Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание

Н.Е. Санникова, О.В. Стенникова, Т.В. Бородулина, ГОУ ВПО УГМА Росздрава, Екатеринбург

Питание является одним из важнейших факторов, имеющих решающее значение для правильного развития ребенка. Поступление питательных веществ в недостаточном или избыточном количестве, а также их неправильное соотношение может привести к нарушению физического и психического развития, патологическому изменению обмена веществ, изменению структуры и функций органов и систем. Поэтому основой здорового питания детей первого года жизни является материнское молоко. Однако в силу ряда причин социального, экономического и медицинского характера процент женщин, кормящих младенцев грудью, в России относительно низкий. С учетом этого в нашей стране использование искусственного питания для младенцев по-прежнему остается актуальным .

Что такое искусственное вскармливание?

Согласно «Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации» (2010), под смешанным вскармливанием понимают кормление ребенка первого года жизни грудным молоком в количестве не менее 1/5 суточного объема в сочетании с детскими молочными смесями (докорм). При искусственном вскармливании грудное молоко либо полностью отсутствует, либо его доля составляет менее 1/5 суточного рациона ребенка, а вместо грудного молока используются детские молочные смеси.

На каком основании производится перевод на искусственное вскармливание?

Врач-педиатр должен быть информирован о современных требованиях к назначению искусственного вскармливания: знать противопоказания для проведения естественного вскармливания, ориентироваться в классификации молочных смесей, уметь подобрать адаптированную молочную смесь для детей, не получающих грудного молока.

Перевод ребенка на смешанное или искусственное вскармливание должен быть строго обоснован и осуществляться врачом-педиатром. Основанием для введения в рацион младенца детских молочных смесей могут быть абсолютные или относительные противопоказания для проведения грудного вскармливания (ВИЧ-инфекция, состояние декомпенсации при хронических заболеваниях внутренних органов у матери и т.д., наследственные энзимопатии, врожденные пороки развития у ребенка, глубокая недоношенность и др.); гипогалактия (снижение секреторной функции молочных желез в лактационном периоде, хотя в чистом виде эта проблема встречается очень редко, в основном имеет место незнание основ грудного вскармливания); необходимость приема матерью лекарственных препаратов, проникающих в грудное молоко.

Ранний перевод ребенка на смешанное и искусственное вскармливание является стрессом для незрелого пищеварительного тракта младенца и может привести к появлению диспепсических расстройств (срыгивания, рвота, жидкий, непереваренный стул или запоры). Ни одна современная смесь не может полноценно заменить материнское молоко. К выбору смеси педиатр должен подойти как к выбору лекарства – строго индивидуально и при наличии строгих показаний к переводу на искусственное (или смешанное) вскармливание.

По каким признакам классифицируются детские смеси для искусственного вскармливания?

Детские молочные смеси подразделяются в соответствии со следующими критериями:

  1. По степени адаптации :
    1. адаптированные;
    2. частично адаптированные;
    3. неадаптированные.

    Адаптированные молочные смеси изготавливаются на основе коровьего, козьего или соевого молока. В современные адаптированные смеси вводятся компоненты, аналогичные компонентам грудного молока, такие, как сывороточные белки, растительные жиры, углеводы в виде лактозы и декстрин-мальтозы, минеральные вещества, витамины в адекватных и сбалансированных количествах.
    Примерами неадаптированных продуктов являются цельное коровье и козье молоко, неадаптированных кисломолочных – кефир.

  2. По срокам введения :
    1. «начальные» – максимально адаптированные к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ и пищеварения детей первого полугодия жизни (0–6 месяцев);
    2. «последующие» – для детей второго полугодия жизни (6–12 месяцев).
  3. По консистенции :
    1. сухие;
    2. жидкие.
  4. По уровню pH :
    1. пресные;
    2. кисломолочные.
  5. По показаниям к назначению :
    1. базовые для здоровых детей;
    2. лечебно-профилактические для здоровых детей;
    3. лечебные для детей с особенными диетическими потребностями;

Последнее десятилетие характеризуется значительным расширением ассортимента как отечественных, так и импортных молочных смесей, представленных на нашем рынке. С одной стороны, появилась возможность выбора, а с другой стороны, врач-педиатр должен хорошо ориентироваться в ассортименте, знать состав смесей и рекомендовать конкретный продукт с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка.

Можно ли использовать для вскармливания детей кисломолочные продукты?

Кисломолочные продукты традиционно широко используются в детском питании, поскольку оказывают положительное влияние на микробиоценоз кишечника, на секреторную функцию пищеварительных желез и перистальтику кишечника а также оказывают иммуномодулирующий эффект. Они подавляют рост патогенной, гнилостной и газообразующей микрофлоры, стимулируют рост нормальной флоры, а также улучшают всасывание кальция, фосфора, магния и железа.

Однако пищеварительная система детей первых месяцев жизни, как уже отмечалось, отличается незрелостью, причем не только анатомической но и функциональной. Поэтому традиционные кисломолочный продукты, являющиеся неадаптированными, ни в коем случае нельзя использовать как минимум до 8 месячного возраста. Высокое содержание белков, минеральных солей, жирных кислот цельного молока крайне неблагоприятно сказывается на пищеварении ребенка (увеличивает время нахождения пищи в желудке ребенка, оказывает раздражающее действие).

Кроме того, ферментные системы и пищеварительный тракт ребенка первого года и особенно первых месяцев жизни настроены на переваривание нейтральной пищи, а в процессе производства кисломолочных смесей за счет выделения большого количества молочной кислоты рН смеси значительно снижается. Назначение смеси с низкими значениями рН в объеме 100% рациона на первом году жизни может привести к чрезмерному усилению моторики и срыгиваниям, гиперактивации незрелых ферментных систем ребенка, а также отказу от смеси из-за кислого вкуса, а в некоторых случаях – к развитию метаболического ацидоза. В Национальной Программе по вскармливанию детей первого года жизни рекомендуется использование адаптированных кисломолочных смесей в соотношении 2:1 или 1:1 с пресными. А неадаптированных кисломолочных продуктов – только с 8 месяцев до 200 мл в день.

Какие кисломолочные продукты можно предложить детям первых месяцев жизни?

Риск появления нежелательных реакций значительно возрастает у детей первых месяцев жизни. Но необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют кисломолочные смеси, имеющие оптимальный уровень кислотности при сохранении позитивных свойств кисломолочных продуктов. Примером такой смеси является Нутрилон ® Кисломолочный.

Особенностью продукта является нейтральный уровень рН (6,2), близкий к показателям грудного молока. Это достигается благодаря использованию для сквашивания зарегистрированного штамма Streptococcus thermophilus 065, который обладает низкой кислотопродуцирующей способностью и максимальной способностью к продукции бета-галактозидазы (лактазы). В результате получаемый продукт имеет высокую лактазную активность, что в сочетании со сниженным содержанием лактозы (менее 50%) обеспечивает поддержку ферментных систем и хорошую переносимость. Нутрилон Кисломолочный может назначаться детям с легкой степенью лактазной недостаточности, а также у здоровых детей с чувствительной пищеварительной системой. Кроме того, Нутрилон Кисломолочный производится с использованием бифидобактерий и, несмотря на невысокий титр живых микроорганизмов в готовом продукте, оказывает позитивное влияние на состав микрофлоры кишечника. Важно: Нутрилон Кисломолочный может быть использован в 100% рациона, так как умеренный уровень рН исключает раздражающее действие на пищеварительную систему.

На чем должен основываться алгоритм выбора смеси для искусственного вскармливания?

  1. Возраст : смеси максимально приближенные по составу и свойствам к грудному молоку для первых недель/месяцев жизни. «Последующие» смеси во втором полугодии – содержащие более высокое количество белка, весь набор витаминов и минеральных веществ в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления.
  2. Состояние здоровья ребенка :
    • Уровень риска по развитию аллергии (аллергологического анамнеза).
    • Состояние пищеварительной системы (наличие функциональных или органических нарушений).
    • Гипотрофия, паратрофия и др.
  3. Индивидуальная переносимость .
  4. Социально-экономические условия семьи .

Критерием правильного подбора смеси является: отсутствие аллергических реакций, нарушений пищеварения, дефицитных состояний на фоне приема продукта, хороший аппетит и адекватная возрасту прибавка массы тела.

Еще раз хочется отметить, что решение о переводе на смешанное или искусственное вскармливание принимает педиатр, руководствуясь создавшейся ситуацией. От выбора смеси во многом зависит здоровье ребенка в будущем, это в первую очередь должны понимать и родители детей, поэтому когда есть возможность сохранить грудное вскармливание, ее нужно использовать.

Тем не менее даже при отсутствии грудного молока у матери правильно подобранная современная адаптированная молочная смесь позволит ребенку вырасти здоровым и обеспечит его гармоничное развитие.

Сведения об авторах
Наталья Евгеньевна Санникова , д-р мед. наук, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней, ГОУ ВПО УГМА Росздрава, г. Екатеринбург.
Ольга Викторовна Стенникова , канд. мед. наук, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней, ГОУ ВПО УГМА Росздрава, г. Екатеринбург.
Татьяна Викторовна Бородулина , канд. мед. наук, декан педиатрического факультета ГОУ ВПО УГМА Росздрава, г. Екатеринбург.

Список литературы находится в редакции.

Вскармливание ребенка заменителями грудного молока в полном объеме или в количестве 2 / 3 от всего объема питания называют искусственным . Если смесь занимает не более половины всего объема питания ребенка, тогда такое вскармливание называется смешанным и, конечно, оно предпочтительнее искусственного, так как при этом частично сохраняются преимущества грудного молока (об этом мы писали ранее).

Считается, что искусственное вскармливание ребенка - своего рода «метаболический стресс» (метаболизм - обмен веществ), поэтому при наличии у мамы хотя бы небольшого количества молока малыша все равно необходимо прикладывать к груди и стремиться максимально продлить вскармливание грудным молоком.

Можно перечислить и еще несколько недостатков искусственного питания:

  • повышается опасность инфицирования (в детской смеси бактерии развиваются очень быстро, и бутылочки необходимо каждый раз тщательно пастеризовать);
  • детские смеси, в отличие от грудного молока, не содержат защитных антиинфекционных факторов;
  • усвоение некоторых витаминов и микроэлементов из смесей гораздо ниже, чем из грудного молока;
  • ребенок-«искусственник» подвергается большему риску развития железодефицитной анемии, развития аллергических состояний, чем младенец, находящийся на грудном вскармливании.

По ряду причин (болезнь матери, тяжелое состояние ребенка) младенец может оказаться на искусственном вскармливании с самого рождения. Но, к сожалению, очень часто решение о переводе ребенка на такое питание с легкостью принимается самой мамой, когда у нее просто нет желания кормить грудью.

Некоторых мам может привлекать кажущаяся легкость и отсутствие всяких проблем при вскармливании искусственными смесями. Бывает, что переводу на искусственное вскармливание способствует подозрение на нехватку молока в тех случаях, когда ребенок кричит и проявляет беспокойство во время или сразу после кормления, когда женщина ощущает полное опорожнение грудных желез еще при активном сосании ребенка, когда уменьшается число мокрых пеленок в течение дня. Решить вопрос о том, действительно ли количество молока уменьшается безвозвратно (а такое бывает, но крайне редко) или это проявления обратимого состояния - так называемого «лактационного криза» - лучше совместно с вашим врачом. Существует множество способов увеличения объема молока, иногда бывает достаточно просто чаще прикладывать младенца к груди. Было бы желание. Но если все предпринимаемые мероприятия оказываются малоэффективными и введение в рацион малыша искусственной смеси неизбежно, необходимо посоветоваться с педиатром для грамотного выбора той или иной смеси, исходя из особенностей развития вашего ребенка.

Какие бывают смеси?

Следует сказать, что современные молочные смеси максимально приближены по своему составу к женскому молоку, хотя и приготовлены на основе коровьего молока, подвергнутого специальной обработке. Смеси обычно классифицируются по степени адаптации к грудному молоку.

Максимальной степенью адаптации характеризуются так называемые адаптированные смеси - сухие и жидкие, пресные и кисломолочные . В современные адаптированные смеси вводятся компоненты, аналогичные компонентам грудного молока, - сывороточные белки, растительные жиры, углеводы в виде лактозы и декстрин-мальтозы, минеральные вещества, витамины в адекватных и сбалансированных количествах. К адаптированным молочным смесям - заменителям грудного молока относят ряд продуктов отечественного производства, таких как жидкий продукт «Агуша» (кисломолочная и пресная), кисломолочная смесь «Бифилин», сухая смесь «Нутрилак-1», а также аналогичные продукты, выпускаемые зарубежными фирмами: «Нан», «Нан кисломолочный» («Нестле», Швейцария), «Энфамил-1» («Мид Джонсон», США), «Нутрилон-1» («Нутриция», Голландия), «СМА» («Вайт Ньютришинелс Инк.», США), «Туттели» («Валио», Финляндия), «Фрисолак» («Фризленд», Голландия), «Хайнц» («Хайнц», Чехия/США), «Хумана-1» («Хумана», Германия), «Галлия-1» («Данон», Франция), «Бэби-1» («Сэмпер», Швеция), «ХиПП 1» («ХиПП», Австрия), «Мамекс» («Интернешнл Нутришнл К°», Дания).

Вторая степень адаптации - адаптированные смеси на казеиновой основе без добавления сывороточных белков. К ним относятся: «Нестожен» («Нестле», Швейцария), «Симилак» («Эббот Лабораториз» США), «Лактофидус» («Данон», Франция), «Импресс» («Крюгер», Германия). Казеин - это белок, образующийся при створаживании молока. Младенцам, склонным к срыгиванию, обычно рекомендуют смеси на казеиновой основе с пониженным содержанием сывороточного белка.

Для питания детей постарше, начиная со второго полугодия жизни, используются так называемые переходные смеси (или «последующие формулы »): «Нутрилак-2» (Россия), «Нутрилон-2» («Нутриция», Голландия), «Хайнц для детей с 6 месяцев» («Хайнц», Чехия/США), «Галлия-2» («Данон», Франция), «ХиПП 2» («ХиПП», Австрия), «Фрисомел» («Фризленд», Голландия), «Бэби-2» («Сэмпер», Швеция), «Хумана-2», «Хумана Фольгемильх» («Хумана», Германия), «Энфамил-2» («Мид Джонсон», Голландия/США), «Нан 6-12», («Нестле», Швейцария).

Следует отметить, что в первые 2-3 недели жизни ребенку лучше назначать пресные смеси, поскольку кисломолочные в этом возрасте могут вызывать (или усиливать) срыгивания. Затем целесообразно их сочетание, причем оптимальным является назначение ребенку 50% кислых и 50% пресных смесей (от необходимого ребенку суточного объема питания).

Такие продукты, как стерилизованное молоко, детский кефир, биокефир, не являются адаптированными и могут использоваться только в качестве прикорма детей второго полугодия жизни.

Среди искусственных смесей большую группу составляют смеси лечебного назначения . Есть ряд заболеваний, при которых уже в младенческом возрасте качественное питание малыша невозможно обеспечить без применения смесей с лечебными свойствами: для недоношенных и маловесных детей, для малышей-аллергиков, для младенцев, страдающих болями в животе, срыгиваниями, запорами, неустойчивым стулом. Существуют строгие показания к назначению этих смесей, определенные схемы их введения в рацион. Начав давать ребенку лечебные смеси самостоятельно, без консультации со специалистом, вы можете не достичь желаемого эффекта и даже навредить вашему малышу.

Таблица 1. Примерная схема введения новой смеси.
Срок введения Количество смеси на 1 прием, мл Кратность приема Количество в сутки, мл
1-й день 10,0 1 10,0
2-й день 10,0 3 30,0
3-й день 20,0 3 60,0
4-й день 50,0 5 250,0
5-й день 100,0 4 400,0
6-й день 150,0 4-5 600,0 и более

Как вводить вводить новую смесь в рацио ребенка?

Если по каким-то причинам оказалось необходимым ввести в рацион ребенка новую смесь, то делать это нужно обязательно постепенно. Нередко мама сама принимает решение поменять смесь на «какую-нибудь получше» и вводит ее за один день сразу в полном объеме. Через несколько дней она узнает о существовании «более современной» смеси и опять же из самых лучших побуждений быстренько меняет старую смесь на новую. Хорошо если малыш никак на это не отреагирует, но иногда у ребенка может появиться аллергическая реакция или какое-либо расстройство пищеварения. И не только потому, что питание, возможно, было подобрано не правильно, а в большей степени - из-за его неграмотного введения в рацион ребенка. Однажды у меня на приеме молодая мамочка сокрушалась: «Доктор, моему ребенку не подходит ни одна из существующих смесей!». Оказалось, что за два месяца мама поменяла своему малышу 7(!) разных смесей, так и не выбрав идеальной.

Любую новую смесь (обычную или лечебную) необходимо начинать давать в очень небольшом количестве, увеличивая ее объем за счет объема постепенно заменяемого питания.

Конечно, разводить смесь следует только кипяченой водой и лучше непосредственно перед кормлением ребенка в полном соответствии с инструкцией на упаковке смеси. Если питание приготовлено сразу на несколько кормлений, то бутылочки со смесью должны храниться в холодильнике не более суток.

Режим питания при смешанном и искусственном вскармливании

При смешанном вскармливании режим питания остается свободным. Необходимо только контролировать количество грудного молока с помощью контрольного взвешивания, а недостающий объем компенсировать смесью. При этом докорм следует давать только после прикладывания ребенка к обеим грудям. Если объем докорма невелик, то его целесообразнее давать с ложечки, чтобы ребенок совсем не отказался от груди. При большом объеме докорма можно пользоваться бутылочкой, надев на нее упругую соску с мелкими отверстиями на конце (при большом отверстии или неправильно подобранном размере соски ребенок может одновременно с сосанием заглатывать большие порции воздуха, что бывает главной причиной частого срыгивания).

При искусственном вскармливании детей первых месяцев жизни, как правило, рекомендуется 6-7-разовое кормление через 3 или 3,5 часа с 6,5 или 6-часовым перерывом. При этом важно определить необходимый объем питания. Самым точным является «калорийный» метод расчета, основанный на физиологической потребности ребенка в энергии, которая в первом полугодии составляет 115 ккал/кг, во втором - 110 ккал/кг массы тела. Для ориентировочного расчета может применяться объемный метод. При этом суточный объем пищи, необходимый ребенку со средним уровнем физического развития, составляет в возрасте от 10 дней до 2 месяцев - 1 / 5 массы тела, от 2 до 4 месяцев - 1 / 6 массы тела, от 4 до 6 месяцев - 1 / 7 , от 6 мес. до 1 года - 1 / 8 - 1 / 9 массы тела. Этот объем не включает воду, не входящую в состав молочной смеси, и соки.

Сроки ведения продуктов прикорма при искусственном вскармливании несколько отличаются от схемы введения прикорма при естественном вскармливании. Отличие заключается в возможности более раннего введения каши, овощного и мясного пюре (см. Таблицу 2).

Примерная схема введения продуктов и блюд прикорма при искусственном вскармливании детей первого года жизни («Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни», Методические указания МЗ РФ №225, Москва 1999 г.)
Наименование продуктови блюд Возраст, месяцы
0-3 3 4 5 6 7 8 9-12
Молочная смесь 700-900 800-900 700 400 300-400 350 200-400 200-400
Фруктовый сок, мл - 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Фруктовое пюре, г - 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Овощное пюре, г - - 10-100 150 150 170 180 180-200
Молочная каша, г - - - 50-100 150 150 180 180-200
Творог, г - - - 40 40 40 40 40-50
Желток, шт. - - - - 0.25 0.5 0.5 0.5
Мясное пюре, г - - - - 5-30 50 50 60-70
Рыбное пюре, г - - - - - - 5-30 30-60
Кефир и другие кисломолочные продукты, мл - - - - 200 200 200-400 200-400
Цельное молоко, мл - - 100 200 200 200 200 200
Хлеб пшеничный - - 5 5 10
Сухари, печенье, г - - 3-5 5 5 10 10-15
Растительное масло, г - - 1-3 3 5 5 5 6
Сливочное масло, г - - 1-4 4 5 5 6
Примечание: Фруктовое пюре вводится через 2 недели после введения сока. Цельное молоко до 9 месяцев используется только для приготовления блюд прикорма (овощного пюре, каши).

В заключение хочу еще раз напомнить родителям о непревзойденных преимуществах женского молока перед молочными смесями и уникальности естественного вскармливания. Никогда не торопитесь дать ребенку молочную смесь без действительно серьезных на то причин!

Методические указания для самостоятельной работы студентов

4 курса лечебного факультета

Составители:

д.м.н., профессор А.Ф. Виноградов

к.м.н., доцент А.В. Копцева

г. Тверь, 2012 г.


2. Название учебной темы: Вскармливание смешанное и искусственное. Питательные смеси, используемые для смешанного и искусственного вскармливания. Консервированные, адаптированные продукты. Особенности вскармливания недоношенных детей. Принципы питания детей старше года. Роль участкового педиатра в организации рационального питания детей.

Осмотр детей, находящихся на различных видах вскармливания. Отработка методики обследования. Составление рациона питания и меню-раскладки детям первого года жизни на смешанном и искусственном вскармливании по заданию преподавателя.

3. Цель изучения учебной темы: Изучить современные аспекты смешанного и искусственного вскармливания детей первого года жизни на уровне знаний и умений составлять карту питания детям первого года жизни, находящихся на смешанном и искусственном вскармливании, а также решать ситуационные задачи по данной теме. Освоить понятия докорм, консервированные и адаптированные продукты. Ознакомить студентов с основными принципами вскармливания недоношенных детей и детей старше года. Определить роль участкового педиатра в организации рационального питания детей.

4. Основные термины:

1) Смешанное вскармливание

2) Понятие «докорм»

3) Искусственное вскармливание

4) Адаптированная молочная смесь

5. План изучения темы:

1) Определение и принципы смешанного вскармливания

2) Определение и принципы искусственного вскармливания

3) Классификация адаптированных молочных смесей

4) Критерии выбора АМС

5) Кисло-молочные смеси

6) Последствия искусственного вскармливания

7) Особенности питания недоношенных детей

8) Принципы питания детей старше года

6. Изложение учебного материала:

Под смешанным вскармливанием понимают вскармливание грудным молоком с вынужденным (нефизиологическим) введением докорма в виде коровьего молока (молока животных и растений) или его разведений (смесей) в объеме от 1/5 до 4/5 суточной потребностей.

Смешанное вскармливание – это такой вид вскармливания, когда наряду с женским молоком детям дают молочные смеси, так как из-за возраста ребенка ему еще нельзя давать прикорм. Дополнительное питание искусственными молочными смесями называется докормом.

Показаниями к смешанному вскармливанию является недостаток молока у матери (гипогалактия)· или некоторые заболевания матери. Клиническими симптомами голодания ребенка являются уплощение или падение весовой кривой, беспокойство, редкие мочеиспускания и изменения со стороны стула. Стул обычно вначале урежен или, наоборот, учащен.



Для того чтобы узнать, имеется ли достаточное количество молока у матери, необходимо в ранние часы взвесить ребенка до и после кормления, Т.е. провести контрольное взвешивание ребёнка. По разнице веса можно судить о том, сколько ребенок высосал молока. Произведя подсчет необходимого количества молока по формулам, и зная количество молока, получаемого ребенком от матери, можно рассчитать необходимое количество докорма.

При смешанном. вскармливании до корм назначают в зависимости от количества молока у матери, то есть после каждого кормления, или некоторых из них, или путем чередования полных кормлений грудным молоком и молочной смесью. В качестве докорма в современной диететике применяются адаптированные молочные смеси, используемые при искусственном вскармливании, и описаны в соответствующем разделе.

Принципы смешанного вскармливания:

1. Введение докорма не ранее 4- 7 дня борьбы с гипогалактией.

2. Выбор докорма с учетом возраста, аппетита.

3. Докорм назначается после кормления грудью.

4. Число кормлений сохраняется тоже, что и при естественном вскармливании, но если дефицит молока составляет более 50%, то число кормлений урежают на 1.

5. Докорм можно вводить не во все кормления, если дефицит молока составляет 50% и менее.

6. Докорм не менять.

7. Проводить еженедельные контрольные кормления (2-3 раза в сутки 2-3 дня в неделю в разные часы суток).

8. Изменение потребности в пищевых ингредиентах при использовании неадаптированных смесей до 3,5-4,0 г/кг в сутки белка.

9. Докорм вводится в ложечке или через маленькую дырочку в соске.

10.С учётом современных взглядов (Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни, 2010) сроки введения прикорма при смешанном и искусственном вскармливании не изменяются.

Искусственное вскармливание – это вскармливание ребёнка первых месяцев жизни молоком животных или растений (соевое, миндальное) при дефиците грудного молока, составляющем 4/5 и более от суточного рациона.

Принципы искусственного вскармливания:

1. Частота кормлений при назначении адаптированных смесей может быть такая же, как.при.естественном вскармливании, при назначении неадаптированных – количество кормлений уменьшается на 1 и можно с 3-4-х месяцев перейти на 5-ти разовое кормление.

2. Объемы питания при искусственном вскармливании рассчитываются также, как при естественном (объемы зависят не от вида вскармливания, а от возможностей желудочно-кишечного тракта).

3. Прикорм вводится в те же сроки, что и при естественном вскармливании.

4. Повышается потребность в белке при питании неадаптированными смесями до 4-4,5 г/кг, при получении адаптированных смесей количество белка – как при естественном.

5. Калораж повышается на 10% при использовании неадаптированных смесей.

6. Поощряется любая попытка перехода к смешанному и естественному вскармливанию.

Перевод ребенка на искусственное вскармливание является «метаболическим стрессом» и в связи с этим большое внимание врачей должно уделяться правильному выбору «заменителей» женского молока с учетом индивидуальных особенностей здоровья, физического развития и даже аппетита.

Основу большинства «заменителе» или смесей составляет коровье молоко, которое значительно отличается от женского молока по своему составу и свойствам. В коровьем молоке существенно выше, чем в женском, содержание белка, кальция, калия, натрия и других минеральных солей. В то же время уровень углеводов, ряда жирных кислот и витаминов, напротив, ниже, чем в женском молоке. Чтобы приблизить состав коровьего молока к составу женского (или иначе «адаптировать» его состав к особенностям незрелого организма ребенка, отсюда и название «адаптированные молочные смеси»), необходимо снизить в коровьем молоке содержание. белка и солей, но повысить уровень углеводов (лактозы), некоторых витаминов и жирных кислот в настоящее время на российском рынке широко представлены разные заменители женского молока, как отечественные, так и импортные. «Заменители» женского молока могут быть сухими или жидкими (готовыми к употреблению), пресными или кислыми.

Молочные смеси делятся на 2 большие группы – адаптированные и неадаптированные, в свою очередь смеси в каждой из этих групп – на сладкие и кисломолочные.

Адаптированная молочная смесь (АМС) – пищевой продукт в жидкой или порошкообразной форме, изготовленный на основе коровьего молока, молока других сельскохозяйственных животных, предназначенный для использования качестве заменителя женского молока и максимально приближенный к нему по химическому составу с целью удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в пищевых веществах и энергии. Содержание белка, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в смесях должно соответствовать отечественным и международным стандартам для адаптированных молочных смесей. Существует современная классификация детских адаптированных молочных смесей (рис. 1). В основном это касается деления смесей в зависимости от возраста детей на «начальные» (от 0 до 6 мес.), «последующие» (от 6 до 12 месяцев) и для детей от 0 до 12 месяцев.


Особое внимание уделяется «начальным» смесям, состав которых максимально адаптирован к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ детей первого полугодия жизни. В последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня белка в современных молочных продуктах с целью его количественного приближения к женскому молоку. Так, в большинстве «начальных» смесей количество белка составляет 1,4-1,6 г/100 мл, а минимальный уровень 1,2 г/100 мл соотношение сывороточных белков и казеина составляет 60:40, 50:50, в отдельных смесях 70:30. почти все современные смеси содержат таурин, α-лактальбумин, а некоторые – нуклеотиды.

Для адаптации жирового компонента «начальных» смесей в их состав вводят растительные масла (подсолнечного, кукурузного, соевого, рапсового, кокосового, пальмового), богатые полиненасыщенными жирными кислотами (ПНЖК). Для улучшения эмульгации жиров в состав смесей вводят небольшое количество природных эмульгаторов лецитин, моно- и диглицериды. Почти все смеси содержат L-карнитин, который способствует ассимиляции жирных кислот на клеточном уровне. Современной тенденцией является обогащение смесей ДШIЖК (арахидоновой и докозагексаеновой), которые являются предшественниками простагландинов, тромбоксанов и лейкотриенов,

В качестве углеводного компонента используется, в основном, лактоза и мальтодекстрин. Ряд смесей содержит галакто- и фруктоолигосахариды, обладающие пребиотическим действием и способствующие избирательному росту бифидобактерий. Некоторые смеси содержат лактулозу, которая также является пребиотиком.

Во все смеси включен необходимый набор витаминов и минеральных веществ в соответствии с физиологическими потребностями детей первых месяцев жизни. Это в первую очередь железо, медь, цинк, йод. в ряд смесей введен селен, обладающий антиоксидантными свойствами. Соотношение кальция и фосфора находится в диапазоне 1,5:1 - 2,0:1.

Уровень витаминов в АМС превышает таковой в женском молоке в средней на 15-20%, т.к. их усвояемость более низкая, чем из женского молока. При этом большое внимание уделяется витамину Д. Его содержание в 100 мл готовой смеси должно составлять по нормативам 40-50 МБ. Во все смеси добавлены витамины группы В, витамин А, β-каротин.

«Последующие» смеси, в отличие от начальный, содержат более высокое количество белка (до 2,1 г/100 мл). Преобладание сывороточных белков над казеином уже не является обязательным. Продукты для детей этой возрастной группы отличаются более высоким содержанием железа, кальция, цинка.

Смеси «от 0 до 12 месяцев» могут использоваться в питании детей на протяжении всего первого года жизни. Однако эта группа продуктов немногочисленна и в современных условиях применяется ограниченно, в связи с широким ассортиментом начальных и последующих формул.

В ряде сухих пресный смесей введены пробиотики: бифидо- и лактобактерии. Современные технологии позволяют обеспечить сохранность микроорганизмов в продукте на протяжении всего срока годности.

Критерии выбора адаптированных молочных смесей (АМС):

1.возраст ребенка;

2.социально-экономические условия семьи;

3.аллергологический анамнез;

4.индивидуальная непереносимость продукта.

Критерием правильного выбора смеси является хорошая толерантность ребенка к данному продукту.

В результате всех перечисленных изменений получается достаточно хороший заменитель грудного молока, но необходимо стремиться максимально снизить риск сенсибилизации к чужеродному белку путем использования белковых гидролизатов и обеспечения ребенка неспецифической защитой от кишечных инфекций путем добавления таких веществ, как лактоферрин, лактопероксидаза, лизоцим и т.д.

К числу адаптированных заменителей женского молока относятся отечественные жидкие - «Агу-1» (Лианозовский завод детского питания, Россия), «Бэби Милк» (Лианозовский молочный комбинат, Россия) и сухие смеси – «Микамилк» (Кофранлейт/Росдетспецпродукт, Франция/Россия), а также импортные - «Нан» (Нестле, Швейцария), Нутрилон (Нутриция, Голландия), «Эфамил-Г» (Отделение Мид Джонсон фирмы Бристоль Майер Сквибб), «Пре- ХиПП» и «ХиПП» (ХиПП, Австрия), Хумана-1 – тауринсодержащая смесь для детей с первых дней жизни до 3-6 месяцев, соотношение сывороточный белок/казеин 60:40, не содержит глюкозы, сахарозы и глютена, Хумана-2 – с 3-4 месяцев до 1 года, Хумана-Беби-фит – с 6 до 12 месяцев, без глютена, обогащенная железом, белковый компонент 80:20, хорошее содержание растительных масел, пектины бананов в сочетании с крахмалом повышают вязкость смеси и обладают антидиспепсическим действием, Фрисолак – с 0 до 12 месяцев, имеет хорошее соотношение линолевой и линоленовой кислот, белковый компонент 60:40, кисломолочные смеси – «Галлия» и «Лактофидус» (Данон, Франция).

Несколько менее адаптированными смесями являются так называемые «казеиновые формулы». Их название обусловлено тем, что они изготовляются на основе сухого коровьего молока, основным белком в котором является казеин, без добавления деминерализованной молочной сыворотки. Вследствие этого такие смеси менее близки к белковому составу женского молока. В то же время по всем остальным компонентам (углеводному, жировому, витаминному, минеральному и др.) эти смеси, так же как и адаптированные, описанные выше, максимально приближены к составу женского молока. К числу «казеиновых» формул относятся такие хорошо известные смеси, как «Симилак» (Аббот Лабораториз, США), «Нестожен» (Нестле, Швейцария) и др.

Наконец, частично адаптированные смеси. Их состав лишь частично приближен к составу женского молока - в них отсутствует деминерализованная молочная сыворотка, не полностью сбалансирован жирно-кислотный состав, в качестве углеводного компонента используется не только лактоза, но и сахароза и крахмал. К числу таких смесей относятся «Аптамил», «Милумил» (Милупа, Германия). Эти заменители могут использоваться в питании детей первого года жизни, начиная с 2-3 месяцев.

Все современные заменители женского молока и «последующие» смеси относятся к числу инстантных (быстрорастворимых) продуктов. Для их использования в питании детей необходимо только смешать строго определенное количество сухого порошка с предварительно вскипяченной теплой (50-60°С) водой и тщательно перемешать, не допуская наличия комков.

Преимущества кисломолочных смесей:

ü улучшают процессы пищеварения;

ü имеют частично расщеплённый белок, теряющий свои аллергические
свойства;

ü продуцируемые бактериями витамины;

ü в них частично уничтожается лактоза, которую плохо переносят некоторые дети;

ü вытесняют патогенную флору;

ü этилового спирта в них не больше, чем в хлебе, соке, грудном молоке; он необходим для процессов обмена, про ходящих в организме.

Недостатки кисломолочных смесей:

ü имеют высокое содержание кальция;

ü соотношение сывороточного белка к казеину 20:80;

ü при их применении происходит сдвиг КЩС в кислую сторону.

Таким образом, молочные смеси считаются хорошими, если:

ü Белок 1,2 - 1,5 г/дл;

ü Соотношение сывороточного белка к казеину 60:40;

ü В составе есть таурин;

ü Жир растительный - 1 %;

ü Углеводы – декстринмальтоза;

ü Витамины А, Д, Е;

ü Осмолярность = 280 мОсм/л.

В настоящее время в диете больных с пищевой аллергией находят широкое применение безмолочные смеси, приготовленные на основе изолятов соевого белка, зарубежного производства: Хумана SL (Германия), Нутрисоя и Фрисосоя (Голландия), Прособи (США), Алсоя (Швеция), а также отечественный продукт – Нутрилак-соя. Белковый компонент указанных продуктов представлен изолятом соевого белка; жировой – сформирован за счет растительных масел; углеводный – представлен декстринмальтозой, оказывающей положительное влияние на микробиоценоз кишечника. Продукты обогащены комплексом витаминов и минеральных веществ в соответствии с нормами потребности детей раннего возраста. Смеси не содержат молочного белка, лактозы и глютена.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, также как и их сверстники, нуждаются во введении прикорма. Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своём составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ, нет необходимости про водить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при вскармливании грудным молоком.

Последствия искусственного вскармливания

1.Укорочение средней продолжительности жизни на 10 лет (min);

2.Сенсибилизация 75% детей;

3.Дисбактериоз 100% детей;

4.Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта – 45-55%;

5. Развитие раннего склероза (нет активатора ферментов утилизации холестерина);

6. Ранняя гипертоническая болезнь;

7. Ранняя ИБС, инсульты и т.д.;

8. Дети входят в группу риска по онкологии и гемонкологии (лейкоз);

9. Соотношение заболеваний детей на естественном: смешанном: искусственном вскармливании как 1:3:6. В 2-3 раза больше группа ЧБД;

10.Дети «искусственники» склонны к механическому, нетворческому труду, нигилизму и агрессии.

Особенности питания недоношенных детей

На педиатрический участок недоношенный ребенок должен поступать со стойко сформированным рефлексом сосания и режимом питания. Обычно это 7 кормлений с 6 часовым ночным перерывом. На 6 разовое кормление переводится по достижению массы тела 3 000 гр.

Самым оптимальным видом вскармливания недоношенного ребенка является грудное. Следует строго следить за количеством всасываемого ребенком молока. Поэтому недоношенный ребенок должен быть обеспечен весами, которые ему должна предоставить поликлиника. В случаях недостаточного всасывания грудного молока требуется докармливание с помощью ложечки. Об этом следует сказать матери и научить ее этому. При этом используется специальные сухие адаптированные смеси для недоношенных. Особенностью этих смесей является более высокое, по сравнению с обычными адаптированными смесями, содержание белка и углеводов, а соответственно и калорийности. Специальные адаптированные смеси для недоношенных следует применять до достижения ими веса 4 кг, а затем переходить на обычные адаптированные смеси.

Материнское молоко – идеально подходящая по составу пища для младенца. Малыша желательно приложить к груди в первые 15-20 минут после рождения, когда выделяется молозиво. Всего несколько капель этой насыщенной иммуноглобулинами жидкости существенно повышают иммунную защиту крохи, а сам акт сосания запускает адаптивные процессы в его организме и помогает установить тесный контакт с матерью. К сожалению, не у всех женщин вырабатывается достаточное количество молока и приходится вводить докорм, то есть практиковать смешанное вскармливание новорожденных. Рассмотрим плюсы и минусы данного вида кормления, а также варианты, когда этого можно избежать.

Смешанное вскармливание новорожденного ребенка – это тип питания, при котором рацион состоит из грудного молока и адаптированной смеси. При этом на искусственный заменитель приходится менее 50% общего объема пищи.

Бытует мнение, что введение смеси в качестве докорма – прямой путь к полному переходу на . Такой результат возможен только в том случае, если мама не будет бороться за сохранение и повышение лактации.

Целью смешанного питания является обеспечение ребенка питательными веществами на тот период, пока у женщины недостаточно молока.

При правильном подходе и отсутствии серьезных проблем со здоровьем в течение 1-2 месяцев можно полностью отказаться от докорма.

Старайтесь чаще прикладывать малыша к груди при смешанном вскармливании

Принципы смешанного вскармливания:

  1. Основное и самое лучшее питание для новорожденных – . Ни одна смесь не воспроизводит его состав полностью. Она вводится не для того, чтобы заменить молоко, а чтобы временно решить проблему его нехватки.
  2. Параллельно с вводом докорма мама должна принимать меры по увеличению лактации. Главная из них – частые прикладывания к груди по требованию малыша. Стимуляция сосков приводит к повышению уровня гормонов, отвечающих за выработку молока.

Основания для ввода смеси

Причины перехода на смешанное кормление:

  • выраженная нехватка молока у женщины;
  • у ребенка;
  • невозможность постоянного совместного нахождения матери и младенца – выход на работу, учеба, поездки;
  • различные патологии у женщины – заболевания почек, дыхательной, сердечно-сосудистой систем и так далее.

Не торопитесь вводить смесь, возможно у вас ложные представления о недоедании ребенка

Чаще всего докорм вводится в течение 1-2-го месяца жизни. Но иногда смесь дается ребенку с первых дней. Обычно это происходит после кесарева сечения, преждевременных или многоплодных родов.

Нередки ситуации, когда искусственное питание используется необоснованно. Маме кажется, что у нее мало молока или малыш плохо набирает вес.

Ложные признаки недостаточной лактации:

  1. Мягкая грудь, отсутствие приливов. Эти проявления указываю на то, что молоко выделяется только при стимулировании соска, что является признаком зрелой лактации.
  2. Невозможно сцедить молоко. За его выделение отвечает гормон окситоцин, который секретируется в процессе сосания груди. Вследствие этого многие женщины не могут сцедить молоко руками или с помощью специальных устройств даже при его большом количестве.
  3. Капризы ребенка во время еды. Крики и выкручивание у груди могут быть вызваны различными причинами: от переутомления до кишечных колик. Следует попытаться их установить, а не списывать все на нехватку молока.
  4. «Висение» малыша на маме. Ребенок часто просит грудь и подолгу сосет из-за желания быть рядом с мамой.
  5. Отставание в наборе веса. Нормативные границы массы в разном возрасте очень широки. Например, девочка в 2 месяца может весить от 3,6 до 6,6 кг. Все значения можно посмотреть в таблицах, разработанных ВОЗ.

Кроме того, многие мамы добавляют в рацион смесь, так как кормление вызывает у них боль из-за растрескавшихся сосков. Проблема обычно возникает при неправильном прикладывании ребенка. Для заживления ран можно использовать специальные мази («Бепантен»). Также необходимо научиться давать малышу грудь так, чтобы он захватывал ареолу вокруг соска.

Наиболее объективный признак того, что младенец не получает нужного объема молока, – недостаточное количество мочеиспусканий. Проверить их число можно, отказавшись от одноразовых подгузников на 1 сутки и посчитав мокрые пеленки. Если их меньше 12, необходимо вводить докорм.

Преимущества и недостатки

Если сравнивать искусственное и смешанное вскармливание, то второе, безусловно, выигрывает. Его преимущества:

  1. Ребенок получает те ценные вещества, которых нет в смеси, например, иммунные факторы, гормоны, ферменты. Он будет расти более крепким и здоровым.
  2. Сохраняется контакт с матерью, который возможен только во время кормления грудью. Благодаря этому малыш и мама чувствуют себя спокойнее.
  3. Остается возможность вернуться к естественному питанию. Сохранить лактацию даже при кратковременном переходе на искусственное вскармливание намного сложнее.

Психологически малышу комфортней у маминой груди

У некоторых мам возникает соблазн ввести докорм без реальных на то оснований. Так они получают возможность свободнее распоряжаться своим временем. Не стоит этого делать, ведь у смешанного вскармливания есть и недостатки:

  • возможность аллергии на смесь;
  • склонность к и коликам из-за того, что ЖКТ новорожденного с трудом переваривает любые продукты, кроме грудного молока;
  • риск изменения микрофлоры кишечника в сторону увеличения количества условно-патогенных организмов;
  • хлопоты, связанные с приготовлением и хранением смеси.

Выбор и правила приготовления смеси

Обязательно соблюдайте пропорции при приготовлении смеси

Выбор детского питания при смешанном вскармливании лучше проводить совместно с педиатром. Если ребенок здоров, ему подойдет любой продукт со степенью адаптации, соответствующей его возрасту. Адаптация означает приближение состава смеси к грудному молоку по количеству белков, жиров, углеводов, витаминов, аминокислот и прочих веществ. В первые 4-6 месяцев рекомендуется питание с маркером «1».

Помимо стандартных смесей, существуют лечебные и лечебно-профилактические. Они назначаются врачом при наличии у малыша заболеваний. Например:

  • при аллергии на коровье молоко – гипоаллергенные продукты с белками или сои;
  • при нехватке (фермента, расщепляющего молочный сахар) – низко- и безлактозные варианты;
  • при склонности к запорам и метеоризму – кисломолочные и антиколиковые смеси, а также питание с про- и пребиотиками;
  • при недоборе веса или недоношенности – продукты с повышенным содержанием белка.

Лечебные и лечебно-профилактические смеси вводятся в рацион по схеме, которую назначает врач. Не стоит применять их самостоятельно.

Важно правильно готовить смесь, которая чаще всего представлена в виде сухого порошка. Основные рекомендации:

  1. Использовать кипяченую воду для разведения порошка. Следовать пропорциям, указанным в инструкции.
  2. Соблюдать правила гигиены – тщательно мыть и стерилизовать детскую посуду, следить за чистотой рук. Можно использовать детское средство для мытья посуды.
  3. Смешивать питание в бутылочке. Сначала наливать воду, затем класть порошок и тщательно перемешивать 30 секунд.
  4. Готовить смесь на 1 трапезу максимум за 10-15 минут до нее.
  5. Давать малышу питание с температурой 37°. Для нагрева использовать специальные приборы, а не микроволновку.

В первый раз ребенку предложить 10-20 мл смеси и посмотреть на его реакцию. Если не возникло аллергии или проблем с пищеварением, дозу можно увеличивать. Нельзя вводить два новых продукта одновременно. Также не рекомендуется часто менять смеси.

Организация смешанного вскармливания

Существует два варианта организации смешанного вскармливания. Первый из них – чередование, то есть смесь в одно кормление, грудное молоко – в другое. Этот способ нельзя назвать оптимальным, но если маме приходится отлучаться из дома, то он единственно возможный. Для сохранения лактации стоит давать малышу грудь хотя бы 3 раза в сутки. Перед сном его можно покормить смесью, а ночью – прикладывать к груди.

Второй вариант предпочтительнее, так как позволяет постепенно повышать лактацию. В одно кормление малышу предлагается сначала одна грудь, затем – вторая, после – докорм, в конце – грудь. Вполне может быть, что ребенок съест совсем мало смеси или вообще от нее откажется. Не нужно настаивать, если кроха отворачивается от еды и не открывает рот.

Действовать по этой схеме следует с первого утреннего кормления и до последнего вечернего. В ночное время малышу стоит предлагать только грудь. Особенно важно кормить кроху в интервале с 3 часов ночи до 6 утра. Сосание в этот период активизирует продукцию пролактина – гормона, отвечающего за лактацию.

Обязательно кормите малыша грудным молоком ночью

В чем давать докорм ребенку? При его небольшом количестве подойдут:

  1. Мягкая маленькая ложка из силикона. Ее следует наполнить на ½ и вылить малышу за щечку. Вторую порцию можно давать, когда кроха полностью проглотит первую.
  2. Пипетка. Нужно набрать в нее смесь, поставить наконечник в уголок губ ребенка и выдавить содержимое.
  3. Шприц без иголки. Требуется направить его на внутреннюю поверхность щечки и выдавливать жидкость, равномерно нажимая на поршень. Ребенок при этом может «помогать», совершая сосательные движения.
  4. Маленькая чашка с тонкими стенками. Младенца необходимо посадить полувертикально, поддерживая его голову, шею и спину. Чашку следует поставить так, чтобы жидкость коснулась его нижней губы. Он начнет лакать или прихлебывать смесь. Чашку нужно плавно и медленно приподнимать, чтобы уровень жидкости не менялся. Нельзя лить молоко прямо в горло малыша.

Если объем докорма большой или ни один из способов не подошел, можно использовать бутылочку. Важно, чтобы отверстие в соске было небольшим. За счет этого малышу придется прилагать усилия, чтобы добывать пищу, и рожок не будет иметь преимущества по сравнению с грудью. Бутылочку нужно держать так, чтобы в соске постоянно была жидкость, иначе кроха наглотается воздуха, и у него заболит живот.

Объем пищи и режим кормлений

Отношение отечественных и зарубежных педиатров к режиму кормлений и количеству смеси при смешанном вскармливании отличается. Рассмотрим оба варианта.

Отечественная практика

Кормление по часам — не самая лучшая практика

Трапезы должны происходить через определенные интервалы времени – 2-3,5 часа. Малышу в первые 14 дней требуется 8-10 приемов пищи в сутки, до 6 месяцев – 6-7, до 1 года – 5.

Общая суточная потребность в пище ребенка:

  • до 2 недель – 2 % массы тела, умноженных на количество дней жизни;
  • 2 месяцев – 20 % веса;
  • до 4 – 17 %;
  • до 6 – 14 %;
  • до 1 года – 11-13 %.

Чтобы узнать, сколько малыш должен съедать за 1 раз, следует разделить суточную потребность на количество кормлений. Как правильно распределить общий объем между молоком и смесью? Необходимо взвешивать кроху до и после прикладывания к груди. Так можно определить объем съеденного им молока. Количество, которое не хватает до разовой порции, следует дополнить смесью.

Международная практика

Зарубежные специалисты предлагают ориентироваться на режим мочеиспусканий. Маме следует провести тест на мокрые пеленки и определить, сколько раз малыш еще должен пописать, чтобы получилось нормативное значение (12 раз). Объем пищи, который нужен для компенсации каждого мочеиспускания, зависит от возраста:

  1. 3 месяца – 30 мл;
  2. 4 – 40 мл;
  3. 5 – 50 мл;
  4. 6 – 60 мл.

Например, ребенок в 4 месяца писает 9 раз в сутки. Дополнительно ему необходимо 120 мл смеси. Это количество следует разделить на число кормлений. С читать мокрые пеленки желательно 1 раз в неделю. Это позволит регулировать объем докорма, а также вовремя его отменить.

Дети, получающие грудное молоко с первых дней жизни, реже страдают от инфекционных заболеваний и аллергических реакций. При недостаточной лактации не стоит сразу же переводить малыша на адаптированную смесь, лучше использовать ее в качестве докорма. Если не снижать количество прикладываний к груди и не использовать ее заменители (бутылочки, пустышки), естественное вскармливание можно поддерживать длительное время. После ввода в меню младенца в 6 месяцев прикорма (овощей, фруктов, каш) порции смеси следует постепенно уменьшать, сохраняя объемы грудного молока.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!