Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

В лагерях труда и отдыха отдохнут дети. Как организовать лагерь труда и отдыха

Говоря о значении общественно полезного труда детей в лагере, мы имеем в виду два аспекта. Первый состоит в пользе труда, т. е. в получении конкретного предметного результата произведенной детьми работы. Второй связан с воспитанием и его целью - формированием всесторонней, гармонично развитой личности.

Труд, точнее сказать, воспитание трудом является важным средством для осуществления этой цели. Именно поэтому мы говорим о трудовом воспитании и его задачах. Рассмотрим важнейшие из них.

Необходимо воспитывать в ребенке убеждение, что труд на благо общества является единственной морально оправданной формой существования человека, и одновременно развивать в нем потребность трудиться.

Говоря о роли труда в гармоничном развитии человека, нельзя останавливаться лишь на моральных аспектах, поскольку труд влияет и на умственное развитие личности. Именно в труде человек имеет возможность на практике использовать теоретические знания, всесторонне проверить их. После физического труда появляются здоровая усталость, аппетит, хороший сон, т. е. труд является средством восстановления нервной системы.

Дети, проводящие много времени за партами, нуждаются в физическом труде, чтобы отдохнуть от занятий. Поэтому пребывание в лагере должно быть для детей временем отдыха, который, в сущности, представляет собой чередование физического и умственного труда. При этом следует учитывать возраст детей, их физическое развитие, состояние здоровья, предыдущую физическую подготовку и в зависимости от этого давать посильные задания, которые они действительно способны выполнить.

Надо стремиться создать в лагере такие условия, чтобы дети всегда имели возможность очень хорошо выполнять свою работу, а воспитатели - повод похвалить их.

Очень важно, чтобы ребята делали полезные и нужные вещи, так как сознание необходимости своего труда способствует повышению интереса к работе, помогает преодолевать трудность, усталость, лень. Кроме того, сознание полезности труда развивает здоровое честолюбие ребенка. Это особенно относится к детям, хуже усваивающим теоретические знания, так как дает им возможность доказать на практике, на что они способны.

Желательно, чтобы дети принимали участие в организации и благоустройстве лагеря, поддержании чистоты и порядка в нем. Только тогда они будут считать лагерь своим, научатся уважать труд других, бережно относиться к общественной собственности, а именно в этом и состоит огромное значение участия детей в создании материальных условий лагерей.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Первые дни пребывания в лагере заполнены волнениями и работой. Все советуются, делятся мыслями, предложениями, и лагерь под руками ребят на глазах преображается. Расчищаются площадки, дорожки, подновляются прогнившие ступеньки, ставятся перила, строятся мостики через ручьи и канавки, делаются новые ящики и подставки для цветов. Как грибы после дождя, всюду вырастают новые дополнительные постройки, символизирующие лагерь: флагшток, арка над входом, наблюдательная вышка, сторожевая будка, навесы для дров и инструмента; оформляются стенд пожарной охраны и стенд с образцами узлов, ориентировочная карта лагеря и окружающей местности, стенные газеты, уголок лагерной символики, площадка для костра; навешиваются почтовые ящики; украшается помещение столовой, делаются подсобные приспособления для нее: незамысловатые сушилки, разделочные доски и т. п.; выбирается подходящее место для летнего кино или театра с естественными сценой и кулисами. Какой простор для фантазии и смекалки!

Создаются спортивные площадки, беговые дорожки, площадка для прыгунов из песка или опилок, тир для стрельбы из пневматического ружья, мишени для стрельбы из лука; устанавливаются лагерные термометр, барометр, солнечные или водяные часы. Необходимо также привести в порядок пляжи для купания: расчистить вход в воду, сделать буйки, отремонтировать паром и лодочную пристань, построить водяную горку и вышку для прыжков в воду, плот и др.

В лагерях стационарного типа трудовую деятельность рекомендуется ориентировать на постройки многолетнего пользования. Никогда не давайте рабочее задание детям в форме приказа, без предварительного объяснения. Каждое задание сначала обсудите со всем отрядом, дайте ребятам возможность обдумать детали, поддержите интерес и инициативу детей, создайте впечатление, что они сами решают, как организовать работу и руководить ею.

Только сделанное собственным трудом приносит чувство радости и удовлетворения. Дети могут принимать участие и в более крупном строительстве в лагере, но основная часть работы при этом ложится на вожатого, который организует работу и отвечает за безопасность детей.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Подгорновская средняя общеобразовательная школа

Программа

лагеря труда и отдыха

КРУТО

(команда ребят умеющих трудиться и отдыхать)

Возраст детей: 14 - 17 лет;

Срок реализации: 1 год.

Составитель :

Касаткин Игорь Анатольевич,

заместитель директора по ВР

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1.

Направление программы

Спортивно – оздоровительное, патриотическое, досуговое, трудовое, творческое, социально- адаптационное.

2.

Полное название программы

Программа лагеря труда и отдыха «Круто» при МБОУ «Подгорновская СОШ»

3.

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Подгорновская средняя общеобразовательная школа

4.

Организаторы программы

Педагогический коллектив

МБОУ « Подгорновская СОШ»

5.

Касаткин И.А., заместитель директора по ВР МБОУ «Подгорновская СОШ»

89043740421

6.

Цель программы

Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в период летних каникул, организация каникулярной занятости подростков, трудоустройство.

Организация труда и отдыха учащихся, помощь в укреплении семейной экономики.

7.

Задачи

Закрепление практических навыков сельскохозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период;

Социально – трудовая подготовка через производительный труд, самообслуживание, труд по благоустройству;

Закрепление практических навыков проведения ремонтных работ и работ по благоустройству.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, популяризация здорового образа жизни;

Формирование культуры межличностного общения;

Профилактика безнадзорности, правонарушений подростков.

8.

Ожидаемый результат

Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей;

Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;

Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;

Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка

9.

Место реализации программы

МБОУ «Подгорновская СОШ»

9.

Адрес, телефон

652582 Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкиц район, с. Подгорное,

переулок Кольцевой, 5-6

6-74-24

8.

Количество участников программы

1 смена – 20 учащихся

9.

Возраст участников программы

14 -17 лет

10.

Сроки реализации

1 смена - 03.06.15-26.06.15г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лето – самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы - это время восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Летнее время препровождение это кардинальное изменение процесса формирования личности. Психологи уверяют, что в личностном плане лето - более напряженный период, чем зима.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет ЛТО.

Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.

Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в посёлке как мощная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.

За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

    необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

    обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

    модернизацией старых форм работы и введением новых;

    необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Таким образом, главная идея создания летнего трудового лагеря – помочь учащихся использовать период летнего отдыха для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями. Предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие организаторские способности, приобщить учащихся к трудовой деятельности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.

При разработке программы также учитывалась социальная среда, в которой обитают воспитанники лагеря. Некоторые из них живут в неполных семьях, часть детей – опекаемые.

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в возрастных отрядах с наполняемостью до 20 человек.

Трудовой лагерь при школе организуется из учащихся 8-х и 10-х классов на 18 календарных дней. Каждая бригада работает на различных объектах.

ЦЕЛЬ: Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в период летних каникул, организация каникулярной занятости подростков, трудоустройство. Организация труда и отдыха учащихся, помощь в укреплении семейной экономики.

ЗАДАЧИ:

    закрепление практических навыков сельскохозяйственных работ в процессе благоустройства школы в летний период;

    социально – трудовая подготовка через производительный труд, самообслуживание, труд по благоустройству;

    Закрепление практических навыков проведения ремонтных работ и работ по благоустройству.

    Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, популяризация здорового образа жизни;

    Формирование культуры межличностного общения;

    Профилактика безнадзорности, правонарушений среди подростков.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

    Конвенция ООН о правах ребенка;

    Конституция РФ;

    Закон РФ «Об образовании»;

    Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

    Приказ «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

п/п

Этапы и виды деятельности

Сроки реализации

1

Подготовительный этап

    Работа по подготовке программы

    с педагогическим коллективом:

    проведение совещания с целью заинтересованности педагогического коллектива по вопросам планирования и организации летней оздоровительной кампании;

    издание приказа по школе о проведении летней кампании;

    отбор кадров для работы в лагере труда и отдыха;

    прохождение медицинского осмотра членами педагогического коллектива;

    прохождение инструктажа по технике безопасности.

    с родителями:

    проведение родительских собраний в

1- 10-х классах по планированию летней занятости детей;

    проведение анкетирования.

    с учащимися:

    проведение анкетирования;

    оформление документации.

    Разработка документации

    положение о лагере

    социальный паспорт лагеря

    штатное расписание

    график работы персонала

    изучение документов по технике безопасности

    составление должностных инструкций

    приказ об открытии лагеря, составление списков отрядов

апрель – май

апрель – май

3.Подготовка территории и помещений для работы лагеря

    генеральная уборка помещений и подготовка их к открытию лагеря

    определение фронта работ и подготовка необходимого

Май-июнь

Организационный этап

    Составление списков отрядов

    Подготовка к дальнейшей деятельности по программе

Май-июнь

2

Основной этап

    Реализация основных положений программы

Июнь

3

Заключительный этап

    Психолого –социально - педагогический анализ результатов летней оздоровительной кампании

Август – сентябрь

СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ

Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из регионального бюджета, фонда социального страхования и родительской платы.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 14 - 17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, опекаемых, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отрядах до 20 человек.

ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОГРАММЫ

В разработке программы приняли участие педагогический коллектив школы, Лидеры школьного самоуправления, члены родительской общественности, специалисты служб и учреждений района:

    • Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого района

    МБОУ «Подгорновская СОШ»

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

    Территория, помещения. При работе лагеря используется территория МБОУ Подгорновская средняя общеобразовательная школа, спортивная площадка, медицинский кабинет, кабинеты: комната отдыха, кабинет информатики, библиотека, спортивный зал.

    Оборудование. Для успешной реализации программы используется:

    Перчатки для сельскохозяйственных работ

    Садовый и уборочный инвентарь

    Спортивный инвентарь

    Аппаратура

    Предметы быта

П/П

ТЕРРИТОРИЯ,

ПОМЕЩЕНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1.

Кабинеты

Комната отдыха,

игровая

Начальник лагеря,

воспитатели,

технический персонал

2.

Спортивный зал

Занятия спортом,

Соревнования,

Линейка (в случае плохой погоды)

Физрук

3.

Спортивная площадка

Линейка, проведение спортивных соревнований, игр

Физрук

4.

Школьный двор

Работы бригады «Ландшафтный дизайн»

Начальник лагеря, воспитатели

5.

Фойе школы

Праздничные мероприятия, репетиции

Воспитатели, администрация лагеря

6.

Медицинский кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Медицинский работник

7.

Школьная библиотека

Литература для детей и воспитателей

Библиотекарь

8.

Кабинет информатики

Проведение мероприятий

игры

Администрация лагеря

9.

Школьная столовая

Завтрак, обед

Работники столовой

10.

Комнаты гигиены

Туалеты, раздевалки

Начальник лагеря,

воспитатели,

технический персонал

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В реализации программы участвуют:

    Начальник лагеря, руководитель программы;

    Заведующий хозяйством;

    Учитель по физкультуре;

    Воспитатель;

    Библиотекарь.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;

    отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей учащихся;

    обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;

    единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Наличие необходимой документации

    Программы деятельности и план работы на смену

    Проведение инструктивно-методических совещаний

    Памятки и инструктивные карты для воспитателей

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление деятельности

Формы работы

Нравственно-этическое

Часы общения

Этические праздники и игры

Художественно-эстетическое

Праздники

Конкурсы

Спортивно-оздоровительное

Утренняя зарядка

Соревнования

Эстафеты

Общественно-полезная деятельность

Озеленение школьного двора

Трудовые десанты

Экологические десанты

Досуговая деятельность

Коллективно-творческие дела в соответствии с планом-сеткой

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        • Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей;

  • Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря;

    Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения;

    Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка.

Направление

Ожидаемые результаты

Критерии

Методы

Патриотическое

    Формирование интерес к истории своей «малой родины», чувства патриотизма и любви к своему родному краю.

    Расширение кругозора детей через изучение краеведческого материала.

    Умение работать с литературой, самостоятельно собирать информацию.

    Приобретение знаний о значимых событиях, людях, истории своего края.

    Включенность участников программы в социально значимые акции.

Педагогическое наблюдение, беседы, анкеты, соревнования, игры – турниры. Посещение городского краеведческого музея.

Выставки детских работ.

Спортивно-оздоровительное

    Укрепление физического и психического здоровья детей.

    Привитие положительного отношения к здоровому образу жизни.

    Знание элементар­ных правил личной гигиены.

    Сформированная осознанная потреб­ность в ежедневной утренней зарядке

    Знание элементар­ных правил личной безопасности.

    Снижение уровня заболе­ваемости.

    Отсутствие травматизма.

    Выполнение режи­ма дня, знание основ правильного питания.

    Знания об отрица­тельном воз­дей­ствии на здо­ровье курения, алко­голя, наркотиков и др.

    Знания об опасных для жизни и здо­ровья ситуациях; уме­ние правильно пове­сти себя в такой ситу­ации (правила поведения с незна­комым взрослым, на проезжей части и т.д.)

Антропометрические показатели.

Педагоги­ческое наблюдение.

Анкетиро­вание.

Досуговое

    Организация

полноценного

культурного досуга воспитанников.

    Возникновение потребности в организации своего свободного времени, полноценного досуга.

    Желание участия в мероприятиях.

    Количество участников мероприятий.

    Инициатива в организации детьми интересных дел и мероприятий.

    Ребенок - активный участник массо­вых мероприятий.

Рефлексия после всех мероприятий и дел (обсуждение, оценивание, планирование с учетом пожеланий воспитанников).

Анкетирование.

Беседы.

Творческое

    Приобретение новых и совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков в творческой деятельности.

    Расширение общего кругозора, раскрытие новых творческих способностей.

    Саморазвитие детей и подростков.

    Желание детей принимать участие в работе кружков.

    Выставочная деятельность, качество представленных на выставку изделий, поделок.

    Личная заинтересованность в проведении КТД.

    Желание детей и после смены заниматься выбранным видом творческой деятельности.

Наблюдение.

Выставки: уровень работ, количество работ.

Участие в конкурсах и концертах.

Уровень проведения КТД.

Социально- адаптационное

    Развитие навыков разно­возрастного общения, этич­ного поведения в слож­ных жизненных ситуациях.

    Создание временного коллектива с характеристиками доброжелательности, терпимости, взаимного уважения во взаимоотноше­ниях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением.

    Приобретение опыта общения во вновь созданных временных коллективах.

    Умение совместно работать и отдыхать.

Расширение круга общения, в т.ч. со старшими по возрасту. Выбор этичных вариантов поведения.

    Доброжелательность, отзывчивость, взаимопо­ни­мание, проявление чутко­сти к людям.

    Организованность и активность детей отряда.

Педагогическое наблюдение.

Беседа.

Анкетирование.

Трудовое

    Приобретение трудовых практических умений и навыков.

    Уход за растениями на пришкольном участке.

    Количество и качество проводимых трудовых мероприятий.

    Прополка сорняков, рыхление, прореживание, полив.

Наблюдение.

Смотр объектов труда.

Оценка деятельности труда.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ИНДИКАТОРЫ) ПРОГРАММЫ

1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов.

2. Наблюдение за участием детей в деятельности отряда.

3. Медицинский осмотр учащихся.

4. Психологические тесты.

5. Ежедневная рефлексия в отряде и лагере.

6. Оформление фотогазеты.

ПЛАН РАБОТЫ ЛАГЕРЯ ТРУДА И ОТДЫХА С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ « КРУТО» 3.06.26.06.2015г.

Мероприятие

1 день

(3.06.15)

Открытие лагеря труда и отдыха

Инструктаж по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности, ПДД

Распределение обязанностей среди обучающихся.

Выбор органа детского самоуправления - Совет лагеря

Определение законов лагеря

Знакомство с режимом, планом работы, анкетирование

Конкурсно - игровая программа, посвященная Дню защиты детей

2 день

(4.06.15)

Просмотр фильмов на патриотическую тему: художественных,

документальных.

3 день

(5.06.15)

- «Трудовой десант» – благоустройство цветника

Оформление летописи Лагеря

Беседа по ЗОЖ

4 день

(8.06.15)

- «Трудовой десант» – ремонт изгороди пришкольного участка

Мероприятия в рамках Международного дня друзей

Технологические игры на сплочение коллектива.

5 день

(9.06.15)

Выезд в г. Ленинск-Кузнецкий.

6 день

(10.06.15)

- «Трудовой десант» – благоустройство территории школы

Оформление летописи Лагеря

Спортивные игры: волейбол

7 день

(11.06.15)

- «Трудовой десант» – работа по дизайну школьного двора.

Беседа по ПДД

Соревнования по настольному теннису. Конкурс флэшмобов.

8 день

(12.06.15)

- «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке

Оформление летописи Лагеря

Спортивные игры: футбол

9 день

(15.06.15)

«Трудовой десант» – ремонт мебели, уборка классов.

Оформление летописи Лагеря

Турнир по шахматам и шашкам.

10 день

(16.06.15)

- «Трудовой десант» – благоустройство спортивного городка

Просмотр фильмов документальных, художественных и других, пропагандирующих здоровый образ жизни, анкетирование подростков на тему «Профилактика наркомании. Мое отношение к алкоголизму и наркомании»- ролевые игры.

11 день

(17.06.15)

- «Трудовой десант» – работа на пришкольном участке

Беседа по ПДД

Спортивные игры: пионербол

12 день

(18.06.15)

Оформление летописи Лагеря

Посадка зеленых насаждений вокруг школы.

Экскурсия в г Ленинск-Кузнецкий (посещение краеведческого музея)

13 день

(19.06.15)

Оформление летописи Лагеря

Произвести побелку стволов деревьев

14 день

(22.06.15)

День памяти и скорби. Возложение цветов к обелиску воинам. погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Коллективно-творческое дело «Одна школа - одна страна» Диагностика уровня сплоченности коллектива

15 день

(23.06.15)

- « Трудовой десант»- работа на пришкольном участке

Выезд в г. Ленинск-Кузнецкий

16 день

(24.06.15)

- Благоустройство территории школы

Марафон здоровья. Снятие антропометрических показателей

17 день

(25.06.15)

Дела заключительного периода

Беседа по ПДД

18 день

(26.06.15)

Прощание с Лагерем

Концерт «До новых встреч!»

Ярмарка «Волшебный сундучок», награждение воспитанников памятными подарками. Подведение итогов смены

ЗАКОНЫ ЛАГЕРЯ

    ЗАКОН ДРУЖБЫ

Отряд - это сила, отряд - это мощь,

Когда есть кому в коллективе помочь.

Скажу без утайки, ребята, без лести:

Где слаб я один, там сделаем вместе!

    ЗАКОН ЧЕСТИ

Работай с отдачей, добросовестно, честно,

Тогда результат всем понятен, известен:

Цели добьешься, порадуешь всех.

Ждет же отряд твой - только успех!

    ЗАКОН ДОСТИЖЕНИЙ

Пусть порой не хватает сноровки -

Овладеем наукой труда!

Наш отряд в рабочей спецовке

Не отступит с пути никогда.

    ЗАКОН НЕРАВНОДУШИЯ

Если искренне желаешь свое счастье обрести,

Мимо страждущих и слабых ты старайся не пройти.

Подари кусочек сердца людям, городу, друзьям.

Пусть душа твоя стремится только к праведным делам.

    ЗАКОН ТРУДА И ОТДЫХА

Если все ж устал ты вдруг,

Сделай паузу, мой друг.

Ты с отрядом отдохни:

Конкурс, игры проведи.

Пообщайся неформально -

Это тоже актуально.

Ведь работать веселей,

Когда рядом сто друзей.

Анкета для подростков, желающих работать в трудовом лагере:

Ф. И.О._____________________________________________________

Школа_______________________________________Класс ____________

Адрес__________________________________________________________

Возраст и дата рождения._________________________________________

Контактные телефоны (домашний, сотовый)_________________________

Ф. И.О. родителей, их сотовые, рабочие телефоны.____________________

Есть ли у вас опыт трудовой деятельности? Где? Когда?_______________

Какие виды работ для вас предпочтительнее? _________________________

Какими специальными умениями и знаниями вы обладаете? Расскажите о них подробнее:

/Работа на приусадебном участке _____________________________________

/Работа на компьютере (какими программ. владеете, скорость печати и т д.)/_

/Оформительская деятельность (занимались в кружке ИЗО, др.)/___________

/Занимаетесь декоративно-прикладным творчеством/_____________________

/Другое ___________________________________________________________

Ваши планы в учебном плане на будущее_______________________________

Ваши планы в профессиональном плане на будущее_____________________

Спасибо за сотрудничество!

- Ты нам очень помог!

Успехов в работе!!!

Везенья с погодой!

Итоговая анкета

Дорогой друг! Вот и закончилась лагерная смена. Нам было очень интересно работать с тобой. Надеемся, что и тебе не было скучно с нами.

Погасли свечи, закончился день,

А с ними и смена…

Пора расставаться…

Все, что случилось, скрывается в тень.

Что ты о смене можешь сказать?

Нам бы хотелось очень узнать!

Ответив на эти вопросы, ты поможешь нам подвести итоги смены.

1. Из ребят мне было интересно общаться с ____________________________.

2. Из взрослых мне было интересно работать с _________________________.

3. Самые запоминающиеся мероприятия это____________________________.

4. Я участвовал в __________________________________________________.

5. А ещё хотел бы поучаствовать в ___________________________________.

6. Я научился_______________________, благодаря_____________________.

7. В этой смене мне не понравилось___________________________________.

8. Хотел бы ты ещё раз попасть в наш лагерь? __________________________

Почему?__________________________________________________________.

9. Хотел бы ты продолжить общение с кем-либо после смены?____________.

10. Я бы хотел изменить_____________________________________________.

11. Если хочешь, ты можешь подписаться _____________________________.

Организация трудовой деятельности

Задачи:

1.Включать формы трудовой деятельности, отражающие суть « лепестков» школьной детской организации « Лидер»: «Сами с усами!», « О! Спорт! Ты – мир!», « Мы любим искусство!» и др .

2. Выбирать объекты труда, исходя из половозрастных и психофизических особенностей детей.

3.Организовать соревнования в детских коллективах на основе сотрудничества и соуправления.

4. При подведении итогов выполнения трудовых заданий основываться на принципах гласности, объективности, систематичности.

5.Соблюдать охранительный режим, оптимальную нагрузку через индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам.

6. Соблюдать правила техники безопасности и основ безопасной жизнедеятельности.

Содержание:

    Работа на пришкольном участке по выращиванию овощей для нужд школы.

Обязательны при организации общественно-полезного труда:

    учет физиологических и половозрастных особенностей;

    четкое разъяснение трудовых поручений;

    проведение инструктажа по технике безопасности,

    четкое распределение времени;

    мотивирование;

    создание положительного эмоционального настроя («ситуация успеха»);

    подведение итогов.

2.Общественно-полезная трудовая деятельность, включающая в себя:

- повседневную заботу о чистоте, озеленении и благоустройстве закрепленного участка школьной территории;

    трудовые десанты: «Зеленая, чистая улица». «Цветущий двор», операции: «Уют», «Чистюля» и др.

3.Самообслуживающий труд:

    дежурство в столовой, в лагере.

Обязательное условие - присутствие медицинского работника на трудовых десантах и во время работы на пришкольном участке (план трудовых мероприятий прилагается).

План трудовых мероприятий

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Труд на пришкольном участке (посадка, прополка овощных культур)

Понедельник-пятница 1-1,5 часа ежедневно

Воспитатели, мед. персонал, учителя с/х труда

2

Уборка закрепленных территорий в лагере

Ежедневно

Воспитатели

3

Дежурство в жилых помещениях и на ответственных постах

Ежедневно

Воспитатели

4

Проведение инструктажей по ОТ и ТБ

По мере необходимости

Воспитатели, начальник лагеря

5

Операция «Чистюля», «Уют»

2 раза в неделю

Воспитатели

6

Озеленение территории школы (ремонт и закладка клумб)

В течение месяца

Учителя с/х труда

7

Трудовые десанты: «Мы знаем - парку быть…»

По плану досуговых мероприятий

Организатор, воспитатели

Реализация Программы «Лето -2006 «Солнышко» .

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Корректировка программы летнего отдыха детей

До 20.04.

Зам. дир. по воспит. работе, вожатая

2.

Подготовка банка методических разработок и других занимательных материалов для организации досуга на безе школьной библиотеки.

До 30.05

Библиотекарь, организатор

3.

Подготовка материально-технического обеспечения, Т.С.О.

До 30.05

Зам. дир. по воспит. работе

4.

Проведение «пятиминуток» с воспитателями, организатором, мед. персоналом

Еженедельно

Зам. дир. по воспит. работе, вожатая, воспитатели

5.

Подготовка уголков соревнований, отрядных уголков

До 30.05-

(I смены)

    1. - 3.07

(II смены)

Организатор, воспитатели

6.

Работа по плану блоков: «оздоровление», «организация досуга», «организация трудовой деятельности».

В течение всех смен

Сотрудники летнего лагеря

Подведение итогов

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Изучение интересов и потребностей детей (анкетирование, собеседование)

До 25.05

Организатор, воспитатели

2.

Обработка результатов по блокам: «Оздоровление», «Трудовой», «Досуговый»

В конце каждой смены

Зам. дир. по воспит. работе, вожатая

3.

Диагностика удовлетворенности досуговыми мероприятиями

После каждого мероприятия (дня)

Организатор

4.

Аналитические справки по реализации задач содержательных блоков.

Конец каждой смены

Мед. работники, организатор, начальник лагеря

5.

Подведение итогов пр ебывания в « Солнышко».

Конец каждой смены

Организатор

6.

Представление аналитического отчета в УО по итогам лагеря

По требованию.

Зам. дир. по воспит. работе

Писная Елена Геннадьевна,учительанглийского языка,МБОУ «СОШ № 149»,г. Нижний Новгород[email protected]

Кузина Оксана Юрьевна,зам.директора по УВР, учитель русского языка и литературы,МБОУ «СОШ № 149»,г. Нижний Новгородк[email protected]

Алесар Любовь Владимировна,педагогпсихолог, МБОУ «СОШ № 149»,г. Нижний Новгорода[email protected]

Лагерьтруда и отдыха как форма социализации личности подростка

Аннотация. В статье раскрывается какна основе социально значимой полезной деятельностиможносформироватьсамооценку, самосознание, потребность подростка в общении и самоутвержденииврамках лагеря труда и отдыха.Ключевые слова: проектная деятельность, система кружков,социальнозначимая трудовая,познавательная и творческая деятельность.

Понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом.По Пиаже, «социализация это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей» .И.С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность».Г.М. Андреева дает более полное определение: «Социализация двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».Среди всех изменений, происходящих в современном обществе, самое опасное по последствиям это превращение нашегообществав общество потребления, что выражается в деградации смыслов труда, социальнойпассивностью индивидов, дефицитом неденежных мотиваций в поведении и поступках людей. Распространение потребительской идеологии как базовой философии жизни, вызываетдеформацию практически всех институтов и механизмов социализации, в том числе и образования. Очевидное подтверждение этому переход многих школьных сообществна язык так называемых« образовательных услуг», чтосамо по себе нечто невозможное, противоречащее самому духу воспитания. Опираясь на системно деятельностный подход, мы поделили весь период взросления ребёнка на «ведущие виды деятельности», но не включили в их число продуктивную трудовую жизнь. В содержании школьной жизни ребёнка есть всё, кроме тренировки привычки к труду,а в школьной инфрастуктуре нет ни намёка на воспитывающее призводство.и это ещё одна грань всеобщей инфантилизации населения..Таким образом,уровень социализированностиподростков определяется типом образовательной среды, а именно: теми условиями и возможностями конкретной среды, которые способствуют развитию активности (или пассивности) подростка и его личностной свободы (зависимости).Образовательная среда школы является условием и фактором социализации и развития личности подростков, и от того, насколько школьная среда способна удовлетворить весь комплекс потребностей подростка и сформировать у него систему социальных ценностей, зависит успешная социализация личности иее активное включение в социальнозначимую деятельность» .Важноевлияние в воспитании детей играет досуговая занятость детей и в этом огромная роль отводитсяконкретным педагогическим системам, в том числелетним лагерям, которыеспособнырешать проблемы социальной адаптации подростков, организации здорового образа жизни, развития их позитивной активности. Уже не первый год в школе действует немного забытая в наши дни форма организации отдыха детей в летнее время ‬лагерь труда и отдыха для подростков 1416 лет. Чтобы заинтересовать детей этого возраста пришлось немало потрудиться. Задача педагогов состояла в том, чтобы найти такие формы работы, которые бы позволили почувствовать подросткам свою социальную значимость.Ведь период ранней юности это период самоопределения (социального, личностного, профессионального, духовнопрактического).Как известно, трудовая деятельность предполагает преобразование окружающей действительности и является важным фактором социализации личности,т.кс одной стороны, трудв силупсихофизиологических особенностей подростков, даёт выход энергии а с другой стороны, завершается конкретным, зримым и ощутимым результатом, способствует формированию общетрудовых умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду.Вовторых, в программе лагерной смены создаются условия для воспитания Человека Культуры, знающего и уважающего традиции и культуру своего народа, а так же интернациональных элементов культуры. (этому способствует система деятельности кружков по интересам: лингвострановедческого, театра моды, ландшафтного дизайна). Отсюда проистекает и цель программы: «Организация занятости и отдыха подростков, приобщение ихк традициям отечественной и интернациональной культурычерез создание благоприятной среды для реализации созидательных потребностейна основе социальнозначимой трудовой,познавательной и творческой деятельности».Задачи:1.Организовать трудовые бригады по основным направлениям деятельности лагеря трудаи отдыха2.Формировать гражданскую позицию к традициям и историческому прошлому России, нравственное отношение к культуре ее народов, развивая чувство уважения к старшему поколению.3.Воспитыватьтолерантноеотношение к другим культурам и друг к другу.4.Способствовать социальной адаптации личности подростков черезвоспитание в детях здорового духа соперничества, реализацию потребностей детей всамопознании и здоровом образе жизни.5.Развивать творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность.

Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой среды, в которой каждый подросток чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализациина пользу себе и людям, обретал бы опыт жизненного сознательного успеха,которое составляетосновную задачу юношеского возраста..Новизна программы состоит в том, что полученные знания окультурных особенностях носителей языка, их привычках, традициях,социальных условностях и ритуалах;знания норм поведения и этикета, включая способы вербального и невербального контакта, способствовалиприобщению к культурным ценностям разных стран ивоплощеныв практической деятельностипо созданию элементов ландшафтного дизайна Великобритании, Японии, России, что послужилоразвитию созидательных потребностей детейи способствовалореализации творческих потребностей детей в самовыражении.Ещё на этапе формирования был проведён мозговой штурм « Ау нас во дворе», результатом которого стал проект « Все страны в гости к нам», при разработке которого ребята провели исследование о видах цветников, ландшафтных стилях, сделали зарисовки.Таким образом, создалась положительная мотивация деятельности. А если у ребят появилась цельукрасить, благоустроить свой школьный двор, сделать его непохожим ни на один другой,значит это можно рассматривать как активное включениеподростковв социальнозначимую деятельностьОдним из условий воспитывающей деятельности в лагере является высокая мотивированность побуждение, инициирующее целевую активность ребят: Ради чего организуется действие? Во имя чего достигается цель? Из общеизвестного веера мотивов (страх, корысть, престиж, принуждение, естественные потребности…) три безусловны и безупречны в системе воспитания духовной культуры подростка ‬это мотивы: нравственный (благо для другого); познавательный (хочу знать истину); эстетический(чтобы было красиво).

Смысл мотивационного подхода состоит в том, чтобы подросток сам включался в деятельность, проявляя активность, самостоятельность, инициативу. Схема процесса мотивации: → самосознание(кто я? Какой я?) → самоопределение (чего хочу?) → самовыражение(как это сделать?) → самоутверждение (могу это!) → самореализация(делай так!) → саморегуляция(могу изменяться и изменяюсь!).Влияние мотивационной основы деятельности на её результативность ‬один из важных аспектов при организации воспитывающей деятельности, которые учитываются нашим педагогическим составом, работающим в лагере труда и отдыха школы, а именно: влияние успеха и неудачи на силу и устойчивость мотивов, соревнование как стимулирующий фактор, влияние общественного мнения, наличие конкретной цели,

Наличие перспективы..При организации воспитательного процесса мы исходим из того, чтопозитивное отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную социальнообщественную работу, осознание ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач. Особенностью нашейшколы является то, что отношения между преподавателями и учениками основаны на взаимопонимании, доверии, разумной требовательности. Деятельность лагеря является продолжением воспитательной системы школы, в центре которой стоит личность,которая по словам Сухомлинского«Маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания». Вотпочему наш лагерь получил название « РОСТКИ» Но так как мы говорим о развивающейся личности подростка, то смысл названия можно расшифровать следующим образом: Развиваем

Ответственность, СамостоятельностьТрудолюбие,

Креативность, Инициативность

Работа лагеря труда и отдыха в МБОУ СОШ №149 основана на соответствии следующих принципов отношения к отдельной личности и функционирования всей воспитательной системы в целом.Принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; ориентация наумение выстраивать диалогические отношения.Принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.Принцип «собственного воспитания» процесс воспитания «встроен» в саму жизнь и культуру коллектива, протекает в условиях конкретной трудовой деятельности.Принцип гармонизации: нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями.Принцип ненасилия: исключение насильственного вторжения в личностную сферу каждого ребёнка.Сегодня особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным» .Опираясь на концепцию Г.К.Селевко и А.И.Шемшуриной о влиянии воспитания на развитие личности ребёнка, делаем акцент на его внутренние механизмы самоизменения к успеху, стремления к самоопределению, самовоспитанию, нравственной самооценке и самосовершенствованию.Основное содержание программы лагеря труда и отдыха «Ростки» включает в себячетыре тематических блока, ключевыми компетентностями или ценностными ориентирами которых является проявление «япозиции» подростка в принятии социальных ролей: «яСозидатель», «яРоссиянин», «яЗемлянин»,«яЛичность» Каждый тематический блок содержит основные направления деятельности и ориентирует участников программы на приобщение кобщечеловеческим ценностям через систему трудового,патриотического, культурологического и социальнопедагогического воспитания.Для того, чтобы ребята получили широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и людям, трудовая деятельность была организована в трёх бригадах: « Юные экодизайнеры» реализовывали социальныйпроект, направленный на благоустройство школьной территории«Все страны в гости к нам»«Историки» воплощали в жизнь социальнопедагогический проект, направленный на обновление материалов школьного музея«Мы память в сердце сохраним»«Гайдарики» реализовалисоциальнопедагогический проект,«Творим добро своими руками»направленный на оказание помощи детскому саду, библиотеке, дому престарелых). Таким образом, организация и занятость подростков в летнем лагере труда и отдыха в МБОУ СОШ №149 вносит свой вклад в гармонизациюличностных устремлений и способностей подростков с общественными потребностями и интересами. Аблагодаря организации разнообразной деятельности учащихся, индивидуальному воздействию на каждого ученика, достигается и общий благоприятный психологический климат.Как видим.. условия лагеря с продуманной системой социальнопсихологической адаптации личности подростков через самореализацию, самопознание, саморегуляцию способствуют формированию личностной культуры, мотивации к ЗОЖ.Результаты работы лагеря:

расширение социального опыта участников программы;

формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга; вырабатывание навыков ручного и общественнополезного труда; формирование осознанного отношения к себе,как к части окружающего мира.Таблица 1МониторинговаякартапрограммыТИП МЕТОДИКИНАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИНАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ,СБОР ИНФОРМАЦИИ

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД)Анкетирование

Сбор и анализ информации

Анкетирование, тренинг, беседы

Рисуночный тест

Наблюдение

изучение интересов и потребностей ребенка

Получение первичной информации обучающихся, условиях семейного воспитания

Изучение мотивации участия в деятельности лагеря

Получение информации о качествах и поступках ребенка черезегосамохарактеристику

Изучение направленности ребенка

изучение самооценки ребенка

Получение информации о характере ребенка

Степень включенности каждого ребенка в деятельностьАнкетирование "Будем знакомы" (в планах воспитателей)

Социальный паспорт лагеря Анкетирование «Почему я пришел в лагерь?» Психодиагностика «Разбуди в себе лидера»

(в планах психолога)

Методика исследования самооценки ДембоРубинштейн(в планах психолога)

Конструктивный рисунок человечка из геометрических фигур (в планах психолога)Опросники «Насколько ты воспитан?», «Какой я?» (в планах психолога)

Планы и журналы воспитания (воспитатели)

ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (ОСНОВНОЙ ПЕРИОД)

Мониторинг карта

Цветопись настроения.

Рисуноксимвол, индивидуальная и групповая работа

Ролевые, интерактивные игры и деятельность на взаимодействие

Изучение продуктовдеятельности детей,Получение условной оценки степени развития коллектива “на сегодня”Получение информации о настроении ребенка

выявление эмоциональных состояний ребенка

Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу, взаимодействие со сверстниками

изучение потребностей и интересов «Карта путешествия лагеря»В планах отряда (под контролем психолога)«Карта настроения» работа психолога

(в планах воспитателя)

Ведение «летописи наблюдение, анализ

Демонстрация творческихдостижений участников программыребенка,

Получение обратной связи

Выявление проявления творческой активности детей отрядов», Информация в отрядных уголках(органы детского самоуправления и бригадиры под контролемвоспитателей)Концерты, выставки, творческиеи поисковые задания (в планах воспитателей) ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

Рефлексия

Анкетирование,беседы

Наблюдение, фиксирование антропометрических показателей, анализОпределение развитияличности и коллектива: анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делахПодведение итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делахПолучение информации о том, почему ребёнку понравилось пребывание в лагере

Выявлениестепени удовлетворенности организацией лагерной смены

Выявление степени сохранения здоровья и оздоровления детей«карта личностного роста»;

Анкета«что дал мне лагерь», тест «незаконченное предложение»(интервью с участниками смены) " чем мне запомнилась лагерная смена»

Лагерь труда и отдыха - распространенная ранее форма организации общественно полезного труда старшеклассников. Учащиеся старших классов городских школ работали в лагерях труда и отдыха только в летнее время и, как правило, в сельскохозяйственном производстве. Основная задача лагеря - воспитать у школьников любовь и уважение к труду, развить их общественную активность.

Лагеря труда и отдыха создавались на базе колхозов , совхозов , лесхозов, а также на промышленных предприятиях, учебно-производственных комбинатах, в сферах обслуживания. Их создавали отделы народного образования, обкомы и райкомы профсоюзов совместно с базовыми предприятиями и комсомольскими организациями.

Сельскохозяйственное предприятие, на базе которого организуется лагерь, создавало необходимые условия для труда и отдыха школьников: выделяло для жилья здание, обеспечивало постельными принадлежностями, хозяйственным, культурным и спортивным инвентарем, организовывало питание. Многие хозяйства строили и оборудовали для школьников стационарные лагеря со спальными корпусами, душевыми, столовыми, спортивными площадками. Были и палаточные лагеря. Иногда учащихся размещали в сельских школах, интернатах, общежитиях. Многие школьные коллективы поддерживали связи с одними и теми же колхозами или совхозами.

Продолжительность рабочего дня зависит от возраста школьников и вида работ, но не превышает 4 ч. Учащиеся допускаются к работе только после занятий по технике безопасности.

В лагере организуется соревнование между коллективами учащихся (бригадами, отделениями, звеньями) и между школьниками. В обязательствах по соревнованию основное внимание уделяется качеству работы, культуре труда, строгому соблюдению техники безопасности, трудовой дисциплине, организации культурно-массовой и спортивной работы.

Высший орган самоуправления в лагере труда и отдыха - общее собрание. Текущей работой руководит совет (штаб) во главе с председателем (командиром). Совет распределяет работу между бригадами, организует соревнование, дежурство и самообслуживание в лагере, участвует в разработке распорядка дня, проводит политико-воспитательную, культурно-массовую, спортивную работу. В лагере создается педсовет, который решает вопросы производственной и воспитательной работы. Работой педсовета руководит начальник лагеря.

За выполненную работу школьники получают вознаграждение в соответствии с действующим законодательством. Не более 50% заработанных учащимися средств идет на возмещение затрат по содержанию лагеря, остальные расходы распределяются по решению общего собрания.

Лагеря труда и отдыха впервые стали создавать в 1965–1967 гг. в Донецкой, Московской и ряде других областей на базе колхозов и совхозов. Летом 1981 г. в стране действовало около 29 тыс. лагерей труда и отдыха, объединявших около 3 млн школьников.

В некоторых областях РСФСР, Украины, Казахстана ежегодно проводились смотры-конкурсы лучших лагерей труда и отдыха. По итогам летней трудовой четверти лагеря награждались призом ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР, ВЦСПС «Герои труда - лучшему лагерю труда и отдыха», вымпелом ЦК ВЛКСМ «Лучшему лагерю труда и отдыха».

Лагерь труда и отдыха - наиболее распространенная форма организации общественно полезного труда старшеклассников. Учащиеся 7-10 классов городских школ работают в лагерях труда и отдыха только в летнее время и, как правило, в сельскохозяйственном производстве. Основная задача лагеря - воспитать у школьников любовь и уважение к труду, развить их общественную активность .

Лагеря труда и отдыха создаются на базе колхозов, совхозов, лесхозов, а также на промышленных предприятиях, учебно-производственных комбинатах, в сферах обслуживания. Их создают отделы народного образования, обкомы и райкомы профсоюзов совместно с базовыми предприятиями и комсомольскими организациями.

Сельскохозяйственное предприятие, на базе которого организуется лагерь, создает необходимые условия для труда и отдыха школьников: выделяет для жилья здание, обеспечивает постельными принадлежностями, хозяйственным, культурным и спортивным инвентарем, организует питание. Многие хозяйства строят и оборудуют для школьников стационарные лагеря со спальными корпусами, душевыми, столовыми, спортивными площадками. Бывают и палаточные лагеря.

На участке, закрепленном за школьниками, выросла хорошая капуста.

Иногда учащихся размещают в сельских школах, интернатах, общежитиях. Многие школьные коллективы поддерживают связи с одними и теми же колхозами или совхозами.

Сбор урожая яблок (Закарпатская область).

После работы каждый занимается любимым делом.

Продолжительность рабочего дня зависит от возраста школьников и вида работ, но не превышает 4 ч. Учащиеся допускаются к работе только после занятий по технике безопасности.

В лагере организуется соревнование между коллективами учащихся (бригадами, отделениями, звеньями) и между школьниками. В обязательствах по соревнованию основное внимание уделяется качеству работы, культуре труда, строгому соблюдению техники безопасности, трудовой дисциплине, организации культурно-массовой и спортивной работы.

Высший орган самоуправления в лагере

В летние каникулы многие школьники работают в лагерях труда и отдыха, в ученических производственных бригадах, помогая взрослым на полях, в садах, на животноводческих фермах.

Детский труд в нашей стране запрещен и разрешается только, когда он связан с обучением или воспитанием. Но и в этом случае существуют ограничения. По времени труд подростков строго регламентирован: не больше 4 ч в день. К работе в лагерях труда и отдыха, в ученических производственных бригадах допускаются только школьники, не имеющие медицинских противопоказаний. Учащиеся не допускаются к ряду работ в сельском хозяйстве, в том числе к обслуживанию сельскохозяйственных машин, но есть исключение: трактористом разрешается работать с 17 лет с ограниченной продолжительностью рабочей недели.

Школьникам запрещены работы с пестицидами.

Сам труд, физическая нагрузка должны соответствовать возрасту школьников. При работе необходимо соблюдать правила техники безопасности и не пренебрегать элементарными предосторожностями.

Пользуются только острым и исправным инструментом. Ручки и рукоятки должны быть тщательно обработаны и не иметь трещин и других неровностей, которые могут повредить руки. Инструмент используют по назначению, применяя безопасные приемы труда. Особой осторожности требует обращение с колющими и режущими предметами: тяпкой, граблями, сучкорезом.

Нельзя загрязнять ручки и рукоятки, прятать инструмент в траву, посевы, кучи травы или сорняков, копны сена или соломы и т. д. Во время перерывов в работе инструмент необходимо складывать в отведенном месте.

Запрещается (даже на короткое время) класть грабли, вилы и маркеры зубьями вверх. Работая вилами, граблями и тяпкой, необходимо быть осторожным, наблюдать за работающими рядом товарищами и действовать так, чтобы случайно не нанести им удара: выдерживать разрыв безопасности.

Во время работы лопатой, тяпкой нужно надевать жесткую и закрытую обувь. Нельзя работать босиком, в босоножках, в тапочках и в обуви, которая легко снимается. При длительном пребывании на солнце нельзя работать без головного убора.

В зоне работы машинно-тракторных агрегатов и в местах, где могут передвигаться тракторы и автомобили, запрещается отдыхать в высокой траве, в борозде, в кустах, в копнах соломы или сена, на обочинах дорог. Выбранное место отдыха людей отмечают днем хорошо видными вешками, а вечером - фонарем (но не костром: он может потухнуть).

тивную работу. В лагере создается педсовет, который решает вопросы производственной и воспитательной работы. Работой педсовета руководит начальник лагеря.

За выполненную работу школьники получают вознаграждение в соответствии с действующим законодательством. Не более 50% заработанных учащимися средств идет на возмещение затрат по содержанию лагеря, остальные расходы распределяются по решению общего собрания.

Лагеря труда и отдыха впервые стали создавать в 1965--1967 гг. в Донецкой, Московской и ряде других областей на базе колхозов и совхозов. Летом 1981 г. в стране действовало около 29 тыс. лагерей труда и отдыха, объединяющих около 3 млн. школьников.

В некоторых областях РСФСР, Украины, Казахстана ежегодно проводятся смотры- конкурсы лучших лагерей труда и отдыха. По итогам летней трудовой четверти лагеря награждаются призом ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР, ВЦСПС «Герои труда - лучшему лагерю труда и отдыха», вымпелом ЦК ВЛКСМ «Лучшему лагерю труда и отдыха».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!