Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Влияние матери и отца на развитие ребенка. Роль матери в становлении личности ребенка

Влияние матери на формирование и развитие личности ребенка в значительной степени определяет в будущем успешность прохождения им процесса социализации и последующей социальной адаптации. Для объяснения особенностей протекания данного взаимодействия рассмотриваются личностные особенности как ребенка, так и самой матери, социальная ситуации ее развития, отношения в родительской и настоящей семье в системе родственных связей, распределение ответственности и ролей, установление правил и характера коммуникаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отношения привязанности матери и ребенка, их влияние на последующее развитие личности

Влияние матери на формирование и развитие личности ребенка в значительной степени определяет в будущем успешность прохождения им процесса социализации и последующей социальной адаптации. Для объяснения особенностей протекания данного взаимодействия достаточно важным представляется рассмотрение личностных особенностей как ребенка, так и самой матери, социальной ситуации ее развития, отношений в родительской и настоящей семье в системе родственных связей, распределения ответственности и ролей, установления правил и характера коммуникаций.

Как известно, семья может являться как мощным фактором развития эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К семейной атмосфере человек чувствителен на протяжении всей своей жизни, однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образов родительского поведения.

Как правило, первым человеком, который дает ребенку представление об окружающем мире и положении в нем является мать. Ребенок еще не родился, а его психологический проект уже существует в ожиданиях матери, она уже предполагает, что он обладает определенными чертами личности, характера и способностями. После рождения осознанно или неосознанно мать начинает воспитывать своего ребенка в соответствии со своим первоначальным проектом, согласно которому ребенку могут приписываться положительные или негативные качества. Формирование тех или иных личностных черт у ребенка происходит через создание матерью для своего ребенка зоны свободы или ограничений и запретов, говорящих о доверии или недоверии матери к своему ребенку. Именно этот посыл «считывает ребенок через свое бессознательное начало в общении с матерью.

Наличие страхов у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, эмоциональное непринятие приводит к возникновению страхов и у ребенка. Мать всегда играет активную роль в возникновении тревоги, особенно в детских неврозах, этиология которых, несомненно, восходит к раннему детству.

На формирование готовности женщины к материнству оказывают влияние социально-психологический климат в семье и взаимоотношения с супругом. Традиционная функционально-ролевая согласованность супругов, их внимательность друг к другу, неконфликтность в общении способствует позитивному принятию ими своих родительских функций: самостоятельности в воспитании, отсутствию строгости и раздражительности по отношению к ребенку, отсутствию ощущения «мученичества» в выполняемой роли родителя. В дальнейшем это выражается в стремлении к демократическим отношениям с ребенком, учете его субъективных качеств, потребностей, стремлений, желаний, некоторой самостоятельности в принятии решений. Все перечисленное является благоприятными факторами для психического развития ребенка, приобретения им положительного коммуникативного опыта (одной из предпосылок готовности к родительству), сохранения и развития доброжелательных отношений между супругами и создания благоприятного психологического климата в семье в целом.

В основе девиантного материнства лежит неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая «отказница» отвергалась своей матерью с детства, что привело к нарушению процесса идентификации, как на уровне психологического пола, так и при формировании материнской роли. Неудовлетворенная потребность в материнской любви и признании не позволяет «отказнице» самой стать матерью. Ведущая потребность женщины с девиантным материнским поведением – получить любовь и признание своей родной матери. Такая потребность приводит к эмоциональной зависимости от матери и во многом блокирует личностный рост женщины, не позволяя ей самой в будущем стать матерью. Предполагается, что для формирования нормального материнского поведения необходима идентификация с матерью, а затем на ее основе – эмоциональная сепарация.

Общение ребенка с матерью на первом году его жизни позволяет сформироваться базовому доверию или недоверию по отношению к миру. В этих интеракциях важно то, что малыши начинают обнаруживать определенную последовательность, предсказуемость и надежность в действиях своих опекунов. Когда они чувствуют, что родитель последователен и надежен, у них вырабатывается чувство базового доверия к нему. Альтернативой является ощущение недоверия, чувство, что родитель непредсказуем и ненадежен и его может не оказаться рядом, когда в нем будет необходимость. Доверие, таким образом, - это ощущение, что другие люди надежны и предсказуемы.

Также следует отметить, что в первые месяцы жизни младенцу свойственен особый вид физической эмпатии с материнской фигурой, так что младенец автоматически чувствует напряженное состояние матери. Если мать испытывает тревогу, ее испытывает и малыш; если мать спокойна, спокоен и малыш. Эти ранние интеракции, в свою очередь, влияют на последующие установки. Важно, чтобы родители ощущали оправданную уверенность в своих силах, с тем, чтобы малыши не стали относиться слишком настороженно к межличностному контакту. Малышам необходимо чувствовать, что нахождение рядом с другими людьми в основе своей положительно и придает уверенность.

В случае, если окружающие ребенка люди, в первую очередь мать, являются гиперопекающими, запугивающими, раздражительными, сверхпедантичными, потакающими, неустойчивыми, придирчивыми, равнодушными у ребенка развивается не чувство принадлежности «мы», а напротив, возникает острая незащищенность и мрачные предчувствия. Это чувство изоляции и беспомощности в мире, представляющемся ребенку потенциально враждебным. Это все в последующем не дает ребенку относиться к другим людям непосредственно, как подсказывают его реальные чувства, и вынуждает его найти иные пути обращения с ними. Он должен (бессознательно) вести себя с людьми так, чтобы это не возбуждало (или не повышало), а, скорее, смягчало бы его тревогу. Особые установки, проистекающие из подобной бессознательной стратегической необходимости, определены как темпераментом ребенка, так и характером его окружения. Он может попытаться либо вцепиться в наиболее могущественное лицо из своего окружения, либо возмутиться и вступить в борьбу с окружением, либо захлопнуть перед другими двери своей внутренней жизни и уйти от них эмоционально. В принципе это означает, что он может идти к людям, против людей или прочь от них.

Нарушение отношений между матерью и ребенком в дальнейшем может проявиться в возникновении различного рода девиаций в поведении ребенка. Исследование матерей агрессивных подростков показало наличие противоречивых родительских ожиданий со стороны матерей: данные матери хотели бы, чтобы их дети обращались к ним за помощью, при этом они также считали, что для мальчиков важно научиться решать свои проблемы самостоятельно. Ситуация, в которой мальчик поощряется и наказывается за одно и то же поведение, определенно делает его конфликтным и усиливает враждебность и чувство обиды. Кроме того, снисходительное отношение матерей к проявлению агрессии против себя способствовало проявлению агрессии дома и развитию агрессивного поведения в целом. Также если подросток воспитывается в семье, в которой его отвергает отец, а мать, в свою очередь, непоследовательна в своем отношении к зависимому оведению своего сына, то подростки в последующем начинают бояться и избегать тесных зависимых отношений.

Воспитывая девочку, мать также может столкнуться с рядом затруднений, связанных с формированием полоролевой идентификации у дочери. Отношения между матерью и дочерью рассматриваются в свете нескольких ключевых проблем, причем в центре стоит сложный процесс идентификации с матерью и отличения от нее. Протекающие между матерью и дочерью процессы идентификации и проекции ведут к передаче новых конфликтов мать-дочь от поколения к поколению. Именно при рождении дочери велика вероятность, что возродится и оживет отношение к собственной матери. При позитивном отношении к собственной женственности женщины фантазируют о своем собственном новом рождении в дочери. Рождение дочери может связаться с желанием, происходящим из периода кризиса повторного сближения, приводя к триангуляции в ряду нескольких поколений: быть маминым ребенком, и как мама, самой иметь ребенка. К тому же, может исчезнут и чувство утраты матери, берущее начало в фазе сепарации-индивидуации. Для женщин, которые чувствуют, что не приняты своей матерью, или сами не могут принимать свою мать, есть две возможности: либо они пытаются справиться с неразрешенными конфликтами, воссоздавая былые конфликты в отношениях с дочерью, либо чувствуют, что более или менее осознанно охвачены этими былыми чувствами.

В подростковый период создается новая схема конфликта матери и дочери. Вновь обостряется противоречие на уровне тела и проблем сходства-несходства наряду с возобновлением эдиповых конфликтов. Как раз у тех матерей, которые, защищаясь от эдиповых страхов, полностью свели себя к «материнству» просыпающаяся сексуальность и отдаление дочери вызывают сепарационную тревогу. В этом случае мать пытается удержать и/или контролировать дочь, а дочери нелегко уклониться от посягательства матери на ее независимость.

На процесс индивидуации в более взрослом возрасте может заметно повлиять эмоциональный дефицит в раннем детстве. Лишь когда ребенок примет в себя «достаточно хорошую мать», он способен справиться с фазой разрыва и достичь постоянства и независимости от реально доступного материнского объекта. Нестерпимое чувство заброшенности может привести к тому, что мать интроецируется как целое. Поскольку у такой интроецированной матери отсутствуют «хорошие» свойства, одновременно сохраняется тоска по хорошим материнским объектам во внешнем мире, интрапсихически соответствующая цеплянию за «хороший объект» и фантазии, будто «хороший объект» может быть только один.

К сожалению, развитие автономии у девочки неизбежно останется недостаточным, пока она не сумеет воспринять и мать как автономный объект со своими собственными правами. А мать со своей стороны способна контролировать свои собственнические и идентификаторские инстинкты и воспринимать дочернюю индивидуальность лишь в том случае, если она сама приобрела достаточную дистанцию от подобной идентификации с собственной матерью. Я-идеал какой-то во всем хорошей матери, никогда не оставляющей ребенка, женский страх, легко ассоциирующий отдаление с разрывом отношений или чувство вины, связанное с агрессией периода сепарации, могут остаться в качестве рудиментов изначального взаимодействия маленькой дочери с матерью.

Неразрешенный конфликт в отношениях с матерью препятствует интеграции собственной женственности. Идентификация не самоотождествление с другим лицом, а отнесение себя к какой-либо категории лиц или классу людей. В результате такого соотнесения происходит социальная категоризация личности и осознание себя как социального субъекта в данной социальной реальности. Невозможно целостно воспринимать самою себя, опираясь при этом на тотальное отрицание образа матери.

Воспитание девочки матерью в неполной семье также в последующем отражается на ее развитии. Психоанализ указывает, что развитие девочки движется от привязанности к матери в направлении идеализации отца. В отсутствие отца такого движения не происходит, так как ориентиры движения утрачены. И оказывается, что ребенок не в состоянии преодолеть влияние психического поля матери. Даже когда отец ругает свою жену, он тем самым способствует сепарации детей от психологического поля матери, так как позволяет взглянуть на происходящее с другой точки зрения, заставляя задуматься, а действительно ли дело обстоит так, как говорит мать.

Девочка, растущая без отца, целиком поглощенная психологическим полем матери, не научается диссоциироваться от нее, от ее проблем, эмоциональных состояний. Необходимо, чтобы произошел объективный процесс сепарации-индивидуации в отношениях с матерью.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что в неполных семьях зачастую происходит формирование сверхзависимости между матерью и ребенком. Дети в таких семьях, не сумев построить собственный «Образ-Я», могут остаться с мамой и прожить с ней всю жизнь. При этом осознанно или неосознанно мать будет привязывать их к себе, испытывая страх одиночества и старости. Становясь одинокими людьми, такие «выросшие дети» испытывают повышенную тревожность перед миром, остро чувствую свою незащищенность и уязвимость. Их мучают страхи, они мнительны и подозрительны, ожидая от окружающих людей каких-либо неблаговидных поступков по отношению к себе. Часто такие негативные ожидания преувеличены и не связаны с реальным отношением к ним людей. Они стремятся найти защиту у мамы, которая, как им кажется, надежно, как «стена», закрывает их от агрессивного и непредсказуемого внешнего мира.

Однако нельзя говорить односторонне, обвиняя во всем только мать, которая в своем материнстве ищет путь спасения от одиночества. Вполне оправданно можно говорить и о вине ребенка – сына или дочери. Сына или дочь, вступающих в период подростничества или юности, можно обвинять в том, что они не борются за себя, за свое взросление и за свою самостоятельную жизнь. В определенном смысле они пользуются матерью, ее жизненной силой и опытом, испытывая страх перед взрослением. Ведь стать взрослым – это взять на себя обязательства, усвоить социальные нормы и запреты, принять долг любви, материнства и отцовства. Это все – тяжелый ежедневный труд, исполняемый не столько по желанию и в соответствии с принципом удовольствия, сколько по чувству долга и в соответствии с принципом объективно-необходимого.

Подводя итог описанию дисгармонии в отношениях между матерью и ребенком, неизбежно возникает вопрос: каковы пути коррекции данных отклонений и как помочь всем членам семьи обрести личностную зрелость и встать на путь личностного роста и гармонии в развитии. До самого конца жизни дети могут предъявлять претензии матери и перекладывать на нее ответственность за собственные недостатки. Терапия же может помочь изменить это переложение ответственности, признать собственный вклад в эти проблемы и распутать многие осложнения между матерью и детьми через понимание (в смысле эмпатии) судьбы собственных родителей.


Мамино поведение, ее восприятие ребенка с самого начала беременности имеет огромное влияние на психическое развитие ребенка. Мама вводит маленького человечка в мир других людей, показывает ему пример взаимодействия с этим миром.

Сами отношения в системе «родители-потомство» даже в дикой природе строятся на чрезвычайной снисходительности, доброжелательности, ласке, терпении в сочетании с суровостью. Животное никогда не обделит свое потомство в важнейших вещах: питание, тепло, спасение, защита родителей. К сожалению, агрессивность по отношению к детям свойственны только человеческим существам.

На основе проведенных исследований детскими психиатрами матерей с первых месяцев жизни ребенка или даже с периода беременности до достижения им четырех лет с помощью специальных методов наблюдения, ученые определили 4 вида поведения матерей:

«Надежная мама» — при обращении с малышом всегда спокойная и доброжелательная, безусловно подстраивает свою жизнь к потребностям малыша, концентрируется на нем полностью и понимает его потребности. Своими действиями такая мама создает у младенца чувство надежности, безопасности, доверия к миру, ощущение того, что его любят.

«Тревожная мама» — имеет гипертрофированное чувство ответственности, сосредотачивается исключительно на физическом здоровье, что может вредить психическому развитию, ограничивает контакты ребенка с окружающим миром (чрезмерное внимание к чистоте, «развития», ревнивое отношение проявления внимания к ребенку со стороны других членов семьи в виде «я единственный, кто может достойно заботиться о своем малыше»).

«Лишающая мама» — сознательно отказывает ребенку в своем внимании, игнорирует потребности малыша (кормление «по графику», а не по требованию, отсутствие реакции на плач ребенка с «воспитательной» целью и т.д.).

Мама, частично или полностью отстраняется от воспитания ребенка. В таком случае функции мамы выполняют няня или бабушка.

Распознать такие типы поведения довольно легко. Например, по тому, как мама берет на руки младенца, одевает его: одна будет уверенно и спокойно это делать, другая — грубыми жестами, несмотря на ребенка, третья — очень долго, кое-как, четвертая — преувеличенно сюсюкая и чрезмерно заботясь.

По поведению самого малыша легко определить тип его мамы :

  • если малыш падает на пол, нападает на маму с кулаками, впадает в истерику, причем сама мама очень аккуратная, педантичная, тратит много сил на альтруистическую деятельность, то это может свидетельствовать о единой доступной реакцию малыша на деспотичность в отношении мамы. Истерика — это наиболее простой метод привлечь к себе внимание;
  • если ребенок смокчет палец или какой-либо предмет, лежит неподвижно в «позе Христа», или наоборот дергает себя за волосы, бьется головой об кровать, то это может означать, что маме не до ребенка, она занята другими делами. Такая мама считает, что ничего страшного нет, что ребенок плачет: «поплачет и перестанет». Однако недостаточность любви формирует отчуждение от мира, которое может проявиться значительно позже, задерживать психофизиологическое развитие из-за недостатка тепла и ласки;
  • если ребенок начинает плеваться грудным молоком, щипаться, царапаться, то это может свидетельствовать об избытке внимания, чрезмерное «привязывание» ребенка к себе. Ребенок требует таким образом свободы, ощущение себя вне симбиозом с мамой. Такая ситуация нередко приводит к расстройству работы ЖКТ (желудочно-кишечного тракта), начинаются хождения к врачам, обследования, даже возможно вынужденное свертывание грудного вскармливания.

Проблема компетентного («надежного») отношение мамы к ребенку, прежде всего, связано с особенностями их воспитания, недополучением навыков материнского поведения в своем детском возрасте. Особенно часто трудности в поведении в отношении ребенка возникают у воспитанниц детских домов, интернатов, приютов, которые не умеют и не хотят быть женами и матерями.

Возможно завоевать любовь своего ребенка? Да, безусловно, возможно! Маленький ребенок от природы дружелюбен, склонен прощать и идти на компромисс.

Возможно полюбить своего ребенка по-настоящему? Да, конечно!

И для этого нужно лишь :

  • глубже заглянуть в себя, дать ответы на вопросы, что именно раздражает и вызывает негатив, где эти качества проявляются в самой маме — тщательно поработать над собственными страхами и проблемами;
  • осознать, что ребенок — это не отражение родителя, не копия и «чистый лист», на который мама обязана нанести свой рисунок, а отдельная автономное существо с собственными потребностями, желаниями и жизненным путем;
  • занимать, занимать, занимать и учиться чувствовать.

Любовь — все принимает и все прощает, обезвреживает все страхи и решает все проблемы.

1.3 Влияние матери на благоприятное развитие ребенка

Мать является центральной фигурой в системе семейного воспитания. Были выдвинуты и позднее стали все шире использоваться понятия «материнская забота» и «материнствование» , особенно широко применяемые в неофрейдистской литературе (А. Фрейд, Дж. Боулби, Р. Сирс).

В рамках психоаналитической концепции роль матери окутывается флером таинственности и мистицизма. Подчеркивается значение ее биологических связей с ребенком, замыкающихся при вынашивании плода, грудном вскармливании и гигиеническом уходе, влекущем стимуляцию эрогенных зон ребенка (оральной, анальной, фаллической). Ставится акцент на исключительности связей ребенка с матерью - единственным по-настоящему близким малышу взрослым человеком. Роль матери усматривается в том, что она защищает свое дитя, оберегает его от опасностей. Реальное взаимодействие ребенка с матерью в рамках психоаналитической концепции обычно не делается объектом научного исследования.

Изучение роли материнской заботы ограничивается выявлением отставания и психических аномалий у детей, воспитывавшихся вне семьи, в разлуке с матерью, которые затем голословно относятся на счет последнего рокового обстоятельства. В лучшем случае сравниваются сроки и темп развития отдельных психических способностей у сирот и их сверстников, растущих в семье. Но постепенно на основе той же глубинной психологии, в рамках которой работал английский психолог Дж. Боулби, выполняются исследования, ставящие под сомнение выводы названных авторов. [ 4]

В 1951 г. Всемирная организация здравоохранения опубликовала в Женеве книгу Дж. Боулби «Материнская забота и духовное здоровье», которая произвела глубокое впечатление на западную общественность, и ее выводы долгое время серьезно препятствовали развитию общественного воспитания в этих странах. В книге подчеркивалась императивная необходимость связей ребенка именно с биологической матерью для его правильного развития в раннем возрасте и употребляется в качестве медико-педагогического определения термин «отсутствие материнской заботы», получившей широкое распространение. Боулби более полувека занимался проблемой развития детей, живущих без полноценного контакта с матерью. Особенно интенсивно он изучал развитие детей, живущих в детских домах и приютах. В своих выводах он нередко приходил к парадоксальным заключениям, но в большинстве случаев, когда он не отрывался от конкретного материала, эти выводы были обоснованными. Если суммировать данные многочисленных публикаций, принадлежащих Боулби, то их можно условно выразить следующим образом.

· Для психического развития ребенка наиболее важен грудной возраст (от 6 до 12 месяцев).

· Для правильного формирования характера на всю жизнь, для его гармоничного развития наибольшее значение имеет контакт с матерью: в конечном итоге мать никто заменить не может – ни самое хорошее детское учреждение, ни самая прекрасная мачеха.

· В поведении ребенка, насильственно разлученного с матерью, можно выделить следующие друг за другом фазы: фазу протеста, фазу отчаяния. фазу вынужденного примирения.

В конце жизни Боулби отошел от чрезмерно категоричных, односторонних утверждений. Он был вынужден признать, что наука не накопила еще достаточно убедительных данных, подтверждающих его точку зрения. Из всего того, о чем писал Боулби в течение более полувека, с бесспорностью можно признать только одно: для гармоничного развития характера ребенка необходима материнская забота.

Французский психолог Рене Спитц изучал детей в домах ребенка и в хороших ясельных учреждениях с большим количеством обслуживающего персонала. Он отмечал, что дети из домов ребенка сильно отставали в психическом развитии. Несмотря на то, что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим. К 2 годам многие из них умерли от госпитализма. Большинство же из уцелевших в 4-летнем возрасте не умели ходить, одеваться, есть ложкой, самостоятельно справлять нужду, говорить, отставали в росте и весе. Ясельные дети развивались нормально. Оказалось, что самый опасный и уязвимый возраст - от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. А если уж иначе нельзя, надо заменить мать другим человеком.

Важно подчеркнуть, что, если не будет сформировано это чувство базового доверия к миру, то место это не останется пусто его займет чувство “базового недоверия” к миру, боязнь этого мира. Существенно и то, что формирование чувства базового доверия нельзя отложить на потом, потому что если определенная задача развития не решена в отведенное для этого время, то впоследствии это бывает сделать значительно труднее, а порой и невозможно.

В последние двадцать лет выполнены работы, результаты которых свидетельствуют, что нет оснований приравнивать «институализм» к последствиям отсутствия у ребенка матери. Так, детальный анализ описанных в психологической литературе фактов позволил Л. Ярроу выявить помимо «материнской депривации» множество разнообразных причин отставания воспитанников закрытых детских учреждений. Он установил серьезное обеднение среды в подобных учреждениях за счет резкого снижения в них яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), уменьшения коммуникаций с окружающими людьми (социальная депривация), уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация) и по ряду других линий. Кроме того, Л. Ярроу выявил существенные различия между детьми, воспитываемыми матерью и без матери, по биологическому и социальному анамнезам. Но указанные различия не позволяют считать две выборки достаточно уравненными по другим признакам, и поэтому нет оснований относить разницу в развитии детей в закрытых детских учреждениях и в семье только за счет этого фактора.

К аналогичному заключению пришел М. Раттер, который подчеркивал, что отрицательные последствия воспитания детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не из-за отсутствия материнского ухода, а в результате недостаточных эмоциональных контактов и совместной деятельности ребенка со взрослым, а также малой сенсорной и социальной стимуляции в подобных учреждениях. [ 30]

К мнению о разнообразии и сложности причин, обусловливающих роль матери в воспитании детей, присоединяется и В. Лер, предпринявший углубленное изучение взглядов различных авторов из разных стран по указанному вопросу.

Некоторые психологи пытались разобраться в значении материнского ухода с таких позиций, которые в принципе невозможно воспроизвести в условиях общественного воспитания. Например, в семье мать - единственный взрослый, постоянно заботящийся о малыше, в то время как в детских учреждениях всегда несколько воспитателей. Не препятствует ли множественность лиц, заменяющих ребенку мать, своевременному развитию его личности и поведения?

Г.X. Рейнголд и Н. Бейли попытались выяснить психологическое влияние на ребенка «множественности матерей». Они организовали экспериментальную группу, в которой три месяца подряд - от начала шестого до конца восьмого месяца жизни - за детьми ухаживал только один воспитатель. В контрольной группе работали, как обычно, четыре воспитателя. К концу эксперимента дети экспериментальной группы обнаружили повышенную социальную реактивность по сравнению со своими ровесниками из контрольной группы. Но обследование, проведенное через год, показало, что разница между ними исчезла. Авторы заключают, что наличие единственного взрослого, заботящегося о ребенке, по-видимому, не оказывает особого воздействия на его развитие, во всяком случае (делают они осторожную оговорку), если такое условие действовало всего три месяца. Что касается учреждений дневного посещения, то здесь множественность воспитателей, как выяснилось, вообще не оказывает особого влияния. [ 4,30]

Многие отечественные ученые (Ю.Бронфенбреннер, А.В.Запорожец) придают большое значение исследованию отношений матери и ребенка, но не считают их биологически обусловленными. Напротив, биологически более целесообразной является, по-видимому, политропность малыша - наличие у него многосторонних и прочных связей с окружающими взрослыми. Как предполагает А. В. Запорожец, в далекие времена, на заре человечества политропность привязанностей эффективно способствовала выживанию потомства.

«Еще в 30-е гг. Н, М. Щелованов показал,- пишет А. В. Запорожец,- что в доме ребенка дети могут успешно развиваться при условии хорошо организованной педагогической работы, что не разлука с матерью, а дефицит воспитания задерживает нормальное развитие ребенка. Это развитие зависит от количества и качества впечатлений, которые он получает главным образом в процессе общения со взрослыми, от овладения различными видами деятельности».

Таким образом, на сегодняшний день проблема влияния матери на развитие ребенка не имеет однозначных выводов в зарубежной и отечественной психологии и находится на стадии исследования.

1.4 Выводы по главе 1

В данной главе были проанализированы научные труды отечественных и зарубежных психологов, исследовавших особенности детей, оставшихся без попечения родителей. На основании этого анализа можно сформулировать следующие выводы:

1. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие.

2. Среди негативных черт в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются

Увеличивается. Получив профессиональное образование и пройдя специальную подготовку, они обладают качествами, необходимыми для выполнения задач, стоящих перед сотрудниками ОВД МВД России. Как и к любому сотруднику, к женщине предъявляются следующие требования: добросовестно выполнять свой долг, демонстрировать своим поведением приверженность демократическому общественному строю, нести полную...

На женщину природой возложена великая миссия продолжения человеческого рода, и от готовности женщины выполнить эту миссию, от осознания ею значимости статуса матери зависит не только физическое и духовное здоровье ребенка, но и в целом физическое и духовное здоровье нации. Материнство, как процесс, который сочетает периоды беременности, рождения и воспитания ребенка у разных народов считалось священным долгом, а иногда и главным из назначений женщины. Исследование этой проблемы с научных позиций осуществлялось, прежде всего, медицинскими работниками, тогда как психологический и психолого-педагогический аспекты подготовки будущей матери разработаны недостаточно.

В. А. Сухомлинский отмечал необходимость обучение молодых людей материнской, родительской, мужской и женской роли, считая, что "в школе трудно научиться какой-то профессии, потому что их много, десятки сотен, но все мальчики и девочки станут женами и мужьями, родителями и матерями и учить их этого необходимо" Хамитов Н.В. Философия и психология пола. - М.: Академия, 2009. - С. 9.. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единственного определения понятия "материнства" нет. В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребенка; свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми" Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во "Азъ", 2010. - С. 326.. В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, которая направлена на продолжение человеческого рода и включает биологические (вынашивание, рождение и выкармливание ребенка) и социальные (воспитание ребенка) аспекты Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М.: Педагогика, 2010. - С. 453.. Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребенка, как часть личной сферы женщины Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 10.. Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Е. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины Ворошнина О. Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. М.: Педагогика, 2008. - С. 33..

Институт материнства рассматривается как исторически предопределенный, как такой, что изменяет свое содержание от эпохи к эпохе.

Культурно-историческому аспекту исследования материнства посвятили труды И.С.Кон, М. Мид, Э. Эриксон, М. С. Радионовая, Г. Каплан и другие. В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанных с изучением успешности ее адаптации к материнству и обеспечения адекватных условий для развития ребенка, анализируются разнообразные факторы: особенности личности, история жизни, адаптация к браку, особенности адаптивности как свойства личности, удовлетворенность эмоциональными отношениями со своей матерью, модель материнства своей матери, культурные, общественные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье. Как отмечают О. В. Баженова, Л. Л. Баз и О. А. Копыл на основании комплексного психологического, психиатрического и медицинско-социального обследования хода беременности формулируется "матрица материнства", прогностическая для послеродового развития материнского поведения. Согласно этому успешная адаптация женщины к беременности, то есть к будущему материнству, соотносится с успешной адаптацией женщины к имеющемуся материнству (удовлетворения своей материнской ролью, компетентность и отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком, успешное развитие ребенка).

Интерес научных работников к материнству возник на достаточно поздних этапах развития общества и, собственно, науки. И на данный момент приобретает все более выраженный полидисциплинарный характер, становясь важным предметом исследования не только в отраслях, которые традиционно имеют к нему непосредственное отношение (медицина, физиология, биология поведения), но и в гуманитарных науках, таких как психология, история, культурология, социология и так далее. Психология, которая сочетает в себе тенденции естественно-научных и гуманитарных подходов и способна принять превентивные меры относительно девиации, оказывается в эпицентре проблем материнства.

Многие исследователи неоднократно отмечали важность исследований материнства. Так, М. Ю. Чибисова в своем диссертационном исследовании приводит слова Б. Берне: "Если мы хотим понять развитие ребенка, и убеждены, что ранние годы важны в его жизни, тогда важно исследовать наши собственные представления о матерях. Если мы хотим понять развитие человека, тогда материнство является, бесспорно, важной отраслью исследований" Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины / М.Ю. Чибисова. Дис.... канд. психол. наук. -М.: Педагогика, 2003. - С. 10. Материнство - это одна из фундаментальных ценностей человечества. Все современные психологические исследования в области материнства подчеркивают важность материнского поведения для развития ребенка, раскрывают его сложную структуру и пути развития, представляют множественность культурных и индивидуальных вариантов Там же. - С. 26.. И это позволяет рассматривать материнство как самостоятельную реальность, которая требует разработки целостного научного подхода Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 3.. В основополагающей работе по психологии материнства Г. Г. Филипповой, был выделен ряд подходов относительно разных аспектов исследования этого феномена: биологический, исторический, культурологический, психологический и др. Их авторы единодушно делают вывод об отсутствии адекватного подхода и теоретической концепции для изучения этого феномена, и необходимость продолжения исследования материнства как целостного явления Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 4.. "Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства подкрепляется тем, что, невзирая на современные достижения в отрасли медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышения научного и технического уровня принятия родов и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются", - подчеркивает автор комплексных исследований и теоретических разработок по психологии материнства Г. Г. Филиппова Там же. - С. 4.. По мнению ученой, анализ исследований в этой отрасли свидетельствует, что полученные результаты отображают общие особенности женщины, а не специфику материнской сферы и ее формирования (несмотря на анализ онтогенетических факторов развития материнской сферы, отсутствует анализ стадий индивидуального развития).

Традиционно в психологии личности и в детской психологии анализ взаимодействия матери с ребенком начинался с момента рождения ребенка. Общепринятой является точка зрения на материнство как ни на самостоятельный феномен, а существующий лишь в аспекте его отнесения к ребенку. Этот факт ограничивает его исследование системой "мать-ребенок". Однако субъекты, которые составляют эту систему, существуют как самостоятельные Там же.. - С. 29-30.. Собственные исследования Г. Г. Филипповой свидетельствуют о существовании ряда факторов, которые готовят сознание и самосознание будущей матери к приему ребенка еще задолго до рождения ребенка. Мать остается субъектом своих собственных потребностей и личностных переживаний, кроме того потребности ребенка и обеспечения необходимых условий для его развития не могут быть стопроцентно ею осознаны. Такой подход делает актуальным исследование того, каким образом выполнение материнских функций представлено в субъективной сфере матери, какие элементы этого отображения являются осознанными, и какой является их взаимосвязь с бессознательным для обеспечения и развития материнского поведения Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 32.. Система взаимодействия матери и ребенка является системой взаимодействия двух самостоятельных субъектов, которые находятся на онтогенетически разных уровнях развития психики и разных формах регуляции деятельности.

Материнство рассматривается как социальное и личностное образование. Забота родителей о своем потомстве в разных формах встречается на всех стадиях развития живых организмов. Но у человека оно приобретает особое значение. Будучи субъектом вида Homo sapiens, мать обеспечивает развитие ребенка как человеческого существа с характерными особенностями структуры деятельности, построением "рабочей модели мира" и др. Именно в процессе взаимодействия с матерью (и частично с другими близкими взрослыми, допущенными к младенцу) ребенок включается в процесс усвоения видотиповых средств отображения реальности, в результате чего происходят видотиповые изменения в структуре головного мозга.Там же. - С. 124.. Таким образом, материнство обеспечивает формирование конкретных элементов содержания в образовании картины мира ребенка и передачу этих образований через модель материнства.

Важнейшие реакции женщины-матери обусловлены рядом сложных гормональных процессов, которые создают условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком. Однако конкретная интерпретация своих состояний во время беременности и в период актуального материнства зависит от личности матери, смысла беременности для нее, социальной и семейной ситуации. Гормоны могут помочь любить или ненавидеть, но что с этими чувствами делать определяет ситуация и прошлый опыт. Возникновение и реализация материнского поведения зависит лишь от внешних стимулов. Возможность быть матерью заложена лишь в женской природе, но общественные нормы и ценности осуществляют колоссальное влияние на отношение женщины к материнству, и каждой социальной установке отвечает определенный образ ребенка. Это подтверждается тем, что на высших стадиях развития возникновения схем поведения происходит прижизненно, на материале полученного опыта. Чем более сложное поведение, которое обеспечивается этими схемами, тем более длинным и вариантным будет путь их образования Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 116..

Интерпретируя работы М. Мид, Г. Г. Филиппова писала, что материнское беспокойство и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия, вынашивания, родов и кормления материнским молоком, что лишь сложные социальные установки могут полностью сломать их. Женщины по своей природе является матерями, разве что их будут учить отрицанию своих детородных качеств. Если беременность карается социальным неодобрением, наносит обиды супружеским чувствам, если в социуме больше всего ценят социальный ранг, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей или убивать их собственными руками (по результатам исследований, в зависимости от того, за какую форму отказа от материнства общество законодательно меньшее карало, то и доминировала в обществе). Если женское чувство адекватности своей половой роли грубо искажено, роды подавлены наркозом, который мешает женщине осознать, что она родила ребенка, а кормление грудью заменено искусственным вскармливанием, то в результате проявляется значительное нарушение материнских чувств Филиппова Г.Г. Трудная радость материнства / Г.Г. Филиппова // Семья и школа. - 2001. - №1-2. - С. 7..

Иерархия целей и самих потребностей регламентируется нормами культуры через ценности, которые включаются в разные культурные модели и влияют на структуру ценностно-смысловых ориентаций человека. В качестве самых сложных среди таких моделей выступают те, что связаны с человеческими отношениями, которые, в свою очередь, обеспечивают достижение определенных целей общества (система воспитания, обучения, обряды и так далее) Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 111.. Материнская сфера является вариантом более общей родительской, которая, в свою очередь, входит в состав репродуктивной (вместе с половой). В качестве базиса разных поведенческих моделей выступает система потребностей. В материнской сфере она отмечается особенной сложностью, ведь в ходе ее реализации обеспечивается не только продолжение рода, но и удовлетворение потребностей личностного уровня (продолжить себя, реализовать ожидание и планы, отвечать культурной или индивидуальной модели личности и др.). Именно личностные потребности возможно удовлетворить лишь в том случае, если человек осознает связь половой и родительской сфер, и их роли в становлении будущего.

Материнская сфера является динамическим образованием, которое формируется в течение всей жизни. Отдельным этапом в ее развитии Е. И. Исенина выделяет этап от рождения матери к ее беременности, на котором происходит развитие системы потенциальных условий для формирования уже после родов базовых качеств матери. Эта система условий закладывается в социальной ситуации развития материнства, прежде всего - во взаимодействии с собственной матерью Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогнеза базовых качеств матери / Е.И. Исенина // Перинатальная психология и психология родительства. - М., 2009. - № 4-5. - С. 63..

Следовательно, на момент рождения собственного ребенка, у матери существует определенный базисный уровень развития всех блоков материнской сферы. Актуальное материнство (взаимодействие с конкретным ребенком) модифицирует ее содержание в зависимости от условий Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 145..

В своих работах Г. Г. Филиппова, используя эволюционно-сравнительный подход, определила этапы развития материнства Там же. - С. 146-199..

Первый этап - взаимодействие с собственной матерью. Начинается с внутриутробного периода развития и продолжается всю жизнь. Наиболее значимым на этом этапе является младенческий и ранний возраст, когда формируются базисные основы личности и отношения к миру. За этот период ребенок усваивает эмоциональное содержание взаимодействия с матерью (впервые этот феномен отмечают во время родов).

Второй этап - развитие материнской сферы в игровой деятельности. Переживание всех компонентов материнского поведения и принятия на себя роли матери во время сюжетно-ролевой игры.

Третий этап (период нянченья) начинается с 4,5 лет и продолжается до 6-10 лет. Необременительное непосильной ответственностью взаимодействие с младенцем является источником радости и богатых впечатлений через неограниченную воспитанием искреннюю эмоциональную инициативу и возможность апробировать усвоенные во время игры поведенческие навыки с реальным ребенком. Ребенок переживает собственные чувства от взаимодействия и реакцию взрослых (страх, волнение или одобрение и радость). При современных стандартах жизни этот период, который фактически выдается для формирования ряда феноменов, сильно видоизменился буквально за сотню лет, не предложив альтернативу развития материнской сферы. В современных семьях нуклеарного типа детям дошкольного возраста, у которых наблюдается наиболее яркий интерес к младенцам без выраженного страха перед их беспомощностью, как правило, не позволяется непосредственный контакт. Их чаще привлекают к "технической" помощи родителям, и они становятся посторонними наблюдателями взаимодействия матери с младенцем, в результате чего их яркие эмоции воспринимаются как недосягаемое для себя удовольствие и вызывают тоску, скуку и раздражение. Техническая сторона присмотра, таким образом, теряет ранг счастливого беспокойства. Происходит уменьшение эмоционального общения с взрослыми, погруженными в удовольствие от младенца. На этой почве возникают ревность, деформация ценности ребенка и беспокойства о нем Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 153..

Четвертый этап - дифференциация мотивационных принципов материнской и половой сфер. Проходит от завершения предыдущего и до беременности женщины. За это время происходит окончательное закрепление ценности ребенка и материнства, усваиваются культурные представления о нормируемой этой сферы (понятие законнорождения, первенцы в семье, рождение от любимого или не любимого партнера и так далее). Исчезновение запрета на внебрачные половые связи, снижение возраста вступления в половые отношения, наряду с увеличением возраста зависимости от родителей, множественность моделей поведения в современном обществе и много других причин делают развитие ценностей материнства в период полового созревания чрезвычайно сложным. Если в предыдущем периоде ощущения от контакта с младенцем не были конкретизированы, то во время полового созревания такого типа ощущения переводятся в ранг половых, не связанных с материнской сферой. И во время дальнейшего их возникновения во взаимодействии с ребенком могут переживаться как шокирующие, несовместимые и неприятные Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 162.. У детей подросткового возраста интересы смещаются в сторону интимно-личностного общения с однолетками и познавательной деятельности, а позже - в сторону полового развития. Однако в современных семьях именно этих детей считают уже способными к самостоятельности и ответственности в уходе за младшими. Без предыдущего закрепления эмоционального отношения к младенцу, и в случаях неадекватного их возрастным интересам перераспределения забот, у подростков формируется отношение к ребенку как к грузу и препятствию их интересам. Необходимость успокоить младенца при недостаточной компетентности и без поддержки взрослых приводит к образованию синтонирующего (синхронного повторения эмоций) стиля переживания его негативных состояний, перегрузка технической помощью вредит переживанию позитивных эмоций младенца, приводит к игнорированию или осуждению его негативных состояний и так далее Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 159.. Если к окончанию этапа нянченья опыта взаимодействия с младенцами не было, то часто возникает страх перед ними, потому что подростки, оценивают имеющийся у них опыт как недостаточный для взаимодействия с маленькими детьми. Это первое впечатление (впечатление от вопиющего, грязного детеныша с неприятным запахом) закрепляется в случае дальнейшего участия в уходе за ребенком и запоминается на всю жизнь, особенно если контакт был кратковременным. А позже медленно исчезает только на опыте взаимодействия с собственным ребенком, накладывая свой отпечаток на отношения с ним Трунов М. Экология младенчества. Первый год / М. Трунов, Л. Китаев. - М.: Центр Экология семьи фирмы Социнновация, 2010. - С. 211.. Полное выпадение опыта нянченья к половому созреванию может привести к восприятию ситуации взаимодействия взрослых с младенцами как неестественной и неприятной. Чувство взрослых, особенности их речевого общения с младенцем воспринимаются как неуместные, дразнящие. Поведение и вид младенца не вызывают никаких позитивных эмоций, нет стремления к контакту, прикосновению. Данный этап развития материнской сферы является наименее исследованным.

Пятый этап - взаимодействие с собственным ребенком. Этот этап является чрезвычайно насыщенным, и в нем выделяют самостоятельные периоды (беременность, роды, период грудного кормления). За это время весь наработанный базис опыта конкретизируется в реальной деятельности под воздействием ряда конкретных условий, создавая неповторимую ситуацию взаимодействия матери и ребенка.

Шестой этап - отношения с ребенком после окончания периода новорождения. Отношение матери к ребенку стабилизируется и предопределяет уровень эмоционального благополучия, особенности развития познавательной мотивации, стиль переживания стрессовых ситуаций.

Процесс становления материнства является чрезвычайно хрупким образованием, которое начинает развиваться задолго до даже самих мыслей о рождении ребенка. Результатом многолетнего пути к материнству может стать уникальная возможность естественного личностного роста через появление комплекса психологических новообразований и их осмысления. Исследования ряда авторов (А.О. Копил, О. В. Баженова, Л. Л. Баз, Г. Г. Филиппова, Т.А. Гурьянова и др.) приходят именно к таким выводам. При условии нормального развития материнской сферы к появлению ребенка период беременности наполняется разнообразными и неповторимыми переживаниями, связанными с изменениями "Я-физического", восприятие сожительства с другим живым существом. Такое состояние дает возможность раскрыться глубинным особенностям женщины, которая вливает на ее дальнейшее взаимодействие с ребенком (как в плане поведения, так и в плане воображения, то есть построению образов, связанных с ситуацией). В статье "Выделения факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка" А. О. Копыла, О. В. Баженовой и Л. Л. База отмечено: "По сложности, количеству противоречий, яркости внутренних изменений личности период беременности и подготовки к рождению первого ребенка напоминает подростковый, когда работа над созданием себя становится настоящим творчеством" Копыл О.А. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.А. Копыл, О.В. Баженова, Л.Л. Баз // Синапс. - 2003. - №4. - С. 41.. Г. Г. Филиппова также считает период беременности критическим, в ходе которой перестраивается сознание женщины и его взаимодействие с миром. Он становится испытанием полоролевой идентичности, отношений матери и дочки, которая готовится стать матерью, возможности устанавливать адекватный контакт с отцом ребенка. В результате успешного завершения этих перестроек, женщина достигает внутренней интегрированности и успешно вживается в новый социальный статус, который становится огромным шагом на пути к настоящей зрелости и самоуважению Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - М.: Педагогика, 2009. - С. 22.. В случаях, когда материнская сфера деформирована, период беременности может стать патологическим решением перегруженных чувством вины ранних отношений с матерью.

Кроме потери традиций воспитания, само общество испытало коренные изменения во взглядах на распределение ролей и функций между представителями разных статей. Э. Фромм считал, что такое достижение как равенство женщин не должно вводить в заблуждение. Ученый считал его частью общего устремления к разрушению отличий: "Равенство покупается дорогой ценой: женщина становится равной потому, что она больше не отличатся от мужчины" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 6.. Исследования, проведенные группой ученых, А. О. Копыл, О. В. Баженовой и Л. Л. Баз, и исследования самосознания молодой женщины М. Ю. Чибисовой засвидетельствовали губительное влияние этой тенденции и формирование материнской сферы. Исследуя систему перестройки иерархии мотивов в течение беременности, они отмечали, что у тех женщин, у которых мотив профессиональной самореализации конкурировал с мотивом материнства в течение всей беременности создавалась ситуация чрезвычайно сильного напряжения, которое препятствовало естественной перестройке иерархии мотивов. У женщин с ориентацией на профессиональную деятельность сохранилось ценностное отношение к социальной деятельности, в то время как переживания материнской ментальности отчуждались Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины / М.Ю. Чибисова. Дис.... канд. психол. наук. - М.: Педагогика, 2003. - С. 8.. Женщины страдали от неконструктивного чувства вины за то, что не могут заниматься профессиональной или общественной деятельностью. Рождение ребенка было для них событием, за которым стояла полная неопределенность и потеря своей ценности. Неразвитое, подавлено женское начало и доминирование ценностей мужчины, а не женщины делали для них беременность источником тревоги и внутреннего дискомфорта Копыл О.А. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.А. Копыл, О.В. Баженова, Л.Л. Баз // Синапс. - 2003. - №4. - С. 40..

В "Искусстве любить", разрабатывая теорию любви, Э. Фромм пишет, что любая "теория любви должна начинаться из теории человека, человеческого существования" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С.22.. И для Э. Фромма именно любовь является полным решением проблемы человеческого существования. Любовь как решение этой проблемы - это постоянная связь благодаря любви индивидуальности с Единственной Жизнью. Нехватка такой любви предопределяет ощущение одинокости, отчужденности, тревоги, покинутости и закинутости в чужой для человека мир. Это ярко описано в экзистенциализме, марксизме (проблема отчуждения). Поэтому стоит согласиться из Э. Фроммом, что потребность в любви - это "экзистенционная потребность соединения" Там же. - С. 24., "стремление к единству., что сильнее всех других стремлений", "сила, которая крепит в единое целое семью, клан, общество, весь человеческий род". И "без любви человечество не могло бы просуществовать ни одного дня" Там же.- С. 25.. Поэтому потребность в любви является свойством людей как проявление важных для них любовных отношений. И эта потребность в любви свойственна для каждого человека, творя его родовую природу. Но она не автоматизирует поведение людей. Как одна из наивысших социокультурных потребностей, она реализуется только при условии, если ее осознают люди, прошла через идеально-регулятивный механизм поведения личности, то есть через ее сознание. Потребность в любви, найдя свой предмет, то есть саму любовь в себе, превращается в мотив - непосредственный стимул деятельности.

Э. Фромм указывал на расхождении материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, потому что ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь или есть, или ее нет. Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидание. Отцовская любовь управляется - ее можно заслужить, но ее можно и потерять.

Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, есть эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителей, это их готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а в дальнейшем и понимание, поддержку, одобрение.

Заботливость родителей относительно своих детей определяется их чувствительностью к потребностям ребенка и готовностью их удовлетворить. Диапазон проявления этой чувствительности чрезвычайно большой - от назойливости к полному безразличию.

Новорожденный воспринимает мать как источник тепла и еды, он находится в эйфоричном состоянии удовольствия и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к нему приходят переживания "гарантированной" любви матери "меня любят, потому что это я". Если материнская любовь есть, то она "равняется блаженству, если же ее нет, это все равно вроде бы все прекрасное ушло из жизни - и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 30.. Проходит время и к ребенку приходит ощущение способности нарушать любовь своей собственной активностью.

В родительской любви каждого взрослого человека материнское и отцовское начало. Зрелый человек сочетает в своей любви материнское и отцовское чувство, невзирая на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он владел только отцовским чувством, то был бы злым и нечеловеческим. Если бы имел лишь материнское, то был бы склонен к потере здравого смысла, препятствуя себе и другим в развитии. И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

С точки зрения Фромма, основатель психоанализа З. Фрейд неверно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла "Царь Эдип", в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие ее части как "Эдип в Колонне" и "Антигона". В понимании Фромма миф об Эдипе можно рассматривать не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как "реакция ребенка на давление родительского авторитета, которое есть неотъемлемая черта патриархальной организации общества" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 31..

Таким образом любовь - это ориентация, которая направлена на все, а не на что-то одно. Однако же существуют отличия между разными типами любви, зависимыми от видов объекта любви.

Материнская любовь имеет два аспекта: один - это беспокойство, ответственность, знание и почет абсолютно необходимы для сохранения здоровья ребенка и ее биологического роста.

Другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизнь. Это установка, которая вселяет ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле. Два этих аспекта материнской любви лаконично выражены в библейском рассказе о творении. Бог создал мир и человека. Это отвечает простому беспокойству и утверждению существования. Но Бог вышел за пределы этого минимального требования. Каждый день после творения природы - и человека - Бог говорит: "Это хорошо". Материнская любовь на этой второй, высшей степени вынуждает ребенка почувствовать, как хорошо родиться на свет, она вселяет ребенку любовь к жизни, а не только желанию существовать.

При этом женщина должна быть не только хорошей матерью, но и счастливой человеком.

Материнская любовь не ограничивается одним человеком. Любовь к ребенку не останавливается на одном ребенке, она распространяется на всех детей, более того она распространяется и на всех чужих детей, которые нуждаются в помощи.

Существует много способов реализации человека как творца. Наиболее легким и естественным Э. Фромм считал материнское беспокойство и любовь: "Она выходит за пределы себя в ребенке, ее любовь к ребенку предоставляет значение и смысл ее собственной жизни" Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 21.. Исследуя сущность любви человеческого существа в разных его проявлениях, Э. Фромм отмечал, что для большинства людей вся проблема любви заключается в том, чтобы любили их, чтобы они пробуждали чувство к себе, а не в том, способны ли они любить. Для этого все свои усилия мужчины направляют на достижение максимальной силы и зажиточности, а женщины - на то, чтобы сделать себя привлекательным, следя за своим телом и одеждой Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э. Фромм. - М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. - С. 36.. Ситуация же рождения ребенка делает невозможным для женщины такой образ жизни, ведь филогенетически выработанные нормы предопределяют накопление жировых тканей в ее теле, которое от этого теряет упругость, элегантность, а приобретает мягкость, то есть перестает удовлетворять нормам привлекательности. Все эти и много других механизмов делают женщину похожей на ребенка для того, чтобы она не вызывала агрессию у других членов сообщества на время эмоциональной нестабильности и в ситуации защиты ребенка. Однако установка, что не существует вещи более простой, чем любить, продолжает оставаться преобладающей идеей относительно любви и близких отношений. Неоднократно подчеркивая важность личностной зрелости для всех форм любви, Э. Фромм акцентировал внимание на том, что материнская любовь, которая "ничего не желает для себя" является самой сложной из форм любви, но наиболее обманной из-за привычного факта рождения детей женщинами. Женщина, не будучи высоко развитой личностью, способной любить и чужих детей, и мужчин, и всех людей вообще, по словам ученого, может быть нежной матерью пока ребенок маленький, но не сможет пережить эмансипацию уже взрослого ребенка без потери своей любви Там же. - С. 21.. Учась отдавать себя ребенку, женщина имеет уникальную возможность по-новому пережить смысл настоящего акта, как проявлению своей силы, как осуществление своего внутреннего богатства, переживания своей жизнеспособности, которая наполняет радостью. Именно поэтому, будучи всем миром для ребенка, мать усиливает, а не теряет свою жизнь вместе с его появлением Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 2010. - С. 17..

Абсолютно необходимые, стабилизирующие ценности верности, постоянства оцениваются в новых условиях как "утратившие смысл", т.е. при наличии любви они неизбежны, а в отсутствии превращаются в мещанские оковы.

Так как изучение феномена материнства происходит параллельно в разных областях научных знаний, и единственного теоретического подхода на данный момент не разработано, каждое отдельное исследование открывает разные грани этого сложного явления.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ материнства является чрезвычайно глубоким психологическим явлением, которое начинает формироваться еще до рождения ребенка, и продолжает свое становление в течение всей жизни. Он включает сборные образы матери и ребенка. Они формируются через переживание отношений с собственной матерью; контакты с детьми, особенно младенцами; наблюдение и переживание произведенных в обществе ценностей материнства и детства; собственный опыт переживания беременности и родительства. Под действием личностного и социокультурного опыта (который включает ряд дополнительных факторов: социальный и экономический статус матери, отношения окружающих к беременности, статус матери в культурном сообществе и много других), отдельные переживания, которые включаются в исследуемый образ, получают определенную эмоциональную нагрузку, приобретают ценностный ранг, становятся олицетворением определенного собственного смысла. Таким образом, у человека производится отношение, система установок и ожиданий к материнству. Качество и интенсивность образования всех этих психологических явлений определяет наполнение образа материнства, развитость смысловой сферы относительно этого явления. Развитие образа материнства определяет психологическую готовность к материнству, и перспективе развития отдельных его составляющих (компетентность, эмоциональное сопровождение и др.), идентификацию "Я-сама" из "Я-мать", принятие материнской роли, развития потребностно-мотивационной сферы женщины. Наполнение этого образа определяет привлекательность, желательность, ценность факта родительства. Если удельный вес таких переживаний носит неприятный, болезненный для человека характер, то блокируется формирование потребностно-мотивационной сферы материнства.

Но, даже при самых благоприятных условиях, при формировании этого образа невозможное включение абсолютно всех особенностей реальной ситуации будущего (социальные, экономические, физиологичные аспекты родительства).

  • Социологи рекомендуют возрождать традицию обеда в кругу семьи

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Роль матери и отца на формирование личности ребенка чрезвычайна. Именно от них во многом зависит то, каким вырастет их ребенок, на что будут устремлены его помыслы, какие ценности будут сформированы, как он будет ощущать себя в социуме.

Чаще всего, говоря о влиянии родителей на складывающуюся детскую личность, упоминают о роли отца. От того, каким было отношение отца к сыну или дочери, зависит его будущая успешность, его мироощущение и вся дальнейшая жизнь.

Однако роль матери просто неоценима. Её влияние начинается с самых первых дней существования малыша еще в утробе. Именно тогда закладываются основы психики, и эмоции, которые переживала мать переживались и её будущим ребенком. В подсознании закладывается формирование собственного отношения к своему окружению. Отрицательно влияют на малыша негативные чувства, стресс, переживаемые будущей матерью. Более того, они могут спровоцировать послеродовые осложнения - неврозы, тревожность и прочее.

Когда рядом есть любящая мать

Появившись на свет, малыш начинает обретать новый опыт – познание окружающего мира, обретение собственного опыта. И многое воспринимается малышом именно так, как это видит мать.

Еще не умея общаться со своими родителями с помощью слов, малыш может воспринимать и ощущать на себе отношение своих любимых мамы и папы. Он ощущает заботу, бережное отношение, любовь, а в ответ в крохе вырабатываются привязанность и потребность общаться.

Когда родителей нет

Если же младенец лишен духовной и физической связи со своим главным человеком – матерью – то и дальнейшее происходящее перестает его интересовать. Известное явление, характерное для младенцев, «эффект оживления», когда малыш реагирует на проявленный к нему интерес со стороны взрослого, не наблюдается у тех несчастных малышей, которые вынуждены проводить свои первые месяцы жизни в том мире в Доме малютки, будучи брошенными своими беспечными родителями. С течением времени отставание от имеющих родителей сверстников только увеличивается, а ребенок может и вовсе потерять интерес к постижению мира, в котором его никто не любит.

Мамина защита

Материнская любовь, присутствие матери является для ребенка самым главным. От матери зависит и то, каким будет восприятие себя малышом.

Беззащитный малыш в момент опасности призывает к себе маму, которая ассоциируется им как надежная защита и незыблемость. Он плачет, если мамы нет, а ест только с маминой ложки. Потребность в матери для него весь мир. Он не просто проявляет свою избалованность, он просо ищет точку опоры, с которой начинается формирование целого огромного внутреннего мира ребенка.

Малыш ощущает себя счастливым и уверенным, когда рядом мама. Он уверен в своей максимальной защите от всех и всего, если мама поддерживает его, играет, общается с ним.

Влияние матери касается всех сторон будущей личности. Какое мироощущение будет у ребенка, какие мысли и настроения будут преобладать, какие черты характера возобладают, какими ценностями будет руководствоваться ребенок – всё это зависит от того, какие взгляды имеет его мать и к чему его приучает.

На карте – будущее ребенка

Нужно ли говорить, как важно ощущение малышом контакта со своими самыми близкими людьми – родителями. Для дальнейшего успешного развития уверенной в своих силах многогранной личности, важно иметь обоих родителей. Ведь и отец воспринимается малышом как самый близкий человек, защита, друг, учитель. Вот почему, когда отец не принимает никакого участия в ребенке, тот вырастает менее адаптивным, испытывает затруднения в общении с окружающими, и гармоничную личность, в таком случае, очень сложно.

Стоит ли подвергать ребенка риску? Ведь папа и мама, согласно восприятию малыша, созданы специально для удовлетворения его потребности в развитии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!