Стоит ли отдавать ребенка. Нужен ли в наше время ребенку детский сад и зачем? Последствия непосещения детсада
«Будете в садик отдавать?». Утвердительный ответ на этот вопрос сегодня вызывает у многих мам чувство вины. И хотя в России 70% малышей от 1 до 6 лет регулярно посещают ДОУ, отношение к детским садам более, чем у четверти родителей «детсадовских детей», негативное. Причины, которые озвучиваются чаще всего: сомнение в психологическом комфорте ребенка вне дома и отсутствие индивидуального подхода. Подтверждаются ли на практике эти страхи, и в чем преимущества детских садов перед сугубо домашним воспитанием, «Матронам» помогли разобраться детский психотерапевт и невролог.
Сепарация
Тема психологической травмы, которая наносится ребенку, впервые попавшему в детский сад, активно начала обсуждаться после широкого распространения теории привязанности. Противники дошкольных учреждений, считают, что, оказываясь в незнакомом окружении без значимого взрослого, ребенок испытывает тотальное чувство беспомощности и отвержение. Позже это может стать причиной системных проблем в отношениях с партнерами и детьми.
Однако, как писал сам автор теории Дж. Боулби, надежная привязанность в диаде «главный взрослый-ребенок» формируется до 3 лет. После у ребенка и родителя начинают выстраиваться качественно иные отношения. Именно в этот период важно, чтобы малыш начал осознавать свою отдельность. «Если привязанность надежная, от посещения сада она не разрушится. Вот если она так называемая небезопасная, то есть ребенок симбиотически привязан к маме, могут возникнуть проблемы - он будет с трудом расставаться с ней по утрам. Потом обычно все налаживается, и ребенок, увлекшись чем-то, быстро забывает, что только что страдал из-за маминого ухода», - отмечает кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, детский психиатр, психотерапевт Анна Дробинская.
Когда же ребенок постоянно находится с мамой, процесс сепарации буксует.
Возможности мамы не отделяются малышом от своих. Благодаря персональному взрослому он всемогущ. Поэтому отделить себя от взрослых ребенку трудно - никто не отменял всепрощающую маму или балующую бабушку, отзывающихся на каждое «хочу!». «Детский сад нужен ребенку для формирования отдельного «Я» в коллективе себе подобных. Точка отсчета в осознании своего «Я» - автономное функционирование. Только в саду ребенок начинает чувствовать свои возможности и ограничения, когда сам обеспечивает свои нужды - ходит на горшок, ест, одевается. В саду малыш впервые сам находит себе место среди таких же как он», - подчеркивает детский невролог Елизавета Меланченко.
Границы
Вместе с сепарацией, ребенок выстраивает свои границы. Современное семейное воспитание отличается детоцентризмом, когда родители не выстраивают системы требований к ребенку. «Ребенок - царь горы, центр Вселенной, взрослые члены семьи вращаются вокруг него, как планеты вокруг Солнца. А в детском саду развивается то, что невозможно развить вне детской группы: способность ощущать себя не центром Вселенной, а ее частью», - отмечает Анна Дробинская. В практическом выражении ребенок овладевает способностью иметь в фокусе внимания требования и инструкции, обращенные к группе в целом, а не к нему лично («дети, садитесь за столики», «дети, посмотрите сюда…»), подчиняться общим правилам. «Кроме того, когда ребенок подрастает, он учится воспринимать свои достижения в соотнесенности с другими - хорошее лекарство от мании величия, альтернатива восхищению семейного окружения по поводу и без повода. Эгоцентрическая требовательность тоже часто в саду спонтанно увядает, не получая поддержки».
В саду малыш сталкивается с равновеликими «хочу!» и начинает понимать, где его территория, на которой он единовластный правитель, где общая территория переговоров и компромиссов, а когда начинается и чужая.
Для ребенка это болезненное открытие, которое, тем не менее, дает первое понимание своих и чужих границ. А вместе с выполнением своих первых обязанностей и появления ответственности за свои поступки, ребенок узнает о существовании и социальных рамок. «Впервые ребенок сталкивается с правилами, универсальными для всех, и в том числе для него, - продолжает Анна Дробинская. - В детском саду жизнь детей выстроена более разумно: есть обязанности, занятия, требующие прикладывания усилия. Вот это самое усилие в домашних условиях часто не формируется почти никак, в саду для этого создано больше условий».
Общение
Вне дома дети быстро осваивают не только регламентированные формы поведения -самообслуживание, соблюдение правил, но и развивают спонтанную коммуникацию и навыки общения, с чем у домашних деток часто (не всегда!) возникают проблемы.
Анна Дробинская отмечает, что в детском саду у детей формируются навыки общения с себе подобными и с субординированными взрослыми, которыми невозможно так легко управлять, как домашними. «Если не бояться высокого штиля - и дружба, и взаимопомощь, и влюбленности, и этические конфликты в саду тоже случаются. В общении формируется игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, которая ложится в фундамент развития произвольности - умения управлять своими непосредственными импульсами, подчиняя их цели и плану. Без этого потом в школе никак».
Многие думают, что необязательно отдавать ребенка в сад, если дома есть еще дети. Но, по словам Елизаветы Меланченко, некоторые этапы развития осмысленной речи должны проходить только среди ровесников. «Например, коллективный монолог - самая социальная из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, которая формирует навыки диалога, возможна только в группе детей-ровесников. Поэтому даже если в семье 10 детей, какие-то аспекты все равно могут остаться непроработанными».
Когнитивное развитие
Совмещение домашнего и качественного внедомашнего воспитания позволяет ребенку лучше развивать свои когнитивные возможности. Например, в одном из исследований было обнаружено, что дети, которые с 2-3 лет посещали качественные ДОУ, оказались более социально компетентными в начальной школе и более уверенными в себе и своих знаниях, чем дети, начавшие посещать детский сад в более позднем возрасте или не посещавшие сад вовсе.
При этом интеллектуальное перенапряжение, что нередко случается в специализированных кружках и секциях, в саду практически исключено. «Программы ДОУ сбалансированы как по режиму, так и по категориям. Количество интеллектуальной деятельности строго ограничено. При этом много места уделяется игровым формам научения, что для детей от 3 до 6 более понятно и органично», - говорит Елизавета Меланченко.
А проведенное крупномасштабное исследование в США с участием более 1000 детей, посещающих десять разных детских садов, показало, что в детских садах малыши достигли больших успехов в овладении речью и развитии мыслительных способностей, чем дети из аналогичной среды, не получающие внедомашнего воспитания.
По наблюдениям Анны Дробинской, конструирование, лепка, рисование, аппликация - так называемая продуктивная деятельность, которая развивает творчество, воображение, моторику, саморегуляцию, интеллект, - входит в ежедневную структуру жизни в саду. «Дома до этого у родителей обычно не доходят руки, там часто лучший друг ребенка - телевизор + какой-нибудь гаджет. И в этом еще один бесспорный плюс сада: там дети не погружаются в гаджеты, а взаимодействуют с реальным миром и друг с другом».
Кому сад во благо:
Единственные дети в семье, окруженные большим количеством взрослых;
Дети очень занятых родителей (они часто имеют мало внимания и много гаджетов);
Дети из дисфункциональных семей (сознание ребенка в садике загружается более адекватным для возраста содержанием, чем внутрисемейные конфликты);
Дети из неблагополучных семей (сад возмещает дефицит ухода, воспитания и развивающего воздействия);
Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.
Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.
Об авторе
Окончила философский факультет МГУ, защитила диссертацию по политологии и выучилась во ВГИКе на сценариста. Работала научным журналистом в РБК, писала статьи про необычных людей для «Огонька» и социальных проблемах на Православие.ру. После 10 лет работы в журналистике официально призналась в любви к психологии, став студенткой факультета клинической психологии МГППУ. Но журналист всегда остается журналистом. Поэтому на лекциях Екатерина черпает не только новые знания, но и темы для будущих статей. Увлечение клинической психологией полностью разделяют супруг Екатерины и ее дочка, недавно торжественно переименовавшая плюшевого бегемотика Гиппо в Гипоталамус.
У каждого родителя наступает такой момент в жизни, когда ему приходится решать, сдавать ли своего ребенка в детский сад.
Сколько людей, столько и мнений , поэтому очень сложно найти правильный ответ на вопрос касательно нужности детского садика ребенку.
Нужно взвесить все «за» и «против» перед тем, как принимать решения и прийти к решению. Давайте вместе узнаем, нужен ли детский сад ребенку.
А самое главное — ребенок адаптируется к социуму , учится взаимодействовать с людьми разных и работать в группе, общаться со сверстниками и взрослыми людьми, в дальнейшем ему будет намного проще привыкнуть к коллективу.
Если у мамы есть возможность и желание самостоятельно обучать ребенка , то в таком случае, его можно не отдавать в детский сад.
Но стоит помнить, что это большая ответственность и тяжелая работа.
В домашних условиях ребенку намного сложнее сконцентрироваться. Также малыш может не ходить в детский садик, если ему нанимают няню и репетиторов для его обучения.
Сейчас существует множество специальных центров и студий для деток, в которых их обучают и с ними занимаются.
Плюсом таких центров есть то, что ребенок все же попадает в коллектив в раннем возрасте, но ему не нужно проводить там целый день, кушать и спать. Он приходит только на занятия.
Также есть специальные детские лагеря и мероприятия.
Преимущества и недостатки ДОУ
Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Ходить или не ходить ребенку в детский сад решают только родители. Это не является обязательным, как школа.
Поэтому если есть возможность выбора, то можно взвесить все преимущества и недостатки посещения детского садика и решить, что будет лучше для ребенка.
Минусы детского сада :
Плюсы детского сада:
Как научить ребенка постоять за себя? помогут вам!
Mнение психологов
Стоит ли отдавать ребенка в детский садик? На удивление, психологи советуют скорее не отдавать ребенка в детский сад, чем отдавать .
Некоторые считают, касательно социализации, не правильное мнение, что садик помогает деткам лучше адаптироваться к обществу.
Попадая в коллектив в столь раннем возрасте, ребенок теряет свою индивидуальность и наследуя других, становится «как все».
Большинство психологов считает, что до 6 лет ребенку нужно максимально укреплять связь со своей семье и близкими людьми, ведь впереди ждет 11 лет школы и общение с родными будет не таким частым.
Отвечая на вопрос «нужен ли ребенку детский сад», большинство психологов ответит, что решать только родителям .
Если нет особой потребности в дошкольном учреждении, есть возможность получить образование дома, то стоит отдать предпочтение второму варианту.
Просто нужно чаще ходить в гости, чтобы дети могли пообщаться друг с другом, ходить на кружки и секции, возможно в какие-нибудь детские центры и прочее.
Если ребенку трудно дается адаптация, он не хочет ходить в сад, а у родителей есть возможность побыть с ним дома, то не нужно мучить малыша. Ни к чему хорошему это не приведет.
Последствия непосещения детсада
Что если ребенок не ходит в детский сад?
Как на нем это отразится?
Раньше считалось, что если ребенок не ходил в детский сад, то ему будет сложнее приспособится к жизни , наладить отношения в школе и т. д.
Но сейчас можно опровергнуть эти . Обучение в дошкольном учреждении не всегда несет в себе только позитив. Во-первых, все зависит от самого ребенка.
Если он сам по себе спокойный и , никакой детский сад ему не поможет стать разговорчивей .
Во-вторых, если у родителей есть возможность дать ребенку все то же самое, что и садик, но только в домашней обстановке , то стоит подумать над таким вариантом. Возможно, это даже лучше.
Главное, занимать с ребенком, обучать его, чтобы он умел все то, что умеют дети его возраста. Давать ему побольше общаться со сверстниками и взрослыми людьми, это немаловажно.
Отсутствие детского сада в жизни ребенка не отразится на нем негативно. Он не является обязательной ступенью в развитии. Все, что дают в саду, можно получить и в домашних условиях.
Особенно в наше время, когда существуют разнообразные центры развития, детские комнаты , секции и мероприятия. Мамочки могут дать ребенку все, что ему нужно, главное желание.
Так нужен ли ребенку детский сад? Трудно ответить на этот вопрос однозначно.
У каждого родителя, педагога и психолого свое мнение на этот счет.
Важно знать, что хочет ребенок и что ему нужно в тот или иной период его жизни. Если есть возможность не ходить в детский сад, то почему бы нею не воспользоваться?
Главное, чтобы это не было в ущерб развития малыша. Нужно позаботиться о его образовании и социализации.
Отдавать ли ребёнка в детский сад? Мнение психолога:
Споры о том, , по своей актуальности стоят на втором месте после дискуссий на тему прививок. Большинство по старинке убеждено, что посещение детского учреждения способствует социализации малыша, развитию у него навыков взаимодействия между людьми. Другие категорично утверждают, что детсад — это тюрьма для ребёнка.
Социализация ребёнка — что это?
Массовое возникновение детских садов началось в советский период нашей истории, когда нужно было высвободить женщин для работы на стройках коммунизма. Пребывание детей с малого возраста в организованных группах отлично вписывалось в идею воспитания «нового» человека в духе коллективизма.
Детская «социализация» в понимании современных психологов и педагогов — это воспитание приспособления к жизни в обществе, к общению с другими: членами семьи, ровесниками, коллегами по работе. Социально уверенный человек «слышит» партнера по взаимодействию, умеет договариваться, говорить «нет», высказывать личное мнение, идти на уступки, и при этом оставаться индивидуальностью, самим собой.
Что говорят современные ученые
Доктор наук, канадский психолог Г. Ньюфельд в книге «Не упускайте своих детей» утверждает, что способность налаживать взаимоотношения (адекватные для своего возраста) у ребенка формируется к 6-тилетнему возрасту. Он предупреждает общество, что слишком раннее помещение детей на долгие часы в группы себе подобных мешает развитию индивидуальности, приводит к воспитанию не личностей, а «винтиков» единого коллективного механизма.
Российский психолог Л. Петрановская также задаётся вопросом, стоит ли отдавать ребёнка в детский сад , если с успехом научить общению со сверстниками можно и вне его стен. Детский сад, по её мнению, — это лишь удобная услуга для родителей, не имеющая «педагогического смысла».
Генетическая программа, заложенная в психику человека природой и отработанная веками, предусматривает вероятность выживания беззащитного детёныша в немногочисленном окружении узнаваемых СВОИХ — родителей и родичей разного возраста.
Оставление малыша в незнакомом месте среди чужих взрослых и толпы детей — это сильнейший стресс, который может оставить на всю жизнь травматический след. У маленького ребенка отсутствует понятие времени , он не понимает утешений, что мама потом обязательно придет и заберет его. Он не успокаивается, он просто устает от собственного плача (по сути — крика о помощи). Беспомощный человечек испытывает панический страх, ведь в понимании крохи мама оставила, бросила его. Страдает базовая потребность — потребность в безопасности. Рушится доверие к матери, а заодно и ко всему миру, пугающему своей неизвестностью. Ситуация страха потерять мать (тем более повторяющаяся) может лечь в основу неврозов, депрессии, безынициативности и зависимостей, которые проявляются в более старшем возрасте и взрослой жизни. Психолого-педагогические исследования показали, что некоторые младшие школьники и даже подростки продолжают испытывать сильную тревогу при длительной разлуке с объектом привязанности.
Полтора года – ранний возраст, в котором закладывается база для всего последующего развития малыша. Я не буду останавливаться здесь на особенностях познавательной сферы полуторогодовалого ребенка – об этом написано очень много, поэтому здесь сосредоточусь в основном на социально-эмоциональных особенностях.
Основной вид деятельности, то есть то, чем малыши занимаются большую часть времени - это манипулируют с предметами. Поэтому и общение со взрослым протекает на фоне практического взаимодействия, определенных действий с предметами. Малышам уже не просто нужно внимание и доброжелательность взрослого, не только помощь, но и соучастие.
Игры и общение со сверстниками, вопреки достаточно распространенному мнению, еще не выходят в детском развитии на первый план. Здесь лишь так называемая «эмоционально-практическая форма общения», когда ребенок ждет от другого соучастия в каком-либо деле, причем основная цель такого общения – привлечь к себе внимание и получить на это эмоциональный отклик. Совместной деятельности в этом возрасте еще нет, каждый по большей части «сам по себе». Разумеется, какое-то взаимодействие есть, но оно непостоянное и только-только формируется.
Малыш в этом возрасте еще сильно нуждается в близком взрослом, поэтому вопрос о посещении ГКП становится очень неоднозначным.
Давайте сначала разберем, что же группа кратковременного пребывания может дать вашему ребенку?
Во-первых, если ребенок в этом возрасте успешно адаптируется к новым условиям, то очень высока вероятность, что и впоследствии ему будет проще привыкать к новым обстоятельствам и быть более самостоятельным.
Во-вторых, развитие ребенка находится в руках профессионалов, которые обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками для грамотного решения задач воспитания и развития малыша. Поэтому так часто дети, посещающие детские учреждения, достаточно быстро начинают делать большие успехи.
В-третьих, разумеется, несколько быстрее идет процесс развития коммуникативных навыков. Действительно, подлинный интерес к сверстнику и полноценная игра появляется у ребенка гораздо позже, однако, безусловно, формирование коммуникативных навыков в среде детской группы сильно стимулируется. Однако быстрых результатов здесь ждать не стоит. Развитие подчиняется определенным закономерностям, время сверстников приходит ближе к 3-4 годам.
«Противопоказаний» посещения ГКП в этом возрасте, как таковых, нет. В основном все возникающие сложности связаны с процессом адаптации ребенка.
Казалось бы, плюсы есть, минусы относительны, значит ответом на вопрос «Стоит ли отдавать ребенка в 1,5 года в ГКП», будет «Да». Не совсем.
В этом возрасте ребенок еще сильно нуждается в близком взрослом, который и выступает главным действующим лицом на сцене развития ребенка. Поэтому, я бы рекомендовал в данном случае, если хотите как можно раньше отдать в ГКП, подождать до двух лет (может, несколько раньше). Все-таки, ближе к двум годам у детей лучше сформированы навыки самообслуживания, более развита речь, облегчающая коммуникацию, больше интересуют сверстники. Самостоятельности тоже больше.
В таком возрасте лучше мягко готовить малыша к садику, а заодно и развивать его, на различных занятиях по типу «мама и малыш». Сначала там присутствуют малыши вместе с мамами, а затем, постепенно учатся заниматься и играть одни. По продолжительности это обычно максимум 1,5 часа. Тем более очень часто эти занятия проводятся в садах и детских центрах, в которые впоследствии можно пойти и в ГКП, и на полный день, что значительно упрощает последующую адаптацию.
Стоит сюда также добавить одну очень важную вещь. Все малыши очень индивидуальны, как по своим личностным качествам, так и по всем остальным. В науке есть определенные представления о нормативах развития, что и как уже должен уметь малыш в конкретный период времени. Однако индивидуальные особенности, «разброс» может составлять иногда по отдельным параметрам полгода и даже более (!!!).
Критериев «готовности» к саду, как таковых, нет, тем более, в таком юном и нежном возрасте, как полтора года. Тем не менее, есть определенные «показатели», которые в последующем облегчат адаптацию ребенка к ГКП и сделают его пребывание там более комфортным:
Чем более развиты навыки самообслуживания ребенка, тем лучше.
Чем дольше ваш малыш может самостоятельно заниматься чем-то, тем лучше
Если ваш малыш достаточно легко вас отпускает – может находиться с бабушками, дедушками, друзьями и пр., тем проще ему будет привыкнуть к новому воспитателю.
Разумеется, все эти показатели к двум годам будут гораздо выше. Да и интерес к сверстникам уже несколько сильнее, чем в полтора года. Поэтому и идти в ГКП лучше ближе к двум годам (и позже) . Малышу будет гораздо проще, потому что он будет более самостоятелен, более способен к коммуникации. Полтора года – это все-таки рановато. Хотя и бывают, конечно, исключения. В полтора года лучше проводить активную «подготовку» малыша, приближая его режим к потенциальному режиму садика, водить на различные занятия, где он будет развиваться и постепенно отпускать маму, а также особое внимание уделить формированию навыков самообслуживания. Это будет самым верным решением.
К сожалению, далеко не у всех родителей есть возможность подождать до определенного возраста. Могут сложиться самые различные обстоятельства, и тогда вопрос, а стоит ли отдавать ребенка в ГКП, превращается в необходимость.
Хочу уверить родителей. Страшного в этом ничего нет, вы не ломаете ребенку психику и не отказываетесь от него своим решением. Просто если вы приняли решение отдать вашего малыша – делайте это максимально грамотно, и вреда малышу не будет .
Во-первых, тщательно выбирайте детское учреждение (если, разумеется, у вас есть такая возможность). Сделать это не так просто, однако интернет позволяет значительно упростить эту задачу. Выбирайте садик (или детский центр) с хорошей игровой средой, с небольшой наполняемостью малышей в группе и профессиональными педагогами.
Во-вторых, очень аккуратно подойдите к процессу адаптации ребенка к группе. На эту тему написано очень много материалов, а педагоги и психологи помогут выбрать вам индивидуальную стратегию, поэтому кратко скажу лишь о самом главном. Адаптировать ребенка нужно плавно и аккуратно – не надо шоковой терапии, приучайте малыша отпускать вас постепенно. Наладьте контакт с воспитателем, расскажите о вашем ребенке как можно больше – ему будет проще с ним работать. И, ни в коем случае, не уходите «по-английски»! Обязательно попрощайтесь с ребенком. Многим мамам и папам кажется, что если они тихонечко уйдут, пока ребенок чем-то занят, то тем самым избавят его (и себя) от слез расставания. Это неверно. Ребенок потом увидит, что взрослый пропал и заплачет позже, просто без вас. Тем более, что так можно сформировать у ребенка тревогу, которая может очень сильно аукнуться впоследствии. Мама с папой не должны просто так пропадать. Попрощайтесь, скажите, что вернетесь. Слезы своего малыша – это очень больно для родителей, но важно понимать, что это – проявление эмоций. Вы уходите – малышу грустно, и он выражает это так, как умеет – слезами. Но, к сожалению, плач в процессе адаптации зачастую неизбежен. И, поверьте, через некоторое время вы увидите, как ваш малыш вместо слез сам радостно побежит в группу, забыв даже с вами попрощаться.
В-третьих – настройтесь на положительный лад. Маме всегда тяжело отпустить своего ребенка, она переживает за него, и это абсолютно нормально. Однако, если вы приняли решение – следуйте ему. Смотрите на то положительное, что вы делаете для своего ребенка - формируете в нем основы самостоятельности, стимулируете его эмоциональное и познавательное развитие. Старайтесь не показывать своих тревог малышу, он хорошо чувствует вас. Сначала вы отпустите ребенка, и тогда ему будет проще отпустить вас. В моей практике очень редко встречались случаи, когда ребенок не мог адаптироваться к садику. Но когда это случалось, то чаще всего причина крылась в родителях, которые не хотели и не были готовы малыша отпустить – и, сами того не сознавая, саботировали процесс.
Итак. Если у вас есть возможность подождать – подождите. Начните с занятий, где ребенок будет плавно привыкать к новым условиям и учиться отпускать вас от себя.
Если нет возможности ждать – смело отдавайте, главное, будьте в тандеме с педагогами и психологами. Они всегда смогут вам помочь разрешить возникающие сложности. У вас и вашего малыша все получится, в любом случае.
И все же, постарайтесь не торопиться. С садиком успеется.