Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Учительские университеты. Правила поведения в театре, цирке или на другом культурном мероприятии

Тема урока : «Этикет» (6 класс)

Цели.

Познакомиться с историей этикета;

Понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;

Высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях.

Задача:

Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Материалы:

Карточка с вопросительным знаком и словом "этикет" на обратной стороне;

Приложение с иллюстрациями.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Работа по теме.

Сегодня мы поговорим с вами о том, что нас постоянно окружает, с чем мы встаем утром и ложимся вечером, чем обмениваемся, когда встречаем друзей, соседей.

Всем приветствиям знакомым

Наш народ сердечно рад.

Слово доброе зовем мы

Половиною добра.

- «Добрые слова» – что же это за слова? Назовите их. (Дети называют слова: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие).

Когда люди произносят эти слова? (Высказывания детей: при встрече, когда обращаются с просьбой, когда благодарят и так далее).

Отправляясь в школу

С ранним ветерком попутным,

Всем, кто встретится, подряд

Говорю я «С добрым утром».

И пока я здесь играю –

«Добрый день» друзьям желаю.

А с вечерними лучами

В дом вхожу я со словами:

«Добрый вечер!

Назовите, какие добрые слова вам встретились в этом стихотворении.

(Учитель вывешивает изображение “гостя” (школьник с недовольным выражением лица, см. приложение).

Учитель:

Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?

Дети:

Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …

Учитель:

А мама с папой, бабушкой и дедушкой твердят:

“Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”.

Учитель:

Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?

(Дети высказываются.)

Учитель:

С возмущением Петя восклицает...

Ø А кому нужны эти хорошие манеры?

Ø Не все ли равно, как есть?

Ø И вообще, кто все это выдумал?

Учитель:

Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме… Но прежде ответь те мне на вопросы:

1. Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?

2. Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?

3. Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?

(Дети дают ответы.)

Учитель:

Что для этого надо знать?

(Выслушиваются предположения детей.)

Учитель:

Вы правы. Вы назвали мне сейчас правила поведения. Всё это называется вместе - этикет.

ЭТИКЕТ

Учитель:

А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...

(Учитель вывешивает рядом со словом "этикет" следующий лист:)

ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.

Учитель:

Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным - давно... Для этого совершим путешествие во времени...Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.

Вместе.(с закрытыми глазами):

5, 4, 3, 2, 1…

(Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением древнего грека, словами “Древняя Греция. Красивое поведение” (см. приложение) и предлагает детям посмотреть на доску.)

Учитель:

Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – «жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём».

(Детям предлагается объяснить понимание девиза.)

Учитель проводит второе "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением рыцаря и словами “XIV – XVII век. Кодекс рыцарской чести”(см. приложение).

Учитель:

В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – «верность. мужество, отвага». Удел дамы - скромность, верность, покорность.

(Дети высказывают своё понимание поведения людей данной эпохи.)

Учитель проводит третье "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением джентльмена и словами “XIX век. Джентльмен с хорошими манерами”(см. приложение).

Учитель:

В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.

(Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий.)

Учитель:

Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы говорим о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают...» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид - это визитная карточка ученика. Так как же должен выглядеть ученик.

(Дети высказывают свое мнение.)

Посмотрим, как выглядят некоторые наши одноклассники и одноклассницы.

Учитель: В наших современных условиях тоже много правил определяющих поведение человека. И первое правило, которому обучают ребенка – умение здороваться.

Как люди приветствует друг друга?

Монголы – здоров ли Ваш скот?

Зулусы – я тебя вижу

Китайцы – ели ли Вы сегодня

На Востоке - салам - алейкум

Русские – здравствуйте

Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).

Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,

Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Будьте добры иль будете любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

А вы, очень часто пробегая по коридору прокричите не то «дрысь», не то «брысь». От таких слов ни здоровья, ни радости у человека не прибавится.

Но приветствовать людей можно не только словами, но и жестами.

Жесты - приветствия

Прикладывают руку ко лбу

Прикладывают руку к сердцу

Прикладывают руку к голове (военные)

Машут рукой

Жмут руку

Конкурс знатоков хороших манер

Кто здоровается первый, если встретились младший и старший? (младший)

А кто подает руку первый: старший - младшему или младший – старшему? (Старший)

А кто подает руку первым женщина или мужчина? Женщина.

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли тебе здороваться? (Да)

В автобус вошли 4 человека. Кому вы уступите место?

А) Знакомой девочке

Б) Своему другу

В) Женщине с маленьким ребенком

Г) Пожилому мужчине с тростью

Вы вошли в переполненный автобус с задней площадки и увидели своего друга у передней двери.

А) Кивнете головой

Б) Громко окликните

В) Помашете рукой

Г) Поздороваетесь за руку

Вы позвонили другу. Как вы начнете разговор?

А) Алло, а кто это?

Б) Позовите, пожалуйста, Петю

В) Здравствуйте. Это Света. Позовите, пожалуйста, Петю

Г) Здравствуйте. Это Света. Позовите Петю

Как нужно проходить по рядам в кинотеатре?

А) Извинившись, спиной к сидящим

Б) Боком к сидящим

В) Лицом к сидящим

Г) Извинившись, лицом к сидящим

Вот видите, ребята, мнения Ваши расходятся. Одним, кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. «Первый здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибетесь

Учитель:

Вспомните пословицы и поговорки о хороших манерах.

1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай

2. Береги платье снову, а честь смолоду..

3. У Сидора обычай, у Карпа свой.

4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

5. Мил тот гость, что недолго гостит.

6. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

7. У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

8. Не дорог подарок – дорога любовь.

9. О пустяках спорить – дело упустить

10. По одежде не суди, по делам гляди.

11. Слово – серебро, молчание – золото.

12. Хоть не богат, а гостям рад.

13. От слова спасенье, и от слова погибель.

14. На незваного гостя не припасена и ложка.

15. От одного слова, да навек ссора.

На доске зашифрована пословица о правилах поведения. Предлагается детям её расшифровать при помощи алфавита. Каждая буква пословицы соответствует букве в алфавите по её счёту.

5,16,2,18,29,11 17,16,19,20,21,17,16,12 15,10,12,16,4,5,1 15,6 17,18,16,17,1,5,7,20

(Добрый поступок никогда не пропадёт)

Учитель:

Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. В базе всех не плохих манер лежит забота о том, чтоб человек не мешал человеку, чтоб все совместно ощущали себя отлично. Нужно уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе необходимо не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Ряд правил воспитанного человека

Первым здоровается тот, кто вежливее

Уступайте друг другу

Следите за собой всегда и везде, помните, вы среди людей

Надо уметь не мешать друг другу

Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим

Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

Этикет не этикетка,

И не новенький костюм.

Это жизненная сметка,

И воспитанность и ум.

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого,

Лучше доброе слово.

И улыбку не надо стеречь.

жизнь устроена мудро:

это вовсе не трудно –

берегите, пожалуйста, речь!

Рыцарь. «Верность, мужество, отвага».

Древняя Греция.

«Жить разумно, просто, избегая излишеств».

Джентельмен с хорошими манерами.

Ряд правил воспитанного человека.

Первым здоровается тот, кто вежливее.

Уступайте друг другу.

Следите за собой всегда и везде, помните: что вы среди людей.

Надо уметь не мешать друг другу.

Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим.


Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями.

сайт представляет вам подборку актуальных на сегодняшний день правил, которые должен знать каждый уважающий себя и других человек.

  • Если вы произносите фразу: «Я вас приглашаю», - это значит, вы платите. Другая формулировка: «А давайте сходим в ресторан», - в этом случае каждый платит за себя, и только если мужчина сам предлагает заплатить за женщину, она может согласиться.
  • Никогда не приходите в гости без звонка. Если вас навестили без предупреждения, можете позволить себе быть в халате и бигуди. Одна британская леди говорила, что при появлении незваных гостей она всегда надевает туфли, шляпку и берет зонтик. Если человек ей приятен, она воскликнет: «Ах, как удачно, я только что пришла!». Если неприятен: «Ах, какая жалость, я должна уходить».
  • Не кладите смартфон на стол в общественных местах. Поступая таким образом, вы показываете, насколько важную роль в вашей жизни играет устройство связи и насколько сильно вам неинтересна происходящая рядом надоедливая болтовня. В любую минуту вы готовы оставить бесполезные разговоры и лишний раз проверить ленту в Instagram, ответить на важный звонок или отвлечься, чтобы узнать, какие пятнадцать новых уровней вышли к Angry Birds.
  • Не стоит приглашать девушку на свидание и общаться с ней через смс-сообщения.
  • Мужчина никогда не носит женскую сумку. И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.
  • Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.
  • Многие считают, что суши можно есть только палочками. Однако это не совсем правильно. Мужчинам, в отличие от женщин, суши можно есть и руками.
  • Обувь ВСЕГДА должна быть чистой.
  • Не ведите по телефону пустой болтовни. Если вы нуждаетесь в душевной беседе, лучше встретиться с другом с глазу на глаз.
  • Если вас оскорбили, не следует отвечать аналогичной грубостью, и, тем более, повышать голос на оскорбившего Вас человека. Не опускайтесь до его уровня. Улыбнитесь и вежливо удалитесь от невоспитанного собеседника.
  • По улице мужчина должен идти слева от дамы. Справа могут идти только военнослужащие, которые должны быть готовы выполнить воинское приветствие.
  • Водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью - вопиющее бескультурье.
  • Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки.
  • Девять вещей следует держать в тайне: возраст, богатство, щель в доме, молитву, состав лекарства, любовную связь, подарок, почет и бесчестье.
  • Придя в кино, театр, на концерт идти к своим местам следует только лицом к сидящим. Первым проходит мужчина.
  • Мужчина входит в ресторан всегда первым, главная причина - по данному признаку метрдотель вправе сделать выводы о том, кто является инициатором прихода в заведение, и кто будет платить. В случае прихода большой компании - входит первым и платит тот, от кого исходило приглашение в ресторан. Но если у входа посетителей встречает швейцар, то мужчина обязан пропустить первой женщину. После чего кавалер находит свободные места.
  • Никогда не следует прикасаться к женщине без ее желания, брать ее за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя, кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу.
  • Если вас кто-нибудь невежливо окликает (например: «Эй, ты!»), не стоит отзываться на этот оклик. Однако не нужно читать нотаций, воспитывать других во время короткой встречи. Лучше преподать урок этикета собственным примером.
  • Золотое правило при использовании духов - умеренность. Если к вечеру вы ощущаете запах своих духов, знайте, что все остальные уже задохнулись.
  • Воспитанный мужчина НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛИТ себе не проявить должного уважения к женщине.
  • В присутствии женщины мужчины курят только с её позволения.
  • Кто бы вы ни были - директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым.
  • Соблюдайте тайну переписки. Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.
  • Не стремитесь угнаться за модой. Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем модно и плохо.
  • Если после извинения вы прощены - не стоит еще раз возвращаться к обидному вопросу и просить прощение повторно, просто не повторяйте подобных ошибок.
  • Слишком громко смеяться, шумно общаться, пристально разглядывать людей - оскорбительно.
  • Не забывайте благодарить близких людей, родственников и друзей. Их добрые поступки и готовность предложить свою помощь не обязанность, а выражение чувств, достойное благодарности.

И напоследок приведем слова легендарного американского актера Джека Николсона:

«Я очень трепетно отношусь к правилам хорошего тона. Как передать тарелку. Не кричать из одной комнаты в другую. Не распахивать закрытую дверь без стука. Пропускать вперед даму. Цель всех этих бесчисленных простых правил - сделать жизнь лучше. Мы не можем жить в состоянии хронической войны с родителями - это глупо. Я тщательно слежу за своими манерами. Это не какая-нибудь абстракция. Это всем понятный язык взаимного уважения».

Вежливый ребенок – «визитная карточка» родителя. С ним приятно находиться в транспорте, безопасно посещать общественные места, легко ходить в гости и комфортно приглашать гостей к себе. И, согласитесь, любой маме больно, когда ей делают, пусть даже взглядом, замечание: «Твой ребенок такой невоспитанный».

А как научить детей вежливости, правилам этикета, вежливому общению? Давайте попробуем заботливо и без давления привить детям созидательные манеры поведения.

В современном обществе сбитых ориентиров родителям важно осознанно, критически и в то же время творчески подходить к теме детской вежливости. Ведь поведенческие нормы имеют отношение к формированию личности. Требуется немалое мастерство и чуткость, чтобы за манерами не спрятались лицемерие и подавленные эмоции. Каждая семья формирует свой этический кодекс, опираясь на глубинные ценности, унаследованные традиции и личный жизненный опыт.

Этикет для детей. Уроки вежливости

При обучении детей правилам поведения, можно использовать условный алгоритм:

  1. Озвучить правило, норму поведения
  2. Показать на практике или в игре
  3. Поддержать ребенка в исполнении
  4. Дать позитивное подкрепление: похвалить, одобрить (словом, взглядом, жестом, мимикой)
  5. Контролировать, чтобы правило соблюдалось в обозначенных условиях всеми участниками процесса

Примечание: Доброжелательный тон и приветливое лицо – более мудрые учителя, чем крик, приказ, выговор.

8 способов обучения детей вежливости

1. Игра.

Ориентируясь на этикет, можно придумать не одну захватывающую игру. Давайте попробуем: почему бы нам вместе с ребенком не побывать на приеме у короля Людовика XIV? При входе во дворец всем вручают «этикетки».

Если ребенок не читает, можно нарисовать условные обозначения. Но даже маленькие детки любят имитировать чтение.

Королем, придумывающим правила, может быть и мама, и ребенок поочередно. Королевскими гостями с удовольствием будут все мягкие и твердые игрушки (кого король захочет пригласить).

Естественно, во время игрового застолья озвученные правила важно соблюдать. Можно поразмышлять с детьми: а зачем Людовик придумал правила поведения за столом, что побудило его даже карточки-напоминалки раздавать гостям? Пофантазировать, какие именно правила придумал французский король или прочитать об этом в энциклопедии. Для закрепления вручать детям сделанные во время игры карточки перед обедом, например.

В качестве игровой разминки чудесно подходят стихи про вежливость по типу «доскажи словечко»:

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома —
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй ).

Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну…(извините) .

Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет ).

Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите…(До свидания ).

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста ).

Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю) .
Тебе подарят что-нибудь —
Благодарить не позабудь !

Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас — будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны ),
Будьте…(добры ).

Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо )!

Основные правила поведения за столом:

  • Вымыть руки перед едой
  • Пользоваться салфеткой
  • Не разговаривать, пережевывая
  • Не ковыряться руками в тарелке
  • Начинать кушать вместе со всеми
  • Не шататься на стуле
  • Благодарить за вкусную еду
  • Пользоваться столовыми приборами
  • Просить передать то, что не можешь достать
  • Обслуживать соседа по столу

В видео ниже малышка Ариша очень наглядно рассказывает и показывает, как нужно вести себя за столом. Посмотрите это видео с детьми — будет, что обсудить!

2. Чтение книг.

Не стоит обходить стороной книжные магазины. Там можно найти такой клад по семейному и общественному этикету, что ваши дети с навостренными ушами и горящими глазами будут вечером выпрашивать: «Мама, ну почитай еще эту страничку!», а потом цитировать как-бы невзначай, и поучать младшеньких. К числу лучших книг по обучению вежливости уже не один десяток лет относится . Чудесное сказочное знакомство с этикетом и ненавязчивое обучение следовать его правилам.

Из современных изданий популярна энциклопедия для и « » Татьяны Шорыгиной.

Также обучаем малыша бережно относиться к печатным изделиям:

  • Не заламывать углы
  • Не рвать страницы
  • Возвращать книги на место
  • Не рисовать
  • Анализировать прочитанное
  • Делиться прочитанным с другими членами семьи
  • Спрашивать разрешения, прежде чем взять чью-то книгу

3. Песочная терапия.

Говорят, что этикет начинается с песочницы. Учите ребенка выстраивать свои границы, оберегать их и уважать чужие. Фразы в помощь:

  • Давай поменяемся: я тебе ведро, а ты мне пасочку
  • Я поиграю сам, а потом дам тебе
  • Мне не нравится (неприятно, больно), когда ты….
  • Пожалуйста, перестань делать….
  • Можно я поиграю твоей лопаткой, а ты можешь взять мою машинку
  • Давай вместе строить тоннель
  • Перейди, пожалуйста, в тот угол, я здесь начал строить...
  • Присоединяйся, вместе веселее!


4. Фольклор.

Поведенческие нормы формировались веками и передавались из поколения в поколение. Фольклор может оказаться хорошим помощником для родителей. Обязательно обратите внимание на пословицы и поговорки и старайтесь, как можно чаще использовать их в речи:

Этикет в пословицах и поговорках

  • Сперва подумай, а потом скажи.
  • Лучше недоговорить, чем переговорить.
  • Говорить не думая, что стрелять не целясь.
  • Береги одёжу снову, а честь смолоду.
  • Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.
  • Часом опоздал, годом не вернёшь.
  • Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  • Когда больше двух, говорят вслух.
  • Умей сказать - умей и смолчать.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  • На ласковое слово не кидайся, на грубое – не гневайся.
  • Напои, накорми, а после расспроси.

Насыщая свою речь народным колоритом, стоит помнить, что – хоть простые, но сильные фразы. Они исподтишка влияют на картину миру. Создают в подсознании фундаментальные убеждения о себе, о других, о ценностях и правилах поведения. Поэтому тщательно отбирайте только созидательные народные изречения.

5. Сказки .

Куда без сказок? — Вежливый Колобок. Гостеприимный Журавль. Непослушный Петушок. Заносчивый Заяц. Кажется, в сказках прячется весь необходимый ребенку этический курс:

  • Ходить в гости с пустыми руками неприлично
  • Открывать дверь незнакомым людям в отсутствии родителей опасно
  • Хвастаться нехорошо
  • Принимать в свою компанию тех, кому одиноко
  • Предлагать помощь нуждающемуся

6. Мамины истории.

Сочиняйте их сами! Это очень ценно – сказки под маминым авторством. Выберите героя, близкого вашему ребенку, и пусть он попадает в самые разные ситуации:

  • Вежливо отвечает на звонок
  • Просит о помощи, когда не может справиться сам
  • Благодарит за оказанную услугу
  • Придерживает дверь, если следом кто-то идет
  • Пропускает сестричку вперед
  • Уступает место пожилому человеку
  • Говорит искренние комплименты вслух
  • Спрашивает, который час
  • Хранит доверенную тайну
  • Уходя, прощается
  • Пишет письмо
  • Дарит открытку другу на день рождения


7. Обсуждения.

Разговаривайте с детьми о том, что зацепило их на детской площадке, в садике, школе, в гостях, магазине. Стимулируйте мышление. Задавайте вопросы: «А как ты думаешь? Как, по-твоему, было бы лучше?». Здесь есть одна особенность: мы обговариваем поступки, а не людей, поэтому ярлыки «плохой мальчик», «некультурная девочка» недопустимы.

8. Личный пример .

А теперь о самом главном. Без теплых отношений и качественного родительского примера уроки вежливости не состоятся. Ну, невозможно передать то, чего не имеешь сам!

И помните, этика – это не чтение моралей, это область философского знания! А философия не терпит дилетантов.

Современная мультиндустрия создала не один десяток поучительных мультфильмов о вежливости и правилах поведения. Приглашаю посмотреть один из них прямо сейчас:

Вежливого вам окружения!

С теплотой и любовью,

Классный час «УРОКИ ЭТИКЕТА »

Класс - 5

Цель: закрепление навыков культурного поведения.

Место и время проведения - сентябрь, классный кабинет.

Оборудование: интерактивная доска, декорация для сценок, кукла, представляющая этикет, костюмы, плакаты.

Подготовка: все учащиесякласса получают задания выучить стихи, отрепетировать сценки, сделать презентацию к классному часу, распечатать (а еще лучше нарисовать) пропуск в страну Воспитанию. Общей репетиции не проводится, иначе раскрывается сценарий (а он должен до конца классного часа держать интригу!). Ребята репетируют сами, классный руководитель контролирует процесс и за 2-3 дня до классного часа проводит генеральную репетицию с каждой группой артистов отдельно. На классный час приглашаются родители. Роль «Классного руководителя» и «Этикета» могут играть старшеклассники. Примерный сценарий и презентация прилагается.

Здесь будет файл: /data/edu/files/s1442693529.ppt (уроки этикета)

Сценарий

Слайд 1

Классный руководитель : Классный час посвящен проблеме воспитания вежливости или, точнее говоря, культуре общения. Чтобы ваше общение с людьми доставляло радость вам и людям, нужно деликатно и предупредительно относиться к окружающим, уметь себя вести в зависимости от конкретной ситуации.

Как нужно себя вести в основном вы уже знаете, т.к. вас учат этому с самого рождения. Но некоторые правила поведения мы с вами сегодня повторим на нашем уроке этикета. Слайд 2

Слово этикет (от фр. étiquette — этикетка, надпись) - это нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Впервые это слово употреблено при дворе короля Франции Людовика 14, когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться. . К нам на классный час прибыл король страны Воспитании господин Этикет. Послушаем, что, он нам расскажет.

Входит «Этикет» (кукла-марионетка из кукольного театра, которой управляет один из старшеклассников).

Слайд 3

  • Если вы обгоняя прохожего, задели его, извинитесь; обязательно извинитесь и проходя к своему месту в кино, в театре по ряду, где уже сидят люди;
  • В транспорте нужно уступать место пожилым людям и инвалидам;
  • Не надо ждать, пока пожилой человек сам поднимет упавшую вещь;
  • В общественных местах неприлично разговаривать громко;
  • Мальчики должны пропускать вперед девочек в транспорт, в помещение;
  • Нужно заботиться о младших, помогать старшим, внимательно относиться к больным и пожилым.

Для того, чтобы у тебя было много друзей, советую тебе:

  • разговаривай с друзьями вежливо;
  • говори друзьям комплименты;
  • помни, что прозвища обижают человека;
  • всегда здоровайся с друзьями при встрече;
  • разговаривая со взрослыми или сверстниками, надо уметь слушать, не перебивая;
  • если мы за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду;
  • если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть-почитать книгу - дай ему ее;
  • если ты сам взял у друга книгу или игрушку, нужно обращаться с этими вещами аккуратно и возвратить их вовремя.

Классный руководитель : Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» - они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.

Послушаем «Вредные советы» Григория Остера. Первый совет о том, как надо относится к своим друзьям, даст …

Слайд 4

1. Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже:

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Классный руководитель: Прав ли он? (Ребята анализируют.)

Совет второй даст самый сильный ученик класса…

2. Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса.

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

Классный руководитель: как надо относиться к девочкам посоветует …

3. Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:

Тебе на них плевать.

Девчонку встретил - быстро ей

Показывай язык.

Пускай не думает она,

Что ты в нее влюблен.

Слайд 5

Классный руководитель: А теперь послушаем мнение Этикета.

Этикет: Я могу сказать с уверенностью, что этот мальчик не получит пропуск в страну Воспитанию, т. к. там поступают вот как:

1) если мальчик встречает знакомую девочку, то он здоровается первым;

2) если мальчик и девочка заходят в автобус, то мальчик должен пропустить девочку вперед, а выходя из автобуса, он должен протянуть ей руку

Слайд 6

Классный руководитель: Совет о соблюдении личной гигиены даст …

4. Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

Классный руководитель: Иногда в жизни попадаются невоспитанные соседи…

5. Я нес домой кулек конфет

А тут навстречу мне сосед!

Снял берет:

О! Привет! Что несешь?

Кулек конфет.

Как конфет?

Так - конфет.

А компот?

Компота нет.

Нет компота, и не надо... А они из шоколада?

Да, они из шоколада.

Хорошо, я очень рад. Обожаю шоколад. Дай конфету.

На конфету.

А вон ту, ату, а эту... Красота! Вкуснота!

А вот эта, а вон та... Больше нет?

Больше нет.

Ну, привет.

Слайд 7

Классный руководитель: Друзья ходят иногда друг к другу в гости. Давайте спросим у Этикета, как нужно ходить в гости и вести себя в гостях

(Этикет рассказывает, ребята инсценируют слова Этикета: сначала делают все неправильно, а после слов Этикета исправляют свои ошибки)

Этикет:

1) В гости нужно приходить тогда, когда вас пригласили;

2) Нельзя садиться за стол в шляпе;

3) Не следует разговаривать с набитым ртом;

4) Все, что положено на тарелку, нужно съесть

5) Суп едят ложкой, правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.

6) От мяса отрезают маленькие кусочки ножом, который держат в правой руке; вилкой, держа её в левой руке, едят отрезанное мясо;

7) После еды нужно положить вилку и нож рядом на тарелку.

Слайд 8

Классный руководитель: Некоторые любят ходить в гости по утрам, как, например Винни Пух и Пятачок в мультфильме про Винни Пуха.

Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма «Винни Пух идет в гости»

Классный руководитель и учащиеся анализируют ситуацию.

Классный руководитель: Да, невежливо иной раз себя ведут гости. Но иногда и хозяева оказываются не лучше.

6. Коля съел мое варенье,

Все испортил настроенье.

Я синяк ему поставил-

Настроение исправил.

Классный руководитель: а вот как проявляет свое гостеприимство герой стихотворения Олега Григорьева: (ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

7. Встаньте с этого дивана,

А не то нам будет яма.

Не ходите по ковру,

Вы протрете в нем дыру.

Не садитесь на кровать,

Простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать,

У вас слишком острый ноготь.

И не надо книги брать,

Вы их можете помять.

И не стойте на пути.

Ах, не лучше ль вам уйти!

Учитель с учащимися анализирует ситуацию.

Классный руководитель: Правда, такого «гостеприимного» хозяина можно понять, ели у него гость, рассуждающий так…

8. Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома,

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье-

Трудно будет вынимать.

Классный руководитель: Иногда приходят в гости такие друзья, что быть гостеприимным трудно.

(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

9. - Вы будете с нами обедать?

Я пообедал и теперь каюсь,

Но, если вы так настаиваете,

Я буду сидеть, пока не проголодаюсь.

Классный руководитель: Посмотрим забавную сценку, поставленную по одному из вредных советов Остера.

(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

10. Что ты хочешь:

Ватрушку, сыра, меда

Или лимонада?

Что вы! Что вы!

Мне так много не надо.

Я только ватрушку макну в мед,

Положу сверху сыр

И все запью лимонадом.

Классный руководитель: Посмотрим еще несколько «зарисовок с натуры», сделанных в одной из школ. Как вы думаете, в какой стране эта школа?

(ребята рассказывают стихотворение и инсценируют слова)

11. Все в порядке?

Все в порядке.

А что в порядке?

Выдернули пальму из кадки.

И все обошлось?

Все обошлось:

Пальму заставили сунуть обратно,

И всю школу мыть пришлось.

12. Купил я прибороптический.

Расшифровал свой код генетический

По этому самому коду

Нет мне в обществе ходу.

Хлопнул я громко дверями

Отправился жить со зверями.

Слайд 9

Курьезы этикета

В древнем Риме человек с насморком не должен был показываться в обществе.

В Англии мужьям запрещено бить жен с 9 вечера до 6 утра (чтобы шумом не нарушать покой соседей)

Классный руководитель: Подведем итоги. Чтобы вам можно было жить в обществе людей, а не зверей, нужно соблюдать некоторые правила. Сегодня мы много говорили о том, как надо и как не надо поступать воспитанным людям.

Слайд 10

Этикет: правила поведения мы повторили, а сейчас я проверю, кто из вас самый вежливый. Ребята делятся на 3 команды, каждая команда получает 1 задание из трех (капитаны команд тянут карточки заданий, как билеты на экзамене). Ребята должны написать:

Какиевежливые слова мы говорим при встрече?

Какие вежливые слова мы говорим при прощании?

Какие вежливые слова мы говорим, когда просим что-либо у кого-либо?

Классный руководитель: Зачитывает написанные слова. Молодцы, ребята! Много вежливых слов вы, оказывается, знаете! Говорите их чаще!

Этикет проводит экзамен. Командам задается вопрос, после минуты обсуждения ребята отвечают на него:

Как нужно вести себя за столом?

Как нужно встречать гостей?

Кому нужно уступать место (в гостях или в транспорте)?

Как часто и в чем помогаете вы маме и бабушке? Есть ли у вас постоянные обязанности по дому? (последний вопрос адресуется всем командам).

А теперь - блиц (отвечает тот, кто первый хлопнет в ладоши):

Должен ли джентльмен помогать даме выбраться из машины, если машина стиральная?
- Должен ли джентльмен осыпать даму цветами, если цветы в горшках?
- Должна ли дама просить джентльмена встать с колен, если она устала его держать?
- Должен ли джентльмен помогать даме выйти, если дама хочет войти?
- С какой стороны должен джентльмен идти от дамы, если дама не хочет идти с джентльменом?

Учащиеся, успешно сдавшие экзамен (а «успешно сдать экзамен» должны все!), получают пропуск в страну Воспитанию - красиво разрисованный картонный жетон.

Слайд 11

Кл. руководитель подводит итог классного часа: Ребята я очень рада, что все вы оказались людьми хорошо воспитанными и получили пропуск в страну Воспитанию. Я вас поздравляю, и желаю вам всегда помнить то, о чем мы сегодня с вами говорили.

Р.S. Если в конце урока еще осталось несколько минут, то можно завершить разговор об этикете следующим стихотворением.

Слайд 12

Учтивый разговор (История очень вежливая и не слишком короткая) В.Левин

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал: "Извините, нечаянно".
Второй англичанин любезно ответил:




и сразу сказал: "Извините - нечаянно".
"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать? Объясните".
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас, но мне не понять,
что именно должен я вам извинять!"

Тогда англичанин толкнул англичанина
и сразу сказал: "Извините. Нечаянно".
На что собеседник любезно ответил:
"Простите, но - я ничего не заметил!"
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".
, И. Шевчук , В.А.Левин «Новые стихи» - Издательство: Махаон , 2007

  • Мультфильм «Вини Пух идет в гости»
  • Тема урока: «ЭТИКЕТ»

    (урок « открытия» новых знаний в технологии деятельностного метода).

    Цель : формирование общего представления об этикете, мотивации к осознанному нравственному поведению.

    Задачи:

    *познакомить обучающихся с понятием «этикет», его значением в жизни человека

    * познакомить с некоторыми правилами этикета

    *развивать логическое мышление, внимание, память, коммуникативные способности

    *воспитывать чувства терпимости друг к другу, умение адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    - создание условий, обеспечивающих воспитание у обучающихся интереса к изучению данной темы

    Включение обучающихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения

    Развитие этических чувств

    Воспитание у обучающихся доброжелательного отношения к окружающим и эмоционально – нравственную отзывчивость.

    Метапредметные:

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

    Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

    Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

    Использование различных способов поиска информации

    Готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

    Освоение начальных форм личной рефлексии

    Предметные:

    Усвоение новых нравственных понятий: этикет, правила этикета, культура поведения.

    Основные понятия: этикет, правила этикета, культура поведения.

    Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, словари, раздаточный материал.

    Ход урока.

      Самоопределение к деятельности . (Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.)

    «Поздоровайся локтями»

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

    1) Фронтальный опрос.

    Назовите образцы нравственности в культуре России.

    Кто такой труженик?

    Кто такой патриот?

    Кто такой воин?

    Кто такой коллективист?

    Почему их относят к образцам нравственности?

    2) Работа в группах - разгадывание кроссворда. (Приложение 1)

    Фронтальная проверка. Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

    3. Постановка учебной задачи. (Дети сами формулируют тему и цель урока)

    Сформулируйте тему урока (слайд №2) и цель (слайд №3).

    4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Реализуется поставленная цель.

    Прочитайте про себя стихотворение про этикет. А теперь вслух (игра «Я начну, а ты продолжи…») (слайд №4)

    Ребята. А может вы сами скажете, что такое этикет?

    Хорошо, а теперь нам предстоит проверить ваши предположения. Как мы это можем сделать? (предположения детей)

    1) Работа в группах: найти определение понятию «этикет». (Ответственный из каждой группы выбирает карточку с указанием источника получения информации – «случайный выбор»)

    В Интернете

    в толковом словаре Ожегова

    в энциклопедическом словаре

    в тексте учебника (стр.56)

    Отчет групп. Вывод:

    Что общего в определении понятия «этикет»? Выберем самое точное. Запишем определение в словарь. (Слайд №5).

    2) Рассказ учителя, сопровождающийся визуализацией с помощью ИКТ.

    Ребята, хотели бы вы узнать историю появления этикета? (слайд №6 - №16)

    3) Работа со статьей учебника. Работа в группах - изучение правил этикета. Дети выполняют задания согласно инструкции, предложенной учителем и заполняют таблицу. (Приложение 2)

    Отчет групп. Вывод: О каких правилах узнали?

    Должны ли люди учиться правилам этикета? Сравним свой вывод с выводом в учебнике на странице 57.

    5. Физкультминутка

    «Земля, воздух, огонь и вода»

    5. Первичное закрепление. (Происходит усвоение учащимися нового способа действия)

    Тренинг «Речевой этикет» - работа в группах, проводит учитель. (Приложение 3)

    6.Включение в систему знаний и повторение. (Предлагаю детям задание, в котором есть элементы проектирования, в котором новый способ действий связывается с ранее изученным)

    Работа по учебнику на странице 56 – анализ конкретных ситуаций.

    Какие правила этикета нарушают дети?

    7. Итог урока. Рефлексия деятельности. (Происходит самооценка результатов деятельности)

    С каким новым понятием познакомились? Что же такое этикет?

    Была ли успешной работа в группах? Над чем еще хотелось бы поработать? Изменились ли ваши пожелания? (Работа на интерактивной доске «Солнышко, тучка») Подтвердились ли ваши ожидания и опасения?

    (РЕЗЕРВ: составление синквейна на тему Этикет)

    Пожелания учителя: вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.

    Используемые ресурсы:

      Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010

      Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

      Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса. Авторы: Морозова Е.А. и Дебердеева Т.Х. ВИПКРО, Владимир, 2010.

      Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.

      http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php

    Конспект урока по ОРКСЭ

    С использование активных методов обучения

    Тема урока: Этикет. Класс: 4 Использованные методы:
      «Поздоровайся локтями» Ожидания и опасения обучающихся Работа в группах Физкультминутка «Земля, воздух, вода» Составление сиквейна

    Выполнила: Захарченко М.В.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!