Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Занятие старшей гр по конструированию. Конспект занятия по конструированию в старшей группе

Тема «Театр своими руками»

Цель

  • Познакомить со способом техники оригами - отгибанием нижних углов треугольника к соответствующим сторонам, к противоположным сторонам.
  • Закрепить способ техники бумажная скульптура - получение цилиндра путём накручивания прямоугольника на карандаш.
  • Закреплять цветовую гамму.
  • Обучать «опредмечиванию» готовых работ.
  • Учить разбираться в готовых выкройках, самостоятельно склеивать игрушки.
  • Развивать художественный вкус, выдумку, творчество.

Материал

  • На каждого ребёнка: прямоугольники писчей бумаги разных цветов и размеров.
  • Ножницы, клей, фломастеры.
  • Гладилки для сгибов

Демонстрационный материал: фигурки персонажей, выполненные на прошлых занятиях.

Ширма для театральных представлений.

Кукла Буратино.

Мотивация

Персонажи для театральных представлений.

Предварительная работа

Поход детей в кукольный театр.

Методические приёмы

Рассматривание выставки детских работ.

Беседа о понравившихся поделках.

Частичное повторение основных техник: оригами, бумажная скульптура.

Сюрпризный момент: «Буратино предлагает создать свой театр».

Выполнение работы.

Размещение поделок на театральной ширме.

Тема «Грузовые машины» (из строительного материала, по образцу).

Цель

  • Учить детей конструировать грузовые машины по образцу.

Материал

  • Образец постройки.

Мотивация

Машины для грузового парка.

Предварительная работа

Наблюдение за транспортом.

Рассматривание моделей машин с их анализом.

Д/и «Грузовой - легковой».

Методические приёмы

Д/и «Воздушный, водный, наземный».

Рассматривание образцов: анализ постройки (объект в целом, по практическому назначению, основные части, их функциональное назначение, детали основных частей, пространственное расположение частей и деталей).

Выполнение работы.

Обыгрывание: «Грузовой парк».

Тема «Дары осени» (конструирование из бумаги).

Цель

  • Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой (лента «гофра», лента «серпантин»).
  • Закрепить приёмы (складывание, накладывание).

Материал

  • На каждого ребёнка лента «гофра» (разного цвета, длины), лента «серпантин» (разного цвета, длины)
  • Демонстрационный материал: набор муляжей (овощей, фруктов), блюдо.

Мотивация

Составление натюрморта.

Предварительная работа

Труд на огороде (сбор урожая).

Приготовление салатов.

Методические приёмы

Рассматривание натюрморта «Фрукты на блюде».

Игра-описание.

Экспериментирование с предложенной лентой.

Проблемная ситуация: «Создание овощей и фруктов из предложенного материала».

Составление натюрморта «Дай название своему натюрморту».

Тема «Сказочные человечки» (конструирование из природного материала)

Цель

  • Учить конструировать по собственному замыслу.
  • Закрепить приём «опредмечивания» (приём пространственного расположения, достраивания, убирания лишнего).
  • Развивать творческое воображение.

Материал

  • Корни.
  • Ветви.
  • Сучки.
  • Мелкий природный материал.

Мотивация

Для природного уголка.

Предварительная работа

Экскурсия в лес (сбор природного материала).

Игра-описание «Расскажи о поделке».

Экспериментирование с природным материалом.

Методические приёмы

Рассматривание поделок из природного материала.

Встреча со Старичком-лесовичком.

Рассматривание принесённого им природного материала.

Обсуждение замысла и выбор материала.

Обыгрывание: «Подбери определения к поделке (добрая, нежная, хрупкая…)».

ОКТЯБРЬ

Тема «Скотный двор» (конструирование из бумаги)

Цель

  • Познакомить детей с техникой изготовления фигурок из полосы
  • Закрепить приёмы складывания, совмещения сторон и углов
  • Упражнять детей в «опредмечивании» поделок
  • Закреплять цветовую гамму

Материал

  • На каждого ребёнка полоски писчей бумаги разных цветов и длины.
  • Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок; ножницы, клей, фломастеры
  • Демонстрационный материал: вариационные образцы фигурок животных и людей.
  • Работы детей, выполненные на прошлых занятиях.
  • Макет «Скотный двор».

Мотивация

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций о домашних животных.

Составление описательных рассказов о труде сельских жителей.

Д/и «Собери семейку»

Методические приёмы

Рассматривание картины «Скотный двор».

Лото «Домашние животные».

Демонстрация техники складывания из полосы.

Планирование работы.

Выбор материала.

Озвучивание замысла.

Заселение изготовленного ранее макета «Осень».

Обыгрывание сюжета: «Скотный двор».

Тема «Осенний пейзаж» (конструирование из бумаги, киригами)

Цель

  • Познакомить детей с техникой работы киригами - многократным складыванием квадрата, резанием по контуру периметра.
  • Закрепить технику резания по контуру.
  • Уточнить знания детей о теплой и холодной гамме.
  • Упражнять детей в умении составлять композиции.

Материал

  • На каждого ребёнка заготовки бумаги разной формы (цвета и величины).
  • Трафареты, ножницы, клей.
  • Планшет «Тёплая и холодная гамма».

Мотивация

Выставка для оформления интерьера.

Предварительная работа

Экскурсия в парк.

Рассматривание репродукций художников.

Прослушивание музыкальных произведений.

Методические приёмы

Чтение стихов об осени.

Словесная игра «Подбор определений».

Д/и «Тёплый и холодный».

Демонстрация способов складывания, склеивания и резания.

Планирование работы.

Выбор материала.

Озвучивание замысла.

Размещение работ на выставочном планшете.

Тема «Грузовые машины»

Цель

  • Учить конструировать грузовые машины по условию.
  • Развивать плановую функцию.
  • Формировать умение соотносить размеры частей с предметом.
  • Развивать память, мышление.

Материал

  • Набор строительного материала.
  • Бумажные коробки (груз разных размеров, формы).

Мотивация

Для перевозки грузов.

Предварительная работа

Наблюдение за транспортом.

Рассматривание иллюстраций машин, их анализ.

Д/и «Составь машину».

Методические приёмы

Д/и «Назови грузовой транспорт».

Демонстрация конструкции машины (подтверждение ответов детей).

Рассматривание предложенных грузов и выбор формы конструкции грузовика.

Самостоятельная работа детей.

Обыгрывание: «Перевозка грузов».

Тема «Водные обитатели»

Цель

  • Учить создавать поделку с опорой на материал как часть чего-то целого.
  • Учить использовать один и тот же материал многофункционально.
  • Развивать воображение.

Материал

  • Ракушки.
  • Пластилин.
  • Макет аквариума.

Мотивация

Для аквариума группы.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей.

Д/и «Речные - морские».

Беседа о водных обитателях.

Методические приёмы

Рассматривание аквариумных обитателей.

Проблемная ситуация: «Заполнение макета».

Рассматривание материала и подбор к нему определений.

Планирование и выполнение поделки.

Обыгрывание: «Заполнение макета».

НОЯБРЬ

Тема «Грузовые машины»

Цель

  • Учить детей конструировать транспорт по замыслу.
  • Закрепление технических навыков работы (горизонтальное, вертикальное расположение строительного материала).

Материал

  • Набор строительного материала.
  • Предметы мебели (модели: диван, стол, стулья).
  • Схемы грузовых машин (вид сбоку).

Мотивация

Для перевозки мебели.

Предварительная работа

Наблюдение за транспортом.

Беседы о видах транспорта, их назначении.

Экскурсия в мебельный магазин.

Методические приёмы

Беседа о прошедшей экскурсии.

Рассматривание и анализ схем.

Проблемная ситуация: «Выбор схем грузовых машин для перевозки мебели».

Рассматривание мебели, выбор модели.

Обсуждение замысла.

Выполнение работы.

Обыгрывание: «Перевозка мебели».

Тема «Магазин игрушек» (конструирование из бумаги, оригами).

Цель

  • Закреплять технику оригами - приём складывания квадрата по диагонали.
  • Учить планировать деятельность.
  • Развивать художественный вкус.

Материал

  • На каждого ребёнка квадраты писчей бумаги разных цветов и размеров.
  • Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» готовых «игрушек».
  • Ножницы, клей, фломастеры.
  • Демонстрационный материал: панно «Витрина магазина».

Мотивация

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Предварительная работа

Составление рассказов о любимой игрушке.

Фотовернисаж «Моя игрушка».

Методические приёмы

Беседа об игрушках.

Д/и «Из чего сделана игрушка?».

Демонстрация техники складывания квадрата по диагонали.

Планирование работы.

Выбор материала.

Озвучивание замысла.

Размещение готовых игрушек в «Витрине магазина».

С/р игра «Магазин».

Тема «Волшебное превращение» (конструирование из природного материала по подгруппам).

Цель

  • Учить детей на основе одинаковых заготовок (2 палочки, скреплённые посередине) достраивать фигуру.
  • Закреплять приёмы «опредмечивание» и «включение».
  • Развивать творческое воображение.

Материал

  • Палочки-веточки одинакового размера, скреплённые посередине.
  • Соломка.
  • Гербарий.
  • Нитки.

Мотивация

Создание лесной сказки.

Предварительная работа

Рассматривание конструкций фигур человека, животных.

Д/и «Составь фигуру».

Рассматривание.

готовых поделок.

Методические приёмы

Приглашение Старичка-лесовичка в лесную сказку.

Беседа о добрых и злых героях.

Рассматривание материала и планирование поделки.

Обсуждение замысла.

Выполнение работы.

Объединение поделок и составление сказки.

Тема «Волшебное превращение круга»

Цель

  • Познакомить со способами техники бумажной скульптуры - закручиванием круга в низкий конус.
  • Учить использовать способ в изготовлении различных поделок.
  • Развивать воображение.
  • Развивать умение анализировать готовые поделки.

Материал

  • Ножницы, клей, фломастеры.
  • Демонстрационный материал: конус высотой 5 см.

Мотивация

Изготовление поделок-«подарков» на день именинника.

Предварительная работа

Экспериментирование с бумажными кругами.

Лото «Цветной круг».

Р/и «Найди образ».

Методические приёмы

Игровая ситуация: «Встреча круга и конуса».

Превращение круга в конус - процесс изготовления основы поделки.

Планирование работы.

Выбор материала.

Озвучивание замысла.

Анализ готовых поделок: определение признаков (общих и различных); рассказывание историй, которые приключились с игрушками.

ДЕКАБРЬ

Тема «Мосты»

Цель

  • Учить детей конструировать мосты по образцу.
  • Развивать аналитические способности.
  • Формировать умение соотносить размеры частей с предметом.
  • Развивать внимание, восприятие.

Материал

  • Образец постройки.
  • Набор строительного материала.
  • Игрушки машины.

Мотивация

Мосты для машин.

Предварительная работа

Наблюдение за мостами.

Рассматривание моделей мостов с их анализом.

Д/и «Пешеходные - транспортные».

Методические приёмы

Д/и «Составь мост».

Проблемная ситуация «Переправа».

Рассматривание образцов.

Выполнение работы.

Анализ постройки.

Рассказ о своей работе.

Тема «Скотный двор» (конструирование из бумаги, бумажная скульптура).

Цель

  • Продолжать знакомить со способами техники бумажной скульптуры - закручиванием круга в низкий конус.
  • Учить работать с выкройкой.
  • Развивать выдумку, творчество ребёнка.

Материал

  • На каждого ребёнка круги бумаги разной величины и цветов.
  • Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» конусов.
  • Ножницы, клей, фломастеры.
  • Демонстрационный материал: картина «Птичий двор».
  • Макет для размещения готовых работ.

Мотивация

Заселение макета «Птичий двор».

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций о домашних птицах.

Составление описательных рассказов о птицах.

Д/и «Узнай птиц» (путём наложения).

Методические приёмы

Рассматривание картины «Птичий двор».

Беседа о домашних птицах.

Демонстрация техники изготовления низкого конуса из круга.

Планирование работы.

Выбор материала.

Озвучивание замысла.

Размещение на макете готовых поделок.

Обыгрывание поделок в сюжете «Птичий двор».

Тема «Зоопарк» (конструирование из природного материала).

Цель

  • Обучать приёму «включение».
  • Закреплять приём «опредмечивание».
  • Развивать творчество ребёнка.

Материал

  • 2 соединённых жёлудя (заготовки).
  • Веточки.
  • Шляпки желудей.
  • Пластилин.
  • Перья птиц.
  • Крылатки.
  • Макет «Зоопарк».

Мотивация

Звери для зоопарка.

Предварительная работа

Экскурсия в зоопарк.

Игра-загадка «Узнай по описанию».

Беседы о диких животных.

Методические приёмы

Беседа о прошедшей экскурсии.

Подбор определений к животным.

Рассматривание заготовки, планирование работы.

Обсуждение замысла.

Выполнение работы.

Обыгрывание: «Подбери определение к своей поделке».

Тема «Подарки к Новому году» (конструирование из бумаги, по замыслу).

Цель

  • Закрепить приёмы техники оригами (базовая форма - квадрат, прямоугольник).
  • Учить планировать свою деятельность.
  • Развивать художественный вкус, творческое воображение.

Материал

  • На каждого ребёнка квадраты писчей бумаги разной величины, цвета.
  • Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания».
  • Ножницы, клей, фломастеры.
  • Демонстрационный материал: вариационные поделки.

Мотивация

Подарок к Новому году.

Предварительная работа

Экскурсия по празднично украшенному городу.

Украшение ёлки группы.

Чтение новогодних стихов.

Методические приёмы

Беседа «Новогодние ожидания».

Д/и «Тёплый - холодный».

Закрепление приёма складывания квадрата, прямоугольника.

Планирование работы.

Выбор материала.

Озвучивание замысла.

С/р игра «Преподнеси подарок другу».

ЯНВАРЬ

Тема «Весёлые птицы» (из природного материала).

Цель

  • Обучать приёму «включение».
  • Отрабатывать технические умения (склеивание клеем).
  • Развивать творчество.

Материал

  • Ольховые шишки на ветке (готовая заготовка).
  • Перо птицы.
  • Крылатки.
  • Жёлуди.
  • Пластилин.

Мотивация

Птицы для уголка природы.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Прослушивание птиц в аудиозаписи.

Подбор определений.

Методические приёмы

Слушание птиц в аудиозаписи.

Рассматривание предложенного материала.

Планирование работы.

Обсуждение замысла.

Обыгрывание: «Расскажи о своей птице».

Тема «Превращение полукруга в конус» (из бумаги).

Цель

  • Познакомить со способом техники бумажной скульптуры - закручиванием полукруга в высокий конус.
  • Учить использовать показанный способ в изготовлении различных поделок.

Материал

  • Круги писчей бумаги разной величины и цвета с обозначением диаметра в контуре.
  • Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания» поделок.
  • Ножницы, клей, фломастеры.
  • Демонстрационный материал: конус высотой 10 см.

Мотивация

Для оформления художественного уголка.

Предварительная работа

Экспериментирование с бумажным полукругом.

Лото «Цветные фигуры».

Р/и «Найди образ».

Методические приёмы

Игровая ситуация: «Встреча низкого конуса и высокого».

«Превращение полукруга в конус» - процесс изготовления поделок.

Планирование работы.

Выбор материала.

Озвучивание замысла.

Размещение готовых работ в художественном уголке.

Тема «Мосты» (по условию, из строительного материала).

Цель

  • Учить конструировать мосты по условию.
  • Развивать плановую функцию.
  • Формировать умение соотносить размеры частей с предметом.
  • Развивать память, мышление.

Материал

  • Набор строительного материала.
  • Грузовой и пассажирский транспорт.

Мотивация

Мосты для переправы

Предварительная работа

Наблюдение за мостами.

Рассматривание иллюстраций мостов с их анализом.

Д/и «Составь мост».

Методические приёмы

Д/и «Конструктор».

Беседа об основных частях построенной на предыдущем занятии машины.

Демонстрация конструкции моста (подтверждение ответов детей).

Рассматривание транспорта (определение нужной ширины моста).

Самостоятельная работа.

Обсуждение готовой постройки (соответственно заданным условиям).

Тема «Путешествие в зимний лес» (из бумаги).

Цель

  • Закрепить способ техники бумажной скульптуры - закручивание полукруга в высокий конус.
  • Упражнять детей в умении скручивать полукруг в конус.
  • Развивать воображение, творчество, фантазию.

Материал

  • Круги писчей бумаги разной величины и цвета с прочерченным радиусом (линия разреза).
  • Ножницы, клей.
  • Неполный макет зимнего леса.

Мотивация

Для театрализованной деятельности.

Предварительная работа

Рассматривание серии картинок об обитателях леса.

Составление рассказов-описаний.

Рисование зимней сказки.

Методические приёмы

Загадки о животных.

Проблемная ситуация: «Что можно внести в макет?».

Повторение способа скручивания (конус из полукруга).

Заполнение макета поделками и составление рассказа.

ФЕВРАЛЬ

Тема «Мир животных» (из бумаги, работа по подгруппам).

Цель

  • Закрепить умение работать в технике киригами (складывание и резание по прочерченному контуру).
  • Учить читать и работать с выкройкой (сплошная линия - резание, пунктирная - складывание).
  • Учить домысливать и вносить дополнения в работу.

Материал

  • Квадраты писчей бумаги разной величины и цвета с обозначением диаметра в контуре.
  • Дополнительные детали для «опредмечивания» поделок (на три подгруппы).
  • Ножницы, клей.
  • Макеты по зонам обитания животных (три зоны).

Мотивация

Для оформления макета в экологический центр «Среда обитания».

Предварительная работа

Домашнее задание: просмотр телепередач из серии «Диалоги о животных».

Беседа о просмотрах.

Составление рассказов-описаний.

Методические приёмы

Д/и «Места обитания».

Д/и «Наложенные изображения».

Рассматривание материала и выбор места работы.

Обсуждение замысла (по группам).

Заселение макетов и составление по ним рассказов.

Тема «Золотая соломка» (из природного материала).

Цель

  • Обучать приёму «включение».
  • Закрепить приёмы «опредмечивания».
  • Отрабатывать технические умения (стягивание ниткой).
  • Развивать творчество, фантазию.

Материал

  • Пучок соломы, перевязанный в одном месте (готовая заготовка).
  • Крылатки клёна.
  • Перо птицы.
  • Сосновые шишки.
  • Гербарий.

Мотивация

Сказочное превращение.

Предварительная работа

Сбор и заготовка соломки.

Подбор определений к соломке.

Рассматривание поделок из соломки.

Методические приёмы

Сюрпризный момент: «Приход Соломинки».

Рассматривание принесённых ею золотистых пучков соломы.

Экспериментирование с пучками соломы.

Обдумывание замысла и выполнение работы.

Обыгрывание: «Мини-сказка «Золотая соломка».

Тема «Мосты» (по замыслу, из строительного материала).

Цель

  • Учить детей конструировать мосты по замыслу
  • Закреплять умение определять пространственные характеристики (форма, положение, протяжённость, компоновка деталей).
  • Учить выявлять зависимости (назначение - строение).
  • Закрепление технических навыков работы (горизонтальное - вертикальное расположение строительного материала).

Материал

  • Набор строительного материала.
  • Схемы мостов (автодорожный, пешеходный, для транспорта и пешеходов).
  • Наборы машин.
  • Фигурки людей.

Мотивация

Мосты для транспорта, пешеходов, транспорта и пешеходов.

Предварительная работа

Рассматривание моделей мостов.

Рассматривание схем мостов.

Рассматривание архитектуры мостов.

Беседы о стилях архитектуры мостов.

Экскурсия по городу.

Методические приёмы

Беседа о прошедшей экскурсии.

Рассматривание и анализ схем.

Отбор материала для работы.

Выполнение работы.

Тема «Чудесный куб» (из бумаги).

Цель

  • Познакомить со способом техники бумажной скульптуры - складыванием куба из квадрата.
  • Активизировать воображение.
  • Учить анализировать готовые поделки.

Материал

  • Дополнительные детали для «опредмечивания» заготовки.
  • Ножницы, клей, фломастеры.
  • Варианты поделок с базовой формой куб.
  • Демонстрационный материал: куб.

Мотивация

Для обустройства строительного уголка.

Предварительная работа

Экспериментирование с бумажным квадратом.

Д/и «Найди такой же».

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук.

Методические приёмы

Игровая ситуация: «Встреча квадрата и куба».

Превращение квадрата в куб - процесс изготовления основы для поделки.

Игра-ассоциация «Какой предмет спрятан?».

Продумывание и озвучивание замысла.

Составление рассказа «Чудесное превращение куба».

МАРТ

Тема «Водное путешествие (из природного материала).

Цель

  • Обучать приёму «включение».
  • Закрепить приёмы «опредмечивания».
  • Отрабатывать технические умения (соединение пластилином).
  • Развивать творчество.

Материал

  • Кусок коры с закреплённой в центре палочкой (готовая заготовка).
  • Сучки, корни.
  • Мелкий природный материал.
  • Гербарий.

Мотивация

Помощь мышонку Пику.

Предварительная работа

Чтение сказки В. Бианки «Мышонок Пик».

Беседа о взаимопомощи.

Д/и «Водный транспорт».

Методические приёмы

Сюрпризный момент: «Приход мышонка Пика».

Проблемная ситуация: «Как ему помочь?».

Рассматривание заготовки и продумывание поделки.

Обсуждение замысла.

Обыгрывание: «Отправляемся на помощь».

Тема «Подарок маме» (из бумаги).

Цель

  • Продолжать знакомить со способом техники бумажной скульптуры - складыванием квадрата в куб.
  • Учить домысливать и вносить дополнения в работу.

Материал

  • Квадраты писчей бумаги разной величины и цвета.
  • Дополнительные детали для «опредмечивания» заготовки.
  • Ножницы, клей, фломастеры.
  • Варианты поделок с базовой формой куб (шкатулка, корзинка, вазон для цветка).

Мотивация

Подарки для мам.

Предварительная работа

Фотовернисаж «Моя мама».

Составление рассказов «Как я поздравляю маму».

Оформление газеты «Для наших мам».

Методические приёмы

Рассматривание газеты «Для наших мам».

Беседа «Что подарим маме?».

Демонстрация техники складывания квадрата в куб.

Продумывание и озвучивание замысла.

Рассматривание готовых работ.

Вручение подарков на весеннем утреннике.

Тема «Жилой дом» (по образцу, из строительного материала).

Цель

  • Учить конструировать здания по образцу.
  • Развивать аналитические способности.
  • Формировать умение соотносить размеры частей с предметом.
  • Развивать внимание, восприятие.

Материал

  • Образец постройки.
  • Набор строительного материала.
  • Фигурки людей.

Мотивация

Дом для семьи.

Предварительная работа

Наблюдение за строительством дома.

Рассматривание моделей домов, их анализ.

Д/и «Архитектор».

Методические приёмы

Д/и «Жилые - нежилые».

Рассматривание образца.

Анализ постройки.

Планирование работы и отбор материала.

Выполнение работы.

Обсуждение готовой постройки (сходство с образцом).

Обыгрывание: «Заселение семьи».

Тема «Необыкновенный брусок» (из бумаги).

Цель

  • Познакомить со способом техники бумажной скульптуры - складыванием бруска из квадрата.
  • Закрепить умение читать и работать по выкройке (сплошная линия - резать, пунктирная - складывать).
  • Активизировать воображение.
  • Закрепить умение самостоятельно анализировать готовые поделки.

Материал

  • Квадраты писчей бумаги разной величины и цвета.
  • Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания».
  • Ножницы, клей, фломастеры.
  • Демонстрационный материал: большой брусок.
  • Несколько вариативных поделок на основе базовой формы брусок.

Мотивация

Для выставки «Умелые ручки».

Предварительная работа

Экспериментирование с квадратом.

Лото «Цвет, форма, величина».

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

Методические приёмы

Игровая ситуация: «Встреча квадрата с бруском».

Превращение квадрата в брусок - процесс изготовления основы для поделки.

Игра-ассоциация: «На что похоже?».

Продумывание и озвучивание замысла.

Презентация своей поделки.

АПРЕЛЬ

Тема «Лесная сказка» (по замыслу, из природного материала).

Цель

  • Развивать фантазию.

Материал

  • Ветки.
  • Сучки.
  • Кора.
  • Жёлуди.
  • Каштаны.
  • Косточки плодов.
  • Мелкий природный материал.
  • Гербарий.

Мотивация

Сказка для театрального уголка.

Предварительная работа

Экскурсия в лес, парк.

Сбор природного материала.

Оформление гербариев.

Методические приёмы

Сюрпризный момент: «Приход Старичка-лесовичка с коробом».

Рассматривание природного материала из короба.

Проблемная ситуация: «Создание лесной сказки».

Обсуждение замысла.

Выбор материала и планирование работы.

Рассказывание лесной сказки для Старичка-лесовичка.

Тема «Вокзал» (из бумаги).

Цель

  • Продолжать знакомить со способом техники бумажной скульптуры - складыванием бруска из квадрата.
  • Учить читать и работать по выкройке.
  • Учить домысливать и вносить дополнения в работу.
  • Развивать выдумку, творчество.

Материал

  • Квадраты писчей бумаги разной величины и цвета.
  • Несколько видов заготовок деталей для «опредмечивания».
  • Ножницы, клей, фломастеры.
  • Демонстрационный материал: варианты поделок на основе базовой формы брусок.

Мотивация

Для уголка ПДД.

Предварительная работа

Экскурсия на вокзал.

Рассматривание альбома с архитектурными памятниками.

Д/и «Архитекторы».

Методические приёмы

Планирование схемы макета: «Построение вокзала».

Повторение способа превращения квадрата в брусок.

Внесение дополнительных элементов в макет.

Закрепление правил дорожного движения на изготовленном макете.

Тема «Город, в котором мы живём» (по замыслу, из бумаги, совместная работа).

Цель

  • Закрепить пройденные техники - оригами, киригами, бумажная скульптура.
  • Учить детей совмещать разнообразные приёмы в одном проекте.
  • Учить домысливать и вносить дополнения в работу.
  • Активизировать воображение.

Материал

  • Бумага разной фактуры, цвета, размера, формы.
  • Несколько видов заготовок для «опредмечивания».
  • Ножницы, клей.
  • Демонстрационный материал: поделки с предыдущих занятий.
  • Планшет «Наш город».

Мотивация

Создание макета города для обыгрывания.

Предварительная работа

Экскурсия по улицам города.

Рассматривание открыток с видами родного города.

Рассматривание альбомов «Мой город», «Памятники архитектуры».

Методические приёмы

Беседа о городе.

Планирование схемы макета «Построение города».

Рассматривание поделок с предыдущих занятий.

Повторение способа складывания основы для работы.

Обсуждение замысла и распределение объёма работы.

Размещение готовых работ на макете.

Подбор определений к слову «город».

Тема «Детский сад» (по условию, из строительного материала).

Цель

  • Учить конструировать здания по условию.
  • Развивать умение составлять план.
  • Формировать умения соотносить размеры с предметом.
  • Развивать память, мышление.

Материал

  • Набор строительного материала.
  • Фигурки людей.
  • Макет «Детский сад».

Мотивация

Детский сад для детей.

Предварительная работа

Рассматривание разнообразных домов на прогулке.

Экскурсия по городу.

Рассматривание альбома с иллюстрациями домов и их анализ.

Д/и «Юные зодчие».

Методические приёмы

Беседа о детском саде.

Рассматривание макета «Детский сад».

Обсуждение условий: «Построй такой же, но длиннее и выше».

Планирование и отбор материала.

Выполнение работы.

Обсуждение готовой постройки (выполнение заданных условий).

Обыгрывание: «Детский сад для детей».

МАЙ

Тема «Весенние мотивы» (из бумаги).

Цель

  • Познакомить с техникой «плетение».
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Закрепить знания о тёплой и холодной гамме.

Материал

  • Демонстрационный материал: вариативные образцы (голубые, светло-зелёные цвета).
  • Ножницы, клей.

Мотивация

Для оформления весенней выставки

Предварительная работа

Наблюдение весенних явлений природы.

Д/и «Контраст».

Игра-описание «Загадка».

Методические приёмы

Рассматривание репродукций художников на тему «Весна».

Беседа по использованию цветовой гаммы в картинах.

Отбор материала для работы.

Организация вернисажа «Мы - художники».

Тема «Интересная история» (по замыслу, из природного материала, по подгруппам).

Цель

  • Расширять основные способы и приёмы построения образа.
  • Формировать умение воплощать замысел (создавать образ), учитывая общий сюжет, специфику природного материала.
  • Развивать фантазию.

Материал

  • Ветки.
  • Сучки.
  • Кора.
  • Жёлуди.
  • Каштаны.
  • Косточки плодов.
  • Мелкий природный материал.
  • Гербарий.

Мотивация

История «Как мы играем».

Предварительная работа

Экскурсия в лес, парк.

Сбор природного материала.

Оформление гербариев.

Экспериментирование с материалом.

Методические приёмы

Составление рассказа о наших играх.

Игра на воображение: «На что похоже?» («опредмечивание» природного материала).

Планирование работы и выбор материала.

Обсуждение замысла.

Объединение поделок и составление рассказа.

Презентация.

Тема «Цветной ковёр» (из бумаги).

Цель

  • Продолжать формировать навыки работы в технике «плетение».
  • Закреплять знания о ритме, симметрии.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Закрепить знания о тёплой и холодной цветовой гамме.

Материал

  • Демонстрационный материал: вариативные образцы.
  • Раздаточный материал: основа прямоугольной формы.
  • Цветные бумажные полосы (разнообразие гаммы).
  • Ножницы, клей.

Мотивация

Для кукольного уголка.

Предварительная работа

Рассматривание цветочных клумб.

Составление весенних букетов.

Д/и «Тёплый - холодный».

Методические приёмы

«Путешествие» по групповой комнате.

Проблемная ситуация: «Как украсить кукольный уголок?».

Рассматривание вариативных образцов.

Демонстрация способа плетения.

Отбор материала для работы.

Организация выставки ковров: яркие, весёлые…

Тема «Дворцы» (по замыслу, из строительного материала).

Цель

  • Учить конструировать здания по замыслу.
  • Закреплять умение определять пространственные характеристики (форма, положение, протяжённость, компоновка деталей).
  • Учить выявлять зависимости (назначение - строение).
  • Закреплять технические навыки работы (горизонтальное - вертикальное расположение строительного материала).

Материал

  • Набор строительного материала.
  • Поделки (деревья, кустарники, цветы).
  • Схемы дворцов.

Мотивация

Дворцы для театра

Предварительная работа

Рассматривание зданий города.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Д/и «Сказочные замки».

Методические приёмы

Беседа об архитектурных стилях.

Рассматривание и анализ схем.

Проблемная ситуация: выбор схем дворцов.

Планирование работы и обсуждение замысла.

Отбор материала для работы.

Выполнение работы.

Обсуждение готовой постройки (соответствие замыслу).

Календарное планирование по конструированию в старшей группе разработала Т. Кругленя

В возрасте 5–6 лет у ребёнка продолжаются совершенствоваться и развиваться навыки работы с предметами и различными материалами. Преобладает наглядно-образное мышление, а игровая деятельность становится коллективной. Дети в старшей группе начинаются применять к себе правила и нормы какой-либо деятельности, которые ранее предъявлялись старшими (воспитателем или родителем). Это важный момент - зарождение самоконтроля. Активно развивается самостоятельное планирование предстоящей работы: ребёнок знает практическую цель и продумывает этапы работы, способы для её осуществления. Он приобретает навык самооценки.

Развитие самостоятельности становится заметным в изобразительном творчестве детей. За продуманным замыслом следует создание зрительного образа. Ребята старшей группы работают с разнообразными материалами и осваивают сложные техники и конструирование. Казалось бы, с ясельной группы знакомы с бумагой, столько поделок создано, но много интереснейшей работы предстоит и потом.

Подготовка к занятию по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада

Ребята 5–6 лет активно познают окружающий мир, они задают много вопросов, любят экспериментировать и фантазировать. Воспитанники владеют многими навыками и приёмами, обладают необходимыми для перехода на более сложный уровень конструирования способностями и психологическими качествами:

  • Знание основных свойств предметов. Ребёнок имеет чёткое представление о цветах и оттенках, может различать по размеру большое количество предметов, выстраривать их в ряд по какому-либо признаку (от большего к меньшему, от светлого к тёмному и наоборот).
  • Начальные знания геометрии. Дети знают основные фигуры, могут рассказать об отличии одной фигуры от другой, используя специальные термины: «линия», «угол», «вершина», «окружность», «точка». Ребёнок может на тетрадном листе в клеточке нарисовать изображение заданного объекта, используют в основе рисунка только геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
  • Следование словесным указаниям. Воспитателем задаётся какое-либо правило или задание к выполнению. Так, дети могут отобрать из предложенных элементов только тех форм, что дано в задании, или найти на рисунке фигуры определённого цвета и заштриховать их и т. д.
  • Совершенствование навыков работы с ножницами. Дети вырезают различные геометрические фигуры, умеют разрезать их пополам, нарезать полоски, делать бахрому.
  • Устойчивая память. Ребёнок запоминает несложные приёмы работы, форму прямого показа воспитатель использует редко в старших группах. В качестве подсказок для детей служат каточки со схемами и рисунками. При использовании в работе сложных приёмов привлекается наглядный материал (перед выполнением действий ребята изучают его): плакаты, чертежи, подробные схемы.
  • Способность к прогнозированию действий и разработке замысла. Дети уже готовы к самостоятельному созданию зрительного образа. Знание свойств бумажных материалов и приёмов работы с ними даёт возможность к продумыванию этапов творческого процесса и их реализации самим ребёнком.

Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, конструированию) проводятся в старшей гриппе 3 раза в неделю. Конструирование отлично подходит для проектной деятельности: долгосрочные проекты следует проводить к тематическим мероприятиям в жизни детского сада, краткосрочные (с привлечением родителей) - для раскрытия тем «Мой дом», «Мой город», «Моя комната», «Моя семья» и т. д.

Длительность занятия по конструированию из бумаги составляет 20–25 минут.

Форма прямого показа в старшей группе редко используется воспитателем. Основными приёмами конструирования из бумаги ребята владеют, хорошо обращаются с ножницами, самостоятельно вырезают необходимые элементы, нарезают лист бумаги на полоски, делают надрезы и бахрому. Показ имеет место, когда воспитанникам предстоит работать с непривычными материалами (бумажные формочки) или вырезание элементов из картонных форм (конфетной коробки, втулки, стаканчика и др.).

Мелкая моторика у детей 4–5 лет развита на хорошем уровне для конструирования с мелкими деталями и предметами (например, спичечными коробками). Однако стоит помнить, что создание маленьких по размеру поделок не всегда означает простоту конструирования. Например, сделать цыплёнка из вырезанных частей коробки из-под яиц не так-то просто. Подобные моменты надо иметь в виду при составлении плана занятия, на сборку мелких деталей может потребоваться больше времени, чем на склеивание частей большой поделки.

На подготовительном этапе занятия рекомендует продумать дополнительные задания по конструированию для более успевающих детей. Простые задания могут ослабить интерес к творческой деятельности, ребёнок начнёт отвлекаться, чем может сбить в работе других детей. Давать задания разного уровня сложности можно при создании коллективной работы. Например, для создания поделки «Зима пришла»: первая подгруппа конструирует деревья из цветной бумаги на плоскости, вторая подгруппа делает снеговиков из полосок бумаги, третья подгруппа выполняет более трудоёмкое задание - конструирование домиков.

Виды конструирования

  1. Конструирование на плоскости . Это простой вид конструирования. Заданная модель создаётся из бумажных деталей на плоской основе (из плотной бумаги или картона) в случае изготовления сложной полуобъёмной фигуры или в процессе реализации коллективной деятельности. Также синтез различных техник изобразительного творчества зачастую осуществляется на плоской основе.
  2. Объёмное конструирование. Созданию трёхмерного изображения из бумаги уделяется наибольшее внимание на занятиях по конструированию. В средней группе воспитанники овладели навыком создания объёмной фигуры, в основе которой - согнутый пополам лист, в старшей учатся изготавливать более сложные модели при помощи надрезания частей, сгибания, склеивания.
  3. Конструирование из полосок. Ребята создают модели из большего количества бумажных полосок разного размера и цвета. В одной поделке могут сочетаться несколько приёмов работы с полосками (например, склеивание шара или колец, закручивание полосок ножницами).
  4. Оригами - древняя восточная техника складывания листа бумаги без склеивания. Ножницы в оригами используются редко вырезания (фигурных деталей в готовой фигурке или прорезей по замыслу). На занятиях по оригами воспитанники обучаются складыванию сложных и объёмных форм (при условии, что в средней группе они занимались оригами, знакомы с базовыми формами и способом их создания). Дети 5–6 лет могут пробовать самостоятельно работать по схемам.

Материалы

Для конструирования на плоскости и создания объёмных предметов традиционно используются наборы цветной бумаги и картона. Для имитации различных поверхностей стоит использовать бархатную бумагу (конструирование животных, предметов одежды и обуви, насекомых, цветов), специальную бумагу с тиснением или обрезки обоев (создание стен и крыш домов, предметов мебели и др.). Для изготовления праздничных поделок стоит привлекать яркие и блестящие материалы: старые открытки, упаковочную бумагу, обёртки от шоколадок и конфет.

Когда базовые приёмы конструированы из бумаги освоены (складывание и склеивание), ребёнок может потерять интерес к процессу создания модели. Разнообразить творческий процесс поможет использование нетрадиционных материалов. Ведь конструирование материала - это не только работа с наборами цветной бумаги и картона. Особые эмоции вызывает у воспитанников привлечение бросового материла. Казалось бы, ненужные обрезки и тара могут стать отличной основой для создания поделки или послужить оригинальному украшению модели.

Бросовый материал

  • Пакеты из-под молочных продуктов. Подходят в качестве основы для изготовления птичьих кормушек, домиков для игры и др.
  • Спичечные коробки. Незаменимый материал для создания кукольной мебели с выдвижными ящиками. Также из них можно сконструировать машины и даже робота.
  • Одноразовые тарелки и стаканчики. Эти предметы можно использовать в целом виде в качестве основы для поделки, а можно отрезать отдельные части для моделирования сложных предметов.
  • Картонные втулки. В средней группе ребята создавали из втулки простой стаканчик и ведёрко, а теперь могут использовать по нескольку втулок для конструирования сказочных замков, сложных образов животных или космической ракеты.
  • Картонные коробки из-под яиц. Из этого материала существует множество неожиданных для ребят идей, что радостные эмоции от поделок обеспечены!
  • Формочки для выпечки кексов. Для детского творчества лучше использовать бумажные формочки ярких цветов и с рисунком - тогда даже не самая сложная по технике исполнения работа будет выглядеть радовать своим внешним видом.

Фотогалерея: примеры готовых поделок из молочных пакетов

Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования функционального предмета из бросового материала. Поделку можно использовать как вазу для сухоцветов Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Функциональная и оригинальная поделка из молочной коробки

Фотогалерея: идеи для конструирования из спичечных коробков

Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Пример поделки из спичечных коробков

Фотогалерея: одноразовые тарелки и стаканчики как материал для конструирования

Поделка, в основе которой - одноразовый бумажный стаканчик Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажных стаканчиков в качестве основы для конструирования Идея для создания кукольной мебели из бумажных стаканчиков
Конструирование из бумажных стаканчиков

Фотогалерея: картонные втулки как материал для конструирования

Использование картонных втулок в конструировании Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок

Фотогалерея: идеи использования коробок из-под яиц для поделок

Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования

Фотогалерея: праздничные поделки из бумажных формочек для выпечки

Пример простого конструирования на плоскости с использованием бумажных формочек Поделки из формочек для кексов Необычная идея конструирования из бумажных формочек Идея для простого конструирования с формочками для кексов
Создание поделки с использованием бумажных формочек Конструирование поделки с использованием бумажных формочек

Материалы для занятия оригами

Традиционно для обучения техники оригами используется цветная бумага. Для отработки складывания базовых фигур можно использовать тетрадные страницы, листы из журналов. Не рекомендуется использование газетной бумаге, поскольку она легко рвётся и деформируется в процессе конструирования, а типографская краска пачкает пальцы, ладони и рабочую поверхность.

В специализированных магазинах для хобби и творчества можно приобрести наборы бумаги для оригами. Рассмотрим преимущества этой бумаги:

  • Бумага для оригами имеет квадратную форму. Это сэкономит время, ведь основная форма для складывания фигурки-оригами - квадрат, прямоугольные листы из наборов цветной бумаги нужно сначала обрезать.
  • Тонкость и прочность. Специальная бумага для оригами легко складывается, но при этом выдержит многочисленные сгибания.
  • Бумага для оригами цветная с обеих сторон. Визуально получаются более приятные работы.

Листы специальной бумаги могут отличаться по цвету с разных сторон. Поделки из такой бумаги получаются красочными и яркими.

Бумага для оригами бывает с узорами и тематическими рисунками. Такой материал привлечёт внимание ребёнка и послужит созданию оригинальной поделки.

Синтез техник изобразительного творчества при создании поделок из бумаги

Помимо самого конструирования, в работе по изготовлению поделки могут быть использованы приёмы из других техник изобразительного искусства:

  • Рисование: для достижения завершённого образа (дорисовывание частей лица или мордочки, конечностей, окошек и дверей у домика и т. д.).
  • Раскрашивание: особенно актуально при работе с картонными коробками и втулками, белыми одноразовыми тарелками и стаканчиками. Нераскрашенная работа имеет незавершённый вид.
  • Лепка: используется для создания объёмных элементов (шарики на ёлке, глаза, пуговицы на одежде, ручки на дверцах) и фигурок для создания композиции с изготовленным предметом (водитель машинки, зайчик в домике, птицы в кормушке).
  • Аппликация: чаще всего используется прямая или обрывная аппликация для создания композиции (трава у домика, оперение птицы, снег в лесу и т. д.). Возможна обратная взаимосвязь, когда из сконструированных бумажных поделок создаётся коллективная аппликация.
  • Пластилинография (техника заполнения пластилином контура на бумажной основе): может быть применена для создания фона для конструирования на плоскости или отдельных элементов на готовой поделке (цветы на вазе, окна на стене и проч.).

Фотогалерея: примеры сочетания бумаги с другими материалами

Бумажные тарелки, использованные в поделке, раскрашены, для украшения работы использована техника обрывной аппликации Лицо куколки нарисовано Фигурки для завершения композиции и/или игры сделаны из пластилина Коллективная работа: аппликация из фигурок-оригами Привлечение техники рисования для завершения композиции и дорисовки деталей поделок Сочетание конструирования из бумаги на плоскости с лепкой отдельных элементов по замыслу (стебельки цветов) Пример раскрашивания картонной поделки и дорисовывания элементов

Мотивирующее начало занятия

Поскольку ведущей формой деятельности у детей 5–6 лет является коллективная игра, для привлечения интереса к теме занятия по конструированию и изготовления поделки рекомендуется использованием педагогом игровых элементов в начале занятия. Можно настроить ребят на предстоящую игру и предложить создать игровые предметы при помощи конструирования из бумаги. Для возникновения творческого импульса и активизации фантазии актуально привлечение интересного наглядного материала, прослушивание песен. Побуждает к деятельности беседа, в процессе которой дети делятся личным опытом, своими догадками или мечтами. Чтение коротких сказок, стихотворений и потешек, использование загадок, проведение тематических физкультминуток оказывается результативным в каждой возрастной группе детского сада.

Примеры использования мотивирующего материала

Тема занятия Использования мотивирующего материала на начальном этапе занятия
«Заюшкина избушка» В начале занятия воспитатель предлагает ребятам вспомнить русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Для активизации памяти воспитатель рассказывает начало сказки (Жили-были заяц и лиса. У Лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Весной ледяная избушка растаяла, и лисичка выгнала зайца из его жилища.)
Воспитатель спрашивает, какие животные пытались помочь зайчику (собака, волк, медведь) и кому удалось выгнать лису (петух).
Затем воспитатель побуждает детей к фантазированию: что же стала делать лисичка, когда петух её прогнал. Не жалко ли ребятам лисичку? Наверняка она сожалеет о своём поступке, стоит её простить. Воспитатель предлагает сделать избушку и для лисы.
«Подарок для мамы» Воспитатель загадывает детям загадку :
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной.)
С воспитанниками проводится беседа об особенностях весеннего времени года. Обсуждаются весенние праздники (Масленица, Первое мая, 8 Марта), беседуют о Международном женском дне. Воспитатель спрашивает, кого из родственников и знакомых ребята поздравят первой (маму).
Воспитатель зачитывает стихотворение :
Ах, мама, мамочка, какое это счастье,
Что наша дружба просто - не разлей вода!
Всегда со мной твоя любовь, твоё участье,
Неиссякающим потоком доброта.
Физкультминутка с музыкальным сопровождением :
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей.
Прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Воспитатель предлагает сделать мамам в подарок открытки с цветами из оригами.
«Весёлый снеговик» Занятие начинается с сюрпризного момента :
Раздаётся стук в дверь, заходит снеговик, которого изображает заранее наряженный младший воспитатель или кто-то ещё.
Снеговик задаёт детям загадку , каждую строку которой дети сопровождают движениями , повторяемыми за снеговиком:
Друг на друге три шара(показывают шары руками)
Их скатала детвора(Дети гладят себя по голове)
Напоследок очень ловко, прилепили нос морковку (поочерёдно дотрагиваются указательными пальцами до носа),
Не, почём ему мороз (грозят пальцем),
Аж, вспотел морковный нос,
И к метелям он привык (Дети выполняют круговые движения кистями рук),
Кто же это? (хором) Снеговик!
Снеговик жалуется ребятам, что дедушка Мороз попросил его сделать детям подарки к празднику, а он не успевает. Он просит ребят сделать ему помощников, при помощи наводящий вопросов и подсказок воспитателя дети приходят к идее, что они могу сделать снеговиков из бумаги.

Подготовка конспекта занятия

Длительность занятия по конструированию из бумаги в старшей группе составляет 20–25 минут.

Временной план занятия

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующий этап 4–6 минут.
  3. Устный инструктаж воспитанников по выполнению работы, подробный разбор схемы конструирования 4–5 минут.
  4. Самостоятельная работа воспитанников 7–9 минут.
  5. Демонстрация работ, обсуждение 3 минуты.
  6. Подведения итогов 1–2 минуты.

При разработке занятия воспитатель должен помнить, что поставленные их цели и задачи должны соответствовать возрастным особенностям детей, а также имеющихся у них умений и навыков. Рассмотрим на примерах конкретных занятий, как соотносятся цели и задачи с техниками исполнения и шаблонами, работать с которыми обучаются воспитанники:

Тема занятия Цель Задачи Техника исполнения задания
«Забавные поделки: мордочка собаки, кошки, лодочка, соловей» Создание простых поделок в технике оригами. - совершенствование базовых приёмов работы с бумагой;
- воспитание аккуратности и старания;
- обучение помощи товарищу путём словесного комментирования выполняемых действий.
Конструирование поделок при помощи сгибания листа пополам, вчетверо, в разных направления и разглаживания.
«Игрушка кошка» Изготовление игрушки из бумаги. - закрепление навыков работы с бумагой;
- развитие образного мышления;
- воспитание бережного отношения к природе и животным;
- воспитание усидчивости и трудолюбия.
Самостоятельное создание элементов поделки по готовой выкройке.
Конструирование при помощи складывания, сгибания и склеивания частей.

Конспект НОД на тему «Коробочка»

Цель Изготовление поделки «Коробочка» путём складывания из квадрата.
Задачи Совершенствовать конструктивные умения и навыки создания из бумаги разных поделок без использования ножниц. Продолжать упражняться в складывании квадрата по диагонали. Закреплять умение следовать устным инструкциям педагога. Развитие пространственного мышления и интереса к конструктивной деятельности. Воспитывать усидчивость и старание в работе.
Ход занятия В начале занятия воспитатель ставит на стол перед детьми корзину с овощами и читает стихотворение Т. Шорыгина:

Я корзину овощей
С огорода принесу.
Пили лук и сельдерей
Утром светлую росу.
Умывал их дождик тёплый,
Солнце нежно согревало.
Наливалась соком свёкла -
Становилась плотной, алой.
И питал их день за днём
Влажный рыхлый чернозём.
Шаловливый ветерок,
Пролетая возле гряд,
Гладил каждый стебелёк
И дарил им аромат.
Мы корзину овощей
С огорода принесли.
Для салатов и борщей
Пригодятся нам они!
Следует беседа с детьми о рассказанном в стихотворении:
О чём говорится в стихотворении? Что растёт в огороде? Какие овощи знаете вы? Как называют созревшие овощи? В какое время года собирают урожай? Куда можно сложить собранные овощи?
Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня они будут делать коробочку из бумаги для хранения мелких вещей. Демонстрирует готовую поделку, задаёт вопросы о ней: Какую геометрическую фигуру она напоминает? Какой формы каждая сторона коробочки? Для чего она может пригодиться?
Воспитатель демонстрирует способ складывания коробочки из листа бумаги.

Проведение пальчиковой гимнастики:
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста.
Если есть капуста?
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту мнём-мнём,
Мы капусту солим-солим
Мы капусту жмём-жмём.
Воспитанникам предлагается самостоятельно сделать коробочку.
Воспитатель руководит деятельностью детей (указания, пояснения, индивидуальная помощь, поясняет этапы складывания).

Итоги занятия Анализ и оценка деятельности детей воспитателем.
Воспитатель благодарит детей за проделанную работу и старание, особо выделяет наиболее успешные работы. Предлагает взять с собой домой получившиеся корзиночки для игры или хранения каких-либо вещиц.

Конспект занятия «Грачи»

Цель Знакомство с особенностями жизнедеятельности грача.
Создание фигурки грача в технике оригами.
Задачи - стимулирование интереса к познавательной деятельности;
- закрепление навыков работы с бумагой и ножницами;
- развитие памяти;
- воспитание правильного отношения к природе, в частности, к птицам.
Ход занятия Воспитатель приветствует ребят, обозначает цель занятия. Предлагает сыграть в игру «Так бывает или нет»:
- Осенью листья жёлтые летят и шуршат, шуршат, шуршат (Да);
- А зимой растут цветы, небывалой красоты (Нет);
- Летом любим загорать и плескаться в речке (Да);
- Осенью ловить стрекоз и кузнечиков (Нет);
- Поиграть зимой в снежки очень любят дети (Да);
- А весной пускать кораблики в ручейки и речки (Да);
- Летом в небе тучки хмурятся и снежок летит на улице (Нет);
- Снег растаял и пришла к нам красавица весна (Да).
Проводится беседа о весне, признаках и особенностях этого времени года. Воспитатель просит вспомнить ребят, какие пословицы и поговорки о весне они знают.
Методом наводящих вопросов воспитатель подводит ребят к мысли о том, что весна - это время больших перемен в природе, просыпается всё живое, возвращаются перелётные птицы. Воспитатель рассказывает об особенностях жизнедеятельности грачей, привлекает наглядный материал (картинки).

Физкультурная минутка «Птичка»:
Летали птички,
Птички-невелички.
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зёрнышки поели.
Кию, кию, кию
Как я зёрнышки люблю.
Крылышки почистим,
Чтобы были чище,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгает по веткам,
Чтоб сильней стать детками.
Прыг скок, прыг скок,
Чтоб сильней стать детками.
Полетели, полетели,
На животик сели.
Сели, посидели,
Дальше полетели.
Полетели, полетели,
На плечи сели.
Сели, посидели,
Дальше полетели.
Полетели, полетели,
На колени сели.
Сели, посидели,
Совсем улетели!
Воспитатель показывает детям плакат с изображением дерева и сообщает, что дереву одиноко и грустно, оно ждёт, когда на его ветви сядут грачи. Воспитанникам предлагается изготовить фигурки грачей в технике оригами. Воспитатель показывает необходимые действия, ребята самостоятельно повторяют.
В конце занятия воспитатель хвалит детей за усердие и проявленный интерес, и разрешает украсить плакат фигурками.

Программа кружка по оригами

Программа должна быть ориентирована на особенности детей возраста 5–6 лет. На этапе создания календарно-тематического планирования должна соблюдаться художественно-эстетическая направленность и основополагающая задача всестороннего развития личности дошкольника. Подобная деятельность должна приобщать детей к всеобщим культурным ценностям, вызывать положительные эмоции и способствовать продуктивному взаимодействию всех участников творческого процесса (воспитанников, воспитателя, родителей).

Цель программы : развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с техникой оригами.

Задачи программы : обучение детей работе в технике оригами, развитие фантазии и эстетического вкуса, привитие культуры труда, воспитание аккуратности и усердия, демонстрация достижений (выставка детских работ по итогам каждого полугодия).

Таблица: картотека тем

Тема занятия Освоение и/или закрепление навыков конструирования из бумаги
- обучения работе с базовой формой «треугольник»;
- нахождение и проглаживание линии сгиба.
«Башня» - обучение созданию фигуры из геометрических фигур.
- работа с базовой формой «треугольник».
«Машина» - формирования навыков работы по схеме;
- обучение активному слушанию и комментированию собственных действий.
«Обувь» - работа с базовой формой «воздушный змей»;
- складывание туфелек.
«Флаг России» - знакомство с техникой модульного оригами.
«Подводная лодка» - сгибание меньших сторон прямоугольника к середине;
- наклеивание дополнительных частей по замыслу.
«Стрекоза» - умение правильно выбирать базовую форму;
- украшение поделки по замыслу.
«Утка» - закрепления навыков работы с ножницами;
- отработка навыка складывания базовых форм.

Фотогалерея: пооперационные карты и примеры работ оригами

Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами и образец Пооперационная карта оригами и образец Работа в технике оригами Модульное оригами Мордочки животных в технике оригами Примеры работ по оригами Примеры поделок оригами Коллективная работа по оригами

Тема: «Снеговик».

Программное содержание:

Развивающие задачи:

    Познакомить детей с техникой киригами, которая предполагает использование ножниц для создания фигурок из бумаги.

    Учить детей выполнять поделку, используя схему.

    Развивать пространственное воображение, конструктивное мышление.

    Закреплять навыки работы с ножницами.

Воспитательные задачи:

    Воспитание самостоятельности.

    Воспитание бережного отношения к бумаге.

    Воспитание аккуратности в работе.

Оборудование : белые листы бумаги для детей форматом А4, ножницы, схема поделки, шаблоны (Приложение 1).

Словарная работа : обогатить словарный запас словами: киригами, схема, шаблон.

Индивидуальная работа : формирование навыков самостоятельной работы.

Ход занятия :

(дети сидят на ковре вокруг воспитателя)

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, чем мы будем заниматься на занятии, нужно сначала отгадать загадку.

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель …(снеговик)

Правильно, это снеговик. Давайте послушаем ещё несколько загадок о нём.

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век.

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик)

Воспитатель: Ребята, в какое время года мы с вами лепим снеговиков? (Зимой).

— А что с ними случится, когда придёт весна? (Снеговики растают).

— Правильно, они растают, и мы все будем скучать по нашим зимним забавам.

— Сегодня я предлагаю вам выполнить фигуру снеговика из бумаги, используя новую технику — киригами. Киригами — это разновидность оригами. Зародилось это искусство в Японии всего 30 лет назад. Для киригами используется бумага или тонкий картон. На них делаются разрезы и затем складываются сложные фигуры. Эта техника широко используется в изготовлении открыток, в дизайне интерьеров, в подарочном бизнесе.

— Наше знакомство с киригами начнётся с простых схем. Сейчас мы сядем за столы и начнём работу.

(Воспитатель показывает схему и объясняет порядок работы).

— А сейчас отдохнем!

Физминутка:

Воспитатель: Отдохнули? Теперь приступаем к работе.

При необходимости воспитатель помогает ребенку.

После окончания работы дети демонстрируют свои завершенные работы.

Воспитатель: Давайте выстроим наших снеговиков! Они нам будут напоминать, что скоро Новый год!

Анализ занятия воспитателя

Занятие по конструированию в старшей группе по теме «Снеговик»

1. Анализ целей задач. Программное содержание подобрано в соответствии с программой, по которой занимаются дети, соответствует уровню развития детей данной группы (дети уже знакомы с техникой оригами), объем программного содержания занятия соответствует возрасту детей, дозировка материала хорошо продумана.

2. Анализ структуры и организации занятия. Занятие актуально и приурочено к подготовке к Новому году, игры и загадки соответствуют теме и содержанию занятия.

4. Организация самостоятельной работы детей. Каждый ребенок был задействован на занятии, проблем по освоению программного содержания занятия у детей не возникало. При ответах на вопросы работа была фронтальной. Детям было интересно.

5. Анализ методики проведения занятия. Дидактический материал — актуальный, интересный, с эффектом новизны, дети с интересом рассматривали, сравнивали свои работы. Шаблон был выдан каждому ребенку, при необходимости воспитатель оказывала помощь каждому ребенку индивидуально.

6. Анализ работы и поведение детей на занятии. Занятие интересно, актуально, хорошо продумано, дети заинтересовались техникой, работали активно, с интересом, сосредоточенно. В тоже время поделка оказалась не очень трудной, и все дети были довольны своими результатами. Дисциплина на занятии хорошая.

7. Общая оценка занятия. Занятие проведено на высоком педагогическом и методическом уровне. Отрицательных моментов в работе нет. Можно лишь добавить повторение техники безопасности при работе с ножницами.

Список литературы

    Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004.

    Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами». – М.: Педобщество России, 1998.

Конспект НОД по конструированию «Кошка и собака» для детей старшей группы ДОУ

Интеграция образовательных областей – познавательное, речевое, социально -коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое развитие.
Цель : формировать пространственное и зрительное представление и закрепить знания о домашних животных.
Задачи :
- расширить представление детей о домашних животных;
- закрепить умение выделять основные части и характерные детали конструкций;
- действовать по алгоритму с опорой на схему;
- действовать по словесной инструкции;
- совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения;
- воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими детьми.
Материал: игрушки кошки и собаки, конструктор ТИКО «Малыш» - 1 набор на двух детей, индивидуальные карточки – схемы плоскостных фигур «Кошка» и «Собака».
Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Предварительная работа: игры с конструктором ТИКО, чтение художественной литературы о домашних животных, разучивание физминутки «Кошечка проснулась».Воспитатель: Ребята, сегодня, утром я встретила около нашего детского сада двух друзей. Им было грустно на улице и они попросились к вам в гости. Но они стесняются и хотят, чтобы вы их позвали, а для этого вам нужно отгадать, кто к вам пришёл.
- Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.

Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)
- Молодцы! Но кошка пришла не одна.
- Скажите, кто мой друг
Спит без подушки, ест без рук,
Зимой без валенок гуляет,
А если рад - хвостом виляет?
(собака)
- Молодцы! Вы отгадали, кто к нам пришёл. Но они не просто пришли, а что – то принесли.
Педагог просит дежурных раздать детям индивидуальные карточки – схемы плоскостных фигур «Кошка» и «Собака».

Вы догадались, кто изображён на карточках.
- Давайте посмотрим, какие детали вам понадобятся из конструктора.
- Какие геометрические фигуры вам будут нужны?
Педагог предлагает отобрать необходимые детали для постройки кошки или собаки. Дети достают из наборов детали нужные для конструирования.
Перед началом работы воспитатель предлагает немного размяться с помощью физминутки.
Кошечка проснулась
(дети сидят на корточках, спят),
Сладко потянулась
(встают на ножки, руки в стороны),
На носочках встала
(встают на носочки),
Лапки вверх подняла
(поднимают руки вверх).
Мышку увидала,
За мышкой побежала – 2 раза
(дети бегут по кругу),
Прыг, прыг, прыг
(прыгают)
Да не поймала!
(разводят руки в стороны).
Воспитатель предлагает детям приступить к работе. Дети конструируют по карточке – схеме кошку или собаку. По желанию детей, можно дополнить конструкции дополнительными поделками из ТИКО (дорожки, миски, конура). По окончании работы Кошка и Собака, воспитатель и дети рассматривают и обсуждают каждую поделку.
Воспитатель спрашивает у детей, чем они занимались сегодня. Что им больше всего понравилось.

«Дом, в котором я живу»

Предварительная работа:

  • Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с изображением домов разного вида;
  • Беседа на тему: «В каком доме ты живешь?»;
  • Чтение художественной литуратуры: Ю.Мориц «Домик с трубой»; Б.Житков «Белый домик»; Г. Ладонщиков «Звездочка»;
  • Выставка рисунков «Дом, в котором я живу».

Программное содержание

Образовательные задачи:

  • ввести термин «архитектура»;
  • знакомить детей с современной архитектурой;
  • формировать представление о строении дома, его назначении;
  • закреплять умение работать по схемам;
  • учить анализировать архитектурное здание.

Развивающие:

  • развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу, конструктоские навыки;
  • развивать эмоциональную сферу у детей.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие;
  • воспитывать коммуникативные способности.

Образовательные области: познание, коммуникация, труд, здоровье.

Методы и приемы: рассказ, беседа, объяснение, рассматривание, обследование образца, анализ образца, игра, чтение, моделирование, проблемный вопрос.

Оборудование и материалы

Демонстрационные: фотографии, иллюстрации домов, образцы готовых домов (2 шт.).

Раздаточные: фотография своего дома, схема, заготовка дома из бумаги, клей, кисть, клеенка, тряпочка, цветная бумага, шаблон двери и окна.

Место проведения: группа.

Посадка детей: столы расставлены буквой П или рядами.

Ход НОД

    1. Оргмомент

В.: Ребята отгадайте загадку.

Никого нет краше, никого нет выше,

Облака ночуют на огромной крыше.

Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,

А к полночи стих и замер, смотрит темными глазами.

Городские великаны прячут жителей в карманы.

В.: Что же это?

Д.: многоэтажный дом.

    1. Основная часть

Сюрпризный момент. Появление Кота ученого.

К.у.: Здравствуйте, ребята!

Д.: Здравствуйте!

К.у.: Ребята, я Кот ученого и много знаю. Хочу вас познакомить с архитектурой нашего края. И сегодня мы с вами отправимся на стройплощадку и будем строить дома. Вы согласны?

Дети садятся за столы.

В.: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой. Архитектура это то, что нас окружает, и она бывает разная:

  • жилые здания - это наши с вами дома, общественные здания - больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания - заводы, фабрики;
  • сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны;
  • создание новых городов и поселков, реконструкция старых городских районов.

А придумывает все архитектурные сооружения - архитектор. Он придумывает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь свои задумки ему помогают строители. Вот мы сегодня будем строителями и будем строить свои дома. Нам их придумывать не надо, а просто нужно построить из имеющихся материалов.

В.: Сколько этажей может быть у домов?

Ответы детей.

В.: Давайте рассмотрим ваши дома. Из чего сделан дом? Сколько этажей? Сколько подъездов? Какая крыша?

Дети по очереди отвечают.

Показ способов действий

В.: У вас есть развертка дома, у всех разные. Вам нужно согнуть по пунктирным линиям развертку и проклеить ее. Также мы поступаем с разверткой крыши. Пока наши детали будут сохнуть, берем желтую бумагу и разрезаем по линиям. Это будут окошки. Далее берем шаблон двери и обводим его на коричневой бумаге и вырезаем. Приклеиваем крышу к основанию. Приклеиваем окошки, смотря на фотографию. Между окошками не забывайте оставлять пространство. Приклеиваем внизу дверь.

Физкультминутка

Динь-дон, динь-дон, Постукивание кулачок об кулачок
Гномы строят новый дом.
Красят стену, крышу, пол. Плавные движения руками, имитирующие покраску кистью
Прибирают все кругом. Имитированные движения подметание пола
Мы к ним в гости придем Шаг на месте
И подарки принесем. Имитация вручение подарков
На пол мягкую дорожку, Как-будто расстелают дорожку
Расстелив ее к порожку.
Две подушки на диван, Руки прислонить к щеке, как-будто спят
Меду липового жбан. Погладить живот

Практическая работа

Дети выполняют самостоятельно работу, воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости.

Анализ работ

III . Итог

В.: Ребята, какое новое слово вы сегодня узнали?

Д.: Архитектура.

В.: Какая бывает архитектура? жилые здания - это наши с вами дома, общественные здания - больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания - заводы, фабрики; сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны; новые города и поселки, реконструкция старых городских районов.

Дети отвечают с помощью воспитателя.

В.: Что мы сегодня с вами строили?

Д.: Свои дома.

В.: Вам понравилось быть строителями?

В.: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!