Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Задания времена года 5 6 лет.

Конспект занятия «Времена года»

Целеполагание:

1. Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет по его основным признакам; упражнять в регуляции темпа речи, интонации и силы голоса, выделение звука в слове.

2. Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года; развивать мышление, фантазию при сочинении небылиц.

3. Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

Оборудование: аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; слайд-шоу с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима), проектор, доска; «ковер-самолет» (красочное покрывало); иллюстрации перелетных и зимующих птиц; снежинки из салфеток на каждого ребёнка; колпак и палочка; «чудесный мешочек» с овощами и фруктами; сказочный персонаж домовёнок Кузя; мяч.

Ход:

I. Преподаватель: Дети заходят в кабинет под музыку П.И. Чайковский «Времена года».

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

II. Преподаватель: Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.

Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте - ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы).

Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Включается музыка П.И. Чайковского.

1 остановка: Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна.)

    Проекция слайд - шоу весенних пейзажей и сюжетов на доску.

Преподаватель:

Какая весна в нашем краю?

(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.).

Что хорошего вы знаете о весне?

(природа оживает, появляются подснежники –первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.)

Назовите весенние месяцы?

( март, апрель, май)

Кто весну на крыльях приносит?

(птицы.)

Как называются эти птицы?

(перелетные.)

А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

(зимующие)

Физминутка. Подвижная игра « Зимующие и перелетные».

(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)

Преподаватель: Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – « летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать не зевать, только верно называть».

Преподаватель: (музыка П.И. Чайковского).

2 остановка: Весна пройдет, а за нею …

Солнце печёт,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето).

    Проекция слайд - шоу летних пейзажей и сюжетов на доску.

Какое лето в нашем краю?

(теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).

Что хорошего несет с собой лето?

(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т.п.)

Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.

Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица».

Дети идут по кругу и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли». В это время воспитатель надевает на одного из детей большой колпачок, который закрывает глаза, и дает ему в руки палочку.

Ребенок в колпачке крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей, и произносит, например: «зверь». Ребенок в кругу берет палочку с другой стороны и называет любого зверя, и т.д.

На слово «небылица» дети придумывают небылицу о любом времени года.

Преподаватель: Замечательно, молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).

3 остановка: Прошло лето, а за ним…

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью).

    Проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов на доску.

Дидактическая игра « Чудесный мешочек».

Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.

Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь) , что в мешочке, достаньте это и опишите.

Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах

(один ребенок рассказывает, остальные дополняют).

Чем вам осень нравится?

(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)

Чем осень может огорчить?

(пасмурной, дождливой погодой)

Преподаватель: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).

4 остановка: Прошла осень, а за нею …

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой).

Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов на доску. Преподаватель: Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Преподаватель:

Какие ваши любимые развлечения зимой?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

Какая зима в нашем краю?

(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.).

Физкутминутка: «Зимние ветра» (ЗКР).

Заметет дорожки пороша: « ш - ш –ш - ш»,

(дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).

Завьюжат вьюги: «в- в- в- в», (круговые движения руками).

Закружит метель: «у- у- у- у», (дети кружатся и садятся).

Преподаватель: Ребята, давайте побеседуем о любимом времени года, вот мое любимое время года – весна, которая следует за зимой. Весной появляются самые нежные и прекрасные цветы – подснежники и вся природа оживает и «просыпается».

А теперь я хочу узнать о вашем любимом времени года. Придумайте о нем красивое предложение.

(ответы детей)

Преподаватель : Спасибо, ребята за ваши рассказы, а сейчас мы с вами посмотрим на ваши развлечения и игры, в разные времена года.

    Проекция слайд – шоу с фотографиями детей и их занятиями в каждое из времён года.

Подведение итогов:

Игра в кругу с мячом (обратная связь):

- Куда мы с вами сегодня путешествовали?

- Перечислите последовательность времён года.

Что вам понравилось, запомнилось?

В чём возникали трудности?

Как вы с ними справились?

Целевые установки : Формировать начальные представления о временах года, познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года, совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками в малых группах, развивать интерес к окружающей природе, активность, внимание, воспитывать любовь к природе, доставить детям радость от игр, учить детей эмоционально воспринимать стихотворение.

Ход занятия:

В зависимости от реального времени года, взрослый с ребенком работает со страницей пособия по следующей схеме: стихотворение – подбор подходящей картинки – обсуждение – творчество – игра.

Рассмотри рисунки. Какая сегодня погода?

Лето.

Если солнце светит, и цветут цветы,

Значит, это Лето здесь увидел ты.

Если стало жарко, ты легко одет,

Это что за время? Дай ты мне ответ.

Найди картинку, где светит солнце.

Возьми карандаш, раскрась солнышко, нарисуй цветочки.

Динамическая пауза про лето.

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел(туловище вперед, назад).

Шевельнулся, потянулся, (потянуться)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево).

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (покружиться).

Дополнительно: для развития мелкой моторики, предложите ребенку картонный круг и прищепки.

Осень.

Листья пожелтели,

Дождик моросит,

Птицы улетели,

Солнце не блестит.

И собою зонтик я беру теперь,

Потому что Осень постучала в дверь.

Найди подходящую картинку. Расскажи, что на ней нарисовано? Чем отличается от других? Раскрась тучки, дождь и зонтик. Зонтик можно предложить раскрасить по заданию. Например, 1-ю часть красным карандашом, 2-ю – желтым, 3-ю – зеленым.

Динамическая пауза.

Капля - раз, капля – два

Очень медленно сперва. (медленно подпрыгиваем на месте)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом (увеличиваем темп)

Мы зонты свои откроем (останавливаемся, руки разводим в стороны)

От дождя себя укроем (соединяем кисти рук над головой – «зонтик»).

Дополнительно: на прогулке рассмотреть осенние листочки, а дома сделать «портрет» осеннего листочка. Нанести краску на осенний лист, приложить к альбомному листу, пригладить, аккуратно снять. «Портрет» осеннего листа готов!

Зима.

Я прочитаю стихотворение, а ты найди подходящую картинку.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

И радуются дети,

Ну, вот пришла пора!

И дружно вместе лепят

В саду снеговика.

Рассмотри картинку, что на ней нарисовано? Раскрась снеговика.

Игра «Вьюга». Сдуть со стола кусочки салфеток, собрать «снежок» в стаканчик.

Дополнительно: Прочитать стихотворение Э. Машковской и нарисовать способом «тычка» снежок.

Жили-были в тучке точки:

Точки-дочки и сыночки -

Двадцать тысяч сыновей!

Двадцать тысяч дочерей!

Сорок тысяч белых точек -

Сыновей и точек-дочек -

Сразу за руки взялись

И на землю понеслись.

Весна.

Распустились почки,
Травка вырастает,
В это время птички
С юга прилетают.

Найди подходящую картинку. Что на ней нарисовано?

Рассказ взрослого о признаках весны.

Чем эта картинка отличается от других? (От летней картинки? осенней? зимней?)

Раскрась картинку так, как тебе нравится.

Игра: «Веснянка».

Ой, бежит кругом вода, нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой вода, н ету снега, нету льда. (идут по кругу, взявшись за руки)

Прилетели журавли, и соловушки малы.

Журавли, журавли, и соловушки малы. (бегут по кругу, изображая птиц)

Мы весняночку поём, в есну красную зовём.

Мы поём, мы поём , в есну красную зовём!

(руки на поясе и поднимают вверх к солнцу).

Дополнительно: слепите птичку из пластилина. Поиграйте в «Золушку», смешайте горох, рис, гречку, попросите ребенка выбрать из смеси только гороховые зерна, «угостите» птичку.

Ф. И. Тютчев

Зима недаром злится,

Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

B. А. Жуковский «Жаворонок»

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны...

C. Д. Дрожжин «Весеннее царство»

Вернулось царство вешних дней:

Звенит по камешкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.

Смолою пахнет от лесов,

Краснея, почки лепестков

Вздохнули вдруг,

И миллионами цветов

Покрылся луг...

И. Бунин

Крупный дождь в лесу зелёном

Прошумел по стройным клёнам,

По лесным цветам...

Слышишь? — Звонко песня льётся,

Крупный дождь в лесу зелёном

Прошумел по стройным клёнам,

Глубь небес ясна...

В каждом сердце возникает, —

И томит, и увлекает

Образ твой, Весна!

Р. Сеф «Отчего весна пришла весной?»

— Отчего

Весна пришла весной?

Журчит ручей

Всё расцвело кругом?

Нужны гроза и гром?

— Оттого, дружок,

Весна пришла,

Что погода

И ручей лесной

Журчит, звеня,

Чтобы пеньем

Радовать меня.

А гроза —

Хотя и не нужна,

Без грозы весна?

Я. Аким «Апрель»

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня — прямиком

Шлёпает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.

«Скоро, скоро быть теплу!» —

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба...

Ты знаешь, когда наступает ранняя весна? Что появляется на улицах ранней весной? Как можно сказать, какой бывает ранняя весна? (Робкой, слабой, несмелой.) Почему она такая? Послушай стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится...». Почему поэт изображает Зиму в виде старухи, а весну — как ребёнка? Какие слова автор находит, чтобы передать своё отношение к Зиме и Весне? Какая у него Зима? А Весна? В каких строчках

О каком времени года говорит С. Д. Дрожжин в стихотворении «Весеннее царство»? Какие звуки весны мы можем услышать в его стихотворении? А какие запахи можно почувствовать? А какие краски есть у весны? Что ты представляешь, когда слышишь такие строчки из стихотворения: «Краснея, почки лепестков вздохнули вдруг...»?

Послушай произведение о весне, написанное И. Буниным. Это рассказ или стихотворение? А как ты догадался? Чем стихотворение отличается от рассказа? (В стихотворении есть напевность, ритмичность, музыкальность, рифма. Рифма — это одинаково оканчивающиеся слова (созвучия слов) в окончаниях стихотворных строк: «зелёном» — «клёнам», «льётся» — «раздаётся», «цветам» — «лесам». Рифма придаёт благозвучие стихотворению, подчёркивает музыкальность стиха, его ритм.) Попробуй сам найти рифму во второй части стихотворения.

Какую картину ты представил, слушая стихотворение И. Бунина «Крупный дождь в лесу зелёном...»? Ты можешь показать, как шумит по клёнам и по лесным цветам весенний дождь? Какой звук у тебя получится, тихий или громкий? Будут ли рады этому дождю растения? Почему? Какие ещё звуки можно услышать в весеннем, омытом дождём, лесу? Как ты понимаешь: «Глубь небес ясна...»? Как можно сказать по-другому? Почему людей так радует приход весны?

О чём стихотворение Я. Акима «Апрель»? Какую картинку ты представил, слушая это стихотворение? Как рассказывает автор о приходе весны? Как ты понимаешь эти слова: «Гонит талые снега с гомоном и звоном...»? С чем сравнивает поэт зелёную траву на лугу? (Сравнивая два предмета, используй слова «как», «словно», «будто», «точно»: «Свежая трава на лугу, как зелёный бархат».) Почему трава похожа на бархат? (Она такая же мягкая, упругая и шелковистая, как бархат.) Какое дерево весной расцветает первым? Как говорит об этом поэт? Какой образ он рисует? Какое это стихотворение, весёлое или грустное? Автор рад приходу весны? Почему ты так думаешь?

Е. Трутнева «О лете»

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

А. А. Фет

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

А. Блок «Летний вечер»

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Спят луга, спят леса,

Пала свежая роса.

В небе звёздочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Малым деткам спать велит.

Гайда Лагздынь «Жарко»

Встало солнышко пораньше,

Искупалося в реке

И уселось на лужайке —

На зелёном бугорке.

Тёмно-алые гвоздики

Накалились докрасна!

Загорела на припёке

Одноногая сосна.

Зарумянилась малина,

Раскраснелся в поле мак.

В камышах кричат лягушки:

— Жар-ко, квак! Жар-ко, квак! Как!

Вопросы для обсуждения прочитанного с детьми

Тебе понравилось, как рассказывает о лете Е. Трутнева в стихотворении «Лето»? Какую картинку ты представил, слушая это стихотворение? О каких приметах лета говорит поэтесса? Ты знаешь, когда выпадает роса? А почему капельки росы «гнут былинки до земли»? Почему до самой ночи не смолкает пчелиный гул? Какое летом солнышко? Как оно греет землю? Послушай стихотворение Е. Трутневой ещё раз и постарайся запомнить в нём рифмующиеся строчки". Какие рифмы ты запомнил?

Какие краски у лета? А какого цвета бывает летом небо? А ты знаешь, когда небо становится красным? Послушай стихотворение А. А. Фета, в котором поэт рассказывает о летнем вечере. Какую картину ты себе представил, слушая это стихотворение? Когда о деревьях можно сказать, что они дремлют? Как ты понимаешь выражение «извивы реки»? Ты догадался, почему так говорят? Когда могут блестеть извивы (повороты) реки?

Ты знаешь, что поспевает летом? А какие хлебные растения тебе известны? Раньше пшеницу и рожь убирали не машинами, как сейчас, а вручную. Таких людей называли жнец и жница, потому что они косили, или, как говорили раньше, жали, траву. Послушай стихотворение А. Блока

«Летний вечер». О чём нам рассказывает автор? Как ты понимаешь слова автора: «Дремотой розовой объята трава...»? Когда так бывает в природе? А ты догадался, почему луна на небе вдруг стала красной? Сравни стихотворения А. А. Фета и А. Блока. Какая картина летнего вечера тебе понравилась больше?

Как летом греет солнышко? В какой цвет оно красит всё вокруг? Послушай стихотворение о лете Г. Лагздынь, которое называется «Жарко». Что рассказывает о солнышке автор? Как солнышко изменило гвоздики? Как об этом говорится в стихотворении? Что поэт говорит о сосне? А разве сосны могут загорать? Какими стали малина и маки? Значит, какие слова в стихотворении помогают передать, что всё кругом стало красным от солнца? («Накалились», «загорела», «зарумянилось», «раскраснелся».)

А. Твардовский «Лес осенью»

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней —

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шляпу набекрень.

К. Бальмонт «Весёлая осень»

Щебетанье воробьёв,

Тонкий свист синиц.

За громадой облаков

Больше нет зарниц.

Громы умерли на дне

Голубых небес.

Весь в пурпуровом огне

Золотистый лес.

Ветер быстрый пробежал,

Колыхнул парчу.

Цвет рябины алым стал,

Песнь поёт лучу.

А. С. Пушкин

Печальны лес и дол завялый,

Проглянет день — и уж темно,

И, будто путник запоздалый,

Стучится буря к нам в окно...

Н. Рубцов

У сгнившей лесной избушки,

Меж белых стволов бродя,

Люблю собирать волнушки

На склоне осеннего дня.

Летят журавли высоко

Под куполом светлых небес

И лодка, шурша осокой,

Плывёт по каналу в лес.

И холодно так и чисто,

И светлый канал волнист,

И с дерева с лёгким свистом

Слетает прохладный лист.

Что можно нарисовать жёлтой краской? (Солнце, песок, подсолнух, цыплёнка.) А может ли зелёное стать жёлтым? Когда это бывает? Какие ещё цвета у осени? Послушай стихотворение А. Твардовского «Лес осенью». Оно грустное, печальное или светлое, спокойное? О чём это стихотворение? Какую картинку ты представлял, когда его слушал? Какими стали деревья? Вспомни, как об этом говорится в стихотворении. Почему ель в осеннем лесу стала заметнее? Что автор говорит о подосиновике? Какие строчки стихотворения тебе понравились больше всего? А какие строчки запомнились?

Какие ты знаешь слова об осени? (Холодно, листопад, жёлтые листья, птицы улетают, дождь, ветер, солнце не греет, лужи, грязь.) О времени года говорят не только краски, но и звуки. Давай послушаем осень. Какие у неё звуки? (Шорох листьев, вой ветра, шум дождя.) Послушай стихотворение К. Бальмонта «Весёлая осень». Оно весёлое, грустное или спокойное? Как ты это понял? Какие звуки услышал поэт в осеннем лесу? Что говорит поэт о лесе, каким он стал? Почему так говорится в стихотворении? Как сказать об этом по-другому? Какие цвета увидел поэт осенью в природе?

Ты знаешь, что такое листопад? Почему в лесу становится красиво, когда начинается листопад? Ты бывал в лесу осенью? А собирал разноцветные осенние листья? Что тебе нравится в осеннем лесу?

Послушай отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Печальный лес и дол завялый...». Почему поэт называет лес «печальным», а дол (долину) «завялым»? Каким становится день осенью? Как об этом говорится в стихотворении? («Проглянет день — и уж темно...») С чем сравнивает поэт осенний ветер, бурю? Как ты думаешь, это стихотворение весёлое или грустное? Какие слова помогли тебе это понять?

А. С. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Ф. И. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

С. Есенин

Поёт зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца, ясная

Красавица весна.

В. Ланцетти «В мороз»

Снег на улице и стужа.

Крепким льдом забита лужа.

От дороги робко Веточками тропки

Тянутся к домам:

— Погреться можно нам?

Гайда Лагздынь «Ноябрь»

— Ты чего скрипишь, берёза?

— Стынут корни от мороза.

— Ты чего вся побелела?

Прячешь ветки в кружева?

— Я совсем заледенела...

Но не бойся... я жива...

В. Лунин «Зима»

На картине у зимы

Всё бело от снега:

Поле, дальние холмы,

Изгородь, телега.

Но порой блеснут на ней

Средь поляны ватной

Красногрудых снегирей

Солнечные пятна.

Вопросы для обсуждения с детьми

Послушай стихотворение А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...». Это сказочное стихотворение? Почему ты так думаешь? О чём в нём рассказывается? Как автор говорит о приходе зимы? Почему он называет её волшебницей? Как лежит снег на суках дубов? С чем автор сравнивает снег на полях? (Снег как волнистый ковёр.) Как по-другому можно сказать? Что зима сделала с речкой и её берегами? Каким проказам матушки-зимы мы радуемся?

Послушай, как рассказывает нам о зимнем лесе Ф. И. Тютчев в своём произведении «Чародейкою Зимою...». Это рассказ или стихотворение? Почему ты так думаешь? Можно сказать, что оно напевное, мелодичное? Какие рифмы ты здесь услышал? Какую картину ты представил, когда слушал стихотворение? Как описывает автор зимний лес? Какое волшебство сделала Зима с лесом, как она его околдовала? Что говорит автор о снеге, с чем его сравнивает? Тебе понравилась эта картина зимы?

Тебе понравилось стихотворение В. Ланцетти «В мороз»? Какой красивый образ придумал автор, чтобы показать холод зимы? Если бы ты был художником, какую бы картинку ты нарисовал к этому стихотворению?

Привет, привет, дорогие родители!

Наши маленькие исследователи каждый день что-то новое узнают и хотят познавать все больше и больше. Пришла пора познакомить их в временами года. Уже в 2-3 годика можно начинать осваивать такое знакомство.

Знакомство с временами года

Если ваш малыш еще не понимает о чем речь, сначала познакомьте его в общих чертах. Затем, когда он будет ориентироваться лучше и усвоит основной материал, будете изучать с ним месяца.

Для начала нужно рассказать чем отличаются друг от друга, что характерно для каждого времени. Желательно использовать дидактические или любые другие карточки, чтобы ребенок наглядно увидел о чем рассказывает мама.

Сначала, что характеризует то или иное время, какая погода, какую одежду надеваем. Затем можно добавить явления природы, игры, характерные для этого времени, праздники. Что происходит с животными и птицами, как ведут себя деревья.

Обязательно спрашивайте, что ребенку нравится делать в то или иное время года, может ему нравится собирать листики осенью или зимой кататься с горки.

Можете приводить примеры событий, которые происходили с ребенком.

Например, когда я рассказывала сыну про лето, я напоминала ему, как мы ездили на море, как купались, как он собирал малину и искал ягодки каждый день, как играл в песочке.

Можно показать ребенку его летние фото. И так с каждым временем года.

На прогулках обязательно закрепляйте материал.

Лето — ну конечно же самая любимая детками пора. На улице очень тепло и можно бегать в трусиках, загорать и купаться. Какой летом длинный день и короткая ночь. Как стрекочет кузнечик вечерами, как кусают комарики, как можно кататься на велосипеде или играть в мяч.

Зима — это конечно же белое ледяное царство. Расскажите про снег, про красивые узоры на стекле, как вы готовились к новому году. Как лепили снеговика, какие забавы можно играть зимой, какие зверушки зимой спят, какие птицы прилетают к нам зимовать, как в мороз щиплет щечки. Какую теплую одежду приходится надевать, как кормим птичек, как можно морозить ледяные фигурки.

Осень — чаще идет дождик и становится прохладнее, листья деревьев становятся разноцветными. Собирайте красивые листики и обязательно мастерите с ребенком поделки.

Весна — как просыпается все живое, как набухают почки, и распускаются листочки. Когда будете гулять дайте ребенку потрогать почки, листики, обращайте на это его внимание. Тает снежок и бегут ручейки. Можно запускать самодельные лодочки и кораблики. Ходить в сапожках по лужам. Рассказывайте какие животные просыпаются, какие меняют свою шубки, какие птицы прилетают — улетают.

Можно ребенку показать презентацию на тему времена года.

Во что играем

Конечно мы будем играть, чтобы легче запоминать времена года, так малыш быстрее усвоит материал и научится отличать и применять.

Закрепляем материал: Поделки

  • Зимний лес. Стволы деревьев сделаны из белого пластилина, предварительно разогретого на батарее или на солнышке, чтобы лучше размазывался пальчиком.



Стишки и сказки о временах года

Сказка с движениями: мама показывает, малыш повторяет

Пришла весна: Выросли деревья (стоим ровно, ручки опущены)

На них появились веточки (поднимаем ручки вверх)

На веточках распустились листочки (растопыриваем пальчики в разные стороны)

Наступает осень: листочки пожелтели (загибаем пальчики и немного опускаем ручки)

Подул сильный ветер (закачались всем туловищем и дуем - ууууууу)

Листочки от ветра задрожжали (трясем ручками)

И упали листочки на землю (наклоняемся и достаем руками до пола)

Приходит зима: Зимой падает снежок (ручки пред собой и машем кистями)

Становится холодно(показываем как холодно: руки скрещены на груди и дрожжим)

Все детки одевают шапки и шубки (изображаем как одеваем)

И наконец приходит весна и снова растут новые деревья (показываем снизу как проклевываются)

И вырастают большими — большими (выпрямляемся, встаем на цыпочки и руки высоко поднимаем над головой)

Времена года

Если кончились метели,
если птицы вдруг запели,
лес очнулся ото сна,
значит к нам пришла ВЕСНА.
Если солнце в синеве,
и цветы цветут в траве,
если всё теплом согрето,
значит к нам приходит ЛЕТО.
Если жёлтая листва,
если высохла трава,
если в школу детворе,
значит ОСЕНЬ на дворе.
Если холодно кругом,
если речка подо льдом,
всё в снегу: земля, дома,
значит к нам пришла ЗИМА.
Если дом украшен ярко,
если дарят всем подарки,
если елка, хоровод —
это праздник Новый год!

Вот плывет он по весне –
Звон капели в тишине.
Ночью он плывет и днем,
Как велит природа,
По морям, что мы зовем
Временами года.

(Л. Завальнюк)

Месяцы года

Январь

Открываем календарь –
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

Февраль

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

Март

Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.

Апрель

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Май

Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

Июнь

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!» –
В саду щебечут птицы...
На одуванчик только дунь
И весь он разлетится.

Июль

Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

Август

Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.

Солнце над просторными
Нивами стоит.
И подсолнух зернами
Черными
Набит.

Сентябрь

Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.

Октябрь

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

Ноябрь

День седьмого ноября –
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Все на улице красно.

Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь, музыка идет
Там, где шли трамваи.

Весь народ – и млад и стар –
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!

Декабрь

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

Каждая пора года прекрасна по-своему. Весна богата цветами и первыми лучами солнца, зима приносит праздники и зимние забавы. В глазах детей все времена года выглядят наподобие нового мира с яркими характерными запахами, красками, а также ощущениями. Лучше всего начать знакомство ребенка со всеми сезонами в году, используя детские картинки для дошкольников «Смена времен года: весна, зима, осень, лето». Желательно, чтобы они наглядно демонстрировали особенности каждого сезона в отдельности. Такая дидактическая игра способствует развитию кругозора дошкольников, их пониманию законов природы.

Как можно их использовать?

Картинки на тему «Смена времен года: весна, лето, осень, зима» и дидактическая игра для детей подойдет лучше всего. Так ребенок лучше запомнит изучаемый материал. Вначале малышу следует объяснить, какие природные явления характерны для каждой поры года. Лишь затем ему можно показывать всевозможные картинки для детей с изображениями разных времен года. Когда малыш их внимательно рассмотрит, пусть назовет все времена года, которые предлагает дидактическая игра. Так ваше чадо не только визуально запомнит новую информацию, но и сможет хорошо ее закрепить.

В домашних условиях можно придумать еще и другой вариант изучения смены времен года для детей.

Например, может быть создана такая дидактическая игра. Для этого самостоятельно изготовьте карточку из белого картона и нарисуйте на ней в верхней части улетающих птиц, расцветающий подснежник, куст земляники и спящего мишку. От каждого рисунка изобразите дорожки в виде лабиринта, подпишите снизу соответствующие сезоны года. Попросите ребенка, чтобы он прошел по дорожкам лабиринта и сказал, в какое время года птицы улетают в теплые страны, когда расцветают подснежники, поспевает в лесу земляника, а в какое время года мишка спит. Приступайте с ребенком к подобным занятиям лишь тогда, когда у него проявится к этому интерес. В детсаду может быть применима следующая дидактическая игра. Воспитатель каждому ребенку раздает по 4 детские карточки с изображениями определенных предметов. Дает несколько минут на их рассмотрение. Затем просит назвать, есть ли среди них лишний предмет, не относящийся к определенному времени года. Например, лишним предметом является снеговик, потому что его можно слепить или встретить только зимой. Выигрывает тот, кто все правильно назовет.

Хорошо подойдет такая дидактическая игра для детей «Смена времен года: весна, лето, осень, зима». Воспитатель предлагает детям выбрать название сезона года, например, весна или зима. Когда выбор будет каждым сделан, им показывают поочередно фрагменты картинок с разными временами года. Тот, кому данный фрагмент подходит, забирает себе. Кто первым справится с заданием, и будет победителем. Здесь я собрала бесплатные картинки для детей «Смена времен года», а также плакаты, всевозможные карточки про времена года, игры и многое другое. Все материалы можно скачать бесплатно. Нажимайте на картинки ниже, чтобы скачать и распечатать.

Дидактическая игра «Смена времен года: зима, весна, лето, осень» для детей развивает творческие способности, способствует повышению уровня эрудиции. Она заинтересует вашего ребенка изучением времен года, природы и ее особенностей. Именно игра – главный метод обучения малышей. Только она способна сделать из них чутких, любознательных и интересных людей.

Тематические материалы

Карточки-картинки

Полный комплект тематических карточек о различных временах года для детей. Картинки очень красочные и интересные.

Дидактическая игра

Игра на сортировку про Времена года для детей:

Самые простые карточки с изображением мультипликационных героев из мультфильмов о различных временах года.

Плакат по теме

Раскраска

Книги

Скачать эту книги бесплатно можно .

Пример страниц изнутри книги:

Плакат про сезонную одежду и времена года для детей:

Времена года с Винни Пухом для детей:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!