Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Ясли — с какого возраста будут оптимальными для ребенка? Отдаём кроху в ясли или воспитываем дома? Ясли для малышей минусы.

Кроха уже подрос и вполне мог бы пойти в ясельную группу детского сада, но вас терзают сомнения. Мы вам поможем: вот все «за» и «против». Теперь вам точно будет легче принять решение!

Ясли, какими их знали наши мамы и бабушки, уже давно перестали существовать. Вплоть до начала 80-х прошлого века частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком продолжался всего 56 дней после родов. А дальше — либо оставаться без работы и средств, либо отдавать грудничка в ясли. В наше время ясельные группы открыты не во всех детских садах и принимают малышей только с 1,5 лет. Но и тут встаёт вопрос: нужно ли отпускать карапуза «в народ» в этом возрасте, или всё же нет?

«ЗА»

  1. Вы можете выйти на работу раньше. Если семья живёт без бабушек и дедушек, а вы по каким-то причинам просто обязаны выйти на работу, малыша нужно кому-то оставить. А отдавать всю зарплату няне, разумеется, не хочется. Здесь ясли — единственный возможный выход, который позволит вам полноценно работать, а крохе быть под присмотром профессиональных педагогов. К слову, даже если вы работаете из дома, удобно, если ребёнок может несколько часов побыть в саду, а не сидеть в одиночестве в своей комнате, придумывая всё новые (и не обязательно безопасные) проказы.
  2. Вы можете не разрываться между двумя детьми. Когда в семье рождается малыш, а старшему ребёнку нет и двух лет, наступает сложный период для всех. Для вас, потому что вы вынуждены разрываться, чтобы уделять внимание обоим. Для старшего, потому что он внезапно перестаёт быть прежним крохой в глазах взрослых: ему достаётся меньше родительской любви и внимания, от него требуют быть самостоятельным, не мешать, поиграть в одиночестве. В этой ситуации, если поблизости нет родственников, которые могли бы хоть часть дня проводить со старшим ребёнком, ясли также станут спасением. Там малыш не будет чувствовать себя одиноким и, как следствие, не станет ревновать вас к младшему братику или сестричке.
  3. Ранняя социализация может пойти на пользу. Есть такие детки, которым уже в полтора года скучно дома. Им постоянно нужны общение, игры, развлечения, а вы и другие родственники не всегда могут это обеспечить. Таким малышам просто показаны ясли, кружки или развивающие занятия в детских центрах. Кстати, находясь в обществе сверстников, дети быстрее развиваются и овладевают необходимыми навыками.

«ПРОТИВ»

  1. Остаться без вас — это стресс. Вне зависимости от атмосферы в семье вы для малыша — главный человек и опора в жизни. Это заложено природой: потомство может быть в безопасности только рядом с матерью. Поэтому для маленького ребёнка любая ситуация, когда он не видит маму или хотя бы кого-то из близких, — стрессовая. Конечно, дети бывают разные: кто-то не может остаться даже с папой или бабушкой, другие же спокойно гуляют с няней или с маминой подругой. Но даже если малыш смелый и готов побыть без мамы, в любой сложной ситуации ему нужна будет её поддержка. В период до 3 лет ребёнка формируются основы детско-родительских отношений в семье. Поэтому так важно, чтобы мама была рядом, чтобы кроха чувствовал её поддержку и заботу — только тогда человек на всю жизнь сохранит близкие отношения с мамой.
  2. В яслях не может быть индивидуального подхода. Ребёнок аллергик, и ему что-то нельзя? Он не засыпает без любимой колыбельной, соглашается есть только те блюда, которые ему нравятся, боится громких звуков? Если речь не о частном садике, где 3-4 ребёнка в группе, а о городских яслях, сомнительно, что воспитатель найдёт время и силы, чтобы возиться с каждым малышом. С большой долей вероятности кроха будет вынужден делать всё то же и так же, как другие дети, а не так, как лучше ему. И вряд ли это хорошо скажется на его здоровье, настроении и характере.
  3. Никто не будет ухаживать за ребёнком так, как вы. Вытереть нос, покормить, вовремя поменять подгузник, поправить шапку на улице, сделать массаж ножек перед сном — какой воспитатель станет делать это так же часто, хорошо и с такой же заботой, как родная мама? Как результат: опрелости, болезни, недоедание и прочие неприятности.
  4. Ребёнок не защищён от плохого воспитания. Даже трёхлетка постоянно «приносит» из детского сада плохие привычки, нехорошие словечки и знания, которых лучше бы не было. Что уж говорить о малыше 1,5-2 лет? В этом возрасте ребёнок ещё не понимает, что хорошо, а что плохо, не осознаёт авторитет родителей и с лёгкостью перенимает поведение, жесты, особенности речи воспитателей и других детей. И если трёхлетнему карапузу можно просто объяснить, как делать нельзя, «стереть» усвоенное двухлеткой крайне сложно.

Малышу исполнилось полтора года и, к сожалению не каждая мама может позволить себе находится с ребенком дома, пока он достигнет хотя бы детсадовского возраста. Для того чтобы мама вышла на работу, ребенка необходимо оставлять под присмотром, чаще всего малыш отправляется в ясли.

Если другого выхода нет…

Конечно же, крохи в таком возрасте это дети, привыкшие к родительской заботе и ласке и вырвать из этой среды их очень непросто. Полтора года это тот возраст, в котором ребенок ощущает повышенную потребность постоянно находиться рядом с мамой, она для него самый главный объект, без которого для него просто не существует жизни. Это самый тревожный возраст ребенка , когда завидев чужого человека, малыш как страусенок прячет голову в коленях мамы, а здесь его вдруг оставляют в чужом доме, да еще вокруг только чужие люди.

Если мама планирует выйти на работу по достижению ребенком полутора лет, то следует заранее подготовить ребенка к яслям. Нужно постепенно начинать приучать ребенка к яслям и делать это желательно задолго до поступления в них. Для того чтобы ребенок не пугался посторонних людей и спокойно себя чувствовал в окружении других детей, чаще бывайте с ним на детских площадках , пусть он привыкнет, что вокруг него гуляют дети и взрослые, контактируйте со знакомыми у которых есть дети, приглашайте их в гости и ходите сами. Начните малыша оставлять дома с бабушкой или папой, он должен привыкнуть к тому, что какое-то время мамы может не быть дома, но затем она обязательно приходит. Увеличивайте время своего отсутствия постепенно до нескольких часов.

Начните приучать малыша к горшку , чтобы первое знакомство с горшком в яслях не оставило в нем негативных воспоминаний и не нанесло ребенку психологическую травму. Высаживать ребенка на горшок следует обязательно перед сном и после сна, до и после еды. Обязательно хвалите его, если у него получилось сходить в горшок, малыш должен видеть ваше одобрение. Следите за тем, чтобы опыт высаживания на горшок не был негативным. Горшок должен быть чистым, сухим и теплым, ребенка не следует усаживать на него насильно и оставлять на длительное время, иначе можно дождаться обратной реакции. Первое время в яслях крохам разрешают находиться в памперсе, поэтому переход не будет резким и отрицательным.

Учите ребенка самостоятельно кушать , в полтора года малыш уже может доносить пищу до рта, а задача мамы, в игровой форме научить его правильно держать ложку. Конечно же, ребенок не останется в яслях голодным, даже если сам еще умеет кушать плохо, воспитатель обязательно поможет и научит правильно кушать.

О чем надо знать родителям

Если вы решили оформить ребенка в ясли, помните о том, что хотя прививки малышам дело добровольное, но без них разрешение в ясли вам могут просто не дать, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы малыш был полностью привит по возрасту и прошел необходимый врачебный осмотр. Если по каким-либо причинам вы не хотите прививать своего ребенка, в этом случае придется, либо писать заявление в департамент дошкольного образования, либо идти к заведующей.

Помните о том, что ребенок раннего возраста более раним и слаб, он пока не имеет потребности в детском обществе и менее всего приспособлен к разлуке с родными ему людьми. Адаптация детей к яслям в таком возрасте проходит дольше и болезненней . В раннем возрасте детки интенсивно развиваются физически, у них совершенствуются психические процессы. Такие дети подвержены нервным срывам и колебаниями в настроении. Изменения в образе жизни ребенка приводит в первую очередь к тому, что у него изменяется эмоциональное состояние.

Адаптация в раннем возрасте проходит довольно болезненно. Для этого периода особенно характерны эмоциональная напряженность ребенка, заторможенность или беспокойство. Малыш может много плакать, стремиться к эмоциональному контакту с взрослыми или отказывается от него в раздражении, сторониться сверстников. Социальные связи ребенка в этот период нарушены.

Период адаптации к детскому учреждению у всех детей проходит по-разному . Различают три степени адаптации — легкую, среднюю и тяжелую. Если ребенок легко адаптируется в яслях, то его поведение нормализуется в течение первого месяца, он спокойно остается в группе, у него хороший аппетит, он достаточно активен и его отношения с окружающими и родными не нарушаются.

При средней степени тяжести адаптации в общем состоянии и поведении ребенка нарушения более ярко выражены. Настроение, аппетит и сон ребенка восстанавливаются 35-40 дней, он плаксив, значительно снижается его активность, он не хочет исследовать новое окружение, не общается с окружающими его взрослыми и детьми, не хочет пользоваться навыками речи, которые уже приобрел к данному возрасту. Эти изменения могут сохраняться до полутора месяцев.

При тяжелой адаптации к детскому учреждению малыш начинает тяжело и длительно болеть, психологическое состояние неблагоприятно сказывается на его психическом и физическом развитии. Могут возникнуть ситуации, в которых ребенок будет вести себя неадекватно, состояние малыша может граничить с невротическим.

Мама обязательно вернется

Даже если ребенок заранее подготовлен к яслям, родителям следует помнить, что первые дни его пребывания в новом окружении все равно будут тяжелыми. В этот период к малышу следует относиться очень бережно. Перед тем как оставить ребенка в яслях одного, маме нужно несколько дней приводить его в группу и находится там с ним , чтобы он привык к новым людям. Когда он немного привыкнет и уже не будет сидеть только на руках у мамы, а заинтересуется какой-либо игрушкой или общением с другими детьми, маме можно будет оставить его в группе минут на 20-30 . Несколько дней оставляйте ребенка в яслях совсем на короткое время, он должен видеть, что мама уходит, и быть уверенным, что она обязательно вернется. Неделю оставляйте малыша в яслях не более чем на 3 часа, а затем, постепенно можно увеличивать время. Пусть он берет с собой любимую игрушку, это поможет чувствовать себя не таким одиноким.

Увеличивать время пребывания в детском коллективе можно только тогда, если у ребенка хорошее эмоциональное состояние. Малыши в период адаптации особенно остро нуждаются в эмоциональном комфорте и защищенности. Обычно период адаптации у детей раннего возраста проходит за 2-3 недели. За это время ребенок привыкает к новой обстановке, учится самостоятельно кушать и ходить на горшок, и прекрасно понимает, что мама никуда не исчезает, а всегда возвращается, чтобы его забрать.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

К сожалению, родители не всегда имеют возможность находиться безотлучно со своими детьми. Кому-то нужно на работу, кому-то на учебу – и малыша приходится отдавать в ясли. Но независимо от ситуации, подготовка к яслям – процесс обязательный, если мама с папой хотят, чтобы для крохи прошла максимально безболезненно. Что нужно знать родителям о поступлении малыша в ясли?

Оформление в ясли – какие и когда подавать документы?

В ясли одним из родителей подается заявление о приеме малыша и следующие документы :

Когда подавать документы?

Об острой нехватке мест в дошкольных учреждениях известно всем. И задумываться о том, что малыша придется отдавать в ясли или сад, следует уже после его рождения . Как только вы получаете свидетельство о рождении ребенка – самое время бежать и вставать на очередь. Причем — не в само дошкольное учреждение, как раньше, а в специальную комиссию, занимающуюся комплектований детских садов.

Ясли — с какого возраста будут оптимальными для ребенка?

Сидеть с малышом дома в течение трех лет может себе позволить далеко не каждая мама. На эту сложную ситуацию и рассчитаны ясли, в которых малышей берут уже с 12 месяцев. Главным вопросом остается – сможет ли кроха безболезненно перенести разлуку с мамой в таком возрасте?

  • С 1-1,5 года.
    В этом возрасте мама для малыша – человек, без которого он существовать не может. Вырванный из атмосферы родительской заботы и нежности ребенок не понимает, почему вокруг него чужие люди, и почему мама оставляет его одного в чужом месте. Любой посторонний для годовалого ребенка – это «чужой» человек, и, конечно, малыш еще просто не готов психологически оставаться без мамы.
  • С 2-2,5 лет.
    Малыши этого возраста уже более развиты во всех смыслах. Они тянутся к сверстникам, их можно отвлечь играми. Если воспитатель будет хорошим психологом, а ребенок действительно общительный, то адаптационный период пройдет быстро. Но если ребенок категорически отказывается оставаться в яслях, то ваше время еще не пришло – оставлять его против воли не следует.

Что нужно в ясли: приобретаем «приданое» для малыша в дошкольное учреждение

Во всех яслях и детских садах свои правила, касающиеся, в частности, и «приданого», которое нужно малышу собрать с собой. Но основные требования схожи для всех яслей. Итак, что понадобится маленькому ясельнику?

  • Трусики – 4-5 пар (либо памперсы). Лучше первый вариант, если вы хотите, чтобы ребенок быстрее стал самостоятельным.
  • Маечки – пара штук.
  • Носки, колготки – по 3-4 пары.
  • Теплая кофта или свитер.
  • Комплект одежды на случай её полной смены (если, например, случайно прольет на себя компот).
  • Пеленка/клеенка для кроватки.
  • Пижама.
  • Нагрудники – 1-2 штуки.
  • Сменка. Лаковую обувь брать не стоит, как и войлочные тапки. Лучший вариант – обувь с супинатором и небольшим каблучком.
  • Головной убор для прогулки.
  • Комплект чистых носовых платков, расческа, полотенце.
  • Физкультурная форма.
  • Набор канцелярских принадлежностей , включая фартук.
  • Пакет под грязную одежду.

Остальное следует уточнять уже непосредственно у воспитателей. Например, если в яслях есть бассейн, то понадобятся купальные принадлежности. Если есть ритмика – чешки. И т.д. И не забывайте подписывать вещи ребенка, во избежание путаницы.

Важные рекомендации для родителей: как подготовить ребенка к яслям

Подготовка к яслям – тяжелый труд для родителей. В первую очередь, мамы с папами должны научить (постараться научить) малыша:

  • Жевать. То есть, перевести кроху с пюре и каш на кусковую пищу. Конечно же, постепенно.
  • Пить из обычной чашки (не из «поильничка»), есть ложкой.
  • Ходить на горшок. Даже если ребенок еще иногда писает в штаны, и не каждый раз просится на горшок, важно именно познакомить его с этим процессом. То есть, малыш не должен бояться горшка. А уж в яслях, дружно высаженные на горшки детишки довольно быстро обучаются этому навыку. Читайте также: ?
  • Засыпать в кроватке без маминых рук. Постепенно приучайте малыша засыпать самостоятельно.

Что касается здоровья ребенка (его адаптации и иммунитета), здесь нужно помнить следующее:

С чем и с кем следует познакомить ребенка до яслей?

Повседневная жизнь домашнего малыша существенно отличается от ясельника. И не только тем, что рядом нет родителей, и много детей. Ясли – это множество открытий для ребенка, причем, не всегда положительных. Поэтому нужно заранее познакомить кроху с :

  • Воспитателями и сверстниками.
  • С самим дошкольным учреждением , включая группу и площадку.
  • С режимом дня.
  • С меню.
  • С музыкальными инструментами.

Особенности работы группы кратковременного пребывания в яслях для наилучшей адаптации к дошкольному учреждению

Группы кратковременного пребывания – это адаптационные специальные группы в садах для пребывания малышей на 2-3 часа . Каковы особенности такой группы?

  • Возможность облегчить адаптацию к яслям и саду.
  • Возможность посещать группу вместе с мамой.
  • Помощь маме в развитии и адаптации малыша с помощью наглядных примеров.
  • Группы рассчитаны на возраст ребенка 1-3 года.
  • Образовательная программа включает в себя всестороннее развитие крохи – лепка, рисование, знакомство с буквами и счетом, танцы, мелкая моторика, развитие речи и формирование необходимых навыков, и пр.

Дебаты, на тему «с какого возраста отдавать ребенка в детские дошкольные учреждения», ведутся давно. Но, как правило, решение принимается родителями исходя из семейных обстоятельств и здоровья малыша. Если материальное положение семьи позволяет маме заниматься воспитанием ребенка дома, то вопрос о его ранней социализации часто и не поднимается.

Когда же мамочке необходимо выходить на работу, то ясли рассматриваются как место, где ребенок сможет как можно легче привыкнуть к социуму. А поскольку узнать мнение малыша и его чувства в таком малом возрасте затруднительно, то принимая решение, лучше ориентироваться на советы психологов и собственную интуицию вкупе со здравым смыслом.

О дошкольных учреждениях

В обиходе детское учреждение называется детским садом. В нем существуют группы, младшие из которых и называются яслями, или ясельными группами. В основном, государственные детские сады принимают детей возрастом от трех лет, что логично с точки зрения самоорганизации малыша. А вот коммерческие сады могут предоставлять услуги по досмотру детей с более раннего возраста, с года.

Обычно в ясельные группы набирают деток полутора-двух лет. К этому возрасту они уже умеют проситься на горшок, самостоятельно есть и сносно разговаривать. Мамы-одиночки, малообеспеченные семьи, часто вынуждены прибегать к услугам яслей, ведь оплачиваемый отпуск, установленный государством, недолог.

Исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод, что нижней возрастной планкой для определения малыша в ясли является год, а верхней – около трех лет, так как в три года он официально становится дошкольником, посещающим детский сад. Чтобы малыш своевременно пошел в дошкольное учреждение, надо стать в очередь, представив следующие документы:

  • свидетельство о рождении малыша;
  • паспорт мамы или папы;
  • для записи в специализированный детский сад – медкарту.

Эти же документы с ксерокопиями понадобятся при непосредственном оформлении в выбранный детский сад и некоторые другие, собрать которые не проблематично.

Достоинства и недостатки раннего посещения

Конечно, плюсы есть, и отрицать их не могут даже сторонники домашнего дошкольного воспитания, при объективном подходе к вопросу.

  1. Возможность маме работать. Даже если семья материально благополучна, бывают такие профессии у мам, в которых важно постоянное присутствие в рабочих процессах. Например, творческие профессии или работа, которую долго искали и не намерены терять. Адаптационный период для маленького ребенка протекает с болезнями, поэтому мама должна быть готова к частым отсутствиям на работе по больничным листам. И к реакции на них у коллег и руководства.
  2. Возможность маме сменить обстановку. При всепоглощающей любви к собственному чаду мамочка испытывает неимоверную усталость. Конечно, лучшим вариантом в подобном случае является возможность отвлекаться на некоторое время в течение дня. Это может быть посещение спортивного клуба или занятие по интересам. Но такой вариант отдыха доступен не всем.
  3. Приучение ребенка к режиму дня. В яслях он организован согласно возрастным нормам и проверен десятилетиями. Малыш своевременно будет накормлен, уложен спать, выведен на прогулку. Дома придерживаться режима дня удается немногим, так как мама отвлекается на домашние дела.
  4. Наличие очевидного прогресса в развитии. С детками в яслях занимаются специалисты, которые используют для обучения в игровой форме методики, прикладные пособия. В домашней обстановке не у всех мам получается самостоятельно развивать ребенка, ведь педагогические наклонности присущи не каждому.
  5. Осуществление постоянного контроля. Детки играют под присмотром взрослых, вырабатывая адекватную реакцию на наличие сверстников и отсутствие родителей. В раннем возрасте им свойственна неусидчивость и сильная привязанность к маме, и основной функцией работников яслей является выявление нужд малышей и их удовлетворение, предупреждение опасностей и оказание всесторонней помощи, создание благоприятного эмоционального климата.
  6. Укрепление иммунитета. Дети с хорошим иммунитетом в яслях адаптируются быстро, а вот малыши со слабой иммунной системой в первые месяцы посещения часто болеют. Конечно, в итоге они «закаляют иммунитет» лучше, чем домашние детки, но остается спорным вопрос о необходимости сильной нагрузки на иммунную систему в таком раннем возрасте.

Теперь рассмотрим минусы яслей, которые тоже очевидны для каждого здравомыслящего родителя.

  1. Малыш тяжело переносит разлуку с мамочкой. По мнению психологов, до трехлетнего возраста ребенок воспринимает себя как единое целое с ней, и попытки оторвать его на некоторое время вызывают у крохи стресс, который может выражаться активно в виде плача, капризов с агрессией, либо пассивно в виде частых заболеваний. Стрессовое состояние может сопровождаться потерей аппетита, плохим настроением, снижением интереса к развлечениям. Для ребенка из проблемной семьи адаптация происходит легче, а вот для домашних, окруженных заботой и любовью малышей, она почти всегда сопровождается сепарационной тревогой. При наличии выбора, родителям стоит взвешенно подходить к «ясельному» вопросу, учитывая интересы ребенка. Многие детки в итоге смиряются с посещением садика, подчиняясь старшим, но не уменьшает ли это степень доверия к родителям?
  2. Ребенок часто болеет. Это или следствие стресса, подтвержденное психосоматической теорией возникновения болезней, или слабость иммунитета. Нагрузка на неокрепшую иммунную систему провоцирует возникновение многих респираторных заболеваний. Отоларингологи советуют повременить с посещениями детского сада, ведь приобретенные там аденоиды с отитами, ларингиты с бронхитами, становятся постоянными спутниками ребенка.
  3. Никто не сможет заменить маму. Даже самый внимательный и талантливый воспитатель проигрывает в сравнении с заботливой любящей мамочкой. При наличии в группе большого количества деток, индивидуальный подход к каждому сомнителен.
  4. Нахождение в неестественной среде. Ребенок, оторванный от семьи, вынужден находиться в чуждой ему обстановке, среди чужих людей. Попадая в ясли через стресс, он воспринимает окружающий мир как враждебный и далекий.
  5. Уменьшение времени общения с крохой. Отдав ребенка в раннем возрасте в ясли, родители безвозвратно теряют возможность ежеминутно наблюдать за радостными мгновениями его развития.
  6. Психологи утверждают, что до трехлетнего возраста детям чужда социализация. Они играют самостоятельно, просто находясь вместе в группе.
  7. Малыша могут обижать. К сожалению, это возможно как со стороны детей, так и со стороны воспитателей. А он не сможет пожаловаться, просто выражая свои чувства страхом перед яслями.
  8. Дети все впитывают в себя, как губка. Он подражают нам, повторяя слова и копируя жесты. Вы же не хотите, чтобы он был похож на чужих взрослых, или повторял неприличные слова за другими детьми? А именно до трех лет происходит формирование личности малыша.

Решение всегда принимают родители, взвесив все «за» и «против». Именно на них лежит ответственность за комфортное и здоровое воспитание малыша. Любое мнение имеет право на существование, в зависимости от индивидуального подхода к вопросу. Главное – руководствоваться интересами ребенка, а не родителей.

На тему «отдавать ли ребенка в ясли?» сломано немало копий: одни призывают одуматься и не оставлять малышей в незнакомом месте, с посторонними «тетями» и чужими детьми по крайней мере до трех лет, другие уверяют: ясли нужны ребенку, чем он младше, тем легче ему привыкнуть к новой обстановке. Где же истина? В полтора-два года кроха еще не может толком объяснить, что он чувствует, поэтому решение о необходимости яслей лучше принимать исходя из советов психологов и простого здравого смысла.

С какого и до какого возраста ребенок ходит в ясли, а не в садик?

Прежде всего разберемся, а что это вообще такое – ясли. Где грань между ясельками и детским садом? В большинстве случаев при отправлении малыша в ясли речь идет о ясельных группах коммерческих детских садов. Государственные учреждения отошли от практики советских времен и предоставляют места в детских садах преимущественно детям, достигшим трехлетнего возраста . При этом оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком длится всего полтора года. Вот и возникает у мам логичный вопрос: что делать, сидеть дальше дома, рассчитывая на заработок мужа, или возвращаться на работу и отдавать ребенка в ясли, обычно на коммерческой основе. Матери-одиночки, не имеющие подработки и финансовой помощи родных, другого выхода, кроме как отдать в ясли, обычно и не видят.

Со скольки месяцев или лет берут в ясли – однозначного ответа на этот вопрос нет. Существуют редкие заведения, предоставляющие такую услугу даже для 9-месячных малышей. Но обычно нижняя планка ясельного возраста – это полтора-два года . В этом возрасте детки уже имеют минимальные навыки самообслуживания: просятся на горшок, умеют есть и пить без помощи взрослых.

Считается, что ясли – это группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет . Трехлетние малыши уже считаются официально дошкольниками, и посещают они с этого возраста не ясли, а детский сад.

Ясли: за и против

Спорить о плюсах и минусах раннего отправления малыша в мир можно бесконечно, но некоторые моменты очевидны даже для самых ярых сторонников той или иной позиции.

Плюсы яслей

1. Мама может выйти на работу . Пожалуй, это главное преимущество раннего отрыва малыша от дома. Но период адаптации к новому месту пребывания наверняка будет сопровождаться болезнями, и первые месяцы, вполне возможно, вы вместе с ребенком часто будете дома на больничном.

2. Мама имеет возможность сменить обстановку и «отдохнуть» на работе. К сожалению, усталость от ребенка – это жалоба, пусть часто и анонимная, в Интернете, очень многих женщин, находящихся в декретном отпуске. Лучше, если решение, отдавать ли ребенка в ясли, будет все-таки принято не по подобному мотиву.

3. Режим в яслях . Вы можете быть уверены, что день ребенка организован с учетом возрастных норм. Малыша покормят, уложат спать и выведут на прогулку по строгому расписанию. Детям предоставляется сбалансированное питание, а за едой таких крох обычно докармливают.

4. Прогресс в развитии . Многие мамы хвалятся, что именно раннее отправление в ясли спровоцировало скачок в речи, улучшение навыков самообслуживания, научило кроху общаться со сверстниками. Другой вопрос, что происходит это всё в стрессовых условиях, когда малыш не просто копирует действия сверстников, а вынужден учиться новому в ускоренных темпах, напуганный незнакомой обстановкой.

5. С детьми занимаются и играют . Вы можете быть спокойны за наличие у ребенка адекватной возрасту развивающей игровой среды. Именно занятия для самых маленьких возможны редко, в раннем возрасте малыши еще очень неусидчивы: они в основном играют с игрушками и бегают туда-сюда. Основная функция воспитателя младшей дошкольной группы – уследить за физическими нуждами детей, предупредить опасности и помочь в случае затруднения.

6. Закалка для иммунитета . Этот плюс несколько спорный, но некоторые специалисты утверждают: для нормального иммунитета ясли не помеха, а первые, «адаптационные» болезни – временное явление. После того, как кроха привыкнет к яслям, его иммунитет в конечном итоге будет лучше «натренирован», чем у домашнего ребенка. Но все же, задумайтесь, а нужна ли малышу такая серьезная иммунная нагрузка именно в полтора-два года?

Минусы яслей

1. Малышу будет некомфортно и грустно без мамы . Все психологи твердят: до трех лет ребенок чувствует себя с мамой единым целым и хочет быть с ней рядом 24 часа в сутки! При здоровой, правильно сформированной привязанности к маме полуторагодовалый кроха будет проявлять нежелание находиться в яслях либо активно, с помощью плача, агрессии и капризов, либо начав постоянно болеть. А это не что иное, как пассивный протест и желание остаться с мамой дома. У редких детей стресс от посещения яслей может проявляться в уменьшении активности, плохом настроении и потере интереса к привычным радостям.

Сепарационная тревога (страх при расставании с близким человеком) после 1,5 лет только начинает утихать, а излишнее внимание посторонних по-прежнему вызывает испуг. Двухлетка, скорее всего, уже будет спокойнее воспринимать разлуку, но и в таком возрасте его связь с мамой еще очень сильна, и стресс проявится, так или иначе.

Конечно, ребенку из неблагополучной семьи в яслях будет комфортно – он будет рад любым, в целом благоприятным условиям. Но вероятность, что, живя в подобных условиях, малыш попадет в частный коммерческий садик, крайне мала.

Не стоит опираться на советы собственных родителей: «А мы вас отдавали в ясли, и всё отлично! Поплачет и перестанет». Делать так, как решили за тебя, всегда проще. Если же у вас есть выбор (а он есть почти всегда), к «ясельной» теме нужно подходить взвешенно, с учетом в первую очередь интересов ребенка.

Рано или поздно кроха наверняка смирится, что он теперь каждый день должен ходить в ясли. Просто потому, что он меньше, слабее и у него нет другого выхода, кроме как следовать воле родителей. Но вот какой ценой пройдет для него эта «адаптация», и как она скажется на доверии к миру и к маме с папой – вопрос очень непростой.

2. Ребенок начинает часто болеть . Эта проблема ясельных детей вытекает из пункта 1. Психосоматическая теория болезней уже признана многими врачами, а в отношении детей она проявляется на все сто.

Вдобавок, что тоже немаловажно, чем меньше ребенок, тем слабее его собственный иммунитет. Многие ЛОР-врачи советуют не перегружать респираторную систему до 3-4 лет. Недаром для родителей многих ясельных детей хронические заболевания горла, аденоиды и отиты, «внезапно» нападающие на их крох, становятся постоянной головной болью.

3. Посторонний человек никогда не заменит родную маму . Даже самый талантливый педагог по сравнению с мамой – суррогат, и никакие развивающие занятия не сравнятся с маминой заботой. При всем желании дарить детям любовь и добро воспитатель никогда не полюбит их как родных. А с тем учетом, что ясельная группа обычно состоит из 10-20 детей, подумайте сами, возможно ли добиться такого же индивидуального подхода к каждому из малышей, как они бы получили дома.

4. Неестественность ясельной среды для маленького ребенка. Даже в старину, когда рожали каждый год и семьи были большими, эти самые семьи не состояли из 10 одновозрастных детей. Вдобавок, находясь в яслях, ребенок оторван от семьи, впитывая с малых лет, что взрослый мир – это что-то далекое, и ему там не место.

5. Потеря драгоценных минут детства своего крохи . Мама, устающая на работе, не сможет полноценно уделить внимание малышу вечером. А мама-домохозяйка просто лишится возможности увидеть многие радостные моменты развития собственного чада.

6. Социализация для самых маленьких бессмысленна . Дети до 3 лет еще не играют вместе, они занимаются «рядом», каждый своим делом. И уверения родителей «да ему скучно со мной!», «он так тянется к детям» - не более чем самообман.

7. Маленький ребенок не сможет пожаловаться , если в яслях его обижают. А воспитатели, к сожалению, бывают разные. Да и другой ребенок может укусить или толкнуть вашего кроху, и вы об этом даже не узнаете. Просто почувствуете его неизвестно откуда появившийся страх перед яслями.

8. До 3 лет формируется личность ребенка и его базовое доверие к миру. Наверняка вы хотите, чтобы малыш был похож на вас, а не на нянечку или воспитательницу. Какие слова услышит ваш малыш от других детей и чужих взрослых, неизвестно. А ответ на вопрос: «И откуда он такого понахватался?» в такой ситуации очевиден.

Отдавать ли ребенка в ясли?

Решение в вопросах воспитания и ухода за ребенком всегда остается за родителями. Если у мамы нет возможности сидеть с малышом до трех лет, то решение очевидно – яслям быть. А вот когда семья рассматривает вариант коммерческих ясельных групп, чтобы просто освободить маме время для домашних дел и досуга – в таком случае стоит прислушаться к мнению психологов. Не торопитесь «сдать» куда-то ребенка. В яслях он вряд ли получит незаменимые знания и умения – тому же самому вы научите его и дома, при этом обучение будет плавным и психологически комфортным для малыша.

Бывает и такое: мама беременна вторым ребенком-погодком и отправление в ясли старшего кажется ей логичным, ведь с двумя будет очень сложно. На самом деле тяжелее может стать как раз в планируемом вами варианте. Болезни старшего ребенка, его стресс от разлуки с домом и мамой, плюс проявления ревности к неизвестно откуда взявшемуся младенцу – такой комок проблем почти наверняка повлечет за собой «сдача» малыша в ясли.

Отдавать ребенка в ясли следует лишь в крайних случаях. Если особой финансовой необходимости в этом нет, но вы очень устали в декретном отпуске, поищите альтернативные варианты: няня, развивающие центры, родственники или так называемые «семейные» детские сады. Психологическое благополучие малыша все-таки дороже некоторых сложностей, возникающих с ним в быту.

Фото из фотобанка Лори



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!