Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Умеет 3 месячный малыш. Чем занять малыша

В первые месяцы жизни младенцы адаптируются к окружающей среде и с 12 недели активно познают мир. В это время родителям важно следить за поведением крохи – что умеет ребёнок в 3 месяца и правильно ли происходит формирование маленького организма?

Первые 3 месяца ребенок активно познает окружающий мир

Развитие ребёнка в 3 месяца жизни

В 3 месяца жизни у грудничка уже хорошо развиты слух и зрение, движения рук более чёткие, малыш пытается владеть своим телом.

В этом возрасте младенец должен уметь:

  • захватывать и крепко держать в руках игрушку;
  • реагировать на посторонние звуки – поворачиваться в сторону источника звука, хныкать, улыбаться или гулить в ответ на мелодию, стук или смену интонации в голосе мамы и папы;
  • концентрировать внимание на интересующих предметах – внимательно смотреть на человека, когда тот говорит или поёт, рассматривать крупные узоры, игрушки, картинки;
  • уверенно держат голову, крутить ею по сторонам;
  • лёжа на животе приподыматься, опираясь на предплечья (показано на фото);
  • пытаться переворачиваться с живота на спину и наоборот, иногда это уже неплохо получается;
  • рассматривать собственные кулачки, пробовать на вкус пальчики, тянуть в рот всё, что попадается в руки.

Трехмесячный ребёнок узнаёт маму, папу, ищет их глазами по комнате, а при встрече с ними улыбается. Груднички уже умеют выражать недовольство – на громкие звуки или повышение голоса хнычут, капризничают. Новые достижения проявляются и а том, что младенцы уже отличают знакомые лица от незнакомых, и к кому попало на руки не идут.

Физическое развитие также немаловажно в этот период. Ребёнок растёт, прибавляет в весе.

Таблица «Норма веса и роста у девочек и мальчиков в 3 месяца»

В трёхмесячном возрасте прибавка в весе составляет 740-860 г, а рост увеличивается в среднем на 2,5-3 см.

Если есть незначительные отклонения в росте, весе или навыках ребёнка от усредненных показателей, это ещё не повод для паники. Все дети разные и особенности их развития также отличаются. Главное, чтобы грудничок был активным, хорошо ел и спал, интересовался внешним миром, не кричал до посинения без причины.

Признаки отклонений

Каждый навык у младенцев имеет конкретное время. Если грудничок не овладевает определённым движением в установленные сроки, идёт торможение следующих достижений. Чтобы вовремя обнаружить отклонения в развитии, родители должны внимательно наблюдать за детьми.

Если ребенок имеет какие-то отклонения, то их нужно своевременно устранять

Особое внимание заслуживают следующие состояния:

  • не умение держать голову – у ребёнка слабо развиты мышцы шеи, практически отсутствует тонус;
  • держит голову под углом – парез мышц или кривошея (как это выглядит показано на фото);
  • отсутствие комплекса оживления — нет реакции на голос мамы, ребёнок не интересуется игрушками, которые попадают в его поле зрение, не обращает внимание на громкие звуки, музыку;
  • ребёнок не фокусирует взгляд на предметах, не смотрит маме в глаза, не реагирует на яркий свет – отсутствие координации глаз, что нормально для новорождённых детей, является признаком косоглазия у трёхмесячных грудничков;
  • попытки младенца встать на носочки в вертикальном положении – признак гипертонуса мышц стопы или заболевания позвоночника.

Отклонения в психологическом и физиологическом развитии часто сопровождаются плохим сном, нервозностью и судорогами во время плача. Ребёнок плохо набирает вес, слабо растёт, постоянно капризничает и не реагирует на внешние раздражители – не улыбается родителям, не гулит, не интересуется происходящим вокруг него.

Как развивать ребёнка в 3 месяца?

Дети 3 месяцев жизни понемногу формируют режим сна и бодрствования. Время для свершения новых достижений появляется немного больше, но сон ещё преобладает – 9-10 часов ночью и 3-5 часов днём. Ребёнок уже понимает мамин голос, ему становится интересно, когда напевают песенки или рассказывают потешки.

С детьми нужно не просто постоянно говорить, но и делать массаж, играть

Игры в трёхмесячном возрасте простые и недолгие:

  • зажимают и разжимаются пальчики, рассказывая о сороке-воровке;
  • поглаживают животик по часовой стрелке;
  • делают лёгкий массаж пяточек, ножек, спинки;
  • вкладывают в ручки погремушку или дают потрогать кусочки ткани.

Главное, всё время говорить с ребёнком, так как у детей такого возраста закладываются навыки речи и появляются первые звуки – а-а-а, у-у-а-э-э, а-ву, бу-а.

Уход остаётся прежним – ежедневное купание, воздушные ванны перед сном. Носик уже можно чистить ушными палочками. Ушки обрабатывать поверхностно, не проникая в ушные проходы.

По питанию изменений практически нет. У искусственников объём и режим употребления смеси устанавливается по рекомендациям специалиста. Дети на грудном вскармливании прикладываются к груди по требованию.

Часто именно в трёхмесячном возрасте происходит кризис кормления – младенцы становятся более активные, часто отвлекаются от сосания, вертятся. В то же время лактация полностью установилась и женщины не ощущают приливов молока. Капризность ребёнка и отсутствие приливов наталкивают мам на мысль, что грудничку не хватает молока и нужен прикорм или смесь.

А проблема решается по другому – чаще прикладывайте к груди и больше уделяйте время младенцу, оставив все домашние хлопоты. Кризис пройдёт сам по себе в течение 2-3 дней.

Грудничка в 3 месяца становится интересно гулять на улице. В летнее время ребёнку полезно спать на свежем воздухе, но не на открытом солнце, а в тени. Прогулки увеличиваются – 2-3 часа до обеда и столько же вечером.

Дети в возрасте 3 месяцев уже адаптированные к внешнему миру и активно изучают себя и окружающие предметы. Они с лёгкостью узнают маму и папу, реагируют на звуки, безошибочно поворачивают голову в сторону музыки, стука или голоса, фокусируют взгляд на интересующих вещах, мамином лице, жмурятся при ярком свете.

Родители, наблюдая за поведением ребёнка, понимают, когда он недоволен, а когда его переполняет восторг. В это время, важно не запускать деток, внимательно следить за их состоянием, играть, соблюдать режим сна, правила питания и ухода.

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев? Как их проводить?

Ребенку 3 месяца: учимся произносить звуки.

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, - «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому - произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Как научить малыша трех месяцев различать свое имя.

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Ребенку 3 месяца: какие игрушки нужны для развития малыша. Развиваем хватательные движения.

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу - в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент - лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми!

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Ребенку 3 месяца: развитие движений.

В три месяца малыш приобретает новое умение - умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу.

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Ребенку 3 месяца: развитие слухового сосредоточения.

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка.

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрения – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Трехмесячный ребенок к 4 месяцам умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» - переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Плач – теперь не единственный метод общения ребенка с родителями и окружающими. Он уже умеет гулить, широко улыбаться и даже смеяться. Так ребенок показывает свое отношение к миру и свое счастье оттого, что он живет. Знаете ли вы, что врачи-неонатологи, которые занимаются младенцами, наблюдают у них в трехмесячном возрасте более 70 разновидностей улыбки? Если мама любит своего ребенка и внимательна к его потребностям, она тоже сможет различать эти виды улыбки.

Если ребенок недоволен, он уже может плакать более резко. Кричать, выражать свое недовольство. Ребенок в 3 месяца уже может довольно долго держать головку, поднимая ее. Он уже умеет поднимать и плечики, грудь, причем лежа на животе.

Дети в три месяца (правда, не все) научиваются перекатываться. В этом им помогает борт манежика или кроватки. Они могут пинать ножкой игрушки, а затем заливисто смеяться, если игрушка звенит. Младенцам в 3 месяца очень нравится слушать, как папа или мама читают им стихи или поют песенки.

Ребенок в 3 месяца: двигательные навыки

У ребенка в этом возрасте хорошо проявляются врожденные рефлексы - например, рефлекс испуга. Вы, наверное, замечаете, что сила шеи вашего ребенка тоже увеличивается. Когда вы держите ребенка в вертикальном положении, он уже хорошо держит голову. Трехмесячные дети могут поднимать верхнюю часть тела, помогая себе руками, при этом держать голову.

Если вы следите за своим ребенком, вы должны заметить некоторые ранние признаки координации движений рук и глаз. Кулачки вашего ребенка в 3 месяца уже могут открываться и закрываться, ребенок может быстро схватить игрушку или погремушку и потянуть ее в рот.

Родителям следует знать, что в три месяца ребенок может прибавить в весе на 800 г за месяц. А рост его тоже очень быстро увеличивается – до 2,5 см в месяц. Если у вас мальчик, то объем его головы в 3 месяца достигает 41 см, а объем груди – в среднем 41 см. У девочек объем головы и груди немного меньше – примерно 40 см. Центральная нервная система у трехмесячного ребенка продолжает формироваться.

Его кости продолжают расти и твердеть. Поэтому с ребенком по-прежнему нужно обращаться очень бережно, чтобы не сломать их и не сдвинуть с места хрупкие суставы. Поэтому малыша нельзя пеленать туго. Заранее сажать его тоже нельзя – особенно девочек, у которых кости таза могут сдвинуться с анатомически правильного места.

Кормление трехмесячного ребенка

Не слушайте советов о том, что в трехмесячном возрасте ребенку нужно давать в качестве прикорма твердую пищу. Это не так – должно пройти по крайней мере еще несколько месяцев до того момента, пока малыш достигнет полугода.

Конечно же, очень непросто определить, сколько молока высасывает малыш, который находится на естественном вскармливании. Но стоит знать, что норма малыша в три месяца на протяжении дня – до 850 граммов молока. За раз это получится порция примерно в 120-140 граммов. Можно определить норму молока для ребенка и самим: просто разделить вес ребенка на 6 (число кормлений). Вы получите количество молока в граммах, оптимальное для вашего трехмесячного ребенка.

Между кормлениями нужно выдержать время примерно в 3- 3,5 часа. При этом нужно включать в рацион ребенка витамин D – это даст возможность лучше развиваться костям и коже ребенка, а также его волосам и ногтям.

Ребенок в три месяца – сколько и когда спать?

Нервная система вашего малыша в 3 месяца становится более крепкой, желудок растягивается и может вместить больше материнского молока. А вот спать ребенок теперь может меньше, чем в первые месяцы после рождения.

Если ваш ребенок просыпается посреди ночи, подождите примерно 30 секунд, прежде чем отправиться в к нему. Иногда дети в 3 месяца могут плакать в течение нескольких секунд, а затем снова уснуть – без всякого воздействия родителей. Когда вы спешите к ребенку при первом звуке, вы его можете разбудить вместо того, чтобы малыш уснул самостоятельно.

Если крики в середине ночи не прекращаются, вы должны пойти в комнату вашего ребенка, чтобы помочь ему. Кормление и перемена подгузников должны проходить в темноте, если это возможно, а затем положите малыша обратно в кроватку. В конце концов, ваш ребенок поймет, что ночное время только для сна.

Дневной график сна вашего ребенка также должен быть спокойным – без громких звуков в комнате. Большинство 3-месячных младенцев спит от полутора до 2-х часов каждый день. Общее количество часов сна у трехмесячного ребенка уже не 22, как в первый месяц после рождения, а до 17 часов.

Третий месяц жизни ребенка: зрение и слух

Слух и зрение вашего ребенка в трехмесячном возрасте постепенно улучшаются. Дети этого возраста поворачивают голову и улыбкой реагируют на звук голоса своих родителей, также они любят слушать все виды музыки.

Ваш ребенок будет по-прежнему обращать повышенное внимание на яркие игрушки. Это происходит потому, что резкие контрасты ему легче увидеть. Лица по-прежнему остаются для него очень увлекательными. Посмотрите на вашего ребенка, и он будет тоже смотреть в ваши глаза. Ваш ребенок будет также пристально смотреть на свое отражение в зеркале.

Третий месяц развития ребенка: связь с окружающим миром

В три месяца ваш ребенок становится все более уникальным. Именно этот этап детский психиатр Маргарет Малер называют"" штриховкой,"" когда дети выходят из своих оболочек"" и начинают реагировать на окружающий их мир. Часть этого процесса вывода включает общение с людьми и улыбками от удовольствия, в среде медиков более известными как социальные улыбки.

На третий месяц жизни плач уже не основной метод коммуникации вашего ребенка. 3-месячные младенцы уже могут плакать не более чем час в совокупности на протяжении дня. Если плач превышает эту «норму» или кажется слишком длительным для вас, проконсультируйтесь с вашим педиатром, поскольку это может быть медицинской проблемой.

Вместо того чтобы плакать, ваш ребенок начинает общаться другими способами, такими как воркование и выговаривание гласных звуков ("" О"" и"" а"", например). Вовлекайте вашего малыша в разговор, отвечая на эти звуки, когда вы вместе. Скажем: "" Я собираюсь заменить твой подгузник "" или "" Пришло время обеда!"" Ваш ребенок восхищенно будет слушать звук вашего голоса и следить за выражением вашего лица, когда вы говорите. В конце концов, он начнет формировать собственные звуки и собственные жесты. Разговор является отличным способом связи с вашим трехмесячным ребенком.

Прогулки с малышом в 3 месяца

Прогулки с трехмесячным малышом – очень хорошая идея. Они закаляют его. Свежий воздух идет на пользу легким, коже, сердечно-сосудистой системе. Гулять желательно не меньше 6-и часов в день, даже если погода на улице не очень теплая. Вот только при температуре ниже минус 10 градусов гулять не стоит – малыш может простудиться. Зато коляску с малышом можно выкатить на застекленный балкон или лоджию.

Солнечные лучи очень полезны для ребенка, поскольку кожа при их воздействии активно начинает вырабатывать витамин D. А этот витамин – профилактика заболеваний костей и такого опасного заболевания, как рахит. Солнечные лучи очень хорошая защита от анемии. Гуляние на свежем воздухе очень хорошо защищает иммунную систему ребенка. Но есть нюанс: ребенка нельзя держать на сквозняке и под прямыми солнечными лучами. Это может привести к простуде в первом случае или к ожогам – во втором.

Третий месяц развития ребенка: пропущенные этапы

Каждый ребенок уникален и обязательно отличается от других детей. Не пугайтесь, если ваш 3-месячный малыш пропускает какой-то из этапов, особенно если он родился преждевременно. Однако не стоит беспокоить своего педиатра, если ваш ребенок еще не сделал следующие вещи в свои три месяца:

  • Не отвечает на шум.
  • Не следит за людьми или объектами взглядом.
  • Не улыбается.
  • Не смеется.

Как играть с ребенком в три месяца?

  1. Показывайте ребенку яркие игрушки на расстоянии 25-30 см от глаз. Двигайте игрушкой вправо-влево-вверх-вниз. Пусть ребенок следит за игрушкой глазами. Так он будет тренировать фокусировку взгляда и глазные мускулы.
  2. Купите игрушки, которые издают звуки: звенят, шумят, пищат. Перемещайте эти игрушки влево-вправо от ребенка, и пусть они издают звуки. Ребенок будет учиться улавливать звуки. Нужно спрашивать его: «Где звенит?» Конечно, малыш в 3 месяца не сможет вам ответить, но уловит общую информацию и тон, которым говорит взрослый.
  3. Давайте ребенку в руки игрушки, чтобы он мог обхватить их пальчиками. Так ребенок будет тренировать кисть, пальчики, усовершенствует свой хватательный рефлекс. Лучше, если игрушки будут разной формы, но такими, чтобы ручка ребенка могла их обхватить. Так он будет привыкать брать что-то ручками.
  4. Тренируйте ножки ребенка. В три месяца у малышей еще наблюдается гипертонус конечностей. Если вы поставите малыша на твердую поверхность и возьмете его под ручки, поддерживая, он будет перебирать ножками, как при ходьбе. Перекладывайте ребенка со спинки на животик и наоборот, и тогда он будет тренировать мышцы спинки и шеи.

Ребенок в трехмесячном возрасте требует еще больше внимания и заботы родителей. А им, в свою очередь, не лишне знать, что должен уметь ребенок в три месяца, чтобы помогать ему в развитии.

Позади три месяца жизни вашего любимого крохи, казалось бы, совсем небольшой срок, но, сколько интересного успело с ним произойти. Ведь развитие малыша в первые месяцы его жизни, шагает семимильными шагами. Его поведение, мимика и физические способности меняются прямо на глазах, еще вчера он не мог сфокусировать на вас осмысленный взгляд, а сегодня он уже дарит вам свою долгожданную улыбку и смех. А пройдет еще немного времени и он порадует вас первыми шажками и лепетом.

Возраст три месяца, считается переломным этапом в жизни ребенка. Работа его желудочно-кишечного тракта налаживается, мучившие до сих пор колики, постепенно исчезают, а боль уходит вместе с капризами. Это время смело можно назвать – золотым периодом, он активен, весел и готов к новым открытиям и свершениям.

Многие безусловные рефлексы, которыми природа щедро наделила новорожденного и еще очень развитые в месячном возрасте, как правило, исчезают. А на смену им приходят приобретенные навыки и умения, число которых увеличивается с каждым месяцем.

Эмоциональная и психическая сфера

После того как прошла адаптация новорожденного к новому, неизведанному для него окружающему миру, он начинает активно знакомиться с ним, тем более, что времени для этого у него становится больше, так как увеличились промежутки между сном. Любимой игрушкой ребенка в этом возрасте является он сам, малыш обнаруживает свои руки и ноги, начинает с любопытством рассматривать их, пробовать на вкус, ощупывает свое лицо, изучает носик, рот, глаза, и делает это с превеликим удовольствием.

Огромной радостью для него становится обнаружение в поле зрения, лиц своих родителей, которые он уже начал узнавать. На улыбку и знакомый, родной голос мамы или папы, ваш ребенок отвечает «комплексом оживления» и радостным гулением.

Зрение и слух

По достижению трехмесячного возраста, выходят на новый этап развития, слух и зрение малыша. Ребенок в состоянии следить глазами за движущейся игрушкой, с интересом рассматривать и оценивать расстояние до нее. Может подолгу заострять взгляд на предмете, разглядывая люстру под потолком или рисунок на обоях. Внимательно следит за лицами родных, реагирует на изменение выражения лица и улыбку, и даже пробует повторять мимику.

Развитие слуховых центров ребенка, тоже продолжает совершенствоваться, он пытается поворачивать голову в сторону источника звука, а заслышав мамин голос, реагирует на него, расплываясь в улыбке, и отвечает, лепеча что-то на своем языке.

Несколько простых игр – упражнений, для тренировки навыков зрения и слуха:

  1. Держа игрушку на расстоянии 25-30 см от глаз ребенка, дайте ему сфокусировать на ней взгляд, перемещайте ее в разные стороны, добиваясь, чтобы он следил глазами за предметом. Упражнение развивает глазные мышцы и фокусировку взгляда.
  2. Погремушками, или шуршащими и звенящими игрушками, издавайте звуки с разных сторон от малыша, спрашивая при этом у него «Где звенит?». Ребенок учится улавливать источник звука, поворачивая голову в его направлении.
  3. Включайте малышу музыку на несколько минут и уже вскоре, вы удивитесь, как отличается его реакция на различные произведения.

Речь

На четвертом месяце жизни, у многих малышей начинает или активно продолжает развиваться навык гуления, в виде протяжных звуков «гааа», «бууу», «гууу», это один из этапов формирования его речи. С каждым прожитым днем, слоги, которые произносит кроха, становятся все отчетливее и разнообразнее, появляются новые звуки и интонации. Ваша задача поддержать диалог, отвечайте малышу на его «слова» его же языком, улыбайтесь и вы увидите неподдельную радость на ваше внимание, в его глазах.

Старайтесь постоянно разговаривать с малышом, комментируя все, что вы делаете. Читайте тематические стишки и потешки, например, когда умываете или одеваете его, и эта простая привычка поможет быстрому и активному развитию дальнейших речевых навыков вашего малыша.

Привлечение внимания

Еще один новый этап в развитии малыша, это протест на одиночество. Если мама надолго пропадает из вида, кроха громкими криками и плачем, покажет вам свое возмущение, требуя ее обратить на него внимание и взять на ручки.


Улыбка и смех

На данном этапе развития, на личике малыша все чаще появляется сознательная, искренняя улыбка, предвестница будущего смеха. А спустя всего пару недель, счастливых родителей ждет настоящее чудо – заливистый и счастливый хохот, вашего любимого чада.

В первые пол года жизни, смех у ребенка вызывают в основном тактильные ощущения: щекотка, игра в «ладушки» или «козу», покусывание пальчиков на маленьких ножках. Родители сами должны определить, что больше всего развлекает вашего малыша и всячески стимулировать его веселье, ведь всем прекрасно известно, какую пользу это приносит.

Отсутствие смеха, в возрасте трех месяцев, ни в коем случае не является отклонением, просто ваш ребенок, чуть более сдержан, и родителям надо немного запастись терпением, за которое вы, непременно, получите долгожданную награду.

Физическое развитие

От рождения и до трех месяцев вес ребенка увеличивается в среднем на полтора килограмма, а рост на 4 — 8 см. Его личико округляется, тело становится крепче и пухлее, появляются складочки на ножках и ручках. По сравнению с месячным ребенком, он уже научился делать немало сложных вещей, для своего нежного возраста.

Трехмесячный малыш прекрасно лежит на животе, довольно уверенно умеет поднимать голову и старается удерживать ее в таком состоянии, опираясь на предплечья. Такая поза позволяет малышу лучше рассмотреть окружающий мир.

Чтобы помочь ему развивать это умение, необходимо несколько раз в день выкладывать малыша на живот для укрепления мышц спины и рук, хорошим стимулом к удерживанию малыша в таком положении, станет цветной развивающий коврик с подвешенными игрушками.

Многие малыши в возрасте три месяца, уже начинают осваивать первый самостоятельный навык движения — переворачивание. Свои первые перевороты кроха делает со спины на бочок, а затем на животик, если с вашим ребенком еще этого не произошло, не переживайте, он обязательно освоит это умение в течение четвертого месяца развития.

Подтолкнуть к этому малыша можно с помощью простых игр и упражнений:

  1. Выложив малыша на свободную твердую поверхность, подкладывайте рядом с ним яркую игрушку, попеременно с каждого бока, его интерес к ней, подтолкнет к попытке перевернуться, чтобы завладеть предметом. Если у него не получается, можно немного помочь ему, поддерживая его под спинку.
  2. Из положения — лежа на спине, заведите ногу ребенка в противоположную сторону и уприте коленом в поверхность, на которой он лежит. Эта поза будет очень неудобной для него, и он попытается исправить это, поскорее перевернувшись на живот.

Массаж и гимнастика, также станет хорошим подспорьем в освоении навыков переворота. Укрепляйте мышцы спины, рук, шеи и живота, делайте с малышом несложные упражнения и уже очень скоро вы увидите положительную динамику.

Массаж лучше доверить профессионалу, но если вы чувствуете в себе потенциал выполнить его самостоятельно, в интернете можно найти большое количество видео по этой теме.

Как только малыш освоит навык переворотов, его уже невозможно будет остановить, он будет стремиться перевернуться везде, куда бы вы его не положили. Поэтому, в целях безопасности, никогда не оставляйте ребенка, в таких местах откуда он может упасть, например, на пеленальном столике или кровати.

Хватательные движения

Гипертонус ручек и ножек, есть практически у всех новорожденных, но к трем месяцам он постепенно проходит, малыши раскрывают кулачки, и учатся координировать движения своих маленьких пальчиков.

Большинство детишек этого возраста, с большим интересом стараются захватить подвешенные над кроваткой и коляской погремушки или мобиль. Самые талантливые из них, способны непродолжительное время удерживать игрушку, вложенную ему в руку, предлагайте ее малышу, стимулируя его на совершение хватательных движений. Для таких забав, выбирайте легкие погремушки с крупными узорами, без острых углов, на длинной, удобной ручке.

Навыки сидения и стояния

На четвертом месяце развития ребенка, его ножки тоже становятся сильнее. Если поддерживая малыша под мышки, дать упереться ногами в твердую поверхность, он выпрямит их и сможет «простоять» так около минуты, но особенно увлекаться такими упражнениями не стоит, из-за нагрузки на неокрепший опорно-двигательный аппарат.

Потянув, лежащего на спине малыша, за ручки, вы обнаружите, что он охотно поднимается за ними, пытаясь сесть, это и есть начало развития такого навыка, как сидение. Однако, это ни в коем случае не означает, что трехмесячного малыша уже можно присаживать, помните, что его позвоночник и мышцы спины еще абсолютно не готовы к этому.

Подготавливайте малыша физически, делайте ему массаж и гимнастику для укрепления спины и ножек, видео по этой теме можно найти в интернете, и уже через три месяца ваш ребенок порадует вас, встав в своей кроватке, самостоятельно.

Каждый родитель сам решает, когда и чем ему заниматься со своим чадом и какие навыки необходимо развивать в первую очередь. Важно, всегда поддерживать в малыше стремление к новым достижениям, хвалить и поощрять его, и положительные результаты не заставят себя долго ждать.

И не забывайте, что все детки разные, и каждый карапуз развивается по-своему, исходя из своих физических данных, темперамента и условий жизни. Главное, что вы рядом с ним, и мягко и ненавязчиво, в игровой форме, помогаете ему в этом, а он чувствует ваше тепло, любовь и заботу.

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, - приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить» , и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову , сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!