Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Во сколько месяцев младенец начинает держать голову. Когда новорожденный должен научиться держать голову

Став мамами, многие девушки, наблюдая за своими карапузами, сравнивают их с другими и задаются вопросами - во сколько месяцев держит голову ребенок, сидит и начинает самостоятельно ходить? Многие бьют тревогу, если у их детей эти вещи происходят позже, чем у других. На самом деле, все детки уникальны и развиваются по-разному, но существуют общепринятые нормы, по которым можно ориентироваться. Отталкиваясь от них, врачи судят о развитии того или иного малыша. "Популярно о здоровье" расскажет об этих нормах, и вы сможете ориентироваться по ним самостоятельно.

Когда ребенок самостоятельно держит свою голову ?

Известно, что новорожденные не умеют удерживать головку - мышцы их шеи слабы и не натренированны. Поэтому в первые недели жизни голову ребенка нужно всегда поддерживать, что бы вы не делали - при купании, кормлении и других процедурах.

Начиная с трех полных недель жизни кроху можно начать выкладывать на животик, чтобы он постепенно научился управлять шейными мышцами. Благодаря рефлексу самосохранения малыш начинает приподнимать голову, правда, совсем немного. Если делать это понемногу и ежедневно, мышечные волокна станут укрепляться, а грудничок своевременно научится держать голову.

К полутора месяцам голову малыши уже умеют приподнимать, правда находясь в положении лежа на спинке. Угол подъема пока невелик - около 45 градусов, но это уже достижение. Еще через пару недель малыш делает попытки удерживать головку вертикально, но они еще достаточно неуверенные. Продолжайте подстраховывать его, чтобы не травмировать шейные позвонки.

Обычно к трем месяцам все груднички уже осваивают навык управления своим телом - лежа на кровати на спине или животе они уверенно поднимают голову и рассматривают все вокруг. В вертикальном положении трехмесячные детки тоже способны держать головку, но непродолжительное время, их мышцы шеи быстро устают, так что контроль родителей и поддержка все еще важны. А вот к 3,5-4 месяцам кроха уже уверенно вертит головой самостоятельно в любом положении и даже умеет поднимать всю верхнюю часть тела, если лежит на животике. А когда малыш научится сам сидеть?

Когда ребенок должен сидеть самостоятельно ?

Для многих родителей поводом для гордости служит тот факт, что кроха в 5 месяцев пытается сидеть. Но стоит ли торопить события? Согласно нормам, малыши способны сидеть с поддержкой, начиная с 6 месяцев своей жизни. Уже через месяц они умеют обходиться без поддержки в положении сидя, а к 8 месяцам полностью овладевают этим навыком и удерживают корпус в положении сидя уверенно и долго.

Стоит ли родителям "помогать" крохе сесть раньше, чем ему исполнится пол года ?

Однозначный ответ дают ортопеды - нет. В этом возрасте позвоночник ребенка еще слишком слаб и подвержен деформации. Другое дело, когда чадо развивается чуть быстрее остальных деток, отличается большей активностью. Некоторые детки сами садятся раньше, препятствовать этому не стоит, но и позволять сидеть более одного часа в сутки пятимесячному малышу тоже нельзя.

Педиатры и ортопеды рекомендуют деток в 6 месяцев не сажать, а присаживать, обеспечивая им хорошую поддержку спины, на непродолжительное время. В дальнейшем мышечные волокна спины окрепнут и окажутся способными удерживать позвоночник в правильном положении. Тогда поддержку можно убрать. Если ваш малыш в 7 месяцев не сидит, то и не торопите его, но нужно делать упражнения, а возможно, понадобится и массаж для укрепления мышц спины.

В каком возрасте ребенок ходит ?

Как и в случае с удержанием головки и умением сидеть, ходить дети начинают в разном возрасте - все индивидуально. Хотя и есть определенные нормы, по которым ориентируются педиатры и родители, первые шаги кроха может сделать, начиная, с 10 месяцев, и до 14-15 месяцев. В среднем, считается нормой, если ребенок в 11-13 месяцев самостоятельно пытается походить.

Как именно будет развиваться ваше чадо, зависит от многих факторов:

Наследственности;
-- комплекции тела;
-- активности;
-- общего состояния здоровья малыша.

Восьмимесячные крохи зачастую уже делают попытки вставать, держась за опору. Чаще всего мамы замечают это, когда ребенок играет в своей кроватке. Потом маленькие исследователи пытаются передвигаться из стороны в сторону, удерживаясь при помощи рук. Освоив такой способ передвижения, со временем они становятся увереннее, ходят, опираясь только на одну руку. Эти изменения свидетельствуют о хорошем развитии мышц ног. Вскоре после этого малыши делают первые шаги.

Иногда ребенок вроде бы и активен, но не спешит начинать ходить. Причиной этого может быть страх падения. Если неудачная попытка в жизни чада уже случалась при попытке ходить без поддержки, возможно, он просто боится упасть и удариться. Но не стоит переживать - малыш обязательно пойдет не в 12, так в 13 месяцев, когда почувствует себя увереннее. Детишкам, у которых действительно есть проблемы с мышечным тонусом, педиатры рекомендуют пройти курс укрепляющего массажа, после которого обычно дети начинают ходить.

Теперь вы понимаете, что время, когда ребенок начинает уверенно держать головку, сидеть и во столько-то месяцев ходить, - у всех разное. Никогда не сравнивайте своих чад с другими. Каждый развивается по-своему. Все что вы можете сделать, - это заниматься с малышом гимнастикой, начиная с самого раннего возраста. Обо всех своих опасениях сообщайте педиатру - в большинстве случаев они не имеют под собой оснований.

Когда в семье появляется малыш, его родители с тревогой думают – все ли у него хорошо, соответствует ли кроха нормам развития. Сразу после рождения ребенок не в состоянии держать головку – мышцы его шеи еще достаточно слабые. Его обязательно нужно поддерживать, чтобы малыш не откинул голову назад и не получил травму шейных позвонков. А вот к груди голову наклонять можно – это ничем не опасно. Умение держать голову – это самый первый физический навык, который осваивает маленький человек.

Когда ребенок начинает держать голову

Для начала хотелось бы отметить, что все детки разные и развитие у них тоже разное. Кто-то начинает держать голову уже в месяц, а другие осваивают этот навык ближе к полугоду. Однако есть примерные временные рамки, в которые ребенок должен научиться держать голову без помощи мамы и папы.

Уже в несколько недель отроду малыш пытается оторвать головку от пеленки, лежа на животе. Однако это у него не очень выходит – мышцы очень слабые. Ближе к двум месяцам ребенок может поднять голову и удерживать ее около минуты. В три месяца время удержания головы достигает нескольких минут. Не старайтесь насильно заставить ребенка удерживать голову – это серьезная нагрузка для его неокрепших мышц шеи.

В положении столбиком держать голову немного легче, здесь задействовано гораздо меньше мышц. Если ребенок не может удерживать голову из положения лежа на спине в возрасте, старше 6 месяцев, это веский повод обратиться к врачу.

Упражнения для тренировки мышц шеи

Чтобы малыш поскорее научился держать головку самостоятельно, его нужно стимулировать. То есть, мышцы не будут развиваться без должной тренировки.

  1. Регулярно, в день по несколько раз нужно выкладывать ребенка на живот, чтобы тренировать мышцы его спины. Положите рядом игрушки – красочные погремушки, мяч, куклу. Все это привлекает внимание крохи, и он рассматривает их, не замечая того, что его шея в это время интенсивно тренируется. Лучше всего выкладывать ребенка на живот между приемами пищи, чтобы полный желудок не доставлял малышу дискомфорта.
  2. Если малышу есть два месяца, чаще носите его вертикально, удерживая при этом головку рукой. Время от времени позволяйте крохе самостоятельно удерживать голову, поддерживая шею только в качестве страховки.
  3. Укладывайте ребенка спать как на правую, так и на левую стороны, чтобы мышцы его шеи развивались равномерно.
  4. Если ребенок упорно не хочет поднимать головку, нужно подложить ему под мышки небольшой валик, который как бы приподнимет его корпус. В таком положении малыш будет чувствовать дискомфорт и ему придется поднять непослушную голову.
  5. Когда малыш лежит на спине и хоть немного поднимает голову на звук погремушки, нужно водить игрушкой из стороны в сторону, чтобы тренировать мышцы шеи в движении.
  6. Очень эффективны упражнения на фитболе. Положите ребенка на большой мяч на живот. Медленно перемещайте мяч вперед и назад, чтобы голова крохи была то выше, то ниже корпуса. Это позволит ему поднимать голову в те моменты, когда тело находится почти вертикально.

Эти простые движения и упражнения должны быть выполнены с любовью и терпением. Пройдет совсем немного времени, и вы будете с улыбкой вспоминать о том, что переживали по поводу неумения ребенка держать головку.

Массаж для укрепления мышц

Массаж для маленького ребенка – это уникальная возможность решить многие проблемы. При помощи массажа в младенческом возрасте можно исправить практические любые дефекты строения скелета. Курс массажа на шею поможет вам укрепить мышцы малыша, сделать его более сильным и крепким.

Массаж должен проводиться в теплом помещении, в комфортной обстановке. Положите голого ребенка на чистую пеленку, нанесите немного массажного масла себе на руки, а потом начинайте массаж. Легкие поглаживающие и растирающие движения шеи отлично стимулируют мышечную мускулатуру. Массаж должен делать профессионал, хотя бы несколько сеансов. После этого, тщательно наблюдая за движениями специалиста, можно повторить массаж в домашних условиях. Помните, никаких резких движений! Массаж должен приносить удовольствие маме и малышу.

Питание

Правильное и сбалансированное питание – залог успешного развития крохи. Чтобы малыш получал достаточно витаминов и микроэлементов, кормящая мама должна питаться разнообразно. В ее рационе должны быть мясные и молочные продукты, крупы, фрукты, овощи. Ешьте больше питательной еды – меда, орехов. Однако будьте осторожны, чтобы новые продукты не вызвали аллергию. Малышам, которые питаются искусственно, об это не стоит беспокоиться. В составе адаптированных смесей уже обычно есть все необходимые растущему организму витамины.

Плавание для укрепления мышц шеи

Плавание – это еще одно эффективное упражнение, которое поможет вашему малышу укрепить мышцы шеи и конечностей. Вода благоприятно воздействует на ребенка, потому что в воде можно тратить гораздо меньше усилий. Очень эффективно плавать со специальным кругом. Он надевается на шею малыша и фиксируется. Кроха может плавать, двигая ножками и ручками, и не быть скованным в движениях, когда его держит мама. К тому же, маме с таким кругом намного легче – ей не приходится держать ребенка, согнувшись в три погибели.

Умение держать голову положительно влияет на работу организма. Так формируется правильный шейный изгиб, улучшается кровообращение головного мозга. Но иногда, несмотря на все старания, ребенок не может держать голову. Тогда нужно обратиться к врачу и выяснить истинную причину этого порока развития.

Есть несколько факторов, которые могут стать причиной неумения малыша держать голову.

  1. Недоношенные дети в силу своего отставания начинают позже держать голову. Но это не является патологией, просто такие детки все начинают делать позже, оглядываясь на свой истинный возраст.
  2. Кривошея. Она может быть врожденной или приобретенной. Иногда кривошея появляется вследствие родовой травмы. Небольшая кривошея наблюдается у многих детей, когда они спят только на одной стороне кровати. Например, малыш постоянно лежа смотрит вправо, чтобы найти маму. Так мышцы левой стороны менее развиты, ребенок не поворачивает голову в эту сторону и, как следствие, позже начинает держать головку.
  3. Проблемы неврологического характера могут стать причиной отставания в развитии. Проконсультируйтесь на этот счет с невропатологом.
  4. Недостаточные тренировки тоже влияют на умение малыша держать голову. Ребенком нужно заниматься каждый день, только в этом случае вы получите видимый результат.
  5. Скудное питание также может стать причиной отставания в развитии. Возможно, маме стоит параллельно пить комплекс витаминов.

Для того, чтобы исключить возможные отклонения, состояние ребенка должен оценить врач. В месяц обязателен осмотр не только педиатра, но и ортопеда и невропатолога. Если специалисты не заметили у вас каких-то патологий, значит, все в ваших руках.

Любите своего ребенка, несмотря на то, что он пока не умеет делать некоторые вещи. Тренируйтесь с малышом в игровой форме, и уже совсем скоро он порадует вас новыми достижениями.

Видео: учимся держат голову

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Родителям важно знать нормы развития детей. Ориентируясь на них, можно контролировать, насколько новорожденный правильно развивается. Одним из показателей является то, когда младенец начинает самостоятельно держать головку.

Помесячное развитие

Весь период развития мышц и формирования опорных косточек у младенца можно разбить на несколько этапов. Лучше всего использовать в качестве ориентира помесячное развитие.

В первый месяц после рождения ребенок не может о себе позаботиться даже в отношении таких простых вещей. Он не способен контролировать движения своего тела, в том числе и удерживать голову на весу. Однако уже на вторую-третью неделю малыш начинает совершать первые попытки. Эти движения, скорее, неосознанные и еще настолько неуклюжие, что новорожденного ребенка нельзя оставлять без поддержки. Чтобы не нарушить положение шейных позвонков, необходимо правильно поддерживать младенца.

К 6 - 8 неделям малыш может самостоятельно удерживать головку в течение нескольких минут

На второй месяц количество попыток стремительно возрастает. Теперь малыш учится самостоятельно оглядываться, лежа на плече у мамы. К середине второго месяца кроха должен быть способным удерживать голову под углом 45 градусов около минуты или даже больше. Он начинает вертеться, пытаясь лучше рассмотреть окружающий мир. Следите, чтобы не было резких движений и заваливаний на бок.

При соблюдении тренировок к третьему месяцу мышцы уже окрепнут настолько, что новорожденный начинает держать голову без поддержки родителей. Тем не менее, без присмотра его оставлять нельзя, чтобы предупредить травмирование вследствие неуклюжего движения.

К четвертому месяцу дети держат головку прямо в течение нескольких минут и уже могут рассматривать окружающий мир в положении лежа на животике, опираясь на предплечья.

Начиная с полугода, можно говорить о том, что ребенок полностью стал самостоятельным в этом вопросе. Теперь повертеть головой или выглянуть из кроватки для него не составляет особого труда. Далее нужно лишь следить за тем, чтобы малыш не травмировался и уделять больше внимания развивающим играм и физкультуре.

Причины недержания головы

Если анализировать развитие детей с момента рождения, можно сказать, что малыш должен держать голову к 3-4 месяцам. Если ему удается опередить график развития, это может быть как хорошо, так и служить сигналом некоторых нарушений. Нормальным считается, если к 6-й – 8-й неделе ребенок может самостоятельно удержать голову, хоть и ненадолго.

Если малютке уже в первый месяц удается фиксироваться в таком положении, это не обязательно является положительным достижением. Обязательно сходите к педиатру и проведите обследование, ведь такое ускоренное развитие может быть симптомом повышенного внутричерепного давления. Также это может свидетельствовать о гипертонусе мышц.

Задержка в физическом развитии и неспособность держать головку в те сроки, которые установлены нормами, могут быть связаны с некоторыми нарушениями в организме или неправильным уходом. Основными из подобных причин можно считать следующие:

  • преждевременное появление на свет (недоношенность);
  • патологические роды с осложнениями;
  • маленькая масса тела новорожденного;
  • низкий мышечный тонус, в частности в шейном отделе;
  • дефицит питательных веществ;
  • неправильное кормление, особенно это касается искусственно выкармливаемых деток;
  • редкое выкладывание на живот;
  • кривошея;
  • другие врожденные травмы.

Как помочь ребенку

Чтобы ускорить физическое развитие грудного ребенка, родителям нужно чаще заниматься со своим чадом. Также нужно уделить внимание питанию. От его качества зависят и другие аспекты здоровья младенца.

Первое, на что нужно обратить внимание, – это качество питания. Лучший вариант – грудное вскармливание. При этом мама должна соблюдать диету и следить за тем, чтобы организм насыщался витаминами и микроэлементами. Если по каким-либо причинам приходится переводить кроху на искусственные смеси, следите за их составом и используйте по рекомендации педиатра витаминные добавки.


Чтобы мышцы малыша быстрее окрепли, надо его носить столбиком, выкладывать на животик, выполнять специальную гимнастику

Чтобы младенец тренировался держать голову, его нужно носить в вертикальном положении, то есть столбиком. Особенно хорошо это делать после кормления, чтобы согнать воздух из желудка, который может привести к появлению кишечных колик. Также следует ежедневно проводить тренировки и выкладывать малыша на животик. Придерживайте его голову до тех пор, когда он сможет сам поворачиваться и приподниматься.

Чтобы предотвратить развитие кривошеи, нужно, перед тем как уложить ребенка в кроватку, попеременно перевернуть его на правый бок и левый. Постепенно можно будет вводить дополнительные упражнения. Особенно хорошо развивают шейные и плечевые мышцы занятия на животе, а также плаванье или физкультура с использованием фитбола.

Зная, во сколько по нормам дети должны держать голову, легче отследить правильное развитие своего чада. Однако конкретные выводы может делать только педиатр, поэтому регулярные визиты в поликлинику являются обязательными.

Когда новорожденный должен начать сам держать головку

  • Придерживать, а не держать
  • Когда ребенок начинает держать голову
  • Если ребенок не держит голову
  • Как помочь малышу держать головку
  • Если ребенок держит голову, а не должен был

«Придерживайте головку!» - строго наставляет молодых мам в роддоме медсестра, передавая им на руки новорожденных. «Наверное, если не придерживать головку, случится что-то ужасное!» - думают мамы, мертвой хваткой фиксируя затылок младенца…

Когда же ребенок сам начнет держать головку, и чем грозит материнская небрежность новорожденному?

Придерживать, а не держать

Мышцы шеи новорожденного ребенка еще слабы, а голова непропорционально велика по сравнению с остальным телом. Однако новорожденный вовсе не настолько хрупкое создание, как зачастую кажется родителям; если уж он пережил продвижение по родовым путям, то и у мамы на ручках как-нибудь выживет. Голову младенец может зафиксировать в определенном положении с рождения, правда, совсем ненадолго. Если вы держите ребенка на руках, голова может самопроизвольно упасть - набок или даже запрокинуться, что особенно пугает родителей, поскольку сопровождается резким плачем ребенка.

«Уж не сломал ли он шею?» - беспокоятся мамы, проверяя, не парализовало ли ребенка. Нет, не парализовало, хотя ему, безусловно, дискомфортно и, возможно, резкое движение причинило боль.

Если вы все время жестко фиксируете голову ребенка рукой, то мешаете ему тренировать мышцы шеи, замедляя его развитие. Поэтому не нужно все время держать голову ребенка, нужно лишь слегка придерживать ее, не позволяя резко запрокидывать.

Когда нужно удерживать голову малыша?

  1. При движении, когда вы встаете, садитесь, резко поворачиваетесь с ребенком на руках.
  2. Во время кормления, поскольку малыш просто не сможет долго удерживать голову в одном положении без вашей помощи.

Периодически молодые мамы пугают друг друга историями про «смертельный кивок». Мол, одна мама не придерживала ребенку головку и…

На самом деле это устрашающий термин из сферы автодорожных травм: при экстренном торможении и, тем более, при аварии ребенок даже в автокресле по инерции движется вперед и резкое движение головы может привести к повреждению шейных позвонков. Вот почему многие производители рекомендуют размещать автолюльки так, чтобы новорожденный был расположен против хода движения. В быту достигнуть такого ускорения движения практически невозможно.

Когда ребенок начинает держать голову

Разумеется, все сроки, о которых идет речь - «среднее арифметическое», в которые впишется редкий младенец. Большинство на неделю другую опережают или отстают от этих сроков, так что смотрите на них исключительно как на ориентиры.


8 недель

В 8 недель мама впервые начинает замечать, что ребенок уже может осознанно управлять движениями головы, когда она держит его на руках: склонять ее набок, вперед и выпрямлять. Однако до полного контроля еще далеко.

3 месяца

Это именно тот срок, который обычно считают нормой для удержания головки. В этом возрасте малыш, лежа на животе, может приподнять плечи и голову и удерживать их так около 30 секунд. Если вы потянете ребенка, лежащего на спине, за руки, то, приподнимаясь, он удержит голову на одной линии с туловищем. Наконец, малыш может обходиться без поддержки головы, когда он у вас на руках.

4 месяца

Лежа на животике, малыш может приподнять не только плечи и голову, но и верхнюю часть туловища и проводить в таком положении около минуты. Он тянется за игрушкой, поворачивая голову, и чувствует себя комфортно.

5-6 месяцев

Ребенок свободно удерживает голову в любом положении, может вертеть ею, сидя у мамы на руках и осматриваясь вокруг.

Если ребенок не держит голову

До трех месяцев родителям трудно уверенно судить о том, достаточно ли ребенок контролирует свои движения или нет. Даже гармонично развивающийся малыш может временами утрачивать равновесие и резко запрокидывать голову.

Однако если в три месяца младенец, лежа на животе, не может приподнять голову даже на несколько секунд, вас следует как можно быстрее показать его участковому педиатру или невропатологу. Причиной возникшей проблемы могут быть…

    Недоношенность или экстремально малый вес ребенка при рождении. Скорее всего, такой малыш догонит сверстников чуть позже.

    Родовая травма, вызвавшая неврологические проблемы, либо заболевания, которые помешали малышу полноценно развиваться еще до рождения. Диагноз и схему лечения может определить только врач.

    «Ручной» ребенок. Порой у гиперответственных родителей младенец не имеет ни одного шанса потренировать мышцы шеи - голову все время жестко фиксируют на одной линии с туловищем. Из-за этого мышцы шеи ослаблены и нуждаются в массаже и физических упражнениях.

Как помочь малышу держать головку

Вообще говоря, никаких специальных усилий для этого не требуется, но все же есть несколько полезных упражнений, которые пойдут на пользу здоровому малышу.

Отслеживание игрушки

Расположите перед ребенком, когда он лежит на животе, яркую привлекательную игрушку. Аккуратно приподнимите голову ребенка за лоб - буквально на несколько сантиметров, чтобы он поймал глазами игрушку. Почувствовав самостоятельное движение головы, аккуратно отпустите малыша. Достаточно двух-трех повторений подряд.

Подъем за ручки

Уложив ребенка на спину (желательно, чтобы под головой была небольшая подушка) осторожно тяните его за руки на себя. Как только голова начинает запрокидываться назад, осторожно опустите его. Достаточно двух-трех повторений подряд несколько раз в день

Если ребенок держит голову, а не должен был

Иногда родители недооценивают опасность прямо противоположной ситуации - ребенок держит голову уже в месяц. Иногда это действительно говорит об отличной физической форме малыша, но чаще это проявление патологии - гипертонуса мышц: они словно постоянно сведены судорогой.

Чаще всего это не единственный признак того, что у малыша есть проблемы со здоровьем; ребенок может плохо, тревожно спать, часто плакать (на первый взгляд, без причины), активно срыгивать и так далее.

Единственное, что можно в этой ситуации посоветовать - как можно быстрее обратиться за медицинской помощью, даже если вы не уверены, что действительно видите все эти признаки, а стали жертвой родительской тревожности.

Контроль положения головы - важный этап развития малыша, причем не только физического, но и интеллектуального. Ведь теперь он может разглядывать окружающий мир, наблюдать за мамой, следить глазами за игрушками… так что не пускайте этот момент на самотек, обязательно наблюдайте за новорожденным!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!