Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Сонник: к чему снится ребенок. Что рисуют дети, и когда нужен детский психолог Особенности цветовосприятия у детей

Когда ребенок начинает удерживать пишущий предмет в руке, он всегда стремится оставить после себя след. Любая поверхность может стать холстом для юного художника: и новые обои, и мебель, и пол. Желание изрисовать все и вся – нормальный этап развития ребенка, поэтому родителям придется набраться терпения и наблюдать за тем, как меняются образы и сюжеты детских рисунков. В определенный момент ребенок начинает не просто марать бумагу, а изображать всяких неведомых существ. Такие рисунки отражают внутренний мир маленького человечка, и сегодня мы будем разбираться, как «читать» детский рисунок.

Как рисунок расположен на листе

Все пространство листа можно представить как известную со школы систему координат с двумя осями. Точка их пересечения – это центр листа. Самый благоприятный вариант – когда рисунок находится именно в центре.

Вертикальная ось — самооценка ребенка и его ощущение своего положения в коллективе.

  • Рисунок смещен по вертикали вверх – высокая самооценка, желание завоевать высокое положение в коллективе (иногда такие детки страдают как раз от того, что их собственное высокое мнение о себе не разделяется окружающими).
  • Рисунок смещен по вертикали вниз – заниженная самооценка, робость, низкая уверенность в себе, шаткое положение в коллективе (ребенка не признают в коллективе.

Горизонтальная ось — ось времени. Левая часть оси ассоциируется с прошлым, а правая – с будущим.

  • Рисунок расположен левее от центра – ребенок больше устремлен в прошлое. Такие дети больше «в себе», строят мало планов и мало мечтают, проявляют мало активности.
  • Рисунок расположен правее от центра – ребенок устремлен в будущее, он часто на позитивной волне, очень деятельный и активный.

Анализируем элементы образа

Голова

Значение имеет положение головы и лица.

  • Если голова повернута вправо – ребенок нацелен на осуществление своих замыслов и планов. Если он что-то задумал – он это пробует реализовать, даже несмотря на то, что некоторые затеи он бросает на полпути.
  • Если голова повернута влево – планы и задумки в основном остаются в голове, ребенок не предпринимает попыток осуществить свои идеи из-за нерешительности.
  • Если голова расположена прямо – ребенок сосредоточен на себе, эгоистичен, имеет высокую самооценку.

Уши

Если к голове пририсованы уши – это означает, что ребенок готов слушать. Это может проявляться как познавательный интерес (слушает информацию), а может – как интерес к мнению других людей (во всем слушает других).

Глаза

В рисунке глаза – символ страха, особенно если они большого размера, четко прорисованы, много раз обведены. Заметные и большие глаза – символ сильного страха. Прорисованные ресницы говорят о некотором кокетстве, внимании к собственной внешности, желании понравиться.

Рот

Рот может быть нарисован по-разному: открытым, закрытым, просто линией или настоящими губами.

  • Четко нарисованные губы говорят о чувственности ребенка.
  • Если акцент сделан на язык – ребенок очень разговорчив.
  • Иногда нарисованы и губы, и язык. Это указывает на выраженность обоих качеств.
  • Если рот открыт, но ни языка, ни губ нет, особенно, если есть штриховка – ребенок очень боязливый, легко может испугаться, постоянно сомневается и не доверяет. Особенно это характерно подросткам.
  • Прорисованные зубы указывают на словесную агрессию. Эта агрессия обычно защитного характера, то есть ребенок может в случае чего ответить.

Лоб

Большой и высокий лоб – признак преобладания рационального начала, эрудированности.

Необычные детали на голове

Иногда дети рисуют на голове разные детали, которые тоже можно расшифровать.

  • Рога – агрессивность или желание защищаться, умение «пободаться» при надобности.
  • Перья – желание привлечь внимание, выделиться, стремление украсить себя.
  • Прическа, грива или шерсть – ребенок стремится обозначить, какого он пола, подчеркнуть это.

Конечности

Нарисованное существо может стоять на ногах или лапах. Их вид тоже говорит о внутреннем состоянии ребенка.

  • Массивные, крепкие конечности указывают на то, что ребенок по жизни крепко стоит на ногах. Ему есть на что опереться, он взвешенно принимает решения, обдумывает свои действия.
  • Слабые, тонкие ноги или их отсутствие, указывают на хлипкость внутренних позиций, убеждений. Решения ребенок принимает скорее импульсивно, его суждения не глубокие.

Отдельное внимание нужно обратить на то, как конечности соединяются с туловищем.

  • Если соединения прорисованы хорошо – ребенок тщательно контролирует свои рассуждения, мыслит логично и последовательно.
  • Если соединения прорисованы небрежно или вообще отсутствуют – ребенок слегка как бы оторван от реальности, его размышления хаотичны.

Кроме ног или лап ребенок может рисовать и другие конечности. Они могут служить украшением, а могут нести какую-то функцию.

  • Крылья, панцирь, дополнительные конечности указывают на то, что ребенка привлекают разнообразные сферы деятельности, он всесторонне развит, многим интересуется, легко заводит знакомства. Такие дети уверены в себе и легко занимают свое место в жизни.
  • Нарисованные щупальца указывают на то, что ребенок почти всегда действует смело.
  • Различные бантики, украшения на рисунке выявляют в ребенке желание привлечь к себе внимание, демонстративность и манерность.

Интересным элементом в образе является хвост:

  • Если хвост нарисован справа – у ребенка высокая самооценка, он положительно воспринимает себя и свои действия. Если слева – ребенок склонен к самокритике.
  • Если хвост смотрит вверх – ребенок активен и уверен в себе, если вниз – ребенок подавлен, недоволен собой.

«Три дерева»

Изучая детские рисунки, можно не только анализировать то, что ребенок рисует спонтанно, но и давать задание. Очень простым и информативным является рисуночный тест «Три дерева».

Предложите ребенку нарисовать на листе три дерева, а потом назвать, кто из деревьев папа, кто мама, а кто — сам малыш (деревьев может быть больше, по количеству членов семьи). В этом рисунке нас будет интересовать размер деревьев. Ключ к разгадке кроется в том, что ребенок соотносит деревья с членами семьи не по физическому росту/размеру, а по той доле влияния, которую этот член семьи. Так, например, если ребенок ассоциирует себя с самым маленьким деревом – радоваться не чему, ведь это говорит о том, что мнение ребенка в семье не значимо. Родителям стоит давать ребенку больше самостоятельности в принятии решений и прислушиваться к его желаниям. Самой гармоничной будет картинка, когда все деревья равны. Да, конечно, ребенок может сравнить себя с маленьким деревом т.к. сам маленький, но смысл заложен глубже. Вот тут об этом написано немного подробнее — http://grigorieva-elena.ru/metodika-test-tri-dereva/

Тайна цвета

Расшифровка цвета – одно из самых сложных. Каждый цвет имеет неоднозначное психологическое значение, а кроме этого, для каждого ребенка смысл цвета может быть своим. Именно поэтому расшифровывать значение цвета нужно опираясь на уже полученные из рисунка сведения: цвет может подчеркивать выраженность выявленных качеств или придавать им особый психологический смысл.

Психологически цвета обычно трактуются так:

  • Красный цвет – символ страсти, любви, но в некоторых случаях символизирует тревогу, агрессию, сильный негатив и ощущение опасности.
  • Синий цвет – цвет разума, логики, порядка. Другой его полюс – фантазии, безумство.
  • Желтый цвет – цвет жизнелюбия, символ открытости и свободы. Иногда олицетворяет ревность, лживость, зависть.
  • Оранжевый цвет очень энергичный, знак силы и личностной зрелости. Его обратная сторона – воинственность и стремление к борьбе.
  • Зеленый цвет роста, взросления, надежды на лучшее. Иногда обозначает незрелость или болезненность.
  • Фиолетовый – загадочный цвет, символ гармонии и тайного знания. Может обозначать тревогу, депрессию, уход в себя.
  • Черный может быть солидным и торжественным, а может быть траурным.
  • Белый цвет – цвет чистоты, но иногда это знак внутренней опустошенности и траура.
  • Серый цвет в целом нейтральный, его негативная трактовка – запутанность, меланхоличность.

Сопоставляя результаты всех методик работы с детским рисунком, можно узнать о ребенке то, что скрыто глубоко и невооруженным глазом не видно. Любые выявленные переживания и проблемы нужно обязательно прорабатывать. Первое лекарство – мамина любовь, забота и внимание. Более глубокие проблемы лучше решать со специалистом. Проводите со своим малышом как можно больше времени, вместе играйте и рисуйте – это поможет лучше разглядеть проблемы и даст понимание, как можно помочь ребенку.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Как научить ребенка различать цвета —

Психология детского рисунка

Тайны детского рисунка

по соннику Лоффа

Как объект ваших сновидений ребенок представляет собой нечто, требующее заботы и внимания. Здесь важно определить – исходит ли чувство ответственности от вас самих или оно навязано извне. Сон с участием ребенка может сниться женщинам детородного возраста как отражение заложенного в них инстинкта деторождения. У мужчин такие сны сигнализируют об определенной доле беспокойства, особенно для сексуально активных мужчин, которое, видимо, связано со страхом перед обязательствами отцовства.

Ребенок во сне

по соннику Нострадамуса

Ребенок – символ надежды, будущего. Если вам приснилось, что ребенка укусил зверь, то этот сон свидетельствует о том, что в будущем на Земле появится большое количество вампиров, которые в первую очередь будут представлять серьезную опасность для детей. Сновидцу такой сон пророчит встречу с Антихристом, который захочет сделать его своим учеником. Увидеть во сне беременного мужчину – знак того, что в будущем все-таки случится то, о чем говорят уже на протяжении многих лет, то есть мужчина забеременеет и родит ребенка. Возможно, это произойдет не без вмешательства темных сил, но этот факт прославит этого мужчину и его ребенка на весь мир. Если во сне вы увидели ребенка-инвалида, то такой сон предупреждает все человечество о той опасности, которую представляет наша загрязненная атмосфера. Сновидцу этот сон пророчит встречу с человеком, который будет очень сильно нуждаться в его помощи. Увидеть во сне грязного ребенка на руках падшей женщины – сон говорит о том, что Земля находится в очень большой опасности. В будущем СПИДом будет заражено небывалое количество людей, и человечество окажется на грани вымирания. Но когда будет казаться, что бедственное положение уже ничто не изменит, появится человек, который изобретет лекарство от этой страшной болезни. Если вам приснился ребенок, у которого нет конечностей, то такой сон свидетельствует о том, что Земля находится в реальной угрозе. Из-за того, что окружающая среда очень сильно загрязнена, на свет будет рождаться очень много детей с различными физическими недостатками, а также психическими отклонениями. Увидеть во сне здорового улыбающегося ребенка – счастливый знак. На Земле наконец-то наступит счастливое время, когда миром будет править любовь. Люди перестанут бояться войн, нищеты и голода, а потому народят на свет множество здоровых красивых детишек. Увидеть во сне ребенка, бегущего по земле, – означает обновление и символизирует новое человечество. Сон, в котором ребенок сжимает змею или убивает ее, предрекает, что человечество найдет способ предотвратить угрозу ядерной войны. Если во сне вы увидели себя ребенком – это знак того, что вы подошли к той жизненной черте, когда необходимо пересмотреть и изменить свою жизнь. Увидеть плачущего ребенка – подвергать опасности свое будущее. Искать во сне своего ребенка – пытаться обрести утерянную надежду. Видеть во сне ребенка, срывающего цветы, – означает духовное просветление. Держать во сне на руках младенца – пытаться найти выход из затруднительного положения.

Приснился ребенок

по соннику Миллера

Видеть во сне плачущих детей – к плохому здоровью и разочарованию. Веселый, чистый ребенок – это вознагражденная любовь и много хороших друзей. Ребенок, гуляющий один, – знак независимости и пренебрежения недостойными мнениями. Если женщина видит во сне, что она нянчит ребенка, – ее ждет обман от того, кому она больше всех доверяет. Плохой знак – видеть во сне, что вы берете на руки своего больного ребенка, если у него жар: этот сон предвещает душевное страдание и печаль.

Увидеть во сне приемных родителей или детей

по соннику Лоффа

Если вам снятся приемные родители или дети, возможно, вы пытаетесь удовлетворить чью-либо потребность в дополнительной заботе и опеке. А может, вы сами ищете этого.

Приснилась колыбель

по соннику Миллера

Видеть во сне колыбель с прекрасным ребенком в ней – предвещает процветание и привязанность к вам замечательных детишек. Качать своего ребенка в колыбели – означает серьезное заболевание кого-то из членов семьи. Для молодой женщины видеть во сне, что она качает колыбель, – зловещий знак падения, гибели. Ей следует остерегаться сплетен.

Значение сна про эмбрион

по соннику Фрейда

Приснившийся эмбрион - для женщин это символ того, что возможна беременность. Если она нежелательна, то в ближайшее время нужно сделать все возможное для предохранения. Когда такой сон увидел мужчина, значит, его ждет сообщение о скором отцовстве.

Молодость

по Аюрведическому соннику

Если Вам снится молодой человек или девушка, то это является предвестником наслаждения. Если Вам снится, что Вы молоды, то это может говорить о Вашей скорой болезни или даже смерти.

К чему снится молодеть

по соннику Цветкова

ошибаться или обмануться; к неприятностям в связи с недавним знакомством; больным - к ухудшению.

К чему снится кукла

по соннику Цветкова

странная зависимость; странные отношения.

К чему снится молодым

по соннику Цветкова

быть - к здоровью.

Приснилась молодежь

по соннику Миллера

Видеть во сне молодежь – предвещает улаживание семейных раздоров и благоприятное время для планирования новых предприятий. Видеть во сне, что вы снова молоды, – означает, что ваши мощные усилия вернуть утраченные возможности не будут иметь успеха. Для матери видеть своего сына снова младенцем или маленьким ребенком – предвещает, что старые раны затянутся и у нее опять появятся ее юношеские надежды и жизнерадостность. Если ребенок кажется умирающим, то ее ждут несчастье и страдание. Видеть ребенка в школе – предвещает ей благоприятные возможности для процветания ее дома и извлечения пользы из открывающихся перед ней обстоятельств.

Приснилось усыновить

по соннику Миллера

Видеть во сне своего приемного ребенка или кого-то из приемных родителей означает, что вам будет сопутствовать большая удача и помощь посторонних вам людей. Видеть во сне, что вы или кто-то другой усыновляет ребенка, означает, что вам предстоит неудачная перемена места жительства.

Увидеть во сне сиротский приют

по соннику Лоффа

Как правило, такой сон символизирует пренебрежение, поиск места в жизни, возможность применить на деле силу своей благотворительности. В большинстве случаев смысл зависит от вашего положения в сценарии сновидения о приюте. Если вы, работник приюта, хотите усыновить ребенка из приюта или просто посещаете это заведение, то вы являетесь носителем мировой справедливости, и такое положение требует детального осмысления. Возможно, вы пытаетесь восстать и бороться с несправедливостью, хотите компенсировать несправедливость действий, которые вы совершили в реальной жизни. Если вы играете роль помещенного в приют ребенка, следует проанализировать и изучить природу ваших отношений с людьми в реальной жизни. Чувствуете ли вы принадлежность к этому миру или находитесь в постоянном поиске своего места в нем?

Приснилась погремушка

по соннику Миллера

Видеть во сне, как ребенок играет своей погремушкой, – добрый знак, обещающий мир и лад в семье, а также честное и доходное предпринимательство. Девушке этот сон обещает раннее замужество, отмеченное нежной о ней заботой. Дать ребенку в руки погремушку означает неудачное помещение капитала.

К чему снится погремушка

по соннику Цветкова

ребенок играет - брак и скорые дети; известие, содержащее согласие на брак, свадьбу.

Значение сна про забеременеть

по соннику Фрейда

Если женщине приснилось, что она забеременела - в реальной жизни это сулит ей знакомство с новым поклонником, отношения с которым будут гораздо более продуктивными, нежели те, которые связывали ее с предыдущим партнером. Если вдруг такой сон приснился мужчине, то он сулит неприятности в отношениях с женщинами. Ваш теперешний союз может осложниться нежелательными последствиями.

К чему снится игрушка

по соннику Цветкова

обман; покупать - вести.

К чему снится коляска

по соннику Цветкова

предложение (женщине); беременность (если там что-то лежит); для мужчин - новое дело; пустая - разочарование; дело не выйдет или связь расстроится.

Приснился аборт

по соннику Миллера

Если женщина видит во сне, что она соглашается на аборт, то этот сон является предостережением: по-видимому, она собирается предпринять нечто такое, что повлечет за собой неприятности. Если такая операция снится врачу, то этот сон предупреждает его против пренебрежения своим профессиональным долгом.

К чему снится младенец

по общему соннику

Маленькие дети во сне - сюжет, к которому нужно отнестись внимательно. Итак, что же говорят различные сонники об этом, и как правильно толковать подобные сны.

К чему снится младенец по соннику миллера

по соннику Миллера

Грудной ребенок во сне является предвестником приятной неожиданности. Купание его во мне намекает на удачное разрешение сложного положения, из которого никак не получалось найти выход. Целовать малыша во сне - символ прекрасного самочувствия и физической формы до старости. Хворающий младенец - знак неурядиц в семейных отношениях. Если малыш снится молодой женщине, ей могут предъявить потакание вольному поведению неких людей. То же самое значит сон, в котором женщина видит себя ребенком.

Толкование снов про младенца по соннику ванг

по соннику Ванги

Болгарская прорицательница известна своими предсказаниями и личного, и мирового масштаба. Так, она говорила, что видеть много маленьких детей в ночных грезах - значит, небольшие трудности отнимут у сновидца много времени и сил на их преодоление, а вот глобальном плане это знаменовало глобальное увеличение рождаемости в мире. Плач малыша означает вызванные своими детьми или отпрысками близких родственников проблемы, также символизирует опасное положение нашей планеты. Это может означать грядущие войны, уход мужчин на них, трудности у женщин, а малыши действительно будут много плакать. Если у приснившегося младенца имеются какие-то болезни или даже инвалидность, это сигнал: разгульный образ жизни и вредные наклонности пагубно влияют на состояние здоровья сновидца, доставляя при этом неприятности его окружению. Если же он ведет себя достойно, то такое сновидение может свидетельствовать о предстоящем экологическом бедствии. Играть с дитем - сигнал о скором уходе с нелюбимой работы, возможности найти занятие по вкусу. А вот если ребенок во сне пропал и его приходится искать - такой сюжет означает, что и без того нелегкую ситуацию усугубят новые мелкие незадачи. Если младенец во сне это вы сами, то стоит задуматься над своим образом жизни и отношением с окружающими людьми. Ваши несерьезные поступки обижают их и выглядят неуместными.

Исламский сонник: младенец

по исламскому соннику

В Коране можно найти слова о том, что будущего пророка Моисея, будучи младенцем, подобрала семья Фараона, чтобы он оказался для них врагом и напастью. Мусульмане считают, что ребенок во сне, особенно больной, символизирует врагов, льстецов, тревоги и опасности, которые придут в жизнь сновидца. Рождение младенца также говорит о заботах. Здоровое, жизнерадостное дитя во сне - предвестник любви и благополучия, отступления всех неудач. Держать его на руках - к улучшению финансового положения.

Толкование снов про младенца по соннику фрейда

по соннику Фрейда

Маленький ребенок, считал знаменитый психоаналитик, символизирует мужские и женские гениталии, при этом его половая принадлежности не имеет значения. Плачущий малыш связан с оргазмом, а вот возня или игра с ним отражает склонность к самоудовлетворению. Если сновидец явился спасителем младенца от угрозы смерти, это означает что он внутренне созрел, готов к созданию семьи и рождению детей.

К чему снится младенец по соннику лоффа

по соннику Лоффа

Сны про маленьких детей, считал Лофф, служат отражением наших дум и эмоциональных переживаний, ведь дети чувствуют все глубже и их поведение гораздо более искреннее, чем у взрослых. Если малыш во сне приходится родным, это означает горячую потребность сновидца в продолжении рода. Если же наяву таких чувств он не испытывает, ему следует проанализировать свои взаимоотношения со старшими людьми: педагогами, наставниками, родителями. Скорее всего, что-то складывается неправильно, причиняя огорчения или неудобство обеим сторонам. Подобное сновидение может выражать ваше стремление оказать влияние на делового партнера или вторую половину, другого человека в ситуации, когда отношения с ними выходят из-под контроля.

Эзотерический сонник: толкование снов про младенца

по эзотерическому соннику

Последователи этого учения считают, что сны про маленьких детей имеют позитивное значение, считаются добрым знаком. Единственное исключение - держать малыша на руках или он является собственным ребенком. В такой ситуации придется изменить свои цели и мечты. Если же в реальности сновидец не имеет детей, то может смело затевать деятельность, которая принесет ему хорошую прибыль и успех.

Младенец: сонник нострадамуса

по соннику Нострадамуса

Приснившийся младенец символизирует мечты о светлом будущем, веру в благополучные перемены. Сценарий сна подскажет, как истолковать его соответственно реалиям. Укушенный во сне животным ребенок означает встречу сновидца с Антихристом, который пожелает склонить его на сторону зла, а в масштабе планеты это может обернуться вторжением вампиров, представляющих особенную угрозу для детей. Видеть во сне ребенка-инвалида - сигнал о том, что некоему персонажу необходима ваша помощь, а в глобальном плане предупреждает об опасности, могущей спровоцировать загрязнение атмосферы. Если малыш во сне не имеет конечностей, данный факт может предсказывать появление на свет большое количества детей с физическими и психическими нарушениями. Держать малыша на руках - придется искать способ урегулирования сложившихся трудностей наяву. Маленький ребенок находится на руках у женщины легкого поведения - знак, предвещающий угрозу вымирания населения Земли из-за серьезной болезни. Некоторые исследователи трудов Нострадамуса полагают, что он имел в виду СПИД. Плач грудничка предвещает сновидцу грядущие неприятности, а вот его улыбка - спасение человечества от войн, голода. На планете наступит благополучие, и в этой атмосфере счастья и любви на свет начнут появляться здоровые дети. Если увиденный во сне младенец - вы сами, возможно, следует пересмотреть свои убеждения и взгляды, что-то изменить в жизни.

Сонник цветкова: толкование снов про младенца

по соннику Цветкова

Малыш во сне может символизировать скорые известия, которые вызовут удивление. Снится голый младенец - к беде, а вот жизнерадостное, счастливое дитя - к веселью и удаче. Некрасивый или грязный ребенок может указывать на появление нежданных хлопот, разбирательств, проблем. Если вы или другой человек целует новорожденного во сне - знак безмятежной, мирной жизни в ближайшем будущем.

Приснились дети

по соннику Миллера

Видеть во сне красивых детишек – предвещает необычайное процветание, счастье и благо. Для матери видеть во сне своего ребенка легко больным – означает, что у него всегда будет крепкое здоровье, но ее будут беспокоить другие мелкие неприятности, связанные с ним. Видеть, как дети работают или учатся, предвещает мир и благосостояние. Видеть во сне своего ребенка безнадежно больным или мертвым – означает, что у вас есть причины для страха, так как возникают ужасные угрозы его благополучию. Видеть во сне мертвого ребенка – к беспокойству и разочарованию в ближайшем будущем. Огорченные чем-то, плачущие дети – знак грядущих неприятностей, тревожных предчувствий, коварства и не доброты ваших мнимых приятелей. Играть и возиться с детьми – означает, что вы достигнете цели во всех коммерческих и любовных делах.

К чему снятся дети

по соннику Цветкова

целовать - спокойствие; бить детей - успехи; дурачатся - счастье в личном, в семье; собственные - могут означать глаза сновидца; чужие - новые возможности.

Увидеть во сне детей

по соннику Лоффа

Дети – образ, заслуживающий особого внимания, потому что он передает истинное отображение всех наших мыслей и переживаний. Дети всегда боятся того, чего стоит бояться; у них обостренное чувство справедливости, они четко разграничивают добро и зло; им также свойтвенно откровенное выражение своих чувств объектам как обожания, так и ненависти. Вам снится дружба с ребенком? Трактовка неоднозначна. Если этот ребенок существует в вашей реальной жизни, то это просто проецирование вашего желания. Если же ребенок незнаком вам, то, возможно, это вы сами в прошлом. Главный элемент толкования – как вы себя ведете и как связаны с этим ребенком. Если во сне вы становитесь родителем и видите своих собственных детей – вполне вероятно, что это обычное воплощение желания. Однако это может быть и указанием на то, что не ладятся отношения с вашими родителями или другими важными для вас людьми. Кроме того, видеть себя родителем означает потребность в реализации стремления оказывать на кого-то влияние. Например, отношения с кем-то из вашего окружения выходят из-под контроля, и вы хотите вернуть все на круги своя. А поскольку большинство из нас испытало на себе властное отношение родителей, мы, становясь взрослыми, можем совершать во сне то же самое. Еще один возможный вариант – это сон, в котором вы сами являетесь ребенком, в то время как другие проявляют свою авторитарность по отношению к вам и пытаются вас контролировать. К примеру, вам снится, что вы, как в детстве, играете на работе в переодевания, а все ваши коллеги – обычные взрослые люди. По отношению к реальности это может означать, что ваши коллеги авторитетнее вас.

К чему снится сон про детей

по соннику Ванги

Видеть во сне много детей – свидетельство того, что вам предстоит множество мелких проблем, каждая из которых потребует от вас дополнительного времени и усилий. Возможно, такой сон пророчит повышение уровня рождаемости на планете. Если во сне увидели себя ребенком, то в реальной жизни вы ведете себя не лучшим образом. Ваши детские выходки крайне неуместны и обижают окружающих вас людей. Увидеть во сне плачущих детей – сон предвещает мировую опасность. Наступят времена, когда мужчины уйдут на войну, женщины займутся несвойственными им делами, а дети прольют немало слез. Сновидцу такой сон пророчит беды от своих детей или детей близких родственников. Если приснились дети-инвалиды, то ваши пагубные привычки наносят вред не только вашему здоровью, но и здоровью окружающих людей. Иногда такой сон пророчит экологическую катастрофу на планете. Если вы увидели во сне своих детей, то вам следует быть внимательнее в отношениях со своими домашними. Вполне возможно, что своими действиями и словами вы сильно обижаете их. Искать детей – дурное предзнаменование. Вам не удастся найти выход из сложившейся ситуации из-за ряда мелких неурядиц. Играть во сне с детьми – знак того, что в реальной жизни вы ищете работу по душе, но, несмотря на свои поиски, вам придется еще некоторое время провести на старой нелюбимой работе, которая лишает вас последних сил.

Увидеть во сне усыновление

по соннику Лоффа

Тема усыновления/удочерения часто появляется в периоды коренных жизненных изменений или кризисов. Усыновление/удочерение говорит об остром дефиците человеческого общения или о потребности в дополнительном общении. Подобные сны снятся накануне переездов, перемены места работы, перед свадьбой или в периоды неопределенности. Причем важно, кто вас усыновляет/ удочеряет и какие отношения у вас складываются с приемными родителями, чувствуете ли вы по этому поводу радость, беспокойство или неуверенность. Вот пример сна, который приснился двадцатичетырехлетнему молодому человеку накануне собственной свадьбы: «В окружении незнакомых людей я сижу за карточным, столом и играю в игру, правил которой не понимаю. Они пытаются научить меня, но не умеют говорить по-английски. Я поднимаюсь, чтобы уйти, но они ведут себя со мной, как с собственным сыном, и отвозят домой». Из-за несоответствия традиций вы можете чувствовать себя неловко в новой семье, но при этом ощущать искреннее расположение со стороны приемных родителей, что помогает вам преодолеть барьер новых отношений. Усыновлять/удочерять кого-то. В толковании такого сновидения важную роль играет пол видевшего сон. Как показывают клинические исследования, к бесплодию мужчины и женщины относятся с одинаковой степенью ответственности. Однако женщинам свойственно в отношении воспитания детей проявлять большее беспокойство, поэтому в критических ситуациях они пытаются выполнить свое предназначение продолжателя рода путем усыновления/удочерения ребенка. Для женщины важно понять роль внешних обстоятельств и статус ее Я в жизненном цикле. Были ли случаи бесплодия в вашем роду? Может быть, вы собираетесь забеременеть, но боитесь, что у вас ничего не получится. Факт усыновления/удочерения как для женщин, так и для мужчин может говорить о том, что вы видите себя кормильцем, опекуном. Люди все чаще и чаще видят свое предназначение в том, чтобы изменить жизнь другого человека к лучшему, поэтому поиск справедливости трансформируется в попытку помочь обездоленному. Если усыновление/удочерение вызывает у мужчины сомнения, то это сигнал тревоги по поводу мужской зрелости и соответствия общепринятым представлениям о настоящем мужчине. Кого вы усыновляете/удочеряете и почему? Возможно, новая связь или расставание вызывают у вас чувство неуверенности – и как раз оно-то и скрыто за вашими эмоциями. Испытываете ли вы необходимость в эмоциональной поддержке? Как остро ее вам не хватает? Или же вы чувствуете, что перед вами открываются новые горизонты?

К чему снится сын

по соннику Цветкова

умер - радостное событие; видеть мертвым - конец тревог; к хорошему в делах; видеть, как умирает, - к ссоре, тяжбе; воскресает- возвращение старых бед; для женщины - отношение с его отцом, мужем; если бездетная и не замужем - чувство, связь; для мужчины - возобновление отношений, дел, сам спящий; умер и хоронят, или потерялся (уехал) - разрыв с любимым или несчастье в семье.

Приснился сын

по соннику Миллера

Если у вас есть сын и вы увидите во сне его красивым и послушным – значит, у вас будет, чем гордиться, а стремиться Вы будете к высоким почестям. Если же вам приснится увечный или страдающий ребенок – значит, что вам следует опасаться какой-то беды. Если матери приснится, что ее сын упал на дно колодца, и она слышит оттуда его крик, – значит, ее ожидает много горя. Но если во сне ей удастся спасти сына – значит, угрожающая этим сном опасность будет тут же снята, и сон надо воспринять как побуждение к осмотрительности.

Увидеть во сне беременность

по соннику Лоффа

Беременность попадает в ваши сны двумя основными способами. Первый – это сны о себе, в период беременности, второй – ваша реальная беременность является «толчковым событием» и задает определенное его содержание. Любой человек может забеременеть в сновидении: такая возможность не ограничена ни половыми, ни возрастными препятствиями. Вообще говоря, беременность служит символом творчества, половой зрелости или богатства, Однако существует множество ситуаций, которые требуют дополнительного толкования. Если вы – мечтающая о беременности молодая женщина, в то же время не имеющая реального намерения забеременеть, такой сон может указывать на ваше пребывание в стадии первичного перехода к новой стадии самоанализа. Одним из архетипов по Юнгу является архетип родителя с превалирующим инстинктом сохранения рода. Видеть себя вовлеченным в деятельность в таком положении – значит наблюдать свой выход из стадии ребенка и переход на взрослый уровень. Если вы активны в сексуальном смысле, но не имеете намерений забеременеть, такой сон может быть гармоничным сопровождением вашего месячного цикла. В связи с таким сном могут возникнуть тревоги типа «а что если», которые требуют осмысления и разрешения. Мужчина, который во сне видит себя беременным, часто находится в ситуации, когда его мужественность или участие в воспроизводстве населения оказывается под вопросом. Такие сомнения часто приходят на ум мужчинам, которые видят себя менее активными в этом плане, нежели они хотели бы быть. Сон выступает в качестве компенсации, подчеркивая творческие стороны их личности. Беременные мужчины рожают не только детей, но и то, что каким-то образом оправдывает их миссию в этом мире. Факт беременности в реальной жизни может повлечь за собой разнообразные события в сновидениях. По своему характеру, эти события могут быть любыми: от самых жестоких до смехотворных. Это неудивительно, так как в реальной жизни беременность служит источником целого спектра ощущений – от волнения до эйфории. Другие типы снов, которые снятся во время беременности, могут иметь отношение к супружеской неверности, смерти партнера, хроническим проблемам со здоровьем, потере беременности вследствие несчастного случая или выкидыша, врожденным дефектам у ребенка, двойняшкам, тройняшкам, а также к повышенной плодовитости, где зачатия и вынашивания плода случаются чаще и вне зависимости от предохранения. Сны о неверности или смерти партнера часто возникают как ответная реакция на чувство незащищенности в связи с изменением во внешности или периодичности и характере сексуальных отношений в период беременности. Сны о хронических проблемах со здоровьем и дефектах ребенка принадлежат к категории отрицательного волеисполнения, а также это результат волнения, испытываемого женщинами в таком положении. Сны о множестве родов и повторных беременностях являются наиболее сложными. Иногда на определенной стадии беременность подавляет женщину. Это – следствие опасений по поводу способности должным образом справиться с ролью матери. Множественные беременности могут являться визуальным отображением этих страхов.

Ответы эксперта

ребенок

Взрослая племянница во сне была маленькой, года 2-3 и я её на руках сначала узкой тропинкой несла к ней домой, но мы отстали от её мамы, дороги я не знала, но девочка была умненькой и помнила куда идти, мы шли по частному сектору и дошли до высотного дома, я хотела позвонить, но мой телефон был разломан на две части, в итоге мы возле лифта но поднимаемся вверх по узким ступеням.(K, Svetlana)

Сон означает, что наяву вас ожидают испытания, которые будет не так просто преодолеть. Судя по описанному, наяву вы находитесь в ситуации, из которой пока не видите выхода из-за недостатка информации, вы никак не можете сориентироваться, что делать. Не опускайте руки, постепенно все сложится.

ребенок

Снится надвигающаяся катастрофа: столб темного дыма. Я кричу своим родственникам, что это ядерный взрыв, надо бежать. Хватаю маму на руки. Подул ветер с каким-то белым порошком. Когда все успокоилось, смотрю, а у меня на руках голый ребенок, какой-то неестественный: розовый, кожица, как у волдыря. (Мамы уже нет, мне 51.). К чему это?(Инна)

Сон, в котором появляется покойная мама, всегда является предупреждением о чем-то. Судя по описанию сна, наяву вы не уверены в собственных силах, какая-то текущая жизненная ситуация воспринимается вами как катастрофа. Возможно, сон говорит о том, что если вы успокоитесь, то происходящее станет не таким страшным, и постепенно все наладится .

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка . С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет . К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Домашняя иерархия

Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами . Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

Оценка «манеры письма»

Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно-если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек. Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе. Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли. Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения . Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения . В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

Палитра – зеркало души?

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение :

  • темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

От теории к практике

Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его.

Примеры анализа конкретных рисунков:

Детский рисунок 1

Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет).

Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Алеше. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра Лена находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага». «Манера письма» Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Алеши. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном ) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь - своеобразные антенны (со слов Алеши), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают». Палитра Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто - для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. Если Алеша потратил немало времени на ее изображение, наверно это является чем-то важным для него. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности. Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям Алеши, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.

Детский рисунок 2.

Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

Возрастной критерий Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный. Особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника. Интересно, что мальчику будто не хватает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его положение неустойчиво и изменчиво. Палитра Ребенок выбрал для себя фиолетовый цвет, что в сочетании с его неуверенным положением в семье (об этом было сказано выше) указывает на возможную психоэмоциональную нестабильность, частые перепады настроения. Для мамы маленький художник выбрал энергичный несколько хаотичный, желтый цвет. Папа – коричневый. В его образе внимание концентрируется на физическом теле. Такими ребенок видит своих родителей. «Манера письма» Фигуры крупные, угловатые – скорее всего, в общении ребенка присутствует некоторая прямолинейность и склонность к конфликтам (острые углы). Заметная штриховка и четко прорисованные зрачки дают основание предполагать наличие скрытой тревоги.

Детский рисунок 3

Петя, 6 лет.

Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к Пете. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения. Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь. Петя изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям. Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В рисунке Пети эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.

Детский рисунок 4

Полина, 7 лет.

Часто дети рисуют произвольно, без специального задания, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком случае мы наблюдаем несколько идеализированное представление ребенка о себе. Обратим внимание на рисунок Полины. Он расположен в верхней части листа, достаточно крупный и яркий. Можно говорить о позитивной самооценке ребенка, активности, эмоциональности. Вероятно, девочка отличается высоким самоконтролем, развитым интеллектом, общительностью. Но ей не хватает устойчивости (обратите внимание на акцентировано прорисованную линию земли и маленькие ножки ребенка). С психологической точки зрения речь идет о неуверенности в себе. Обычно так бывает в семье, где воспитывается один ребенок: ему уделяют, как это не парадоксально звучит, слишком много внимания, контролируют и направляют каждый шаг. Таким образом, ребенок лишен возможности как-то проявить самостоятельность. Постепенно привыкая к этой ситуации, ребенок боится сделать неверный шаг и ждет «ценных указаний». Может быть, Полине иногда стоит сделать свои собственные ошибки и учиться на них?

Детский рисунок 5

Александра, 4 года.

Рисунок динамичный, яркий, несколько хаотичный. Эмоциональным центром семьи, несомненно, является мама: вокруг нее сосредоточены тепло (солнце), ребенок, собака. Ее платье украшено рисунком. Обратите внимание, что себя Саша рисует как равную со взрослыми и только ножки до земли не дотягиваются. Характер у девочки, вероятно, боевой, импульсивный, мальчишеский. Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.

Детский рисунок 6

Петя, 4 года 6 месяцев

Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа. Обратите внимание на то, как различается штриховка одежды у членов семьи. У папы – в строго определенном направлении, костюм официальный. Вероятно и в жизни папа очень организованный, деловой человек. Фигуры на рисунке изображены очень плотно. Это может указывать на столь же тесные отношения и в реальности. Но нашему главному герою, похоже, необходимо для активной жизни большее физическое и психологическое пространство. На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!

Почти все дети с удовольствием рисуют. Рисунок – это и детская фантазия, и отражение того, что малыш увидел или чему научился. Это и игра, и обучение. Как часто мы гордимся, если рисунки получаются все лучше и лучше, но почти не обращаем внимания на то, что именно и как изображено на листе бумаги.

А ведь в детском рисунке отражается внутренний мир ребенка, именно поэтому психологи уделяют рисунку особое внимание. Потому что нарисовать ребенку легче, чем выразить что-то словами. Рисунок – это такой искренний рассказ о себе, о том, как ребенок воспринимает и себя, и свое окружение.

Для специалиста это еще и показатель психического развития ребенка, его восприятия, моторики, развития мышления и речи, его эмоционального состояния, поэтому так часто на консультациях психолог просит ребенка нарисовать конкретный рисунок, и оценивает его по определенным критериям. Как правило, рисуночные тесты являются дополнением к другим диагностическим методикам, и сами по себе никогда не являются основанием для какого-либо диагноза. Они помогают понять, как и о чем ребенок думает, как он что-то представляет, что он чувствует, и где могут быть проблемные ситуации.

На что стоит обратить внимание?

Посмотрите на детский рисунок более внимательно – и вы узнаете своего ребенка намного лучше. О чем он думает и мечтает? Чего он боится? Как он видит мир вокруг себя?

До 3-4 лет малыши только осваивают карандаши и фломастеры. Самые первые рисунки, как правило - всем известные “головоноги” – кружочки с палочками (руками и ногами) и глазками. А вот рисунок ребенка 5-7 лет уже довольно полно отражает и его внутренний мир, и его восприятие окружающего пространства.

Обращайте внимание на рисунки ребенка в целом. Какие эмоции они передают? Какое общее впечатление складывается? Как вам кажется, какие чувства испытывал ребенок, пока рисовал – он радовался, грустил, злился, сожалел о чем-то?

Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии.

О чем могут рассказать рисунки?

Психологи заметили, что некоторые рисунки могут рассказать о важных для ребенка вещах – о его семье и взаимоотношениях внутри семьи, о нем самом и о том, как он видит себя в мире. А мы с вами можем приоткрыть дверцу в мир, который видит ваш ребенок.

Рисунок семьи

Дети часто рисуют папу и маму, бабушку и дедушку, своих братьев и сестер. Давайте посмотрим на семью глазами ребенка:

  • Кто входит в состав семьи, кого рисует ребенок? Хорошо, если все члены семьи будут в сборе. А ведь иногда бывает и так, например, что в ответ на просьбу нарисовать свою семью, ребенок рисует себя, кошку и телевизор.
  • Какое настроение у членов семьи? Они дружные или ругаются друг с другом, спорят и ссорятся?
  • Рост и размер людей на рисунках – очень интересный показатель. Он может отражать и реальный рост (например, папа выше мамы), а может говорить и о том, кто в семье главный.
  • Как расположены фигуры на листе? Если вся семья нарисована вместе, а кто-то один отдельно и далеко, то это может быть и рисунком реальной ситуации (“папа в командировке”), и отражением восприятия ребенка – “папа с нами редко общается, мне его не хватает”.
  • Рисунок человека, похожего на себя, тоже интересно проанализировать. Как малыш воспринимает самого себя? О чем он мечтает, каким он хочет быть?
  • Обратите внимание, как ребенок изображает себя, насколько прорисованы части тела, одежда.
  • Как ребенок располагает себя в группе людей – если он меньше других людей или находится в стороне, то это может говорить о сложностях с общением.
  • Обратите внимание на настроение человечка на рисунке.

Нарисуй детский сад / Нарисуй свой класс

Рисунок ситуации - это прекрасный косвенный способ узнать, как ваш малыш чувствует себя в детском саду, в школе, у врача, в гостях, и что там происходит. Дети не всегда могут рассказать об этом напрямую, а вот через рисунок вы узнаете много интересных подробностей.

  • Спросите ребенка, где он на рисунке, что он чувствует, какой он – веселый или грустный, и почему.
  • Что делают и что говорят другие люди на рисунке – друзья, воспитатели, учителя.

А это уже может быть опасно!

Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке, и стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков. Но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание.

Вот некоторые тревожные сигналы, которые не стоит игнорировать:

Обратите внимание, как ребенок рисует

- Очень слабый нажим на карандаш, нечеткость линий , а у детей старше 5-6 лет – неспособность заштриховать (“закрасить”) область внутри замкнутой линии (штриховка выходит далеко за область контура, или значительно не доходит до контура).

О чем это может говорить? Эти проявления могут говорить о неврологических нарушениях, нарушениях зрения или опорно-двигательного аппарата или о нарушениях мелкой моторики. Стоит обратить внимание педиатра и невролога.

- На рисунке человека присутствуют изображения внутренних органов . Конечно, нарисованное сердечко у принцессы или принца – не в счет, или рисунок приема у врача. Но если ребенок часто изображает внутренние органы в подробностях, то стоит проконсультироваться у психиатра.

- Разрозненность частей тела на рисунке : руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны друг с другом и ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека.

Что это означает? Это может говорить о личностной дезорганизации или психических нарушениях. Желательно получить консультацию детского психолога или психиатра.

- Стереотипные рисунки : один и тот же рисунок повторяется много раз, с одинаковыми элементами, цветами, расположением на листе.

Что это означает? Это может быть признаком психологических нарушений – например, что-то является для ребенка очень важным, он не может прожить какую-то ситуацию, и постоянно рисует одно и то же. Рекомендуем проконсультироваться у психолога.

- На рисунках полностью отсутствуют люди и животные : ребенок рисует только неодушевленные предметы или абстрактные рисунки.

О чем это может говорить? Это может быть как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, например, аутистического спектра. Стоит проконсультироваться у невролога и детского психолога.

- Сильный акцент на агрессии – большие зубы у животных, стреляющее оружие у людей, изображения взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий. Большое количество предметов черного и красного цвета на рисунках.

Что это означает? Это признак, который может означать и сильный страх, и скрытую (или открытую) агрессию у ребенка, и пережитое им насилие, и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. Поговорите с ребенком – что он рисует и почему, что это означает. Как он себя чувствует после рисунка. Что его пугает или злит. И, конечно, проконсультируйтесь у детского психолога.

- Травмы у людей : иногда в рисунках отражается физическая боль ребенка, о которой он боится сказать. Посмотрите на травмы у людей или зверей на картинках, обратите внимание на место, где нарисован пластырь. Может быть, малыш ушибся или его что-то волнует? Спросите его об этом или осмотрите это место у ребенка.

- Полный отказ рисовать . Обычно дети легко делают то, что им дается без особого труда. Если же рисовать по каким-то причинам трудно – то это может быть показателем скрытых проблем.

Что это означает? Возможно, у ребенка недоразвита мелкая моторика, и ему действительно сложно рисовать (это вопрос для консультации у детского невролога). Полный отказ рисовать может быть и показателем психологических проблем – ребенок боится совершить ошибку, боится выразить себя, или даже он пережил травматическую ситуацию и боится проявляться свои чувства. В этом случае стоит обратиться к детскому психологу.

- Обращайте внимание на рисунки в целом . Если вы заметили, что меняются цвета, есть какие-то непонятные для вас изменения в теме рисунков – не стесняйтесь, спросите у детского психолога. Рисунок вашего ребенка может отражать его эмоциональное состояние в целом.

Рисунок – это прекрасный повод для общения!

Почаще говорите с ребенком о его рисунках. Это замечательный повод для беседы – вы узнаете, о чем ребенок думает, что его тревожит или вдохновляет, о чем он мечтает.

Можно задавать самые разные вопросы - “Что и кого ты нарисовал? Почему именно такого цвета? Почему предмет или герой расположен именно здесь? Что делают герои на рисунке, как они себя чувствуют? Кого или чего не хватает на рисунке?”

Иногда ребенку сложно что-то сказать напрямую, но он это может выразить через рисунок и свой рассказ о нем. Это очень хороший способ больше узнать о своем собственном ребенке – о его внутреннем мире, о его восприятии других людей. А еще это полезно самому ребенку – ведь он учится рассказывать, строить предложения и выражать свои мысли и чувства.

Словом, если отнеситесь к детским рисункам более внимательно, и вы увидите мир глазами вашего малыша и сможете лучше его понять.

Когда малыш берет в руки карандаши или кисточку и краски, это всегда вызывает умиление и восторг у родителей. Первые «каляки-маляки» многие мамы и папы хранят трепетно и нежно всю жизнь. Но рисунки крохи часто вызывают немало вопросов у родственников, которые хоть что-то слышали о психологическом «цветном» тестировании. Особенно часто обеспокоенные родители задаются вопросом, почему малыш рисует мир в черном цвете и что это означает?

Выбор цвета

Цветовой тест, разработанный доктором Максом Люшером,- это метод диагностики психофизического состояния человека. Он основан на цветовых предпочтениях. По тому, какой цвет выбирает испытуемый в качестве любимого, можно определить уровень его стрессоустойчивости, психическое состояние в этот момент жизни, активность, способность налаживать контакты и даже предпочтения в профессиональной ориентации. Люшер утверждал, что выбор цвета - это наше «бессознательное», и его метод диагностики является «глубинным», то есть идущим из подсознания, а потому наиболее точным.

Особенности цветовосприятия у детей

Макс Люшер, безусловно, выдающийся психолог, и придуманный им тест сегодня – один из наиболее важных для профессионального тестирования военных, сотрудников полиции и т.д. Но вот применим ли он к детям? Насколько достоверными будут результаты, если по методу доктора Люшера анализировать детский рисунок?

Начнем с того, что дети видят мир несколько иначе. Новорожденный вообще не различает цветов, воспринимает лишь контрастные сочетания – черное - белое, например. От 6 недель до 2 месяцев от роду кроха начинает видеть очертания предметов и свой первый цвет - красный. Постепенно он становится способен воспринимать и другие яркие цвета. К 3 годам малыш прекрасно различает синий, зеленый, желтый, в 3,5 года – черный, серый, коричневый.

Но ни в 1 год, ни в 2, ни в 3 ваш кроха при рисовании не выбирает краску целенаправленно. Иными словами, ребенку совершенно все равно, каким цветом раскрасить домик, машинку или портрет мамы, лишь бы краска была контрастной по отношению к листу бумаги. А какой цвет лучше всего видно на белом? Правильно! Черный!

Свое отношение к выбору цвета малыш начинается менять к 4 годам. Вот тогда он уже сам стремится рисовать красным, синим, зеленым и желтым.

Поэтому рисование черной краской до определенной поры не должно настораживать родителей и вызывать у них опасения. А тест Люшера к рисункам малышей практически неприменим. Психологи рекомендуют начинать цветовое тестирование к 8 годам. Ведь окончательное «цветное видение» окружающего мира у ребенка формируется примерно в 8-10 лет.

Причины

Диагностировать какие-либо проблемы психологического или того хуже психиатрического характера у ребенка лишь по рисунку не возьмется ни один даже самый гениальный психолог. Все специалисты знают, что составить более-менее внятную картину можно только соединив несколько методик: тест Люшера и беседу- описание, например. Мало одного детского рисунка черной краской, он должен рассказать, что и зачем он изобразил.

Какие могут быть причины у здорового ребенка рисовать картины в черных тонах?

  • Кризис 3 лет. В этом возрасте малыши начинают проявлять невероятное упрямство, отрицание и даже негативизм. Если кроха раньше заметил, что его творчество черной краской не вызывает у мамы восторга, озадачивает или даже пугает ее, он может решить для себя, что этот цвет маме не нравится. Тогда он намеренно будет раскрашивать картинку именно черным.
  • Начинающаяся болезнь или ненастная погода. У детей от 1 года до 5 лет очень развита чувственная сфера. Но не все малыш может выразить при помощи слов, как это делают взрослые. Если ребенок чувствует, что начинает заболевать, у него недомогание, он, еще не понимая толком происходящего, может начать выражать свое самочувствие в рисунке. А если за окном грязь, слякоть, и преобладают серые, черные, коричневые цвета, то он просто может изображать все, как есть – грязное, черное, мрачное. Ни в случае начинающейся болезни, ни в случае реакции на погоду нельзя говорить о нарушениях психоэмоциональной сферы у ребенка, если он рисует в траурных тонах.
  • Развитая фантазия . Часто дети, рисуя, одухотворяют картину. Они искренне верят, что изображенный домик - самый настоящий, или в нарисованной коробке можно что-то хранить. Если малыш закрашивает рисунок черной краской, он, вероятно, так пытается спрятать что-то в домике или коробке. Чтобы понять это, достаточно спросить его, что спрятано за чернотой? Для ребенка имеет значение не цвет, а информативное содержание его картины.
  • Темная одежда. Малыши, которым мамы покупают практичные темные вещи, которые меньше пачкаются, наиболее часто изображают на своих рисунках мир в черном цвете. Почему так происходит? Да просто они любят рисовать черным, поскольку привыкли ассоциировать себя с темным, а рисунок для крохи - частичка себя. Кстати, психологи утверждают, что дети, в гардеробе которых преобладает темная гамма, болеют чаще своих ярко одетых сверстников. Рекомендация тут одна – меняйте ребенку цвет одежды, и общий тон его художественных изысков обязательно станет ярче.

Когда начинать бить тревогу?

  • Если помимо рисунков черной краской ребенок демонстрирует другие странности в поведении. Например, сын или дочь рисует «черноту», и при этом почти не контактирует с ровесниками, взрослыми (кроме родителей), страдает ночными кошмарами, проявляет агрессию по отношению к животным и людям.
  • Если вашему ребенку уже 10 лет, а он продолжает рисовать черной краской, это может говорить о нарушениях психологического плана.
  • Если в рисунках ребенка преобладают агрессивные сюжеты – война, убитые люди, перечеркнутые черным лица, повторяющееся сочетание черного и красного цветов.
  • Если ребенок всегда рисовал яркие картины, а после каких-то определенных неприятных ситуаций в жизни начал использовать в своем творчестве только черный цвет , это может быть проявление послестрессового синдрома.

Мнение психолога

Каждый детский рисунок, как и его автор, уникальны и неповторимы. «Причесывать» всех детей под одну гребенку нельзя. Взрослые должны понимать, что нет на свете цветов хороших и плохих. Это лишь цвета. Значение имеет совокупность факторов. Чтобы понять, почему малыш рисует то или иное, важно знать, в каком настроении он взял в руки карандаши, о чем он думает в момент создания рисунка, как он себя чувствует.

Нередко цветовые тесты пытаются проводить в детских садах «умные» и «образованные» психологи с «многочисленными рекомендациями». Была бы моя воля, такие эксперименты я бы запретила на законодательном уровне. Потому что, каждый, кто изучал возрастную психологию в университете, как дважды два знает, что тестировать дошкольников тем же методом Люшера – неинформативно. И уж тем более делать какие-то негативные выводы на основе черно-белого творчества дошкольника!

Видеоконсультацию психолога о том, почему рисунок рисует черным, смотрите ниже:

Единственная допустимая диагностика по рисунку имеет право на существование при подготовке к школе. Школьный психолог может попросить шестилетнего ребенка нарисовать свою семью, например, или себя самого. И вывод будет делать строго ограниченный – умеет ли малыш рисовать пропорционально, и хорошо ли развита у него рука для последующего письма. И никаких тебе «рисует черным – значит, маньяк!».

Если ребенок рисует маму в черном цвете, себя, кота Ваську и соседку тетю Катю и при этом остается жизнелюбивым и позитивным ребенком, любит маму и кота, не боится соседку, ничего страшного, как мы уже выяснили, нет. Просто так ему больше нравится. Но если у крохи конфликт с кем-то из членов семьи, и изображать черным он начинает именно этого человека, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу или арт-терапевту.

Как выяснить, что ребенок имел в виду, создавая черную картину? Да очень просто. Детально расспросите его о сюжете рисунка. Выясните, кто, почему и зачем изображены на ней. Задавайте наводящие вопросы, чтобы чадо смогло более конкретно сформулировать мысли. И если ребенок сумеет рассказать, то по поводу бессознательного выбора черной краски переживать не стоит.

Впрочем, если малыш начал рисовать черным после какого-то стресса, не спешите записывать его в число депрессивных, страдающих людей. Рисунок для ребенка - способ выхода внутренней энергии. Не исключено, что по прошествии нескольких дней гамма изменится на более яркую. Если «темный период» в творчестве затянулся, и появились физические признаки неблагополучия малыша, проконсультируйтесь со специалистами. Они с помощью дополнительных методик смогут выяснить, что произошло и как помочь юному художнику.

Посмотрите видео, в котором психологом высказано одно из мнений по поводу того, почему ребенок может рисовать черным цветом:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!