Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Всестороннее развитие ребенка. Что для меня гармонично и всесторонне развитая личность

В данной статье будет раскрыто, как всестороннее развитие личности определяет баланс вашей жизни. По ходу прочтения вы сможете проанализировать свою жизнь и определить, как гармония вашей жизни соотнесется со всесторонним развитие вашей личности.

Человек существо коллективное. Мы развиваемся в обществе. Социальная жизнь для каждого из нас очень важна в той или иной степени. Современное общество прививает человеку ценности жизни – что важно, а что нет. Каждый из нас стремиться к своему счастью:

  • кто-то хочет быть финансово независимым;
  • кто-то найти свою вторую половину;
  • кто-то поправить здоровье.

Компромисс между «надо» и «я хочу»

Мы мечтаем, стремимся реализовать свои желания. Внешние обстоятельства диктуют нам свои условия жизни. Человеку приходится согласовывать свои внутренние устремления с внешними обстоятельствами. Не каждому человеку удается реализовать свои мечты, достигнуть своих целей, стать тем, кем он хочет быть, жить той жизнью, которая ему нравиться. Жизнь превращается в некий компромисс между «надо» и «я хочу». Человеку приходится приспосабливаться к внешним условиям жизни, отказываться от своих желаний, брать от социальной жизни то, что предлагается, а не то чего на самом деле хочется. В итоге внутреннее напряжение человека растет, перерастает в абстрактную неудовлетворенность процессом жизни. Жизнь приобретает блеклые краски, мы начинаем жить неинтересной, рутинной жизнью. Постепенно мы теряем баланс жизни, тонкую настройку, которая позволяет чувствовать радость, счастье, удовлетворенность по жизни. Окружающая нас гармония превращается в дисбаланс.

Баланс жизни – всестороннее развитие личности

Для того что бы понять, что имеется в виду, когда говорят баланс жизни человека, рассмотрим аспекты жизни человека в современном обществе.

Человек проявляется в своей жизни в основном по восьми направлениям (индивидуально их может быть больше):

1. Здоровье.

2. Деньги.

3.Бизнес / карьера.

4. Личностный рост.

5. Духовный рост.

7. Отношения.

В каждом из вышеприведенных аспектов есть свой особый баланс. С каждым направлением связаны те или иные желания человека. Если человек не может достичь своих целей в какой то из областей своей жизни, он начинает испытывать чувство неудовлетворенности.

Например, возьмем аспект «Деньги» — если есть нехватка денег, и нет возможности улучшить ситуацию, то можно себе представить, что приходится переживать и чувствовать человеку каждый день.

А теперь представьте себе, что в каждой из областей жизни присутствует наличие неудовлетворенности. Естественно человек становиться неудовлетворенным по жизни, начинает сетовать на судьбу, думать о себе как о несчастном человеке. Воспринимает жизнь как нечто, что приносит дискомфорт, страдания, где необходимо бороться за существование.

Само ощущение счастья по жизни для каждого человека достаточно субъективно. Для одного человека положение вещей вполне может сойти за счастье, для другого может восприниматься как дискомфортное состояние, отсутствие удовлетворенности.

К примеру, финансовый достаток — для каждого из нас зависит от наших потребностей и естественно у каждого из людей он будет разным, а значит и степень удовлетворенности тоже разная.

Это далеко не полная картина — ведь на самом деле нельзя провести четкой границы между аспектами жизни человека. Каждый из направлений взаимовлияет друг на друга.

Ценности в жизни человека

Особую роль в балансе жизни играют наши ценности (материальные, моральные, духовные). В соответствии с ними мы стараемся действовать, проживать нашу жизнь. Если человек забывает о них или не учитывает, он не может построить счастливую гармоничную жизнь.

К примеру, мы устраиваемся на престижную высокооплачиваемую работу. На первый взгляд нас все устраивает и мы очень довольны, у нас хорошая зарплата. По истечении времени наш уровень удовлетворенности постепенно может измениться от » + » к » — «. Ощущение радости от работы проходит, и рутина начинает засасывать. Почему это происходит? Где делся тот «+»? Возможно при поступлении на работу мы не учли еще одной нашей ценности (к примеру: личностный рост) — нам должна нравиться работа, рабочая обстановка должна развивать нас как личность, требовать от нас личностного развития, самосовершенствования. Или возможно мы знали, что не все наши запросы сможет удовлетворить данная работа (в основном удовлетворяет только финансовые). Тогда мы сознательно пошли на компромисс без учета наших ценностей. В любом случае человек чувствует себя в такой ситуации неуютно.

Здесь может быть два варианта событий:

  • человек начинает менять ситуацию в соответствии со своими ценностями и запросами или
  • приспосабливается, продолжая жить с чувством дискомфорта по жизни.

Как же жить, действовать, сохраняя баланс и гармонию в жизни?

Что если баланс нарушен? С чего начать? Прежде всего, необходимо рассматривать свою жизнь цельно не фрагментировано. Не делить ее на работу, быт, хобби и т. д. Постараться видеть взаимосвязь и взаимовлияние аспектов жизни. Если мы сильно ринемся зарабатывать деньги или добиваться успеха (без учета баланса жизни) — то мы можем потерять в секторе «здоровье» и нам придется тратить заработанные деньги для его восстановления или отношения в семье могут ухудшиться, так как мы стали меньше уделять внимания своему спутнику по жизни и своим детям и т. д.

Ключом к балансу жизни является всестороннее развитие личности, т.е необходимо развиваться не в одной выбранной области жизни (например, бизнес или карьера), а учитывать все области жизни, и расти в каждой из них.

Так же необходимо определить наши ценности. Что действительно важно для нас, а что нет? Обозначить свои приоритеты. Согласовать наши желания и действия в соответствии с нашей системой ценностей. Начать совершать действия в соответствии с нашими приоритетами.

P.S. Как это сделать правильно и какие применять методики? Об этом подробнее мы будем рассматривать в следующих статьях.

Желаем Вам хорошего настроения и позитивных перемен в жизни!

Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связывался с этими поня­тиями. Но что необходимо для счастья человека? При каких дей­ствиях он чувствует себя свободным? Для педагогики эти вопросы важны тем, что ответы на них раскрывают содержание цели вос­питания, следовательно, и содержание самого воспитания в зна­чительней мере.

философия дает ответы на вопросы о сущности счастья и сво­боды, но единого учения об этических категориях в философии, как и в других науках, нет.

Древнейшие философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, централь­ными качествами которой являются мудрость, здоровье, благо­родство. В «Диалогах» Платона мы находим утверждение, что сча­стливым может быть только человек мудрый. Мудрость же не толь­ко в философских рассуждениях, но и в правильном использо­вании вещей на основе знания, сочетающегося с умением что-то делать и пользоваться сделанным. Мудрости можно научиться, она не придет сама собой (см.: Платон. Диалоги. - М., 1986. - С. 113-135).

Мудрыми, а значит, и счастливыми могут быть и мастер игры на флейте, и грамматик (мастер написания и прочтения текстов), и искусный кормчий, военачальник, врач и плотник. Трудолюбие как способность завершить избранное дело, как добровольная терпеливость и безупречная способность к труду тоже должны быть присущи человеку (см. там же. - С. 429).

Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному (у Аристотеля мышление человека есть высшее блаженство, ра­дость жизни), составляло цель воспитания. Ее достижению служи­ло обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластич­ность тела, способность рассуждать, делать вычисления, укрепляло силу воли и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царивший в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и ду- х °вных качеств, совпадающей с понятием добра как цели вос­питания.

В Средние века почти повсеместно на Земле господствовала подчинения и служения человека Богу. В значительной мере ^а в несколько измененном виде сохранилась и до нашего вре-

е Ни. Различные религиозные учения - буддизм, магометанство, Рйстианство, иудаизм и т.д. - имеют свои особенности. Общим

я Них в отношении цели воспитания является подчинение по-

мыслов и дел человеческих служению Богу. Воспитание к н сформировать такую личность, которая все свои мысли и д ел ° посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной Жизни на небесах после перехода в другой мир. Счастье подлинное - в вечной жизни. Земная жизнь - лишь подготовка к ней. И она определена божественным проведением. Смирение, посвящение дел своих церкви, усердие в исполнении религиозных обрядов стойкость в вере и отстаивании ее интересов, надежда на боже­ственную помощь, спасение и понимание неотвратимости нака­зания за грехи. На этих положениях основано воспитание во всех религиозных школах.

В эпоху Возрождения поэты и художники (Данте, Рафаэль и др.) вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе, провозглашению безграничных возможностей воли и разума личности в противовес учению об аскетизме и подчине­нии церкви. Великие географические открытия в астрономии и биологии дали мощный толчок развитию философии зарождаю­щейся буржуазии - философии активного преобразования мира, инициативы, предприимчивости, индивидуальной ответствен­ности.

В этот период наблюдается возвращение к идее гармонично­го развития личности, которая в окончательном и философ-ско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он наиболее полно раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всесторон­нем и гармоничном развитии личности было развито советски­ми педагогами (Н. К. Крупская, А. В.Луначарский, А.С. Макарен­ко, В. С. Сухомлинский и др.).

Обосновывается необходимость всестороннего и гармонично­го развития личности тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в эко­номике всестороннее развитие личности каждого члена обще­ства становится не благим пожеланием, а объективной потреб­ностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высо­кими требованиями технико-экономического развития к лично­стным качествам человека, а с другой - потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью при­способления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отно­шений.

Личностно-психологической основой этой цели является е с " тественное стремление человека к совершенствованию и совер" шенству.

Это справедливо считается необходимой основой для послеДУ" ющего освоения любой специальности.

Основоположники марксизма гениально предвидели, что вместе с уничтожением капиталистического строя, частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком создадутся все условия для всестороннего развития личности. При разумных общественных отношениях в этом будет заинтересовано все общество и каждый индивид. При социализме люди будут “совершенно свободно развивать и применять все свои силы и способности”.

Утверждая, что в условиях социалистического общественного строя все люди станут обладать разносторонним знанием производства и станут выполнять различные виды труда, Маркс и Энгельс, разумеется, не считали, что при социализме не будет специалистов. Они имели в виду, что в новом обществе исчезнет характерный для капитализма “профессиональный идиотизм и всем его членам будет обеспечена возможность свободного выбора и смены профессий.

Освобожденные от гнетущей заботы о куске хлеба, люди при социализме, согласно учению основоположников марксизма, смогут в полной мере овладевать наукой и искусством. Расширится их кругозор, разовьется тонкое эстетическое восприятие, высокие моральные качества, они станут значительно крепче физически; все это потому, что в условиях социализма в подлинном расцвете каждой человеческой личности заинтересовав весь коллектив.

В обеспечении всестороннего развития всех членов социалистического общества ведущую роль призвано сыграть воспитание. Раскрывая в “Инструкции”, что именно коммунисты понимают под воспитанием, Маркс называл: “Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнения ми. В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств



Умственное воспитание

В формировании всесторонне развитых людей Маркс отводил ведущее место умственному воспитанию. Это вытекалоиз его отношения к науке, которая была для него, по словам Энгельса, “исторически движущей революционной силой”.

Создав подлинно научное и в то же время подлинно революционное мировоззрение, Маркс и Энгельс дали тем самым возможность разрешить на новой методологической основе проблему умственного воспитания подрастающего поколения. Задачей умственного воспитания они считали сообщение детям подлинных знаний о природе и обществе и выработку у них на этой основе последовательного материалистического мировоззрения, необходимого им для успешного участия в деятельности, в революционной практике.

Марксистское требование научности образования предполагает его полную светскость, освобождение сознания трудящихся от религиозного дурмана.

Основоположники марксизма предъявляли серьезные требования к содержанию образования и его усвоению учащимися. Они считали необходимым дать им широкий круг общеобразовательных знаний, причем преподносить. их в строгой последовательности и системе, и решительно осуждали поверхностный подход к изучению учебных предметов. Маркс и Энгельс требовали, чтобы подрастающее поколение овладело в школе основами математики, химии, ботаники, зоологии. Большое значение они придавали изучению родного языка, в котором видели средство познания мира и развития мышления.. Очень важным они считали обучение подрастающего поколения и иностранным языкам для установления интернациональных связей пролетариата.

Маркс указывал на те трудности, которые приходится преодолевать человеку на пути к овладению знаниями. “В науке, - писал он,- нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

В трудах основоположников марксизма мы встречаем ценные суждения об особенностях детского мышления. В одном из своих ранних произведений Маркс дал следующую меткую его характеристику. “Если, однако,- писал од,- теоретическое мышление ребенка имеет количественный характер, то суждения ребенка, как и его практическое мышление, имеет характер прежде всего практически-чувственный. Чувственная природа организма ребенка-это первая связь, которая соединяет его с миром. Практические органы чувств, преимущественно нос и рот, являются первыми органами, при помощи которых он оценивает мир.

Отмечая конкретный, чувственный характер мышления, детей, Маркс и Энгельс считали необходимым развивать у них способность к логическому мышлению, умение переходить от первичных представлений о конкретном явлении к раскрытию его сущности, вскрывать ту систему связей и отношений, в которые включено данное единичное явление.

Физическое воспитание

Большое внимание Маркс и Энгельс уделяли вопросам физического воспитания пролетарской молодежи.

Маркс с возмущением говорил о том, что при капиталистическом способе производства силы рабочего не могут нормально развиваться, так как “при своей волчьей жадности к прибавочному труду капитал опрокидывает не только моральные, но и чисто физические максимальные пределы рабочего дня... Он похищает время, которое необходимо рабочему для того, чтобы пользоваться свежим воздухом и солнечным светом.

В гимнастике Маркс и Энгельс видели одно из важнейших средств, которое укрепляет физические силы человека и в то же время способствует преодолению того одностороннего развития, на которое его обрекает господствующая на капиталистической фабрике система разделения труда. Основоположники марксизма предлагали сочетать гимнастические упражнения с военным обучением. В этом сочетании они видели также необходимое условие для подготовки рабочей молодежи к грядущим революционным боям. С этой целью Энгельс, советовал пролетарской молодежи использовать всеобщую воинскую повинность, а тем молодым людям, которым приходится ее отбывать, уже имея образование, он рекомендовал приобрести в течение года военной службы подготовку, необходимую для командира.

В социалистическом обществе, как полагали Маркс и Энгельс, будут созданы все условия, обеспечивающие нормальное физическое развитие всех его членов. Оно будет осуществляться в единстве с полноценным развитием их умственных сил, с формированием у них сильной воли и характера.

Политехническое образование

Под технологическим, или политехническим, обучением Маркс имел в виду получение молодежью знании об общих научных основах крупной промышленности и приобретение практических умений и навыков в обращении с машинами.

Огромная заслуга основоположников марксизма состоит в том, что они обнаружили в современном им машинном производстве наличие общих научных основ и установили, что, как бы ни отличались друг от друга машины, используемые в различных отраслях производства, и совершающиеся в этих отраслях технологические процессы, все они построены на применении одних и тех же законов механики, физики, химии. “Технология,- по словам Маркса,- открыла.... те немногие великие основные формы движения, в которых необходимо совершается вся производительная деятельность человеческого тела, как бы разнообразны ни были применяемые инструменты,- подобно тому как механика, несмотря на величайшую сложность машин, не обманывается на тот счет, что все они представляют собой постоянное повторение элементарных механических сил. Отсюда следует, что знание основных законов природы и техники необходимо для того, чтобы ориентироваться во всей системе производства и усвоить общие научные принципы, на которых оно базируется.

Маркс и Энгельс полагали, что люди, обладающие должными общеобразовательными знаниями и общетехнической культурой, не только смогут разобраться в конструкции самых разнообразных машин, но и сравнительно легко и быстро научатся управлять ими.

Основоположники марксизма понимали, что требование вооружить рабочих полноценными технологическими знаниями встретит решительное сопротивление со стороны буржуазии и потому, естественно, сможет быть осуществлено лишь после свержения капиталистического строя. Только “неизбежное завоевание политической власти рабочим классом завоюет надлежащее место в школах рабочих и для технологического обучения, как теоретического, так и практического.

Политехническое образование, согласно учению Маркса и Энгельса, даст возможность рабочему, который при капитализме является простым придатком к машине, стать в условиях социализма полновластным хозяином производства. Они предвидели, что люди, всесторонне развитые, хорошо ориентирующиеся во всей системе производства, понимающие устройство машин и умеющие управлять ими, получат при разумном общественном строе широчайшие возможности для развития своей инициативы и творческой мысли, а это будет способствовать повышению производительности труда рабочих и подъему всего социалистического производства.

Воспитание пролетарской морали

Маркс и Энгельс уделяли много внимания воспитанию у подрастающего поколения определенных моральных представлений и соответствующего нравственного поведения. Научное разрешение проблемы нравственного воспитания, которое было впервые дано марксизмом, неразрывно связано с его учением о морали как одной из форм общественного сознания. Маркс и Энгельс установили, что нормы морали, являясь продуктом исторического развития, в условиях классового общества неизбежно приобретают классовый характер. Они разоблачили сущность буржуазной морали, показав, что в основе ее лежит интерес накопления капитала - “голый чистоган”.

Маркс и Энгельс разработали теоретические основы учения о новой пролетарской морали, признав нравственным такое поведение, которое способствует борьбе рабочего класса против гнета и эксплуатации. В процессе этой борьбы в среде лучших представителей рабочего класса зарождаются элементы новой пролетарской морали: верность народу, товарищеская взаимопомощь, умение поступиться личными интересами во имя торжества общего дела, революционная отвага, дисциплинированность.

Эта мораль по своей классовой сущности является пролетарской. Но рабочий Класс, освобождая человечество от всех и всяких форм эксплуатации, уничтожает и классы, как таковые. Поэтому пролетарская мораль, как подчеркивают основоположники марксизма, станет в конечном счете общечеловеческой. Свое полное развитие она получит в коммунистическом обществе, в котором будут установлены истинно человеческие отношения между людьми.

В содержание этой новой высокой морали, а следовательно, и нравственного воспитания основоположники марксизма включали развитие у пролетариата чувства патриотизма. Утверждая, что в условиях капитализма “рабочие не имеют отечества”, они призывали их свергнуть буржуазию и создать свои, пролетарские государства. Энгельс предвидел вероятность оборонительных войн, которые придется вести коммунистическим стра-

нам с выступающими против них капиталистическими государствами. В связи с этим он указывал, что член коммунистического общества “должен защищать действительное отечество, действительный очаг”; он “будет бороться с воодушевлением, со стойкостью, с храбростью, перед которыми должна разлетаться, как солома, механическая выучка современной армии. Воспитание у рабочего человека готовности бороться за освобождение своего отечества от оков капитализма и защищать свою социалистическую родину основоположники марксизма неразрывно связывали с развитием у него пролетарского интернационализма, братской солидарности по отношению к трудящимся всех стран.

Важной стороной. пролетарской морали Маркс и Энгельс считали коллективизм. Они указывали, что в буржуазном обществе, представляющем собой “объединение одного класса против другого”, господствует “мнимая коллективность”, при которой личная свобода существует только для людей, принадлежащих к господствующему классу. Только в социалистическом обществе, как установили основоположники марксизма, индивид получает все возможности для своего всестороннего развития и ему будет обеспечена действительная личная свобода. В коммунистическом обществе подрастающее поколение будет воспитываться в духе социалистического гуманизма, в духе искренней любви и уважения к человеку.

Основоположники марксизма не только разработали теоретические основы пролетарской морали. Вся их личная жизнь была примером подлинного коммунистического поведения.Она была целиком и полностью отдана борьбе за счастье человечества, за торжество идей коммунизма.

Как человек Маркс отличался исключительной правдивостью, справедливостью, преданностью друзьям. Многолетняя дружба Маркса и Энгельса является идеалом высокой дружбы, основанной на общности интересов и полном единстве взглядов.

Маркс был прекрасным семьянином. Несмотря на большую занятость, он всегда находил время для воспитания своих дочерей, отправлялся с ними на загородные прогулки, принимал участие в детских играх, читал им вслух произведения мировой литературы. Маркс чрезвычайно любил детей. Он, по словам В. Либкнехта, был не только нежнейшим отцом, “его притягивали к себе, как магнит, и чужие дети, встречавшиеся на его пути, в особенности беспомощные и несчастные.

Эстетическое воспитание

Маркс и Энгельс считали, что всесторонне развитой человек должен понимать произведения искусства и быть способным любить прекрасное. Для этого ему необходимо дать соответствующее эстетическое воспитание. “Если ты хочешь наслаждаться искусством,- писал Маркс,- то ты должен быть художественно образованным человеком. Но при этом он подчеркивал, что для развития у человека эстетических чувств требуются благоприятные общественные условия. При капитализме искусство является достоянием имущих классов и недоступно трудящимся. Только победа пролетариата, как гениально предвидели основоположники марксизма, обеспечит расцвет искусства и сделает его подлинно демократическим. Они неоднократно указывали, что произведения искусства, обладающие должной идейной направленностью и высокими художественными достоинствами, являются эффективным средством познания действительности. Маркс называл искусство художественно-духовным освоением мира.

  • 9. Связь педагогической теории с практикой учебно-воспитательной работы
  • 10. Закономерности педагогического процесса
  • 11. Педагогическое исследование и его методы
  • Эксперимент как метод педагогического исследования
  • Другие методы педагогического исследования
  • 12. Особенности использования различных методов в педагогическом исследовании
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIi. Человек как предмет воспитания
  • 1. Изменения ребенка в процессе развития
  • 2. Биологические и социальные факторы в развитии человека
  • 3. Собственная преобразующая деятельность человека - важный фактор формирования личности
  • Факторы, воздействующие на развитие человека
  • 4. Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды
  • 5. Индивидуальное и общее в развитии ребенка
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIii. Цель воспитания как педагогическая проблема
  • 1. Система целей воспитания
  • 2. Всестороннее и гармоничное развитие личности - общая цель воспитания
  • 3. Содержание понятия «всестороннее развитие личности»
  • 4. Формирование у воспитанника научного мировоззрения
  • 5. Цель воспитания в современных педагогических учениях Запада
  • 6. Общая и индивидуальная цели воспитания
  • 7. Цель воспитания и содержание образования и воспитания
  • Вопросы и задание
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIv. Педагогический процесс
  • 1. Педагогический процесс - процесс продвижения к цели воспитания
  • 2. Основные функции педагогического процесса
  • 3. Структура педагогического процесса
  • 4. Педагогический процесс - сложная социальная система
  • 5. Педагогический процесс - динамичная развивающаяся система
  • Вопросы и задания
  • ГлаваV. Сущность воспитания
  • 1. Положение о социальной природе воспитательного процесса - теоретико-методологическая основа воспитания
  • 2. Учение об условно-рефлекторной деятельности - естественно-научная основа процесса воспитания
  • 3. Воспитание - процесс двусторонний
  • 4. Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком
  • 5. Перевоспитание и самовоспитание
  • 6. Противоречия как движущие силы воспитания
  • 7. Оценка результатов процесса воспитания
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваVi. Средство воспитания как педагогическая категория
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваVii. Общение как средство воспитания
  • 1. Социальная основа общения
  • 2. Особенности педагогического общения
  • 3. Педагогическое общение в разные возрастные периоды воспитанников
  • 4. Реализация основных функций педагогического общения
  • 5. Этапы (стадии) структуры процесса педагогического общения
  • 6. Условия эффективности педагогического общения
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваViii. Учение как средство воспитания
  • 1. Базовые компоненты учения
  • 2. Учение как процесс целенаправленного освоения учеником природного и социального мира
  • 3. Этапы учения
  • 4. Виды учения
  • 5. Обучение как процесс организованного и контролируемого учителем учения
  • Порядок действий по распознаванию вида простого предложения
  • Поэтапное формирование умственных действий (теория обучения п.Я. Гальперина)
  • 6. Проблемное и программированное обучение
  • 7. Условия эффективности учения как воспитательного средства
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIx. Роль игры в воспитании личности
  • 1. Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
  • 2. Дидактические игры
  • 3. Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
  • 4. Условия эффективности игры как воспитательного средства
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваX. Труд как средство воспитания
  • 1. Труд - высший тип человеческой деятельности, имеющий общественный характер
  • 2. Роль физического труда в воспитании
  • 3. Интеллектуальный труд
  • 4. Труд душевный
  • 5. Сочетание различных видов труда как условие успеха в формировании личности
  • Труд как средство воспитания
  • Вопросы и задания
  • ГлаваXi. Методы осуществления педагогического процесса
  • 1. Методы воспитания как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников. Классификация методов педагогической деятельности.
  • 2. Проблемные методы как оказывающие наибольшее формирующее влияние на личность воспитанника
  • 3. Условия педагогизации методов деятельности учителя (воспитателя)
  • Классификация методов обучения
  • Практические методы
  • 4. Методы, используемые во внеклассной воспитательной работе - общие методы воспитания
  • Общие методы воспитания
  • Методы организации деятельности
  • Методы формирования сознания
  • Методы стимулирования
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваXii. Формы и принципы организации педагогического процесса
  • 1. Классификация форм организации педагогического процесса
  • Формы организации обучения
  • 2. Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе
  • 3. Другие формы организации учебно-воспитательной работы
  • 4. Формы внеклассной воспитательной работы
  • 5. Принципы конструирования форм организации педагогического процесса
  • Развитие ученического коллектива
  • Задания
  • Рекомендуемая литература
  • Заключение
  • Селиванов Владимир Семенович
  • Глава II. Человек как предмет воспитания 20
  • Глава XII. Формы и принципы организации педагогического процесса 159
  • 3. Содержание понятия «всестороннее развитие личности»

    Маркс определил содержание всестороннего развития личности как цели воспитания следующим образом: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»*. В дальнейшем представления о содержании понятия «всестороннее развитие личности» конкретизировались и расширялись в соответствии с изменениями в общественно-экономическом и культурном развитии. Сейчас в это понятие включаются следующие элементы.

    * Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- М., 1960.-Т. 16.- С. 198.

    Физическое воспитание - это целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания - обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение воспитанниками знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.

    Умственное воспитание - специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. В школьном возрасте развитие мышления обеспечивается усвоением знаний основ наук в школе, использованием методов учебной работы на занятиях в школе и дома, которые стимулируют самостоятельную творческую деятельность учащихся.

    Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков.

    Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной трудового воспитания является политехническое образование - усвоение воспитанниками знаний об основах современного производства, разнообразии видов энергии, используемых в народном хозяйстве, и выработка умений и навыков работы с доступными детям орудиями и механизмами. Это дает возможность обоснованно проводить работу по профессиональной ориентации. Основа трудового воспитания школьников - учебные занятия в школе и дома, разнообразные виды их общественно полезного труда и труда по самообслуживанию.

    Эстетическое воспитание - это целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве. В школе воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется прежде всего в ходе изучения основ наук. Среди них важное значение имеют занятия на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, а также занятия в кружках, секциях, клубах художественно-эстетической направленности. Организация жизни, быта воспитанников, их окружения в соответствии с требованиями эстетики, обеспечение наряду с этим высоконравственной обстановки общения, труда, жизни имеют не менее важное значение в эстетическом воспитании, чем художественное просвещение и обучение.

    Идейно-политическое воспитание - формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. По поводу возможности и тем более необходимости подобного рода воспитательной работы в последние годы выдвигаются возражения: политические убеждения человек должен вырабатывать сам, он должен быть свободен в своих политических взглядах. Но в такой же мере это относится и к эстетическим, трудовым и другим взглядам и убеждениям человека. Речь идет не о принудительном внедрении в сознание воспитанника определенной идеологии (хотя в любом государстве работа средств массовой информации подчинена этой цели), а об оказании помощи детям в ориентации в общественной жизни, в деятельности основных общественных институтов: органов управления государством, правосудия, законотворчества и др. Важнейшая задача идейно-политического воспитания - формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой является широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире.

    Учитывая отрицательное отношение многих к термину «идейно-политическое», сформировавшееся в результате уродливо односторонней многолетней направленности этой работы в нашей стране в недавнем прошлом, в некоторых педагогических пособиях этот термин заменяется на «гражданское воспитание». Вряд ли стоит это делать в угоду конъюнктуре: человек был и всегда будет существом общественным, а общественная жизнь - политизированной. Устранять от участия в ней школу, оберегать от нее детей - значит оказывать им медвежью услугу. Кстати, во всех цивилизованных странах этому направлению воспитательной работы придается большое значение.

    Осуществляется идейно-политическое воспитание не только в специально организованных формах работы (политинформации, обсуждение политических событий и др.), но и на уроках всех учебных дисциплин, особенно гуманитарного цикла, среди которых наиболее важное значение занимают история, литература и некоторые другие.

    Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей. Особую актуальность экономическое воспитание приобретает в связи с переходом к рыночным отношениям: для каждого члена общества становится необходимым знание разнообразия форм собственности, возможностей участия в финансово-хозяйственной деятельности и получения честно заработанной прибыли как источника личного и общественного благосостояния. Важной задачей экономического воспитания является формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предприимчивость. В их основе - экономические знания, первоначальные навыки хозяйствования, в том числе участие в работе детских хозяйственных объединений (хозрасчетных бригад, кооперативов, ассоциаций, индивидуальной работы с использованием средств труда на основе окупаемости и получения прибыли). Пути и способы экономического воспитания школьников разработаны пока недостаточно, но ясно, что его осуществление должно быть связано прежде всего с организацией специальной деятельности детей по приобретению экономических знаний под руководством учителей и воспитателей и выработкой навыков финансово-хозяйственной деятельности. Особую роль в этом должны играть уроки трудового обучения, усвоение школьниками экономических знаний при изучении обязательных и факультативных курсов соответствующей направленности.

    Экологическое воспитание - это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. Необходимость экологического воспитания актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воздействия человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже одного человека способны нанести ей существенный, а в некоторых случаях и невосполнимый урон. Бытовавшее до недавнего прошлого представление о природе как безграничной кладовой с неистощимыми ресурсами средств существования человека оказывается неверно в эпоху научно-технической революции. В этих условиях знаний, полученных при изучении биологических дисциплин, становится недостаточно для оценки истинного соотношения человеческой деятельности и состояния природной среды, биосферы в целом. Воспитание у каждого человека чувства ответственности за состояние природных сообществ, причастности к делу сохранения экологического равновесия и преодоление утилитарно-практического отношения к природе является задачей экологического воспитания.

    Воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила разл. интерпретации в позднейших филос. и пед. системах, в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

    Представления о всесторонне развитом индивиде неоднозначны. В обыденном сознании это талантливый человек, способный к разным видам деятельности, отличающийся от тех, кто проявляет свои способности только в одной области. Как правило, за норму принимаются односторонне развитые индивиды, а ярко проявившие себя в разных видах творчества воспринимаются как исключение, природа к-рого часто объясняется факторами наследственности или нетрадиц. воспитания.

    В. р. л. нельзя рассматривать как проф. принцип организации обучения и воспитания, как совокупность правил, регулирующих деятельность и общение . Корректнее осмысление В. р. л. как процесса саморазвития индивида, осваивающего гл. дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре. Отвечающие идее В. р. л. подходы к организации уч. деятельности могут стать необходимыми компонентами формирования личности, однако лишь в том случае, если образование имеет целью создание условий для самостоят. и личностно заинтересованного овладения учащимися средствами воспроизведения и совершенствования разл. форм культуры. Это возможно, когда самодеятельные и в правовом отношении суверенные индивиды могут сами избирать содержание, формы, методы образования в соответствии со своими потребностями, строить обществ. отношения на основе целей и средств универсальной деятельности разных общ-ностей, не противопоставленных друг другу социально закреплённым разделением труда.

    В результате науч.-техн. революции обобществление труда достигло уровня унификации средств и способов произ-ва (материального и духовного) в самых разных и изначально далёких друг от друга видах деятельности. Возможности массового распространения высоких образцов культуры, требующих духовного сопереживания и работы мысли, формирующих у человека основы теоретич. и эстетич. восприятия, обусловили повышение интеллектуальных и нравств. потребностей в образовании населения разл. стран. Культура , учитывая массовый спрос, способствовала перестройке совр. пром-сти на продукцию, несущую в себе (хотя бы в редуциров. виде) и общекультурные ценности. Участвуя в их создании, конструкторы, инженеры, мастера, рабочие ориентируются на совершенный образ конечной цели своей деятельности. Их образованность и личные способности становятся основой культурного труда.

    В этих условиях общественно необходимая производств. деятельность органично соединяется с исследовательской, культуросозидающей и учебной. Соответствующая форма взаимодействия поколений в труде, учении, частной жизни реформирует систему образования, противопоставляя её прежним образоват. структурам, подчинённым узким интересам, изолированным от продуктивной работы, живого творчества. Школа способна стать культурно-образоват. центром, в к-ром уч. процесс - продуктивная, преобразующая деятельность. Изменение и совершенствование учащимися предмета своей деятельности становится гл. образоват.-воспитат. принципом. Способность видеть в предмете своего дела задачу на его преобразование требует использования интеллектуальных, эмоционально-эстетич., нравств. и физич. сил. Их совместное накопление и использование для формирования разл. способностей и является основой развития личности.

    Результатом образования, органически соединённого с наукой и созидат. трудом, должна стать переориентация замкнутого на себя произ-ва на конкретного человека, заинтересованного в культурном саморазвитии, повышении своей и общей готовности к напряжению сил для обеспечения устойчивого развития культуры труда, досуга, быта. Организованная по этому принципу продуктивная связь поколений, благодаря к-рой возрождается и совершенствуется культура, открывает личности возможности оценивать себя, свои способности, желания, цели в системе общечеловеческих ценностей.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!