Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Воспитание мальчика. Роль папы и мамы

Воспитать настоящего мужчину – сильного, целеустремленного, который станет отличным мужем и отцом. Равно так же, как в полной семье есть все шансы вырастить неуверенного в себе человека, не способного уважать женщин.

Неполные семьи – не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви.

Игорь Кон

Автор книги «Мальчик – отец мужчины»

Как воспитывать мальчика одинокой маме

1. Осознавать свою половую принадлежность ребенок начинает с одного года. В этот момент мальчику нужен некий идеал, к которому он будет стремиться, копируя его поведение и черты характера. Конечно, лучше, чтобы это был отец, но эту роль могут успешно выполнять дедушка, дядя или муж подруги. Когда мальчик подрастет, стоит отдать его в спортивную секцию, где он будет обучаться навыкам общения с мужчинами и где у него может появиться пример для подражания в лице сильного и мужественного тренера.

2. Если отец ребенка , идеалом для мальчика может стать образ отца-героя. Если родители развелись и мама затаила на бывшего мужа обиду, не стоит сообщать об этом сыну: в глазах ребенка папа должен оставаться хорошим человеком. Объясните мальчику, что отец его очень любит, но обстоятельства сложились так, что они не могут видеться. Если отец хочет общаться, не запрещайте, какой бы сильной ни была ваша обида. Не создавайте в голове мальчика образ отца-монстра – это будет отталкивать его от всех мужчин.

3. Важно то, как сама мама относится к мужчинам. Если она испытывает страх, агрессию, стыд или другие негативные эмоции в присутствии мужчин, то и ребенок будет их ощущать. Это приведет к трудностям в общении с мужчинами.

4. Читайте мальчику книги об отважных рыцарях, подбирайте фильмы, в которых мужчины – мужественные герои.

5. Не пытайтесь компенсировать любовь отца, окружая мальчика заботой 24 часа в сутки. Самостоятельность – одно из самых важных мужских качеств. Мальчик должен уметь все: мыть посуду, убирать в квартире, забивать гвозди. Не нужно стоять у него над душой, контролируя каждое движение: очень важно доверять сыну.

6. Частая ошибка, которую допускают одинокие мамы, состоит в том, что они решают посвятить свою жизнь ребенку, а потом, естественно, ждут взаимной отдачи. Ребенку эти жертвы не нужны. Не нужно забывать о своем личном счастье, ставить крест на собственной жизни. Не стоит говорить мальчику, что вы ради него выбиваетесь из сил на двух работах, не досыпаете, ограничиваете себя во всем: это сформирует у него чувство вины.

7. Мама должна быть заботливой и ласковой, а не железной леди, решающей все проблемы. Важно, чтобы мальчик понимал: о женщине необходимо заботиться. При этом нельзя перегибать палку и превращать малыша с детских лет в ответственного мужчину, который должен полностью взять на себя заботу о слабой и беззащитной маме.

8. Чаще хвалите ребенка. Говорите: «У тебя все получится!», «Ты – мой защитник» и т.д. Для мальчика, растущего без отца, это особенно важно: так вы укрепляете его в уверенности, что он значим для вас.

9. Когда в жизни мамы появляется мужчина, нужно быть готовым к ревности со стороны сына. Сближение двух дорогих женщине людей должно быть постепенным, тактичным, ненавязчивым.

10. Не ждите, что сын заполнит пустоту, вызванную отсутствием главного мужчины в доме. Помните: прежде всего, он – ребенок, который нуждается всегда в вашей любви и поддержке. Хозяином дома мальчик станет только после создания собственной семьи.

11. Не ждите, что мальчик будет относиться к жизни так же, как и вы. У мужчин и женщин эмоции и образ мыслей различаются. Прислушивайтесь к его мнению с уважением. Научитесь интересоваться его миром, который далек от вашего.

Не верьте психологам, утверждающим, что в неполных семьях вырастают неполноценные мальчики. Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз

Игорь Кон

Автор книги «Мальчик - отец мужчины»

12. Всегда приходите сыну на помощь, если его обидели и он нуждается в вашей поддержке. Не кричите на него, не ругайте в случае ошибок или проступков. Он должен быть уверен: вы на его стороне и верите в то, что это недоразумение больше не повторится. Так у мальчика сформируется ощущение безопасности, которое поможет ему уверенно шагать по жизни.

13. Женщины, воспитывающие сыновей самостоятельно, рискуют впасть в одну из крайностей: отдавать всю себя без остатка ребенку или держаться с сыном подчеркнуто сухо, стараясь восполнить пробел сурового мужского воспитания. И та, и другая позиция формируют искаженную картину мира. В первом случае ребенок, скорее всего, вырастет нерешительным и безвольным. Во втором – может утратить веру в людей, поскольку в детстве недополучил родительской любви.

Воспитание мальчиков — неженское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров.

Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. Достаточно вспомнить хрестоматийное стихотворение Некрасова «Мужичок-с-ноготок», герою которого всего шесть (!) лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи.

Причем трудовое воспитание мальчиков считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. «Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старших в семье мужчин в воспитании сыновей», — писал исследователь русского крестьянского быта, историк Миненко Н.А. Лишь в самом крайнем случае, когда мужчин рядом не было, роль воспитателя-мужчины доставалась женщине. Однако в XX веке все изменилось, и воспитание детей чем дальше, тем больше становится сугубо женским занятием. В детском саду «усатого няня» можно встретить разве что только в кино. Да и в школу мужчины не рвутся. Сколько их туда ни призывали, а все равно практически в любой школе учителей на порядок меньше, чем учительниц.

В такой ситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины! Число матерей-одиночек растет. Равно как и число однодетных семей. Безо всякого преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.

Достоинства мужчины: умеренность и аккуратность. И еще умение вышивать гладью

На наших психологических занятиях мы даем мальчикам маленький тест: просим нарисовать лесенку из десяти ступенек и написать на каждой ступеньке какое-то качество хорошего человека. Вверху — самое важное, внизу — самое, на их взгляд, несущественное. Результат впечатляет. Нередко мальчики-подростки указывают среди наиважнейших черт хорошего человека… прилежность, усидчивость, аккуратность. Только что еще умение вышивать гладью не называют! А вот смелость если и присутствует, то на одной из последних ступенек.

Причем матери, которые сами же культивируют в сыновьях такие представления о жизни, потом жалуются на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда тут взяться желанию преодолевать трудности? Что ежечасно, если не ежеминутно, слышат сыновья во многих семьях? — «Туда не ходи — опасно, то не делай — поранишься, не поднимай тяжести — надорвешься, не трогай, не лезь, не смей…» О какой инициативе можно говорить при таком воспитании?

Конечно, страх матерей понятен. Сын у них единственный (гиперопекой страдают чаще всего именно однодетные семьи), и мамы боятся, как бы с мальчиком не случилось чего-нибудь плохого. Поэтому, рассуждают они, лучше перестраховаться. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд. Вы спросите почему? — Да потому что на самом деле за ним таятся эгоистические соображения. Греша гиперопекой, мамы и бабушки воспитывают ребенка ДЛЯ СЕБЯ, воспитывают таким, КАКОЙ ИМ УДОБЕН.

И не задумываются серьезно о последствиях. Хотя задуматься следует. Ведь даже с эгоистической точки зрения это недальновидно. Заглушая в ребенке мужественность, женщины искажают мужскую природу, а столь грубое насилие не может пройти безнаказанно. И рикошетом это обязательно ударит по родным.

Двенадцатилетний Паша выглядел лет на девять. Отвечая на вопросы (даже на самые простые, типа «В какой школе ты учишься?», «Какие фильмы любишь?»), он сжимался в комочек, теребил край свитера, говорил, не поднимая глаз. И постоянно ежился, как будто одежда натирала ему кожу. Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться дома один. В школе тоже все было не слава Богу. Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал материал назубок. А перед контрольными у него начиналась такая трясучка, что он полночи не мог заснуть и каждые две минуты бегал в туалет. В начальных классах Пашу часто били, пользуясь тем, что он не смел дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться. Но радости Паше, как вы понимаете, это не прибавляет. Он чувствует себя ничтожеством и спасается от тягостных мыслей, с головой уходя в мир компьютерных игр. В них он чувствует себя непобедимым и сокрушает многочисленных врагов.

«Раньше столько читал, с удовольствием ходил в театр, в музеи. Теперь от всего отказывается и целыми днями просиживает перед компьютером, — горюет Пашина мама, не понимая, что она сама загнала его в замкнутый круг. Таков примерный портрет слабовольного мальчика, задавленного гиперопекой. Те же, кто внутренне посильнее, начинают проявлять негативизм и демонстративность.

«Не понимаю, что стряслось с моим сыном. Был нормальный человек, а сейчас все принимает в штыки. Ты ему слово, он тебе десять. И главное, никакой ответственности! Поручишь что-нибудь купить — деньги потратит совсем на другое, да еще наврет с три короба. Вечно норовит сделать наперекор, влезть в какую-нибудь авантюру. Всю нашу семью держит в напряжении, за ним глаз да глаз нужен, как за маленьким, — жалуется мама такого ребенка, тоже не понимая, кто виноват в его непокорно-инфантильных выходках.

В результате в подростковом возрасте оба мальчика, вполне вероятно, попадут в так называемую «группу риска».

Паша может стать жертвой насилия и совершить попытку самоубийства, другой мальчик — забросить учебу, увлечься тяжелым роком и дискотеками, пуститься во все тяжкие в поисках легких денег, пристраститься к водке или наркотикам. Т.е., даже здоровье ребенка, т.е. цель, ради которой была принесена в жертву его мужественность, — и та не будет достигнута!

Школа мужества

Если всерьез думать о будущем сына, то не следует оберегать каждый его шаг. Хотя, конечно, меру риска каждый родитель определяет сам, исходя из своих характерологических особенностей и из характера ребенка. Одна моя знакомая, поистине железная леди, воспитывает своих сыновей по образцу древних спартанцев. Двухлетний малыш топает рядом с ней на гору под палящим солнцем. А до вершины ни много – ни мало — полтора километра! И ходит за тридевять земель купаться вдвоем со старшим братом, которому самому-то еще только-только, как у Некрасова, «шестой миновал»… Мне даже слушать об этом страшно, а она считает, что иначе воспитывать сыновей просто нельзя.

Но думаю, большинству матерей такой подход не по нервам. Лучше предпочесть золотую середину. Для начала сделайте вылазку на детскую площадку и понаблюдайте за детьми, гуляющими там под присмотром отцов. Обратите внимание, насколько спокойней относятся отцы к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. И подбадривают вместо того, чтобы остановить, одернуть. Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает в воспитании нынешних мальчишек.

Вообще, отцам обычно легче управляться с сыновьями, чем матерям. Это факт. Но объяснения ему даются разные. Чаще всего жены говорят, что их мужья реже видят детей, реже сталкиваются с ними в быту, и у сыновей на них «меньше аллергии». Но я убеждена, что тут дело в другом. Если у ребенка нормальные отношения с матерью, так он только рад, когда она побольше бывает дома. И никакой «аллергии» у него на нее нет! А вот когда взаимопонимание отсутствует, когда банальная чистка зубов перерастает в ПРОБЛЕМУ, тогда «аллергия», конечно, появляется.

Нет, просто отцы сами были мальчишками и не окончательно позабыли свое детство. Например, они помнят, как унизительно, когда ты боишься дать сдачи. Или когда тебе, будто несмышленышу, диктуют, какую шапку надеть, какой шарф повязать. Поэтому понаблюдайте, в чем они уступают сыновьям, а в чем, наоборот, тверды, как кремень. И постарайтесь оценить это объективно, без затаенных обид. Ведь мужчины нередко оказываются правы, обвиняя жен в том, что они разбаловали сыновей, а потом сами от этого плачут. Разумеется, в разном возрасте воспитание мужественности проходит по-разному.

В совсем еще маленьком, двухлетнем ребенке можно и нужно поощрять выносливость. Но только не так, как пытаются сделать взрослые, выговаривая упавшему малышу: «Что ты ревешь? Тебе ведь не больно! Будь мужчиной!» Подобное «воспитание» приводит к тому, что лет в 5-6 малец, которому надоели унижения, заявляет: «А я не мужчина! Отстаньте от меня». Лучше исходить из «презумпции невиновности»: раз он плачет, значит, ему надо, чтобы его пожалели. Ударился он или испугался — неважно. Главное, что малышу нужна психологическая поддержка родителей, и отказывать в ней жестоко. А вот когда он ударится и НЕ заплачет, это стоит отметить и похвалить сына, сделав упор именно на его мужественность:»Молодец! Вот что значит настоящий парень. Другой бы заплакал, а ты стерпел».

Вообще почаще произносите слово «мальчик» с эпитетами «смелый» и «выносливый». Ведь малыши, как правило, слышат в этом возрасте, что «хороший» — это послушный. А в раннем детстве многие слуховые и зрительные образы запечатлеваются на уровне подсознания. Как известно, люди, слышавшие когда-то в младенчестве иностранную речь, впоследствии легко овладевают этим языком и отличаются хорошим произношением, даже если начинают учить язык с нуля спустя много-много лет.

То же самое происходит и с представлениями о жизни и людях. Ранние впечатления оставляют глубокий след и впоследствии незримо руководят многими нашими поступками. Трех-четырегодовалому ребенку стоит покупать побольше «мужских» игрушек. Не только пистолеты и машинки. Я уже писала, что сыновей полезно знакомить с мужскими профессиями.

Помимо всего прочего, это отвлечет ребенка от компьютера, от бесчисленных виртуальных убийств, которые порождают в детской душе лишь страхи и ожесточенность. Очень хорошо сочетать рассказы с ролевыми играми, покупая или мастеря для них разную атрибутику: каски пожарников, штурвал корабля, милицейский жезл… Лучше, чтобы эти игрушки были не очень яркими. Пестрота — это для девчонок. Выбирайте спокойные, сдержанные, мужественные тона, ведь внушение идет не только на уровне слов, но и на уровне цвета.

Пяти-шестилетние мальчики обычно проявляют интерес к столярно-слесарным инструментам. Не бойтесь давать им в руки молоток или перочинный ножик. Пусть учатся забивать гвозди, строгать, пилить. Под присмотром взрослых, конечно, но все же самостоятельно. Чем раньше мальчик начнет помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. Скажем, вовремя протянуть папе отвертку тоже очень важно. Это возвышает мальчишку в собственных глазах, позволяет ему почувствовать свою причастность к «настоящему делу». Ну, а папы, конечно, не должны раздражаться, если сын что-то делает не так, как надо.

И уж тем более недопустимо кричать: «У тебя руки не из того места растут!» Таким образом можно добиться лишь того, что у сына пропадет всяческая охота помогать.

«Когда к нам приходит слесарь, — рассказала мне директриса одного детского сада, уделяющая очень большое внимание развитию в мальчиках мужских качеств, а в девочках — женских, — я специально посылаю мальчишек ему помочь, и они выстраиваются в очередь. У нас, как, впрочем, везде, много детей из неполных семей, и для некоторых это единственная возможность приобщиться к мужским занятиям».

Одиноким мамам очень важно взять на вооружение сей нехитрый прием. Ведь среди подростков «группы риска» большинство из неполных семей. Не имея перед глазами положительного образца мужского поведения, мальчики легко копируют отрицательные. С весьма плачевными для себя последствиями. Поэтому постарайтесь найти среди своих родственников, друзей или соседей человека, который хотя бы иногда мог приспосабливать мальчугана к какому-нибудь мужскому делу. А когда сын немного подрастет, разузнайте, какие в вашем районе есть кружки и секции, где преподают мужчины. Не пожалейте сил, подыщите руководителя, который пришелся бы по сердцу вашему мальчику. Поверьте, это окупится с лихвой.

Уже в старшем дошкольном возрасте мальчиков следует ориентировать на рыцарское отношение к девочкам. В том же самом садике ребята настолько привыкли пропускать девочек вперед, что однажды, когда воспитательница забыла об этом правиле, у двери образовался затор: мальчики не хотели проходить раньше девочек. Мы на занятиях в нашем психологическом театре тоже хвалим мальчишек за благородство, когда они соглашаются, чтобы девочки выступили первыми. И видим, как благотворно это сказывается на их самооценке и на взаимоотношениях в группе.

Пойдя в школу, ребенок переходит в другую возрастную категорию, становится «большим». Это благоприятный момент и для дальнейшего развития мужественности. Начните приучать его, чтобы он уступал в метро место пожилым людям.

А с какой готовностью мальчишки, даже четырехлетняя мелюзга, бросаются перетаскивать стулья! Как они счастливы, когда их называют силачами! Еще бы, ведь публичное признание мужественности дорогого стоит…

Подвижные игры

Это поистине проблема, ведь далеко не у всех семей квартирные условия позволяют ребенку насытить его двигательную активность. Да и взрослые сейчас сильно устают, а потому не выносят лишнего шума. Однако мальчишкам просто необходимо и пошуметь, и пошалить, и побороться. Разумеется, не на ночь, чтобы они не перевозбуждались. И, безусловно, взрослым надо следить, чтобы мальчишечья возня не перерастала в побоище. Но лишать детей возможности выплеснуть энергию нельзя. Особенно тех, которые посещают детский сад или ходят в школу. Ведь многие из них в чужом коллективе сдерживаются из последних сил, и если их и дома будут заставлять ходить по струнке, у ребят случится нервный срыв.

Мальчики вообще в среднем более шумные и воинственные, чем девочки. Это особенности пола. И мамам следует не пресекать это, а облагораживать, возвышать, элевировать. Подскажите сыну интересные сюжетные повороты игры «в войнушку».

Романтизируйте ее, предложив ему мысленно перенестись в старину, вообразить себя древнерусским витязем, скандинавским викингом или средневековым рыцарем. Смастерите ему для этого картонные латы и меч. Купите какую-нибудь красочную, интересную книжку или видеокассету, которая заставит заработать его фантазию.

Где живет герой?

Говоря о воспитании мужественности, нельзя обойти стороной вопрос о героизме. Что поделать? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать. И потому, что выжить в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Теме подвига отдали дань практически все русские писатели. Можно сказать, это одна из ведущих тем отечественной литературы. Помните, как много значили для современников Пушкина герои войны 1812 года? А какую славу снискал молодой Толстой своими рассказами о героической обороне Севастополя!

И каждое поколение оставляло в истории свой героический след. Менялись времена, какие-то страницы прошлого переписывались заново, но общая установка на героизм оставалась неизменной. Ярчайший тому пример — усиленная «ковка» новых героев после революции. Сколько стихов было о них сложено, сколько фильмов снято! Герои и героические культы создавались, насаждались, поддерживались.

Для чего это было нужно? — Во-первых, знакомство детей с подвигами предков вызывало у них невольное уважение к старшим. А это существенно облегчало задачу воспитателей, ведь основа педагогики — авторитет взрослых. Можно оборудовать классы новейшими компьютерами, можно разработать высоконаучные, эффективные методики. Но если ученики ни в грош не ставят учителей, толку все равно не будет. В чем за последние годы, увы, смогли убедиться многие родители.

А во-вторых, невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на малышей лет пяти-шести. Как у них загораются глаза при слове «подвиг»! Как они счастливы, если их назовут смельчаками. Казалось бы, откуда в них это? Ведь сейчас героизм не в почете.

Сейчас гораздо чаще можно услышать, что рисковать собой во имя высоких идеалов, по меньшей мере, неразумно. Но в том-то и дело, что в подобные мгновения включаются механизмы бессознательного. В душе каждого мальчика живет смутный образ настоящего мужчины. Это заложено самой природой, и для нормального развития мальчишкам необходимо, чтобы этот образ постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

И вот, пожалуй, впервые в русской истории подрастает поколение, которое почти не знает героев прошлого и совершенно не имеет понятия о героях современности. Не потому что их нет в природе. Просто взрослые вдруг решили, что героика устарела. И попробовали было обойтись без нее.

Теперь мы пожинаем первые плоды, и хотя урожай еще не совсем поспел, нам есть над чем призадуматься.

Спасителю папы — приз!

Несколько лет назад мы разработали анкету для подростков, посвященную героизму. Вопросы там простые, но очень показательные. Например: » Нужны ли герои?», «Хотел ли бы ты быть похожим на какого-нибудь героя? Если да, то на кого?», «Мечтал ли ты когда-нибудь совершить подвиг?» Еще недавно большинство мальчишек отвечали утвердительно. Теперь все чаще пишут «нет».

В последней подростковой группе, с которой мы занимались, семь мальчиков из девяти (!) заявили, что герои не нужны, похожими они на героев быть не хотят и о подвиге не мечтают. А вот девочки на все три вопроса ответили: «Да».

Даже ученица вспомогательной школы написала, что если мир останется без героев, некому будет спасать людей. Так что у девочек с представлениями о героизме все оказалось в порядке. Но это какое-то слабое утешение. Особенно впечатлил нас ответ на последний вопрос. Если вы помните, в начале 90-х годов в Балтийском море затонул паром. И во время катастрофы пятнадцатилетний мальчик спас своего отца. Тогда об этом много писали, и одна из молодежных газет обратилась к мальчику с призывом откликнуться — они хотели вручить ему приз. Идея получения приза за спасение родного отца показалась нам настолько дикой и аморальной, что мы не могли на это не отреагировать. И включили в анкету вопрос о правомерности премирования человека призом за спасение папы. Еще пару лет назад практически все подростки писали, что, конечно, никакого приза не нужно. А многие поясняли: «Самая большая награда — то, что отец остался жив». Теперь мнения разделяются. В уже упомянутой подростковой группе девочки опять-таки ответили нормально, а мальчишки потребовали наград. Как вам такие защитники семьи и отечества?

Романтики с большой дороги

Но с другой стороны, юношеская тяга к романтике неистребима. Это обязательный этап становления личности. Если он не пройден, человек не может развиваться нормально. Причем, в первую очередь, как ни странно, это сказывается на интеллектуальном развитии, которое резко затормаживается. Для олигофренов, например, вообще характерно выпадение романтической фазы (об этом писал один из известнейших психиатров проф. Васильченко Г.В.).

Так что, отринув настоящий героизм, многие подростки все равно его ищут. Но находят лишь суррогаты, о чем неопровержимо свидетельствует рост подростковой преступности. Закрыв подростковые клубы, мы просто вытеснили ребят в подворотни.

А отменив игру в «Зарницу», обрекли их на куда более вредную и засасывающую игру в мафию. Которая для многих быстро становится не игрой, а привычным образом жизни.

Ну, а для более спокойных, «домашних» ребят отказ от традиционной ориентации на героизм оказался чреват ростом страхов. А значит, и низкой самооценкой, ведь даже маленькие мальчики уже понимают, что трусом быть стыдно. И очень болезненно переживают свою трусость, хотя подчас стараются это скрыть под маской напускного равнодушия.

Очень характерно, что ребята, отрицавшие в анкетах нужность героизма, с одной стороны, панически боялись «крутых», а с другой, подражали одноклеточным героям американских боевиков. И называли среди героических черт характера жестокость, непримиримость к врагу и готовность пойти на все ради достижения своей цели. Вот и представьте себе, какие мужчины будут нас окружать, если так продолжится еще с десяток лет.

Иногда — правда, довольно редко — приходится слышать: «Ну и что? Пусть будет каким угодно. Лишь бы остался жив». Но мужчина обязательно должен себя уважать, иначе ему жизнь не мила. Он без многого может прожить, а без уважения — нет.

«Ура!» — закричал мой семилетний сын, узнав, что у его старшей сестры родился малыш. «Я был самым маленьким в нашей семье, а теперь я — дядя! НАКОНЕЦ-ТО МЕНЯ БУДУТ УВАЖАТЬ».

Даже опустившемуся алкашу важнее всего, чтобы его уважали. Именно этого, вкупе с выпивкой, ищет он в компании собутыльников. А о каком самоуважении может идти речь, если мужчина будет не в состоянии защитить свою семью и свою страну? Если любой бандит, умеющий стрелять, сможет диктовать ему условия, а девушки будут презрительно называть его трусом?

«Целомудрие, честность и милосердие без мужества — добродетели с оговорками», — сказал американский писатель К.Льюис. И с этим трудно не согласиться.

Эффект подсолнуха

«Ну, хорошо, — скажет кто-нибудь. — Я согласен, мальчик должен уметь постоять за себя. Пусть будет смелым, но в меру. А геройство зачем?»

Но человек так устроен, что его развитие невозможно без стремления к идеалу. Как подсолнух тянется головкой к солнцу и сникает в пасмурную погоду, так и человек находит в себе больше сил для преодоления трудностей, когда перед ним маячит высокая цель. Идеал, конечно, недостижим, но стремясь к нему, человек становится лучше. А если планку занизить, то и стремления преодолеть себя не возникнет. Зачем напрягаться, когда, в общем-то, я и так у цели? Когда и так сойдет?

Что, например, случится, если ребенка в первом классе не нацеливать на идеал чистописания – каллиграфическое письмо? Если позволять ему писать тяп-ляп, особенно не стараясь? — Собственно говоря, результаты мы видим на каждом шагу, ведь во многих школах именно так и поступили, решив, что нечего тратить полгода на освоение прописей, а лучше быстренько обучить детей безотрывному письму. В результате школьники в массе своей пишут как курица лапой. В отличие от их бабушек и дедушек, которые даже после простой сельской школы имели вполне сносный почерк.

А можно ли выучить иностранный язык, если не ориентироваться на идеал — овладеть языком в совершенстве, чтобы он стал родным? На самом деле идеал этот почти не достижим. Даже высокопрофессиональные переводчики в чем-то все равно уступят носителю языка, впитавшего его с детства. Но если бы они не будут стремиться к совершенству, то из них и переводчиков не получится. Они останутся на уровне людей, которые могут с грехом пополам объясниться в магазине, да и то больше при помощи жестов.

Точно такая же история происходит и с воспитанием смелости. Стать героем дано далеко не каждому. Но изначально занижая планку, а то и дискредитируя героизм в глазах ребенка, мы вырастим труса, который не сможет постоять ни за себя, ни за своих близких. Да еще будет подводить под свою трусость идеологическую базу: дескать, зачем сопротивляться злу, когда оно все равно необоримо? И наоборот, если «назначить» трусишку героем, он постепенно начнет подтягиваться, дабы оправдать это высокое звание. Примеров можно привести множество, но ограничусь всего одним.

Вадик ужасно боялся уколов. Еще при подходе к поликлинике он закатывал истерику, а в кабинете врача его приходилось держать вдвоем-втроем — с такой силой он отбивался от медсестры. Ни уговоры, ни посулы, ни угрозы не помогали. Дома Вадик обещал все, что угодно, но при виде шприца уже не мог с собой совладать. И вот однажды все повторилось снова. С той только разницей, что папа, встречавший Вадика с мамой на улице, потихоньку сказал жене: «А давай ты мне скажешь, что Вадик вел себя героически. Посмотрим, как он прореагирует».

«Давай», — согласилась мама. Сказано — сделано. Услышав про свой героизм, Вадик сперва опешил, но потом, справившись с изумлением, согласился. И вскоре искренне поверил, что он спокойно дал сделать себе укол! Родители про себя посмеивались, считая это просто забавным происшествием. Но затем увидели, что поведение Вадика в поликлинике

начало меняться. В следующий раз он сам зашел в кабинет, и хотя заплакал, не выдержав боли, дело обошлось без криков и драк. Ну, а еще через пару раз и со слезами удалось справиться. Страх уколов был преодолен.

А если бы отец не назначил сына героем, а начал его стыдить, Вадик лишний раз убедился бы в своем ничтожестве, и у него совсем опустились руки.

Всему хорошему, что во мне есть, я обязан книгам

Одним из основных источников передачи традиций в России до сих пор остаются книги. Даже сейчас, когда дети стали меньше читать. Поэтому любое воспитание, в том числе и воспитание мужества, очень важно производить на основе интересных, талантливо написанных книг. Героической литературы — море, всю не перечесть. Я назову лишь некоторые произведения. Мальчикам дошкольного и младшего школьного возраста наверняка понравятся «Приключения Эмиля из Ленниберге» А.Линдгрен, «Хроники Нарнии» К.Льюиса, «Ветер в ивах» К.Грэма.

Имена же советских писателей: Олеши, Катаева, Рыбакова, Кассиля и др. и так у всех на слуху. У Л. Пантелеева есть целый цикл рассказов о подвигах. Да и русские классики сполна отдали дань теме смелости и мужского благородства. Кроме того, вся наша (и не только наша!) история изобилует примерами героизма. Причем примеры можно подобрать на любой вкус.

Это и жития святых и биографии великих полководцев, рассказы о подвигах солдат и истории обычных мирных жителей, волею судеб вдруг вставших перед необходимостью защитить свою родину от посягательств врагов (напр., подвиг Ивана Сусанина). Так что материал, на котором можно воспитывать мальчишек настоящими мужчинами, есть. Было бы желание.

По материалам книги Т. Шишовой

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Чтобы из маленького мальчика вырос настоящий мужчина, необходимо приложить к этому немало стараний. О том, что мальчик должен расти здоровым и хорошо учиться, в данном случае речи идти не будет. Это и так понятно. Разговор пойдет о психологической стороне воспитания, а также о педагогических нюансах и тонкостях, помогающих сформировать в малыше истинные мужские качества.

Некоторые современные нюансы воспитания мальчиков

Одно из самых главных условий (независимо от того, мальчик это или девочка) – присутствие рядом взрослого человека. Малыш стремится подражать взрослому человеку и брать с него пример. В первую очередь, таким примером для мальчика должен быть мужчина. Лучше, если это отец, но может быть и старший брат, и дедушка, и дядя, и учитель, и даже совсем посторонний человек.

Однако проблема в том, что в настоящее время чаще всего ребенка окружают не мужчины, а преимущественно женщины. Воспитатели в детском саду – женщины. Большинство школьных учителей – тоже. Детские врачи – опять-таки женщины. Кроме того, многие мальчики сейчас растут в неполных семьях, причем, в большинстве случаев – рядом с мамой, а не с папой.

Но даже если семья полная, это еще не факт, что мальчик будет рядом с папой. Многие отцы , считая, что этим должна заниматься мама. Другие отцы в силу своей инфантильности неспособны к полноценному воспитанию сыновей. Третьи – загружены на работе до такой степени, что ни на что другое им не хватает сил и времени. Поэтому волей-неволей воспитывать сына и стараться, чтобы он вырос настоящим мужчиной, приходится маме.

Чем мальчики отличаются от девочек

Этот вопрос не так прост, как может показаться. Еще до недавнего времени считалось, что кроме первичных половых признаков, никаких других отличий между новорожденными девочками и мальчиками нет. Однако последние исследования показали, что это далеко не так. Девочки и мальчики с самого рождения отличаются по множеству физиологических и психологических признаков. Благодаря этим признакам, с самого начала жизни мальчики и девочки развиваются по-разному.

Тестостерона в крови у мальчиков намного больше, чем у девочек. А вот эстрогена, наоборот, больше у девочек. По-разному у мальчиков и девочек работает мозг. Когда девочка принимает какое-то решение или совершает какое-то действие, у нее в этом случае работают оба полушария мозга. У мальчика в точно такой же ситуации задействовано лишь правое полушарие.

Поэтому психология и восприятие мира у мальчиков и девочек существенно отличаются. Мальчики намного чаще попадают в авантюрные ситуации. Кроме того, они чаще совершают аварии и преступления. По этой же причине среди мальчиков в три раза больше самоубийств и попыток самоубийства, чем у девочек.


И это еще далеко не все врожденные психологические характеристики мальчиков. Чтобы правильно воспитать мальчика, необходимо знать:

  • Из-за особенностей нервной системы и слухового аппарата мальчики не могут долгое время выдерживать высокие звуки. Низкие тона ими воспринимаются намного лучше. В первую очередь, это следует учитывать маме и стараться не повышать голос на сына. Когда мама кричит, ребенок думает не о смысле сказанных мамой слов, а о том, как ему лучше защититься от высокого мамина голоса;
  • Мальчишкам всегда важно, как оценивается их деятельность. При этом оценка должна быть как можно более конкретной, разложенной «по полочкам»;
  • Мальчику, в отличие от девочки, намного труднее соблюдать какие-то стереотипы: правила поведения, распорядок дня, приведение себя в порядок;
  • Физическая работа мальчикам дается намного легче, чем умственная.

Все это необходимо стараться учитывать при воспитании мальчиков.

Как правильно воспитывать мальчика: общие правила

За все время своего существования человечество изобрело немало способов воспитания мальчиков. Существует славянский, казачий, спартанский, германский, скандинавский способы – всех не перечесть. Несмотря на разность воспитательных методик, все эти способы объединяет одно: сделать из мальчика настоящего мужчину. Поговорим об этом подробнее (разумеется, с поправкой на то время, в котором мы живем).

Вначале коснемся общих правил воспитания:

  • Очень важно, когда малыш обладает чувством собственного достоинства. Это формирует в нем самостоятельность. Конечно, при этом нужно следить, чтобы такое чувство не могло перерасти в детское самодурство и тиранию над родителями;
  • Начиная с самого раннего возраста, мальчику надо давать понять, что любое начатое дело всегда необходимо доводить до конца;
  • Мальчик должен заниматься спортом. Спорт дает очень многое: вырабатывает физическую выносливость и ловкость, повышает самодисциплину и то, что принято называть «чувством локтя» (особенно в командных видах спорта), учит с достоинством переживать поражения и не злорадствовать над побежденным противником;
  • Одно из самых главных достоинств настоящего мужчины – чувство ответственности за людей, которые находятся с ним рядом, а также за то дело, которое он выполняет. Этому чувству ребенка необходимо учить с самых ранних лет. Иначе – взамен появится , который затем перерастет во взрослый эгоизм;
  • Еще одно чувство, которому необходимо научить ребенка с самого раннего возраста – милосердие. Это очень нужное чувство для формирования настоящего мужского характера: оно включает в себя любовь, сострадание, стремление помочь другому человеку и многое другое.

От правил общих к правилам конкретным

1) Сыну нужно давать как можно больше свободы. При этом нужно понимать: свобода – это не вседозволенность. Какие-то разумные ограничения всегда должны присутствовать. Плохо, когда такие ограничения перерастают почти в тотальный запрет.

Фраз типа «Не бегай быстро – разобьешь коленку», «Не влезай – упадешь», «Не трогай – поранишься», «Не делай – мы сами» и тому подобных мальчик должен слышать как можно меньше. Воспитание чрезмерной прилежности, аккуратности, осторожности, благоразумия почти наверняка приведет к искажению его мужской природы. Он будет расти неуверенным, всего бояться, у него могут развиться нервные заболевания, аллергии, он может часто болеть. Воспитанный в духе «нельзя», мальчик не способен вступиться за слабого или за девочку, дать отпор обидчику. Ему будет сложно преодолевать трудности и стремиться к достижению каких-либо разумных целей, т.е., он вырастет не настоящим, а инфантильным мужчиной.

2) У мальчика должен быть положительный пример, которому бы он подражал. Начиная с трехлетнего возраста, мальчишка в силу своей природы отдаляется от матери и пытается сблизиться с теми мужчинами, которые его окружают. Когда ребенку исполняется шесть лет, общаться с мужчинами становится для него необходимостью. В этом возрасте он стремится подражать мужчинам, пытается повторять их слова, имитирует их поведение и т. д. Лучших пример для подражания – отец. Поэтому папа должен проводить с сыном как можно больше времени.

Но современные реалии таковы, что нередко папы с малышом рядом нет и быть не может по причине того, что ребенок растет в неполной семье. В таком случае маме нужно постараться, чтобы ее сын хотя бы изредка мог общаться с каким-то другим мужчиной: дедушкой, дядей, каким-то другим родственником. Или, как вариант, отдать сынишку в кружок или спортивную секцию, где тренер – мужчина. Пытаться познакомить ребенка с «чужим дядей» по понятным причинам крайне нежелательно.

Как вариант, можно реального мужчину заменить вымышленным. Для этого детские психологи советуют найти книжного или киношного персонажа, обладающего истинными мужскими качествами. А еще лучше – отважно воевавшего на фронте или героически трудившегося дедушку или другого родственника. Повесив его портрет на стену, маме нужно как можно чаще рассказывать об этом персонаже или дедушке, обсуждать с сыном его поступки, ненавязчиво сравнивая эти поступки с поступками сына. Вольно или невольно мальчик будет сравнивать себя и свои поступки с поступками книжного персонажа или героического дедушки, что поможет ему сформировать у себя истинные мужские качества.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


3) Для воспитания настоящего мужчины нужна благоприятная семейная атмосфера. Всякий ребенок нуждается, чтобы в семье царили взаимопонимание, любовь, уважение, гармония. Мнимая или истинная суровость отца по отношению к сыну должна быть в пределах разумного. Отец, так же, как и мать, должен быть нежным к сыну. Этим он не избалует ребенка а, наоборот, поможет ему вырасти любящим, чутким, не закомплексованным, способным проявить сочувствие.

4) Мальчик должен не бояться выражать то, что он чувствует. Открытое выражение чувств – это очень важно для формирования характера. Если мальчику захотелось плакать – пусть он поплачет, и не надо его упрекать в том, что это «не по-мужски». Наоборот, надо понять: таким образом ребенок дает понять, что ему плохо. Сочувствие, утешение и совместные попытки – это намного лучше, чем высмеивание и упреки.

То же самое и в отношении проявляемой ребенком радости. Отмахнуться от детского смеха, или совсем не обратить на это внимание – неразумно. Наоборот, надо разделять с сыном радость, понимая, что, скорее всего, он гордится своими первыми мужскими успехами и победами. Совместная радость по этому поводу вселит в мальчишку уверенность в себе, что немаловажно для формирования настоящего мужского характера.

5) Не надо бояться открыто признавать свои ошибки. Умение сказать самому себе «я не прав» и извиниться за свою неправоту – еще одна важная черта мужского характера. Мама и папа не должны опасаться того, что открытое и искреннее признание их неправоты перед сыном повредит ему и уронит в сыновьих глазах их родительский авторитет. Наоборот, это ему во многом поможет: видя, что родители перед ним искренние и готовы попросить прощения, сын, беря с них пример, также вырастет способным осознавать свои ошибки и просить за них прощения.

6) Мальчик должен научиться сопереживанию. Помочь родителям или друзьям, уступить старушке место в автобусе, накормить птиц или бездомного котенка – все это первичные признаки сопереживания и сострадания. Роль родителей в этом случае чрезвычайно важна. Необходимо объяснять малышу, что в этом нет ничего особенного и так он должен поступать всегда, потому что это – поступки настоящего мужчины.

7) Воспитание в мальчике храбрости и отваги. Этим свойствам характера малыш должен учиться с самого раннего детства. Защитить слабого, не испугаться сильного, не бояться темноты, мужественно переносить боль – все это проявления мальчишечьей отваги, из которой впоследствии сформируется настоящая мужская храбрость и отвага. Не следует делать трагедий из того, что иногда ваш сын возвращается домой с разбитым носом: драка для мальчика – это очень важный элемент самовоспитания, именно она формирует в нем стойкость и отвагу. Обязанность родителей (в особенности, отца) – выяснить причины драки, и если сын дрался за правое дело, похвалить его, объяснив при этом, что лучше все же в следующий раз постараться обойтись без драки.


Следует прививать мальчику чувству прекрасного. Такое чувство крайне необходимо настоящему мужчине, иначе он может вырасти в «однобокое» существо с сильными мышцами, но ущербной душой. Нужно стремиться к тому, чтобы с самого раннего детства мальчик мог отличать красивое от безобразного – как вокруг себя, так в собственной душе. Научившись таким различиям, он затем вырастет мужчиной, способным оценить красоту природы, картины, женщины, музыки и т. д.

9) Необходимо учить ребенка обращаться с техникой. Учитывая, что в современной жизни техника играет очень важную роль, настоящий мужчина должен в ней разбираться. Понятно, что требовать каких-то особо глубоких познаний в компьютере, стиральной машине или автомобиле от ребенка не следует, но элементарные познания в этой области необходимы. Тут, опять же, очень важен пример папы, который должен как можно чаще вместе с сыном ремонтировать вышедшие из строя бытовые приборы и технику, попутно разъясняя, что и как в них устроено.

10) Ребенок должен получать правильное половое воспитание. Это также очень важное условие формирования будущего мужчины. В первую очередь, мальчика надо : разумеется, будет лучше, если этому ребенка станет учить отец. Следующая родительская задача – объяснить сыну, что он мужчина, а девочки – это противоположный пол.

Причем, объяснений общего плана здесь недостаточно. Крайне важно научить мальчика правильно себя вести с представительницами противоположного пола – девочками. Начиная с 10-12 лет, мальчикам нужно знать общие сведения о том, что такое секс и . Кроме того, им следует рассказать о тех изменениях в интимном плане, которые с ними произойдут и разъяснить, что это – естественный процесс и этап взросления всякого мужчины.

Понятно, что это далеко не все требования к воспитанию мальчиков. Кто-то может добавить и свои требования и правила, которые также должны способствовать тому, чтобы из мальчика вырос полноценный мужчина.

Особенности воспитания мальчика от рождения до подросткового возраста

  1. От рождения до 3 лет. До того, как ребенку исполнится три года, его пол особого значения не имеет. И мальчика, и девочку воспитывают почти одинаково. В этот период малыш больше находится с мамой, чем с папой. Мама ребенка кормит, ухаживает за ним, обеспечивает его комфорт и безопасность. Первые слова и первые шаги мальчик и девочка произносят и делают одинаково.
  2. От 3 до 4 лет. С трехлетнего возраста дети способны отличить папу от мамы, дядю от тети – то есть, могут различать всех, кто их окружает, по признакам пола. Здесь родителям уже нужно уделять специфическое внимание своему сыну – то есть, воспитывать в нем такие мужские качества как силу, выносливость, ловкость, храбрость. Мальчик пока может играть как «мальчишечьими», так и «девчоночьими» игрушками. Не следует этого опасаться: это ни коим образом не отразится на формировании его мужского характера.
  3. От 5 до 7 лет. Этот возрастной период мало чем отличается от предыдущего. По-прежнему главным для малыша (независимо от того, мальчик он или девочка) является родительская забота, нежность и ласка. Хотя время от времени мальчику надо напоминать, что он – именно мальчик, а не девочка. При таком напоминании мальчик начинает осознавать себя как представитель мужского пола, и к семи годам обычно отдаляется в эмоциональном плане от матери и становится ближе к отцу.
  4. От 8 до 10 лет. Обычно в таком возрасте у мальчика окончательно формируется убеждение, что он представитель мужского пола. Родителям здесь отводится особая роль. Они должны постараться, чтобы между ними и их сыном оставались прежние доверительные отношения, что очень пригодится, когда сын станет подростком. Ближе к 10 годам мальчик может проявлять агрессию, грубить родителям и поступать им наперекор. Бояться этого не следует: таким способом сын проявляет инстинктивные признаки мужчины – отстаивание собственного мнения и своей территории.
  5. Подростковый возраст. Воспитание сына подросткового возраста – это целенаправленное привитие ему многих базовых мужских качеств: ответственности за свои слова и поступки, правдивости, храбрости и т. д. Роль родителей по-прежнему имеет немаловажное значение, однако вместе с тем сын-подросток уже стремится вырваться из-под родительской опеки, проводя длительное время со сверстниками и друзьями. Именно в подростковом возрасте у мальчика обычно проявляются те качества, которые были заложены в нем раньше. Поэтому так важно воспитывать в мальчике настоящего мужчину с самого раннего возраста.

Типичные ошибки при воспитании мальчика

Конечно, в таком сложном деле, как воспитание в мальчике качеств настоящего мужчины, без ошибок не обойтись. Этого не надо бояться: ошибки нужно знать, чтобы в дальнейшем их не повторять. Вот перечень наиболее распространенных родительских ошибок:

  • Проявление чрезмерной суровости: родители считают, что именно таким способом они могут воспитать в сыне мужественность. Такой педагогический подход может привести к тому, что ребенок замкнется, станет агрессивным или начнет лгать. Кроме того, у него могут развиться нарушения нервной системы (тики, судороги, заикания, припадки);
  • Подгонка ребенка под некий вымышленный «идеал» без учета при этом его индивидуальных особенностей;
  • Потакание капризам и эгоистическим наклонностям малыша, в результате чего в нем могут сформироваться не истинные мужские качества, а эгоизм и инфантильность;
  • Непоследовательность, или, иначе говоря, упреки и похвала за совершение одного и того же поступка. Поступая так, родители способствуют тому, что их сын перестанет различать, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно;
  • Частые родительские ссоры в присутствии сына;
  • Несогласованное родительское поведение, выраженное в том, что кто-то из них все ребенку запрещает, а другой, наоборот, слишком многое позволяет;
  • Частая критика сына и сравнение его с другими детьми не в пользу ребенка;
  • Навязывание негативных установок типа «Из тебя ничего не получится», «Ты ничего не умеешь», «С тобой не будет дружить ни одна девочка» и т. д. В результате ребенок может в это поверить и перестать интеллектуально, физически и духовно развиваться;
  • Игнорирование роли физического воспитания и чрезмерный акцент на науку. Наиболее правильный подход в этом случае – разумное чередование того и другого. Сила и выносливость – далеко не самые последние качества мужской личности.
  • Мамам на заметку!


    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

4 года назад

Каждая женщина, желая родить себе дочку, в глубине души мечтает о сыне, похожем на любимого человека. Каждый мужчина, какую бы нежность и любовь не вызывала бы в нем дочь, также мечтает о сыне – для него это особая гордость. И все – и отец, и мать – желают вырастить из малыша настоящего мужчину. В это размытое понятие каждый вкладывает свое, но ряд качеств у всех совпадают – это смелость, сила характера, благородство, защита о ближнем и слабом. Что же может поспособствовать появлению этих качеств при воспитании мальчика?

1. Мужской пример

Первым делом, чтобы из мальчика вырос настоящий мужчина, ему необходимо видеть живой пример. В идеале, это, конечно, папа – смелый, благородный, сильный. Но не всегда дети воспитываются с отцами, и тогда примером может стать дедушка, дядя, старший брат. Примеру не обязательно жить рядом, он мог жить в прошлом веке – это может быть дед или прадед, который однажды спас всю семью, о чьих подвигах и характере мальчик будет слышать и ставить за идеал мужчины. В конце концов, это может быть выдуманный персонаж или герой книги – главное, чтобы он был достойным ориентиром для ребенка.

2. Отношение к женщине

Воспитывайте в малыше старые верные традиции о том, что девочек надо защищать и помогать им. В лучшем случае, это должно касаться не только девчонок, но и всех кто слабее или младше вашего сына. Пусть речь идет не только о буквальной защите – заступиться за девочку, если на нее нападут хулиганы. Говорите о благородстве и галантности – открыть дверь перед девочкой, уступить место тому, кто младше и т.д.

3. Мама должна быть женщиной

Если вы будете говорить ребенку, что женщина – доброе слабое создание, которое нуждается в защите, а при этом, дома мама будет главой семьи, которая командует при ребенке всеми членами семьи, вряд ли удастся вложить малышу в голову представление о женщине, которое вы изначально желаете. В любом случае, пусть главным правилом и табу станет отсутствие наказаний со стороны матери. Если вы уверены, что для воспитания сына мало добрых слов, что необходимы более серьезные действия, пусть ребенка наказывает отец, дед, дядя, тренер – мужчина, но не мама.

4. Физическая активность

Чтобы мальчик был уверен в себе и в своих силах, он должен быть физически развит. Спорт – это большая составляющая мужчины, которой не стоит лишать ребенка. Не обязательно записывать его в «мужские секции», такие, как бокс, футбол или хоккей, но пусть его жизнь станет спортивной – зарядка, бег, велосипеды, коньки или ролики – физическая активность должна наполнять его свободное время.

5. Мужские обязательства

Сделайте список обязанностей, которые сын должен выполнять, как мужчина. Сначала это может быть только уборка своей комнаты, потом – вынос мусора, далее – вкручивание лампочек и т.д. Пусть он видит, как работают взрослые мужчины по дому, пусть старшие всегда привлекают сына в этих вопросах. Даже если он еще слишком мал для настоящей помощи, он всегда может что-то держать, подавать или нести – и чувствовать, что внес немалый вклад в общее дело.

6. Игрушки для настоящего мужчины

Как бы мамы не сопротивлялись покупке игрушечного оружия для ребенка, а все же однозначно, что игрушки для мальчика и для девочки должны существенно отличаться.

7. Больше свободы

Конечно, каждая мама волнуется о своем ребенке и пытается предотвратить любые опасности, которые могут его окружать. Но не переборщите – туда не ходи, это не трогай, упадешь, уколешься – таким образом настоящего мужчину не воспитаешь. Дайте ему больше свободы – мальчики лазают по деревьям, разбивают коленки – да, маме очень сложно допускать это, – но зато из сына будет расти любопытный, смелый, мужественный ребенок, с интересом изучающий мир.

8. Хвалите сына

Ваш ребенок должен быть уверен в себе, своих силах, своей правде. Поддерживайте его, хвалите за мелочи, а не только когда он сделал какой-то поступок настоящего мужчины.

9. Не балуйте

Иногда родители хотят дать ребенку то, что не было у них. Не стремитесь решить все за сына, не лишайте его индивидуальности и самостоятельной жизни. Старайтесь не баловать детей и пресекать возможные капризы.

10. Патриотическое воспитание

Если вы хотите воспитать настоящего мужчину, мало говорить о защите девочек и младших. Он должен понимать, что из него растет защитник Родины, ее надежда и опора. Говорите о подвигах великих героев, читайте книги и смотрите кино патриотической направленности. Соблюдайте традиции своего народа и прививайте уважение к стране, в которой он родился.

Но самое главное при воспитании настоящего мужчины – доверять себе, не ограничиваться какой-то конкретной воспитательной системой и шаблонами. Любите малыша, говорите чаще ему, каким сильным, смелым, надежным и благородным вы его видите – и в мире однажды станет еще на одного настоящего мужчину больше.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!