Занятие на тему фольклорная в средней группе. Развлечение в средней группе «Страна фольклора
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура.
Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством: познакомить детей со сказкой «Жихарка».
Задачи.
Образовательная: учить эмоционально воспринимать и понимать содержание сказки. Расширять знания о декоративно-прикладном искусстве – росписи деревянной посуды. Оценивать поступки героев сказки. Объяснить смысл народной мудрости «Мал, да удал», «Мал золотник, да дорог».
Развивающая: развивать чувство эмпатии, образность речи, воображение.
Воспитательная: воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, любоваться красотой расписной деревянной посуды; воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.
Материалы: иллюстрации с изображением лисы, кота, петуха, иллюстрации к сказкам «Жихарка», хохломская ложка, шапочка-«кот», аудиозапись русской народной мелодии.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Цель: сплотить детей, создать атмосферу группового доверия.
Воспитатель. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, вы любите сказки?
Дети.
Воспитатель. А хотите отправиться в сказочное путешествие?
Дети.
Воспитатель (Играет тихая русская народная музыка. Воспитатель накидывает платок на плечи, дети крутятся вокруг себя три раза).
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
— Ребята, посмотрите внимательно, что интересное и необычное вы видите в нашей группе?
Дети.
Воспитатель. Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек. Как он мог здесь появиться?
Дети.
Воспитатель. Как вы думаете, он пустой или нет?
Дети.
Воспитатель. Как нам это узнать?
Дети.
Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что внутри.
Дети. Петушок.
Воспитатель. Правильно, ребята, это петушок. Откуда он мог здесь появиться?
Дети.
Воспитатель. Петушок пришел к нам из сказки. Как вы думаете, из какой сказки?
Дети.
Воспитатель. Правильно вы назвали сказки. Ребята, петушок хочет с нами поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Цель: способствовать развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук, развивать речь детей.
Петушок наш вдруг проснулся, Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.
Прямо к солнцу повернулся. Повертеть кистью руки в разные стороны.
Кукарекнул раз, два, три! Разводить и сводить указательный и большой палец.
Ты сегодня не проспи.
Петушок стоит весь яркий, Ладонь вверх указательный палец опирается на большой.
Гребешок он чистит лапкой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Как чудесно мы играли,
И в игре тренировали,
Наши пальчики, ладошки,
Ну, и кулачки немножко.
Ребята, петушок принес нам загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь, потом говорим отгадку.
Цель: уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Дети.
Дети собирают разрезную картинку «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10).
Воспитатель. Ребята посмотрите на лису. Какая она?
Цель: учить сравнивать внешний вид домашней птицы и дикого животного.
Дети.
Воспитатель . Петух – птица, а лиса?
Дети.
Воспитатель. Петух – домашняя птица, а лиса?
Дети.
Воспитатель. У петуха тело покрыто перьями, а у лисы?
Дети.
Воспитатель. У петуха две ноги, а у лисы?
Дети.
Воспитатель. У петуха есть крылья, а у лисы?
Дети.
Воспитатель . Вот следующая загадка от петушка.
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это —
Дети.
Воспитатель. Чем вам нравится кот? Он какой?
Цель: учить описывать внешний вид домашних животных.
Дети.
Воспитатель. Какие клички бывают у кота?
Дети.
Воспитатель. Для чего коту усы?
Дети.
Воспитатель. Ребята, усы коту помогают ощущать запахи — нюхать.
Для чего коту усы?
Ну конечно, для красы!
Для чего котишке уши?
Шевелить ими и слушать.
Для чего котенку нос?
Нюхать, где же пес Барбос.
Для чего глаза коту?
Видеть днем и в темноту.
Голова коту для чего?
Думать обо всем и про все.
Вот так голова у кота:
Поважнее ног и хвоста!
(Т. Хитрова)
Воспитатель. Хотите поиграть с котом?
Проводится русская народная игра «Кот и мыши» . Дети стоят в кругу. «Кот» — в центре круга. Дети имитируют движения в соответствии с текстом – поднимают и опускают плечи, «моют посуду», качают головой – «не дружат». Вытягивают правую, затем левую руку вперед, ставят руки на пояс, топают ногами, убегают от «кота».
Цель : развивать внимание, умение действовать по сигналу, имитировать движения в соответствии с текстом (координация речи с движением).
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки мыли,
Но с котами не дружили.
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Нас попробуй, догони!
Воспитатель . Конечно, весело играть.
Пора загадку отгадать!
Сама точеная,
А ручка золоченая.
Дети.
Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.
Ложки деревянные по количеству детей.
Воспитатель. Посмотрите, какие ложки?
Предложить ребятам рассмотреть, обследовать, полюбоваться неповторимым узором.
Цель: воспитывать желание любоваться красотой расписной деревянной посуды.
Воспитатель. Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Дети.
Воспитатель. Все ложки одинаковые или нет? Чем отличаются?
Дети.
Воспитатель. Ребята, ложки у нас не простые, а музыкальные. Хотите на них поиграть?
Дети.
Звучит русская народная песня, дети играют на ложках.
Воспитатель. Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?
Дети.
Воспитатель. Тогда я вам расскажу: это ложка одного маленького мальчика. Зовут его Жихарка. Про него говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. Вы хотите узнать, кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?
Дети.
Воспитатель . Слушайте сказку внимательно, да запоминайте.
Рассказ русской народной сказки «Жихарка» с показам слайд-шоу.
Воспитатель. О чем эта сказка?
Дети.
Воспитатель. Давайте попробуем описать героев сказки «Жихарка», какими они были.
Цель: учить различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; активизировать в речи детей прилагательные.
Дети.
Психогимнастические упражнения.
Цель : учить детей изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера.
Воспитатель. Сейчас я попрошу вас показать, изобразить эмоции, движения героев сказки, как настоящие артисты.
Воспитатель . Покажите веселое, испуганное выражение лица Жихарки.
Покажите, как свернулась кольцом на лопате лиса.
Вот коварная лиса собирается поджарить Жихарку, а кот да петух в это время плачут. Как про это сказано в сказке?
Дети.
Воспитатель. Какое у них было настроение?
Дети.
Воспитатель. В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает Зло!
Ребята, у нас остались картинки к сказке «Жихарка». Их надо разложить по порядку.
Воспитатель (Воспитатель снимает платок, дети закрывают глаза, включается тихая русская народная мелодия).
Ну, а нам пора прощаться,
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Будет в гости завтра ждать.
Ребята, наши отгадки превратились в …(шоколадки).
Конспект открытого интегрированного занятия с элементами фольклора и нетрадиционными методами ИЗО «Во дворе у бабушки».
Цели:
- Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.
- Активизировать словарный запас детей.
- Уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, мирилки, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.
- Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
- Совершенствовать Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз)
- Развивать внимание, память, мышление, творческие способности,
- Познакомить с новым видом аппликации.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке в деревню. Но для начала приведем себя в порядок: почистим зубки, «расчешем» язычки, прополощем рот (артикуляционная гимнастика), со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):
С добрым утром, глазки!
-Вы проснулись»?
-С добрым утром, ушки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, ручки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, ножки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, солнце!
-Мы проснулись!
Вот мы и готовы отправиться в путь.
Сегодня мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас- детеныш лошади (дети- жеребята).Садимся и скачем по дорожке(цокая язычком):
По дорожке ровной, гладкой
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок-
Скачет резвый табунок.
Вот мы и прискакали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:
Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошко!
Солнышко - нарядись!
Красное – покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки
(Появилось солнышко). Что мы с вами делали? Закликали солнышко.
Вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик, Я ухожу за домик и одеваю платок и юбку)
Здравствуйте, детушки- малолетушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли. Я люблю с гостями играть. А вы играть любите? А загадки отгадывать? Слушайте мои загадки, о ком они:
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый.(свинья)
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком
Мяу! Как мне часто снится
Блюдечко с молоком. (кошка)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком.. (собака).
4. Я копытом стучу, а когда скачу, скачу
Грива вьется на ветру. (конь).
Хорошо вы умеете отгадывать загадки. А теперь вставайте в круг и скажите, что умеет делать: кошка, корова, собака, свинья? Молодцы. Пока мы с вами играли мои, домашние животные спрятались. Помогите мне их найти.
Игра « Путаница» – найди, какие животные здесь спрятались.
У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки), они все время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем им помочь помириться? Кто знает мирилку? (Дети рассказывают мирилку: Мирись, мирись, мирись,
И больше не дерись ….
Теперь они будут жить дружно.
Ой, ребята, а вот бычок и жеребенок очень хотят играть в прятки, а кто будет водить – решить не могут. Чтобы не обидно было надо их посчитать. Кто может посчитать друзей?
Считалка: Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три, Начинаешь ты!
Вот и хорошо, мы нашли ведущего. А теперь давайте и мы поиграем. Я знаю веселую потешку, давайте ее покажем:
Шел старик дорогою, нашел козу безрогую.
Давай коза попрыгаем, ножками подрыгаем,
Глазками похлопаем, ножками потопаем.
А коза бодается, а старик ругается.
Ребята, а вы знаете, что такое небылицы? (Это то, чего не бывает). Послушайте, бывает такое или нет:
У меня есть утенок, у него синие лапы, зеленый клюв, красивый хвост.
Моя корова Ночка очень громко хрюкает.
А вчера кошка Мурка начала бодаться.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу, быстро дайте мне ответ это правда или нет.
Мой кот Васька устал играть с Шариком и чтобы ему быстрее уснуть споем ему колыбельную песенку. Кто знает красивую колыбельную? Как ее надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют:
Котя, котинька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать
Мою детоньку качать,
Уж как я тебе коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога, да кувшин молока.
Вот котик и уснул. Давайте и мы отдохнем. (Дети садятся на пол в свободную позу, закрывают глаза и слушают музыку)- релаксация.
Вот мы и отдохнули. Пока мы отдыхали мои проказники кот Васька и щенок Шарик расшалились и стерли своими лапками мои рисунки. Помогите дорисовать, чего здесь не хватает. (Дети дорисовывают усы кошке, хвост собаке, рога корове, хвост поросенку, гриву лошади.). Молодцы. А теперь давайте поиграем в «добавлялки»:
Ок-ок-ок- стоит в поле….(теремок)
Су-су-су- петушок поймал ….(лису)
Цо- цо- цо – снесла курочка ….(яйцо)
Ек- ек- ек- не садись на ….(пенек).
Что-то мои зверюшки заскучали. Чем мы их можем развеселить, потешить? Потешной, а еще частушкой.
1 ребенок:
Я сидела на рябине,меня кошки теребили,
Маленьки котяточки, царапали за пяточки.
2 ребенок:
У меня на сарафане косолапы петухи,
Я сама не косолапа, косолапы - женихи.
3 ребенок:
Пошла плясать бабушка Лукерья,
Нет волос на голове, нацепила перья!
Вот мы сами развеселились и гостей потешили. Молодцы.
Ребята, у меня есть мечта - я хочу развести овечек. Помогите мне- пройдите к столам и сделайте овечек из шерстяных ниток. Дети выполняют аппликацию нетрадиционным способом- на шаблон в виде барашка дети наклеивают мелко нарезанные шерстяные нитки.
А теперь пришла пора прощаться: скажем « До свидания» бабушке.(Ухожу переодеваться за домик). Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на лошадок и скачем по дорожке: цок, цок, цок.
Мы вернулись в детский сад. Встанем в круг и скажите- вам понравилось занятие? Где мы были, что делали?
А теперь скажите тихо: «Мы молодцы», громче, еще громче.
На этом мы заканчиваем наше занятие.
оош еннггг
Конспект занятия в средней группе «Малые формы фольклора»
«Пришёл медведь к броду»
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Коммуникация» .
Цель : приобщение детей к истокам русского народного фольклора через малые жанры народного творчества.
Цель : Дать знания о малых формах русского фольклора и формирование представления о докучных сказках. Познакомить с докучными сказками. Вызвать интерес к сказкам, желание узнавать новое.
Задачи :
1. Знакомить детей с жанром докучной сказки.
2. Учить выделять жанровые особенности сказки (отсутствие завершенности, повторность, развивать чувство юмора, выдержку.
Необходимое оборудование : печка, самовар, кукла Домовёнок, макет избы, игрушка медведь для театрализации докучной сказки «Пришёл медведь к броду»
Ход занятия
1. Вступительная часть.
Воспитатель приглашает детей :
Милости просим на мои посиделки, гости дорогие. Рассаживайтесь, да слушайте повнимательнее!
Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим на посиделки
Так, в старину встречали гостей, и я вас сегодня пригласила к себе в дом побеседовать, поиграть да позабавиться.
Дети проходят и рассаживаются на лавках под музыку народных мелодий
2. Практическая часть.
Ребята мой дом называется изба.
А называется он так от слова истьба-тёплое жилище. Самой нарядной комнатой в избе была горница.
(показывает макет избы, слайд-шоу горница, изба)
Ребята, давайте расскажем, чем занимались жители этой избы (Проводится пальчиковая игра «Пальчик-мальчик» )
Двор - что город, изба - что терем.
Дом невелик, да лежать не велит.
Хозяюшка в дому – оладушек в меду.
Ребята, к нам сегодня пришёл ещё один гость.
А вот кто это отгадайте
Кто за печкою живет,
Дом хранит от бед, невзгод,
Но бывает злым порой? -
Существо то. (домовой) .
Домовой (игрушка)
Домовой :
Эх-хе печка - сударыня. Для всех у неё найдётся и каша, и щи, и пироги. Жаль, только люди всё норовят, сами съесть, а про меня забывают.
Воспитатель :
Кто это говорит со мной из-за печки?
Домовой :
Это я, запечный житель.
Воспитатель :
Как звать - величать тебя?
Покажись нам, поговори с нами.
Домовой :
Известно, как звать домовой, величать Кузьмой.
Воспитатель :
А мы с ребятами хотим познакомиться с тобой. Дети, давайте все вместе позовём домового.
Домовой, домовой появись! Домовой, домовой покажись!
Домовой неуверенно :
Здра-а-сте, это вы меня звали?
Воспитатель :
Мы, да это же наш знакомый домовой Кузя, как мы рады тебя видеть, правда ребята, проходи, пожалуйста, присаживайся на печку, здесь тебе будет уютнее.
Домовой :
Благодарствую! Грусть тоска меня одолевает, развеселите меня.
Проводится игра «У дедушки Трифона»
Правила : дети стоят в кругу и говорят :
У дедушки Трифона было семеро детей,
Они пили, они ели,
Друг на друга всё глядели.
Семеро, семеро, семеро сыновей.
Разом делали вот так.
(ведущий показывает фигуру, все повторяют)
Воспитатель :
Кузя, расскажи нам сказку.
Домовой :
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Попросите меня вежливо.
Воспитатель :
Ребята, попросим Кузю вежливо. (Дети просят)
Домовой :
Есть у меня сундук волшебный, в нём сказки живут.
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз, два, три, четыре, пять!
Можно сказку начинать!
(Открывает сундук, ищет сказку в сундуке и рассказывает)
Домовой :
Был себе человек Яшка,
На нём серая сермяжка,
На поясе пряжка,
На шее тряпка,
На голове шапка – хороша ли моя сказка?
Пришёл медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду –
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
Встал на колоду –
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок…
(И так без конца) .
Воспитатель :
Постой, странные у тебя сказки.
Домовой :
Эти сказки докучными зовутся.
Воспитатель :
Дети вам понравились сказки? Такие сказки называются докучные от слова докучать - надоедать, допекать, цепляться. Докучные сказки шутки-балагурки сказочного характера, которые плели сказочники, которым надоедали просьбами рассказать еще одну сказочку. И они завершали свои сказания веселыми отговорками. Герои сказок совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся. Докучная сказка – это небольшой стишок, такую сказку можно рассказывать бесконечно, пока неустаните вы или ваш слушатель.
Ребята, скажите, как называются эти сказки?
(Ответы детей)
А вы хотите попробовать рассказать такую сказку сами? (Воспитатель разучивает с детьми сказку «Пришёл медведь к броду» )
(1,2 ребёнка инсценируют сказку с помощью игрушки.)
Домовой :
Понравились вам мои сказки. И мне у вас понравилось, позабавили вы меня. За это моя печка – барыня испекла вам олелюшечек.
(достаёт угощение)
Воспитатель
Давайте по старинному русскому обычаю поблагодарим Кузю.
(Домовой прощается и уходит)
Воспитатель :
Понравилось вам у меня в гостях? А что больше всего?
(Дети отвечают.)
А давайте Кузе то же сделаем подарок, пусть каждый из вас нарисует медведя из докучной сказки сегодня, у себя дома, а завтра мы устроим показ рисунков для домовёнка, и всех кто к нам приходит.
Публикации по теме:
Средняя группа №3 «Теремок» Одной из форм двигательной активности детей в моей группе является спортивный досуг – с эстафетами, где обязательно.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.
Конспект НОД в средней группе «Малые фольклорные формы» Цель: Актуализировать знания детей о малых фольклорных формах Задачи: - Разобрать смысл пословиц, поговорок, потешек - Воспитывать отзывчивость,.
Конспект по ознакомлению с художественной литературой с использованием фольклора в средней группе «В гости к Агафьи» «В гости к Агафьи». Программное содержание: Познакомить детей с жанровым разнообразием малых русских фольклорных форм (песенки, потешки,.
Конспект занятия по математике с использованием элементов фольклора в старшей группе Программное содержание: Познакомить с цифрой 3, обозначающей число три; закрепить цифры 1, 2 и числа их обозначающие. Материал: фланелеграф,.
Конспект занятия по сенсорному развитию в группе кратковременного прибывания детей. «Найди предмет такой же формы» Цель:Закрепить представление детей о круге,познакомить с треугольником. Учить детей узнавать и называть эти геометрические фигуры. Активизировать.
Конспект занятия-развлечения для детей средней группы «Путешествие в страну Фольклора» Цель: Знакомить с фольклорными произведениями. Воспитывать любовь к родному языку. Формировать познавательную активность. Создать.
Конспект открытого занятия «Малые и большие города моей Родины» Конспект открытого занятия на тему: «Малые и большие города моей Родины» Подготовила: Воспитатель Цветкова Ю. В. г. о. Железнодорожный.
Вос- ль Глущенко Н.И. Дни недели Вторник «___» «____».
Ұйымдастырылған оқыту қызметінің технологиялық картасы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Білім саласы / образовательная область: Коммуникация, Познание, Творчество, Здоровье.
Оқу қызметін ұйымдастыру /ОУД: Развитие речи, Драма, Художественная литература, Физкультура, Музыка.
Тақырыбы / тема: Интегрированное занятие по художественной литературе с использованием фольклора.
«Путешествие по фольклорным дорожкам».
Мақсаты/ цели: обогащение знаний детей о народном фольклоре.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с характерными чертами народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах народного творчества , учить эмоционально воспринимать и понимать содержание сказки.
Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения , развивать чувство эмпатии, образность речи, воображение.
Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей; формировать умение подбирать слова обозначающие качества, признаки и свойства предметов; упражнять в согласовании существительных с прилагательным; учить чётко произно сить е звук и , слов а , предложени я .
Воспитательные: воспитывать чувство уважения к народной культуре , умение видеть красот у расписной деревянной посуды; воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.
Материалы: игрушки лисы, кота, петуха, иллюстрации к сказкам «Жихарка», хохломская ложка, аудиозапись русской народной мелодии , картинк а «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10
Екітілдік компонент/ билингвальный компонент: Күз- осень, листья – жапырак, лиса- түлкі, кот-мысык, петух- әтеш.
Сөздік жұмыс/ словарная работа: фольклор, пословицы.
ТәсілдерКезеңдері
Этапы деятельности
Мұғалімнің іс- әрекеті
Управленческие действия педагога
Балалардың
іс-әрекеті
деятельность детей
1 этап
Мотивациялық
қозғаушы
мотивационно-побудительный
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Предлагает поздороваться с гостями на казахском и русском языках.
Воспитатель.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, я вас сегодня приглашаю на необычный, интересный разговор, но сначала вам нужно пройти в волшебные ворота
Воспитатель накидывает платок на плечи
Дети встают в круг.
Приветствуют гостей.
Д евочки накидывают на плечи платки, мальчики надевают фуражки и проходят в ворота.
2 этап
Іздену
ұйымдастырушы
проблемно-поисковый
В от теперь вы готовы гулять по фольклорным дорожкам. Что такое фольклор? Фольклор – это потешки, скороговорки, пословицы, считалочки, загадки, сказки, написанные народом. С чего нам начать наш путь, куда идти. Смотрите камень лежит. Что за камень? Как вы думаете? (Обращаю внимание на стрелки). На стрелках написано:
-«Прямо пойдешь – чудо дивное найдёшь».
-«Направо пойдёшь - на лесную полянку попадёшь».
-«Налево пойдёшь – в сказочный дом попадёшь».
Что будем делать, куда пойдем, к чуду хотите пойти ? Кто запомнил, какого цвета стрелочка нас к чуду приведет.
Что за диво дивное, чудо чудное, вот так ларец. Интересно кто в таком живет?
Заглянем в ларец? Не боитесь?
Никого нет, а вот записочка - кленовый листок лежит, да не простая, а с заданием:
- «Назовите пословицы и поговорки о Осени ». (называют с объяснением) Теплая осень - к долгой зиме .
До ждь мелко сеется, да долго тянется.
Холоден сентябрь, да сыт .
Упал с дерева один лист – жди осени .
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
- Д/и «Скажи какая?»
Осень какая ?
Билингвальный компонент: Күз- осень, листья – жапырак.
Листья какие? Погода какая осенью?
- Э ту дорожку мы с вами прошли на отлично . Возвращаемся к камню, чтоб веселее было идти пойдем как матрешки, дробным шагом.
Идем на право. Кто помнит куда попадем? На лесную полянку. Смотрите кто это ? (муравей)
Муравей, муравей дай задание скорей.
Читаю задание «Прочесть скороговорк и .» Веселое задание. Давайте поупражняем наши язычки.
Сю-сю-сю,Су-су-су- не заблудимся в лесу.
Давайте попробуем сказать правильно и быстро.
Отлично, мы выполнили задание муравья.
Возвращаемся к камню, муравьи не очень любят когда их тревожат, давайте пойдем тихо, на носочках.
Кто помнит, в какую сторону теперь нам идти? Куда придем?
Идем. Ой, дети с моими ногами что-то непонятное происходит, ой помогайте мне.
На левой ножке поскачи - 1,2,3
На правой ножке поскачи - 1,2,3
На ладошки подыши - 1,2,3
Вокруг три раза обернись и друг другу поклонись.
Ну и чудеса, вот так дорожка. А вот и сказочный домик. Кто же там живет?
Воспитатель: Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?
Мальчик Я Жихарка
Дети из какой сказки этот мальчик? Предлагаю послушать Жихаркины загадки.
Загадывает загадку про петушка.
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?
(петушок - әтеш.)
Цель: уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лиса) лиса- түлкі,
Воспитатель. Ребята посмотрите на лису. Какая она?
Цель: учить сравнивать внешний вид домашней птицы и .
- . Петух – птица, а лиса?
- Петух – домашняя птица, а лиса?
- У петуха тело покрыто перьями, а у лисы?
- У петуха две ноги, а у лисы?
- У петуха есть крылья, а у лисы?
- Вот следующая загадка от Жихарки .
Этот зверь живет лишь дома.все знакомы.
У него усы как спицы. Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится… Угадали? Это - кот-мысык.
- Чем вам нравится кот? Он какой?
. - Какие клички бывают у кота?
- Для чего коту усы?
- Дети , усы коту помогают ощущать запахи - нюхать.
Загадка:
Жихарка. Сама точеная, А ручка золоченая .
Предложить ребятам рассмотреть, обследовать, полюбоваться неповторимым узором ложки .
- Ребята, ложки у нас не простые, а музыкальные. Хотите на них поиграть?
Музыкальная игра с ложками .
- Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?
- Про него говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. А кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?
- Предлагаю описать героев сказки «Жихарка», какими они были.
Психогимнастические упражнения.
- Сейчас я попрошу вас показать, изобразить эмоции, движения героев сказки, как настоящие артисты.
- Покажите веселое, испуганное выражение лица Жихарки.
Покажите, как свернулась кольцом на лопате лиса.
Вот коварная лиса собирается поджарить Жихарку, а кот да петух в это время плачут. Как про это сказано в сказке?
- Какое у них было настроение?
- Расскажем, дети, Коту и петуху потешки , чтоб им не было грустно.
Потешки: (читают потешки)
Петух и котик благодарят детей за то что они их развесилили.
Ответы детей
Определяют куда лучше пойти.
Называют пословицы и поговорки.
Дети называют прилагательные к словам, произносят фразы, предложения.
Повторяют слова на казахском языке.
Узнают насекомое- муравья.
Произносят скороговорку, в медленном и быстром темпе, произносят четко звуки.
Возвращаются к камню на носочках.
Дети: В сказочный домик попадем.
Скачут на одной ножке.
Дети узнают знакомую сказку.
Отгадывают загадки
Дети собирают разрезную картинку «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10).
Сравнивают домашнюю птицу и дикого животного.
Отгадывают загадку и отвечают на вопросы.
Дети. Отгадывают загадку, воспитатель раскладывает ложки Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.
З вучит русская народная песня, дети выходят в круг и играют на ложках в такт музыке. .
Дети. Рассказывают, что это ложка, из сказки Жихарка
Дети рассказывают
О Жихарке.
О сказке опираясь на иллюстрации к сказке.
Дети изображают эмоции, движения героев сказки.
Дети рассказывают потешки.
«Как у нашего кота»
«Петушок петушок золотой гребешок»
3 этап
Рефлексивті коррекциялаушы
Рефлексивно-корректирующий
Ну вот дети пора и нам домой возвращаться.
Ну вот и кончилось наше путешествие по фольклорным дорожкам Что мы делали на занятии?
Грустных мы развеселили, загадки отгадали, язычок наш научился правильно говорить. Ребята какое у вас настроение.
Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело!
Преодолевая препятствия вы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, чистоговорки, научились отгадывать загадки.
Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Проходят через ворота, снимают фуражки, платки.
Дети рассказывают, что они делали на занятии.
Показывают своё настроение.
Принимают угощение.
Күткен нәтеже/ ожидаемый результат:
Жаңғыртады/ воспроизводит: знани я о народном фольклоре.
Түсінеді/ понимает: умение подбирать слова обозначающие качества, признаки и свойства предметов Қолданады/ применяет: навыки в согласовании существительных с прилагательным , знания о осени., о сказке, изображают эмоции, движения героев сказки.
Знакомство с русским бытом и творчеством
Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.Назначение работы: Занятие-развлечение предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предварительная работа на кружке "Народного творчества".
Цель: Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа
Задачи:
1.Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
2.Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
3.Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
4. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно - прикладном искусстве.
5.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Предварительная работа: Знакомство с деревянными и глиняными изделиями в русской избе, игра на ложках, лепка и роспись Филимоновской игрушки, изготовление и роспись матрешки, заучивание пословиц, загадок, русских народных игр.
Оборудование: макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундучок, ухват, чугунок, деревянное корыто,самовар), глиняные игрушки сделанные детьми, каравай,баранки.
Ход НОД
(Все дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы, стоят полукругом к зрителям.)
Воспитатель:
На селе Муромино
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!
(Вбегает девочка громка плачет)
Девочка:
Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)
Ребята:
Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Девочка:
Ой! Вы кто?
Воспитатель:
Я мама, а это все мои дети.
Девочка:
Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.
Воспитатель:
А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.
Девочка:
А это что ваш дом?
Воспитатель:
Как дети у нас дом называю? (избой) А самую большую комнату – горницей?
Девочка:
А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.
Воспитатель:
Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя), поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.
Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.
Горница у нас небольшая
Да красивая какая!
На убранство погляди.
Иди Кристина про печь нам расскажи!
Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Воспитатель:
А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.
Физминутка:
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
(Дети садятся на лавки)
Воспитатель:
Печь – это символ добродетели и тепла. Дети зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)
Все в избе сделано из дерево или глины.
Рядом с лавками стоит сундук, украшенный разными узорами. В сундуке храним одежду, которую сами сшили и вышили. Сейчас мы и гостью нашу нарядим. (надевают девочке сарафан). На лавках и сундуках мы спим, ведь не всем хватает места на печи.
Ну, ребята выходите
всё в избе нам покажите.
Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь:
У печи стоят важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
(воспитатель достает ухватом чугунок из печки и ставит на стол)
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варим в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в кувшине.
Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Греется он на углях,
И живет во всех дворах.
Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.
Песня-инсценировка: «Пошла, млада за водой»
(девочка с коромыслом и ведрами, мальчики играют на ложках, девочки поют)
(дети садятся за стол)
Девочка:
А зачем вам такой длинный стол?
Воспитатель:
Стол – это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств является застолье: семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.
Ребенок:
У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.
Воспитатель:
Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом? (бить, влезать на него детям, садиться.)
Воспитатель:
Дети, вспомним, какие вы знаете пословицы про семью.
(Когда семья вместе, и душа на месте, В дружной семье и в холод тепло, В хорошей семье хорошие дети растут, Дружная семья не знает печали, Семья в куче, не страшна и туча, Везде хорошо, но дома лучше.)
Ребенок:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Воспитатель:
А ещё за столом зимними вечерами изготавливаем глиняную посуды (ставят на стол кувшины), игрушки из глины лепим, а потом ставим их на окно, чтобы они нас всю зиму от злого глаза оберегали, а весной с игрушками на праздник свистуньи пойдем – свистеть и продавать их будем. Девочки идите, поставьте игрушки на подоконник.
Девочка:
Для работы вечером нужен свет. А электричества у вас нет?
Воспитатель:
Принеси Кирюша покажи, чем мы освещалась горницу вечером? (Ребенок приносит и ставит подсвечник со свечкой на стол, зажигаем.)
Девочка:
Грустно у вас, телевизора нет, музыки нет.
Воспитатель:
Коли народ невесел
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Золотые ворота»
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
(играем 3-4 раза)
Воспитатель:
Любим мы чаёвничать - чай из самовара попить.
Ребенок:
(держит в руках каравай)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Воспитатель:
Дети что такое рушник? (полотенце)
Ребенок:
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары – бары – растабары
Выпьем чай из самовара.
Воспитатель:
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней погляжу.
Загадки:
1.Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
2.Чугунок очень рад,
Что его схватил …(ухват)
3.Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок).
4.Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Название открыто,
Но эта посудина
Просто …(корыто)
5.Воду он носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
6.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
7.На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).
Воспитатель:
Ой, дети, я вспомнила волшебную игру, которая поможет Варе вернуться домой, становитесь в круг, а Варя в середину.
Игра "Карусели"
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
А теперь за мной, за мной
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Все скорей за мной ушли.
Открывай Варя глаза,
Сказки кончиться пора.
(дети уходят, девочка открывает глаза и видит, что она в детском саду, подбегает к помощнику воспитателя)
Помощник воспитателя:
Варя какая ты нарядная, где же ты была? (девочка рассказывает)