Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Учительские университеты. Урок праздник-игра "моя родословная"

Галиуллина Гузэль Кабировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Населённый пункт: с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моя родословная. Сценарий праздника.
Дата публикации: 22.04.2016
Раздел: среднее образование

Галиуллина Гузэль Кабировна
, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Общешкольное мероприятие «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

1 вед
. Кем был твой прадед. Кем твой дед? О чем они мечтали? Каким был скромный их обед? Что в будни надевали? Каким был род занятий их? К чему они стремились? Что вызвало бы дружный смех? И как они женились? Какие испытания им Достались на веку? Как до Парижа дед дошел В башкирском том полку? И, если все узнаешь ты, Изучишь древний род,- Полюбишь Родину свою, Полюбишь свой народ.
2 вед.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о шежере. Что же это такое? Что вы узнали об этом на уроках культуры Башкортостана, родного языка? (Ответы учащихся.) Итак, шежере означает «родословная». А каково его происхождение?
3 вед.


С древнейших времен у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже письменной фиксации родов и племен. На этой основе возникли европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, а также памятники тюркских и других восточных народов в виде шежере – родословных. Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к 15-18 векам и к более ранним периодам. В эти записи
башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о жизни и быте народа.
4 вед.
Шежере - это первый рукописный памятник, созданный самим народом о своей истории. Если иметь в виду, что письменные памятники каждого народа создавались на фольклорной основе, то можно предположить, что шежере появились в виде легенд и преданий о пророках и отдельных личностях, известных истории. Говоря иначе, шежере - это устно - поэтическое творчество, бытующее в письменной форме. В первое время шежере, видимо, как и все традиционные формы башкирского фольклора, из поколения в поколение передавалось в устной форме.
5 вед.
Патриархально-родовые отношения предписывали знание и почитание своих предков. По традиции каждый башкир должен был знать свою родословную, по крайней мере, до седьмого колена. Сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях в жизни рода хранились в памяти людей, эта незаписанная история передавалась из поколения в поколение изустно. Позднее, с распространением среди башкир письменной культуры, шежере получили свое письменное оформление.
6 вед.
Шежере, как и тамга (родовой знак), птица и дерево, считалось необходимым атрибутом, т.е. необходимым, постоянным признаком рода (племени). Своим шежере башкиры очень дорожили. Оно хранилось, как правило, у самых уважаемых старожилов аула, его потеря считалась большим позором, о местах его хранения знали лишь несколько человек. Во времена Золотой Орды и позднее борьба башкир за сохранение патриархально- родовых отношений и своей самостоятельности превратила шежере в полуофициальный документ. После присоединения башкирских племен к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельное владение шежере приобретали часто характер юридического документа.
7 вед.

Есть разные типы шежере. Одни дают лишь перечень имен. Другие перемежаются упоминанием важных событий, на фоне которых изображается история рода. Этот тип шежере является наиболее ценным историко- литературным памятником. Лучшие образцы этого жанра представляют собой неповторимое, национально-самобытное явление письменной литературы. Башкирские шежере носят энциклопедический характер: они содержат различные сведения по истории и быту народа и отдельных родов, описание обычаев и нравов, юридических и морально-этических норм, образцы народного творчества. Шежере – по-арабски – дерево – произведение, дополняемое и расширяющееся. Подобно дереву, оно отпускает все новые и новые ростки и ветви. За несколько поколений шежере дополняются, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.
8 вед
. С 16 века в значительных по объему шежере чаще появляется подробное описание исторических событий. Фиксация увиденного или услышанного не превращает шежере в сухой летописный материал. По своему характеру они тяготеют скорее к исторической повести, в них налицо оценка деяний рода, отношений к истории народа в целом. Вместо пересказа событий составитель шежере облекает их в красочную литературно- художественную форму, при недостатке материала прибегает к домыслу и фантазии. Таким образом, во многих шежере документальность сочетается с художественностью, факт с вымыслом. Таковы, например, объёмистые шежере родов Юрматы, Мин, Бурзян, Кипчак, Табын, являющиеся в какой-то мере художественным отражением истории башкир, образца их жизни, межродовых отношений. Этот тип шежере демонстрирует переплетение стилей исторического сочинения и художественного повествования.
9 вед.
Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период. Например, шежере рода Айле содержит трактовку событий, начиная с древнейших времен до 18 века, включая период господства Золотой Орды. В кипчакских шежере эпоха кипчакских объединений и последующие события
14 - 16 веков отражены в тесной связи с историей башкир. Стремление осветить историю башкир в единстве с историей родственных народов, показать их мирные отношения с соседями и совместную борьбу за свободу придают шежере патриотическое и интернациональное звучание.
10 вед.
В древности, когда шежере передавалось из уст в уста, целям быстрого запоминания и длительного сохранения его в памяти наиболее соответствовала форма исполнения в виде кубаира. В дальнейшем в связи с письменным оформлением и превращением в полуофициальный документ, за шежере закрепляется исключительно прозаическая форма. Башкирские шежере - это уникальный памятник духовной культуры народа. Учитывая это, правительство РБ 10 мая 2006 года приняло постановление, по которому рекомендовано ежегодное проведение народного праздника "Шежере байрамы".
11 вед.
В наше время возрождается интерес к родословной, большинство людей стремятся хорошо знать историю своего народа, помнить имена своих предков до шести-семи поколений. Каждый из нас получил задание составить дома шежере с помощью родителей. Что у нас получилось, мы видим по рисункам. Давайте послушаем некоторых ребят. О своей родословной рассказывает…
12 вед.
Как вы видите, ребята, шежере можно представить в нескольких формах. Некоторые из нас сделали в форме таблицы (демонстрация шежере...), некоторые в виде лучиков (…), а большинство - в виде дерева. Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева. Из старинных шежере можно узнать самые разнообразные и интересные исторические сведения о своих предках. Давайте послушаем, что вам еще удалось узнать о своих предках?
(Чтение сочинения Гибазетдиновой Алсу, Хуршудян Лилит.)
13 вед.
Итак, шежере - это родословная рода. Чтобы написать родословную, мы должны знать о своей семье. А семья не может существовать отдельно от общества, страны. Семья – это часть общества. Общество, страна как большая семья. В нашей стране проживают люди разных национальностей. И каждый народ старается сохранить любовь к родному краю, к родной литературе, к родной речи. А это начинается с самого малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Поэтому каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы получше изучить свою родословную, гордиться своими предками.
14 вед.
В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем. Основа основ - родительский дом.
15 вед.
Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова - «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядсм, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась ее величество семья? Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но..

16 ведущий, ученик и ученица
читают по ролям стихотворение. Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихо ответила: «Я!» «Кто их воспитает, царица моя?» И Ева снова ответила; «Я!» «Кто пищу сготовит, о радость моя?» И Ева снова ответила: «Я!» «Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приголубит? Украсит жилье?» «Я, я - снова вторила Ева, - я, я...» С этой поры и родилась семья!
17 вед
. Поздравляю тебя, семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее.
18 вед.
Почитать родителей - значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
Стихотворный монтаж в исполнении учеников.

1 ученик
Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
2 ученик
Там, где дружная семья, От счастья кружится голова! Там, где дружная семья, Лица светятся улыбкой, Словно звездочки горят! Там, где дружная семья, Спорятся отлично все дела! Там, где дружная семья, Удач тропинка пролегла!
3 ученик
Волшебный символ жизни - семья, В нем капелька Отчизны, в нем - я, В нем мама, папа, братик, сестра, В нем маленький квадратик двора. В нем - солнце, и березка, и дом, В нем все тепло смеется кругом. Семь нот волшебных песни, семь фраз. Чтоб солнца свет чудесный не гас, Смеялись громко дети земли, Продолжить род священный могли.
4 ученик
И в этот праздник счастья всех нас Мы поздравляем прямо сейчас, Пусть крелкой будет наша семья – Иначе жить на свете нельзя!
Семья - поистине высокое творенье. Она заслон надежный и причал. Она дает призванье и рожденье. Семья для всех - основа всех начал. Звучит песня «Родительский дом»
Заключительная часть.

1 ученик
И у учителей, и у наших родителей, ребята, главная забота, чтоб мы выросли хорошими людьми. И для этого они прикладывают все силы. Любовью и терпением наших родителей достигается семейное согласие, непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!»
2 ученик
. Да, семья – это дом. Это свято. Семья – это мама и папа, бабушки и дедушки, дети. Это любовь и забота. Труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.
3 ученик
. Род- это одна большая семья. У каждого рода есть свое начало. Откуда род берет свое начало? Коль хочешь, чтоб фамилия звучала, С любовью посмотри в родные лица Узнай побольше, будет чем гордится.

4 ученик.
Помни землю свою и предков. Чтоб не оказаться в ряду безродных.
5 ученик


Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о семье, о своих предках. Для этого мы написали сочинения, разучили песни, полдготовили выставку фотографий. Надеемся, после этого праздника вы больше заинтересуетесь своими корнями, больше будете уважать и почитать своих предков, ведь они- наши корни. А теперь приглашаем вас спеть с нами песню «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались».

В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.

Ведущий: Дорогие наши мамы и папы, бабушки и дедушки, мальчики и девочки, уважаемые гости! Всех нас объединяет одно слово «семья». Сегодня мы с вами посвящаем этот праздник семье, своим корням - родословной.

Что такое «родословная»? Это перечень поколений одного рода. Род - ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок - это древний предшественник по роду.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки или прадедушки? Знаете ли вы, откуда они родом?

Никто из нас не свалился с луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. В народе не уважают «Иванов, не помнящих родства».

У каждого человека по два родителя - мама и папа, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше - четверо, прабабушек и прадедушек еще вдвое больше - восемь. И так далее. Вот сколько у нас предков. И именно сегодня мы увидим, как наши дети совместно с родителями составляли свою родословную - шежере.

Итак, начинаем! Праздник семьи - праздник родословной!

Ученики 3-го класса исполняют песню «День семьи». (Песня на мелодию «Ветер с моря дул».)

1. Ветер с моря шел, ветер с моря шел,
День семьи пришел, день семьи пришел.
И сказать не грех, и сказать не грех:
Он собрал нас всех, он собрал нас всех!

Припев:

Этот день семьи, этот день семьи
Будем отмечать, будем отмечать.
Мам и пап своих, мам и пап своих
Будем поздравлять, будем поздравлять!

2. Мы сейчас споем, мы сейчас споем,
Поздравление, поздравление.
Мы всех любим вас, мы всех любим вас,
Без сомнения, без сомнения.

Припев:

Мы желаем всем, мы желаем всем
Вам терпения, вам терпения.
Ведь мы - часть семьи, ведь мы - часть семьи,
Продолжение, продолжение.

Ведущий: Слово для защиты своих родословных предоставляется ученикам 4-го класса.

(Классными руководителями выбираются самые лучшие работы и защищают 2-3 ученика.)

Почитать родителей, значит: в детстве их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Бывает, по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Сейчас ученики 3-го класса расскажут стихотворения о семье.

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Там, где дружная семья,
От счастья кружится голова!
Там, где дружная семья,
Лица светятся улыбкой,
Словно звездочки горят.

Там, где дружная семья
Спорятся отлично все дела.
Там, где дружная семья,
Удач тропинка пролегла.

И в этот праздник счастья всех нас
Мы поздравляем прямо сейчас,
Пусть крепкой будет наша семья -
Иначе на свете жить нельзя!

Семья - поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Семья для всех - основа всех начал.

Ведущий: А сейчас, уважаемые члены нашей большой семьи, мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы о семье, о доме. Я говорю начало пословицы, а вы должны закончить пословицу.

Дома и стены… (помогают)

Не нужен клад, когда в семье… (лад)

Нет милее дружка, чем… (родная матушка)

Яблоко от яблони… (недалеко падает)

Живы родители - почитай,… (умерли - поминай)

В гостях хорошо, а… (дома лучше)

Ведущий: Молодцы! А сейчас для защиты своих родословных слово дается 3-му классу.

Выступают 3 ученика из 3-го класса. Песня на мелодию «Где-то на белом свете» (исполняет 2-й класс).

Где- то на белом свете
Наша семья живет.
Горя и бед не знает,
Дружною слывет.

Вместе читаем книжки,
Вместе в кино идем.
В праздник поем и пляшем,
В будни дела найдем.

Припев:

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Дружная у нас семья.

Ведущий: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово «ПОНИМАНИЕ».

А сейчас ученики 4-го класса покажут сценку «Мир в семье всего дороже».

Жили - были дед и баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И все ладно бы, да Курочка - невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое.
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще бесценно.
На семейный на совет
Собрал внучку с Бабкой Дед.

Дед:

Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?
Может скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?

Бабка:

Что ты, дед? Побойся бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмем телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.

Внучка:

Может, купим мне духи?
Удивятся женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада!

Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не се, да то не так.

Дед: Ты балда!

Бабка: А ты дурак!

Начался такой скандал -
Свет такого не видал.
Только Курочка молчит.
Около стола стоит.

Курочка:

Ну никак не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.

Подошла она тихонько
И, крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила
Вдребезги его разбила!
Плачет внучка, плачет бабка…
Что наделала ты, Ряба?
Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.

Дед:

Нету денег, ну и что же?!
Мир в семье всего дороже!

Ведущий: А сейчас со своими родословными выступят ученики 2-го класса.

Глядя на свои родословные, понимаешь, что в родственниках разобраться нелегко. Но нужно, чтобы сохранять основу крепости каждого дома. Наш конкурс - «Родственные связи». Представьте, к вам пришли следующие гости. Кто они вам?

Брат жены. (Шурин.)

Брат мужа. (Деверь.)

Сестра мужа. (Золовка.)

Брат отца или матери. (Дядя.)

Сестра отца или матери. (Тетя.)

Муж дочери или сестры. (Зять.)

Представьте, что мы с вами семья. И чтобы в нашей семье, в нашем доме было хорошо, мы по бревнышку будем поднимать дом и крыть крышу.

На доске получается из «бревен» домик:

Тепло
Забота
Любовь
Доброта
Уважение
Понимание

Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони свое тепло. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом.

Ученик:

Я вам желаю от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтоб в дом не стучалась беда,
Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,
Желаю теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.

Ведущий: Пусть ваши лица устают только от улыбок! Пусть все дети будут послушными! Пусть ваш семейный очаг всегда светится счастьем и любовью!

А сейчас все вместе исполним песню «Пусть всегда будет солнце».

Использованная литература

1. Лободина Н. В., Савинова С.В., Агапова Н.Б., Жукова С.Б., Суханосова Н.А. Внеклассные мероприятия в начальной школе - Волгоград, 2006.
2. Варанкина Л.И. Моя родословная // Педсовет: Журнал. №3. 2004.
3. Колотова А.Н. Наша дружная семья // Педсовет: Журнал. №5. 2008.

Сценарий праздника «Моя родословная».
Цель: Развивать интерес к истории своей семьи, родословной. воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям.
Предварительная подготовка:
1. Родительское собрание на тему: Чувства семейной любви.
2. Составление учениками генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Кто я? Откуда я?».
3. Сочинения на тему: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена которыми я горжусь».
Оборудование: фонограммы песен «Родительский дом», «Песенка медведей»; Презентация «Родословная 4 «Б» класса»; сок «Моя семья» (9 шт); сочинения детей; фотовыставка; генеалогические деревья оформленные детьми, 2 клубка ниток, 2 машинки, оформление доски.
Ход мероприятия
Учитель: Никто из нас не свалился с Луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева.
Дорогие друзья! Мамы и папы, дедушки и бабушки, тёти и дяди! Уважаемые гости! Сегодня наш вечер посвящён теме «Моя родословная».
Чтец: В семейном кругу мы с вами растём,
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
Учитель: Здравствуй семья! Какое красивое слово – семья. Как греет душу это слово. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий. Например: слово семья можно разделить на два слова «семь» и «я». И тогда это слово говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась её величество семья? Оказывается, очень давно. Когда-то о нём не слыхала земля, но…
Ева, сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне богиня моя?»
И Ева тихо ответила: «Я!»
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто платье сошьёт? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсить жильё?»
«Я, я – снова вторила Ева, - я, я…»
С этой поры и родилась семья!
Песня на мелодию «Песенка о медведях» из кинофильма «Кавказская пленница»
Где-то на белом свете
Наша семья живёт,
Горя и бед не зная,
Дружною слывёт.
Вместе читаем книги,
Вместе в кино идём.
В праздник поем и пляшем,
В будни дела найдём.
Припев: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Дружная у нас семья.
Мама бельё стирает,
Дочь – подметает пол,
Папа обед готовит,
Слушая футбол.
Спориться вмиг работа,
Каждый к труду привык!
И отдыхать умеем –
Жарим с степи шашлык!
Учитель: У семьи давние и глубокие корни. У неё высокая крона устремлённая в будущее.
- Что такое родословная? (это перечень поколений одного рода)
- Что такое род? (это ряд поколений, происходящих от одного предка).
- Кто такой предок? (это древний родственник по роду).
Все определения взяты из Толкового словаря по русскому языку С.И.Ожигова.

Семья родная, словно бригантина,
Расправила как крылья паруса.
Она плывёт по круговерти жизни,
Чтоб нам открыть простые чудеса.
Семья нам открывает чудеса,
Которых мы пока ещё не знали.
А мы набрав ветрами паруса,
Спешим открыть сияющие дали.

Она совсем не старая,
Хотя совсем седая.
Она расскажет сказку мне.
На картах погадает.
Я сяду с нею рядышком:
«Продолжи сказку… (бабушка)»

Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно у меня.
У Юры, у Вовы обновы
Сшили мальчишкам штанишки
А на штанишках карманы.
А сшили штанишки им … (мамы)

У мамы сестра.
Веселей не найдёте
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тётя)

К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой …(дядя)»

Маме на радость, папе в награду,
Я появился, наследник-отрада.
Родной, несмышленый, пуговки-глазки-
Ему всё вниманье, забота и ласки. (сын)

Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестрёнка)

Она всё на свете помнит и знает,
И бабушка мамой её называет!
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра… она же мне пра… (прабабушка)
Учитель: Ребята молодцы! А теперь задания, наверное больше для родителей.
Вам надо ответить на вопрос Кто это?…

Мать жены (тёща)
Отец жены (тесть)
Мать мужа (свекровь)
Отец мужа (свёкор)
Брат отца или матери (дядя)
Сестра отца или матери (тётя)
Дочь брата или сестры (племянница)
Муж дочери или сестры (зять)
Брат жены (шурин)
Брат мужа (деверь)
Сестра мужа (золовка)
Жена сына (сноха)

Кто сварит нам борщ
Или вкусную кашу?
Кто торт испечёт,
Новый свитер мне свяжет?
Кто с мылом отмоет
Мне грязные руки?
Кто ловко сошьёт
Мне рубашку и брюки?
Кто в доме порядок
Всегда наведёт,
Починит игрушку,
И книжку прочтёт?
Умеет всё мама!
И верьте мне дети,
Нет мамы добрей
И красивей на свете!

Учитель: Сколько добрых и ласковых слов сказано о маминых руках! Они моют, готовят, стирают. Ещё они лечат, успокаивают, ласкают.
А смогут ли наши дети узнать руки своих мам?
2 Конкурс «Мамины руки»
Задание: Узнать мамину руку на ощупь.
Чтец:
Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно с ней,
А бабушкины руки
Люблю я всех сильней.

А у бабушки моей волосы седые,
А у бабушки моей руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладая:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает
Ни одной минуты нет у неё свободной.
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что на неё быть хочу похожей.
3 конкурс «Смотай клубочек»
Задание: Бабушки должны смотать, как можно быстрее, клубочек с шерстью.
Чтец: Наши папочки не хуже:
Могут кашу, щи варить.
И для дома всё что нужно,
Могут быстро смастерить.
Наши папы мастера,
Машинисты, доктора…
Одним словом удальцы!
Наши папы – молодцы!
Учитель: «Папа, ну поиграй со мной!» - как часто вам ребята приходиться говорить эти слова. А сейчас, папа вам в этом отказать не сможет. Следующий конкурс называется «Автогонщики».
4 конкурс «Автогонщики»
Папы и сыновья соревнуются друг с другом.
Задание – намотать на карандаш верёвку с машинкой, чтобы она не перевернулась: кто быстрее?
Учитель: А теперь музыкальная пауза.
Ученики исполняют частушки.

Мы весёлые ребята,
Мы частушки вас споём,
Коль понравятся куплеты,
Мы ещё их пропоём.

Любит музыку мой папа,
От него не отстаю:
Он играет на гармони,
А я песенки пою.

Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье –
Все с уроками сидят,
Вот семейный наш подряд.

Деда очень уважаю,
Смело вам могу сказать:
Очень трудные задачи
Будем вместе мы решать!

Мама с папою не могут
Уложить дочурку спать.
Уговоры не помогут,
Не идёт она в кровать.

Просит бабушка внучка
Скушай борщ, окорочка.
Внук не сядет за обед,
Если не дадут конфет.

Разные фамилии
У людей бывают
Но с характерами их
Порой не совпадают.

Мы частушки вам пропели
Больше делать не чего
Мы пойдём, а вы сидите
До другого вечера

Учитель: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не нужен и клад, коли в семье лад.
Конкурс Пословиц:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Яблоко от яблони не далеко падает.
Согласную семью и горе не берёт.
Дружная семья и землю превращает в золото.
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Родители могут обойтись без детей, а дети без родителей не могут.
Сценка
«Мир в семье всего дороже.»
Действующие лица: автор, Дед, Бабка, Внучка, Курочка Ряба.
Автор: Жили-были Дед и Баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И всё бы ладно, да курочка-невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое,
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще оно бесценно.
На семейный на совет
Собрал Внучку с Бабкой Дед.
Дед: Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?
Может скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?
Бабка: Что ты дед?! Побойся бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмём телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.
Внучка: Может купим мне духи?
Обалдеют женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада.
Автор: Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не сё, да то не так.
Дед: Ты балда!
Бабка: А ты дурак!
Автор: Начался такой скандал-
Свет такого не видал!
Только курочка молчит,
Около стола стоит.
Курочка: Ну ни как не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.
Автор: Подошла она тихонько
И крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила,
В дребезги его разбила!
Плачет Внучка, плачет Баба…
Внучка и Баба:
Что наделала ты, Ряба?
Автор: Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.
Дед: Нету денег, ну и что же?!
Мир в семье, всего дороже!
Учитель: Да, мир в семье всего дороже, но у нас есть ещё одна семья. Это наш классный коллектив. Этой семье уже 4 года. И год от года она становиться всё дружнее, все крепче. И у меня и у ваших родителей, ребята, одна главная забота, что бы вы выросли хорошими людьми. Давайте все впишем свои имена в родословное дерево нашего класса. (на доске ребята записывают свои имена в цветки.) Вот и получилось наше цветочное дерево. А давайте посмотрим, с чего всё началось и как мы росли.
Просмотр презентации Родословная 4 «Б» класса
«Мой классный класс»
Чтец: Мы вам желаем от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтоб в дом не стучалась беда,
Чтоб грусть не пришла никогда.
Желаем счастья и добра,
Желаем тёплых светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
Учитель: Уважаемые родители и гости мы вас просим, чтобы в завершении нашего мероприятия вы помогли нам спеть песню «Родительский дом»
Исполняется песня «Родительский дом»
Учитель: Я благодарю всех, кто принял участие в нашем празднике. А ребятам я хочу подарить сок «Моя семья». На этом наш праздник завершён.

Алфёрова А.В., МКОУ Подгоренская СОШ №1/ технологическая карта внеклассного мероприятия по истории в 5 классе

Тема урока : «Моя родословная»

Учитель: Алфёрова Анна Владимировна, учитель истории и обществознания

Школа: МКОУ Подгоренская СОШ № 1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

Внеклассное мероприятие

Класс: 5

Технология: поисково-исследовательская

Ресурсное обеспечение урока: раздаточный материал, исследовательские работы учащихся «Моя родословная», медиа - альбом, мультимедийный проектор.

Формы и методы обучения : индивидуальная работа с использованием различных источников, анализ и обобщение.

Цель: Стимулировать интерес учащихся к изучению родословной своей семьи.

Задачи:

    познакомить детей с понятиями «генеалогия», «поколение», «род» и «родословная»;

    способствовать развитию ассоциативного мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы;

    способствовать формированию семейных ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям.

Предварительная подготовка:
Составление учащимися генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Семейные реликвии», исследование старых семейных фотографий и создание интерактивного альбома.

Основные этапы урока:

    Вступительное слово учителя, учащихся.

    Выступление детей со своими исследовательскими работами «Моя родословная».

    Представление исследований «Семейная фотография» через интерактивный альбом.

    Выступление детей со своими исследовательскими работами «Семейные реликвии».

    Рефлексия. Подведение итогов.

Ход мероприятия

    Вступительное слово учителя.

«Я такой же, как люди, жившие до меня, и в тоже время, я – это я и никто другой».

На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.

Что такое родословная?

Выступление эксперта:

Родительский дом, родители, род… Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия « потомство » является порода, родня, родственники.

Родство бывает кровное родовое - по общему предку, свойственное (сватовство) - по брачным союзам, духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели. Различают родство по мужскому и женскому колену.

Итак, родословная, или, как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Учитель: Знание истории семьи так же нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции. Если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия.

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.

А сейчас мы начнем знакомить наших гостей с той работой, которую вы проделали, составляя своё генеалогическое дерево !

()

Учитель: Большое дело вы сделали, исследовав свой род . Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. И традиция узнавать о своих предках, свою родословную – эта традиция возвращается в наши семьи. И пусть вы насчитали 16, 20-45 имён. Не важно количество, а важно то, что вы прикоснулись к истории своих предков, к своему роду, к родовому гнезду.

А сейчас послушаем совет практиков, как продолжить начатую работу.

Практик: Приступая к работе, заведите себе папку, конверты, куда вы будете складывать фотографии, документы черновики. Клей лучше не применять, чтобы не портить ценные документы. Для наклеивания нужно пользоваться фотоуголками, липкими краями от марок. Фотографии следует подписать (кто изображен на них, время)

Можно записать любые воспоминания о жизни и поступках членов ваших семей, различные случаи, предания, истории.

Учитель: В нашем Подгоренском районе создана КНИГА ПАМЯТИ, в которую занесены имена наших дедов и прадедов, которые защищали нашу Родину во время ВОВ. Одна из веточек на вашем родословном дереве связана с войной.

(Ребята рассказывают о своих исследованиях )

Ученик:

Храни семейные альбомы,

Слуг верных памяти своей!

Благодаря им в вашем доме –

Тревожный отблеск прошлых лет.

Со снимков, бледных, пожелтевших,

Глядят на нас с тобой в упор

Глаза родных, давно умерших,

Но не забыть их до сих пор!

Учитель: Семейный альбом. Семейные фотографии. Это наша история в лицах, наша судьба, судьба и история нашей страны.

О чём нам могут рассказать старые фотографии?

(Выступления ребят со своими интерактивными альбомами.)

Учитель: Да, особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, линии рта и носа. Рассматривая фотографии предков, мы видим черты сходства. Часто можно услышать, как родственники говорят, восклицают: Ну, вылитый дед или бабка! Ну и характер – копия прабабушка!» или что-то похожее на эти восклицания.

Семейная связь времён – это тайные нити, которые связывают сегодня с прошлым. Очень интересно рассматривать уникальные старые вещи, которые когда-то держали руки родственников. Это и учебники, по которым учились, почётные грамоты за трудовые достижения и успехи в спорте, старые газеты, это туфельки и платьица, в которых наши бабушки бегали в клуб на танцы. Старые родные вещи. А теперь это музей.

Семейная реликвия? Что это такое?

Почему мы многое храним в своих семьях? Не выбрасываем!

(Выступления ребят с исследованиями о своих семейных реликвиях)

Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.

Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками, дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.

Рефлексия.

Что вы узнали нового и интересного, исследуя свою родословную?

Что вам понравилось или не понравилось?

Что бы вы ещё хотели узнать? (Ответы учащихся)

Учитель: Сегодня, ребята, вы выступили в роли исследователей, археологов, рассказчиков, историков. Вы совершили увлекательное и познавательное путешествие в прошлое своей семьи, а значит и в прошлое нашей Родины. Запомните навсегда древнюю мудрость: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Сценарий итогового праздника «Моя родословная»

Цели: воспитание понимания ценности семьи в жизни человека;

Развитие семейного творчества, сотрудничества

семьи и школы;

Воспитание у учащихся чувства любви и уважения

к родителям, гордости за свою семью.

Ход мероприятия.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом».

Учитель: - Никто из нас не свалился с луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева.

Дорогие друзья! Сегодня наш вечер посвящен теме «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, - «семья».

Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)

Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка.)

Кто такой предок? (Древний родственник по роду.)

Учитель: В Средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родослов­ное дерево и герб. Для того что­бы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не предоставляли герб своего рода.

А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?

Знаете, откуда она родом?

^ Выступающий, садится в «кресло памяти». Делятся впечатлениями и дети, и родители. Остальные сидят вокруг выступающего.

Учитель: - Много интересного узнали мы о ваших родственниках.

А кто же те родственники, которые живут вместе с вами?

Семья - группа родственников, живущих вместе (С И. Ожегов).

Их может быть разное количество. Я предлагаю вам посчи­тать, сколько родственников в стихотворении

Раз, два, три, четыре

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из их ее зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина, младший самый.

(5 человек.)

^ Семейные конкурсы

1. Конкурс «Пословицы».

При солнышке тепло… (а при матери добро).

Мать кормит детей… (как земля людей).

Нет лучше дружка… (чем родная матушка).

Живы родители – почитай… (умерли - поминай).

У, детины заболеет пальчик … (а у матери - сердце).

Хозяюшка в дому... (что оладушек в меду или пчела в саду).

Дом вести... (не бородой трясти).

Каково на дому... (таково и самому).

Не красна изба углами... (красна пирогами).

В гостях хорошо... (а дома лучше).

Птица радуется весне... (а младенец матери).

Учитель: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорит пословица «Не надобен и клад, коли в семье лад»

^ Сценка «Мир в семье всего дороже».

Жили-были Дед и Баба.

Жили, не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно бы, да Курочка-невеличка

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое,

Яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный, на совет:

Собрал Внучку с Бабкой Дед.

Дед. Так и так. Такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

Бабка. Что ты, дед?! Побойся Бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или транзистор

Иль возьмем телегу мыла,

Чтобы в доме чисто было.

Внучка. Может, купим мне духи?

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

И житейский шумный спор.

То не се, да то не так.

Дед. Ты балда!

Свет такого не видал!

Только Курочка молчит,

Около стола стоит.

Курочка. Ну, никак не ожидала

Стать причиною скандала.

Чтобы это прекратить,

И, крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила,

Вдребезги его разбила!

Плачет Внучка, плачет Баба...

Внучка и Бабка.

Вывернул с дырой карманы.

Дед. Нету денег, ну и что же?!

(Вместе) - Мир в семье всего дороже!

Учитель. - Да, мир и дружба в семье всего дороже. А знаете ли вы своих родственников?

^ 2. Конкурс «Кто это?»

Вопросы:

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща.)

6. Отец жены. (Тесть.)

7. Мать мужа. (Свекровь.)

8. Отец мужа. (Свекор.)

9. Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10. Брат отца или матери. (Дядя.)

11. Сестра отца или матери. (Тетя.)

12. Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13. Мужья двух сестер. (Свояки.)

14. Матери жены и мужа. (Сватьи.)

^ 3. Конкурс художников.

Дети рисуют на доске по заданию.

Нарисуйте круг большой,

Сверху маленький такой,

На макушке ушка два -

­Это будет голова.

Нарисуем для красы

Попышней ему усы.

Вот пушистый хвост готов ­

Ты красивей всех котов!

Вы убедились, какие ваши дети прекрасные художники.
^ 4. Конкурс «Музыкальный».

Угадать – о чем или о ком поется в песне и пропеть всем вместе 1 куплет.

1. Если с ним ты вышел в петь. (Друг).

2. Она все лежит да на солнышко глядит. (Черепаха.)

3. Представьте себе: зелененький он был. (Кузнечик.)

4. Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. (Антошка.)

5. Они бегут неуклюже. (Пешеходы.)

6. Он бежит, качается. (Голубой вагон.)

7. Рисунок мальчишки. (Солнечный круг.)

8. С нею весело шагать по просторам. (Песня.)

9. От нее станет всем теплей. (Улыбк

Конкурс «Театральный».

Первое задание - пофантазировать и изобразить:

Горячий утюг (первой семье);

Закипающий чайник (второй семье);

Звенящий будильник (третьей семье);

Звонящий телефон (четвертой семье);

Работающий пылесос.

Второе задание - изобразить походку:

Человека, который только что сытно пообедал (пер­вой семье);

Человека, которому жмут ботинки (второй семье);

Человека, который неудачно пнул кирпич (третьей семье);

Человека, который заблудился в темном лесу (чет­вертой семье);

Человека, которого неожиданно разбудил будильник.

Ведущий. Спасибо всем, кто пришел сегодня к нам. Доброго здоровья и успехов во всех начинаниях на­шим любимым мамам, папам, бабушкам и дедушкам.

Мы расстаемся с предметом «Основы светской этики». Я надеюсь, что мы не зря изучали этот предмет. Вы о многом узнали и будете всегда следовать ЗОЛОТОМУ ПРАВИЛУ НРАВСТВЕННОСТИ: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». И «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!