Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Толерантность как проблема воспитания. Доклад на тему "воспитание толерантности у школьников"

Воспитание толерантности в школе

В последние годы прошлого столетия в России произошли перемены, отрицательно сказавшиеся на общественной нравственности, отношении людей к обществу и друг к другу. Современному миру свойственна жестокость и нетерпимость. В детских коллективах эта проблема еще заметнее. Детям и подросткам свойственен максимализм. Они делят мир на плохих и хороших, своих и чужих, черное и белое. Дети не готовы отвечать за свои поступки, поэтому винят во всем окружающих и настроены враждебно по отношению к тем, кто не похож на них. Одна из особенностей наших школ – разнонациональный состав учеников. Семейные традиции накладывают определенный отпечаток на поведение ребенка в коллективе. В школу приходят дети из семей с разным материальным достатком. Нужно научить их не только сосуществовать вместе, но и дружить, общаться, относиться по доброму друг к другу, уважать различия между ними, избегать насмешек и агрессии, уметь строить взаимоотношения с представителями разных народностей, уважать чужие обычаи и культуру. Чтобы у детей не возникало негативного отношения к чужим традициям, нужно объяснять им, что людей надо воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, верованиями. Люди имеют право быть непохожими, разными. Это взаимно обогащает наши культуры.

Толерантность – это жизненная позиция, означающая уважение прав человека, возможность сохранить свою индивидуальность. Культурный современный человек должен признавать право других людей иметь собственные убеждения и духовные ценности. Толерантность ни в коем случае не означает терпимость к злу и преступности. Это умение решать конфликты ненасильственным путем, избегать жестокости, искусство компромисса, которое подвластно развитым самостоятельным цивилизованным людям. Толерантность означает свободу человека придерживаться своих убеждений и признание этого права за другими людьми.

Диалог культур, взаимообогащающее партнерство – вот те основы дружбы народов, заложенные в нашем государстве много лет назад, которые активно дискредитировались в последние десятилетия, но, несмотря на это, жизнь показала, что на новом уровне мы все равно возвратились к нравственным ценностям.

Деятельность школы, согласно ФГОС, должна быть ориентирована не только на образовательный процесс, но и на всестороннее развитие личности ребенка, формирование системы общечеловеческих ценностей. По ФГОС личностно-ориентированный подход к воспитанию толерантного человека означает признание права каждого на свободу, самовыражение и индивидуальность.

Опыт нашего недавнего прошлого показывает, что проблемы межнационального общения и дружбы народов успешно решались. Фестивали народного творчества, совместные турпоходы, соревнования, концерты, викторины, где дети могли реализовать свой творческий потенциал, сближали и помогали лучше узнавать культуру разных народов.

Педагог должен не только давать знания, но и прививать гуманистические ценности, воспитывать социально-адаптированную, нравственную личность. Пример учителя влияет на формирование мировоззрения учеников, способствует благоприятным и дружеским взаимоотношениям в коллективе. Научиться общаться, решать конфликты без агрессии, управлять своими эмоциями, ощущать себя личностью, понимать окружающих, мотивацию их поступков помогают специальные тренинги, внеклассные уроки. Темой таких уроков могут быть беседы о доброте, об осознании себя как субъекта социума, о милосердии и сопереживании, об осмыслении понятий морали и нравственности. Помочь ученикам построить коллектив позитивно настроенных друг к другу людей помогает совместная учебная деятельность, в частности творческие проекты. Работа в группе над творческим проектом учит детей согласовывать свои действия с коллективом. Создание творческой атмосферы на уроках раскрывает индивидуальные и личностные качества учеников, отодвигая на второй план религиозные и прочие различия.

Толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов.

На территории нашей страны проживает свыше 100 народностей и чтобы сохранить необходимо много работать над человеческими качествами, учить людей уважать, беречь чувства другого человека.

Функции воспитания толерантности:

    Информационная

    Эмоциональная

    Поведенческая

1. Развивать личные навыки толерантного общения.

2. Повышать внутригрупповое доверие между субъектами педагогического процесса.

3. Формировать собственные жизненные установки.

В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целе­вую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 го­ды)».

Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм то­лерантного поведения».

Определение толерантности даёт А. Г. Асмолов: это «искусство жить в ми­ре непохожих людей и идей».

Конструктивное взаимо­действие социальных групп с различными ценностями может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и на­выков межкультурного взаимодействия.

Формирование установок то­лерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыраже­ния и проявления человеческой индивидуальности.

Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Терпимость – это единство в многообразии.

Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство.

Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при ка­ких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием пося­гательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.

Толерантность детей .

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 - 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик».

Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса.

Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой ин­формации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей.

Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.

Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.

Можно выделит две группы методов понимания:

    Методы интерпретации.

При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

    Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию.

Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

Воспитание культуры толерантности у детей предусматривает следующие направления обучения толерантности:

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

Основной целью является формирование у детей навыков толерантных отношений.

Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

    ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

    ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

    социально адаптированный ребенок.

последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение

7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейой педагогики, педагогики поддержки, работы учащихся по сохранению школьных традиций

10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся

Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

Цели методики

    развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей;

    воспитание терпимости к инакомыслию;

    развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

    воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру. Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

    снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

    развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

    развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

    формируется умение ценить свою и чужую работу;

    закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Пути и средствавоспитания толерант­ности.

Воспитание мо­жет и не менять отношения, даже если оно не­гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при­знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име­ет право на свое отношение.

Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию со-существования;

воспитание же толерантности призвано помочь ре­бенку достойно прийти к этой ситуации.

Воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

Опыт толерантности , положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (нега­тивизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у кото­рого есть «любимые» и «нелюбимые» люди.

Принципиально важно и другое: процесс воспи­тания толерантности происходит эффективней, ког­да он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях веро­ятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Толерантность, в сущности, не столько качество, чер­та личности, сколько ее состояние, точнее – реализуе­мое состояние. Поэтому еще одной особенностью вос­питания толерантности выступает теснейшее двуедин­ство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к со-существованию с другими людь­ми, сообществами, обстоятельствами и принятию их та­кими, каковы они есть.

Другое дело, что школой отнюдь не исчерпыва­ется, в ней не замыкается сфера проявления толе­рантности: и сама школа погружена в более широ­кую социальную среду, факторы которой существен­но менее доступны педагогическому влиянию.

Здесь важно отметить следующее: с одной сто­роны, эта среда «содержит» множество положи­тельных примеров действительной толерантно­сти (чаще всего в поликультурной, особенно в разно-этнической и многоконфессиональной среде), с другой стороны, гораздо больше разных по со­держанию и характеру, по ценности и значимости, по силе «раздражителя» негативных объектов, требующих толерантности.

И при этом всякая сре­да, каково бы ни было ее пространство, – всегда своя для каждого человека, именно «на него» лично ориентирована в своих – для него же – по­зитивных или негативных проявлениях.

Источники соответствующей информации – фоль­клорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем раз­ных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – ко взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообще­ства, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций.

Терпимость - добродетель свободолюбия,

бережное отношение к человеческим душам, к их

жизненному пути, всегда сложному и мучительному.

Н.А.Бердяев

Религия является одной из древнейших форм культуры, которая выступает основой истории всех мировых цивилизаций (А. Тойнби). Она отражает потребность человека познать сущность и внутреннее устройство мироздания. В России существует многоконфессиальный уклад, отражающий специфику населения нашей страны. Обращение человека к религии связано с тем, что в ней он пытается найти ответы на ряд вопросов, в частности о цели и смысле жизни, существовании и природе Бога, происхождении добра и зла, причине страданий, продолжении жизни после смерти. Еще П. Флоренский писал: «Культура,

оторванная от культа, теряет смысл». Так, русскую культуру невозможно рассматривать отдельно от истории христианства. Точно это же можно сказать и о других религиях.

Перед современным обществом стоит задача формирования веротерпимого отношения к различным конфессиям, исповеданию различных религий. Важно отметить, что религия пережила все ранее бывшие общественно-экономические формации, что доказывает лишний раз ее необходимость, жизнестойкость и востребованность для человеческого существования.

Веротерпимость - признание со стороны государства за гражданами права на исповедание любой религии, уважительное и равное отношение ко всем религиям и церквам, действующим в соответствии с установленным законом порядком; терпимость и уважительное отношение между религиями и церквами, представителями различных религиозных убеждений.

Толерантность представляет собой терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий. В условиях обновляющейся России стоит задача разви­тия веротерпимости, миролюбия, толерантности в межконфессиональных отношениях, в частности путем ознакомления учащихся с историей мировых религий как неотрывной части мировой культуры.

Основными видами толерантности являются межнациональная (межэтническая), межрасовая и межрелигиозная (межконфессиональная). Все перечисленные виды толерантности имеют место, и их воспитание является одним из важнейших условий дальнейшего развития и процветания любой страны.

Толерантность является важнейшим качеством человека в аспекте сохранения цивилизации, представляя терпимость и доброжелательное отношение к другим людям, другим народам, образу их жизни и мысли. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений.


Толерантность - это единство в многообразии. Это не только долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека («Декларация принципов терпимости» ООН, 1995).

«Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, - подчеркивается в Декларации, - является воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей

тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи... оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях».

Толерантность выражает саму суть социальной ответственности. Стандартами, основанными на правах человека, определяется, какие социальные условия недопустимы и от каких форм поведения следует отказаться (по материалам ЮНЕСКО).

Человеческие сообщества при всех своих различиях взаимозависимы и взаимоответственны за будущее цивилизации, и в этом состоит необходимость движения человечества к взаимопониманию, толерантности, всеединству.

В истории всего человечества, в том числе и в России, вопрос о толерантности еще не стоял так остро, как на грани второго и третьего тысячелетий. Это и побудило ООН и ЮНЕСКО обратиться к данной проблеме и объявить первую половину XXI в. периодом воспитания культуры межнациональной толерантности.

Способность человека быть толерантным часто проверяется его поведением в ситуации проявления нетерпимости по отношению к нему. «Если общество хочет быть цивилизованным, то способность к толерантному поведению оно должно старательно культивировать в людях в процессе образования. Необходимо, чтобы терпимость к различиям людей сопровождалась нетерпимостью к оскорблению личности и человеческого достоинства» (из материалов ЮНЕСКО).

Проблема воспитания толерантности особенно актуальна в наши дни, когда в результате активизации международного терроризма, конфликтов на межнациональной основе резко возросла напряженность в межличностных отношениях.

Конференции

«Формирование установок толерантного сознания и проблемы

этноконфессионального диалога»

Выступление на тему:

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

учителя начальных классов

МБОУ ЛАД №3 г.Пензы

Герасимовой Ларисы Викторовны

Пенза

Теперь, когда мы научились летать

по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ,

КАК ЛЮДИ.

Бернард Шоу

Искусство общения – это дар, которым обладают лишь немногие люди. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Мы хотим видеть наших учеников не только здоровыми, умными, интеллектуально развитыми, но, безусловно, добрыми, отзывчивыми, с душой, открытой всему прекрасному и стремящейся творить красоту вокруг себя. Мы живем в многонациональном государстве. Мир и спокойствие в нем зависят от того, насколько уважительно, терпимо относятся друг к другу люди, насколько знакомо им такое понятие как толерантность.

Вначале обратимся к истории понятия толерантность. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые 17-18 в.в. Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Наиболее последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В «Философских письмах» (1733), «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер, не критикуя ни одну из конкретных религий, показал, что религии, милосердные по своей сути, могут быть разрушены предрассудками и нетерпимостью. Он утверждал, что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование.

Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В русском языке толерантность характеризуется как «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам».

В. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами как смирение, кротость, снисходительность, великодушие. Напротив, нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности, непостоянстве и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, В. Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

Одна из важнейших задач гуманитарного образования – формирование толерантного сознания, профилактика экстремизма в межнациональных, межгрупповых, межличностных отношениях. Для формирования толерантных взаимоотношений младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным. Именно дисциплины гуманитарного цикла формируют знания о культуре своего народа, культурных достижениях других стран, что способствует формированию у учащихся умения сопоставлять и оценивать эти достижения в духе объективности и толерантности. А это, в свою очередь, дает возможность воспитывать у учащихся чувств патриотизма и отношения к своей культуре, своему языку.

Формирование толерантности должно начинаться с первых классов школы, так как в настоящее время для многих детей школа становится первым местом, где они могут и должны быть членами стабильного коллектива сверстников.

Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений– содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому. Педагогическое общение учителя и ученика основывается на таких принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Воспитание национальной толерантности - одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Для воспитания толерантности к культуре разных народов учащиеся всех национальностей привлекаются к участию в различных акциях и конкурсах, например, таких как акция «Чистое слово», праздников «Масленица», «Рождество», конкурса «Не Фаберже, но…» (изготовление яиц к пасхе), игры народов России и Пензенской области, фестиваль искусств народов, семейный праздник «Национальные блюда», целью которых является социокультурное воспитание учащихся, привитие терпимости друг к другу, взаимоуважение, знание обычаев и традиций народов мира.

Что такое толерантность?

Красота и элегантность?

В этом слове многозначном

И поистине прекрасном

Все сплелось: добро, терпимость,

Уваженье, справедливость.

В школе нужно знать его

Очень много для чего:

Чтобы было меньше драк

Не за что, а просто так;

Чтоб друзья и их подруги

Больше б знали друг о друге;

Люди в мире все похожи!

Всех хотим мы понимать,

Чтобы жить и процветать.

Для начальной школы проблема воспитания толерантной личности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Результаты наблюдений за поведением младших школьников, за общением, их отношением к одноклассникам в школе позволяют сделать вывод о том, что чаще всего основными формами проявления нетерпимости являются оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения, которые могут в дальнейшем порождать формы интолерантности. Это позволяет сделать вывод о том, что у младших школьников ещё не сформирован навык поведения при решении спорных вопросов.

На основании этого можно выделить ряд ключевых направлений работы по формированию поведенческого навыка, воспитанию толерантности:

1. аналитико-диагностическая деятельность : выявление уровня толерантности при помощи таких методов, как анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ результатов;

2. познавательная деятельность : раскрытие понятия толерантность, проведение бесед, классных часов, знакомство с традициями, обычаями разных народов, проведение конкурсов, экскурсий и игр, способствующих ознакомлению младших школьников с основными нормами, культурой, ценностями инокультурной группы.

3. ценностно-ориентировочная деятельность по формированию толерантного отношения к окружающим людям : ознакомление со способами разрешения конфликтов, проведение тренингов, диспутов, направленных на формирование позитивного взаимодействия с людьми, обсуждение разных вариантов решения некоего набора проблем при конфликтных ситуациях, способствующих развитию навыков культуры поведения.

4. работа с родителями ,: приобщение к классным делам по воспитанию толерантности у детей, проведение классных часов, родительских собраний, конференций, походы, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями, круглые столы, конкурс «Моя родословная», конкурсы совместных рисунков, конкурсы семейного творчества. Такая согласованность в работе школы и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что практическая работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств, наличие которых является необходимой предпосылкой для появления соответствующих установок толерантного типа. Речь идет о таких качествах, как чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других, осознание того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других, позитивное отношение к себе самому и представителям других народов и иных культур.

«Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста». Далай-Лама XIV

Список использованных источников

1 Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

2 Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. – С.2-3.

3 Викулина М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов // Педагогическое обозрение. - 2007. - №3.

4 Гаврилова Е.В. Проблема толерантности и пути ее решения в школьном пространстве. // Социальная педагогика, 2010, № 1

5 Деклорация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

6 Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми // Наука и школа. - 2007. - №3. - С.69-70

7 Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. - 2001. - №9. - С.39-45.

наталия хрычева
Статья «Воспитание межнациональной толерантности»

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего.

«Толерантность – это то , что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира» .

В своем широком смысле слово «толерантность » - означает терпимость к чужим мнениями поступкам, способность относится к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному воздействию с людьми и группами людей не зависимо от их национальности, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены к два взаимосвязанных блока :

1. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать в этих целях :

Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

Развитие способности к межнациональному и межрелигиозному воздействию;

Развитие способности к толерантному общению к конструктивному взаимодействию и представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

Формирование умения определять границы толерантности .

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования. А именно :

Профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

Гуманизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания ;

Включение и реформирование образования ведущих идей педагогики и толерантности ;

Реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем , что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы необходимые для общего выживания и свободного развития, это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого» .

Толерантность – это человеческая добродетель, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свободы других людей. В то же время, толерантность - не уступка , снисхождение, жизненная позиция на основе признания иного.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме . Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению к друг другу, что очень не просто.

Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс , охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальных культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей. В производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним.

Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности , принадлежит внеклассной и вне учебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок, национальных театров. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира .

Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.

К ним относятся следующие :

Обогащение кругозора информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;

Создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;

Включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность.

Мы известны миру своей толерантностью , межэтническим согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохранятся и развиваться.

Исходя из особенностей республики – ее открытости, множественности культур и этносов, учебные заведения должны стать местом приобщения молодежи общечеловеческим ценностям и многообразию культур, воспитания высокой нравственности и патриотизма, где молодые люди учатся сосуществованию друг с другом не теряя своей этноэдентичности.

Публикации по теме:

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образования Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Мы живём.

Конспект занятия «Паралимпийские игры» подготовительная группа (воспитание толерантности) Конспект образовательной деятельности по воспитанию толерантности к людям с ограниченными возможностями в подготовительной к школе группе.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.» Гуманизация - одна из ведущих идей модернизации.

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Родительское собрание в старшей группе Тема «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Дети - Цели:.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!