Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Занятия по развитию речи с детьми второй младшей группы. Конспект комплексного занятия по развитию речи во второй младшей группе

Елена Полянская
Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ . ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А. Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И» .

Цель : напомнить детям знакомое стихотворение, учить читать его выразительно, не спеша, не напрягая голос, отчетливо и правильно выговаривая окончания слов; упражнять детей в четком произношении звука И в словах и фразовой речи ; активизировать в речи детей слово жеребёнок.

Оборудование : Игрушки Лошадь и Жеребенок. Картинки с изображением ели летом и зимой.

Ход занятия : Здравствуйте ребята! Сегодня наше занятие мы посвятим изучению правильного произношения звука «И» . Для начала хочу прочитать вам стихотворение А. Барто «Лошадка» , читает его выразительно.

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости!

После прочтения просит кого-нибудь из детей выйти прочитать этоже стихотворение, следит за выразительностью интонаций ребенка. -Наше стихотворение услышала лошадка и пришла к нам в гости, но не одна с ней её ребенок. Как его зовут? (жеребенок) Послушайте ещё одно стихотворение :

«И-И-И-ГО-ГО» - кричит лошадка. На конюшне все в порядке. Рядом с ней - её ребенок, Очень милый жеребенок. Подрастая с каждым днём, Скоро станет он, как папа, Замечательным конем!

И-И-И это песенка лошадей. Давайте негромко вместе с лошадкой споем её песенку. (Дети выполняют задание вместе и по одному) .

Когда жеребёнок потеряется и зовет маму, то у него громкая и длинная песня, вот такая- ИИИИИИИИИИИИ, давайте вместе.

А сейчас физминутка. Покажем нашим гостям как мы умеем умываться. (Смотрят на воспитателя и повторяют ) .

Водичка, водичка Умой мое личико- Чтоб глазки блистали, Чтоб щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Замечательно, а сейчас игра на внимание. Посмотрите во круг себя, найдите и назовите предметы, в которых есть звук «И» .

Воспитатель выслушивает ответы детей, делает замечания, помогает если требуется.

Вот какие вы молодцы, внимательно осмотрели комнату, а теперь внимательно послушайте ещё одно интересную скороговорку :

Иней лег на ветки ели, Иглы за ночь побелели.

Что такое ЕЛЬ? (Выслушивает ответы детей) . Правильно, это дерево. Иначе говоря ёлочка. А какого она цвета? (зеленого, а если на неё ляжет снежок? (белого) . Давайте вместе с вами повторим эту скороговорку , знаете почему она так называется, потому что произносить её надо очень быстро, попробуем? (хором, затем индивидуальные ответы) .

Ну и напоследок ещё одно стихотворение :

Играл Егорка с Игорьком Скатился с горки кувырком.

У нас в группе есть такие Егорки , которые кувыркаются? Тогда специально для них повторим хором вместе это стихотворение.

Вам понравилось занятие ? Кто был у нас в гостях? Какие стихи вы запомнили? А над произношением какого звука мы работали? Повторим ещё раз хором ИИИИИИИИИИ! Молодцы!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

1. «Два весёлых гуся» стихи, потешки. Издательский дом «Проф-Пресс» Ростов-на-Дону 2011г.

2. Агния Львовна Барто «Я люблю свою лошадку» РИО «Самовар» 2004г.

Интегрируемые образовательные области:

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественная литература

Программные задачи:

Образовательные - расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать правильное произношение звука «Б». Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие - развивать умение использовать в беседе накопленные знания. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.

Воспитательные – воспитывать бережное отношение к игрушкам, отзывчивость, умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

Чтение и разучивание стихов, беседа (моя любимая игрушка). Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры « Магазин игрушек, детский сад».

Оборудование:

Игрушки (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка, паровоз и т. п.); корзина с привязанными к ее ручке воздушными шарами; карточки «Что лишнее»; раздаточные маленькие матрешки, разноцветные листы картона с наклеенными на них желтыми и синими кругами.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: К кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Но гостей надо уметь встречать. Вы слышите, звонок зазвонил, может быть к нам пришли гости (дети идут встречать гостей). Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Вносится большая корзина с игрушками и с прикрепленными к ручке корзины воздушными шарами). Воспитатель: Ребята, как нужно приветствовать гостей?

Дети: Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!

Дидактическое упражнение «Давай познакомимся».

Воспитатель: Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. Например: «Меня зовут Зоя Александровна. Я очень люблю играть с мячом и конструктором». А теперь вы представьтесь нашим гостям.

Дети называют себя и свои любимые игрушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас встали все в круг.

Приветствие: Здравствуй, друг. (Установление эмоционального контакта.)

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг. Здравствуй, друг. Здравствуй, весь наш дружный круг!

Дидактическое упражнение «Назови игрушку».

Воспитатель: Ребята, сейчас вы возьмите себе по одной игрушке. Только обязательно назовите, какую игрушку вы взяли. «Я взяла мягкую рыбку». Дети называют свои игрушки.

Воспитатель показывает картинки с изображением предметов.

Ребята, на этой картинке изображены предметы. Сосчитайте, сколько их. Четыре. Но один из них лишний. Какой? Почему? Все предметы – это игрушки, а один – не игрушка (предмет посуды, мебели, инструмент, продукт питания, растение и т. п.) Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Воспитатель: Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Давайте поиграем. Каждый из вас расскажет о своей игрушке: «Большая – рыба, а маленькая – рыбка».

Большая кукла – маленькая куколка.

Большой мяч – маленький мячик.

Большая машина – маленькая машинка.

Большой заяц – маленький зайка.

Большой барабан – маленький барабанчик. Дидактическое упражнение «Большой - маленький»

Воспитатель: Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.

Ребята, посмотрите на эти игрушки (5-6 штук) и постарайтесь запомнить. А теперь закройте глазки. (Воспитатель убирает одну игрушку). Откройте глазки, посмотрите и скажите, какой игрушки не хватает. (Проводится, а затем игрушка не убирается, а переставляется. Дети отвечают на вопрос: «Что изменилось»).

Дидактическое упражнение «Один - много»

Воспитатель: Хорошо, когда игрушек много: всем хватает, можно выбрать. Давайте поиграем в игру. Из одной игрушки словами будем делать много. Например: «Одна рыбка – много рыбок». (Дети называют единственное и множественное число своей игрушки).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием.

Дидактическая игра «Поставь матрешку в нужное место».

Воспитатель: Ребята, положите перед собой листы картона и возьмите в руки маленькую матрешку. (Пока дети готовятся к работе, воспитатель спрашивает у них, какого цвета их лист картона). Дети отвечают. А теперь слушайте внимательно и выполняйте задание.

Матрешка встала между двумя кругами.

Матрешка встала около желтого круга.

Матрешка спустилась вниз.

Матрешка встала посередине листа.

Матрешка пошла вверх.

Воспитатель: Ребята, в нашей корзине я вижу игрушки. Да не простые, а музыкальные.

Какие вы мне скажите. Слушайте внимательно.

Ой, звенит она, звенит

Всех игрою веселит,

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Что такое? Отгадай ка!

Это наша …(Балалайка).

Воспитатель:

Очень весело поет, если дуется в нее

Ду-ду-ду, да-да-да. Так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка, а что же это? (Дудочка).

Воспитатель: Все инструменты отгадали. У кого из вас есть какие музыкальные инструменты. Дети перечисляют.

Бум-бум, тра-та-та!

Барабан гремит с утра.

Приготовьте указательные пальчики – «барабанные палочки», сейчас будем барабанить ими по столу и говорить:

«Бам-бам-бам».

«Бим-бим-бим».

«Бум-бум-бум».

«Бем-бем-бем».

Дидактическое упражнение «Барабан».

Рефлексия

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Сейчас вы можете поиграть с игрушками. Эти игрушки дали нам ребята из соседней группы, и они будут огорчены, если мы вернем им какие-то игрушки поломанными. Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.

Дети: Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры класть на место.

Литература:

  1. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в младшей группе детского сада» ТЦ Учитель. Воронеж 2009.
  2. Е. Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника» Москва, Просвещение 1996.
  3. Н. П. Аникеева «Воспитание игрой» Москва, Просвещение 1987.
  4. В. Н. Волчкова, Н. В.Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».

«Мои любимые игрушки»

Программные задачи:

Образовательные : расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Развивающие:

Воспитательные

Предварительная работа:

Чтение и разучивание стихов , беседа «Моя любимая игрушка». Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Детский сад».

Оборудование:

Игрушки (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка, паровоз и т. п.); карточки «Что лишнее».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: К кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Но гостей надо уметь встречать. Вы слышите, кто-то стучится, может быть к нам пришли? Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Вносится большая корзина с игрушками).

Воспитатель: Ребята, как нужно приветствовать гостей?

Дети: Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!

Дидактическое упражнение «Давай познакомимся».

Воспитатель: Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. На пример: «Меня зовут Лариса Николаевна. Я очень люблю играть с конструктором и мячом». А теперь вы представьтесь нашим гостям.

Дети называют себя и свои любимые игрушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю вашему вниманию наших гостей.

Игра «Угадай игрушку»

Первый вариант Взрослый показывает ребенку 3–4 игрушки, а ребенок должен их назвать. Надо сразу научить ребенка правильно называть предмет: «Это… заяц (лиса, утенок)».

Второй вариант Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их

Воспитатель показывает картинки с изображением предметов.

«Четвертый лишний».

Ребята, на этой картинке изображены предметы. Один из них лишний. Какой? Почему? Все предметы – это игрушки, а один – не игрушка (предмет посуды, мебели, инструмент, продукт питания, растение и т. п.)

Дидактическая игра

Воспитатель: Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Давайте поиграем. Каждый из вас расскажет о своей игрушке: «Большая – рыба, а маленькая – рыбка».

Большая кукла – маленькая куколка.

Большой мяч – маленький мячик.

Большая машина – маленькая машинка.

Большой заяц – маленький зайка.

Большой барабан – маленький барабанчик. Дидактическое упражнение «Большой - маленький»

Воспитатель : Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.

Вышел зайчик
Вышел зайчик погулять. Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону, забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов, средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы, а теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Воспитатель : Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием.

Воспитатель : Ребята, в нашей корзине я вижу игрушки. Да не простые, а музыкальные.

Какие, вы мне скажите. Слушайте внимательно.

Ой, звенит она, звенит

Всех игрою веселит,

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Что такое? Отгадай-ка!

Это наша …(Балалайка).

Воспитатель:

Очень весело поет, если дуется в нее

Ду-ду-ду, да-да-да. Так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка, а что же это? (Дудочка).

Воспитатель: Все инструменты отгадали. Молодцы!

Бум-бум, тра-та-та!

Барабан гремит с утра.

Приготовьте указательные пальчики – «барабанные палочки», сейчас будем барабанить ими по столу и говорить:

«Бам-бам-бам». «Бим-бим-бим». «Бум-бум-бум». «Бем-бем-бем».

Дидактическое упражнение «Барабан».

Рефлексия

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Сейчас вы можете поиграть с игрушками. Эти игрушки дали нам ребята из соседней группы, и они будут огорчены, если мы вернем им какие-то игрушки поломанными. Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.

Дети: Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры аккуратно положить игрушки на место.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

«Мои любимые куклы»

Программные задачи:

Образовательные : выделять и обозначать словом внешние признаки предмета; учить детей соотносить предметы с разными характеристиками; обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

Развивающие: развивать умение использовать в беседе накопленные знания. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к игрушкам, отзывчивость, умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

Чтение и разучивание стихов , беседа «Это моя кукла». Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Дочки-матери».

Оборудование:

Игрушки: куклы, мячики, два карандаша. Картинки с изображением двух разных домиков, кроватей, дорожек. Запись песни группы «Великаны» - «Робот Бронислав».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у двери я нашла куклу! Она пришла в нашу группу! И была очень грустная!

Игровое упражнение «Какая кукла?»

Воспитатель говорит детям, что куклу назвали некрасивой, и она очень расстроилась. Надо ее успокоить - рассказать, какая она красивая. - Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Как её зовут? (Таня) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Воспитатель начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению.

Упражнение «Сравни кукол»

Воспитатель предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати - темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати - черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда». - Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами? (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать). - Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какого он размера? Какой он? (Средний. Среднего размера.)

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо поиграли! Хотите немного размяться? Давайте устроим музыкальную паузу!

Игровое упражнение «Куклы рисуют и гуляют»

Первая часть - Две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисует большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)

Вторая часть - Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (У большой куклы - высокая, у маленькой - низкая, у большой куклы - широкая, у маленькой - узкая.)

Воспитатель: Ребята, так как вы думаете, что нужно чтобы кукла не грустила?

Дети: Беречь её. Не бросать. Следить за её нарядами. У неё должны быть друзья. С ней нужно играть.

во 2 младшей группе

(По мотивам сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

Программные задачи:

Образовательные: Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Активизировать речевые высказывания. Упражнять в правильном употреблении падежных форм существительных (род. пад. сущ.)

Развивающие: Развивать произношение, интонационную выразительность речи, ритмичность движений.

Воспитательные:

Оборудование: запись песенки «Паровоз», персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», корзинка с сюрпризом.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети : Очень любим.

Воспитатель : Сказки живут в волшебной стране - за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думаю, что вы их забыли. А вы считаете, что сможете их узнать.

Дети: Сможем.

Воспитатель: Давайте попробуем! Едем в гости к сказкам. Садимся в веселый поезд.

Набирает поезд ход,

Машинист глядит вперед.

Держимся мы друг за друга

И никто не отстает.

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз.

Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе

Поезд останавливается на сказке «Колобок».

Воспитатель: Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке….

Кто покатился по дорожке? (Колобок)

Кто испек Колобка? (Колобка испекла Бабашка)

Кого встретил Колобок в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису)

От кого ушёл Колобок? (От зайца, от волка, от медведя, от лисы)

Кто съел Колобка? (Съела Колобка лиса)

Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.

Дети вместе с воспитателем поют песенку Колобка

Воспитатель: Хотите поиграть с героями сказки

Речевая игра:

Зайка скок-скок-скок, Дети прыгают, как зайки.

Мишка топ-топ-топ (Топают, изображая мишку).

А лисичка хлоп-хлоп-хлоп (Хлопают в ладоши).

Воспитатель: А, теперь, ребята, сядем в поезд и поедем дальше в другую сказку.

Гудит большой паровоз У-У-У. Маленькие вагончики ему отвечают у-у-у-у.

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель: Вот мы с вами приехали в сказку. Скажите, ребята, что за сказка?

В этом домике живет

Очень маленький народ:

Мышка, лягушка, зайчонок, лиса,

Серый волчонок - вот чудеса!

Только Мишка им помог

Развалил их …… (Теремок.)

Воспитатель: Правильно, ребятки. А кто в теремочке живёт? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и большой медведь)

Воспитатель: А, кто же сломал теремок? (Медведь!)

Правильно, ребята, сломал медведь.

Давайте поможет построить героям новый теремок (Поможем!)

Тук да тук молотком (Кулачком стучат по кулачку)

Мы построим новый дом

Дом высокий (Руки вверх вытянуть).

Дом с окном (Руки вместе и развести в стороны).

С острой крышей и трубой. (Руки в виде крыши).

В доме мы живем с тобой (Обнимаемся).

Воспитатель: А, теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку.

Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед.

Двигаются, выполняя полу присед.

Посмотрите, что это? (Это репка)

Правильно, мы попали в сказку «Репка».

Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.

Кто посадил репку? (Дед)

Кого позвал Дед? (Бабку)

Кого позвала Бабка? (Внучку)

Кого позвала Внучка? (Жучка)

Кого позвала Жучка? (Кошку)

Кого позвала Кошка? (Мышку)

Дети расставляют героев сказки по порядку.

Вот теперь все хорошо.

Проверим колеса. (Стучат кулачками по коленочкам)

Напеваем песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-ту.» (Повторяют слова за воспитателем).

Кто же в этом домике живёт? (Курочка, Дед, Баба, мышка)

Какая это сказка? («Курочка Ряба»)

Почему же Дед и Баба грустные. (Мышка разбила яичко, которое снесла Курочка).

Что же делать? (Надо им помочь - собрать яичко)

Проводится игра «Собери яичко».

Собирают разрезную картинку «Золотое яичко»

Сколько красивых получилось яиц. Дед и Баба очень рады.

А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд и поедем, припевая песенку «чух-чух-чух».

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. «Возвращаются» в группу.

Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие. (Понравилось)

В каких сказках мы побывали? Кого видели? («Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

Какое у вас было настроение? (Радостное, веселое).

Вы молодцы. Очень добрые дети - помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. И у меня для вас есть сюрприз - это волшебные конфеты. Они помогут вам расти добрыми и дружными.

Конспект занятия по развитию речи

во 2 младшей группе

«Сказка в гости к нам пришла»

(по мотивам сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»)

Программные задачи:

Образовательные: учить детей правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять в четком произношении звуков. Учить подбирать пары слов-антонимы, упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе. Закрепить представления о частях суток.

Развивающие: Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре.

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.

Оборудование: картины из сказок «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», игрушка зайчик, петушок, коза, колобок, пенек, мяч, фотографии, аудиозапись «Поезд».

Ход занятия:

Дети свободно стоят около воспитателя.

Воспитатель: Я хочу вам сказать, что в стране сказок случилась беда, перепутались сказки. Поможем сказочным жителям? Тогда в путь. На чем можно путешествовать, предлагайте. (Дети перечисляют виды транспорта: велосипед, пароход, самолет, поезд, машина. Как все это назвать одним словом?).

Давайте выберем поезд (имитируют поезд под музыку). Вот мы и приехали.

Картинка из сказки «Волк и семеро козлят».

Посмотрите на картину и скажите, как называется эта сказка?

Для кого коза пела песню? (Для козлят).

Зачем? Чтобы они только ей открывали дверь, когда она придет домой.

А кто подслушал песню? Зачем?

Чтобы помочь козлятам вам нужно назвать детёнышей животных, тогда и сказка придет в полный порядок. Все внимательно слушайте, отвечайте правильно.

У серой мышки маленький - мышонок.

У кошки - пушистые котята.

У белки - рыжие бельчата.

У коровы - ласковый теленок.

У свиньи - поросенок.

У лисицы - хитрый лисенок.

У козы - смешной козленок.

У волчицы - серый волчонок.

У медведицы - бурые медвежата.

У собаки - шаловливые щенята.

У лошади есть жеребенок.

А у мамы с папой – ребёнок.

Молодцы, справились хорошо!

Сидит зайка и плачет.

Дети, кто это? (Зайчик).

Спроси, Милана, что с ним случилось?

Зайка: Как же мне не плакать. Была у меня избушка, попросилась ко мне лиса, да и выгнала меня.

Давайте вспомним, как эта сказка называется? («Заюшкина избушка»).

Воспитатель: Ребята, а почему лиса стала проситься к зайчику? У нее растаяла избушка, она была ледяная, а у зайчика лубяная, т.е. деревянная.

А в какое время года она стала таять? (Весной).

А кто зайчику хотел помочь в беде? (Собака, волк, медведь, петух).

А кто из них выгнал лису? (Петушок).

Так давайте позовем Петушка, чтобы сказка закончилась хорошо. (Дети читают потешку «Петушок золотой гребешок).

Петушок: Ку-ка-ре-ку, что случилось?

Дети, объясните Петушку, что произошло. (Дети объясняют).

Петушок: Я ее выгоню.

Зайка: Спасибо, ребята за помощь. А вот от нас подарок. До свидания.

Посмотрим, что нам подарил Петушок и Зайчик. Это игра «Наоборот». (мячик и бумага).

Сухой-мокрый

Большой-маленький

Холодный-теплый

Темный – светлый

Сладкий-соленый

Толстый-тонкий

Длинный-короткий

Высокий-низкий

Закрыть-открыть

Включить-выключить

Мягкий-твердый

Добрый-злой

Острый-тупой

Веселый – грустный

Белый-черный

Смелый – трусливый.

Воспитатель: Молодцы, ребята, всё верно!

Посмотрите – пенек, на пенечке колобок. Здравствуй, колобок. О чем задумался? В выходной день ежик меня сфотографировал, а я спутал все фотографии. Может вы мне поможете разложить их по порядку?

Ребята, что здесь делает колобок? (Зарядку).

Когда мы делаем зарядку? (Утром).

Значит это колобок утром.

Чем он здесь занимается? (Спит). В какое время он спит? (Ночью). Как ты догадался? (Звездочки на небе).

А вот колобок гуляет. Когда он гуляет? (Днем).

А здесь колобок устал, нагулялся за день. Когда это было? (Вечером).

Теперь разложим фотографии по порядку и скажем колобку – когда и что он делал в выходной день. (утро – день – вечер – ночь).

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось путешествие? Что мы сегодня хорошего сделали? Что ты запомнил? Что расскажешь дома родителям?


представляет собой комплекс систематических занятий, направленных на обогащение словарного запаса ребенка, умение связно выражать свои мысли. Занятия должны проводиться регулярно, хотя бы два-три раза в неделю. Вторая младшая группа - это возраст детей в промежутке от четырех до пяти лет. Именно этот период в современной психологической науке считается самым благоприятным для пополнения пассивного и активного словаря. В данной статье мы рассмотрим несколько познавательных упражнений, которые принесут вашему ребенку ощутимую пользу.

Рассказ по картинке

Воспитатель раскладывает перед детьми картинки и дает задание составить рассказ, опираясь на иллюстрацию. Во время ответа ребенку разрешается смотреть на картинку, что создает у него чувство уверенности в себе. Ведь даже если малыш что-то забудет, то, взглянув на картинку, сможет вспомнить и продолжить свое повествование. Составление рассказа по конкретной иллюстрации прекрасно развивает память, тренирует воображение, способствует развитию речи.

Только задумайтесь: прежде чем начать рассказывать, ребенку нужно мысленно подготовиться к ответу. Он обязательно начнет искать подходящие слова, чтобы выглядеть в глазах воспитателя и одногруппников умным, знающим мальчиком или девочкой. Развитие речи во второй младшей группе детского сада начинается с осознанного желания хорошо выступить и стремления сделать это как можно лучше. Часто составить связный рассказ предлагается на педагогических комиссиях и различных открытых занятиях, когда создается возможность оценивания ребенка со стороны взрослых.

«Четвертый лишний»

Это замечательная игра, в которую можно играть дома с ребенком. Она тоже используется на занятиях в детском саду. Развитие речи во второй младшей группе не обходится без сравнения, анализа и синтеза. Суть упражнения заключается в следующем: перед ребенком выкладываются изображения животных, птиц, предметов или людей, три картинки из которых можно логически причислить к одной группе, а четвертая остается лишней. В качестве вариантов отлично подойдут иллюстрации трех домашних животных и одного дикого, предметов мебели и одежды.

Синонимы и антонимы

Хотя маленькие дети в возрасте четырех-пяти лет еще не знают данные термины, с ними можно заниматься таким образом, чтобы наглядным примером познакомить их с этими понятиями. Развитие речи для младших групп строится, прежде всего, на правильной организации и подходе к занятиям. Так как дети еще достаточно небольшие для изучения русского языка, естественно, их знакомят только с теми компонентами, которые вызывают у них интерес и легко запоминаются. Например, воспитатель может назвать слово «белый» и дать задание подобрать к нему противоположное значение («черный»). Когда дети поймут суть, целесообразно предложить им придумать свои слова с противоположным смыслом. Ребятишкам весьма понравится такое занятие!

Формирование умения подбирать синонимы и антонимы к словам является важной составляющей в работе с дошкольниками. Развитие речи во 2 младшей группе способствует общему психическому благополучию ребенка, формированию умения мыслить аналитически, прибегать к сравнению, синтезу предметов.

Удивительная поделка

Данное упражнение может быть выполнено только при условии, если детям заранее дается задание изготовить что-либо своими руками. Это может быть поделка из картона, цветной бумаги, ткани или пластилина. Дома необходимо вместе с родителями составить связный рассказ: зачем эта вещь нужна, в чем ее польза, где применяется и т.д. Тему желательно заранее обговаривать, но возможно оставить детям право выбора. Тогда и рассказ получится более живым и естественным.

Как правило, дети с большим удовольствием рассказывают о своих любимых игрушках, когда приносят их в детский сад. Тут их даже просить об этом не приходится! Используйте данный способ. Если видите, что малыш не выпускает из рук плюшевого зайца или машинку, подойдите к нему, попросите рассказать о ней. Вы увидите, с какой готовностью он начнет с вами делиться впечатлениями.

Домашнее животное

Наверняка у ваших воспитанников дома имеется какой-либо зверек. Дайте на выходные задание понаблюдать за четвероногим другом: как и что он ест, когда ложится спать, какого внимания к себе требует. Может быть, ребенок, воодушевившись этой идеей, немедленно составит для вас целый рассказ, в котором обязательно упомянет о повадках своего любимца и необыкновенных способностях.

Развитие речи во второй младшей группепроисходит на энтузиазме, проявленном интересе к окружающему миру. Даже не проводя специального занятия, можно найти повод побеседовать с детьми о том или ином предмете.

Какие бывают профессии?

Ребятишки нередко любят воображать себя отважными моряками, пускающимися в опасные и захватывающие приключения. Тема профессиональных занятий для них более чем интересна, ведь она принадлежит миру взрослых. Всем известно, насколько популярны игры в доктора, парикмахера, водителя. Внимательный воспитатель всегда сумеет найти к каждому ребенку индивидуальный подход: узнает о его увлечениях, интересах, мечтах, стремлениях. Можно спросить малыша, кем он собирается быть в будущем. Вот что представляет собой развитие речи. Вторая младшая группа - это прекрасная возможность научиться чему-то новому, как для самих детей, так и для тех, кто принимает участие в их воспитании. Будьте ближе к ребятам, разделяйте их радости и неудачи, тогда и они будут вам доверять.

Таким образом, развитие речи во второй младшей группе представляет собой сложный и высокоорганизованный процесс взаимодействия взрослого с ребенком.

Ольга Александрова
Развитие речи 2 младшая группа. Конспект занятия

Развитие речи 2 младшая группа . Конспект занятия

Тема : Рассматривание сюжетной картины «Дети играют» . Дидактическая игра «Что изменилось» .

Цели : Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчётливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов) .

Задачи :

Обучающие :

Учить проговаривать отдельные слова вслед за воспитателем.

Совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них.

Закреплять знание о форме предметов.

Развивающие :

Развивать память , восприятие, воображение, речь.

Продолжать развивать предпосылки активной речи .

Воспитывающие :

Воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к коммуникативной деятельности, игре.

Учить играть со сверстниками, проявлять интерес к совместным играм.

Планируемые результаты : ребёнок проявляет интерес к рассматриванию картины, игрушек; участвует в физкультминутке, дидактической игре).

Организация непосредственно образовательной деятельности

Развитие речи .

Методы, приёмы

Рассматривание картины, обобщающая беседа, повторное проговаривание, рассматривание игрушек, здоровьесберегающие технологии – физкультминутка, дидактическая игра.

Предварительная работа Рассматривание картины, дидактическая игра.

Словарная работа Кубики, красивый, забор, мальчик, девочка, ворота, башня, отличный, грузовик, синяя, Петрушка, строительный материал.

Материалы для занятия

Сюжетная картина, игрушки для дидактической игры.

Аппаратное и программное обеспечение

Образовательные ресурсы

Развитие речи в детском саду , В. В Гербова, стр. 70-71

Интернет ресурсы

Дополнительные профессиональные

навыки педагога

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Дети рассаживаются на стульчики посреди комнаты.

I. Организационный момент (3 мин) .

Воспитатель демонстрирует детям картину, даёт детям возможность обменяться впечатлениями. Предлагает детям вместе придумать название картины, подсказывая что название должно быть кратким, например : «Дети играют в кубики» , «Вместе играть интересно» . Педагог выслушивает ответы детей.

II. Основная часть (10 мин) .

1. Рассматривание картины (составление рассказа) .

Воспитатель : Дети из крупных кубов построили забор. Какого цвета кубы вы видите? (Ответы детей) . В центре картины красная арка с голубой пирамидкой наверху. Перед аркой остановились… (большая синяя грузовая машина) . А в кузове. (кубики) . Почему машина стоит? Арка, узка для этого грузовика. Девочка стоит по ту сторону забора, и показывает шоферу грузовика, где лучше объехать забор. У забора стоит еще одна машина. Опишите её. (Маленькая, красная, в кузове сидит Петрушка) .

Мальчики и девочками построили забор из больших кубов разного цвета – зелёных, синих, сиреневых – отличный забор. Забор этот с красной аркой. К арке подъехала большая машина, груженая строительным материалом, и остановилась. Вот беда. Узковата арка для большой машины. Девочка, она стоит по другую сторону забора, показывает, где лучше объехать забор. Остановилась и небольшая красная машина с Петрушкой в кузове. Петрушка дремлет, не волнуется. Он знает, что шофёр вовремя доставит его на концерт.

2. Рассматривание строительного материала.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть строительный материал.

Посмотрите ребята, что это? (Ответы детей) . А каким цветом наши с вами кубики? Что можно построить из кубиков, кроме забора, который построили дети на картинке. (Ответы детей) .

Физкультминутка «Зайка серенький» .

Зайка серенький скакал

Он от волка убегал,

Прыг-скок за кусток

По дорожке под мосток.

3. Дидактическая игра «Что изменилось?» .

Воспитатель расставляет на столе 4-5 игрушек и просит детей рассказать детей, какие игрушки они видят и как они расположены (обозначить местоположение игрушек, например : у края, посредине, слева, справа). Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет игрушки местами. Малыши открывают глаза и рассказывают, что изменилось.

III. Заключительная часть (2 мин) .

Рефлексия.

Воспитатель : Видите, ребята, мы с вами тоже поиграли вместе. Вам понравилось? (Ответы детей) . Давайте мы всегда с вами будем играть вместе, нам будет весело и интересно, ведь мы очень дружные ребята! Правда?

В заключительной части воспитатель вместе с детьми сделали вывод, что вместе играть очень весело и интересно.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности Развитие речи 2 младшая группа «Детки в клетке» Развитие речи Программное содержание Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Подарки для Маши» 2-я младшая группа Программное содержание: Учить детей передавать.

Конспект занятия по развитию речи «Встреча с Колобком» (первая младшая группа) Задачи - учить с помощью воспитателя составлять описание игрушки; - активизировать в речи употребление прилагательных; - упражнять в подборе.

Конспект НОД по математическому развитию во второй младшей группе «Бабушка-рассказушка в гостях у малышей» НОД. Математическое развитие. Конспект занятия вторая младшая группа. «Бабушка рассказушка в гостях у малышей». Программное содержание:.

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи (первая младшая группа) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Развитие речи. СЕНТЯБРЬ 20.09.16г Путешествие по территории участка Приучить детей участвовать.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!