Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Вышивка крестом и бисером история. Технология использования в наше время

Вышивка бисером – один из видов творчества, не требующий наличия определенных навыков и доступен любому человеку. Это хобби , которое поможет создать эксклюзивные и уникальные изделия при помощи бисера.

История бисера и вышивки из него

Бисер – это маленькие стеклянные бусинки с отверстиями, предназначенные для вышивания на предметах быта и женской одежде, и изготовления различных аксессуаров (браслетов, колье, серег и других изделий). Бисер уже много лет радует рукодельниц своим разнообразием. Историки утверждают, что первый прообраз бисера появился тысячи лет назад. В те времена его изготавливали из костей и рогов животных, слоновых бивней, кораллов, дерева, растений и жемчуга. Современная история бисера началась с появлением в мире стеклоделия. Изначально женские и мужские украшения изготавливались из стекла, со временем размер бусин значительно уменьшился, так появился бисер.

Вплоть до XVІІ века бисер производили лишь в Венецианской республике, где секрет его изготовления держали в строжайшем секрете. Однако спустя некоторое время мастера из Чехии положили конец этой монополии, разработав «лесное» стекло, в основе которого была древесная зола. Новый материал окончательно вытеснил венецианское стекло. И по сей день чешский бисер считается самым лучшим в мире.

В Древней Руси прообраз бисера появился еще в X веке. Однако настоящий бисер был завезен только в XVІІІ веке, тогда же рукодельницы стали использовать его в качестве украшения национальных костюмов. Кроме того, бисер был широко распространен в церковном и светском шитье . «Золотой век» бисера в России наступил в первой половине XІX века, из этого материала мастерицы изготавливали различные украшения, также им вышивали платья, ризы и даже картины.

В 1930 году искусство вышивки бисером начало возрождаться. В моду вошли расшитые бисером сумочки, кошельки и платья . Особенной популярностью изделия, вышитые бисером, пользовались в 1960 годы. К сожалению, в настоящее время многие старинные секреты мастеров утрачены, но интерес к вышивке бисером не угас. Нередко изделия, вышитые бисером, можно встретить на всевозможных выставках рукоделия, в коллекциях именитых дизайнеров и на прилавках магазинов.

Инструменты

Вышивка бисером в отличие от многих видов рукоделия требует достаточного набора инструментов, которые облегчат сам процесс и позволят избежать различных недоразумений. Инструменты для вышивки бисером не сложные, доступные и вовсе не специфические, но без них со столь кропотливой работой не справиться даже опытной мастерице.

Итак, основным инструментом для вышивки считается игла. Далеко не каждая иголка подходит для работы с бисером. Необходимы тонкие, идеально гладкие и ровные бисерные иголки. Как известно, все иглы отличаются друг от друга по своему номеру. Их размер соответствует отверстию бисера. Например, для бисера с маленькими отверстиями идеально подходят иглы номеров – 10, 11, 12 и 13.

Также для вышивания бисером необходимы ножницы. Лучше всего использовать короткие ножнички с острыми слегка загнутыми кончиками. Не менее важно иметь в арсенале пяльцы. Они позволят противостоять деформированию и стягиванию ткани в отдельных участках. В вышивке бисером пяльцы должны точно соответствовать размеру работы, поскольку сдвигать ткань в процессе не получится. Также в работе могут понадобиться следующие предметы: линейка, лупа, шило или большая иголка для пробивания и прочищения отверстий в бисеринках, лампа для подсветки.

Материалы

Бисер является главным элементом для данного вида рукоделия . Кроме него для вышивки можно использовать бусины различного размера, кристаллы, стеклярус и пайетки . Все вместе эти предметы придадут изюминку будущему изделию. При выборе бисера для вышивки в первую очередь необходимо обратить внимание на его качество. Все бисеринки должны быть одного размера, формы и текстуры. Всем этим требованиям отвечает чешский бисер, его цена значительно выше, чем на китайский аналог. Бисер может быть матовым, прозрачным и с блеском.

Не менее важным предметом для вышивания бисером являются нитки. Они должны быть прочными, надежными и износостойкими. Также нити должны не только выдерживать вес бисеринок, но и не перетираться от контакта со срезами и рубчиками. Толщина нитки подбирается в зависимости от размера отверстия бисера и ушка иголки. Для вышивки бисером подойдут полусинтетические, капроновые и шелковые нити, и


Бисер всегда привлекал внимание людей, наверное с тех пор, как появилось стекло. А когда оно появилось? Достоверных фактов нет, где впервые было оно получено. Одни соглашаются с легендой, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде – однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля – они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но куски селитры, чем оказались эти камни, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла. А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет? Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины.



История происхождения бисера
Название – бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый . Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы. стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Производство стекла было перенесено на остров Мурано не только с целью, избежать пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла – . Мастерам-стекольщикам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу. Весь мир украшала Венеция своим бисером – сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера. В ХVIII веке появились конкуренты – Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Бисерное украшение одежды было настолько популярным, что становилось знаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце – из какой местности, какого рода, знатен ли, женат ли. Но особенно в ХIХ веке во Франции появились изысканные туалеты – в отделке были и бисер, и стеклярус.



История происхождения бисера в России
А что же у нас в России? Издавна стеклянные бусы были известны и здесь. В скифо – сарматскую эпоху уже бусы использовали в качестве украшения. Но здесь более ценился жемчуг, серебро и различные металлические украшения. Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет. А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ – го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно – Вторая мировая война



Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия снова радует нас своей неповторимостью, изяществом. Сейчас снова изделия из бисера востребованы. Бисер придаст очарование и яркость вашей одежде. Изделия из бисера блистают на подиумах, в бутиках, бисером украшают бижутерию и одежду, кошельки, сумочки, воротнички, пояса и другие аксессуары. Многие дизайнеры используют красоту бисера во всём разнообразии его блеска и цвета. Вы можете самостоятельно сделать множество красивых вещей, всё зависит от опыта, умения, желания и терпения. Именно терпения, потому что любое женское рукоделие требует терпения.

Традиция расшивать одежду , предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существует у многих народов. В России искусство вышивки бисером уходит своими корнями в глубокое прошлое. Скорее всего, оно пришло к нам из Византии. Согласно археологическим данным, бисер был знаком уже людям в Киевской Руси. Первое упоминание о славянских вышивках, «что как огонь горят, и чуден узор», относится к середине XII века.

И с чего же она начиналась, эта самая история бисера?

Подумать только, как давно это было. Но сначала получилось стекло.

Да-да, начнем со стекла, без него бы бисеринка не получилась.

Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем. Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников. Однако предприимчивые купцы не растерялись и очень быстро решили проблему, используя, вместо булыжников крупные куски селитры (соединение натрия), притащив их с корабля. Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Слиток не мог не привлечь к себе внимания, и они им заинтересовались. Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался. С этого все и началось. Люди изобрели, сами того не ведая, стекло. А финикийские торговцы, в последствие начали бойкую торговлю в разных странах изделиями из стекла.

А существует другая версия, что родиной стекла был все же Древний Египет, веским аргументом данного утверждения является тот факт, что в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры, находят посуду, бусы, амулеты из стекла.

И не менее убедительным звучит тот факт, что самая древняя бусинка диаметром в 9мм зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив


Чем же так замечательна, она эта бисеринка, почему благополучно перекатывается из века в век, за что ее полюбили, чем она так ценна? Многогранностью. Неограниченными возможностями ее использования. Завораживающей красотой в любом ее качестве. Кроме того, многие народности считали изделия, изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой от рук мастериц, их изготавливающих. Бисером украшали себя в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народы Ближнего и дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии. Впечатляющая география, не правда ли?

А почему ее зовут именно бисером?

Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Однако изделия из бисера в разных странах зовутся по-разному, например:

В Индии -хар, в Эфиопии-чале, на Кубе- кояр, в Анголе -миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдове- гардан, згарды, в Литве - кароляй, в Узбекистане - зебигардан, в Белоруссии - пляценки и горлячки, в России - ожерелья, цепочки, гайтаны… вплоть до «фенечек».

Что было потом?

Конечно, в мире не сидели, сложа руки. Конечно, искали секрет изготовления бисера. Пытались его разгадать. И в XIV веке нашей эры в Богемии (Южная Чехия) был изобретен собственный способ изготовления бисера. Он отличался от венецианского тем, что вместо соды использовали древесную золу, (отсюда его название - «лесное» стекло). Стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света.

До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла.

А в конце XVII и начале XVIII века уже богемский бисер находится на пике популярности.

В результате конкуренции между Венецией и Чехией в выигрыше оказалась все та же бисеринка. Бисер становился все более разнообразным по цвету, размеру и форме.

Появился металлический бисер: медный позолоченный стальной.

Во второй половине XVIII века появились машины, для вытягивания трубок из стекла, что позволило ускорить и удешевить производство бисера.

С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней Руси, это подтверждается археологическими находками. Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус. Однако период татаро-монгольского нашествия надолго прервал производство стекла и только, в XVI веке началось его возрождение.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века.

В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Однако массовый выпуск отечественного бисера все же не удалось наладить. Завод просуществовал до 1706 года.

Монахини в монастырях широко применяли бисер для украшения одежды священнослужителей. А также для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов.

Существует несколько приемов вышивки бисером. Самые распространенные из них это счетная вышивка по канве, счетная прямая вышивка, художественная вышивка.

Счетная вышивка по канве - самый простой и быстрый способ вышить картину. Для вышивки подходит любая картинка для вышивки крестом.

Бисер

Для счетной вышивки по канве подходит практически любой бисер. Но наиболее желателен бисер, подобранный в одной серии. Бисер продается на вес. Мы не будем давать точный расчет на каждое изделие, так как в некоторые вышивки идет от одной бисерины, до пятидесяти граммов разных цветов. Чтобы рассчитать, сколько его нужно на вышивку, посчитайте количество бисеринок в рисунке. В одном грамме бисера приблизительно пятьдесят штук среднего размера.
Бисер бывает разный по величине. Постарайтесь подобрать бисер так, чтобы его размер был немного меньше размера клетки канвы.

Канва

Канва бывает хлопковая, льняная и синтетическая. Самая лучшая канва - льняная. Она плотная и имеет хорошее переплетение нитей, что очень важно при вышивке бисером. Перед работой канву вставляют в пяльцы или натягивают на деревянную рамку (если вышивка очень большая). Чтобы натяжение канвы было лучше, ее можно накрахмалить или засахарить (промазать ее насыщенным сахарным сиропом). Его приготовляют так: в стакан горячей воды сыплют сахар до тех пор, пока он не перестанет растворяться. Затем канву вставляют в пяльцы, смачивают сиропом и высушивают Плотную льняную или хлопковую канву с плотным же переплетением нитей используют, если бисером заполняется все поле вышивки. В этом случае можно вышивать только по канве, не подкладывая ткань.

Если вышивка производится по ткани с ворсом, например по бархату или велюру, то канву подкладывают с изнанки вышивки и с изнанки же делают стежки, оставляя бисер, естественно, на лицевой стороне ткани.
Поскольку в бисеринках очень маленькие отверстия, для работы с ним применяют специальные иголки, которые продаются в магазинах вместе с бисером.

Иглы

Такие же, как и для плетения бисером. В рабочем наборе хорошо иметь две иглы, одну среднюю №11-12 и одну тонкую №13, Счетная вышивка выполняется иглой №12, а художественная - иглой №13.

Нитки

Для вышивки бисером нужны тонкие и прочные нитки. Такие нитки называются лен-лавсан № 35 или № 50. Вышивают такими нитками в два сложения. Ворсинки этой нитки не дают выскальзывать игле в момент вхождения в канву. Цвет нитки определяется цветом канвы. Нитка должна быть белой, даже если бисер черный, а канва белая.

Выполнение счетной вышивки по канве

Итак, вы приготовились вышивать. Учтите, что рисунок не переносится на ткань, а как бы считывается со схемы. Одна клетка - одна бисеринка. Вышивание производится горизонтальными или вертикальными рядами, бисеринка за бисеринкой. Каждая закрепляется в своей клетке канвы. Для вышивания можно использовать канву с готовым рисунком (такую же, как и для вышивки крестиком). Поскольку в процессе работы вы будете откладывать кривые и некачественные бисеринки, возьмите их немного больше, чем указано на схеме. Перед началом работы приготовьте необходимые вам цвета бисера.
Можно высыпать бисер на ворсистую тряпочку, тогда бисеринки не будут разбегаться. А еще лучше взять картонные крышечки от упаковок плавленого сыра, они белые, и цвет бисера будет хорошо заметен.

Разложите каждый цвет в свою крышечку, чтобы они не перемешивались, и их легко было бы убирать по окончании работы. Вставьте канву в пяльцы. Очень удобно расчертить ткань канвы квадратами по десять клеточек.
Вставьте нитку в иголку. Это достаточно трудный процесс, так как ушки в специальных иголках довольно маленькие. Для того чтобы нитка лучше пролезала в ушко, потрите ее кусочком воска и слегка сплющьте кончик.
Завяжите на конце нитки простой узелок. Если канва редкая, узелок можно сделать двойным. Выберите клетку, с которой начнете работу. Это должна быть левая верхняя клетка рисунка. Закрепите в ней нитку, сделав два-три маленьких стежка. К этой же клетке пришивается первая бисеринка. Когда до конца нити, на которой вы вышиваете, останется около десяти сантиметров, ее надо спрятать. Пропустите нить под ряд стежков, оставшихся от пришивания предыдущих бисеринок, и завяжите простой узелок, захватив нитку уже готового стежка.

Вышивание горизонтальными рядами

Выведите нитку на лицевую сторону вышивки в нижний левый угол выбранной клетки канвы. Наберите бисеринку на иголку и пройдите в верхний правый угол той же клетки. Для первой бисеринки повторите эту операцию два раза. Сделайте стежок вниз по изнаночной части вышивки и выведите нитку из нижнего левого угла следующей клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в верхний правый угол той же клетки. Аналогично доделайте весь ряд (рис. 1а).
Для перехода ко второму ряду сделайте стежок вниз по изнаночной части вышивки и выведите нитку на лицевую часть из верхнего правого угла нижней клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в нижний левый угол той же клетки. Сделайте стежок вверх по изнаночной части вышивки и выведите нитку из верхнего правого угла следующей клетки канвы. Наберите бисеринку и далее действуйте аналогично (рис. 1б). Для перехода к третьему ряду сделайте стежок вниз по изнаночной части вышивки, выведите нитку на лицевую сторону в нижний левый угол нижней клетки канвы. Продолжайте ряд. Видите, направление пришивания бисеринок меняется: первый ряд вышивается слева направо, второй ряд справа налево, третий ряд снова слева направо, но бисеринки должны иметь одинаковый наклон

Счетная прямая вышивка

Счетную прямую вышивку можно выполнять по любой ткани с хорошим переплетением нитей. Начинают вышивать с центрального ряда мотива. Вставьте ткань в пяльцы. Проведите по середине натянутого полотна вертикальную линию. От этой линии вы будете вышивать вправо и влево. Проведите горизонтальную линию в верхней части вышивки, строго перпендикулярно вертикальной линии. Это будет верхняя граница вышивки. Можно провести еще несколько вертикальных и горизонтальных линий, своеобразную разметку, она поможет вам правильно подгонять ряды. Пришейте первую бисерину.
При прямой счетной вышивке бисерины располагаются вертикальными (или горизонтальными) рядами, бисеринка за бисеринкой, как бы собранные на одну нить. Выведите нить на лицевую поверхность вышивки. Пройдите в уже набранную бисерину, наберите две следующие за ней по рисунку.
Пройдите на изнаночную сторону вышивки, немного отступите назад, выведите иглу на лицевую сторону между второй и третей бисеринками (рис. 5а). Наберите следующие две бисерины.
Таким способом вышейте весь ряд. Закрепите нить в полотне и поднимитесь по ряду к первой бисерине (рис. 5б). Этот проход сгладит все неровности.

Художественная вышивка

В отличие от счетной вышивки позволяет вышивать дуги, кривые и различные контуры. Детали (мотивы) такой вышивки могут быть расположены как плотно друг к другу, так и на некотором расстоянии друг от друга, что позволяет использовать такую вышивку, как для вышивания картин, так и для декорирования одежды.
Для художественной вышивки подходит любой контурный рисунок для вышивки гладью, батика или просто картинка из детских раскрасок.

Бисер

Для художественной вышивки подходит мелкий бисер с блеском. Так же очень красиво смотрится мелкий граненый бисер и бисер с различными металлическими напылениями. Чем мельче используется бисер, тем аккуратнее получается вышивка.

Нитки

Вид ниток зависит от материала, по которому выполняется вышивка. Если это тонкая ткань (шелк, шифон), то используют шелковые нитки, не толще №35. Если это ткань, более плотная, например, креп, трикотаж или бархат, то используют лавсановые нитки 33Л - 35Л или полиэстер.

Ткань для вышивки

Может быть любая, но вышивать по тонким тканям, нужно самой тонкой иглой и мелким бисером. Если вышивка на тонкой ткани занимает большой объем, но с изнаночной стороны подкладывают второй слой ткани.

Способы переноса рисунка на ткань

Если вы умеете рисовать, возьмите гелиевую ручку (для светлой ткани желтого цвета, для черной ткани серебряного) и нарисуйте его. Если вы пользуетесь готовым рисунком, разрежьте его на части и обведите каждую часть на ткани, как если бы вы делали аппликацию. Этот метод очень хорош для черной или непрозрачной ткани. Для светлой ткани можно воспользоваться куском стекла и лампой. Это делают так. На две стопки книг кладут стекло. Под стекло прикрепляют скот-чем рисунок и устанавливают лампу. На стекло кладут ткань и обводят детали рисунка той же гелиевой ручкой.
Пользоваться мелом, мылом или копиркой я не советую, так как линии нанесенные мелом толстые и быстро стираются, а копирка может испачкать ткань.

Техника вышивки

Вышивание прямой линии

Нанесите на закрепленную в пяльцы ткань прямую линию. Закрепите нить на изнаночной стороне ткани, пройдите на лицевую сторону, наберите первую бисеринку. Снова пройдите на изнаночную сторону, сделайте стежок назад равный размеру бисеринки, пройдите в первую бисеринку.

Наберите вторую бисеринку, пройдите на изнаночную сторону, сделайте стежок назад равный размеру бисеринки, пройдите во вторую бисеринку (рис. 7).

Наберите следующую бисеринку. Старайтесь, чтобы бисеринки располагались без промежутков, как можно ближе другу. Чем мельче бисер вы возьмете, тем ровнее получится вышивка.
Вышейте весь ряд. После окончания вышивания снова выйдите на лицевую часть вышивки и стяните ниткой все бисеринки ряда. Стяжка поможет сгладить все шероховатости, возникшие в процессе работы.
Таким образом, следующий ряд начнется с той же стороны что и первый. Вышейте несколько прямых рядов. Бисеринки рядов должны плотно прилегать друг к другу. Этого проще добиться, если при пришивании бисеринки вводить иглу с наклоном в сторону предыдущего ряда, а при вторичном проходе в бисеринку выводить иглу между уже вышитым рядом и тем, который вы вышиваете.

Вышивание простых деталей на примере круга

Нанесите на закрепленную в пяльцы ткань выбранный рисунок детали украшения, например круг (рис. 8а).
Художественная вышивка бисером во многом похожа рисование простым карандашом. Вспомните уроки рисования шара: сначала выбирается источник света, в нашем случае будем считать, что свет падает с правой стороны на уровне середины шара. Затем рисуется контур предмета, и параллельно ему накладываются штрихи, от самого темного места до самого светлого. Чтобы вышить круг, соблюдая эту последовательность, потребуется три этапа работы.

Первый этап.

Вышейте дугу соответствующую, самому темному месту контура. Эта луга будет называть основной или направляющей. Она займет чуть больше половины контура (рис. 8б).

Второй этап.

Основное поле круга заполните дугами, идущими параллельно основной, соблюдая порядок, описанный для прямой линии (рис. 8в).

Третий этап.
Оставшееся на контуре место заполните бисеринами, которые образуют завершающую дугу. Основная и завершающая дуги образуют контур вышивки.

Вышивание сложносоставных деталей

Нанесите на закрепленную в пяльцы ткань выбранный рисунок детали украшения, например лист (рис. 9а). Лист состоит из нескольких деталей. Чтобы вышить лист, потребуется три этапа работы.

Первый этап.
Для начала наметьте основные дуги каждой детали и вышейте их (рис. 9б). Цвет бисеpa в дугах может меняться в зависимости от цвета детали. Если в процессе вышивания появляются элементы идущие поперек дут (например, прожилки на листе), их вышивают в первую очередь.

Второй этап.

Основное поле каждой детали заполните дугами, идущими параллельно основной (рис. 9в), соблюдая порядок, описанный для прямой линии.

Третий этап.
Оставшееся на контурах каждой детали место заполните бисеринами, которые образуют завершающую дугу. Основная и завершающая дуги образуют контур вышивки. (С)

История развития вышивки бисером

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Находки археологов, которые относятся к IX – XII векам, говорят о том, что вышивка существовала уже в эпоху Древней Руси.
Самой нарядной и эффективной среди всех видов являлась вышивка серебряными и золотыми нитями с использованием драгоценных камней, перламутра и речного жемчуга.
Вышивальное искусство постоянно развивалось, но оно было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Серебряными и золотыми и нитями в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали богатую одежду царей и бояр, а также церковные облачения. Одежду эту шили из дорогих тканей, шелка и бархата. Это искусство ценилось и входило в круг образовательных наук и обязательных занятий женщин.
Прилежание к рукоделиям почиталось за особую добродетель.
С XVIII века искусство вышивания проникает во все слои населения и становится основным занятием девушек – крестьянок. Принято было считать, что если жена рукодельница, то это – богатство семьи, залог добра, уюта и тепла в доме. Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы и мастерицы было все равно, что второе приданое.

К середине XVIII века жемчужное шитье, вышивка золотыми нитями постепенно уходит в лета, и на смену ему приходит бисер. Сама Россия бисер не производила, но тем не менее в тот период развитие бисерного рукоделия было настолько популярным и достигло такого совершенства, что конец XVIII и середина XIХ века вошли в историю как «золотой век русского бисера».

Бисером оформляли интерьеры дворцовых залов, иногда обивка мебели и даже стены покрывались бисером. Вышитые бисером картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, переплеты книг и даже подстаканники украшали дома богатых людей и помещичьи усадьбы.

Богатыми старинными коллекциями из бисера располагают крупнейшие музеи Москвы и Санкт – Петербурга.
Каждому народу достается в наследство творчество от предыдущих поколений, созданное руками. Все это копилось и сохранялось многие века для того, чтобы потом прорасти в позднем творчестве. Многие секреты старых мастеров, к сожалению, были утрачены, но те, что сохранились и те, что дошли до нас, открывают дивный, неповторимый мир старинного искусства.
Сейчас все больше рассматривается проблема изучения, сохранения, и возрождения русских народных домашних промыслов. Возрождается и бисерное рукоделие, которое стремительно входит в моду. Хочется верить, что на волне общей ностальгии возродится и прекрасная традиция дарить друзьям и близким свое рукоделие, которое дорого тем, что хранит тепло человеческих рук и не обезличено массовым производством.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!