Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Свадебный костюм на руси. История женского свадебного костюма на Руси (исследовательская работа)

Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

Наряды русских невест начала ХХ века

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» - так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю» - как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)

(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.

80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

Наталья Буртовая

Спасибо за материал и фото сайтам:

Некоторым парам хочется сделать из традиционного свадебного торжества нечто особо запоминающееся. Вариант с оформлением свадьбы «а-ля русс» вполне приемлемое решение. Для этого надо декорировать зал, и сшить наряды для жениха и невесты в русском стиле. Свадебные платья в русском стиле по старой традиции шьются с преобладанием красного цвета. Этот цвет издавна считается на Руси праздничным и нарядным.

Отличительные черты свадебных нарядов в народном стиле

Подвенечный наряд на Руси был многослойным и богато украшенным. Рубаха, сшитая из льняной, шёлковой, позже и из хлопчатобумажной ткани, служила нижней одеждой, а у крестьян и верхней. На рубаху надевался сарафан. Крой сарафана отличалась простотой. Его шили из прямых кусков ткани, которые расширялись книзу за счёт вшитых клиньев.

Поверх сарафана одевалась душегрея. Все элементы одежды были богато украшены вышивкой. Сарафан и душегрея делались из холста, парчи, плотной тафты и шёлка, и украшались позументом, медными пуговицами, серебряным или золотым шитьём, обшивались бисером или жемчугом.

Современные свадебные наряды «а-ля русс»

Современной невесте не обязательно придерживаться строгих обрядовых правил старины. Достаточно стилизовать свой свадебный наряд в духе того времени.

Главное руководствоваться старинными идеями, в которых заложены живописность и красота былого. Вышивка, выполненная по народным мотивам, цветочный узор ткани и простота кроя сделают из каждой невесты неотразимую русскую красавицу.

По традиции наряд не должен быть слишком открытым или коротким. Первозданность образа подчеркнут платья в пол, с длинными рукавами. На первый взгляд современного человека отделка и яркие цвета подвенечного наряда «а-ля русс» могут показаться пёстрыми и вычурными, но этого не стоит пугаться – таковы традиции наших предков.

Открытые платья с расклешённым низом и укороченным лифом идеально подчеркнут достоинства фигуры новобрачной, воздушный полупрозрачный рукав и слегка открытая зона декольте отчеркнут женственность и девическую нежность невесты.

Современный крой фасонов свадебных платьев с элементами русского стиля одежды высшего сословия великолепно подойдут невесте, желающей иметь более пышный подвенечный наряд.

А старорусский городской свадебный костюм добавит величавости и подчеркнёт стать невесты. Подобный наряд можно заказать в мастерских по изготовлению народных костюмов.



Вовсе не обязательно строго придерживаться традиционных канонов русской вышивки в отделки костюма. Для создания узнаваемого русского образа можно использовать мотивы и цветовую гамму известных народных промыслов, таких как хохлома и гжель. На фото приведены варианты подобной отделки.


Идеальный вариант для пары, решившей остановить свой выбор на свадьбе в русском стиле, но не желающих добавлять себе дополнительных хлопот по этому поводу, разнообразить некоторые модели свадебных платьев деталями русского декора.

Например, если к платью в стиле прованс добавить болеро или шаль из вологодских кружев, ни у кого не возникнет сомнения в принадлежности к русскому стилю подобного фасона.


Чувственный и нежный образ русской красавицы создаст тончайшая накидка, связанная мастерицами из Оренбурга.

Белый меховой палантин, согревающий нежные хрупкие плечи невесты, это так по-русски.


Аксессуары, необходимые для свадебного платья «а-ля русс»

Всякий свадебный наряд обязательно дополняется украшениями. А наряд в русском народном стиле без них просто немыслим.


  • Не надо торопиться при выборе подвенечного наряда. Прежде всего, необходимо учесть свои предпочтения, посоветоваться с родными и близкими друзьями. Вероятнее всего они помогут сделать правильный выбор или подсказать решение проблемы.
  • Не следует игнорировать предметы и аксессуары, дополняющие костюм, именно они добавляют оригинальность и неповторимый колорит наряду.
  • Претворяя свою мечту сделать день бракосочетания необыкновенным и запоминающимся, следует больше опираться на свой вкус и желания.

Мода и красота

Свадебные платья начинают свою историю очень давно, но это только с одной стороны, а с другой - то свадебное платье, которое мы действительно привыкли считать свадебным, появилось совсем недавно.

Понятия свадебное платье или подвенечное платье до некоторого времени вовсе не существовало - девушки просто выходили замуж в лучших одеждах, которые у них были. Покровительницей невест издавна считалась богиня Афродита, в честь которой невесты надевали на голову накидку и украшали голову венками из живых цветов.

Свадебные платья: Древний Рим

Невесты в Древнем Риме одевались строго, в соответствии с образом Юноны. Голову римлянки покрывали алой тканью, чтобы на ее фоне лицо выглядело томно-бледным, как у настоящих мраморных статуй.

Свадебные платья: Древний Египет

Женщины Древнего Египта на свадьбу надевали "калазирис" - кусок материи, которым обертывали фигуру от груди до щиколоток. Ткань поддерживалась одной или двумя бретелями. Главную роль в свадебном наряде египтянок играли украшения: различные амулеты, подвески, ручные и ножные браслеты, кольца, бусы, золотые диадемы, пояса - они имели символическое и магическое значение.

Свадебные платья: Древняя Греция

Невесты Древней Греции свою фигуру окутывали "пеплосом" - длинным куском ткани. Свадебное платье невест Греции украшалось двумя застежками для того, чтобы выделить невесту среди окружающих. Считалось, что род невесты богат, если у нее были драгоценные и дорогие застежки. Голова невесты покрывалась желтой тканью, которая являлась символом солнечной радости, счастья и чистоты.

Свадебные платья: Древняя Русь

Свадебные наряды невест Древней Руси отличались особым консерватизмом. Спустя века девушки выходили замуж в традиционном народном одеянии: длинной белой рубахе с широкими рукавами, сарафане, украшенном позументом, душегрее.

На Руси главным был красный цвет, который символизировал радость, солнце и красоту (отсюда и появилось выражение «красна девица»). Свадебный наряд поэтому состоял не только из алого сарафана, но и лент , которые вплетались в волосы. После свадьбы косы невесты расплетали и укладывали их вокруг головы («окручивали») - это означало, что девушка стала замужней. Голову девушки украшал венок-обруч с мелодично звенящими подвесками.

Свадебные платья заменили сарафаны начиная с XVIII века, когда по указу Петра I русские красавицы стали следить за европейской модой. Но простолюдинки минимум век еще продолжали выходить замуж в сарафанах и рубахах.

Свадебные платья: Эпоха Средневековья

В XIV-XV веках идеалом красоты в Европе начали считать узкие покатые плечи, утонченность и хрупкость. Свадебные платья у невест были красного , пурпурного и алого цветов. Присутствовали остроугольные глубокие декольте, вуали, длинные рукава и шлейфы. Это также было и неотъемлемой частью костюма в период Готики . Такой свадебный наряд дополняли ботинки с длинными носами.

Готическое свадебное платье обязательно имело корсет, высокую талию. Цвет платья мог быть абсолютно любой, и, зачастую, оно было максимально разноцветным (если невеста могла себе позволить много красителей, значит ее род был богат).

В XV веке именно «готические» невесты взяли за правило на свадьбу непременно надевать новое платье, которое ранее никто не видел, ну и, разумеется, по красоте это платье должно было обязательно перечеркнуть все уже имеющиеся в гардеробе.

Такое свадебное платье для невесты Средневековья, наверняка, было единственной радостью от замужества, ведь в то время браки заключались только по расчету, как сделки, с непременным свадебным контрактом . Подвенечное платье также являлось частью контракта: было в нем прописано, из какой именно ткани свадебное платье должно быть сшито (бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито.

Фата в то время имела сакральный смысл – она не только защищала невесту от злых духов, но еще и от взоров других мужчин. Считалось, что они могут увидеть невесту во всей красе и захотят ее похитить.

Свадебные платья: Эпоха Барокко

Свадебные платья в этот исторический период кардинально изменили свой силуэт. Модными стали объемные платья с пышными юбками и рукавами. Для того, чтобы свадебное платье сделать еще пышнее, невесты поддевали под него еще минимум три нижние юбки.

Также среди невест можно было надевать чулочки до колен с кокетливыми завязками, пышными бантиками и прочим декором.

Самым популярным цветом свадебного наряда был золотистый . Свадебные платья щедро украшали кружевом, которое в последствии стало традиционным элементом украшения свадебного наряда. Основным драгоценным камнем был жемчуг , который невесты вплетали в волосы, а также надевали из него ожерелья и браслеты.

В эпоху Барокко также модными были подвенечные платья желтого и зеленого цветов.

Свадебные платья: Эпоха Возрождения

Центром Возрождения была Италия. В этот период опять полностью меняются каноны моды: свадебные платья вновь учитывают естественные изгибы и пропорции тела. В верхней части свадебное платье мягко облегало женскую фигуру , при этом, не сковывая движений, а от талии к низу платье расходилось легкими складками.

Свадебные платья, зачастую, шились из серебристой парчи и белого атласа, а затем расшивались жемчугом и драгоценными камнями.

Свадебные платья: Эпоха Рококо

Веком позже появился стиль рококо, который сначала возник во Франции, а затем появился и в других странах Европы. Стиль Рококо приносит на смену классическим сложные, извилистые формы свадебных платьев. Модными стают также напудренные парики и невероятные прически, огромные головные уборы, глубокое декольте и корсеты.

Свадебные платья были на кринолинах, их украшали легкими кружевами, рюшем, бантами, цветами и лентами. При дворе было принято носить шлейфы , длина которых определялась статусом невесты.

Свадебные платья были с невероятно узкими корсетами, затягивающими невесту в «осиную талию». При таком корсете грудь практически вываливалась из декольте, но это не считалось вульгарным, а скорее модным.

Свадебные платья: белый цвет

В конце XV века во Франции начали устраивать «белые балы», которые ввели моду на однотонные наряды. Белое свадебное платье первой в Европе рискнула одеть Маргарита Валуа - королева Марго.

Англииская королева Виктория совершила революцию в мире свадебной моды: 10 февраля 1840 года она надела белое платье на венчание с герцогом Альбертом Саксен-Кобург-Готским.

Вскоре все невесты континента начали выходить замуж в белом. Но это только в том случае, если шли замуж впервые. Женщина (разведенная, вдова), которая выходила замуж второй раз не имела права на белое одеяние. Такая мода держалась больше двух столетий.

Свадебные платья: XIX век

В 19 веке появился новый стиль свадебных платьев - Ампир. Свадебные платья обрели новые фасоны: завышенная талия, низкая линия декольте и короткие рукава-фонарики. Этот стиль был универсален, ведь подчеркивал линию бюста, визуально делал талию тоньше, помогал скрыть мелкие недостатки , а также создавал образ чистоты и невинности. Свадебные платья в стиле Ампир имели простые и неброские цвета, зачастую просто белые, с однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой.

Свадебные платья шили из белого атласа, поверх которого пускалась воздушная органза или же другая прозрачная материя. Свадебный наряд дополнялся белыми длинными перчатками. В образе невесты подчеркивалась нежность, легкость и мечтательность.

В середине века опять меняются фасоны: линия талии опускается, возвращается корсет, а юбка вновь становится пышной - в моде кринолин.

Свадебные платья щедро украшались кружевами и бантами. Позднее в моду вошли турнюры, которые зрительно увеличивали заднюю часть платья при помощи каркаса или подушечки. Большую популярность имели различные драпировки, воланы, оборки и шлейфы.

В конце XIX века одерживают верх удобство и простота свадебных нарядов: невесты надевали на свадьбу элегантные свадебные платья с высоким вырезом или кружевной вставкой на месте декольте, юбка была слегка расклешенной. Исчезают банты. кринолины, турнюры и вышивка.

Свадебные платья: ХХ век

Свадебная мода в течении 20 века постоянно менялась. В начале века, в эпоху Модерна, невероятный объем юбок свадебных платьев окончательно вышел из моды. Юбки платьев начали отделывать «крепо» - деревянными шишечками, обмотанными кружевом. Свадебные платья стали более закрытыми - они едва приоткрывали лодыжки, что по меркам того времени считалось неслыханной дерзостью. Также модным был воротник-стойка.

После Первой мировой войны корсет утратил свою былую актуальность. Девушки стали выходить замуж в простых платьях.

Вскоре невесты начали достаточно активно пользоваться косметикой и делать яркий маникюр . В свадебную прическу часто вставлялись перья. Свадебное платье также могло украшаться перьями.

В этот исторический период Коко Шанель совершила переворот в моде, когда предложила весьма смелые на то время свадебные наряды: платья с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади.

В 30-х годах ХХ века невесты вновь начали одевать корсеты и пышные платья, часто даже в комплекте с короткими жакетами. В этот период появились подкладные плечики, которые стали модным атрибутом наряда стильной в те времена невесты.

В 50-х Кристиан Диор ввел моду на пышные юбки, а в 60-х многие девушки опять выходили замуж в мини. Также в 60-е годы появляются прямые и свободные свадебные платья ("платья-рубашки"). Далее опять наступает пора шокирующего мини, которое впоследствии прочно укоренилось в гардеробах многих модниц.

Глава 6. Русские народные свадебные костюмы

Русский народный костюм жениха

В целом, свадебный костюм жениха почти не отличался от праздничного костюма женатого мужчины.

Шапка – интересный атрибут костюма жениха.

Раньше, выходя на улицу, головной убор обязательно надевали и женщины, и мужчины. Но в отличие от женщин, которые не имели права снимать головной убор даже дома (кроме своей комнаты), представителям сильного пола полагалось обнажать голову в любом помещении, и если какой-то мужчина этого не делал – считалось оскорблением дома. Однако жених вопреки этому правилу почти всю свадьбу носил шапку даже в помещении (за исключением венчания в церкви, да и то, во Владимирской губ. женихи венчались в шапках). Во многих регионах на застольях выводного и приводного стола жених сидел в головном уборе, и только после начала основного пира с него снимали шапку.

Кроме того, вопреки повседневному этикету, ни перед кем жених не снимал шапки и никому не кланялся, за редкими исключениями. В Домострое подчёркивается, что если жениху всё-таки нужно поклониться, он должен изловчиться сделать это, не уронив шапку с головы.

Обычно жених в любую погоду носил нагольную шапку (сшитую из шкуры кожей наружу). Либо шапку с меховой оторочкой, реже простую круглую шапку. А вот так хорошо знакомые всем картузы (головные уборы типа кепи с цветком), в которые так любили наряжаться колхозники из советских фильмов – это лишь дань моде тех времён.

В некоторых губерниях важной частью костюма жениха был красный плат (большой платок). Обычно его складывали по диагонали, накидывали на плечи, закрепляли булавкой (напоминает плащ).

Ко дню свадьбы жених получал в подарок от невесты детали костюма, которые она сама недавно сшила для него: рубаху и порты.

Рубахи в русской культуре можно разделить на два основных типа: с прямым либо косым разрезом на вырезе (косоворотки). Самым архаичным является туникообразный прямой покрой, ровный вырез горловины с разрезом посередине. При этом рубаха шьётся из трёх кусков ткани шириной около 40 см каждый – именно такую максимальную ширину выдавали древние ткацкие станки. У готового изделия получаются два вертикальных шва спереди и сзади, что делает мужчину статным и зрительно придаёт рост.

Белая ткань рубахи с обильной красной вышивкой, красная рубашка с вышивкой – это распространённые праздничные одеяния.

Под праздничную рубаху могли надевать нижнюю (нательную).

Порты делались не столь ярких расцветок, обычно они не орнаментировались.

Обязательным атрибутом костюма и оберегом был пояс, кожаный либо тканый широкий (кушак), который закреплялся поверх рубахи.

Знатные люди поверх рубахи надевали и верхнюю одежду (шуба, свита и др.).

Русский народный наряд невесты

Как мы говорили, на русской народной свадьбе женщина имела два наряда – девичий и женский. Последний мало чем отличался от праздничного наряда, а первый во многих случаях был похож на обычный девичий наряд, но не по цветовому решению, а по форме предметов.

Русский женский праздничный наряд – многослойная одежда, могла состоять из следующих частей.

Предметы одежды:

Нижняя рубаха (рубаха, сорочица). Сложенный пополам кусок ткани с отверстием для головы и широкими вшитыми рукавами – это простейший, базовый вариант. В этнографических коллекциях встречаются и более утончённые изделия со вставками, вытачками по фигуре и т. д. Часто рукава были очень длинными («долгорукавка»), до пола (важный атрибут обрядовой одежды). Ворот – гладкий с пуговицей или собранный на шнурке (это удобно, когда женщина станет кормящей матерью). По подолу, воротнику, рукавам рубашку украшали обережной вышивкой, значение которой огромно, ведь эта часть наряда была ближе всего к телу, а значит, защищала и душу новобрачной.

Вторая рубаха (необязательный атрибут). Некоторые женщины в дополнение к нижней одевали ещё одну рубаху из более дорогой ткани. Рукава любой верхней рубахи делали примерно на 20 см длиннее руки, чтобы потом присборить и зафиксировать обручьями (браслетами), либо (позднее явление) делали манжет с пуговицей.

Понёва либо сарафан – что надеть на свадьбу, зависело от местных традиций.

Сарафан в русских источниках впервые упоминается в XIV веке – тогда он был и женской, и мужской одеждой. До XVII века его носили с рукавами. Позже зачастую верх делался на бретелях, но иногда и просто как безрукавка.

Понёва – архаичная, старославянская деталь одежды. Она состоит из трёх тёплых полотнищ, прикреплённых к шнурку-гашнику. В отличие от повседневной, праздничная понёва часто украшалась орнаментом.

В тех регионах, где сарафаны не носили, до замужества женщины одевались в подпоясанные рубахи с передниками, после замужества к этому набору добавлялась понёва.

Передник (занавеска) – напоминает фартук. Его часто вышивали теми символами, что были приняты в данной местности.

Пояс – важный элемент костюма и оберег. Женщины носили неширокие тканые пояса.

Шуба (тулуп).

Для невесты предусматривались вышеперечисленные предметы одежды в двух комплектах. За исключением сорочки, которая должна быть единственной; носить её невеста должна во время всей свадьбы, да ещё и потом на всех праздниках.

Первый комплект – для «печальной» части свадьбы. Цвета – белый или чёрный, допустимы небольшие вкрапления других цветов. Другой – для весёлой части свадьбы. Он ярких цветов (красный, жёлтый), бытовали варианты с набивными рисунками.

Обувь – закрытая.

Головной убор.

Для девушек: головной убор с открытой маковкой (венец, повязка). Один из видов венца, коруна, наверное, самый эффектный девичий головной убор, она напоминает корону, но некоторые модели похожи на кокошник. К убору полагался плат (покрывало, дымка, фата) – аналог современной фаты.

Для жён: закрытый головной убор (кичка, сорока, кокошник). Кичка была древним и повсеместно распространённым на Руси головным убором. Её подвид – сорока (характерная для центральных областей России). Кокошник намного моложе кички, зато за четыре века своего существования он пережил бурный расцвет.

Ювелирные украшения: серьги, бусы, браслеты, подвески на пояс.

«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем». Г. С. Седов. Фрагмент. Здесь мы видим девичьи головные уборы. Они представляют один из типов венцов – «коруны».

Образ русской невесты дополняла причёска:

до свадьбы – коса;

в первую половину свадьбы – распущенные волосы, укрытые под фатой-покрывалом;

после повивания – две косы, завитые в пучки, спрятанные под закрытым головным убором.

Подробнее поговорим о женских головных уборах. Изначально кокошником назывались только головные уборы с «дном», в которое замужние дамы прятали свои косы. Те, что мы видим на рисунках предыдущей страницы, в старину назывались не кокошники, а венцы. Известно два основных вида венца: первый имел в своей основе обруч, проходивший от лба до темечка, а второй был похож на нимб, окружающий лицо. Если у венца были «терема», т. е. возвышения, лучи, зубчики, то его называли «коруна».

По словам Р. М. Кирсановой, с течением времени кокошником также стали называть и венцы, если у них был высокий гребень38. Точно также поступают и современные люди: если видят головной убор в форме полукруга на голове, сразу говорят, что это кокошник.

В начале XX века кокошник пережил яркую вспышку славы. Его стали носить даже заграницей – это были светские леди, которые прониклись стилем «а-ля рюс» благодаря волне русской иммиграции. Историк моды А. Васильев пишет, что кокошник в 20-30-е XX в. был в арсенале модниц всего мира, в том числе, им дополняли свадебный костюм (см. фото Пегги Фиш, стр. 235). Эта вспышка славы кокошника, наверное, была последней, потому что вскоре он, как и другие сложные старорусские уборы, перестали надевать даже по праздникам в деревнях.

Магические символы

Какими символами было принято украшать костюмы?

Ощущение себя подобным миру позволяло древнему человеку быть в гармонии. Помогал наряд, в котором головной убор символизировал верхний мир (небо), средний (воздушное пространство между землёй и небом), подол – землю. Опасный нижний мир (подземный) в костюме не показывали, т. к. живой человек ему не принадлежал.

Символика верхнего мира хорошо видна в женских головных уборах. На них можно увидеть солярные знаки (схематичное изображение солнца).

К головным уборам нередко крепили височные подвески («рясны»). А также изящные сеточки, сплетённые из ниток с бисером или жемчугом (поднизь, обнизь, ряска). И то, и другое – символы дождя.

Некоторые формы кокошников и венцов напоминают солнечный ореол вокруг женского лица.

Венок из живых или искусственных цветов – один из вариантов русского свадебного убора. В некоторых песнях поётся, что венок светится, и становится понятно, что этот убор в форме круга считали символом солнца.

Отдельно стоит сказать о «рогатых» головных уборах. Их происхождение уходит корнями в древность, знакомы они всем восточным славянам. Первое упоминание о кичке датируется ещё 1328 г. Кичка бывает двурогая, а кокошник – однорогим, реже двурогим (либо безрогим разной формы). Рогатые головные уборы носили только замужние женщины – старожилы говорили, что это изображение рогов коровы – символа богатства. Однако, согласно воззрениям выдающегося учёного А. Н. Афанасьева, корова является вторичной ассоциацией, в то время как символика Месяца является первичной: «Луна названа коровою под влиянием старинного уподобления серпа молодого месяца золотым рогам. Рога месяца влекли за собою мысль о рогатом животном». Если кичку считать символом месяца рогами вверх, то кокошник в форме полумесяца изображает его рогами вниз.

Рогатая кичка из костюма Рязанской обл. 1900-е гг.

Кроме того, к верху костюма относятся плечевые вышивки, в которых часто изображали звёзды (иногда они принимали форму цветков). А также коловраты (свастики) – это один из способов изобразить солнце или огонь.

На костюмах вышивали коньков, деревья – благоприятные символы.

Подол рубах украшали символами плодородия. Например, ромбами – это схематичное изображение поля.

В середине наряда располагался пояс – оберег, на котором могли изобразить самый важный для хозяина одежды символ. Если ткань верхнего предмета одежды была очень дорогой, стремились предохранить её от истирания, и пояс надевали под неё.

Что интересно, все эти правила неизменно верны для женской одежды. Однако мужской наряд часто был «перевёртышем» по сравнению с женским: наверху костюма (у горловины, на плечах) изображали символы земли, а верхний мир оказывался внизу. Так было не всегда. Возможно, это показывало противоположную природу мужчины и женщины.

В XIX–XX вв. в некоторых районах появляется новое поверье: якобы свадебный наряд лучше шить из однотонных тканей без рисунков и вышивки, чтобы жизнь была «ровной», обручальные кольца тоже выбирали гладкие. Новое суеверие на какое-то время даже потеснило традицию, и дошло до того, что в моду вошли свадебные платья не только без рисунков, но ещё и неярких, спокойных цветов, чтобы супружество было «спокойным».

Из книги У них что-то с головой, у этих русских автора Лаурен Анна-Лена

Глава 7. РУССКИЕ ИМЕНА «Тебя зовут Анна или Лена?»Этот вопрос я часто слышу от озадаченных русских. И Анна и Лена - русские имена, тут ничего сложного. А вот когда они вместе - это непонятно. Двойных имен в России не существует, здесь людей зовут по одному образцу: имя,

Из книги Чего не видит зритель. Футбольный лекарь №1 в диалогах, историях и рецептах автора Карапетян Гагик

Глава 12. РУССКИЕ И АЛКОГОЛЬ Руси есть веселие пить, не можем без того быть. Повесть временных лет, под 986 годом «Завтра годовщина папиной смерти. Надо съездить на могилу», - сказала Валентина своему сыну.Мы были в Апатитах на Кольском полуострове, навещали Валентину, маму

Из книги Корсары глубин автора Ловелль Томас

Из книги Суеверия викторианской Англии автора Коути Кэтрин

Глава III. Набег «U-9» на русские порты Иоганн Шписс, который передал нам драматический рассказ о том, как маленький сигарообразный корабль «U-9» добился первой большой победы в мировой войне на море, продолжает историю своих приключений.«4 февраля 1915 года, за шесть недель до

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Народные средства Согласно статистике 1860-х, жители сельской местности были более здоровыми, чем горожане, а южане жили дольше северян. Это неудивительно, учитывая, что на севере располагался так называемый «Черный край» - местность вокруг Бирмингема, прозванная так за

Из книги Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX-XX веков автора Андреевский Георгий Васильевич

Свадебные обычаи Горянки всегда славились красотой и грациозностью. Не случайно понятие «черкешенка» стало общепризнанным эталоном красоты. Описание прекрасных черкешенок мы находим даже у Вольтера. О черкешенках говорили: «Капля ее крови очищает целое поколение». На

Из книги Подлая «элита» России автора Мухин Юрий Игнатьевич

Народные празднества Кроме упомянутых выше, у горцев были праздники, связанные с циклами сельскохозяйственного года. О некоторых из них уже шла речь в предыдущих главах. Поэтому приведем здесь лишь несколько примеров.Сельскохозяйственные обрядовые праздники горцев

Из книги У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен р автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава третья НАРОДНЫЕ ГУЛЯНЬЯ И ПРАЗДНИКИ Пасха и катание на Масленицу. - Кулачные бои, блины, гулянья, балы и банкеты Пасха и катание на МасленицуЕсли бы мы с вами оказались в 1885 году на Пасху в Москве и к одиннадцати часам ночи пришли в Кремль, то застали бы там массу

Из книги Русско-еврейский Берлин (1920-1941) автора Будницкий Олег Витальевич

Глава 2 Русские понятия Немного экономической географии Российская империя, а потом и ее наследник СССР были расположены в центре материка, окружены другими государствами и почти нигде не имели с ними естественных границ. Последнее время СССР занимал самую большую

Из книги Лермонтов и другие автора Эльдар Ахадов

Документ № 1 «Национальный состав – русские, много сибиряков было, процентов 70 было русских, процентов 10 украинцев, а остальные националы. Лучше всего дерутся русские». Из беседы (сотрудников Комиссии) с генерал-лейтенантом Василием Ивановичем Чуйковым – командующим

Из книги Традиции русской народной свадьбы автора Соколова Алла Леонидовна

Глава 7 РУССКИЕ ЕВРЕИ В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ (1933 – 1941) В биографических справках о русских эмигрантах в Германии, в особенности эмигрантах еврейского происхождения, часто встречается формула – «после 1933». Что-нибудь вроде – «с 1933 года» или «после 1933 года» – во Франции,

Из книги автора

Почему русские – русские? Живут в Швеции шведы, во Франции – французы, в Англии – англичане. В Белой Руси – белорусы. А значит, на Руси – русы или русские, а в устной речи – руськие. Что это значит? Почему для народов других стран названия – существительные, а для

Из книги автора

Свадебные чины Свадебный чин – это должность, которая обязывала человека выполнять определённые функции на свадьбе. Наименование чина, а также функции конкретного персонажа варьировались в зависимости от локальных свадебных традиций.Представим вариант обобщённого

Из книги автора

«Работают» ли народные свадебные обряды? Да, народные обряды «работают»!Однако нужно понимать, что есть пара ограничений.Во-первых, сила обрядов зависит от правильности проведения, от затраченных усилий и даже от личных способностей проводящего ритуал. Спрогнозировать

Из книги автора

Регистрация в ЗАГСе и народные традиции Они как будто хорошо известны каждому человеку: при выходе молодых осыпают монетами, зёрнами, муж выносит жену из ЗАГСа на руках. Всё это делать можно, но необязательно.Нести жену на руках русская традиция предусматривает только

Из книги автора

Старорусские свадебные игры для застолья Большинство старинных свадебных игр выполняли практическую функцию: передать гостям заряд плодородия, исходящий от новобрачных. Поэтому в конкурсах применялись предметы, которые только что участвовали в обрядах скрепления

В наше время многие русские девушки мечтают выйти замуж обязательно в пышном белом платье. А ведь эта традиция пришла к нам из Европы, и не так давно - в XIX веке. Раньше же русские девушки венчались в сарафане любого, но только не белого цвета.

Цвет чистоты и смерти

Во многих языческих цивилизациях белый цвет символизировал смерть. В Индии, где большая часть населения исповедует индуизм, белый остается цветом траура. До сих пор индианки, потерявшие близких, надевают белоснежное сари.

В культуре любой нации символизм цвета одеяния человека всегда играл важную роль. Так было и у русских. Например, в древности в славянском языке слово "красный" являлось синонимом красивого, а "белый" означало также чистый. В пантеоне славянских языческих богов присутствовал Белобог как олицетворение светлых сил.

Крестьяне «белой неделей» называли масленичные дни. Русские богатыри под кольчугу перед важным боем надевали белую рубаху, а купцы облачались в нее после бани, перед трудной и опасной дорогой. И делали они это на случай, если придется принять смерть: нужно встретить ее «чистыми», закончить свой жизненный путь подготовленными. И в этом смысле белое платье для невесты на славянской, русской свадьбе было самым неподходящим выбором.

Сарафан цвета солнца

Русские девушки сами шили себе одеяния к свадьбе, и обычно это были расшитые символичными оберегами рубахи и цветные сарафаны. Состоятельная девушка к знаменательному событию готовила себе три смены костюма. Первый был девический, обычный по крою и материалу, но самый лучший по исполнению - «девичий» сарафан розового, желтого, зеленого или голубого цвета. Второй, венчальный - сарафан из дорогих тканей, как правило, красный, малиновый или бордовый. Его расшивали жемчугом, отделывали золотыми нитями, а в северных краях - дорогими мехами. Головной убор, туфли, обручальное кольцо и свечи жених обычно присылал вместе с родовыми перстнями и ожерельями, которые невеста должна была надеть на венчание.

На второй день свадьбы в доме жениха девушка появлялась в третьем наряде - традиционно женском одеянии с соответствующим головным убором, символизирующем замужество, и с широким поясом на талии. При этом ткани для костюма брали горячих золотых, красных и коричневых оттенков, и лишь изредка черного цвета - цвета земли, от которой непосредственно зависела жизнь.

Королевская мода

Если белый - цвет смерти, то как появилась традиция облачаться на венчание в белое платье? Некоторые историки считают, что такую свадебную моду завела Анна Австрийская. Являясь представительницей знаменитого монаршего рода Габсбургов, Анна была дочерью испанского короля, а в то время, когда ее собирались выдать замуж за французского монарха Людовика XIII, Испания и Франция находились на грани войны. Анна не желала этого брака и откровенно боялась, что ее пребывание на чужбине окончится смертью, поэтому сама выбрала себе белое платье на свадьбу с Людовиком. Придворные расценили это как экстравагантный испанский вкус, ведь смуглая девушка в белом была безумно хороша и походила на пирожное.

А спустя два столетия, нарушив традиции, в белом платье вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского Александрина Виктория, королева Великобритании и Ирландии. Но это уже была дань моде – к тому времени в Европе заново открывали древнеримскую и древнегреческую культуру. Во всех благородных домах восхищались красотою и лаконичностью мраморных скульптур греков и римлян в длинных белых одеждах. Тогда еще археологи не подозревали, что статуи когда-то были раскрашены, и следы краски на них просто не сохранились.

После венчания английской королевы все ее подданные женского пола желали на собственной свадьбе быть обязательно в белом. Эта тенденция быстро распространилась по всей Европе, включая Россию. Поначалу в белых платьях выходили замуж только русские высокородные дворянки, проводившие всю свою жизнь в Европе. А потом, подражая им, и представительницы остальных сословий решили оставить надоедливый сарафан неграмотным крестьянкам. Было престижно и модно венчаться в церкви в длинном белом платье, если, конечно, у семьи невесты были деньги заказать его за границей или местным иностранным портнихам. И с той поры мало что изменилось.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!