Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Закаливание ребенка 2 года комаровский. Как начинать закаливание новорожденного малыша: правила и способы закаливания

Врачи считают, что закаливание – лучший способ профилактики детских заболеваний. Лечебные процедуры нужно проводить с учетом состояния здоровья ребенка, его иммунитета и возраста. Закаливание по Комаровскому оказывает благотворное влияние на устойчивость малыша к простудным заболеваниям. Обливания ускоряют адаптацию ребенка к условиям проживания. У новорожденного улучшается качество сна, и повышается аппетит. Водные процедуры оказывают благотворное влияние и на тонус сосудов.

Что собой представляет закаливание?

Закаливание – это метод воздействия на человеческое тело различными способами (водой, воздухом, температурой, солнцем и т.д.) для того, чтобы повысить внутренние резервы организма и усилить сопротивляемость его к внешним факторам, то есть, другими словами, укрепить иммунитет.

На организм ребенка воздействуют следующие природные факторы:

  • низкие температуры;
  • недостаток света в зимнее время;
  • присутствие вредных примесей в воде и пище.

В городской воздух попадают выхлопные газы и промышленные выбросы. В таких условиях существенно снижается иммунитет малыша. Благодаря закаливанию можно повысить сопротивляемость к болезнетворным бактериям. Организм грудничка лучше адаптируется к неблагоприятным условиям. При закаливании нужно учитывать наличие контакта с природными факторами. Профилактические меры снижают количество новорожденных, которые болеют простудными заболеваниями. Систематическое закаливание детей оздоравливает клетки организма. У новорожденного улучшается сон и аппетит, происходит нормализация кровообращения. Постепенно организм грудничка адаптируется к низкой температуре, у него укрепляется нервная система.

Способы закаливания детей

Существует несколько методов проведения процедуры:

  • обтирание и обливание детей;
  • использование контрастного душа;
  • укрепление организма малыша с помощью солнечных ванн.

Школьники должны регулярно заниматься спортом и гулять на свежем воздухе. Для них лучше всего подходит контрастное чередование тёплой и холодной воды. Процедура повышает тонус сосудов, нормализует обмен в тканях. Причём родители могут закаливать малыша полностью или проводить местные процедуры. Воздействие на слизистые носоглотки имеет смысл, если он страдает от простудных заболеваний.

Чаще всего у детей возникает воспалительный процесс на слизистых носоглотки. При этом ребенок мучается от приступов кашля, у него резко поднимается температура тела. Что делать, если школьник часто болеет ангиной? Патогенные микроорганизмы постоянно атакуют слизистые оболочки. оказывает влияние на сопротивляемость организма к болезнетворным микробам. Регулярные процедуры усиливают выработку иммунных клеток и уменьшают риск заражения. Чтобы повысить сопротивляемость горла рекомендуется давать ребенку мороженое.

Закаливание по доктору Комаровскому: что предлагает для закаливания малышей до года известный врач? Какие методы помогут поддерживать здоровье ребенка?

Харьковский врач-педиатр Евгений Олегович Комаровский приобрел широкую известность после публикации книги «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников», где он подробно излагает свои взгляды на закаливание малышей.
В основе его метода лежат принципы естественного , когда процедуры становятся стилем жизни. Комаровский убежден, что малыш не нуждается в специальном закаливании: природа побеспокоилась и изначально создала человека способным переносить значительные перепады температуры.
Цивилизация наложила на воспитание детей особый отпечаток: вместо игр на ковре из зеленой травы малыши сегодня вынуждены ползать по пыльным синтетическим коврам, много раз подвергавшимся химической обработке. Именно тогда они зарабатывают аллергию, астму и другие заболевания, вызывающие кашель и .

Ближе к природе

Один из центральных постулатов методики Комаровского «новорожденный ребенок в закаливании не нуждается» основан на том факте, что природа сделала человеческий организм приспосабливающимся и позволила ему развиваться.
Педиатр Комаровский рекомендует не подавлять природные механизмы, создавая для новорожденного парниковый микроклимат, а позволить организму развивать свои адаптационные способности. Разумеется, это не означает, что только что появившегося на свет младенца следует бросать в прорубь, однако педиатр рекомендует как минимум не избегать контрастных температур, встречающихся в природе, например, гулять в любую погоду. Он советует усомниться в том, что родители правильно понимают, .
Сделать образ жизни ребенка приближенным к естественным условиям – такова основная цель родителей, желающих вырастить здорового малыша. Однако достичь ее достаточно сложно. Современная жизнь подчиняется абсолютно другим принципам, чем еще 100 лет назад: большую часть времени люди проводят в малоподвижном состоянии. Мамочки, гуляющие с малышами, имеют либо ограниченный маршрут, либо вообще сидят на лавочке, пока ребенок спит или играет в песочнице. А образ жизни детей полностью соответствует родительскому.

Приучение к активному образу жизни

Доктор Комаровский предлагает кардинально изменить привычный . По его мнению, для того чтобы со временем восстановить природные защитные силы организма, достаточно повысить двигательную активность всей семьи, надевать на карапуза оптимальное количество одежды и кормить его, только когда он голоден.
Приучать малышей первого года жизни к движению нужно и собственным примером, и при помощи ежедневных занятий. Если родители ведут малоподвижный образ жизни, то приобщить карапуза к активному времяпрепровождению будет практически невозможно. В то время как папа, делающий утреннюю пробежку и обливающийся холодной водой, легко сможет сделать своего ребенка здоровым.

Питание малышей

Доктор Комаровский советует молодым мамам не заставлять малышей кушать, в то время как 90% родителей считают, что кормить ребенка (особенно, если он не хочет) их важнейшая обязанность, они твердо уверены, что их дети, если им не напоминать просто забудут поесть.
С малышами, кушающими , такая ситуация редко возникает, у них все более-менее по расписанию, а вот при переходе на взрослую пищу дети иногда начинают капризничать и отказываться от еды. По мнению доктора в этом нет ничего странного, ведь затраты энергии при неподвижном образе жизни достаточно малы. Другое дело, когда ребенок активен, он исследует мир, играет, ползает, у таких детей аппетит обычно отменный.

Доктор Комаровский не гарантирует, что закаленный малыш перестанет болеть детскими инфекционными заболеваниями. Однако он убежден: ребенок будет переносить их гораздо легче и быстрее выздоравливать.

Анастасия Ильченко

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Закаливание имеет существенное значение в развитии у ребёнка способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, в особенности к перепадам температур. Регулярно меняя температуру воды и воздуха для грудничка, его организм начинает адаптироваться к теплу и холоду. Закаливание новорожденных повышает иммунитет к различным заболеваниям, способствует правильному психическому и физическому развитию, помогает наладить обменные процессы.

Закалённый малыш будет расти крепким, сильным, выносливым, обретет способность прекрасно переносить холод и жару, ветреную погоду, а болеть будет очень редко. Если проводить закаливания малыша с рождения, в будущем можно усовершенствовать процессы терморегуляции его организма.

С чего начать?

Не все знают, с чего начать закаливание ребёнка, а ведь очень важно, чтобы первые процедуры были приятны малышу, и не вызывали негатив. Итак, педиатр сообщил, что ребёнок здоров, значит можно применять все возможные щадящие методики закаливания, включающие воздействие водой, воздухом и солнцем.

Главное соблюдать следующие принципы:

  • проводить процедуры систематически;
  • постепенно увеличивать время процедуры;
  • учитывать общее настроение ребёнка, проводить процедуры весело в виде игры;
  • нельзя допускать переохлаждения и перегрева малыша;
  • подбирать одежду, обувь в соответствии с погодой;
  • сочетать массаж, физические упражнения с закаливающими процедурами.

Способы закаливания грудничков

Оздоровительные процедуры закаливания включают:

  • воздействие воздухом: воздушные ванны, прогулка и сон на воздухе;
  • воздействие водой: плавание, купание, контрастные ванны;
  • воздействие солнечным светом: световоздушные ванны.

Правила закаливания малышей

Многие считают закаливание ребёнка по Комаровскому идеальным вариантом, а потому приводим правила закаливания грудничков, основанные на его учении:


  • Закаливание проводят исходя из индивидуальных особенностей ребёнка – процедуры можно проводить, когда малыш полностью здоров, учитывая его психическое и физическое развитие, поведение и реакцию на воздействие средств закаливания. Ослабленных малышей следует приучать к процедурам очень осторожно;
  • Постепенность проведения закаливания, особенно в первые дни, очень важна. Необходимо внимательно следить за самочувствием грудничка, его массой тела, крепостью сна, аппетитом;
  • Сразу подвергать малыша воздействию солнца и холодной воды нельзя. Детский организм адаптируется к условиям постепенно. Только посредством систематического приучения крохи к различным изменениям температур можно без вреда для здоровья получить ожидаемый результат.

Очень осторожно следует проводить методы закалки деток легковозбудимых и слабых. Для них рекомендуется сначала применять обтирание, затем частичное обливание и воздушные ванны, следуя принципу постепенности. Когда слабенький малыш окрепнет, можно переходить на закаливающие процедуры, рекомендованные здоровым малышам.

Важно соблюдать систематичность. Закаливание эффективно исключительно при регулярном (ежедневном) проведении процедур, причём их следует проводить вне зависимости от сезона.


Тогда выработается условный рефлекс – под действием температур кровеносные сосуды быстро отреагируют сужением или расширением.

Детский организм не может быстро приспособиться к изменениям температуры. Если не укреплять выработанный рефлекс, сначала он погаснет, а потом исчезнет.

Делать перерывы на срок более 5 дней нельзя, иначе вся приобретённая организмом ребёнка устойчивость к воздействию внешней среды понизится.

Настроение ребёнка – важный фактор в закаливании

Если малыш беспокоится, капризничает, закаливание следует временно прекратить. Маленьким детям нужен особый подход и внимание, перед процедурой необходимо создать приятную обстановку, чтобы кроха не боялся, а также говорить ласковые слова, улыбаться и подбадривать малыша. Тогда закаливание будет радовать ребенка, и принесёт ожидаемые плоды.

Противопоказания к закаливанию у грудничков

Закаливание может принести ощутимую пользу, но от процедур следует отказаться, если имеются следующие противопоказания:


  • острые заболевания, сопровождаемые повышением температуры;
  • острые расстройства кишечника и желудка;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • декомпенсированный порок сердца;
  • анемия (низкое содержание гемоглобина);
  • потеря веса;
  • плохой сон;
  • негативная реакция на закаливающие процедуры.

Закаливание необходимая и совершенно не сложная часть ухода за грудничками.

Чаще всего вопрос о начале проведения закаливающих процедур возникает после болезни ребенка. Но правильно ли начинать его в период выздоровления? Что такое закаливающие процедуры и как их грамотно проводить? В чем особенность сезонного закаливания? Давайте разберемся.

Правила закаливания детей: Комаровский

Известный педиатр акцентирует, что закаливание - это не дозированные воздействия водой, солнцем и воздухом, а принципиальная коррекция детского образа жизни. Начинать ее следует никак не с открывания форточки на 30 секунд. Старт закаливания, по мнению господина Комаровского - это четкий режим дня, правильная пища и одежда, спорт.

Педиатр уверен, что с малышом необходимо гулять в любую погоду, стимулировать его двигательную активность, не заставлять есть насильно, до минимума свести контакты с бытовой химией.

Если мальчик или девочка часто болеют, то, возможно, стоит уменьшить количество умственных нагрузок (изучение языков, музыкальное образование). При дефиците здоровья лишние знания ребенку счастья не принесут.

Болезненному малышу стоит привести в порядок его комнату: выбросить накопители пыли, ежедневно делать влажную уборку, не включать отопительные приборы. Дозировать ребенку нужно не свежий воздух, а уроки, телевизор и компьютер. Педиатр рекомендует чаще дарить прогулки вместо шоколадок, заменяя сладким общение с малышом. Такой образ жизни, по мнению врача, может сделать ребенка счастливым, а значит, здоровым.

Проведение любых закаливающих мероприятий требует неукоснительного соблюдения трех главных правил:

  1. Систематичность. Начатое дело следует выполнять каждый день без поводов пропустить процедуру.
  2. Постепенность, то есть плавное увеличение продолжительности воздействий, их интенсивности.
  3. Учет индивидуальных особенностей малыша, настроя самого ребенка, возраста, бытовых факторов.
  4. Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Если малышу больше нравится ходить босиком, нежели загорать, лежа, то пусть ходит.

Господин Комаровский подчеркивает, что закаливание не уменьшает частоту инфекционных болезней. Поэтому оно не убережет ваше дитя от ветрянки, если в детском саду эпидемия заболевания. Ребенок нуждается в гармоничном образе жизни больше, нежели в закаливающих мероприятиях.

Особенности закаливания летом, осенью, зимой

Сезонность - принцип, который учитывается при проведении закаливающих мероприятий. Так, например, только летом дитя может получать солнечные ванны. Ультрафиолет положительно влияет на детскую иммунную систему. Но чувствительность к ним у маленьких деток выше. И это стоит учесть. До года такие процедуры деткам противопоказаны. Осторожно их следует проводить и малышам в возрасте до двух лет. Трехлетним детям уже можно устраивать такие мероприятия при температуре 22° С.

Продолжительность первой ванночки для трехлетних детей составляет 3 минуты, старшим ее длительность можно увеличить до 5-6 минут. Ежедневно стоит увеличивать пребывание на солнце малыша на 5 минут. Довести его можно до получаса. Противопоказаны такие процедуры при температуре воздуха более 30°С.

Водные закаливающие процедуры можно проводить дома в любое время года. Это купания. В возрасте от рождения до года детям проводят пятиминутные ванночки при температуре воды 37°С, а обливают водичкой на 2 градуса ниже. Можно проводить влажное обтирание рукавичкой, которую смачивают в воде температурой 35-36°С. Процедура предусматривает обтирание ручек малыша от кисти до плеча, ножек от ступни до колена в течение минуты-двух. Ежедневно температуру воды стоит поднимать на градус и довести до 28°С. После влажного обтирания каждую часть тела сразу вытирают насухо, растирая до легкого покраснения.

Зимой можно заниматься термотерапией, то есть водить ребенка в сауну. Начинать такое закаливание стоит в теплое время года, например, осенью, а зимой продолжать процедуры, постепенно продлевая время пребывания ребенка в парилке, увеличивая температуру в ней.

Закаливание ребенка в домашних условиях: с чего начать

Прежде всего, перестаньте кутать дитя и проводите двухразовые проветривания детской комнаты.

Начинать закаливающие процедуры ребенку в возрасте от года можно обтираниями со снижением температуры воды, а также общими обливаниями, стартуя с температуры 28 градусов и снижая ее до 23. С полутора лет можно применять обливания малыша душем.

Когда детки ходят уверенно, можно применять закаливающие ванны для ног. Это отличное средство против простуд. Манипуляцию лучше делать перед сном, наливая в тазик столько воды, чтобы она покрывала лишь нижнюю часть голеней. Стартовая температура воды детям до 3 лет - 33°С, а зимой - 36 °С. Еженедельно температуру надо снижать на 2 градуса, доводя ее до 24°С. Пусть дитя во время процедуры шевелит стопами, делает мини-зарядку, а не просто держит ноги в воде.

Обливание ног проводят с помощью ковша, предварительно усадив ребенка на низкий стульчик. В начале температура воды должна быть 27-28°С, а конечная - 18°С. После ножной ванночки, обливания, обтирания необходимо ножки ребенка вытирать досуха, растирать руками до легкого покраснения.

Закаливание новорожденного ребенка

Евгений Комаровский считает, что новорожденное дитя в закаливании не нуждается. Следует только организовать за ним уход так, чтобы не угасали адаптационные механизмы. Необходимо создавать соответствующую для этого температуру воздуха и воды. Это означает, что малыша надо уже в первые недели жизни при смене пеленок оставлять на минутку голеньким.

Что касается воды, то с месяца можно увеличивать продолжительность купаний, таким образом, давая водичке возможность охлаждаться естественным образом. Также педиатр советует использовать возможности контакта с природой, то есть больше гулять, постепенно увеличивая длительность прогулок. Снег, дождь не должны быть помехой для них.

Ребенок лучше спит на свежем воздухе, и такого закаливания грудничку вполне достаточно. Господин Комаровский не рекомендует окунать детей в прорубь, держать таких крох на солнце и применять другие экстремальные виды закаливания.

Закаливание ребенка 3-5 лет

В этом возрасте можно проводить такие процедуры по укреплению иммунитета ребенка: контрастные ножные ванны и душ, купания, обливания, а также водить дитя в сауну или русскую баню.

Контрастное обливание ног предполагает наличие двух тазиков. В горячем вода должна быть температурой до 40 о С, в холодном - 30-32 о С. Сначала ножки погружаются в горячую воду на минуту, затем на 20 секунд в холодную. Температуру воды следует в обоих тазиках понижать на 2 градуса.

Контрастный душ применяют лишь для детей трёхлетнего возраста. Малыш под горячим дождиком стоит две минуты, под холодным - 20 секунд. Чередование должно быть не менее 5 раз с окончанием холодной процедурой. Помните, что закаливание должно приносить малышу радость, поэтому если у ребенка нет настроения, ему не нравится процедура, то лучше ее не делать. А для того чтобы сразу создать атмосферу приятности, стоит в доступной форме объяснить малышу, для чего вы это делаете, придумать сказку, историю о том, как такие манипуляции помогли выздороветь герою мультфильма.

Сауна - это финская баня. Ее действие на детский организм определяется низкой влажностью воздуха и высокой температурой. К этой процедуре дитя советуют приучать с трехлетнего возраста, хотя сегодня есть масса примеров привлечения детей к бане и с возраста одного года родителями, которые являются любителями высоких температур. В этом виде закаливания главное - постепенность. Сначала стоит малышу показать и рассказать все о процедуре, пусть увидит, как парятся папа и мама, затем предложите ребенку зайти в парилку на 5-10 секунд. Вдыхание воздуха усиливает кровенаполнение верхних дыхательных путей. Приучайте дитя дышать в сауне носом. Повторяющееся чередование нагревания и охлаждения в предбаннике стимулируют работу терморегулирующих механизмов детского организма. Это и позволяет малышу легче адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Закаливание горла ребенка

Есть несколько вариантов таких процедур. Вот они:

  • Закаливание водой . Начинать надо с полоскания горлышка теплой водичкой (40 градусов) и снижать ее постепенно на 1-2 градуса, доходя до 17ºC.
  • Отвары трав . Обычная вода заменяется настоями календулы, ромашки, эвкалипта.
  • Солевые полоскания . В стаканчике кипяченой воды растворяют чайную ложку соли, полощут горло. Можно добавлять соду либо пару капель йода.
  • Кубики льда . Вместо полосканий можно применять рассасывание кубиков льда. В первый день их держат во рту 30 секунд, постепенно доводя до полного растворения.
  • Мороженое . Можно давать ребенку по чайной ложке этого продукта, предлагая подержать его 10 секунд во рту, а потом глотать.

Закаливание после болезни

Педиатры советуют начинать закаливание после простуд с обычных воздушных ванн. Они хорошо переносятся детьми. Сразу после выздоровления ребенка начинайте с проветривания его комнаты. Во время этого погибают микробы и инфекции. Воздушные ванны - это и возобновление прогулок во дворе либо в парке, где воздух чище. И при этом перестаньте дитя кутать, учтите, что оно двигается, ему не холодно. Одевайте ребенка по погоде. Перегревание не менее вредно детскому организму, нежели переохлаждение. Что касается водных процедур, то сразу после выздоровления с ними стоит повременить. Не спешите с контрастными обливаниями, душем.

Больше пользы будет от полоскания горла, промывания полости рта раствором морской соли.

Подходите к закаливающим мероприятиям после болезни осторожно и не забывайте, что они должны приносить вашему чаду удовольствие.

Специально для - Диана Руденко



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!