Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Воспитание интернационализма. Сущность и проблемы интернационального воспитания

Светлана Федорова

ПДО по хореографии, высшей категории

МБДОУ ЦРР детский сад № 2 «Олененок» ,

Отличник Образования РС (Я) Федорова Светлана Алексеевна

Актуальность. В современных условиях межэтнической нестабильности в нашем обществе возрастает необходимость разработки новых подходов к формированию у подрастающего поколения культуры межнационального общения. Подрастающее поколение вовлечено в определенную систему отношений, сложившуюся между народами. Интернациональное воспитание , также толерантное отношение к другим национальностям как один из факторов формирования нравственной личности начинается с дошкольного возраста . Ведь именно дошкольный возраст является начальным этапом становления личности. Необходимо учить детей видеть мир глазами разных людей, учитывая тот факт, что представитель другой национальности может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим , отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам поможет дошкольнику , когда он вырастет,

не только найти общий язык с представителями других национальностей.

Одним из эффективных путей и средств формирования личности, толерантной, уважающей других народов, воспитанной в духе интернационализма является ознакомление ребенка с традициями, обычаями, этикетом, танцами разных народов . Танцевальное искусство , связанное с историей народа, близко и понятно ребенку и вызывает яркие эмоциональные реакции. Танец вызывает у детей эмоции симпатии и дружбы к представителям других национальностей. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы танцевальной культуры впоследствии станет той основой, которая поможет становлению личности, с интернациональным мышлением с развитой культурой межнационального общения.

Новизна и практическая значимость : поиск новых форм и путей совершенствования интернационального воспитания детей через танец и в разработке практических рекомендаций для хореографов ДОУ по совершенствованию обучения детей танцам .

Методологической основой явились работы в области психологии и педагогики, искусства и культуры : Л. С. Выготского, С. А. Рубинштейна,М. Я. Жорницкой, С. И. Зверева, Лукиной А. Г., С. И. Толстяковой, А. С. Федорова.

Цель работы : воспитание у дошкольников интернационализма , толерантности к представителям других национальностей, высокой культуры межнационального общения через танцы разных народов .

Исходя из цели работы поставлены следующие задачи :

Формировать положительное отношение к разным народам через знакомство

с их танцевальным искусством ;

Познакомить детей с историей, бытом, обычаями, традициями разных народов через танец;

Ожидаемые результаты :

В результате использования народных танцев как средства интернационального воспитания дошкольник с детства уважительно относится к представителям других национальностей, к другим культурам.

Дошкольное детство – начало процесса становления мировоззрения человека. Именно в это время ребенок познает мир в чувствах, эмоциях. Становление единой картины мира

в сознании человека осуществляется через искусство, язык, народное творчество.

В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. В то же время в период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит, будет ли он толерантно относиться к представителям других национальностей. Толерантность - это не только терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, это способность слышать, признавать и уважать мнения других, невраждебно встречать убеждения, отличные от своего, умение жить в гармонии, как с собой, так и с людьми, осознание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это не уступка, не пассивное подчинение мнению, взглядам и действию других, не покорное терпение, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, во имя позитивного действия с людьми иной культуры, иной национальной среды .

Именно в период дошкольного детства очень важно закладывать основы толерантного отношения к другим национальностям. В этом существенную помощь может оказывать приобщение детей к танцевальному искусству разных народов. Танцы имеют большое воспитывающее значение и доставляют эстетическую радость. Развивается воображение, образное мышление, внимание и память у детей. У детей пробуждается стремление

к прекрасному, усиливается эмоциональная отзывчивость и творческая активность.

Народные танцы - неотъемлемая часть народной культуры. Они имеют прочную связь с мировоззрением, верованиями, с национальными особенностями психологии народа. Танцы мы воспринимаем как искусство , которое несет в себе высший смысл-красоту

и добро. В нем народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизни. Танец всегда связан с историей народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека

и связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами. Народные танцы созданы на основе фольклора, а фольклор-это душа народа. Они непосредственные , искренние, исполняются весело, легко импровизируются. Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность. В танцах запечатлелась извечная красота, гармония души человека

и природы. Именно поэтому они вселяют в человека надежду, утверждают стремление

к возвышенному и прекрасному. Танец затрагивает тончайшие струны человеческой души. Он способствует совершенствованию человека, достижение им душевной и пластической гармонии.

Танцы - волшебный мир , в котором с удовольствием погружается ребенок. Яркие эмоции, которые испытывает ребенок во время танца , закрепляют в нем положительное отношение к разным национальностям. Ведь реальная жизнь и пластически-образное видение народа запечатлелись в причудливых, оригинальных формах народного танца .

Работу по этому направлению в детском саду № 86 «Колокольчик» как педагог дополнительного образования я начала в 1994 году. В течение 18 лет через приобщение к танцевальному искусству я стремилась воспитывать в детях чувство любви и уважения

к представителям разных национальностей.

Прежде чем поставить танец какого-либо народа детям дошкольного возраста обязательно рассказываю о том крае, где живет он, какой там климат, какие обычаи и традиции, быт. Дети с интересом знакомятся с жизнью , бытом, костюмами, музыкой, особенностями разных народов. Только после такого подробного ознакомления с национальными особенностями детей начинаю учить танцевальным движениям . Образность, экспрессивность музыки, танца развивает эмоциональность детей, питает их воображение. В процессе выполнения различных движений у детей укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается осанка, походка, развивается координация движений

и ориентация в пространстве.

Процесс обучения проходит очень динамично со сменой различных ритмов, импровизацией движений и танцевальных игр , упражнений. Привлекательная форма занятий способствует тому, что даже дети без выраженных способностей начинают хорошо танцевать . Продолжительность занятий соответствует возрасту детей. В процессе обучения осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом их личности, творческих способностей и физических данных. Это необычные занятия, позволяющие ребенку пережить чувство прекрасного. Через это яркое чувство формируется его отношение

к другим народам.

Дети учатся исполнять движения народно-сценического танца . Они очень способны : одинаково умело исполняют движения в характере русских хороводов, овладевая мягкой пластикой рук, головы, корпуса, а также умело исполняют мужественные танцы северных народностей -танец охотника, орла и др. Дошкольники любят народный танец, потому что он близок и понятен им благодаря богатству и яркости различных образов. Свои достижения они демонстрируют на открытых занятиях, концертах, конкурсах, фестивалях, где они неоднократно становились лауреатами, дипломантами. К выпускному году дети уже умеют исполнять больше десяти народных танцев :

Русский хоровод;

Украинский гопак;

Китайский;

Греческий сиртаки;

Испанский;

Цыганский;

Итальянская тарантелла;

Финская полька;

Корейский тхэквондо;

Долганский;

Эвенкский;

Чукотский;

Якутские;

Восточный.

Также поставила композицию «Дружба народов» , основной идеей которой является призыв к миру, дружбе между разными народами (см. приложение) . В заключение хочется отметить, что последовательное ознакомление детей с культурой других национальностей, изучение их танцевального искусства является одним из средств воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей. Опыт работы с детьми свидетельствует о том, что с помощью народных танцев можно увлечь детей , довести до их сознания этическую культуру. В результате постановки и исполнения народных танцев детьми были замечены следующие изменения :

У дошкольников появился интерес и уважение к другим национальностям;

Наблюдается толерантное отношение к людям другой национальности;

Исчезают некоторые сложности в отношениях, в общении между сверстниками, так как детский сад № 86 характеризуется многонациональным составом коллектива детей;

Формируются дружеские чувства к детям других национальностей.

Таким образом, позитивные результаты, полученные на данном этапе работы, убеждают в том, что приобщение детей к танцевальному искусству других народов является одним из эффективных средств формирования дружелюбия между детьми разных национальностей, помогающим воспитать интернационалистов .


Динамика жизни и кардинальные социально-политические события в стране резко обострили межнациональные взаимоотношения между людьми, тем самым поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполненное агрессией в адрес мигрантов из соседних республик, не может не сказываться на отрицательном отношении детей к представителям других наций. Проблема интернационального воспитания обострилась и выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.

Несмотря на то, что малышам не свойственно разделение людей по национальной принадлежности, они играют вместе, не интересуясь национальностью друг друга, все-таки, несмотря на присущий детям интернационализм, в их жизни возникает проблема межнационального общения, спровоцированная взрослыми.

Исходным положением данного вопроса является отношение к человеку как таковому. Формирование ценностного отношения к человеку как феномену мира и культуры, а значит привитие детям уважительного отношения к человеку любого рода, любой нации, любой страны уже предполагает гуманистическое отношение к людям разных национальностей. Очень важно расширять у детей этнографические представления о разных нациях, разворачивающие картину особенностей материальной, общественной и духовной жизни отдельных народов, рассматривать обусловленность этих особенностей географическим расположением народа на земле.

Немаловажным является осмысление особенностей характерологических черт нации. Особенности характера вносят осложнения в протекание взаимных отношений между детьми. Однако эти трудности преодолимы, если педагог неуклонно приучает детей принимать другого человека как данность.

Однако не следует игнорировать национальную принадлежность отдельного человека и инструментовать отсутствие таковой в детской группе. Хранить достоинство своей нации - великое обретение. Держать честь нации - высокий дар человека.

Чтобы расширить картину социального пространства, педагог предъявляет детям множества фактов содружества, творчества, товарищества, любви и самоотвержения в союзе людей разных национальностей. В случае информационных сообщений о событиях в жизни другой нации педагог обязан задержать внимание детей на происшедшем, осмыслить, прожить сочувствие и принять участие в акте помощи, если это под силу детям. Нельзя обойти вниманием явление мирового масштаба - национальной ассимиляции, слияния одного народа с другим путем усвоения языка, обычаев, стиля жизни.



Остатки старой культуры в виде диких националистских и расистских предрассудков обязательно следует обсуждать с детьми, анализировать их смысл для каждого человека и печальные последствия принятия предрассудков за правду и истину. Надо корректировать любого плана уничижительные насмешки над малыми нациями, но столь же неукоснительно производить педагогическую коррекцию, когда вектор цинизма направляет в сторону собственной нации.

Интернационализм как этическое социально-психологическое образование выражается в уважении к представителю любой национальной общности, расположенности к содружеству с людьми любой нации и желании блага представителям всех национальных принадлежностей.

Разумеется, общим условием решения вопроса межнационального общения станет личный пример педагога: он, будучи представителем определенной национальности, проявляет свое осознание такой принадлежности, но он, воспринимая человека иной национальности, проявляет уважение, интерес и признание достоинств людей иной национальности. Тем самым предъявляет детям конкретный наглядный образ практического воплощения этической идеи интернационализма.

8. Психолого-педагогические основы патриотического и гражданского воспитания.

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач деятель­ности образовательного учреждения. Решая проблему гражданс­кого воспитания учащихся, школа сосредоточивает свои усилия прежде всего на формировании ценностного отношения к явлени­ям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных со­циальных групп и личности. Основная цель гражданского воспитания состоит в формиро­вании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государ­ственной власти, любовь к родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничес­кое проявление патриотических чувств и культуру межнациональ­ного общения. Становление гражданственности как качества лич­ности определяется не только субъективными усилиями педаго­гов, родителей, общественных организаций, но и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав­ственной культуры общества. Гражданское воспитание предполагает формирование консти­туционных, правовых позиций личности. Сознание выражающей интересы общества и личности в разреше­нии внутри- и внешнеполитических проблем государства. Общественное и личностное сознание не тождественны. Содержание гражданского воспитания в школе и семье опре­деляется работой учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнацио­нального общения, правовой культуры, по воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить ему. Проявлением высокого уровня культу­ры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающего равенство и сотрудничество всех наро­дов. Оно противопоставлено национализму. В пат­риотизме заложена идея уважения и любви к своей стране, к соотечественникам, в интернационализме - уважения к Дру­гим народам и странам, солидарности с ними. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществ­ляются в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей страны, формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, в процессе воспитания любви к малой роди­не - своим родным местам, воспитания готовности к защите ро­дины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братс­ких, дружественных отношений с представителями других стран и народов. Важную роль в патриоти­ческом воспитании играет организация работы по изучению Госу­дарственных символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, символики других стран. Деятельность учителей, классных руководителей, родителей направляется на расширение у учащихся круга знаний, позволя­ющих осознать и переосмыслить различные стороны патриотиз­ма и интернационализма. Большую роль в воспитании патриотиз­ма и интернационализма играют учебные предметы гуманитарно­го и естественного циклов.



Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к родине. Формированию культуры межнациональ­ного общения способствует изучение иностранных языков, рас­крывающих историю, культуру стран изучаемого языка, тради­ции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у уча­щихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в об­ласти науки, техники, культуры (из жизни выдающ.людей этих областей).

Психология : самосознание в аспекте установок, потребностей. 3 компонента:-позновательный, поведенческий, эмоциональный. Человек должен знать о своей родине, знания должны сопровождаться эмоциями и проявлении в поведении. 1.влияние через семью.2.через школу. Компоненты: осознаваемые (знания), неосознаваемые (эмоции.). человек есть потребность в принадлежности к стране, государству(какой-л.гр.), чувство защищенности.

Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания в педагогических ситуациях разного типа и уровня сложности. Методы воспитания: сущность и классификация.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы - механизмы, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Учитель выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод состоит из методических приемов. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Классификация методов воспитания : методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Выбор методов воспитания : Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффектив­ным без учета тех условий, в которых он применяется. Выбор методов жестко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен.

Среди общих причин (условий, факторов), определяющих вы­бор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены сле­дующие:1)Цели и задачи воспитания. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.2) Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. 3) Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста вос­питанников. 4)Уровень сформированности коллектива (класса): гибкость управления - необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками. 5) Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: общие методы, общие программы - лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их индивидуальная и личностная корректировка. 6) Условия воспитания: к ним, кроме материальных, психофи­зиологических, санитарно-гигиенических относятся и отноше­ния, складывающиеся в классе - климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.7) Средства воспитания: методы воспитания становятся сред­ствами, когда выступают компонентами воспитательного процес­са. 8) Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выби­рает только те методы, с которыми он знаком, которыми владе­ет. 9) Время воспитания: когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.10) Ожидаемые последствия: выбирая метод (методы), воспита­тель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо пред­видеть, к каким результатам приведет применение метода.

Психология: Ситуации: проблемные (решаемые по шаблону, по привычке), проблемные (какой метод выбрать?)-препод-ль должен проанализировать и разрешить ситуацию. Принципы: конструктивности, -совместной ответственности за решенную ситуацию.

Интернациональное воспитание

целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувства дружбы, равенства и взаимопомощи народов.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "интернациональное воспитание" в других словарях:

    ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - см. Патриотическое и интернациональное воспитание … Российская педагогическая энциклопедия

    Интернациональное воспитание - воспитание учащихся в духе дружбы народов, уважения к культурным ценностям других народов и национальностей, терпимости (толерантности) к национальным особенностям людей, стремлениZ к национальной консолидации. Частью интернационального… …

    ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России; культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинизма. Ведущее место в процессе становления… … Профессиональное образование. Словарь

    ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувства дружбы, равенства и взаимопомощи народов … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Интернациональное воспитание советских воинов - целенаправленное и систематическое формирование у воинов верности идеям пролетарского, социалистического интернационализма; часть ком иунистического воспитания. Ведётся в единстве с политическим, нравственным, правовым и эстетическим воспитанием … Словарь военных терминов

    воспитание - Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… … Словарь эпитетов

    Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… …

    Семейное воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи (См. Семья) и семейного уклада. Главная и общая задача С. в. подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная усвоение ими… … Большая советская энциклопедия

    Военно-патриотическое воспитание - ВОÉННО ПАТРИОТИ́ЧЕСКОЕ ВОСПИТÁНИЕ, одно из важнейших направлений в деятельности Коммунистической партии, государственных и общественных организаций по формированию у сов. народа, прежде всего молодёжи, готовности и способности к защите… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Интерсоциальное воспитание - учащихся есть воспитание культуры восприятия и умения общаться с другими народами, людьми другой национальности, другого вероисповедания, другого общественно экономического уклада, других жизненных ориентации на основе понимания общности жизни,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Обучение и воспитание в школе Крупская Надежда Константиновна

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вопрос об интернациональном воспитании детей в начальной школе имеет серьезнейшее значение. Надо сказать, что впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.

Было бы большой ошибкой думать, что интернациональное воспитание может заключаться лишь в усвоении ребятами общих лозунгов и положений. Вся политика Советской власти по отношению к национальностям, населяющим СССР, воспитывает чувство интернационализма; наша страна представляет собою среду, наиболее благоприятствующую развитию интернационализма. Однако мы ни на минуту не можем забывать о прошлом нашей страны. «Дело веков поправлять нелегко». Вся политика царского правительства воспитывала самый безудержный великодержавный шовинизм среди русских, с одной стороны, с другой - озлобленный национализм, национальную замкнутость среди угнетаемых национальностей, которых сплачивал гнет господствующей нации, и было бы наивно думать, что в быту, во взглядах широких масс нет пережитков великодержавного шовинизма, что изжито до конца недоверие к русским, нет националистических настроений, что классовый враг не использует этих настроений, этого наследия прошлого.

На самотек надеяться не приходится. Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания. Интернациональное воспитание является одной из составных частей коммунистического воспитания.

Интернациональное воспитание должно быть повседневный делом, а не сводиться лишь к интернациональным митингам и празднествам. Им должна быть пропитана вся воспитательная работа.

В начальной школе у нас преподавание ведется на родном языке каждой национальности, причем во внимание берется не происхождение, а тот язык, на котором ребенок говорит. Это необходимо, иначе ребята не понимали бы ничего из того, что преподается, дети нацменьшинств отставали бы в своем развитии от детей господствующей национальности, на языке которой велось бы преподавание.

Однако при обучении детей разных национальностей в различных школах может создаваться иногда отчужденность между детьми разных национальностей. Тут нужна бдительность. Надо, чтобы дети школы одной национальности побольше знали о жизни других национальностей. Надо, чтобы учитель рассказывал ребятам не только о том, как угнеталась данная национальность при царизме, - это само собой необходимо, но надо говорить не только об этом, а также показывать положительные стороны в чертах характера этой национальности, красочно рассказывать о таких моментах в прошлом данной национальности, которые покажут ценность данной национальности. Мне писали как-то русские ребята одного детдома в Средней Азии (к сожалению, я забыла республику, где это дело происходило, - это было несколько лет назад), что учитель им рассказывал, какая отсталая национальность местные жители, как их угнетал царизм, и они обещали, когда вырастут, помогать этой национальности стать культурной. На первый взгляд как будто бы все хорошо, но не годится, чтобы ребята свысока смотрели на отсталую в культурном отношении национальность; и в своем ответном письме ребятам я написала о том, что некультурности у нас еще очень много, стала им приводить примеры некультурности среди русских, а потом спросила, играют ли они с ребятами окружающей национальности, знают ли они, какие это смелые, ловкие ребята, рассказала им несколько примеров.

Надо обращать внимание ребят на положительные особенности в характере тех или иных национальностей, показывать их смелость, героизм в революционной борьбе и т. д. и т. п. Много можно найти ведь таких моментов. Возьмем, например, антисемитизм. На пережитки его часто приходится натыкаться. Иногда дети могут сказать: «евреи - это буржуазия», не подозревая даже того, какой смысл имеют их слова. Тут нужна большая бдительность. Чтобы изжить плохое отношение к евреям, надо рассказать детям о геройстве отдельных евреев - борцов за дело социализма, о выдержке и упорстве в труде у евреев-рабочих и т. п.

Очень важно использовать в этих целях художественную литературу (как русскую, так и национальную). При выборе художественной литературы нужна, однако, большая осторожность. Мы иногда очень беспечны в этом отношении. Возьму такой пример. Есть такой рассказ Л. Толстого - «Кавказский пленник», его обычно дают читать детям. Произведение чрезвычайно художественное. Но если давать его без всяких объяснений, то оно может породить ненависть к татарам, делающим из пленников предмет торговли. Тот же самый рассказ можно снабдить предисловием, в котором сравнить отношение к русскому пленнику богатых татар и противопоставить отношение девчурки татарки. Надо рядом дать другой какой-нибудь рассказ, где показать, как русский предприниматель или кулак эксплуатировал нацменьшинства. Очень важно использовать национальную художественную литературу, знакомить с ней ребят всех национальностей.

Но нужно не только знакомить ребят теоретически с жизнью других соседних национальностей, важно заботиться о фактическом сближении ребят различных школ, еде учатся дети различных национальностей. Тут нужно, чтобы на помощь педагогам, на помощь школе пришла пионерская организация и советская общественность. Надо организовать постоянные встречи ребят школ для детей различных национальностей. Тут искусство может сыграть особую роль. Надо широко практиковать совместное посещение кино, совместное участие в советских празднествах, в прогулках, в экскурсиях. Очень важно отобрать лучшие песни разных народностей, близкие по содержанию ребятам, перевести их, осветить их содержание, организовать совместное хоровое пение этих песен. Это очень сближает.

В жизни ребят особое значение имеет игра. Очень важно изучить игры ребят различных национальностей, анализировать их, взять из них наиболее интересные формы и влить в них современное содержание, в некоторых изменить целевые установки. Тут можно найти очень интересный материал. Игре в начальной школе вообще надо уделять больше внимания, чем это часто делается. Надо не забывать, что игра для ребят - это самая настоящая учеба.

Сближает также совместный труд. Детские технические станции, где совместно будут работать дети различных национальностей, имеют очень большое воспитатель-нос значение. Когда ребята вместе работают над постройкой какой-нибудь модели или над изготовлением каких-нибудь нужных вещей - это сближает.

В старших классах надо уже организовать некоторые формы общественной работы - организовать, например, совместные детские субботники помощи яслям, детплощадке, по украшению клуба, помощи библиотеке и т. д. По-особенному должны быть организованы эти детские субботники - они должны быть организованы так, чтобы дети не уставали, чтобы работа была интересная, неутомительная. Важна постановка цели. Можно практиковать субботники взаимообслуживания школ. Например, школа, где учатся русские ребята, мастерит что-либо для школы, где учатся дети татары, и наоборот.

Совместные игры, прогулки, совместная работа пробуждают и стремление изучить язык той национальности, с которой имеешь дело. Одна из форм великодержавного шовинизма сказывалась уже в том, что русские не хотели - считали ниже своего достоинства - изучать язык угнетенной национальности. Угнетения уже нет, а знанию языка освободившейся национальности еще часто не придается должного значения.

В III и IV классах начальной школы надо вводить кружки по изучению языка той национальности, с которой приходится постоянно иметь дело. Эти кружки могут получить широкое развитие и сыграть большую роль в деле сближения национальностей. Занятия в них надо ставить по так называемому фонетическому методу, положив в основу особенности произношения каждого языка. Это вообще один из самых целесообразных методов изучения иностранного языка, а в данном случае это имеет еще и то значение, что целевая установка этих кружков - научиться говорить на том языке, на котором говорят товарищи, с которыми постоянно имеешь дело. Такие кружки очень полезны будут для пробуждения интереса к данному языку, изучение которого глубже надо будет ставить в старших классах.

Наряду с этим важно на уроках географии рассказывать о том, где какая национальность расселена; на уроках истории и обществоведения надо рассказать о политике царского самодержавия и о политике Советской власти, о роли Ленина и Сталина в проведении политики равноправия отдельных национальностей. В национальных областях и республиках этому вопросу должно быть уделено больше внимания, чем это указано в общей программе. Конечно, в истории для ребят надо избегать разных сложных формулировок, лозунгов и т. д. Рассказы должны быть конкретны, особенно понятны ребятам, особенно красочны. Надо рассказать, как политика царской власти создавала тяжелые условия жизни национальностей, развивала фанатическую религиозность, держала нацменьшинства в темноте, усиливала классовое расслоение и гнет внутри каждой национальности, закрепощала женщину.

Вопрос интернационального воспитания должен начинаться с вопросов, касающихся различных национальностей внутри СССР, потому что тут все вопросы для детворы можно сделать более наглядными и близкими. Но, конечно, на этих вопросах нельзя останавливаться. От них надо перекинуть мост к интернациональному воспитанию в мировом масштабе. Надо рассказать, как более сильные империалистические государства грабят более слабые. Надо рассказать, например, как грабят они Китай. На основе рассказа о колониальной политике надо рассказать об империалистической войне, о том, каких жертв она стоила трудящимся. Затем надо рассказать, как упорно борются большевики за мир, против новой грабительской войны, которую хотят затеять империалисты. Надо рассказать о том, что рабочие всех стран должны объединяться, чтобы дать отпор капиталистам, не допустить войны. Рассказать о дне Первого мая, и не только рассказать, а организовать в школах с особой заботой этот день.

В школьных и детских библиотеках можно и нужно подобрать соответствующую художественную литературу.

Надо использовать каждый случай приезда в СССР иностранцев, чтобы приглашать иностранцев-рабочих в наши школы, пионерские клубы и пр.

Надо, чтобы в пионерских газетах больше писалось о загранице, чтобы ребята приучались читать газеты с картой в руках, чтобы делали себе выписки из газет, перечерчивали себе карты, читали побольше о загранице. Конечно, более основательные сведения о загранице ребята получат в средней школе, но и в начальной школе они должны уже получить известную зарядку - уже в начальной школе должен быть пробужден интерес к вопросам международного положения.

Надо употребить все усилия, чтобы лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» сделать им родным и близким.

1935 г.

Из книги Душа армии автора Краснов Петр Николаевич

Воспитание армии в атеистическом государстве. Воспитание «красной» армии Чем выше идеалы, за которые борется армия, тем доблестнее ведет она себя на войне. Из примеров великих Русских полководцев, Петра и Суворова, из всего быта старой Императорской Армии мы видели, что

Из книги Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР автора

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП (б) «О НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» И ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ - МАРКСИСТОВ 5 сентября опубликовано постановление ЦКВКП(б) «О начальной и средней школе». Это постановление имеет исключительно важное значение.Мы провели в жизнь всеобщее обязательное

Из книги Обучение и воспитание в школе автора Крупская Надежда Константиновна

«О НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» (ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ - МАРКСИСТОВ СОВМЕСТНО С РАБОТНИКАМИ ПРОСВЕЩЕНИЯ МОСКВЫ) Я не хочу делать очень длинного доклада. Мне хотелось бы, чтобы товарищи с мест пошире высказались по поводу постановления ЦК и того, как

Из книги Трудовое воспитание и политехническое образование автора Крупская Надежда Константиновна

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП (б) «О НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», опубликованное 5 сентября 1931 г., приковывает к вопросу о начальной и средней школе внимание всей страны.За последний год мы достигли очень многого в смысле охвата

Из книги Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми автора Крупская Надежда Константиновна

Из книги Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование автора Крупская Надежда Константиновна

АНТИРЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Декрет о светской школе был издан 23 января 1918 г.Он не вызвал того недовольства в крестьянстве, которого опасался кадетский Государственный комитет по народному образованию. Но провести его удалось лишь

Из книги Президент Путин – продукт «грязных технологий» автора Миронова Татьяна

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ДОКЛАД НА III СЪЕЗДЕ ПО ОХРАНЕ ДЕТСТВА) Товарищи, тема моего доклада «Коммунистическое воспитание детей и подростков». Сейчас вопрос о коммунистическом воспитании всей массы ребят имеет громаднейшее значение. В начале

Из книги Литературная Газета 6324 (№ 20 2011) автора Литературная Газета

ЗА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ (ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА ВЕЧЕРЕ, ПОСВЯЩЕННОМ ПРОВЕДЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕТСКОЙ НЕДЕЛИ)Товарищи, мы сегодня собрались для того, чтобы обсудить вопросы интернационального воспитания подрастающего поколения. Каждый марксист, каждый

Из книги Руль истории автора Рыбаков Вячеслав Михайлович

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВЗРОСЛЫХ НУЖНА ДЕЛОВАЯ ХРЕСТОМАТИЯ У нас очень часто упускается из виду, что школа должна не только «сообщать» знания, указанные в программе, но и быть настоящим культурным центром. Должна быть в первую очередь таким культурным центром и школа для

Из книги Быть женщиной. Откровения отъявленной феминистки автора Моран Кейтлин

«По данным Правительства, в стране один миллион беспризорных детей. Генпрокуратура называет другую цифру - три миллиона. Независимые эксперты считают, что у нас 4-5 миллионов детей выброшены на улицу». «Российская Федерация сегодня», №17, 2002 года. «По данным опроса

Из книги Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой автора Губин Дмитрий

Воспоминания о начальной школе Библиосфера Воспоминания о начальной школе КНИЖНЫЙ РЯД Марина Аромштам. Когда отдыхают ангелы. – М.: КомпасГид, 2010. – 208?с. – 5000?экз. В 2008-м?эта книга наделала много шума – оказалась лучшей «Заветной мечтой» (Национальная детская

Из книги Карикатура. Непридуманная история автора Кротков Антон Павлович

7. Интернациональное достояние Можно долго и сладострастно пересчитывать посаженных на Руси на кол, утопленных, сожженных, выпотрошенных. Можно грезить о том, как хорошо было бы, если б тверской князь успел заручиться помощью литовцев и вовремя раз и навсегда сжег Москву.

Из книги Уроки атеизма автора Невзоров Александр Глебович

Воспитание детей Первые годы материнства порождали у меня сравнения исключительно с кулачным боем, борьбой и чудесами отваги. Бездетным жизнь матери видится эдакой приятной идиллией, сводящейся к теплому молоку, пусканию пузырей и объятиям.Однако посвященные знают, что

Из книги автора

Воспитание чувств О том, что если родителей унижают на глазах у детей, то, повзрослев, дети однажды начнут мстить за перенесенные унижения http://www.podst.ru/posts/3458/В Петербурге воскресным дождливым днем неподалеку от закрытой на ремонт станции метро «Горьковская», у

Из книги автора

Интернациональное искусство В Италии комиксы называют «фаметти». В 1930-е годы Муссолини запретил американские комиксы. С одной стороны, фашистская цензура чётко показала, как она относится к свободе слова, но с другой – редакторы, неплохо зарабатывающие на комиксах, были

Из книги автора

Урок 19. Об уроках религиоведения в начальной школе: ответы на вопросы Челябинской областной школы кино и телевидения Если говорить честно, вообще никаких причин изучать религию или религиоведение в школе нет. Конечно, то, что предлагается сейчас для изучения детям, – это

Разделы: Внеклассная работа

Интернациональное воспитание - воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания.
(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко 1999г.)

С появлением человека на земле, уже награжденном умом, способностью правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства, находить общие точки соприкосновения в обществе своих сородичей, возникают вопросы социальной адаптации индивидуума в том или в другом обществе. Появляются вопросы, кто такой человек, как он должен прожить свою жизнь, что значит быть счастливым, какова его, наконец, миссия на Земле. Все эти вопросы продолжают интересовать и волновать современное образование и, в частности, школу, одной из основных задач которой является воспитание гармонически развитой личности. Какими же качествами должен обладать такой человек, чтобы назвать себя цельным, гармоничным? Прежде всего необходимо воспитать в человеке гражданскую позицию, которая включает в себя понятие гражданина-патриота и интернационалиста. А это невозможно без политической, нравственной, правовой культуры, о чем и хочется рассказать в этой работе.

Интернациональное воспитание есть формирование чувств единства, дружбы, равенства, братства, культуры межнационального общения, которые выходят на новый уровень в связи с тем, что наша страна развивает международное сотрудничество в сфере образования культуры и науки с другими странами мира. И вот такое развитие международного сотрудничества учащихся за рубежом и есть одно из направлений работы интерклуба «Дружба», созданного в нашем учебном заведении – ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1679 – в 1991году.

Задачей нашего клуба является знакомство учащихся с национальной культурой, бытом, традициями немецкого народа, т.к. именно с Германией были установлены первые дружеские связи, а началось все со статьи, которую написала немецкая учительница Сабина, пожелавшая установить контакты с московскими семьями. Наша школа ей ответила: сначала завязалась переписка, а потом началось сотрудничество в области педагогики и обмене школьников и учителей. В августе 1992 года мы встречали первых друзей из города Ахена. С тех пор идет постоянный обмен школьников и учителей, живущих в разных городах Германии. Члены клуба принимают активное участие в организации встреч групп, посещающих наше учебное заведение по линии обмена, выпускают фотогазеты, делают выставки рисунков по различным темам, готовят презентации поездок за границу, разучивают песни на иностранных языках, готовят концертные номера для гостей школы, участвуют в организации переписки с немецкими школьниками по интернету и т.д. Сегодня интерклуб продолжает приобщать учащихся к культуре других народов, воспитывает толерантное отношение к людям другой национальности, прививает необходимость иметь дружеские и добрососедские отношения.

В рамках работы интерклуба летом 2009 года (с 3 по 19 июля) группа учащихся нашей школы побывала с ответным визитом в Германии в городе Штутгарте и была гостями гимназии в Беблингине, где ребята изучают русский язык как третий иностранный язык.

Мы посетили различные уроки в этой гимназии. Особенно нам запомнился совместный урок русского языка по теме: «Екатерина Вюртембергская», который раскрывал историческую связь между двумя великими державами - Россией и Германией и четко показал значимость изучения русского языка и русской истории в Германии.

Во время обмена группами принимающая сторона всегда старается придумать, какие мероприятия, экскурсии, походы предложить гостям, чтобы, в первую очередь, преподнести неповторимое своеобразие обычаев и традиций своей страны, а также показать исторические и культурные памятники, известные во всем мире. Так, у нас в Москве большой популярностью пользуется Оружейная палата, Алмазный фонд, МХАТ, музей имени А. С. Пушкина, Храм Христа Спасителя, Ваганьковское кладбище.

То же самое – расширение наших познаний, связанных с немецкой землей,- сделали для нашей группы учителя и ученики гимназии: были организованы увлекательные экскурсии по городу Штутгарту, на завод Даймлер – Бенц, планетарий, Европа-парк, зоопарк, средневековой дворец Людвигсбург, в различные музеи, нас познакомили со старинным студенческим городом Тюбингеном. Мы побывали на горе Ротенберг, посетили капеллу Екатерины, водопад Урах и среднегорье со старинными крепостями. У наших ребят была хорошая возможность познакомиться со страной и жизнью своих сверстников в Германии.

Толерантность, отсутствие дискриминации (принижение, умаление, ущемление прав), уважительное отношение к цвету кожи, возрасту, полу, вероисповеданию, знакомство с обычаями и традициями разных народов, общность «молодежного языка» - вот что было характерным для всех участников фестиваля, возраст которых составлял от 13 до 19 лет.

Ключевым событием этого серьезного мероприятия стал двухдневный конгресс «Энергия и климат», нацеленный на решение проблем современности: защита климата и окружающей среды, сбережение энергоресурсов, создание энергосберегающих технологий.

Участников конгресса приветствовали мэр города Штутгарта господин Вольфганг Шустер, глава концерна Даймлер – Бенц доктор Дитер Зитше и другие официальные лица, также участникам фестиваля было зачитано приветствие бундесканцлера Германии Ангелы Меркель, в нем говорилось, что на фестивале у молодых людей будет возможность установить новые контакты со сверстниками из других стран мира. Итогом конгресса стало принятие декларации A Wake – Up Call for Climate Protection Stuttgart Declaration, которая имела свою значимость при подписании Киотского протокола в Копенгагене в декабре 2009 года. Кроме того, в программе фестиваля были проведены следующие мероприятия: день спорта, 60 мастер классов, посещение музеев Порше, Мерседес, прием в мэрии города Штуттгарт и т.д.

Хочется отметить, что языком фестиваля был английский язык, поэтому у нас и у наших ребят была возможность использовать свои знания иностранного языка. Найдя себе друзей из других стран, наши учащиеся смогли обсудить с ними волнующие их проблемы именно на английском языке, познакомить всех желающих с национальной культурой, обычаями и традициями нашей страны - России. Участие в таком международном мероприятии для всех значимо и незабываемо. Это подтверждает, что Россия имеет большой вес в международном сотрудничестве, потому что все больше и больше проявляется интерес к культуре и богатой истории нашей страны.

Развитие международных отношений между людьми может происходить в двух плоскостях: или усиление связей, партнерских отношений, или обособление и даже противостояние. Мы выбрали первое. Ведь сотрудничество – это участие в общем деле, объединение в группы, проявление взаимопомощи, взаимоподдержки, любви, что и было характерно для всех нас как при встречи в течение первой недели пребывании в гимназии в Беблингене, так на фестивале в Штутгарте.

Природа наделила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах: нет плохих – хороших наций – есть плохие - хорошие люди с плохими – хорошими поступками, все межнациональные конфликты происходят именно из-за личностных качеств людей. Уместно вспомнить слова Александра Меня: «Понимание, терпимость – плоды высшей культуры… Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки – вот наш путь»

И иллюстрацией ко всему вышеизложенному является наш фотоальбом .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!