Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

В чем сатирическая направленность комедии недоросль. Сатирическая направленность комедии "недоросль"

Денис Иванович Фонвизин - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса «Недоросль» превратила дом помещиков Простаковых в средоточие пороков, «злонравия достойных плодов», которые драматург обличает со свойственными ему злословием, сарказмом, иронией.

«Недоросль» - произведение многотемное. Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования.

Одной из важных проблем комедии Фонвизина «Недоросль» является проблема воспитания. Эта всегда волновала Фонвизина. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойно служить своей стране.

О воспитании в пьесе говорят все - начиная госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Фонвизин показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального (Простакова, Скотинин, Митрофан) и передового, просветительского (Стародум, Правдин, Милон, Софья).

Простакова и Скотинин стоят на консервативный позициях. Простакова заявляет, что не умеет читать, да и вообще, слыханное ли дело, что «девушки грамоте умеют!» Того же самого взгляда придерживается и Скотинин, который тоже «от роду ничего ни читывал».

Но уже и Скотинин, и Простакова начинают понимать, что времена меняются, и без образования нельзя обойтись. Конечно, дворянский титул позволит получить какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество можно только, имея хорошее образование. Поэтому они заставляют Митрофана учиться и нанимают ему учителей. Однако сами же стараются оградить Митрофанушку от учёбы.

В результате Митрофан вырастает не просто невеждой, не знающим абсолютно ничего и не желающим ничему учиться. Это еще и злобный, грубый, жестокий и бессердечный человек. Он вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим даже свою мать. Абсолютно прав Стародум, говоря, что это и есть «злонравия достойные плоды».

В противовес Митрофанушке Фонвизин создает положительный образ молодого человека, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Драматург вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что именно такие люди могут по-настоящему служить своей родине.

В уста героя-резонёра Стародума Фонвизин вложил свои идеи относительно воспитания молодого поколения. В четвертом действии пьесы мы становимся свидетелями того, как Стародум воспитывает Софью, высказывая ей свои мысли, свои жизненные наблюдения. Из беседы героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить доброго о себе мнения от людей достойных. Она хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть. Стародум наставляет девушку на «путь истинный», и она вбирает в себя все жизненные истины своего дяди. Можно сказать, что наставления Стародума легли на благодатную почву. Они, несомненно, дадут свои положительные плоды.

Фонвизин создаёт запоминающиеся образы учителей Митрофана. Драматург стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т.к. ничему не смог научить дубинноголового Митрофана.

Драматург считает, что проблема воспитания имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.

Произведение Фонвизина «Недоросль» представлено как комедия. Но задевает оно важные и даже отчасти страшные жизненные явления. Комедией пьеса становится во многом за счет присутствия в ней сатиры. В произведении Фонвизина «Недоросль» сатира играет немаловажную роль, показывая и обличая пороки общества.

Суть понятия «сатира»

В литературе сатира - это прием, в котором с помощью юмора высмеиваются пороки. Когда страшные для жизни явления оказываются на пике популярности, авторы могут выразить свое к ним отношение не только через боль, трагедию и плачевные последствия в своих произведениях, но и с помощью высмеивания. Читатель имеет возможность через смех посмотреть на пороки общества, задуматься, не является ли он сам таким же смешным как герои литературного произведения.

Сатира в образе Простаковой

Главная героиня произведения - госпожа Простакова. Она считает себя хозяйкой положения, колотит всех, кто попадается под руку, считает себя умной и воспитанной. Но на самом деле это совсем не так, ведь она - самый яркий пример невежественности деспотизма. Это делает ее смешной. Ведь главное, что красит человека - это его воспитание. Имея власть, необходимо помогать людям, а то, как ведет себя Простакова - глупо, и поэтому смешно

Сатира в образе Митрофанушки

Митрофанушка - самый сатиричный из всех героев произведения. Он не представляет себя ничего, полностью полагаясь на мнение матушки. Но когда перед ним встает выбор - он сразу же отказывается от нее. Митрофанушка смешон, потому что глуп и безволен. Он не хочет учиться, а хочет жениться, совершенно ничего не понимая в жизни. Это делает его образ сатиричным и смешным.

Сатира в образах других героев

В некоторых других героях также заложено много сатирического. Чего стоят только учителя Митрофанушки - пытаясь учить его, сами они не представляют из себя ровным счетом ничего, особенно любимчик Простаковой Вральман. Скотинин, имея говорящую фамилию, сравнивает своих будущих детей с поросятами. Смешно выглядит и общение положительных героев с отрицательными. Слушая умные речи, невежественная Простакова, заискивая перед Стародумом, выставляет себя в некрасивом свете, показывает себя смешной, пытаясь спорить с ним и доказать свою идеологию. Вся комедия Фонвизина пропитана сатирой и отсрым юмором, который выражается в деталях и даже самом сюжете.

Сатира в сюжете

Следя за сюжетными перипетиями, читатель видит юмор в том, как за девушку сражаются несколько невежественных поклонников, в том как отрицательные герои заискивают друг перед другом и перед значимыми положительными героями. В самом сюжете заложена сатира, ведь это явление тоже высмеивается автором.

Суть сатиры в том, чтобы высмеять явления, которые на самом деле являются страшными. Умный человек, читая произведение, смеется по-горькому, ведь нельзя по-настоящему смеяться над такими явлениями. Фонвизин показывает ситуации нелепыми настолько, что вызывают смех. Но мы должны понимать, что сатира - это юмор, построенный на страшных явлениях человеческой жизни, юмор, благодаря которому мы можем увидеть пороки в себе, а не бездумно насмехаться над героями.

Данная статья поможет написать сочинение «Сатира в комедии «Недоросль».

Тест по произведению

Комедия Фонвизина "Недоросль" — первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.

Центральный персонаж пьесы — госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. "То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится". Никто не смеет противиться ее власти: "Разве я не властна в своих людях?".

Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет "воры", "канальи", "бестия", "собачья дочь". К Митрофану обращается: "друг мой сердешный", "душенька". Гостей встречает уважительно: "рекомендую вам дорогого гостя", "милости просим".

Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая "презрелая фурия" очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

— Один ты остался у меня.

— Да отвяжись...

— Нет у меня сына...

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: "старая хрычовка".

Воспитание и обучение Митрофана соответствует "моде" того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который "малую толику арихметике маракует", грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от "всякого учения". "Познания" Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевие, готовность "за людей приниматься", предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Замечательны фамилии действующих лиц. "Говорящие" фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.

Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: "Я и своих поросят завести хочу", "коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку". И гордится этим: "Ну, будь я свиной сын, если..."

Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее "дурак бессчетный" и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство — "скот". Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: "С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем", "Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?" И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: "Экое скотское рассуждение".

Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как "дурака бессчетного", безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств: "старая хрычовка", "гарнизонная крыса".

Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — к церковным служителям.

Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды "честного" человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе: от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.

Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым "любочестивый человек" должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдиным. А разговор Стародума с Софьей — это свод правил, и "...всякое слово врезано будет в сердце".

Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.

Фонвизин — талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

Денис Иванович Фонвизин - автор знаменитых комедий «Недоросль», «Бригадир», которые до сих пор не сходят с театральной сцены, и многих других сатирических произведений. По своим убеждениям Фонвизин примыкал к просветительскому движению, поэтому дворянское злонравие было ведущей темой его драматургии. Фонвизину удалось создать яркую и удивительно верную картину моральной деградации дворянства конца XVIII века и резко осудить правление Екатерины П. Роль писателя как драматурга и автора сатирических очерков огромна.

Особый русский склад юмора Фонвизина, особая русская горечь смеха, звучащая в его произведениях и рожденная социально-политическими условиями крепостнической России, были понятны и дороги тем, кто вел свою литературную родословную от автора «Недоросля». А. И. Герцен, страстный и неутомимый борец против самодержавия и крепостничества, считал, что смех Фонвизина «далеко отозвался и разбудил целую фалангу великих насмешников».

Особенностью творчества Фонвизина является органическое сочетание в большинстве его произведений сатирической остроты с общественно-политической направленностью. Сила Фонвизина - в его писательской и гражданской честности и прямоте. Он отважно и прямо выступал против социальной несправедливости, невежества и предрассудков своего класса и своей эпохи, разоблачал помещичий и самодержавно-бюрократический произвол.

Комедия Фонвизина «Недоросль» направлена против «тех нравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Эта комедия от первой до после дней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами - источник тунеядства, самодур

А, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспитания и невежества. Недорослю-Митрофанушке нет необходимости учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удовольствиях?

Не сомневаясь в силе смеха, Фонвизин превратил его в грозное оружие. Но в комедию «Недоросль» он привнес также черты «серьезного жанра», введя образы «носителей добродетели»: Стародума и Правдина. Усложнил он и традиционные положительные образы влюбленных - Софьи и Милона. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему по взглядам людей. Они говорят о том, что дорого самому автору: о необходимости прививать человеку с детства сознание долга, любовь к отчизне, честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчеловечности.

Драматургу удалось обрисовать все существенные стороны быта и нравов феодально-крепостнического общества второй половины XVIII века. Он создал выразительные портреты представителей крепостников, противопоставив их, с одной стороны, прогрессивному дворянству, а с другой - представителям народа.

Стараясь придать яркость и убедительность персонажам, Фонвизин наделил своих героев, прежде всего отрицательных, индивидуализированным языком. Действующие лица в «Недоросле» говорят каждый по-своему, их речь как по лексическому составу, так и по интонации различна. Такой тщательный отбор языковых средств для каждого из героев помогает автору полнее и достовернее раскрыть их облик. Фонвизин широко использует богатство живого народного языка. Пословицы и поговорки, которые употребляются в пьесе, придают ее языку особую простоту и выразительность: «Всякая вина виновата», «Век живи, век учись», «Без вины виноват», «Подобру-поздорову», «Концы в воду» и др. Автор использует также просторечные и даже бранные слова и выражения, частицы и наречия: «до завтрева», «дядюшка-де», «первоет», «который бишь» и т. д.

Богатство языковых средств комедии «Недоросль» говорит о том, что Фонвизин прекрасно владел словарем народной речи и хорошо знаком с народным творчеством.

Таким образом, отличительными особенностями комедии «Недоросль» являются актуальность темы, обличение крепостничества. Реалистичность созданной картины быта и нравов изображенной эпохи и живой разговорный язык. По остроте сатирического обучения крепостнического строя эта комедия по праву считается

Более выдающимся драматургическим произведением русской литературы второй половины XVIII века.

“Недоросль” - первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, “случайные” государственные мужи, самозваные учителя.

Госпожа Простакова - центральная героиня пьесы. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Ее власти ничто не противопоставлено. Ее бесчинства остаются в рамках негласно принятых норм поведения: “Разве я не властна в своих людях”. Но этот образ стоит на грани “комедии” и “трагедии”. Эта невежественная и корыстолюбивая “презлая фурия” по-своему чадолюбива. В конце пьесы она теряет свою неограниченную власть над крепостными, отвергнута сыном:

“- Один ты остался у меня.

Да отвяжись...

Нет у меня сына...” - становится жалкой и униженной.

Основным средством создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от адресата и ситуации. К слугам: “собачья дочь”, “бестия”, “канальи”, “воры”. К Митрофану: “друг мой сердешный”, “душенька”. “Светскость” при встрече гостей: “рекомендую вам дорогого гостя”, “милости просим”. Когда вымаливает себе прощение, ее язык близок к народной речи: “Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех!”

Митрофанушка - баловень матери, любимец дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив, подобно своей матушке. К домочадцам и слугам он обращается грубо: Еремеевне - " старая хрычовка” и т. д. С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Учителя у Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, зчные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который “малую толику арихметике маракует”, грамматику - “образованный” семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. Итог обучения Митрофанушки - сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: “Без наук люди живут и жили”.

“Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность “за людей приниматься”, предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник.

Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе - “зоологизация”. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил “фее с лошатками”. Собравшись жениться, Скотинин (говорящая фамилия!) заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан богом раньше Адама (т. е. тогда, когда были созданы скоты).

9. Идеал человеческого достоинства и гражданского служения Родине в произведениях г.Р.Державина, а.Н.Радищева, д.И.Фонвизина (на примере произведения одного из авторов - по выбору учащегося).

Д. И. Фонвизину удалось показать действительность такой, какая она есть, но он не требовал коренных изменений социальных условий.

Г. Р. Державин сумел постигнуть сложность, контрастность окружающего мира, но эти противоречия, как правило, не раскрывались им в социальном плане.

А. Н. Радищев - первый писатель XVIII века, который вникнул в существо социальных противоречий.

«Недоросль» Фонвизина - это первая социально-политическая комедия на русской сцене. Ведущий конфликт ее - борьба передовых дворян с невежественной реакционной массой. Фонвизин был настроен оппозиционно по отношению к екатерининскому самодержавию. Его положительные герои, в первую очередь Стародум, выступают с разоблачениями легенды о Екатерине II как о просвещенной правительнице. Екатерина не может быть «государем великим», который есть «государь премудрый». Ее двор погряз в интригах: «по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее», «один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле». Устами Стародума Фонвизин говорит, какой хотел бы видеть императрицу: «А! Сколь великой душе надобно быть в государстве, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбы себе подобных!»; «Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных». Под подданными Фонвизин имел в виду дворян, изображенных в пьесе людьми ограниченными, невежественными, жестокими. Простаковы - Скотинины знают, что их охраняет самодержавное законодательство, и поэтому не считают свое обращение с крепостными преступным: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что же дан нам указ о вольности дворянства? »

Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами.

«Фелица» (1783) - наглядный пример нарушения классической нормативности оды, прежде всего благодаря сочетанию с сатирой: образу просвещенного монарха противопоставляется собирательный образ порочного мурзы.

Фелица - многоплановый образ: она просвещенная монархиня и в то же время - частное лицо.

Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом.

Державин соединяет похвалу императрице с сатирой на ее приближенных.

Важное место в творчестве Державина занимают гражданско-обличительные стихотворения, среди которых особенно выделяются «Вельможа» (1794) и «Властителям и судьям» (1795).

В основе «Вельможи» - социальный портрет человека, стоящего близко к трону и призванного выполнять волю государя. Ода основана на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ. С одной стороны, Державин рисует роскошный быт вельможи, живущего «средь игр, средь праздности и неги», с другой - униженность зависящего от людей. Идеал общественного устройства для Державина:

Блажен народ! - где царь главой, Вельможи - здравы члены тела. Прилежно долг все правят свой, Чужого не касаясь дела.

Стихотворение «Властителям и судьям» (переложение 81 псалма) Екатерина II восприняла как якобинские стихи. Стихотворение звучит как прямое, гневное обращение к «земным богам», которых поэт не только сводит с пьедесталов, но и подвергает нелицеприятному суду, напоминая им об их обязанностях перед подданным:

Не внемлют! видят - и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.

Ничтожность царей, их человеческая слабость становятся особенно ощутимы благодаря антитезе царь - раб:

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!..

Поэт призывает всевышнего покарать «царей земли».

Ода «Вольность» Радищева воспевает народную революцию. Державин перевел этот торжественный, хвалебный жанр в обличительный. Радищев сделал оду призывом к революции, используя присущие ей публицистичность и экспрессивность. Самодержавие в изображении Радищева - «тусклый трон рабства». Избавление от самовластного гнета придет тогда, когда «возникнет рать повсюду бранна, надежда всех вооружит». После казни венценосного преступника наступит эра народной власти («На вече весь течет народ»). Но Радищев понимал, что время народной революции еще не пришло.

В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев показал, что главный враг русского народа - самодержавно-крепостнический строй. В главе «Спасская полесть» писатель обличает власть Екатерины II. Центральное место в главе занимает сон путешественника. Идиллическая картина проникнута иронией и сарказмом. Дальнейшее разоблачение, выявление истинного лица правителя происходит, когда Истина-Прямовзора снимает бельма с глаз монарха: «Одежды мои, столь блестящие, казалися замараны кровию и омочены слезами». Вывод из этой главы очевиден: единовластие, в какую бы форму оно ни было облечено (даже в виде просвещенной монархии), по своей сущности антинародно: «Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Окончательный приговор самодержавию выносится в главе «Тверь», в которую включена ода «Вольность».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!