Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Воспитание школьника. Как приучить ребенка к самостоятельности? Сделай сам

Что ребенок может делать сам в возрасте двух, восьми, 14 лет? Почему важно научиться не транслировать детям собственные страхи? Как самостоятельное выполнение уроков помогает достичь успеха во взрослой жизни? Зачем мальчиков и девочек нужно хвалить по-разному? задал эти вопросы алматинскому семейному психологу, арт-терапевту, специалисту в области раннего развития Наталье Паниной.

- Что такое самостоятельность для ребенка?

В психологии есть такое понятие, как сепарация. Это длительный процесс, в ходе которого ребенок постепенно получает все больше прав и свобод, то есть все больше самостоятельности. Он постепенно становится более и более независимым от родителей. Делается это для того, чтобы в 18 лет, которые по нашему законодательству являются возрастом совершеннолетия, ребенок мог начать жить самостоятельно. Ведь, по сути, роль родительского воспитания - сделать так, чтобы дети могли жить без них, самостоятельно обеспечивая свои физиологические и психологические потребности.

В Интернете и книгах много информации о том, что должен уметь ребенок к определенному возрасту.

2-3 года - базовый уход за собой с небольшой помощью взрослого и маленькие обязанности: убрать игрушки, одеваться и раздеваться, чистить зубы.

4-5 лет - развитие прежних навыков и выучить информацию о себе и близких: знать свое имя и фамилию, адрес и телефон, делать легкую уборку дома, кормить домашних животных, понимать, что такое деньги и зачем они нужны, самостоятельно чистить зубы и причесываться, выбирать одежду из имеющейся.

6-7 лет - освоить навыки приготовления пищи и уборки: резать, делать бутерброды, мыть посуду, заправлять постель, самостоятельно принимать душ.

8-9 лет - у ребенка появляется гордость за свои вещи, а значит должно прийти понимание их ценности: складывать одежду, штопать, самостоятельно сходить в магазин и принести сдачу, выносить мусор, уметь приготовить по рецепту.

10-13 лет - время обретения самостоятельности в быту: оставаться дома одному, пользоваться стиральной машинкой и посудомойкой, жарить и печь в духовке, гладить, уметь пользоваться основными инструментами, убираться во дворе, присмотреть недолго за братишками и сестренками. Также с 12-13 лет формируется умение выбирать.

14-18 лет - время, когда с ребенком надо уметь договариваться как с другом. Если не стать друзьями, то ребенок будет сражаться с родителями. Все бытовые навыки должны быть сформулированы ранее и выполняться без напоминаний. Ребенок начинает осваивать то, что хочет освоить. К возрасту 16 лет важно помочь ребенку научиться формулировать свои намерения и доносить их до окружающих. Также в 16 лет начинается освоение сложных бытовых навыков: он должен уметь выполнять грязную работу по дому, накачивать шины, менять колесо, понимать и применять дозировки лекарств, самостоятельно проходить собеседование, уметь планировать список продуктов и по расписанию готовить еду, уметь найти работу, договориться с кем-либо о чем-либо.

18-20 лет - полная сепарация от родителей, переезд в общежитие или на съемную квартиру либо полноправный вклад в бюджет родительской семьи при совместном проживании. Если девочкам позволительно жить с родителями дольше, то для парней крайне важно обретение финансовой и территориальной самостоятельности. В этом возрасте важно уметь регулярно посещать врача и стоматолога, уметь открыть банковский счет и пользоваться картами, понимать и уметь подписывать простые договоры, уметь обслуживать автомобиль.

Думаю, многие родители догадываются об этих требованиях к ребенку. Но живут по принципу "проще сделать самому". Как быть?

Мне проще будет ответить на этот вопрос на примере 4-летней дочери. Для нее сейчас нормально убирать место своих игр, ручным пылесосом очистить это пространство, мыть свою посуду, вытирать ложки и вилки, мыть полы вместе с мамой. Чем меньше ребенок, тем больше у него интереса делать это.

Когда я как специалист вижу такое, то спрашиваю: "Как вы думаете, если сейчас вы не даете ребенку что-то сделать самостоятельно, научится ли он это делать потом, в старшем возрасте?" Можно показать на негативных примерах. Например, ребенку не давали самостоятельности в раннем возрасте, а потом в 12 лет вдруг резко начали требовать: вынос мусора, уборку в комнате, следование правилам. Конечно, ребенок не справится со свалившейся вдруг ответственностью. Самостоятельность - это навык, его важно начать тренировать как можно раньше.

Важно понимать, что ребенку надо создать комфортные условия для самостоятельности. У моей дочери всегда были в распоряжении 4 полки на уровне ее роста, с которых можно спокойно взять и убрать обратно игрушки. Интерес к этому у детей начинается в возрасте 12-14 месяцев. Например, в 18 месяцев она уже могла вытереть за собой пролитую воду. Да, она делала это не очень качественно, но делала - сначала влажными салфетками, потом отжатой мной тряпочкой, потом самостоятельно отжимала тряпочку и вытирала. Главным было в тот момент не убить порыв к самостоятельности. Все начинается с совместной игры, чтобы ребенок привык выполнять действие, а после делал его самостоятельно.

- И все? Никаких секретов?

Секрет только один: ребенок не учится тому, что ему говорят, он учится тому, что он видит. Если вы хотите, чтобы у ребенка все вещи лежали на своем месте, то вам надо научиться класть все свои вещи на место. Если один из родителей разувается и раздевается где придется - то и ребенок будет делать так. Таким образом, в первую очередь дети приучают нас к порядку, к тому, что у каждой вещи свое место. Тем и хорош декретный отпуск женщины до достижения ребенком возраста трех лет, что ребенок видит, что и как мама делает дома. То же самое с папами. Если муж и отец участвует в делах семьи, то ребенок видит, что это не просто гость в доме, которому надо говорить большое спасибо за вбитый гвоздь. Норму поведения прививают родители.

У многих детей сегодня есть своя комната. И вместе с ней недовольство мамы, что ребенок не поддерживает там порядок. Примерно в возрасте трех лет также в форме игры можно помочь ребенку научиться сортировать игрушки: деревянные, пластиковые, мягкие. Или по тематике: машинки, куклы, пирамиды. Важно помочь выработать эту градацию. В форме игры ребенок приучается к порядку, к мысли, что порядок всегда не там, где его постоянно наводят, а там, где все кладут на место.

Это касается всех вещей в квартире. У пульта для телевизора есть свое место - на столике, пульт от кондиционера всегда висит на стене за шторой, ножницы, нитки и иголки лежат в верхнем ящике тумбочки. Да, ребенок какое-то время будет сопротивляться всему, что вы ему предлагаете. Но всегда же можно подыграть, создав иллюзию выбора. Например, он может выбрать, что надеть. Не из всего гардероба, а предварительно убрав зимние вещи, чтобы он не выбрал шапку-ушанку. Или проблема - самостоятельно обуваться. Для моторики, конечно, хороша обувь со шнурками, которые лучше, чтобы ребенок сам завязывал. Но если не получается, то можно купить сандали на липучках. И он самостоятельно будет обуваться.

- А как не просто приучать, но еще и научить отвечать за качество выполненной работы?

Опять же на примере дочери. Одна из ее обязанностей - вытирать столовые приборы после мытья. Для этого у нее на удобной высоте висит полотенце. Я кладу приборы на край стола - она подходит и вытирает, убирает. Если она этого не сделает, то они так и будут лежать, я сама не сделаю. Вытерла плохо - будут разводы. Можно приучить ребенка да и вообще всех членов семьи, что помыта будет только та посуда, которая стоит в раковине или посудомойке, а постирано только то, что лежит в корзине для белья. Такие вещи дисциплинируют.

- А есть ли разница в воспитании самостоятельности у мальчиков и девочек?

Да. Гендерные различия начинают проявляться ближе к пяти годам, до этого возраста дети воспитываются одинаково. После кризиса трехлетнего возраста до пяти лет можно мягко обращать внимание на их пол, что есть разница между мальчиками и девочками. А вот после пяти лет уже нужно воспитывать детей по-разному.

До трех лет важно сформировать границы у ребенка, применяя "хорошо" и "плохо", "можно" и "нельзя", накапливая багаж знаний и понимания различных ситуаций. Отталкиваясь от этого багажа и будет идти дальнейшее развитие ребенка. Конечно, существуют возрастные кризисы, когда ребенок будет все знания ставить под сомнение. Здесь важно, чтобы у всех взрослых в семье - мамы и папы, бабушки и дедушки - была единая позиция, соответствующая правилам этой семьи. Иначе ребенок, зная, что мама разрешает, а папа не разрешает, неосознанно научится манипулировать.

Если это мальчик, то каждый его поступок надо отмечать, хвалить. Для мальчиков "Ты - молодец" - это важно. Им важно ставить цели, чтобы они добивались, а если не получилось, то научиться достойно проигрывать - это очень важный навык. Мальчику важно быть понятым и восхваленным за дело.

А вот с девочками так нельзя. Чтобы они развивались гармонично, им с самого рождения нужно внушить мысль, что они - совершенны. Девочки должны быть абсолютны любимы и защищены. Тогда у них не будет проблем с самооценкой в будущем, они будут четко знать, что им подходит, а что не подходит. То есть с девочками лучше проговаривать безоценочно: "Да, за собой убирать - это правильно". Если девочке внушать оценочность, говорить "Ты - молодец, что это сделала", то она будет думать, что родители ее любят только за хорошее поведение и поступки.

Но, к сожалению, оценки сегодня повсюду. Даже в центрах раннего развития существуют наклейки в виде звездочек, солнышек и прочего. Поэтому важно донести до ребенка, что оценивают не его самого, а лишь какое-то одно действие или знание. Это нужно для того, чтобы он обратил на это внимание, достаточно ли хорошо он это делает. Также никогда нельзя сравнивать ребенка с кем-то из ровесников, только с ним же самим. Например: "Раньше ты не умел делать "колесо", а теперь умеешь. Это так здорово!"

- Во сколько ребенок может гулять самостоятельно?

В нашем дворе я вижу и пятилетних детей, которые гуляют одни. Но тут у меня выключается статус "профессионал" и включается статус "мама" - я не готова дать столько свободы своей дочке, когда ей исполнится 5 лет.

Я знаю, что как только мама со спокойной душой полноценно готова отпустить ребенка делать что-либо самостоятельно, то у ребенка все будет нормально складываться. Конечно, важно ребенка постепенно готовить: например, научить быть приветливым и вежливым, но при этом не общаться с чужими людьми. А не так, чтобы: тебе исполнилось 7-8 лет - можешь гулять на улице. Важно прислушиваться к ребенку, да и к самим себе. Если оба родители считают, что самостоятельные прогулки возможны с 10-12 лет - ничего страшного в этом нет. Если ребенку нужно больше самостоятельности - он об этом скажет, заявит. Главное, чтобы в подростковом возрасте, когда подростки стремятся общаться со сверстниками, ребенку не запрещали делать это. Иначе будет бунт.

- Иногда родители боятся чего-то, с чем их дети еще не сталкивались. Так сказать, на будущее.

Да, действительно, родители часто транслируют детям собственные страхи. Если они есть и прямо мешают жить - нужно самому идти к психологу. Либо же можно схитрить: позволить другому родителю, у которого нет этого страха, выполнить с ребенком это действие. То есть важно научиться передавать ребенку только свой положительный опыт. Например, мама очень боится собак и с дочкой к ним не подходит. Но зато девочка спокойно подходит к собакам с папой, у которого этого страха нет. Либо же, если один родитель помнит о детском садике только плохое, то логично будет, что к знакомству с садом ребенка будет готовить другой родитель, отношение которого нейтральное или позитивное.

Это действительно важно. Ребенок рождается вообще без страхов: их нет в силу отсутствия негативного опыта. Заметьте - многие дети спокойно реагируют на ос и других насекомых. Но стоит кому-то закричать, как они пугаются. Поэтому если в общении с ребенком мудро обходить собственные страхи, то ему будет комфортно жить.

Каждый ребенок должен сам себе набить шишки в прямом и переносном смыслах слова, чтобы сформировать здоровое чувство страха. Я негативно отношусь к ходункам, потому что они настолько поддерживают того, кто учится ходить, что он не понимает, что падать это больно. Пусть он шлепнется - в этом возрасте тело ребенка устроено так, что ему можно падать. Огради от косяков и действительно опасных предметов - и пусть он познает мир, в том числе падая.

Только испытывая боль, ребенок поймет, что нельзя делать больно другому. Если я ощущаю свои границы, то я ощущаю границы другого и не нарушаю их. В моей практике был случай, когда четырехлетний мальчик со злости воткнул маме в ногу ножницы. Ребенок был гаджетозависимым - с самого рождения ему по первому требованию, чтобы не плакал или чтобы хорошо ел, давали планшет. А в этот раз не дали. И он, не понимая, что такое боль, сделал очень больно маме.

- До какого возраста вместе с ребенком надо делать уроки?

По-хорошему, ребенок должен делать уроки самостоятельно с первого класса. Когда мама троих детей гордо заявляет: "Получаю третий аттестат", я констатирую, что она выбрала неверную модель поведения. Школьник способен все делать самостоятельно с первого дня учебы. Если не понял - можно объяснить, показать, но делать постоянно вместе или того хуже - вместо него, значит оказывать медвежью услугу. Для кого родители это делают? Для высоких оценок? Должно быть здоровое отношение к оценкам, нужно объяснить, что они показывают реальный уровень знаний, но это не главное в жизни. Главное, чтобы ребенок понимал тему и мог на основе этих знаний принимать решения и действовать.

Также важно, чтобы родители научили детей не стесняться спрашивать у педагогов, когда им непонятно. Лучше один раз быть дурачком, чем всю жизнь прожить дурачком, так и не познав тему. Очень многие дети стесняются задавать уточняющие вопросы, переспросить, если не услышали или не так поняли. Когда преподаватель математики на весь класс говорит: "Дети, все поняли?", поняло процентов 10, а кивают головой все.

- Они боятся отличаться от одноклассников?

Да. Тот ребенок не боится отличаться, который знает, что мама любит его всякого, даже с плохой оценкой в дневнике. Мама такого ребенка не будет выполнять задание вместо него, а скажет: " Если ты что-то не понимаешь, добудь эти знания самостоятельно. Давай посмотрим Интернет, давай посмотрим твой учебник. Я могу быть с тобой, я могу поддержать тебя, но за тебя делать не буду".

В итоге вот такой самостоятельный ребенок к концу 11 класса, вот сколько уже выучил и сделал самостоятельно. Это действительно его аттестат. И он способен самостоятельно поступить в вуз. И даже если вдруг не поступил, то самостоятельно устроиться на работу и придумать, как ему жить. Но, к сожалению, это редкость. И также редкость, когда ребенок мечтает об одной профессии, а родители не склоняют его к другому выбору. Даже если у того, кому прекрасно даются языки, ничего не получится в выбранной им юриспруденции - тоже хорошо. Это как в детстве: падать, ударяться, чувствовать боль и думать, как действовать иначе. Идя по тропинке из советов родителей, в определенный момент он тоже может удариться. Но переложит ответственность: "Мама-папа виноваты", так и не повзрослев.

- Как понять, что совершеннолетний ребенок готов к самостоятельной жизни?

Такого чек-листа не существует. Юноша или девушка могут, например, не уметь готовить, но при необходимости, когда будет некому, смогут научиться этому довольно быстро. Конечно, лучше подготовить к разным ситуациям, но случается по-разному.

Чаще всего все так же, как и с детьми младшего возраста - как только родители готовы отпустить, выросшие дети спокойно выпорхнут во взрослую жизнь. Тема сепарации - это тема доверия. Родители верят, что ребенок справится? Он справится.

Ольга Пастухова,

Иллюстрации с сайта pixabay.com

Советы психолога родителям детей до трех лет.

Мы сами не замечаем, как стараемся все сделать не только для ребенка, но и за него. Ведь так нам, взрослым, значительно проще и быстрее. Мы постоянно спешим. Но для того, чтобы ребенок мог научиться, необходимо остановиться, найти время и научить его. А еще мы часто требуем от ребенка то, что не всегда делаем сами через свою лень, неорганизованность или нехватку времени: сложить вещи, убрать в комнате, вымыть посуду.

Так откуда же возьмется у ребенка опрятность, обязательность, умение организовать правильно свой день? Умение принимать самостоятельные решения, умение себя обслуживать и еще такая важная черта, как умение заботиться о тех, кто находится рядом, если ребенок видит совсем другие примеры? Когда же начинать воспитание? Бесспорно, от рождения!

От рождения до года. Начинать необходимо как можно раньше

Это только кажется, что в таком возрасте малыша невозможно ничему научить. Что еще нельзя привить ему навыки самообслуживания, невозможно приучить помогать маме. Конечно, кроха, которая только начинает ходить, еще не будет вашим полноценным помощником.

Но воспитание начинается с малого. Сейчас мы поговорим с вами о малыше, который научился самостоятельно, без поддержки, сидеть. Итак, самый первый шаг в воспитании помощника - это приучение к порядку.

Обычно вы даете малышу игрушки, а потом убираете их с ним потому, что он «еще маленький, он устал, он сам еще не умеет». Он уже может, готов учиться и даже получать удовольствие от того, что сложил свои игрушки.

Для него это занятие может стать не просто нудной обязанностью, а интересной игрой. Попросите малыша: «Давай вместе сложим твои игрушки в коробку. Я тебе сейчас помогу. Теперь ты положишь игрушку сам. Вот молодчина! Спасибо, что ты мне помог! »

И не забудьте рассказать в присутствии малыша всем родственникам, как вам помогал сынишка, как он сложил свои игрушки. Такой мини-воспитательное мероприятие должен быть не одноразовым, а ежедневным и многократным, чтобы ребенок привык и понял: «Убрать после себя - это правильно и нормально. Это хорошо, за это меня хвалят. Я - мамин помощник, иначе не должно быть ».

Если вас останавливает тот факт, что ребенок не всегда готов убирать после себя игрушки, то отступление может быть только один: малыш занимался какой-то игрой или игрушкой и через некоторое время будет продолжать в нее играть. Поэтому собирать на место конструктор или несобранном пирамидку будто бы и не нужно. В таком случае вы договариваетесь с малышом, что именно в этом месте вы будете оставлять игрушки для «доигрывания» (те, к которым он решит вернуться). Во всех других случаях стремитесь к тому, чтобы малыш, пусть пока с вашей помощью, но все же убрал свои игрушки. И не забывайте его хвалить!

Ребенок уже может с вашей помощью:

  • Убирать свои игрушки.
  • Самостоятельно пить из чашки.

От года до двух. Ваш малыш может больше

Малыш уже научился самостоятельно ходить. Он понимает обращенные к нему слова, реагирует на просьбы. Если вы попросите его принести игрушку, он делает это с удовольствием. Именно в возрасте одного года малыш переживает свой первый жизненный кризис, выражается это в том, что он уже может что-то делать без помощи взрослого, начинает стремиться пусть к маленькой, но уже самостоятельности.

Вот и воспользуйтесь моментом, чтобы продолжить прививать навыки самостоятельности. К уже привычному составления игрушек могут добавиться другие, не менее интересные и важные обязанности. Даже в таком раннем возрасте для малыша найдутся полезные дела в доме.

Приобретите для малыша маленькую зубную щетку и детскую зубную пасту. Покажите ему, «как мама (или папа) чистят зубки». Возьмите детскую ручку с зубной щеткой и помогите ребенку впервые почистить зубы. Будьте уверены, что теперь это станет его любимым занятием.

После еды малыш может убрать за собой со стола чашку или тарелочку, а вы - похвалить его. Сшейте дочери маленький передник и в то время, когда вы убираете или моете посуду, пригласите дочь вам помогать.

У вас мальчик? Тогда привлекайте отца. Малыш с удовольствием будет наблюдать, как папа что-нибудь ремонтирует дома, сможет подержать молоток или гвозди. Именно в возрасте от года до двух можно начинать приучать ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать аккуратно свою одежду. Начните с самого простого - одеть шапочку или носки проще, чем надеть колготки или застегнуть кофточку.

  • Поливать цветы.
  • Умываться и чистить зубы.
  • Кормить рыбок.
  • Вытирать пыль.
  • Помогать убирать посуду.
  • Собирать свои игрушки.
  • Есть ложкой.

От двух до трех лет. Малыш хочет вам помочь

Ваш малыш уже такой самостоятельный! Он очень хорошо ходит, с удовольствием разговаривает, осваивает новые территории, а еще ему очень нравится помогать маме и папе. Вам даже не придется прилагать усилия. Малыш заранее настроен на то, чтобы участвовать в домашних делах. До тех дел, которые малыш выполнял ранее, может добавиться и то сложнее.

Например, ребенок может сам собирать игрушки для прогулки или принять участие в приготовлении обеда. Задача взрослого - пытаться помогать ребенку, но ни в коем случае не делать за него. Здесь очень важный момент - не раздражаться, если малыш что-то не может сделать с первого (и даже с пятого) раза. Ведь детские ручонки еще такие неумелые. И рано или поздно все равно все получится.

Ребенок может с вашей помощью:

  • Убирать свою постель.
  • Помогать готовить (размешивать, переливать).
  • Нести свою небольшую сумочку из магазина.
  • Подметать в комнате.
  • Составлять не только свои игрушки, но и помогать складывать вещи.

Советы психолога родителям малышей от трех лет.

Все малыши имеют познавательный интерес. Они с удовольствием тянутся к погремушкам, начинают лазить и ходить, чтобы самостоятельно добраться до предмета, который их заинтересовал. Наша задача - не мешать ребенку, а понемногу помогать. И малыш вырастет самостоятельным!

Сейчас ваш ребенок становится все более любознательным. Он с удовольствием узнает что-то новое, проявляет интерес к книгам, головоломок. Малыш приобретает новые навыки в общении с детьми. Стремится к тому, чтобы больше играть вместе со своими сверстниками (если вы даете ему такую возможность), и реже хочет оставаться в одиночестве.

Вам придется столкнуться с детскими «не хочу» и «не буду» только потому, что ваш малыш еще больше вырос и требует к себе нового отношения.

Как приучать ребенка к самостоятельности и бороться с «неумехой»

И именно сейчас вы можете дать ребенку возможность почувствовать, что учитываете его возросшие возможности, учитываете то, что он стал «совсем взрослым». Если малыш упирается, отказывается что-то делать, то кричать и нервничать не нужно. Превратите все в волшебную сказку, которую вы сами придумаете, где малыш с удовольствием будет делать что-то дома.

От трех до четырех лет ребенок может сам и с вашей помощью:

  • Мыть с мамой пол своей маленькой тряпкой.
  • Помогать на кухне.
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться.
  • Ходить с родителями за покупками.
  • Работать в саду.

От четырех до пяти лет. Взрослеем и учимся

Малыш постепенно осваивает новые и новые навыки. Его пальчики уже искуснее. Он меньше боится. То, что пугало его вчера, например, включен пылесос, сегодня вызывает лишь улыбку.

Он может покопаться вместе с отцом в сломанной машине, помочь маме пропылесосить ковер или выбить его на улице. Когда выпадет первый свежий снег, - все это будет радовать ребенка, если и родители при этом будут иметь хорошее настроение. Самое время устраивать совместные семейные «генеральные уборки» или «глобальный ремонт» - это когда мама, папа и дети убирают в доме или пытаются отремонтировать все, что сломалось.

От четырех до пяти лет ребенок может сам и с вашей помощью:

  • Гулять с собакой.
  • Пылесосить.
  • Вынести небольшой пакет с мусором.
  • Убрать со стола посуду.

От пяти до шести лет. Примеряем роли

Обратите внимание, в какие игры ваш ребенок играет на прогулке, когда он общается с другими детьми. Детские игры теперь напоминают завершеные сюжеты, где дети выступают в роли папы и мамы, продавцов и покупателей, парикмахеров и клиентов, учителей и учеников.

Так дети начинают осваивать «взрослую жизнь», примеряя на себя разные роли. Используйте этот момент. Чтобы ребенку было интересно, подарите ему набор «Юный мастер», где есть такие инструменты, как у папы, но меньше по размеру. Только одного подарка мало. Необходимо, чтобы папа показал, как пользоваться всеми этими инструментами, и ребенок неоднократно мог наблюдать, как папа что-то ремонтирует дома.

Привлекайте ребенка к различным домашним делам. Не следует бояться, что у малыша что-то не получится. Мама развешивает белье? Ребенок вполне может подавать ему вещи. Папа вкручивает лампочку? Малыш подаст папе новую лампочку и выбросит старую. Мама готовит борщ? Дочь с удовольствием порежет небольшим неострым ножом картофель и зелень.

Не ругайте ребенка, если он что-то упустил, загрязнил или сделал что-то не так. Иначе потом малыш не захочет вам помогать вообще. Ребенку вполне хватит силы, чтобы вытереть обувь.

Начните с одной пары - пусть это будут ботинки ребенка. Через некоторое время попросите малыша вытереть и ваши туфли. А еще позже - папе. Обязательно отметьте, какое у вас чистая обувь, какой молодец ваш малыш!

От пяти до шести лет ребенок может сам и с вашей помощью:

  • Постирать свои носки и трусики.
  • Вытереть обувь.
  • Помочь вам вымыть посуду.
  • Мыть с папой машину.
  • Пришить пуговицу.

От шести до семи лет. Забота о близких

Малыш повзрослел. Он уже ходит в первый класс или в подготовительную группу детского сада. Времени на воспитание остается все меньше - занятия, кружки, секции... Но вы не должны забывать о том, что ребенок так же многое должен уметь делать самостоятельно.

Когда вы будете составлять детские расписание, то ваше стремление заполнить детское время можно большим количеством кружков и секций должно уступить пониманию того, что на помощь дома должно оставаться хотя бы полчаса в день.

И для такого воспитания не может быть каникул. Вы заметите, что рано или поздно у вашего ребенка все равно возникнет желание о ком-то заботиться. Дети часто просят завести им щенка или котенка, младшего братика или сестричку, проявляют интерес к маленьким детям на прогулке.

Воспользуйтесь этим моментом, чтобы научить ребенка заботиться о ком-то еще, кроме себя. Почитайте малышу сказки и истории, просмотрите мультфильмы, в которых дети о ком заботятся, поговорите с ним об этом. Если в вашей семье есть младшие дети, не бойтесь поручать какие несложные обязанности старшим. Это поможет им чувствовать себя нужными и полезными. Всячески подчеркивайте, насколько вам важна и нужна детская помощь.

От шести до семи лет ребенок может сам и с вашей помощью:

  • Ухаживать домашних животных.
  • Заботиться о младших братьев и сестер.
  • Покупать в магазине хлеб или воду.
  • Вынимать почту из почтового ящика и приносить ее
  • домой.
  • Собирать свой портфель.
  • Выполнять самостоятельно хотя бы часть домашнего задания.

1 день назад

К ак правильно поставить задачи перед малышом? Как поощрить за их выполнение и в конечном итоге сформировать у ребенка правильные привычки? Основательница BeautyHack Екатерина Доманькова рассказывает, как ей это удалось на личном опыте и какие особые хаки в этом помогли.

«Вырастет - научится!», «А мама ему зачем?», «Он и не должен еще уметь это делать!» - подобные комментарии нередко можно услышать от тех мам, которые считают необходимостью обеспечивать комфорт своего ребенка по-максимуму. Другие, наоборот, требуют от маленького ребенка слишком много: «Как, вы пошли в сад и еще не умеете завязывать шнурки?»

Конечно, задачи должны ставиться соответственно возрасту и подготовленности малыша, но я убеждена, что ставиться они должны. В интересах самого малыша. Чем больше значительных и не очень навыков самостоятельности приобретено ребенком в детстве, тем проще ему будет по мере взросления. И это отнюдь не означает, что однажды утро начнется не с «иди ко мне одевать штанишки», а с «ты уже взрослый, давай сам!». Путь к самостоятельности очень долгий, наполненный родительской выдержкой и детским упорством. А насколько интересным, мотивированным и веселым он будет у вашего ребенка - зависит только от мамы и папы.

По моему опыту, если сравнивать два сценария - «ребенок делает сам» и «родитель делает за ребенка» - окажется, что второй куда менее затратный по объему приложенных усилий и количеству потраченного времени.

Да-да, время, потраченное на складывание пижамы, застилание постели, расчесывание кота и т.д. возрастет минимум вдвое в тот день, когда ответственность за это дело возьмет на себя малыш. Поначалу процесс демонстрации «как сделать правильно», контроля за ходом процесса и, наконец, выполнения поставленной задачи занимает столько же времени, сколько тратится на неспешное утреннее потягивание чашки кофе (почему бы не взять его с собой в детскую?), но это только поначалу. По мере того, как ребенок будет овладевать новыми навыками самостоятельности, ваше участие в «сделай сам» будет сводиться к минимуму.

С чего, а главное, когда начинать? Если вы готовы собирать с пола то, что минуту назад было кашей в тарелке, терпеливо ждать, пока малыш отвлечется от разглядывания проезжающих за окном машин и обратит внимание на бумажку, которую вы предлагаете выбросить вместе, или, может, вы готовы встать на десять минут раньше, чтобы у ребенка была возможность одеться самому без укорительного «я и так уже спешу» - тогда начинайте прямо сейчас.

Каждый, даже самый маленький ребенок, ждет, когда взрослый предоставит ему возможность проявить самостоятельность в том или ином виде.

Только вот не каждый взрослый готов узнать в «прихотях» и «действиях, влекущих за собой геморрой для родителя», первые попытки малыша ее проявить. Куда проще самому натянуть колготки на сладенькие ножки, чем терпеливо наблюдать за тем, как ребенок не оставляет попытку сделать это самостоятельно. Особенно, если на часах семь тридцать утра. Особенно, если по дороге еще нужно успеть заправиться и умудриться не попасть в пробку. Выбирать родителю. Я отношусь к той категории родителей, которые готовы проявить терпение, но иногда ленятся это делать. Отдыхать от приучения к самостоятельности нужно и взрослым, и детям. Ведь сказанное с ласковой улыбкой «сегодня помогу» на умоляющее «можно не буду застилать постель и складывать пижаму?» дарит маме целых пять минут времени (с четырехлеткой, в моем случае), а малышу - столь необходимое понимание того, что мама всегда придет на помощь.

Мои дочки, каждая в мере, соответствующей своему возрасту, самостоятельны. Это не значит, что они справляются без мамы. Это значит, что они приучаются быть дисциплинированными, приучаются помогать и быть полезными. Маруся сама застилает постель (и не важно, что потом приходится за ней переделывать, важно, что она уже усвоила - это значимое дело, с которого начинается каждое утро), складывает под подушку пижаму, сама убирает с обеденного стола за собой и родителями (удивительно, как Иванка, в свои год и четыре, глядя на Марусю, относит свою тарелку на кухню), сама моется в душе, сама натягивает зимний комбинезон. Возвращаясь из сада, почти без напоминания, моет руки и переодевается в домашнюю одежду (обычно это белые носки, черные леггинсы и белая майка - как у Майкла Джексона). Иванка после еды протирает влажной салфеткой свой детский столик, мы вместе собираем игрушки, она помогает мне нести пакет с продуктами, а если падает, сама встает и идет дальше. Она учится справляться с различными, совсем пустяковыми для нас, взрослых, и очень серьезными для нее, обязанностями и ситуациями. Из этих маленьких попыток с течением времени формируются важные привычки, благодаря которым дети становятся самостоятельными, а у любящих родителей становится немного меньше забот.

Но, конечно, не все так просто. То, что на процесс обучения каждому навыку родителям нужно закладывать Х времени, уже ясно. Но как запустить процесс, не превратив его в вызывающую отторжение у ребенка «обязаловку»? Здесь уже все зависит от возраста чада и вашего креативного подхода. Мой опыт с Иванкой и Марусей подсказывает несколько возможных вариантов поощрения.

1) Самый главный из них, как и во всех других делах, - выражение любви . Похвала, объятия, добрые слова, улыбки - это все главная благодарность и награда малышу за взрослый поступок. К каким креативным поощрениям вы не решите прибегнуть, помните, что этот пункт - не вместо остальных, а вместе. Всегда и неразрывно.

2) Медаль. За каждое выполненное дело можно клеить на одежду, либо давать наклейку - например, звездочку или смайл. У нас были потрясающие наклейки с различными рожицами: веселые, грустные и злые. Начинали именно с них. За каждую выполненную обязанность Маруся получала веселый смайл, за плохое поведение - грустный. Три веселых смайла «съедали» грустный. Придумайте свою систему и награду. Может быть, малышу можно будет подольше посмотреть мультик? Сходить в кино или цирк?

3) Доска обязанностей. Чтобы вам не приходилось постоянно напоминать об обязанностях и контролировать ход их выполнения, сделайте маркерную/магнитную доску, разлинеенную на дни недели с картинками, отражающими обязанности: застелить кровать, почистить зубы и т.д. Пусть ребенок отмечает то, что ему удалось сделать, и получает за это бонусы.

4) Рекорд. Работает только для некоторых детей. Для других такой сценарий может сработать в обратную сторону - спровоцировать у ребенка неуверенность в себе. Если решите, что такой вариант для вашего малыша, то предложите ему соревноваться с самим собой. Чем меньше отказов от выполнения обязанностей, тем ближе к новому личному рекорду, за который родителям стоит похвалить и поощрить.

5) Конечно же, личный пример. Если вы разбрасываете вещи в своей комнате, а от ребенка требуете порядка, то рано или поздно он поймет, что в этом нет острой необходимости. Наличие авторитета - половина успеха.

Похожие материалы из рубрики



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!