Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Яблочный Спас: празднование и традиции. История праздника Яблочный Спас (Преображение Господне)

Яблочный Спас – известный праздник урожая (в настоящее время больше известен как церковный) и второй по счету спас (первый – медовый). Он приурочен к сбору урожая яблок и овощей, и, согласно народным приметам, означает, что осень уже совсем близко.Когда начинается яблочный спас


Праздник яблочный спас - древнее языческое празднество, но сегодня этот праздник больше связан с церковным праздником Преображения Господня. По аграрному календарю сбор яблок начинается с середины августа, а какого числа отмечают яблочный спас? По старому стилю этот праздник славяне отмечали 6 августа, в настоящее время второй по счету спас отмечают 19 августа.

Яблочный спас - история праздника


История праздника яблочный спас уходит глубоко в прошлое. Еще славяне-язычники первые урожаи яблок и всевозможных овощей приносили в жертву богам, а также проводили особый ритуал по благословению урожая и приношению благодарности матери - земли. До начала яблочного спаса в давние времена никто не кушал яблоки, так как считалось, по одной версии, что яблоки еще не приносят пользу, несмотря на то, что созрели, а по другой - что детям, которые покинули временный мир, не достанется гостинцев, если кто-то из родителей съест яблоко раньше времени.

Обряды на яблочный спас


Так как 19 августа наши предки считали днем, когда стирается грань между потусторонним и нашим миром, то неудивительно, что в этот день проводится большое количество всевозможных обрядов. Наиболее распространенные обряды на яблочный спас - это обряды на привлечение финансового благополучия, любви, обряд омоложения, обряд очищения дома и другие.

Например, обряд на очищения дома или обряд на очищение от негативной энергетики в доме советуют проводить таким образом. В праздник яблочного спаса необходимо взять обычное яблоко, разрезать на две половины, вынув из одной половинки сердцевину. Затем следует зажечь натуральную восковую свечу и обойти с ней дом (квартиру), останавливаясь в каждом углу, в оконном и дверном проемах, совершая круговые движения свечой три раза (обязательно по часовой стрелке). Воск, который стек со свечи, нужно аккуратно слить в ту половинку, в которой нет сердцевины, затем накрыть другой половиной и крепко скрепить яблоко ниткой. Чтобы окончательно завершить обряд по очищению, следует отнести яблоко на улицу и закопать подальше от своего дома.



Самыми главными традициями яблочного спаса являются обязательное угощения друг друга яблоками и приготовление всевозможных блюд из яблок. Еще одной традицией можно считать обязательное провожание заката солнца песнями.

Приметы на яблочный спас

Приметы на яблочный спас в основном связаны с природными прогнозами. Например, сухой яблочный спас - будет сухая осень, если дождливый, то и осень будет дождливой, ясный яблочный спас предрекает лютую зиму.

Яблочный спас - популярное в народе название важного церковного праздника, именуемого Преображением Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Известно, что Преображение Господне входит в список 12 наиболее значимых православных праздников. Великий день христиане отмечают ежегодно 19 августа. Он приходится на самый короткий, но очень строгий пост, продолжающийся до дня Успения Божией матери. Яблочный спас моложе других важных церковных дат, но его история не менее загадочна и интересна.

Любимые августовские праздники - три Спаса

Всего в церковном календаре три Спаса. Первый, именуемый Спасом на воде, приходится на 14 августа. В этот день верующие спасались от эпидемий и инфекций, усиленных летней жарой, с помощью святой воды, выносимой из церкви. Другое известное название - Медовый Спас, праздник получил по той причине, что с этого дня было дозволено есть мед.

Самым главным из трех считается Второй Спас - Яблочный или Праздник первых плодов. После него разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты. Особенно строго в древние времена относились к запрету родители, потерявшие детей. Считалось, что если отказываться от лакомства плодами, то на том свете умерших деток угощают гостинцами и золотыми яблочками. Верующие люди утверждают, что яблоки в этот день обладают особой волшебной силой, и лакомство ими помогает осуществлять загаданные желания.

Третий Спас в народе называют Ореховым, в церковном календаре он значится 29 августа. Обычно к этому сроку орехи становятся зрелыми и пригодными в пищу. Также православные зовут его Спасом на полотне, в знак того, что лик Иисуса отпечатался на куске ткани. В этот день коробейники традиционно устраивали распродажу холстов и полотен.

Корни и история Яблочного Спаса

Историки утверждают, что Второй спас пришел на смену дохристианскому празднику сбора яблок. В старинные времена плоды до этого дня считались незрелыми и несъедобными. Лишь после освящения у алтаря сочные фрукты разрешалось употреблять в пищу без ограничений. Язычники верили, что яблоки в этот день наделены особой силой - они несут здоровье, красоту, силу и счастье.

Преображение Господне в православной церкви называют еще Спасом на горе. Верующие знают, что 19 августа - ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение.

В этот миг будущий Спаситель узнал, что ему суждено во имя людей умереть мученической смертью на кресте, а потом воскреснуть. Христос строго-настрого запретил своим ученикам рассказывать об этом чудесном событии. Вернувшись к людям, сын Господа Бога велел собирать яблоки, чтобы Отец мог освятить их. Отмечать Яблочный спас начали в 4 веке, после того, как на горе Фавор был открыт храм, увековечивший Преображение Господне.

Традиции Праздника первых плодов

Празднование Преображения Господнего начинается с утренней церковной службы. Во время богослужения крест выносят в центр храма. В первую очередь совершается обряд поклонения, а затем - Крестный ход и освящение плодов. Во время литургии поют канон о Великом Преображении. Прихожане обязательно одеваются в белоснежные одеяния, белый - главный цвет чудесного праздника.

Традиционно в этот день верующие несли в церковь корзины с виноградом, яблоками, грушами, сливами и другими плодами и ягодами, созревшими в саду. Урожай следовало собирать рано утром, чтобы на румяной кожице сохранились капельки росы. Хозяйки пекли на праздник постные пироги и блины с фруктовыми начинками, преимущественно с яблочной. 19 августа разрешалось не только есть яблоки, но и начинать их заготавливать: варить варенье, джемы, сушить.

Самый главный обычай Второго Спаса - угощение малоимущих и голодных людей яблоками. Верующие никогда не скупились в этот день и охотно делились собранным урожаем с теми, кто нуждался в помощи. Также освященные плоды обязательно несли на кладбище, причем угощения оставляли не только на могилах своих родных, но и на холмиках, оставшихся без присмотра.

Яблочный Спас всегда символизировал начало осени, в народе его именовали Осенинами. До этой даты нужно было успеть убрать урожай пшеницы и заготовить лекарственные травы. Согласно приметам, ясный день в Преображение Господне предвещает суровую зиму, дождь - к мокрой осени, а сухая погода - к засушливой осени.

Завтра — Преображение, а послезавтра меня повезут куда-то к Храму Христа Спасителя, в огромный розовый дом в саду, за чугунной решеткой, держать экзамен в гимназию, и я учу и учу «Священную Историю» Афинского. «Завтра» — это только так говорят, — а повезут годика через два-три, а говорят «завтра» потому, что экзамен всегда бывает на другой день после Спаса-Преображения. Все у нас говорят, что главное — Закон Божий хорошо знать. Я его хорошо знаю, даже что на какой странице, но все-таки очень страшно, так страшно, что даже дух захватывает, как только вспомнишь. Горкин знает, что я боюсь. Одним топориком он вырезал мне недавно страшного «щелкуна», который грызет орехи. Он меня успокаивает. Поманит в холодок под доски, на кучу стружек, и начнет спрашивать из книжки. Читает он, пожалуй, хуже меня, но все почему-то знает, чего даже и я не знаю. «А ну-ка, — скажет, — расскажи мне чего-нибудь из божественного...» Я ему расскажу, и он похвалит:

— Хорошо умеешь, — а выговаривает он на «о», как и все наши плотники, и от этого, что ли, делается мне покойней, — не бось, они тебя возьмут в училищу, ты все знаешь. А вот завтра у нас Яблошный Спас... про него умеешь? Та-ак. А яблоки почему кропят? Вот и не так знаешь. Они тебя вспросют, а ты и не скажешь. А сколько у нас Спасов? Вот и опять не так умеешь. Они тебя учнуть вспрашивать, а ты... Как так у тебя не сказано? А ты хорошенько погляди, должно быть.

— Да нету же ничего... — говорю я, совсем расстроенный, — написано только, что святят яблоки!

— И кропят. А почему кропят? А-а! Они тебя вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас — загибает он желтый от политуры палец, страшно расплющенный, — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается... уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной — для розговин. Вот ты им и скажи, и возьмут в училищу.

Преображение Господне... Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, — поспела, закраснелась. Будем ее трясти — для завтра. Горкин утром еще сказал:

— После обеда на Болото с тобой поедем за яблоками.

Такая радость. Отец — староста у Казанской, уже распорядился:

— Вот что, Горкин... Возьмешь на Болоте у Крапивкина яблок мер пять-шесть, для прихожан и ребятам нашим, «бели», что ли... да наблюдных, для освящения, покрасовитей, меру. Для причта еще меры две, почище каких. Протодьякону особо пошлем меру апортовых, покрупней он любит.

— Ондрей Максимыч земляк мне, на совесть даст. Ему и с Курска, и с Волги гонят. А чего для себя прикажете?

— Это я сам. Арбуз вот у него выбери на вырез, астраханский, сахарный.

— Орбузы у него... рассахарные всегда, с подтреском. Самому князю Долгорукову посылает! У него в лобазе золотой диплом висит на стенке под образом, каки орлы-те!.. На всю Москву гремит.

После обеда трясем грушовку. За хозяина — Горкин. Приказчик Василь-Василич, хоть у него и стройки, а полчасика выберет — прибежит. Допускают еще, из уважения, только старичка-лавочника Трифоныча. Плотников не пускают, но они забираются на доски и советуют, как трясти. В саду необыкновенно светло, золотисто: лето сухое, деревья поредели и подсохли, много подсолнухов по забору, кисло трещат кузнечики, и кажется, что и от этого треска исходит свет — золотистый, жаркий. Разросшаяся крапива и лопухи еще густеют сочно, и только под ними хмуро; а обдерганные кусты смородины так и блестят от света. Блестят и яблони — глянцем ветвей и листьев, матовым лоском яблок, и вишни, совсем сквозные, залитые янтарным клеем. Горкин ведет к грушовке, сбрасывает картуз, жилетку, плюет в кулак.

— Погоди, стой... — говорит он, прикидывая глазом. — Я ее легким трясом, на первый сорт. Яблочко квелое у ней... ну, маненько подшибем — ничего, лучше сочком пойдет... а силой не берись!

Он прилаживается и встряхивает, легким трясом. Падает первый сорт. Все кидаются в лопухи, в крапиву. Вязкий, вялый какой-то запах от лопухов, и пронзительно едкий — от крапивы, мешаются со сладким духом, необычайно тонким, как где-то пролитые духи, — от яблок. Ползают все, даже грузный Василь-Василич, у которого лопнула на спине жилетка, и видно розовую рубаху лодочкой; даже и толстый Трифоныч, весь в муке. Все берут в горсть и нюхают: ааа... гру-шовка!..

Зажмуришься и вдыхаешь, — такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость- крепость — со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках...

И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони зажмуришься, — и в сладковатом и сочном духе вспомнится, как живое, — маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из всех садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший... с березками и рябиной, с яблоньками, с кустиками малины, черной, белой и красной смородины, крыжовника виноградного, с пышными лопухами и крапивой, далекий сад... — до погнутых гвоздей забора, до трещинки на вишне с затеками слюдяного блеска, с капельками янтарно-малинового клея, — все, до последнего яблочка верхушки за золотым листочком, горящим, как золотое стеклышко!.. И двор увидишь, с великой лужей, уже повысохшей, с сухими колеями, с угрязшими кирпичами, с досками, влипшими до дождей, с увязнувшей навсегда опоркой... и серые сараи, с шелковым лоском времени, с запахами смолы и дегтя, и вознесенную до амбарной крыши гору кулей пузатых, с овсом и солью, слежавшеюся в камень, с прильнувшими цепко голябями, со струйками золотого овсеца... и высокие штабеля досок, плачущие смолой на солнце, и трескучие пачки драни, и чурбачки, и стружки...

— Да пускай, Панкратыч!.. — оттирает плечом Василь-Василич, засучив рукава рубахи, — ей-Богу, на стройку надоть!..

— Да постой, голова елова... — не пускает Горкин, — побьешь, дуролом, яблочки...

Встряхивает и Василь-Василич: словно налетает буря, шумит со свистом, — и сыплются дождем яблочки, по голове, на плечи. Орут плотники на досках: «эт-та вот тряхану-ул, Василь-Василич!» Трясет и Трифоныч, и опять Горкин, и еще раз Василь-Василич, которого давно кличут. Трясу и я, поднятый до пустых ветвей.

— Эх, бывало, у нас трясли... зальешься! — вздыхает Василь-Василич, застегивая на ходу жилетку, — да иду, черрт вас..!

— Черкается еще, елова голова... на таком деле... — строго говорит Горкин. — Эн еще где хоронится!.. — оглядывает он макушку. — Да не стрясешь... воробьям на розговины пойдет, последышек.

Мы сидим в замятой траве; пахнет последним летом, сухою горечью, яблочным свежим духом; блестят паутинки на крапиве, льются-дрожат на яблоньках. Кажется мне, что дрожат они от сухого треска кузнечиков.

— Осенние-то песни!.. — говорит Горкин грустно. — Прощай, лето. Подошли Спасы — готовь запасы. У нас ласточки, бывало, на отлете... Надо бы обязательно на Покров домой съездить... да чего там, нет никого.

Сколько уж говорил — и никогда не съездит: привык к месту.

— В Павлове у нас яблока... пятак мера! — говорит Трифоныч. — А яблоко-то какое... па-влов-ское!

Меры три собрали. Несут на шесте в корзине, продев в ушки. Выпрашивают плотники, выклянчивают мальчишки, прыгая на одной ноге:

Крива-крива ручка,

Кто даст — тот князь,

Кто не даст — тот собачий глаз.

Собачий глаз! Собачий глаз!

Горкин отмахивается, лягается:

— Махонькие, что ли... Приходи завтра к Казанской — дам и пару.

Запрягают в полок Кривую. Ее держат из уважения, но на Болото и она дотащит. Встряхивает до кишок на ямках, и это такое удовольствие! С нами огромные корзины, одна в другой. Едем мимо Казанской, крестимся. Едем по пустынной Якиманке, мимо розовой церкви Ивана Воина, мимо виднеющейся в переулке белой — Спаса в Наливках, мимо желтеющего в низочке Марона, мимо краснеющего далеко, за Полянским Рынком, Григория Неокессарийского. И везде крестимся. Улица очень длинная, скучная, без лавок, жаркая. Дремлют дворники у ворот, раскинув ноги. И все дремлет: белые дома на солнце, пыльно-зеленые деревья, за заборчиками с гвоздями, сизые ряды тумбочек, похожих на голубые гречневички, бурые фонари, плетущиеся извозчики. Небо какое-то пыльное, — «от парева», — позевывая, говорит Горкин. Попадается толстый купец на извозчике, во всю пролетку, в ногах у него корзина с яблоками. Горкин кланяется ему почтительно.

— Староста Лощенов с Шаболовки, мясник. Жа-дный, три меры всего. А мы с тобой закупим боле десяти, на всю пятерку.

Вот и Канава, с застоявшейся радужной водою. За ней, над низкими крышами и садами, горит на солнце великий золотой купол Христа Спасителя. А вот и Болото, по низинке, — великая площадь торга, каменные «ряды», дугами. Здесь торгуют железным ломом, ржавыми якорями и цепями, канатами, рогожей, овсом и солью, сушеными снетками, судаками, яблоками... Далеко слышен сладкий и острый дух, золотится везде соломкой. Лежат на земле рогожи, зеленые холмики арбузов, на соломе разноцветные кучки яблока. Голубятся стайками голубки. Куда ни гляди — рогожа да солома.

— Бо-льшой нонче привоз, урожай на яблоки, — говорит Горкин, — поест яблочков Москва наша.

Мы проезжаем по лабазам, в яблочном сладком духе. Молодцы вспарывают тюки с соломой, золотится над ними пыль. Вот и лабаз Крапивкина.

— Горкину-Панкратычу! — дергает картузом Крапивкин, с седой бородой, широкий. — А я-то думал — пропал наш козел, а он вон он, седа бородка!

Здороваются за руку. Крапивкин пьет чай на ящике. Медный зеленоватый чайник, толстый стакан граненый. Горкин отказывается вежливо: только пили, — хоть мы и не пили. Крапивкин не уступает: «палка на палку — плохо, а чай на чай — Якиманская, качай!» Горкин усаживается на другом ящике, через щелки которого, в соломке глядятся яблочки. — «С яблочными духами чаек пьем!» — подмигивает Крапивкин и подает мне большую синюю сливу, треснувшую от спелости. Я осторожно ее сосу, а они попивают молча, изредка выдувая слово из блюдечка вместе с паром. Им подают еще чайник, они пьют долго и разговаривают как следует. Называют незнакомые имена, и очень им это интересно. А я сосу уже третью сливу и все осматриваюсь. Между рядками арбузов на соломенных жгутиках-виточках по полочкам, над покатыми ящичками с отборным персиком, с бордовыми щечками под пылью, над розовой, белой и синей сливой, между которыми сели дыньки, висит старый тяжелый образ в серебряном окладе, горит лампадка. Яблоки по всему лабазу, на соломе. От вязкого духа даже душно. А в заднюю дверь лабаза смотрят лошадиные головы — привезли ящики с машины. Наконец подымаются от чая и идут к яблокам. Крапивкин указывает сорта: вот белый налив, — «если глядеть на солнышко, как фонарик!» — вот ананасное-царское, красное, как кумач, вот анисовое монастырское, вот титовка, аркад, боровинка, скрыжапель, коричневое, восковое, бель, ростовка-сладкая, горьковка.

— Наблюдных-то?.. — показистей тебе надо... — задумывается Крапивкин. — Хозяину потрафить надо?.. Боровок крепонек еще, поповка некрасовита...

— Да ты мне, Ондрей Максимыч, — ласково говорит Горкин, — покрасовитей каких, парадных. Павловку, что ли... или эту, вот как ее?

— Этой не-ту, — смеется Крапивкин, — а и есть, да тебе не съесть! Эй, открой, с Курска которые, за дорогу утомились, очень хороши будут...

— А вот, поманежней будто, — нашаривает в соломе Горкин, — опорт никак?..

— Выше сорт, чем опорт, называется — кампорт!

— Ссыпай меру. Архирейское, прямо... как раз на окропление.

— Глазок-то у тебя!.. В Успенский взяли. Самому протопопу соборному отцу Валентину доставляем, Анфи-теятрову! Проповеди знаменито говорит, слыхал небось?

— Как не слыхать... золотое слово!

Горкин набирает для народа бели и россыпи, мер восемь. Берет и притчу титовки, и апорту для протодьякона, и арбуз сахарный, «каких нет нигде». А я дышу и дышу этим сладким и липким духом. Кажется мне, что от рогожных тюков, с намазанными на них дегтем кривыми знаками, от новых еловых ящиков, от ворохов соломы — пахнет полями и деревней, машиной, шпалами, далекими садами. Вижу и радостные «китайские», щечки и хвостики их из щелок, вспоминаю их горечь-сладость, их сочный треск, и чувствую, как кислит во рту. Оставляем Кривую у лабаза и долго ходим по яблочному рынку. Горкин, поддев руки под казакин, похаживает хозяйчиком, трясет бородкой. Возьмет яблоко, понюхает, подержит, хотя больше не надо нам.

— Павловка, а? мелковата только?..

— Сама она, купец. Крупней не бывает нашей. Три гривенника полмеры.

— Ну что ты мне, слова голова, болясы точишь!.. Что я, не ярославский, что ли? У нас на Волге — гривенник такие.

— С нашей-то Волги версты до-лги! Я сам из-под Кинешмы.

И они начинают разговаривать, называют незнакомые имена, и им это очень интересно. Ловкач-парень выбирает пяток пригожих и сует Горкину в карманы, а мне подает торчком на пальцах самое крупное. Горкин и у него покупает меру.

Пора домой, скоро ко всенощной. Солнце уже косится. Вдали золотеет темно выдвинувшийся над крышами купол Иван-Великого. Окна домов блистают нестерпимо, и от этого блеска, кажется, текут золотые речки, плавятся здесь, на площади, в соломе. Все нестерпимо блещет, и в блеске играют яблочки.

Едем полегоньку, с яблоками. Гляжу на яблоки, как подрагивают они от тряски. Смотрю на небо: такое оно спокойное, так бы и улетел в него.

Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки. Наши корзины на амвоне, «обкадятся», — сказал мне Горкин. Он суетится в церкви, мелькает его бородка. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли Их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение.

Приходит Горкин и говорит: «пойдем, сейчас окропление самое начнется». В руках у него красный узелок — «своих». Отец все считает деньги, а мы идем. Ставят канунный столик. Золотой-голубой дьячок несет огромное блюдо из серебра, красные на нем яблоки горою, что подошли из Курска. Кругом на полу корзинки и узелки. Горкин со сторожем тащат с амвона знакомые корзины, подвигают «под окропление, поближе». Все суетятся, весело, — совсем не церковь. Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются «яблочные», — так говорит мне Горкин. Конечно, яблочные! По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки и груши, и виноград, — зеленое, золотое, голубое: отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны. Священники освящают воду. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки. Так встряхивает кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут, и там, отдельно кропит корзины для прихода, потом узелки, корзиночки... Идут ко кресту. Дьячки и Горкин суют всем в руки по яблочку и по два, как придется. Батюшка дает мне очень красивое из блюда, а знакомый дьякон нарочно, будто, три раза хлопает меня мокрой кистью по голове, и холодные струйки попадают мне за ворот. Все едят яблоки, такой хруст. Весело, как в гостях. Певчие даже жуют на клиросе. Плотники идут наши, знакомые мальчишки, и Горкин пропихивает их — живей проходи, не засть! Они клянчат: «дай яблочка-то еще, Горкин... Мишке три дал!..» Дают и нищим на паперти. Народ редеет. В церкви видны надавленные огрызочки, «сердечки». Горкин стоит у пустых корзин и вытирает платочком шею. Крестится на румяное яблоко, откусывает с хрустом — и морщится:

— С кваском... — говорит он, морщась и скосив глаз, и трясется его бородка. — А приятно, ко времю-то, кропленое...

Вечером он находит меня у досок, на стружках. Я читаю «Священную Историю».

— А ты небось, ты теперь все знаешь. Они тебя вспросют про Спас, или там, как-почему яблоко кропят, а ты им строгай и строгай... в училищу и впустят. Вот погляди вот!..

Он так покойно смотрит в мои глаза, так по-вечернему светло и золотисто-розовато на дворе от стружек, рогож и теса, так радостно отчего-то мне, что я схватываю охапку стружек, бросаю ее кверху, — и сыплется золотистый, кудрявый дождь. И вдруг, начинает во мне покалывать — от непонятной ли радости, или от яблоков, без счета съеденных в этот день, — начинает покалывать щекотной болью. По мне пробегает дрожь, я принимаюсь безудержно смеяться, прыгать, и с этим смехом бьется во мне желанное, — что в училище меня впустят, непременно впустят!

Яблочный Спас является центральным из трех Спасов православного календаря. Под таким названием в народе именуют праздник Преображения Господнего, который отмечается 19 августа. Яблочный Спас имеет богатую историю и различные традиции, о которых мы расскажем в этой статье.

Название праздника

Православный праздник Преображение Господне неизменно совпадает со временем сбора урожая. Из года в год дата этого празднования остается неизменной и попадает на 19 августа. Именно в это время начинается уборка урожая яблок, которые приносятся верующими в церковь и освящаются. Приход этого праздника символизирует прощание с летом и встречу осени, главная задача которой заключается в сборе хорошего урожая.

Православный календарь в августе содержит три Спаса:

  1. 14 августа празднуется Медовый Спас;
  2. 19 августа – Яблочный;
  3. 29 августа приходит время Орехового Спаса.

По положению Яблочного Спаса в этой триаде его именуют средним, центральным и Великим.

Яблочный Спас попадает на Успенский пост, который завершится 28 августа. В этот день церковь советует приготовлять блюда с яблоками и другими плодами, освященными в церкви.

По народным поверьям до Великого Спаса нельзя яблоки есть и снимать с дерева. В настоящее время это подтверждается исследованиями, в результате которых было доказано, что яблоки к этому времени набирают максимум сока и полезных веществ и смогут долго храниться. Первые плоды снимались для пробы именно в этот день и обязательно освящались в церкви.

История празднования

Праздник Преображения Господнего связан с одной из притч о Христе. Христос со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном за 40 дней до своего распятия идет на гору Фавор, где ему открывается дальнейшая судьба в качестве жертвы для искупления грехов человечества. Во время этого Иисус был освещен ярчайшим Господнем светом и ученики видели, как преобразился Христос. Но он запретил им кому-либо рассказывать об этом, а велел собрать в саду под горой плоды и освятить их.

История празднования Великого Спаса на Руси ведет свое начало с IV века и первоначально не была связана с православной тематикой. В этот день народ верил в изменение в природе и поворот календаря на осень. Считалось, что природа преображается и наступает новый временной отрезок – осень.

(Касаткин Николай Алексеевич "Добрый дедушка" )

В этот день издавна было принято угощать всех плодами со своих угодий. Для этого у ворот дома выставлялись корзины с собранными фруктами и каждый мог ими угоститься. Тех, кто не выставлял угощений, считали жадными людьми и старались сторониться их домов.

Яблоко – один из главных фруктов на Руси – наделялось особым значением. Народ верил, что яблоко, съеденное в этот праздник, обязательно подарит много сил и исполнит самое заветное желание. Принято было не только есть яблоки, но и заготовлять из них варенья, компоты и пироги.

Важной традицией в русских деревнях в этот день было очищение полей для следующих урожаев. На этот праздник дома украшались собранными колосьями, которые символизировали богатый урожай и долгую сытую жизнь.

Традиции и обычаи Яблочного Спаса

(Освящение яблок в церкви на Яблочный Спас )

Одна из главных традиций – это запрет на употребление до этого дня фруктов и пробы нового урожая. Это связано с христианской догматикой об укреплении веры и борьбы с искушениями.

В этот день принято надевать белые одежды и нести в церковь собранные плоды для освящения, а далее использовать их для приготовления блюд праздничного стола.

(Кустодиев "Яблоневый сад" )

Великий Спас богат на народные приметы:

  • Если нет дождя на Великий Спас, то и осень будет сухая, а зима суровая. Если дождливый день, то и осень будет щедра на осадки.
  • Кто не пробовал новых плодов до Преображения, с первым откушенным кусочком должны загадать желание и оно сбудется.
  • Еще одно название этого праздника в народе – Осенины. Погода начинает меняться: по ночам становится все холоднее, птицы собираются улетать в теплые края.
  • Если в этот день на тело сядет муха, то прогонять ее не стоит. Она приносит успех в делах и счастье в личной жизни.

Многие традиции Яблочного Спаса остаются неизменными и в наши дни, равно как и все старинные приметы о погоде и изменениях в природе в этот день остаются правдивыми и по сей день.

Фото из свободных источников

Яблочный Спас отмечается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю) каждого года. Это народно-христианский праздник, второй из трех Спасов. Его официальное церковное название – Преображение Господне .

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. В этот день они освящаются в церкви.

Яблочный Спас 19 августа считается официальным окончанием лета и приходом осени – после него ночи становятся холодными, и наступает пора сбора урожая.

Другие названия праздника: Второй Спас, Средний Спас, Спас на горе, Преображение, Горохов день, Праздник первых плодов, Первые осенины.

История праздника

Более двух тысяч лет назад на гору Фавор в Палестине поднялись Иисус и апостолы – Петр, Иаков и Иоанн. Они пришли сюда, чтобы помолиться. Во время молитвы произошло Преображение: лицо Иисуса озарилось светом, а его одежда внезапно стала белоснежной. В тот момент апостолы ощутили неизреченную радость.

А потом они увидели внезапно появившихся двух пророков, говоривших с Иисусом о его скором исходе, который в скором времени должен произойти в Иерусалиме. От всего увиденного ученики Христа пришли в шок, а сам Иисус запретил им рассказывать о событиях, свидетелями которых они стали во время молитвы. Молчать они должны были до тех пор, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано.

Если верить Евангелию, то Преображение Господне случилось ровно за сорок дней до Пасхи. Но так как в эти дни шел Великий пост, то церковь перенесла великий праздник Преображения на август.

Традиции

Народные поверья и традиции, дошедшие до сегодняшнего дня, тесно связаны с церковными правилами. В частности нельзя забывать, что идет пост, поэтому от него отказываться нельзя. А вот небольшое послабление разрешено. На Второй спас кушают рыбу. Готовясь к празднику, собирают созревшие фрукты, чтобы освятить их в церкви. До этого дня запрещено есть фрукты нового урожая. Запрет распространяется не только на привычные яблоки и груши, но и на виноград.

19 августа люди отправляются в храмы с этими фруктами, где выкладывают их на специально приготовленный стол. Во время службы происходит освящение принесенных плодов. По окончании службы люди отправляются по домам, чтобы всей семьей за праздничным столом отпраздновать эту дату. Среди угощений обязательно должны присутствовать блюда с яблоками, например, яблочный пирог, блинчики с яблоками. Здесь же готовили блюда с грибами.

Часто день Яблочного Спаса называют праздником, которым встречают осень. Также молебны проводятся в садах, начинается сбор, заготовка яблок и других плодов на зиму.

Приметы

  • Если съесть яблоко 19 августа и загадать при этом желание, то оно обязательно сбудется
  • Если на Спас, на вашу руку, два раза сядет муха, то это на удачу.
  • Какая погода в этот праздник, такая будет и в январе.
  • Если днем идет дождь - зимой тоже будет много осадков.
  • Если на Спаса сухо - осень будет такая же.
  • Прошел Спас - ушло лето от нас.
  • Стоит ясная погода – осень будет сухой, дождливая – мокрой.
  • Последний кусочек съеденного в этот день яблока обладает магической силой. Если сразу после его употребления загадать желание, то оно исполнится.
  • Если 19 августа угостить нищего яблоком, то следующий год пройдет в достатке.
  • Срывать недозревшие плоды яблок в этот день – плохая примета.
  • Чистое безоблачное небо – к морозной зиме.
  • На мед слетаются пчелы – к достатку в доме.

Гадания

Срезать одной полосой шкурку яблока. Теперь киньте ее в костер. И внимательно присмотрись к форме яблочной шкурки. Какую букву напоминает? С этой буквы и будет начинаться имя твоего суженого.

Укрепить чувства между влюбленными можно, съев с любимым одновременно разломленное на равные части яблоко. Плод должен быть красивым, не порченым.

Подобрав из нового урожая три одинаковых по размеру яблока желтого, зеленого и красного цветов сложить в корзину или коробку, загадать желание, представить себе, как оно сбывается. Закрыв глаза, яблоки перемешать и вытянуть одно из них. Красное означает исполнение загаданного, желтое – придется потрудиться, чтобы оно исполнилось. Зеленое яблоко означает, что желание не сбудется.

На удачу на весь год гадают таким образом: верхушка плода срезается до семечек. Если они образуют красивый, симметричный узор, значит, будет сопутствовать удача, радость, любовь, материальное благополучие. Иначе, придется “заслужить” расположения судьбы.

Узнать, увеличится ли доход, можно, бросив яблоко вверх. Упадет справа – доход будет возрастать, влево – останется прежним. Упавшее по центру яблоко может означать тяжелое материальное положение, которое может вынудить набрать долгов.

Запреты

Чересчур строгих запретов на Яблочный Спас нет, и все же праздник попадает на время строгого Успенского поста, который не приветствует нарушение постного питания.

Нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса, и даже в этот день, пока фрукты не освящены в церкви.

Нельзя шить, вязать, заниматься уборкой и строительными работами. Вообще, лучше не выполнять никакой физической работы, кроме приготовления пищи и сбора урожая.

Помните, что до 27 августа идет Успенский пост. Поэтому нельзя развлекаться, а также есть мясо, яйца, жирную пищу.

Также нельзя убивать или прогонять насекомых.

В этот день принято угощать детей, бедных и больных людей. Хорошие хозяйки пекут яблочные пироги.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!