Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Умеет ли Ваш ребенок пересказывать? Как научить ребенка пересказывать прочитанное.

Многие родители до самой школы не задумываются о том, чтобы обучать ребенка такому полезному навыку, как пересказ. Причиной этого является ошибочное мнение, что пересказывание необходимо только тогда, когда малыш уже научился читать. На самом деле пересказывать можно и услышанное, и просмотренное, поэтому рекомендуется начать занятия с ребенком уже в дошкольном возрасте. Это значительно облегчит его дальнейшее обучение чтению и письму. Чтобы сделать это правильно и помочь малышу в развитии речи, мышления и воображения, необходимо использовать развивающие словесные игры и учитывать рекомендации педагогов.

Кратко о пересказе

Пересказ – это изложение сюжета книги, рассказа, фильма и т. д. своими словами. Это не заучивание оригинального текста и не воспроизведение его в точности до пауз, а умение уловить сюжетные линии, фигурирующих персонажей и рассказать об этом.

Почему позже в школе некоторые дети с трудом пишут изложение? Потому что они не умеют пересказывать. Вместо этого школьники пытаются запомнить текст, заучить его, что крайне трудно. Это еще одна причина, по которой стоит научить ребенка пересказывать уже в дошкольном возрасте.

Следует помнить, что вы тоже должны уметь пересказывать. Если у вас трудности с изложением прочитанного, то как вы планируете обучать малыша, который по большей части копирует вашу речь?

Важно практиковать совместное чтение с ребенком, чтобы он рассматривал иллюстрации и слышал ваш голос, – так он больше включится в процесс. Читайте вместе даже тогда, когда малыш уже умеет читать самостоятельно. Так вам будет проще обсуждать прочитанное и вы сможете проконтролировать технику чтения ребенка.

Помните, что основа пересказа – это выделение смысловых блоков. Именно на них ориентируется человек, чтобы рассказать о прочитанном или услышанном.

На что стоит обратить внимание?

По прихоти начинать учить пересказу не стоит. Если же вы заметили, что ребенок проявляет интерес к книгам, ему нравится, когда вы ему читаете, тогда можете добавлять небольшие упражнения. Сначала это лучше делать ненавязчиво, задавая наводящие вопросы о прочитанном вами: «О чем мы сейчас прочитали?», «Кто был главный герой?», «А что он сделал, когда …?» и т. п.

Обязательно учитывайте объем: память у детей не так развита, как у взрослых, поэтому отдавайте предпочтение небольшим историям. Когда ребенок будет с легкостью рассказывать, о чем сказка, можете увеличить объем.

Также упражнения по прочитанному стоит выполнять дробно, т. е. разделив текст на смысловые блоки. Сейчас многие детские книжки и пособия по чтению сформированы таким образом: на одной странице завязка истории, на второй наводящие вопросы, и так до самого конца. Это сделано в помощь родителям, чтобы им было проще учить пересказу дошкольников и младших школьников.

Умение пересказывать зависит в том числе и от словарного запаса ребенка. Если вы редко с ним разговариваете, не используете развивающие игры, то и речь его будет бедна. Он даже может примерно знать, что хочет сказать, а вот как это сделать, какими словами и грамматическими структурами – не понимает. Поэтому малышу нужно будет помогать: предлагать ему несложные, но правильные конструкции, играть в словесные игры, развивать память.

Ругать ребенка за то, что у него не получается пересказать историю, как вы этого требуете, не рекомендуется. Иначе, он будет думать, что лучше вообще этого не делать, тогда его хотя бы не станут ругать. Помните, что у всех детей речевое развитие проходит по индивидуальной схеме – кому-то пересказ дается легко, а кому-то приходится прикладывать больше усилий.

Этапы пересказа

Для того чтобы ребенок научился правильно излагать содержание прочитанного, необходимо знать основные этапы, на которых строится обсуждение.

  1. Совместное чтение. Если вы занимаетесь с дошкольником, то он, скорее всего, будет отвлекаться и постоянно перебивать вас. Терпеливо отвечайте на его вопросы, плавно возвращая к истории.

    Лучше заранее выбрать книгу, которая будет интересна ребенку.

  2. Блок наводящих вопросов . Здесь вы спрашиваете, о ком идет речь в истории, что произошло, куда пошли герои? Вопросы должны не только отразить прочитанное, но и подвести к следующему блоку. Сказка может быть совсем небольшой, поэтому блоков может быть один или два. Вы можете задавать вопросы по ходу чтения.
  3. Составление плана. Данный этап очень важен и подходит для детей, умеющих читать. Нужно набросать схему пересказа, состоящую из основных мыслей каждого блока, чтобы по ней ребенок смог пересказать всю историю. Позже он будет справляться и без плана. Главная задача – научить четко определять (одним предложением) главную идею первой части или абзаца, второй, третьей и т. д. Это своеобразный каркас, на который позже будет наращиваться история из слов и предложений.
  4. Обсуждение полного сюжета. Здесь ребенок должен уже не рассказать по частям, о чем вы прочитали, а полностью пересказать сюжет. Вы также можете использовать наводящие вопросы или план пересказа.
  5. Вопросы по личному отношению. Мнение вашего ребенка об истории, о персонажах и их поступках – это дополнительная часть пересказа. Таким образом у ребенка развивается не только речь, но и морально-этические установки, духовные и личностные ценности, воображение и абстрактно-логические мышление.

Словесные игры в помощь

Для того чтобы улучшить навыки пересказа, используйте развивающие словесные игры. Они помогут улучшить память, словарный запас и красноречие, воображение и мышление.

  • «О чем письмо?». Напишите или напечатайте на листе текст письма, положите его в конверт и покажите ребенку. Скажите, что от бабули пришло письмо, и затем прочитайте его вместе с ребенком. Спросите его: «О чем оно?». Потом попросите рассказать о содержании письма папе. Помогайте ему наводящими вопросами.
  • «Где ошибка?». Прочитайте вместе какую-нибудь сказку или посмотрите мультфильм, а затем задавайте ребенку вопросы с ошибкой. Например, в сказке мальчик победил злого дракона и спас принцессу, а вы скажите ребенку: «Как жаль, что мальчик не смог справиться с чудовищем и спасти красавицу-принцессу, так ведь было?» Скорее всего, малыш вас исправит.
  • «Как ты думаешь, о чем?». Покупайте книги с иллюстрациями, и прежде чем начать читать, спрашивайте у ребенка, о чем, по его мнению, будет история? Таким образом вы будете развивать творческое мышление и воображение. А если его предположения оправдаются по ходу сюжета, он еще и будет рад, что догадался.

Заключение

Исключительно от вас зависит, когда вы начнете обучать малыша пересказу, но лучше не затягивать с этим вопросом. Развитая речь поможет ему не только получать впоследствии хорошие оценки в школе, но и свободно общаться, не бояться публичных выступлений, развернуто выражать свои мысли. Не упустите момент, когда ребенок сам проявил интерес к чтению и стал задавать вопросы по прочитанному, – поощряйте его любознательность.

: состояние звукопроизношения, сформированность фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа и синтеза. Предлагаем ознакомиться с вопросами формирования грамматического оформления фразы и состояния связной речи. От этого зависит грамотность будущего школьника.

Для успешного обучения в школе, ребенок, поступающий в первый класс должен:

  • иметь достаточный словарный запас;
  • уметь правильно использовать предлоги;
  • владеть элементарными навыками словообразования;
  • уметь правильно согласовывать слова в предложении;
  • составлять предложения с заданным словом, по картинке, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;
  • составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
  • уметь пересказать сказку или рассказ;
  • иметь навыки ведения диалога.

О языковой среде

Описанные выше навыки формируются не только в ходе специально организованных занятий, но и благодаря окружающей ребенка языковой среде: в результате повседневного общения с взрослыми, прослушанных и просмотренных передач, выбранных взрослыми для чтения произведений.

Никогда не следует забывать, что уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Именно поэтому взрослым необходимо тщательно следить за речевым климатом, за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

Если у ребенка возникают трудности в рассказывании и пересказывании, он допускает ошибки в грамматическом оформлении фразы, согласовании слов, выборе предлога (возможен пропуск предлогов), то велика вероятность возникновения проблем в школьном обучении, ребенок может допускать ошибки в письменных работах, устных заданиях. Заняться с ним никогда не поздно, даже если ваш малыш уже учится в начальных классах.

Проблемы в устной речи

Чтобы справиться с ними, предлагаем вашему вниманию некоторые обучающие игры и упражнения. При моделировании различных игровых ситуаций один и тот же вид работы воспринимается по-разному, а следовательно, более прочными становятся приобретенные речевые навыки.

Для расширения словарного запаса потренируйте ребенка в подборе глаголов и прилагательных к существительным:

  • Что делает кошка? Кошка бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает и т.д.
  • Предложите ребенку подобрать предмет к действиям:
  • Кто умеет летать? Птицы, бабочки, мухи и т.д.
  • Мяч - какой? Резиновый, цветной, красивый, большой и т.д.

Дошкольник должен владеть простейшими обобщениями: посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные (дикие, домашние), птицы (домашние, зимующие, перелетные), транспорт, профессии и т.д.

Важно учить ребенка правильно подбирать антонимы, т.е. слова противоположного значения: веселый - грустный, узкий - широкий, легкий - тяжелый и т.д.

С целью формирования навыков родовой принадлежности попросите ребенка назвать предметы, о которых можно сказать "мой" (мяч, карандаш, лист, цветок и т.д.); "моя" (кукла, книга, кисть, линейка, майка и т.д.). Предложите подобрать слова, о которых можно сказать "он" (стол, шкаф, кубик, нож и т.п.), "она" (лампа, машина, девочка и т.п.).

Работая над согласованием прилагательных с существительными, спросите, о чем можно сказать "зеленый" (лист, пенал, ботинок, карандаш и т.д.); "зеленая" (лента, тетрадь, кофта, шапка и т.д.).

Очень часто встречаются ошибки детей в образовании формы родительного падежа множественного числа. С целью профилактики подобных ошибок можно предложить упражнение "Скажи чего нет": деревья - нет деревьев, окна - нет окон, стулья - нет стульев, куклы - нет кукол и т.д.

Для отработки согласования числительных с существительными попросите ребенка посчитать, например, одна мышка, две мышки, три мышки, четыре мышки, пять мышек и т.д. это упражнение можно усложнить, одновременно согласуя числительные и прилагательные с существительным. Например, один резиновый мяч, два резиновых мяча, три резиновых мяча и т.д.

Упражнения по формированию навыков словообразования весьма разнообразны.

Учите образовывать названия детенышей домашних и диких животных, птиц. Предложите поиграть в игру "Кто у кого": козленок у козы, котенок у кошки, вороненок у вороны, барсучонок у барсучихи, гусенок у гусыни и т.д.

Отработать навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных можно с помощью упражнения "Назови ласково": дом - домик, лист - листик, кошка - кошечка и т.д.; зеленый - зелененький, сладкий - сладенький, узкий - узенький и т.д.

Ребенок должен научиться образовывать качественные и относительные прилагательные от существительных: дом из кирпича - кирпичный, лист березы - березовый, суп из гороха - гороховый, воротник их меха - меховой, сок из вишни - вишневый и т.д.

Наибольшие трудности вызывает у детей образование притяжательных прилагательных: хвост лисы (чей?) - лисий, берлога медведя (чья?) - медвежья, кольцо мамы (чье?) - мамино и т.д.

Ребенок должен уметь образовывать названия предметов, служащих для хранения чего-либо: игла - игольница, конфеты - конфетница, карандаш - карандашница и т.д.

Полезно учить детей образовывать названия профессий: камень - каменщик, музыка - музыкант, учить - учитель, писать - писатель и т.д.

В результате этих упражнений малыш должен научиться переносить сформированные речевые навыки на новый материал, уметь пользоваться ими в самостоятельной речи.

Правильно составляем предложение

Цель этих упражнений - научить ребёнка грамматически правильно формировать предложение.

Дайте ребенку задание придумать предложение с каким-либо словом. Например "кошка". Если в предложении возникают ошибки, необходимо помочь ребенку исправить их.

Рассмотрите вместе с ребенком картинку. Составьте все возможные предложения. На этом этапе очень важно поддержать малыша. Похвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать вместе с вами.

Одно из наиболее сложных заданий - это восстановление искаженных, деформированных фраз. Предложите ребенку составить предложение из беспорядочно расставленных слов, употребленных в начальной форме. Например, скажите ему: "Слова рассыпались, сделай так, чтобы они подружились: заяц, под, жить, куст (заяц живет под кустом)".

Предлоги тоже важны

Малыш должен понимать пространственное значение предлогов. Поиграйте с ним в такую игру. Возьмите любую игрушку, например обезьяну. Попросите ребенка рассказать о ней: какая она? Обезьянка веселая, озорная, красивая, ловкая, быстрая, коричневая и т.д. (ребенок тренируется в подборе прилагательных к существительным, согласуя их в роде). Что умеет делать обезьянка? Обезьянка бегает, прыгает, играет, ест, лазает и т.д. А теперь скажи, куда спряталась обезьянка? Обезьянка спряталась за шкаф, вылезла из-за шкафа, залезла на шкаф, спрыгнула со шкафа, забралась под шкаф, выглянула из-под шкафа и т.д.

Рассказ по картинке

Для того чтобы научить составлению рассказов по картинке, попросите ребенка внимательно ее рассмотреть, а затем ответить на вопросы, например, кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий. Затем ребёнок должен самостоятельно составить небольшой рассказ.

Предлагая ребенку серию сюжетных картин, обратите внимание на то, как он рассматривает их, на что обращает внимание. Следите за тем, допускает ли ребёнок ошибки при составлении рассказа, умеет ли увидеть их и исправить.

Первоклассник должен уметь определять последовательность событий: начало, середина и конец, устанавливать причинно-следственную связь. Еще раз рассмотрите каждую картинку и составьте рассказ.

Что рассказать о себе?

Серьёзные затруднения испытывают дети при составлении рассказов-описаний и рассказов о событиях из собственной жизни. Это связано с тем, что ребенок имеет небольшой жизненный опыт, только учится планировать самостоятельные высказывания, подбирать речевые средства для выражения мысли. Взрослый должен помочь ему в выборе нужного слова, в составлении плана: с чего начать, о чем рассказать подробнее, чем закончить рассказ.

Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

Как пересказать сказку

Несколько слов хотелось бы сказать о таком виде деятельности, как пересказ. Пересказу ребенка также учат, подбирая произведения, доступные для понимания и небольшие по объему. Внимательно прочитав текст, задайте вопросы, касающиеся его содержания, и попросите ребенка ответить на них (как называется сказка или рассказ, какие имена у главных героев, чем начинается, что делают герои произведения, чем оно заканчивается и т.д.).

Прочитав ещё раз, попросите малыша рассказать о том, что запомнил, обращая внимание на соблюдение логической последовательности. Пересказ - это не заучивание наизусть! Ребенок должен своими словами пересказать основное содержание прочитанного.

Большое значение пересказа предоставляли корифеи педагогики К. Ушинский и Л. Толстой, которые видели в нем обязательное условие-важный этап обучения для овладения речевой деятельностью, обязательную степень литературного образования. Такого же мнения придерживаются и современные ученые, что правильно организованные наблюдения над образцами речи побуждают ребенка к собственному творчеству.

Значимость умения пересказывать

Ознакомление с лучшими образцами художественного творчества имеет большое значение для развития у ребенка дошкольного возраста умения строить собственное высказывание. Задача педагога - подвести детей к активному, творческому подражанию чужого текста, помочь его усвоить. Именно при таких условиях подражание литературного образца становится толчком к собственной активной речевой деятельности. Во время обучения пересказу литературных и фольклорных произведений происходит формирование выразительности речи.

В возрасте от 4 до 5 лет у детей начинают формироваться навыки самостоятельного связного высказывания. Малыши этого возраста в это время не только отвечают на вопросы взрослого, но и способны рассказывать однако, где они были, что с ними случилось, что им понравилось подобное. Именно поэтому в дошкольном возрасте детей учат пересказывать художественные произведения. Ведь детская литература содержит лучшие образцы для подражания.

Как помочь ребенку дошкольного возраста научиться пересказывать?

Прежде всего необходимо ознакомить ребенка с художественным произведением. Взрослый выразительно рассказывает сказку или читает рассказ, проводит беседу по содержанию, показывает иллюстрации. Своими вопросами и пояснениями сосредоточивает внимание ребенка на отдельных частях произведения: с чего начался рассказ, что случилось потом, чем закончилось событие.

После этого взрослый предлагает ребенку пересказать произведение. Лучше это делать в игровой форме: рассказать сочинение любимой игрушке, бабушке, папе или превратиться в ведущего детской телепередачи «спокойной ночи, малыши» и перевести «зрителям» сказку или рассказ.

Какие трудности испытывают дети во время пересказа?

Малышам еще трудно самостоятельно разобраться в смысле пересказа, они что-то пропускают, переставляют эпизоды и так далее. В таком случае взрослый может помочь ребенку постановкой вопросов по содержанию произведения.

Обратите внимание! Во время пересказа важно передать смысл художественного произведения, соблюдая последовательность в воспроизведении эпизодов. Взрослый должен показать малышу, что можно заменять слова и предложения.

Как пересказать сказку?

  1. Взрослый читает сказку.
  2. Взрослый спрашивает по содержанию.
  3. Взрослый предлагает ребенку рассказать эту сказку своим игрушкам. Для того чтобы слушателям было все понятно, стоит еще раз послушать сказку.
    - Закрой глаза, слушай внимательно и представляй все, о чем рассказывается.
  4. Чтение сказки еще один раз.
  5. Пересказ сказки.

Помните! Важной предпосылкой речевого развития дошкольника является регулярность занятий, ваша уверенность, доброжелательность и желание заинтересовать детей совместной деятельностью.

Требования к материалу для пересказывания

Истории для пересказа должны отвечать определенным требованиям, главным из которых является отбор литературных текстов, которые ребенок данного возраста способен самостоятельно воспроизвести. Тексты должны отличаться четкостью композиции, в которой последовательно прослеживаются основные события, динамичность сюжета. Персонажи должны быть близко знакомы детям из других сказок.

Большое значение для успешного обучения пересказа имеет речь, которая должна быть простой для воспроизведения, но в то же время образной, выразительной, с использованием диалогов, не содержать незнакомых, сложных для понимания и воспроизведения слов.

Занятия по пересказу литературного произведения - одно из самых сложных среди других речевых занятий, поскольку один и тот же текст дети должны прослушать несколько раз, в основном это пересказы самих детей). Однообразие занятия может навеять на дошкольников скуку и будет малоэффективным. пересказу через применение различных способов пересказа оживит занятие и будет способствовать активизации речи детей дошкольного возраста.

Способы обучение ребенка пересказу

Есть такие способы организации пересказа:

  • полный (целостный) пересказ - один ребенок пересказывает весь текст. Этот способ целесообразно применять, когда текст короткий. В то же время, если воспитатель не нацеливает детей на выполнение каких-либо специфических творческих заданий по тексту, у них быстро снижается интерес к пересказу;
  • пересказ по частям (командами). Этот способ заключается в том, что воспитатель или сами дети создают команду, члены которой договариваются между собой, кто какую часть будет пересказывать. Во время такого пересказа задействовано несколько детей; они внимательно слушают не только собственно речь, но и высказывания товарищей;
  • коллективный пересказ - дети по очереди произносят текст произведения. Объем пересказа определяет воспитатель - это может быть предложение, продолжение мысли предыдущего говорящего или эпизод. Во время коллективного пересказа на протяжении всего занятия почти все дети сохраняют внимание к тексту, находясь в активном состоянии, учатся следить за речью другого человека, продолжать рассказ;
  • инсценировка по ролям. Этот способ пересказа в основном применяют в младшем дошкольном возрасте. Воспитатель берет на себя роль автора, помогает детям распределить роли, подобрать атрибуты, костюмы, обсуждает с ними характер персонажей, советует поразмышлять над интонацией. В то же время воспитатель на одну роль может назначить несколько дублеров. На протяжении данного занятия наблюдается высокая активность детей, живой интерес к тексту, происходит формирование интонационной выразительности речи;
  • творческий пересказ целесообразно применять в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже имеют определенный опыт воспроизведения текстов. Такой способ пересказа - это не дословное воспроизведение текста, выполнение творческих заданий, например пересказ от первого лица (от имени героя), придумывание нового начала, окончания, эпизодов, о которых в тексте лишь упоминается, введение новых персонажей.


Нацеленность занятия по пересказу на формирование интонационной выразительности речи влияет на выбор методических приемов для данного возраста и на структуру занятия в целом. Заметим, что обучение ребенка пересказу можно проводить только с текстами, содержание которых дети очень хорошо усвоили ранее.

Умение пересказывать – необходимый навык в жизни каждого человека. Когда мы спрашиваем о чём-либо детей, важно получить полный ответ, поощрять ребёнка за говорение, показывать, что нам интересно и важно то, что и как он рассказывает.

Дети начинают своё обучение пересказу, даже не замечая этого. Это происходит, когда ребёнок впервые рассказывает о событиях в своей жизни (например, как прошёл день в саду или как упал с велосипеда или качелей). Для самых маленьких – это наиболее эффективный способ сделать первые шаги и заложить основу для успеха в будущем. Проходит время и накапливается практика, соответственно, далее в своём пересказе дети используют уже не пару слов, а целые предложения.

Обучение пересказу является одной из составляющих обучения грамотности в целом. Ребёнку необходимо понимать сюжет, кто главные герои и как развиваются события в рассказе, их последовательность. Когда дети пересказывают, они совершенствуют свою речь и воображение, учатся решать поставленные задачи. Но, стоит подбирать те истории, которые сможете зачитывать снова и снова, иначе этот процесс наскучит, и вы потеряете интерес раньше ребёнка.

На самом деле, даже дошкольники могут пересказать небольшой текст с некоторой помощью со стороны родителей, а дальнейшее совершенствование этого навыка можно превратить в захватывающее занятие.

Занятия с маленькими детьми

Чтобы научить маленьких детей пересказывать прочитанное руководствуйтесь следующими правилами:

Выбирать истории с предсказуемым окончанием и запоминающимися героями. Задумайтесь, почему все сказки так легко запоминать, и они надолго остаются в нашей памяти? Дети любят тексты с несколькими героями и повторяющимися действиями, например, сказка «Репка»;

Прочитать рассказ самостоятельно до того, как зачитывать ребёнку. Выбрать слова, которые ранее ребёнок ещё не встречал. Можно подготовить фото таких животных и предметов или мест. Таким образом, дети легче воспринимают информацию и запоминают новые слова;

Перед тем, как начать чтение, показать обложку книги и предложить угадать про что будет книга, кто будет главными героями. Возможно, ребёнок даже сможет предугадать сюжет. Затем скажите её название и повторите вопросы;

Зачитать вслух одну и ту же историю несколько раз. Как вариант, каждый день на ночь перед сном. Используйте разную интонацию и меняйте голос, что ещё больше увлекает и погружает ребёнка в повествование. После того, как закончится сказка, можете переходить к следующему этапу – вопросы.

Спросите, о чём сказка, что происходило в начале, в середине и в конце. Потом можно задавать самые интересные и любимые вопросы «почемучек»: почему дедка позвал бабку или любые другие, начинающиеся с этого вопросительного слова. Такие вопросы и , а помощь родителей обогатит знания детей и научат ценностям и традициям страны и общества, в котором они живут;

Занятия с детьми постарше

С детьми старшего дошкольного возраста следует использовать другую методику: с каждым следующим прочтением останавливайтесь время от времени и просите рассказать, что герой сказал дальше или просто, чтобы ребёнок досказал предложение или фразу. Возможны варианты в зависимости от возраста детей, уровня развития речи в данный момент и увлечённости историей. Чем интереснее рассказ, тем охотнее дети будут слушать и разговаривать о нём.

Разыграть сценку: выбрать кто кем будет и устроить домашний театр. Это – не только прекрасный способ вовлечь как можно больше членов семьи и провести время с пользой и удовольствием, но и отличный способ задействовать движения тела и мимику, ведь именно с их помощью дети ещё лучше запоминают информацию. Конечно, также можно использовать разные подручные предметы, игрушки и кукол - всё, на что хватит фантазии! Кто-то из детей, может быть, выберет нарисовать сказку, а не разыгрывать её. Здесь также стоит вопрос личных предпочтений.

Детям с богатым воображение предложите придумать продолжение истории, что было дальше и, возможно даже, дети придумают новых героев и концовка превратиться в совершенно непредсказуемую.

Помните, что если на первом этапе дети не могут пересказать прочитанное, то это не значит, что текст не понят, возможно, они просто не поняли вопрос и нужно его переформулировать. Поэтому стоит начинать обучение тому, как научить ребёнка пересказывать текст или те сказки, которые уже знакомы.

Как начать пересказ?

В первую очередь, родители сами должны показать, как правильно пересказывать прочитанное.

  • Каждый раз начинаем со слов: Однажды зимним утром, Жили-были и т.д.;
  • Рассказываем кто герои и где происходит действие (лес, дом, деревня);
  • Помогаем с деталями рассказа, сложными описаниями и последовательностью событий. Заранее готовим наводящие вопросы, которые помогут ребёнку.

Как помочь школьникам делать пересказы?

  • Снизить темп речи. Когда дети читают вслух, особенно в классе при всех, они задумываются о качестве чтения, а не о смысле;
  • Попросить прочитать текст второй раз, более внимательно.
  • Объяснить те слова, которые дети видят в первый раз или не понимают их смысла;
  • Составить план с опорными словами, включая героев, место действия и важные события в повествовании. Помочь при необходимости, задавая вопросы относительно содержания прочитанного.

Очень важно помогать детям освоить этот необходимый навык – ведь обучение в школе практически полностью состоит из пересказа материалов из учебников.

И помните, что успех обучения зависит от многих факторов, таких как возраст, развитие речи, и темперамента. Следовательно, чем раньше будет начато обучение, тем быстрее и легче будут достигнуты поставленные цели.

Педагог – преподаватель
Лебедь Евгения

Несколько советов для учащихся о том как быстро запоминать прочитанный текст:

Очень часто первоклассники и их родители сталкиваются с одной и той же проблемой - неумением пересказывать текст быстро и качественно. Порою у взрослых не хватает сил, терпения или опыта научить своих малышей такому навыку. Закрывая глаза на возникшие проблемы в начальных классах, родители обнаруживают, что в средней школе их чада даже не знают, с текстом. И чтобы в будущем не возникло проблем с успеваемостью, взрослые должны заранее подумать о том, как научить пересказывать текст ребенка.

Чем полезен пересказ для ребенка

Пересказ - это изложение своими словами прочитанного текста. Но не стоит сводить развитие этого навыка лишь к хорошей учебе и к тому, что вся школьная программа рассчитана на пересказы. Родители должны понимать, что умение пересказывать принесут ребенку множество плюсов, и вот основные из них:

  • Развитие памяти и умения передавать чужие мысли непринужденно. При этом процесс может быть творческим, что в дальнейшем приведет к развитию способности комментировать и анализировать различные ситуации.
  • Разрушение примитивной рефлекторной цепи «прочитай - перескажи текст» и замена ее на более сложную - «получение информации - ее обработка - пересказ».
  • Увеличение словарного запаса, а также развитие речи.
  • Возможность ассоциативно оценивать факты, ситуации и сопоставлять их со своими возможными действиями.
  • Краткий пересказ дает возможность сделать резюме текста, а также обучает изложению главной и наиболее полезной информации.

Возможные сложности и проблемы

Часто у детей возникают проблемы с пересказом. Специалисты выделяют несколько причин: трудности в понимании услышанного текста, а также проблемы речевого развития. Если во втором случае нужно направить усилия на развитие речевого аппарата не посредством пересказа, то в первом случае следует задуматься именно о том, как научить пересказывать текст ребенка.

Правильный выбор текста для пересказа

Чтобы преодолеть все сложности как можно быстрее, необходимо подобрать правильный текст.

Основные критерии выбора:

  • повествование должно быть коротким (дети не умеет концентрировать свое внимание на одном виде деятельности слишком долго);
  • у малыша должен возникнуть интерес к сюжету (скучное описание природы вряд ли будет интересным для ребенка);
  • в выбранном тексте не должно быть слишком много героев, более того, у каждого из них должна быть какая-либо яркая отличительная черта.

Работа над текстом

Работая с ребенком над пересказом, необходимо читать текст выразительно. Нужно все обсуждать с малышом, спрашивать, что ему непонятно, и разъяснить незнакомые слова. Пусть ребенок подумает, почему у текста именно такое название, и что ему понравилось больше всего. В заключении малыш должен сам попытаться пересказать текст.

В самом начале обучения можно добавить работу с сюжетными картинками. Они подтолкнут ребенка к составлению плана изложения и помогут последовательно пересказать текст.

Картинки раскладывают в произвольном порядке после прочтения текста. Ребенок сам должен определиться с ходом событий и разложить карточки с изображениями в правильном порядке. Далее малышу будет намного легче пересказать услышанное, отталкиваясь от картинок.

Основной план подготовки ребенка к пересказу

Для правильного обучения ребенка пересказу можно порекомендовать несколько простых правил:

  • Прочитав текст, нужно выбрать самое главное.
  • Далее нужно вернуться в начало текста и прочитать небольшую его часть.
  • Читая каждую из частей, следует задавать малышу вопросы о том, что было изложено, и что, по его мнению, было самым интересным.
  • Для начала пусть отвечает одним предложением. Для детей младшего возраста такая задача не из легких, понадобится родительская помощь.
  • При ответе ребенок не должен отвечать дословно.
  • Теперь следует перейти к другому не менее важному этапу - составлению плана. К каждой из частей нужно придумать небольшой заголовок.
  • С текстом можно поработать в игровой форме. Каждое прочтенное предложение можно попытаться пересказать своими словами.
  • Следуя такому алгоритму, понять, как научить пересказывать текст ребенка. После всего выше перечисленного остается пересказать текст, следуя ранее составленному плану.
  • Нужно проявлять терпение, а в конце проделанной работы обязательно похвалить своего малыша.

Как научить пересказывать ребенка младшего возраста

Методики обучения деток пересказу почти одинаковы в любом возрасте. Разница заключается в реализации каждой из них.

Не каждый родитель знает, как научить ребенка пересказывать текст. 1 класс часто использует такую методику, как «пересказ от имени главного героя». Изложив историю учащимся начальной школы, нужно предложить им представить себя на месте главного героя и рассказать, что с ним происходило. Школьникам постарше можно усложнить задание: пусть расскажут историю от имени нескольких персонажей и дадут оценку их поступкам.

Родители, которые не знают, как научить ребенка 5 лет пересказывать текст, могут обратиться к методу «пересказ в лицах». Маленькие читатели, которые любят играть с куклами, могут сделать сценку, где главными героями станут любимые игрушки.

Как научить пересказывать ребенка средних лет

Попадая в школу, дети должны учиться подчинять все свои действия определенному порядку. И здесь ребенку на помощь приходит умение составлять планы. Это, по совместительству, отличная методика, которая расскажет, как научить восьмилетнего ребенка пересказывать тексты, она так и называется «пересказ по плану». Чем ученик становится старше, тем короче должен быть план. Таким образом, ребенок быстро научится работать с опорными схемами и запоминать незначительные детали.

Школьникам среднего звена будет полезно работать с читательскими дневниками. Там учащиеся могут делать пометки о прочитанных книгах: обозначать сюжетные линии, прописывать имена всех главных героев. Подобный дневник может стать незаменимым помощников в обучении, и краткий пересказ будет даваться намного легче. Для детей младшего возраста такой дневник можно составить устно, периодически возвращая их к прочитанному тексту и задавая наводящие вопросы.

Умение пересказывать является необходимым навыком, который благоприятно влияет на развитие памяти, речи и мышления. Нужно помнить о том, что пересказ - это тренировка не памяти ребенка, а понимания изложенной информации. Думая над тем, как научить пересказывать текст ребенка, не нужно требовать механического зазубривания. Если малыш все поймет, то и рассказать текст своими словами для него не составит труда.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!