Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Законы Вселенной: Закон Любви. Законы любви Что же делать? Как проще и быстрее всего принять себя

Легко сказать: надо любить. А как? Вот как это – взять и полюбить того, кого любить вроде бы и надо, но не хочется; и даже если захотеть по велению долга, скажем, или по внушению совести, то разве можно себя заставить любить? И из-за чего именно, каким образом умножается в человеке ? Мы говорим сейчас не о том чувстве симпатии или влюбленности, которое возникает как бы само собой и увлекает человека в «возвышенный», романтический мир помимо его усилий. Нет, о таких чувствах и умонастроениях – разговор отдельный. Мы говорим сейчас о той христианской любви – о чувстве, как правило, тесно связанном с преодолением трудностей, с понуждением себя, о котором повествует Евангелие, да и вся церковная литература, отражающая реальность иной – духовной – жизни. Как нам полюбить ближнего – неудобного, вредного, нудного и неприятного иногда просто до ступора?

Ответить на этот вопрос нам поможет «метод от противного», а именно то указание Нового Завета, где говорится о причинах оскудения любви в людях вообще, да и в каждом человеке в частности. Так вот, как это ни покажется странным, любовь в человеческом обществе оскудевает от множества совершаемых в этом обществе беззаконий (см.: Мф. 24: 12).

Странно это слышать, не правда ли? Как-то мы привыкли считать, что любовь и закон никоим образом не связаны. И даже что любовь в некоторой степени делает человека свободным от закона, и поступки, совершенные по любви, должны быть оцениваемы с какой-то иной, отличной от обычного права, точки зрения.

Это отчасти правда, и мы знаем от Самого Господа, что тем, кто возлюбил много, прощается множество грехов. И поступки Самого Господа и Его святых на протяжении всей истории христианства часто выходили за рамки «актуального законодательства». Но о какой любви здесь идет речь? О той ли, которая связана только с приятными и сентиментальными переживаниями, с трогательными объятиями, умилительными слезами, восторженными поцелуями, нетрудными подарками и необременительными одолжениями? Именно о такой любви принято у нас сейчас говорить чаще всего, именно к такой любви призывать и ее восхвалять. Но на поверку такая любовь совсем не соответствует евангельскому представлению о любви – о той, что тесно связана с чувством долга и с необходимостью исполнения Закона Божия. Более того, если от множества беззаконий оскудевает, то логично предположить, что от стремления тщательно этот Закон исполнять она должна умножаться. И вот тут очень интересно проследить, как это, каким именно образом исполнение Закона Божиего становится причиной умножения в человеке любви.

Исполняя заповеди Божии, человек сознательно, в меру своей немощи, стремится уподобляться Христу. Это стремление преклоняет, если можно так сказать, Христа на милость, привлекает к человеку Божественную благодать, так что он становится причастником Духа Христова, без Которого никто не может быть христианином. Этот Дух есть Источник настоящей любви. Более того, Бог Сам есть Любовь, как мы знаем из Евангелия. Так что послушание Его воле есть главное средство единения с Ним и стяжания любви.

О любви к Богу тоже часто говорят, имея в виду душевные переживания, самоощущения. Говорят: «Я Бога люблю!» – потому что в душе находят некое чувство к Богу, которое называют любовью. Удивительно, но это переживание, это самоощущение может быть ложным, если оно не побуждает нас к реальным поступками, к поведению, согласному с Законом Божиим. Более того, само это чувство может усыплять человеческую совесть, потому что человеку будет казаться, что если он Бога «любит», то одного этого уже довольно для согласия с Ним, что это и есть уже духовная жизнь. Но можно с уверенностью сказать: чувство душевного расположения, «симпатии» к Богу если и хорошо, то недостаточно для полноценной духовной жизни, которая складывается именно из сознательного послушания Богу, следования за Ним.

Апостол Иоанн Богослов говорит: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5: 3). Очевидно, действительная любовь, будучи даром Божиим, всё-таки тесно связана с нашим произволением, с нашей доброй волей соблюдать и исполнять Закон Божий. И в этом смысле человек становится причастником Божией любви. И возрастает в этой любви именно и только тогда, когда стремится поступать во всех обстоятельствах жизни так, как поступал и заповедовал поступать Господь.

Если мы хорошенько вникнем в суть заповедей Христа, то увидим, что большинство из них говорит о том, как мы должны относиться к людям, окружающим нас, как мы должны поступать и чувствовать себя с ближними, причем независимо от того, приятны они нам или нет, дружелюбно настроены или враждебно. Удивительным образом именно в и проявляется большей частью наша любовь к Богу. Или желание любви, если мы говорим о том, как стать причастником любви, как почувствовать ее, как взрастить и умножить в сердце.

Закон Божий как бы имеет две стороны – внешнюю и внутреннюю, и обе они важны в равной степени. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое ». То есть если человек сознательно начнет поступать по-евангельски ради Христа, ради Его правды, то он постепенно, по неложному обетованию Божиему, сделается причастником и чувства любви, которое служит основанием духовной жизни. Этому учит нас Евангелие, к этому призывает нас Господь.

Поступки любви совершать непросто. Особенно когда в сердце мгла и ожесточение, холодность и вражда. Но и в этих чувствах, посреди их, как в сердцевине урагана, всегда остается у человека неприкосновенное «место тишины» – его свободная и не связываемая ничем воля. Так что и посреди бурь, тревог и сомнений, если только человек захочет, он может, с помощью Божией, и думать, и поступать по-доброму, и в этом заключена великая тайна человеческой свободы – свободы, дарованной нам Христом; свободы, купленной для нас драгоценной ценой Его страданий и смерти. Другое дело, что степень этой свободы может быть самой минимальной, если человек сознательно и повседневно покорялся греху, если добровольно и долго служил страстям. Но и тогда у человека остается пусть маленькое, но неотъемлемое его право на свободу, хоть маленькая, но личная воля. И если эта воля будет обращена к Богу, если человек начнет себя, хотя бы и в малой степени, понуждать к исполнению Закона Божиего – «территория» его свободы милостью Божией будет обязательно увеличиваться и расти.

Будем помнить об этом. И какие бы ни обуревали нас мрачные, тревожные и неприязненные чувства, будем стараться сознательно, вопреки им поступать по-евангельски, и за эту верность Закону Божиему, за это через силу совершаемое исполнение Его заповедей Господь обязательно – то есть всенепременно – дарует нам испытать и подлинную любовь к Нему и к нашим ближним.

Но говоря о соблюдении Закона Божиего, о том, что это твердое основание и путь приобретения и умножения любви, надо сказать и вот о чем. Закон Божий отличается от закона человеческого тем, что последний распространяется только на дела и поступки, Закон же Божий в первую даже очередь обращен к глубинам сердечным, к чувствам и помышлениям, действует в области веры и в этой незримой, но явственной области устанавливает свои правила. И можно сказать, что дела, согласные с Законом Божиим, хоть и важны безусловно, но не имеют силы без соблюдения закона внутреннего, обращенного к сердечным глубинам, помышлениям и чувствованиям, потому что именно этот Закон определяет отношения человека с Творцом в области веры, свободной совести и воли. Именно в этой та инственной области и зарождается в согласии человека с Божественной волей любовь, распространяется на всю полноту человеческой природы и проявляется неизбежно в поступках и во внешнем соблюдении Закона. Но без веры сокровенной, без живого и сознательного устремления к Богу, без настойчивого искания Его – невозможно даже начало исполнения Его Закона.

Итак, начало любви в человеке – любви в действительном и высшем значении этого слова – полагается в чутком и внимательном обращении к Богу, в стремлении познать и исполнить . А по мере нашего тщания в исполнении Закона Божиего – тщания не внешнего только, но и внутреннего, всецелого – будет непременно и в нас самих, и в обществе нашем возрастать и умножаться любовь. Во всяком случае, именно к этому будем стремиться, если только мы называем себя христианами.

И хоть мы знаем, что беззакония в этом мире будут лишь умножаться, да не станет это причиной нашего оскудения в любви. И в море греха возможно с Божией помощью созидание и построение доброй жизни. Это возможно в том случае, если каждый из нас, несмотря на трудные обстоятельства, тревоги и смуты, будет твердо и с постоянством в сердце своем и в помышлениях и поступках блюсти закон Христовой любви.

Жизнь включает в себя смерть и сама включена в неё. Невозможно говорить о любви, не говоря о психике и о человеческой сущности. Мы уже преодолели взгляд на личность как на статическую, неизменную систему. Нет ничего более динамичного, свободного и открытого, чем течение жизни.

* Любовь уходит корнями в само существование человека, в подсознание, где соединяются противоположности, где оказывается непрочной граница между личностной целостностью и болезнью, где исчезает способность судить, но где можно и должно искать начало неудовлетворённости жизнью, тоски, чувства одиночества, желания завершённости и совершенства, где находится причина страданий человека и, в сущности, смысл жизни, бесконечность, точка отправления.

* Я хотел бы убедить читателя не бояться погрузиться в мир любви - столь сложный, но плодотворный и жизненно важный. Войти в него означает войти в самих себя, понять свою истинную сущность, пережить те особые состояния психики и духа, в которых каждый встречается с отражением собственного "я", узнаёт свои пределы, испытывает себя, углубляет самопознание. Если человек убегает от этого, находя убежище в сексе, беспорядочных отношениях или попытке избежать страдания, значит, он болен, он боится жизни.

* Любовь - это риск. Риск потерять себя в другом человеке и остановиться, не сумев выйти из этого состояния. Но у нас есть также возможность глубоко узнать друг друга и вместе обрести ещё большую жизненную силу.
Любить - это значит открываться. Это игра в открытую, в то время как всё в нашем мире учит нас закрываться, защищаться, использовать любые средства, лишь бы не подвергать себя опасности, чтобы нас не ранили, не уничтожили, не "купили".
Любовь - это истина. Она не признаёт уловок, компромиссов, двойной или тройной игры. Она пряма и сущностна.
Любовь - это замысел. Она обречена на смерть, если не проходит определённый путь.
Любить - это значит делать выбор. Не принимать покорно то, что нам предлагают, но претендовать на активную, творческую роль в формировании отношений, никогда не искать удобного пути, стремясь к истинному супружеству умов прежде, чем тел.
Любовь - это достоинство. Она не довольствуется тем, что попадётся под руку, не заполняет сексом внутреннюю пустоту, но уважает себя, свою уникальность.
Любовь - это целостность. Отношения истинной любви никогда не ломают, не ранят личность человека, но напротив, возвышают её и помогают ей расти.
Любить означает придавать смысл жизни. Переживая опыт любви, мы начинаем видеть истинное, незримое значение вещей и событий, из которых составляется линия человеческой жизни.
Любовь - это познание. Благодаря ей мы становимся причастными мудрости, узнаём новые пути, которые иначе остались бы для нас неведомыми, и приходим к самим себе.

* От уровня нашего невроза зависит то, как, когда и насколько сможем мы войти в любовь; ведь для того чтобы была любовь, нужно иметь способность любить. Любовь не появляется из ничего, не приходит ко всем. Точнее, мы все можем любить, обладаем в потенциале этим свойством; но немногие ищут любовь, находят её и осуществляют, потому что способность к любви идёт наравне с ростом личности. Ни то ни другое не даётся как дар, поступающий извне и могущий выпасть каждому, как некое необычайное событие. Вне нас самих не существует ничего. Внешний мир есть не что иное, как отражение нашего внутреннего содержания. Или, во всяком случае, мир - это лишь то, что мы воспринимаем. Только познав самих себя, можно познать любовь. Это одно и то же.

* Зрелость личности, то есть способность любить - это необыкновенное состояние, которое мы все хотели бы обрести, испытать, но которое не относится к сфере удачи, случая: оно предваряется долгим, трудным, выстраданным путём подготовки, тренировки. Это нечто необычайное, являющее собой результат обычного; и именно это есть наше истинное, как человеческих существ.

* Не нужно завидовать счастливой паре или зрелой личности! Не нужно думать, что нам не повезло или мы не способны! Мы все имеем возможность расти и стать способными любить. Мы созданы для этого. В этом наше предназначение. Единственное. Следовательно, не нужно думать, что счастье в любви и мудрость - это дары, приходящие неизвестно откуда и только к особо удачливым людям.

* Но будем внимательны! Невозможно любить, если мы не вступили прежде, и уже давно, на путь духовного роста. Это ключ, магический шифр, дающий нам, сколь бы ни были мы малы, возможность уверенно продвигаться по пути любви.

* Способность любить входит в сферу возможностей каждого человеческого существа и воплощена в нём. Как и всякая другая способность, она внутри нас. Её невозможно получить извне или от кого-то, кроме самого себя. Нужно, однако, искать её, узнавать, принимать, чтобы потом суметь развить, расширить и укрепить. Человек не может любить, если он не вырос, не стал психически и духовно зрелым. Более того, по-моему, эти понятия взаимосвязаны: не существует зрелой личности, которая не умела бы любить, и наоборот. Человеческая личность не состоит из неподвижных, разобщённых частей - она целостна на всех составляющих её уровнях. Поэтому нет, по моему мнению, человека, который был бы, например, эгоистичным у себя дома и великодушным на людях. Или в одном, или в другом месте он неискренен.

* Всё включается в бесконечное, неизведанное движение, где нет места обману и самообману, непосредственному или скрытому господству над другим человеком, где бином «жертва-палач» исчез навсегда, где уникальность и неповторимость одного человека уважается другим, где партнёр не воспринимается только как тело и лицо. Где присутствует бесконечное желание любить, присущее человеческому существу. Существу, которое постигает и хочет постигать, которое понимает, что, для того чтобы узнать другого человека, нужно прежде узнать самого себя, и, сознавая, что истинная сущность личности навсегда останется неизведанной, всё же имеет мужество непрерывно пытаться раскрыть её значение.

На пути к познанию.

Если мы спросим себя, что такое любовь, нам придёт в голову тысяча ответов, и ни один из них не удовлетворит нас полностью. Прежде я дал вам услышать - и вы, услышав, согласились со мной - тот голос бездонной, неописуемой пустоты, который раздаётся в ответ на попытки дать определение любви.

* Нужно познать самих себя. Достаточно заглянуть в самих себя, и любовь естественным образом назовётся своим настоящим именем. Человек необратимо одарён смыслом. Личность, хочет она того или нет, живёт со смыслом и не может выйти из него, иначе её уделом будет невроз и смерть.

* Смысл находится внутри нас. Невозможно любить, если мы не обрели смысл. Вот волшебный ключ! "Люби других, как самого себя." Это и значит: если ты хочешь любить, точкой отсчёта является любовь к самому себе, познание самого себя. А для этого необходимо уметь придавать смысл, значение всем вещам.

* Тот, кто не хочет расти, никогда не войдёт в жизненный, подлинный круг человеческого существования. Всё, что он будет думать и говорить, в действительности окажется смертным. Во всяком случае, его логика - это логика обладания. Парадоксальным образом не существовало бы ни невроза, ни отсутствия психического покоя, не будь у человека внутренней свободы. Именно эта свобода позволяет индивиду заболевать или улучшать своё психическое состояние. Для того чтобы любить по-настоящему, личности необходимо иметь низкий уровень невроза. Чем он ниже, тем больше наша способность к истинной любви. Итак, отправной точкой является труд самопознания, анализа, направленный на то, чтобы узнать о собственном неврозе и принять его, суметь назвать его по имени - его настоящим именем, - а затем постараться уменьшить его, зная при этом, что полностью устранить его невозможно.

* Те же люди, которые не чувствуют себя невротиками, считают себя лучше других, не ставят вопроса о своём состоянии и путают влюблённость с любовью, - мертвы. Человек имеет возможность жить живым или мёртвым. Жить мёртвым - это значит не принимать решений, не делать выбора, не желать знать, не стремиться к познанию. Короче говоря, не придавать смысла самому себе и, следовательно, всем вещам.

* Никто и никогда не находит для себя подходящего мужчину или подходящую женщину. Это очень странно, не правда ли? Миллионы людей ошибаются в выборе партнёра? Нет. Очевидно, что это не вина партнёра. Не существует неподходящих мужчин или женщин. Ошибочен уровень, на котором мы выбираем друг друга, действуем, живём. Мы подключаем к работе только разум и тело. Войдите в мир самопознания, смысла, вступите на путь роста. Задача, которая стоит перед нами, заключается не в том, чтобы искать любовь - нужно войти в смысл, осознанность, бытие. Туда, где начало и конец составляют одно целое.

* Только зная скрытую часть собственной личности, свою тёмную сторону, человеческое существо может считать себя таковым. Горе человеку, если он не встретится с трудностями, не ощутит себя несчастным, если его непосредственно не коснётся боль, страдание, страх.

* Реальное можно узнать только через боль от соприкосновения с ложным. Чтобы полюбить по-настоящему, необходимо пройти через влюблённость. Для того чтобы открыть свою истинную личность, нужно понять и устранить всякое отождествление с внешними моделями, чуждыми нашей подлинной природе. Для этого требуется делать усилия, страдать, быть мужественными, постоянно внимательными и дисциплинированными. Нужно снять с себя лишний груз, навязанный нам ложными моделями, внешними и внутренними ориентирами. В сущности, наше представление о самих себе - это тот образ, который внушили нам другие люди и с которым мы сами себя отождествляем. Для того чтобы снять со своего "я" кору накопившихся на нём отложений, часто бывает недостаточно целой жизни. Иначе мы будем оставаться неудовлетворёнными, несчастными, неспособными любить.

* Когда мы её узнаем, станет легче идти дальше, и наш путь будет всё ближе подводить нас к нашему подлинному "я", к способности любить по-настоящему. Однако не следует думать, что можно обрести познание самих себя, будто выиграть соревнование, раз и навсегда преодолеть линию финиша и победить. У того пути, о котором я говорю, нет конца.

* Я убеждён в том, что осознавать своё психическое развитие так, как рекомендуют нам психоаналитики, на определённых стадиях преодолевать неврозы, блокады, возможные навязчивые идеи важно, обязательно для вступления на путь к самопознанию, к обретению истинной способности любить. Но этого недостаточно: мы уже поняли, что, вырвавшись однажды из западни так называемого невроза, личность оказывается в непривычном для неё одиночестве, и ей приходится самостоятельно находить верный , проходя через собственное "умирание", через боль и страдание. Но при этом она воодушевляется безумием - или величием - обретённой человеческой сущности.

* Очистившись, снизив уровень невроза, мы должны - для того чтобы разрушить последнюю стену, отделяющую нас от глубинной сущности жизни, от безмерности реальной действительности, - отказаться от самих себя, от ощущения собственной субъективности. Отречься от своей личности, которую мы с таким трудом построили. Если нам достанет мужества и веры сделать это, мы войдём в абсолютно безграничное, вечное измерение души, в Любовь.

* Для того чтобы вступить на путь познания, нужно проделать определённую работу, осуществить внутреннее очищение, познать самих себя. Итак, первым конкретным делом является самопознание. Познать самого себя - это значит провести анализ прожитой жизни. Подвергнуть психоанализу первые годы жизни.

* У всех без исключения человеческих существ в процессе развития их личности наблюдаются неврозы, без уменьшения или устранения которых невозможны правильные отношения с самими собой и, вследствие этого, с другими людьми.

* Для обретения истинной способности любить нужно уметь признавать и принимать собственные противоречия, пределы. Только посредством признания своей ограниченности, посредством связанного с этим страдания, начинается путь к самопознанию, к способности любить по-настоящему.

* Cпособность любить пропорциональна продвижению по пути роста личности, уникальному и неповторимому для каждого из нас. Поэтому - равно как нельзя купить в аптеке таблетку зрелости для поверхностного человека - не существует, к сожалению, никакого правила или рецепта для любви.

* Неправда, что любить удаётся всем. Напротив, немногие люди умеют любить. Это подтверждается невероятным количеством неудавшихся отношений. Это подтверждается тем фактом, что многие люди чувствуют себя несчастливыми в любви. Кто сегодня может откровенно сказать самому себе, что он счастлив в любви и способен любить по-настоящему?

* Начать следует с того, что отношения истинной любви продолжаются всю жизнь. Не нужно искать отговорок и оправданий. Когда речь идёт об отношениях истинной любви, преодолеваемые трудности, вкладываемая энергия и сама постановка вопроса таковы, что для этого необходима вся жизнь. Мы с вами также отметили, что отношения оказываются несостоятельными не из-за ошибки в выборе спутника жизни, но только по причине неподготовленности одного или обоих партнёров, которые не идут по пути к обретению своей души.

* Но будьте уверены: в истинной любви не бывает разрыва отношений. Этого просто не может случиться, по определению. Кризисы, препятствия, о которых говорят всегда и всюду, уже заложены в нас самих, поэтому в отношениях настоящей любви нужно постоянно принимать во внимание различия между партнёрами, трудности в общении, страдание.

* В настоящей любви партнёры сходятся вместе, чтобы идти одним путём к истине, разоблачению фальши, которая кроется в человеческом существе, и открытию собственной уникальности. Они живут духовной жизнью, они нашли свою божественную сущность.

* Истинные отношения любви осуществляются только между такими людьми, которые хотят выйти за пределы самих себя. Они могут быть только между настоящими личностями. Поразмышляйте об этом лояльно, постарайтесь увидеть - наедине с собой и с партнёром - недостаток в вас подлинности, и тогда вы всё поймёте.

* Цель человеческого существа заключается в познании самого себя. И отношения истинной любви могут дать возможность прийти к этой цели. Разница между настоящей любовью и любовью "обычной" состоит в следующем: первая есть путь к познанию, вторая остаётся сама в себе. Во втором случае любовь даже может быть прекрасной в своих проявлениях, жестах, чувствах, но она направлена только на партнёра и на этом останавливается. Осуществление же настоящей любви должно способствовать тому, чтобы эти отношения действенно, реально, конкретно развивались в направлении познания.

* Я считаю, что человек должен начинать путь к обретению собственной личности самостоятельно. Только по достижении определённой степени самопознания можно вступить в отношения с партнёром. Мир в душе нужно найти в одиночестве. Брак, супружеские отношения должны улучшать, расширять душевный мир личности.

Отношения с партнёром.

В отношениях истинной любви принимает совершенно особые, своеобразные, характерные черты, благодаря чему между партнёрами происходит обмен внутренним содержанием, понятиями, рассуждениями, что помогает им продвигаться вперёд, продолжать путь роста, познания. Общение служит и для того, чтобы вместе переживать различные моменты, ситуации, делиться чувствами, желаниями, мнениями.

* Умение слушать как способность воспринимать и принимать является основополагающим для вступления на путь бытия, истинной любви. Умение слушать, следовательно, необходимо для самоанализа, для того, чтобы глубоко узнать самих себя, но также и для того, чтобы узнать партнёра, принять его, понять его путь. Одним словом, оно необходимо для роста. Только благодаря умению слушать можно избавиться от собственного нарциссизма, от механизма проецирования. Можно даже сказать, что способность слушать определяет истинные отношения, настоящее супружество.

* Обрести умение слушать значит прийти к измерению бытия и из него видеть партнёра и всех остальных людей. Именно потому, что умение слушать открывает нас для нас самих, для других людей, для мира, для бытия, для истинной любви, оно обогащает, наполняет нас.

* Для того чтобы начать жить психологически здоровой жизнью и, как следствие, любить по-настоящему, существенно важно принимать реальность, потому что таким образом мы признаём наше человеческое начало и примиряемся с ним, примиряемся с нашим сущностным одиночеством. Реальность всегда приводит, с одной стороны, к осознанию нашей ограниченности, нашего неведения, с другой - к желанию знать, познавать.

* В отношениях истинной любви готовность к изменениям способствует тому, что даже переживание отрицательных сторон жизни обогащает, наполняет, укрепляет личности обоих партнёров, помогает им узнавать друг друга и таким образом лучше знать самих себя. Здоровье человека состоит в его готовности меняться. То же можно сказать и о способности любить. И всё же обычно изменение приносит страдание, потому что нам приходится оставлять что-то знакомое, к чему мы привыкли, ради неведомого, нового. Но зрелая личность знает, что жизнь без страдания нереальна.

* Выбор жизни, которая по определению являет собой динамичную структуру, ставит нас перед лицом как позитивного, так и отрицательного. Наша сила, наше здоровье, наша способность любить заключается в умении так повернуть негативные обстоятельства, чтобы они стали позитивными. Безнадёжное положение, неудача, тяжёлый кризис могут и должны порождать большую силу противодействия, желание бороться, волю к выздоровлению. Любовь сильна не тем, что позволяет нам мечтать - её мужество проверяется в реальности. Мужество преодолевать трудности, проблемы, неудачи - словом, так или иначе испытывать себя, расти.

Истинная любовь.

Для того чтобы отношения переросли в настоящую любовь, а следовательно, способствовали росту, нужно ставить себе целью поиск истины. Двое людей, решив быть вместе и строить отношения настоящей любви, должны сразу же, с самого начала заключить между собой договор об истине, то есть о том, чтобы всегда быть искренними, мужественными с самими собой и друг с другом в поиске истины. Нарушив этот договор, они нарушат свои отношения. Им следует также знать, что поиск истины никогда не закончится.

* В отношениях истинной любви мы должны признавать перед самими собой и перед партнёром хрупкость и двойственность собственной личности. Не бойтесь показать партнёру свою слабость, беззащитность, наготу, потому что если он действительно растёт и строит с вами истинные отношения, то его это обрадует: увидев, что вы доверились ему, он почувствует себя по-настоящему любимым. Каждый раз, потеряв что-либо неистинное, вы увеличите свою способность любить и продвинетесь на пути личного и совместного роста.

* Принятие собственного невроза, не унижает личность, поскольку осуществляется вместе с партнёром. Более того, такое принятие является условием истинной любви, потому что по мере уничтожения фантазмов личность, её сущность открывается для жизни.

* Тот, кто желает получить всё и сразу, - и в любви, и вообще в жизни, - в действительности ничего не желает. Если человек стремится быстро достигнуть цели в любви, то это лишь потому, что он не хочет страдать, не хочет жить. Он просто переносит свой "деловой", коммерческий образ мыслей с работы на любовь, в область чувств. Но логика чувств прямо противоположна логике бизнеса. В бизнесе никогда не целесообразно говорить правду - мы или притворяемся, или говорим правду отчасти. В бизнесе не следует терять время - любовь же нуждается во времени, на неё нужно тратить всю жизнь. В делах не нужно рассчитывать на партнёра; в любви это сама суть отношений.

* Способность любить не приходит как дар небес. Она являет собой подход, стиль жизни, и поэтому её нужно растить, тренировать, поддерживать.

* Невозможно любить, если прежде мы не научились преодолевать собственные проблемы. Для того чтобы понять, на что мы способны, необходима мудрость. Нельзя брать на себя то, чего мы не в состоянии сделать или выдержать, чем не можем управлять. Так мы нанесли бы обиду прежде всего самим себе, поскольку не считались бы с собой. А это, как мы уже знаем, не любовь. Отношения истинной любви тем и значимы, что в них всё обсуждается, анализируется, воспринимается и перерабатывается, поскольку партнёры всё истолковывают, "прочитывают" и переживают вместе.

* Не теряйте времени на поиски подлинности вне своей личности и не думайте, что вы можете делать что-либо подлинное, совершать подлинные действия. Подлинность - это подход: значит, она должна стать стилем жизни, внутренним элементом нашей личности. Не следует стараться быть подлинными потому, что это сейчас в моде, или из тактических соображений в отношениях с партнёром, или для того, чтобы показать себя, или по какой-либо другой причине, кроме стремления к внутренней чистоте, способствующей познанию.

* До тех пор, пока мы не погрузимся посредством в глубины собственной психики в поисках скрытых причин наших желаний, запросов, потребностей и неврозов, мы будем оставаться зависимыми, во власти внешних образов, которые, пробуждая неразгаданные фантазмы, скопившиеся на дне психики, всегда будут иметь над нами страшную власть и вынуждать нас делать то, что им угодно.

* В отношениях истинной любви мы - посредством самопознания - обретаем в себе глубокую сущность, изначальное, божественное ядро, которое одинаково у всех, кто принадлежит к роду человеческому.

* Истинная любовь - это единственный способ проникнуть в тайну другого человека. Во всех других формах любви человек в конце концов остаётся один. Познание самих себя, познание человека остаётся самым трудным деянием из всех, которые нам дано совершить. © , 10 января 2009 года. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

Очень часто от женщин приходится слышать фразу "Я хочу, чтобы меня любили". Запрос вполне объяснимый - не многие вдоволь и сполна получили любовь от родителей в детстве, от Вселенной в зрелости, тем более от единственного избранного мужчины, мужа, или от мужчин вообще. Но как же обрести женское счастье? В этом поможет знание законов Вселенной.

Это природный дар, данный свыше, но, как всякий дар, она тоже требует навыков и опыта. Любовь - это наука и искусство. И те, кого не научили любви, жаждут ее всю жизнь. Тем, кто испытывает любовный голод и не знает, как спастись от муки безлюбия, я хочу передать один секрет: любовь требует взаимности, и не послав сигнал любви во Вселенную, вы не сможете получить ответ. Любовь - это энергообмен определенного свойства, еще точнее, любовь - энергоинформационный обмен высшего уровня сложности.

И речь сейчас идет не о любви мужчины и женщины, а об универсальной любви человека к человеку, человека к человечеству в целом и ко всей Вселенной. Если вы сможете понять сущность любви, изменится ваш уровень осознанности, и тогда станет понятна и доступна та самая наука любви, без которой ни один человек в мире не может чувствовать себя по-настоящему счастливым. Именно тогда вы овладеете искусством любви, и одна из главных человеческих ценностей, , станет для вас не просто доступна, она польется на вас неиссякаемым потоком.

Вы хотите знать, что же это за наука и что за искусство? Я готова раскрыть несколько тайн, которые помогут вам стать, в конечном итоге, любимой и счастливой. Главная из этих тайн состоит в следующем. Чтобы научиться любить и принимать любовь, нужно понять принципы энергоинформационного взаимодействия человека и Вселенной.

Назовем эти принципы законами, потому что, в некотором смысле, они напоминают законы физики. К слову, само слово "энергия" впервые введено древнегреческим философом Аристотелем в трактате "Физика" и обозначало деятельность человека. Действительно, энергия - это жизненная сила, позволяющая человеку совершать полноценную деятельность.

Первый закон - закон сохранения энергии-информации. Этот закон известен и используется с 19 века не только учеными, но и философами. Роберт Майер стал основателем естественно-научного энергетизма и в основу нового направления философии положил идею движения и взаимопревращения энергии как основу всего сущего. Однако мы будем рассматривать законы энергии не с позиции западной мысли, а с точки зрения древней китайской философии Дао.

Для мыслителей Древнего Китая энергия так же являлась основой всех процессов и явлений. Но в обывательском представлении об энергообмене существует одно довольно распространенное заблуждение, что закон сохранения означает буквально равенство отданной и полученной энергии.

Проще говоря, если женщина отдала мужчине свои силы, то мужчина всегда вернет ей некий эквивалент, тем самым возмещая ее энергетические потери. Поскольку мы с вами говорим о гунфу, то есть, высшем мастерстве владения энергией, то можно с уверенностью сказать, что такой примитивный обмен энергией не является гунфу, потому что соответствует очень низкому уровню искусства обмена энергией.

В случае, когда женщина говорит "я отдала тебе лучшие годы, а ты так и не оценил моей жертвы", можно только сожалеть, что одна из сторон не смогла вкусить все радости энергоинформационного обмена. А ведь зачастую случается именно так.

Почему это происходит? Одна из сторон затрачивает некоторые усилия, то есть, тратит свою энергию. Жена готовит еду, стирает, гладит, воспитывает детей, ухаживает за мужем - все это лишь расход физических сил, затраты естественного жизненного ресурса, связанные с телом. Такую передачу энергии можно сравнить с процессом получения денег, сохранения их в кармане и периодической передачей этих заработанных денег другому лицу.

Чтобы постоянно отдавать деньги, нужно сначала зарабатывать, получать и класть в карман, иначе рано или поздно карман опустеет. То же самое происходит с энергией. Большинство людей расходует силы, а потом собирает энергию, чтобы восстановить растраченный объем.

Высший цигун - передача энергии из внешних источников без ущерба для своих "природных ресурсов". Во время грамотной передачи "донор" ничего не теряет, потому что не расходует физические силы.

Задача мастера высшего гунфу Любви и Успеха - пропускать через себя энергию Источников Космоса и делиться ей с близкими людьми, теми, кто нас окружает. А этот "высший пилотаж" возможен только тогда, когда к процессу подключается сознание, и человек обладает высшей степенью осознанности.

Что такое высшая осознанность, применительно к закону сохранения энергии? Это понимание нашей теснейшей связи со всем пространством, осознание себя частью космоса, не разделенной со всем, что нас окружает. Важно не просто чувствовать себя частью мироздания, а быть ею, взаимодействовать с ним энергетически. Человек - не просто часть космоса. Личность с высокой степенью осознанности - это и есть космос.

Мастер Цзи, объясняя мне этот феномен, использовал образ воды. Можно хранить воду в небольшой емкости, например, в стакане. Можно сделать запас в большом резервуаре. Но как бы ни был велик наш запас воды, рано или поздно он будет исчерпан. Человеческая энергия подобна воде, которая хранится в разных по объему сосудах. Но бесконечные возможности открываются только тогда, когда человек перестает быть сосудом и становится частью океана.

Как получить доступ к этому океану? Нужно открывать душу, делать ее шире, ощущать связь со всем миром. Только тогда меняется объем личной энергии. Когда объем энергии личности равен объему Вселенной, человек становится единым с космосом. Выражаясь языком христианской религии, в этот момент на человека нисходит Дух Святой.

Важное следствие этого закона - информация не исчезает, она записывается в пространстве и сохраняется навеки. Но это еще не все. Энергия-информация обладает голографической природой, то есть, каждая малая часть пространства содержит информацию о всех событиях и явлениях, происходящих в целом объеме Вселенной. На нас, людях, как носителях сознания и источниках мысли, лежит высочайшая ответственность за каждую самую незначительную проходящую мысль, потому что она вечна и известна всему пространству.

Итак, первый закон - это закон сохранения энергии и информации во всем объеме Вселенной. В пространстве существует баланс, к которому мы, занимаясь непрестанно собственным развитием, можем стать причастны, постоянно отдавая себя, но не растрачивая энергию понапрасну.

Второй закон - одноименные заряды притягиваются. Если перевести на бытовой язык, этот закон звучит так: человек притягивает то, что излучает.

Энергия работает в соответствие с картиной мира, существующей в сознании. "Какой мерой меришь, такой и тебе отмерено будет".

Если вы считаете, что добро должно быть с кулаками, и не против насильственного навязывания блага окружающим вам людям, то не пеняйте на пространство, которое посылает вам постоянные удары судьбы. Этот закон взаимодействия человека и Вселенной недавно подтвержден создателями теории физического вакуума, в основе которой лежит предположение, что существуют энергоинформационные, то есть, торсионные поля.

Законы торсионных полей радикально отличаются от законов давно известных нам полей - электромагнитных, в которых притягиваются разноименные заряды, плюс притягивается к минусу. В случае, когда частицей поля является информация, возникает притяжение подобного к подобному.

Одно из следствий второго закона - притягиваются носители сходной энергии-информации, проще говоря, люди со схожими ценностями легко находят общий язык и вступают во взаимодействие. Но если вы случайно попадаете в сферу общения, которая чужда вам по идеологии, рано или поздно инородная энергия-информация начнет оказывать на вас влияние. Вот почему так опасно, например, общение подростков с "плохой компанией" или общение здоровой оптимистичной женщины с группой негативно настроенных подруг.

Не случайно говорят, если хочешь выйти замуж, чаще общайся с благополучными замужними женщинами. Есть и еще более циничная народная примета: "Деньги - к деньгам, мужики - к мужикам". Формулировка примитивная, но по сути точная.

Третий закон - закон умножения энергии. Суть закона в следующем: если соединяются несколько людей, близких по духу, их совместные усилия многократно умножаются. Этот удивительный феномен, использованный автором коллективной медитации Махариши Махеш Йогой, позволяет эффективно объединять энергетические потенциалы нескольких тысяч людей для созидательных целей во имя мира во всем мире.

Это явление, считающееся с точки зрения традиционной науки паранормальным, было тщательно исследовано и описано учеными. Влияние массовой медитации на ноосферу подтверждено экспериментально. Что касается объединения усилий нескольких личностей для решения единой задачи, даже в случае незначительного числа участников практики эффект может стать весьма ощутимым. Если соединяются двое единомышленников, их общая энергия может увеличиться не в два, а в несколько или даже в несколько десятков раз.

Мастер Цзи привел такой пример: два человека договорились о совместной деятельности, каждый из них в отдельности не смог добиться успеха, но, действуя сообща, они достигли феноменального результата. Особенно много примеров таких выдающихся тандемов - в истории рок-музыки: Джон Леннон и Пол Маккартни, Мик Джаггер и Дэвид Боуи, Пол Саймон и Арт Гарфанкел, Фил Коллинз и Питер Гэбриэл. Успех рок-групп во многом зависит от харизмы лидеров, от энергетического потока, который они способны направить на огромную аудиторию зала или стадиона.

Легендарная группа "ABBA" объединила четырех самобытных талантливых музыкантов, каждый из которых имел сольную карьеру, но только в творческом союзе все они получили международную славу и фантастический успех.

Нужно отметить, что история этой шведской группы - это еще и , история двух семейных пар, поэтому их творчество озарено особой аурой. Энергетическая практика Спинкастинг, придуманная и разработанная нами в 2014 году - явление того же порядка.

Появление учителя, мастера Дао, в жизни автора семинаров о взаимоотношениях мужчин и женщин Лизы Питеркиной, послужило толчком для стремительного развития и новых творческих открытий. Сама техника Спинкастинга стала результатом энергетического взаимодействия мастера и ученицы. Вывод, который следует из этого наблюдения: если вы не добились значительного успеха в реализации своих талантов, попытайтесь найти хотя бы одного единомышленника.

Еще одно следствие этого закона: ребенок рождается в результате усилий матери и отца, но в нем всегда есть незримый отпечаток некой третьей информации. Западная наука объясняет разницу детей у одних родителей генетическими причинами. Отчасти это так и есть. Однако даосская наука утверждает, что кроме энергии и информации отца и матери ребенок имеет, как минимум, еще одну составляющую духа.

Эта информация может быть связана с так называемой конфигурацией пространства в момент зачатия и рождения или с множеством других факторов, о которых следует говорить отдельно. В контексте разговора о законах энергии и информации нам важно следующее: объединение стремления к продолжению рода мужчины и женщины умножает их общую энергию-информацию.

Четвертый закон - движение энергии определяется деятельностью сознания. Только человеческое сознание определяет вектор энергии. Проще говоря, где наше внимание, наша мысль, там и энергия. В соответствии с теорией торсионных полей, скорость распространения информации полей кручения многократно превосходит скорость света. Поскольку мысль порождает информацию, можно утверждать, что сознание порождает торсионные поля, скорость которых превосходит скорость света.

Мастер Цзи привел такой пример: если мы подумали о Луне, значит, наша энергия за доли секунды достигла этого небесного объекта. Такова скорость, с которой наша мысль перемещается в пространстве. Для энергии не существует препятствий, и даже крупные препятствия в виде плотной материи, металла или горной породы, не меняют свойств энергии.

Но сознание задаёт не только вектор энергии, но и ее "качество".

Если опираться на теорию уже упомянутых торсионных полей, "элементарной частицей" которых является информация, то вращение этих полей имеет правое и левое направление вращения, выражаясь языком науки, правый и левый спин. Не зная законов новейшей физики, это свойство информации использовали наши древние предки в своих ритуалах, особенно в тех практиках, которые связаны с исцелением болезней.

Правый спин, который имеет созидательное свойство, наполняет информацией, а левый - может быть разрушающим или освобождающим от нежелательной информации, очищающим. Если целитель использует правый или левый спин, то решающее значение имеет его способность управлять своей энергией при помощи сознания.

Обычные люди, не имеющие отношения к практикам целительства и не управляющие своей энергией, тоже направляют мысль на окружающее пространство и на самих себя, но делают это неосознанно. Именно поэтому так важна экология сознания, то есть, осознанный контроль над негативными помыслами и духовное совершенствование. В противном случае можно стать врагом собственного счастья и по неосторожности разрушить благополучие в самом зародыше.

Пятый закон - закон перехода количества в новое качество. Это закон естествознания, который не вызывает сомнений ни в научной среде, ни в обществе людей, далеких от науки. Любопытный образ использовал мой мастер Дао, описывая это энергетическое явление. Однажды Сяоган сказал мне: "Когда ты что-то делаешь, старайся сохранять состояние на уровне 7 и 8, но никогда не приближайся к девятке. Если опасаешься, что 9 близко, лучше отступи до 5 и 6, но сохрани баланс!"

Сначала этот монолог показался мне набором слов, точнее, набором цифр без смысла. Заметив мое непонимание, мастер перешел на язык обывателей, не имеющих представления о законах Дао: "Когда ты радуешься, ты выплескиваешь слишком много эмоций, старайся сохранять эмоциональное равновесие, потому что за пиком положительных эмоций могут следовать негативные эмоции. Это инь-ян!"

После такого комментария в моей голове произошло некоторое прояснение. Баланс - это всегда сохранение равновесия белого и черного, горячего и холодного, активного и спокойного. Равновесие не означает отсутствие чувств и эмоций, оно лишь означает способность управлять сознанием и потоком энергии.

Что же происходит, если мы допустили дисбаланс и оказались на уровне 9 этой девятибалльной шкалы? С точки зрения даосской философии после цифры 9 следует 0. По достижении максимального качества или состояния, происходит "обнуление", то есть, переход на новый, как правило, более высокий уровень. Приведу примитивный, но распространенный пример. Человек сделал карьеру в качестве исполнительного сотрудника и оказался руководителем некой группы людей. В качестве подчиненного он достиг максимума возможностей, но в качестве лидера ему придется начинать с нуля.

В личной жизни и в любви мы постоянно сталкиваемся с подобным явлением. Решая какую-то задачу, работая с некой проблемой, рано или поздно мы находим выход из ситуации. Как только нас начинает окрылять мысль, что все сложности остались позади, нам предлагают еще более сложное испытание. При этом каждое испытание не истощает нашу нервную систему, как нам порой кажется, а совершенствует нас как личность, поднимая в духе все выше и выше.

Чтобы завершить описание основных законов Вселенной, отметим самую главную причину необходимости понимания этой системы. Соотношение энергии и информации определяет витальные возможности личности, ее жизнеспособность и способность достигать успеха в любой сфере. Имея в сознании эту "программу", человек идет по жизни более осознанно и начинает более ясно видеть причинно-следственную связь событий своей жизни.

Хотите жить в гармонии с собой и миром? Не преступайте законов Вселенной, не засоряйте пространство ментальной грязью, не вредите ни себе, ни космосу. Уже этого достаточно, чтобы Вселенная откликнулась любовью на любовь!

Энергии, приводящие в движение космические системы, представляют собой божественное излучение. Бог - источник всех форм энергии, будь то гравитация, атомная энергия, сильные или слабые электромагнитные энергии, материя, различные излучения, жизненная сила, а также энергия эмоций, чувств, духовная энергия или сила мысли.

Такая сила позитивна, созидательна. Это касается и тех из нас, кого мы определяем как людей с божьей искрой.

Все эти силы являются силами любви. Если бы, исходя из этого, поставить любую задачу перед всей мировой интеллигенцией, то она обязательно бы все продумала и с помощью силы любви осуществила. Любовь в качестве космической силы - поддается ли это пониманию? Если использовать «академические» методы мышления - конечно, нет. Однако любовь существует помимо физической реальности. Для меня это космическая реальность. Вспомните: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Любовь присутствует в нашей земной жизни и является великим знанием и одновременно путевым указателем. В ходе обсуждения «фильма» о моей жизни я отчетливо ощущал, что все происходящее соответствует космическому закону.

Все решения мы должны принимать под знаком любви.

Познание развития как цели жизни

Почему мы здесь, на земле? Почему мы должны жить? Почему мы постоянно находимся в состоянии конфронтации, попадаем в трудные ситуации и проходим через испытания? Рассматривая драматическое развитие каждой отдельной жизни, можно получить немного сведений о возможностях и путях движения. Мы не знаем и никогда не узнаем, почему все мы должны пройти через развитие. Будучи грешными, усомнившись в боге, мы, тем не менее, все-таки всегда чувствуем направление.



Что бы ни происходило, мы твердо понимаем, что надо взобраться на эту гору, надо улучшить что-то в себе. Наш путь - это развитие. С этой точки зрения становится все более ясно, что происходит с нами и вокруг нас.

«Фильм» о моей жизни дал мне ясно понять, что передо мной поставлена цель развития, за счет стремления к которой я получаю возможность подниматься все выше и выше.

Следовательно, все, что со мной случается, можно использовать для собственного развития. Приятно узнавать, что нам всегда будут предоставляться новые шансы для дальнейшего движения вперед. Это дает нам возможность приближаться к цели нашей жизни.

Мы должны мужественно, шаг за шагом преодолевать этот подъем. Большие шаги здесь невозможны, поэтому нам придется проявить терпение, если не все сразу удастся. Конечно, и частичный успех может быть очень важен. Мы должны активизировать свою благую волю, применить свою силу и попытаться идти по этому пути дальше.

Мы должны осознать, что развитие осуществляется поступательно. Каждый из нас рождается вновь на другой «базе», соответствующей нашему предыдущему духовному развитию, и переносит на нее опыт этого развития. Каждый из нас прибывает в эту жизнь со своими задачами, но у всех нас одна цель - духовное развитие.

Познание собственного «Я»

«Я-самосознание» говорит: «Мое тело. Моя душа. Мое сознание». Мы спрашиваем: кто владелец этих трех составных частей? Ответ: Я. Но кто же - Я?

Я есть Я. Все, что я имею, является проявлениями лишь в тех областях вибрации, которые мне доступны. Но Я стою выше всех этих кажущихся форм и проекций. Я есть не это, а это принадлежит мне.

Я есть то, что Я есть: Я есть сам. На основании этого основополагающего утверждения мы можем поставить вопрос: какой Я? Я уже прошел некий путь развития. Я уже обладаю значительным опытом, который заложен в моем сознании и подсознании и который необходим мне для принятия решений и определения линии моего поведения в этой жизни. Это все предпосылки для моей нынешней жизни, перешедшие из прежней. В повседневности эти характеристики или, можно сказать, результаты сданных экзаменов не находятся на поверхности, то есть не являются очевидными. Мы должны здорово покопаться в себе, чтобы принять наилучшее актуальное решение. При этом нам не дана возможность с нейтральной позиции объективно рассматривать свое поведение.

Самопознание представляет собой большой риск, но толькос его помощью можно узнавать и корректировать ошибки. Сами себя мы рассматриваем предвзято, ищем отговорки, не хотим замечать своих промахов, желаем все приукрасить.

Мы пользуемся типичной для материальной жизни казуистикой и находим тысячи причин, оправдывающих наши прегрешения, ошибки и негативные помыслы. Одним из важнейших знаний, открывшихся мне в результате просмотра «фильма» о моей жизни, было отсутствие каких-либо аргументов, которые оправдывали бы совершенные мной ошибки. Обнаженный, лишенный защиты, стоял я сам перед собой. Такой я есть. Это было шокирующее представление моих слабостей.

Самопознание очень важно для того, чтобы с нейтральной позиции рассмотреть свое поведение и найти возможность корректировки имеющихся в нем ошибок.

«Gnothi seauton» - «Познай себя сам» - гласит надпись над воротами храма Аполлона в Дельфах, где Фитию возвестил ее оракул. Только некоторым позволено познавать истину, освобождающую от материально-казуистических мыслей и дающую возможность объективного представления о себе.

Давайте, тихо медитируя, возьмем в руки зеркало и посмотрим 1–3 минуты в глаза своему отражению. Затем попробуем узнать, что за человек только что смотрел на нас из зеркала. Попытайтесь проанализировать его и охарактеризовать. Каковы его помыслы и цели? Какие страдания он испытывает, какие заботы его одолевают? Какими наклонностями он обладает? Каковы его сильные и слабые стороны? Какие у него положительные свойства, которые могли бы служить основой для дальнейшего самостроительства? Возможно, вы удивитесь, узнав: «Я такой!»

Я дышу - и, значит, я люблю!

Я люблю - и, значит, я живу!

/ В.Высоцкий /

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне: “ О любви не говори, о ней все сказано... “. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт - тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова - любовь!

Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая - к человечеству вообще, к природе вообще... Но умы людей больше всего занимает чувство любви женщины и мужчины.

Романисты и поэты, композиторы и художники романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории. С этим можно и поспорить, но любовь может стать - и надолго - смыслом жизни человека, оттеснить все другие дела. Отсюда непреходящий интерес к природе любовного чувства, стремление понять: что же такое любовь?

Существует, конечно, безбрежный мир искусства и литературы. Театр, кино, музыка, живопись, скульптура дают нетривиальное понимание любви, непосредственно формируют культуру любовного чувства. Художественная литература, создавая живое, богатое, многостороннее его изображение, предлагает множество мудрых раздумий, глубоких суждений, метких афоризмов, которые - собранные вместе - могли бы составить целые тома.

Необозримо много, но в хрестоматийном виде - разрозненно, несистематично.

Агностицизм объявляет любовь самой таинственной областью человеческих отношений: любовь не терпит прямого света и держится непониманием. Верно, любовь - это тайна. Но, как мне представляется, вопрос не в том, познаваема ли суть любви, а в том, какому виду знания она подвластна, каковы пути, способы, методы ее исследования.

Такие научные дисциплины, как физиология, в том числе физиология высшей нервной деятельности, психология, конкретная социология, выявляют материальные основания любви, общественные условия ее возникновения и развития. Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении. Отдельные науки, “ухватив” нечто массовидное и повторяющееся в ее физиологии и общественном функционировании, разнимают ее на части и вынуждены пренебречь индивидуальностью любовного чувства, признав его непознаваемым средствами науки. Представить же себе специальную науку о любви - по крайней мере пока - невозможно.

К счастью, наука и познание нетождественны. Существует безграничная, живая область повседневного мышления. Почти каждый человек вносит свое и в чувство любви, и в суждения о ней, причем самое возвышенное, яркое, меткое бережно сохраняется в неисчерпаемой сокровищнице общественного опыта. Повседневные, обыденные чувства, мысли, поступки людей всех эпох и наций, всех классов и сословий, всех профессий и возрастов, испытавших чувство любви, составляют важнейший источник искусства и особенно литературы, которые и вносят в ее понимание системность.

Но любовь - это не счастливая случайность или мимолетный эпизод, а искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. Именно об этом говорит в своей книге “Искусство любви” известный философ Эрих Фромм. “ Любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины. “

В своей работе Фромм выделяет пять элементов, присущих каждому виду любви. Это давание, забота, ответственность. уважение и знание.

Способность любви давать предполагает достижение “высокого уровня продуктивной ориентации”, в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. “ Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя, - и, значит, любить “, - считает Фромм.

То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. “ Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим “.

Другой аспект любви - ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности “отвечать”. Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека.

Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. “Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность”. Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. “ Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей “.

“ Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание “. Фромм рассматривал любовь как один из путей познания “тайны человека”, а знание - как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.

Существует несколько видов любви, которые Фромм называет “объектами”: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. “ Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях, “ - пишет Фромм.

Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом “любовь” будет рассмотрена ниже.

О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.

Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями. Возможно потому, что они исповедуют совсем другую религию - религию Любви.

Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включает в себя все эти виды. Но так уж повелось от века, что среди всех них наиболее соблазнительным и, как это не парадоксально, наиболее недоступным является тот, который Фромм назвал “эротической любовью”, любовь двух взрослых людей друг к другу, любовь, жаждущая полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только в органическом единстве с остальными видами любви, но и как относительно самостоятельное стремление, потребность и проявление. Мы можем возмущаться этим, можем осуждать аморальность любовных отношений, не скрепленных семейно-брачными, интеллектуально-эмоциональными или другими высшими творческими узами, однако они все же останутся реальностью, которую необходимо подробнее объяснить и которой предстоит научиться управлять.

“ Прежде всего ее часто путают с бурным переживанием “влюбленности”, внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми, “ - пишет Эрих Фромм. Но тут, как мне кажется, он сам, в свою очередь, несколько путает понятия “влюбленность” и “страсть”. Влюбленность чаще всего - чувство “я-центрическое”, чувство для себя. Она может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она мельче проникает в его душевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет.

Любовь поражает человека глубже влюбленности, она проникает во все самые потаенные уголки его души, заполняет всю ее - и поэтому дольше живет в человеке и больше меняет его.

Не-эгоизм и двуцентричность любви - это, видимо, ее основа основ, ее самое человечное свойство и главный, наверное, водораздел, который отличает ее от влюбленности.

Но в основе и того, и другого лежит страсть. Та самая страсть, которая двух почти незнакомых людей вдруг яростно швыряет друг к другу. Без всякой высокой идеи. Без всякой предварительной подготовки. Разум в сторону, дела в сторону, страхи в сторону. И это не уважение, не общность интересов, не единство жизненных принципов, это - страсть!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!