Правда? ☺

Смотрите также

16 комментариев

Чем отличается детская истерика от простого каприза? Тем, что это неконтролируемый эмоциональный взрыв, реакция протеста, которую невозможно не заметить. Расцветом такого «особенного» поведения становится раннее детство (от 1 года до 3 лет), когда все дети в той или иной степени пробуют свои возможности, знакомятся со словом «нет», но не обладают достаточными способами выражения несогласия и средствами для достижения желаемого.

Периодически скандалят и дети постарше. Важно помнить, что истерика у ребенка – это лишь эмоциональная и поведенческая реакция, и ее не стоит бояться. Она пройдет так же, как и плач грудничка, при правильно организованных условиях и адекватном отношении родителей к малышу.

Ребенок закатывает истерики: истоки

В первую очередь нужно распознать причины, по которым ребенок бурно реагирует на что-либо, и выгоды, которые он получает, используя такое поведение.

  • Манипуляция взрослыми. Наступает момент, когда ребенок не получает желаемого или сталкивается с требованиями, которые раньше ему не предъявлялись (например, убрать за собой игрушки). Малыш начинает капризничать, а если это не помогает, пробует новый способ добиться результата: падает на пол, захлебываясь слезами и криком, закрыв глаза и размахивая руками и ногами. Родители в этот момент испытывают целую гамму чувств, от бессилия и смущения до ярости. А если сцена происходит в общественном месте, то нередко подключается и давление со стороны посторонних взрослых, и малыш добивается своего: новой игрушки, пирожного и т.д. Такая ситуация быстро закрепляется, и ребенок начинает ловко манипулировать взрослыми.
  • Нехватка внимания. В этом случае ребенок не выдвигает требований, потому что не понимает, что ему нужно, но чувствует дискомфорт. Он просто ведет себя так, что на это невозможно не отреагировать. Часто такие приступы истерики возникают в семьях, где родители слишком заняты своими делами, а адекватное, социально приемлемое поведение малыша не встречает какого-либо отклика, не замечается. Тогда, чтобы получить «свою долю» эмоционального контакта, ребенок прибегает к истерике.
  • Неуравновешенная психика малыша. Конечно, для каждого ребенка усталость, плохое самочувствие и чрезмерные эмоции могут стать причиной истерики как выплеска накопившейся энергии. Но есть дети, которые более склонны к таким приступам из-за особенностей нервной системы. Легко возбудимые, гиперактивные дети чаще устраивают истерики. Их «слабая» нервная система более чувствительна к перегрузкам, а самоконтроля не хватает. Такой ребенок может понимать, что его поведение не приведет ни к какому результату, но он не в состоянии справиться с эмоциями. Обычно после кратковременной вспышки неадекватного поведения он становится спокойным и легко возвращается к привычной деятельности, как будто сбросив с себя эмоциональный груз.
  • Страх, психотравмирующая ситуация. Это, пожалуй, самая глубокая причина истерик у детей . Стресс, вызванный потерей близкого, плохими отношениями между родителями, конфликтами в детском коллективе, переездом, возвращением к ситуации, связанной с сильным испугом, может спровоцировать истерику у ребенка.

Рассмотрим несколько типичных ситуаций истерики, чтобы разобраться в различных способах ее преодоления.

Детская истерика: что делать, если о ребенке забыли

Маленькому Саше 4 года, он довольно спокойный мальчик. Однажды родители поехали с ним в гости к друзьям, у которых недавно родился малыш. Сначала Саша вел себя хорошо, но через час «посиделок» его поведение стало меняться. Он начал ныть, цепляться за родителей, а потом устроил истерику с ужасными криками, да так, что родители не знали, куда деться от стыда.

Дети дошкольного возраста все еще остаются эмоционально зависимыми от родителей, хотя внешне производят впечатление уже подросших и самостоятельных. Очутившись среди взрослых, занятых своими делами и только что родившимся малышом, Саша остро ощутил нехватку внимания к себе, потерю своей значимости, поэтому и начал капризничать. Но его «сигналы» не были поняты, что и привело к истерике.

В такой ситуации лучше всего извиниться перед друзьями и уйти «со сцены», дав ребенку возможность успокоиться и расслабиться. Отвлечь малыша можно, предложив ему посмотреть, «что там такое за окном» или «ой, какая интересная штука тут на стенке висит…» Если у вас с собой сумочка, можно сказать таинственным голосом: «Ой, посмотри, что у меня в сумочке есть!» Обычно малыши от такой новости перестают плакать и с интересом заглядывают в мамину сумку. Позаботьтесь о том, чтобы там действительно всегда находилось что-нибудь занятное, на случай, если вспыхнет такая детская истерика… Что делать еще? Когда ребенок никак не может успокоиться, неплохо применить метод «удержания»: крепко обнимите малыша, прижмите его к себе и поглаживайте по спине. А после того как он затихнет, хорошо бы дать ему попить чего-нибудь теплого. Родителям важно помнить, что малыш, длительное время предоставленный сам себе, уставший, находящийся в непривычной обстановке, напомнит о себе самым громким способом. Поэтому в гостях не забывайте занимать ребенка чем-то интересным.

Детская истерика: что делать, если ребенок капризничает

Трехлетняя Лиза уже несколько месяцев регулярно изводит свою семью постоянными истериками, которые могут появиться на любой запрет. Причем девочка не стесняется ни посторонних, ни родных, она не реагирует на уговоры и не сдвигается с места, оповещая округу громким криком «Хочу!»

Что и говорить, поход в магазин становится для мамы девочки настоящей пыткой, чреватой ненужными покупками. Да и на улице ситуация не лучше – то чужую куклу ей подавай, то «домой не пойду»… Лиза использует классическую манипулятивную истерику, добиваясь выполнения своих требований способом, который, видимо, когда-то сработал. Самое главное в случае «магазинной истерики» – сохранять спокойствие. Нужно четко дать понять ребенку, что вам неприятно его поведение, но вы не злитесь и не собираетесь выполнять его желания только потому, что он лежит на полу. Можно вынести «нарушителя спокойствия» из магазина, лишив его любопытствующей аудитории. Нет смысла уговаривать или объяснять что-то малышу в момент истерики, он все равно ничего не услышит. Лучше обсудить его поведение после того, как он успокоится.

Если скандал вспыхнул на улице (допустим, по поводу чужой игрушки), то важно скорее переключить внимание ребенка на какой-то объект в поле его зрения. Фраза: «Ой, смотри, кто бежит!», сказанная мамой с азартом, заставит малыша на мгновение забыть о своей обиде и посмотреть туда, куда указывает мама. Если объект его заинтересовал – крику конец.

Главное – не останавливаться на достигнутом, продолжая говорить малышу что-то типа: «Ой, кошечка побежала, смотри, какая черная (рыжая, с пушистым хвостом). Как кошечка мяукает? Пойдем на нее посмотрим!»

Еще один способ отвлечь – заинтересовать действием. Допустим, можно вытащить из сумки мелки и предложить крохе порисовать на асфальте. Или молча самой начать рисовать. Скорее всего, малыш захочет поучаствовать. Рисование – это прекрасный способ «выпустить пар». Дочка не хочет идти домой? Что ж, можно сказать ей так: «Ладно, ты можешь гулять дальше, только проводи меня. Представляешь, я забыла, где наш дом! Подскажешь? Дай мне ручку». Трехлетний ребенок вряд ли усомнится в истинности маминой «забывчивости», проводит ее домой, а там уже и забудет, что скандалил.

Детская истерика: что делать, если ребенок боится

Зое недавно исполнилось пять лет, но ее родители до сих пор с ужасом готовятся к посещению детской поликлиники, когда ребенку предстоит анализ крови. С девочкой можно договориться о предстоящем событии, о том, что это необходимо, и она искренне пообещает, что будет вести себя хорошо. Но стоит ей приблизиться к кабинету, как от ее намерений не остается и следа. Каждый раз дело заканчивается скандалом, потому что Зоя сначала застывает на месте, не слушая никаких уговоров, а потом начинает активно сопротивляться и кричать...

Иногда случается так, что в детской психике запечатлевается событие, связанное с негативной эмоцией (например, страхом). При сочетании ряда условий (впечатлительность ребенка, боль, эмоциональная реакция взрослых и др.) некоторые ситуации начинают настолько пугать малыша, что приводят к истерикам. В случае с Зоей можно предположить, что причиной ее поведения в поликлинике служит именно сильный непроработанный страх, который лишь закрепляется и усиливается с каждой детской истерикой. Что делать ? В такой ситуации чувства и потребности ребенка не следует оставлять без внимания. Лучше всего Зое и ее родителям поработать с детским психологом, он составит программу коррекции поведения. Но родители и сами могут предпринять некоторые шаги.

Будьте максимально неэмоциональны во время посещения больницы (ребенок чувствует напряжение родителей), озвучивайте эмоции дочки, но не поддавайтесь им: «Да, ты не хочешь идти, ты боишься, но это надо сделать. Сейчас побоимся и перестанем». В момент истерики реагируйте на крик как на обычную реакцию, которая скоро пройдет, надо лишь немного потерпеть. Не ругайте малыша за ор, даже если вам стыдно перед окружающими. Нужно создать для ребенка такие условия, чтобы ассоциация «врач-боль-страх» разорвалась. Для этого необходимо заместить эмоцию страха к медицинским процедурам на эмоцию интереса: играть в «доктора», меняясь ролями, и проигрывая всевозможные неприятные моменты и поведение; изучать детские энциклопедии и анатомические атласы, брать ребенка с собой, когда вы проходите какие-либо осмотры, чтобы он мог наблюдать адекватную реакцию. Немного об ангелах…

Существуют ли дети, которые не устраивают истерик? Некоторые родители, наверное, могут сказать, что не сталкивались с таким поведением у собственного ребенка. Действительно, бывают такие талантливые мамы и папы, которые с легкостью регулируют процесс детского развития.

Случается и так, что сам малыш по характеру флегматичен и спокойно относится к контролю, запретам и навязыванию воли взрослого. Но чаще всего детские истерики забываются по мере того, как ребенок «перерастает» их, меняется родительское отношение к его поведению и кажется, будто истерик и не было вовсе. Поэтому постарайтесь относиться к детским истерикам не как к позору и ужасу, а как к сигналу о том, что кое-что в вашей семейной жизни или жизни малыша происходит не так, и у вас есть возможность это изменить. Вы точно справитесь!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!