Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Условия развития межличностных отношений. Личность и межличностные отношения

1.2. Межличностные отношения

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рас­сматриваются в его контексте. Межличностные отношения - это объективно пере­живаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их пси­хологические особенности. В отличие от деловых отношений меж­личностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, нацио­нальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в само­раскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин - деловые качества. В разных националь­ных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в об­ществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.1

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, меха­низм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закреп­ляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться, Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знаком­ство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществля­ются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На эта­пе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности и т. д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон).

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия - отклик од­ной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обо­зов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде по­нимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Дан­ный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мыс­ленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действен­ной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, меж­личностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро преры­ваются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во вре­мени, а в западных - спрессовано, динамично.

Глава II. Психология общения и межличностные отношения

2.1. Межличностное общение

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отноше­ния». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим опреде­лением, межличностное общение - это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию со­вместной деятельности участников этого процесса.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих на­правлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной психоло­гии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно пре­вратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом.

Общение - реальность человеческих отноше­ний, предполагающая любые формы совмест­ной деятельности людей.

Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельно­стью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и обще­ние рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. И наконец, общение можно ин­терпретировать как особый вид деятельности.1

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических тракто­вок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата со­ставляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социаль­ного бытия человека, а именно - отношений «субъект-субъект(ы)».

Здесь можно привести мнение В. В. Знакова, которое отражает существующие в современной отечественной психологии представления о категории общения: «Обще­нием я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе ко­торой формируются межличностные отношения между ними... Под совместной дея­тельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное обще­ние людей подчинено общей цели - решению конкретной задачи.

Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством мето­дологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теорети­чески и экспериментально разработанного Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат - не столько преобразованный предмет (матери­альный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и разви­вается система отношений «субъект-субъект(ы)».

В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования общения», «Позна­ние и общение».

В работе А. В. Брушлинского и В. А. Поликарпова (1990) наряду с этим дано крити­ческое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наибо­лее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.

В его отношении к окружающим людям, так и во всем его поведении. Л.И. Божович, И.С.Славина, Б.Г. Ананьев, Е. А. Шестакова и мн. другие исследователи доказывают, что межличностное общение детей младшего школьного возраста взаимосвязано с уровнем их академической успеваемости. 2. Особенности формирования академической успеваемости детей младшего школьного возраста 2.1 Успеваемость школьного...

Человека о возможных взаимодействиях различных причин, о том, какие действия в принципе эти причины производят. 3. Барьеры общения В процессе межличностного общения иногда возникают барьеры, которые препятствуют взаимопониманию. Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, в...

Деятельности. Конечно, в структуре общения могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Так, например, по отношению к межличностному общению приводятся три группы значений, свойственных обыденному сознанию (Куницына, Казаринова, 2001): 1) объединение, создание общности, целостности («хорошая компания, друзья»); 2) ...

... – один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из “отверженного” в признанного. Формирование возникающих у младших школьников межличностных отношений решающую роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока у еще у детей не сложились собственные отношения и оценки, ...

Психология личности: конспект лекций Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 14. Общение и межличностные отношения

Среди факторов, нормирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение направлено на установление психологического контакта между ними; его целями являются изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средства – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В публикациях можно встретить различное толкование этих понятий. В психологии установлено следующее взаимоотношение между ними. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Если две электронные системы обмениваются информацией, то говорят, что между ними существует коммуникация.

Общение – обмен информацией между людьми. Человек может общаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги – тоже акты общения. Таким образом, «общение» – более узкое понятие по сравнению с понятием «коммуникация». Подчеркивая роль общения как специфического фактора формирования психики, Б. Ф. Ломов писал: «Когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиваться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается».

Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут передаваться навыки и умения.

Все это лишь отдельные приметы содержания общения. Конкретных тем для общения много, и чем больше разнообразных тем общения, тем богаче и содержательнее личность человека.

Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска – господствующее выражение лица – формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений. Значительно способствуют созданию маски прическа, косметические средства и др. Можно отметить злую, добрую, надменную, доброжелательную и другие физиогномические маски. Дополняет внешний облик и одежда, которая часто является показателем классовой, сословной, профессиональной принадлежности. Форма одежды обязывает к определенному типу поведения. Военная форма требует дисциплинированности. Веселость человека в траурной одежде нам кажется странной. В манере держаться усматриваются воспитанность человека, его положение, самооценка, отношение к человеку, с которым он общается. Для установления контактов между людьми, для содержательной и эмоциональной стороны общения облик человека имеет большое значение: на его основе складывается первое впечатление, которое нередко определяет развитие отношений.

Внешний облик и физиогномическая маска статичны. Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика – динамическое выражение лица в данный момент общения.

Жест – социально отработанное движение, передающее психическое состояние. И мимика, и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, – врожденные. Социальная зависимость мимики подтверждается тем, что в условиях разных культур одни и те же выражения лица и жесты могут иметь диаметрально противоположные значения. Например, широко раскрытые глаза у японца – признак гнева, а у европейца – приветливости и удивления.

К неречевым средствам общения относится обмен предметами, вещами. Передавая предметы друг другу, люди устанавливают контакты, выражают отношение друг к другу.

Средством общения также является тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него – вот пределы такого общения. Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение ребенка на руках у матери, единоборство спортсменов. При помощи тактильно-мышечной чувствительности человек познает физическую силу, некоторые особенности личности, отношения другого лица, в свою очередь проявляет некоторые собственные качества и выражает отношение к нему. Тактильно-мышечная чувствительность – основной канал получения информации из внешнего мира и главное средство общения людей, лишенных слуха и зрения и таким образом – возможности естественным путем овладевать звуковой речью.

В настоящее время большое внимание уделяется коммуникативному значению дистанции в общении. В американской психологии появилось даже название для этого направления исследований – проксемика. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении и выделяет следующие дистанции в человеческих контактах:

1) интимная зона (15–45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для нее характерны доверительность, негромкий голос при общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные изменения в организме: учащение биения сердца, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

2) личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуальный зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

3) социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;

4) публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей (в лекционной аудитории, на митинге и т. д.).

Первый уровень (макроуровень). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в которой изучают преобладающее содержание, круг людей, с которыми она преимущественно контактирует, сложившийся стиль общения и другие параметры. Все это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности. Кроме того, рассматривая этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций, принятых норм придерживается личность. Временной интервал такого общения – вся предшествующая и будущая жизнь личности.

Второй уровень (мезауровень). Общение этого уровня предполагает контакты на определенную тему. Причем реализация темы может осуществляться с одним лицом или группой, может закончиться в один сеанс или потребовать нескольких встреч, актов общения. Как правило, у человека имеется несколько тем, которые он реализует последовательно или параллельно. И в том, и в другом случае партнерами по общению могут быть отдельные личности или группы.

Третий уровень (микроуровень). Он предполагает акт общения в роли своеобразной элементарной частицы (единицы). Таким актом общения можно считать вопрос и ответ, рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ и др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых складывается вся система общения личности в определенный период ее жизни.

Из книги Секс в семье и на работе автора Литвак Михаил Ефимович

2.3. Межличностные отношения и секс Еще немного теории, которая может весьма пригодиться на практике, избавить от разочарований, дать известную долю радости. Эти положения касаются межличностных отношений, любое из которых может привести к сексу. С точки зрения Э. Берна,

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

4. Межличностные отношения (особенности коммуникации) Дефензивный конфликт астеника многообразно проявляется в его поведении. Характерно сказал про себя один из них: «Я бегаю из норки во дворец». Астеник ищет в жизни маленький уютный уголок, чтобы спрятать там душевную

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

4. Межличностные отношения (особенности коммуникации) Психастеник, как и астеник, испытывает достаточно много трудностей в общении с людьми. Отличие в том, что психастеник эти трудности тщательно обдумывает, анализирует. После важного разговора он тревожно перебирает в

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

7. Межличностные отношения (особенности коммуникации) В отношениях с циклоидом нужно быть готовым к его способности удивлять нас контрастами в калейдоскопе своего настроения. В хорошем настроении циклоид является теплым, жизнелюбивым человеком. Бывает, что циклоид

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

24. Общение и межличностные отношения Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. В последнее время в науке используется понятие

Из книги Воспитателю о сексологии автора Каган Виктор Ефимович

ЛЕКЦИЯ № 16. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения.Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе

Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора Калинаускас Игорь Николаевич

1.1. Отношения межгрупповые и межличностные Межэтнические отношения могут быть проанализированы с разных точек зрения, поэтому изучением проблем, касающихся межэтнических отношений, занимаются многие науки – культурантропология, политология, социология, экономика,

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Подростковая психика и межличностные отношения Подростковый возраст обычно называют, и не без оснований, трудным, связывая его трудности с особой «подростковой психикой». Представители биогенетического универсализма конца XIX - начала XX в. понимали подростковый кризис

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Общественные отношения - отношения межличностные Общественные отношения есть прежде всего отношения межличностные. Значит, набор моделей поведения одной личности (установочное поведение) обязательно встречается с набором моделей поведения (установочным поведением)

Из книги автора

11.1. Межличностные отношения и их классификация Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.Межличностные отношения делятся на следующие

Из книги автора

ГЛАВА 14 Межличностные отношения К. А. Абульханова-Славская (1981) пишет, что «психология общения вычленяет свой предмет тогда, когда рассматривает, как двое, вступая в контакт, создают нечто третье, что и представляет собой отношение между ними» (с. 225). Поэтому отрывать

Из книги автора

ГЛАВА 18 Общение и межличностные отношения между медицинскими работниками и больными От того, как сложатся отношения между врачом и больным, во многом зависит эффективность лечения. Предпосылками возникновения положительных отношений и доверия между медицинскими

Из книги автора

ГЛАВА 19 Межличностные отношения и общение в семье Семья является еще одной важной сферой жизни человека, в которой имеет место постоянное и тесное общение и в которой складываются своеобразные межличностные отношения. Ведь брак определяется как юридически закрепленные

Трудно представить современное общество без межличностных отношений. Мы проводим всю свою жизнь в общении: с утреннего пробуждения до отхода ко сну. Интернет, телефон, письма - все это средства коммуникации, без которых человек просто не сможет обойтись. Индивидуум устроен таким образом, что если он не будет с кем-то общаться, то через короткий промежуток времени просто сойдет с ума. Итак, что такое Это наш воздух, это то, без чего мы просто не сможем жить.

Определение понятия

Если разбираться, что обозначает сам термин, то психологи определяют его как некую совокупность взаимодействий, которые возникают между людьми и сопровождаются в большинстве случаев переживаниями эмоционального характера. В некотором роде человек передает другому состояние своего внутреннего мира.

Виды и формы

Когда речь идет о том, что такое межличностные отношения, можно выделить основные виды и Это может быть невербальная связь, жесты и движения тела, внешний вид человека, устная речь и многое другое.

Составляющие компоненты:

  • Он включает в себя такие особенности отношений между людьми, как некоторые формы познания - память, восприятие, воображение, мышление. Каждый отдельный компонент позволяет раскрыть человека, распознать его индивидуальность, особенности психологического плана. Достигнуть взаимопонимания можно будет только в том случае, если вы поймете тот личности, с которой собираетесь вступить в контакт.
  • Эмоциональный компонент. Это не что иное, как переживания, которые мы испытываем во время общения с кем-то. Не стоит забывать о том, что они могут носить не только положительный характер, но и отрицательный. Отличным примером служит диагностика межличностных отношений между мужчиной и женщиной, которые являются парой. Они ссорятся, мирятся, иногда испытывают симпатию друг к другу, а иногда и антипатию. Также эмоциональный компонент подразумевает эмпатию. Это чувство сопереживания кому-то.
  • Поведенческий компонент. Это речь, мимика. Именно данный компонент и является основным регулятором в межличностных отношениях.

Формирование связей между людьми

Развитие межличностных отношений может произойти только в том случае, если определенный индивид может устанавливать с другим человеком контакт. Другими словами, найти Для этого не должно быть корыстных намерений, в общении должны присутствовать легкость и понимание, эмоциональное притяжение.

Межличностные всегда стремятся к достижению доверия. После этого связь углубляется, со временем пропадает психологический барьер. Однако есть разница между доверием и доверчивостью. Доверия заслуживают долго, а вот доверчивый человек верит другому на слово, несмотря на возможные подвохи и разочарования.

Методики межличностных отношений

  • Цель. Отношения такого типа формируются тогда, когда людей объединяет определенная цель. Например, первичный тип - это когда связь образовывается сама по себе, а вторичный - когда один человек общается с другим потому, что должен (начальник - подчиненный).
  • Характер. По характеру отношения можно разделить на формальные и неформальные. Формальные - это те, которые основаны на предписанных правилах и законах. Неформальные не ограничены какими-то официальными рамками.
  • деловые взаимосвязи, которые образовываются на работе. На первом плане стоит совместная деятельность, а только потом - личная симпатия и доверие.

Рациональные и эмоциональные отношения

Что такое межличностные отношения рациональные и чем они отличаются от эмоциональных? На самом деле все очень просто.

В первом случае человек руководствуется расчетом, разумом и логикой. Пытается действовать правильно и не портить контакт с другим индивидуумом. Примером в такой ситуации может послужить взаимосвязь начальника и подчиненного. Эффективность совместной деятельности будет зависеть от того, насколько они сработаются, насколько корректно построят отношения друг с другом.

Что касается эмоциональных отношений, то тут человек руководствуется своими чувствами, забывая о том, что есть объективное мнение. Эта форма может приносить как радость и положительные эмоции, так и депрессии, разочарования. Влюбленные пары как нельзя лучше подходят к данной категории. Порой мы делаем необдуманные поступки, руководствуясь своими эмоциями и совершенно забываем о последствиях.

Диагностика отношений

Диагностика межличностных отношений - это целая наука, которая направлена на то, чтобы изучить человека, раскрыть его, основываясь на элементарных психологических знаниях. Более того, при помощи данной методики можно наладить контакт с самим собой. Ведь есть идеальное «я» и «я», которому в себе что-то не нравится. Составив для себя такую таблицу, вы сможете понять, насколько хорошо ладите с самим собой. Ведь если вы не можете достигнуть взаимопонимания со своей личностью, то сделать это с окружающими людьми будет просто невозможно.

Как вы уже поняли, отношения между людьми строятся на доверии, которого не так уж и просто достичь. Ниже представлены несколько полезных советов, которые помогут вам немного раскрыться, а это ускорит процесс налаживания контакта с другими.

  • Если у вас не получилось завязать с кем-то разговор, никогда не ищите проблему в другом человеке, найдите ее сначала в себе. Вы уверены, что хорошо знакомы со своей личностью? Достигните внутренней гармонии с самим собой.
  • Составьте психологический портрет человека, с который хотите иметь дело. Вы должны знать его особенности, чтобы понять, на что обращать особое внимание.
  • Покажите свою заинтересованность в другом человеке. Возможно, у вас найдется несколько точек соприкосновения. А общие интересы всегда облегчают общение.
  • Обратите внимание на межличностные отношения детей: у них определенно есть чему поучиться. Простые, без лишних забот, честные.
  • Запомните главное правило: вы никогда не сможете добиться доверия человека, если имеете корыстные цели. Даже если этот человек не будет знать о ваших намерениях, вы на подсознательном уровне будете себя выдавать. Индивидуум почувствует, что он вам неинтересен, и никогда не станет доверять.

Любовь и дружба

Иногда межличностные отношения возникают сами собой, а иногда нужно потратить много времени для того, чтобы их построить. Возьмем для примера любовь и дружбу. Как возникает любовь? Вы видите человека и начинаете испытывать к нему симпатию, если симпатия взаимна, у вас завязываются отношения. Может, вы и не доверяете до конца друг другу, но все равно делитесь своими эмоциональными переживаниями.

И женщиной способны подарить безумное счастье или, наоборот, сделать партнеров несчастными. Главной причиной этого является идеализация друг друга. Когда реальность оказывается иной, чем наши представления, мы испытываем горькое разочарование.

Другая распространенная причина проблем в любовных отношениях: женщины обычно очень эмоциональны, а мужчины, наоборот, пытаются дистанцироваться. Они не любят проявлять свои чувства и предпочитают держаться на безопасном расстоянии, так как пытаются избежать зависимости.

В любом случае любые отношения - огромный труд. Когда партнеры прикладывают усилия, возможно преодолеть любые разногласия. Отношения с противоположным полом — лучшая почва для личного развития. Они позволяют раскрыть самые сильные стороны личности.

Теперь немного о дружбе. Отношения между товарищами возникают постепенно. Вы знакомитесь с человеком, начинаете с ним общаться. Доверие тут возникает далеко не сразу. Именно по этой причине настоящая дружба - это большая ценность. Человек, который вас знает и понимает, не будет нуждаться в разъяснениях, он может прочесть в ваших глазах о внутреннем состоянии.

Теперь вы знаете, что такое межличностные отношения и на чем они основаны. Налаживайте контакт с собственным "я", тогда понять окружающих людей станет гораздо проще.

Межличностные отношения — взаимосвязь и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции.

Социальная перцепция — социальная обусловленность восприятия социальных объектов — людей, этнических групп и т. д. При этом осуществляется так называемая атрибуция (от лат. causa — причина и attributio — придаю, наделяю) — субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, интерпретация их личностных качеств.

Существуют устойчивые установки людей в отношении друг друга — аттитюды . Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодопол- нительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости — отрицательные установки.

Воспринимаемый социальный объект также не пассивен — он стремится создать определенное впечатление, формирует свой определенный образ — имидж , отражающий социальные ожидания определенных социальных групп и обеспечивающий успех взаимодействия. Воздействуя на партнера по общению, люди, как правило, стремятся создать впечатление, благоприятное для достижения своих целей. При этом чутко анализируются причины отдельных поведенческих актов партнера.

При получении противоречивой информации о субъекте общения может возникнуть состояние когнитивного диссонанса . В этих случаях человек проявляет тенденцию к какому-либо одному категорическому выводу — когнитивная структура индивида стремится к сбалансированности.

Внешний облик человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его национальной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т. п. Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах.

Если первое впечатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков (« «). Если же первое впечатление отрицательно, связанос неприятными проявлениями в поведении личности, то и в оценке ее последующего поведения будет превалировать, как правило, негативная тенденция («эффект отрицательного ореола»).

Оценки поведения других людей бывают не только поспешны, предвзяты, но и алогичны. Те или иные причины поведения преувеличиваются или преуменьшаются. Оценки и самооценки мужчин и женщин неидентичны. Мужчины, как правило, характеризуют себя и других в категориях качеств, женщины — в категориях состояний. Свои особенности женщины склонны объяснять ситуативными факторами.

По-разному интерпретируют мужчины и женщины даже мимические эмоциональные проявления. Там, где женщины видят возмущение, мужчины усматривают решительность. Чем многомернее личностная структура индивида, тем пластичнее его отношения с действительностью и многомернее видение мира, тем менее он склонен к полярным оценкам. Ограниченные индивиды примитивизируют социальные объекты.

Разные оценочные критерии актуализируются в условиях сотрудничества и противоборства. В условиях конфликта доминирует направленность на выявление слабых мест противника. Разностатусное положение субъектов общения также определяет характер их взаимных оценок. Начальник ценит подчиненного за одни качества, а подчиненный начальника — за другие. Внешние признаки руководителя оцениваются особенно тщательно. Особо выделяются признаки, значимые для подчиненного.

В каждой более или менее типичной ситуации люди ожидают друг от друга определенных поведенческих проявлений. Оправдание этих ожиданий вызывает удовлетворение, неоправдание — чувство досады, разочарования и неприязни. Люди любят подтверждение своих высоковероятностных прогнозов.

Большинство людей ведут себя в соответствии со своими поведенческими установками. Заранее планируя определенный результат общения, они своим поведением его и провоцируют. Человек обидчивый обычно ведет себя так, как будто его уже обидели, а человек агрессивный не пропустит повода, чтобы не «дать отпор». На передний план люди выдвигают те свои качества, которые больше всего ценят в себе. Нередко они рядятся и в чужие «поведенческие шкуры», подражая непререкаемым авторитетам. Нередко запускаются и «пробные шары» — поведенческие приемы, провоцирующие желаемое поведение партнера.

Около 70% информации о партнерах по общению человек получает по внешним, непосредственно наблюдаемым особенностям поведения: по мимическим, пантомимическим, темпоритмическим, вокально-интонационным характеристикам. Но далеко не все преуспевают в их правильном «прочтении». Многие из внешних поведенческих проявлений человека условны, они понятны лишь в случае, если известен код используемого поведенческого флера.

Человеческое поведение можно сравнить со звучанием большого оркестра — в его поведении участвует множество инструментов, но все они играют ту музыку, которая нужна данному индивиду.

Внешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлинные мотивы и цели поведения. Только специальные методы диагностики (контент-анализ, факторный анализ, личностные тесты, метод групповой оценки личности и др.) позволяют выявить объективную сущность субъективных поведенческих проявлений.

Определенные впечатления формируются на основе внешнего выражения человеком своих эмоций (поза, мимика, движений). Однако и здесь следует опасаться поспешных суждений. Понять другого человека можно, лишь анализируя его поведение в различных условиях, когда сбрасываются ситуативные маски. Часто общение между близкими людьми более затруднительно, чем общение с людьми малознакомыми. Это объясняется тем, что чем лучше мы знаем человека, тем больше мы знаем то, что неприемлемо им. Лучше понимают друг друга люди, имеющие общую ценностную ориентацию. Но только духовная общность — основа долговечного единения.

Каждый человек имеет свои масштабы измерения других людей. Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцениваться партнером по общению, — возникает явление социальной рефлексии . Люди заботятся о том, чтобы их образ занял достойное место во внутреннем мире тех, с кем они активно взаимодействуют.

Когда Иванов беседует с Петровым, то в этой обстановке витают тени восьми человек: № 1 — Иванов, каким он является в действительности; № 2 — Иванов, каким он сам себя представляет; № 3 — Иванов, каким его воспринимает Петров; № 4 — Иванов, каким он представляет свой образ в сознании Петрова; № 5 — Петров, каким он является в действительности; № 6 — Петров, каким он представляет себя; № 7 — Петров, каким он воспринимает Иванова; № 8 — Петров, каким он представляет свой образ в сознании Иванова.

Нередко эффективность общения резко снижается из-за непонимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще — из-за неправильной их интерпретации . Возникают взаимные претензии и обиды, высказываются не- справедливые оценки. Приписываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных предвзятых оценок.

В процессе общения люди стремятся к утверждению своих достоинств — к «поглаживанию», по выражению Эрика Берна, считающего эти «поглаживания» единицей социального действия. При этом они прибегают к типичным для них схемам общения: занимают позицию «родителя», «взрослого» или «ребенка» . Занимая позицию «родителя», люди имитируют схемы поведения, усвоенные ими от родителей. Но в каждом человеке проявляется и определенная мера детскости, ребячливости. Адекватное поведение — поведение по типу «взрослого». В ситуациях повышенной ответственности «взрослый» должен контролировать и «родителя», и «ребенка».

Продуктивное деловое общение происходит в тех случаях, когда оно осуществляется в однотипной поведенческой схеме (например, «взрослый» — «взрослый»). Реализация межличностных отношений предполагает ожидаемую реакцию. Она становится, в свою очередь, стимулом для дальнейшего общения. Если же стимул изначально рассчитан на адекватную схему поведения партнера, а в действительности реакция осуществляется по перекрестной схеме (например, «родитель” — «взрослый» или «взрослый” — «ребенок»), то в общении возникают конфликты.

У разных индивидов отмечается склонность к излюбленным темам общения. Это и создает основу установления с ними психологического контакта. В процессе же общения необходимо учитывать тип личности, ее — обращенность к широкому полю действительности или пристрастность к углубленному анализу отдельных ее проявлений. Существенны также установки и ролевые позиции общающихся.

Жизненные позиции индивида зависят от его прошлого, автобиографических событий, личностно компенсаторных тенденций. Эти позиции ревниво охраняются, утверждаются и отстаиваются. Многих людей обуревает жажда признания и возвышения. Зная слабости друг друга, партнеры общения используют различные «приманки», «рычаги», обеспечивающие желаемые ответные реакции. Возможны, конечно, и варианты искренних, бескорыстных межличностных отношений, отношений двусторонней близости, доверительности. Однако часто в общении имеют место элементы противоборства. Немало и таких людей, которые живут с чувством повышенной тревожности, подозрительности. Каждый человек живет по своему сценарию, реализует свою жизненную стратегию.

Человека уже в детстве подстерегают различные «демоны», способные навязать ему тот или иной жизненный шаблон. «Демон» обычно впервые появляется у высокого детского стульчика, когда малыш швыряет на пол еду и ждет, что станут делать его родители. Если они воспринимают это терпимо, то позже скорее всего появится озорной ребенок… Если же малыша за это наказывают, бьют, то он мрачно затаится в себе, готовый когда-нибудь неожиданно швырнуть с размаху всю свою жизнь, как когда-то в детстве швырял тарелки с едой . Злыми и добрыми, трусливыми и смелыми, искренними и лживыми люди становятся в результате условий их социальных взаимодействий.

Хорошее общение — не общение по сценарию, а творческое, эмоциональное и социально значимое взаимодействие людей. Развитая личность не обременена заранее спланированными сценариями. Социализация личности предполагает овладение ею адекватными средствами социальной коммуникации. Мысли и речь человека, его интонации, мимические выражения должны соответствовать целям общения. Он должен рефлексировать его восприятие другим человеком, чутко реагировать на подтекст общения, распознавать подлинные побуждения партнеров по общению.

Никакая маска не может закрыть всего человека: его истинная сущность обречена на самовыражение. Но перед разными людьми индивид предстает в различных ипостасях. В каждом акте общения мы видим лишь часть личности и не всегда наиболее существенную.

Не все люди могут полностью использовать в общении свой внутренний потенциал. Нередко проявляется лишь «периферия» личности. Контакты между людьми часто поверхностны — большинство предпочитает дистанционные взаимоотношения. Немногие способны на глубинные человеческие контакты. Особенно вредят подлинному психическому контакту всевозможные формальные контактные манипуляции. Подлинный контакт невозможен без искренности, эмоциональной синтонности и даже снисходительности к акцентуациям отдельных индивидов. Но следует избегать и беспринципного соглашательства, конформности.

Взгляды людей, стиль их мышления не могут быть полностью идентичными. Партнеры общения должны верить в себя, в свою самодостаточность, должны быть адекватными самим себе. Люди обычно обладают повышенной чувствительностью к правдивости, честности, искренности и добропорядочности партнеров по общению.

Однако во многих случаях, особенно в ситуациях противоречивости позиций и интересов, люди лукавят. И каждый имеет свою меру обмана — допускает ложь во спасение. Но некоторые люди грубо прямолинейны в своей правдивости. Такой тип правдолюбца ориентирован только на себя — ему безразличен человек, о котором он говорит правду. Носитель подобной правды обладает завышенным уровнем самооценки и притязаний. Он с необыкновенной легкостью оценивает поведение других людей. Антипод такого типа — лживые люди, конформные, неустойчивые, невротичные, трусливые и угодливые.

Личности с повышенной рефлексивностью, склонные к самоанализу, крайне осторожны и в оценках других людей. Их принцип — не суди и не будешь судим сам. Одни и те же требования нравственности они предъявляют к другим и к себе. Они испытывают неловкость, стеснительность, когда на фоне их личного благополучия другие люди попадают в неприятные ситуации. Это люди с повышенной и совестливостью. А совесть — мера включенности общечеловеческой морали в индивидуально-нравственную систему личности, способность личности к моральному самоконтролю, самогенерированию своих нравственных обязанностей. Люди с «больной совестью» берут на себя всю вину за неустроенность мира. Это люди стыдливые — высококритичные в отношении собственного поведения. Их не очень много, но они преподают человечеству уроки нравственности.

Взаимодействие людей — взаимодействие субъективных миров, порой противоречивых и парадоксальных, организованных разными категориальными системами, смыслами и значениями. Пристрастность человеческой психики часто граничит с ее неадекватностью. Каждому человеку присущи те или иные предубеждения, субъективная интерпретация различных явлений. Опыт индивида, его потребности, вкусы, желания определяют, что и как он воспринимает в окружающем его мире. Значимые для него события гипертрофируются, малозначимые — преуменьшаются. Предметы человеческих страстей часто бывают неадекватны этим страстям.

С другой стороны, механизмы индивидуальной психологической защиты снижают уровни наших желаний и претензий, формируют суррогатные замещения. Скрытые в глубинах подсознания поведенческие стереотипы нередко владеют нами вопреки нашему рассудку, определяя межличностные симпатии и антипатии. Но, как говорил Артур Шопенгауэр, чтобы хорошо прожить свой век, следует иметь изрядную меру осторожности и снисходительности ; первая охраняет от вреда и потерь, вторая — от споров и ссор.

В межличностных отношениях могут, конечно, возникать и искреннее доверие, и дружба, и любовь. Дружба возникает на основе ценностно-ориентационного единства — совпадения позиций и оценок, общего миропонимания. В дружбе удовлетворяется потребность человека в интимных отношениях, признании его самоценности. В юности и ранней взрослости она более эмоционально насыщена. В последующие возрастные периоды она остается фактором социальной стабильности и защищенности. В дружественных отношениях люди как бы формируют эталон межличностных отношений, переводят их на высоконравственную основу.

Любовь — высшая степень эмоционально положительного отношения к другому человеку на основе предельно высокой оценки его социальных и физиологических достоинств, влечения к нему, стремления стать для него личностно наиболее значимым. Любовь характеризуется страстностью — сильным и стойким чувством, доминирующим в психике человека, объединяющим все его помыслы и побуждения. Рационально-волевая деятельность индивида при этом нередко поглощается подсознательно-эмоциональной доминантой. Будучи глубоко интимным чувством, любовь порождает претенциозность — требует ответного чувства и нередко сопровождается мучительным чувством ревности. Социальное начало в любви интегрируется с биологическими потребностями индивида.

Психологические особенности поведения мужчин и женщин, психология их взаимоотношений в отечественной психологии остаются пока мало разработанными. В зарубежной психологии большую известность приобрела книга Отто Вейнингера «Пол и характер». Не разделяя полностью его взгляды, приведем некоторые из них.

Основной закон полового притяжения, по Вейнингеру, гласит: «Для соединения полов нужны совершенный мужчина — «М» и совершенная женщина — «Ж», хотя бы и разделенные в двух индивидуумах в совершенно различных сочетаниях». Сумма «М» и «Ж» в привлекающих друг друга существах всегда одинакова — такова сущность закона половых дополнений. Характер индивида, — полагает Вейнингер, — не должен определяться как мужской или женский. Вопрос следует ставить так: сколько мужчины и сколько женщины в данном человеке? В каждом индивиде есть своя норма распределенности мужского и женского начал. Чем более женщина женственна, тем более она будет чувствовать мужчину как мужчину. Но чем больше в мужчине «М», тем дальше он от понимания женщины. «Знатоки женщин» сами наполовину женственны. И такие мужчины умеют обращаться с женщинами лучше, чем «цельные мужчины»!

Женщины, активно стремящиеся к эмансипации, несут в себе многочисленные мужские черты. Эмансипироваться хочет заключенный в женщине мужчина!

Мужчины и женщины сексуальны в равной мере. Но состояние половой возбужденности представляет для женщины высший подъем ее существования. Женщина в отличие от мужчины всегда сексуальна. Она вся в половой жизни. Мальчик не чувствует потребности в половой зрелости, тогда как молоденькая девушка трепетно ожидает ее. В юноше симптомы половой зрелости вызывают чувство обеспокоенности, девушки же с большим удовольствием следят за своим половым развитием. Они ждут любви и брака как увенча
ния своей жизни. Но женщина менее, чем мужчина, осознает свою сексуальность. Она всегда ожидает от мужчины прояснения ее интуитивных представлений.

Ум мужчины ставится женщиной на первое место среди прочих его достоинств. В мужчине женщина ценит устойчивость, основательность взглядов и суждений. Ей нравится, когда мужчина хорошо рассуждает. «Я» женщины — ее внешность, ибо она представляет большую ценность для мужчин. Ей нравятся комплименты по поводу ее внешности: она высоко ценит галантность в поведении мужчины.

Женщине присущи уникальные и величественные черты материнства. И каждый мужчина для нее в какой-то мере ребенок. Любовь же мужчины всегда создает идеализированную женщину. Любя женщину, мужчина требует от нее… самого себя. Он хочет видеть в ней реализацию своей . Состояние любви — состояние личностного самопостроения влюбленных.

В семейных отношениях мужья могут выполнять роль «мужа-сына», «мужа-мужчины», «мужа-отца», а жены — «жены-дочери», «жены- женщины», «жены-матери».

Отвечая на вопрос: «Что вы хотите «добавить» своей личности?», люди в своем большинстве указывают уверенность, решительность, выдержку, уравновешенность, целеустремленность, силу воли. А что желают эти же опрошенные другим людям? Понимания, сочувствия, доброты, человечности, честности, порядочности.

Несложившиеся дружеские и любовные отношения могут перерасти в столь же сильный свой антипод — ненависть и вражду. Эти явления в значительной мере углублены в подсознание и проявляются в безотчетном стремлении нанести ущерб другому лицу (они же в значительной мере генерируют и преступное поведение). Враждебность на уровне личностной установки — трудно преодолимое несчастье. Но даже если она и затухает, то на ее обломках уже никогда нельзя возродить благоухающий сад дружбы и любви. Атавизм вражды должен быть искоренен из психики современного человека. Психически устойчив тот, кто смотрит на мир с любовью и состраданием. Социально опасно равнодушие людей друг к другу. Дефицит общения, разорванность социальных контактов, одиночество — страшное бедствие для человека. Радость же социального взаимодействия, «роскошь общения» — ни с чем не сравнимое благо.

В процессе общения люди постоянно психически взаимодействуют друг с другом . Это взаимодействие может быть целенаправленным и спонтанным, сознательным и подсознательным. Осознанное влияние на партнера по общению формируется целенаправленным убеждением. Убеждение — отбор фактов и обобщений в соответствии с определенной задачей психического воздействия, это воздействие на разум партнера.

Объективная основа убеждения — истинность постулатов, а психологическая предпосылка — мотивационная предрасположенность субъекта к восприятию и усвоению соответствующей информации, наличие у него необходимой информационной базы. Условие эффективного убеждения — высокий нравственный и интеллектуальный авторитет воздействующего лица. При этом в процесс убеждения неизбежно включаются и механизмы внушения.

Разновидность неаргументированного влияния — подражание (следование примеру, образцу). Подражание — одно из средств социального научения, овладения социальным опытом. Ребенок подражает наиболее доступным его пониманию социальным образцам. В подростковом возрасте подражание связано со стремлением индивида к ориентации на наиболее авторитетное лицо, выступающее в качестве социального эталона.

Подражание может быть внешним и внутренне мотивированным, осмысленным. На внешнем подражании основаны такие социально-психологические явления, как обычаи и мода.

Одной из распространенных форм психического взаимодействия является конформность (от лат. conformis — уподобление) — уподобление требуемым социальным стандартам, уступка личности социальному давлению. Если подражание — воспроизведение тех образов поведения, которые соответствуют установкам личности, то конформность — подчинение даже тем требованиям группы, которые противоречат установкам и позициям данной личности. Конформные индивиды — лица, испытывающие повышенное влияние со стороны других значимых лиц.

Неподчиненность личности стандартным нормам называется нонконформностью . Она может быть основана как на высшей идейной принципиальности личности, так и на анархическом отрицании социальных норм и законов. (Та и другая формы поведения называются отклоняющимся — девиантным — поведением.)

Форма диффузного, подсознательного психического взаимодействия людей — психическое заражение : процесс передачи повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому в психически напряженной обстановке, спиралевидно нарастающее массовое эмоционально возбужденное состояние. Массовое психическое заражение ведет к распаду социально-нормативной организации поведения , резкому снижению социальной ответственности, доминированию социально-диффузного поведения. Бесчинствующая толпа футбольных болельщиков, паническое состояние толпы, экзальтированное единство митингующих масс — таковы проявления психического заражения.

Возникая в условиях массового взаимодействия, психическое заражение остается по существу межличностным взаимодействием на подсознательном уровне, многократно усиливающимся в условиях толпы. Так, состояние массового страха или агрессивности блокирует способность индивидов рационально оценивать обстановку, парализует индивидуальноволевую регуляцию. При этом возникают ригидность, негибкость регуляционных систем, психическая регрессия, сводящаяся к обесцениванию ранее принятых ценностей. Личность пассивно увлекается водоворотом бурно текущих событий, утрачивает адекватность психического отражения действительности.

Четыреста тысяч американцев засвидетельствовали появление марсиан, когда 30 октября 1938 г. возник массовый психоз в связи с радиоинсценировкой но книге Г. Уэллса «Война миров».

Внезапно возникшее острое эмоциогенное событие, затрагивающее актуализированные интересы неорганизованной массы людей, вызывает плохо контролируемые, импульсивные массовые реакции, служащие пусковым механизмом спиралеобразного возрастания массового психического самовозбуждения. Возникают сильные отрицательные эмоции — тревога, паника, страх или всеохватывающие гиперположительные эмоции — , экстаз, восторг, отвага, реализующиеся в интенсивных импульсивных действиях.

Разновидность неаргументированного психического воздействия — суггестия (внушение): воздействие на психику в условиях пониженной критичности. Эффективность внушения определяется свойствами внушающего лица — суггестора : его социальным статусом, личным обаянием, интеллектуально-волевым превосходством; а также особенностями суггеренда (субъекта, испытывающего внушение) — степенью его внушаемости. В обшении людей внушение используется для направленного изменения мотивации и установок личности. Повышенная внушаемость называется гиперсуггестией ; устойчивость к внушению — асуггестией . Внушаемое содержание адресуется не только сознанию, но и подсознанию суггеренда.

С внушением человек сталкивается повседневно. Не только межличностное воздействие, но и воздействие пропаганды, агитации, рекламы, политических заявлений в значительной мере рассчитано на эффект внушения. Яркие образы, вызывающие приятные чувств, обворожительная улыбка прекрасной девушки, атлетическая мощь мужчины-супермена — все это делает близким и желанным предлагаемое нам благо. Внушение оказывается на фоне предварительно созданного благоприятного психического состояния, оно рассчитано на чувственную, подсознательную сферу человека, происходит в условиях пониженной критичности сознания. Образы внушения приобретают характер навязанности, непроизвольного устойчивого «всплывания». Сила внушающего воздействия зависит от его образной доступности, попадания образа в зону желаний и стремлений индивида.

Внушающим воздействиям особенно подвержены люди неуверенные, с пониженным уровнем притязаний, низкой самооценкой, высоко впечатлительные, с пониженным уровнем критичности интеллекта, верящие в беспорочность авторитетов. Существуют и ситуативные факторы повышенной внушаемости:
крайнее утомление, психическая демобилизованность, расслабленность, низкий уровень информированности и компетентности, дефицит времени для принятия ответственного решения, состояние повышенной коммуникативности, интимной предрасположенности к внушающему воздействию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему:

Психология межличностных отношений

Введение

1 Задачи межличностного взаимодействия

2 Межличностные отношения

3 Межличностное общение

4 Психология межличностного воздействия

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы - это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Целью работы является дать характеристику межличностного взаимодействия людей.

1 ЗАДАЧИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Рассмотрим три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия .

Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью - свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.

Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др.

С возрастом дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта, объектом познания является как физический, так и социальный облик человека, восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относят физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики. К анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост, голова, и др. Физиологические характеристики включают дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д. Функциональные особенности включают осанку, позу и походку, лингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жесты, телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и невыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, паралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, пения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к состоянию между общающимися и их взаимному расположению. Примером из художественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям место рождения и профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы «Пигмалион». Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего).

Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).

В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.

2 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И.С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин - деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др.

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться, Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности и т. д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И.С. Кон).

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия - отклик одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н. Н. Обозов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных - спрессовано, динамично.

3 МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение - это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом.

Общение - реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения. И, наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно - отношений «субъект-субъект(ы)».

Здесь можно привести мнение В.В. Знакова, которое отражает существующие в современной отечественной психологии представления о категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними. Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели - решению конкретной задачи.

Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект - объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект - субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат - не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».

В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования общения», «Познание и общение».

В работе А.В. Брушлинского и В.А. Поликарпова (1990) наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.

4 ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Сущность психологического воздействия сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом.

Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих Других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

Субъект межличностного воздействия:

Изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

Выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

Учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности - неуспешности воздействия;

Организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т. д.

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности.

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия - это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика - это решение промежуточных задач психологического воздействия, посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации - доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.)

Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.). В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических, поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления.

Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.

Если общение не является фактическим, оно обязательно имеет или во всяком случае предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых в времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А., изменяющий поведение Б., вызывает с его стороны ответные реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

общение воздействие межличностный отношение

Каждое из описанных выше взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.

Анализируя различные социально-психологические качества личности, следует помнить, что многие из них есть результат проявления сложного соотношения между «я» - личность и «они» - другие люди. Сущность этого соотношения позволяет не только четко осознать и осмыслить проявление истинных особенностей конкретного человека в его отношениях с другими людьми, но и предвидеть многие варианты его возможного поведения в различных условиях реальной действительности. Это важно для предотвращения конфликтных ситуаций, преодоления несогласованности действий людей в составе различных общностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Изд-во МГУ, 1988.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

3. Лунев П.А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. - М., 1996.

4. Резников Е.Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.

5. Знаков В.В. Понимание в познании и общении / РАН. - М.: ИП РАН, 1994.

6. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. - М.: Политиздат, 1987.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема межличностных отношений, в работах зарубежных и отечественных ученных. Содержательная характеристика межличностных отношений. Определение уровня развития и функционирования межличностных отношений среди персонала. Результаты и их обсуждение.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2010

    Проблема изучения межличностных отношений в коллективе. Методика диагностики межличностных отношений по Тимоти Лири. Умеренный тип выраженности отношений (адаптивное поведение) в межличностных отношениях в коллективе. Типы отношения к окружающим.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2010

    Исследование межличностных отношений в работах психологов. Особенности межличностных отношений подростков. Психологический климат группы. Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков. Организация и методика исследования.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2010

    Анализ проблемы межличностных отношений в психологии. Особенности межличностного отношения в юношеском возрасте. Анализ результатов исследования межличностных отношений в социальной группе по социометрии, выводы и рекомендации по их формированию.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2012

    Принципы и методы диагностики мотивации межличностных отношений в учебной группе. Проблема мотивации и классификации межличностных отношений в психологии. Практическое исследование мотивации межличностных отношений в группе, анализ его результатов.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2011

    Общественные и межличностные отношения. Проявление социальных и психологических качеств личности в межличностных отношениях. Содержание и эффекты межличностного восприятия. Анализ процесса познания людьми друг друга. Вербальные средства общения.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2011

    Понятие, функции, структура, особенности и участники межличностных конфликтов. Методы преодоления и готовность к разрешению конфликта. Характер межличностных отношений конфликтантов. Разрешение межличностного конфликта. Объективизация конфликта.

    реферат , добавлен 21.10.2008

    Понимание межличностных отношений в психологии, их основные виды и формы. Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском возрасте. Особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2011

    Понятие межличностных отношений. Особенности формирования академической успеваемости и развития межличностных отношений и детей младшего школьного возраста. Эмпирическое исследование взаимосвязи успеваемости и межличностных отношений младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2011

    Теоретико-методологический анализ сущности, содержания и структуры межличностных отношений военнослужащих. Практическое исследование общих психологических механизмов влияния ценностных ориентаций на уровень межличностных отношений в воинском коллективе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!