Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Современные бурятские костюмы. Национальный костюм: буряты в разные периоды жизни

Верхняя одежда. Каждый бурятский род (устаревшее - племя) имеет свою национальную одежду, отличающуюся чрезвычайным разнообразием (в основном у женщин). Национальная одежда забайкальских бурят состоит из дэгэла - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты , у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые . В ненастное время поверх дэгэла надевалась саба , род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге - даха , род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.

Дэгэл (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности для курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. Отличительной чертой от монгольского покроя является нагрудная часть дэгэла - энгэр, где в верхней части вшиваются три разноцветные полосы. Внизу - жёлто-красного цвета (хуа yнгээ), в середине - чёрного цвета (хара унгээ), наверху разнообразные - белый (сагаан унгээ), зелёный (ногоон унгээ) или синий (хухэ унгээ). Первоначальный вариант был - жёлто-красный, чёрный, белый.

Нижняя одежда. Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка , обыкновенно из синей ткани - дабы.
Обувь. Обувь - зимой унты из кожи ног жеребят, в остальное время года гуталы - сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.
Головные уборы. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Смысловое поле в головной убор задействовано также во время хуннского периода, совместно когда проектировался и внедрялся весь комплекс одежды. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является синий, который символизирует синее небо, вечное небо.

Женская одежда. Одежда женская отличалась от мужской украшениями и вышивкой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке.
Украшения

Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах - огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей - «полты» (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (родбраслетов в виде обручей) и другие украшения.

Верхняя одежда (как мужская, так и женская): Верхняя одежда (как мужская, так и женская) Национальная одежда состоит из дэгэла род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным.


Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных бумажные, а у богатых шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крашеном. В холодное время года, в особенности в дороге доха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. (Пример шёлкового халата)




Нижняя одежда и обувь: Нижняя одежда и обувь: Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обычно из синей ткани дабы. Обувь зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами. Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обычно из синей ткани дабы. Обувь зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.


Головные уборы: Головные уборы: Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (зала) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (зала сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки зала. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является синий, который символизирует синее небо, вечное небо. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (зала) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (зала сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки зала. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является синий, который символизирует синее небо, вечное небо.




Чем же отличаются мужской и женский костюмы? Женская одежда отличалась от мужской украшениями, вышивкой и немного цветовой гаммой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке.


Украшения: Украшения: Украшения Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей « порты » (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения. Украшения Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей « порты » (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.




Но также … Но также … Мужские костюмы не различаются по возрастным категориям. Различаются же они за счёт времени года, социального и материального положений, праздничных обрядов, ну, и конечно же, из - за религиозных убеждений. А женские различаются не только по этим параметрам. В отличии от мужских, возрастная категория играла важную роль в одеянии женского пола.


Одежда девочек Одежда девочек До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.







Одежда девичья Одежда девичья Одежда девушек (балаган дэгэл) в комплексе с прической и украшениями отличалась от одежды замужних женщин. Одежда девушки зависела от возраста, она менялась с переходом из одного возрастного периода в другой, с изменением общественного положения. Раньше одежда до замужества сохраняла покрой мужской одежды: туникообразная, с цельнокроеными рукавами, талия не отрезная, на грудной части верхней полы - декоративный энгэр.


В последние десятилетия девичьи дэгэлы стали отрезными по талии, рукава при этом сохранили прежний покров. При шитье одежды для девушек используются те же ткани, что и в женском костюме. При достижении зрелости в лет меняются покрой платья и прическа. Платье шьется отрезным по линии талии, декоративная тесьма туза закрывает линию шва вокруг талии (спереди и сзади).








Дополняли свадебную одежду серебряные нагрудные гуу, наплечные гуу, височно - нагрудное h иихэ, боковые бэлэ -h анжуурга. Все эти женские украшения придавали невесте торжественность. Обувь эрмэг гутал была нарядной, и невеста надевала ее к более соответствующую случаю. В таком наряде невеста исполняла обряды поклонения огню, божествам рода жениха, которые якобы охраняли благополучие семьи. После исполнения этих обрядов невесте поверх ее одежды надевали длиннополую безрукавку (ута ужа, морин ужа), что символизировало ее переход в разряд замужних женщин, а значит, в другой род, семью мужа (хари кун болото).




Похоронная одежда Похоронная одежда Погребальной одежды, специально изготовляемой, у бурят не было. Траур в одежде почти никак не отражался. Умерших хоронили в лучшей праздничной традиционной одежде со всеми украшениями, если таковые имелись у человека, при отсутствии - в обыденной одежде. Покойника также « снабжали » всем необходимым - трубкой, чашкой, так как, по понятиям бурят, в загробной жизни он нуждался в них.


Шаманский костюм Шаманский костюм У шаманов был халат или плащ из замши (ровдуги) с прямым разрезом спереди, полы сходились встык, завязывались или застегивались на пуговицы. Прямые рукава пришивались к прямому стану. Одежда изобиловала подвесками. Спереди прикрепляли пластиночки, вырезанные в виде фигурок волка, медведя, и многочисленные трубчатые подвески, сделанные из железа.





Классный час для младших школьников с презентацией. Знакомит детей с традициями наших народов, именно с национальными костюмами русских и бурят.Красочно, познавательно и увлекательно можно узнать о современных костюмах и костюмах наших предков.

Тема: Традиции моего народа. Национальные костюмы русских и бурят.

Цель: познакомить с русским и бурятским национальными костюмами.

Задачи: способствовать формированию толерантного отношения к людям разных национальностей;

продолжать воспитывать любовь и уважение к родному краю, к людям, которые в нем живут;

развивать интерес к культуре другого народа, способствовать активизации детского творчества;

побуждать к бережному отношению природе родного края.

Оборудование: Мультимедиа (проектор, ноутбук, экран), национальные костюмы русских и бурят, куклы в национальных костюмах, словарики для детей, презентация Power Point

Ход классного часа.

    Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Давайте все встанем, образуем круг и возьмёмся за руки. Взявшись за руки, мы друг другу передаём добрую хорошую энергию.

Круг – это символ единения. Он похож на солнце, которое почитают все народы мира. В кругу танцуют русский хоровод, бурятский танец – ехор. Все мы сейчас объединились и стали как одна большая семья.

А теперь, ребята, займите свои места.

    Звучит мелодия. Читаю стихи.

Сибирский край - моя земля

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Озёра, степи, горы!

Бурят и русский

Как одна семья,

Хотя язык их разный…

Все дочери и сыновья

Родной земли прекрасны!

Ребята, вам понравилось стихотворение? О чём оно?

Нам с вами посчастливилось жить в живописном крае, где бок о бок проживают люди разных национальностей. Люди, каких национальностей живут рядом с нами?

У каждого народа есть свой родной язык, свои национальные праздники, свои песни, свои танцы, свои обычаи, своя национальная одежда. И сегодня на часе общения мы поговорим о костюмах русских и бурят, чем они схожи, чем они отличаются.

    Я бурятка (учитель в национальном бурятском костюме)

Основой бурятского народного костюма является халат (дэгэл), который шился до пят.

Ребята, как вы думаете, почему именно такой длины? (высказывания детей)

Буряты раньше вели кочевой образ жизни, пасли скот, охотились. Такая длина дэгэла защищала их от холода зимой и летом от знойной жары.

    – А что является основой русского народного костюма у мужчин?

(является рубаха. Рубахи шились длиной до колен. Обязательно подпоясывалась поясом, к которому подвешивались кошелек, гребешок, кисет (мешочек для табака), так как карманов не было.

И у бурят обязательным элементом костюма был пояс (бэhэ).Он служил не только для красоты, на него тоже навешивали нож в ножнах, табакерку, огниво в тряпочной сумке. По старинным бурятским обычаям пояс нельзя было бросать на землю, перешагивать через него, он является символом чести и достоинства мужчины.

Ребята, что общего в этом элементе костюма у русских и бурят? В чем различие?

Кто запомнил, как называется халат на бурятском языке? А пояс? (можно названия повторить хором)

Ребята, а что носили в старину русские женщины? (показать сарафан) Комплекс одежды включал в себя не только сарафан, но и рубаху, а ещё передник. Нижняя рубаха, её называли – черная, верхняя, нарядная – красная.

Костюм бурятской женщины состоял из длинного платья (дэгэл), длинной безрукавки (хубайси), которая защищала грудь женщины и позвоночник. Её ещё надо было заслужить, т.е. выйти замуж. Незамужние девушки носили короткую безрукавку (уужа).

Данный элемент женского костюма схож или отличается?

4. Ребята, попробуйте отгадать загадку. (сначала на бурятском языке, затем на русском) Дээрэ hуунаб Сижу верхом

Эзэеэ мэдэнэгуйб Не ведаю на ком

Танилаа хараад Знакомца встречу –

Дошоо буужа, мэндээ хэлэнэб. Соскочу – привечу (шапка)

Обязательным дополнением к костюму, как мужчин, так и женщин были головные уборы, которому уделялось особое внимание. Шапки бурят были одинаковы для мужчин, женщин и детей. Она имела коническую форму, которая заканчивается кистью (залаа) обязательно красного цвета. Кисти означают солнечные лучи, жизненную энергию.

Мужские шапки у русских не так разнообразны. Обычно носили колпаки, молодые люди – шляпы, зимой – меховые шапки–ушанки.

Разнообразными были головные уборы русских девушек. Они имели форму обруча, венка и назывались по-разному: повязка, начельник. Их особенность – открытая теменная часть (показ начельника). Невеста перед венчанием меняла повязку на особый убор – коруну, украшенную фольгой и самоцветами. Самым распространенным головным убором у русских женщин были кокошники. Кокошник символизировал расцвет жизни.

5. – Ребята, может вы, знаете, как называлась обувь, которую носили на Руси?

Самой распространенной обувью у русских были лапти, которые плели из лыка (внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев). Пара лаптей носилась 5-6 дней, потом становилась негодной. Поэтому, отправляясь в дальний путь, приходилось брать 3-4 пары. Позже появились сапоги, позволить которые могли только богатые. В теплое время года ходили босиком, что очень полезно для здоровья.

Обувь бурят называется гутул. Она была лёгкой и удобной. Носок у этой обуви был слегка загнут вверх и его украшали узорами. Женская обувь у бурят была похожа на мужскую, только изящнее.

Как думаете, почему у бурят носок обуви был загнут вверх?(высказывания детей)

Буряты очень почитали святую землю – матушку. Для них был большой грех копаться в земле, рыть ямку, делать больно земле. И чтобы не поранить землю при ходьбе, у них носок обуви был загнут вверх.

А обувь русских женщин называлась коты. Это туфли на толстой подошве с каблуками. Коты надевались на несколько пар чулок (до 8 пар), поэтому их размер был большим. Эта обувь богато украшалась аппликацией. Держались коты на ногах с помощью шнурков – оборов.

Ребята, отличалась обувь, которую носили русские от обуви, которую носили буряты?

6. Физминутка. Я сегодня познакомлю вас с бурятской игрой – считалкой «Пять пальцев». Баарбадай

Батан туулай

Тоохон тобшо

Толи Байса

Бишыхан Шэгшуудэй (дети поют песенку)

7. Мы разобрали с вами костюм бурятского и русского народа. Теперь вы имеете представление из каких элементов они состоят, из какого материала они шились. Что вы можете сказать о костюмах русских и бурят? (высказывания детей)

Одежда у бурят и русских чем- то схож, но костюм одного народа всё равно отличается друг от друга. Он может дополняться какими-то элементами, которые могут многое рассказать о человеке: где он живет, какого возраста, какого достатка.

Каждый народ шил свою одежду из натурального материала, относясь к природе бережно, с любовью. И поэтому наши предки были здоровы и жили долго в гармонии с природой.

8. Фильм - слайд

9. Игра «Одень куклу» (дети одевают куклы мальчика и девочки в русскую национальную одежду, затем в бурятскую национальную одежду при этом называя правильно все элементы костюма.)

10. Итог урока: Испокон веков жили в Сибири люди разных национальностей сообща и дружно, передавали свой опыт, перенимали и от других, создавались семьи и рождались дети.

Как гласит преданье,

Триста лет назад

Встретились в Сибири

Русский и бурят,

Пас бурят отару

Где-то в стороне.

И к нему подъехал

Русский на коне.

Её коллекция из 12 костюмов была высоко отмечена организаторами конкурса. Модельер из Бурятии получила от них предложение выступить и в следующем году, когда конкурс, возможно, поменяет статус и станет международным. Большой интерес к ее работе проявили СМИ Китая и Гонконга. Елена была награждена кубком всекитайского конкурса. Но, по ее признанию, особенно приятной наградой для нее стали первые международные заказы.

В конкурсном показе моделей Елены участвовали девушки из Бурятии - обладательницы титулов Красы Бурятии и Мисс Улан-Удэ, а также победительницы университетских конкурсов красоты.

Елена Цыренжапова на данный момент является директором ателье по пошиву национальной и стилизованной одежды "Алтан Зуу" в Улан-Удэ и телеведущей ТК «Ариг Ус». О возможности участия в конкурсе она узнала от подруги из Внутренней Монголии, аспирантки БГУ. А познакомились они на международном конкурсе дизайнеров "Торгон зам", где Елена участвовала в показе моделей монгольской одежды в качестве модели. Тогда та коллекция заслужила гран-при конкурса.

Интересно, что в своей триумфальной публикации с отчетом об участии в этот раз в конкурсе монгольских национальных костюмов Елена рассказывает и о своей мотивации к успеху. И рассказ этот, надо отметить, проникнут желанием посвятить свой успех - именно бурят-монгольскому народу.

«На сегодняшний день вопрос национального самосознания очень остро стоит среди бурят-монголов, проживающих на территории России. Незнание национального языка, традиции и обычаев, одежды среди молодежи... только старики на семейных торжествах или артисты на сцене одевают национальную одежду. Это один из значимых показателей утраты культуры своего народа. А молодежь не носит вообще.

Поэтому, появилась идея создавать стилизованную одежду монголоязычных народов с адаптацией для повседневной жизни, чтобы молодым людям было интересно. Это значит, что не только по праздникам, в кругу друзей будем одеваться в родную одежду, но ежедневно, на работу, учебу и т.д.

Национальные мотивы на современной одежде или сочетание стандартной одежды с одеждой нашего народа могут подчеркнуть Вашу национальную самоидентификацию. Ведь каждый человек должен гордиться своим происхождением!».

В каком-то смысле это напоминает своеобразный патриотический манифест или призыв. Во всяком случае, пример Елены говорит о том, что всякий настоящий художник не может оставаться равнодушным к проблемам своего народа, родины. И, возможно, поэтому тоже заслуживает награды и высокой оценки.


Фото с конкурса Елены Цыренжаповой.

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета.

Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была прямоспинной. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата.

В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нем элементы территориальных и родовых различий.

Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Верхняя часть до пояса похожа на большой карман. В глубокой пазухе одежды люди держали пиалу в мягком футляре - таким способом они обеспечивали соблюдение личной гигиены. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона.

Национальная одежда монголов и бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться. Насчитывается около 400 видов дэгэлов, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов.

Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, а нарядные - из шелка в полоску. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетают две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собираются близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывают гребнем матери жениха, в отличие от обряда русских, где, наоборот, из двух девичьих кос заплетали одну женскую. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу.

Женский свадебный наряд - дэгэлэй - надевается поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез.

Верхняя одежда замужних женщин отрезается по линии талии. Летние женские халаты чаще всего шьют из синей чесучи, линию шва закрывают только в передней части декоративной тесьмой.

Одежда женщин пожилого возраста отличается упрощенностью форм и украшений. Будничные халаты выполнены из тканей подешевле и темных оттенков, рукава отличаются легкостью по сравнению с другими нарядами. Дополняющая наряд безрукавка (Уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен и родов.

Существует уужа двух видов - короткая и длиннополая. Короткая безрукавка (эсэгын уужа) заканчивается на линии талии, это связано с древним бурятским обычаем, когда женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной, то есть в шапочке и безрукавке. Женщины использовали яркие ткани с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди.

Длиннополые уужа носят предбайкальские буряты в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, тункинские, баргузинские и агинские буряты Забайкалья. В основном для изготовления такой безрукавки брался короткий вариант, к которому пришивали прибранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа используется для езды и назвается морин уужа.

С безрукавками связано много интересных фактов. Так, во времена Чингисхана государство регламентировало одежду и ее цвета. При раскройке монголы использовали особую измерительную методику: по цвету и качеству ткани, из которой была сделана одежда, можно было определить, к какому сословию принадлежит человек.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!