Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

В каком возрасте малыш начинает ходить. Когда ребенок начинает ходить самостоятельно

Первые шаги – огромное событие в жизни маленького человека: теперь он может исследовать окружающий мир, везде успеть, все потрогать. Молодым родителям не терпится научить первенца правильно переставлять ножки. Во сколько месяцев дети обычно начинают ходить? Каждый случай – индивидуален. Все зависит от физического развития младенца, общего состояния здоровья и темперамента. Консультанты интернет-магазина «Дочки-сыночки» порекомендуют ходунки, способствующие развитию нижних конечностей.

В каком возрасте ребенок начинает ходить самостоятельно




Научиться шагать, не овладев базовыми движениями, очень тяжело. Полноценная ходьба возможна только после того, как малыш научился твердо стоять, натренировал ножки, прыгая на руках у матери, успел вдоволь поползать и умеет хорошо держать равновесие. Некоторые дети стремятся пропустить ползание, но им освоить науку равновесия сложнее, при этом позвоночник испытывает большие нагрузки.

Существует множество приспособлений, которые помогут сделать первые шаги и укрепить мышцы:

  • прыгунки – разгрузят мамины руки, доставят младенцу удовольствие, с семи месяцев маленькие спортсмены могут прыгать, тренируя ножки;
  • классические ходунки с мягким сиденьем Chicco Band Green Mave с рулем (легко складываются, регулируются по высоте, оснащены нескользящими тормозами и игровой панелью) – тренируют мышцы икр, расширяют границы пространства, доступного малышу;
  • вожжи – помогают держать равновесие, не дают упасть;
  • интерактивные игрушки, которые двигаются, – поощряют активность, стремление освоить ходьбу;
  • ходунки-каталка – развивает самостоятельность. Например, деревянный развивающий центр Kids4kids «Мои первые шаги» .

Важно!

Ваш малыш уже побежал? Теперь он проверит все шкафчики, аптечки, полки и комоды. Обеспечьте безопасное передвижение по квартире: уберите лекарства, моющие и косметические средства, спрячьте опасные вещи. Чтобы застраховать себя от случайностей, купите заглушки для розеток, фиксаторы дверей, ящиков, унитазов и надежные защелки.

Выводы

Малыши осваивают навык хождения в различное время: кто-то бегает уже в восемь, а другие к году только делают первые шаги. Это все варианты нормы, поскольку у каждого малыша своя, особенная природная программа. Помогут активизировать двигательные навыки различные современные приспособления – ходунки, прыгунки, интерактивные игрушки.

В течение первого года жизни ребенок проходит важные этапы развития, чтобы уверенно встать на ноги. Он учится переворачиваться со спинки на живот и обратно, пытается ползти, изучая окружающий мир (подробнее в статье: ). Затем садится, стоит у опоры, после чего делает первые неуверенные шаги. Для каждого ребенка этот процесс индивидуален и занимает до 11 месяцев, поэтому родители не должны равняться на других детей, дав возможность любимому чаду пройти путь самостоятельно.

Первые шаги ребенка - событие, которое ждут все родители

Оптимальный период обучения

Нормой для освоения ходьбы считается срок 9-16 месяцев, а первые попытки становятся счастливым и важным событием для всей семьи. Следует взять во внимание незначительные отклонения:

  1. Очень ранний период. Нередки случаи, когда малыш стоит на ножках в 7 месяцев, а спустя короткий промежуток времени уже ходит (см. также: ). Родственники и друзья восхищены, а врач предупреждает о возможной опасности для неокрепшего позвоночника. В этом случае нужно смотреть только на развитие своего ребенка. Если он опережает ровесников и по остальным параметрам, причин для беспокойства нет.
  2. Ранний период. Если ребенок делает первые шаги в 9-месячном возрасте, он освоил навыки раньше положенного срока. Ничего страшного в этом нет, при отсутствии стимуляции со стороны взрослых.
  3. Поздний период. Первые шаги даже в 1,5 года считаются нормой для ребенка. Важно учитывать вес малыша, с которым он появился на свет, общее развитие и патологии. Недоношенные дети зачастую отстают от сверстников.

Для здорового ребенка позднее начало хождения также можно считать нормой. Не следует переживать, ведь детский организм точно знает, когда готов к подобным нагрузкам на позвоночник.


Время, когда ребенок начинает ходить, зависит от индивидуальных особенностей малыша и от его желания учиться шагать

Факторы, влияющие на торможение навыка

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Никто из родителей не забьет тревогу, если ребенок не пошел в 6-месячном возрасте, но к году их начинают одолевать сомнения. При отсутствии патологий в развитии, нет смысла переживать. Запаздывать навык ходьбы может по разным причинам:

  1. Вес . Ребенок может набрать лишние килограммы в результате нерационального питания, нарушений в процессах метаболизма или переедания. Разумные физические нагрузки и стандартные порции позволят решить проблему. Вес дает дополнительную нагрузку на позвоночник. Полезны занятия плаваньем и , чтобы научить такого крепыша делать первые шаги.
  2. Темперамент . Веселым сангвиникам и подвижным холерикам проще меняться, чем тревожным меланхоликам и медлительным флегматикам. Они и сидеть начинают в 6-месячном возрасте. Желание научиться хождению присуще эмоциональным и психически более развитым детям.
  3. Генетика . Если родители пошли поздно, не следует требовать от ребенка олимпийских показателей.
  4. . Проблема может возникнуть, если ребенок боится ходить без посторонней поддержки. Вполне вероятно, что кроха упал и сильно ушибся. Важно набраться терпения, и не торопить обучение. Достаточно аккуратно стимулировать ребенка, проявляя участие и поддерживая его за руки. Обучение не завершится быстро, но даст шанс преодолеть боязнь к ходьбе.
  5. Здоровье . При ослабленном иммунитете и в период простудного заболевания научить кроху ходить нельзя. Не стоит продолжать занятия, даже если процесс уже начался. Ребенок наверняка забудет все, что он умел до болезни, но наработанные навыки обязательно вернутся.
  6. Неврология и опорно-двигательный аппарат . Справиться с проблемой поможет комплексный подход. Необходимо правильно и вовремя диагностировать заболевание, пройти курс лечения и подключить восстанавливающие процедуры.

Если малыш боится ходить самостоятельно, то родителям необходимо поддерживать его за руки

Самостоятельно выявить проблему нельзя, поэтому желательно при первых признаках отставания обратиться к специалисту. Советы подруг и родственников в этом случае вряд ли помогут.

Постепенное развитие навыка

Перед тем как приступить к обучению, необходимо убедиться в готовности ребенка к непростому процессу. Нельзя торопить кроху, но и пропустить идеальный месяц для занятий нежелательно. Положительными моментами считается подъем крохи с колен, возможность стоять на ногах долгое время, попытки ходить, держась за мебель или стену. Чем больше благоприятных условий для обучения, тем легче пройдет обучение.

Как наладить процесс?

Современные методики позволяют в короткий срок пробудить интерес малыша к занятиям. Наиболее комфортный вариант должны выбрать родители, исходя из особенностей развития крохи:


Доктор Комаровский озвучил только одну причину, по которой использование вожжей нежелательно. Их конструкция уберегает ребенка от падений, а уметь падать и подниматься – важный навык.


Чем больше будет пространства для малыша, тем интереснее ему познавать этот мир

Стимулирующие упражнения

Занятия можно начинать, когда малыш пытается вставать с колен и стоит на ножках. Решение учиться всегда остается за ребенком, а не за родителями, которые хотят утереть нос друзьям и что-то доказать родственникам. Каждый малыш по-своему индивидуален, а маме нужно принимать его таким, какой он есть. Помогут немного подтолкнуть карапуза вперед полезные упражнения.

Для раннего возраста

  1. Детям 6-9 месяцев подойдут занятия на фитболе (см. также: ). Необходимо усадить кроху на мяч, отвернув лицом от себя и придерживая его за бедра. Нужно покачать малыша в разные стороны для развития равновесия и координации.
  2. С 9 месяцев важно учить ребенка стоять. Поверхность, от которой малыш будет отталкиваться ножками, должна быть твердой. Карапуза следует повернуть спинкой к себе, придерживая в области грудной клетки. Затем немного приподнять его вверх, чтобы он самостоятельно поднялся с корточек и выпрямил ножки. Чтобы обучение проходило весело, можно включить музыку. Если кроха не понимает, что от него требуется, к упражнению лучше вернуться позже.
  3. С 9 месяцев стимулируется подъем с колен, если малыш способен самостоятельно подняться, держать за опору. Внимание ребенка привлекается игрушкой, после чего она «убегает» и «садится» в кресло или на диван. Малыш должен проследовать за ней, встать и взять игрушку.

Любые упражнения и занятия должны быть веселыми и интересными для ребенка

Для позднего возраста

  1. С 10-месячного возраста полезным приобретением станет игрушечная коляска, независимо от пола ребенка. Катание коляски является полезным навыком, когда малыш может ходить с поддержкой. Коляска медленно покатится вперед, а карапуз будет следовать за ней. Необходимо подстраховывать его сзади.
  2. Когда малыш будет уверенно стоять, можно подключить упражнение с палками. Длина палок около метра, грудничок держится за них, а руки взрослого лежат на ручках ребенка. Переставляя палки вперед, кроха учится медленно ходить.
  3. Если визуально ограничить пространство, можно обучить ребенка, который боится ходить. Упражнение включается в комплекс, когда малышу исполнилось 10 месяцев, и он уверенно стоит. Кроху запускают внутрь обруча и стимулируют ходьбу в разных направлениях, перемещая края.
  4. Если ребенок неплохо ходит, держа взрослого за руку, самое время организовать передвижение с препятствиями. Между предметами или мебелью натягивается веревка на комфортном для малыша уровне. С помощью взрослого он должен ее переступить.

При выполнении упражнений нужно следить за настроением ребенка. Если замечен дискомфорт или малыш отказывается выполнять задание, желательно отложить проведение урока.


Коляска-каталка поможет малышу сделать свои первые шаги самостоятельно. А родителям необходимо поддерживать ребенка сзади

Опасные симптомы

Не обойтись и без проблем в процессе обучения. Родители должны обратиться к специалисту в ситуациях, когда.

Скорее всего, нет таких родителей, которым бы не пришлось отвечать на вопрос о том, во сколько месяцев ребенок начал ходить. Этим могут интересоваться как врачи, так и родственники, «коллеги» по детской площадке. Безусловно, этот показатель важен. Итак, разберемся в сути вопроса!

«Во сколько месяцев ребенок начал ходить?»: что подразумевается под этим вопросом?

Довольно часто можно услышать от гордых родителей о том, что их малыш пытается ходить едва ли не с рождения. На самом деле, это проявление шагового рефлекса. И осознанными шагами это назвать нельзя. Как правило, к 4 месяцам этот рефлекс угасает. Если вы поставите малыша на твердую поверхность, он не будет поднимать ножки, как бы пытаясь шагнуть. Это не повод для паники! Вскоре ребенок будет делать осознанные шажки!

Отвечая на вопрос о том, во сколько месяцев ребенок начал ходить, не стоит говорить и о том, когда вы усадили его в ходунки. Это тоже не хождение как таковое (к слову, ходунки - большая нагрузка на слабый еще позвоночник).

Правильнее отвечать на этот вопрос, называя день, когда малыш стал передвигаться вдоль опоры (например, дивана, кровати, мебели). Чаще всего этого происходит в возрасте 9-10 месяцев. Иногда - раньше, но нередко - позже. При этом интересно то, что родители, отвечающие на вопрос о том, отмечают, что малыш может давно ходить, держась за опору, но самостоятельно стоять не научился. Такой вот парадокс!

Потом малыш научится передвигаться, держась за руку взрослого. Это - еще один этап развития, который может продолжаться довольно долго.

И наконец, малыш идет (или бежит) сам! Не держась ни за кого и ни за что! Пусть этих шагов всего несколько, а затем следует «мягкая посадка», но это огромное достижение!

Ребенок поздно начал ходить: что это значит?

Во-первых, надо выяснить, что вообще значит слово «поздно» относительно первых шагов малыша. Специалисты говорят о том, что до 15-17 месяцев можно не беспокоиться о том, что ребенок не бегает. Если он весел, активен, пробует стоять, ползает, переворачивается, манипулирует игрушками, произносит слоги (а возможно, и слова), реагирует на ваши просьбы - все в порядке.

Не стоит равняться на тех, кто хвалится успехами своего чада, которое в 8 месяцев бегало! Дети развиваются по-разному. Не надо побуждать малыша ходить. Может быть, его позвоночник еще не окреп, чтобы долго поддерживать тело в вертикальном положении? Зачем противиться природе в угоду кому-то?

Ребенок начал ходить на цыпочках: что делать?

Конечно, не помешает показать малыша специалистам (невропатологу, ортопеду). Но велика вероятность того, что ребенок так просто играет! Если обычно малыш передвигается нормально, а на носочках ходит только изредка - не стоит паниковать. Ну, а если такие проявления вы видите несколько раз в день, либо малыш вообще только так и ходит - немедленно к врачу. Помогут массаж и специальные упражнения, которые специалист подберет индивидуально.

Удачи вам и спокойствия! Помните о том, что каждый малыш - индивидуальность. А ваша задача - помогать этой индивидуальности раскрыться!

Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

Когда дети начинают ходить

Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

Как ребенок делает первые шаги

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

Когда нужна консультация детского ортопеда

Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

  • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
  • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
  • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
  • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.

Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

Выбираем детскую обувь для первых шагов

Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.


Размер детской обуви

Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

Основные требования:

  • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
  • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
  • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
  • Абсолютно ровная стелька.
  • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
  • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

  • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.

  • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

  • Детская обувь должна быть с супинатором.

Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.


Зачем нужны ходунки для ребенка

Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

Ходунки помогут ребенку научиться ходить

Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

Ходунки стимулируют развитие интеллекта

Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

Опасные места в доме для первых шагов ребенка

Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

Возможно, вам будут интересны статьи

После успешного освоения навыков поднимания головы, переворачивания, ползания и усаживания, ребенок начинает переходить к открытию новых горизонтов и пытается встать на ножки, а потом и сделать первый в своей жизни шаг.

Этот этап очень важен для и для малыша, и для его родителей, ведь недаром первые шаги ждут с таким же радостным нетерпением, как и первую улыбку или первый зубчик.

Разумеется, что у взрослых возникает немало вопросов, споров и даже страхов, касающихся наступления такой значительной вехи в развитии ребенка. Особенно, если малыш не спешит начинать ходить.

Нормы развития ребенка: во сколько месяцев он должен начать самостоятельно ходить?

Как и другие умения, навык хождения и первые шаги - абсолютно индивидуальны для каждого ребенка, поэтому ни в коем случае не стоит сравнивать свое чадо с детьми друзей, знакомых или соседей, которые вовсю хвастаются их ранними успехами и достижениями, а вы полагаете при этом, что с вашим малышом что-то не так.

Педиатры акцентируют внимание на том, что график развития, как правило, у каждого ребенка будет свой, с допустимым отклонением в ту или иную сторону от существующих медицинских норм. Поэтому, изучая всевозможную литературу и эти самые нормы, помните, что они являются всего лишь примерными средними показателями.

На самом деле, очень редко ребенок растет и развивается «по книге», начиная в четко назначенное время поднимать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать и наконец ходить, причем, именно в такой правильной последовательности. Многие детки могут вообще пропустить какой-то этап, к примеру, не ползать, а сразу вставать после освоения навыка сидения, и это тоже будет вариантом нормы.

Считается, что ребенок, здоровый физически и психологически, может начать ходить в возрасте от девяти месяцев до шестнадцати-восемнадцати. Как видите, этот диапазон не зря является таким широким, ведь скорость освоения навыка зависит от многих важных факторов.

Если же рассматривать подробно процесс вставания и начала хождения, то обычно все происходит следующим образом:

  • В девять месяцев ребенок пытается подняться на ножки, держась за кроватку или другую опору.
  • В течение девятого-десятого месяцев дети будут совершенствоваться в умении вставать и постепенно смогут делать это более уверенно, а также все дольше и дольше держаться на ножках.
  • В это же время малыш может совершать первые пробные шаги, держась за мебель или за ваши руки. Также вы можете поддерживать его под руками. Иногда можно заметить, как ребенок вдруг отпускает ручки и стоит несколько секунд, пошатываясь, но ни за что не держась.
  • В одиннадцать месяцев малыш осваивает сгибание коленей. Он может даже пытаться приседать из положения стоя, чтобы поднять с пола какую-то игрушку. Еще одно открытие для него - наклоны.
  • К году ребенок научится координировать свои движения, держать равновесие. Возможно, он уже вовсю топает с вами за руку, но все еще боится сделать первый шаг самостоятельно. Для этого тоже нужно время - скоро наступит момент, когда малыш отпустит вашу руку и пойдет сам.

Какие факторы влияют на развитие?

Среди наиболее значимых можно выделить:

  • Наследственность или генетический фактор.

Вспомните или спросите у мамы, сколько вам было, когда вы сделали свои первые шаги, ведь если ближайшие родственники малыша не отличались ранним развитием, то малыш априори не будет исключением.

  • Насколько ребенок активен и физически развит.

Если у него есть лишний вес, и он ленился ползать или садиться, то и начать ходить ему тоже будет тяжело, а стройный ребенок вскочит на ножки гораздо быстрее, к тому же, выносливость, развитость и крепость мышц и суставов несомненно пригодится малышу для самостоятельного передвижения.

  • Не забывайте и про разницу между мальчиками и девочками.

Последние немного опережают в развитии своих сверстников-мальчишек.

  • Также очень важен темперамент и характер малыша.

Бойкие и энергичные холерики или сангвиники, будучи неимоверными непоседами, просто не могут усидеть на одном месте, а значит, они будут изо всех сил стараться открыть для себя новые горизонты и встанут на ноги или пойдут даже без вашей помощи. А вот медлительные меланхолики и уравновешенные флегматики совершенно спокойно будут ползать или сидеть, познавая мир вот так - никуда не спеша.

Помимо этого, конечно же имеет значение здоровье и общее состояние ребенка, эмоциональный фон и атмосфера в семье, а также непосредственное участие родителей в процессе развития.

Почему ребенок может начать ходить раньше положенного?

Случается, что малыш может пытаться подняться на ноги и намного раньше положенного срока, к примеру, в семь месяцев. Проходит несколько недель, и он уже будет стараться сделать первые шаги.

Для многих педиатров вопрос существенного опережения норм является спорным. Они приводят вполне весомые аргументы неготовности организма маленького ребенка к таким нагрузкам. Действительно - всему свое время, однако если ваш кроха все же встает или пытается ходить раньше нормы, то насильно вы уже его никак не усадите. Поэтому позвольте малышу развиваться, но сами не провоцируйте на вставание или хождение.

Сегодня мир развивается гораздо быстрее, чем даже десять-двадцать лет назад. Увеличивается темп и скорость жизни, а детской акселерацией уже никого и не удивишь.

Также стоит обратить внимание на то, что часто маленькие дети, которые научились вставать, держась за бортики кроватки или манежа, еще не умеют самостоятельно сесть обратно. Если вы не усадите ребенка, то он может очень долго так простоять, а это чревато не только усталостью, но и непосильной нагрузкой на его неокрепший позвоночник и другие кости.

Последствия раннего хождения

Врачи и противники раннего хождения аргументируют свою позицию тем, что в таком случае есть риск возникновения или развития следующих проблем:

  • искривление позвоночника;
  • проблемы со спиной, тазобедренными суставами;
  • искривление ножек буквой О или Х;
  • косолапость и нарушение формирования стопы;
  • травмы.

Однако многие из этих опасных последствий больше надуманы, ведь если ребенок может подняться на ножки или сделать шаг, значит, его мускулатура уже достаточно для этого окрепла.

Вспомните, как будучи совсем маленьким, кроха пытался отталкиваться ножками от твердой поверхности, когда вы держали его под ручками в вертикальном положении. Тем не менее, несмотря на наличие рефлекса, пойти он не мог, ведь мышцы тогда еще не были настолько развитыми.

Поэтому не стоит переживать, если все происходит естественным путем, но и форсировать события тоже не нужно.

Почему ребенок опаздывает в развитии и начинает ходить поздно?

Но вот вы уже отпраздновали первый маленький юбилей ребенка, прошло еще полгода, а малыш так и не делает попыток вставать или ходить. В этом случае вам непременно надо проконсультироваться с доктором и пройти полное обследование.

Как правило, свои заключение должны дать: педиатр, ортопед, невролог, хирург и психолог. Возможно, понадобится консультация и других специалистов.

Иногда выясняется, что никаких серьезных проблем или патологий у ребенка нет. Просто он, будучи вполне здоровым, совершенно не хочет ходить.

Такое состояние может быть вызвано следующими причинами:

  • у малыша очень слабые и неразвитые мышцы;
  • критически низкий вес, причиной которого является неправильное или неполноценное питание, дефицит в организме витаминов и жизненно важных веществ;
  • лишний вес - обратная сторона медали;
  • ребенок родился недоношенным;
  • с крохой никто не занимается, у него отсутствует мотивация и стимулы для освоения нового навыка;
  • ребенок постоянно пребывает в замкнутом пространстве (манеж) или его держат только в ходунках;
  • стресс или нервное потрясение - ни один ребенок не станет делать первые шаги, если не будет чувствовать себя в безопасности;
  • малыш уже пробовал вставать или ходить, но произошло что-то негативное, что его сильно испугало, к примеру, он упал и получил травму, на него кричали и т. д.

К слову, сами родители могут быть причиной задержки развития своего ребенка, излишне его опекая или демонстрируя пример неправильного поведения.

Эти причины не являются опасными, ведь их можно решить достаточно быстро и просто. Гораздо хуже, если проблема будет заключаться в какой-либо патологии или аномалии развития, вызывающей задержку.

Это могут быть и всевозможные врожденные или приобретенные заболевания, и последствия тяжелой беременности или родов, и серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, и нарушения неврологического характера. В таком случае потребуется полноценное лечение и целый комплекс дополнительных мер и действий.

Последствия задержки

Если ваш ребенок полностью здоров, но не начал ходить в положенный срок, не стоит паниковать. Он обязательно пойдет, когда будет к этому готов. Просто постарайтесь исключить все возможные факторы задержки и занимайтесь с малышом, развивайте его, мотивируйте, помогайте ему всеми доступными методами.

Педиатры также отмечают, что иногда детям бывает сложно осваивать два навыка сразу, к примеру, ребенок может позднее пойти, потому что как раз в это же время у него интенсивно развивается речь, а значит, он раньше заговорит.

Разумеется, если причина задержки развития все же в патологии или заболевании, то может быть отставание и при освоении других навыков.

Можно ли помочь малышу пойти в срок: основные способы и рекомендации врачей

Поскольку освоение новой двигательной активности может оказаться для ребенка не совсем простой задачей, вы должны максимально ему помочь.

Заметьте важный момент - не заставить или научить ходить, когда захотите вы, а поддержать и помочь, когда будет готов физически и психологически сам малыш, выражающий желание и стремление пойти.

Для этого существует несколько несложных способов.

Гимнастика и физические упражнения

Чем больше заниматься с ребенком, тем сильнее и развитие у него будут мышцы.

Физически активному малышу гораздо проще осваивать каждый этап развития, поэтому обязательно выполняйте с ним сначала простую гимнастику, а затем, по мере взросления, и всевозможные специальные упражнения, помогающие укрепить мускулатуру и подготовить ее к нагрузкам, развивающие чувство равновесия и координацию движений.

После полугода и до девяти месяцев подойдут занятия на фитболе. Усложняйте те упражнения, которые вы делали с ребенком на мяче ранее. Теперь он может и сидеть на нем с вашей поддержкой, и лежать на спинке или животике.

Настала очередь тренироваться стоять. Сначала посадите малыша на фитбол спинкой к себе, поддерживая его под руки, покачайте ребенка на мяче в разные стороны, вперед и назад. Потом поставьте его на мяч и покачивайте уже в таком положении.

После девяти месяцев, помимо стандартных развивающих упражнений, как «велосипед», «ножницы» или махи ножками и ручками, начинайте выполнять более сложную, комплексную гимнастику.

  • Показывайте малышу, как можно стоять.

Для этого сядьте рядом с ним на пол или другую твердую поверхность так, чтобы он сидел на корточках к вам лицом. Потом обхватите его в области грудной клетки и приподнимайте вверх - ребенок должен полностью распрямить ноги и упереться ими в пол.

  • Предыдущее упражнение гораздо веселее выполнять под музыку, делая просто ритмичные прыжки.

Также можно рассказывать малышу какую-то тематическую потешку.

  • Если ребенок быстро и уверенно ползает, а также может подняться сам на ножки, держась за опору, устройте ему настоящую погоню за любимой игрушкой.

Пусть она перемещается сначала по полу, будто «убегая» от него, а потом спрячется где-то повыше, к примеру, на кресле, диване или стуле. Тогда малышу придется встать на ножки, чтобы достать ее.

  • С десяти месяцев, если кроха уже пробовал делать первые шаги, держась за руки, можно делать упражнение с каталкой или коляской.

Суть в том, чтобы ребенок шел за катящейся коляской, держась за ее ручку.

  • Когда малыш начнет уверенно стоять, можно использовать палки, на подобие лыжных, или два шеста.

Ребенку нужно взяться за эти палки, а взрослому - положить свои руки сверху и шагать вместе с крохой, переставляя палки и опираясь на них, как и при ходьбе на лыжах.

  • Также хорошо помогает хождение в обруче.

Пусть малыш стоит внутри него, а вы передвигайте обруч в разные стороны, чтобы подтолкнуть ребенка по-разному двигаться, к примеру, ходить по кругу, идти вперед или назад.

  • Если малыш уже вовсю топает с вами за руку, сделайте ему препятствие в виде натянутой между мебелью веревки.

Он должен научиться переступать через веревку. Постепенно увеличивайте высоту препятствия.

Очень эффективным для общего развития ребенка будет плавание, которое и укрепит все мышцы тела малыша, и закалит его.

Массаж и прочие способы

При некоторых затруднениях или отклонениях от нормы в ходьбе, нарушениях неврологического характера либо других проблемах ребенку обычно назначают лечебный массаж.

Обязательно найдите хорошего специалиста, который мог бы делать его малышу, так как самостоятельно вы такую процедуру выполнить не сможете.

Кроме того, старайтесь заинтересовать ребенка ходьбой, мотивировать его:

  • выбирайте для крохи новые и интересные маршруты для освоения нового пространства вашего дома или квартиры;
  • играйте с малышом - отходите от него на несколько шагов и зовите к себе, но подстрахуйте в случае падения;
  • если нет коляски или каталки, используйте естественные опоры, как небольшую табуреточку, чтобы делать самостоятельные шаги;
  • не паникуйте и не показывайте своего испуга ребенку, если он вдруг упадет - так вы можете отбить у него охоту ходить вообще. Если малыш упал на попу, просто улыбнитесь, скажите «бух» и помогите ему подняться;
  • если есть возможность общения со сверстниками, позволяйте детям играть вместе - глядя друг на друга или на чуть старших друзей, они гораздо быстрее научатся и вставать, и ходить;
  • обязательно хвалите кроху за каждый маленький успех.

Ходунки и другие приспособления - больше пользы или вреда?

Также вы можете найти различные приспособления, которые должны помогать в обучении и способствовать скорейшему освоению навыка ходьбы. Среди таких приспособлений есть и уже вышеназванная коляска или каталка, а также ходунки и вожжи-поводок.

Несмотря на то, что многие считают их очень полезными и нужными для ребенка, противники подобных товаров приводят массу аргументов, доказывая, что те же ходунки или вожжи на самом деле только вредят малышу и наоборот замедляют обучение.

Что касается ходунков, то они могут быть опасны в следующих случаях:

  • если модель приспособления не отвечает нормам безопасности и может привести к травмам ребенка;
  • если малыш еще не сидит самостоятельно, а его уже ставят в ходунки;
  • если ребенка оставляют в ходунках одного надолго и без присмотра;
  • если он находится в ходунках в течение длительного времени без перерыва - это создает излишнюю нагрузку для спины малыша.

На самом деле, польза от ходунков больше ощутима для родителей, чем для ребенка. Находясь в этом приспособлении, малыш застрахован от падений, он на виду и никуда не денется, как если бы ползал сам на четвереньках.

Но вот вряд ли это может помочь научиться ходить, ведь ребенок просто катается в ходунках, отталкиваясь от пола ногами. К тому же, в дальнейшем он будет лениться ходить самостоятельно, привыкнув полагаться на своего «помощника».

Насчет коляски-каталки было написано выше. Обычно деткам нравится ее толкать перед собой, плюс - она подходит по росту, в отличие от игрушечной коляски. Используя это приспособление, вы помогаете малышу перемещаться самостоятельно, при этом он будет чувствовать себя вполне уверенно и сможет не терять равновесие.

Вожжи-поводок - довольно своеобразное приспособление, в точности повторяющее конструкцию и внешний вид поводка для собаки. Многие родители именно поэтому и не приобретают вожжи.

Но если ваш ребенок делает только первые шаги, а с координацией движений у него пока не очень выходит, поводок, как страховочная лонжа, не позволит ему упасть. Впрочем, падения - тоже часть обучения, ведь не научившись падать, он не научится и вставать.

Готовим комнату для ребенка с соблюдением всех мер безопасности

После того, как малыш начнет вставать и делать первые шаги, вы должны создать все необходимые условия для его качественного, но главное - безопасного передвижения по дому или квартире.

  • Нельзя, чтобы пол был холодным или скользким.

Ограничьте хотя бы на первое время перемещение ребенка по линолеуму, кафелю или паркету. Идеальным станет мягкое ковровое покрытие.

  • Поскольку мебель будет использоваться, как опора, на пути у малыша не должно быть ничего неустойчивого или того, что может упасть.

Уберите все шаткие полки и стеллажи, большие цветочные горшки или вазы и т. д.

  • Защитите углы мебели и стен специальными резиновыми или силиконовыми накладками.
  • Поставьте предохранители или замки на двери шкафчиков и ящики.
  • Все ценные, тяжелые или хрупкие предметы должны быть спрятаны далеко и надежно.

Это же касается острых, колющих и режущих предметов, бытовой химии, лекарств.

  • Лучше убрать со столов скатерти, ведь их так весело стягивать вместе со всем содержимым на пол.

Длинные шторы можно закладывать на подоконник.

  • Электрические розетки должны быть заблокированы специальными заглушками, а провода - спрятаны.
  • Если в доме есть лестница, покупайте ворота или ставьте блокираторы.

Очень сложно предугадать все, но попытайтесь максимально обеспечить малышу пространство для перемещения и расширьте его возможности для безопасной и веселой ходьбы.

Причины и особенности отклонений от нормы

Начиная ходить ребенок может передвигаться по-разному, и не всегда это будет правильно. Некоторые дети ходят, ставя стопы параллельно друг другу, а другие наоборот - носками врозь. У многих можно заметить, как они стараются при ходьбе словно «печатать» каждый шаг, ведь перекатывать маленькую ступню с пятки на носок они еще не умеют.

Обязательно проходите плановые осмотры у педиатра и консультируйтесь с ортопедом, если у вас возникают какие-либо подозрения или вопросы. Ребенок может ставить ступни носками врозь, потому что он пытается так удержать равновесие, а со временем, когда научится это делать, начнет ставить ножки ровнее.

В то же время, иногда те малыши, которые изначально ставили ступни ровно, потом могут косолапить. Ваша задача - вовремя заметить проблему и показать ребенка доктору.

Еще одним отклонением от нормы может быть то, что малыш пытается ходить на носочках. Ничего страшного в этом нет. Зачастую причиной такой особенности становится гипертонус, который легко убрать с помощью массажей, ванночек, физиопроцедур и другой профилактической терапии.

Доктор Комаровский развеет все сомнения и страхи, связанные у мам с хождением детей на цыпочках.

Обувь для малыша - стоит ли уже приобретать в раннем возрасте?

Что касается обуви для ребенка, то и этот момент является у врачей спорным. Многие ортопеды советуют приобретать для малыша, начинающего ходить, специальную обувь с поддерживающим супинатором, чтобы поддерживать свод стопы и не допустить развития плоскостопия.

Другая сторона апеллирует тем, что супинатор может сформировать свод только механическим путем, к тому же ношение обуви в раннем возрасте существенно ослабит мышцы стоп. Тогда как маленький ребенок должен максимальное количество времени ходить босиком. Именно это помогает укрепить связки, суставы и мышцы и сформировать правильные свод стопы естественным путем.

Когда малыш научится ходить самостоятельно, можете приобрести ему сандалики, ботиночки или тапочки. До этого можно обойтись и пинетками или носочками.

Выбирая обувь, руководствуйтесь следующими критериями:

  • она должна быть только натуральной - подойдет мягкая кожа или замша;
  • проверьте - обувь была свободной настолько, чтобы ребенок мог пошевелить внутри пальчиками;
  • чтобы он не спотыкался, выбирайте обувь с тонкой и гибкой подошвой;
  • если будет маленький устойчивый каблучок, малыш не станет при ходьбе заваливаться назад;
  • если задник обуви должен быть твердым (поможет не сваливаться с ноги), то боковая и верхняя часть - мягкими;
  • супинатор тоже следует выбирать гибкий.

Первые шаги - это всегда нелегко, а значит, малыш будет ошибаться и падать, но он обязательно должен самостоятельно пройти этот путь своих ошибок и падений, чтобы научиться вставать и идти дальше. Просто будьте рядом и радуйтесь его успехам. Очень скоро он решительно зашагает на встречу новым открытиям.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!