Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Тренировка памяти детей 6 лет. Хорошая память или как научиться запоминать если скоро в школу

Очень часто родители сталкиваются с проблемой плохой памяти у своего ребенка. Когда малыш неспособен заучить наизусть или рассказать текст, у него на это уходит много времени, а родители не знают, как научить пересказывать заданный материал. Винить его в этом не следует, проблема кроится в недостаточно развитой памяти и невнимательности чада. Это распространенная проблема, которая требует незамедлительного вмешательства со стороны родителей.

Критерии, помогающие выявить причины плохой памяти у ребенка:

  • Малыш находит общий язык с другими детьми, он нормально социально адаптирован.
  • Ребенку тяжело отвечать прямолинейно на вопросы родителей или окружающих.
  • Появляются трудности с выполнением задания, в котором присутствует необходимость в запоминании и при пересказе материала.
  • Ребенок невнимателен.
  • Тяжело следовать требованиям и инструкциям при выполнении задания.
  • Он не умеет решать сложные задачи, у него нет интереса к выполнению домашнего задания.

Нерешенная проблема плохой памяти у дошкольника будет расти как снежный ком и негативно скажется на учебе в будущем, так как качество памяти, остается главным критерием оценки знаний у детей в школе. Этот момент нельзя упустить, ведь развитие малыша, его успехи в повседневной и социальной жизни будут зависеть от предпринятых действий родителей.

Этапы формирования и виды памяти

Память человека работает как отражение нажитого опыта и состоит из 3 процессов:

  • запоминания информации;
  • сохранения в памяти;
  • воспроизведения.

Запоминание информации представляет собой появление и закрепление в коре мозга материала, который представлен в виде нервных импульсов, переходящих по клеткам друг к другу. В ходе этого процесса получаются связи между старыми и новыми путями. Появляется ассоциация – образование связи фактов и происходящих событий между объектами и явлениями в сознании, закрепляющиеся в памяти человека. Ассоциация необходима для развития психической зрелости человека и запоминания материала.

Сохранение информации происходит в виде энграммы. Это такой вид следа памяти или физическая привычка, в установлении которой участвуют клетки головного мозга. Энграмма сохраняется на протяжении всей жизни человека, но ее вспоминание - это тяжелый и трудоемкий процесс. Эта проблема легко решается благодаря тренировке памяти специальными упражнениями. Чем больше занятий, тем лучше растет связь между клетками нервов, они становятся устойчивыми и тогда легко извлекать энграммы из памяти.

Воспроизведение – это образование в сознании уже полученной информации, повторение выученных действий. Воспроизведение помогает лучше и без посторонней помощи вывести информацию. Но для этого понадобится многократное повторение материала.

Принято различать несколько видов памяти. В основе этих классификаций лежит 3 главных признака:

  1. Период сохранения информации. В этот признак входит кратковременная и долговременная память.
  2. Уровень регуляции памяти. Здесь память разделяют на произвольную и непроизвольную. Произвольная требует для запоминания затрат усилий человеком, непроизвольная получается сама по себе.
  3. Объект памяти. Сюда входят следующие разновидности памяти:
  • образно-наглядная – помогает запомнить внешность, звуки, цвета;
  • словесно – смысловая – помогает запомнить материал на слух;
  • эмоциональная – запоминает эмоции и чувства;
  • двигательная – запоминает движение и действия.

Особенности развития памяти у детей

Внимание и память детей зависит от ряда факторов. Сюда входит возраст, чем больше лет, тем легче ему запоминать информацию. Это происходит благодаря развитию памяти вместе с ростом и в совершенствовании способов ее применения. У детей постарше, получается, запоминать информацию без особого труда, опираясь на естественные способности.

Ребята от 12 лет и взрослые при запоминании используют специальные приемы, которые помогают найти связь между новым материалом и пережитым опытом, находят ассоциации и сопоставляют факты. Эти способы облегчают закрепление информации и помогают легче ее вспомнить.

Полученные знания также влияют на качество памяти. Чем выше уровень интеллектуальных способностей, навыков к размышлению, тем легче и больше он может запомнить. Улучшить и развить память школьник может самостоятельно в ходе взросления, повышая интеллектуальные способности и кругозор.

Почему появляется невнимательность и у ребенка плохая память:

  • Отсутствует интерес и умение правильно использовать способности к запоминанию. Развитие этих навыков тяжелый процесс. Начинать тренировку нужно с раннего детства, с возрастом меняя тактику и упражнения.
  • Психические или физические заболевания. У ребенка плохая память может проявиться вследствие перенесенного стресса, недосыпания, постоянного умственного напряжения. Это в дальнейшем приведет к рассеянности и забывчивости.
  • Неправильное питание, недостаточность кислорода. Отсутствуют регулярные прогулки и правильное питание, что негативно сказывается на памяти и нормальном функционировании мозга.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 3–6 лет

В 5–6 лет происходит быстрое развитие внимания. Ребенок хорошо и быстро запоминает интересную ему информацию, небольшие стишки. Пытается самостоятельно поставить перед собой цель и хочет ее достичь. Чадо следует всегда поддерживать в начинаниях и при необходимости ему помогать, делать с ним домашнее задание или играть в развивающие игры.

Этот возраст лучше подходит для развития тактильной памяти и изучения иностранного языка. Улучшить память помогут специальные упражнения для запоминания.

«Игра в ассоциации»

Предложите ребенку поиграть в интересную игру – слова, которая ему обязательно понравится и поможет улучшить внимание. Для этого придумывается 10 слов пар, одинаковых по смыслу и медленно повторяются ребенку, чтобы он запомнил. Затем произносите первое слово, а ребенок должен назвать вторую пару и так со всеми словами. Например, озеро – лягушка, дача – огород, море – ракушка.

«Поход на рынок»

Поиграйте с ребенком в игру, в которой ему нужно «пойти» на рынок за продуктами. Составьте ему список из 10 продуктов, которые он там купит. Продавцом побудет один из родителей, который и проверит, как правильно запомнил продукты ребенок.

«Что это?»

Это игра на развитие тактильной памяти. Завязываем ребенку глаза и кладем ему в ручку небольшие предметы. Малыш должен отгадать, что это за предмет, не развязывая глаза. После нескольких минут отгадывания просим повторить предметы, которые он потрогал в первоначальном порядке.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 6–10 лет

Возраст 6–10 лет характеризуется развитием непроизвольного внимания, в школе происходит первое испытание памяти и внимательности. Кругозор продолжает расти, вместе с ним расширяются интеллектуальные способности. Если у ребенка страдает внимание или не получается выполнение домашнего задания, не нужно его ругать или делать замечания, лучше выяснить причину неудач и постараться совместными усилиями их исправить.

Выполнять упражнения нужно в веселой дружной компании, ни в коем случае не заставлять делать их насильно. Это не принесет никакой пользы, только оттолкнет от занятий.

«Зоопарк»

Игра проводится в компании детей. Один ребенок начинает другие продолжают. Игра начинается с фразы «Сегодня были в зоопарке, видели там льва» и так далее по порядку каждый другой ребенок повторяет названных животных и добавляет свое. Игра длится до первой ошибки.

«Запоминаем и рисуем»

Для этого упражнения понадобится пустой лист бумаги, ручка и несложная интересная картинка. Показываем ребенку картинку, в течение нескольких минут он должен внимательно на нее посмотреть и запомнить то, что там нарисовано. Затем просим нарисовать на листке то, чего не было на рисунке. К примеру, на картинке нарисован дом без окон, значит, ребенку надо нарисовать окно.

В этом упражнении нужно проявить фантазию не только ребенку, но и родителям. Придумываем историю и на паузе делаем условный знак, хлопок или стук. В этом месте ребенок должен произнести фразу «и я», но лишь в том случае, когда это действие способен выполнить человек. Например:

Мальчик Паша пошел в гости к бабушке.

По пути он нашел кошку и взял ее с собой.

Кошка обрадовалась и замурчала (ребенок должен промолчать).

«Самый наблюдательный»

Это упражнение помогает улучшить память и внимание. Упражнение интереснее проводить с большим количеством детей. Они должны друг за другом назвать предмет, сочетающий в себе конкретный признак, например, дети называют только квадратные предметы или только красные. Тот, кто ошибается или повторяется, выбывает из игры.

«Веселая прогулка»

Игра помогает улучшить память, внимательность и воображение. Для этого понадобится тетрадь или альбом, фломастеры. После прогулки с ребенком предложите ему нарисовать все, что он видел на улице. Если ребенок что-то забыл можно ему немного помочь, задавая наводящие вопросы.

Развитие памяти в 10–12 лет

В 12 лет происходит наивысший этап развития логики и памяти у детей. Родителям следует продолжать занятия, дальше развивая внимание и интеллектуальные способности своих отпрысков. Острый вопрос как научить ребенка пересказывать в возрасте 8–12 лет можно устранить простым, но очень эффективным способом – читать больше книг. Ребенок должен меньше времени проводить за компьютером и телевизором, больше читать, играть с друзьями, рисовать.

Улучшить и развить память поможет занятие спортом. Освоение новых навыков натренирует и улучшит память намного эффективнее. Вид спорта должен нравиться ребенку, если нет желания заниматься, попробуйте отдать его в музыкальную школу.

Хорошей привычкой считается заучивание наизусть стихов или прозы. Ребенок должен периодически выучивать новые стихи и рассказывать их родителям. Есть много развивающих игр, которые помогут улучшить внимание и словарный запас, это «Судоку», «Эрудит», «Монополия». Главное для родителей это найти общий язык со своими детьми, делать с ними домашнее задание, регулярно выполнять занятия в виде игры и проблема запоминания сама сойдет на нет.

Не думайте, что подобная ситуация наблюдается только в вашей семье, и только ваш юный школьник страдает забывчивостью и рассеянностью. Практически все первоклашки тяжело вливаются в школьные будни – и это нормально. Чтобы понимать и схватывать информацию на лету, ребенку нужно привыкнуть к новой, совсем недомашней обстановке, научиться ответственности и не отвлекаться на игры и забавы друзей вне перемены. Иногда дружеские отношения внутри класса могут принести одни огорчения – уже в первом классе ребенок остро реагирует на насмешки и может замкнуться в себе. «Непринятие» в дружный коллектив влияет на успеваемость – если ребенок скован, чувствует дискомфорт или страх перед сверстниками, все его силы уйдут на защиту от придирок или витание в придуманном мире. Мире, где у него все хорошо.

С другой стороны – легкая рассеянность вовсе не повод для паники. Со временем, все пройдет само собой. Хуже, если вы садитесь за уроки, ставите цель выучить стихотворение и вполне довольны результатом, но на следующий день узнаете о том, что ваш сын или дочь не смогли рассказать стих.

Как улучшить память в домашних условиях

Самый легкий способ тренировки. Встретив сына из школы, поинтересуйтесь о его успехах, спросите, как прошел день, что проходили на уроках, и что ему больше всего понравилось. Непринужденное общение позволит выполнить две цели – вы сблизитесь с ребенком, и заставите детский мозг вспоминать и перерабатывать мелкие детали. Чем больше подробностей вы узнаете, тем лучше. В будущем, ребенок сам начнет подробно описывать свои школьные приключения. Тренировать память необходимо с раннего возраста, заучивая короткие стишки или считая легкие примеры. Чем старше ребенок, тем пластичнее становятся мыслительные процессы, заданная тема быстрее перерабатывается и усваивается. Главные причины плохого восприятия и невнимательности – лень, отсутствие интереса к учебе, проблемы с психикой, кислородное голодание.

Память бывает:

  • Двигательная;
  • Эмоциональная;
  • Образная;
  • Логическая;
  • Оперативная;
  • Кратковременная.

Каждый человек запоминает информацию по-своему. Кто-то усваивает через звуки, цвета, а кто-то только через логическое мышление, подробно напечатанный текст, движения или образы.

Ни в коем случае не ругайте сына или дочку, если не получается сделать уроки. Устройте перерыв, поиграйте в игру «слова». Произнесите вслух десять разных слов на разную тематику. Например: яблоко, собака, кубик, и так далее. Не нужно спешить, каждое новое слово должно иметь интервал в 10-15 секунд, чтобы ребенок успел запомнить то, что вы говорите. Запишите ответы на листок. Даже если сын запомнил 2 слова из десяти, это повод для радости, ведь в следующий раз результат может удвоиться.

Через несколько часов попросите повторить слова – вполне возможно, что сынок без запинки выдаст все десять, что говорит об отложенном запоминании (мозг откладывает информацию, перерабатывает, и только потом запоминает). Если с памятью нет проблем, при повторной тренировке он повторит 7-8 слов. Поводом обратиться к врачу будет показатель от 0 до 2 слов.

Можно провести тест на зрительное восприятие. Разложите цветные картинки животных, овощей или предметов (5-10 шт.), дайте не более 2 минут на запоминание, уберите один или два рисунка, поинтересуйтесь, что именно отсутствует. Можно совмещать первый тест со вторым: покажите картинки, затем спрячьте их, попросите каждую описать вслух.

Отличной тренировкой не только детской, но и вашей памяти станет игра в Африку. Пример: я ездила в Африку, увидела там большого рыжего льва. Задача ребенка продолжить предложение – «я ездил в Африку, увидел там большого рыжего льва и красную макаку», следующая цепочка – «я ездила в Африку, видела там большого рыжего льва, красную макаку и зеленого крокодила». Чем длиннее будет список африканских животных, тем лучше. Животных можно заменить любыми предметами обихода или мультяшными героями.

Не менее весело играть в поиск предметов. Пока готовите ужин, найдите взглядом какой-нибудь предмет, например, круглой формы (тарелка). Отыскав тарелку, сын или дочка продолжают поиски - цель найти в комнате все предметы овальной формы.

Не забывайте про книжки или раскраски «найди отличия». Задание усложняется тем, что на поиск недостающей детали дается 3-5 минут. Старайтесь не загружать ребенка тренировками – в день достаточно 10-25 минут. Не настаивайте на игре, если нет желания. Следите за питанием: для улучшения умственной деятельности давайте грецкие орехи, шоколад, рыбу, овощи, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и спортивных секциях, которые стимулируют мозговую деятельность.

Если все действия не принесли результата или он незначителен, посетите невропатолога.

Детский мозг имеет поистине колоссальные возможности. Чем младше человек, тем больше он способен запоминать, причем знания, полученные в раннем возрасте, чаще откладываются надолго. Взрослый может забывать даже недавние события, но при этом отлично помнить подробности своей детской жизни. У пожилых людей это видно особенно наглядно: рассказывая о себе, мы можем вспомнить многое про каждый год, прожитый нами с 5 до 20 лет, но потом мы акцентируем внимание лишь на основных событиях жизни: свадьбе, рождении детей, интересных событиях.

Именно поэтому настолько важно не упустить самое благоприятное время для таких занятий, как развитие памяти и внимания у детей, и начать заниматься с ними как можно раньше.

Почему важно начинать упражнения с раннего возраста?

Еще одним наглядным фактом того, что наши мыслительные способности максимально активны в детском периоде, служит факт того, что активный лексический словарь, то есть слова, которыми мы пользуемся, формируется именно в первые десять лет жизни. За всю остальную жизнь, учась в средней школе, институте, читая и изучая новое, мы можем обогатить наш словарь только в два раза, но не более!

Но зачастую родители и педагоги стремятся вложить в детей побольше информации, обучая его математике, чтению и заставляя запоминать точные факты. При этом очень мало внимания уделяется тому, как развить у ребёнка память и внимание, а ведь навыки скоростного мышления – это основная база, на которой должно строиться успешное обучение.

Кроме того, на взрослого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, и, чтобы в ней ориентироваться, у нас в голове складывается чёткое её разделение на главную, необходимую для нашего будущего, и второстепенную. Для детей же почти вся информация оказывается главной, поэтому малыш без труда может назвать услышанные однажды названия всех двенадцати спутников Юпитера, в то время как взрослый может и не вспомнить, что у Юпитера они вообще есть, даже если прочитает несколько книг по астрономии. Но невнимательность и неспособность долго концентрироваться на одном и том же могут стать причиной плохой памяти ребёнка. Как её развить? Несложными упражнениями и заданиями, о которых будет сказано ниже.


Другая причина, по которой важно начинать занятия для лучшего усвоения именно в раннем возрасте – это свободное сознание. Для маленького человека ещё не существует никаких табу, в его голове не возникает сковывающая сознание взрослого мысль «Этого не может быть!». Малыш с готовностью готов поверить и в Деда Мороза, и в невидимых существ и с такой же лёгкостью он готов представить абстрактные понятия. Так для детей представить объёмную геометрическую фигуру не составляет труда, тогда как для многих взрослых даже наглядный рисунок может не помочь.

Память построена, прежде всего, на образах и ассоциациях, на логических цепочках, которые образуются у нас в голове и прочно сплетаются друг с другом. И чем ярче эмоции, которые мы испытывали, узнавая о чем-то, тем крепче будут наши воспоминания. Человек сохраняет на всю жизнь впечатления о походе в горы всей семьёй, вкус похлёбки, приготовленной на костре, или неожиданно выскочившего зайца, принёсшего бурю эмоций. А математические формулы или формулы химических соединений запоминаются с огромным трудом и очень легко выветриваются из нашей головы, поскольку они не вызывают у нас никаких ассоциаций и эмоций.

По этой причине практически все методики развития памяти строятся на углублении ассоциативных и образных связей.


Виды мозговой деятельности у ребёнка

Существует множество классификаций, позволяющих разделить виды мозговой деятельности ребёнка по тому или иному признаку:

    по времени хранения информации: кратковременная и долговременная;

    по способу запоминания: механическая, логическая, оперативная;

    по типу запоминаемой информации: двигательная, зрительная, слуховая.

Но для любого вида существует единое правило развития памяти дошкольников: запоминаемое должно вызвать яркие ассоциации. Чтобы запомнить абстрактную информацию, ребёнок должен её «раскрасить» – то есть представить в виде слуховых, зрительных или тактильных образов и постараться прочувствовать то, что необходимо запомнить. Малыша нужно учить слушать свои эмоции, размышлять о них. Такое «прислушивание к себе» поможет ему не только хорошо и надолго усвоить материал, но ещё и обогатит его внутренний мир, научит понимать свои чувства и переживания.

Как развивается мыслительная деятельность в раннем возрасте?


Первое, чем овладевает новорождённый – это двигательная деятельность. В первые месяцы своей жизни карапуз пробует выполнять различные действия – переворачиваться, держать игрушку, сидеть. И если что-то получается однажды, он стремится сделать это ещё и ещё, стараясь повторять те же действия, которые раньше приводили к желаемому результату: чтобы перевернуться, малыш сначала закидывает ногу, потом старается ручкой и плечом помочь себе выполнить переворот. Тем самым происходит запоминание. Многие мамы, уделяющие внимание вопросу «как развить память у ребёнка», с удивлением замечают, что если их юный исследователь изначально научился ползать или садиться нестандартным способом (например, ползать только назад или отталкиваясь пятками, сидя на попе), то впоследствии он будет повторять именно эту манеру выполнения действия.

Детское запоминание в первые месяцы жизни носит, скорее, рефлекторный характер: спокойствие при ощущении маминых рук, испуг от резких движений или громкой музыки. Более или менее осознанно грудничок начинает усваивать свои эмоции в возрасте полугода: он начинает воспринимать лица близких людей, настороженно относиться к незнакомым и непривычным звукам.

Ближе к году карапуз начинает овладевать образной деятельностью. Он запоминает вкус продуктов, структуру игрушек, расположение предметов, но в его голове сохраняется, прежде всего, не сама информация, а ощущения и ассоциации, связанные с тем или иным предметом. С формированием словарного запаса для него открывается возможность воспринимать мир с помощью слов и логики.


Зрительная

Как показывает практика, основной объем информации мы получаем с помощью зрения. Поэтому развитие детской памяти не может обойтись без активизации зрительного восприятия. Проверить, насколько учащийся владеет способностью воспринимать зрительные образы можно с помощью всем знакомых картинок «найди отличия». Если данное задание вызывает у него затруднения, значит, со зрительным вниманием необходимо серьёзно работать.

Существует огромное количество упражнений на улучшение зрительного восприятия, их очень любят печатать в детских журналах и пособиях для занятий родителей с детьми. Один из работающих методов – давать ученику картинку. Он должен смотреть на неё в течение какого-то времени, а потом, закрыв изображение, попытаться описать то, что он увидел. С каждым разом можно уменьшать время, а также выбирать более сложные картинки - сюжетные, с мелкими деталями, более прорисованные. Вы будете удивлены, насколько ваше чадо станет наблюдательнее и внимательнее. Как вариант, можно предложить нарисовать то, что он запомнил.

Двигательная


Развитие памяти у детей школьного возраста невозможно без совершенствования двигательной активности. Её формированию способствуют трудовые навыки. Помимо уроков труда, детей можно отдать в различные секции, где они будут учиться создавать что-нибудь своими руками, а также в спортивные кружки. При запоминании, сохранении и воспроизведении определенного порядка движений дети совершенствуют также внимательность, концентрацию и усидчивость.

Тактильная

Мелкой моторике, то есть ощущению и прикосновению, сегодня посвящено очень много внимания как в рамках дошкольной программы и образования младших школьников, так и в методиках работы родителей с малышами. И не зря, ведь тактильная деятельность напрямую связана с работой мыслительных процессов. Развитие памяти у детей дошкольного возраста всегда начинается с умения писать, рисовать, лепить и вырезать. Для дошкольников очень полезно перебирать маленькие предметы – пересыпать или разбирать крупы, играть с мелкими игрушками.

Для улучшения тактильного восприятия эффективно использовать следующее упражнение: на доску наклеить разные по своей структуре и форме материалы (ткань, дерево, бумагу). Учащийся с закрытыми глазами должен на ощупь понять, что перед ним. Как разновидность можно вылепить из пластилина объемную аппликацию или же слова и даже целые фразы для детей постарше.

Другой способ активизации тактильных ощущений – игра «Пощупай меня». Ученику с завязанными глазами предлагается потрогать любой предмет. После чего объект детского исследования необходимо спрятать, глаза развязать, а малышу предложить нарисовать то, что он держал в руках. Кроме моторных навыков, данное задание поможет развить воображение ребёнка.

Когда начинать проводить занятия?


Если Вы задаетесь вопросом «Как помочь ребёнку развить память и внимание?», всегда помните, что разные виды восприятия развиваются постепенно и слишком ранние или же наоборот, запоздалые занятия не принесут ожидаемого эффекта.

Запоминать надолго дети начинают не раньше, чем в 2-2,5 года. В это время можно пробовать разучивать с малышом стихи, рассматривать картинки, учиться лепить, строить, рисовать.

До этого времени можно работать над тактильной и двигательной активностью малыша, над усвоением зрительных образов.

Но, в любом случае, до 5-6-лет усвоение материала у ребёнка имеет непроизвольный характер. И усаживать его за стол, заставляя специально разучивать стихи, не стоит. Лучше проводить все занятия в игровой форме, привлекая наглядно-образное мышление: например, разыграть действие стихотворения или нарисовать образы.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста имеет уже более осмысленный характер. Уже к 5-6 годам он владеет произвольным запоминанием и, при наличии мотивации, способен выполнить задание самостоятельно.


Примеры и особенности занятий

В копилке хороших педагогов имеется несколько универсальных способов, как развивать память и лучше запоминать детям, которые могут оказаться полезными и взрослым. Работая с детьми, родители также тренируют и себя.

    Сказка перед сном. Сегодня, в век развития коммуникаций, педагоги бьют тревогу: родители детям не читают. Без ежедневного чтения возникают нарушения внимания и воображения. А вместе с ними и теряется мотивация к чтению у детей в будущем. Ежедневное чтение книг должно стать обязательным ритуалом. Причем видеть родителей, увлеченно читающих свои взрослые книги для маленького наблюдателя не мене важно, чем слушать детские истории.

    Игра – лучшее занятие. Возьмите в привычку постоянно увлекать учеников развивающими задачами. Для тех, у кого не хватает времени специально заниматься с ними, такой вариант очень удобен – кучу времени мы находимся в дороге, стоим в очередях, а ведь это время можно потратить на игры в «слова», «отгадай предмет», «найди отличия» и другие. Например, спросите, чем вчерашнее утро отличалось от настоящего, на что похоже облако.

    Ассоциации. В том, как развивать память и лучше запоминать детям, лучше всего помогают ассоциации. Для лучшего запоминания непонятных слов помогите малышу представить объект или предмет. Можно разбить его на составляющие и проследить этимологию слова.

    Чем позже ваш ребёнок начнет осваивать гаджеты – тем лучше. Конечно, бессмысленно советовать родителям совсем запретить использовать современные компьютерные технологии, но ограничивать школьника зачастую становится просто необходимо. Уже сейчас человек перестает запоминать надолго, поскольку гораздо проще посмотреть информацию в интернете.


Если Вы задумались над вопросом, как развить у ребёнка память и внимание, то это значит, что первый шаг на пути к исправлению ситуации Вы уже сделали. Главное – побольше общайтесь с ним, задавайте вопросы о прошедшем дне, о полученных знаниях, интересуйтесь его жизнью тогда, вместе с хорошим запоминанием, придёт и взаимопонимание. Ежедневные занятия помогут малышу не только лучше справляться с учебой, но и поможет ему стать более успешным человеком в будущем.

Новый учебный год ставит перед всеми родителями одни и те же задачи: как повысить успеваемость своего ребенка, чем можно улучшить его память, ведь школьная программа предусматривает запоминание больших объем информации из разных областей. Зачастую мозг ребенка не может справиться с усваиванием таких размеров информации. Помогут регулярный отдых, здоровый восьмичасовой сон, правильно организованное сбалансированное питание. Конечно же, если память резко ухудшилась в какой-то определенный момент, нужно уточнить – не беспокоит ли ребенка что-то (может что-то болит или есть переживания из-за обстановки в семье, классе), нужно убедиться, что не было травм и ушибов головы. Приучите ребенка делать уроки в полной тишине без музыки и телевизора.


Проведя несложные исследования на добровольцах, ученые разных стран пришли к выводу, что улучшить память, сконцентрировать внимание, повысить реакцию восприятия помогают некоторые продукты питания. Они содержат оптимальный состав из необходимых мозгу витаминов, минералов, полиненасыщенных жирных кислот, аминокислот.

Что нужно мозгу для улучшения памяти

МИНЕРАЛЫ: I, Mg, Fe, Se, Zn
ПОЛИНЕНАСЫЩЕННЫЕ ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ
ВИТАМИНЫ группы В, А, Е, С

Какие витамины нужны для процессов памяти

Витамин В12 помогает организму ребенка бороться с усталостью, улучшает концентрацию внимания, способствует лучшему восприятию новой информации.

Главным образом это и витамин Е, которые в экстремальных условиях способны улучшить память почти на половину.

  • Витамины группы В. Витамины В1 и В2 влияют на концентрацию памяти. Витамин В6 улучшает использование полиненасыщенных жирных кислот. Витамин В12 нужен для улучшения запоминания, борется с усталостью, снижает утомляемость маленького организма, успокаивают нервную систему, что помогает сконцентрировать внимание, способствует лучшему запоминанию. В комплексе эти витамины являются незаменимым составляющим при усиленной умственной нагрузке.
  • Витамины Е и не влияют напрямую на улучшение запоминания, зато надежно помогают бороться с ее ухудшением. Витамины А и Е – антиоксиданты, в организме человека они усиливают эффект друг друга, защищают мозг от негативного воздействия, восстанавливают силы.
  • Витамин С. Его антиоксидантные свойства не только способствуют укреплению иммунитета, они улучшают работу мозга и процесс запоминания. Антиоксиданты защищаю организм, а тем более нервные клетки мозга, от разрушающего воздействия радикалов.

Микроэлементы для памяти детей

  • . Обеспечивает ясность ума. При недостатке йода в организме ухудшается память и интеллект, из-за недостатка йода не может нормально работать щитовидна железа, это проявляется сонливостью и общей усталостью. В йоддефицитных регионах повышена частота встречаемости детского слабоумия.
  • . Активно снабжает кислородом все клеточки мозга, а значит, и мозг насыщает кислородом, улучшает кровоток.
  • Селен. Великолепный антиоксидант, необходимый для функционирования памяти. Необходим для усвоения витамина Е и йода.
  • . Улучшает процессы передачи нервного импульса, что в итоге улучшает всю работу головного мозга, снимает лишнее возбуждение.
  • . Необходим для обмена витамина Е в организме, только совместно с цинком витамины группы В успокаивают нервную систему, улучшают память, повышают внимание и настроение. У людей с пониженным уровнем цинка в организме хуже работают познавательные функции.

Советую 1–2 раза в год употреблять курсами комплексы витаминов с содержанием микро- и макроэлементов, которые нужны как для иммунитета, так и для всего организма, в том числе они улучшат и работу мозга.

Полиненасыщеные кислоты


Полиненасыщенные жирные кислоты питают мозг ребенка, повышая его умственные способности и моторно-зрительную координацию

С самого рождения ребенок особо нуждается в тех веществах, которые его организм сам не вырабатывает. К этим веществам относятся полиненасыщенные жирные кислоты. Всасываясь из пищи в кишечнике, основная их часть поступает в головной мозг, поэтому именно мозг в первую очередь чувствителен к их недостатку. С их участием осуществляется передача и восприятие всей поступающей информации, регуляция основных мозговых функций. Доказана связь между их поступлением и обеспечением мозга глюкозой, улучшением кровотока. По данным американских ученых, жирные кислоты группы омега-3 определяют умственные способности ребенка, его мелкую моторику и моторно-зрительную координацию.

Интересно знать! Американские и австралийские медики провели исследование, в котором приняли участие гиперактивные дети с расстройством внимания. Эти дети в течение 3–4 месяцев принимали таблетированные препараты полиненасыщенных жирных кислот. Уже по истечении двух месяцев родители исследуемых детей заметили результаты: исчезла лишняя активность, их дети стали более внимательными, отмечалось расширение словарного запаса. Ученые пришли к выводу, что употребление продуктов, богатых полиненасыщенными жирными кислотами, действует положительно на детей с проблемами обучения, рассеянностью.

Ароматерапия для улучшения памяти

  • Розмарин. С целью улучшения памяти как нельзя кстати подойдет розмарин. Из всех трав и растений он лучше справляется с данной задачей. Благодаря содержанию антиоксидантов и карнозиновой кислоты розмарин прекрасно улучшает трудоспособность мозга, а прекрасное вещество 1,8-цинеол влияет на химические процессы, на основе которых и происходит запоминание. Считается, что вдыхание запаха розмарина позволяет усваивать огромное количество информации из разных областей. Можно использовать как эфирное масло розмарина, так и цветы или листья растения. Можно в ванну добавить пару капель масла розмарина, настоя из самого растения, поставить на рабочем столе ребенка маленький букетик из веток этого чудо-растения. Кроме того, розмарин прекрасно подойдет в качестве специй на кухне каждой хозяйки, незабываемый аромат подарит розмарин мясу, овощам, картофелю.
  • Шалфей. Помогает быстрее восстанавливаться уставшим клеткам головного мозга и воспринимать новую порцию полезной информации. С этой же целью можно использовать женьшень и имбирь.
  • Для поднятия тонуса и заряда энергии следует использовать эфирные масла лимона, мяты и кипариса.
  • Если же ребенок нуждается, наоборот, в расслаблении, то в этом случае ему подойдет масло розы или герани.

Масла можно добавлять в ванну или использовать их в бане. Более простой метод: накапайте пару капель эфирного масла в носовой платок ребенка.

Внимание! Прежде убедитесь, что у ребенка нет аллергии на используемое вами эфирное масло.

В итоге можно сказать, что самыми необходимыми продуктами для мозга являются: рыба морская, морепродукты, орехи и розмарин. Именно их состав способен улучшить мозговую деятельность.

Не существует какого-то одного экзотического фрукта или продукта, который мгновенно или в течение одного дня делает память феноменальной.

Не стоит пренебрегать и остальными представленными в данной статье продуктами, с их помощью увеличивается разнообразие полезных компонентов, необходимых для разного вида работы мозга, что поможет улучшить остроту реакции, работоспособность, ускорить обработку всей поступающей информации.

Составление меню

Меню лучше составлять заранее на неделю вперед, чтобы убедиться, что ребенок будет получать полезные вещества. Должен быть сытный завтрак и обед и достаточно легкий ужин, чтобы процесс пищеварения не мешал спокойному сну.

  • Заранее предусмотрите, какие продукты в какой день он будет получать, позаботьтесь о том, чтобы необходимые продукты были закуплены на неделю вперед.
    Предлагайте детям морскую рыбу на обед вместо мяса не менее 2–3 раз в неделю.
  • Постарайтесь, чтобы морепродукты присутствовали по возможности чаще в салатах, бутербродах, гарнирах.
  • Составьте заранее на семь дней (бутерброды с рыбой и икрой, орехи, салат из морепродуктов, изюм, другие сухофрукты и т. д. на ваше усмотрение), чередуйте, чтобы ребенку не надоели одни и те же продукты.
  • Орехи ребенок должен есть не менее 5 раз в неделю.
  • Меню из продуктов для усиления памяти должно использоваться не менее 3–4 недель подряд. За этот срок организм успеет накопить необходимый объем нужных мозгу витаминов, минералов, жирных кислот и аминокислот. Перечисленные вещества имеют долгосрочное свойство, их питательное действие будет работать в течение нескольких месяцев, даже тогда, когда «пища для мозга» не будет поступать.

И не стоит забывать о крепком, здоров сне, учите ребенка постоянно тренировать свою память, больше читать. Чем больше мозг запоминает, тем шире становится резерв запоминания.

Еще о способах улучшить память ребенка расскажет программа «Школа доктора Комаровского»:


Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет. К этому возрасту дети много узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Хорошая память в будущем значительно облегчит его обучение в школе и высшем учебном заведении. Как организовать эффективную работу по развитию памяти ребёнка – читайте в статье.

Способности к запоминанию

Существуют ли способности к запоминанию? Рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на некоторые факторы:

  1. . Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти. Не прилагая никаких усилий, малыш легко запоминает информацию. Старшие дети уже действуют как взрослые, применяя ассоциативный метод запоминания или делая определённые заметки (механизм опосредованной памяти).
  2. Знания. Определённый багаж знаний и уровень интеллекта влияют на развитие памяти. Чем больше ребёнок размышляет, анализирует, тем лучше он запоминает. С развитием умственных способностей совершенствуется и память.

«Это интересно. Известный психолог, профессор Д. Эльконин утверждал, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный».

Особенности запоминания детей

Для начала поясним, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Чем интереснее игра и ярче , тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, родителям следует учитывать её при организации эффективного развития памяти своего ребёнка - проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал. Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача родителей. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания. Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно. Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации. Эти особенности объясняют ту лёгкость, с которой малыши запоминают стихотворения, песни, загадки и считалки, а также всё яркое и заметное. Когда дошкольнику предлагают вспомнить что-либо, то обычно это не составляет для него труда. В этом возрастном периоде ребёнка необходимо одобрять, хвалить за успехи, а также способствовать развитию памяти посредством всевозможных игр, упражнений и занятий.

Как развивать память у ребенка

Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок не в состоянии будет выполнить всё, что вы от него требуете. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации.

Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице , в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Основное правило при этом - заниматься с ребёнком с удовольствием, ярко и занимательно. Занятия такого рода должны приносить крохе радость и не быть скучными. Не надо принуждать, надо увлекать.

С чего начать

  1. Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё, что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали. Постепенно он включится в с вами и расскажет обо всём, что он понял.
  2. Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти. Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики. Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.
  3. Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено. Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.

«Совет. Развивая память ребёнка, делайте это гармонично, используя упражнения и игры на все виды памяти, а именно двигательную, слуховую, зрительную и тактильную».

Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей

Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни лучше воспринимают информацию на слух (слуховая память), другие - когда сами читают или рассматривают картинки (), третьи - если сами записывают и повторяют информацию (двигательная память), а четвёртые - если что-то вызвало их яркое эмоциональное переживание (эмоциональная память).

«Знаете ли вы, что чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти? Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно».

Зрительная память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки. Попросите ребёнка нарисовать, что н видел на улице. Рассмотрите вместе рисунок, обсудите детали. Задайте интересные вопросы, по типу «На что это может быть похоже?» Используйте этот приём в том случае, если малыш никак не может выучить буквы или цифры. Ищите вместе, на что похожи цифры и буквы. Так у ребёнка будут возникать ассоциации, которые он будет в дальнейшем соотносить, что будет способствовать запоминанию.

Зрительная память отлично тренируется, если родители предлагают ребёнку поиграть в таких дидактических играх как «Запоминаем картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку».

Слуховая память. Этот вид памяти имеет немаловажное значение для хорошего запоминания новых слов, стихов и песенок. Эффективным упражнением для развития слуховой памяти является задание «Слушай и запоминай». В нём ребёнок прослушивает небольшую сказку, в котором персонаж (белочка, котёнок) идёт на базар и покупает яблоко, лопатку, мяч и шапку. Кроха вспоминает и рассказывает, в каком порядке главный герой покупал предметы. Самым маленьким игрокам упрощается задание: называются связанные пары предметов (тарелка-чашка, туфли-шнурки). Прочитав цепочку слов, называйте ребёнку первое слово, а второе он должен вспомнить и сказать сам. Развитию слуховой памяти способствует звучание предметов. Обеспечьте ребёнка игрушечными музыкальными инструментами или продемонстрируйте различные звуки, спросив: «Что звучит?».

Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы, прикасаясь к ним. Хорошая тактильная память помогает лучше вникнуть ребёнку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай». Малышу закрываются глазки, и на руку кладётся предмет, который и должен он угадать. Можно усложнить игру, по очереди положив на руку малыша несколько предметов, а после предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал.

Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, например, ассоциируя упражнения с повадками животных, ребёнок лучше их запомнит.

Упражнения, развивающие память

Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

  1. «Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
  2. « ». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
  3. «Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
  4. «Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
  5. «Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
  6. «Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
  7. «Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.

Игры для развития памяти

Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.

С рождения до 1 года:

  • Разговаривайте с крохой с рождения, описывайте ему , знакомьте с песенками и потешками.
  • В новом месте объясняйте малышу названия и назначения новых предметов.
  • С полугодовалым малышом играйте в «прятки» показав игрушку и убрав её за спину, накрыв чем-то.
  • С 6 месяцев рассматривайте красочные детские книжки, называя вслух названия предметов.

В 1-3 года:

  • Малышам этого возраста хорошо удаётся запоминать движения и действия. С такими детками необходимо чаще играть в подвижные игры, давать им возможность потанцевать, заниматься лепкой и рисованием, тактильно изучать свойства предметов.
  • Дети обожают слушать сказки и учить стихи наизусть. Читайте побольше, обсуждайте увиденное во время прогулки, учите новые слова.
  • Игра «Поиск предмета» . Склейте вместе несколько спичечных коробок. Поочерёдно кладите какой-то маленький предмет (бусину, пуговку или лоскут) в ту или иную коробку, накрывайте платком всю конструкцию, а затем просите ребёнка отыскать то, что было спрятано.
  • Игра «Что же пропало?» Разместите перед малышом три игрушки: пусть он внимательно посмотрит на них и запомнит. Предложите малышу отвернуться и спрячьте одну игрушку. Пусть ребёнок скажет, чего нет.
  • Игра «Картинки». Продемонстрируйте ребёнку две-три картинки и попросите описать, что на них изображено. Количество картинок со временем нужно увеличивать.

В 3-6 лет:

  • Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.
  • Игра «Связанные слова». Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело - рука, рыба - море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
  • Игра «Идём в магазин». Предложите ребёнку составить перечень продуктов для приобретения в магазине.

В 6-9 лет:

  • Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.
  • Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.
  • Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
  • Игра «Переодевание». Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.

Выводы

Вот видите, заниматься с ребёнком, развивая его память, вовсе не сложно. Знайте, что совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческое начало.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!